Меню Рубрики

Какие есть подходы политического анализа

Применительно к политологии речь должна идти о конкретной — политической — деятельности. Метод без приложения к исследуемому материалу не приносит приращения знаний, но при умелом его выборе и применении помогает ученому находить правильный путь в исследовании изучаемой темы, рационализирует его познавательную деятельность, обеспечивает ее эффективность, способствует систематизации и оценке накопленных предшественниками и им самим фактов и данных.

Метод — это приемы и способы достижения определенных результатов в практической и познавательной деятельности людей.

Методы политических исследований включают два уровня: исследовательские методы политических наук, в том числе методы построения политических теорий разных уровней обобщения, и методы эмпирического исследования на уровне конкретного политологического анализа, т.е. теоретические и прикладные.

На сегодняшний день существуют, по меньшей мере, три различных классификации методов политического анализа 1 . [1]

Наибольшее распространение получила классификация на следующие три группы: общие методы, общелогические методы и эмпирические методы.

Общие методы. В системе политологической методологии эти методы могут находится как в области теории, так и в области практического исследования.

К тому, что по этому поводу сказано в параграфе 7.1, добавим следующее:

Социологический метод, предполагающий выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений. Этот метод представлен, например, в марксистской трактовке политики как концентрированного выражения экономики, в теории А. Бентли, рассматривающей политику как деятельность различных заинтересованных групп.

Нормативный При нем исследования и их обобщение обнаруживают значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости и т.д., разработки политических ценностей и идеалов.

Диалектический метод. С помощью этого метода анализа происходит выявление противоречий и конфликтов, лежащих в основе политических изменений. Согласно теоретической базе этого подхода политическая система представляет собой открытое пространство столкновения социально-политических субъектов. Он делает акцент на динамике и субъектах политических изменений, исследовании их социальных оснований. Вместе с тем конфликтный анализ не позволяет глубоко проникнуть в мотивы участия в политических акциях, в социально-психологические основания конфликтного поведения.

Антропологический метод, требующий изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека, имеющего относительно неизменный, инвариантный набор потребностей в пище, жилище, общении, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и т.д., которые проявляются в политике.

Деятельностный метод, дающий динамическую, «живую» картину политики, рассматривающий ее как специфический процесс, начинающийся с определения целей и принятия решений и имеющий определенные этапы их реализации.

Исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном изменении, выявления связи их прошлого, настоящего и будущего и др. С недавнего времени начали выделять особый метод кейс стади ситуационные исследования. В данном случае подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии, которое произошло в определенном месте и в определенное время, с целью обрисовать, реконструировать одно событие в его цельности, уникальности и невоспроизводимости. Таким образом, ставится задача понять событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях.

Психологический метод (в том числе психоанализ), ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения и т.д. Данный тип анализа становится наиболее востребованным в период нестабильности политической системы общества, при переходных этапах, когда психологизм поведения населения становится наиболее выраженным.

Вторая группа — общелогические методы, относящиеся непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса: это синтез аналитических данных, индукция и дедукция, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические и другие методы. Эта группа связана с областью анализа политики лишь опосредованно.

К эминирическим методам относятся: использование статистики, анализ документов, контент-анализ, анкетный опрос, социологические исследования, «мозговой штурм» (коллективное генерирование идей), экспертные оценки, лабораторные эксперименты, теория игр, включенное наблюдение, интервьюирование и другие.

Эмпирические методы особенно бурно стали развиваться на рубеже XIX — XX вв. Вызвано это было практической потребностью в объективных знаниях политической действительности, главным образом связанных с участием граждан в политике. Особое значение в эмпирических исследованиях отводится проблеме политического поведения; исследованию общественного мнения и политической культуры; изучению влияния различных факторов на политический процесс; системному анализу больших и малых политических структур; комплексному изучению политического управления и руководства обществом; структурно-функциональному анализу политических институтов; метод политического планирования, прогнозирования и др.

Для глубокой и всесторонней проработки всех этих проблем используются методы эмпирической социологии, в частности: наблюдение, анкетное исследование и опрос населения, анализ статистического материала, эксперимент, изучение документов, моделирование и др.

Новые возможности перед политологией открыл анализ статистических материалов. Исследователь, располагающий соответствующей техникой анализа, извлекает из полученной им информации необходимые сведения, прослеживает закономерности, выявляет тенденции.

Эксперимент в политологии практикуется в специфической форме игрового моделирования, когда исследуемый процесс или явление воспроизводится в интересующих политолога параметрах посредством создания ситуации игры. Имитируя развитие того или иного политического явления (конфликта, переговоров, заседания парламента и т.п.), исследователь получает возможность либо предвидеть развитие реального процесса, либо вскрыть его внутренние механизмы.

К числу эмпирических методов политического исследования относятся также контент-анализ, генетический анализ, построение когнитивных карт и т.п.

Здесь следует отдельно выделить когнитивный подход в политическом анализе. Когнитивность принадлежит к числу тех психических процессов, посредством которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию. Когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений и буквально все иные виды мыслительных процессов и имеет тесные связи с накопленным человеком жизненным опытом и его поведением.

Когнитология включает в себя философию (теория познания), когнитивную психологию, нейропсихологию, антропологию, лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Практические достижения последних лет в области искусственного интеллекта обеспечивают притягательность и популярность когнитивной парадигме, осуществляющей в настоящее время стремительную экспансию в мире науки.

Что касается системных методов, то это различные аспекты системного подхода, разработанного в 30-х гг. прошлого века представителями естественных наук и ставшего достоянием социальных и гуманитарных наук сравнительно недавно. Тем не менее сегодня системный анализ — одно из самых распространенных средств политических исследований. Справедливо замечено, что само понятие «политическая система» стало возможным с введением в политологию системного подхода.

В данном подходе исследователи выделяют следующие аспекты:

  • — системно-исторический;
  • — системно-компонентный;
  • — системно-структурный;
  • — системно-функциональный;
  • — системно-интегративный;
  • — системно-коммуникационный.

Наконец, еще одна классификация методов политического анализа.

Согласно этой классификациии выделяются две группы методов политического анализа — общие и частные. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К. ним можно отнести ивент-анализ (англ, event — «событие»), ситуационный анализ и некоторые другие.

К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью, например, характером проблемы, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и др. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.

Таким образом, в данную классификацию лишь частично входят некоторые методы, отнесенные к разряду эмпирических в других классификациях, но включены новые. Прежде всего, имеется в виду ивент-анализ.

Отмечается, что среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, он имеет важнейшее значение. В рамках ивент-анализа политический процесс видится как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, политических убийств и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами. Тем самым данный метод позволяет упорядочить поток политических событий, предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса.

Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:

  • — выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
  • — оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;
  • — установление стратегических целей и тактических задач участников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;
  • — выяснение возможных стратегических союзов и тактических коалиций, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;
  • — формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;
  • — формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации 1 .

Как метод, ивент-анализ предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация — события — среда — участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) — ограничения деятельности — цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) — альтернативные решения — сценарии и прогнозы — стратегия действий.

Большинство частных методов, не фигурирующих в других квалификациях, связаны с использованием математических методов высокого уровня сложности: корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии; пат-анализ, являющийся примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность моделей путем эмпирической оценки прямых и непрямых воздействий одной переменной па другую; факторный анализ, или метод многомерной математической статистики; методы математической и компьютерной имитации и некоторые другие. [2]

Данная классификация представляется весьма перспективной в свете того, что политический анализ все более усложняется и «прирастает» новыми методами. Однако она не может быть принята как единственная, и заменить собой все прежние.

В связи с этим следует отметить многие новые виды анализа, которые пока трудно поддаются классификации.

  • • Сбор и анализ данных в многочисленных областях.
  • • Анализ политического поведения (настроений, культуры, политической социализации и т.д.) с опорой на психологию и социальную психологию.
  • • Исследование процесса принятия решений с применением формальных и математических методов.
  • • Исследования в области политической коммуникации.
  • • Анализ политических аспектов функционирования групп: политических партий, заинтересованных групп, а также семьи, церкви, предприятия и т.д.
  • • Усовершенствование и операционализация новых подходов (системный анализ, функциональный анализ, кибернетический подход и т.д.).

источник

Структура и отличительные черты общих методов

Основания методологического разнообразия политического анализа во многом предопределены, с одной стороны, его особенностями как прикладной дисциплины; а с другой – спецификой политической проблематики как предмета анализа. Успешность применения тех или иных способов отображения ситуации в политическом анализе во многом зависит от их способности сохранять оперативность и инно-вационность; предлагать сравнительно простые действия, не требующие значительных временных, организационных и прочих затрат; быть достаточно гибкими, легко адаптируемыми к различным проблемным ситуациям; сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализованных количественных выкладок 113 .

В целом можно выделить две группы методов политического анализа – общие и частные. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К ним можно отнести ивент-анализ (англ, event – событие), ситуационный анализ и некоторые другие.

К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью, например, характером проблемы, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и др. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.

Среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, важнейшее значение имеет ивент-анализ, в рамках которого политический процесс представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, политических убийств и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т.д. Тем самым данный метод позволяет упорядочить поток политических событий (в противоположность наложению готовой концептуальной схемы на ситуацию, что часто приводит к неадекватным результатам), предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса. В результате появляется возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий.

Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:

выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;

оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;

установление стратегических целей и тактических задач участников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;

выяснение возможных стратегических союзов и тактических коалиций, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;

формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;

формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации 114 .

Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.

В качестве примера прикладного применения ивент-анализа можно упомянуть разработку, осуществленную Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) в рамках проекта «Система управления конфликтами и стабильностью» (САУКС-Рос-сия). Далее (в сокращенном и адаптированном виде) приведена базовая схема рубрикации для пособытийного ввода данных в систему.

Внесение в базу данных записей в соответствии с приведенной рубрикацией позволяет построить гибкую систему индексов, которые отражали бы динамику событий и позволяли сделать обоснованные заключения относительно обозначившихся тенденций, отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регионе, а также их пороговые значения.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Системы ситуационного анализа, подобные описанной, позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с информационным обеспечением процесса принятия политических решений. Задача-минимум – это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ключевых параметров ситуации. Задача более высокого уровня – осуществление прогноза ее развития, построение и апробирование сценариев. Наконец, задача-максимум – на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование комплексных стратегий управления политическим процессом как в его отдельных сегментах, так и в целом. И хотя сегодня удовлетворительных прикладных решений на уровне задачи-максимум еще не предложено, можно ожидать, что ускоряющийся с каждым днем прогресс в области компьютерных и нейронных технологий, искусственного интеллекта, математического моделирования и системного анализа позволит в обозримом будущем выйти на уровень решения и этих сложнейших задач.

источник

Политический анализсовокупности различных научных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений. Именно профессиональное применение политического анализа способно совершить качественный переворот в процессе принятия политических решений, что и является одной из основных целей прикладной политологии.

Особо подчеркнем, что использование политического анализа необходимо для всех субъектов политического процесса, но особенно важным является его применение властными структурами, поскольку их решения оказывают наибольшее влияние на политический процесс. Между тем в настоящее время в большинстве случаев применяются далеко не научные методики — анализ политической ситуации, составление политических прогнозов и принятие политических решений в лучшем случае строятся на сугубо интуитивном подходе.

Под словом «анализ» обычно подразумевается анализ логический — один из основных научных методов, используемый в самых различных отраслях знания. Происходя от греческого слова « analysis », что означает «разложение», анализ представляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого объекта на составные части и исследование каждой из них в отдельности. С помощью логического анализа выявляется строение исследуемого объекта (в качестве которого может выступать как отдельный предмет, так и процесс или явление), его структура, отделяется существенное от несущественного. Логический анализ и синтез (объединение всех данных, полученных в результате анализа), позволяющие создать полное и целостное представление об изучаемом объекте, достаточно часто используются практически во всех отраслях гуманитарного знания.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Методы исследования – это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории.

Так, методы, имеющие общенаучный характер – это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Есть и иная классификация. Она опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности.

В политологии представляется возможным разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие:

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях .

Метод сравнения в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход применение системного подхода используется при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами.

Структурно-функциональный анализ Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем.Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму политической системы, но и описать функции каждого элемента, которые входят в их компетенцию. В анализе проблем политики используются и другие исследовательские процедуры, и в частности, моделирование.

Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Кроме традиционных методов, политология использует и свои средства познания политической реальности. К ним относятся следующие.

Группа бихевиористских методик. в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований – в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно (эксперимент, анкета, интервью и анализ документов

Теория групп. Главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Метод политической коммуникации. Коммуникация – передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д.

Теория игр и метод принятия решений. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий как, например, угроза.

Составной частью теории игр является метод принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос – “кто принимает решения” – не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.

В целом следует отметить, что теория игр и методики принятия решений позволяют почти полностью охватить политические явления; содержат требование динамических изменений политической действительности; дают возможность формализованного политологического анализа через определенную локализацию центра принятия решений; интегрируют другие методы, используемые в науке о политике. Достоинство этой методики заключается в приближении науки к практике.

В политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Если метод характеризует способ, подход к изучению действительности, отражающей общую взаимосвязь и логику политических процессов, то методика есть лишь сумма приемов, по преимуществу технических, применяемых для накопления и систематизации эмпирического материала.

Таким образом политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. Многие из этих исследований в политологии подаются в таком виде, словно все заинтересованы в том, чтобы их поняли только специалисты. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов. Оно со временем, естественно, изменится, если анализ политических событий будет научно обоснован и рекомендации пойдут на пользу тому, кто принимает те или иные политические решения.

8. Политико – управленческие процедуры.

В современном понимании государство – это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства – обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющихся потенциальных ресурсов – с другой. Ясно, что более или менее удовлетворительное решение такой масштабной задачи возможно только на основе достоверного владения информацией о реальном положении дел во всех сколько-нибудь существенных сферах государственного организма, ее глубокого осмысления и тщательного анализа, разработки на этой основе взвешенных, сбалансированных решений.

Не секрет, однако, что за подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации:

— приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой, а чаще – нижайшей управленческой культурой;

— склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения, нетерпимость к альтернативным подходам;

— слабое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;

— неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, низкая мотивация на самостоятельное овладение их возможностями.

В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог – самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.

Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально– экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.

Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1312 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Основные подходы к понятию «политический анализ».

В отечественной и зарубежной научной литературе существуют самые различные трактовки понятия «политический анализ». Все определения имеют отношение к характеристике сфере политики. Первый подход (policy) связан с определением политического как области осуществления властных полномочий, в котором средство одновременно является целью. С этой точки зрения полит.аналитик должен заниматься оценкой качества используемых полит.элитами полит. технологий, рассмотрением прямых и косвенных последствий принимаемых полит.решений, полит.курса. Субъект политики – группы, обладающие реальными властными ресурсами и полномочиями. Строго формальный. Второй подход(polity)опирается на более широкое понимание сферы политики, согласно которому субъектами политики выступают все институцианализированные и неинституцианализированныеполит.игроки, в сферу интересов которых входит власть. Круг проблем включает полит.сознание и поведение отдельных групп, движений и тд. Согласно третьему подходу(politics), основной объект анализа институциональные изменения в области политики, те полит.аналитики должен исследовать структурные и функциональные изменения полит.системы во всех ее проявлениях.

Виды исследований в области политики.

Существует несколько классификаций на деление видов исследований в области политики. По характеру поставленных задач исследование может быть: разведывательным, описательным, аналитичеким. В зависимости от исследовательских стратегийразличают:

· Монографические(полное, комплексное, всестороннее)

· Компаративные(сравнительные), которые в свою очередь делятся на:

1. когортные (межпоколенные исследования, в выборку могут попасть и др.люди не совпавшие с осн.показателями)

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

2. панельные (полностью копирующие элементы, кроме времени, не чаще чем через 2 недели)

3. лонгитюдные или мониторниговые (идентичный инструментарий и характер выборки, но опрашиваются совсем другие люди)

4. трекинговые ( цель – обнаружить скрытую тенденцию изменения общественного мнения, периодичность 3-10дней, 1/3 случайной выборки в след.опросе).

По объекту исследования – межгрупповые, межинституциональные, межрегиональные и тд. Часть политологов считают, что необходимо делить исследования только на фундаментальные и прикладные.Фундаментальные отражают методологические точки, которые позволяют ответить на системные вопросы относительно полит.жизни; ориентация на объяснение; осн.принцип – описание. А прикладные исследования ориентирование на преобразование полит.реальности. Кроме этого, выделяют эмпирические и прикладныеполит.иссл., считается что каждое из них имеет собственное методологическое концептуальное обоснование.

Понятие, этапы построения политического прогноза.

Прогнозирование связано с необходимостью создания правильной стратегии и целевого воздействия на политические процессы. В полит.аналитике прогноз выступает завершающим этапом эмпирического исследования. Прогноз – обоснованное суждение о перспективах, альтернативах, временных показателях. Это вероятностное суждение, но базируется на всех возможных основаниях. Этапы: предпрогнозная ориентация (цели, задачи, гипотезы, методы), построение исходной модели объекта, сбор данных прогнозного фона, построение показателей для экстраполяции, построение гипотетических поисковых моделей, построенных нормативных моделей, оценка и уточнение прогноза, рекомендации в сферу управления, повторная предпрогнозная ориентация.

Организация эмпирического исследования. Этапы, виды работ.

Структура исследования: тяготеет к методологии системного анализа

1) Концептуализация-выбор теории для описания действий

2) Операционализация-поиск мер, с помощью которых можно провести исследование

3) Выбор техники и инструментария (средств сбора и анализа)

5) Дескриптивный анализ – узкий, техническое описание результатов

6) Интерпретация данных – комплексный полный анализ

Шкалирование. Требование к построению шкал. Графическое построение шкал.

Шкалирование – процесс получения шкальных значений признака. Шкала – упорядочение единиц анализа по оси какой-либо переменной. Метод используется для того, чтобы понять степень интенсивности или устойчивости позиций респондента, оценить многообразие нюансов в промежуточных ответах. Функции – собственно измерения (наличие жесткой эмпирической системы, имеет временную шкалу) и оценивания (отображение свойства объекта на шкалу в единицах).

1) Требование минимальных единиц. (min2). В двух случаях: первый – о признаке пола, второй — биноминальный критерий.

2) Требование непротиворечия и единого логического основания.

3) Валидность – измерение именно того свойства, которое предполагается оценить.

4) Полнота – необходимость и достаточность критериев, учтены все возможные варианты ответа.

5) Чувствительность – выбор достаточного количества градаций.

6) Симметричность альтернатив.

Проверка шкал на основе: обоснованности (тест по эталонной группе, метод судей), устойчивости (расщепление шкалы, суждения-синонимы) и правильности изменения признака(техническая невозможность решить задачу).

Шкалирование предполагает использование понятий, чаще всего прилагательных или наречий, каждое из которых имеет разную степень интенсивности мнения. Большинство показателей имеет непрерывную протяженность, поэтому стоит вопрос сколько градаций выбрать. Часто используется трехчленное деление. Осн.проблемы: небольшое кол-во градаций – огрубление ответов, большое – случайный выбор респондента. Удобнее использовать 5-7 вариантов. При тел.интервью и на слух – 4, для вопроса-кафетерия – выше 9. Шкала так жеможет состоять из различных суждений и оценочных утверждений – считается самый качественный метод.

21. Виды шкал в полит.иссл. (развернутая классификация с примерами).

I. Интервальные – шкала разностей и интервалов между упорядоченными проявлениями изучаемой характеристики.

I. Номинальные (неупорядоченные) шкалы, включающие перечень качественных характеристик или мнений частоты проявления в процентах.

II. Частично упорядоченные шкалы, где граница градаций размыты и нечетки («абсолютно да», «скорее да, чем нет»).

III. Порядковые шкалы (полностью упорядоченная ординарная), приводит признаки изучаемого объекта в строгий порядок, располагая от наиболее значимого к наименее наоборот, т.е. фиксирует отношение равенства и порядка.

a) Бальные шкалы. Шкала «школьных оценок» (минусы — размытие крайних и смещение центр). «Термометр» — 1/3, 2/3, правило 20/80. «Шашки» – монохромные квадраты. «Линейка».

b) Ранговые. Полное упорядочение каких-либо объектов по заданному признаку от наиболее к наименее предпочтительным.

i. Мягкое ранжирование. Нескольким объектам может быть приписана одна и та же числовая позиция (обычно 1, всем остальным приписывается 0). Рейтинги и антирейтинги.

ii. Жесткое ранжирование. Каждому объекту приписывается отдельная числовая позиция. Две крайности: первая – респонденты быстро ставят на первые и последние места, сложности с серединой ранжированного ряда; вторая – отсутствие неопределенных значений и как результат неточность исследования.

iii. Метод парных сравнений. Сравнение всех возможных пар объектов.

Паспортичка.

Паспортичка – вопросы о возрасте, половой принадлежности, семейном положении, образовании и т.п. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортички» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов. Информация из раздела «паспортички» служит для анализа полученных ответов . Довольно часто респонденты неохотно отвечают на вопросы раздела «паспортички», поэтому лучше не начинать с вопросов такого рода. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Если к опросу надо привлечь лиц с совершенно определенными характеристиками, то допускается размещение ряда демографических и статусных вопросов в начале основной части анкеты. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы.

47. Получение достоверной информации о возрасте, доходах и образовании респондента. Обоснование шкалы (жизненный цикл).

Влияние на достоверность оказывает степень анонимности опроса (нет ее, когда интервью по месту жительства или работы или в панельных исследования; выше, когда почтовый опрос). Вопросы демографического характера не снижают уровня возврата анкет, но оказывают влияние на степень достоверности. Под влияние фактора престижа оказывается ответы на вопросы о доходах и образовании (в данном случае форма вопроса илиусловия опроса не имеют значения, т.к. «деликатна» сама тема).

Российские исследователи предлагают следующую разбивку по возрасту: до 20, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 и старше (шкала жизненного цикла). Чаще выделяют три градации: до29, 30-49, 50 и старше. Это позволяет без сильных смещений восстанавливать промежуточные границы. Часто задается вопрос: Сколько лет? И на этапе обработке выделяют нужное количество градаций.

Требования к формулировке вопросов в анкете. Способы контроля за качеством вопроса.

Вопрос должен быть нужным для исследования, посвящён одному объекту, не должно быть двойных отрицаний, лобовых вопросов, внушения, абстрактности, логических несоответствий, смещение в сторону оценок, отсутствие срединной позиции. Слова различного толкования недопустимы, в альтернативных-взаимоисключающие варианты ответа, необходимо пояснение по заполнению, должен быть вариант уклонение от ответа, избегание жаргонов и малораспространенных слов, вопрос не должен превышать компетентности, не должен вызывать отрицательных эмоций, должен быть нейтральным.

Контроль: интервью с умным респондентом, пилотажный опрос, передача методичского инструментария коллегам

Подготовка интервьюеров. Требования к интервьюерам, контроль за качеством работ.

Подготовка: общая(знакомство интервьюера с темой исследования) и специальная (обучение ценностной нейтральности слушания, правильное понимание высказываний, фокусировка на важных темах).

Требования: обладание индивидуальных способностей, общительный, педантичный к работе, заинтересованный людьми, упорный в преодолении трудностей, честный. Интервьюер должен знать, что говорит, должен адаптировать вопросы для понимания респондента, приспособиться к его особенностям и обеспечить благоприятную обстановку. Важен внешний облик интервьюера – аккуратный.

Контроль: анализ магнитофонной записи беседы, отчет интервьюеров, повторный опрос проинтервьюированных, изучают отчеты бригадиров, логический контроль, «подсадные утки», анализ ответов на открытые вопросы.

Метод групповой работы

Метод групповой работы (группа действует независимо, как ей хочется, работа растягивается на много дней). Алгоритм работы группы прост (уточнить проблему, направление деятельности, решения, внедрение решений).Все участники группы- профессионалы, добровольцы, заинтересованы, в хороших отношениях.

71 Метаплан и синектика: сравнительный анализ

Метаплан – это рациональный поиск решения проблемы, практичный и последовательный. Синектика охватывает больше, поскольку основана в значительной мере на случайных находках. Здесь мала роль системности, даже ведущий участвует наравне с остальными.

Основные подходы к понятию «политический анализ».

В отечественной и зарубежной научной литературе существуют самые различные трактовки понятия «политический анализ». Все определения имеют отношение к характеристике сфере политики. Первый подход (policy) связан с определением политического как области осуществления властных полномочий, в котором средство одновременно является целью. С этой точки зрения полит.аналитик должен заниматься оценкой качества используемых полит.элитами полит. технологий, рассмотрением прямых и косвенных последствий принимаемых полит.решений, полит.курса. Субъект политики – группы, обладающие реальными властными ресурсами и полномочиями. Строго формальный. Второй подход(polity)опирается на более широкое понимание сферы политики, согласно которому субъектами политики выступают все институцианализированные и неинституцианализированныеполит.игроки, в сферу интересов которых входит власть. Круг проблем включает полит.сознание и поведение отдельных групп, движений и тд. Согласно третьему подходу(politics), основной объект анализа институциональные изменения в области политики, те полит.аналитики должен исследовать структурные и функциональные изменения полит.системы во всех ее проявлениях.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Известно несколько видов анализа. Одним из них является мысленное расчленение целого на части, выявляющее структуру целого и предполагающее установление отношений между частями. Другим видом анализа является анализ общих свойств, предметов и отношений между ними, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие элементы; одни из них подвергаются дальнейшему анализу, а от других отвлекаются; на следующем этапе анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям.

Политический анализ выступает в различных формах, одной из которых служит классификация изучаемых политических событий и процессов. Как и в любой другой отрасли знаний или области практической деятельности, в политической науке в качестве оснований деления в классификации обычно выбирают признаки, существенные для данных политических событий. В этом случае классификация выявляет основные сходства и различия между событиями.

Система методов политического анализа отличается большим разнообразием: общие методы (системный, структурно-функциональный, сравнительный, бихевиористский, социологический, нормативно-ценностный, антропологический, социокультурный и др.); общелогические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического).

Рассматривая политический анализ как специфический исследовательский процесс, можно выделить его внутренние логические этапы, которые предопределяют успешность познавательно-прикладных действий. К основным этапам этого аналитического процесса можно отнести следующие: концептуализация проблемы, ее моделирование, составление программы исследования конкретной проблемы, выбор методов ее исследования.

Смыслом начального этапа политического анализа является концептуализация проблемы. Это предполагает рассмотрение конкретной ситуации с точки зрения ее влияния на реализацию интересов важнейших политических субъектов, на деятельность органов государственного управления, их взаимодействие с зарубежными партнерами и вообще существенное изменение политического контекста. Выявление этой проблемы предполагает тщательный сбор информации, формулировку проблемы с характеристикой ее наиболее отличительных черт и структурных компонентов, отличий от иных проблемных ситуаций.

На втором этапе осуществляется моделирование проблемы, т. е. выработка представлений, несколько упрощающих, но одновременно предполагающих целостное восприятие наиболее значимых элементов, внешней формы и внутренней структуры. Как правило, такая модель строится на основе определенной исследовательской гипотезы, в рамках которой выявляются и уточняются важнейшие параметры проблемы. В идеале моделирование стремится к максимальной формализации, предполагающей использование математического аппарата для описания данных политических явлений.

Следующий, третий этап — составление программы исследования, обоснования и формулировки логики исследования конкретной проблемы. Здесь формулируются конкретные цели исследования (с учетом того, что должно быть достигнуто в результате изучения проблемы), уточняются значения переменных показателей в рамках вариантов решения поставленной задачи, детально описываются организация и проведение наблюдений. Задача такой программы — упорядочение эмпирических данных. В зависимости оттого, какого характера ситуация анализируется и, соответственно, какой тип целей превалирует, могут формироваться различные программы политического анализа: прогностические, направленные на исследование будущей гипотетической ситуации; актуальные, связанные с анализом текущей ситуации, и ретроспективные, ориентированные на поиск новых подходов к прочтению уже произошедших событий.

Принципиальное значение имеет и четвертый этап — выбор методов исследования проблемы и решения конкретной задачи. Применяемые на данном этапе методики имеют междисциплинарный характер. Тем не менее, решение любой конкретной задачи всегда предполагает выбор приоритетных средств и приемов исследования, который определяется характером самой проблемы, подготовленностью аналитиков, условиями, в которых осуществляется анализ. При всех вариантах такой выбор непременно требует сочетания качественных и количественных, теоретических и эмпирических подходов и т. д. Применяемые методы также могут разниться и по своей форме («мозговой штурм», индивидуальная или групповая экспертиза и т. д.).

Наряду с отбором методов исследования неотъемлемой составной частью этого этапа является определение правил, процедур, уточнение последовательности операций, упорядочивающих применение разнообразных техник и методик познания.

В современной политической науке существуют различные методологические подходы к анализу политической жизни. Французский политолог Р.Ж.Шварценберг называет следующие типы анализа в политической теории: марксистский, системный, функциональный, кибернетический. Несмотря на различия мировоззренческих основ, отмеченные типы анализа ориентированы, во-первых, на глобальный подход к социальной действительности, то есть рассмотрение общества как целого, единого организма, а во-вторых, на объективное отражение реальности.

Конечно, существуют немалые трудности достижения объективного знания в политическом анализе. Они связаны как со сложностью политических процессов, так и с проблемой «социального заказа», который нередко вынужден выполнять политолог, находясь под давлением определенных политических сил, обосновывая «правильность» того или иного действия, решения властей или оппозиции. Но признание этого вовсе не означает отрицания объективности политического анализа.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Методологический арсенал современной политической науки в качестве своего существенного элемента включает исторический анализ, значение которого для познания политических явлений трудно переоценить. Сопоставление настоящего с прошлым, выяснение исторических истоков, факторов, этапов возникновения и развития тех или иных политических явлений, систем, институтов позволяет выявить их глубинные основания, понять грядущие трансформации. Известно: кто не владеет прошлым, тот не способен объяснить настоящее. Но искажение прошлого еще более опасно для политической практики, чем его незнание. При этом для политического анализа важен не только позитивный, но и негативный исторический опыт.

В арсенале политического анализа необходимо выделить системный анализ. Это один из самых распространенных подходов политологических исследований. Следует отметить то обстоятельство, что с точки зрения системного анализа, политическая жизнь изучается как комплекс элементов, образующих целостную систему в ее связи со средой — гражданским обществом, экономической системой и др. Кроме того, само понятие «политическая система» стало возможным с введением в политологию системного подхода. Большую роль в этом сыграли американские политологи Д.Истон, К.Дойч, Г.Алмонд и др. Использование этого метода в политической науке определяется сложностью и многообразием политической жизни.

Системный анализ охватывает три основополагающих измерения: ставшее или реально существующее, проявляющееся в структуре; действование, поведение или функция; становление или эволюция. Предмет системного анализа может различаться в зависимости от намерений исследователей.

С помощью системного анализа удается определить место политических феноменов в развитии общества, функции и возможности политики при осуществлении преобразований. Однако системный анализ в политике малоэффективен при изучении индивидуального поведения (например, роли лидера), рассмотрении кризисных ситуаций.

Одним из широко используемых в политической науке методов является сравнительный анализ. С точки зрения формальной логики всякое сравнение — это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как «кто знает одно, не знает ни одного».

На основе принципа сравнения Платон, Аристотель, Полибий, Н.Макиавелли, Ш.-Л.Монтескье, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Соловьев, В.Ленин и другие строили свои типологии общественно-государственного устройства, политических режимов, властных структур, форм правления и т. п. В современном понимании сравнительный анализ возник в 50-е годы XX в. Приверженцы этого метода исходят из положения, что принцип сравнения в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие по определенным параметрам общих черт политической жизни разных стран, народов, эпох.

Объектом сравнительного анализа являются, как правило, события, процессы, структуры, функции различных политических систем и режимов, расстановка участников политических событий и уровень их силы, а также государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, институт президентства, механизмы формирования политической культуры и политической социализации, стиль политического управления.

При сравнительном анализе необходимо учитывать то обстоятельство, что политика каждого государства реализуется в контексте его политических ценностей, мифов, идеологий и логически вытекающей из этого политической культуры, а также физической среды. Вместе взятые, они представляют собой совокупность национально-политического опыта, разнообразного в каждой стране.

В последнее время все большие симпатии исследователей завоевывает такой методологический инструментарий анализа политических феноменов, как социокультурный. Этот ракурс исследования явлений и процессов общественно-политической жизни в отечественном обществознании интенсифицировался недавно. Он подразумевает фокусировку внимания исследователя на взаимодействии людей, их связях и отношениях в корреляции с ценностями, нормами, привычками, политическими ориентациями, стереотипами. Сам по себе социокультурный подход, конечно, не нов. Как верно заметил еще Г.Клемма, один из его основоположников, уже Вольтер первым отказался от изучения династий, перечисления королей, битв и обратился к тому, что действительно важно в истории, а именно — к культуре. Однако господствовавший долгое время в России панполитизм способствовал тому, что социокультурные явления в сфере политики лишались своей специфичности, качественной определенности, что вело к односторонним обобщениям, выводам, интерпретациям, усугубляя зависимость научного знания от политической конъюнктуры, господствующих оценок и настроений.

Преимущество анализа политических явлений, базирующегося на социокультурном примате, позволяет выявить истоки, национально-цивилизационную специфику, причины воспроизводимости негативных политических феноменов, выявить пути их устранения или нейтрализации.

Политический анализ выполняет свою методологическую функцию не только в рамках теоретического, но и эмпирического, прикладного подхода к политическим реалиям. Он органично включен в исследования многих аспектов практической политики. Непосредственно сфокусированный на изучении и решении практических коллизий политической жизни, такой анализ связан с различными аспектами деятельности определенных государств, других политических институтов, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретной ситуации и в определенном временном контексте.

Эмпирические методы анализа (конкретные данные, например, об элите, рейтинге политических деятелей, позициях политических партий и их парламентских фракций в отношении курса правительства на решение текущих социально-политических проблем) снижают уровень неопределенности абстрактных, теоретических положений, раскрывают отличительные особенности правящей и оппозиционной элиты, характеризуют фазы, этапы властных решений и тем самым помогают акторам политического процесса лучше разобраться в текущей политической ситуации, особенностях политической линии лидеров, партий, органов управления, формулируют практические рекомендации и краткосрочные прогнозы для властных политических субъектов в целях повышения эффективности их деятельности.

Бихевиористский анализ стал широко применяться в политологических исследованиях с 50-х годов XX века. Именно тогда в политологии сформировалось направление исследований: политическое поведение человека как действенный фактор функционирования политических систем.

Бихевиористский анализ — это, во-первых, научная ориентация или установка на сбор, анализ и интерпретацию фактов по канонам естественнонаучного исследования. В политологии бихевиоризм, или поведенческий подход, был связан с использованием таких исследовательских методов, как, во-первых, репрезентативные опросы, мультифакторный анализ; во-вторых, исследование, в фокусе которого находится поведение индивида; в-третьих, рассмотрение политики как части более широкого социального и культурного контекста.

Начало этого течения в 50-е годы XX в. связано с именами ученых, которые в 30-е годы ввели в политологию новые объекты исследования (личность, установку, убеждения, ценности, электоральное поведение, общественное мнение и другие неинституционализированные элементы политического процесса) и новые методы, заимствованные из социологии, психологии, антропологии и психиатрии.

В настоящее время научная репутация бихевиористского анализа остается весьма высокой, что связано, по большей части, со стремлением ученых избавить политическую науку от субъективизма и политической ангажированности, сделать возможной эмпирическую проверку гипотез и количественное измерение политических процессов.

Становление и развитие политической науки в нашей стране отражает все большую роль тех специалистов, которые делают ставку на системный подход и применение количественных методов и моделей. Это ясно видно при решении политических задач, основанных на необходимости учета знаний об «обществе, в котором мы живем». Последнее облегчается при использовании структурно-логической модели, известной как «колеса Тихомирова».

С позиций этой модели каждая общественная система рассматривается как совокупность ее основных элементов (ранее говорили о «силах»), которые действуют между собой (имеются соответствующие «связи» или отношения) согласно закону связей. Последнее означает, что система характеризуется определенной структурой.

Особенность рассматриваемой модели состоит в том, что в системе сначала выделяются четыре ее основных компонента. Затем они детализируются с выделением в каждом из них материальной и духовной сферы, где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего на этом этапе рассматривается 8 блоков («колес»), каждый из которых является компонентом некой «колесницы», моделирующей общественную систему в целом.

Точная и научно обоснованная оценка политических сил в обществе (анализ расстановки политических сил) для любого политика является исходным пунктом его деятельности. В политической практике существует множество технологий и методик определения — кто из участников политических событий будет поддерживать (и в какой степени) или будет сопротивляться тем или иным действиям.

Распространенной методикой является деление участников политических событий на правых и левых. Такое деление политических сил относится к периоду Великой французской буржуазной революции 1789г. Разумеется, это деление во многом условно. Конкретная политическая ситуация дает значительные модификации такого разграничения политических сил. Кроме того, их блокировка по проблемам текущей политики — характерная черта современной политической жизни.

«Линейная» методика. Эта методика названа «линейной», но по внешней схожести могла бы называться и «температурной», и «градусной». Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует либо позиции политического субъекта (лидер, партия, правящая элита и оппозиционная элита); либо политическому действию (поступок, событие, решение). Справа и слева от исходной точки по линии располагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной — здесь условно можно проградуировать линию от 0 до + 100 и от 0 до-100.

Линейная методика выглядит сравнительно просто, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно прогнозировать реакцию того или иного источника информации на любой шаг властвующих и оппозиционных сил. Однако линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные трансформации анализируемых субъектов.

Табличная методика. По форме построения она наиболее разнообразна: это могут быть графики, диаграммы, таблицы, секторные круги и многое другое. Но основное правило табличной методики должно быть таковым: в ней четко указываются участники политических событий, позиции которых анализируются, политическое действие (субъект политики), отношение к которому определяется, и возможные варианты такого отношения. Эта методика дает хорошую возможность выявить позиции основных слоев общества относительно какого-либо политического события или действия властвующей элиты. Но она имеет ограниченные аналитические возможности: недостаточная научная строгость в подборе социальных слоев для анализа и определении критериев их отношения к политическому событию; статичность (позиции сторон зафиксированы в определенном временном интервале и в таблице нет возможности показать те изменения в позициях социальных групп, которые могут произойти под влиянием различных факторов).

Динамичная методика. Позволяет проанализировать изменения в позициях политических субъектов по отношению к конкретному политическому событию. Методика основывается на делении политических сил на поддерживающих событие и противодействующих ему.

Рассмотренные методики анализа расстановки политических сил в обществе не исчерпывают всего методологического инструментария политической науки, но основные из них здесь представлены и могут быть использованы при изучении многих аспектов политической жизни, в частности, избирательных кампаний.

Специфическим видом политического анализа является анализ выборов в органы власти. В последнее время этому процессу уделяется много внимания. Он осуществляется путем:

— изучения экономических, социальных, политических условий и ситуаций жизни населения;

— вычленения острых проблем, волнующих людей;

— выявления состава электората в разрезе основных социальных слоев и групп, их особенностей;

— выяснения политических предпочтений электората на основе проведения конкретных социологических исследований;

— исследования партийных предпочтений избирателей;

— изучения содержания предвыборных программ, лозунгов, политических и организационно-идеологических приемов конкурентов в борьбе за голоса избирателей;

— выявления мотивов голосования;

— выработки прогноза и внесения корректив в технологию избирательной кампании исходя из понимания особенностей текущего момента и хода предвыборной борьбы;

— подведения итогов выборов, изучения причин, приведших к успеху или неудаче, в целях извлечения уроков для будущей избирательной кампании.

Главным направлением анализа выборов является изучение политического поведения избирателей как суммы действий, выполняемых в связи с участием в голосовании, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе осуществления этих действий и в то же время их обусловливающих. В этих целях анализируются статистические данные в разрезе пола, возраста, социального происхождения, профессии избирателей и исследуется влияние этих факторов на активность избирателей. Методики статистического подхода к изучению выборов обстоятельно разработаны зарубежными политологами. В ряде стран исследование выборов осуществляется на основе трех подходов: социолого-демографического («колумбийская школа»); социально-психологического («мичиганская модель»); экономического, рационалистического.

В политике приходится иметь дело с большим количеством различных документов, источников информации. Вся эта информация отражает сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому контент-анализ как специфически-формализованный анализ содержания того или иного текста становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогнозов.

Контент-анализ — это исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах реальной политической действительности (в частности, источника текста сообщения). Количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Конкретные приемы контент-анализа впервые были подробно описаны в 40-е годы XX в. В политической практике последних лет этот метод стал очень широко использоваться, что определяется целым рядом его преимуществ: здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна, ограничение субъективных влияний при работе с имеющейся информацией, доступность материалов для анализа.

В зависимости от содержания имеющегося текста существуют два вида контент-анализа: количественный и неколичественный. Первый основан на частной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания — индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Второй вид анализа основан на использовании количественных мер. Его задача — получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

Итогом проведения контент-анализа является аналитическая записка, содержащая в себе выводы и рекомендации для принятия обоснованного политического решения.

Компьютерные технологии дают возможность существенно повысить аналитический потенциал политических деятелей при анализе политических реалий, принятии важных государственных решений. Существует много компьютерных средств, предназначенных для аккумулирования информации, анализа и прогнозирования развития политических событий, контроля за выполнением принятых политических решений. Их использование позволяет автоматизировать проведение исследований, компьютеризировать аналитическую деятельность, разработку вариантов политических решений, моделирование их вероятных последствий, выбор наиболее предпочтительного решения и его оформление в виде документа. В последние годы были разработаны и внедрены десятки компьютерных, информационно-аналитических и информационно-прогнозных технологий для Администрации Президента Российской Федера­ции, информационных агентств ИТАР-ТАСС и Интерфакс, Конгресса российских деловых кругов, ряда банков и коммерческих структур.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник