Меню Рубрики

Как все вокруг сурово снежно анализ

Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
В морозной мгле краснеют окна нежно
Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно
Возносит косное величие свое.
Как сладко мне во мгле морозной
Мое звериное жилье!

Cтихотворение состоит из 2-х строф (всего 8 строк)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: снежно-хмур-нежно-конур.
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

источник

Заметки, предлагаемые вниманию читателя, посвящены экспрессивно-стилистической роли корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Теоретический и практический материал в них приводится в такой последовательности:

I. краткий очерк об эстетической роли и значимости каждой из названных морфем в художественном тексте;

II. материал, иллюстрирующий употребительность морфемы в художественном тексте, и соответствующие задания к нему;

III. примеры художественных произведений и система вопросов и заданий по их комплексному анализу.

Предлагаемые учебные материалы могут быть использованы в курсах «Культура речи и стилистика», «Язык художественной литературы» или на факультативе «Знай и люби родной язык». Выборочно (по усмотрению учителя) – на уроках русского языка в 5-х и 6-х классах при изучении раздела «Состав слова и словообразование», а также при его повторении в старших классах.
Языковые единицы в художественном тексте приобретают особую выразительность. Новые выразительные возможности получает и морфема в составе художественного слова.
Экспрессивно-стилистические свойства аффиксов особенно наглядно проявляются в однокоренных синонимических образованиях, которые отличаются друг от друга эмоционально-экспрессивной, эмоционально-оценочной характеристикой и сферой употребления. Ср.: головка, головушка, головенка; толкать, толкнуть, толкануть и т.д. Эти свойства морфем широко используются в художественных текстах. Русская литература дает множество интересных примеров искусного применения словообразовательных единиц для выражения разнообразных оттенков значений и придания словам эмоциональной окраски. Будучи связанными единицами, лишенными самостоятельного функционирования в речи, аффиксы тем не менее способны привнести в текст дополнительное экспрессивно-стилистическое содержание. Актуализации этого содержания содействует прием концентрации в одном и том же тексте или в его относительно самостоятельном фрагменте одинаковых или синонимичных аффиксов. Функциональная роль корневых морфем и аффиксов в художественном тексте может быть различной – от создания конкретного художественного образа до придания особого колорита всему тексту или его фрагменту.

I. При словообразовании аффиксы присоединяются в определенной последовательности к корню, который является смысловым ядром, носителем лексического значения слова. Корень – обязательная часть слова, его структурно и семантически организующий центр. На основе общности корней образуются гнезда родственных слов. В художественной речи родственные слова способны охарактеризовать изображаемое явление с различных сторон и выделить в нем разнообразные свойства и признаки. Родственные слова выступают также как одно из средств связи частей текста, они обусловливают его смысловую цельность, а аффиксальные морфемы, которыми они различаются, усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.
Например, в стихотворении Е.Винокурова:

Округлы облака и женщины. Кругла
Планета наша! Яблоко округло.
И сердце кругло. Круглота не зла.
Округлыми глазами смотрит кукла.
Я круг люблю. Он выдуман хитро.
В нем нет конца. Сыщи-ка в нем огрехи?
Кольцо и солнце, жернов и ядро.
Недаром кругу поклонялись греки –

родственные слова, перечисляемые автором, выступают как иллюстрация к теоретическому заключению: «Все важнейшее в мире – округло»; их конкретные значения в совокупности создают глубокое обобщение.
Словообразовательный ряд со значением «круг как гармоничная фигура Вселенной» передает целостное философское восприятие поэтом окружающих предметов в их многогранных связях и отношениях. Родственные слова круг, круглый, округлый, круглота (окказионализм) имеют общее в своем значении – характеристику формы, напоминающей круг или кольцо. Такая смысловая единица, которую можно выделить в родственных словах, называется семантемой. Сущность семантемы родственных слов может быть раскрыта также на основе контекста нескольких произведений одного и того же автора, и тогда она становится основой для обобщающего поэтического образа.

II. 1. Прочитайте стихотворение С.Погореловского. Какие образы у вас возникают, когда вы читаете его? Найдите родственные слова и определите их лексическое и грамматическое значения. Попробуйте сформулировать: какое обобщенное значение имеет семантема «снег». Какую художественную роль выполняет она
в тексте?

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.

У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.

2. Из приведенных ниже отрывков из стихов И.А. Бунина выпишите слова, содержащие семантему «снег», определите, к какой части речи они относятся. Укажите их значения в тексте. Какие предметы, явления окружающей действительности обрисованы с помощью данного ряда? Какие эмоциональные оттенки отражены в родственных словах, какое настроение они выражают? Почему так употребителен в стихах И.А. Бунина этот ряд?

Пустыня, грусть в степных просторах.
Синеют тучи. Скоро снег.

Вечернее зимнее солнце
И ветер меж сосен играют,
Алеют снега, а в светлице
Янтарные пятна мелькают.

Морозное дыхание метели
Еще свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Метеор зажжется,
Озаряя снег.
Шорох пронесется –
Зверя легкий бег.

Что ты мутный, светел месяц?
Что ты низко в небе ходишь,
Не по-прежнему сияешь
На серебряные снеги?

Один встречаю я дни радостной недели, –
В глуши на севере. А там у нас весна:
Растаял в поле снег.

За окнами – снега, степная гладь и ширь,
На переплетах рам – следы ночной пурги.
Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь
От стужи за окном. – Но вот слуга. Шаги.

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном.
(О старой яблоне.)

. А барышня плетет.
Сидит, выводит крестики и мушки,
Бела, как снег, скромна, как лен в степи.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Срывая брызги с бурного прибоя,
Он влажной пылью воздух наполняет
И снежных чаек носит над волнами.

Дымясь, вставали из-за леса
На склон небес – и вот одно
Могучим обликом Зевеса
Воздвигло снежное руно.

Синеет небо яркое – и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону.

Под хрусталем воды сияет белоснежный
Недвижный отблеск маяка.

Белый снег лежит в ущелье.
Но на скате, на льдине,
Видел я подснежник синий.

Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
Леса, скалистые теснины –
И целый день, в конце теснин,
Громада снеговой вершины
Из-за лесных глядит вершин.

А там встают,
Там медленно плывут и утопают
В глубоком океане небосклона,
Как снеговые горы, облака.

В приведенных фрагментах определите, где прямое, а где переносное значение имеют слово снег и родственные ему слова. Попробуйте те примеры с прямым значением слова снег, в которых есть указание на время, расположить в соответствующей последовательности: 1) начало, середина, конец зимы; 2) утро, день, вечер, ночь.

Найдите и запишите эпитеты, которыми определяется слово снег. Какие признаки снега называют эти образные определения? Как они характеризуют отношение автора к снегу (зиме)? Какими изобразительными средствами (метафора, сравнение) пользуется автор при употреблении семантемы «снег»?

Найдите семантему «снег» в стихотворениях Ф.И. Тютчева или А.А. Фета, сравните ее с семантемой «снег» у И.А. Бунина. В чем сходство и каковы различия в ее значении и употреблении?

III. Ё Прочитайте стихотворение И.А. Бунина.

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.

1. Какое время суток изображено в стихотворении? Определите местоположение лирического героя. Какие картины он видит в настоящий момент? А что было накануне? По каким признакам вы узнали об этом?

2. О каких хризантемах говорит поэт? Почему он выбрал такой образ? Точен ли он? Можно ли только по одному этому образу определить отношение автора к тому, о чем он пишет?

3. Сравните два родственных слова – серебряный и серебристый. Какими оттенками в значении они различаются? Почему окно названо серебряным, а морозные узоры на окне – серебристыми?

4. Почему солнце названо бодрым? О чем говорит читателю этот эпитет? Какое настроение передает этот образ?

5. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие слова передают ее?

6. Сравните два предложения: Утро тихо, радостно и молодо. И все утро яркие и чистые Буду видеть краски в вышине. Почему в одном случае использована краткая форма имен прилагательных, а в другом – полная? К какой части речи относится слово утро в 1-м и 2-м предложениях?

Познакомьтесь со стихотворением А.Т. Твардовского «Сельское утро»:

Звон из кузницы несется,
Звон по улице идет.
Отдается у колодца,
У заборов, у ворот.
Дружный, утренний, здоровый
Звон по улице идет,
Звонко стукнула подкова,
Под подковой хрустнул лед;
Подо льдом ручей забулькал,
Зазвенело все кругом;
Тонко дзинькнула сосулька,
Разбиваясь под окном;
Молоко звонит в посуду,
Бьет рогами в стену скот, –
Звон несется отовсюду –
Наковальня тон дает.

1. Какое слово является опорным (ключевым) в стихотворении? Оправдан ли повтор этого слова? Что вносит в стихотворение такой повтор?

2. С какими глаголами сочетается слово звон? Как эти глаголы передают распространение утренних звуков?

3. Какие эпитеты определяют слово звон? Какое настроение они вносят в общую тональность произведения?

4. Какие еще слова с семантемой «звук» использованы в стихотворении? Перечислите: что делает утро таким звонким?

5. Какие глаголы звучания встречаются в тексте? Найдите их корни. Какие звуки природы ими переданы?

6. Отметьте, какие согласные звуки повторяются в стихотворении чаще, чем другие. Какой эффект достигается в результате повторения однородных звуков? Как аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков) помогает передать слуховые ощущения?

I. Существенную нагрузку в структуре художественного слова может нести не только корень, но и суффикс. Некоторые суффиксы имен существительных, прилагательных и наречий исторически возникли в русском языке для передачи эмоционального отношения к обозначаемым словами явлениям. Они выражают дополнительные уменьшительные, увеличительные, ласкательные, а иногда и презрительные оттенки. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами называются деминутивами. Деминутивы характерны прежде всего для русской разговорной речи (голубчик, душенька, сынок, миленький, махонький, быстренько и т.д.). Деминутивы могут выражать, например, иронию (работничек, помощничек, идейка), приторную вежливость (передайте тарелочку, налейте квасочку, вот билетик), пренебрежение и некоторые другие качества. В художественной речи эти свойства деминутивов могут проявляться особенно ярко. К.И. Чуковский, говоря о мастерстве Н.А. Некрасова, отметил, что особенностью лексики крестьянских стихов этого поэта является большое количество слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Это усиливает реалистичность в воспроизведении бытового просторечия крепостных крестьян, людей обездоленных, угнетенных, глубоко страдающих, изображаемых часто в горьких переживаниях. Например:

Две старушонки сошлись у колодца,
Дай-ка послушаю, что говорят.
«Здравствуй, родная». – «Как можется, кумушка?
Все еще плачешь никак?
Ходит, знать, по сердцу горькая думушка,
Словно хозяин-большак?»
«Как же не плакать? Пропала я, грешная!
Душенька ноет, болит.
Умер, Касьяновна, умер, сердешная,
Умер и в землю зарыт!»

Да недолги были радости,
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек.
И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная.
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная.

Деминутивы – типичный элемент русского фольклора, а также произведений художественной литературы, восходящих к устному народному творчеству. Так, стихотворение С.Есенина «Из-за леса, леса темного» написано в духе лирической песни, деминутивы в нем передают радостное настроение поэта, восторгающегося летним утром.

Из-за леса, леса темного,
Поднималась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые,
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

Такую же художественную задачу выполняют деминутивы в стихотворении С.Клычкова «Половодье».

Вышла Лада на крылечко,
Уронила перстенек,
Бирюзовое колечко
За березовый пенек:
– Покатись – катись, колечко,
За околицу на речку!
Есть в речной глуби темница,
В ней сестрица сном томится,
Ты сестричку разбуди
И в морской волне умыться
К морю синему сведи!

Отбор слов с разнообразными суффиксами дает читателю возможность почувствовать состояние героя, отношение к нему автора. М.Е. Салтыков-Щедрин великолепно использовал деминутивы как средство субъективной оценки для сатирического изображения главного персонажа романа «Господа Головлевы» – Иудушки. Его речь, изобилующая уменьшительно-ласкательными словами, насквозь проникнута лицемерием, ханжеской кротостью, она соответствует всему поведению Иудушки, и в результате создается художественно яркий и законченный образ ханжи и лицемера: «– Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько. Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить.
– А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились? А все оттого, что милость Божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку – об этом и думать не смели! Сидели бы; я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать сбирали. ».

II. 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Песня Еремушке».

«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.

У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;

Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку;
Няня дремлет и поет:

«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей».

На какие две части можно разделить данный отрывок? Объясните, с какой целью используются деминутивы в песне нянюшки? Какой жанр русских народных песен представлен в стихотворении? Для чего вводятся деминутивы в повествовательной части отрывка? Можно ли было в этой части обойтись без них? Какой колорит придают уменьшительно-ласкательные суффиксы всему стихотворению?

2. Прочитайте бытовую сценку из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники». Расскажите, о каком эпизоде из крестьянской жизни в ней говорится.

Ванька вдруг как захихикает
И на стадо показал:
Старичонко в стаде прыгает
За савраской, – длинен, вял,
И на цыпочки становится,
И лукошечком манит –
Нет! проклятый конь не ловится!
Вот подходит, вот стоит.
Сунул голову в лукошечко,
Старичок за холку хвать!
«Эй! еще, еще немножечко!» –
Нет! урвался конь опять
И, подбросив ноги задние,
Брызнул грязью в старика.

Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их стилистическую роль. Каким чувством проникнут этот отрывок поэмы? Почему в одном случае употребляется слово старичонко, в другом – старичок, а в третьем – старик? Как деминутивы помогают читателю представить изображенную поэтом картинку?

3. Познакомьтесь со стихотворением И.А. Бунина «Мужичок». Сравните его с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники». Что общего вы заметили?

Ельничком, березничком – где душа захочет –
В Киев пробирается божий мужичок.
Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,
Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.
«Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».
«Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»
«Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.
Со крестом да с верой всякий путь хорош».
Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:
Сыты. А завидим белые холсты,
Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,
Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты.

В какой форме написано это стихотворение? Как с помощью деминутивов создается образ божьего мужичка? Почему в его речи так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Чувствуете ли вы иронию в отношении автора к своему герою?

4. Прочитайте стихотворение А.Т. Твардовского. О чем оно?

Весенний, утренний, тоненький
Ледок натянуло сеткой,
Но каплет с каждой соломинки,
С каждой ветки.

И звонкую, хрупкую,
Набравшись силы в ночи,
Чуть солнце – уже скорлупку
Проклюнули ручьи.

Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело свое задумала
Река, упершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,
Ее минута близка.
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.

Найдите деминутивы, определите, к какой части речи они относятся. Выделите в этих словах все суффиксы.

III. Прочитайте стихотворение В.Бокова. Чему оно посвящено? Как бы вы его озаглавили?

Дождичек утром!
Ласковый, мелкий, дотошный.
Словно мышонок, скребется в трубе водосточной.
Легким комариком, крылышком бьется в окошко,
Тихо крадется по крыше, как старая кошка.
Тихо ползет в воротник подорожника.
Капли стекают по яблоням так осторожненько.
Жадно трава себя в дождичек теплый макает,
С чувством блаженства некошеный луг намокает.
Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки,
Вот уже лужа блеснула в ложбинке.
Хмель потемнел,
Конопляник, одышкою мучаясь,
Вот уж неделю ждал именно этого случая.

1. Определите, в чем особенность данного стихотворения. Укажите деминутивы, выделите в них суффиксы. Объясните, почему поэт употребил слово дождичек, а не дождь или дождик.

2. Какие сравнения употребляет поэт, рассказывая о дождичке? Использованы ли в них деминутивы?

3. Какие эпитеты использованы поэтом при характеристике дождичка? Почему дождичек назван дотошным? Как вы понимаете это слово? Считаете ли вы этот эпитет удачной находкой автора стихотворения?

4. О чем еще в стихотворении говорится как о живых существах? Как называется такой прием? Приведите примеры из текста.

5. Какие слова и выражения указывают на то, что дождичка долго ждали?

6. Укажите случаи лексического повтора в стихотворении. С какой целью используется этот прием?

7. Обратите внимание на звучание согласных и их сочетаний в двустишиях:

Словно мышонок скребется в трубе водосточной. Легким комариком, крылышком бьется в окошко. Тихо крадется по крыше, как старая кошка. Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки. Можно ли эти строки назвать звукописью?

Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

1. Найдите в тексте слова и выражения, использованные Маршаком вместо наименования «ландыш». Охарактеризуйте их, определите, когда используется метафорическое обозначение, когда – описательный оборот, а когда – обращение к родовому понятию вместо видового. Почему слово ландыш только вынесено в заглавие и не встречается в тексте стихотворения?

2. Прочитайте толкование слова ландыш в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: Травянистое растение с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками и его ботаническое описание в книге «Лекарственные растения Центрального Черноземья»: Многолетнее травянистое растение высотой 15–25 см с тонким ползучим корневищем. Надземная часть состоит из 2–3 прикорневых листьев и цветочной стрелки. Листья ярко-зеленые, продолговато-эллиптические. Цветочная стрелка трехгранная, заканчивается рыхлой односторонней кистью из 6–20 цветков. Цветки белые, ароматные, шаровидно-колокольчатые, на дугообразно изогнутых цветоножках.
Сравните два описания. Чем они различаются? Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите, являются ли они деминутивами.

3. Обратите внимание на композицию стихотворения, на сходство в построении 1-го и 2-го четверостиший. Как такая композиция выражает авторскую мысль?

4. Как построено 3-е четверостишие? Чем осложнено это единственное составляющее строфу предложение? Какую смысловую нагрузку несет слово спеленутый, что оно характеризует? Какие еще эпитеты встречаются в этом четверостишии? Как вы думаете, почему в последней строке автором использованы прилагательные в краткой форме?

5. Сравните первое и последнее четверостишия. Каким в них предстает перед читателем лес? Что изменилось? Как вы понимаете выражение счастливая тоска? Почему состояние леса ранней весной названо именно так?

I. В отличие от эмоционально-экспрессивных суффиксов, приставки чаще всего выступают как словообразовательные морфемы. Так, приставка без- обозначает отсутствие того, что названо в производящем слове: порядок – беспорядок, деятельный – бездеятельный; приставка вы- – направление действия изнутри наружу: выбежать, выбросить, вытолкнуть и т.д. Характерной чертой приставок является их семантическая автономность в слове: значения приставок более определенны и стандартны, чем значения суффиксов. Это в первую очередь дополнительные, уточняющие значения, связанные с пространственной, временной или количественной характеристикой предмета или действия. Указанные значения, как правило, не растворяются в общей семантике слова, а, наоборот, обособлены. Приставки широко используются в словообразовании глаголов, а также прилагательных, менее активны и разнообразны они в именах существительных и наречиях.
В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.
Например, в стихотворении М.Цветаевой «Настанет день. » путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершенности действия, усиливается экспрессия:

Настанет день – печальный, говорят! –
Отцарствуют, отплачут, отгорят, –
Остужены чужими пятаками, –
Мои глаза, подвижные, как пламя.

Особенно заметна роль приставки в выражении экспрессии в стихотворении М.Цветаевой «Отмыкала ларец железный. ». В этом поэтическом шедевре приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.

Кошкой выкралась на крыльцо,
Ветру выставила лицо.
Ветры – веяли, птицы реяли,
Лебеди – слева, справа – вороны.
Наши дороги – в разные стороны.

Ты отойдешь – с первыми тучами,
Будет твой путь – лесами дремучими,
Песками горючими.
Душу – выкличешь,
Очи – выплачешь.

В одном случае приставка обозначает направленность движения изнутри наружу (выставила, выкралась), в другом – указывает на полную завершенность, исчерпанность действия (выкличешь, выплачешь).
Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов. Так, в одном из стихотворений М.Цветаевой двойные приставки перекликаются, чередуются, повторяются:

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской,
Через край – и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.

II. 1. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки используются в том или ином тексте, определите их значение. Какую стилистическую и экспрессивную роль выполняет прием концентрации определенного префикса в одном тексте?

Дабы ты меня не видел –
В жизнь – пронзительной, незримой
Изгородью окружусь.

Жимолостью опояшусь,
Изморозью опушусь.

Шорохами опояшусь,
Шелестами опушусь.

Дабы ты во мне не слишком
Цвел – по зарослям: по книжкам
Заживо запропащу:

Вымыслами опояшу,
Мнимостями опушу.
(Земные приметы)

Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
– Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось.

Спелось – как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.

Смерть – это так:
Недостроенный дом,
Недовзращенный сын,
Недовязанный сноп,
Недодышанный вздох,
Недокрикнутый крик.

Сивилла: выжжена, сивилла: ствол.
Все птицы вымерли, но Бог вошел.

Сивилла: выпита, сивилла: сушь.
Все жилы высохли: ревностен муж!

Сивилла: выбыла, сивилла: зев
Доли и гибели! – Древо меж дев.

Сивиллы – легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами. Наиболее известна куманская сивилла, которой приписываются «Сивиллины книги» – сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий. Куманская сивилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку. В данном стихотворении сивилла превращена согласно трактовке Марины Цветаевой в высушенный ствол-пещеру, в котором совершается прорицание.

2. Прочитайте стихи К.Бальмонта (1) и И.Северянина (2). Укажите значение повторяющейся в них приставки.

Есть в русской природе усталая нежность,
безмолвная боль затаенной печали,
безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
холодная высь, уходящие дали.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье – глухое, немое.

Кончается октябрь, бесснежный и туманный.
Один день – изморозь. Тепло и дождь – другой.
Безлистый лес уснул, гнилой и безуханный,
Бесцветный и пустой, скелетный и нагой.

Пора безжизния! И даже ты, телега,
Не то ты ленишься, не то утомлена.
Нам грязь наскучила. Мы чистого ждем снега.
В грязи испачкала лицо свое луна.

Чему посвящены оба стихотворения? Одинаково ли поэтическое настроение, выраженное в них? Какое из стихотворений имеет обобщающий характер, а какое – более конкретный?

О каких особенностях русской природы пишет К.Бальмонт? Как ее воспринимает поэт? Говорит ли он о том, что в ней чего-то недостает, или о состоянии глубокого покоя, в котором она находится?

Как показана «пора безжизния» в стихотворении И.Северянина? Что должно прийти ей на смену?

3. В стихах И.Северянина (1) и А.Прокофьева (2) укажите повторяющуюся приставку. Определите ее значения.

Зачеремушатся, засиренятся
Под разливной рекою кусты,
Запоют, зашумят, завесенятся,
Все подруги твои, как – и ты.

Зазвенит, заликует, залюбится
Все, что гасло зимой от тоски.
Топором все сухое обрубится,
Смело сочное пустит ростки.

И огнем заполыхала,
и, пройдя через огонь,
закричала, завздыхала
эта самая гармонь.
Отозвались, зазвенели
балалайки в три струны,
заходили, как хотели,
заплясали плясуны.
Закрутились хороводы,
Полушалки зацвели,
и поближе, и поодаль
люди душу отвели.

Найдите в стихотворении И.Северянина окказионализмы с приставкой за-. Объясните их появление в тексте и значение. Как эти слова сочетаются с общеупотребительными глаголами с приставкой за-?

Какое дополнительное значение, кроме начала действия, имеет приставка за- в глаголах в стихотворении А.Прокофьева?

Объясните причину многократного употребления слов с приставкой за- в обоих случаях.

4. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина, найдите в нем слова с приставками. Определите, к какой части речи эти слова относятся.

Там иволга, как флейта, распевала,
Там утреннее солнце пригревало
Труд муравьев – живые бугорки.
Вдруг пегая легавая собака,
Тропинкой добежав до буерака,
Залаяла. Я быстро взвел курки.

Змея? Барсук? – Плетенка с костяникой.
А на березе девочка – и дикий
Испуг в лице и глазках: над ручьем
Дугой береза белая склонилась –
И вот она вскарабкалась, схватилась
За ствол и закачалася на нем.

Поспешно повернулся я, поспешно
Пошел назад. Младенчески-безгрешно
И радостно откликнулась душа
На этот ужас милый. Вся пестрела
Березовая роща, флейта пела –
И жизнь была чудесно хороша.

Какие значения вносят приставки в глаголы? Что с помощью этих глаголов передается (состояние природы, действия, переживания героев стихотворения)?

Укажите строчки, в которых повторяются приставка и аналогичный ей предлог. Какой эффект достигается в результате такого повтора?

III. Познакомьтесь со стихотворением М.Цветаевой.

Рас – стояние: версты, мили.
Нас рас – ставили, рас – садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Рас – стояние: версты, дали.
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий.
Не рассорили – рассорили,
Расслоили.
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали.
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!

С Борисом Пастернаком Марину Цветаеву сближает некоторая общность поэтической манеры. Цветаева посвятила ему множество прекрасных стихов. Стихо-творение «Рас–стояние: версты, мили. » спустя годы обрело особенное звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Версты, дали разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Исторические события 1917 года развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили их надолго, а то и навсегда, с родиной.
Основной особенностью данного стихотворения является многократное и разнообразное использование приставки раз-. Но наряду с этим художественным явлением в стихотворении применяются и другие образные средства. Обратите на них внимание.

1. Найдите глаголы с приставкой раз-/рас-. Определите ее значение. Объясните, почему в данном тексте так много слов с такой приставкой. Как повторяющаяся морфема выявляет основную тему стихотворения?

2. В каких словах звуковой компонент рас с точки зрения современного русского языка уже не является приставкой и входит в корень? Прочитайте историческую справку о словах расстояние и распять: Расстояние. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью суф. ни(j) от расстояти – «стоять в отдалении», сохранившегося в диалектах и являющегося производным с преф. рас- от стояти. Распять. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью преф. рас- от пяти – «натягивать». Покажите, что выбор М.Цветаевой этих слов также правомерен.

3. Почему в отдельных словах морфема (или слог) рас- отделена от слова знаком тире? Как способствует такое выделение пониманию основной темы и идеи произведения?

4. Найдите омографы. Определите, как они образованы. Объясните их употребление в тексте. Какое значение приобретают эти слова, находясь в противопоставлении?

5. Кого поэт определяет словосочетанием сплав вдохновений и сухожилий? Как вы понимаете это образное выражение?

6. Почему в стихотворении упоминается об орлах? Каким приложением определяется слово орлы? Почему это приложение перенесено в начало другой строки? Что достигается в результате подобного переноса? Найдите в тексте примеры аналогичного переноса, объясните их.

7. О чем говорит метафора трущобы земных широт? Как эта метафора соотносится со сравнением как сироты? Какие еще сравнения употреблены в стихотворении?

8. Найдите синонимический ряд слов, обозначающих расстояние. Почему рядом с русским обозначением присутствует заимствованное слово?

9. Какой знак препинания наиболее употребителен в стихотворении? В каких случаях его постановка соответствует правилам пунктуации и когда этот знак авторский? Какую смысловую нагрузку несет данный знак?

10. С какими муками сравниваются муки разделенных не по своей воле людей? По какому слову вы об этом догадались?

11. Посмотрите, когда написано это стихотворение. Имеется ли в тексте указание на время написания? Можно ли считать это произведение автобиографическим?

источник

Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений).

Урок русского языка в 11-ом классе (Профильное обучение).

Автор разработки : Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».

Тема: «Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений «Как всё вокруг сурово, снежно», «На окне, серебряном от инея…», «Старая яблоня», «Грот»).

Форма проведения: урок –исследование.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений).»

Урок русского языка в 11-ом классе (Профильное обучение).

Автор разработки : Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».

Тема: «Изобразительно-выразительные средства, синтаксические структуры лирики И.А. Бунина (лингвистический анализ стихотворений «Как всё вокруг сурово, снежно», «На окне, серебряном от инея…», «Старая яблоня», «Грот»).

Форма проведения: урок –исследование.

Цель: продолжить обучение умению проводить лингвистический анализ лирического произведения в единстве формы и содержания, учить понимать лирику через изобразительно-выразительные средства, развивать воображение, способствовать правильному пониманию текста, помочь осмыслить сюжет и идею произведения, обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его художественные манеры.

Эпиграф к уроку: показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений (Л.В. Щерба).

1. Вступительное слово учителя:

— 1891год… 20-летний сын обедневшего помещика Иван Бунин пишет: «За последнее время я ужасно чувствую себя «поэтом»…Всё — и весёлое и грустное — отдаётся у меня в душе музыкой каких-то неопределённых хороших стихов, чувствую какую-то творческую силу создать что-то настоящее». Слово «поэт» Бунин скромно берёт в кавычки. Хотя теперь мы знаем, что это один из величайших поэтов 20века. Но Бунин также и прозаик. Но…

1. Почему же всё-таки разговор о языке Бунина мы начинаем с анализа его стихотворений?

Потому что Бунин писал: «Я всё-таки … прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик».

2. Вспомним известные вам изобразительно –выразительные средства языка и на примере нескольких стихов И.А. Бунина о природе проследим за использованием различных тропов поэтом для раскрытия темы и идеи, чтобы точнее, в цвете, звуках, запахах донести до читателя художественный образ.

3. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Как всё вокруг сурово, снежно».

— Определите тему и идею стихотворения.

— Чем служат первые две строки стих. в композиции?

— Почему в конце первого предложения автор ставит точку, а второго – восклицательный знак?

— Почему ритм стиха замедленный, спокойный, как он помогает уловить настроение автора?

— Определите количество и структуру предложений, выделите основы, укажите, чем они выражены.

— Докажите, что синтаксическая структура строится по принципу: обобщающее слово, далее его конкретизация предметностью?

— Чем представлены из.-выраз. ср-ва в данном стихотворении?

— Попробуйте заменить краткие прилагательные полными. Что произойдёт с динамикой стиха?

(Учащиеся при анализе стиха говорят, что автор раскрывает тему Родины, её природы, народа; чувствуется боль за судьбу простых людей. В стих. 2 строфы из пяти предложений, которые все двусоставные, автор использует эпитеты, метафоры, анафоры, инверсию, риторическое восклицание, что в основах предложений использованы составные именные сказуемые, проводят эксперимент по замене).

4. Выразительное чтение и анализ стихотворения «На окне, серебряном от инея…»

— Сравните тему и идею данного стихотворения с предыдущим.

— Каким настроением оно пронизано? (Радость открытия, удивления, счастья).

— Почему стихотворение, датированное августом 1903 года, посвящено картине солнечного зимнего утра? (Скорее всего, это воспоминание о каком-то радостном событии, произошедшем зимой).

— Какую роль в создании атмосферы счастья жизни играют слова и словосочетания: «серебряное окно», «небо ярко-синее», «утро тихо, радостно и молодо», «бодрое от холода» солнце, «снеговая пыль», «краски яркие и чистые»? (Световые и цветовые эпитеты).

— Объясните значение слова «пыль» (снеговая), найдите к нему словосочетание-синоним.

— В каком времени использованы глаголы, как формы времени помогают понять главную мысль стихотворения?

— Определите морфологическую доминанту. Почему автор использует полные и краткие прилагательные, глаголы, существительные? (Предмет-признак-действие).

— Определите тип речи, стихотворный размер. ( Описание, хорей).

— Какие изобраз.–выраз. ср-ва использует автор?

— Объясните устаревшее слово «застреха».( В крестьянских избах нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий нижний край крыши).

— В чём сходство этого стихотворения со стихотворением «Вечер»? ( Тот же мотив счастья, радости бытия, изображение единства человека и природы в красках, звуках, запахах).

5. Выразительное чтение и анализ стихотворение «Старая яблоня».

— В каком смысле автор использует слово «снег»?

— О чём идёт речь? Как это помогают понять при этом слове?

— Сравните 2 варианта третьей строки. Почему в разных изданиях мы читаем «от солнца золотых» и «завистливых и злых». Чем отличаются эти варианты характеристики пчёл? Какой на ваш взгляд вариант лучше? Обоснуйте свой выбор. Бунин чаще выбирает 2-ой вариант. Почему?

— Дайте характеристику изобра.–выраз. ср- вам, синтаксической структуре стиха.

( Эпитеты, перифраз, оксиморон и др.).

— Почему по сути вопросит. предложение заканчивается восклиц. знаком?

6. Выразительное чтение и самостоятельный анализ стихотворения «Грот».

— Найдите в стихотворении тропы и стилистические фигуры, понаблюдайте над именами существительными, прилагательным, глаголами, найдите эпитеты, инверсию, перифраз, олицетворения, сравнения, аллитерацию и др. ср-ва выразительности. Сделайте вывод.

— Проанализировав ряд стихов И.А. Бунина, приходишь к выводу ,что он не претендует на то, чтобы поразить читателя вычурной, экстравагантной метафорой, броским сравнением, замысловатым эпитетом. Изобразительные средства его языка просты, исполнены строгости и ясности.

На дом задаётся проанализировать 1-2 стиха И.А.Бунина ( По выбору учащегося).

1. И. Бунин. Стихотворения: хх век: поэт и время.- Москва, «Молодая гвардия», 1990.

2. Серебряный век русской поэзии. Серия «Библиотека словесника»- сост., вступ. ст., примеч.Н.В. Банникова. — М. Просвещение, 1993.

3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11. Грамматика. Текст. Стили речи. — Москва, Просвещение, 2007.

4. К.А. Войлова, В.В. Леденёва, Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11классы. — Москва, «Дрофа», 2000.

1.Урок очень понравился богатством материала,умением выпускников разбираться в сложных вопросах лингвистического анализа текста,творчески подходить к решению поставленной задачи. Я не первый раз посещаю подобные уроки у Веры Филипповны и каждый раз поражаюсь её творческому подходу к каждому уроку,эрудиции её учеников.Камаева Татьяна Вячеславна,учитель русского языка и литературы.

2.Чтобы проводить такие уроки,нужна огромная подготовка,большое желание научить учащихся любить лирику и уметь разбираться в изобразительно-выразительных средствах языка. Ребята работают как настоящие исследователи,делают соответствующие выводы,очень увлечены работой.Большое спасибо за урок.Куанышбаева Гульсин Абухановна,учитель английского языка.

3.Я учитель физики,молодой специалист,далёкий от лирики,но урок мне очень понравился ,я даже по-другому теперь отношусь к стихам. Большое спасибо! Сейтказиева Гульсара Захарнаевна,учитель физики.

4.Обязательно ,когда у меня будут старшие классы,буду проводить подобные уроки. Но готовить учеников к таким исследованиям я начну с 5-ого класса,буду уделять больше внимания вопросам языка художественных произведений. Это прекрасный урок,он меня многому научил.Кузовлёва Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы.

5.Урок действительно нестандартный. Многие учителя боятся брать такие уроки. Они требуют большой творческой подготовки. Спасибо за такой урок.Он поможет многим словесникам обратить внимание на анализ произведений в единстве формы и содержания.Попова Галина Николаевна,учитель русского языка и литературы.

источник

Собрание сочинений в шести томах

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин, умерший в Париже в 1953 году, при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия. Имя его никогда не становилось знамением литературного направления, «школы» или просто моды. Присвоение И. А. Бунину в 1909 году звания почетного академика императорской Академии наук, в глазах передовых читателей, само по себе в то время не могло вызвать к нему симпатии. В среде демократической интеллигенции еще памятен был исполненный достоинства отказ Чехова и Короленко от этого почетного звания в связи с отменой Николаем Вторым решения академии о присвоении такого же звания М. Горькому. Точно так же и Нобелевская премия, присужденная Бунину в 1933 году, — акция, носившая, конечно, недвусмысленно тенденциозный, политический характер, — художественная ценность творений Бунина была там лишь поводом, — естественно, не могла способствовать популярности имени писателя на его родине.

За всю долгую писательскую жизнь Бунина был только один период, когда внимание к нему вышло за пределы внутрилитературных толков, — при появлении в 1910 году его повести «Деревня». О «Деревне» писали много, как ни об одной из книг Бунина ни до, ни после этой повести. Но нельзя переоценивать и этого исключительного в бунинской биографии случая. Отсюда еще далеко было до того, что называется славой писателя, подразумевая не полулегендарную прижизненную славу Толстого или Горького, но хотя бы тот обширный и шумный интерес в читательской среде, какой получали в свое время произведения литературных сверстников Бунина — Л. Андреева или А. Куприна.

Бунин только теперь обретает у нас того большого читателя, которого достоин его поистине редкостный дар, хотя идеи, проблемы и самый материал действительности, послуживший основой его стихов и прозы, уже принадлежат истории.

Вышедшее у нас несколько лет назад пятитомное собрание сочинений И. А. Бунина (весьма неполное и несовершенное) тиражом в двести пятьдесят тысяч экземпляров — цифра космическая в сравнении с заграничными тиражами бунинских изданий — давно разошлось. Кроме того, выходили однотомники прозы, выходили «Стихотворения» Бунина в большой и малой сериях «Библиотеки поэта», отдельные издания лонгфелловской поэмы «Гайавата» в его классическом переводе — их уже не найти в книжных магазинах. Все это говорит, конечно, прежде всего о небывалом, в смысле не только количественном, росте читательской армии на родине поэта, покинутой им когда-то в страхе перед разрушительной силой революции, перед мыслившимся ему попранием ею святынь культуры и искусства, всеобщим одичанием. И еще эти факты свидетельствуют о принципах новой, социалистической культуры, исключающей в отношении к подлинным произведениям искусства какое-либо подобие мстительного чувства к их авторам, некогда отвернувшимся от нее и даже ронявшим себя до мелочных, обывательски озлобленных суждений о ней.

То, что, как сказано, слава не пришла к Бунину при жизни, не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Нынешнее признание его огромного таланта, значительности его вклада и заслуг в развитии русской прозы и поэзии не является открытием нашего времени. И при жизни Бунин пользовался уважением даже таких его современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам- он начисто отвергал. Обожаемый Буниным Чехов со свойственной ему сдержанностью, но очень благосклонно оценивал еще совсем молодого Бунина и дарил его дружеским расположением. Но совершенно исключительным вниманием Бунин пользовался со стороны М. Горького. М. Горькому принадлежат самые высокие оценки, самые щедрые похвалы таланту Бунина, какие когда-либо к нему относились.

До конца дней М. Горький в своих печатных и изустных высказываниях неизменно называл имя Бунина в ряду крупнейших имен русской литературы, настоятельно советовал молодым писателям учиться у него. Он по-человечески очень любил Бунина, хотя и знал за ним «барскую неврастению» и огорчался неспособностью его направить свой талант «куда нужно».

В письмах Горького к Бунину то и дело проявляется что-то глубоко трогательное, полное бережливой нежности и восхищения — вплоть до самоотверженной готовности признать за ним первенство в искусстве. «Вы только знайте, что Ваши стихи, Ваша проза — для „Летописи“ и для меня — праздник, — писал ему Горький в 1916 году. — Это не пустое слово. Я Вас люблю — не смейтесь, пожалуйста. Я люблю читать Ваши вещи, думать и говорить о Вас. В моей очень суетной и очень тяжелой жизни Вы, может быть, и даже наверное — самое лучшее, самое значительное… Вы для меня — великий поэт, первый поэт наших дней».

Пусть некая степень этих оценок может быть отнесена за счет, так сказать, широты натуры и склонности к увлечениям великого собирателя и воспитателя литературных сил. Но, пожалуй, ни одно из многочисленных «увлечений» Горького не было таким длительным и прочным. Бунин отвечал ему выражением чувств признательности и дружеской преданности.

«Мы в отношениях, во встречах с Вами чувствовали эти минуты — то настоящее, чем люди живы и что дает незабываемую радость. Обнимаю Вас и целую крепко — поцелуем верности, дружбы и благодарности, которые навсегда останутся во мне, и очень прошу верить правде этих плохо сказанных слов!»

Только спустя много лет после того, как в 1917 году их дороги навсегда разошлись, Бунин назовет свою дружбу с Горьким «странной», а в своем литературном завещании, прося не печатать, не издавать его писем, сделает неожиданное признание: «Я писал письма почти всегда дурно, небрежно, наспех и не всегда в соответствии с тем, что я чувствовал, — в силу разных обстоятельств (один из многих примеров — письма к Горькому…)».

Но это уже особая черта старого Бунина, поправлявшего Бунина прежнего и отрекавшегося от связей и симпатий своей лучшей поры.

У нас, к сожалению, еще не выпущено в свет ни одной значительной монографической работы, посвященной И. А. Бунину, его художническому опыту, в немалой степени сказавшемуся на культуре современной русской прозы и стиха. Но можно утверждать, что опыт этот не прошел даром для многих наших мастеров, отмеченных — каждый по-своему — верностью классическим традициям русского реализма. Разумеется, ни Шолохов, ни Федин, ни Паустовский, ни Соколов-Микитов, осваивая в своей литературной молодости, вкупе со всем богатством классического наследия, опыт Бунина и высоко оценивая искусство этого мастера, не могли разделять его идейных взглядов, его известных пессимистических настроений.

То же можно сказать и о более молодом поколении советских писателей, прежде всего о Ю. Казакове, на чьих рассказах влияние бунинского письма сказывалось, пожалуй, в наиболее очевидной степени. Из совсем молодых, начинающих прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В. Белова и В. Лихоносова. Но круг писателей и поэтов, чье творчество так или иначе отмечено родством с бунинскими эстетическими заветами, конечно, значительно шире. В моей собственной работе я многим обязан И. А. Бунину, который был одним из самых сильных увлечений моей юности.

Словом, Бунин не есть сегодня некая академическая величина, которой отдается от случая к случаю дань почтения. Он именно в наши дни приобретает все более широкий круг читателей, его наиболее ценные и безусловные художнические принципы — реальная, действенная часть живого и многосложного современного литературного процесса.

Говоря о Бунине, нельзя не начать с главного обстоятельства его литературной и житейской судьбы, которое на долгие годы определило и известную скудость высказываний нашей критики об этом художнике, рассматривающей его обычно отдельно, вне ряда классических мастеров русской литературы конца XIX — первой половины XX веков, и смутность, отрывочность представлений о нем до недавнего времени в среде читателей. Не все, помнившие его в 20-х, в 30-х годах по книжкам собрания сочинений в приложении к дореволюционной «Ниве», даже знали, что этот писатель еще жив, но живет в эмиграции, и среди написанного им за эти десятилетия есть замечательные произведения, но немало и такого, что могло вызывать лишь сожаление о судьбе художника.

Статья написана А. Т. Твардовским к Собранию сочинений И. А. Бунина в 9-ти томах (М., Художественная литература. 1965–1967) и опубликована в первом томе этого издания.

источник

Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
В морозной мгле краснеют окна нежно
Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно
Возносит косное величие свое.
Как сладко мне во мгле морозной
Мое звериное жилье!

На подоконникеУ земли для любви не найдется Сладких слов, возносящих любовь… То, что к сердцу из сердца пробьется, — Немотою любви славословь. Верь, не тщетно над миром возносит Нас святого безмолвия.

Судьба замедлила суровоСудьба замедлила сурово На росстани лесных дорог… Я ждал и отойти не мог, Я шел и возвращался снова… Смирясь, я все ж не принимал Забвенья холод неминучий И вместе с.

Все спало вокруг… Мы открыли окноВсе спало вокруг… Мы открыли окно И долго сидели, смотря На яркие звезды и в даль, где давно, Давно загоралась заря. Все спало вокруг… Под завесою тьмы Один соловей лишь.

Истинный путь вокруг светаИ. Б. Отправиться узенькой речкой, притоком огромной реки. Так сладкого дыма колечки, буфеты, каюты, звонки. Сидеть в парусиновом кресле, разглядывая берега, И мачты спасительный крестик на фоне небес теребя. А.

ВозрождениеВо мгле печальных заблуждений, В тяжелом сне душа была, Полна обманчивых видений; Ее тоска сомненья жгла. Но ты явился мне: сурово С очей души завесу снял, И вещее промолвил слово.

Вокруг звучит разноязыкаяВокруг звучит разноязыкая, почти бессмысленная речь. Москва далекая, великая, поэтов надобно беречь. Не выпускай их в страны дальние. Пускай, разлегшись на печи, строчат себе стихи печальные про дорогие кирпичи. А.

Все вокруг и пестро так и шумноВсе вокруг и пестро так и шумно, Но напрасно толпа весела: Без тебя я тоскую безумно, Ты улыбку мою унесла. Только изредка, поздней порою, После скучного, тяжкого дня, Нежный лик.

Вокруг — ночной пустыней — сценаВокруг — ночной пустыней — сцена. Из люков духи поднялись, И холодок шевелит стены Животрепещущих кулис. Окончен ли или не начат Спектакль? Безлюден черный зал, И лишь смычок во мраке.

Вокруг меня кольцо сжимаетсяВокруг меня кольцо сжимается, Неслышно подползает сон… О, как печально улыбается, Скрываясь в занавесях, он! Как заунывно заливается В трубе промерзлой — ветра вой! Вокруг меня кольцо сжимается, Вокруг меня.

Весь лед души обстал вокругВесь лед души обстал вокруг, Как отраженная ограда, И там совпал Полярный круг С кругами Ада. Там брата ненавидит брат… В немом молчаньи стынут души, А тех, кто обращен назад.

Пусть мгла теперь висит вокругПусть мгла теперь висит вокруг, Пускай вся жизнь иная ныне, Пускай моих напевов звук — Глас вопиющего в пустыне. Пускай страстей безумных шквал Грозит нам всем девятым валом, — Я.

Память сердца!Память сердца! Память сердца! Без дороги бродишь ты,- луч, блуждающий в тумане, в океане темноты. Разве можно знать заране, что полюбится тебе, память сердца, память сердца, в человеческой судьбе? Может.

ПоэтЧерен бор за этим старым домом, Перед домом — поле да овсы. В нежном небе серебристым комом Облако невиданной красы. По бокам туманно-лиловато, Посредине грозно и светло,- Медленно плывущее куда-то.

Медленно, тяжко и верноМедленно, тяжко и верно В черную ночь уходя, Полный надежды безмерной, Слово молитвы твердя, Знаю — молитва поможет Ясной надежде всегда, Тяжкая верность заложит Медленный камень труда. Медленно, тяжко и.

Шаги КомандораТяжкий, плотный занавес у входа, За ночным окном — туман. Что теперь твоя постылая свобода, Страх познавший Дон-Жуан? Холодно и пусто в пышной спальне, Слуги спят, и ночь глуха. Из.

источник

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы