Меню Рубрики

Какие методы анализа показателей финансовой отчетности

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии Вахрин, П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих предприятиях. М., — С. 41..

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

Международная практика разработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на разнообразных абсолютных и относительных типичных показателях, которые дают возможность не только проводить анализ статей баланса предприятия, но и делать сравнительный анализ по ряду предприятий отдельной отрасли хозяйства или таких, что занимаются аналогичными видами деятельности [24, С. 42]. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный период, но и за ряд лет, что отображает довольно продолжительный период деятельности предприятия. Это разрешает определять тенденции развития предприятия на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности, поскольку предприятия осуществляют как долгосрочное, так и среднесрочное и текущее планирование своей деятельности.

Основные методы финансового анализа, следующие:

  • — чтение отчетности;
  • — горизонтальный анализ;
  • — вертикальный анализ;
  • — трендовый анализ;
  • — расчет финансовых коэффициентов.

Чтение отчетности как один из методов анализа — это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности.

С помощью этого метода анализа отчетности определяют имущественное состояние предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными организациями, оценивают доход от основной деятельности и прибыль текущего года.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения разных статей отчетности в сравнении с предыдущим годом, полугодием, кварталом.

Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, который принимается за 100% (например, удельный вес дебиторской задолженности в общем итоге валюты баланса).

Трендовый анализ представляет собой определение основной тенденции развития во времени (тренда) показателей отчетности. В наиболее простом случае он может базироваться на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100%.

Финансовые коэффициенты отражают финансовые пропорции между различными статьями отчетности Вахрин, П.И. Там же. — С. 45.. Преимуществом финансовых коэффициентов является простота расчетов. Суть метода состоит, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:

  • — общепринятыми стандартными параметрами;
  • — среднеотраслевыми показателями;
  • — аналогичными показателями предыдущих лет (периодов);
  • — показателями предприятий-конкурентов;
  • — какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку они являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, чаще всего акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая какое-либо решение, финансовый менеджер должен оценить влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты [36, С. 17].

Финансовые коэффициенты можно условно разделить на четыре группы:

  • 1) Показатели эффективности производственной деятельности
  • 2) Показатели деловой активности
  • 3) Показатели ликвидности
  • 4) Показатели финансовой устойчивости

В зависимости от конкретных целей и задач можно выполнить финансовый анализ разной степени детализации. Единой методики нет, поэтому аналитики используют разнообразные наборы показателей.

Чаще всего оценку финансового состояния проводят с помощью финансовых коэффициентов, рассчитанных на основании показателей баланса и Отчета о финансовых результатах (См. Приложение А), с помощью этого способа изучаются такие важные аспекты финансового состояния и результатов деятельности предприятия, как ликвидность, долгосрочная платежеспособность, рентабельность.

Тем не менее, прежде чем пользоваться информацией бухгалтерских отчетов, надо убедиться в ее достоверности, убедиться в правильности их заполнения и точности сделанных арифметических подсчетов при выводе отдельных показателей. Согласованность показателей разных форм отчетности, в основном, проверяют сопоставлением. Некоторые показатели входят в разные отчетные формы и при правильном составлении отчета обязательно должны совпадать.

Необходимо помнить, что любой вывод и наиболее эффективная рекомендация, сделанные по результатам анализа, могут быть поставлены под сомнение, если документы не проверены и надлежащим образом не подготовлены.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

Для проведения финансового анализа предприятия используются определенные методы (См. Приложение Б).

Наиболее простой метод — сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод — группировки, когда показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В литературных источниках о финансовом анализе приводятся самые различные методы финансового анализа и их классификации. Их можно разбить на три основные группы:

  • 1) Методы, прямо или косвенно заимствованные из других наук
  • 3) Модели, используемые при проведении финансового анализа
  • 3) Методы чтения финансовой отчетности

Существуют различные классификации методов, которые могут быть применимы в финансовом анализе [38, С. 42].

Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа.

Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации. Перечислим некоторые из них.

Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.

Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др.

Эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования включают методы: системного анализа, машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.

Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.

Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели, известные, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности Бочаров, В.В. Финансовый анализ. М., 2009. — С. 67.. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. Анализ во втором разделе данной работы будет представлять собой построение дескриптивной модели.

Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

источник

Анализ финансовой отчетности организации – это процесс оценки финансовой отчетности компании (например, баланса или отчета о прибылях и убытках). Финансовые отчеты фиксируют финансовые данные, которые обычно оцениваются с помощью различных финансовых коэффициентов и методов. Оценка и анализ финансовой отчетности позволяют оценивать ликвидность, рентабельность, эффективность всей компании и процессов движения денежных средств. Цель анализа финансовой отчетности предприятия – выявление, как положительных, так и отрицательных тенденций в этих областях.

Обычно финансовая отчетность содержит данные за несколько лет. Анализ и аудит финансовой отчетности – оценочные методы определения прошлой, текущей и прогнозируемой эффективности компании. Финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности может дополняться анализом управленческой отчетности.

При анализе финансовой отчетности компаний обычно используются несколько методов, включая:

  • Горизонтальный анализ, который сравнивает финансовые данные за два года или более, как в абсолютном выражении, так и в процентах;
  • Вертикальный анализ отображает каждую категорию счетов в балансе в процентах от общей суммы счета;
  • Коэффициентный анализ – анализ показателей финансовой отчетности.

Обычно проведение анализа финансовой отчетности начинается с горизонтального анализа. Горизонтальный анализ финансовой отчетности предполагает, что компания работает в течении нескольких периодов, при этом данный анализ фокусируется на тенденциях и изменениях в финансовых отчетах с течением времени. Наряду с суммами, представленными в финансовых отчетах, горизонтальный анализ может помочь пользователю финансовой отчетности видеть относительные изменения с течением времени и выявлять позитивные или, возможно, тревожные тенденции.

Рассмотрим анализ финансовой отчетности предприятия на примере. Возможен анализ различных форм финансовой отчетности. Мы будем использовать отчет о прибылях и убытках (показанный ниже), чтобы объяснить, как можно подготовить трехлетний горизонтальный анализ.

Сравнительный отчет о прибылях и убытках

2014 2015 2016
Выручка 100 000 108 000 120 000
Себестоимость продаж — 78 000 — 82 000 — 90 000
Валовая прибыль 22 000 26 000 30 000
Операционные расходы — 17 500 — 19 400 — 21 600
Операционная прибыль 4 500 6 600 8 400

Табл.1. Пример анализа финансовой отчетности

В данном подходе к горизонтальному анализу назначается базовый год, а сумма каждой статьи финансовой отчетности в последующие годы конвертируется в процент от суммы за базовый год. Предполагая, что 2014 год является базовым, доходы за 2015 и 2016 годы составили 108% и 120% от суммы базового года.

Аналогичные вычисления были сделаны для остальных элементов отчета о прибылях и убытках, как показано ниже.

2014 2015 2016
Выручка 100 000 100% 108 000 108% 120 000 120%
Себестоимость продаж — 78 000 100% — 82 000 105% — 90 000 115%
Валовая прибыль 22 000 100% 26 000 118% 30 000 136%
Операционные расходы — 17 500 100% — 19 400 111% — 21 600 123%
Операционная прибыль 4 500 100% 6 600 147% 8 400 187%

Табл. 2. Пример анализа финансовой отчетности

Из этого экспресс анализа финансовой отчетности можно сделать выводы о некоторых интересных тенденциях. Суммы и проценты в долларах для каждой статьи финансового отчета увеличивались с каждым годом, но тенденции по каждому пункту отличались. Например, в 2016 году, когда выручка составляла 120% от суммы базового года, себестоимость проданных товаров была меньше – всего 115% от суммы базового года. Возможно, компания повысила отпускные цены и/или снизила стоимость запасов.

Обратите внимание, что чистая прибыль за 2016 год составила 187% от суммы базового года; хотя операционные расходы увеличились до 123% от суммы базового года, что было более чем компенсировано благоприятными тенденциями в доходах и себестоимости проданных товаров.

В дополнение к сопоставлениям с базовым годом могут быть проанализированы суммарные и процентные изменения от одного года к другому. Например, выручка за 2015 год увеличилась на 8 000 долл. или на 8% по сравнению с предыдущим годом, а доходы за 2016 год увеличились на 12 000 долл. или 11,1% по сравнению с предыдущим годом.

Как выбрать базовый год? По сути, выбор базового года зависит от конкретного пользователя финансовой отчетности. Например, когда инвестор пытается решить, покупать или продавать акции компании в момент, когда компания испытала значительные изменения, например, приход нового руководства или разработка новой линейки продуктов. В такой ситуации, возможно, за базовый год будет принят последний год перед изменениями.

Являются ли эти пропорциональные увеличения, которые мы рассчитали для вышеприведенного примера, положительными? Возможно, что конкуренты в той же отрасли показывают еще больший рост. Чтобы интерпретировать пропорциональные изменения, пользователю потребуется дополнительная информация – отраслевые средние показатели и/или показатели другой компании, которую пользователь финансовой отчетности также рассматривает в инвестиционных целях.

Вертикальный анализ финансовой отчетности проводится в целях определения общего финансового состояния, поскольку все суммы за данный год конвертируются в проценты от основного компонента финансовой отчетности. Анализ по вертикали или по размеру позволяет увидеть состав каждого финансового отчета и определить, произошли ли существенные изменения.

После того, как общая сумма активов каждого года устанавливается как 100% (или общие обязательства плюс акционерный капитал, поскольку суммы должны быть сбалансированы), суммы различных счетов рассчитываются в процентах от общей суммы активов.

Когда расчет завершен, сумма процентов всех счетов активов должна быть равна 100%. Величина в процентах по всем счетам обязательств и собственного капитала также будет равна 100% (см. таблицу ниже).

2014 2015 2016
Денежные средства 608 000 30% 755 000 29% 783 000 31%
Дебиторская задолженность 476 000 24% 500 000 19% 556 000 22%
Запасы 500 000 25% 615 000 23% 595 000 24%
Внеоборотные активы 441 000 22% 760 000 29% 591 000 23%
АКТИВЫ всего 2 025 000 100% 2 630 000 100% 2 525 000 100%
Кредиторская задолженность 115 000 6% 160 000 6% 65 000 3%
Задолженность по заработной плате 55 000 3% 65 000 2% 60 000 2%
Задолженность по налогам 18 000 1% 35 000 1% 25 000 1%
Векселя к оплате 87 000 4% 210 000 8% 175 000 7%
Акционерный капитал 400 000 20% 450 000 17% 450 000 18%
Добавочный капитал 600 000 30% 700 000 27% 700 000 28%
Нераспределенная прибыль 750 000 37% 1 010 000 38% 1 050 000 42%
ПАССИВЫ всего 100% 100% 100%
Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Табл. 3. Пример анализа финансовой отчетности

Вертикальный анализ баланса будет отвечать на вопросы, касающиеся счетов активов, обязательств и капитала:

  • Какой процент от общих активов классифицируется как оборотные активы? Какой процент от общей суммы обязательств и акционерного капитала составляют текущие обязательства? Какова доля запасов в активах? Со временем эта доля изменяется? Если «Да», то увеличивается или уменьшается?*
    *Ответы могут привести к дополнительным вопросам: Если доля растет, может ли это указывать на то, что компания испытывает трудности с продажей своих запасов? Если «Да», то это из-за усиления конкуренции в отрасли или, возможно, устаревания запасов этой компании?
  • Какой процент от общих активов составляет дебиторская задолженность? Со временем доля значительно изменяется? Если «Да», то увеличивается или уменьшается?*
    *Ответы могут привести к дополнительным вопросам: Если доля растет, может ли это указывать на то, что компания испытывает трудности с оплатой дебиторской задолженности? Если она снижается, это может означать, что компания ужесточила свою кредитную политику? Возможно, компания теряет продажи, которые она могла бы осуществить с менее жесткой кредитной политикой?
  • Каков состав структуры капитала или, другими словами, какой процент от общего объема активов составляют обязательства? Какой процент приходится на акционерный капитал?

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках помогает ответить на вопросы:

  • Какова доля выручки от реализации проданных товаров?
  • Каков процент валовой прибыли?
  • Какова совокупность расходов (в процентах), которые компания понесла в этот период?

Экспресс анализ финансовой отчетности, в приведенном выше примере за три года, показывает, что организация является довольно стабильной. Экспресс анализ финансовой отчетности будет более значимым, если сравнить показатели со средними показателями конкурентов или отрасли в целом, а также показателями за длительный период времени для одной компании. Если отмечены некоторые необоснованные колебания для одной компании с течением времени и/или проценты существенно отличаются от средних по отрасли, следует учитывать возможность искажения финансовой отчетности.

Методы анализа финансовой отчетности, как было указано выше, помимо горизонтального и вертикального анализа, включают коэффициентный анализ.

Существуют десятки различных коэффициентов, с помощью которых можно анализировать финансовую отчетность. В данной статье приведем несколько важных показателей и сгруппируем их по пяти основным категориям. Коэффициенты представлены в упрощенном виде, чтобы сделать их более понятными.

1. Коэффициенты ликвидности
2. Коэффициенты рентабельности
3. Коэффициенты платежеспособности
4. Показатели операционной эффективности
5. Показатели движения денежных средств

источник

Особенностью организации аналитической работы является применение разнообразных приемов и способов оценки финансовых показателей, которые имеет в своем распоряжении современная экономическая наука. На протяжении всей истории развития экономического анализа учеными и практиками были выработаны основные правила чтения финансовой отчетности. Отечественная методика финансового анализа предусматривает следующие стандартные методы анализа финансовой отчетности:

  • 1) предварительное ознакомление с отчетностью предприятия. Позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно;
  • 2) горизонтальный (динамический) анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений (выявленные изменения величин и их темпы за ряд лет дают возможность прогнозирования их значений). При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных;
  • 3) вертикальный (структурный) анализ. Позволяет изучать структуру финансовых показателей и давать оценку их изменений, позволяет проводить сравнительный анализ с учетом отраслевой специфики и сглаживать негативное влияние инфляционных процессов. Вертикальный анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы. На практике аналитикам следует объединять горизонтальный и вертикальный анализ (структурно-динамический);
  • 4) трендовый анализ (вариант горизонтального, прогнозный). Позволяет исследовать динамические ряды с определением тренда, с помощью которого формируют возможные значения показателей, следовательно, ведется анализ тенденций развития, т.е. перспективный анализ. Тренд – основная тенденция показателя. Прогноз на основании трендовых моделей содержит два элемента: точечный прогноз – единственное значение прогнозируемого показателя; интервальный прогноз – на базе расчета доверительного интервала, в котором с определенной вероятностью можно ожидать появление фактического значения прогнозируемого показателя. Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом;
  • 5) коэффициентный анализ (анализ относительных показателей). Выполняется расчет различных финансовых коэффициентов на основе данных отчетности, их факторный анализ с определением взаимосвязи и взаимозависимости различных, но логически сопоставимых показателей.

Данный метод занимает особое место в анализе, являясь наиболее эффективным, гак как финансовые коэффициенты наиболее точно позволяют:

  • • определить слабые и сильные стороны деятельности предприятия;
  • • указать направления, требующие дальнейшего исследования;
  • • выявить основные направления динамики показателей;
  • • определить степень воздействия факторов на изменение результативного показателя. Все это невозможно проследить, рассматривая индивидуальные показатели отчетности с использованием методов вертикального, горизонтального, трендового анализа. Вместе с тем качественное значение их зависит от надежности и сопоставимости показателей, участвующих в расчете. На числовое значение коэффициентов оказывает влияние использование альтернативных методов учета. Множественность коэффициентов, используемых в анализе, затрудняет однозначную оценку финансового состояния;
  • 6) сравнительный (пространственный) анализ – это внутрихозяйственный и межхозяйственный сравнительный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов и среднеотраслевыми. Преимуществом отраслевого сравнительного анализа является то, что в результате его аналитик глубже понимает содержание бизнеса и имеет возможность оценить его финансовые позиции и экономический потенциал. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития;
  • 7) факторный анализ – комплексное и системное изучение и измерение воздействия отдельных факторов на результативный показатель с использованием детерминированных или стохастических моделей анализа. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. В общем виде связь между результативным и факторными признаками имеет вид:

где У – результативный признак, Xi – факторные признаки.

В основу экономико-математической модели положены выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменения результативных показателей. Один из способов систематизации факторов – создание детерминированных факторных моделей, т.е. представление изучаемого объекта (результата) в виде произведения, частного от деления, алгебраической суммы. При моделировании используют различные методы: удлинения, сокращения, расширения. Классическим примером применения метода расширения является широко известная модель Дюпона (многофакторная модель рентабельности активов), которую можно представить в виде мультипликативной связи и получить влияние факторов. Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оцепить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

К специфическим методам анализа можно отнести:

  • • анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;
  • • анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;
  • • анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;
  • • отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия. Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.

К основным типам моделей, используемых в анализе, относятся:

  • • дескриптивные – модели описательного характера, основанные на использовании информации бухгалтерской отчетности;
  • • предикативные – модели прогностического характера, используемые для построения текущих и перспективных прогнозных оценок;
  • • нормативные – модели сравнения фактических результатов с ожидаемыми, используемые в основном во внутреннем финансовом анализе.

Кроме того, в настоящее время экономический анализ включает в себя большую совокупность различных способов и приемов, относящихся к данной науке и заимствованных из других наук.

Логико-экономические методы (традиционные). Процедура экономического анализа с использованием логико-экономических методов включает анализ показателей и начинается с использования абсолютных величин, на основании которых рассчитываются относительные величины, незаменимые при анализе явлений динамики.

С помощью средних величин определяют общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов. Процедура сравнения основана на классификации и систематизации явлений, а также нахождении причинно-следственных связей.

Неотъемлемой частью исследования является группировка, на базе которой строятся аналитические таблицы, используемые на всех этапах проведения анализа в целях наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, алгоритмов их обработки и полученных результатов.

Одним из самых информативных и распространенных инструментов анализа является индексный метод, основанный на относительных показателях, с помощью которого можно оценить изменение уровня объекта исследования; решить классическую аналитическую задачу выявления роли факторов в изменении результативного показателя, оценить влияние изменения каждого структурного элемента показателя на его общую величину.

Одним из методов детерминированного факторного анализа является метод цепных подстановок – элиминирование воздействия всех факторов, кроме одного, на результат при строго функциональной зависимости.

Балансовый метод отражает соотношения взаимосвязанных и уравновешенных показателей, итоги которых должны быть тождественны.

В целях наглядности и понятности широко применяется графический метод – условное изображение показателей в виде диаграмм и графиков. Экономико-математические методы в современных условиях нашли широкое применение, так как являются важным направлением совершенствования экономического анализа, повышая его эффективность.

Общепринятая классификация экономико-математических методов пока не выработана. Тем не менее выделяют следующие методы:

  • 1) методы элементарной математики и классической высшей математики, в частности дифференцирование и интегрирование в факторном анализе;
  • 2) математико-статистические и эконометрические методы, которые играют важную роль в прогнозировании показателей и строятся на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики;
  • 3) математическое программирование (раздел современной прикладной математики) – средство решения задач оптимизации производства;
  • 4) на основе методов экономической кибернетики анализируют экономические явления с точки зрения законов управления и движения информации, а наибольшее распространение получили способы имитационного моделирования, которые используют сочетание математических (формализованных) методов и экспертных оценок специалистов.

На разных этапах анализа могут применяться различные методы, разработанные изначально в других экономических науках и присущие только им, так как наблюдается процесс взаимопроникновения и взаимозаимствования научного инструментария различных наук, при этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их использования. В реальном анализе чаще всего используются комбинации различных приемов и способов.

Приведенные выше формализованные процедуры анализа бухгалтерской отчетности организации дополняются опытом, квалификацией, интуицией специалистов в области бухгалтерского учета и финансов, а также руководителей.

Но сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы не в полном объеме владеют методами и процедурами финансово-экономического анализа, а специалисты планово-финансовых и экономических отделов, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. В связи с этим неизбежно формирование службы, занимающейся анализом и оценкой финансово-экономического положения организации, основными задачами которой являются:

  • • разработка и заполнение бухгалтерской службой входных (с учетом уже используемых в бухгалтерском учете) и выходных форм документов с показателями с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы предприятия;
  • • составление (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) к выходным формам с расчетными показателями пояснительных записок с подробным анализом и выдачей рекомендаций по устранению недостатков.

источник

Методика и методология анализа финансового положения предприятия с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.12.2016 2016-12-27

Статья просмотрена: 3914 раз

Карпенко О. А. Методика и методология анализа финансового положения предприятия с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 417-419. — URL https://moluch.ru/archive/133/37337/ (дата обращения: 10.12.2019).

Читайте также:  Как делать анализ на английском

В современных условиях огромное значение имеет эффективное управление предприятием как динамическим процессом, который представляет собой умелое применение руководителем как неформальных так и формализованных методов управления, основанных на использовании различной информации. В информационное обеспечение процесса управления входит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность, а также данные оперативного учета и неформализованные внеучетные сведения.

Достоверность бухгалтерской отчетности в настоящее время, как и ранее, является камнем преткновения интересов инвесторов. В то же время российские стандарты формирования отчетности не могут быть использованы в качестве инструментов раскрытия реального финансового положения объекта инвестирования, так как слабо учитывают специфику деятельности организаций различных форм собственности и условий хозяйствования, при этом зачастую противоречат друг другу или не дают необходимого ответа. Подобная ситуация приводит к искажению отчетности и, как следствие, к отсутствию объективной оценки эффективности и результативности деятельности предприятия. Данные обстоятельства определили актуальность выбранной темы исследования.

Методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности представляют собой совокупность теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов, используемых для исследования процессов функционирования экономических субъектов. Каждый из инструментов анализа может быть назван методом в узком смысле этого слова.

Среди основных методов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности организации можно выделить:

– горизонтальный анализ, в рамках которого показатели за исследуемый период сравнивают с аналогичными за другие периоды;

– вертикальный анализ заключается в исследовании структуры показателей посредством постепенного перехода к более низким уровням детализации;

– факторный анализ заключается в исследовании влияния отдельных элементов деятельности предприятия на его основные экономические показатели;

– сравнительный анализ заключается в сопоставлении исследуемых показателей с аналогичными по отрасли или среди основных конкурентов;

Горизонтальный анализ сводится к построению аналитических таблиц, в которых на основании имеющихся абсолютных показателей проводится расчет относительных темпов их роста [1]. Целью горизонтального анализа является выявление абсолютных и относительных изменений в различных статьях финансовой отчетности за определенный период и оценка этих изменений. Горизонтальный анализ представляет собой сравнение каждой строки финансовой отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет определить тенденции изменения отдельных статей и провести исчисление темпов роста.

Вертикальный (структурный) анализ представляет собой исследование структуры итоговых финансовых показателей деятельности предприятия с оценкой влияния каждой рассматриваемой позиции на результат, отраженный в отчетности в целом [1]. Вертикальный анализ дает возможность проводить оценку деятельности предприятия по относительным показателям, что, в свою очередь, позволяет оценить структуру актива и пассива баланса, определить доли отдельных статей отчетности в валюте баланса. Целью вертикального анализа является расчет удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценки их динамики для того чтобы составить прогноз структурных изменений активов и источников их покрытия.

Горизонтальный и вертикальный виды анализа являются взаимодополняющими. Использование совокупности данных видов анализа позволяет построить сравнительный аналитический баланс, в котором все показатели разбиваются на три группы: показатели структуры баланса; показатели динамики баланса; показатели структурной динамики баланса. Сравнительный аналитический баланс лежит в основе анализа структуры имущества предприятия и источников его формирования.

Сравнительный анализ заключается в сопоставлении значений отдельных групп аналогичных между собой показателей [1]. При использовании данного метода анализа рассчитываются величины абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Сравнительный анализ предполагает сравнение сводных показателей отчетности предприятия, подразделений, цехов, а также сравнение показателей данной компании с показателями конкурентов, со средними по отрасли и средней величиной производственных показателей. Данный вид анализа позволяет проводить сравнения: фактических показателей с плановыми для оценки обоснованности плановых решений; фактических показателей с нормативными для выявления внутреннего резерва производства; фактических значений показателей отчетного периода с аналогичными за прошлые годы для выявления динамики изучаемых параметров; фактических значений показателей организации с отчетными данными других предприятий (эталонных или средних по отрасли).

В практике предприятий в основном используются следующие виды сравнительного анализа [2]:

  1. Сравнительный анализ значений финансовых показателей исследуемой компании со среднеотраслевыми показателями. В процессе анализа определяется степень отклонения основных результатов финансовой деятельности исследуемого предприятия от среднеотраслевых данных для оценки конкурентной позиции предприятия и определения резерва повышения эффективности его деятельности.
  2. Сравнительный анализ значений финансовых показателей исследуемого предприятия и его конкурентов. В процессе данного анализа исследуются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки направлений повышения его конкурентных позиций на рынке.
  3. Сравнительный анализ значений финансовых показателей отдельной структурной единицы и подразделения исследуемого предприятия (центров ответственности). Данный анализ проводится с целью получения сравнительной оценки и выявления резерва повышения эффективности деятельности его внутренних подразделений.
  4. Сравнительный анализ фактический и нормативных значений финансовых показателей. Данный вид анализа составляет основу контроля текущей деятельности предприятия. В процессе анализа определяется степень отклонения фактических показателей от нормативных, выявляются причины этих отклонений и разрабатываются направления корректировки конкретных направлений деятельности предприятия.

Сравнительный анализ является наиболее важным разделом анализа показателей деятельности предприятия. Он дает возможность получить информацию не только о делах предприятия в сравнении с его прошлым положением, но и в сравнении с другими аналогичными предприятиями. При этом важным моментом является, чтобы балансы сравниваемых предприятий были сопоставимы. При подобных сравнениях необходимо учитывать соответствие исследуемых периодом, размеры предприятия, правила его отнесения к той или иной отрасли и т.п.

Сравнение показателей одного предприятия может указывать на улучшение ситуации, в то время как внутриотраслевое сравнение может говорить негативной динамики в результатах деятельности предприятия согласно отраслевым меркам. Сравнительный анализ предприятий имеет особое значение в условиях меняющейся экономической ситуации для потенциальных инвесторов, банков, деловых партнеров, налоговых органов, региональных и федеральных органов власти и других заинтересованных лиц.

Факторный анализ заключается в оценке влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель деятельности предприятия на основании использования детерминированных и стохастических методов исследования [1].

Коэффициентный анализ — это изучение уровня и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе финансовой отчетности или бухгалтерского учета [1]. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базовыми величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и ряд смежных отчетных периодов. Ниже представлен коэффициентный метод анализа финансового состояния предприятия предложенный В.В. Ковалевым.

Трендовый анализ — часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования [1]. Тренд — это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

– изучить структуру временного ряда, включающую тренд — закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

– изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

– построить математическую модель временного ряда.

– анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда.

Рассмотренные методы применяются на всех этапах анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, итогом которого является формирование обобщающих показателей деятельности предприятия. При формировании данных показателей проводится исследование: технико-организационных и других условий деятельности предприятия; использования производственных ресурсов (основных средств, материальных ресурсов, труда и заработной платы); объема, структуры и качества продукции; затрат и себестоимости продукции. Большинство аналитических методов применяется в комплексе с различными типами моделей, позволяющих проводить структуризацию и идентификацию связи между показателями.

  1. Алексеева А., Васильев Ю., Малеева А., Ушвицкий Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие [Текст]. — М.: КноРус, 2015.
  2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 654 с.

источник

Элементы финансовой отчетности и их содержание

Финансовая отчетность компании содержит информацию, ко­торая согласно основным критериям объединяется в общие эконо­мические категории, называемые элементами финансовой отчетно­сти. К числу таких категорий относятся: активы, обязательства, ка­питал, доходы, расходы.

Активы — имеющие стоимостную оценку ресурсы организации, контроль над которыми она получила в результате свершившихся хозяйственных операций и событий., способные обеспечить ей в бу­дущем экономические выгоды.

Экономические выгоды — это в конечном счете большее поступле­ние денежных средств (их эквивалентов или иных активов) в резуль­тате использования активов, которыми располагает компания для осуществлении бизнес-процессов. Активы, вовлекаемые в хозяйст­венные процессы, могут принести экономические выгоды разными способами: каждый в отдельности или используемые в совокупности с другими активами для производства товарной продукции и ее по­следующей продажи в целях получения прибыли. Денежные средст­ва, получаемые от продажи продукции, представляют собой особый вид активов, назначение которого состоит в обеспечении платеже­способности организации, т.е. деньги используются для погашения денежных обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

В соответствии с основным временным признаком активы подразделяются на внеоборотные и оборотные (рис. 1.2).

Собственный капитал и заемные источники средств формируют совокупный капитал (совокупные пассивы), который представляет собой общую стоимость средств в денежной, материальной и нема­териальной формах, инвестированных в формирование активов компании, и выступает одним из трех основных видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Состояние капитала отра­жает структура пассива бухгалтерского баланса организации. Пока­затели пассива — это источники средств, которыми она располагает для ведения деятельности (рис. 5).

Собственный капитал представляет собой:

» стоимость активов, не обремененных обязательствами, т.е. чистые активы;

» финансовый ресурс, приносящий доход;

» главный источник роста благосостояния собственников ком­пании;

а барометр уровня эффективности бизнеса (его рост или сни­жение).

В состав собственного капитала организации включаются:

» уставный капитал, который состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный раз­мер имущества организации, гарантирующий интересы ее кредиторов;

* добавочный капитал, который отражает результат переоценки имущества организации; эмиссионный доход, полученный в резуль­тате реализации собственные акций по цене выше их номинальной стоимости; курсовые разницы как результат погашения задолжен­ности участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал иностранной валютой;

* резервный капитал, который создается за счет чистой прибы­ли в соответствии с законодательством (такими организациями, как открытые акционерные общества, кредитные организации, органи­зации с участием иностранного капитала) или с уставом организа­ции и предназначен для покрытия убытков, погашения обяза­тельств по облигациям, выплаты дивидендов по привилегирован­ным акциям: в случае недостатка или отсутствия прибыли;

« нераспределенная прибыль — финансовый ресурс, накоплен­ный путем реинвестирования части чистой прибыли, полученной за весь период деятельности организации, остающейся после ее рас­пределения собственниками, являющийся устойчивым источником роста внеобротных и оборотных активов.

Главный источник роста собственного капитала — прибыль, формируемая как чистый результат хозяйственной деятельности.

По завершении отчетного периода собственники компании должны принять решение об использовании полученной прибыли, часть которой может быть направлена на разного рода выплаты (ди­виденды, вознаграждения, благотворительные цели и т.п.) или при­соединена к собственному капиталу (капитализация). Принятие решения о распределении и реинвестировании прибыли должно соответствовать стратегическим целям бизнеса. Капитализация при­были создаст условия для роста вложении r производственную базу организации, увеличение масштабов коммерческого оборота и при эффективном использовании принесет компании и ее собственни­кам еще большую прибыль в будущем. Вместе с тем удовлетворение текущих материальных запросов собственников за счет части при­были в виде отчислений на выплату дивидендов — также весьма ак­туальная задача. Для ее решения компания должна осуществлять взвешенную дивидендную политику.

Обязательства компании представляют собой возникшую ранее задолженность перед физическими и юридическими лицами, пога­шение которой приведет к уменьшению экономической выгоды, т.е. к уменьшению активов. Наличие обязательств — это конкрет­ный долг, который необходимо погасить в установленный срок, ли­бо обязанность действовать (например, отгрузить оплаченную ранее покупателем продукцию). Иначе говоря, погашение обязательства предполагает либо передачу компанией денежных средств или иных активов в сумме, равной этому обязательству

Виды обяза­тельств организации, группированные по нескольким признакам, (представлены на рис. 1.6)

Доходы организации — это увеличение экономических выгод, ко­торое проявляется либо в росте активов, либо в уменьшении обяза­тельств, либо одновременно и в том и в другом. Доходы приводят к росту капитала организации. В зависимости от их характера, усло­вий получении и направлений деятельности доходы согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» подразделяются на виды, пред­ставленные на рис, J.7.

Расходы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации, представляют собой уменьшение экономических вы­год в результате выбытия активов (денежных средств, иного имуще­ства) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьше­нию капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В зависимо­сти от характера, функций и направлений деятельности расходы подразделяются на виды, перечисленные на рис. 1.8.

В бухгалтерской отчетности организации расходы должны быть отражены как минимум в двух ракурсах: по управленческим функ­циям (производственные, коммерческие, управленческие, прочие) и по элементам затрат (материальные, заработная плата, социаль­ные отчисления, амортизация, прочие). В соответствии с установ­ленными правилами учета расходы должны быть признаны в отчете о прибылях и убытках:

• с учетом связи между произведенными расходами и поступле­ниями (соответствие доходов и расходов);

• путем их обоснованного распределения между отчетными пе­риодами, когда расходы обусловливают получение доходов в тече­ние нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расхо­дами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

• по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (до­ходов) или непоступление активов;

• независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

• когда возникают обязательства, не обусловленные признани­ем соответствующих активов.

Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные в от­четном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы на подготовку и освоение производства, аренду объектов основных средств, рекламу, приобретение лицензий, оплату услуг и т.п. за последующие периоды). Расходы будущих периодов отража­ются в активе бухгалтерского баланса.

Объединяя определенные виды расходов в группы, организация формирует показатели себестоимости. Термин «себестоимость» да­леко не однозначен, так как показатели себестоимости востребова­ны в оценке результатов деятельности хозяйствующих субъектов на разных этапах проведения финансово-экономического анализа. В общем виде себестоимость — это имеющая стоимостную оценку совокупность затрат живого и овеществленного труда, использован­ных в процессе производства продукции (выполнения работ, оказа­ния услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энер­гии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, при­знанных в соответствии с учетной политикой организации и участ­вующих в формировании прибыли.

Одним из принципов бухгалтерского учета, который во многом определяет отражение показателей в финансовой отчетности орга­низации, выступает денежная (стоимостная) оценка, т.е. использо­вание денежного измерителя в качестве универсального в системе экономической информации.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Правильное обоснование выбора того или иного метода денеж­ной оценки — залог адекватного отражения финансовых результа­тов деятельности компании, ее финансового состояния и в конеч­ном счете оценке эффективности всего бизнеса.

Существуют разные методы денежной оценки рис. 1.9.

Первоначальная стоимость актива может наряду с непосредст­венной ценой включать в себя дополнительные расходы, связанные с его приобретением или начисленные при его создании собствен­ными силами предприятия (транспортные расходы, страхование, таможенные пошлины и т.п.). Рыночная стоимость — текущая стои­мость товаров, услуг и т.д., определяемая на основе спроса и пред­ложения в каждый конкретный момент. Наиболее надежными ис­точниками информации о показателях рыночной стоимости на те или иные товары, услуги, финансовые инструменты служат публи­куемые в средствах массовой информации листинги, обзоры, а так­же другие источники.

Восстановительную стоимость довольно часто отождествляют с текущей рыночной стоимостью. Вместе с тем они могут не совпа­дать. Например, когда компания взамен выбывающего объекта ос­новных средств самостоятельно создает новый, то такие затраты мо­гут значительно отличаться от рыночной стоимости приобретения аналогичного объекта.

Чистая стоимость реализации представляет собой разницу ме­жду ценой продажи актива и затрат, которые у компании возникают в связи с данной коммерческой сделкой (например, продажа основного средства может потребовать его демонтажа, такелажных работ).

Дисконтированная (приведенная) стоимость определяется для со­поставления денежных измерителей, удаленных во времени. При сопоставлении настоящей стоимости актива с будущими выгодами, которые предполагается от него получить, или настоящей стоимо­сти обязательства с денежными средствами, необходимыми для его погашения в будущем, проводится процедура дисконтирования бу­дущих денежных средств с использованием коэффициента дискон­тирования (приведения). Выбор ставки дисконтирования весьма субъективен. Он определяется с учетом многих факторов, напри­мер, общих инфляционных темпов, степени финансовых рисков, характерных для той или иной хозяйственной операции, уровня до ходности альтернативных возможностей использования капитала. Дисконтирование — процесс, позволяющий оценить заданную буду­щую стоимость с позиции более раннего момента времени с учетом временной ценности денежных средств.

Методы и методики анализа финансовой отчетности

Проведение анализа финансовой отчетности организации ста­новится возможным при использовании различных методик ее ис­следования. Таковыми могут быть, например, методики анализа от­дельных показателей деятельности хозяйствующего субъекта, мето­дики комплексного анализа, методики факторного анализа. В общем понимании методика это совокупность способов, пра­вил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Построение любой методики анализа финансовой отчетности должно быть ориентировано на соблюдение последовательности действии, связанных с определением:

• последовательности и периодичности исследования;

• способов изучения объектов анализа;

• технических средств обработки информации;

• характеристики документов для описания результатов анализа.

Существуют общие методикианализа, которые могут быть ис­пользованы для анализа разных объектов (например, методика ана­лиза ликвидности баланса), а также частные методики, конкретизи­рующие общую методику относительно конкретного предприятия с учетом специфики, масштабов деятельности, постановки задачи анализа.

К одному из важнейших элементов методики экономического анализа относится выбор способов (приемов, методов) исследова­ния, которые служат инструментами аналитического процесса на этапах: первичной обработки информации и ее систематизации; изучения динамики показателей, их взаимосвязи и взаимозависи­мости; определения влияния факторов на результативные показате­ли; выявления резервов; определения перспектив повышения эф­фективности хозяйственной деятельности.

К стандартным приемам анализа бухгалтерской отчетности от­носятся следующие.

1. Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей. Бухгал­терский баланс — наиболее информативный источник данных о со­стоянии капитала и имущества организации. В Бухгалтерском балансе зафиксированы итоги хозяйственной деятельности к мо­менту его составления. Баланс отражает финансово-экономическую ситуацию в организации. Чтение баланса — это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности пред­приятия, связи с другими статьями. Чтение баланса позволяет опре­делить и оценить состав капитала, обязательств и их элементов; внеоборотных и оборотных активов и их элементов; установить на­личие «болевых точек» — убытков, уменьшения валюты баланса. Показатели баланса отвечают на вопрос: «Что представляет собой предприятие на данный момент?» На вопрос: «В результате чего сложилось такое положение?» — отвечают данные Отчета о прибы­лях и убытках, а также примечания к финансовой отчетности.

2. Горизонтальный (динамический) анализ бухгалтерской отчетно­сти позволяет провести сравнение показателей во времени. Для это­го рассчитывают их абсолютные и относительные изменения. Абсо­лютные изменения (прирост или уменьшение) — разность между значением показателя за отчетный период (на отчетную дату) и зна­чением показателя за предыдущий период (на предыдущую отчет­ную дату). Относительные изменения — отношение значения пока­зателя за отчетный период (на отчетную дату) к значению показате­ля за предыдущий период (на предыдущую отчетную дату). Относительное изменение называется темпом роста, выраженном коэффициентом или процентом.

3. Вертикальный (структурный) анализ дает возможность срав­нить абсолютные величины отдельных показателей, формирующих совокупный итоговый показатель (суммы внеоборотных и оборот­ных активов, остатков незавершенного производства и готовой про­дукции и т.п.), а также сопоставить относительные характеристики отдельных показателей, установив удельный вес (долю) каждого в их общей итоговой величине. Например, удельный вес оборотных активов в валюте баланса на конец года (в процентах) рассчитывает­ся так:

4. Структурно-динамический анализ выявляет изменения (струк­турные сдвиги) удельного веса (доли) отдельного показателя на конец периода (или за отчетный период) по сравнению с его удельным весом на начало периода (или за предыдущий период).

5. Трендовый анализ — это анализ динамических (временных) ря­дов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития — тренда. Линия тренда отражает долгосрочную основную динамику показателя. Существуют разные приемы выявления тренда: сглажи­вание, выравнивание и др.

6. Коэффициентный анализ широко применяется для изучения бухгалтерской отчетности. Коэффициенты — относительные показа­тели, которые подразделяются на две группы: коэффициенты рас­пределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распре­деления показывают, какую часть (долю, удельный вес) тот или иной абсолютный показатель составляет от итога группы показателей. Коэффициенты координации представляют собой качественные ха­рактеристики, отражающие соотношения разных по существу абсо­лютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих раз­ный экономический смысл. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении отчетных величин с базисными, а также в изучении динамики за отчетный период и ряд лет. Исходя из ин­формационных возможностей бухгалтерской (финансовой) отчет­ности можно выделить четыре основные группы финансовых коэф­фициентов координации:

3) финансовой устойчивости;

4) ликвидности и платежеспособности.

На определенных этапах реализации той или иной методики анализа финансовой отчетности применяют качественные и коли­чественные методы (способы, приемы), с помощью которых исход­ную информацию обрабатывают, преобразуют, систематизируют, определяют влияние факторов, подсчитывают неиспользованные резервы и т.п. Количественные методы экономического анализа весьма разнообразны, что объясняется многообразием и сложно­стью анализируемых хозяйственных процессов.

В соответствии с положениями экономического анализа коли­чественные методы подразделяют на традиционные (статистиче­ские) и экономико-математические (рис. 1.10).

Традиционные методы используют для предварительной обра­ботки информации, систематизации, сравнения экономических по­казателей, исследования показателей в динамике, проведения фак­торного анализа функциональной зависимости.

Применительно к анализу деятельности организации стати­стическое наблюдение — это планомерное научно организованное фиксирование данных, отражающих разные стороны ее хозяйствен­ной жизни, запись информации по определенным правилам и в оп­ределенных аналитических целях.

Изучение любого показателя начинают, как правило, с анализа его абсолютной величины, которую сравнивают с абсолютной вели­чиной этого показателя за предшествовавший период, норматив­ной, плановой величиной. Сравнение проводят также со средней ве­личиной, исчисленной по совокупности аналогичных показателей, с лучшим показателем. Сравнение является на первый взгляд одним из самых простых способов анализа. Однако необходимо учесть, что адекватные выводы могут быть получены только при сравнении сопоставимых показателей.

Относительные величины применяются при анализе динамики разных показателей, а также в процессе изучения структурных по­казателей и их изменения. Выводы об изменениях показателей в ди­намике (во времени) можно сделать, рассчитав темпы роста (сниже­ния) в виде отношения величины соответствующего показателя к его базисной величине (базисный темп роста) или к его величине за предшествующий период (цепной темп роста).

Важную роль в экономическом анализе играют средние величи­ны, которые позволяют обобщать совокупность типичных, однород­ных показателей хозяйственной деятельности, выявлять закономер­ности и тенденции: средняя арифметическая, средняя взвешенная, средняя геометрическая, средняя хронологическая моментного ряда динамики и т.д.

С помощью метода группировки изучают разные экономические показатели с точки зрения выявления между ними причинно-след­ственных связей. В процессе применения метода группировки про­водят определенную классификацию показателей, а также факторов (причин), приводящих к изменению этих показателей. Группировка целесообразна в тех случаях, когда есть основание предполагать, что между изменением данного экономического показателя и фактора (или нескольких факторов) имеется связь.

Одна из главных задач анализа заключается в изучении причин изменения экономических показателей для оценки деятельности организации. Цель факторного анализа — количественное измере­ние влияния каждого отдельно взятого фактора.

Экономические показатели рассматривают в анализе как результат воздействия других показателей — факторов. Факторы — это причины, воздействующие на изучаемый экономический по­казатель, в ходе анализа которых получают количественную и ка­чественную оценку их воздействия на результативный показатель.

Разделение экономических показателей хозяйственной дея­тельности организации на результативные и факторные достаточ­но условно, так как практически каждый результативный показа­тель может быть использован в качестве факторного, оказывающе­го влияние на другой показатель более высокого порядка, и наоборот.

В процессе экономического анализа исследуют факторные модели, отражающие функциональные зависимости (детермини­рованные, жесткие связи), а также стохастические (вероятност­ные).

Важным моментом факторного анализа является выбор модели, адекватно отражающей зависимость между результативным показа­телем и влияющими на него факторами (причинами). В детермини­рованных (жестких, функциональных) факторных моделях выделя­ются три основных типа:

Факторный анализ показателей финансовой отчетности осно­ван на принципе элиминирования, т.е. устранения (игнорирования) влияния всех других факторов (причин) на изменение результатив­ного (итогового) показателя, кроме одного.

Для решения задач факторного анализа используют такие мето­ды, как цепные подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, долевого участия, логарифмический, диф­ференцирования.

Для выявления влияния факторов и измерения их воздействия используются определенные методики факторного анализа, в про­цессе реализации которых применяются различные методы фак­торного анализа:

Балансовый метод необходим, например, для расчета влияния остатков готовой продукции на начало и конец отчетного периода, объема произведенной продукции на изменение объема реализо­ванной готовой продукции.

Индексный метод также широко применяется при решении за­дач факторного анализа. Он дает возможность разложить по факто­рам как относительное, так и абсолютное отклонение результатив­ного показателя. Примером служит определение влияния на выруч­ку от продаж двух факторов: физического объема реализованной продукции (в количественном выражении) и цен на продукцию.

Использование индексного метода при решении задач фактор­ного анализа имеет некоторые ограничения: количество факторов, включенных в аналитическую формулу, — не более двух, а результативный показатель представляется только в виде произве­дения факторов. При исследовании других видов зависимостей с большим числом факторов применяют другие методы факторно­го анализа: цепных подстановок, интегральный, логарифмический и пр.

Методом цепных подстановок рассчитывают величину влияния факторов на результативный показатель с использованием фактор­ных моделей, выраженных в виде функции двух и более переменных (алгебраической суммы, произведения или частного от деления од­них переменных на другие).

Интегральный метод, как и метод цепных подстановок, приме­няется для измерения влияния факторов на результативный показа­тель в факторных моделях, отражающих функциональные зависи­мости. Интегральный метод позволяет получить более точные ре­зультаты расчетов, не зависящие от последовательности замены базисных значений факторов на отчетные. Дополнительный при­рост результативного показателя, образовавшийся от взаимодейст­вия факторов, распределяется между ними.

Одна из особенностей интегрального метода факторного анали­за — принцип общего подхода к решению самых разнообразных за­дач вне зависимости от количества факторов, включенных в модель, а также формы связи между ними. Для решения задач факторного анализа интегральным методом необходимо использовать разные формулы для измерения влияния факторов. Ту или иную формулу выбирают исходя из вида факторной системы (мультипликативная, кратная, смешанная). Сложность построения формул заключается в построении подынтегральных выражений элементов структуры факторной системы, так как этот процесс индивидуален для каждой факторной модели.

Дифференцирование также является методом количественной оценки влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя. Согласно этому методу предполагается, что приращение результативного показателя (функции) распределяется на слагаемые, каждое из которых исчисляется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вы­числена данная производная.

Наиболее важный этап проведения факторного анализа — создание исходной модели — описания взаимосвязи между факторами и резуль­тативными показателями, а также работа с ней — моделирование.

Моделирование — один из ключевых методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта ис­следования.

Определенные методы экономического анализа служат инстру­ментарием для разных типов экономических моделей, позволяю­щих структурировать и идентифицировать связи между исследуе­мыми показателями. Принято выделять следующие основные типы моделей, используемые в экономическом анализе:

дескриптивные — модели описательного характера, основан­ные на использовании информации, содержащейся прежде всего в бухгалтерской отчетности;

предикативные — модели предсказательного, прогностиче­ского характера, применяемые для прогнозирования доходов пред­приятия и его будущего финансового состояния;

нормативные — модели сравнения фактических результатов с ожидаемыми бюджетными.

Экономико-математическое моделирование широко применя­ется в экономическом анализе для изучения экономических про­цессов и явлений, оценки показателей хозяйственной деятельности. Сущность этого метода заключается в том, что взаимосвязь иссле­дуемого показателя с факторами передается в виде конкретного ма­тематического уравнения (неравенства). Экономико-математическая модель должна быть адекватна действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Процесс моде­лирования условно подразделяется на четыре этапа:

1) установление теоретических закономерностей, присущих ана­лизируемому экономическому процессу;

2) анализ эмпирических данных, отражающих структуру, дина­мику показателей;

3) выбор методов решения задачи;

4) анализ полученных результатов.

В процессе создания экономико-математической модели часто возникает проблема, связанная со сложностью формализации эко­номического процесса (включения в модель всех элементов, факто­ров). Возникает необходимость упрощения модели, исключения второстепенных характеристик. Так, одной из наиболее сложных задач экономико-математического моделирования считается по­строение модели экономики предприятия в целом. Экономико-ма­тематическая модель конкретного показателя хозяйственной дея­тельности представляет собой факторную систему. Факторы как элементы модели должны обладать причинностью, достаточной специфичностью, самостоятельностью существования, возможно­стью количественного измерения, учетной возможностью.

В экономическом анализе исследуются факторные модели, от­ражающие функциональные зависимости между результативным показателем и факторами, включенными в модель. Моделирование таких факторных систем называется детерминированным модели­рованием.

Широкую известность получила разработанная специалистами компании «Дюпон» система моделирования исходной кратной фак­торной модели рентабельности активов (Du Pont model), которая по­зволяет описать взаимосвязь обобщающего показателя эффектив­ности бизнеса (рентабельности) с воздействующими на него факто­рами рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Детерминированные факторные системы можно моделировать с помощью следующих приемов.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 3847 | Нарушение авторских прав

источник