Меню Рубрики

Какие данные нужны для анализа ситуации

Руководители нередко вынуждены принимать решения не в соответствии с имеющимся планом, а исходя из сложившейся ситуации. Такое случается по разным причинам. Главная задача менеджера – провести анализ ситуации, разработать и принять наиболее оптимальный вариант действий в решении возникших проблем.

Анализ ситуации – это способ обработки информации, при котором сначала ее делят на части, а потом внимательно изучают каждый элемент по отдельности, чтобы найти проблему и решить ее. Например, прибыль предприятия может уменьшиться из-за роста издержек либо из-за снижения объема выручки, роста дебиторской задолженности и прочих факторов. Для того чтобы определить, какой фактор повлиял на изменение размера прибыли, необходимо изучить эти факторы.

Только после того, как будет выявлена причина, лицо, принимающее решение (ЛПР), сможет разработать план действий и решить проблему. Для того чтобы провести анализ ситуации, уполномоченный человек собирает команду специалистов, которые сводят данные и проводят аналитические процедуры, каждый в своей области знаний и навыков.

Анализ конкретных ситуации проводит не один человек, а несколько групп. Руководит ими менеджер или лицо, принимающее решение (ЛПР). В состав команды входят:

  • Эксперты первого уровня. Они занимаются сбором и обработкой первичной информации.
  • Эксперты второго уровня. Изучают отчеты и разрабатывают идеи решения проблемы.
  • Аналитическая группа. Изучает идеи, которые разработали эксперты второго уровня, и выбирает наиболее реалистичные, с их точки зрения, варианты развития событий. Аналитики разрабатывают стратегии работы предприятия и способы решения проблем.
  • Лицо, принимающее решение, выбирает из предложенных вариантов стратегии развития ту, которая, по его мнению, более всего подходит для решения проблем в сложившейся ситуации. За это он несет полную ответственность.

Позволить себе провести крупномасштабную работу с использованием нескольких групп специалистов может только крупная компания. В большинстве случаев руководитель фирмы проводит анализ ситуации с привлечением одной группы – специалистов отделов. Работу второй группы и аналитиков выполняют люди, входящие в руководство компании, бухгалтеры, маркетологи, инженеры. Они собираются на служебное совещание, обсуждают ситуацию и ищут решение проблем.

Анализ начинается с выявления отклонения показателей работы фирмы от плановых. Например, в отчетном квартале было выявлено снижение выручки на 30 %, и руководитель не может объяснить причины такого уровня падения. В таком случае он должен собрать группу экспертов и изучить ситуацию. Процесс состоит из следующих этапов анализа ситуации:

  1. Выявление отклонения показателей – определение проблемы.
  2. Организация группы экспертов руководителем.
  3. Закрепление за каждым экспертом участка для работы.
  4. Сбор информации по отделам.
  5. Обработка экспертами полученной информации с применением ими своих специализированных знаний и навыков.
  6. Подготовка специалистами отчетов о проделанной работе.
  7. Изучение этих отчетов руководителем, обсуждение на общем собрании содержания отчетов.
  8. Разработка вариантов решения проблемы и применение одного или нескольких на практике.

Руководители всегда заняты работой, поэтому на чтение длинных пространных отчетов у них нет времени. Это говорит о том, что информация в отчете должна быть подана кратко, емко и желательно в наглядном и удобном виде. Лучше, если вместо сотен исписанных страниц и столбцов цифр отчет будет содержать графики, диаграммы, результаты расчетов и мнение эксперта, проводившего анализ в той или иной области. Естественно, что в отчете должны указываться источники информации и наиболее важные показатели, которые, по мнению эксперта, стали причиной отклонения в работе компании. Поэтому технологию анализа проблемных ситуаций следует отработать до того, как такая ситуация возникнет. На предприятии должны быть компьютеры со специальным ПО для решения подобных задач.

Презентация каждого отчета не должна занимать более 15 минут, чтобы изучение и обсуждение результатов анализа ситуации не затянулись на несколько дней. Отчеты должны основываться на фактах, а информация — быть актуальной на момент их подготовки и презентации.

Получить результаты анализа ситуации в форме отчета – это только половина дела. Дальше эту информацию должен изучить и проанализировать руководитель компании. И тут многое зависит от его знаний и опыта. При этом под опытом подразумевается не только его личный, но и то, насколько хорошо он знает о том, как подобные ситуации решались на других предприятиях. Обычно менеджер, прежде чем принять окончательное решение, проводит совещание с другими руководителями и экспертами, в том числе с теми, кто занимался анализом ситуации на местах и готовил отчеты.

Проблемные ситуации бывают стандартными и нестандартными. Для решения стандартных задач менеджеры применяют методы анализа ситуации по аналогии. То есть они сравнивают имеющиеся у них данные по другим предприятиям с теми, которые были получены в результате исследования их компании. Если ситуации схожи, то используют те же способы решения проблемы.

В случае если ситуация нестандартная, применяют методы анализа конкретных ситуаций. Для этого используют различные компьютерные программы для моделирования возможных вариантов развития, проводят расчеты, изучают динамику и пр. Для этого руководитель может задействовать специальные компьютерные программы моделирования на основе введенных данных. Например, Project Expert используют не только для разработки бизнес-планов, но также для прогнозирования работы действующих предприятий.

Проблему можно решить и без помощи компьютерных программ, однако это затруднит и без того сложные расчеты. К тому же экспертам, чтобы подготовить отчет, нужно будет чертить графики и диаграммы. Это займет много времени. Руководитель может не использовать специальное ПО, но только в том случае, когда моделирование на компьютере нецелесообразно. Например, в случае форс-мажорных обстоятельств, если действовать надо быстро и решение не зависит от прошлого положения дел или динамики. При этом количества и качества поступающей информации недостаточно, чтобы построить модель на компьютере.

В сложных ситуациях, когда от руководителя требуется неординарное решение сложной задачи, он может прибегнуть к помощи такого метода анализа конкретной ситуации – собрать всех экспертов, руководителей отделов и устроить «мозговой штурм». Суть этого метода состоит в том, что каждый участник совещания высказывает свое мнение о возможной причине возникновения проблемы и способе ее решения. Право высказать свое мнение и идеи дается каждому, при этом никто из участников не должен по правилам саркастически относиться к мнению другого.

Естественно, что обсуждение проблемы должно происходить в рамках делового этикета и записываться. Однако решение принимает все равно руководитель или лицо, назначенное для этого. В результате «мозгового штурма» менеджер получит сразу несколько ценных идей. Такой анализ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Основные плюсы – это скорость и большое число вариантов, минус – такой анализ ситуации не всегда отражает реальное положение дел и нередко страдает от недостатка объективности.

Основная проблема технологии анализа конкретных ситуаций заключается в том, что экспертам приходится работать с большими объемами информации, по причине чего могут возникать ошибки. Большие объемы данных, которые необходимо переработать в короткие сроки, также составляют проблему моделирования развития событий. Либо анализ займет значительно больше времени и результат потеряет актуальность, либо из-за ограниченного объема информации итоги анализа получатся с высокой долей искажения. В результате модель может оказаться в лучшем случае неэффективной, в худшем – привести к банкротству.

На эффективность анализа влияют три основных фактора. Это квалификация эксперта, объем информации, которую он может обработать, и время, имеющееся в распоряжении на проведение анализа ситуации.

SWOT-анализ — это изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей для развития и угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Ниже представлена матрица для проведения SWOT-анализа.

В верхней левой ячейке указываются сильные стороны и возможности, которые есть у компании и которые был выявлены в ходе мониторинга и на первом этапе анализа ситуации. Примером может быть такая ситуация, когда стало известно, что по производству некоторой продукции компания имеет монопольное положение на рынке, а за счет определенной технологии, которая у нее есть, она может выпускать ее еще дешевле. Анализ поможет выявить, что это за продукция, до того как на рынке появятся конкуренты.

В верхней правой ячейке указываются сильные стороны и угрозы. Например, на некоторые базовые товары фирмы, с которых она получает наибольшую прибыль, появилось несколько конкурентных фирм, выпускающих аналогичную продукцию и продающих ее дешевле.

В нижней левой ячейке приводятся недостатки и возможности предприятия. Например, несмотря на высокую себестоимость, товар, выпускаемый компанией, пользуется спросом.

В нижней правой ячейке указываются недостатки и угрозы. Первыми могут быть высокая себестоимость выпускаемой продукции или ее низкое качество, а в качестве угроз – действия конкурентов или платежеспособность потребителей. Как выглядит SWOT-анализ, можно увидеть в таблице выше.

Преимущество SWOT-анализа при проведении анализа и оценки ситуации заключается в том, что он дает возможность оценить не только внутренние, но и внешние факторы, которые могут быть даже существеннее внутренних.

Факторный анализ – это такой метод анализа ситуации, который подразумевает проведение расчетов на основании данных о работе предприятия и построении многофакторной модели текущего состояния и дальнейшего развития предприятия. Обычно такой метод используют при оценке финансового состояния компании. Рассчитываются такие показатели, как ликвидность, рентабельность, финансовая прочность и вероятность банкротства.

Это метод анализа, когда после ознакомления с отчетами о текущем состоянии предприятия участники собрания разделяются на группы и расходятся для группового обсуждения полученной информации. После этого они собираются вновь, и каждая группа выносит на всеобщее обсуждение свои идеи.

Средний размер группы от трех до семи человек. Они могут высказать свои идеи как на общем собрании, так и передать непосредственно лицу, которое должно принять решение. В кейс-анализ входит описание проблемы, ее сравнение с похожими случаями и решение. То есть группы должны рассказать, как они видят ситуацию, на что она им кажется похожей и какие шаги надо предпринять для решения возникшей проблемы.

После проведения разработанных в результате анализа ситуации мероприятий возникает необходимость оценки этих результатов, то есть повторного анализа. Только в этом случае проверяют не состояние предприятия, а эффект после того, как решения были реализованы на практике. Для этого используют метод сравнения того, что было до и после внесения изменений.

Без регулярного анализа ситуации физически невозможно нормальное развитие предприятия. Руководитель всегда должен быть в курсе происходящего и иметь возможность определить не только состояние фирмы, но и то, каковы перспективы ее развития. Он помогает не только узнать о том, какие имеются недостатки в работе предприятия, но и определить внешние угрозы и возможности для повышения его конкурентоспособности и развития. При этом сделать это нужно быстро и при минимальных расходах. Оперативное проведение анализа дает возможность сохранить предприятию финансовую устойчивость, определить имеющиеся недостатки в работе и найти резервы для их устранения. В дальнейшем руководитель сможет использовать те преимущества, которые дают ему полученные в результате работы опыт и знания.

источник

В отличие от формулировки проблемы, являющейся сжатым описанием ситуации, часто в виде одного предложения или небольшого параграфа, анализ ситуации представляет собой полное собрание всего того, что известно о сложившемся состоянии вещей, включая историю его развития, силы, влияющие на ситуацию, а также о тех, кто к этому причастен или на кого она влияет как внутри организации, так и вне ее. Анализ ситуации должен содержать всю исходную информацию, необходимую для объяснения и конкретной иллюстрации содержания формулировки проблемы. Анализируя ситуацию, необходимо выяснить, уточнить и выделить составляющие формулировки проблемы. Процесс определения проблемы обычно начинается с предварительной (условной) ее формулировки, после чего проводится изучение ситуации, дающее основания для первого уточнения формулировки, затем последующего и т.д.

Собранные материалы, касающиеся анализа ситуации, оформляются в виде досье, состоящего из двух отдельных секций: внутренние факторы; внешние факторы.

В секции, посвященной внутренним факторам, во-первых, должны содержаться документы и материалы, связанные с организационными вопросами, процедурами и акциями, имеющими отношение к проблемной ситуации. Вместо того, чтобы сосредоточивать все внимание на разных группах общественности организации и других внешних обстоятельствах, анализ ситуации должен начинаться с тщательного обзора содержания мнений и действий ключевых фигур внутри организации, ее структурных подразделений, ответственных за проблему, и хроники причастности организации к возникшей проблеме. Во-вторых, в этой секции также должен находиться коммуникационный аудит, то есть документированная систематизация коммуникационного поведения организации, позволяющая проверить,

как именно она общается со своей общественностью. Такой аудит дает возможность: проанализировать состояние отношений организации со своими сотрудниками или с соседней общиной; оценить качество используемых официальных каналов коммуникации, например, ежегодных отчетов, бюллетеней новостей и пр.; проэкзаменовать деятельность организации как коллективного гражданина общества Коммуникационный аудит часто служит своеобразным репером (точкой отсчета) для оценки эффективности последующих конкретных мероприятий в сфере связей с общественностью.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Коммуникационный аудит, как правило, необходим для того, чтобы знать, как разрешить такие вопросы:

• Узкие места информационных потоков.

• Неравномерность коммуникационных нагрузок.

• Работа сотрудников наперекор друг другу.

• Скрытая информация внутри организации, которая может быть использована ей во вред.

• Конфликтность понятий относительно того, что такое организация на деле и как она действует.

Таким образом, коммуникационный аудит предоставляет принимающим решения полную картину существующего состояния вещей и служит основой для осуществления необходимых изменений в данной сфере.

Третьей составной частью этой секции анализа ситуации должен быть постоянно обновляющийся календарь-хроника работы организации. Эта часть досье служит не только важным справочником для текущей работы организации над отдельными вопросами, но и выступает источником идей и информации для написания выступлений, подготовки брошюр, специальных отчетов, выставок и удовлетворения информационных запросов со стороны средств массовой информации. Открытость и точность информации об истории деятельности организации, передвижении ее руководящих кадров могут явиться для пиэрменов бесценным средством борьбы со сплетнями и безосновательными слухами.

Во второй секции досье анализа ситуации, посвященной внешним факторам, внимание может концентрироваться как на положительных, так и на отрицательных процессах за пределами организации. Данная секция может открываться хронологически упорядоченным

обзором внешних аспектов проблемной ситуации, подробным исследованием групп общественности и учреждений, имеющих отношение к проблемной ситуации и так или иначе влияющих на ее развитие. В числе «заинтересованных» групп прежде всего могут быть акционеры (данная группа внешней общественности с точки зрения системного анализа относится к той же системе, что и собственно организация), потребители, поставщики и др. Внешние группы общественности, от которых в значительной мере зависит жизнедеятельность организации, представляют особый интерес. Поэтому тут должна содержаться информация о том, что они знают, чувствуют, насколько глубоко осведомлены о текущей проблемной ситуации и действиях, к которым прибегает руководство организации. Внешние группы общественности нужно проранжировать в соответствии с их значением для организации, степенью независимости от нее по какому-либо конкретному вопросу. Ведь в дальнейшем разворачивании процесса разрешения ПР-проблемы все они в определенной мере становятся целевой общественностью, на которую будут направлены коммуникационные усилия организации.

В секции внешних факторов должны также находиться обоснованные на базе исследований ответы на следующие вопросы:

1. Сколько информации используют люди во время анализа проблемной ситуации? Коммуникационные усилия только тогда дают эффект, когда люди ощущают потребность в информации. Анализируя ситуацию, нужно выяснить, в какой мере различные группы людей ощущают потребность в информации, связанной с конкретной проблемной ситуацией.

2. Какой именно информацией пользуются люди? ПР-программы, которые прежде всего учитывают потребности аудитории, а не интерес к источнику информации, базируются на сведениях о том, какую именно информацию хотят знать различные группы людей.

3. Как люди используют информацию? Сама по себе информация редко когда становится самоцелью, поскольку люди используют ее по-разному, исходя из собственных соображений. Люди считают информацию полезной, если она связана с определенным действием, темой или планом, важными для них. Люди редко когда усматривают пользу в «общей информации».

4. Чем обусловлено использование информации? Демографические и другие общие характеристики зачастую не дают возможности предвидеть, как люди воспользуются информацией. Использование или не использование ее скорее всего будет зависеть от того, находятся ли люди в состоянии принятия решения, связанного с проблемой, или как именно они связывают себя с ситуацией. Другими словами, нужно знать, как различные индивиды видят себя причастными к ситуации, или же считают себя ее жертвами.

Изучение заинтересованных групп общественности перед началом разработки программы действий и составления плана дает возможность проверить точность предположений относительно того, кто же в самом деле входит в состав этих групп , какой информацией они владеют, что думают по поводу ситуации, насколько причастны к ней, какую именно информацию считают важной, как используют ее и даже по каким каналам получают. Имея все это под рукой, и только после этого, ответственные за вопросы планирования могут определять цели относительно каждой группы общественности, разрабатывать стратегию работы с ними.

Систематическое исследование заинтересованных групп общественности чрезвычайно важно и с точки зрения ранжирования их приоритетности. Редко у какой организации может оказаться достаточно сил и средств, чтобы планировать работу одновременно со всей общественностью. Приоритетность тех или других групп должна определяться, исходя из потребностей разрешения самых ответственных вопросов в каждый конкретный момент проблемной ситуации, а не обусловливаться одними лишь потребностями срочного реагирования на внутреннее или внешнее давление, не всегда связанное с проблемной ситуацией.

Глубокое понимание заинтересованных групп общественности помогает определять их информационные потребности и готовить для них соответствующие сообщения. Более того, зная систему их коммуникационных предпочтений, можно выбрать наиболее эффективные средства для распространения информации среди различных аудиторий.

И только после того, как ситуация полностью проанализирована, ПР-специалисты могут приступать к разработке взвешенных про-

граммных целей. Ситуационный анализ предоставляет им и руководителям организации своевременную, полную и точную информацию, необходимую для понимания проблемы и принятия ответственных решений.

В завершение разговора приведем примерный перечень материалов, которые, по мнению авторов книги «Эффективные паблик рилейшнз», помогут анализу ПР-ситуации (ситуационному анализу) организации и определению его содержания.

1. Заявления о миссии организации, устав, постановления, история и структура организации.

2. Письма, биографии, фотографии ведущих руководителей, членов совета, менеджеров и др.

3. Описание и история программ, продукции, услуг и пр.

4. Статистические данные о ресурсах, бюджете, штатах, торговле, прибыли, акционерах и т.д.

5. Формулирование политики и процедурных вопросов, связанных с проблемной ситуацией.

6. Формулирование позиций (цитаты) ведущих руководителей относительно проблемной ситуации.

7. Описание того, как организация в текущий момент справляется с проблемной ситуацией.

8. Список и описание ключевых заинтересованных лиц внутри организации.

9. Перечень внутренних средств информации (двусторонних) для коммуникации с группами интереса.

1. Вырезки из газет, журналов, профсоюзных изданий, пресс-бюллетеней, в которых говорится об организации и проблемной ситуации.

2. Отчеты, стенограммы, аудио- и видеозаписи радио- и телепередач по поводу проблемной ситуации.

3. Результаты контент-анализа материалов СМИ.

4. Список СМИ, журналистов, репортеров, радиокомментаторов, обозревателей и редакторов, причастных к сообщениям об организации и проблемной ситуации.

5. Список и основная информация о лицах и группах, разделяющих обеспокоенность, интересы и позиции организации относительно проблемной ситуации (включая внутренние и внешние каналы информации, которые они контролируют).

6. Список и основная информация о лицах и группах, не разделяющих обеспокоенности, интереса и позиций организации относительно проблемной ситуации (в том числе внутренние и внешние каналы информации, которые они контролируют).

7. Результаты социологических исследований и опросов общественного мнения, касающихся организации и проблемной ситуации.

8. График специальных мероприятий, событий и другие важные данные организационного плана, связанные с проблемной ситуацией.

9. Список государственных учреждений, законодателей, других должностных лиц, наделенных исполнительными и законодательными полномочиями, влияющими на организацию и проблемную ситуацию.

10. Копии соответствующих постановлений, законодательных актов, счетов, которые следует оплатить, результатов референдумов, государственных печатных материалов и отчетов о слушании дел.

11. Копии опубликованных исследований по вопросам, относящимся к проблемной ситуации.

12. Список важной справочной литературы, протоколов, указателей с обозначением мест их хранения в организации. (См.: Cutlip S., Center A., Broom G. Effective Public Relations: 7th ed. — P. 326—327).

Детальный анализ внутренних и внешних факторов в проблемной ситуации служит пиэрмену источником информации, на основании которой он может оценить сильные (С) и уязвимые (У) позиции организации, после чего определить ее возможности (В) и опасность (О)

для нее со стороны внешнего окружения. На языке специалистов по паблик рилейшнз такой подход к суммированию анализа ситуации получил название СУВО — или ОВУС-анализа. Приведенные аналитические переменные позволяют, например, логически выстроить несколько возможных стратегий деятельности организации:

1. СВ-стратегии основываются на сильных позициях организации, когда нужно воспользоваться возможностями внешнего окружения.

2 СО-стратегии также построены на сильных позициях организации, чтобы отразить опасность со стороны внешней среды.

3. УВ-стратегии пытаются минимизировать уязвленность организации, используя возможности внешней среды.

4. УО-стратегии представляют собой попытку минимизировать как уязвимость позиций организации, так и опасность со стороны внешней среды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Развитие на сегодняшний день самого перспективного подхода в менеджменте (ситуационного) стало результатом использования научных достижений для решения реальных практических задач. Преимуществом такого анализа является «погружение» в ситуацию для принятия верного обоснованного решения. Более глубокое понимание проблемы дает возможность предвидеть кризисы и гибко реагировать на перемены. Что такое ситуационный анализ организации?

Данный подход с экономической точки зрения более эффективен, чем другие направления менеджмента. Его суть в том, что управленцу целесообразнее использовать те инструменты, которые более необходимы в конкретных обстоятельствах. Форма, метод, стиль руководства должны быть разнообразными, гибкими и меняться по необходимости. Они вторичны, а ситуация (обстоятельства, влияющие на фирму в данный момент) ставится на первое место.

Применяя ситуационный анализ предприятия, менеджеры способны быстро разобраться в том, какой метод эффективен, какие средства использовать, чтобы достичь корпоративных целей.

Ситуационный анализ – инструмент подхода к управлению через «погружение» в проблемную среду. Его можно назвать срезом положения, в котором находится организация в данный период. Что дает руководству его использование?

  1. Картину реальной ситуации на фирме.
  2. Перечень проблем, угрожающих ее развитию.
  3. Прогноз и перспективу.
  4. Информацию для разработки мер экономической защиты.

В задачи ситуационного анализа входят комплексные исследования организации, оценка правильности принятого решения.

Технологии, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений, основанные на анализе проблемных участков, называются ситуационным анализом. Управленческий процесс непрерывен, замкнут и состоит из функций, каждая из которых предполагает применение данного подхода:

  • ситуационный анализ текущего положения;
  • принятие управленческих решений;
  • разработка и реализация планов;
  • организация слаженной работы подразделений;
  • поставки ресурсов;
  • мотивирование и стимулирование персонала;
  • контрольная функция и выход из проблемных зон.

Ситуационный анализ является эффективным методом обучения, позволяет легче осваивать менеджмент, бизнес-планирование, психологию, предпринимательство и другие науки. Он стал неотъемлемым элементом деловых игр. Методы ситуационного анализа могут использоваться во многих видах деятельности, причем весьма успешно. Обучающиеся по данной системе применяют изученную теорию на практике, учатся принимать правильные решения на перспективу или при реализации тактических программ.

Основная проблема, которую решает анализ практических ситуаций, – грамотная и системная работа с информацией. К другим задачам данного направления исследований можно отнести:

  1. Сбор и обработку информации по диагностике ситуации.
  2. Определение «информационных» и «белых пятен».
  3. Установление факторов, развивающих ситуацию.
  4. Построение стратегии по решению задачи.
  5. Оценку рисков.
  6. Формулировку критериев и рамок.
  7. Установление общего языка с участниками обсуждения.

Поэтапный анализ ситуации, которая должна быть приближена к реальным проблемам в работе управленца.

  • Подготовка к анализу, выполняемая индивидуально.
  • Разбор ситуации в группах.
  • Коллективное обсуждение.
  • Подведение итогов.

Выработка новых идей, нестандартных решений в неразрешимых сложных ситуациях. Идеи, высказываемые поочередно каждым участником, записываются, но не подвергаются оценке. Критиковать их запрещается. Это осуществляется для накопления масштабного банка предложений, которые на втором этапе проходят оценку или обсуждаются. Решающее слово остается за руководителем.

Метод не предполагает коллективного обсуждения. Участники индивидуально заполняют анкеты (1 тур), а затем эксперты рецензируют их (2 тур). С итогами работает аналитическая группа. После обработки данные поступают менеджеру.

Факторный анализ и моделирование

Расчет влияния каждого фактора по статистической формуле.

Математическая оценка данных, позволяющая сократить число факторов и обосновать итоги.

Применяется в экономике и финансовом менеджменте для измерения и оценки финансовых результатов.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Применяется при большом числе направлений развития ситуации – подсценариев.

Ситуационный анализ предполагает использование банка стандартных ситуаций, в котором можно найти аналог конкретной жизненной проблемы предприятия. Когда задача приближена к уже имеющемуся эталону, то ее решение не требует много энергии. Если ситуация уникальна, то для ее разбора необходимо найти факторы, повлиявшие на ход событий. Для их оценки применяется один из методов, например мозговой штурм. Он проводится в два этапа:

  1. Генерация идей. Как будет развиваться ситуация? Как на нее повлиять?
  2. Идеи обсуждаются. Решение принимается коллективно.
источник

Ситуационный анализ дает возможность получить информацию о текущем положении объекта управления, основываясь на установлении основных факторов, которые влияют на динамику управленческой ситуации и характер оказываемого влияния.

Результаты ситуационного анализа используются при создании вариантов развития объекта управления, которые позволяют получить комплексное представление о положении объекта управления, а также путях его развития, и которое предшествует формированию стратегии. Ситуационный анализ предоставляет глубокое видение сложившейся управленческой ситуации, а также основных тенденций ее динамики, «правилам игры». Выделяя и проводя оценку ситуационных переменных, получаем данные для точного определения ожидаемой динамики развития управленческой ситуации с тем, чтобы выработать решения, которые учитывают динамику ее развития, соотношение сил и реальные возможности (рис. 1).

Рисунок 1 — Последовательность этапов ситуационного анализа

Подготовка к проведению ситуационного анализа подразумевает, прежде всего, четкость постановки задач и обеспечение нужной информацией аналитиков и экспертов, которые принимают участие в его осуществлении. Анализ информации о ситуации нужен для обеспечения использования методик анализа ситуации, который предполагает нахождение основных факторов, которые оказывают влияние на ее развитие для разработки вариантов ее наиболее возможного развития. Затем осуществляется экспертная оценка имеющейся управленческой ситуации, анализ полученных экспертизы данных и оценка итоговых результатов проведенного экспертного наблюдения. Заканчивается реализация ситуационного анализа подготовкой справочно-аналитических материалов для руководителей компании, в которых отражаются результаты, которые были получены в ходе ситуационного анализа.

Методики проведения ситуационного анализа, в отличие от методик SWOT-анализа, преимущественно используют специальные подходы для выявления факторов, которые влияют на развитие управленческой ситуации, а также степени их влияния. Согласно модели, которая представлена на рисунке 1, предлагается последовательное осуществление следующих этапов.

Подготовку необходимо начинать с четкого определения ситуации о принятии решения. Нужно, чтобы эксперты и специалисты, которые приглашенные для участия в проведении ситуационного анализа, одинаково и однозначно понимали цели и задачи осуществляемого анализа.

Перед проведением ситуационного анализа может проводиться подготовка нужного информационного обеспечения, которое позволяет лучше представить ситуацию принятия управленческого решения, основные факторы, влияющие на ее развитие. Оно может быть предоставлено в формате аналитического отчета и применяться при оценке ситуации и разработке альтернативных версий управленческих воздействий.

Для осуществления ситуационного анализа может быть создана рабочая группа, которая способна обеспечить его организационное сопровождение. Также может быть создана аналитическая группа в целях его методического обеспечения, оформления результатов ситуационного анализа и подготовки аналитических отчетов. Одной из основных задач аналитической группы является четкая постановка и определение задач для специалистов и экспертов, которые приглашены для участия в его проведении.

При осуществлении сложных экспертиз в аналитической группе могут быть определены эксперты первого уровня, выполняющие оценку ситуации по основным векторам проводимого анализа в целом, и эксперты второго уровня, выполняющие более детальную оценку по ряду аспектов, которым необходима профессиональная оценка.

Начинается с осуществления поиска возможных аналогов. Информацией об аналогах может являться информация об эталонных ситуациях, возникавших ранее, так как результаты осуществления принятых в них решений уже известны.

Если ситуация является одной из эталонных, то уже известно, как в ней необходимо действовать. Поэтому подготовка и принятие решения в данной ситуации большого труда не вызывает. Если появившаяся ситуация смежна с одной из эталонных ситуаций, то нужно оценить, какие различия имеются, и существенны ли они.

При большом объеме информации об исследуемой ситуации проводится экспертиза для отсева недостоверной или недостаточно содержательной информации. Необходимо исключить повторяющуюся информацию и составить классификацию поступившей.

Этап может заканчиваться подготовкой справочно-аналитического обзора об анализируемой ситуации и включать в себя следующую информацию:

  • решения, которые принимались ранее в анализируемой ситуации и идентичные ей;
  • механизмы их осуществления;
  • осуществление контроля за ходом выполнения решений;
  • сопровождение процесса их реализации;
  • результаты оценки степени эффективности принятых решений и т.п.

Вся полученная информация используется на дальнейших этапах ситуационного анализа.

Если исследуемая ситуация не относится к числу эталонных, то определяются основные факторы, влияющие на ее развитие. В частности, для этого может быть использован метод «мозгового штурма». После того как установлены факторы, определяется степень их воздействия на развитие ситуации при помощи разрабатываемых специально систем оценки.

После того как определены базисные факторы развития ситуации и их весомость, могут быть определены правила оценки возможных вариантов развития ситуации. К примеру, если ожидаемый уровень прибыли находится в запланированном диапазоне, то нет необходимости в дополнительных управляющих воздействиях. В ином случае необходимо принять меры в целях более эффективной экономической деятельности организации.

Одной из основных задач этого этапа является проведение анализа профильных ключевых проблем ситуации, включая оценку существующих рисков и опасностей, и также перспектив в развитии ситуации.

Результатом этапа является более ясное представление о проблемах, которые необходимо решать предприятию из-за сложившейся управленческой ситуации.

Задача данного этапа считается выполненной, если по ее окончании руководитель имеет достаточно полную информацию о ситуации для возможности принятия решения о важных стратегических планах и путях выполнения стоящих перед компанией целей. Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к вероятностным изменениям внутренней и внешней среды, а также оценка показателей, которые характеризуют динамику развития ситуации.

Используется метод «мозгового штурма». Сначала формируется список самых вероятных сценариев развития в анализируемой ситуации. На основании основных факторов, которые влияют на ее развитие, составляются сценарии. Каждому из вариантов изменения значений факторов соответствует определенный вариант изменения ситуации, то есть сценарий ее развития.

Первостепенно должны быть рассмотрены изменения значений тех факторов, которые признаны экспертами наиболее значимыми и вероятными. Ожидаемые изменения в значениях основных факторов являются основой для разработки плана по развитию ситуации, для чего, в частности, могут быть использованы методы экспертных кривых.

Согласно данному методу эксперты выделяют последовательно критические точки времени, в которые могут присутствовать тенденции изменения развития ситуации, вариация значений факторов и т.п. После того как выявляются критические точки вариации показателей, экспертами определяются ожидаемые значения данных факторов и тенденций к изменению данных значений в определенных точках.

Тем самым разрабатываются альтернативные сценарии развития ситуации. Получаемые результаты подвергаются дополнительному анализу. После анализа динамики развития ситуации экспертами могут быть внесены коррективы в составленные варианты ее развития.

Данный этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации при реализации разработанных альтернативных сценариев ее развития.

Составляется оценка наиболее вероятных сценариев развития ситуации экспертами с точки зрения возможности по достижению целей, которые стоят перед компанией.

В зависимости от предусмотренной процедуры оценка может проводиться экспертами индивидуально либо в процессе коллективом экспертной комиссии.

Одновременно с оценкой наиболее вероятных сценариев развития ситуации на этом этапе предполагается формирование предложений возможных вариантов управленческих решений. Также здесь рекомендуется применение метода «мозгового штурма», хотя могут быть использованы и иные методы организации и осуществления экспертиз.

Целесообразно проводить сравнительную оценку возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты в исследуемой ситуации.

Основной целью экспертиз на данном этапе является разработка обоснованных управленческих решений и управляющих воздействий для достижения целей, которые стоят перед объектом управления.

Для формирования сценариев возможного развития ситуации нужно проведение соответствующей обработки данных, включая математическую. В частности, при проведении коллективной экспертизы обязательной является обработка результатов коллективного мнения экспертов:

  • при структуризации информации;
  • систематизации и отсеве информации;
  • формировании оценочной системы;
  • разработке экспертных прогнозов развития;
  • разработке возможных сценариев развития ситуации;
  • разработке альтернативных вариантов тактических и стратегических решений;
  • сравнительной оценке возможных вариантов управленческих решений.

Обработка данных необходима при выявлении факторов и определении зависимостей, которые характеризуют ситуацию и тенденции ее изменений.

После того как предварительные данные результатов экспертиз получены, приступают к их анализу. Экспертная информация рассматривается с позиций согласованности мнений экспертов, участвовавших в экспертизе. Степень согласованности оценок экспертов позволяет судить о надежности результата экспертизы, а также содержательно интерпретировать основные точки зрения экспертов при расхождениях между ними.

Обработку данных при анализе и оценке результатов экспертизы могут использовать совместно с оценкой согласованности экспертов, в целях оценки уровня противоречивости экспертных оценок, а также апостериорной и априорной оценки уровня точности экспертных оценок.

Учитывая обработанные данные, а также результаты оценки экспертизы формируются материалы отчетов для руководства.

Данный этап — заключительный. Подводится итог выполненной работы. Его основная задача заключается в подготовке аналитических материалов, которые содержат ряд рекомендаций:

  • по принятию управленческих решений в исследуемой ситуации;
  • способам и методам их выполнения;
  • контролю за выполнением решений;
  • сопровождению процесса реализации принимаемых решений;
  • анализу результатов, которые включают оценку уровня эффективности принятых решений и эффективности их выполнения.

Как правило, ситуационный анализ является весьма эффективным при его проведении с использованием технологий и специально разработанных методов. Данный анализ позволяет вырабатывать и принимать наиболее обоснованные управленческие решения, исходя из более глубокого анализа ситуации и динамики ее развития, а также позволяет предвидеть возможное появление кризисных ситуаций и принимать необходимые меры по их предотвращению.

Наиболее актуальным ситуационный анализ является в процессе решения комплексных проблем, которые представляют особую важность для организации при стратегическом планировании. Организация и осуществление ситуационного анализа, его информационное и методическое сопровождение могут быть закреплены за специально созданными аналитическими и рабочими группами, согласно поставленных перед ними задачами и делегированными полномочиями.

К числу этих задач, в частности, относятся:

  • определение и актуализация перечня отслеживаемых направлений деятельности;
  • создание мониторинга по анализируемым направлениям деятельности;
  • определение выработанных альтернативных вариантов;
  • формирование и актуализация банка ситуаций (как эталонных, так и проанализированных ранее);
  • определение эталонных ситуаций для каждого отслеживаемого направления деятельности;
  • подбор и адаптация модуля статистического анализа данных;
  • подбор, адаптация и разработка методов анализа и систематизации информации;
  • разработка системы отслеживания возникновения критических ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;
  • формирование и актуализация банка экспертов;
  • подбор и адаптация методов формирования оценочных систем;
  • подбор и адаптация методов разработки сценариев;
  • подготовка инструментария, включая математический аппарат, для определения факторов, характеризующих развитие ситуации, и индексов оценки их состояния;
  • подбор, адаптация и разработка методов оценки качества экспертных заключений, включая оценку точности;
  • определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов оценки состояния ситуации;
  • подбор и адаптация методов анализа чувствительности ситуации;
  • подбор и адаптация методов организации, проведения и определения результатов мозговой атаки по оценке ситуации.

Эффективное применение ситуационного анализа для решения проблем управления, которые представляют особую важность для предприятия, не представляется возможным без соответствующего компьютерного обеспечения и специализированных автоматизированных систем, которые предназначены для обработки информации и сопровождения основных фаз ситуационного анализа.

К таким системам относятся автоматизированные системы поддержки ситуационного анализа, которые используют:

  • метод аналогий,
  • обработка экспертной информации при определении коллективных экспертных оценок
  • автоматизированные системы оценки ситуаций,
  • автоматизированные системы диагностики ситуаций,
  • многомерное шкалирование,
  • кластер-анализ,
  • факторный анализ,
  • обработка статистической информации,
  • и т.д.

Если при разработке управленческих решений в компании ситуационный анализ проводится на регулярной основе, то необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься сопровождением и обеспечением ситуационного анализа. Например, может оказаться необходимым формирование центра ситуационного анализа либо ситуационной комнаты.

источник

Если вы такой же человек как и я, вы уже успели наделать много глупостей из-за неумения анализировать ситуацию, делать выводы и учиться на ошибках, а так же вам часто сложно принимать решения в некоторых ситуациях…

Проблема не в том, что вы так же как и я не учились это делать, просто вам некому было научить как это делать. Мы привыкли реагировать на ситуации, которые внешне похожи на ситуации из прошлого, привычным образом. Но в жизни редко все повторяется, и привычка реагировать может сыграть с нами злую шутку. Совсем недавно я начал обнаружил достаточно простые инструменты для анализа и принятия решений, можно сказать, что они помогают развивать осознанность.

После каждого нашего действия наша жизнь меняется в лучшую или худшую сторону, поэтому важно анализировать ситуацию и делать выводы. После каждого действия найдите время для того, чтобы задать себе четыре простых вопроса:

  1. Что случилось и почему это произошло именно таким образом?
  2. Что я думал и чувствовал в отношении случившегося?
  3. Чему я научился вследствие случившегося?
  4. Что я изменю (в поведении, отношении и т. д.) вследствие полученного мной опыта?

Таким образом, после каждого действия мы лучше понимаем ситуацию и вырабатываем стратегию на будущее. Есть еще второй вариант этой схему, с вопросами помогающими принять сложившуюся ситуацию.

В какой то момент понимаешь, что многие проблемы в жизни возникают от того, что человек просто не дружит с реальностью и живет в своих фантазиях. Чтобы подружиться с реальностью есть продвинутый алгоритм анализа ситуации:

  1. Что случилось и почему это произошло именно таким образом?
    — что я ожидал, как всё должно было произойти (мои фантазии);
    — как всё произошло на самом деле;
    — каковы были мои действия;
    — внешние факторы, которые повлияли на ситуацию.
  2. Что я думал и чувствовал в отношении случившегося?
  3. Чему я научился вследствие случившегося?
  4. Что я изменю (в поведении, отношении и т. д.) вследствие полученного мной опыта?

В любом случае, что бы ни произошло нужно научиться чему-то полезному и постараться извлечь максимум выгоды из любой ситуации, даже самой болезненной. Это помогает мыслить трезво и развивать уверенность.

Нам тяжело принимать решения потому, что очень часто мы руководствуемся только эмоциями и чувствами, но это может привести к серьезным проблемам, так как мы поддались импульсу и не учли многие факторы, не взвесили все за и против, не получили общую картину. С этим ничего не поделаешь, нас часто посещают желания, которые хочется реализовать прямо сейчас, но можно этому противостоять. Вот простой рецепт для принятия решения:

  1. Понять зачем тебе воплощать эту идею, какую цель ты хочешь достичь.
  2. Определить плюсы и что ты получишь, отделить то что реально получить (зависит от меня), а что хотелось бы получить потенциально (зависит от многих неизвестных факторов).
  3. Определить минусы связанные с реализацией идеи.
  4. Определить, что нужно для реализации (предварительный план).
  5. Определить возможные проблемы, связанные с реализацией идеи.
  6. Определить альтернативные варианты и пути отступления.
  7. Как вариант, можно еще подумать кому это может быть выгодно (особенно если идею навязали).

Если решение принято против — просто забываем это желание (или откладываем до лучших времен), если принято решение за — составляем подробный план и переходим к его реализации. Cам факт необходимости составлять такой анализ может уберечь от множества потенциально глупых решений и действий. Не лишним будет прочитать статью по теме “8 типичных ошибок мыслительного процесса”.

Бывают ситуации когда в основе идеи лежит желание получить приключения и манит сама неизвестность, тогда такой подробный анализ может обломать весь кайф. А бывают ситуации, когда кто-то давит на вас и хочет чтобы вы приняли решение прямо сейчас, немедленно, и не дает время подумать. В таких случаях надо сразу посылать, это явный признак манипуляции…

Жизнь непредсказуема и невозможно проанализировать все, что происходит, и подстелить соломку где надо, но все же анализировать свои успешные и ошибочные действия стоит. Это помогает увидеть некоторые закономерности и сознать причины многих проблем. Удачи.

У тебя уже есть опыт в веб-дизайне и ты легко создаешь простые сайты, но хочешь двигаться дальше и стать крутым UX-дизайнером, который проводит исследования, составляет гипотезы, создает прототипы и проводит тестирование? Или ты хочешь систематизировать знания и построить дизайн-процесс внутри компании? Тогда этот курс для тебя!

источник

В задачах машинного обучения качество моделей очень сильно зависит от данных.
Но сами данные в реальных задачах редко бывают идеальными. Как правило, самих данных не много, количество доступных для анализа параметров ограничено, в данных шумы и пропуски. Но решать задачу как-то нужно.

Я хочу поделиться практическим опытом успешного решения задач машинного обучения. И дать простой набор шагов, позволяющих выжать из данных максимум.

Решение задач анализа данных состоит из двух больших этапов:

  1. Подготовка данных.
  2. Построение на подготовленных данных моделей.

На практике, качество итоговых моделей намного сильнее зависит от качества подготовленных данных, чем от выбора самой модели и её оптимизации.

Например, XGBoost может дать улучшение качества модели порядка 5% по сравнению со случайным лесом, нейронная сеть до 3% по сравнению с XGBoost. Оптимизации, регуляризация и подбор гиперпараметров может ещё добавить 1-5%.

Но просто добавив информационные признаки, извлечённые из тех же данных, которые уже есть, можно сразу получить до 15% прироста качества модели.

Извлечение фич – это расширение пространства информационных признаков новыми данными, которые могут быть полезны для повышения качества модели, но которые модель не может извлечь сама.

Современные алгоритмы машинного обучения, такие как нейронные сети, умеют самостоятельно находить нелинейные закономерности в данных. Но для того чтобы это произошло, данных должно быть много. Иногда очень много. Так бывает не всегда. И тогда мы можем помочь нашей модели.

В своей работе я придерживаюсь следующих основных принципов:

1. найти все возможные характеристики описываемых моделью объектов;
2. не делать предположения о важности извлекаемых из данных параметров;
3. извлекаемые параметры должны быть осмыслены.

Расскажу о каждом пункте подробнее

Данные, на которых мы обучаем модель – это объекты реального мира. Изначально мы не располагаем векторами и тензорами. Всё что у нас есть – это какое-то сложное описание каждого объекта в выборке. Это могут быть, например, номер телефона, цвет упаковки, рост и даже запах.

Для нас важно всё. И из каждого из этих сложных признаков можно извлечь цифровую информацию.

Мы извлекаем всю цифровую информацию, которая может как-то охарактеризовать каждый аспект нашего объекта.

Когда-то такой подход считался плохой практикой. Линейные модели не могли работать с коррелирующими параметрами, так как это приводило к плохой обусловленности матриц, неограниченному росту весов. Сегодня проблема мультиколлинеарности практически исчерпана за счёт использования продвинутых алгоритмов и методов регуляризации. Если у вас есть рост и вес человека – берите оба эти параметра. Да, они коррелируют, но мультиколлинеарность – в прошлом. Просто используйте современные алгоритмы и регуляризацию.

Итак, рассмотрите каждый аспект вашего объекта и найдите все числовые характеристики. В конце ещё раз посмотрите и подумайте. Не упустили ли вы чего-то.

Предположим, вы располагаете номерами телефонов. Казалось бы, бесполезная информация. Но по номеру телефона можно много чего сказать. Можно узнать регион владельца номера, к какому оператору номер относится, частота оператора в регионе, относительный объём оператора и много чего ещё. Зная регион, можно добавить много параметров, характеризующих его в зависимости от решаемой вами задачи.

Если у вас есть информация об упаковке, то вы знаете её геометрические размеры. К геометрическим характеристикам относятся не только высота, ширина и глубина, но и их отношения – они тоже описывают габариты. Материал упаковки, разнообразие цветов, их яркость и много-много чего ещё.

Исследуйте диапазоны изменяемых значений каждого извлечённого признака. В некоторых случаях, например, логарифм параметра будет работать гараздо лучше самого параметра. Поскольку логарифм – характеристика порядка. Если у вас большие разбросы в диапазоне значений, обязательно логарифмируйте параметры.

Если у вас есть периодичность в параметрах, используйте тригонометрические функции. Они могут дать очень богатый набор дополнительных признаков. Например, когда одной из характеристик вашего объекта являются замкнутые кривые, использование тригонометрических функций обязательно.

Используйте внешние источники. Единственным ограничением в использовании внешних источников должна быть стоимость их извлечения относительно бюджета решаемой задачи.

Не делайте предположения о важности извлекаемых из данных параметров.
Какой бы экспертизой в предметной области мы не обладали, мы не знаем всех статистических закономерностей. Я не перестаю удивляться как иногда, казалось бы, не важные на первый взгляд вещи улучшают качество модели и выходят в топ features importance. В конечном итоге у вас будет много признаков, которые вообще не работают. Но вы не знаете заранее, какие хитрые сочетания не важных, на первый взгляд, параметров сработают хорошо.

Признаки, которые вы извлечёте, как правило, не будут работать по одиночке. И вы не найдёте корреляции с целевой переменной каждого параметра по отдельности. Но вместе они работать будут.

Ну и наконец, не засоряйте пространство информационных признаков бессмысленными фичами. Это кажется противоречащим написанному выше, но есть нюанс – здравый смысл.
Если информация хоть как-то описывает объект – она полезна. Если вы просто взяли и попарно перемножили все фичи, то, скорее всего, никакого смысла вы не добавили, но возвели в квадрат размерность признакового пространства.

Иногда можно встретить совет попарно перемножать фичи. И это действительно может сработать, если у вас линейная модель. Таким образом вы добавите нелинейность и улучшите разделимость признакового пространства. Но современные алгоритмы, в особенности нейронные сети не нуждаются в таком искусственном и неосмысленном добавлении нелинейности.
Впрочем, если вы обладаете достаточным запасом вычислительной мощности, можете так сделать и проверить сами.

Если у вас есть большой набор не размеченных данных и небольшой размеченных, можно добавить фич используя обучение без учителя. Автокодировщики работают хорошо.

Когда данные собраны, нужно навести в них порядок.

Может так получиться, что некоторые компоненты вашего признакового пространства будут постоянны или обладать очень малой вариативностью, не имеющей статистической значимости. Выкидывайте их без сожаления.

Проверьте взаимные корреляции. Мы ставим порог по абсолютному значению взаимных корреляций 0.999. В ваших задачах он может быть другой. Но некоторые признаки могут просто линейно выражаться друг через друга. В этом случае нужно оставить только один. В случае прямой линейной зависимости смысла оставлять оба параметра из коррелирующей пары нет. Отмечу, что просто к функциональной зависимости это не относится.

И наконец, посчитайте features importance. Делать это нужно по двум причинам.

Во-первых, откровенно слабые информационные признаки могут непродуктивно нагружать ваши вычислительные ресурсы, не привнося полезной информации.

Во-вторых, вам нужно найти самые важные признаки и проанализировать их.

Удалять информационные признаки не обязательно. Сейчас есть достаточно хорошие методы обучения высокомерных моделей. Ценой будет время вычисления.
А вот самые важные признаки нужно пристально рассмотреть. На самом деле, протащить целевую переменную в пространство признаков намного проще, чем кажется на первый взгляд. Особенно, если происхождение данных не контролируется вами полностью.
Если вы видите такую картинку на вашей диаграмме важности признаков,

то это может быть не поводом для радости, а поводом для полного исключения фичи из пространства признаков.

Извлекайте все данные которые можно извлечь, но руководствуйтесь здравым смыслом.
Не пытайтесь включать эксперта, преждевременно удаляя признаки.

Используйте функциональные выражения от ваших информационных признаков, если они оправданы.

Удаляйте статистически не значимые переменные и переменные сильно коррелирующие с другими.

Сделайте диаграмму важности признаков. Возможно удалите самые не важные.
Изучите самые важные.

Если самые важные сильно выделяются на фоне остальных, изучите их особо пристально. Постройте графики распределений. Попытайтесь понять, почему они влияют так сильно. Подумайте над их удалением.

Если у вас есть возможность проверить вашу модель не только на тестовых, но и на реальных данных. Проверьте её сначала исключив подозрительно важные параметры, а затем включив их. И сравните результаты.

Приведённые здесь рекомендации зависят от того, какой алгоритм используется для построения модели. Я обычно использую нейронные сети. Эти рекомендации точно не подойдут вам, если вы используете логистические и линейные регрессии.

В статье не затронута обширная тема сбора данных. Старайтесь понять, как собирались данные для анализа. В особенности, уделите внимание формированию целевой переменной.

Объём статьи не позволяет затронуть все аспекты, но я постарался изложить основные моменты.
Большинство публикаций по машинному обучению ориентированы на описание алгоритмов. Но сбор и подготовка данных – это 95% работы по построению модели. Надеюсь, моя заметка поможет вам пореже наступать на грабли.

А какие методы улучшения качества моделей используете вы?
Автор — Валерий Дмитриев rotor
Спасибо MikeKosulin за правки 🙂

источник