Меню Рубрики

Какие анализы сдать при нервных тиках

мы смогли, конечно нужно знать степень тиков. Все очень индивидуально Вот как:
1. пролечили глистов (особенно проверьте на лямблии)
2. поехали в санаторий (массаж, ванные, электросон)
3. медикаментозное лечение

Но у нас таки влияли глисты на тики. Вылечили детятю от лямблий и оно все само ушло.

Да и болели этими тиками 2 года.

«проблем нет» — это на основании отсутствия жалоб или на основании УЗИ? + проверьте жкт, если не были на узи.

пока ждете пятницы + стандартные советы: убрать тв, комп совсем, режим дня и питания, исключение стрессов и раздражителей, побольше прогулок, спокойных разговоров, массаж расслабляющий, особенно воротниковой зоны, все спокойно-размеренно, не показывайте, что вы расстроены тиками. Ваше терпение.
Пропишет невролог, скорее всего, что-то легкое, не забывайте об узи, лечение и того и другого нужно проводить одновременно.

ой, сорри, думала вы автор темы ()

Мой комментарий можно
встретить на разных форумах с этой темой ,просто хочу поделиться положительным
опытом в этом вопросе ,пусть кому-то моя информация поможет. Практически везде
пишут про одни и те же причины возникновения тиков,но одну из ВАЖНЕЙШИХ причин
нигде не указывают. С этим наша семья столкнулась не по наслышке.И про это
практически мало кто может подумать или связать вместе! color:#333333;background:white»> .Я
оставлял свои комментарии в теме нервных тиков у ребенка,но на другом
форуме,ниже будет ссылка где все более подробно расписано , так как у моего
малого была такая проблема. Чтобы исключить начало развития эпилепсии мы
проходили электроэнцефалограмму ,эпилепсия была исключена ,хотя были выявлены
очаги.Но мы все искали причину возникновения тиков у малого.И только на днях
она определилась.Это — АСКАРИДЫ. У нас сейчас продолжается еще фитолечение
,но улучшения в состоянии ребенка начались практически на глазах после приема
противоглистного препарата !Прошли полностью движения глазами,дергание головой
,моргание,а самое главное прошли дергания рук, что меня больше всего
беспокоило.Поведение резко поменялось в лучшую сторону
,капризность,раздражительность стали намного меньше ,аппетит стал
лучше.Осталось еще шмыгание носом, но общая динамика – в лучшую сторону.Столько
времени шло отравление всего организма и ясно ,что за один день все не
исчезнет.Я бы вам посоветовал тщательнейшим образом провериться на гельминтов:
кровь на антитела к паразитам(вена) плюс
кал на наличие яиц.И на лямблий проверьтесь обязательно.Сейчас уже доказано
появление серьезнейших неврологических нарушений на прямую связанных с
длительной интоксикацией паразитами,не говоря уже о куче других «болезней» и проблемах вызываемых
глистами.Начинают лечение совсем других болезней ,которые являются только лишь
уже следствием наличия глистов. Но устранять нужно причину. И дай Бог чтоб и
у вас проблема нервных тиков или даже эпилепсии была только лишь в глистах, эту
гадость можно вывести (если в них причина, к сожалению не 100% причина
тиков в
паразитах,но вероятность большая)и забудете про эпилепсию или тики ,да-да эпилепсии, у коллеги моей мамы ребенка
2. года «лечили» от эпилепсии пока совершенно случайно не выявили у него
глисты ,я врать не буду не скажу ,что там именно у него было ,но факт такой –
что после курса лечения от глистов ,он вдруг «вылечился» от эпилепсии. Важен
еще вопрос наличия СТРЕПТОККОКОВОЙ инфекции.Нужно сдать мазки из горла. Эта
инфекция может вызвать ревматические изменения в головном мозгу и в сердце. Да
и еще ,если вы не за границей ,то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СДАВАЙТЕ КАЛ В
ЛАБОРАТОРИИ ПРИ ПОЛИКЛИНИКАХ. мЫ ТАМ
СДАВАЛИ 4. ДНЯ ПОДРЯД — и ничего! Как только сдали в лабораторию при
кафедре эпидемиологии с первого раза определили яйца аскарид!И лечить нужно
будет ВСЮ семью. Отойду чуть от темы, со своими подозрениями я сдал на общий
анализ МОЧИ ,в поликлинику СЛАДКИЙ СЛАДКИЙ ЧАЙ . и о чудо ,в результатах
анализа все в норме!Кислая среда ,белок в норме,лейкоциты — в норме,эритроциты
— в норме!О сахаре ни слова!Вот и поликлиника!Преступники!! Вот ссылка моих
комментариев в теме нервных тиков, может что-то возьмете для себя .Будьте
здоровы!

Нервные тики. Как с ними бороться?

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольноморгать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало егопричиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или егочто-то напугало? Обратимся к специалисту.

Тики — молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чащевсего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угларта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

Среди родителей и педагогов широко распространена точказрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно что»нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемогокризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением инарушением внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности),сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивымповедением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей ипр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душныепомещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит илиплохо засыпает

Лечение нервных тиков у детей направлено на решение двухключевых задач – убрать физические проявления тиков и научить социальнойадаптации.

Первая часть задачи решается с помощью современныхаппаратных методик лечения. Томатис-терапия, ИнТайм, транскраниальнаямикрополяризация, Интерактивный метроном и другие методики помогают мозгу«научиться» справляться со стрессами, восстанавливают функциональностьопределенных структур мозга.

Для улучшения навыков социальной адаптации пациенты такжепроходят курс занятий с психологом, главная задача которого – помочь ребенкусправиться с негативным отношением к тикам, обрести уверенность в себе,научиться справляться с тревожностью и напряжением.

1.вокальные – звуковые действия производимые ребенком.Покашливание, вскрики, мычание и т.д.

2. лицевые – затрагивают мышцы лица. Выпучивание глаз, подергиваниебровей, частое моргание и т.д.

3.ритуальные – выполнение определенных действий, которыеребенок должен выполнить. Ходьба по кругу, подсчет плиток при хождении,закручивание волос.

4. моторные – подергивание конечностей.

5.смешанные – это вышеперечисленные тики, которые могутпроявляться одновременно

Одним из эффективных методов лечения нервных тиков у детейявляется метод биоакустической коррекции (БАК), в основе которого лежитпреобразование с помощью специализированной программы сигналов электроэнцефалограммы(ЭЭГ) в колебания акустического диапазона (звуки).

Пациент прослушивает полученную акустическую запись врезультате чего работа мозга становится осознанным процессом, происходитнепроизвольная саморегуляция организма.

Метод БАК при лечении нервных тиков у детей позволяеткорректировать и восстанавливать психо-эмоциональное состояние. Биоакустическаякоррекция не имеет побочных эффектов и возрастных ограничений, высокаяэффективность такой процедуры доказана многолетним использованием.

Метод БАК: лечение нервных тиков у детей в Киеве:

источник

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.

Тики — молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика — это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики — движения одновременно возникают в различных группах мышц.

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола — неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках — перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога — это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально — для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) — для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) — фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений — тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

источник

Тикозные гиперкинезы (нервные тики) представляют собой внезапные, отрывистые, повторяющиеся, насильственные, непроизвольные движения, охватывающее различные группы мышц. Является частым психоневрологическим расстройством у взрослых лиц и особенно часто встречается у детей. Тики отличаются отсутствием ритмичности, варьируют по интенсивности и могут частично контролироваться (временно подавляться волевым усилием). Из-за однотипности тиковых движений они относительно легко могут имитироваться. Такие судорожные беспорядочные сокращения могут возникнуть в различных группах мышц (моторные тики) на разных участках тела и зачастую в патологический процесс вовлекается голосовой аппарат (вокальные тики).

Среди моторных тиков наиболее часто встречаются подергивания щеки, глаза (нервный тик глаза), ритмичное покачивание головой, частое моргание/поднимание бровей, плеча, втягивание живота (нервный тик в животе), приседания, пританцовывания. Вокальные тики чаще проявляются покашливанием, «шмыганьем» носом, шумным дыханием, «хмыканьем».

По частоте, в порядке уменьшения от верхней части тела к нижней идут тики верхней части лица (моргание, поднятие бровей) затем тики нижней части лица (подергивание щеки, губ), далее — поднятие шеи/плеч, тики туловища и конечностей. Во многих случаях отмечается несколько тиков. Тики, как правило, усиливаются под влиянием эмоциональных проявлений (смущения, тревоги, страха). В тоже время, их выраженность снижается во время интенсивной концентрации внимания, развлечений, при сексуальном возбуждении, после принятия алкоголя. Течение тикозных гиперкинезов носит волнообразный характер с периодами обострения и временной ремиссии. Существует наследственная (семейная) предрасположенность.

В мкб-10 тикозные расстройства отнесены к рубрике эмоциональных и поведенческих расстройств, начинающихся обычно в детском/подростковом возрасте, и являются пограничной нервно-психической патологией. Зачастую тики по мере приближения периода полового созревания усиливаются, а с возрастом отмечается ремиссия тикозных проявлений. К тому же, взрослые контролируют тики более эффективно, чем дети и многие могут их подавлять в течение нескольких минут. Нужно сказать, что интеллектуальные возможности лиц с тикозными гиперкинезами большей частью не страдают.

Актуальность проблемы тиковых расстройств обусловлена неутешительной статистикой, согласно которой тик в различных формах встречается у 1-3 % взрослых и почти у 20 % детей/подростков. При этом, мальчики тикозными расстройствами страдают в 3-4 раза чаще, чем девочки. Около 3-4% пациентов страдают хроническим тикозным расстройством и расстройством Туретта около 1%.

Нервные тики, особенно в случаях стигматизирующих сокращений одновременно нескольких групп мышц или с вокализаций могут приводить к выраженной социальной дезадаптации и вызывать серьезное влияние на формирование личности ребенка и его психологическое развитие. Лица с такими расстройствами (особенно дети) могут испытывать постоянный психологический дискомфорт из-за неадекватной реакции окружающих лиц (становятся объектами издевательств/насмешек). Наиболее тяжелым проявлением этой патологии является синдром Туретта (генерализованный тик), при котором присутствуют поведенческие расстройства в виде обсессивно-компульсивного синдрома, нередко приводящее к стойкой социальной дезадаптации и даже инвалидизации.

До настоящего времени единой точки зрения на патогенез тикозных гиперкинезов нет. Существует несколько концепций развития заболевания:

  • Концепция нарушения окислительного стресса с недостатком активности/дефицитом супероксиддисмутазы, что способствует накоплению свободных радикалов и приводит (в условиях низкой антиоксидантной защиты) к изменению рецепторов и нарушению нейротрансмиссии в клетках моторно-сенсорной коры и в хвостатом ядре.
  • Инфекционно-аутоиммунная теория, в основе которой патологический процесс запускается инфекционным фактором (респираторные вирусы, стрептококки).
  • Генетические нарушения механизма синаптической передачи дофамина, гамма-аминомасляной кислоты, серотонина, ацетилхолина, обусловленные накоплением от поколения к поколению экспрессии генов.
  • Теория нарушения функции височно-фронтальной коры левого полушария мозга.
  • Концепция парадигмы испуга, обусловленного умственной перегрузкой, эмоционально-стрессовыми факторами, вызывающими нарушение стереотипа поведения.
  • Концепция нейромедиаторной гетерогенности тиковых заболевания, согласно которой моторные тики обусловлены нарушением обмена дофамина, а нарушения обмена серотонина в большей степени связано с вокальными тиками.

В целом, принято считать, что тикозные нарушения возникают при комплексном действии генетических, психологических, нейробиологических факторов и факторов внешней среды. В основе — нарушения дофаминергической/серотонинергическиой нейротрансмиссии и регуляторных механизмов в кортико-стриато-таламокортикальной системе, которая, по мнению большинства авторов, ответственна за возникновение тиков. Именно чрезмерная плотность дофаминовых рецепторов и нарушения в базальных ганглиях дофаминовой нейротрансмиссии приводят к снижению подкоркового торможения и расстройствам автоматического управления движениями, появлению избыточных, неконтролируемых движений, клинически проявляющихся моторными/вокальными тиками.

Существует несколько видов классификации нервных тиков, в основу которых положены различные факторы. По этиологическому фактору выделяют:

  • Первичные (наследственные тикозные заболевания, включая синдром Туретта).
  • Вторичные (органические). Ведущими факторами риска при которых являются недоношенность, анемия у беременных, гипотрофия плода, возраст матери старше 30 лет, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.
  • Криптогенные (этиология не установлена).

По топико-клиническим проявлениям:

  • локальный — тики в одной мышечной группе (преимущественно лицевые);
  • распространенный — тики отмечаются в более чем 2-х мышечных групп;
  • генерализованный (синдром Туретта) в сочетании с вокальными тиками.
  • Транзиторное течение — характерна полная обратимость гиперкинезов.
  • Ремитирующее течение — протекающее с обострениями заболевания длительностью от 2 месяцев до года, которые чередуются с ремиссиями, продолжающимся от 2-3 недель до 2-3 месяцев.
  • Стационарное течение — определяется наличием в различных группах мышц стойких гиперкинезов, сохраняющихся на протяжении 2–3 лет.
  • Прогредиентное течение — характерно нарастание симптомов при отсутствии периодов ремиссии.

Тик возникает вследствие воздействия самых различных факторов: генетических отклонений, инфекций, травм, органического поражения головного мозга, интоксикаций, дегенеративных процессов. В клинической неврологии по этиологическим факторам выделяют несколько видов гиперкинезов:

  • Первичные. Имеют резидуально–органическое происхождение. Развиваются вследствие идиопатических дегенеративных процессов в структурах головного мозга и как правило, имеют наследственный характер.
  • Вторичные. Появляются на фоне негрубых резидуально–органических изменений в ЦНС и периферической нервной системы (невропатии). Часто являются проявлением базовой патологии, обусловленной токсическим поражением (отравлением СО2, алкоголизмом), черепно-мозговой травмой, инфекцией (энцефалитом, ревматизмом), опухолью головного мозга, расстройством гемодинамики структур головного мозга (дисциркуляторная энцефалопатия) или являться побочным эффектом применения некоторых лекарственных средств (психостимуляторов, нейролептиков, ингибиторов МАО, в случаях передозировки дофаминергических препаратов).
  • Психогенные. Обусловлены хроническим/острым психотравмирующим глубоко переживаемым воздействием (дезадаптацией в школьных и дошкольных учреждениях, продолжительной работой на компьютере, бесконтрольными просмотрами телепередач, разлукой с одним из родителей, конфликтами в семье, госпитализацией), различными психическими нарушениями (неврозами, генерализованным тревожным расстройством, маниакально-депрессивным психозом).

Факторы, провоцирующие тики:

  • Стрессовые ситуации (испуг, нахождение в школе/детском саду, просмотр фильмов ужасов).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Дефицит в рационе питания микроэлементов и витаминов (группы В и магния).
  • Острая/хроническая респираторно-вирусная, стрептококковая инфекция.
  • Хроническое переутомление (умственные перегрузки, длительные занятия на персональном компьютере).

Как пример, ниже приведена диаграмма основных причин нервного тика глаза, согласно данным статистической обработки материалов обследования детей.

Для тикозной симптоматики в большинстве случаев характерен значительный полиморфизмом в части локализации, интенсивности и частоты, вовлеченности групп мышц, генерализации тиков.

Основным симптомом тикового расстройства является спонтанно возникникающие непроизвольные мышечные сокращения, трудно поддающиеся сознательному контролю. Клинические симптомы зависят непосредственно от локализации мышц, в которых развивается нервный тик. Симптомы нервного тика чаще всего проявляются после умственного переутомления, внезапной психотравмирующей ситуации, в результате ссор и конфликтов.

Нервный тик, локализированный в области мимических мышц лица, чаще проявляется частым морганием, интенсивным шевелением губ, движениями угла рта, хаотичными движениями бровей, подергиванием крыльев носа, нахмуриванием лба, раскрытием/закрытием рта.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Гиперкинезы в области головы/шеи с вовлечением скелетной мускулатуры, как правило, проявляются импульсивными кивками головой и машинальными ее поворотами. При дислоцкации на туловище отмечаются рефлекторные сокращения мышц брюшного пресса, мускулатуры таза, хаотичные движения диафрагмы. При локализации на конечностях наблюдаются машинальные хлопки руками, притопывания/легкие приседания или подпрыгивания на месте.

Симптомы вокального тика у ребенка/взрослых проявляются покашливанием, бессознательным произнесением слогов/бессвязных звуков, «шмыганьем» носом, лающим кашлем, шумным дыханием, «хмыканьем».

Клинически выделяют несколько видов моторных тиков:

  • Локальный тик, захватывающий одну мышечную группу, преимущественно мимическую мускулатуру, проявляющиеся учащенным морганием, зажмуриванием, движениями крыльев носа, угла рта, щеки.
  • Распространенный тик, при котором в патологический процесс вовлекается несколько мышечных групп одновременно — мышцы лица, шеи, головы, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины в виде наклонов/поворотов головы с запрокидыванием ее назад, частого мигания и заведение взора, повороты головы и заведение взора, заведение взора и подергивания плеча, в виде движений плеча назад, вверх и сгибания рук в локтевых суставах, сгибания рук и другие. Наиболее характерными являются сочетание устойчивых лицевых тиков с гиперкинезами плечевого пояса.

Процесс перехода моторных тиков с лица на мышцы шеи/плечевого пояса занимает обычно около 1-3 года. Пациенты адаптированные к единично-серийным гиперкинезам в состоянии участвовать в учебном процессе, однако, при обострении заболевания движения плеча и частые повороты головы затрудняют школьный процесс обучения.

Среди вокальных тиков выделяют:

  • Простые изолированные вокализмы (хмыканье, шумное дыхание, свист, кряхтение, подкашивание/прочистка горла), которые бывают также единичными, серийными и статусными. Как правило, они усиливаются после переутомления и негативных эмоций. В большинстве случаев они через несколько недель исчезают и имеют благоприятный прогноз.
  • Сложные вокальные тики. Встречаются преимущественно у пациентов с синдромом Туретта. Для них характерны эхолалия (повторение слов), произнесение отдельных слов, палилалия (быстрая неразборчивая речь) ругательства (копролалия). Эхолалия относится к непостоянным симптомам и может периодически появляться и исчезать, копролалия в виде серийного произнесения ругательств представляет собой статусное состояние и ограничивает социальную активность ребенка, лишая возможности посещать общественные места.

Достаточно часто встречаются их сочетание, когда вокальные проявления присоединяются к моторным тикам. Это вариант является менее благоприятным. Ниже приведена таблица наиболее частых клинических вариантов моторных/вокальных тиков.

Тяжесть клинического течения определяется количеством гиперкинезов за определенный промежуток времени. При единичных тиках их количество варьирует в пределах от 2 до 9/за 20 минут, при серийных – в пределах 10-30, после которых отмечаются многочасовые перерывы и статусные с количеством тиков в пределах 30 — 200/20 минут, следующие без перерыва на протяжении дня.

Также, необходимо учитывать, что около 60% детей/подростков с хроническими двигательными/вокальными тиками имеют одно или несколько сопутствующих психических расстройств. При этом, вероятность развития сопутствующих расстройств увеличивается с ранним появлением тикозной симптоматики, тяжестью проявлений и наличием отягощенного семейного анамнеза.

Синдром Туретта («болезнь множественных тиков») является самой тяжелой формой гиперкинезов у детей. Клинически проявляется моторными и вокальными тиками на фоне синдрома дефицита внимания и обсессивно-компульсивного расстройства. Наследуется по аутосомно-доминантному типу, при этом, у мальчиков тики сочетаются преимущественно с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания, а у девочек — преимущественно с обсессивно-компульсивным расстройством.

Клиническая картина во многом определяется возрастом пациента. Заболевание дебютирует чаще в 3–7 лет. Вначале появляется локальный нервный тик у ребенка на лице и подергивании плеч, которые затем захватывают верхние/нижние конечности и проявляются вздрагиваниями и поворотами/запрокидыванием головы, сгибанием/разгибанием кисти и пальцев, сокращениями мышц живота, приседаниями и подпрыгиваниями. При этом, один вид тиков сменяется другим. Часто к моторным тикам (на протяжении нескольких лет после дебюта) присоединяются вокальные тики, которые резко усиливаются в стадии обострения. И наоборот, в некоторых случаях, первично появляются вокализмы, а уже позже к ним присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов чаще всего нарастает постепенно на протяжении от нескольких месяцев до 3-4 лет, достигая пика в 8–11 лет. Клинически проявляется в виде серий гиперкинезов или часто повторяющихся гиперкинетических статусов, сочетающихся с аутоагрессией и ритуальными действиями. Характерен выраженный гиперкинетический синдром у детей (состояние повышенного возбуждения), проявляющегося чрезмерной подвижностью, выраженной неусидчивостью, нарушениями внимания и способности к сосредоточению, отсутствием реакции на замечания окружающих лиц. Практически не реагируют на замечания. Часто наблюдаются трудности засыпания.

Несмотря на то, что этот синдром носит название гиперкинетического, гиперкинезия, скорее всего, является дефектом (дефицитом) внимания, который сохраняется по мере роста ребенка. При этом, в подростковом возрасте гиперактивность может сменяться снижение активности, недостатком побуждений и инертностью психической деятельности. Однако, важно, как считает доктор Комаровский, дифференцировать гиперкинезию от простого состояния беспокойства, в том числе и двигательного, характерного для многих детей в этом возрасте. Ключевыми признаками, позволяющими провести дифференцировку, является связь с выраженными нарушениями внимания и способностями ребенка к умственному сосредоточению.

Важно различать гиперкинетический синдром у детей и гиперкинетический кардиальный синдром, который относится к одному из проявлений дисфункции вегетативной нервной системы для которого спастичность мышц не характерна. В отличии от гиперкинезии этот синдром относится к функциональным расстройствам и встречается преимущественно у юношей 16-20 лет.

При серии гиперкинезов часто наблюдается смена моторных тиков вокальными и появлением ритуальных движений. При этом, пациенты ощущают дискомфорт/боль от различных избыточных движений (болевой синдром в шейном отделе позвоночника на фоне частых поворотов головы). В ряде случаев существует и риск травматизации, например, при запрокидывании головы в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями конечностей (ребенок может ударяться затылком о стену).

Статусные тики по продолжительности могут длиться от 1-2 суток до 1-2 недель. В ряде случаев присутствуют исключительно моторные или вокальные тики (копролалия). При этом, несмотря на неконтролируемость тиков сознание у детей не страдает. В период обострений дети не могут посещать школьно-дошкольные учреждения, самообслуживание затруднено.

Чаще всего обострения заболевания длительностью от 2 месяцев до года чередуются с ремиссиями (от 15-21 дней до 2-3 месяцев). В дальнейшем у большинства детей в 12–15 лет гиперкинезы переходят в резидуальную фазу, которая проявляется локальными/и распространенными тиками. Ориентировочно у 30% детей с синдромом Туретта в резидуальной стадии (без присутствия обсессивно-компульсивных расстройств) отмечается полное прекращение тиков.

Диагноз ставится на основании подробной истории болезни с рождения ребенка/взрослого. Для получения информации о наличии сопутствующих расстройствах можно использовать специфические стандартизированные опросники. Проводится физическое/неврологическое обследование, включая электроэнцефалограмму. При необходимости проводятся дополнительные обследования: электромиография (запись электромиограмм мышц, участвующих в тикозной симптоматике), компьютерная томография головного мозга. Обязательна дифференциальная диагностика, позволяющая исключить другие заболеваний, протекающие с аналогичной симптоматикой.

Лечение нервных тиков представляет собой сложный и длительный процесс, включающий комплекс мероприятий — режимные моменты, психотерапевтическое воздействие, психофармакотерапию, биологическую обратную связь. Единой готовой схемы лечения тиков нет. Следует сказать, что избавиться от нервного тика, с учётом различных патогенетических механизмов, наличия основных/дополнительных симптомов является чрезвычайно трудной задачей. Также следует отметить, что не существует отдельных методик лечения тиков в зависимости от их локализации или видов тиков (моторные/вокальные тики). Поэтому вопросы «как вылечить нервный тик глаза у взрослых», «чем лечить, как избавиться от подергивания глаза, чем убрать тик с глаза» или «в чем заключается лечение нервного тика глаза» нужно рассматривать с позиции общей терапии тикозных гиперкинезов.

Важно учитывать и то, что лечение тиков у взрослых и лечение нервных тиков у детей принципиально не отличаются, за исключением методов психологического воздействия (у детей преимущественно в виде игр), дозировок и форм лекарственных препаратов. Основной задачей лечения является социальная адаптация ребенка/взрослого и минимизация тикозной симптоматики. Прежде всего, необходимы режимные ограничения, минимизирующие воздействие отрицательных раздражителей: ограничение просмотра телевизора, работы за компьютером (особенно компьютерных игр), резко повышающих биоэлектрическую активность головного мозга, соблюдение режима работы/отдыха, создание благожелательной атмосферы к ребенку в семье без акцентирования внимания на тиках, создание условий для полноценного ночного сна. Нередко уже даже при сглаживании психотравмирующих факторов или изъятии ребенка из психотравмирующей обстановки тики исчезают. Также важно создать у ребенка эмоционально значимые увлечения и интересы. Особенно эффективными являются занятия спортом.

Следующим важным направлением терапии тикозов является психотерапевтическое воздействие. Существует множество психокоррекционных методик. Некоторые из них направлены непосредственно на пациента (когнитивно-поведенческая психотерапия, терапия реверсии привычек, гипноз и другие), а некоторые — на коррекцию психологической обстановки в семье, предусматривающую снижение требований к ребенку, минимизацию стрессовых/конфликтных ситуаций.

Терапевтическая стратегия заключается в достижении оптимального баланса между максимально возможным контролем над тикозной симптоматикой и минимальными побочными эффектами. Ожидать, что тики полностью исчезнут не следует и необходимо рассчитывать на ослабление симптомов.

Медикаментозное лечение необходимо назначать только при тяжелых, упорных, выраженных тиках, сочетающихся с грубыми нарушениями поведения, осложняющих его адаптацию в коллективе, неуспеваемостью в школе или влияющих на самочувствие ребенка. В случаях, когда тики не сказываются на нормальной активности ребенка, а беспокоят лишь родителей лекарственная терапия назначаться не должна. Некоторые специалисты, в частности доктор Комаровский в одной из передач « Комаровский о лечении нервных тиков у детей» считает, что прибегать к медикаментозной терапии необходимо лишь в крайних случаях. Родители не должны паниковать при появлении у ребенка тиков и тем более акцентировать на этом внимание ребенка. Спокойствие и выполнение рекомендаций врача помогут справиться с проблемой. Не стоит забывать, что у около 60% детей с тиками они проходят по мере взросления. Важно создать хорошую психологическую обстановку в семье. Главное при лечении тикозных расстройств у детей – безусловная любовь к ним близких людей и время.

При фармакотерапии тиков важен ступенчатый принцип, в соответствии с которым вначале назначаются наиболее мягко действующие препараты с минимумом побочных эффектов. Затем, при необходимости, постепенно переходят к более эффективным препаратам, назначение которых часто зачастую сопровождается побочными действиями. Поэтому они должны вначале назначаться в малых дозах с постепенным их повышением.

В начальных стадиях обязательна общеукрепляющая терапия, включающая препараты магния, витамины группы В, фолиевую кислоту. Для снижения возбуждения могут использоваться препараты растительного происхождения с седативным действием — Ново-Пассит, Персен, экстракт Валерианы.

Традиционно в терапии тиков используются ноотропные препараты, анксиолитические и нейролептические средства. Из группы ноотропных средств наиболее широко используются препараты-производные гамма-аминомасляной кислоты, в частности таблетки Глицин, Анвифен, Пантокальцин, Пантогам, Пикамилон, Пиритинол, Пирацетам, Глиатилин, механизм действия которых обусловлен непосредственным влиянием на ГАМКБ-рецептор-канальный комплекс.

Обладают выраженным противосудорожным и ноотропным действием, повышают устойчивость структур мозга к гипоксии, стимулируют процессы анаболизма в нейронах, уменьшают моторную возбудимость, сочетают умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом (активируют физическую/умственную работоспособность). Курс лечения 1-2 месяца. При необходимости назначаются миорелаксанты: Баклофен, Мидокалм, Тизанидин и препараты для антиоксидантной терапии — Аевит, Никотинамид.

Нейролептики. Из этой группы могут назначаться Тиаприд, Тиапридал, Рисперидон, Арипипразол, Галоперидол, Пимозид, Флуфеназин. Эта группа препаратов обладает нейролептическим, противорвотным, противосудорожным, анальгезирующим, антипсихотическим и седативным действиями. В основе механизмам их действия — блокада гипоталамуса, дофаминергических постсинаптических рецепторов лимбической системы, зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение процесса обратного захвата дофамина, блокада адренорецепторов ретикулярной формации мозга. Однако, несмотря на их достаточно высокую эффективность, которая достает 80% им присущи частые побочные эффекты в виде сонливости, головной боли, возбуждения, сухости во рту, нарушения концентрации внимания, повышения аппетита, появления тревоги, беспокойства, страхов. При длительном назначении существует риск развития экстрапирамидных нарушений (тремор, повышение мышечного тонуса).

К первой линии лечения нервных тиков относятся альфа-адренергические агонисты (Гуанфацин, Клонидин), способствующие редукции тикозных расстройств, купированию гиперкинетической симптоматики и двигательных нарушений, ассоциированных с ней. К числу побочных эффектов терапии относятся ортостатическая гипотензия и сонливость.

Для лечения нервных тиков применяются и препараты вальпроевой кислоты (Депакин, Орфирил, Конвулекс, Апилепсин, Вальпарин, Дипромал), механизм действия которых базируется на увеличении синтеза γ-аминомасляной кислоты, являющейся тормозным медиатором ЦНС. Несмотря на то, что эта группа препаратов используется преимущественно в лечении эпилепсии, их назначение в низкой терапевтической дозе оказывает положительный эффект на выраженность гиперкинезов (уменьшении агрессивности, гиперактивности, раздражительности).

При выборе формы выпуска лекарственных средств для ребенка с тиками необходимо выбирать самую удобную для дозирования. Как показывают отзывы к ним относятся капельные формы (Рисперидон, Галоперидол), что позволяет избежать передозировки лекарства и особенно актуально при длительных курсах терапии. Предпочтены также препараты с относительно низким риском развития осложнений/побочных эффектов у ребенка.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

источник

Вот я про него здесь недавно прочитала, очень на нас похоже. Единственное, нет у меня подтверждения, что ребенок болел стрептококковой инфекцией, хотя антибиотики один раз назначались ему, и не так давно пробка в миндалине была, значит хр.тонзилит имеется.

Спросила у нашего психиатра об этом синдроме, она о таком даже не слышала. Хочу сходить к неврологу в очередной раз, может она что-то слышала. Пока занимаемся психокоррекцией, надо сказать, не очень успешно именно в отношении тиков. Но, ладно, когда тики неприятны, но при этом безобидны, а мой суставы себе на руках выламывает до хруста. И ждать, что он это перерастем неизвестно когда и неизвестно с какими последствиями для суставов, совсем не хочется.

Как я поняла из этой статьи — pandas у ребёнка или не pandas, лечение такое же, как при тиках, т.к.
проблемой являются не сами бактерии, а антитела, вырабатываемые к ним.

Не уверена, что правильно поняла. В любом случае мой ребёнок давно ничем, кроме соплей, не болел

А я ещё от одного невролога слышала, что глисты могут быть причиной.
Она советовала всех проглистогонить — и ребёнка и кошку. Но т.к. мы регулярно сдаём анализы для бассейна и ничего не находят, то я не стала глистогонить.

Я вам могу сказать, что мы также убрали все гаджеты, тв минимизировано, комфортный распорядок дня, перевели ребенка в более спокойный и не психотравмирующий спорт, занимаемся с психологом 4-й месяц. Тиков даже на 1% не стало меньше. Общее психологическое состояние улучшилось, а вот тики никуда не деваются. Курсы препаратов также не дали никакого эффекта.

Психиатр все списывает на эмоционально-волевую незрелость и тревожное расстройство на ее фоне. Только когда эта зрелость появится одному богу известно, а парню 10-й год уже.

У неё есть кошечка, а как же — она кошачий фанат. Я бы ей чёрта лысого завела, если бы это было нужно.
Вы сколько знаете семей, где всё идеально, вообще всё, и дети не испытывают ни малейшего дискомфорта никогда и ни от чего? Я — ни одной. В скольких из этих семей дети страдают тиками? Я такую семью знаю одну.

Более того, у моего ребёнка бывают обострения тиков после сильных ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ эмоций — поездка в театр, на экскурсию, поход на ДР к любимой подружке.

Мы же и пробовали. Делали летом массаж спины и воротниковой зоны, 10 сеансов.
Улучшение некоторое было, но было ли оно от массажа, или от лечения, или от того, что лето — трудно сказать.

Я ещё с ней 5 раз в неделю делаю гимнастику для укрепления спины и правильной осанки.( Наш невролог считает, что нарушена осанка (лопатки у ребёнка торчат) и это одна из причин тиков.)

У вас такие строгие запреты. Телек нельзя, планшет нельзя, гулять два раза в день, хочешь-не хочешь, а иди. Каждый день зарядка. Мне прям страшно. Ребенок боится ослушаться вас, мама говорит надо, значит надо.
Может ослабить немного давление на нее, дать и мультик посмотреть и дома побездельничать, чем на улице в такую плохую погоду ходить?

Я сама такая. Только мне заикание лечили. Тоже считалась прекрасная семья, хорошая обстановка кругом. А я боялась огорчить маму, сделать что то не так, оценки должны быть только отличные ну и тд.

Не увидела выше, может кто-то Вам написал уже? Остеопата Вы не посещали?
Я массу таких топов тут заводила. У моего сына тики с 4-х лет. Больше чем 3 месяца он в ремиссии с этого возраста не был. Сменили не одного невролога, посещали нескольких гомеопатов. Наши тики менялись и моргание было самым безобидным из всех Весной(в апреле) они обострились так, что я с сыном не могла на улицу выйти — он головой дёргал назад постоянно и рот косил. Пришлось до конца года перейти на домашнее обучение, ибо зрелище было жуткое. У сына стала сильно болеть шея. Я сама уже стала подозревать Туретта Без слёз на сына смотреть не могла. Все прежние шмыганья, гхыканья, и пр. не сильно приметные проявления просто померкли. Именно тут, но в другом разделе и достаточно в грубой форме посоветовали остеопата. Мы сразу же записались к нему на приём. Были всего 1 раз в конце мая. ТТТ — пока ремиссия. Тик прекратился сразу после визита к нему. Главное найти хорошего. Он сделал сыну массаж шеи, показал как нужно его делать и всё. Да — сыну 12 лет. Тики были 8.

ЗЫ в семье у нас тоже всё спокойно. Не ругаемся. Но и по психологам мы тоже походили и даже на песочной терапии побывали. Разве что пиявки не пробовали )))

источник

Подавляющее большинство людей встречались с таким неприятным состоянием, как нервные тики. К примеру, из-за выраженного эмоционального напряжения могут подёргиваться веки. Подобные непроизвольные движения лицевых мышечных структур наблюдаются очень часто. Страдают от них и абсолютно здоровые мужчины и женщины, а также дети.

Нервные тики у детей – тип непроизвольных двигательных актов гиперкинетического плана, стереотипное мускульное движение. Оно длится недолго, внезапно возникает, повторяется много раз и столь же неожиданно пропадает. Малыш может осознавать присутствие тика, однако часто не способен контролировать такие действия (или контроль минимален).

Согласно многочисленным опросам, практически 25% младшеклассников сталкивались с подобным состоянием. Любопытно, что среди лиц мужского пола нервные тики наблюдаются чаще, чем у девушек.

Обычно стереотипные движения не вредят детскому здоровью и исчезают самостоятельно. Вот почему лишь двадцать процентов ребятишек показывают врачам. И всё же в отдельных ситуациях тики способны негативно сказаться на психическом и физическом самочувствии и проявиться в подростковом и юношеском возрасте.

Важным отличием данного состояния от судорог при нервных и психических болезнях является то, что ребёнок способен воспроизводить и осуществлять минимальный контроль над действиями. Также тики не появляются при произвольно выполняемых движениях (в частности — при поднятии кружки или глотании воды).

Интенсивность нарушения варьируется в зависимости от занятия, психологического настроя, суточного времени. Может меняться и локализованность тиков (к примеру, мигание трансформируется в хаотическое дерганье плечами). Это говорит не о другой болезни, а о повторе уже присутствующей.

Тики могут усиливаться из-за долгого нахождения детей в одинаковой позе (просмотр мультиков, сидение в автобусе, за партой). Непроизвольные движения слабеют или ликвидируются во время игровых занятий, в случае увлекательного вида деятельности (малыш читает интересную книжку). Если же интерес к действию пропал, то тики возникают снова. Их интенсивностью можно управлять, но затем нужен отдых.

Каждая доля коры больших полушарий (КБП) несёт ответственность за определённые функции. Нейроны, посылающие сигналы к скелетной мускулатуре и обеспечивающие движения, располагаются в прецентральной извилине. Последняя расположена перед глубокой бороздкой, разделяющей лобную и теменную доли КБП. С другой стороны бороздки располагается постцентральная извилина, которая отвечает за тактильные ощущения.

Абсолютно все нервные центры КБП человека взаимодействуют друг с другом. Речевая функция, зрение, мыслительные и эмоциональные сигналы — всё это за счёт разнообразных связей влияет на двигательные акты и мышечный тонус.

Выделяют подкорковую (экстрапирамидную) систему — мозговую структуру, которая не относится к КБП. Благодаря нейронным связям они объединяются в единую «композицию», которая выполняет определённые задачи:

  • контроль над тонусом мышц;
  • контроль над содружественными мышечными действиями;
  • поддержка тела;
  • присутствие в мотивационных и познавательных процессах.

Любое произвольное движение подразумевает одновременное напряжение одних мускул и расслабление остальных. Причём люди даже не понимают, что именно необходимо сокращать-расслаблять. Всё это осуществляется на автомате за счёт работы экстрапирамидной системы.

Перед сократительным актом в моторных нервных клетках прецентральной извилины возникает сигнал. Он распространяется через волокна по мышечной ткани.

Лицевые мускулы получают сигналы от лицевого и тройничного нервов. Последний передаёт иннервацию мускульным структурам виска и челюсти.

Лицевой нерв задействует лобные мускулы, а также мускулы глазниц, щёк, губ, ротовой полости, шейного участка.

При появлении тика, который доставляет ребёнку психоэмоциональный и физический дискомфорт, применяют отдельные приёмы, которые позволят достаточно быстро устранить подёргивания.

  • Отвлечение ребёнка. Отвлеките его каким-либо развлечением. Это довольно эффективный метод устранения нервных тиков на короткий временной промежуток (настольная игра, аппликации и т.д.). В голове у ребёнка создаётся зона активности, заглушающая негативные сигналы из экстрапирамидной зоны, в результате чего тик стихает. Однако после того как отвлечение закончится, подёргивания возвращаются.
  • Избавление от нервного тика век. Для этого следует пальцем умеренно надавить в зону надбровной дуги (в месте выхода иннервирующего кожу верхнего века нерва из полости черепа) и удерживать на протяжении примерно десяти секунд. Потом так же интенсивно надавить на наружные и внутренние уголки глаза, придерживая пальцы тоже 10 секунд. После этого нужно на три-пять секунд сильно зажмурить органы зрения, максимально напрягая веки. Повторить трижды с интервалом в одну минуту.

Использование этих приёмов поможет снизить интенсивность нервного тика, хотя эффект будет временный, и спустя несколько минут или часов проявление расстройства возобновится.

Лечение тиков у детей осуществляется комплексно. Подбор методик терапии определяется типом болезни, возрастом пациента, а также выраженностью клинических признаков. Основными задачами являются сокращение частоты и выраженности клинических проявлений, улучшение социальной адаптации ребёнка. Для этого применяются следующие методы лечения.

  • Строгое соблюдение дневного распорядка. Необходимо предупреждать голод, утомление, психоэмоциональное и интеллектуальное истощение. Важно контролировать физическую активность, следовать графику пробуждения, приёма пищи и отхода ко сну. Время видеоигр и просмотра мультфильмов сокращается до минимальных показателей.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом прежде всего направлены на развитие у детей отстающих когнитивных функций. Проводятся занятия на коррекцию внимательности, запоминания, пространственного восприятия, самоконтроля. В результате пациент испытывает меньше трудностей при обучении в школе.
  • Индивидуальная и групповая психотерапия. Наедине с психологом ребёнок рассказывает о своих страхах, переживаниях, отношении к заболеванию. Осваиваются способы релаксации и саморегуляции, которые позволяют частично управлять тиками. На групповых же встречах у пациентов тренируются навыки общения и разрешения конфликтов.
  • Семейная психотерапия. Поскольку причиной возникновения у ребёнка тиков может быть какая-либо хроническая травмирующая ситуация или даже стиль воспитания. Сеансы включают в себя анализ детско-родительских отношений, а также проработку негативного отношения к тикам. Участников психотерапии обучают методам, которые помогут справиться с напряжением и тревогой.
  • Медикаментозное лечение. Медикаменты назначаются врачом-неврологом. Подбор средств, дозировка и продолжительность приёма определяются строго индивидуально. Лечение тиков основано на применении противотревожных средств (антидепрессанты, транквилизаторы) и препаратов, снижающих интенсивность двигательных проявлений (антипсихотики). Кроме того, дополнительно показаны витаминные вещества, сосудистые лекарства, ноотропы.
  • Физиотерапевтические методы лечения нормализуют процессы торможения и возбуждения в нервной системе, оказывают успокаивающее действие, уменьшают симптомы заболевания. К ним относятся лечебный массаж, электросон, электрофорез воротниковой зоны, гальванизация сегментарных зон, аэрофитотерапия, хвойные ванны.

Если у ребёнка проявился нервный тик, родители должны придерживаться некоторых довольно несложных правил:

  • относитесь к нему как к обычному, здоровому человеку;
  • не акцентируйте внимание на его нервном тике;
  • создавайте и поддерживайте спокойную, комфортную обстановку в семье;
  • ограждайте от всякого рода стрессов;
  • выясняйте, какие проблемы у ребёнка были недавно или есть на данный момент и помочь в их решении;
  • в случае необходимости вовремя обращайтесь к детскому неврологу.

Прогноз тиков обычно определяется возрастом дебюта симптомов и тяжестью нарушения. У детей, заболевших в возрасте шести-восьми лет, более вероятен благоприятный исход. При своевременном и правильном лечении тики исчезают за год. Для раннего начала заболевания с первыми симптомами в возрасте трёх-шести лет характерно течение его до конца подросткового возраста.

Профилактика возникновения у детей нервных тиков заключается в организации правильного режима дня, чередовании труда и отдыха, сокращении времени просмотра телевизора и игр на компьютере. Очень важно уметь предупреждать стрессовые ситуации, а также своевременно лечить соматические заболевания, не допуская перехода их в хроническую форму.

источник