Меню Рубрики

Какие анализы сдавать при оформлении инвалидности

10 минут Ирина Соколова 3899

Граждане, утратившие трудоспособность в результате травм, заболеваний, нуждаются в медицинской помощи, мерах реабилитации и социальной защите. Чтобы иметь право на помощь от государства, необходимо получить инвалидность и рекомендации экспертов медико-социальной экспертизы.

Немногие знают, что включает в себя процедура оформления группы, при каких заболеваниях врач выписывает направление на комиссию, как проходит освидетельствование и какие документы выдают гражданину после его прохождения.

В Постановлении Правительства РФ от февраля 2006 г. № 95 «О порядке, условиях признания лица инвалидом» указаны основания для получения группы. К ним относят:

  • Стойкие нарушения здоровья в результате травмы, болезни, какого-либо дефекта.
  • Наличие ограничений одной или нескольких функций жизнедеятельности организма.
  • Нуждаемость гражданина в мерах социальной защиты.
  • Необходимость проведения абилитации и реабилитации.

В Приказе Министерства Труда от 17 декабря 2015 г. № 1024 указаны виды нарушения функций и степени выраженности. К видам стойких расстройств относят:

  • Различные психические расстройства.
  • Нарушение речи, языка и письма.
  • Нарушение различных видов чувствительности.
  • Нарушение работы мышц, скелета.
  • Заболевания всех систем внутренних органов.
  • Нарушение функций кожного покрова.
  • Заболевания, приводящие к физическим уродствам.

В 2019 году при оценке состояния больного медико-социальная экспертиза (МСЭ) использует 4 степени нарушения функций. Эксперты высчитывают их в процентах. В таблице ниже приведена расшифровка новых правил.

Степень выраженности Расшифровка
1 степень: утрата 10–30% функции Нарушения носят незначительный характер, гражданину откажут в оформлении группы.
2 степень: утрата 40–60% функции Нарушения в умеренной степени выраженности, ему дадут 3 группу
3 степень: утрата 70–80% функции Нарушения выраженные, больной может претендовать на 2 группу инвалидности.
1 степень: утрата 90–100% функции Нарушения носят значительно выраженный характер, функция практически утрачена. На МСЭ дают 1 группу.

В зависимости от состояния больного МСЭ признает его нетрудоспособным на разные сроки:

  • При оформлении 1 группы на 2 года или бессрочно.
  • При инвалидности 2 и 3 групп – на 1 год.
  • Дети-инвалиды – от 1 года.

Эксперты МСЭ понимают, что есть такие состояния и заболевания, которые невозможно вылечить полностью, и даже при длительной реабилитации значительного улучшения ждать не стоит. Однако инвалиды часто сталкиваются с ситуацией, что им приходится годами подтверждать факт наличия серьезного диагноза.

Оформление группы бессрочно возможно в следующих случаях:

  • Инвалиды и участники ВОВ с 1 и 2 группами инвалидности.
  • Лица с тяжелыми общими заболеваниями.
  • Больные с терминальными состояниями.
  • Лица со слабоумием, неоперабельными опухолями центральной нервной системы.
  • Пациенты с отсутствием конечностей, слуха, зрения.
  • Инвалиды 1,2 группы без улучшения состояния в течение 10 и более лет.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, достигшие пенсионного возраста.

Лица с тяжелыми заболеваниями не всегда знают, куда обращаться для оформления группы. Существует два основных варианта: из стационара, из дома.

При длительном лечении в условиях стационара, когда пациент не может быть выписан домой, его ведет и направляет на МСЭ профильный специалист. Такое может быть после тяжелых травм, при туберкулезе, онкологических, психических заболеваниях, в случаях с социально неблагополучными больными.

Лечащий врач самостоятельно готовит медицинскую документацию, организует консультации смежных специалистов. Родственники или социальные работники пациента по запросу могут принести имеющиеся дома выписки, характеристики с места работы или учебы, прочие бумаги. По возможности это стоит сделать в больничных условиях. При отказе пациент вправе настоять на проведении врачебной комиссии по этому поводу с выдачей заключения на руки.

В большинстве случаев, чтобы получить группу инвалидности гражданину приходится проявить инициативу и начать оформление самостоятельно. Для этого необходимо выполнить следующие действия. Обратиться в поликлинику по месту жительства к специалисту, который наблюдает его по поводу хронического заболевания, и сообщить о намерении оформить группу по инвалидности.

Лечащий врач должен дать список необходимых обследований для направления на комиссию, объяснить порядок их прохождения. Только полное обследование поможет комиссии принять правильное решение о наличии ограничений жизнедеятельности и нуждаемости в мерах социальной защиты. Гражданин обходит специалистов, сдает необходимые анализы.

Важно скоординировать порядок записи на исследования, так как часть результатов действительна в течение короткого промежутка времени (10–28 дней). Более «старые» анализы комиссия уже не примет, их придется переделывать. Пациент приносит все необходимые заключения и выписки в поликлинику. Лечащий врач заполняет направление на врачебную комиссию в данном медицинском учреждении.

Ее проводят следующим составом: специалист, который ведет больного, заведующий отделением, заместитель главного врача по экспертной работе или главный врач. Члены комиссии изучают экспертный анамнез больного, беседуют с ним, подробно изучают представленную медицинскую документацию и выносят свое решение. Пациент должен подробно и без лишнего стеснения рассказать о себе:

  • О своем заболевании – начало, течение, эффект от терапии.
  • О необходимости приема поддерживающей терапии, нуждаемости в дорогостоящей восстановительной операции.
  • Указать, как его состояние ограничивает его в быту, на работе.

Всю объективную информацию следует подтвердить данными медицинских документов, характеристик с работы. После получения заполненного направления на МСЭ необходимо попросить врача проверить наличие в документе всех обследований, подписей и печатей, в противном случае больному могут отказать в освидетельствовании в день явки и отправить в медицинскую организацию для приведения документов в порядок.

Комиссия может прийти к выводу о необходимости дообследования в условиях больницы или поликлиники. В таком случае больному пишут направление на госпитализацию или на другие консультации. Это решение будет также указано в первичной документации с заключением о необходимости повторной явки на комиссию.

И также пациенту могут объяснить, что по его состоянию здоровья он не подлежит направлению на МСЭ. Если больной считает, что ему положена группа инвалидности, он вправе настоять на выдаче заполненного направления на освидетельствование.

В ситуациях, когда пациент любого возраста не может самостоятельно проходить обследования, посещать поликлинику, помощь в получении нужных документов и оформлении инвалидности оказывают родственники или социальные работники. Они договариваются о вызове врачей, процедурных сестер на дом, сами приносят в медицинское учреждение недостающие бумаги и договариваются о записи на МСЭ.

Лица с хроническими заболеваниями проходят переосвидетельствование повторно при окончании срока инвалидности. Необходимо заранее уточнить у лечащего врача, при каких заболеваниях необходима госпитализация в стационар для подтверждения группы, а когда без этого можно обойтись. Если с течением времени в состоянии здоровья произошли изменения, потребуется дополнительное обследование.

Общий порядок переосвидетельствования в поликлинике таков:

  • Инвалид регулярно посещает своего специалиста, получает лечение.
  • За 1,5–2 месяца до очередной явки на МСЭ он записывается на прием, уточняет, что надо сделать для продления инвалидности.
  • Тот врач, который давал направление в стационар или на консультации и анализы для МСЭ, оформляет документы.
  • Инвалид собирает необходимые бумаги, приносит их доктору.
  • Инвалида приглашают на врачебную комиссию в поликлинике, оформляют направление на МСЭ и записывают на освидетельствование.

После заполнения направления на освидетельствование пациента записывают на комиссию. Гражданин должен пройти комиссию в течение месяца после получения посыльного листа на руки.

Исходя из состояния больного, различают несколько вариантов освидетельствования:

  • Прохождение МСЭ в стационаре. Комиссия приезжает в больницу на выездное заседание.
  • Самостоятельная явка в бюро в день записи. Этот порядок действует для лиц, которые могут самостоятельно приехать на комиссию и проходят ее в амбулаторных условиях.
  • Освидетельствование на дому. Его проводят тем больным, что по тяжести своего заболевания не могут явиться в бюро, но не подходят под заочное освидетельствование.
  • Заочное признание инвалидом организуют для тех граждан, кого невозможно доставить на комиссию и чье состояние можно оценить на основании представленных документов. Например, это лица с тяжелыми заболеваниями нервной системы, грубыми психическими расстройствами, мочевыми или кишечными стомами без возможности их реконструкции.

Врач может объяснить родственникам тяжелого больного, что информацию, кому дают группу инвалидности после освидетельствования на дому или заочно, можно уточнить в приложении к Постановлению правительства от 20.02.2006 N 95. В нем указан перечень диагнозов по этим категориям.

Процедура прохождения МСЭ начинается с регистрации инвалида и предоставления бумаг. Гражданин или его представитель отдает секретарю бюро необходимые документы. Вот основной список для прохождения комиссии:

  • Направление установленной формы.
  • Заявление пациента или его представителя об освидетельствовании.
  • Согласие на обработку персональных данных.
  • Паспорт или свидетельство о рождении для ребенка.
  • Медицинский полис, СНИЛС.
  • Выписки из амбулаторных карт, заключения специалистов.
  • Характеристики с мест работы или учебы.
  • Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей).
  • Акты о травме, заболевании на производстве, во время службы.

Если пациент уже имеет инвалидность, он приносит с собой оригинал или дубликат справки об инвалидности (при ее утере), заполненную индивидуальную программу реабилитации и абилитации. При необходимости комиссия может запросить и другие бумаги, если их наличие поможет экспертам принять верное решение.

После регистрации бумаг человека, претендующего на группу инвалидности, вызывают на комиссию. Эксперты изучают медицинскую документацию, задают вопросы о состоянии здоровья, работе, особенностях бытового функционирования, условиях проживания, осматривают пациента. На этом этапе человеку, претендующему на инвалидность, нужно собраться и полно рассказать о себе, уделяя внимание всем трудностям, которые возникают в результате имеющегося заболевания.

Не стоит считать вопросы экспертов неуместными или бестактными – специалисты задают их не из праздного любопытства, а для того, чтобы не пропустить важной информации. По просьбе членов комиссии гражданин должен предъявить имеющиеся медицинские бумаги. Состав экспертов зависит от профиля МСЭ. Так в крупных городах, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Освидетельствование на дому или в стационаре проходит подобным образом. После вынесения решения члены МСЭ сообщают, что делать дальше и кто может получить документы. При заочном освидетельствовании эксперты принимают решение на основании изучения медицинских и других сведений, беседуют с представителем пациента.

После беседы эксперты просят пациента выйти и совещаются. Затем его приглашают в кабинет и сообщают о своем решении. Так, лицо могут признать инвалидом на определенный срок или без дальнейшего переосвидетельствования. В таком случае ему на руки выдают розовую справку о назначении группы, индивидуальную программу.

Секретарь комиссии, дающая на руки все бумаги, разъяснит больному, куда следует идти, чтобы получить пенсию и льготы. У комиссии могут возникнуть сомнения в полноте представленной пациентом информации. Такое бывает, если пройдены не все специалисты, тяжесть состояния при осмотре не соответствует указанной в медицинских документах.

В таком случае председатель МСЭ пишет заключение на отдельном бланке, указывает рекомендуемый перечень обследований, заверяет его своей подписью и печатью. На руки лицу дается направление на обследование с указанием причины. После получения полных сведений, подтверждения спорных диагнозов комиссию проводят повторно.

Для этого следует обратиться в комиссию более высокого уровня. Уточнить информацию и условия оспаривания решения экспертов можно по телефонам бюро городского или областного подчинения. Если гражданин считает, что при имеющемся заболевании он нуждается в медицинской помощи, мерах реабилитации, социальной защите, он вправе поинтересоваться у лечащего врача возможностью оформления группы инвалидности.

Эту процедуру проводят в стационарных или амбулаторных условиях. Эксперты высчитывают степень утраты одной или нескольких функций организма в процентах и дают ту или иную группу. Частота переосвидетельствования зависит от динамики состояния больного с течением времени. Если гражданину отказали в признании инвалидом, он может оспорить решение комиссии, обратившись в бюро более высокого уровня.

источник

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).

Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.

По закону , если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.

Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (дети старше 14 лет заполняют и подписывают заявление самостоятельно, за детей младше 14 лет это должны делать законные представители);
  • документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет — свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет — паспорт);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования — обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС;
  • паспорт родителя или опекуна;
  • опекуну (представителю органа опеки и попечительства) — документ об установлении опеки.

Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (может быть заполнено как самим гражданином, так и его представителем);
  • документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • трудовая книжка (оригинал и копия);
  • профессионально-производственная характеристика с места работы — для работающих граждан;
  • медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • СНИЛС;
  • если документы будет подавать представитель — доверенность на представителя и его паспорт.

В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы .

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:

  • в Главном бюро МСЭ — в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
  • в Федеральном бюро МСЭ — в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
  • на дому — если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.

В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.

В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.

По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.

Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

источник

Главная » Пенсия » Какие нужны документы для оформления инвалидности?

Чтобы оформить инвалидность, необходимо в обязательном порядке пройти медицинское освидетельствование. Далее потребуется собрать пакет документов и направить его в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работники органа начислят ежемесячную социальную пенсию, которая положена всем инвалидам.

Чтобы понять, кто претендует на получение инвалидности, необходимо ознакомиться с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», которое было принято 20 февраля 2006 года. Надо сказать, что в 2018 году положение претерпело некоторые изменения. На основании поправок критерии признания человека инвалидом ужесточились.

Внимание! На законодательном уровне существует список диагнозов, при наличии которых гражданин вправе получить инвалидность. Если болезнь человека не входит в этот перечень, то и стать льготником невозможно.

Но надо сказать, что любое заболевание, которое мешает жить человеку полноценной жизнью, считается критерием назначения инвалидности. Точная классификация диагноза и степень болезни определяются лечащим врачом. Но только медицинский консилиум сможет определить, можно ли больному дать группу.

Инвалидность дается не просто из-за наличия какого-либо заболевания, а на основании того, может ли человек дальше заниматься профессиональной деятельностью. Например, если специальность не позволяет работнику больше трудиться, то этот факт учитывается при назначении группы. Особое внимание уделяется тяжелым, опасным условиям труда.

Инвалидностью считают полное или частичное нарушение работоспособности человека. Группу присваивают путем проведения врачебной многоступенчатой комиссии. В первую очередь больному необходимо обратиться к своему участковому врачу и пожаловаться на симптомы заболевания. Далее медицинский работник ставит диагноз и при необходимости проводит лечение. Иногда человека помещают в специализированный центр для уточнения диагноза.

Если после проведенного лечения у человека не наблюдается никаких улучшений, то врач принимает решение об отправке больного на специальную комиссию — МСЭК. Главным критерием назначение инвалидности является то, что человек больше не может заниматься профессиональной деятельностью, а болезнь в чем-то его ограничивает.

Если человек в год находился на стационарном лечении более 90 дней, то он может претендовать на получение инвалидности. Но надо сказать, что каждый рецидив заболевания должен быть в обязательном порядке зафиксирован в амбулаторной карте больного.

В целом процедура оформления инвалидности практически всегда одинакова. Больному нужно обратиться к своему участковому или лечащему врачу и попросить направление на комиссию. Но именно на этом этапе люди сталкиваются с трудностями. Ведь чтобы получить отправной лист, потребуется убедить медицинского работника в необходимости его выписки.

Если врач согласен с тем, что больной претендует на получение инвалидности, он оформляет некоторые документы, которые потребуются для МСЭК.

К ним относятся:

  • выписка, в которой содержится информация о наличии заболевания, о его лечении и результатах проведенного медицинского вмешательства;
  • результаты всех проведенных анализов и исследований;
  • собственно само направление с указанием точной даты отправки (документ действителен в течение месяца).

Важно! Все документы скрепляются. Отправной лист подписывают члены врачебной комиссии медицинской организации, где наблюдается пациент. Проставляются печати врачей и больницы.

На законодательном уровне установлено правило. Обратиться за установлением инвалидности может как сам больной, так и его законный представитель. Но доверенное лицо должно иметь документы, дающие право на выполнение юридических действий от имени гражданина.

Обратите внимание на то, что для получения инвалидности с помощью законного представителя необходимо иметь на руках готовое судебное решение, которое уже вступило в силу. Такое постановление подтверждает физическое или психическое состояние больного, из-за чего он не может самостоятельно отстаивать свои права. Вместо такого судебного решения можно оформить генеральную доверенность, которая в обязательном порядке заверяется у нотариуса.

Надо сказать, что оформление инвалидности – это процедура трудоемкая и тяжелая. Чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо заранее ознакомиться со всеми нюансами. Узнать о порядке действий можно в той медицинской организации, где обслуживается больной. Иногда даже одна небольшая ошибка в документах не дает получить группу и заставляет больного начинать процедуру сначала.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Многие спрашивают, где и как оформить инвалидность. А некоторые интересуются, можно ли получить группу за деньги. Надо сразу сказать, что статус «инвалид» присваивает только врачебная комиссия на основании имеющегося у больного диагноза.

Получить инвалидность за деньги нельзя. Кроме того, предлагающие подобные услуги люди – это мошенники. Для получения инвалидности человек должен подготовить пакет документов.

В него входят следующие бумаги:

  • паспорт пациента и его копия;
  • СНИЛС и его копия;
  • оригинал трудовой книжки или заверенная ее копия;
  • подробная характеристика на больного с его последнего места работы;
  • амбулаторная карта, где отражено течение болезни;
  • заявление больного на установление инвалидности;
  • все больничные листы, которые были выданы в текущем году;
  • отправной лист, в который включены: выписка из карты о наличии и течении заболевания, результаты анализов, врачебное заключение.

Больной имеет право предоставить экспертной комиссии и другие документы, которые, по его мнению, важны для принятия решения о назначении инвалидности.

В день проведения исследования больной передает документы секретарю заседания. Он проверяет достоверность и правильность оформления бумаг.

Гражданин вправе присутствовать в момент сверки для исключения потери важных документов. Сама комиссия проводится только в присутствии претендента на инвалидность (за исключением случаев, когда исследование проходит заочно).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на получение инвалидности:

Какую льготу выбрать ветеран труда или инвалид, читайте тут.

Для получения группы инвалидности человек в обязательном порядке должен пройти медицинскую экспертизу. Сама комиссия состоит не менее чем из трех человек. Каждый врач вправе задавать вопросы больному и его сопровождающему лицу. Все ответы заносятся в специальный протокол. Иногда диалог фиксируется на камеры или записывается на диктофон.

Если болезнь прогрессирует, и больной не может передвигаться, то комиссия проводится заочно через доверенное лицо. Иногда эксперты приглашаются на дом.

Обратите внимание на то, что инвалидность в обязательном порядке получит тот человек, который не может:

  • осуществлять профессиональную и любую другую трудовую деятельность;
  • самостоятельно передвигаться без помощи специальных приспособлений или посторонней помощи;
  • обслуживать себя (проводить гигиенические процедуры, кушать и так далее);
  • ориентироваться во времени или пространстве;
  • отвечать за свои действия и контролировать их;
  • находить общий язык с окружающими и общаться с ними;
  • нормально обучаться в школе и других учебных заведениях.

Инвалидность присваивается, если у пациента присутствует не менее двух критериев или полное отсутствие возможности обслуживать себя. Но детям группу дают только в том случае, если ребенок не может обучаться в школе.

Если во время проведения заседания члены комиссии пришли к разному решению, назначаются дополнительные исследования. На основании них принимается окончательное решение.

Если МСЭК решает, что человеку можно присвоить статус «инвалид», то выдается специальная справка, и разрабатывается программа реабилитации.

Запомните! Если комиссия решает, что у пациента недостаточно оснований для признания его инвалидом, выдается врачебное заключение с обоснованным отказом. Решение может быть обжаловано в суде.

Точных сроков оформления инвалидности не назвать. Все зависит от степени загруженности медицинской организации, где обслуживается пациент, и его способности быстро заниматься сбором необходимых документов.

В целом на подготовку пакета бумаг уходит от одной до двух недель. В это время больной сдает анализы и проходит нужных врачей, которые исследуют его физическое и психическое состояние.

После того как все документы собраны, участковый или лечащий врач отправляет их в МСЭК. На это уходит примерно тридцать дней. Но если заявителя отправили на дополнительные анализы, то срок, конечно же, увеличивается.

Надо сказать, что некоторые врачи отдают готовый пакет документов пациенту и отправляют его на освидетельствование самостоятельно. В этом случае заявителю требуется записаться на прием и прибыть в назначенную дату вместе со всеми бумагами.

Решение о назначении инвалидности принимается в день прохождения освидетельствования. Все документы, подтверждающие факт установления группы, выдаются в течение трех дней.

Таким образом, примерный срок установления инвалидности колеблется от одного месяца до 75 дней.

Посмотрите видео. Оформление инвалидности:

Существуют три группы инвалидности. Первая из них – самая тяжелая. Ее дают в том случае, если человек лежачий и не может самостоятельно позаботиться о себе. Существуют несколько критериев присвоения первой группы инвалидности.

К ним относятся:

  • полная утрата работоспособности;
  • полная утрата возможности к самообслуживанию;
  • есть необходимость в уходе или постоянном присутствии медицинского работника.

Вторая группа инвалидности – это наиболее частая форма. Ее назначают при средней степени утраты трудоспособности. При этом больной не нуждается в постоянном постороннем уходе и медицинском обслуживании.

Внимание! Вторая группа инвалидности назначается в следующих случаях:

  • при наличии особых условий для выполнения трудовых функций;
  • больной не может длительное время заниматься трудовой деятельностью;
  • у больного имеются стойкие физические или психологические ограничения.

Третья группа – это самая легкая степень ограничения работоспособности больного. Такие люди не нуждаются в уходе, но не могут самостоятельно себя обеспечивать, то есть работать.

Для назначения инвалидности третьей группы имеются свои критерии:

  • больной не может работать по своему психическому или физическому состоянию на предыдущем месте работы;
  • чтобы человек исполнял трудовые обязанности, требуется организовать особые условия труда;
  • человек не может исполнять трудовые обязанности по предыдущему месту работы исходя из физического или психологического состояния здоровья.

Инвалид третьей группы может сменить условия работы на более щадящие или полностью отказаться от трудовой деятельности.

На законодательном уровне существуют сроки установления инвалидности:

  • при наличии первой группы инвалидности свой статус пациент должен подтверждать не менее одного раза в два года;
  • инвалиды второй и третьей группы проходят освидетельствование ежегодно.

По результатам комиссии выдается справка, где обозначен запрет на исполнение трудовых функций, а также период действия документа.

При наличии показаний комиссия может принять решение о назначении инвалидности бессрочно. Это значит, что больному больше не нужно подтверждать свой статус.

Для ознакомления с процедурой установления инвалидности для ребенка необходимо обратиться в бюро экспертиз или в медицинскую организацию, где обслуживается пациент.

Важно! В целом порядок установления группы для ребенка ничем не отличается от присвоения инвалидности взрослому человеку. Только к основному пакету документов прилагаются копии паспортов родителей и оригиналы.

Для установления группы для ребенка потребуется взять на него характеристику из учебного заведения или из садика. Кроме того, для детей с психическими отклонениями потребуется получить справку от лечащего врача.

Для того чтобы получить инвалидность пенсионеру, необходимо следовать общеустановленной процедуре:

  • обращение в больницу. Лечащий врач проводит исследования, на основании которых приходит к выводу: выписать отправной лист или направить на дополнительное обследование;
  • выдача направления на комиссию. Если лечащий или участковый врач приходит к выводу, что больной не может заниматься трудовой деятельностью, он выписывает так называемый отправной лист на МСЭК;
  • проведении экспертизы. По результатам исследования врачебная комиссия приходит к выводу: установить инвалидность или отказать в присвоении группы. Выдается специальная справка;
  • оформление денежной компенсации. Получив справку, пенсионер должен отправиться в территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ, где будут произведены дополнительные начисления по инвалидности.

Если больной не согласен с результатами экспертизы, он имеет право обжаловать решение врачей. Для этого можно написать жалобу в высший экспертный орган или подать исковое заявление в суд.

Лежачие больные при оформлении инвалидности могут воспользоваться услугами доверенного лица или вызвать членов комиссии на дом.

При выявлении онкологии больной вправе обратиться за получением группы через четыре месяца госпитализации.

Как правило, после выявление опухоли назначается проведение операции. После хирургического вмешательства проходит курс реабилитации. После выписки пациента больной может сразу обратиться в МСЭК.

Учтите! Начинать оформлять инвалидность при онкологии можно независимо от мнения лечащего врача.

Инвалидность по зрению выдается только в том случае, если выявлена миопия. То есть больному не помогают ни специальные средства, ни операция.

В таком случае пациенту требуется обратиться к своему участковому офтальмологу, который даст направление. Далее можно записываться на прием в МСЭК.

Надо сказать, что размер пенсии при наличии разных групп инвалидности значительно отличается друг от друга:

  • инвалид 1 группы, инвалид детства (вторая группа) — 8647,51 рублей;
  • инвалид второй группы — 4323,74 рублей;
  • инвалид третьей группы — 3675,2 рублей.

Посмотрите видео. Оформление инвалидности для онкологических больных:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

источник

Для того чтобы человеку получить инвалидность, необходимо пройти специальное освидетельствование, которое позволит подтвердить факт инвалидности. Такое освидетельствование называется медико-социальной экспертизой – МСЭ.

Пройти данную экспертизу не просто. Начинать следует с того, что для начала прохождения необходим полный пакет документов.

Законодательство четко регламентирует порядок и условия предоставления инвалидности. Тем, кто впервые оформляет инвалидность, приходится столкнуться с массой непонятных нюансов, моментов которые заставляют человека впадать в апатию или панику.

В частности, основанием получения инвалидности является наличие подтверждения по трем фактам:

  1. Нарушение состояния здоровья, в связи со стойким расстройством функционирования организма, в частности это могут быть травмы разного рода, болезни, которые развились в течение жизни или являются врожденными.
  2. Получение инвалидности обусловлено необходимостью оформить социальную защиту (пенсии либо льгот), в том числе реабилитацию.
  3. Наличие ограниченной жизнедеятельности, как полная, так и частичная потеря способности самообслуживаться, контролировать свои действия и поведение, общаться, обучаться вести трудовую деятельность.

Причем важно отметить, получение инвалидности возможно только при наличии двух вышеперечисленных признаков, так как одного из них может оказаться недостаточно.

Установить инвалидность имеет право только медико-социальная экспертиза, которая представляет собой главное или федеральное бюро.

Направление на освидетельствование выдается лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от прав собственности, а также органами пенсионного обеспечения или социальной защиты. Важно понимать, что человек самостоятельно может обратиться в бюро МСЭ, если ранее одна из организаций отказала ему в выдаче направления.

При этом прохождение экспертизы предусматривает установление одной из трех степеней инвалидности, а именно:

  1. Первая степень присваивается как подтверждение того, что у человека нарушено состояние здоровья, а значит, ему сложнее выполнять свои функциональные обязанности, соответствовать квалификационным требованиям. Также такие люди не имеют возможности продолжать работу в виду напряженности, тяжести и объемности выполняемой работы.
  2. Вторая степень устанавливается в случае нарушения здоровья, когда у человека есть возможность продолжать свою трудовую деятельность при использовании вспомогательной силы – технических средств и прочих лиц.
  3. Третья группа присваивается тем, у кого подтверждается полная потеря трудоспособности и такие лица имеют противопоказания к продолжению трудовой деятельности.

Чтобы оформить инвалидность, необходимо представить следующие документы:

  1. Оригинал паспорта вместе с его копией.
  2. Заявление по форме 088/у-06, которое прилагается ко всем документам в день их подачи на комиссию.
  3. Направление на прохождение комиссии МСЭ.
  4. Копия трудовой книги, с обязательным заверением с отдела кадров организации, где работает человек.
  5. Для работающего важно предоставить информацию, которая подтверждает характер и условия труда на предприятии.
  6. Для учащихся необходимо представить характеристику из ВУЗа или учреждения образования.
  7. Документы – оригиналы и копии из медицинских учреждений, согласно которым подтверждаются или опровергаются нарушения функционирования органов организма.
  8. Свидетельство пенсионного страхования.
  9. В случае, если комиссия проходится повторно, необходимо предоставить копию ранее выданной справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации.

Оформление инвалидности – кропотливый процесс, который требует огромного запаса терпения, и, конечно же, времени.

Помимо того, что необходимо собрать необходимые документы, важно отстоять свои права. В некоторых случаях, претендующий, на инвалидность сталкивается с нежеланием со стороны медработников оказывать помощь и содействие в непростом деле, несмотря на то, что это является их прямой обязанностью. Однако в виду того, что этого требует состояние здоровья, важно преодолеть все препятствия.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Первое действие, которое необходимо сделать претендующему на получение статуса – посетить своего лечащего врача, который обязан зафиксировать все жалобы в амбулаторной карте и выдать направление к узкопрофильным специалистам, для того, чтобы человек прошел полноценное обследование.

Врач выдает пациенту соответствующий бланк, в котором стоят отметки, каких специалистов необходимо посетить, а также какие обследования пройти. При этом важно отметить, что результаты некоторых обследований действительны всего лишь две недели. В некоторых случаях, может потребоваться прохождение обследования в условиях стационара.

Также лечащим врачом оформляется пакет документов, для дальнейшего прохождения комиссии МСЭ. При отказе врача выдавать соответствующее направление, должен быть оформлен письменный отказ ссылкой на причины отказа. Только в этом случае, человеку разрешено обращаться самостоятельно в комиссию МСЭ. При отказе врача писать документально отказ, человек имеет право обратиться в судебные органы.

Документы, которые оформляются лечащим врачом, называются посыльными. В них должно фиксироваться состояние здоровья на момент обращения, результаты анализов, а также необходимые средства для прохождения реабилитации. В частности, к реабилитационным средствам относят инвалидная коляска, специальная ортопедическая обувь, подгузники или ходунки, слуховой аппарат или санаторно-курортное лечение и прочее. Помимо этого выдается бланк направления на прохождение комиссии МСЭ, который заверяется печатью больницы или лечебного заведения, а также имеет подпись трех врачей.

После того как будет назначена дата прохождения комиссии, необходимо иметь все необходимые документы, в частности:

  1. Направление от лечащего врача на прохождение медико-санитарной экспертизы. Выдать соответствующее направление может лицо, прикрепленное к органам пенсионного обеспечения или официальной защиты. Согласно порядку оформления инвалидности, пациент имеет право обратиться в региональное отделение МСЭ, самостоятельно, при условии соблюдения порядка такого обращения.
  2. Копия и оригинал паспорта или прочего документа, который удостоверяет личность.
  3. Для работающей категории населения необходима заверенная в кадровом отделе копия, о том, что человек действительно работает. Для неработающей категории населения необходимо представить соответствующий документ, который подтверждает отсутствие постоянного место работы.
  4. СНИЛС – копию и оригинал.
  5. Больничный лист.
  6. Медицинские документы и справки.

После сбора необходимой документации очень важно прийти в региональное бюро МСЭ в назначенный срок. Как правило период ожидания приема в бюро составляет один месяц со дня подачи документов.

На комиссии МСЭ присутствуют пациент, которому необходимо получить статус инвалидность, а также специалисты, в количестве трех человек. Они могут осмотреть пациента, при необходимости, задать вопросы, которые касаются темы здоровья и материального состояния больного. Также может заинтересовать комиссию условия проживания, социальные навыки, образование, характеристика с места работы и т.д.

Все вопросы и ответы во время заседания, фиксируются в протоколе, после чего проводится голосование. Если есть разногласия – может быть назначено дополнительное обследование.

Процесс оформления инвалидности проходит поэтапно. На сбор документов и прохождение обследования уходит не менее 7 – 10 дней. Решение о присвоении инвалидности принимается в день проведения экспертизы.

Если комиссию все устраивает, присваивается группа инвалидности, которая оформлена соответствующей справкой и разработкой индивидуальной системы реабилитации.

По факту оформление инвалидности не должно занимать более чем два с половиной месяца с учетом всех нюансов и проблем.

Присвоение статуса инвалида детям занимает до четырех месяцев. При этом также проводится экспертиза МСЭ, на которую направляет лечащий врач.

В бюро МСЭ должны быть предоставлены такие документы:

  1. Справка от врача.
  2. Амбулаторная карта.
  3. Прописка.
  4. Документы, удостоверяющие личность родителя или опекуна.
  5. Документы, удостоверяющие личность ребенка.

Детям не присваивается никакая степень инвалидности, то есть, нет степеней тяжести.

При прохождении комиссии могут возникнуть ситуация, когда пациент получает отказ. В таком случае, пациент имеет право подать на обжалование решения. Важно соблюсти граничные сроки обжалования – не позднее одного месяца со дня вынесения такого решения.

В заявлении указывается:

  1. Полное наименование бюро, в которое направляется заявление.
  2. Данные заявителя.
  3. Изложение сути, с указанием состава комиссии.
  4. Требование о проведении повторной экспертизы.

Рассмотрение заявления проходит на протяжении трех дней. При положительном ответе назначается новая экспертиза в течение 30 дней после рассмотрения заявления

Порядок прохождения переосвидетельствования подразумевает три типа:

  1. Для первой группы инвалидов – один раз в два года.
  2. Для второй и третьей группы инвалидов поводят переосвидетельствование один раз в год.
  3. Для детей один раз в течение установленного срока.

Пропускать процедуру переосвидетельствования категорически нельзя, так как человек может лишиться права считаться инвалидом. При прохождении переосвидетельствования есть все шансы получить смену категории, если врачи сочтут, что человек идет на поправку или состояние его здоровья ухудшилось. При удовлетворительном состоянии здоровья, человек может лишиться статуса инвалидности.

Для переосвидетельствования необходимо предоставить:

  1. Амбулаторную карту.
  2. Документы, удостоверяющие личность.
  3. Документы, подтверждающие инвалидность.
  4. ИПР.
  5. СНИЛС.
  6. Справки об образовании, с работы и т.д.
  7. Заключение специалистов, выданных ранее.

Оформление инвалидности – кропотливое занятие, которое требует много терпения и сил, однако если не бояться трудностей и знать свои права и все правила оформления, процедура пройдет практически беспрепятственно, позволив получать дополнительные льготы и выплаты.

О правилах прохождения МСЭ рассказано в следующем видеоматериале:

источник

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Законодательство четко регламентирует порядок и условия предоставления инвалидности.

Подтверждать инвалидность необходимо раз в один-два года. Инвалидность дает право получить денежную компенсацию за приобретённый слуховой аппарат, но только приобретенный после оформления инвалидности. В ПФ необходимо оформить пенсию и дополнительные денежные выплаты.

  1. Оригинал паспорта вместе с его копией.
  2. Заявление по форме 088/у-06, которое прилагается ко всем документам в день их подачи на комиссию.
  3. Направление на прохождение комиссии МСЭ.
  4. Копия трудовой книги, с обязательным заверением с отдела кадров организации, где работает человек.
  5. Для работающего важно предоставить информацию, которая подтверждает характер и условия труда на предприятии.
  6. Для учащихся необходимо представить характеристику из ВУЗа или учреждения образования.
  7. Документы – оригиналы и копии из медицинских учреждений, согласно которым подтверждаются или опровергаются нарушения функционирования органов организма.
  8. Свидетельство пенсионного страхования.
  9. В случае, если комиссия проходится повторно, необходимо предоставить копию ранее выданной справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации.
  • двустороннем анофтальме;
  • слепоте, культях конечностей;
  • нарушениях функционирования периферической и центральной нервной системы;
  • заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания;
  • некоторых психических недугах (слабоумие на фоне эпилепсии, люцидная кататония);
  • отсутствии нескольких пальцев на обеих руках.

Немного по-другому проходит обследование лежачего больного. У него нет возможности прийти на экспертизу, поэтому родственники могут договориться с врачом о проведении обследования в стационарных условиях. Есть вариант заочно оформить инвалидность, получив доверенность на совершение подобных действий у инвалида.

При какой потере слуха дают инвалидность Когда дают инвалидность по слуху? Согласно действующему российскому законодательству инвалидность по слуху устанавливается при следующих диагнозах: ● двухстороння глухота с детства; ● III степень тугоухости на лучше слышащее ухо вне зависимости от возраста больного. При этом важно соблюдение одного условия – наличие документа, подтверждающего недостаточную эффективность компенсации тугоухости слуховыми аппаратами.

1. Инфаркт миокарда. Данная болезнь протекает вместе с коронарной недостаточностью, что ведет к нарушениям кровообращения и значительным изменениям в функциях сердечных мышц. Полное отсутствие или недостаточное снабжение кровью ряда участков сердца может приводить к омертвлению данных участков. В результате это приводит к неспособности органа обеспечивать полноценную жизнедеятельность. Ишемическая болезнь сердца, курение и ожирение также способствуют к прогрессированию инфаркта миокарда.

Случаи, когда происходит ограничение работоспособности в связи с обострением заболевания или серьёзной травмой, достаточно распространённое явление в трудовой практике. Чтобы защитить свои права и получить социальную поддержку пострадавшему работнику необходимо пройти достаточно сложную и продолжительную процедуру оформления инвалидности, с чего начать?

Первую группу инвалидности можно получить на 2 года. Ее присваивают пациентам, у которых наблюдается явное изменение функциональности организма не в лучшую сторону. Такие пациенты часто переживают болезненность в области сердца, приступы стенокардии. Полноценно трудиться такой пациент уже не способен. Кому после инфаркта положена инвалидность, теперь понятно.

  • Связанные со средствами повышенной опасности (водители пассажирского, грузового и железнодорожного транспорта);
  • Требующие повышенного внимания и нервного напряжения (диспетчеры транспортных предприятий);
  • Работа на авиапредприятиях (пилоты, стюардессы, бортмеханики, диспетчеры);
  • Связанные с продолжительной ходьбой или необходимостью длительное время находится на ногах (почтальон, повар, курьер, продавец);
  • Если рабочее место удалено от постоянного места жительства и находится далеко от населенных пунктов (геологические, изыскательские партии);
  • Связанные с токсическими веществами, вредными условиями на производстве (химическое, металлургическое, добывающее предприятие);
  • Со сменным графиком работы, включая ночные и суточные смены;
  • Работа на высоте.
  • III группа – сколиоз 3-4 степени, прогрессирует достаточно быстро, частые обострения с длительным болевым синдромом, неврологическая симптоматика (онемение кожи, шаткость при ходьбе, нарушения рефлексов и пр.), сколиоз 2 степени при наличии тех же неврологических признаков, дыхательная недостаточность, работа возможна с ограничением нагрузки на позвоночник;
  • II группа – стойкая дыхательная недостаточность, обострения частые и длительные, болевой синдром беспокоит и вне обострений, многочисленные неврологические нарушения, работа возможна только на дому, по свободному графику;
  • I группа – при данном заболевании практически не дается, исключения составляют параличи или выраженные парезы конечностей при 4 степени сколиоза, в тех случаях, когда пациент нуждается в посторонней помощи и не может себя обслуживать самостоятельно.

Цитата является ли для МСЭ наличие генетического отклонения весомым фактором для присвоения инвалидности Не является.Весомым фактором является ОСТРОТА СЛУХА на оба уха, а врожденная это патология или приобретенная — для перспектив установления инвалидности — несущественно. Цитата смотрят ли они на качество и восприятие речи Этот вопрос я не вполне понял.Очевидно же, что чем хуже слух, тем хуже будет и качество восприятия речи. Цитата Или можно ссылаться именно на слух? Судя по предоставленной вами информации — (глухота на одно ухо и тугоухость 3ст. на другое) — у вас имеются основания для установления (продления) инвалидности при очередном освидетельствовании в бюро МСЭ.

После осмотра решение о выдаче направления выносится врачебной комиссией, а в некоторых случаях — специально уполномоченными лицами из соцзащиты или пенсионного фонда. Если компетентное лицо считает, что нет оснований выдавать Вам направление, Вы имеете право самостоятельно обратиться на МСЭ (медико-социальную экспертизу). Обращаться туда следует со справкой об отказе в оформлении формы 088/у-06, которую нужно требовать у лечащего врача, а также указанными в этом перечне документами. Плюс ко всему придется составить заявление руководителю бюро МСЭ. Если инвалидность необходимо установить ребенку, заявление заполняет его законный представитель (родитель или опекун).

Однако здесь стоит помнить, что почти 50 % пациентов в течение четырех месяцев реабилитации приходят в относительную норму и способны выполнять свои профессиональные обязанности, а также самостоятельно обслуживать себя в быту. Остальные лица по добровольному желанию или по рекомендации лечащего врача проходят освидетельствование специальной медицинской экспертной комиссией для получения группы инвалидности. В частности, комиссия оценивает такие параметры состояния пациента:

Эта стадия характеризуется регулярными скачками артериального давления, но при этом сердце еще не поражается. Несмотря на то, что пациент считается трудоспособным, ему все равно нужны для работы благоприятные условия. Иначе, из-за любого стресса давление повышается, и работа сосудов находится по угрозой.

источник

Пока я оформлял инвалидность своей маме, она умерла. Позже я узнал, что это типичная ситуация.

Инвалидам предоставляют льготы, делают выплаты и бесплатно дают средства реабилитации, например медицинскую кровать, кресло-каталку или подгузники. Т—Ж уже рассказывал об этом. В итоге жизнь больного должна стать легче.

Но получить или повысить группу трудно: нужно собрать много документов, пройти нескольких врачей, а потом медико-социальную экспертизу. Часто пациенту приходится сидеть в очередях, носить бумаги из кабинета в кабинет или ездить в другую больницу. Мы тоже с этим столкнулись и сначала решили ничего не оформлять. В поликлинике от оформления инвалидности тоже отговаривали.

Потом оказалось, что больной или его родственники не обязаны много ходить, ждать в очередях и искать нужных врачей. Сначала я оформлял инвалидность для своей мамы, а потом для бабушки, поэтому изучил весь процесс. Маме присвоить группу не успели, но с бабушкой это получилось. В статье расскажу, как себя вести, чтобы затратить минимум времени на получение инвалидности.

Порядок получения инвалидности прописан в постановлении правительства № 95 , его еще называют «Правила признания лица инвалидом».

Инвалид — это человек со стойким расстройством здоровья, которое ограничивает его в повседневной жизни. Например, человек, который не может сам себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать свое поведение или работать. Причина может быть любой: травма, болезни, врожденные пороки развития.

В зависимости от тяжести заболевания могут присвоить первую, вторую или третью группу инвалидности: первая — самая тяжелая. Группу могут повысить или понизить, если состояние больного ухудшилось или улучшилось.

Минтруд прописал критерии, как определять группу инвалидности, но разбираться в них необязательно. Они понадобятся, если инвалидность не дадут или вас не устроит полученная группа.

В нашем случае была онкология. У бабушки и мамы уже была инвалидность, но когда они перестали ходить, я делал им первую группу.

Чтобы получить инвалидность, нужно пройти два этапа: получить направление на медико-социальную экспертизу — МСЭ — и пройти эту экспертизу. Направление по форме 088/у-06 дает медицинская организация, которая обслуживает больного. Обычно это поликлиника, к которой он прикреплен по полису ОМС.

На МСЭ может также направить пенсионный фонд или соцзащита, но для этого им необходимы документы, подтверждающие заболевания. Поэтому к врачам идти все равно придется.

Поликлиника, ПФР или орган соцзащиты могут отказать в направлении, но тогда они обязаны выдать справку.

Направление на МСЭ поступает в бюро МСЭ — это государственная организация, которая проводит экспертизу и присваивает группу инвалидности. Бюро работают по территориальному принципу: в регионе их несколько, и экспертизу проводит бюро по месту жительства.

Со справкой об отказе в направлении можно обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро МСЭ осмотрят пациента, сами направят на дополнительные обследования, после чего примут решение. Когда я консультировался в нашем бюро, мне сказали, что справка об отказе — это редкость. Если человек действительно серьезно болен, медики не станут официально отказывать.

Бюро по месту жительства входят в состав регионального бюро МСЭ, которое подчиняется Министерству труда и социальной защиты РФ. Например, в составе главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области 25 бюро МСЭ. В бюро инвалид получает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации — ИПРА. В программе перечисляют технические средства реабилитации — ТСР, которые после получения инвалидности дают бесплатно.

ТСР — это приборы, приспособления и инструменты, которые облегчают инвалиду жизнь. Например, инвалидное кресло, сиденье для ванной или прикроватный туалет. Лекарства не относятся к ТСР.

Теоретически получить направление на МСЭ несложно. Для этого нужно только пройти обследования, а все остальное поликлиника сделает сама. Услуга бесплатная.

Вот как должен выглядеть процесс. Пациент наблюдается в поликлинике, и участковый терапевт видит, что его состояние соответствует определенной группе инвалидности. Тогда терапевт выписывает направления на анализы, осмотр узкими специалистами и другие обследования. Если больной не в состоянии прийти на обследования, все делают на дому.

Результаты приходят в кабинет клинико-экспертной комиссии. В нашей поликлинике этим кабинетом руководит заместитель главного врача по клинико-экспертной работе — КЭР. Этот чиновник отвечает за работу с инвалидами: организует врачебную комиссию, оформляет направление и передает его в бюро МСЭ по месту жительства. Дальше начинает работать бюро.

В этой схеме могут отличаться какие-то детали в зависимости от ситуации. Например, мы уже рассказывали, как получить направление на МСЭ при производственной травме. Но общий принцип такой: пациент только проходит обследования, а всем остальным заниматься не обязан.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

На практике, как только человек решил получить направление на МСЭ, он попадает в ад. Я опишу возможные препятствия и способы их решения. Надеюсь, вам повезет и вы с ними не столкнетесь.

Сами врачи вряд ли предложат начать оформлять инвалидность. В «Правилах признания лица инвалидом» сказано, что направить должна медицинская организация, но не сказано, что инициатива должна исходить именно от нее и, тем более, от участкового терапевта.

Даже если попросить участкового врача заняться инвалидностью, он может отказать. Например, предложит прийти в кабинет к заместителю по КЭР в рабочее время. Первую лишнюю очередь придется отстоять именно там.

В моем случае так и произошло. У мамы уже была вторая группа инвалидности, но, когда она перестала ходить, никто не предложил оформить первую группу, хотя поликлиника была в курсе. Когда я сам попросил об этом, участковый терапевт направила меня к заму по КЭР.

Инвалидностью бабушки сначала занималась моя тетя, но ситуация была похожая. Сначала тетя потеряла много времени в очередях, а потом заместитель по КЭР вообще отговорила ее: мол, в деньгах особо не выиграете, а хлопот с этим предстоит еще много, да и бабушке недолго осталось.

Садизм состоял в том, что приемные часы по вопросу инвалидности в нашей поликлинике — только вторник с 8 до 12, предварительной записи нет. Людей набирается много: чтобы попасть на прием, приходить нужно к восьми утра или раньше. Тем, кто сумеет прорваться, заместитель по КЭР выдаст направления на обследования, кто не попадет — приходит в следующий вторник.

Когда я занялся инвалидностью мамы, меня это не устроило. Я три дня пытался дозвониться в кабинет клинико-экспертной комиссии, а потом написал главврачу. Подождал неделю — никто не отреагировал. Тогда я отправил жалобы в Минздрав и прокуратуру Омской области через формы на сайтах и зашел к заму по КЭР в обеденное время, когда очереди не было. Она сначала наорала, но потом сказала, что уже занимается моим вопросом. И действительно, дальше все пошло без моего вмешательства: в течение двух недель все осмотры и анализы маме сделали на дому.

Вскоре я получил письменный ответ, что форма 088/у-06 готова. Передавать в бюро ее не стали, потому что за день до этого мама умерла.

Тогда я вернулся к бабушкиной инвалидности и сразу пошел к заму по КЭР в неприемное время, чтобы избежать очереди. Теперь она не стала отговаривать и организовала обследования на дому. Это заняло две недели.

Что я советую. Не стойте в лишних очередях. В «Правилах признания лица инвалидом» не сказано, что для формирования направления на МСЭ пациент должен посещать кабинет клинико-экспертной работы или пройти беседу со специалистом по КЭР.

Если участковый врач откажется начать оформлять инвалидность и к специалисту по КЭР без очереди не попасть, сразу обращайтесь к главврачу с письменным заявлением о желании получить направление на МСЭ. Попросите сделать такое направление либо выдать справку об отказе. Форма заявления свободная.

К заявлению приложите выписки из других лечебных учреждений, копию паспорта и СНИЛС. Если делаете направление родственнику, приложите доверенность на ваше имя в свободной форме и копию своего паспорта. Заверять доверенность у нотариуса не нужно. Заявление в двух экземплярах отнесите в приемную главврача и зарегистрируйте — себе заберите один экземпляр со штампом секретаря.

Если реакции не будет либо будут настаивать на посещении кабинета клинико-экспертной работы или других лишних действиях, обращайтесь в региональный Минздрав. Можете усилить жалобой региональному уполномоченному по правам человека.

Если и Минздрав не отреагирует, пишите в прокуратуру жалобу на непринятие мер Минздравом. Также в прокуратуру имеет смысл жаловаться на поликлинику, если обоснуете, где они нарушают закон. Например, я доказывал, что у меня вымогают взятку в обмен на направление. Поскольку в клевете меня так никто и не обвинил, видимо, я оказался близок к истине.

Цель жалоб не наказать поликлинику, а добиться, чтобы они сделали все без лишних хождений с вашей стороны. Все обращения можно подавать электронно. На сайтах ведомств ищите разделы вроде «Интернет-приемная», «Обращения граждан» или «Подать обращение». Если видите телефон горячей линии, можете звонить. Я заметил, что на телефонные обращения реагируют оперативнее, но после письменных заявлений вопросы решаются проще.

В итоге так будет быстрее, чем сидеть в больничных очередях. Впереди еще много препятствий, поэтому чем раньше привлечете к себе внимание, тем проще будет потом.

Убедите чиновников, что помочь вам — это проще и быстрее, чем готовить отписки на ваши жалобы.

Когда я принес заявление главврачу вместе с простой доверенностью, секретарь сказала мне, что без нотариальной доверенности поликлиника не будет оформлять направление для моей мамы.

На самом деле это незаконно. В гражданском кодексе прописано, когда доверенность должна быть нотариально удостоверена, и оформления направления на МСЭ в перечне нет. Без нотариально удостоверенной доверенности не обойтись, только если вы пойдете в бюро МСЭ вместо родственника, но ходить туда необязательно.

В поликлинике же подойдет доверенность, просто подписанная вашим родственником. Можете использовать мой шаблон или составить свой текст.

Порядок действий, если дело не сдвигается, — как в случае с лишними очередями: заявление главврачу, жалобы в региональные Минздрав и прокуратуру. Прокуратура уместна, поскольку поликлиника выдвигает незаконное требование. Еще можно пожаловаться уполномоченному по правам человека.

Если инвалид может прийти в поликлинику, он должен сходить на обследования. Если не может — врачи сами придут на дом, но пройти осмотры и сдать анализы все равно надо. В результате каждый врач напишет заключение. От пациента могут потребовать прийти за этими документами и отнести в кабинет клинико-экспертной работы или еще куда-нибудь . То же самое с результатами анализов и других исследований. Когда будет готово само направление по форме 088/у-06 , пациенту предложат забрать его и отвезти в бюро МСЭ.

Так инвалид или его родственник превращается в курьера. Врачи назначают время, когда нужно прийти, собрать бумаги по разным кабинетам, найти анализы, амбулаторную карту и отнести, куда скажут. Если заключения будут готовы в разные дни, приходить придется несколько раз. По ходу этого нужно ждать в очередях под разными дверями.

На самом деле таких обязанностей у инвалида нет. Поликлиника в состоянии разобраться с этим без участия больного. Отнести документы с третьего этажа на пятый может сам врач, заместитель по КЭР, медсестра или другой сотрудник. Направление на МСЭ поликлиника обязана отправить в бюро сама в течение трех рабочих дней с момента, когда оно будет готово.

Моих родственников осматривали на дому, но после визита врачи каждый раз говорили, что теперь я должен прийти к ним за заключением такого-то числа. На вопрос «Почему я?» отвечали, что такой порядок. Я говорил, что заместитель по КЭР сама все заберет, — врачи делали круглые глаза.

Я никуда по этому вопросу не ходил, а направления моим родственникам сделали. Значит, кто-то из медиков все-таки взял курьерские функции на себя.

Что я советую. Не соглашайтесь на роль курьера. Если перед этим вы уже письменно попросили сделать вам направление на МСЭ, этого достаточно. Ваша задача — ухаживать за больным, если вы родственник, или лечиться, а не бегать по кабинетам. Попросите врачей или зама по КЭР разобраться в этом без вашего участия. Не соглашайтесь отвезти готовую форму 088/у-06 в бюро — пусть передают сами.

Как и куда жаловаться, если дело не движется, я описал выше.

Это уже объективная трудность. Если дело в том, что нет талонов — хорошо. Как быть в таком случае, я уже писал. Чаще всего, обследования вам должны сделать в течение 14 дней независимо от наличия талонов.

Хуже, если в поликлинике действительно нет нужного специалиста или оборудования. Если инвалид может передвигаться — вопрос решаем. Человека обязаны направить туда, где такие специалисты или оборудование есть. Он сам съездит в больницу.

Но если это лежачий больной, однозначного решения нет. Врачи из другой больницы не обязательно поедут на дом, и я не знаю, как их заставить. В нормативных документах не сказано, кто должен в такой ситуации организовать транспортировку. Сумма, которую вы потратите на перевозку инвалида, часто оказывается больше, чем он получит в виде льгот и выплат в связи с инвалидностью.

В случае с моей бабушкой понадобились консультации онколога из онкодиспансера и стоматерапевта — редкого специалиста, который есть в нашем онкодиспансере. Стома — это трубка, например, из кишечника или мочевого пузыря, а стоматерапевт — врач по таким трубкам.

Везти бабушку в онкодиспансер своими силами стоило бы около 7 тысяч рублей — я отказался и потребовал от сотрудников поликлиники как-то решить вопрос. Они сделали форму 088/у-06 без этих специалистов и направили ее в бюро в таком виде. Пройти онколога и стоматерапевта от нас потом требовали еще раз уже на этапе экспертизы МСЭ, но первую группу в конце концов дали без этих обследований.

Часто для направления на МСЭ требуется заключение психиатра. Психиатров в поликлиниках по месту жительства нет, они работают в психиатрических больницах. Здесь проблемы нет: психиатров можно вызвать на дом, для этого даже не нужны талон и направление из поликлиники. Порядок выезда психиатров зависит от конкретного учреждения, узнать его можно в регистратуре или контактном центре по телефону.

Бесплатно психиатр должен прийти в течение двух недель, за деньги — в ближайшие пять рабочих дней. В бесплатном варианте врач сам звонит и предупреждает, когда именно приедет.

Моим родственникам для оформления инвалидности психиатр не потребовался.

Что я советую. Если просто нет талонов, ссылайтесь на программу госгарантий: требуйте, чтобы обследования сделали в указанный срок независимо от наличия талонов. Обращайтесь за помощью в страховую компанию, к главврачу, в территориальный фонд ОМС и Минздрав.

Если направили в другое учреждение и больной способен ездить по больницам, придется съездить. Узнайте, как быть с результатом: его отдадут на руки сразу, попросят приехать за ним позже или передадут в поликлинику без вас. Если скажут ехать второй раз, придется это сделать. В идеале участковый терапевт или зам по КЭР выдаст форму 088/у-06 на руки, и вы поедете с ней. Тогда врач сможет вписать свое заключение в этот бланк, который вы потом вернете в поликлинику.

Узнайте у зама по КЭР, требуется ли в вашем случае заключение психиатра. Если требуется, заранее позвоните в психбольницу и запишитесь на прием или вызовите врача на дом. Также уточните, как получить заключение. В идеале на этот момент иметь форму направления на руках.

Если больной лежачий, а нужны обследования или врачи из другой больницы, почитайте, как перевозить лежачих больных. Там я описал несколько вариантов: возможно, что-то вам подойдет.

Если ничего не подходит, просите, чтобы нашли индивидуальное решение. Нормативные документы не обязывают чиновников искать выход из такой ситуации, но нигде не сказано, что инвалид должен решать вопрос своими силами.

Если помочь никто не захочет, требуйте справку об отказе в направлении на МСЭ. С ней обратитесь в бюро.

Чтобы пройти медико-социальную экспертизу, нужно дослать в бюро документы, пройти комиссию и получить решение.

Дослать недостающие документы. После того как поликлиника сформирует и передаст направление на МСЭ в бюро по месту жительства, инвалид должен предоставить туда дополнительные документы:

  1. Паспорт. Понадобятся копии разворотов с фотографией и пропиской.
  2. СНИЛС.
  3. Трудовая книжка.
  4. Выписки и данные обследований, которые еще не взяла поликлиника: все, что подтверждает и описывает диагноз, состояние инвалида, проводимое лечение и его результаты.
  5. Справка об инвалидности, если инвалид повышает группу.
  6. Заявление о проведении медико-социальной экспертизы. Формально оно требуется, только если вы обращаетесь в бюро по справке об отказе, но нас попросили его предоставить. Поэтому рекомендую приложить заявление в любом случае.
  7. Заявление в свободной форме с просьбой прислать решение экспертизы почтой. Рекомендую написать его, если больной не ходит. Так и пишите: «Прошу выслать решение, справку об инвалидности и программу реабилитации почтой по такому-то адресу». Адрес укажите тот, что стоит в паспорте инвалида.

Если обращаетесь за инвалидностью вследствие производственной травмы, дополнительно потребуются:

  1. Производственная характеристика. Это документ, который описывает условия труда на рабочем месте. Его заполняет специалист по охране труда.
  2. Заключение медико-технической комиссии, если пострадавшему необходимо использовать технические средства реабилитации: протезы, ортезы, костыли, трости, специальную обувь или стельки. Заключение выдает протезно-ортопедическое предприятие города или района.
  3. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1. Его составляет комиссия на работе. Один экземпляр этого акта работодатель обязан выдать пострадавшему под подпись.
  4. Любые другие документы, которые имеют отношение к производственной травме.

Обычно в поликлинике дают адрес бюро и советуют туда подъехать. Можно и так, но тогда снова придется куда-то идти и стоять в очереди. Если пойдете за лежачего родственника, вас не примут без нотариальной доверенности.

Существует другой вариант — направить документы заказным письмом. Тогда ходить не надо и доверенность от родственника не нужна. В этом случае заявления заполняете от лица инвалида, подпись он ставит сам. С остальных документов снимаете копии, оригиналы не посылаете.

Номер, адрес и телефон бюро должны знать в поликлинике. Если там не подскажут, спросите в пенсионном фонде или соцстрахе. Можете найти в справочнике или через поисковик главное бюро МСЭ по вашему региону и уточнить там, как заполнить заявление, какие документы посылать и куда.

Поскольку бюро МСЭ находится по месту жительства, отправка письма обойдется недорого — около ста рублей, если с уведомлением. Сохраните чек с трек-номером: через сайт Почты России убедитесь, что письмо доставлено, и звоните в бюро.

У меня все документы для экспертизы потребовали в поликлинике. Бабушка подписала заявление, и я занес его и копии остальных ее документов заместителю по КЭР. Она отправила их в бюро вместе с направлением на МСЭ. Потом мне позвонили из бюро, удивились, что заявление им прислала поликлиника, и назначили дату проведения экспертизы.

Позже все-таки пришлось отправлять письмо в бюро, но уже по другому поводу, после визита комиссии. Бюро направило бабушку на дополнительные обследования, и мы писали отказ от них.

Поэтому вопросом инвалидности лучше заняться, как только он возник, особенно в тяжелых случаях. Например, если больной перестал ходить или от него отказались врачи и направили на симптоматическое лечение, когда за жизнь уже не борются, — вызывайте участкового терапевта на дом и просите сделать направление на МСЭ.

Чтобы этот процесс не занял все ваше время, предлагаю такие правила:

  1. На этапе направления на МСЭ не соглашайтесь на лишние хождения и очереди. Больной должен только пройти обследования. Оргвопросы пусть решают сами медики. Если больной не встает с постели, родственники не обязаны никуда ходить за него. Разве что отнести анализы в лабораторию.
  2. Быстрее, дешевле и результативнее будет сразу написать жалобы главврачу и в Минздрав, чем принять условия поликлиники: стоять в лишних очередях, собирать бумаги по кабинетам, ездить по разным больницам и оформлять нотариальную доверенность.
  3. Если поликлиника откажет в направлении, должны дать справку об отказе. Обращайтесь за медико-социальной экспертизой по этой справке.
  4. В бюро МСЭ тоже не ходите лишний раз. Обязанность пациента — только пройти экспертизу. Документы отправьте почтой и попросите прислать результат.
  5. Во время экспертизы перечислите необходимые вам средства реабилитации.
  6. Если бюро направляет на дополнительные обследования, необязательно соглашаться. Возможно, это не в ваших интересах. Решение по итогам экспертизы примут в любом случае.
  7. Если решение не устраивает, оспаривайте его.

источник