Урок чтения. В.В. Голявкин «Как я встречал Новый год». 3-й класс в специальном (коррекционном) классе школы VIII вида
Цель урока: раскрыть содержание рассказа Виктора Владимировича Голявкина “Как я встречал Новый год”.
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательная:
— Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
— Говорим лишь то, что нужно, даже если это сложно. Ведь стараться можно?
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) Чистоговорка (упр. в звукопроизношении)
на – на – на,
в лесу бегает лиса,
щу – щу – щу,
я в снегу тебя ищу.
б) Интонационное упражнение. «У меня хорошее настроение».
Прочитайте с разной интонацией предложение. Учитель показывает картинку с изображением грустного, злобного, радостного лица.
С каким настроением мы будем работать на уроке?
3. Актуализация опорных знаний
Разрешите мне взять у вас интервью?
Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы.
Назовите зимние праздники?
Как изменилась погода с приходом зимы?
б) Выразительное чтение стихотворения “Пришла зима с морозами” О. Высотской.
— Чьё чтение вам понравилось больше всего?
— Какую оценку можно поставить за чтение?
— Хлопните в ладоши, если услышите зимнее слово.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт птиц, оттепель, снеговик, сосулька, гололедица, декабрь, поземка.
— Название какого зимнего месяца вы услышали среди этих слов?
— Какой праздник будут отмечать в каждом доме в декабре? (Новый год)
— Действительно, к нам приближается Новый год, которого мы с нетерпением ждём, к которому готовимся и непременно будем праздновать.
— Скажите, а в какой момент наступает новый год? (Ночью)
— В домашнем стихотворении были такие слова: “И шумный Новый год”.
— Скажите, а какими словами еще можно заменить слово “шумный”?
— Как в вашей семье встречают Новый год? (Рассказы учащихся)
— Как Новый год празднуют в школе?
5. Найдите лишнее изображение
На доске вывешены картинки. (Семья за столом, летний луг, нарядная елка, катание с горки, купание в реке.)
— Уберите картинки, которые не относятся к празднованию Нового года.
Узнай героя сказки по подсказке.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее . (Снегурка)
Кто снежинками играет,
Как букетом белых роз?
Кто метелью управляет?
Добрый Дедушка . (Мороз)
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье
Дом построим из сугроба
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные
Высоки-превысоки – кружевные!
Мы по лестницам шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
7. Подготовка к новому материалу.
— А сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина “Как я встречал Новый год”.
В рассказе встречаются трудные слова, давайте сначала их соберём, затем прочитаем и объясним их значение.
На доске беспорядочно расположены части этих слов, напечатанные на бумаге разного цвета. Ученикам необходимо собрать из частей целые слова.
Моментально – за очень короткий промежуток времени.
Двенадцать – в это время начинается отсчет Нового года.
Представлял – понимал, осознавал.
а) Первичное чтение текста учителем.
Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно следите по учебнику и затем, постараетесь объяснить, кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь?
Беседа по содержанию прочитанного:
Кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь?
Что он решил для этого сделать?
Получилось ли у него выследить Новый год?
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
— Докажи по учебнику, что старший брат спал, когда часы били двенадцать.
— Найдите и прочитайте, что разбудило Котьку.
— Чем закончилась беседа братьев?
Скажите, сколько героев в рассказе? (Два) А если героев 2 и больше мы можем прочитать рассказ по ролям. А чтобы чтение получилось интересным как нужно его прочитать? (Эмоционально с выражением)
— Потренируйтесь читать диалог мальчиков на стр. 92 в парах.
10. Выразительное чтение диалога детьми
— Как бы вы поступили на их месте?
— Нужна ли помощь мальчикам, чтобы разрешить их спор?
— Дома вы прочитаете рассказ ещё раз и придумаете доброе завершение рассказа.
Игра “Микрофон”.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я …
Вывод учителя. Мне понравилась ваша работа и поэтому сегодня за урок все получили положительные отметки.
— Давайте нарядим ёлочку в классе, чтобы и у нас стало празднично и красиво.
Дети совместно с учителем наряжают искусственную елочку.
источник
Новый год в двенадцать часов приходил, а я в это время всегда спал. Прошло столько Новых годов! А я ни одного не видел. И мама и тётя Вера встречали его, а я спал. Я всегда засыпал перед Новым годом. А просыпался утром, и мама мне дарила подарки и говорила: «Ну вот, Новый год!» Но я-то знал, что он ночью был. А сейчас его нету.
Я спрашивал маму:
— Ты его встретила?
Мама мне говорила:
— Встретила.
И ты его видела?
Мама смеялась:
— Конечно, видела!
— И папа видел, и тётя Вера? Так мне обидно было!
Я представлял себе Новый год в большой шапке-ушанке и в валенках. Как на новогодней открытке. В двенадцать часов он стучится в дверь. И его все встречают. Все обнимаются с ним, хлопают по плечу Новый год и говорят: «Наконец-то приехал!» А он улыбается и говорит: «Ох и холод на улице!» Он вытаскивает из мешка подарки, всё дарит, кому что надо, и говорит: «Я спешу. Меня ждут в других квартирах». Все провожают его до угла, потом возвращаются и идут спать. Вот так представлял я себе Новый год.
Как старался я не заснуть в Новый год! И каждый раз засыпал где попало. А просыпался всегда в кровати. И рядом были подарки.
Мой брат раньше меня встретил Новый год. Несмотря на то что он младше меня. Он вот что сделал. Чтоб не заснуть, он залез под стол. Сначала он там, конечно, заснул, а когда все сели за стол, стало шумно. И он моментально проснулся. И вы знаете, что он сказал мне? Он мне сказал:
— Его не было.
— Как так не было?! — сказал я.
— Очень просто.
А ты там не спал под столом? — спросил я.
— Вот ещё! — говорит Вовна. — Бой часов был, это верно. А Нового года не было. Как только все стали кричать «С Новым годом!», я вылез.
— Кого же тогда вы встречали?
— Новый год, — говорит Вовка.
— Как же так вы его встречали? Разве так в жизни бывает? Если ты, например, меня встречаешь, то ты видишь, что ты меня встречаешь. А то как же ты меня встречаешь, если ты меня не встречаешь?
— Сам увидишь, — говорит Вовка. — На будущий год увидишь. Никакого там Нового года не будет. Бой часов будет. А Нового года не будет.
— Наверно, ты спал под столом, — говорю, — и сквозь сон слышал бой часов. А Нового года не видел.
— Я не спал, — говорит Вовка.
— Значит, спал, — говорю, — раз не видел.
— Ты сам спал, — говорит Вовка.
— Я-то спал, — говорю, — но ты тоже спал. Только я спал в кровати, а ты — под столом. Лучше бы ты уж спал в кровати.
— Я не спал, — говорит Вовка.
— Почему же тогда ты его не видел?
— Его не было, — говорит Вовка.
— Ты просто спал, — говорД — вот и всё!
На этом наш спор закончился. Он обиделся и ушёл. И хотя он на меня обиделся, всё равно я думал, что он там спал и не видел Нового года с подарками.
Вот так я себе представлял Новый год, когда был совсем ещё маленький.
Мы с Вовкой сидим на брёвнах, беседуем и огурцы едим. Такие замечательные, свежие огурцы. Мы каждый год с ним сидим брёвнах и едим огурцы,
— Эх, — говорю, — как-то скучно летом. Сплошные наникулы и огурцы!
— Мне каникулы нравятся, —говорит Вовка, — но не очень.
Не очень-то и мне нравятся, а вот чтобы очень, так вовсе не нравятся.
— Сплошное безделье. На то и лето!
— Сплошное лето, вот именно!
Вот так мы сидим с Вовкой на брёвнах и разговариваем. И едим свежие огурцы.
И вдруг видим соседку Машу. Она что-то в земле копается. Непонятно зачем.
Я ей кричу:
— Что ты там делаешь?
Она говорит
Огурцы поливаю.
Вовка вынул из кармана огурцы и говорит:
— Вот. Пусть тоже растут на здоровье!
И я вынул два огурца из кармана. И сказал то же самое, чтобы они на здоровье росли.
— Эх, вы, — говорит Маша, — только есть можете!
— В чём дело? — говорит Вовка.
— Это вдруг почему, — говорю, — только есть можем?
— Сразу видно, — говорит Маша.
Я смотрю на Вовку, а Вовка смотрит на мен», и ни я, ни он, конечно, не видим, чтобы у нас что-нибудь было видно.
— Закопай свои тапочни, — смеётся Маша, — авось новые вырастут к осени.
Про мальчика с заводной игрушкой
Одному мальчику папа купил грузовик. Это был, конечно, не настоящий грузовик, а игрушечный, который заводился ключиком и потом ездил, как настоящий.
И вот этот мальчик вышел во двор со своей заводной игрушкой, стал заводить свой грузовик и смотреть, как он ездит.
Все ребята, которые были во дворе, обступили мальчика и с интересом рассматривали грузовик. А некоторые даже стали просить, чтобы он дал им разок завести грузовик ключиком.
Но мальчик сказал:
— Уходите-ка все отсюда. Это мой грузовик. И я не только не дам никому завести его ключиком, но даже не хочу, чтобы вы смотрели, как он ездит.
В это время во двор вышел мальчик с велосипедом, и он всем по очереди разрешал покататься на своем велосипеде.
И все забыли про мальчика с заводным грузовиком. А он смотрел, как ребята катаются на велосипеде, и ему тоже очень захотелось прокатиться.
Ему очень хотелось сказать:
— Ребята! Вот, пожалуйста, заводите сколько угодно мой грузовик, а я покатаюсь на велосипеде.
Но ему было стыдно. И он не сказал ничего.
Коньки купили не напрасно
Я не умел на коньках кататься. И они лежали на чердаке. И, наверное, ржавели.
Я очень хотел научиться кататься. У нас во дворе все умеют кататься. Даже маленький Шурик умеет. Мне было стыдно выйти с коньками. Все смеяться будут. Пусть уж лучше коньки ржавеют!
Однажды папа сказал мне:
— Коньки я тебе купил напрасно!
И это было справедливо. Я взял коньки, надел их и вышел во двор. Каток был полон. Кто-то смеялся.
«Начинается!» — подумал я.
Но ничего не начиналось. Меня пока не замечали. Я вышел на лед и упал на спину.
«Сейчас начнётся», — подумал я.
С трудом поднялся. Мне было трудно стоять на льду. Я не двигался с места. Но самое удивительное было то, что никто, абсолютно никто не смеялся, не показывал на меня пальцем, а наоборот, Маша Мишкина подбежала ко мне и сказала:
— Дай руку!
И хотя я упал ещё два раза, а всё равно был доволен. И я сказал Маше Мишкиной:
— Спасибо, Маша! Ты научила меня кататься.
А она сказала:
— Ой, что ты, что ты, я только тебя держала за руку.
Когда я ходил в детский сад, я любил рисовать пароходы. Я всем хвалился:вот какие замечательные пароходы я могу рисовать!
И вот однажды я спросил одного мальчишку, может ли он нарисовать такой замечательный пароход, — я тут же нарисовал большой пароход с трубами, всё как полагается. Потом я нарисовал море синим карандашом, а красным карандашом — флаг на мачте, и получилось совсем хорошо — плывёт по морю пароход, а на мачте у него развевается красный флаг.
Мальчишке понравился мой корабль, но он мне сказал:
— Я могу лошадь нарисовать.
И он нарисовал лошадь.
Эта лошадь была так хорошо нарисована, что я удивился иногда не хвалился больше своими пароходами, потому что такую лошадь я не сумел бы нарисовать никогда.
Маленький Петя был в зоопарке. Но он там ничего не видел. Петому, что там было много людей. И все возле клеток толпились. А Петю никто не взял на руки.
Другие дети говорят:
— Я медведей видел!
— Я волков видел!
— Я лисицу видел!
— Я жирафа видел!
А Петя говорит:
— Я видел, как машина задом ехала, и эскимо на палочке.
источник
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Урок чтения. В.В. Голявкин «Как я встречал Новый год». 3-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Цель урока: раскрыть содержание рассказа Виктора Владимировича Голявкина “Как я встречал Новый год”.
совершенствовать технику ролевого чтения;
уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы;
активизировать словарь учащихся.
корректировать и развивать связную речь;
корректировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.
воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
воспитывать уважение к традициям своего народа, семейным традициям.
— Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
— Говорим лишь то, что нужно, даже если это сложно. Ведь стараться можно?
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь.
— Чему мы учимся на уроке чтения?
— Я предлагаю подготовиться к чтению. Сделаем разминку:
выпал снег, кругом снежинки летают, подуем на снежинки(снежинки на ниточке, дети одной рукой держат снежинки и дуют на них: глубокий вдох, выдох, губы «трубочкой»);
глаза : зажмурили, поморгали;
чтение слогов и слоговой лесенки:
прочитать только гласные, затем С+Г, затем С+С+Г.
П Р А СЕ С Н И СНЕ С Т О СНЕГ М К У СНЕЖОК Д В А СНЕЖИНКА СНЕГУРОЧКА
Сколько снегу намело! Стало всё светлым светло! Сосны снежные стоят словно в сказке снег и сад!
Обобщение: подули на снежинки, прочитали слоговую лесенку, повторили скороговорку. С каким временем года это всё связано? Какой большой раздел продолжим изучать? А какое произведение из этого раздела, определим немножечко позже.
3. Актуализация опорных знаний.
-Разрешите мне взять у вас интервью.
-Какое время года наступило? — Назовите зимние месяцы. — Какой сейчас месяц идет? — Чем вам нравится зима? — Как изменилась природа с наступлением зимы? — Чем вам нравится зима?
4. Проверка домашнего задания.
— Какое произведение о зиме читали на прошлом уроке? — проведём конкурс «Чтецов». (выбранные дети выразительно читают стихотворение О.Высотской «Пришла зима с морозами», остальные ребята оценивают их чтение).
Ой, мороз, мороз, мороз, Щиплет щёчки, щиплет нос, Щиплет ушки, щиплет губки, Забирается под шубки. Чтоб согреться, посмотри, Всё как следует потри. Потри щёчки, порти нос, Потри ушки, потри губки. Пар пошёл даже из шубки.
— На доске картинки. Посмотрите на них и снимите лишние (дети по одному выходят к доске и снимают лишние картинки). -Назовите картинки, которые у вас остались (Дед Мороз, подарки, шарики, ёлка, снег). — Почему вы оставили эти картинки? — О чём будем читать?
7. Подготовка к чтению рассказа .
— Какой любимый праздник приходит к нам в декабре? — Что такое год? ( вывешиваю табличку: год – мера времени). — Сколько в году месяцев? ( табличка: 1год = 12 месяцам). — Какой месяц год начинает? — Какой месяц год заканчивает? -Когда наступает новый год? В какое время суток? — Ночь, в которую наступает Новый год, называют новогодняя ночь ( слово на таблице прочитать хором) Кто приходит с подарками в этот праздник? — Можно ли увидеть Новый год? Потрогать его? -Как в вашей семье встречают Новый год? — Как встречали праздник и кого хотели увидеть герои рассказа Голявкина, вы узнаете, послушав рассказ.
— Я прочитаю рассказ, а вы после чтения скажете, кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь.
а).Первоначальное знакомство с рассказом.
Беседа по содержанию прочитанного:
— Кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь?
— Что он решил для этого сделать?
— Получилось ли у него выследить Новый год?
Моментально – за очень короткий промежуток времени.
Новый год – Новогодний Новогодняя
в). Коллективное чтение рассказа.
Беседа по прочитанному. — Назовите главных героев рассказа. — Что было интересно младшему брату? — Что он сделал, чтобы «встретить» Новый год? — Получилось ли у мальчика выследить Новый год? Почему? — Где был в это время старший брат? — Из – за чего братья поссорились? — Чем закончился спор братьев? — Почему дети не знали что такое Новый год?
— Сколько героев рассказе? (2). — Если в рассказе два и более героя, значит его можно читать по ролям. Попробуем прочитать по ролям, соблюдайте знаки препинания. — Кто должен помочь мальчикам разрешить их спор?
— Понравился ли рассказ? Назовите автора. — Виктор Владимирович Голявкин (фото) – не сказочник. Он пишет про жизнь, какая она есть. Девочки в его рассказах появляются редко. Главные герои его рассказов – мальчишки, т.к. он сам – бывший мальчишка. Для него лучше писать то, что ему лучше знакомо. Иногда мальчишки в его произведениях озоруют так, что у читателя дух захватывает. Но при этом автор заставляет читателей и героев думать. Он так же был и художником. Сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.
— С каким рассказом познакомились? — Что вы узнали, прочитав рассказ?
— У нас в классе ёлочка, давайте её украсим, чтобы и у нас стало празднично и красиво. Но украшение вы повесите не просто так, а дополнив фразу: сегодня на уроке я …
источник
БЛОГ Кишкуновой Людмилы Фёдоровны
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за возможность вновь вернуться в детство!
В новогодние праздники у меня всегда много встреч, есть возможность спокойно посидеть и побеседовать за чашкой чая с друзьями и близкими, а вот новогоднюю ночь сейчас я предпочитаю встречать дома, раньше часто в эти дни работала в детском лагере, а там новый год встречала в компании детей, Деда Мороза и Снегурочки!
Наталия Викторовна, приветствую Вас в первый день 2017 года! Я тоже встречала Новый год дома, у ёлочки и телевизора. Но за окном — было столько фейерверков, огней — красота с высоты 9 этажа. А сегодня дом полон детьми и внуками. Вот счастье.
Уважаемая Людмила Федоровна, спасибо за детские воспоминания, это очень трогательно. А Новогоднюю ночь я провела дома, люблю тихий домашний праздник
Анна Борисовна, мне кажется, сейчас дети не так наивны, как это было в книжке В. Голявкина. И всё же, попробуйте этот рассказ прочитать кому-нибудь из современных детей. Как они воспримут сюжет?
Людмила Фёдоровна, с Новым годом!
Спасибо за рассказ ))
Я люблю Новый год встречать дома, в кругу любимых людей. Днём 31-го поздравили родителей, встречали же Новый год дома.
Конечно, счастье — быть в кругу дорогих людей!
Ольга Николаевна, с Новым годом! А как воспринимает образ Нового года Ваша дочь? Кого она представляет?
Лиза знает, что куранты возвещают о начале Нового года. А вот Деда Мороза ждёт. И он всегда оставляет ей подарки под ёлкой, когда никого нет дома. Мы открываем балконную дверь )) В чудо верим ))
Я тоже поддерживаю веру в чудо у своих внуков. Но старший (9 лет) пытается разубедить 6 летнего, что Нового года не существует. А тут ещё я со своим рассказом внесла сумятицу. Ну пусть они хоть немного побудут детьми.
Спасибо, Людмила Фёдоровна, что не бросили Блог Кота Васьки и ответили на мой первый пост. Постараюсь найти книгу Голявкина. В 1963 году я еще не родилась, но уже родилась моя мама. Интересно почитать о ее детстве.
Яна, я обязательно Вас поддержу. А как Вы встретили Новый год?
Людмила Фёдоровна! Книги Виктора Голявкина у меня нет в школьной библиотеке. Можно почитать ее он-лайн. Спасибо, что рассказали о книге моего детства.
Да, Ирина Михайловна, в Интернете сейчас много чего можно прочитать. Вспомнили, как Новый год встречали? А отличается эта встреча от современной?
Людмила Фёдоровна, я замечательно встретила Новый год со своими подругами. Мы отмечали у нас дома. Мама меня никуда не отпустила. Сначала были дома, а потом с моими родителями (+ еще соседи присоединились к нам) мы пошли на городскую елку. Катались на горке, пели песни. Потом дома смотрели телевизор, а главное общались, дурачились, играли в игры, викторины.
Классно. Главное, все вместе. Вот такая традиция сохраняется много лет! Не зря говорят, что НОВЫЙ ГОД НУЖНО ВСТРЕЧАТЬ В СЕМЬЕ.
Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Спасибо Вам за возвращение в детство, пусть и на несколько минут!
Пусть Новый год обязательно будет ярким, позитивным, исполнятся заветные желания, мечты претворятся в жизнь, а вокруг будут здоровые и благополучные родные и близкие.
Здравствуйте,Лилия Павловна! Огромное спасибо за добрые пожелания. Мне кажется в Новый год даже взрослые люди становятся немножко детьми, потому что верят в чудеса. Пусть и Ваши мечты и желания сбудутся.
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Замечательный рассказ! Что-то похожее было и у меня в детстве. У нас всегда была наряженная ёлка, а под ёлкой Дед Мороз! И всегда у меня было ощущение сказки и волшебства. За это огромное спасибо родителям. Этот Новый год я встречала дома, со своими родными, с вкусными салатами и шампанским. А вот утром мы отправились с мужем на Театральную площадь к главной ёлке Краснодара, а там такая красота. С Новым годом Вас! Счастья Вам, здоровья, любви близких и успеха во всем. )))
Здравствуйте, Елена Анатольевна! А я ведь по вашему примеру тоже ездила в парк с внуками — катались на горках, таких высоких. И даже на колесе обозрения, правда замёрзли — вокруг снегу много-много, люди гуляют с детьми. Спасибо Вам, что подали пример и за этот замечательный комментарий! С Новым годом.
Людмила Фёдоровна, с наступившим новым годом! Всегда любила рассказы Голявкина(Драгунского, Носова. ), читала своим детям, внукам. Спасибо, что напомнили страничку из далёкого детства!) Новый год встречали с мужем, налили по стаканчику грушёвого лимонада и. здравствуй, 2017-й! Вчера приехали сын с невесткой,дочь увидели в скайпе.У нас впервые канун новогоднего праздника с лёгким морозцем и снегом-хорошо! Очень люблю рассказ К.Паустовского «Снег» : «Стояли серые, мягкие дни». Людмила Фёдоровна, не знаю где ещё можно написать эту информацию :мой муж родился в с.Становка Больше-Ук. района Омской области. Мир тесен.
Ирина, здравствуйте! Духовное родство налицо. Печатая рассказ Голявкина, я вспомнила и Паустовского. А гуляя сегодня в одном из омских парков,опять подумала :»Надо перечитать, где «. стояли серые, мягкие дни». Вы представляете? Пожалуйста, не теряйтесь! Очень хочется с Вами общаться. А может мы ещё и развиртуализацию проведём?
Людмила Фёдоровна, думаю, что даже в Интернете нас всех привлекает духовное родство, так находим друг друг-по интересам, чтению книг. Вот непродвинутый я пользователь -что значит «развиртуализация».
Ой, простите, Ирина. Я надеюсь на постоянное общение в виртуальном мире, но, не исключаю, а вдруг встретимся в реальном мире? Может быть, у Вас остались родственники и Вы соберётесь в гости в Омскую область? Но об этом лучше на электронную почту. ( kishkunova_lf@mail.ru)
Людмила Фёдоровна, добрый день! Уже написала-смотрите почту.
источник
Я живу с папой, мамой и сестрой Катей. В большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит. Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что там меня нет. А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что–нибудь такое.
Однажды он меня спрашивает:
— Эх, ты, — говорит, — не знаешь!
— А я знаю, на небе звёзды есть.
— Что ж ты сразу мне не сказал? — И смеётся. — Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.
Я подумал немножко, потом говорю:
— Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!
— Мы ведь с тобой друзья, — говорит, —а ты дразнишься.
— Это ты, — говорю, — а не я дразнился.
С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё–таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.
Про то, как я решил в школу пойти
В прошлом году со мной вот что случилось…
У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что- нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «А–а-а–а бвгд–э-э–э…»
Хожу и пою во всё горло. Получалось всё как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя. Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно! Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы. А так я всё прекрасно запомнил.
Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой–то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.
Учитель сразу заметил меня. Он спросил:
— Не похоже, — сказал учитель.
— Я сам пришёл, — сказал я, — я могу буквы петь.
— А дальше как? — спрашивает учитель.
— Конечно, есть. — И показывает мне книжку.
Ох и много там букв! Я испугался даже.
— Я не могу столько, я ещё маленький…
— А ты думал, что ты уже большой?
— Я не думал, что я такой маленький. Я ростом как Вовка.
— Вон он сидит, — сказал я. — Мы с ним мерялись…
— Врёт он! — крикнул Вовка. — Я выше!
Все засмеялись. Учитель сказал:
— Я вам верю обоим. Тем более, что вы мерялись. Но ты ведь всех букв не знаешь.
— Это верно, — сказал я. — Но я их выучу.
— Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.
— Обязательно, — говорю, — приду. До свидания.
— До свидания, — говорит учитель.
Я думал, Вовка дразниться будет.
Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:
— Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.
— Нечего горевать, — сказал я. — Я не горюю…
На самом деле я горевал. Но я не показывал этого.
— У меня букварь лишний есть, — сказал Вовка. — Один букварь мне папа купил, другой — мама. Хочешь, я тебе дам букварь?
Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.
— Я за букварь, — говорит, —ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.
— Тогда просто так, — говорю, — возьми ленту.
— Я тебе дал бы свой сон, — говорю. — Но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.
Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.
— А мне всё петухи… — вздохнул Вовка. — Так скучно!
— Как же их гнать? Ведь они во сне…
Мне очень хотелось ему помочь. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие–то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон!
Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы. Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе —и папе, и маме… Может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться. Вдруг и мне–будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать. Может быть, взять и уехать? Куда–нибудь на край света?
Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.
— Он попросту лодырь, — ответил папа. — Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он. знай себе двойки приносит…
Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.
Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.
— Пять получил! — крикнул он радостно.
— Ты что это?! — удивился Вовка.
— Лодырь ты, и всё. Так мой папа сказал. Понятно? Вовка стукнул меня изо всей силы в нос, потом толкнул
— Получил? — крикнул он-. — Ещё получишь!
— Смотрите какой! Ещё в школу не ходит!
К нам подошёл дядя Витя. Дядя Витя—лётчик. Мы его все очень любим. Он нас на самолёте катал.
— Мир, — сказал дядя Витя, — немедля!
Я совсем не хотел мириться. Во–первых, нос
у меня болел ужасно, а во–вторых, раз Вовка лодырь. Но дядя Витя заставил. Пришлось помириться.
Дядя Витя повёл нас на улицу и купил по мороженому.
Мы молча съели мороженое. Вовка достал из кармана деньги и предложил:
— У меня вот тут деньги есть… Купим ещё?
Мы купили стаканчик мороженого и пополам съели.
Я побежал домой, взял у мамы денег, и мы купили ещё стаканчик.
источник