Меню Рубрики

Как выполнить анализ ресурсов предприятия

Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.

Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того, рост объема производства при существующих технологических системах привел к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного их использования в процессе производства продукции или интенсивным путем.

Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов составляет содержание экономического анализа, который предполагает следующие этапы:

1. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения;

2. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

4. Факторный анализ общей материалоемкости продукции;

5. Оценка влияния стоимости материальных ресурсов на объем производства продукции.

Источники информации для анализа материальных ресурсов: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов.

Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах (MPi) источниками покрытия (Ui):

Различают внутренние (собственные) источники и внешние.

К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.

К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.

Потребность в завозе материальных ресурсов со стороны определяется разностью между общей потребностью в i-м виде материальных ресурсов и суммой внутренних источников ее покрытия. Степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах договорами на их поставку оценивается с помощью следующих показателей:

— коэффициент обеспеченности по плану

К об.пл = Стоимость материальных ресурсов по заключенным договорам / Плановая потребность ;

— коэффициент обеспеченности фактический

К об.ф = Стоимость фактически поставленных материальных ресурсов / Плановая потребность.

Анализ данных коэффициентов проводится по каждому виду материалов. Особое внимание при анализе уделяется выполнению плана МТС по срокам поставки материальных ресурсов или ритмичности поставок.

Для оценки ритмичности поставок используются показатели:

— коэффициент неравномерности поставок материалов:

где x –процент выполнения плана поставки по периодам (дням, декадам, месяцам); f – план поставки за те же периоды;

где Δf – отклонение объема поставки по периодам от плана; k – количество анализируемых периодов; fср — средний объем поставки материалов за период.

Неритмичная поставка материальных ресурсов ведет к простоям оборудования, потерям рабочего времени, необходимости сверхурочных работ. Оплата простоев не по вине рабочих и сверхурочных работ ведет к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и соответственно к снижению прибыли предприятия.

Условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность материальными ресурсами. Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нужды основной и не основной деятельности предприятия и на запасы, необходимые для нормального функционирования на конец периода.

Потребность в материальных ресурсах на образование запасов определяется в трех оценках:

— в натуральных единицах измерения, что необходимо для установления потребности в складских помещениях;

— в денежной (стоимостной) оценке для выявления потребности в оборотных средствах и увязки с финансовым планом;

— в днях обеспеченности – в целях планирования и контроля за выполнением графика поставки.

Обеспеченность предприятия запасами в днях исчисляется по формуле:

где Здн – запасы сырья и материалов, в днях;

Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или стоимостных показателях;

Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же единицах измерения.

Средний дневной расход каждого вида материалов рассчитывается делением суммарного расхода i-ого вида материальных ресурсов за анализируемый период (MРi) на количество календарных периодов (Д):

В процессе анализа фактические запасы важнейших видов сырья и материалов сопоставляют с нормативными и выявляют отклонение. Проверяют также состояние запасов сырья и материалов на предмет выявления излишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. К неходовым относят материалы, по которым не было расходов более одного года.

В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл.12).

Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.

Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

Показатели эффективности материальных ресурсов:

— Материалоемкость продукции (ME) — отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции.

— Материалоотдача продукции (МО) — характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

— Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) — отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции).

— Коэффициент использования материалов (KM) — показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования.

— Сырьеемкость продукции (СМЕ)

— Металлоемкость продукции (ММЕ)

— Топливоемкость продукции (ТМЕ)

— Энергоемкость продукции (ЭМЕ)

Эти показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией.

— Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) — характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие.

В зависимости от специфики производства частными показателями могут быть: сырьеемкость – в перерабатывающей отрасли; металлоемкость – в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; топливоемкость и энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; полуфабрикатоемкость – в сборочных производствах и т.д.

Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения.

Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство. В свою очередь объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

Факторная модель будет иметь вид:

МЕ = МЗ(при VВП, УДi, УРi, ЦМi) / ТП (при VВП, УДi, ЦПi).

Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости:

Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой формуле можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод.

Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление продукции, а также при определении общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы.

Решение аналитических задач по оценке эффективности использования материальных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами является задачей логистики, в частности по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной партии поставляемых ресурсов.

На основе проведенного анализа в заключение производят подчет резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году. Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедрения новых производственных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, изменения конструкций и технологических характеристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улучшения МТС и использования материальных ресурсов и др. Экономия (Э) от данных мероприятий может быть определена по формуле:

где М1, М0 — норма расхода материала до и после внедрения мероприятия; ЦМ — цена материала; VBПm — выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года, Змр — затраты, связанные с внедрением мероприятия.

Источник — Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.

источник

Автор: Андрей Нестеров ✔ 19.02.2018

Нестеров А.К. Анализ трудовых ресурсов // Энциклопедия Нестеровых

Рассмотрим, как нужно проводить анализ трудовых ресурсов предприятия, чтобы оценить обеспеченность, структуру, движение и эффективность использования.

Анализ трудовых ресурсов проводится в соответствии с порядком, который показан на рисунке.

Порядок анализа трудовых ресурсов

Для примера возьмем предприятие АО «Продукты», которое занимается розничной торговлей. Товарная специализация АО «Продукты» соответствует стандартному формату розничного магазина по ОКВЭД 52.11: продовольственные товары, алкогольные и безалкогольные напитки.

Анализ трудовых ресурсов будем проводить в соответствии с методикой, рассмотренной ранее.

На диаграмме представлены результаты расчета среднесписочной численности работников за отчетный год.

Результаты расчета среднесписочной численности работников за отчетный год

Среднесписочная численность работников составила 58 человек.

Численность работников соответствует потребностям предприятия согласно штатному расписанию.

Штатное расписание АО «Продукты»

Рассмотрим структуру персонала АО «Продукты» в разрезе по следующим показателям:

Структура персонала по стажу работы

Из диаграммы следует, что наименьший удельный вес в структуре персонала (24%) занимают работники со стажем работы более 2 лет, большая же часть персонала (43%) работает около 1 года. Это также свидетельствует о частой сменяемости персонала в АО «Продукты».

2. Возрастной состав сотрудников:

Структура персонала по возрастному признаку

Из диаграммы видно, что 19% работников – это молодежь в возрасте 18-25 лет, в основном студенты; 32% работников имеют возраст от 25 до 30 лет; 28% – от 30 до 40 лет; 21% – от 40 до 50 лет. Можно сделать вывод, что в АО «Продукты» привлекают молодежь, совмещающую работу с обучением в вузе. Руководство предприятия активно использует политику привлечения молодых кадров.

Следует отметить, что для предприятий торговли зачастую является характерным повышенный уровень текучести и сменяемости персонала, что обусловлено повышенным спросом со стороны предприятий торговли на работников нижнего уровня, к которым можно отнести продавцов, водителей и т.п. Учитывая, что около половины сотрудников АО «Продукты» находятся в возрасте от 18 до 30 лет, высокая сменяемость персонала и низкий уровень стабильности состава персонала вполне объяснимы и закономерны. Учитывая восходящую тенденцию показателя постоянства состава персонала, с определенной степенью уверенности можно предложить снижение сменяемости трудовых ресурсов естественным образом.

3. Образование сотрудников:

Структура персонала по образованию

Согласно представленным данным большинство сотрудников персонала АО «Продукты» имеют оконченное среднее специальное образование (52%). Неоконченное высшее имеют все работники в возрасте от 18 до 25 лет, студенты, совмещающие работу в АО «Продукты» с учебой. Высшее образование имеет весь административный персонал и несколько работников торгового персонала. В целом, следует сделать вывод, что образовательная структура трудовых ресурсов АО «Продукты» характерна для розничных торговых предприятий и вполне соответствует текущим условиям хозяйствования АО «Продукты».

Структура трудовых ресурсов по категориям персонала

Согласно данным диаграммы, основную долю персонала в АО «Продукты» составляют торговые работники, производственный персонал отсутствует, что вполне естественно для предприятия розничной торговли. Доля обслуживающего, вспомогательного и административного персонала соответствует потребностям АО «Продукты». При этом, поскольку основу трудовых ресурсов предприятия составляет торговый персонал, доля руководящих работников и специалистов на предприятие невысокая.

Профессиональная структура трудовых ресурсов АО «Продукты» соответствует традиционной организации розничного предприятия, в которой выделены менеджеры, экономисты, работники бухгалтерии, инженерные и технические сотрудники, технологи, товароведы и продавцы. В отличие от крупных розничных сетей, супермаркетов, универмагов и т.п. уровень специалитета в рамках традиционной организации розничного предприятия определяется исключительно категориальным положением сотрудника.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Структура трудовых ресурсов по уровню квалификации

Согласно диграмме, основную долю персонала в АО «Продукты» составляют работники с базовым уровнем квалификации. К данному уровню относятся продавцы и обслуживающий персонал со специальным или профессиональным образованием. Трудовые ресурсы без квалификации включают в практически весь себя вспомогательный персонал, к которому не предъявляются квалификационные требования. Первый уровень квалификации составляют административные работники и часть торгового персонала.

В зависимости от длительности и характера найма на работу трудовые ресурсы предприятий распределяются в зависимости от типа трудовых отношений. Работники могут быть наняты на постоянной основе, на временной, на выполнение сезонных работ, либо наняты для выполнения случайных работ. При оценке трудовых ресурсов АО «Продукты» было установлено, что в зависимости от длительности найма все работники работают на предприятии на постоянной основе. В случае, если появляется необходимость выполнения случайных работ – предприятие прибегает к услугам специализированных компаний.

В АО «Продукты» в настоящий момент в структуре трудовых ресурсов отсутствуют работники, нанятые по совместительству, а также отсутствуют работники, нанятые по договорам гражданско-правового характера. Все работники наняты в соответствии со штатным расписанием.

При определении среднесписочной численности не учитывались следующие типы работающих лиц: женщины в декретном отпуске и работники в учебном отпуске.

источник

Анализ материальных ресурсов и обеспеченности оборотными средствами.

Нормальный ход производственной деятельности предприятия и ее результаты зависят от эффективной организации снабжения и экономного использования материальных ресурсов.

Своевременное поступление и эффективное использование материальных ресурсов обуславливают бесперебойную, ритмичную работу, выполнение плана и увеличение прибыли. Необоснованный излишек материальных ресурсов может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а, следовательно, ухудшению финансового состояния. Отсюда следует, что предприятие должно иметь оптимальный запас материальных ресурсов по количеству, качеству, ассортименту.

Основными направлениями анализа материальных ресурсов являются:

— Анализ показателей наличия, движения и обеспеченности производства материальными ресурсами;

— Анализ использования материальных ресурсов в производстве.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяются обобщающие и частные показатели.

К обобщающим показателям относятся материалоотдача, матери­алоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции.

Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов ма­териальных ресурсов.

Коэффициент соотношения темпов роста объема произ­водства и материальных затрат определяется отношением темпа роста объема производства к темпу роста материальных затрат.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции.

Расчет обобщающих показателей использования материальных ресурсов выполнен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Основные характеристики эффективности использования

материальных ресурсов предприятия

Показатель Значение Изменение, +, – Темп роста, %
2010 г. 2011 г.
1 Прибыль на 1 рубль материальных затрат 2,6 12,75 10,15 490,4
2 Материалоотдача, т.р. 200,81 -280,19 41,7
3 Материалоемкость продукции 0,002 0,005 0,003
4 Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции 0,003 0,006 0,003
5 Выручка от продаж, т.р. 561,9
6 Объем выпуска товарной продукции (В+ОГПкг–ОГПнг), т.р. 591,7

Прибыль на 1р. материальных затрат является одним из показателей эффективности использования ресурсов предприятия. Из данной таблицы видно, что прибыль на 1 р. материальных затрат увеличилась в отчётном году на 10,15 т.р. Материалоотдача уменьшилась на 280,19 т.р. Материалоемкость продукции наоборот увеличилась за 2011 год на 0,003 т.р., она показывает, сколько материальных затрат приходится на производство единицы продукции. Выручка от реализации увеличилась на 28888 т.р.

Оборотные средства являются текущими активами предприятия. Оборотные средства – денежные средства, авансируемые в оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды – предметы труда, которые участвуют в одном производственном цикле, вещественно входят в готовую продукцию, изменяя при этом свою натуральную форм, а свою стоимость переносят на стоимость готовой продукции сразу, в течение одного производственного цикла.

Фонды обращения обеспечивают процесс реализации продукции и осуществление расчетов.

По степени ликвидности различают наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения); быстро реализуемые активы (товары отгруженные, краткосрочная дебиторская задолженность, прочие оборотные средства); медленно реализуемые активы (запасы за минусом расходов будущих периодов).

Оборотные средства обеспечивают непрерывность производственного процесса. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью – продолжительностью прохождения отдельных стадий производства и обращения. Ускорение их оборачиваемости уменьшает потребность в них, а именно: снижает запасы, сокращает объемы незавершенного производства и, следовательно, снижает затраты на их хранение и т. д.

Для характеристики оборачиваемости оборотных средств используют следующие показатели: коэффициент оборачиваемости оборотных средств; продолжительность одного оборота в днях; коэффициент закрепления оборотных средств.

Для анализа использования оборотных средств заполним таблицу 2.2.

Таблица 2.2 — Показатели оборачиваемости оборотных средств

Показатели 2010 г. 2011 г. Отклонения
Абсол. Относ.
1 Выручка от продаж (В), т.р. 4,62
2 Оборотные средства (ОС), т.р. 11,7
3 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Коб = В / ОС 5,75 -7,25 -0,56
4 Длительность оборота оборотных средств Д = ОС*Т / В 27,69 62,58 34,89 1,26
5 Коэффициент закрепления оборотных средств Кз = ОС / В 0,08 0,17 0,09 1,125

Из таблицы 2.2 видно, что длительность оборота оборотных средств ООО «Немецкая техника» за рассмотренный период, за 2011 год, увеличилось на 34 дня. Кроме того, темп роста величины оборотных средств превышает темп роста выручки от продаж. Это привело к снижению коэффициента оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, увеличению коэффициента закрепления оборотных средств. Такая динамика рассмотренных показателей говорит об ускорении оборачиваемости оборотных средств, что позволяет сокращать запасы и объемы незавершенного производства, снижать затраты на их хранение. Это свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств на предприятии.

Таблица 2.3 — Характеристика оборачиваемости товарно-материальных ценностей в составе оборотных средств

Показатель 2010 г., дни 2011 г., дни Отклонение
+, – %
1 Длительность оборота запасов сырья, материалов , где З –запасы, С – себестоимость продукции, Т – календарный период (365 дней). 6,18 31,49 25,31 4,1
2 Длительность оборота готовой продукции , где ГП – запасы готовой продукции 4,26 24,62 20,36 4,78

По результатам таблицы можно сделать вывод, что в отчетном 2011 году увеличилась длительность оборота запасов сырья и материалов на 4,1%. Это объясняется тем, что стоимость производственных запасов уменьшилась в большей степени, чем себестоимость продукции.

Также в отчетном 2011 году увеличилась длительность оборота готовой продукции. Это связано с тем, что запасы готовой продукции возросли в большей мере по сравнению с ростом выручки от реализации продукции. Увеличение запасов сырья и материалов обусловлено увеличением объема выпуска продукции в отчетном 2011 году.

Проанализируем структуру дебиторской и кредиторской задолженностей.

Таблица 2.4 — Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия

Показатель Сумма, т.р. Удельный вес, % Изменение
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. +, – %
1 Дебиторская задолженность (до 12 месяцев)
2 Кредиторская задолженность

Исходя из таблицы следует вывод о том, что поступления выплат в бюджет в виде налогов увеличились, что означает, что предприятие стало больше производить, а соответственно больше продукции стало продаваться. Дебиторская задолженность больше кредиторской задолженности, что является положительным моментом для предприятия, так как снижение доли кредиторской задолженности свидетельствует о повышении уровня платёжеспособности предприятия.

Таблица 2.5 — Расчет показателей оценки состояния дебиторской и кредиторской задолженностей

Показатель 2010 г. 2011 г. Отклонение
+, – %
1 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз 33,3 12,16 -21,14 -0,63
2 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Ккз 19,5 638,95 619,45 31,77
3 Период погашения дебиторской задолженности Ддз 0,11 0,12 0,01 0,09
4 Период погашения кредиторской задолженности Дкз 0,07 6,55 6,48 92,57
5 Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств Удз 12,3 -39,7 -0,76

Из данной таблицы видно, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился в отчетном году и равен 638,95. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим годом уменьшился и составил 12,16, и, соответственно, увеличился период погашения дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился в отчетном году и равен 638,95.

Экономический анализ производства и реализации продукции.

Объем произведенной и реализованной продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. По экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия и степень его участия в удовлетворении потребностей рынка. Темпы роста объема производства и реализации продукции влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Основная задача анализа производства и реализации продукции состоит в том, чтобы выявить конкурентные позиции организации и определить стратегию продвижения продукции на рынке.

Анализ производства и реализации продукции осуществляется по трем направлениям:

— оценка результатов производственной деятельности с целью подведения итогов работы;

— анализ результатов и хода выполнения производственной программы с целью прогнозирования возможных результатов;

— анализ результатов с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса.

Для характеристики производства выделяют следующие виды продукции: валовую (ВП), товарную (ТП), реализованную (РП), отгруженную (ОП).

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутризаводской оборот. Данный показатель выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутризаводской оборот. Данный показатель выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция – полученная от покупателей выручка за отгруженную продукцию, на которую перешло право собственности.

Таблица 2.6 — Характеристика производства и реализации продукции предприятия, т.р.

Характеристика объема продукции Формула расчета 2010 г., т.р. 2011 г., т.р. Отклонение
+, – TR, %
1 Реализованная продукция (выручка от продаж) 561,91
2 Отгруженная продукция ОП=РП+ОГнг- -ОГкг 531,39
3 Валовая продукция ВП= РП-ОГнг+ОГкг+ +НЗПнг-НЗПкг 544,32
4 Дебиторская задолженность (ДЗ) 91,19

Анализируя расчеты таблицы 2.6, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период рост выручки от продаж составил 561,91% или другими словами, выручка выросла на 28888 т.р. Выручка от продаж в 2011 году превышает размер валовой продукции.

источник

Анализ внутренней среды фирмы.

1. Значение и цели внутреннего анализа.

2. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации.

3. Анализ слабых и сильных сторон предприятия

Значение и цели внутреннего анализа.При разработ­ке стратегии предприятия менеджеры должны использовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Не­обходимо идентифицировать те внутренние переменные, кото­рые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны пред­приятия, оценить их важность и установить, какие из этих пере­менных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия.

Анализ внутренней среды предприятия — это процесс комп­лексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предпри­ятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Цель внутреннего анализа — оценить стратегическую ситу­ацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.

В зависимости от конкретной ситуации стратегический ана­лиз внутренней среды предприятия может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие — полнота стратегического анализа, его качество и ко­нечная эффективность.

Принципы внутреннего анализа.В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие прин­ципы:

• системность — означает рассмотрение предприятия как слож­ной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразде­лений);

• комплексность — предполагает анализ всех составляющих частей предприятия;

• сопоставимость — требует проведения анализа всех внутрен­них переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;

• уникальность, или специфические цели предприятия.

Равно как стратегия может строиться на уровне фирмы, группы стра­тегических бизнес-единиц или одной СБЕ, так и внутренний анализ может проводиться на каждом из этих уровней. Конечно, в каждом случае анализ будет иметь специфические акценты и содержание, однако его структура и основная идея не изменяются. Общая цель состоит в том, чтобы определить сильные и слабые стороны организации, огра­ничения и, в конечном итоге, разработать стратегии, позволяющие либо использовать имеющиеся преимущества, либо компенсировать недо­статки.

Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации

Глубокое изучение компании — вот цель внутреннего анализа. В принципе, он во многом напоминает конкурентный анализ, но сфо­кусирован на оценке результатов деятельности самой компании и отли­чается тщательностью изысканий и выводов. Детальность внутреннего анализа объясняется его стратегическим значением, а также доступно­стью значительных объемов информации.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Внутренний анализ — это большое количество взаимосвязан­ных переменных, которые могут быть объединены в несколько групп, где важнейшими будут: цели (задачи), структура организации, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, производственная деятельность, сбыт, исследования и разработки.

Рассмотрим содержание этих ключевых элементов детальнее.

Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: из­меримость, достижимость, уместность и коммуникативность.

Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Она состоит из цепочки «конечная цель — средства ее достижения», в которую входит ряд конкретных и праг­матически сформулированных целей. Цели более низкого поряд­ка, таким образом, служат средством достижения желаемых целей более высокого порядка.

Структура организации. Важнейшая цель внутреннего анали­за — выявление соответствия между структурой организации и ре­ализуемой ею стратегией, между которыми существует определен­ная связь. А. Чандлер (1962), например, обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению струк­туры и выделил несколько важных предположений:

• Организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.

• По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

• По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.

Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры — это, преж­де всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структу­ра соответствует целям организации, целесообразно получить от­веты на вопросы, подобные следующим:

• На основе каких принципов выделяются подразделения ком­пании?

• Какой объем продукции производят отдельные подразделения?

• Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом?

Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обес­печения стратегии предприятия. В этом контексте работа финансо­вых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств.

Анализ финансового состояния предприятия на отчетный период позволяет определить его финансовую устойчивость, платежеспособ­ность, финансовые возможности по реализации разработанных страте­гий. Он включает анализы:

1. источников средств и их размещения;

2. дебиторской задолженности;

3. кредиторской задолженности;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8467 — | 8062 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В соответствии с рецептурной моделью (см. рис. 3) важным этапы стратегического процесса является анализ внутренних ресурсов организации.

Критериями адекватности организации ее целям являются результативность и эффективность использования ресурсов в компании.

Результативность (efficiency) характеризует взаимное соответствие ресурсов компании и ее миссии. Результативность — ключевая мера ресурсного профиля для компаний, которые инвестируют в уникальные свойства своей продукции и услуг, имеющие ценность для потребителей. Результативность важна для потребителей, т.к. она означает — совершать верные действия («doing the right things»).

Эффективность (effectiveness) или рациональность, соотносит использованные ресурсы компании с конечным результатом. Рациональность является важной мерой для тех компаний, которые конкурируют на основе более низкой, в сравнении с конкурентами, себестоимости. Таким образом, эффективность подразумевает работу по рационализации всех процессов внутри компании. Эффективность — эго действовать верно («doing things the right way»).

Анализ внутренних ресурсов компании состоит из четырех основных этапов: 1) оценка результативности компании; 2) оценка эффективности компании; 3) сравнение показателей компании с историческими и отраслевыми нормами; 4) идентификация сильных и слабых сторон компании.

На первом этапе, чтобы понять, в какой степени результативна компания, совершает ли компания «верные действия», применяются листинг ресурсов и портфельный анализ.

Листинг (классификация) ресурсов компании помогает ответить на вопрос, насколько философия (в частности, миссия) компании и имеющиеся у нее ресурсы соответствуют друг другу? Портфельный анализ содействует поиску ответов на вопрос, как хорошо продуктовый портфель соответствует ресурсам компании и рыночной ситуации?

В процессе анализа результативности ресурсов выделяют следующие материальные и нематериальные ресурсы: Цели; Стратегия; Лидерство; Структура и система; Персонал; Маркетинг и продажи; Финансы; Производство; НИОКР. Обычно используются экспертные оценки — «соответствует», «условно соответствует» или «не соответствует», даваемые каждому ресурсу.

Приведем в качестве примера перечень вопросов для анализа результативности на примере ресурса «Маркетинг и продажи»:

  • • Является ли компания, ориентированной на рынок, в том смысле, что она стремится производить товары или услуги, которые отвечают потребностям клиентов, или она руководствуется философией производства или продаж, которая состоит в «перевоспитании» клиентов под интересы компании?
  • • Компания стремится производить изделия высокого качества, которые отвечают международным стандартам или осуществляет низкозатратное производство с минимальной нормой прибыли?
  • • Имеется ли в компании приоритет маркетинга, установленный руководством и разделяемый персоналом, или высшее руководство «одержимо» процессом производства?
  • • Является ли маркетинговая деятельность систематической и профессиональной, используются ли современные методы рыночных исследований или других способов владения текущей рыночной ситуацией или маркетинговая деятельность слаборазвита, непритязательна и не пользуется уважением в компании?
  • • Имеет ли компания доступ к каналам дистрибьюции, гарантирующим успех стратегии или конкуренты уже гарантировали себе ключевые выходы на рынок?
  • • Обладает ли компания влиянием на покупателей (дистрибьюторов), позволяющим получать хорошую цену за свои услуги или добавочная стоимость, которую она создает, достается более влиятельным оптовым и розничным продавцам?
  • • Имеет ли компания систему послепродажного сервиса или она ограничивается «доставкой коробок» и упускает выгоды от тесных отношений с клиентами?

Чтобы доминировать на каком-либо рынке, компания, как правило, должна стремиться занять господствующее положение в тот период, когда этот рынок находится в стадии роста. В условиях жесткой конкуренции господство получат только те компании, которые готовы инвестировать в завоевание рынка значительные средства. В подавляющем большинстве случаев, однако, такая стратегия очень рискованна. Исключение составляют ситуации, когда деятельность с низкой нормой прибыли на одном рыночном сегменте финансируется более высокой прибылью, зарабатываемой на продуктах, продаваемых в других сегментах. Но в таком случае возникает проблема продолжительности подобной финансовой поддержки. Таким образом, руководители (стратеги) приходят к понятию сбалансированного продуктового портфеля компании

Бостонская Консалтинговая Группа (БКГ, The Boston Consulting Group) предложила матричную модель продуктового портфеля фирмы в качестве инструмента для рассмотрения стратегии продуктовых линии.

Матрица БКГ (рис. 8) объединяет измерения темпов роста рынка и доли рынка», приходящуюся на продукт, и, таким образом, непосредственно опирается на концепцию кривой опыта. Эта кривая устанавливает обратно пропорциональную зависимость между кумулятивным объемом производства и себестоимостью единицы продукции — чем больше совокупное число произведенных единиц товара, тем меньше себестоимость единицы за счет приобретаемого опыта, совершенствования технологии и т.и.

Всемирно известная фирма, оказывающая консультационные услуги и активно занимающаяся исследованиями рынков

‘ Темп роста отрасли = прирост продаж компании / прирост продаж среднего конкурента. Относительная доля рынка = доля рынка товара (услуги) компании / доля рынка наиболее крупного конкурента

Рис. 8. Матрица Бостонской консалтинговой группы

«Звезда» — продукт (продуктовая линия или СБЕ), который имеет высокую долю на растущем рынке. Компания может затратить значительные средства, чтобы получить эту долю, но эффект кривой опыта подразумевает, что затраты будут сокращаться через какое-то время (и при благоприятном исходе) быстрее, чем у конкурентов. С некоторого момента продукт (или бизнес) обеспечит самофинансирование.

«Трудный ребенок» (иногда называемый «Вопросительный знак») также располагается на растущем рынке, но не имеет значительной доли. Компания может тратить значительные средства, чтобы увеличить рыночную долю, но если она это делает, то маловероятно, что взамен получит сокращение себестоимости, достаточное для возмещения таких инвестиций. Причина — в низком темпе сокращения затрат (в соответствии с кривой опыта) на рынке, на котором компания имеет низкую долю. Товар (услуга) «Трудный ребенок» — объект принятия проблемного инвестиционного решения руководителя, пытающегося спрогнозировать рыночные перспективы этого товара на растущем рынке.

«Дойная корова» — продукт с высокой рыночной долей на стабильном рынке. Поскольку подобные рынки характеризуются низким ростом, потребность в инвестициях в маркетинг невысока. Но большая доля рынка означает, что опыт компании относительно конкурентов с меньшими долями продолжает расти, и затраты уменьшаются. Дойная корова, таким образом, — это поставщик наличных денежных средств в компанию.

«Собаки» имеют низкую долю на статичных или стагнирующих рынках и, таким образом, являются самым плохим вариантом из четырех. Продукты-«собаки» часто являются причиной постоянной утечки наличности и могут использовать непропорциональное количество времени и ресурсов компании.

С помощью матрицы продуктового портфеля исследователь должен установить, сбалансирован ли набор продуктов, услуг или СБЕ в компании и, следовательно, оптимально ли распределение между разными видами деятельности физических и финансовых ресурсов. Например, руководство компании не должно поставл ять чрезмерные ресурсы «собакам» в ущерб «трудным детям», которые имеют шансы превратиться в «звезды».

Другой важный вопрос — соответствует ли продуктовый портфель компании требованиям рынков, а также ключевым компетенциям компании? Например, если компания лучше других владеет технологиями создания новых продуктов, а анализ ситуации на рынке указывает на господство зрелых продуктов на статичном рынке, то возникает несоответствие (дисбаланс) между ключевыми компетенциями и рынком. В таком случае появляется необходимость переместить ограниченные ресурсы с направления «Развитие, НИОКР» на направление «Продвижение и продажи».

В контексте ключевых компетенций матрица БКГ позволяет не только выполнять портфельный анализ, но и позиционировать компании по форме реализуемой стратегии (см. рис. 8). Например, фирма — новатор создает инновационные продукты, революционным образом меняющие стили потребления и создающие новые рынки (новых клиентов). Часть дохода такая компания реинвестирует в создание других инновационных товаров. Яркий пример такой стратегии — компания Apple. Компании — последователи создают свои аналоги новых продуктов, которые проходят естественный цикл развития («Трудный ребенок» — «Звезда» — «Дойная корова» — «Собака») в соответствии с траекторией жизненного цикла.

Возможные стратегические альтернативы для компании — последователя следующие.

Рост — значительное повышение уровня целей над уровнем предыдущего периода (стратегия для «проблемных детей», которые имеют шанс стать «звездами»).

Ограниченный рост — стратегия, при которой цели устанавливаются от достигнутого («звезды» и сильные «дойные коровы»).

Сокращение — отсечение лишнего, переориентация. В терминологии стратегического менеджмента данная стратегия — это «уборка урожая», более быстрое снижение расходов по сравнению с сокращением объема продаж (эта позиция слабых «дойных коров», «собак», «трудных детей»).

Ликвидация — дивестирование, отказ от бизнеса, его продажа («собаки» и «трудные дети», снижающие прибыль компании).

Оценка результативности деятельности компании не в состоянии дать ответ на вопрос о вкладе конкретной группы ресурсов компании в достижение ее стратегических целей, то есть определить, работает ли компания должным образом и, как следствие, эффективна она или нет. В процессе анализа эффективности компании применяются методы цепочки добавленной ценности и метод финансовых коэффициентов.

Цепочка добавленной ценности применяется, как правило, для анализа ресурсного профиля компании в стратегическом контексте. Взаимосвязи между различными функциями, создающими ценность для клиента, часто составляют основу, на которой достигается конкурентное преимущество компании. Это наблюдение также относится к взаимосвязям между цепочкой добавленной ценности компании и цепочками ее поставщиков, дистрибьюторов и клиентов.

В методе «Цепочка добавленной ценности» рассматриваются два типа функций организации: 1) основные; 2) вспомогательные.

Основные функции включают следующие виды процессов, непосредственно связанные с производством товара (оказанием услуги):

  • Входящая логистика — прием, хранение и распределение всех поступлений в компанию, в том числе обработка материалов, управление запасами, транспортировка и т.д.
  • Производство — создание конечного продукта или услуги.
  • Исходящая логистика — сбор, хранение и распределение (продвижение и доставка) продукта клиентам. Для материальных товаров исходящая логистика включает складское хранение, управление запасами, транспортировка и т.д. Если говорить об услугах, то подразумеваются процессы по созданию возможности предоставить услуги клиентам (например, доставка клиента к месту предоставления услуги или наоборот, доставка услуги клиенту).
  • Маркетинг и продажи — информирование потребителя о продукте (услуге) и предоставление возможности совершения покупки. Эта функция включает в себя администрирование продаж, рекламу, собственно продажи, и т.д.
  • Послепродажный сервис — все действия, которые увеличивают или поддерживают ценность продукта (услуги), а именно: установка, ремонт, обучение, бесперебойная доставка запчастей, формирование форума выпускников образовательного учреждения с гарантиями по их трудоустройству и т.д.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

К вспомогательным функциям относятся:

  • • Закупки, которые обеспечивают основную деятельность компании (канцелярские товары, запасные части для станков, комплектующие изделия и т.д.).
  • • Разработка технологий. Очевидно, что все действия по созданию ценности производятся по технологии. Ключевые разрабатываемые и используемые технологии могут быть связаны непосредственно с продуктом (например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых товаров, проектирование оснастки и вспомогательного оборудования), с процессами (например, технология обработки продукта) или со специфическим ресурсом (например, действия по улучшению сырья).
  • • Управление человеческими ресурсами. Эта важнейшая функция «пронизывает» всю компанию. Он включает в себя набор персонала, обучение, развитие, продвижение и вознаграждение сотрудников.
  • • Системы управления. Сюда относятся системы стратегического и тактического планирования, управления финансами, контроля качества и т.д. Являются критически важными для стратегического потенциала компании (см. гему 1).

Главная цель анализа цепочки добавленной ценности — установить те функции, которые являются на данном этапе стратегически уникальными и от которых зависит стратегический потенциал компании, и другие функции, которые могут быть необходимы, но не являются тем средством, с помощью которого продукты (услуги) компании приобретают уникальную ценность в глазах потребителей. Другими словами, необходимо определить функции, создающие конкурентное преимущество компании.

На рис. 9. представлена общая структура цепочки добавленной ценности.

Рис. 9. Общая структура цепочки добавленной ценности компании: СУ — системы управления; ЧР — человеческие ресурсы; РТ — разработка технологий; 3 — закупки; ВЛ — входящая логистика; II — производство; ИЛ — исходящая логистика; М&П — маркетинг и продажи; С — послепродажный сервис

Важная особенность данного метода состоит в том, что он помогает выявить и осознать следующие виды взаимосвязей для создания конкурентного преимущества:

  • Связи между основными и вспомогательными функциями. Например, компания может иметь уникальную систему по обеспечению производства сырьем и материалами, или систему обработки заказа покупателя.
  • Связи между основными функциями. Например, решение поддерживать высокий уровень запасов готовой продукции могло бы облегчить проблемы планирования производства и обеспечить более быстрый ответ на заявки клиентов.
  • Связь с цепочкой ценности поставщика. Например, издатель может убедить авторов передавать рукописи на электронных носителях в формате, который совместим с программным обеспечением наборных машин, тем самым сокращая объем работ и затраты по книгоиздательству.
  • Связь с функциями потребителя или субподрядчика. Например, компания может решить диверсифицировать свою деятельность и передать послепродажное обслуживание специализированной фирме, помещая, таким образом эту деятельность полностью за пределы своей цепочки добавленной ценности.

Второй основной метод анализа эффективности компании — «Финансовые коэффициенты».

При выборе данного метода надо иметь в виду, что финансовые коэффициенты, например, такие, как оборот запасов, торговая наценка, финансовый рычаг и т.д., не важны сами по себе. Критическими являются значения этих коэффициентов, имеющие базу для сравнения. В качестве базы сравнения могут выступать значения показателей, достигнутые конкурентами, или значения, которые компания имела в предшествующие периоды.

Только некоторые виды деятельности компании, их связи между собой и с цепочками ценности других фирм генерируют конкурентное преимущество и повышают ценность для клиента. Финансовый анализ именно этих видов деятельности будет особенно полезен. Например, коэффициент оборота запасов может быть важен для магазина на главной улице города.

Ключевые виды деятельности по созданию ценности не постоянны. Вместе с их трансформацией должны изменяться и финансовые индикаторы. Например, во время «запуска» нового продукта ключевым фактором может быть установление определенного объема продаж (точки безубыточности). По его достижении наиболее важной могла бы стать прибыль на единицу продукции, а во время спада могут быть необходимы потоки наличных денег для поддержки выпуска новых продуктов.

Во многих ситуациях для компании важны данные о себестоимости продукции (услуг), которые сигнализируют об эффективности использования ресурсов.

В табл. 7 представлены основные финансовые индикаторы, применяемые в целях анализа эффективности.

Финансовые коэффициенты и анализ эффективности использования ресурсов компании

Структура себестоимости: рентабельность продаж; валовая прибыль; коммерческие расходы, накладные расходы; оплата труда; материалы;

дивиденды; проценты за кредит

Выполнения планов по продажам;

Производительности труда, вклада в создание ценности для клиента;

Политики закупок, качество материалов, вклада в создание ценности для клиента Влияния акционеров Структуры капитала

Оборотные активы Основные средства Запасы Дебиторы Кредиторы

«Замороженных» денег, эффективности поставок «Замороженных» денег, использования кредита. Риска невозврата долга Выбора поставщиков

Структура капитала, финансовый рычаг

Рисков длинного периода, эффективности использования ресурсов

Дадим короткие пояснения относительно финансовых коэффициентов, представленных в табл. 7.

Доходность (рентабельность) инвестиций ROI = (Выручка — Затраты) / Инвестиции.

Уровень доходности (рентабельность) продаж ROS = (Выручка — Затраты) / Объем продаж.

Валовая прибыль — это разница между выручкой предприятия от продаж товаров (услуг) и затратами на их производство, исчисленная до вычета налога на прибыль.

Накладные расходы (косвенные затраты) — затраты, не связанные с основным производством, не входящие в стоимость труда и материалов (затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и непроизводительные расходы — потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).

Коммерческие расходы — затраты, связанные с отгрузкой и реализацией товаров.

Основные средства (основной капитал, физический капитал) — средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов и имеющие длительные сроки амортизации. К ним относятся: земля, здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты.

Оборотные активы — совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущий хозяйственный процесс и полностью потребляемых в течение одного операционного (производственно-коммерческого) цикла (со сроком использования менее одного года). К оборотным активам относятся: запасы сырья и материалов, запасы малоценных и бысгроизнашивающихся предметов, объем незавершенного производства, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность (долги предприятию), денежные активы во всех формах, краткосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов.

Ликвидность — способность отдельных видов имущественных ценностей быть быстро конвертируемыми в денежную форму без потери своей текущей стоимости в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.

Структура капитала — показатель оценки финансового состояния предприятия, характеризующий соотношение суммы собственного и заемного капитала. Используется для определения уровня финансовой устойчивости предприятия при управлении финансовым левериджем.

Финансовый леверидж (финансовый рычаг) — соотношение между собственным и заемным капиталом.

Видами анализа, завершающими процесс рассмотрения внутренних ресурсов компании, являются сравнительный анализ, исторический анализ, оценка процессов, анализ пакетов ценностей и VRIO-анализ. Цель заключительного этапа анализа внутренних ресурсов — выявление слабых и сильных сторон компании.

Вопросами сравнительного анализа являются, например, такие: «Как исторически развивалась эффективность компании? Как компания может быть сопоставлена с компаниями той же отрасли, и с отраслью в целом?»

Для компаний, акции которых котируются на бирже, сравнительный анализ выполняется с использованием добавленной рыночной стоимости. Добавленная рыночная стоимость (MVA, Market Value Added) — это превышение рыночной капитализации компании (рыночной цены ее акции, умноженной на число ее акций, выпущенных в обращение) над стоимостью ее чистых активов, показанных в бухгалтерском балансе. Важно то, что М VA косвенно характеризует стоимость нематериальных активов компании.

Задача анализа — оценить, какая добавленная стоимость по оценке инвесторов была создана в течение определенного периода времени, например, в течение года (t) в сравнении с годом (t—1):

1) Изменение показателя М VA за год :

A(MVAt)HopM. = A(MVAt) / Инвестированный капитал t-1

Нормированная величина показателя необходима, чтобы сравнивать значение MVA компании с показателем других компаний.

Исторический анализ исследует использование ресурсов бизнеса по сравнению с предыдущими годами для определения любых существенных изменений. В этой ситуации обычно применяются такие коэффициенты, как 1) отношение объема продаж к капиталу, 2) объема продаж к количеству служащих и т.п. Этот метод может продемонстрировать тенденции, которые иначе не могли бы быть обнаружены.

Исторический анализ может быть дополнен сравнением с общеотраслевыми нормами (отраслевой анализ). Опасность сравнения с нормами отрасли состоит в том, что компания может пропустить тот факт, что вся отрасль работает плохо и в конкурентном отношении проигрывает другим странам или другим отраслям, которые могут удовлетворять потребности клиентов другими способами, выступая как поставщики товаров или услуг-субститутов.

В табл. 8. представлен обобщенный взгляд на процессы анализа внутренних ресурсов.

Обобщение процесса оценки внутренних ресурсов

Этап оценки внутренних ресурсов

Насколько философия компании и имеющиеся у нее ресурсы соответствуют друг другу?

Как хорошо продуктовый портфель соответствует ресурсам компании и рыночной ситуации?

Листинг ресурсов в стратегическом контексте

Анализ продуктового портфеля

Насколько хорошо ресурсный профиль компании организован и управляется?

Каковы количественные параметры ресурсов компании?

Цепочка добавленной ценности

Как исторически развивалась эффективность компании?

Как компания может быть сопоставлена с компаниями той же отрасли, и с отраслью в целом?

Отслеживание изменений финансовых коэффициентов

Сравнение эффективности с другими компаниями и с отраслевыми норами

Оценка процессов будет подробнее рассмотрена в теме 4 настоящего пособия. Здесь же мы рассмотрим этот вопрос в контексте формирования конкурентного преимущества компании.

В этом контексте выделяют:

  • • Процессы конкурентного преимущества: отличают компанию от конкурентов и создают рыночные возможности, например, дизайн для Nike или маркетинг для Reebok;
  • • Вспомогательные процессы, добавляющие стоимость и обеспечивающие выполнение процессов конкурентного преимущества. Например, информационная система может сама по себе не генерировать конкурентного преимущества, но она может поддерживать процесс, создающий это преимущество, например, процесс обслуживания клиентов;
  • • Значимые вспомогательные процессы не создают конкурентного преимущества и не поддерживают процессы конкурентного преимущества, однако являются необходимыми для существования компании, например, бухгалтерский учет и уплата налогов;
  • • Незначимые процессы снижают эффективность бизнеса.

Цель оценки процессов — их описание и сравнение с набором аналогичных процессов в подобных компаниях для поиска ответа на вопрос «Как это делают другие? Соответствует ли перечень процессов в нашей организации номенклатуре процессов, которые применяют конкуренты?». Кроме того, важно определиться с ответами на вопросы: «Как усилить наши процессы, которые генерируют конкурентное преимущество? Не ухудшит ли эго другие процессы? Есть ли агенты (партнеры, конкуренты), способные сделать это лучше и дешевле, чем мы сами?».

Оценка внутренних сильных сторон базируется на анализе пакетов ценности. К ценностям могут быть отнесены: функциональность товара; оптовая цена; качество; послепродажный сервис; мерчандайзинг (определяет набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены); скидки; объемы партий; сроки поставок. Каждый из представленных выше ресурсов (ценностей) затем подвергается экспертной оценке с целью выявить преимущества или слабые стороны компании в сравнении с конкурентами, например, по 10-тибалльной шкале — от 1 (не удовлетворяет) до 10 (полностью удовлетворяет). Результаты анализа визуализируются в виде диаграммы (рис. 10).

Рис. 10. Анализ пакетов ценности на примере трех компаний по производству компьютеров

Метод VRIO-анализа служит для качественной оценки способности компании доставить выбранный аналитиками пакет ценности клиенту. Оценка производится в сравнении с лидирующим конкурентом. Оцениваемые факторы: V — ценность ресурса (процесса) для клиента (Value); R — наличие у конкурентов (Rareness); I — сложность для имитации конкурентами (Imitation); О — способность компании эксплуатировать ресурс (Organization). Первые два фактора влияют на «размер» конкурентного преимущества, а сложность для имитации и эксплуатация ресурса определяют период времени, в течение которого компания будет иметь данное преимущество.

Интеграцию внутренних характеристик в единую картину иллюстрирует табл. 9.

Интеграция внутренних характеристик компании в единую картину

Ключевые вопросы исследовании внутренних ресурсов

источник