В основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой.
По аналогии с бухгалтерским учетом экономический анализ разделяют на внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитическогo обеспечения руководства предприятия и финансовый анализ – составная часть финансового учета, обеспечивающем внешних пользователей информацией о предприятии, выступающем самостоятельным субъектом экономического анализа по данным публичной финансовой отчетности.
В зависимости от масштабов и сложности производства в субъектах хозяйствования функции управления могут детализироваться, а вместе с этим процессом появляется необходимость соответствующей детализации видов анализа.
— перспективный (прогнозный, предварительный) анализ (производится до осуществления хозяйственных операций, необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана);
— ретроспективный (оценочный, последующий) (производится после совершения хозяйственных актов, используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов): оперативный (ситуационный) анализ (его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы) и итоговый (заключительный) анализ (проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год)).
Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления: этап предварительного управления (функция планирования); этап оперативного управления (функция организации управления); заключительный этап управления (функция контроля). Все три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами.
— отраслевую структуру народного хозяйства;
— уровни общественного производства и управления. В экономическом анализе хозяйственной деятельности особое внимание уделяется уровням управления в отраслях народного хозяйства. В промышленности, как правило, два главных уровня управления (соответственно и в других отраслях): ведомство (высшее звено) и предприятие (первичное звено). В первичном звене для анализа выделяют самостоятельные производственные единицы (цехи и отделы, участки и рабочие места);
— стадии воспроизводственного процесса – выбор и проектирование (НИР) будущего производства, подготовка производства, производство, обмен, распределение и потребление продукции (услуг);
— составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (например, финансовые, кредитные).
— технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
— финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
— управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, его результаты – коммерческая тайна;
— социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов;
— экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
— экономико-экологический анализ (связанный с охраной окружающей среды);
— экономико-правовой анализ (изучаются правовые аспекты);
— маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
источник
В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления. Классификация экономического анализа осуществляется по нескольким признакам:
При отраслевом анализе учитывается специфика деятельности отдельных отраслей.
Межотраслевой является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях.
— последующий (исторический, ретроспективный)
Предварительный осуществляется до совершения хозяйственной операции. Он необходим для обоснования плановых заданий и управленческих решений, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
Последующий анализ проводится после совершения хозяйственной операции и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Оба эти анализа тесно взаимосвязаны между собой.
Например: Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет значение для обоснования уровня экономических показателей на перспективу.
В свою очередь последующий анализ подразделяют на:
Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственной операции за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду). Цель — оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процесс.
Итоговый анализ осуществляется по результатам работы за месяц, квартал, год. Деятельность изучается комплексно, всесторонне и этим обеспечивается более полная оценка работы предприятия по использованию имеющихся возможностей.
3. по пространственному признаку:
Внутрихозяйственный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
При межхозяйственном анализе сравниваются результаты работы двух и более организаций, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку деятельности организации.
— технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических явлений и установления их влияния на экономические результаты деятельности организации.
— финансово-экономический анализ осуществляется финансовыми службами предприятия, финансовыми и кредитными органами. Основное внимание уделяется финансовым результатам работы организации, выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения прибыли и рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности организации.
— управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимального управленческого решения, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии производства, его организации. Этот анализ оперативный и его результаты для внешних пользователей являются коммерческой тайной.
— социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических явлений, их влияние друг на друга и на результаты работы организации в целом. Его проводят социальные службы, статистические органы и экономические службы.
— экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления предприятием, отрасли, региона. Проводят его статистические органы.
— маркетинговый анализ осуществляется службой маркетинга, применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения коммерческого риска, формирования ценовой политики.
Деятельность любого предприятия должен начинаться с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:
1. изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента.
2. анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, оценка степени риска невостребованной продукции.
3. оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня.
4. разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции.
5. оценка эффективности производства и сбыта продукции.
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
На уровень спроса влияют: цены на предлагаемый товар, качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на взаимозаменяемые товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, % ставки по вкладам и т. д.
Различают внутренние и внешние причины возникновения риска невостребованной продукции.
К внутренним причинам относят неправильно составленный прогноз спроса на продукцию, неправильная ценовая политика на рынках сбыта, снижение конкурентоспособности из-за низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала, неэффективная организация сбыта и рекламы продукции.
К внешним причинам относят неплатежеспособность покупателей, повышение % ставок по вкладам, демографические, социально-экономические, политические факторы.
5. по методике изучения объектов:
— сопоставительный анализ (сравнительный) – сравнение фактических данных с планом, прошлым годом, другим предприятием и т.д.
— факторный анализ позволяет выявить влияние факторов на прирост и уровень результативности показателей.
— диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушения нормального хода процесса производства на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
— маржинальный анализ – метод оценки и обоснования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные.
— экономико-математический анализ – с его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявления резервов, повышения эффективности производства.
— детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
— функционально-стоимостной анализ как метод выявления резервов.
К наиболее эффективным методам хозяйственной деятельности с целью выявления резервов экономии затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов на производство продукции относится функционально-стоимостной анализ ( ФСА). Он возник в конце 40-х гг. Почти одновременно американский инженер Л.Д. Майлз и российский Ю.М. Соболев (Пермский телевизионный завод) предложили качественно новые подходы к поиску резервов снижения себестоимости изделия. Узел усиления микротелефона, предложенный Соболевым, позволил сократить количество деталей – на70%, затраты материалов –на 42%, трудоемкость –на 69%, а общую себестоимость в 1,7 раза. На Западе, в отличие от нашей страны, этот метод быстро завоевал всеобщее признание. И сегодня каждый доллар, затраченный на проведение ФСА, дает экономию от 7 до 20 долларов в зависимости от отрасли и объекта исследования. У нас этот метод достиг наибольшего совершенства лишь в электротехнической промышленности. В чем же заключается сущность данного метода? Если рассматривать последовательность поиска резервов сокращения затрат, то она очевидна для аналитика: сравнение фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными данными. Положительные отклонения и считаются резервами. ФСА основывается на утверждении, что каждый продукт, объект и т.д. существует и вырабатывается для того, чтобы удовлетворять определенные потребности, т.е. выполнять определенные функции. Но, используя тот или иной предмет, можно увидеть, что он выполняет не одну, а всегда несколько функций, которые можно разделить на основные, выполняющие дополнительную роль и ненужные функции.
Отсюда, если функции не нужны, то и затраты на их создание также лишние. Поэтому ФСА все затраты подразделяет на функционально необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства конструкторских решений. Кроме того, необходимо отметить, что каждая функция может быть выполнена разными способами путем разного технологического и технического решения и, соответственно, требует разных объемов затрат. Таким образом, ФСА – это метод поиска более дешевых способов выполнения главных функций путем организационных, технических, технологических и др. изменений производства при одновременном исключении лишних функций.
— стохастический анализ используется для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности.
6. по субъектам (пользователям) анализа:
— внутренний анализ – предназначен для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления предприятием, коммерческой и финансовой деятельностью.
— внешний анализ – на основании финансовой и статистической отчетности проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
7. по охвату изучаемых объектов:
— сплошной анализ – выводы после изучения всех объектов.
— выборочный анализ – выводы делаются после изучения части объектов.
8. по содержанию программы: — комплексный, тематический
источник
В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач:
1. По отраслевому признаку АХД делится:
— на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.)
— межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.
— предварительный (перспективный) анализ (до совершения хозяйственных операций);
— последующий анализ (после совершения хозяйственных операций).
Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализ тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры по их устранению.
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Итоговый и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.
3. По пространственному признаку различают:
Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
Межфирменные сравнения проводятся с целью:
* показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;
* привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;
* дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.
4. По аспектам исследования выделяют:
— логистический и другие виды анализа.
Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.
Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.
Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
Логистический — анализ, с помощью которого исследует товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта по принципу «точно вовремя».
5. По методике изучения объектов различают:
— экономико-математический анализ и др.
Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы роста выпуска продукции, это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства; если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
6. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
7. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
8. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.
Систематизация анализа на финансовый и управленческий вызвана существующим на практике разделением учетных операций на бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Подобная классификация условна, поскольку внутренний анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа показана на рисунке.
Внутренний (управленческий анализ) — составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений. Внутренний анализ проводится для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний (финансовый анализ) — составная часть финансового учета, обслуживающего информацией об организации внешних пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д. При ознакомлении с публичной отчетностью используют ограниченный объем информации о деятельности хозяйствующего субъекта, что не позволяет достоверно оценить все стороны его работы.
Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа обобщены в таблице.
Финансовый (внешний) анализ
Управленческий (внутренний) анализ
Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.
Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
Финансовый (внешний) анализ
Управленческий (внутренний) анализ
Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.
Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
3. Субъекты анализа (исполнители)
Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)
Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).
4. Организация анализа (периодичность проведения)
Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежеквартально в статистическое управление — ежеквартально и т.д.)
Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
5. Информационная база анализа
Бухгалтерская отчетность (формы №1, 2, 4, 5).
Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.
Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления.
Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
Финансовый (внешний) анализ
Управленческий (внутренний) анализ
учреждения социальной защиты населения
8. Использование систем учета
Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.
Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.
Преимущественно стоимостные измерители.
Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.
10. Использование методов анализа
Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.
Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
11. Направленность анализа
Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.
Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.
12. Свобода выбора в проведении анализа
Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.
Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий — пригодность, результативность.
Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.
Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.
Внешний, ретроспективный, тематический.
Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.
Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками.
Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.
Финансовый (внешний) анализ
Управленческий (внутренний) анализ
16. Место принятия решений по результатам анализа
За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.
Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.
источник
Основные виды экономического анализа и их характеристика по важнейшим
признакам классифицируются следующим образом:
1) по отраслевому признаку:
-отраслевой анализ — анализ, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.);
-межотраслевой анализ — анализ, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики. Межотраслевой анализ раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности, обобщает передовой опыт экономического анализа в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности;
2) по широте изучения резервов:
— внутрихозяйственный анализ- анализ деятельности предприятия и его структурных подразделений с целью выявления внутренних резервов
-сравнительный анализ- анализ, при котором для оценки деятельности анализируемого предприятия привлекаются показатели аналогичных предприятий с целью выявления внешних резервов. Сравнение результатов деятельности двух и более хозяйствующих субъектов позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия;
3) по времени принятия решений:
-предварительный (прогнозный или перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций с целью определения ожидаемых результатов за длительные периоды времени. Его задачей является выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов;
-последующий (ретроспективный) анализ- это анализ, определяющий эффективность и оценку результатов хозяйственной деятельности за отчетный период (год, квартал, иногда — месяц). Он проводится после совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов;
-оперативный (ситуационный) анализосуществляется в ходе хозяйственной
деятельности и оперативно воздействует на ее результат в случае изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сучки, декаду и т, д.). Цель его -оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение, а главное его преимущество — возможность воздействия на его результаты в процессе их формирования;
-итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства;
4)по курсу изучаемых вопрос (содержанию аналитической программы):
-комплексный (полный) анализ — это анализ, который охватывает всю деятельность предприятия, т. е. деятельность предприятия изучается всесторонне;
-тематический (локальный) анализ — это анализ, при котором изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижение себестоимости продукции и пр.;
5)по методике изучения объектов:
-сопоставительный анализ- это анализ, при котором обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, показателями передовых предприятий;
-диагностический анализпредставляет собой способ установления характера нарушения нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;
-факторный анализнаправлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей. Детерминированный анализприменяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями;
—маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;
-экономико-математический анализ — это анализ, с помощью которого находится наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов;
-функционально-стоимостной — это комплексное системное исследование функций объектов анализа с целью обеспечения их выполнения при минимальных затратах на всех этапах жизненного цикла объекта;
—стохастический анализ(дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия;
6) по охвату изучаемых объектов:
-сплошной анализ — это анализ, при котором выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;
-выборочный анализ — это анализ, при котором выводы делаются по результатам обследования только части объектов;
7) по применению технических средств:
—механизированный анализ с применением микрокалькуляторов;
-автоматизированный анализс применением ЭВМ;
-управленческий (внутренний) анализ -это анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической
информацией руководство предприятия;
-финансовый (внешний) анализ- это анализ выступающий составной частью финансового учета, обеспечивая внешних пользователей информацией
9) по направлению экономического анализа:
-технико-экономический анализ — это анализ показателей, характеризующих
производственно-хозяйственную деятельность предприятия во взаимосвязи с показателями уровня техники, технологии и организации производства и труда. Им занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
-финансово-экономический анализ- это анализ показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, при этом главное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия и эффективности использования финансовых ресурсов: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия. Им занимаются финансовая служба хозяйствующего субъекта, финансовые и кредитные органы;
—социально-экономический анализ — это анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы;
-экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Его проводят органы охраны окружающей среды и экономические службы предприятия;
-маркетинговый анализ- это анализ, которым занимается служба маркетинга предприятия или объединения. Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Для комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта необходимо подробно рассмотреть факторный анализ. Выявление связи между показателями, ее направления и интенсивности, а также формы зависимости между показателями необходимо для познания закономерностей формирования результатов деятельности субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предложение о наличии связей между показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение.
Факторный анализзаключается в выявлении взаимосвязи между показателями в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.
С этих позиций показатели могут быть классифицированы как факторные и результативные. Связь между ними характеризуется как причинно-следственная связь, т. е. изменение .одного показателя (причина) ведет к изменению другого показателя (следствие). Факторные показатели характеризуют причину и называются независимыми. Результативные показателихарактеризуют следствие и являются зависимыми. Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной связью, называется факторной системой. Чтобы определить характер связи между явлениями, необходимо полностью абстрагироваться от не существенного при изучении временной или пространственной среды. Такая абстракция воспроизводится теоретически при построении факторных моделей. Исключение принципиально важного фактора из поля зрения или же несистемное исследование делают анализ несостоятельным. Несущественными, промежуточными и малозначительными факторами, как правило, можно пренебречь. В самом общем виде модель факторной системы может быть выражена формулой:
Способ построения модели, выбор метода факторного анализа зависит от характера связи между показателями. При этом один и тот же показатель может быть в разных условиях и факторным, и результативным. Затем следует установить факт наличия или отсутствия связи между анализируемыми показателями, выявить устойчивость этих связей. Факторы, повлиявшие на изменение конкретного результативного показателя, следует
классифицировать. Они могут быть разделены на внешние и внутренние, объективные и субъективные, управляемые и неуправляемые, существенные и несущественные и классифицированы в соответствии с задачами анализа. Состав анализируемых факторов зависит также от экономического содержания и способа формирования результативного показателя.
При функциональной связиможет быть несколько видов зависимостей, которые собственно и определяют характер модели. Краткая характеристика типов моделей:
-аддитивная — все факторы входят в модель в виде алгебраической суммы;
—мультипликативная- факторные показатели входят в модель в виде произведения;
-кратная- факторные показатели выступают как делимое и делитель, а частное от деления — как результативный показатель;
-смешанная или комбинированная- факторы входят в модель в различных сочетаниях.
При стохастической связианалитической моделью является уравнение регрессии. Стохастические связи, различные виды уравнений регрессии, способы их построения и определения параметров уравнений, требования к информационной базе, методы стохастического анализа (регрессионный, вариационный, корреляционный, ковариационный) изучаются в соответствующих разделах статистики.
Аналитические модели можно классифицировать как описательные, нормативные, прогнозные и имитационные.
Описательные (дескриптивные) модели, как правило, построены на данных бухгалтерского учета и основаны на функциональной связи между показателями. Нормативные моделипозволяют проводить сравнение фактических показателей с нормами, нормативами, изучать отклонения от нормативов и их причины. Прогнозные модели- это плановые расчеты, анализ инвестиций, оценка риска. Они могут быть жестко детерминированными и регрессионными. Имитационные моделистроятся при отсутствии необходимой информации или ее недостаточности. Имитируя возможные ситуации, оценивая вероятность наступления неблагоприятных событий, можно принимать решения в условиях неопределенности.
В детерминированной модели связь между показателями задается алгоритмом расчета результативного показателя. При этом влияние факторов изучается по кругу показателей, включенных в модель. Все изменения результативного показателя следует считать в этом случае следствием изменения факторов, включенных в модель. Связи между явлениями классифицируются по степени тесноты, направлению и аналитическому выражению.
По степени теснотывыделяют два вида взаимосвязей:
-функциональная (полная) связь- жестко детерминированная связь, когда каждому значению факторного показателя соответствует только одно значение результативного показателя. Функциональная связь проявляется во всех случаях наблюдения для каждой конкретной единицы изучаемой совокупности;
-стохастическая (вероятностная) связь- такая связь, при которой каждому значению факторного показателя соответствует множество значений результативного показателя. Стохастическая связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, т. е. в среднем числе наблюдений. Корреляционная связь, как вид неполной связи, является частным случаем стохастической связи. Она наблюдается и между факторными показателями.
По направлениюсвязи между показателями могут быть прямыми и обратными. Прямая связьозначает, что рост факторного показателя приводит к увеличению результативного и наоборот (увеличение производительности труда ведет к увеличению выпуска товарной продукции, уменьшение объема продаж приводит к снижению денежной выручки).
Обратная связьхарактеризуется тем, что увеличение факторного показателя приводит к уменьшению результативного и наоборот (снижение себестоимости продукции ведет к увеличению прибыли, увеличение себестоимости — к снижению прибыли).
По аналитическому выражениювыделяют прямолинейные связи и нелинейные связи.
Линейные связина графике выражены прямой линией и соответственно уравнениями прямой линии. Нелинейныесвязи выражаются кривой линией на графике и соответственно уравнением параболы или гиперболы, степенной функции и т. д.
Для построения модели прежде всего необходим качественный анализ изучаемого явления на основе знания экономической теории, конкретной экономики, финансов, т. е. аналитик должен понимать экономическую суть явления и быть уверенным в возможной связи между показателями. сначала следует определиться с выбором метода, а затем обеспечить сбор информации. Сложность именно в том, что при отсутствии необходимой информационной базы многие статистические методы применять невозможно. В частности, крайне важно обеспечить качественную и количественную однородность исходных данных и достаточное количество наблюдений, которое превышает минимум в 6-8 раз. Другое, крайне трудное для выполнения правило — случайность и независимость наблюдений, так как чаще всего экономические показатели взаимозависимы и инерционны.
Для детерминированного анализа не требуется совокупность наблюдений. Это важное обстоятельство обусловливает преимущественное использование моделей с функциональной связью между показателями. Влияние факторов на результативный показатель в моделях с функциональной связью производится методами детерминированного факторного анализа:— метод изолированного влияния факторов, индексный метод, метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц и математические методы (интегральный, логарифмический и др.)[1]
Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 6499 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания, способов проведения.
В основе классификации лежат различные признаки в зависимости от подхода к анализу, объектов анализа, задач, целей и т.д.
I. По отраслевому признаку различают:
1. Межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики;
2. Отраслевой экономический анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей.
Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Однако все отрасли общественного производства тесно связаны между собой и имеют много общего. Это и вызвало объективную необходимость наличия межотраслевого анализа (теории экономического анализа).
Теория экономического анализа раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности.
II. По функциональному признаку, роли и задачам которые экономический анализ выполняет выделяют:
1. Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе как конфиденциальной информации (в основном данных бухгалтерского учета и отчетности), так и открытой информации (в основном данных публичной бухгалтерской отчетности.
На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, поставщиками ресурсов, покупателями продукции, аудиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д.
2. Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.
3. Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.) в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
4. Аудиторский анализ – это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия (его финансового состояния).
5. Социально—экономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.
6. Экономико—правовой анализ – проводят юридические службы предприятий и объединений.
7. Экономико—статистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
8. Экономико—экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
9. Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.
10. Инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.
11. Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
II.По признаку времени различают:
1. Перспективный (предварительный) анализ проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями.
2. Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводимый после совершения хозяйственных операций.
Эти два вида анализа тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.
Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов.
Наиболее типичные случаи прогнозного анализа:
а) анализ проводят перед составлением плана в интересах подготовки исходной информации для планирования;
б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;
в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:
Ø Краткосрочный прогнозный анализ (охватывает период до одного года);
Ø Долгосрочный прогнозный анализ (охватывает период свыше одного года).
Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй подвид анализа менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше.
Ретроспективный анализ используется для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:
Ø Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.
Ø Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.
III. По пространственному признаку выделяют:
1. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;
2. Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.
IY.По методике изучения объектов анализа различают:
1. Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);
2. Качественный анализ — основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;
3. Факторный (причинный) анализ — это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.
4. Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.
5. Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения.
К примеру, если коэффициент текущей ликвидности значительно больше двух, то это говорит о низкой инвестиционной активности предприятия; или если темпы роста объема выпуска товарной продукции выше темпов роста объема реализованной продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).
Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов , не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.
6. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
7. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Y. По субъектам (пользователям анализа различают:
1. Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;
2. Внешний анализ проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.
YI. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:
1. Сплошной анализ заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;
2. Выборочный анализ заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
YII.По содержанию программ анализ может быть:
1. Комплексным анализом – анализом объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;
2. Локальным анализом – при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;
3. Тематическим анализом – при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия.
YIII. По периодичности проведения анализ делится на:
1. Периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный;
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9887 — | 7718 —
или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Предмет, содержание и задачи экономического анализа.
Основные принципы экономического анализа.
Виды экономического анализа.
Предмет, содержание и задачи экономического анализа.
ТЕМА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Изучение явлений и процессов природы и общественной жизни не возможно без анализа.
С научной точки зрения анализ есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития.
Анализ — процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объекта или явления на части. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования.
Например, невозможно управлять автомобилем, не зная его составных деталей и узлов. Невозможно получить прибыль, не зная источников ее получения, а также факторов на нее влияющих.
Помимо анализа существует понятие синтеза, т. е. установление связей и зависимостей между его составными частями. Например, при изучении прибыли нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов формирующих её форму. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивает научное изучение предметов и явлений.
Экономический анализ (ЭА) – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает результативность практической деятельности человека.
Возникновение экономического анализа как средство познания сущности экономических явлений и процессов относят к 4000г. до н.э. Его становление и развитие связанно с возникновением бухгалтерского учета и балансоведение. Однако свое теоретическое и практическое развитие. Он получил в эпоху развития капиталистических отношений во второй половине 19 века.
Теория экономического анализа как наука – система специальных знаний связанных с исследованиями тенденций хозяйственного развития с научным обоснованием планов управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском измерения и обоснования, величины хозяйственных результатов повышения эффективности производства, разработкой мероприятий по их использованию.
Экономический анализ делится на 2 части:
1) Теоретический анализ (в этой части проводится макроэкономический анализ)
2) Конкретно экономический анализ (в этой части проводится микроэкономический анализ)
Основная цель проведения анализа — повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.
Под предметом ЭА понимается хозяйственные процессы предприятия и их социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты деятельности складывающейся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации.
Объектами анализа являются основные экономические результаты хозяйственной деятельности:
• производство и реализация продукции;
• использование материальных, трудовых и финансовых
ресурсов;
• финансовые результаты производства; финансовое состояние предприятия.
1) ЭА изучает хозяйственные процессы предприятия и конечные производственные финансовые результаты их деятельности в статистике и динамике, при этом учитывается специфика предприятия.
2) Хозяйственные процессы и конечные результаты складываются под влиянием различных факторов.
Объективные внешние факторы, отражающие действие экономических законов не зависят от того или иного предприятия. Например, изменение цены, тарифов и ставок.
Субъективные внутренние факторы полностью зависят от человека и определяются правильной организацией производства, умелым руководителем, знанием дела, квалификацией работников.
3) Система экономической информации представляет собой совокупность данных всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях.
Содержанием и предметом ЭА определяются стоящие перед ним задачи:
1)Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес процессов и нормативов в процессе их разработки. Решение этой задачи достигается:
— осуществление обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности
— построение временных рядов позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии
— выявляются основные факторы, которые оказали и могут оказать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
Ретроспективные и текущие анализы завершаются перспективным или прогнозным анализом с прямым выходом на плановом предположении.
2)Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес процессов и соблюдение нормативов по количеству и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг, и по структуре (по данным отчетности и учета).
В торговле основное внимание обращается на объём товарооборота, на его ассортиментную структуру, на размеры товарных запасов и т.д. В промышленности исследуются выполненные производственные программы по количеству и ассортименту основных изделий и т.д.
3)Определение результативности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, как отдельно, так и в совокупности. В промышленности отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (основной и оборотный капитал), рабочей силы и финансовых ресурсов.
4)Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов. Для этого используются количественные и качественные показатели. Для правильной оценки необходимо подразделить факторы, повлиявшие на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от предприятия.
5)Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственных процессов. ЭА оправдывает себя лишь тогда, когда приносит реальную пользу, т.е. действительная его полезность состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса.
6) Обоснование и проверка оптимальности управленческих решений. Принять правильное экономическое решение, выявить его рациональность и эффективность можно на основании его предварительного анализа.
Задачи ЭА не исчерпываются приведенным перечнем.
По роли в управлении выделяют:
• управленческий (внутренний) анализ, который является со
ставной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия;
• финансовый (внешний) анализ, выступающий составной
частью финансового учета, обеспечивая внешних пользователей информацией о предприятии.
По периодичности анализ бывает:
• перспективным (прогнозным, предварительным);
• текущим (ретроспективным), выполняемым по итогам деятельности за тот или иной период.
В зависимости от характера объектов управления имеет место анализ по:
• уровням общественного производства и управления (отрасль,
объединение, группа взаимосвязанных организаций, предприятия, филиалы и структурные производственные единицы);
• стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление);
• составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам) и отдельным элементам производственных отношений (трудовым, финансовым, кредитным).
По субъектам управления выделяют экономический анализ выполняемый:
• руководством и экономическими службами;
• собственниками и органами хозяйственного управления;
• налоговыми и финансовыми органами.
По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делят на:
• полный (анализ хозяйственной деятельности организация в целом);
• локальный (анализ деятельности отдельных подразделений)!
• тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики).
По методам изучения объекта выделяют анализ:
• диагностический (экспресс-анализ), который позволяет
установить характер нарушений нормального хода экономического процесса;
• маржинальный — метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объемов продаж, прибыли и издержек, разделяемых на постоянные и переменные;
• экономико-математический, позволяющий установить оптимальный вариант управленческого решения по использованию производственных ресурсов;
• стохастический, включая регрессионно-корреляционный и др.
По содержанию выполняемых расчетов различают:
• комплексный экономический анализ, включающий экономическую и техническую сторону производства, анализ социальных и природных условий во взаимосвязи с производством;
Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2754 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник