Меню Рубрики

Какие коэффициенты используют при финансовом анализе

Анализ уровня устойчивого роста компании является динамичной аналитической основой, объединяющей в себе финансовый анализ со стратегическим менеджментом для объяснения особо важных взаимосвязей переменных стратегического планирования и финансовых переменных, а также для проверки соответствия задач корпоративного роста и финансовой политики. Этот анализ позволяет определить наличие существующих возможностей компании для финансового роста, установить, каким образом финансовая политика компании будет влиять на будущее и проанализировать сильные и слабые стороны конкурентных стратегий компании.

В данной статье рассмотрим составляющие анализа финансовых показателей.

Любые мероприятия по реализации стратегических программ имеют свою стоимость. Необходимой частью планирования и реализации стратегии является расчет необходимых и достаточных финансовых ресурсов, которые компания должна инвестировать.

Информации для финансового анализа

Наиболее полное определение понятия финансового анализа приведено в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (под ред. А.Г. Грязновой, М.: «Финансы и статистика», 2004): «Финансовый анализ — совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу». Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, основными задачами является анализ доходности и оценка рисков предприятия.

Анализ финансовых показателей и коэффициентов позволяет менеджеру понимать конкурентную позицию компании на текущий момент времени. Публикуемые отчеты и счета компаний содержат в себе множество цифр, умение читать эту информацию позволяет аналитикам знать, насколько эффективно и результативно работает их компания и компании-конкуренты.

Коэффициенты позволяют увидеть взаимосвязь между прибылью от продаж и расходами, между основными активами и пассивами. Существует множество типов коэффициентов, обычно их используют для анализа пяти основных аспектов деятельности компании: ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, оборачиваемости активов, прибыльности и рыночной ценности.


Рис. 1. Структура финансовых показателей компании

Анализ финансовых коэффициентов и показателей — прекрасный инструмент, обеспечивающий представление о финансовом состоянии компании и конкурентных преимуществах и перспективах ее развития.

1. Анализ производительности. Коэффициенты позволяют проанализировать изменение производительности компании по показателям чистой прибыли, использования капитала и осуществлять контроль за уровнем издержек. Финансовые коэффициенты позволяют анализировать финансовую ликвидность и стабильность предприятия за счет эффективного использования системы активов и пассивов.

2. Оценка рыночных бизнес-тенденции. Анализируя динамику финансовых показателей и коэффициентов за период в несколько лет, возможно, изучить результативность тенденций в контексте существующей бизнес-стратегии.

3. Анализ альтернативных бизнес-стратегий. Изменяя показатели коэффициентов в бизнес-плане — возможно проанализировать альтернативные варианты развития компании.

4. Наблюдение за прогрессом компании. Выбрав оптимальную бизнес-стратегию, менеджеры компании, продолжая изучать и анализировать основные текущие коэффициенты, могут видеть отклонение от плановых показателей реализуемой стратегии развития.

Анализ коэффициентов — это искусство взаимосвязи двух и более показателей финансовой деятельности компании. Более полную картину результатов деятельности аналитики могут увидеть в динамике за несколько лет, и дополнительно сравнивая показатели деятельности компании со средними отраслевыми показателями.

Стоит отметить, что система финансовых показателей — это не хрустальный шар, в котором можно увидеть все, что было и что будет. Это просто удобный способ обобщить большое количество финансовых данных и сравнить результаты деятельности различных компаний. Сами по себе финансовые коэффициенты помогают менеджменту компании сфокусировать внимание на слабых и сильных сторонах деятельности компании, правильно сформулировать вопросы, на которые эти коэффициенты редко могут ответить. Важно понимать, что финансовый анализ не заканчивается расчетом финансовых показателей и коэффициентов, он только начинается, когда аналитик провел их полный расчет.

Реальная полезность рассчитываемых коэффициентов определяется поставленными задачами. Прежде всего, коэффициенты дают возможность увидеть изменения в финансовом положении или результатах производственной деятельности, помогают определить тенденции и структуру планируемых изменений; что помогает руководству увидеть угрозы и возможности присущие именно данному предприятию.

Финансовые отчеты компании являются источником информации о компании не только для аналитиков, но и для менеджмента компании и широкого круга заинтересованных лиц. Пользователям информации о финансовых коэффициентах для эффективного коэффициентного анализа важно знать основные характеристики главных финансовых отчетов и концепции анализа показателей. Однако при проведении финансового анализа важно понимать: главное — не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Анализируя финансовые показатели, всегда стоит иметь в виду, что оценка результатов деятельности производится на основании данных прошедших периодов, и на этой основе может оказаться некорректной экстраполяция будущего развития копании. Финансовый анализ должен быть направлен на будущее.

Концепции, лежащие в основе анализа финансовых показателей

Финансовый анализ используется при построении бюджетов, для выявления причин отклонений фактических показателей от плановых и коррекции планов, а также при расчете отдельных проектов. В качестве основных инструментов применяются горизонтальный (динамика показателей) и вертикальный (структурный анализ статей) анализ отчетных документов управленческого учета, а также расчет коэффициентов. Такой анализ проводится по всем основным бюджетам: БДДС, БДР, балансу, бюджетам продаж, закупок, товарных запасов.

Основными особенностями финансового анализа являются следующие:

1. Подавляющее большинство финансовых показателей носит характер относительных величин, что позволяет сравнивать предприятия различного масштаба деятельности.

2. При проведении финансового анализа важно применять фактор сравнения:

  • сравнивать показатели деятельности компании в тенденции за различные периоды времени;
  • сравнивать показатели данной компании со среднестатистическими показателями по отрасли или с аналогичными показателями предприятий внутри данной отрасли.

3. Для проведения финансового анализа важно иметь полное финансовое описание компании за выбранные периоды времени (обычно лет). Если в распоряжении аналитика есть данные только за один период, то должны быть данные баланса предприятия на начало и конец периода, а также отчет о прибыли за рассматриваемый период. Важно помнить, что количество балансов для анализа должно быть на единицу больше, чем количество отчетов о прибыли.

Управление бухгалтерским учетом является важным элементом анализа финансовых коэффициентов и показателей. Основное уравнение бухгалтерского учета, выражающее взаимозависимость активов, пассивов и прав собственности, называют бухгалтерской сбалансированностью:

АКТИВЫ = ПАССИВЫ + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Активы обычно классифицируют по трем категориям:

1. Текущие активы включают в себя наличные и другие активы, которые должны быть переведены в наличность в течение одного года ( например, ценные бумаги, обращающиеся на бирже; дебиторская задолженность; векселя к получению; оборотные средства и авансированные средства).

2. Земельная собственность, основные средства производства и оборудование (основной капитал) включают средства, которые характеризуются относительно долгим сроком службы. Эти средства обычно не предназначены для перепродажи и используются в производстве или продаже других товаров и услуг.

3. Долгосрочные активы включают в себя инвестиции компании в ценные бумаги, например, акции и облигации, а также нематериальные активы, включающие: патенты, расходы на монопольные права и привилегии, авторские права.

Пассивы обычно подразделяются на две группы:

1. Краткосрочные обязательства включают в себя суммы кредиторской задолженности, которые следует выплатить в течение одного года; например, накопившиеся обязательства и векселя к оплате.

2. Долгосрочные обязательства — это права кредиторов, которые не обязательно должны быть реализованы в течение одного года. К этой категории относятся обязательства по облигационному займу, долгосрочные банковские кредиты, ипотека.

Собственный капитал — это права собственников предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета — это остаток суммы после вычета обязательств из активов. Этот баланс увеличивается любой прибылью и сокращается любыми убытками компании.

Показатели, обычно рассматриваемые аналитиками, включают в себя отчет о результатах хозяйственной деятельности, балансовый отчет, показатели изменений в финансовом положении и показатели изменений в собственном капитале.

Отчет о результатах хозяйственной деятельности компании, также рассматриваемый как отчет о прибылях и убытках или отчет о доходах, обобщает результаты опционной деятельности компании за определенный отчетный период времени. Чистый доход рассчитывается методом периодической бухгалтерской отчетности, применяемым при вычислении прибылей и издержек. Обычно он считается самым важным финансовым показателем. Отчет показывает, сократились или возросли проценты доходов по акциям компании за отчетный период после назначения дивидендов или после заключения других сделок с владельцами. Отчет о результатах хозяйственной деятельности помогает собственникам оценить сумму, временные параметры и неопределенность будущих потоков наличности.

Балансовый отчет и отчет о результатах хозяйственной деятельности являются основными источниками показателей, используемыми компаниями. Балансовый отчет — это отчет, показывающий, чем владеет компания (активы) и что она должна (обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Некоторые аналитики называют балансовый отчет «фотографией финансового здоровья компании» на конкретный момент времени.

Система финансовых показателей и коэффициентов

Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности компании,— порядка двухсот. Обычно используется лишь небольшое число основных коэффициентов и показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать. С целью более упорядоченного рассмотрения и анализа финансовые показатели принято подразделять на группы, чаще всего, на группы, отражающие интересы определенных заинтересованных лиц (стейкхолдеров). К основным группам стейкхолдеров относятся: владельцы, руководство предприятия, кредиторы. При этом важно понимать, что деление условное и показатели для каждой группы могут использоваться различными заинтересованными сторонами.

Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента компании; прибыльность (рентабельность) деятельности.

Разделение финансовых показателей на группы, характеризующие особенности деятельности предприятия приведено на следующей схеме.


Рис. 2. Структура финансовых показателей компании

Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.

Показатели операционных издержек:

Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.

Показатели эффективного управления активами:

Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.

Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности компании, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.

Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.

Показатели прибыльности (рентабельности):

Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.

Показатели структуры капитала:

С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.

Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.

Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.

Показатели обслуживания долга:

Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из характеризующих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.

Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника — держателя акций — интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно — обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.

Главная аналитическая цель проведения анализа финансовых коэффициентов и показателей заключается в приобретении навыков принятия управленческих решений и понимания результативности ее работы.

источник

Показатели финансового анализа предприятия позволяют определить его текущее состояние, возможности и проблемы. Затем эту ценную информацию используют для разработки стратегии и принятия управленческих решений. В ней также заинтересованы инвесторы, акционеры и собственники бизнеса. Поэтому каждая компания нуждается в специалисте, который на основании данных из отчетов умеет формировать адекватные выводы по результатам деятельности и прогнозы. В статье рассмотрим основные группы коэффициентов финансового анализа и научимся правильно раскрывать их смысл.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Анализ финансовых показателей – один из методов оценки состояния предприятия и его возможностей в будущем. Он выступает основой стратегического планирования, помогает управленцам выявить возможности для последующего развития, найти сильные и слабые стороны компании.
Анализ финансовых коэффициентов проводится, чтобы найти оптимальные пути достижения увеличения прибыльности компании. Аналитик должен разбираться в многообразии цифр из бухгалтерской и управленческой отчетности, чтобы определить насколько результативно работает предприятие.

Но в финансовом анализе главное не расчет показателей, а правильное истолкование полученных результатов. От этого зависит эффективность принимаемых решений в управлении компанией.

В финансовом анализе используется более 200 коэффициентов. Все они характеризуют 4 основные стороны деятельности компании:

  • ликвидность
  • оборачиваемость активов
  • рентабельность
  • рыночная стоимость

Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои коэффициенты. Они могут отличаться зависимо от задач анализа и пользователей, для которых предназначена эта информация.

Рассмотрим подробнее каждую из групп коэффициентов.

Способность компании выплачивать свои обязательства за счет текущих активов – одно из условий ее финансовой стабильности. Адекватно оценить ее позволяют коэффициенты ликвидности.

Показатели рассчитываются на основании бухгалтерского баланса (Формы №1). Чем они выше, тем выше платежеспособность предприятия. Каждый из них раскрывает информацию разного характера. Так коэффициент текущей ликвидности интересен в первую очередь инвесторам, абсолютной – поставщикам, а быстрой – кредиторам.

Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления активами и капиталом предприятия. Основой для их расчета выступает выручка от продаж продукции или услуг, ее отношение к среднегодовому размеру активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа необходимо:

  • собрать данные за последние 3-5 лет;
  • установить положительную или отрицательную динамику;
  • сравнить результаты с конкурентами в отрасли.

Дополнительно рассчитывают период оборачиваемости активов по формуле:

Период оборачиваемости = Отчетный период/ Коэффициент оборачиваемости активов

Чем меньше значение, тем выше производительность компании и скорость перевода активов в деньги. В торговой отрасли период оборачиваемости обычно меньше, чем в промышленной.
Наибольшую ценность показатели оборачиваемости представляют для менеджмента предприятия. Их рост свидетельствует об увеличении объема выручки и эффективности использования активов.

Коэффициенты рентабельности отражают степень прибыльности по различным видам активам. Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов, за счет которых она была получена. Для этого используются данные бухгалтерского баланса (Форма №1 и №2). Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.

В отличие от оборачиваемости активов, в показателях рентабельности больше заинтересованы собственники и акционеры. Они играют важную роль в разработке инвестиционной, кадровой, и маркетинговой стратегий компании.

Анализ рыночной активности предприятия позволяет сделать вывод об эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, рациональности дивидендной политики и самое главное – привлекательности для акционеров или инвесторов.

Главным показателем, учитываемым при анализе рыночных коэффициентов предприятия, является стоимость акций. Если она растет, значит инвестиции используются эффективно и прибыль компания растет.
Также важный показатель – это дивидендный доход, характеризующий процент возврата на вложенный в акции капитал. Чем выше значение, тем выгодней для акционера дальнейшие инвестиции в деятельность предприятия.
Потенциальных инвесторов обычно очень интересует коэффициент реальной стоимости предприятия. Он рассчитывается как отношение рыночной к балансовой стоимости акции. Если значение больше или равно 1, компания инвестиционно привлекательна. Но существуют также и другие методы оценки стоимости бизнеса.

Насколько хорошо вы ориентируетесь в вопросах финансового менеджмента?

Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку уровня своих знаний и необходимых навыков!

Чтобы провести адекватный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:

  • Иметь полное описание финансовой деятельности компании за анализируемый период – отчет о результатах хоздеятельности, о прибыли, балансовый отчет и т.д.
  • Сопоставить коэффициенты за разные периоды, а также сравнить со среднестатистическими значениями в отрасли, результатами предприятий-конкурентов;
  • Сравнивая полученные значения с рекомендуемыми, делать скидку на специфику хозяйственной деятельности компании. Например, для торговли и промышленности пределы нормы отличаются в разы.
  • Проводить анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.

Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании. Главным источником информации при этом выступает отчетность организации, мониторинг которой желательно проводить почаще.

Хотите овладеть современными инструментами финансового анализа для принятия удачных управленческих решений за 4 занятия?

Пройдите тренинг “Финансовый анализ: современные инструменты и эффективные управленческие решения”, чтобы получить практические навыки работы с данными финансовых отчетов. Узнавая из них о сильных и слабых сторонах своей компании, научитесь принимать стратегически взвешенные управленческие решения.

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть фрагмент тренинга бесплатно и оценить удобство такого формата обучения!

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Коэффициентный анализ является частью финансового анализа, который выступает в качестве системы расширенного исходного анализа финотчетности. Задачей такого анализа является предоставление информации об экономических операциях, функционировании предприятия и, прежде всего, его финансовом состоянии. Эта информация используется руководством в процессе управления бизнес-средой: кредиторами, подрядчиками, инвесторами, аудиторами и т. д. Методика проведения коэффициентного анализа финансового состояния предприятия имеет свои особенности, этапы по каждому блоку коэффициентов.

Метод коэффициентного анализа является своего рода количественным исследованием и основан на показателях, представляющих отношения конкретных финансовых ценностей, важных с точки зрения их взаимоотношений. Выбор показателей, которые можно рассчитать для финансовых компаний, очень широк. Однако расчет чрезмерного количества индикаторов коэффициентного анализа финсостояния компании может запутать проводимый анализ. Поэтому страны с рыночной экономикой обычно используют ограниченный набор наиболее эффективных показателей, позволяющих характеризовать разносторонние аспекты хозяйствования компании.

Метод коэффициентного анализа выполняется на основе исходных документов финотчетности фирмы, принимая во внимание, в частности, экономические значения, включенные в бухгалтерский баланс и финансовых результатах. При расчете коэффициентов важно учитывать значительную разницу между бухгалтерским балансом, который иллюстрирует финсостояние организации на дату подготовки, и отчетом о финрезультатах, который представляет собой данные за период, предшествующий дате баланса. При построении показателей коэффициентного анализа, состоящих из сумм, поступающих из обоих этих документов, следует принимать во внимание значение величин прибылей и убытков. Также учитывается среднее арифметическое значений балансовых показателей.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Определенные значения показателей при применении коэффициентного метода финансового анализа оцениваются путем приравнивания к установленным нормативам. Данные нормативы выражены диапазонами значений или граничными значениями. Применяется методика их горизонтального анализа, при котором изменение показателей оценивается в последующие периоды, то есть анализируются тенденции этих изменений. Интерпретация коэффициентного анализа баланса также использует оценку полученных значений на фоне отрасли, в которой работает компания.

Это особенно важно в связи с тем, что принятые в литературе нормы показателей рассчитаны для всех предприятий, работающих в различных отраслях промышленности, торговли, сельского хозяйства в разных странах. При проведении коэффициентного анализа следует учитывать возможность несопоставимости полученных значений, обусловленную либо изменениями макроэкономических условий в экономике, либо различиями в построении отдельных показателей.

Наименование областей анализа показателей, используемых в литературе, в которых классифицируются аналитические показатели, не является единообразным.

Для проведения коэффициентного анализа предприятия используют следующие коэффициенты исследования денежных потоков:

  • индикатор платежеспособности К1

где ДСн – средства на начало;

ДСп- средств, которые поступили;

ДСи- средства, которые были израсходованы.

Данный коэффициент определяет тот факт, способна ли компания обеспечить выплаты денег за определенный период времени при использовании остатка счетов в банке, в кассе или притоков за период.

Оптимальное значение коэффициента при проведении коэффициентного анализа денежных потоков составляет 1.

  • коэффициент платежеспособности К2

где ДСп- средств, которые поступили;

ДСи- средства, которые были израсходованы.

Коэффициент означает, что у предприятия имеются свои средства для погашения долгов (либо, наоборот, не имеются). Норматив также равен 1.

где КФВ- краткосрочные финвложения, средние значения за период;

ДЗ- среднее значение дебиторки за период;

Рдс — расход денежных средств среднедневной.

Данный коэффициент при проведении коэффициентного анализа денежных потоков показывает, есть ли у компании возможность осуществлять свою деятельность без перебоев с помощью денежных ресурсов, полученных за реализацию продукции.

где Чп – размер чистой прибыли;

До – обязательства долгосрочного периода;

КО – обязательства краткосрочного периода.

Данный коэффициент характеризует платежеспособность компании. Он может быть рассчитан по потоку денежных средств. Норматив находится в границах от 0,4 до 0,45.

  • индикатор достаточности денежных средств:

где ДС – денежные средства на дату;

ОП- обязательства для погашения.

Показатель указывает на текущую платежеспособность компании на исследуемый момент и промежуток времени.

  • коэффициент качества выручки:

Он характеризует долю денежных средств в структуре выручки компании. При высоком значении коэффициента можно говорить о том, что компания является финансово устойчивой.

  • индикатор достаточности чистого денежного потока К1:

где ДПтд – чистый поток денег по текущей деятельности;

Определяет достаточность создаваемого организацией чистого денежного потока с учетом финансируемых потребностей

  • коэффициент эффективности денежных потоков К2

где ДПо – отток денежных потоков.

  • индикатор рентабельности притока денежных средств К3

ЧДП – чистый денежный поток за период

Коэффициентный метод анализа денежных потоков позволяет компании провести оценку эффективности использования денежных средств и финансов фирмы.

При коэффициентном анализе ликвидности она изучается в двух аспектах:

  • в статистическом смысле: в отношении определенного момента, например, на дату баланса, используя основные финансовые отчеты: баланс и отчет о финрезультатах и традиционные коэффициенты;
  • в динамическом выражении коэффициентного финансового анализа: за определенный период, на основании отчета о движении денежных средств.

Таким образом осуществляют исследование ликвидности компании, то есть ее способность погашать краткосрочные обязательства, которые подлежат оплате в течение 1 года.

  • Индикатор текущей ликвидности Ктл:

где ОА – сумма оборотных активов, т. р.;

КО – обязательства краткосрочного периода, т. р.

Данный индикатор определяет, во сколько раз активы , работающие в распоряжении компании, способы покрыть свои текущие обязательства перед третьими лицами: поставщиками, сотрудниками, госорганами т.д.

Определение уровня оборотных активов и обязательств возможно только самим предприятием, поскольку информация, необходимая для корректировки оборотных активов и обязательств, не представлена ​​в документах финансовой отчетности. По этой причине нескорректированные значения текущих активов и обязательств краткосрочного периода отражены в измененной форма коэффициента:

ПОА – прочие оборотные активы;

ТО – текущие обязательства

Рациональное значение этого индикатора должно быть в установленном диапазоне. Индекс ниже 1,2 указывает на угрозу способности компании урегулировать свои текущие обязательства, что может напрямую повлиять на эффективность деловых операций компании. Индекс выше 2,0 указывает на профицит предприятия, то есть на плохое управление.

  • Индикатор быстрой ликвидности

где КДЗ – краткосрочная дебиторка, т. р.

ФВ – финансовые вложения, т. р.

ДС – денежные средства, т. р.

ТО- текущие обязательства, т. р.

Данный индикатор определяет, во сколько раз текущие активы с высокой степенью ликвидности, находящиеся в распоряжении компании, покрывают свои текущие обязательства перед третьими сторонами. Этот коэффициент корректируется по отношению к коэффициенту текущей ликвидности по наименее ликвидным оборотным активам — запасам и начислениям.

Оптимальный уровень этого коэффициента должен составлять 1,0, то есть текущие обязательства должны быть полностью покрыты текущими активами с высокой степенью ликвидности. В случае предприятий, характеризующихся быстрым оборотом активов (например, торговля), этот стандарт снижается до уровня 0,7.

Пониженное значение этого индикатора может указывать на проблемы с ликвидностью, в то время как высокое значение этого показателя указывает на непроизводительное накопление денежных средств и высокий уровень дебиторки, что может оказать негативное влияние на результаты компании.

При проведении коэффициентного анализа предприятия отношение долга к активам, к капиталу и собственному капиталу в измерителе долга всегда находится в знаменателе. Следует подчеркнуть, что расчет общего капитала также включает долговые обязательства и капитал.

Данный анализ тесно связан с коэффициентным анализом платежеспособности компании.

  • Коэффициент левериджа — отношение среднего значения активов к собственному капиталу, исчисленному как средняя величина.
  • Коэффициент покрытия процентов — это EBIT, деленный на проценты.
  • Коэффициент покрытия основных расходов — это количество арендных платежей и доходов до вычета процентов и налогов, разделенное на сумму процентов и лизинговых сборов.

Коэффициенты задолженности характеризуют, с одной стороны, степень задолженности предприятия, а с другой — его способность погашать обязательства.

  • Коэффициент общей задолженности Коб:

где О — общая сумма обязательств компании;

Коэффициент общей задолженности заемного капитала Кзк определяет долю заемного капитала в финансировании активов компании.

Принятый, допустимый уровень участия заемного капитала в активах компании находится в пределах установленного диапазона. Соотношение ниже 0,57 можно интерпретировать как нерациональное управление источниками финансирования, тогда как соотношение на уровне выше 0,67 указывает на высокий риск потери компанией возможности погашения долга. На предприятиях с исключительно плохой экономической и финансовой ситуацией коэффициент общей задолженности заемного капитала превышает 1.

  • Коэффициент долгосрочной задолженности Кдз

где ДО — обязательства долгосрочного периода;

Этот коэффициент, также называемый коэффициентом задолженности, показателем риска или коэффициентом левериджа, сообщает об уровне покрытия долгосрочных обязательств собственным капиталом. Согласно стандарту для этого индикатора, его количество должно находиться в установленном диапазоне. Если показатель превышает уровень 1.0, предприятие считается имеющим большую задолженность .

  • Коэффициент долга по собственным средствам:

где ОО — обязательства общие;

Этот показатель информирует об уровне задолженности собственного капитала компании. И в то же время об отношении привлеченного капитала к собственному как источника финансирования предприятия. Предполагается, что значение этого показателя не должно превышать 1,0 для крупных и средних предприятий и 3,0 для малых предприятий.

  • Коэффициент покрытия долга по чистому финансовому результату Кп:

где ЧФР — чистый финансовый результат;

КП — капитальные рассрочки;

Этот коэффициент определяет, сколько раз чистый финансовый результат покрывает обслуживание основных платежей и процентов. На предприятии с правильной финансовой ситуацией это соотношение должно быть больше 1,0.

  • Коэффициент покрытия долга на обслуживание EBIT:

где ФВР — валовой финансовый результат;

КР — капитальные рассрочки

Этот индикатор показывает, во сколько раз прибыль до вычета налогов и процентов покрывает погашение капитальных взносов и процентов, т.е. в какой степени прибыль обеспечивает обслуживание долга. Минимальный порог равен 1,2. Всемирный банк предполагает, что он должен составить более 1,3 .

  • Уровень покрытия обслуживания долга из денежного потока У:

где ЧФР — чистый финансовый результат;

КР — капитальные рассрочки;

Этот коэффициент определяет покрытие обслуживания долга за счет чистого финансового профицита. Оптимальный порог составляет 1,5, т. е. сумма прибыли до налогообложения вместе с амортизацией должна быть как минимум на 50% выше годового платежа по кредиту плюс проценты.

Коэффициент покрытия процентных обязательств определяет способность компании своевременно выплачивать проценты. Если и проценты, и взносы в капитал должны быть выплачены одновременно, нет необходимости учитывать этот показатель в анализе.

При проведении коэффициентного анализа финансового состояния финансовая устойчивость — это ситуация, в которой финансовая система, то есть финансовые посредники, рынки и рыночные инфраструктуры, способна противостоять экономическим потрясениям и внезапным корректировкам финансового дисбаланса.

Финансовая устойчивость касается исследования показателей капитала фирмы и их соотношения между собой.

Благодаря коэффициентному анализу финансовой устойчивости уменьшается вероятность возникновения серьезных финансовых искажений в процессе финансового посредничества, которые могут негативно повлиять на функционирование реальной экономики.

В критериях рыночных отношений финансовая стабильность является свидетельством стабильности компании и ее возможности выживать. То есть она указывает состояние ресурсов компании сейчас, возможность свободно применять финансы компании, обеспечивая при всем этом создание продукта и покрывая затраты.

Главной целью руководства при проведении коэффициентного анализа финансового состояния является способность обеспечить стабильность фирмы, чья деятельность ориентирована ​​на получение дохода.

Финансовая стойкость компании представляет из себя определенное состояние организации, когда состоятельность постоянна во времени, а заемный и собственный капитал имеют рациональную структуру. В итоге стабильность отображается таким состоянием денежных ресурсов, которое соответствует рынку и указывает на необходимость развития компании.

Стабильность и устойчивость формируется в процессе хозяйственной работы и является главным элементом стойкости компании.

Задачи изучения денежной финансовой устойчивости при проведении коэффициентного анализа финансов предприятий:

  • оценка состоятельности и денежной устойчивости компании, выявление нарушений и их обстоятельств;
  • разработка советов и путей увеличения денежной устойчивость и состоятельности компании;
  • действенное внедрение ресурсов и нормализация денежной устойчивости;
  • прогнозирование возможных денежных итогов и вероятной денежной устойчивости в зависимости от разных методов использования ресурсов.

Среди основных коэффициентов выделяют следующие.

где СК- собственный капитал фирмы;

ДК — обязательства долгосрочного плана;

Норматив данного коэффициента составляет 0,8-0.9. Попадание в данные рамки характеризует стабильность компании с положительной точки зрения:

  • Индикатор концентрации заемного капитала является разностью между «1» и показателем финустойчивости. Если уровень своего капитала компании высок, то ее можно характеризовать положительно с точки зрения стабильности. В такой ситуации инвесторы с большей охотой вкладывают средства в развитие фирмы, так как уверены, что в случае неблагоприятных факторов, их инвестиции могут быть возвращены за счет собственного капитала.
  • Противоположным показателем значению автономии является индикатор финансовой зависимости, который определяется отношением пассивов к сумме собственного капитала и обязательствам долгосрочного плана.
  • Индикатор маневренности отражает часть капитала, направленную на ведение текущего функционирования фирмы. У данного показателя нет норматива, а положительным моментом считается тенденция его роста.
  • Индикатор соотношения заемных и собственных средств фирмы характеризует сумму собственного капитала на рубль заемного. При значении выше 1 возникает ситуация превышения заемных средств, что неблагоприятно отражается на стабильности организации.
  • Индикатор обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами. Он отражает сколько оборотного капитала сформировано собственными средствами фирмы. Нормативное значение определено выше 0,1.

Коэффициенты рентабельности тесно связаны с результатами компании, которые используются при коэффициентном анализе финансовой отчетности. Не существует конкретных стандартов для некоторых показателей в этой категории, которые относятся к прибыли. Предполагается, что целью деятельности компании является получение прибыли, поэтому каждый из относящихся к ней индикаторов не должен принимать отрицательных значений.

  • Коэффициент покрытия убытков прошлых лет текущей прибылью Кп:

У — убыток от предыдущих лет.

Индекс больше 100% указывает на то, что компания полностью покрыла убытки прошлых лет. Индикатор в открытом диапазоне (0% -100%) указывает на то, что компания покрыла часть убытков. Если этот показатель равен 0%, это означает, что он не генерирует текущую прибыль и не может покрыть убытки прошлых лет.

  • В этом случае также целесообразно рассчитать коэффициент покрытия накопленных убытков собственным капиталом Кн:

где СК — собственный капитал;

Если коэффициент не превышает 100%, финансовое положение предприятия является особенно сложным, поскольку оно не может покрыть убытки за счет собственного капитала.

где ВФР — валовой финансовый результат;

Данный индикатор определяет рентабельность продаж предприятия, то есть сумму прибыли до налогообложения в среднем на каждую единицу выручки от продаж. Это соотношение не зависит от налоговой ставки, которая варьируется в зависимости от страны операции.

Оптимальный размер этого показателя зависит от вида предпринимательской деятельности. На предприятиях, характеризующихся коротким производственным циклом и возможностью быстрых продаж, рентабельность может быть ниже (короткий цикл означает более низкую стоимость замораживания средств). Следовательно, при оценке этого показателя оправданно ссылаться на среднюю рентабельность в отрасли, в которой работает исследуемое предприятие.

  • Рентабельность продаж ROS: ROS = ЧФ / Д * 100,
Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

где ЧФР — чистый финансовый результат;

Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в стоимости продаж. Это соотношение зависит от налоговой ставки. Чем ниже значение этого показателя, тем выше должно быть реализовано значение продаж для получения прибыли. Высокое значение этого показателя свидетельствует о высокой эффективности продаж.

где ФР — финансовый результат;

Коэффициент определяет какова сумма прибыли на каждую денежную единицу, участвующую в активах компании. Этот показатель считается лучшим индивидуальным показателем управленческих компетенций в управлении .

  • Коэффициент рентабельности собственного капитала ROE:

где ФР — финансовый результат;

Коэффициент ROE показывает рентабельность собственного капитала компании, то есть сколько денег составляет возврат на средства, вложенные владельцами. Размер этого показателя сравнивается с годовой рентабельностью инвестиций, и его размер должен быть как минимум равен уровню инфляции, чтобы на предприятии не происходила декапитализация.

На правильно функционирующем предприятии поддерживаются следующие отношения: ROE> ROA> ROS .

Коэффициентный анализ отчетности не представляется без анализа деловой активности компании. Глобальный коэффициент оборачиваемости активов Коб:

Этот показатель определяет, во сколько раз объем продаж компании превышает ее активы. Его размер зависит от специфики отрасли — он низок в отрасли с высокой капиталоемкостью и высок на предприятиях с большой долей человеческого труда. Поэтому он особенно полезен для сравнения деятельности компаний в одной отрасли.

Коэффициент оборачиваемости основных средств Кос:

где Ос ср — средний запас основных средств.

Этот показатель определяет уровень выручки от основных средств . Его значение в среднем составляет 1,6. Этот показатель полезен для оценки предприятий с высокой долей основных средств в активах. При интерпретации этого показателя следует учитывать, что в случае предприятий со старыми основными фондами, которые уже были амортизированы , значение этого показателя будет завышено .

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Кобоб:

где ОБс — средние оборотные активы

Этот коэффициент определяет скорость оборота текущих активов (количество оборотов, совершенных текущими активами за единицу времени). Чем оно выше, тем лучше финансовое состояние предприятия.

Коэффициентный анализ является продолжением предварительного анализа финансовой отчетности. Этот анализ основан на отношениях определенных финансовых величин, важных с точки зрения их взаимоотношений.

Коэффициентный финансовый анализ позволяет определить финансовое положение предприятия по следующим коэффициентам:

  • ликвидности;
  • платежеспособности;
  • долга;
  • эффективность;
  • финансовой устойчивости.

Определенные значения коэффициентного финансового анализа предприятия по показателям оцениваются индивидуально в контексте среды предприятия. Такая оценка осуществляется путем сравнения с установленными стандартами, выраженными в диапазонах значений или граничных значениях, а также путем их горизонтального анализа, когда изменение этих показателей оценивается в последующие периоды, в частности, тенденция этих изменений.

источник

Финансовые коэффициенты отражают соотношения между различными статьями отчетности (выручкой и суммой активов, себестоимостью и размером кредиторской задолженности и т. д.).

Процедура анализа при помощи финансовых коэффициентов подразумевает два этапа: собственно расчет финансовых коэффициентов и сравнение их с базовыми значениями. В качестве базовых значений коэффициентов могут быть выбраны среднеотраслевые значения коэффициентов, их значения за предыдущие годы, значения этих коэффициентов у основных конкурентов и др.

Преимущество этого метода заключается в его высокой «стандартизации». Во всем мире основные финансовые коэффициенты вычисляются по одинаковым формулам, а если в расчете имеются отличия, то такие коэффициенты легко привести к общепринятым значениям с помощью несложных преобразований. Кроме того, этот метод позволяет исключить влияние инфляции, поскольку практически все коэффициенты являются результатом деления одних статей отчетности на другие, т. е. изучаются не абсолютные величины, фигурирующие в отчетности, а их соотношения.

Несмотря на удобство и относительную простоту использования данного метода, финансовые коэффициенты не всегда дают возможность однозначно определить состояние дел компании. Как правило, сильное отличие определенного коэффициента от среднеотраслевого значения или от значения этого коэффициента у конкурента указывает на наличие вопроса, нуждающегося в более детальном анализе, но не указывает на то, что у предприятия однозначно имеется проблема. Более детальный анализ с применением других методов может выявить наличие проблемы, но может и объяснить отклонение коэффициента особенностями хозяйственной деятельности предприятия, не ведущими к возникновению финансовых затруднений.

Для Интернет-компаний регулярный расчет финансовых коэффициентов является удобным инструментом отслеживания текущего состояния предприятия. В условиях бурно растущего сетевого рынка их относительный характер позволяет исключить влияние многих факторов, вносящих искажения в абсолютные величины показателей отчетности.

Различные финансовые коэффициенты отражают те или иные стороны деятельности и финансового состояния предприятия. Обычно их подразделяют на группы:

· коэффициенты ликвидности. Под ликвидностью понимается способность компании погасить в срок свои обязательства. Эти коэффициенты оперируют соотношениями величин активов компании и величин краткосрочных и долгосрочных обязательств;

· коэффициенты, отражающие эффективность управления активами. Эти коэффициенты служат для оценки соответствия размеров тех или иных активов компании выполняемым задачам. Они оперируют такими величинами, как размеры материальных запасов, оборотных и внеоборотных активов, дебиторской задолженности и др.;

· коэффициенты, отражающие структуру капитала компании. К этой группе относятся коэффициенты, оперирующие соотношениями собственных и заемных средств. Они показывают, за счет каких источников сформированы активы компании, и насколько предприятие финансово зависит от кредиторов;

· коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты показывают, какие доходы компания извлекает из находящихся в ее распоряжении активов. Коэффициенты рентабельности позволяют осуществить разностороннюю оценку деятельности компании в целом, по конечному результату;

· коэффициенты рыночной активности. Коэффициенты этой группы оперируют с соотношениями рыночных цен на акции компании, их номинальных цен и доходов на одну акцию. Они позволяют оценить положение компании на рынке ценных бумаг.

Рассмотрим указанные группы коэффициентов более подробно. Основными коэффициентами ликвидности являются:

· коэффициент текущей (общей) ликвидности (Current ratio). Он определяется как частное от деления размера оборотных средств компании на размер краткосрочных обязательств. Оборотные средства включают в себя денежные средства, дебиторскую задолженность (за вычетом сомнительной), товарно-материальные запасы и другие быстро реализуемые активы. Краткосрочные обязательства состоят из счетов к оплате, краткосрочной кредиторской задолженности, начислений по заработной плате и налогам и других краткосрочных пассивов. Этот коэффициент показывает, достаточно ли у компании средств для погашения текущих обязательств. Если величина этого коэффициента меньше 2, то у компании могут возникнуть проблемы при погашении краткосрочных обязательств, выражающихся в задержке платежей;

· коэффициент быстрой ликвидности (Quick ratio). По своей сути он аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, но вместо полного объема оборотных средств в нем используется только сумма оборотных средств, которые можно быстро обратить в деньги. Наименее ликвидной частью оборотных средств являются товарно-материальные запасы. Поэтому при расчете коэффициента быстрой ликвидности они исключаются из оборотных средств. Коэффициент показывает способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства в относительно сжатые сроки. Считается, что для нормально функционирующей компании его значение должно находится в пределах от 0,7 до 1;

· коэффициент абсолютной ликвидности. Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочных обязательств компания может погасить практически мгновенно. Он рассчитывается как частное от деления объема денежных средств на счетах предприятия на объем краткосрочных обязательств. Нормальной считается его величина в интервале от 0,05 до 0,025. Если значение ниже 0,025, то у предприятия могут возникнуть проблемы с погашением текущих обязательств. Если оно больше 0,05, то, возможно, предприятие нерационально использует свободные денежные средства.

Для оценки эффективности управления активами используются следующие коэффициенты:

· коэффициент оборачиваемости запасов (Inventory turnover ratio). Он определяется как частное от деления выручки от реализации за отчетный период (год, квартал, месяц) на среднюю за период величину запасов. Он показывает, сколько раз за отчетный период запасы трансформировались в готовую продукцию, которая, в свою очередь, была продана, а на выручку от реализации вновь были приобретены запасы (сколько за период было совершено «оборотов» запасов). Это стандартный подход к вычислению коэффициента оборачиваемости запасов. Существует и альтернативный подход, основанный на том, что реализация продукции происходит по рыночным ценам, что приводит к завышению коэффициента оборачиваемости запасов при использовании выручки от реализации в его числителе. Для устранения этого искажения вместо выручки можно взять себестоимость реализованной за период продукции или, что даст еще более точный результат, общий объем затрат предприятия за период на закупку товарно-материальных запасов. Коэффициент оборачиваемости запасов очень сильно зависит от отрасли, в которой действует компания. Для Интернет-компаний он обычно выше, чем для обычных предприятий, поскольку большинство Интернет-компаний работают в сфере сетевой торговли или в сфере услуг, где оборачиваемость обычно выше, чем в производстве;

· коэффициент оборачиваемости активов (Total asset turnover ratio). Рассчитывается как частное от деления выручки от реализации за период на общую сумму активов предприятия (среднюю за период). Этот коэффициент показывает оборачиваемость всех активов компании;

· оборачиваемость дебиторской задолженности. Вычисляется как частное от деления выручки от реализации за отчетный период на среднюю за период величину дебиторской задолженности. Коэффициент показывает, сколько раз за период дебиторская задолженность была сформирована и погашена покупателями (сколько «оборотов» дебиторской задолженности совершилось). Более наглядным вариантом этого коэффициента является средний срок погашения дебиторской задолженности покупателями (в днях) или средний срок получения платежа (Average Collection Period, ACP). Для его расчета средняя за период дебиторская задолженность делится на среднюю выручку от реализации за один день периода (рассчитываемую как выручка за период, деленная на продолжительность периода в днях). АСР показывает, сколько дней в среднем проходит с даты отгрузки продукции до даты получения платежа. Сложившаяся в России практика работы Интернет-компаний, как правило, не предусматривает отсрочку платежа покупателям. По большей части Интернет-компании работают на условиях предоплаты или оплаты в момент доставки. Таким образом, для большинства российских сетевых предприятий показатель АСР близок к нулю. По мере развития Интернет-бизнеса этот показатель будет увеличиваться;

· коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной за период продукции на среднюю за период величину кредиторской задолженности. Коэффициент показывает, сколько раз за период возникла и была погашена кредиторская задолженность;

· коэффициент фондоотдачи или оборачиваемость основных средств (Fixed asset turnover ratio). Рассчитывается как отношение выручки от реализации за период к стоимости основных средств. Коэффициент показывает, сколько выручки за отчетный период принес каждый рубль, вложенный в основные средства компании;

· коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Под собственным капиталом понимается общий размер активов компании за вычетом обязательств перед третьими лицами. Собственный капитал состоит из инвестированного владельцами капитала и всей заработанной компанией прибыли за вычетом налогов, выплачиваемых из прибыли, и дивидендов. Коэффициент рассчитывается как частное от деления выручки от реализации за анализируемый период на среднюю за период величину собственного капитала. Он показывает, сколько выручки принес за период каждый рубль собственного капитала компании.

Структуру капитала компании анализируют при помощи следующих коэффициентов:

· доля заемных средств в структуре активов. Коэффициент рассчитывается как частное от деления объема заемных средств на общую сумму активов компании. К заемным средствам относятся краткосрочные и долгосрочные обязательства компании перед третьими лицами. Коэффициент показывает, насколько зависимой от кредиторов является компания. Нормальным считается значение этого коэффициент около 0,5. Кроме этого коэффициента иногда рассчитывается коэффициент финансовой зависимости, определяемый как частное от деления объема заемных средств на объем собственных средств. Опасным считается уровень этого коэффициента, превышающий единицу;

· обеспеченность процентов к уплате, TIE (Time-Interest-Earned). Коэффициент рассчитывается как частное от деления прибыли до вычета процентов и налогов на сумму процентов к уплате за анализируемый период. Коэффициент демонстрирует способность компании выплачивать проценты по заемным средствам.

Весьма информативными являются коэффициенты рентабельности. Из них наиболее важными считаются следующие:

· рентабельность реализованной продукции (Profit margin of sales). Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на выручку от реализации. Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль выручки;

· рентабельность активов, ROA (Return of Assets). Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на сумму активов предприятия. Это наиболее общий коэффициент, который характеризует эффективность использования компанией активов, находящихся в ее распоряжении;

· рентабельность собственного капитала, ROE (Return of Equity). Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на сумму простого акционерного капитала. Показывает прибыль на каждый рубль, вложенный инвесторами;

· коэффициент генерирования доходов, ВЕР (Basic Earning Power). Рассчитывается как частное от деления прибыли до вычета процентов и налогов на общую сумму активов компании. Этот коэффициент показывает, сколько прибыли на каждый рубль активов заработало бы предприятие в гипотетической безналоговой и беспроцентной ситуации. Коэффициент удобен для сравнения эффективности работы предприятий, находящихся в неодинаковых налоговых условиях и имеющих различную структуру капитала (соотношение собственных и заемных средств).

Коэффициенты рыночной активности предприятия позволяют оценить положение компании на рынке ценных бумаг и отношение акционеров к деятельности компании:

· коэффициент котировки акции, М/В (Market/Book). Рассчитывается как отношение рыночной цены акции к ее балансовой стоимости;

· доход на обыкновенную акцию. Рассчитывается как отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к рыночной цене акции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник