Меню Рубрики

Как закалялась сталь анализ краткий

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим. Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное — зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах — подруг по партии.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо. Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

источник

В 1934 году Островский закончил писать свой роман, принесший ему большую известность. Рассмотрим его краткое содержание. «Как закалялась сталь» — автобиографический роман, разделенный на 2 части. Каждая из них содержит 9 глав, в которых изображается последовательно детство, юность, зрелость и болезнь. Опишем лишь основные события, составляющие краткое содержание.

Павку Корчагина, кухаркина сына, за недостойный поступок (мальчик насыпал в тесто священника махры) выгоняют из школы, в результате чего он попадает «в люди». Мальчик заглянул в глубину жизни, оказался на дне ее. Когда новость о том, что царя свергли, ворвалась вихрем в его маленький городок, Павлу стало некогда думать об учебе. Он принялся тяжело работать. Мальчик вопреки запрету шефов неметчины, нахлынувшей внезапно, прячет, не раздумывая, оружие. Когда лавина банд петлюровцев заливает губернию, он видит многочисленные еврейские погромы, которые завершаются зверскими убийствами.

Возмущение и гнев охватывают этого юного смельчака из произведения «Как закалялась сталь». Мальчик не может отказаться помочь Жухраю, матросу, который был другом его брата Артема, служившего в депо. Не раз матрос беседовал по-доброму с Павлом. Он говорил ему о том, что у мальчика имеются все данные для того, чтобы стать хорошим бойцом за дело рабочих, но он еще очень молод, поэтому имеет слабое понятие о классовой борьбе. Жухрай рассказывает ему о том, что начался пожар на всей Земле. Восстали рабы и должны пустить на дно старую жизнь. Однако нужна для этого отважная братва, крепкой породы народ, а не маменькины сыны.

Следующими событиями продолжается краткое содержание. «Как закалялась сталь» — роман, в котором главный герой Павка Корчагин, мускулистый и крепкий, умеющий драться, спасает Жухрая из-под конвоя. За это его хватают петлюровцы по доносу. Павке страх обывателя, который защищает свой скарб, не был знаком, поскольку у него не было ничего. Однако его захватил «ледяной рукой» обычный людской страх, в особенности когда мальчик услышал от конвоира о том, что его собираются расстрелять. Павка испугался. Однако ему удается спастись, и мальчик прячется у Тони — знакомой девушки, в которую он влюблен. К несчастью, Тоня из «класса богатых», интеллигентка, дочь лесничего.

Павел из романа «Как закалялась сталь», пройдя в годы Гражданской войны первое боевое крещение, возвращается в город. Здесь создана была комсомольская организация. Павел становится активным членом ее. Проваливается его попытка привести Тоню в эту организацию. Девушка подчиняться Павлу готова, но не во всем. Она приходит слишком расфранченной на первое собрание комсомола, и главному герою тяжело смотреть на нее среди выцветших кофточек и гимнастерок. Павлу становится непереносимым дешевый индивидуализм этой девушки. Им обоим становится ясна необходимость разрыва.

Непримиримость главного героя приводит его в ЧК. Ее возглавляет в губернии Жухрай. Но чекистская работа весьма разрушающе действует на нервы главного героя. Он часто падает в обморок, учащаются контузионные боли, и Павел едет после небольшой передышки в своем родном городе в Киев, где попадает также в Особый отдел, которым руководит Сегал.

Переходим к изложению событий второй части романа, который создал Островский. «Как закалялась сталь» продолжается описанием поездки главного героя с Ритой Устинович на губконференцию. Корчагина назначают этой девушке в телохранители и помощники. Одолжив кожаную куртку у Риты, Павел проталкивается в вагон, после чего втаскивает через окно молодую женщину. Рита была для него неприкосновенна. Это его политрук, его друг и товарищ, однако, она была все же женщиной. Павел впервые ощутил это у моста, и поэтому его волнует ее объятие. Павел Корчагин, не в силах справиться со своим чувством, отказывается от встреч с этой девушкой, которая обучает его политграмоте.

В сознании юноши мысли о личном еще дальше отодвигаются, когда он участвует в строительстве узкоколейки. Трудное время года — зима. В четыре смены работают комсомольцы. Они не успевают отдыхать. Бандитские налеты задерживают работу. Нечем кормить комсомольцев, недостает также обуви и одежды.

Тяжелой болезнью заканчивается работа для Павла. Его сражает тиф. Устинович и Жухрай, его самые близкие друзья, думают, что он умер, не имея сведений о Павле.

Главный герой, которого создал Островский («Как закалялась сталь»), оправившись после болезни, вновь оказывается в строю. Он возвращается в качестве рабочего в мастерские, где упорно трудится и наводит порядок, заставляя к недоумению начальства почистить и вымыть цех комсомольцев. По всей Украине, как и в городке, продолжается классовая борьба. Врагов революции ловят чекисты, они подавляют налеты бандитов. Корчагин совершает множество добрых дел, на заседаниях ячейки защищая своих товарищей, а подруг по партии — на темных улицах.

Павка, убивая сам и став свидетелем многочисленных смертей, научился ценить каждый прожитый день. Главный герой принимал как ответственные директивы собственного бытия уставные распоряжения и партийные приказы. В качестве пропагандиста он участвует в разгроме оппозиции рабочих, называя поведение родного брата «мелкобуржуазным». Он также участвует в словесных атаках на троцкистов, которые осмелились выступить против правящей партии. Его не хотят слушать, а ведь Ленин говорил, что следует сделать ставку на молодежь.

После смерти этого вождя тысячи рабочих в Шепетовке стали большевиками. Далеко вперед продвинуло Павла уважение партийцев, о чем необходимо непременно упомянуть, составляя краткое содержание.

«Как закалялась сталь» Островского — произведение, в котором рассказывается о встрече главного героя со своей возлюбленной спустя несколько лет. Однажды он оказался рядом с Ритой Устинович, членом ЦК, в Большом театре. Девушка узнала с удивлением о том, что Павел жив. Он говорит, что любил ее. Однако у Риты есть уже друг и маленькая дочурка.

Главный герой болен, и его тщательно обследуют в санатории ЦК. Но приведшая к неподвижности тяжелая болезнь прогрессирует. Главного героя не в состоянии спасти никакие больницы и санатории. Корчагин, желая «остаться в строю», начинает писать.

Описывая краткое содержание по главам («Как закалялась сталь»), следует отметить, что хорошие добрые женщины во время болезни находятся рядом с главным героем: Дора Родкина, Тая Кюцам. Павел думает о том, хорошо ли он прожил свои 24 года. Словно беспристрастный судья, главный герой проверял свою жизнь. Он решил с глубоким удовлетворением, что она прожита не так уж и плохо.

На этом заканчивается краткое содержание. «Как закалялась сталь» — произведение объемное, и всех подробностей сюжета в одной статье не охватить. В оригинале романа вы найдете множество интересных деталей, раскрывающих психологию героев и философскую мысль Островского.

Теперь вы знаете, о чем «Как закалялась сталь». Писатель умер через два года после опубликования произведения, в 1936 году, от тяжелой болезни. Роман этот, как уже отмечалось, является автобиографическим.

источник

В этой статье мы поговорим о самом известном романе Н. А. Островского и рассмотрим его краткое содержание. «Как закалялась сталь» — произведение автобиографическое, что только увеличивает ценность книги. Несмотря на то что написана она в жанре социалистического реализма, в ней множество достоверных фактов, которые позволяют составить представление об описанной эпохе и о роли человека в ней.

Идея написать произведение возникла еще в 1926 году, и была вызвана желанием принести обществу пользу. Но уже через год потерял способность самостоятельно передвигаться, а потом и ослеп Николай Островский. «Как закалялась сталь» (краткое содержание будет представлено ниже) могла и совсем не появиться, если бы не помощь друзей, которые записывали диктуемые писателем главы. На работу ушло 2 года, и в 1932 году произведение было окончено. В этом же году в журнале «Молодая гвардия» была напечатана первая часть романа. Вторая вышла только в 1934.

Несмотря на быстро возрастающую популярность, изначально книга получила разгромную рецензию. Сюжет назвали далеким от реальности, а героев нежизнеспособными. Только помощь Феденева, который потребовал повторного рецензирования, спасла положение.

Роман состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на 10 глав. В первой рассказывается о детстве, отрочестве и юности героя, а во второй – о зрелом возрасте и болезни.

Начинается произведение с того, что сын кухарки Павка Корчагин насыпает священнику в тесто «махры», за что его выгоняют из школы. Теперь у него одна дорого – идти «в люди». Это сильно изменило его жизнь и представление о мире. Он, жаждущий постичь все неизведанное и новое, увидел самое дно человеческого существования.

Все изменилось, когда в его маленький городок пришла ошеломляющая новость – «царя скинули». Пашка продолжает трудиться на тяжелой работе, думать об учебе ему некогда. Он соглашается спрятать у себя оружие, вопреки запрету нахлынувшей в город «немчины», после которых появляются петлюровские банды. Они учиняют еврейские погромы, которые заканчиваются кровавыми убийствами.

Описывает самые страшные события революционных лет роман «Как закалялась сталь». Читать краткое содержание этого произведения лучше после ознакомления с историческими событиями начала 20 века, произошедшими в нашей стране.

Павка растет смелым и пылким человеком, который не может оставить друга в беде. Именно поэтому он решает помочь Жухраю, матросу, работающему в депо, который был другом его брата Артема. К тому же Жухрай всегда хорошо относился к молодому человеку и вел с ним беседы. Он говорил, что Пашка станет хорошим бойцом для рабочего движения, из него выйдет толк, вот только мал он еще, чтобы понять суть классовой борьбы. Матрос рассказывает о земле, которую охватил революционный пожар, восстали вчерашние рабы, и старая жизнь опускается на дно. Но чтобы довести дело до конца, необходимы отважный крепкий народ, который не боится драки и не полезет по щелям «как таракан».

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

И вот, сильный и смелый Павка Корчагин спасает жизнь Жухраю, помогая тому бежать из-под конвоя. Однако жизнь самого героя оказывается в опасности – его по доносу забирают петлюровцы. Впервые Пашке становится страшно. Ужас его вызван не тем, что он может потерять нажитое добро – у него и так ничего нет. Но один из конвоиров замечает, что легче пристрелить пленника здесь, чем тащить с собой. И вот страх смерти сковывает его. Чудом Павке удается спастись, и он находит убежище у одной знакомой девушки. Тоня не только его подруга, но и возлюбленная. К несчастью, она дочь лесничего, то есть происходит из «класса богатых», интеллигентка.

Дает лишь поверхностное представление о событиях Гражданской войны, в которых принимает участие главный герой, краткое содержание («Как закалялась сталь»). Для того чтобы полностью погрузиться в те годы, надо прочитать роман в оригинале.

Итак, Павел проходит первое боевое крашение на полях Гражданской войны, после чего герой возвращается в родной город. Здесь уже создана первая комсомольская организация, в которую он сразу же вступает. Попытка заманить в ряды крестьян и рабочих Тоню ни к чему не привела. Девушка слишком сильно отличалась от окружающих даже внешним видом. Стало ясно, что молодым людям лучше расстаться сейчас.

Неспособность Павки смириться с врагами пролетариата приводит его в ряды ЧК, губернское отделение которой возглавляет Жухрай. Но работа сильно вредит здоровью героя, у него начинаются сильные головные боли – последствие контузии. Это вынуждает Павку отправиться в Киев. Но и здесь он не позволяет себе отдыхать, а вступает в Особый отдел, возглавляемый товарищем Сегалом.

Роман буквально пропитан социалистической идеологией, что позволяет увидеть даже краткое содержание. «Как закалялась сталь» сегодняшнему читателю может показаться скучной и неправдоподобной, но прочитать ее стоит хотя бы для того, чтобы понять какие книги были популярны в эпоху зарождения СССР.

Вторая часть начинается с описания поездки на губконференцию, куда наш герой отправляется в качестве телохранителя и помощника Риты Устинович, его политрука. Вскоре Павка понимает, что влюбился в нее, но не может позволить себе подобных чувств. Избавиться от эмоций помогает строительство узкоколейки, которое происходит зимой. Комсомольцам приходится работать в четыре смены, чтобы успеть вовремя. А тут еще отсутствие продовольствия и частые бандитские налеты. Из-за больших нагрузок Корчагин заболевает тифом.

Краткое содержание книги «Как закалялась сталь» позволяет читателю увидеть героя-революционера, идеального человека новой эпохи. Таким и предстает Павка, который, едва выздоровев, снова возвращается в строй. На сей раз он идет работать в мастерские, где упорно и беззаветно трудится. Кроме того, герой наводит порядок в цеху, заставляя комсомольцев все почистить и вымыть.

Классовая борьба на Украине продолжается. Чекисты громят бандитские банды и врагов революции.

Чтобы лучше понять смысл произведение, стоит добавить одну небольшую цитату в наше краткое содержание («Как закалялась сталь»): «Самое дорогое у человека — это жизнь… и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эту мудрость Павка постиг после того, как ему довелось увидеть множество смертей и убивать самому. Он ценил каждый свой день, поэтому всегда ответственно относился ко всем директивам, исходившим от партии.

Корчагин занимался и пропагандой, участвуя в уничтожении «рабочей оппозиции». Родственные чувства не помешали ему назвать поведение родного брата «мелкобуржуазным». Не уступал он и троцкистам, решившим выступить против партии. Когда его отказывались выслушать из-за юного возраста, он вспоминал слова Ленина о том, что ставку надо делать на молодежь.

В Шепетовку приходит известие о смерти Ленина, которое подтолкнуло оставшихся рабочих стать большевиками. Павка к этому времени далеко продвинулся по службе. Как-то он попал в театр и ему досталось место рядом с Ритой Устинович. Корчагин признается ей в любви, но у Риты уже есть друг и дочь.

Продолжает прогрессировать болезнь Павки. После обследования выясняется, что спасти его не удастся, и вскоре он потеряет способность двигаться. В 24 года, прикованный к постели, он начинает писать книгу о пережитом. Он ни о чем не сожалеет, ведь и ему удалось оставить «несколько капель своей крови» на «багровом знамени революции». Так оканчивается роман «Как закалялась сталь» (краткое содержание по главам).

источник

Этот роман о возрождении и становлении советской власти на Украине, которая была тогда частью Российской империи. Прочёл я его дважды: в юности и ещё спустя через полвека. Сразу оговорюсь и тогда, и в настоящее время герой романа Николая Островского, Павел Корчагин, вызывает восхищение своей преданностью революции. Беспартийный, комсомолец, коммунист — вот его этапы роста личности. Ни на минуту, никогда он не усомнился в выбранном им пути. Время революции 1917 года пришлось как раз на юность героя романа.
Здесь хочется привести лозунг вождя революции В. И. Ленина: «Мир народам, землю крестьянам, фабрики рабочим». Разве можно было после таких слов не поверить большевикам! Н. Островский в своём романе очень хорошо написал о тех годах: «Острая, беспощадная борьба классов захватывала Украину. Всё большее и большее число людей бралось за оружие, и каждая схватка рождала новых участников». И во всём этом водовороте событий пишет Николай Островский: «… лишь одна революционная, непоколебимая, борющаяся против всех богатых – это партия большевиков. Слово «товарищ», за которое ещё вчера платились жизнью, звучало сейчас на каждом шагу. Непередаваемо волнующе слово «товарищ»!
Смело, товарищи, в ногу,
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
Словами молодого красноармейца писатель говорит о такой важной теме, как жизнь и смерть: «Умирать, если знаешь за что, особое дело. Тут у человека и сила появляется. Умирать даже обязательно надо с терпением, если за тобой правда чувствуется. Отсюда и геройство получается».
Павел Корчагин молод и любовь не обошла его стороной. Он полюбил Тоню, но преданность делу партии пересилила его чувства: «…я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким» — вот такая жёсткая позиция была у Павла. И последние его слова, обращённые к Тони: «У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь». Вряд ли сейчас какой-нибудь партиец, мог бы сказать такие слова своей женщине!
«Страна, залитая кровью, требовала передышки» — и Корчагин опять в первых рядах. Он на строительстве узкоколейки. До наступления холодов необходимо проложить дорогу. Она крайне необходима для подачи дров от города до лесоразработок. А ведь механизмов не было. Только тяжёлый изнурительный ручной труд. Условия никакие! Спать комсомольцам приходилось на бетонном полу, предварительно постелив солому. Тёплой обуви не было. И ко всему прочему ещё и бандитские нападения! Вся стройка железной дороги держалась не на деньгах, как это делается сейчас. Меркантильности, никакой! Было только слово «надо» и это становилось краеугольным камнем вопреки всем препятствиям. Строители дороги провели митинг и на нём заверили партию, что с задачей, поставленной перед ними, они справятся. «С напряжением всех сил приступаем к работе. Да здравствует Коммунистическая партия, пославшая нас! Председатель митинга Корчагин. Секретарь Берзин». Справились, дорогу построили, но Павла свалил тиф, воспаление лёгких. И всё же: «Молодость победила. Тиф не убил Корчагина. Павел перевалил четвёртый раз смертный рубеж и возвращался к жизни. »
Здесь мне хочется привести всем известные в Советском Союзе слова Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Сейчас эта идея не столь популярна, а потому и роман этот не переиздаётся. Как говорил Павел обращаясь к матери… «Поселим вас во дворцах буржуйских… А мы буржуя кончать в Америку поедем». Какая Америка, когда сейчас свои доморощенные буржуи появились! Да ещё какие! И за что боролись?! За что столько крови пролито в этой междоусобной войне россиян?! Кому было выгодно создание этого кровавого смутного хаоса?!
Н. Островский пишет о своём времени: «В борьбе против мелкобуржуазных течений закалялись большевистская партия и комсомол. Истерические паникёры из оппозиции пророчат нам полный экономический и политический крах. Наше завтра покажет цену тому пророчеству».
Советское «Завтра» действительно доказало всю несостоятельность троцкистов. Партия большевиков набирала силу и уверенность в своей непогрешимости. Исподволь вожди революции в разорённой стране фактически превращались в вершителей судеб народов России. Об этом Н.Островский ничего не говорит: слишком коротка оказалась жизнь писателя. Он верил, что самое важное его поколение сделало. Теперь с каждым годом жизнь простых людей будет всё лучше и лучше. По крайней мере, так думало большинство советских людей. В достижении поставленных целей коммунисты никогда не считались с людскими потерями. Кроме того в стране стали преследоваться все религии и насаждаться атеизм. Но история распавшегося СССР наглядно показывает, как коммунистическая партия медленно и безвозвратно сдавала свои позиции. В рядах самой партии всё чаще стали появляться такие оборотни, которые сами себя уже не считали коммунистами. И уже при распаде Советского Союза было очевидно, что народ не желает защищать советскую власть. Военных выступлений в защиту рухнувшего строя не было. Все тихо и молча стали приноравливаться к оголтелому российскому капитализму.
Боевое ранение, авария и обыкновенные лишения жизни сделали своё дело – здоровье Павла стало сдавать. «Для Корчагина, отдавшего свою короткую жизнь партии, отрыв от борьбы и переход в глубокий тыл был ужасен…» Он хорошо осознавал, что здоровье его сильно надломлено. В романе описывается момент, когда Корчагин хотел застрелиться. Он понимал, что возврата к своей деятельной жизни уже быть не может. И всё-таки он нашёл силы сказать самому себе: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной». В этих словах весь Павел Корчагин! Он настоящий герой своего времени!
Николай Островский пишет в своей работе над романом: «В мятежные годы гражданской и в последующие случилось так, что здоровье моё разрушилось до крайней точки. И последние годы постель стала моим постоянным местом жительства. Я не хожу, лежу неподвижно и два года назад потерял единственно зрячий левый глаз. Налицо все предпосылки для того, чтобы сказать – работать в таких условиях нельзя». Но он продолжал диктовать главы своего романа. Это был его труд, его возвращение к жизни. «Да, товарищи работать можно в самых тяжёлых и отвратительных условиях. Не только можно, но и нужно, если нет иной обстановки. Для этого необходимо не колеблющееся стремление к труду, большое упорство и … тишина. Тишина необходима, без неё действительно нельзя работать». Вот так рождался роман «Как закалялась сталь»! Произведение имеет несколько отдельных описаний, не связанных с её героем. Видимо Н. Островский ввёл эти отступления для лучшего восприятия того времени. А может это обычная правка редактора коммуниста.
Если бы в наш двадцать первый век современный политик «вышел» к народу с лозунгами вождя пролетариата, был бы полнейший провал. Современный человек уже знает: слова, и дела во многом не совпадают с реальностью. Мира так и не было, землю крестьяне так и не получили, а фабрики и заводы никогда и не принадлежали рабочим! Да, создавалась видимость, что всё вокруг народное, но на самом деле это было совсем не так. Строили социализм, а в результате получили государственный капитализм. Партия большевиков постепенно обюрократилась. Она незаметно для всех переродилась в партократию, то есть власть в стране фактически находилась в руках партийной верхушки. А это происходит обычно при полном единовластии одной партии в стране, что и имело место в Советском Союзе. Идея о всеобщем равенстве и братстве оказалась утопией.
По прочтении романа надо всё таки отметить: в эти смутные годы «сталь закалялась» прежде всего кровью россиян. Сейчас, по прошествии почти ста лет, Октябрьскую революцию 1917 года стали всё чаще называть государственным переворотом, организованным извне. Но надо отдать должное большевикам, что они провели эту кампанию, по захвату власти и установлению её на местах, довольно успешно. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал эти события «историческим разрушением России».

источник

Роман Н.А. Островского написан в 1932 году. В начале весны 1932 года в редакцию журнала Молодая гвардия принесли рукопись молодого , неизвестного автор. В романе чувствовалась сила и правда жизни. Автором рукописи был Н. Островский. Поверженный жестокой, неизлечимой болезнью он начал писать свой роман. “Как закалялась сталь” — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства.

Роман в какой-то степени можно считать автобиографическим. Многое на страницах романа совпадает с биографией самого автора. Для тысяч инвалидов по всей стране Николай Островский, сумевший преодолеть физическую немощь и слепоту, чтобы писать для людей, всегда будет живым примером для подражания и неизменно ассоциироваться с главным героем Павкой Корчагиным, который, пройдя сквозь пламя революционной борьбы, не сломился от наступившей болезни и тоже стал писать, как автор создавший этот замечательный образ.

Этот роман обоснованно называют «Биографией поколения». В нем около тридцати персонажей, которые с полным правом представляют молодую гвардию большевиков, судьбы которых сходятся с судьбой Павла Корчагина. Многие друзья Павла не вернулись с войны, сложили головы в борьбе с врагами. Сережа и Валя Брузжак, Миша Левчуков, Гришатка Хороводько.

Жизнь Корчагина — стремительное движение, свидетельствующее о том, как расковала революция человеческие силы, как она способствовала подъему и развитию личности. Островский был нетерпим к упрощенному пониманию образа коммуниста и делал ставку на то, чтобы утвердить богатство личности нового человека, показать реальную сложность и многогранность его натуры. Писатель был убежден, что Корчагин и его ровесники знаменуют новый строй чувств, мыслей, переживаний. Осторовский также проводит любовную линию в романе. Отношение Корчагина к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.

Глава романа о постройке лесной узкоколейки — лучшее, что есть в советской литературе о социалистическом труде и героизме советской молодежи. Там, на постройке подъездного пути, и «закалялась молодая сталь большевизма» и росли люди, которым нет и не может быть цены. Это было ведь одно из первых строительств в Советской стране, но во многом оно стало прообразом всех будущих гигантских построек.

«Еще далеко до рассвета Корчагин тихо, никого не будя, поднялся и, едва передвигая одеревеневшие на холодном полу ноги, направился в кухню. Вскипятив в баке воду для чая, вернулся и разбудил всю свою группу». «Видал, Митяй, — сказал Панкратов, — Павка свою братву чуть свет на ноги поднял! Поди, саженей десять уже проложили. Ребята говорят, что он своих из главмастерских так навинтил, что те решили двадцать пятого закончить свой участок. Щелкнуть хочет он нас всех по носу. Но это, я извиняюсь, мы еще посмотрим!»

Так началось соревнование труда в Боярках. Рита пишет в своем дневнике: «2 0 декабря. Полоса вьюг. Снег и ветер. Боярцы были почти у цели, но морозы и вьюга остановили их. Утопают в снегу. Рыть мерзлую землю трудно… Токарев сообщает: на стройке появился тиф, трое заболело».

Но в Боярке люди одинокими не оставлены. Руководители города, такие большевики, как Жухрай и другие, заботятся о них из последнего, комсомолки и советские женщины болеют о них сердцем и шьют им теплую одежду.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

«Заветные дрова уже близки, но к ним продвигались томительно медленно: каждый день тиф вырывал десятки нужных рук.

Шатаясь, как пьяный, на подгибающихся ногах, возвращался к станции Корчагин. Он уже давно ходил с повышенной температурой, но сегодня охвативший его жар чувствовался сильнее обычного.»Тиф дошел и до Корчагина, однако ,не смотря на свое состояние, пять дней он поднимался с пола и ходил вместе со всеми на стройку.Но «тиф не убил Корчагина. Павел перевалил четвертый раз смертный рубеж».

Еще не знал тогда Корчагин, сколько раз ему впоследствии придется преодолевать смертные рубежи, а плясал он в жизни всего три раза, больше не успел.

Роман Островского — в контексте со своей эпохой, которая охотно прибегала к сравнению нового человека с прочностью железа, стали, поэтизировала его твердость и несгибаемость. Девиз Корчагина всемирно известен: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому [прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». Всей прожитой жизнью Павел Корчагин подтвердил правоту и надежность своих слов. А его героическая жизнь помогла нашим прадедам и дедам построить могучее государство и отстоять его свободу и независимость в борьбе с фашизмом.

источник

С середины 1920-х годов в советском общественном сознании и общественной риторике формируется иерархизированная система, пирамида «новых людей», героев эпохи. Как пишет И.Голомшток, на самом верху этой пирамиды находится вождь, чуть ниже — его соратники по партии, «рыцари новой морали», в самом низу — простые люди. Наряду с ленинианой в искусстве идет процесс создания форм и языка для изображения жизни героев второго ранга.

Еще в начале 1920-х годов, как отмечают исследователи, появляется множество документальной и мемуарной литературы о выдающихся революционных деятелях и участниках гражданской войны. А в рамках художественной литературы в 1923 году выходит повесть Д.Фурманова «Чапаев», которая, по своей сути, является удачной и художественно убедительной компиляцией отчетливо документализированнных воспоминаний писателя о легендарном красном командире.

Однако документальная тенденция в освещении жизни выдающихся деятелей революционной и постреволюционной эпохи уже к 1930-м годам сменяется на иную, требующую непременной идеализации образа и биографии выбранного Героя.

Начиная с 1930-х годов, в пространстве нехудожественной литературы актуализируется и приобретает популярность жанр идеализированной биографии (под знаком «Жизнь замечательных людей»). Все биографии подобного рода, пишет К.Кларк, оказываются по своей морфологической сущности предельно стандартизованы — стандартизированы так, что жизнь каждого героя в каждом конкретном случае в одинаковой степени идеализируется, становится соответствующей общепринятым мифологическим образцам.

В художественной литературе 1930-х годов процесс идеализации героев происходит намного сложнее. Так, созданный в недрах литературы 1920-х годов образ позитивного героя постреволюционной эпохи уже в 1930- х по своим качествам не соответствует эстетическим запросам времени: ни один из прежних героев не получает в пространстве сложившейся к 1934 году соцреалистической культуры статуса идеального коммуниста (ни Кожух из повести Серафимовича «Железный поток» (1924), ни Глеб Чумалов из романа Ф.Гладкова «Цемент» (1925), ни Левинсон из романа А.Фадеева «Разгром» (1928), ни другие, менее удачные, персонажи). Позитивным героям 1920-х годов критика 1930-х ставит в вину либо их стихийное отношение к жизни, либо схематичность и безжизненность характера.

Главным эстетическим требованием литературы 1930-х годов к создателю положительного героя — как сформулирует всегда чутко улавливающий «социальный заказ» А.Фадеев — становится требование «показывать живого человека», настоящего героя эпохи, да так, чтобы читатель верил, «что такие люди действительно существуют».

Неудивительно в таком контексте, что в начале 1930-х годов в советской литературе оказывается востребованным жанр автобиографии реально существующих «рыцарей новой морали», настоящих, невымышленных, позитивных героев советской действительности, — жанр, сводящий воедино документальные и дедуктивные (намеченные в жанре идеализированной биографии) тенденции предшествующей литературы.

Автобиографическая по своей природе книга Н.Островского «Как закалялась сталь», вышедшая из печати в 1934 году, тотчас же становится популярной среди широкой читательской аудитории и сразу зачисляется всей коммунистической общественностью в золотой фонд советской литературы. Примерно такая же судьба будет и у другой автобиографической книги — «Педагогической поэмы» (1934-1935) А.Макаренко.

Именно эти беллетризированные автобиографические полотна дадут советской литературе 1930-х годов образ нового настоящего героя страны и эпохи, коммунистического подвижника. И именно эти сакральные для советской культуры и литературы произведения станут, на наш взгляд, автобиографической разновидностью коммунистической агиографии, пришедшей на смену художественному явлению ленинской агиографии.

Традиционно, критика определяла жанр «Как закалялась сталь» как роман воспитания. Этот жанр вполне вероятно мог быть ориентиром для Н.Островского при написании автобиографического романа, так как прозаик тщательно изучал и иностранную литературу предшествующих веков, и русскую XIX века, где этот жанр бытовал.

Однако известно, что жанр романа воспитания появился и активизировался на русской почве лишь в XIX веке, на Руси же испокон веков существовал и был популярен его религиозный аналог: жанр жития (роман воспитания и житие имеют общие жанровые корни: оба происходят от жанра римской биографии). И именно жанр жития был более архетипическим для русского литературного сознания, и, стоит полагать, для сознания писателя Н.Островского.

Поэтому неудивительно, что современные исследователи советской литературы часто определяют роман Н.Островского как агиографию или автоагиографию, сближая его с таким памятником русской литературы, как «Житие Аввакума» (ок. 1675). Например, И.Кондаков пишет: «Подобно святому русского раскола протопопу Аввакуму, при жизни писавшему свое мученическое житие как путь к обретению Царствия Небесного и вместе с писанием действительно приближавшему свою страшную гибель, Островский создал свое жизнеописание под именем Павла Корчагина».

Рассмотрим для начала ту линию романа, которая приближает его к традиционной житийной литературе.

Центральный персонаж «Как закалялась сталь» Павел Корчагин отвечает всем требованиям, предъявляемым эпохой к своему идеальному герою. Он живет по законам коммунистической этики и эстетики, борется с капитализмом и его пережитками, ведет героическую жизнь. При этом герой Н.Островского напоминает современному читателю христианских подвижников. Л.Аннинский отмечает в Корчагине «высоту принципа, всецелую преданность идее, монолитность духа, пронизывающую его бытие и немыслимую в русской литературе, наверное, со времени протопопа Аввакума». Безусловно, «идея» Корчагина — иная, нежели аввакумовская. Но безграничная вера и преданность героя Н.Островского идеалу всеобщего братства и равенства (христианскому, по своей сути, идеалу), вера в возможность построения социалистической утопии, всеобщего рая на земле, ради воплощения которого в реальности он готов на любые жертвы, его подвижнический образ жизни позволяют назвать Корчагина коммунистическим святым.

Сюжетное построение «Как закалялась сталь» близко сюжетному построению жития. Повествование сфокусировано на деятельности одного героя: Павла Корчагина. Его жизнь преподносится читателю в хронологической последовательности. Судьба Павла Корчагина вполне укладывается в морфологическую житийную схему.

Н.Островский не приводит информации о рождении героя. Зато рисует образ матери героя, терпеливо переносящей многочисленные унижения и тяжести полунищего существования, которые выпадают на ее долю, долю рабочей женщины, которой приходится без мужа растить и воспитывать двух сыновей. Мать Корчагина смиренно и покорно принимает существующий миропорядок. Вспомним, к примеру, ее поведение в судомойне, когда она приводит устраивать сына на работу и как-то торопливо просит сына «постараться не срамиться» перед хозяевами. Мать Корчагина по своему «смиренному» типу приближается к образу «житийных родителей», как правило, благочестивых и покорных Божьей воле.

Сам роман и сюжет жизни Павла Корчагина начинается с динамической сцены, рисующей стихийный бунт обиженного подростка против буржуазного порядка, охраняемого отцом Василием и школьной администрацией. Павку, подсыпавшего попу в отместку за несправедливые наказания в пасхальное тесто горсть «махры», со скандалом выгоняют из школы. Эта сцена становится необходима Н.Островскому для демонстрации атеистического кредо героя и его социальной реактивности. Несмотря на знание Павлом всех тропарей, Нового и Ветхого заветов, ведущим чувством, определившим его поведение и заложившим мировоззренческий фундамент на всю последующую после школьных лет жизнь, становится не христианское смирение перед существующим миропорядком и его социальной несправедливостью, а ненависть к носителям этой социальной несправедливости. «Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим существом. Ненавидел и боялся. Никому не прощал своих маленьких обид; не забывал и попу незаслуженную порку, озлобился, затаился», — пишет Н.Островский. Вскоре Павка ненавидит уже не только выпоровшего его попа Василия, но и нечистых на руку официантов привокзального буфета, в судомойне которого приходится ему, исключенному из школы, работать: «Сволочь проклятая! — думал он. — Вот Артем — слесарь первой руки, а получает сорок восемь рублей, а я — десять; они гребут в сутки столько — и за что? Поднесет — унесет. Пропивают и проигрывают». Ненависть к «сытым» станет главным двигателем корчагинских поступков.

Тяжелое детство героя, когда, чтобы накормить себя и свою семью, он вынужден работать, и, соответственно, изолирован от сверстников с их естественными возрастными интересами, напоминает детские годы христианских подвижников. И здесь необходимо учитывать, что «новая, революционная, «святость» возникает в борьбе с отжившими канонами, лицемерием, ханжеской моралью, антинаучными представлениями о мире, социальным неравенством и подобными атрибутами «старого мира»«. Если христианский святой изначально богопослушен, терпелив, милосерден, то коммунист, личность, нацеленная на изменение мироустройства, начинается с бунта. К обязательному для подвижника желанию всеобщего счастья присоединяется в коммунистическом случае желание разрушить ненавистное мироустройство.

Отсюда сначала — хулиганские поступки Павки, вызванные необходимостью самозащиты, самоутверждения или личной ненавистью к тем или иным людям (например, драка с Виктором Лещинским или кража револьвера у немецкого лейтенанта); затем — бескомпромиссная вооруженная борьба с социальным злом, основанная на четком знании принципов классовой справедливости. Появлению этого знания в немалой степени способствует встреча Корчагина с матросом-коммунистом Жухраем. «Я зря не дерусь, всегда по справедливости», — произносит Жухрай, переворачивая все прежние мировоззренческие представления юного хулигана. На этом этапе свой жизни Корчагин вступает на путь «деятельного гуманизма» и. попадает в тюрьму, которая является непременной вехой в биографии и агиографии каждого революционера-гуманиста.

Следующая важнейшая веха корчагинской судьбы — служба в армии Котовского и Буденного. Служба способствует дальнейшему включению героя в общее коммунистическое дело. «Павел потерял ощущение отдельной личности. Он, Корчагин, растаял в массе и, как каждый из бойцов, как бы забыл слово «я», осталось лишь «мы»: наш полк, наш эскадрон, наша бригада». Герой, попавший в строго организованный военизированный коллектив, приобретает ценности надличностного характера, понимает необходимость самодисциплины.

Во второй части романа перед нами уже настоящий коммунистический подвижник, отказавшийся от своего «я» ради строительства новой счастливой жизни. Работая ли в Берездовском райкоме, прокладывая ли рельсы на Боярке, Павел одинаково непримирим с буржуазным, а по существу — с повседневным существованием, бытом. Привычкой становится аскетизм.

Аскетизм как сознательная авто идентификационная установка, конечно, не свойственен Корчагину, однако, отдаваясь целиком делу коммунистического строительства, Павел забывает о насущных требованиях тела. Так, на строительстве железнодорожной линии на Боярке Корчагин, несмотря на чудовищные морозы, одет, как «лаццарони»: на нем старый и ветхий пиджачок товарища Окунева, вместо шарфа — полотенце товарища Токарева, а на ногах вместо добротных, подходящих к погоде, валенок — резиновая калоша и полуразвалившийся сапог. Все это не мешает Павлу целиком отдаваться работе, выполнять и перевыполнять строительные нормативы.

Искушения чревоугодием и сладострастием, которые необходимо преодолеть каждому подвижнику, в романе Н.Островского почти не актуальны. Вообще, скупость повествования на материально-телесные образы в любом художественном произведении, как пишет М.М.Бахтин, свидетельствует о наличии в нем аскетической тенденции. В романе Н.Островского нет ни одного эпизода, где бы уделялось особое внимание еде. Как заметил В.Березин, на протяжении романа Корчагин не ест, только курит — словно питается святым духом. Женщины также не привлекают героя Н.Островского, по крайней мере — телесно. Единственный эпизод романа, где Корчагин прикладывает усилия для смирения плоти — ночь с Ритой Устинович на одной полке в поезде — приводится как торжество воли героя, прошедшего тяжелую школу самодисциплины. «Я, маманя, слово дал себе дивчат не голубить, пока во всем свете буржуев не прикончим», — говорит герой в другом эпизоде. «Корчагин полюбил идею. Она соперниц не имела», — пишет Л.Аннинский, рассуждая о замещении плоти Идеей как внутренней теме корчагинской судьбы. И женится Павел впоследствии лишь для того, чтобы освободить Таю Кюцам от социально нездоровой семейной обстановки — налицо очередной благой (с точки зрения как революционной, так и христианской этики) поступок. Таким образом, Корчагин предстает перед читателем именно как «аскет по убеждению».

Подвиг зрелого Корчагина, помимо преодоления немыслимых по своей сложности жизненных обстоятельств, заключается также в постоянной борьбе с врагами собственной веры.

Образы врагов на страницах «Как закалялась сталь» во многом близки образам врагов в древнерусских житиях, с учетом, однако, иной мифологической праосновы советского текста. Без сомнения, в романе Н.Островского мы не найдем таких метафизических супостатов, как дьявол или бесы. Однако враг, которому приписывается все совершаемое зло в мире, здесь имеется — это капитализм, точнее — общественные отношения, в основе которых находятся капитал, эксплуатация и насилие. Соответственно, к непосредственным врагам героя относятся все носители капиталистических идеалов: «буржуи», их «лакеи и прихлебатели», «мещане», «попы-мракобесы».

К врагам Корчагина относятся также личности, внешне принадлежащие общему делу, но внутренне глубоко ему чуждые, метафизически испорченные: «дешевые индивидуалисты», гедонисты и прочие. Таковы, к примеру, щеголеватый агитком поезда Чужанин, тайно посягавший на невинность девушки Корчагина Тони Тумановой (в данном случае показательна фамилия героя, программирующая его чуждость существующему строю и корчагинским идеалам), пошляк Файло и другие квазикоммунисты, которые неизбежно становятся настоящими врагами героя и его дела.

Примечательна в плане перехода из «дешевого индивидуалиста» в явного врага героя судьба Тони Тумановой. Подростковая влюбленность, которую испытывал Павел по отношению к Тоне, в перспективе могла бы перерасти в более глубокое чувство привязанности. Но корчагинские симпатии к девушке исчезают после ее отказа вступить в ряды борцов с контрреволюцией. «Ты, конечно, знаешь, что я тебя любил и сейчас еще любовь моя может возвратиться, — говорит ей Павел, — но для этого ты должна быть с нами. Я теперь не тот Павлуша, что был раньше. Но я плохим буду мужем, если ты считаешь, что я должен принадлежать прежде тебе, а потом партии. А я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким». Последующая и последняя встреча героев на Боярке — когда Тоня называет жизнь оборванного и исхудавшего на строительстве столь необходимой городу железнодорожной ветки Корчагина неудачно сложившейся — окончательно обозначает невозможность продолжения каких-либо отношений: «Года два назад ты была лучше: не стыдилась руки рабочему подать. А сейчас от тебя нафталином запахло. И скажу по совести, мне с тобой говорить не о чем», — заключает Корчагин.

Борьба с врагами собственной веры ежедневно отнимает у Павла большую часть жизненной энергии.

На последнем этапе жизни Корчагина борьба за коммунизм усложняется борьбой с физическим недугом. Мученические мотивы, сопровождающие героя на протяжении всего повествования, — от картин детской отверженности и «мытарств» до многочисленных травм и болезней во взрослой жизни — создают единый мученический ореол вокруг Корчагина, в свете которого его последнее хорошо выполненное дело, создание автобиографического повести «Рожденные бурей», становится еще одним проявлением героизма его натуры. Прикованный к постели Павел, став писателем, продолжает бороться за свои идеалы, чем превозмогает физическую слабость, по сути — саму человеческую природу. Берясь за написание автобиографической повести, он, во-первых, «опять — уже с новым оружием — возвращается в строй и к жизни», во-вторых, вряд ли сознавая то сам, метафизически побеждает собственную смерть и оставляет на земле духовное наследие. Финалом здесь становится утверждение бессмертия героя, непременное для агиографической литературы. «Читателя не делают свидетелем смерти героя. Островский умудрился проскочить этот эпизод, перейдя сразу к воскресению и жизни духовной», — характеризует финал «Как закалялась сталь» А.Глотов.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Выделенные нами этапы жизни Корчагина — детства, юности, молодости — соотносимы с присущими житийной схеме этапами жизни героя. При этом надо учитывать, что этап молодости героя Н.Островского включает в себя и своеобразную зрелость и старость. Не достигший еще тридцатилетия Павел Корчагин настолько «износил» свое тело, организм, как будто бы прожил долгую жизнь, и даже не одну, если вспомнить о его многочисленных чудесных возвращениях от небытия к существованию.

Житийность выделенному нами сюжету (помимо аскетических и мученических мотивов) придает постоянный на протяжении всего повествования духовный рост героя. Из идеологически незрелого хулигана Корчагин сначала превращается в комсомольского вожака, ведущего занятия политграмоты, а потом приходит к добровольному ежедневному подвигу писателя, подразумевающее как бы большее, чем у простых людей, знание жизни. (В понимании Н.Островского, основная социальная функция писателя — учительство, а «учить могут только те, кто знает больше тех, кого хотят учить»). Ему словно бы даруется мудрость и ясновидение.

Помимо мученического ореола героя и сюжетной схемы житийность тексту Н.Островского придают и эпизоды, напоминающие по своему содержанию чудеса.

Казалось бы, откуда взяться чудесам в романе материалиста, заведомо отрицающего все иррациональное и мистическое? Однако, не чудесно ли, например, успешное завершение строительства узкоколейки на Боярке? Чудовищные трудности, с которыми пришлось столкнуться на Боярке нескольким бригадам комсомольцев (от нелегких погодных условий и нехватки необходимых предметов быта до прямого саботажа, организованного некоторыми несознательными участниками строительства, и вооруженных столкновений с бандой атамана Чеснока), все же не помешали в рекордно короткий срок выполнить задание партии. «Символическая картина героизма духа, побеждающего именно тогда, когда, кажется, не остается никаких внешних возможностей победы в реальности.

Эта полная немыслимость реального успеха включает в герое какую-то сверх энергию духа, которая словно ждет момента, чтобы доказать свое превосходство над повседневной логикой», — не страшась мистических коннотаций, характеризует эпизод строительства узкоколейки Л.Аннинский.

К чудесам в «Как закалялась сталь», помимо «чуда на Боярке», также можно отнести видения-галлюцинации смертельно раненого Павки в госпитале, напоминающие видения отшельников во время «страхования». Павка словно проваливается в иную реальность, где царит нечто ужасное: «Спрут вытягивает жало, и оно впивается, как пиявка, в голову и, судорожно сокращаясь, всасывает в себя его кровь».

Большая доля условности в некоторых эпизодах романа Н.Островского также заставляет оценивать их как проявления чудесного, усматривать вмешательство некоей надличностной силы, определяющей жизнь Павла. Таков, например, эпизод в тюрьме, где уже приговоренный к расстрелу за вооруженное нападение на петлюровца (конвоира, ведущего арестованного Жухрая) Павел случайно освобождается из тюрьмы по прихоти полковника Черняка.

Подобные, близкие по своему типу к чудесам, моменты в романе Н.Островского вписывают происходящие с героем конкретные события во вневременной континуум. И они, безусловно, являются агиографическим моментом в общей морфологии романа «Как закалялась сталь».

Кроме знаковых морфологических составляющих (работающих на идеализацию героя и окружающую его действительность) житийность роману «Как закалялась сталь» придает и авторская установка на документально выверенное изображение мифологизированного мира.

Документальные тенденции в романе Н.Островского, безусловно, являются отражением эстетических запросов современной ему литературы. Но, с другой стороны, документализм Н.Островского, «создающего летопись революции», в некоторых своих аспектах оказывается созвучен документализму древнерусских памятников литературы. Позиция, занимаемая автором «Как закалялась сталь» по отношению к описываемым историческим событиям — некая отстраненность документалиста от происходящего — сходна со взглядом «с высоты птичьего полета» древнерусского хронографа. Она особенно явственно видна в предельно лаконичных, точных, близких к жанру военной сводки изложениях исторических фактов в романе: «Пятого июня 1920 года после нескольких коротких ожесточенных схваток 1 -я Конная армия Буденного прорвала польский фронт на стыке 3-й и 4-й Польских армий, разгромив заграждавшую ей дорогу кавалерийскую бригаду генерала Савицкого, и двинулась по направлению Ружин». Кроме того, по своей документальной фактуре (которая насыщена точными датировками и топографическими обозначениями, описаниями художественно неоправданных, но знаковых для революционной эпохи событий — вспомним, например, детальный рассказ о еврейском погроме в Шепетовке), текст Н.Островского оказывается созвучен публицистическим житиям XX века. Так, в наиболее знаменитом образце этого жанра «Жизнеописании святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона» (1990) художественный костяк произведения — жизнь патриарха Тихона — вправлен в документальную хронику исторических событий революционного времени (непосредственно касающихся церковных интересов) с точными датировками, фактами (вплоть до перечисления членов Политбюро, собранного для обсуждения статуса церкви в новом государстве, и приведения цитаты из письма В.И.Ленина о необходимости экспроприации церковного имущества).

И наконец, в пользу житийности «Как закалялась сталь» свидетельствует и особенности бытования романа в рамках советской действительности. За книгой Н.Островского еще до появления ее в печати закрепилась репутация «учебника жизни» (известен тот факт, что Н.Островский послал рукопись только что законченной первой части романа коллегам-комсомольцам, которые, ознакомившись с материалом, нашли его в высшей степени поучительным). Ни для кого не секрет, что романтические устремления юных, верящих в грядущее наступление коммунизма, комсомольцев Советского Союза на многие годы определялись желанием жить и действовать как Корчагин. В связи с этим, еще в 1930-е годы, А.Платонов назвал Корчагина «одной из наиболее удавшихся попыток обрести, наконец, того человека, который, будучи воспитан революцией, дал новое, высшее духовное качество поколению своего века и стал примером для подражания всей молодежи на своей родине».

Восприятие «Как закалялась сталь» в качестве «учебника жизни» сохранялось вплоть до перестроечной эпохи. «Книга Н.Островского воспринимается ныне как «художественное» приложение к «евангелию» общегосударственному — «Краткому курсу истории ВКП (б)», — писала в 1993 году Н.Банк. Впрочем, и до сей поры, по мнению критиков, книга Н.Островского содержит жизнестроительный образец поведения, привлекательный для молодежи.

Найденных нами особенностей «Как закалялась сталь»: в морфологической системе (герой-Мученик, характерные вехи его судьбы, наличие чудес и утверждение бессмертия героя в финале); на уровне формального устройства (тенденция к идеализации героя на фоне общей документальной выверенности повествования); в плане бытования среди читательской аудитории (реально осуществляемая функция воспитательной литературы) — было бы уже достаточно для определения данного соцреалистического романа как коммунистического жития.

Однако мы говорили, что роман Н.Островского не просто житиен, но автожитиен. И дальнейший наш разговор невозможен без оглядки на классическую в рамках русской литературы автоагиографию «Житие Аввакума».

Разумеется, Н.Островский в силу своих атеистических убеждений не стал бы сознательно ориентироваться на литературный пример и сюжет жизни протопопа Аввакума. У него перед глазами были другие образцы и сюжеты — от судьбы Овода до судьбы Левинсона. Но, создавая идеального героя эпохи, Н.Островский так или иначе на бессознательном уровне зависел от уже существующих в культуре архетипов и этических стереотипов. Потому неудивительно наличие общих черт в мировоззрении и поступках соцреалистического героя и знаменитого религиозного деятеля. Хотя Корчагин озабочен построением рая на земле, а Аввакуму грезится рай после жизни, героев объединяет незыблемая тотальная вера в эвдемонистическое могущество идеи, которой они поклоняются. Их помыслы и стремления направлены на преосуществление всечеловеческого царства справедливости. Обоих героев отличает безмерная жертвенность, готовность на любые испытания во имя торжества своей веры.

Внешняя событийность жизни Аввакума и Корчагина почти одинакова: тюрьма, голод, холод, напасти, мытарства и так далее. Находятся в текстах «родственные» микросюжеты. Так, Аввакум рассказывает, как он пытается усовестить начальника, отобравшего дочь у вдовы. Начальник впадает в гнев и кусает Аввакума: «. когда наполнилась гортань его крови, тогда испустил из зубов мою руку», — затем этот начальник стреляет в протопопа из пистоли. «Аз же прилежно идучи, молюсь Богу, осенил его больною рукою и поклонился ему». Близкая по содержанию сцена имеется в романе Н.Островского: Корчагин с Анной Борхарт подвергаются нападению бандитов. Корчагин, отстреливаясь, спасает Анну от насильников. Разные способы действия героев в одинаковых конфликтных ситуациях (Аввакум молится, Корчагин орудует браунингом) связаны с разным отношением христианства и коммунизма к насилию. Важно, что оба героя следуют единому закону совести, диктующему необходимость помощи беззащитным женщинам.

Сходство между житием протопопа Аввакума и романом Н.Островского есть также в сфере соотношения в текстах конвенционального и автобиографического дискурсов. Под конвенциональным дискурсом в первом случае мы понимаем житийность (несомненная ориентация Аввакума на древний канон), во втором — квазижитийность (обнаруженная в «Как закалялась сталь» непосредственно нами).

Так, в обоих текстах наблюдается равномерное распределение элементов проповедальной (характерной для житийной литературы) и исповедальной (появившейся в агиографии впервые с аввакумовским автожитием) риторики.

Элементы проповеди в «Житии Аввакума» наиболее явственны во вставных минитрактатах, где автор, рассуждая, например, о причастии святых Христовых непорочных тайн, призывает читателя чтить установленные ритуалы. Здесь доминируют характерные императивные конструкции: «Всякому убо в нынешнее время подобает опасно жити и не без разсмотрения причащатися тайнам. Аще ли гонения ради не получиш священика православна, и ты имей у себя священное служение от православных — запасный агнец, и обретше духовна брата, аще и не священника, исповеждься ему перед Богом, каяся». Однако, выбрав форму повествования от первого лица, Аввакум впервые в русской литературе выносит на суд читателя душевную жизнь человека. В повествовании Аввакума конструируется за текстовая и мета текстовая ситуация исповеди: будто бы протопоп исповедуется его духовному отцу старцу Епифанию и сопровождает рассказ соответствующими обращениями к наставнику (например, побуждением записать текст исповеди). Самоуничижения, стереотипные, но мало функциональные в смысловом континууме житийного произведения, наполняются в контексте исповеди важным смыслом — они становятся показателями искренности автора-героя, выражают его раскаяние по поводу нечестиво прожитой жизни и подспудное желание наказать себя за прегрешения против Бога. Аввакум, исповедуясь, как бы «под знаком вечности, Страшного Суда» самолично «творит суд над собой».

Сочетание элементов проповеди и исповеди актуально и для романа «Как закалялась сталь».

Сама по себе проповедальная установка Н.Островского обусловлена его писательской идентификацией. Писатель, по его мнению, — «строитель социализма, а не равнодушный «созерцатель». Это боец. Боец, учитель, трибун. Человек с большой буквы». Каждый писатель, по глубокому убеждению советского прозаика, «должен учить не только своим словом, но и всей своей жизнью, поведением». Роман «Как закалялась сталь», по завершении, видится Н.Островскому не столько результатом словесного труда, столько механизмом, работающим на внушение читателю ряда идеологических, мифологических и жизнестроительных идей.

В «Как закалялась сталь» мы почти не встретим дидактических, близких поэтике проповеди, монологов. Мы можем привести, пожалуй, лишь один, наиболее знаменитый: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Предельные по своей императивности агитационные лозунги, речи, хоть и близки к риторике проповеди, но также оказываются суггестивно неэффективными: «Товарищи! Мы девять дней слушали выступления оппозиционеров. Я скажу прямо: они выступали не как соратники, революционные борцы, наши друзья по классу и борьбе, — их выступления были глубоко враждебные, непримиримые, злобные и клеветнические». Несомненная проповедальность «Как закалялась сталь» остается сконцентрированной за сферой конкретных речевых высказываний, и экстериорируется из авторской интенциональной сферы всем текстовым целым романа.

Исповедальность романа Н.Островского располагается также, в первую очередь, в сфере авторского интенционального целого. Общеизвестно, что советского писателя мучила совесть из-за собственного физического бездействия, из-за невозможности участвовать в деле строительства социализма. Для него становится необходимым оправдать свое неполноценное существование перед собой, современниками и потомками из светлого коммунистического будущего. Поэтому писатель решает правдиво описать свою героическую жизнь и начертать героизм своего настоящего. И хотя повествование в «Как закалялась сталь», в отличие от традиционной исповеди или «Жития Аввакума», ведется от третьего лица, позиция автора, который боится «фантазировать, перестать рассказывать то, что было», вынуждает его к исповедальной откровенности. Другими словами, советский прозаик невольно ставит себя в ситуацию исповеди перед собой и перед гипотетическим читателем.

Непосредственные элементы исповеди появляются в романе, как правило, в лирических отступлениях, приоткрывающих душевное состояние автора. «Юность, безгранично прекрасная юность, когда страсть еще непонятна, лишь смутно чувствуется в частом биении сердец. Что может быть роднее рук любимой, обхвативших шею, и — поцелуй, жгучий, как удар тока!». Эти слова вряд ли могли прийти в голову юному Корчагину, которого только что поцеловала Тоня Туманова. Ностальгия по прекрасной юности и подобная душевная откровенность вполне понятны лишь в ситуации прикованного к постели Н.Островского.

Соединение элементов проповеди и исповеди иллюстрирует дискурсивное сходство аввакумовского текста и текста Н.Островского. И есть еще один момент, который не позволяет нам оставить намеченную параллель между этими литературными явлениями.

Передача авторской биографии герою, как правило, означает, что мы имеем дело с автомифологией и специфической ситуацией, когда для читателя жизнь автора оказывается «лучшим комментарием к его творениям, а его творения — лучшим оправданием его жизни». Жизнь автора — представленная в общем художественном пространстве всех написанных им текстов, а также в мемуаристике, критической, порой, художественной литературе (где автор сам становится героем уже другого автора), в документальных источниках — в подобном случае читателем не воспринимается как самостоятельный мифологический феномен. Она переплетается с мифологией героя, созданного этим автором так, что уже нельзя отделить, например, судьбу Аввакума-автора от судьбы Аввакума — героя или — Н.Островского от — Корчагина. В результате такой подмены смерть самих авторов (приравненная в читательском сознании к смерти героя) становится настоящим завершением созданных ими мифологических сюжетов.

Аввакум оставляет автожитие, дойдя до описания пустозерского заточения. Дальнейшая судьба протопопа известна уже из других источников: он преодолевает злополучные обстоятельства с помощью литературной деятельности (кроме автожития им написаны «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений, или Евангелия вечного», множество посланий, писем, челобитных различным влиятельным персонам своего времени). По указу царя Федора Алексеевича в 1682 году Аввакума за его религиозные убеждения подвергают казни: сжигают заживо. Он посмертно обретает мученический венец.

В то время как Аввакум в финале автожития замурован заживо в земляную темницу, Корчагин в финале «Как закалялась сталь» (так же, как и его создатель во время работы над романом) замурован в тюрьме собственного тела: обречен на неподвижность и отсутствие визуального контакта с миром. «Только теперь Павел понял, что быть стойким, когда владеешь сильным телом и юностью, было довольно легко и просто, но устоять теперь, когда жизнь сжимает железным обручем, — дело чести». И Корчагин не сдается, в его письме к брату находим: «Может ли быть трагедия еще более жуткой, когда в одном человеке соединены предательское, отказывающееся служить тело и сердце большевика, его воля, неудержимо влекущая к труду. Я еще верю, что вернусь в строй, что в штурмующих колоннах появится и мой штык». Корчагин «меняет штык на перо» и даже достигает (как и его автор) определенного успеха на писательском поприще.

Но всякий читающий роман Н.Островского догадывается, что герой в финале оказывается перед лицом смерти. Догадывается — так как знает о судьбе автора, умершего в мучениях в конце 1936 года во время работы над своим вторым романом. Истинный финал «Как закалялась сталь» — неизбежная смерть героя вследствие прогрессирующей болезни — «не был написан, так как был прожит Островским. Самая смерть его — последняя глава повести», — констатирует Л.Аннинский.

Истинные сюжеты мифов о протопопе Аввакуме и Корчагине — Островском выходят за рамки существующих текстов и завершаются в нехудожественной действительности: трагической смертью авторов. Мифы, купленные ценой авторской жизни, в их случае приобретают статус народного предания, становятся по-настоящему сакральными. И не удивительно, что популярность как жития Аввакума, так и романа Н.Островского, возникает задолго до признания текстов на некоем официальном уровне.

Таким образом, автобиографическая подоплека и соответствующий дискурс «Как закалялась сталь» не только не противоречат его конвенциональным (квазижитийным) тенденциям, но и работают на создание сакральной репутации романа и его автора. Все это позволяет включить роман Н.Островского в ряд русской автожитийной литературы.

источник