Меню Рубрики

Как ворона на крыше заблудилась анализ

Конспект занятия по читательским умениям. Тема: Евгений Носов «Как ворона на крыше заблудилась».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

-продолжать учить различать жанровые особенности сказки;

-формировать оценочное отношение к героям;

-осмысливать содержание прочитанного;

-связно передавать содержание средствами игры;

-формировать умение следить за развитием действия в произведении.

Конспект занятия по читательским умениям.

Тема: Евгений Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

-продолжать учить различать жанровые особенности сказки.

-формировать оценочное отношение к героям.

-осмысливать содержание прочитанного;

связно передавать содержание средствами игры.

-формировать умение следить за развитием действия в произведении.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение.

Оборудование: текст рассказа, портрет автора, иллюстративный материал (изобразительный образ весны в репродукциях и картинках, изображение вороны на крыше)

-Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым произведением, которое написал Евгений Носов. Это рассказ «Как ворона на крыше заблудилась». Носов Евгений Иванович прозаик. Прозаик пишет прозу. Что такое проза? (рассказы из жизни).

-Готовы ли вы узнать, чем интересен рассказ Евгения Носова?

3. Беседа по содержанию сказки.

— В тексте нам встретилось такое слово «бубенчатый», что оно означает? (это звуки капели). А слово «желоб» вам приходилось когда-нибудь слышать? Предлагаю обратить внимание на иллюстрацию.

-Кто главный персонаж рассказа? Обратили ли вы внимание, как ярко и красочно автор описывает окружающую природу и персонажей рассказа? Как выглядела ворона со слов автора? Как же ворона заблудилась на крыше? Какой эпизод вы запомнили больше всего?

4. Физминутка: речь с движением «Птички»

Машут руками и подпрыгивают.

5. Дидактическая игра «Убери лишнее»

Детям предлагаются цепочки из 4-5 слов, обозначающие сходные предметы, поддающиеся классификации. Одно из этих слов общей классификации не поддаётся, его следует исключить. Усложнить задание можно тем, что предложить группы слов с вариативной классификацией, дети должны выявить несколько вариантов исключения. Побеждает тот, у кого ответов больше. Цепочки слов могут состоять из меньшего количества элементов, непроизвольно подобных.

6. Итог: -Сегодня мы с вами познакомились с рассказом. С каким? Как он называется? А кто его написал?

Цели:· Образовательные:1. познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;2. учить д.

Цель:-знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб.

Цель:- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;- совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;- акцентировать внимание де.

Цель: Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов.

Цель:-познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему привод.

Цель: -продолжать формировать интерес к художественным произведениям и творчеству Н. Н. Носова; -развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмор.

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и.

источник

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Как ворона на крыше заблудилась» и их характеристика

  1. Ворона. Грязная, усталая, голодная, глупая.
  2. Чик. Хитрый воробей.

План пересказа сказки «Как ворона на крыше заблудилась»

  1. Весна, капель
  2. Стайка воробьев
  3. Упавшая сосулька
  4. Другая крыша
  5. Ворона и хлеб
  6. Укатившийся мякиш
  7. Перелет вороны
  8. Потерянный кусок

Кратчайшее содержание сказки «Как ворона на крыше заблудилась» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Пришла весна и воробьи радовались, что пережили зиму.
  2. Они испугались сосульки и перелетели на соседнюю крышу.
  3. Туда же села ворона, которая раздобыла хлеб, и стала обедать.
  4. Кусок хлеба укатился вниз и ворона не могла к нему спуститься.
  5. Она перелетела вниз, но кусок хлеба пропал, и ворона решила, что его украла галка.
  6. Воробьи видели, что кусок лежит в соседнем желобе, и бросились к нему.

Главная мысль сказки «Как ворона на крыше заблудилась»
Ничто не пропадает бесследно, надо просто лучше искать.

Чему учит сказка «Как ворона на крыше заблудилась»
Сказка учит внимательности, осторожности, умению думать головой. Учит не принимать поспешных решений. Учит надеяться на лучшее и не упускать выпавший шанс.

Отзыв на сказку «Как ворона на крыше заблудилась»
Это смешная история про ворону, которая потеряла на крыше кусок хлеба. Хлеб просто оказался в соседнем желобе, но ворона этого не могла понять. Зато очень обрадовались такому подарку воробьи.

Пословицы к сказке «Как ворона на крыше заблудилась»
Поспешишь, людей насмешишь.
Где растяпа, да тетеря, там не прибыль, а потеря.
Что с возу упало, то пропало.
Сам потерял, а с другого спрашивает.
Упустивши утку, не свистнешь в дудку.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как ворона на крыше заблудилась»
Наступил март, выглянуло солнце, застучала капель. Воробьи радовались, что остались живы и весело шумели.
Вдруг с крыши упала сосулька и прямо в середину воробьиной стаи. Воробьи испугались и перелетели на другую крышу.
Над ними мелькнула тень большой птицы и воробьи спрятались за конек. Но это оказалась просто ворона. Грязная и голодная, которая села на крышу, держа в клюве кусок хлеба.
Ворона подозрительно огляделась, нет ли мальчишек или других ворон, но увидела только воробьев, завистливо следивших за хлебом с куста бузины.
Воробьев ворона не опасалась, а потому принялась спокойно долбить хлеб, глотая отколовшиеся куски.
Вдруг, большой кусок мякиша покатился по желобу. Ворона подумала, что тот упадет на землю и там его подберут воробьи, но кусок застрял в желобе и не упал. Тогда ворона решила заняться им позже и неспеша доела оставшийся кусок.
Потом она попыталась спуститься по желобу к мякишу, но стала скользить. Тогда она решила перелететь вниз и оттуда добраться до мякиша.
Ворона взлетела, снова опустилась на желоб и огляделась. Мякиш исчез. На крышу села галка и защелкала языком. Ворона взбеленилась и бросилась к галке.
А воробей Чик подумал о том, какая же глупая эта ворона, что не заметила мякиш, лежавший в соседнем желобе. Он перемахнул на крышу, а остальные воробьи последовали за ним.

источник

Как ворона на крыше заблудилась

Наконец-то наступил март! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошел по земле веселый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке.

За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком на гребне и только было успокоились, как по скату крыши скользнула тень большой птицы. Воробьи враз свалились за гребень.

Но тревога была напрасной. На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила ее позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.

Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек. И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. Они тоже не дадут спокойно перекусить. Сейчас же слетятся и полезут в драку.

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Воробьи снова набились в бузину и оттуда завистливо посматривали на ее кусок хлеба. Но эту скандальную мелюзгу она в расчет не принимала.

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. Когда отламывался особенно большой кусок, он застревал в горле, ворона вытягивала шею и беспомощно дергала головой. Проглотив, она на некоторое время снова принималась озираться по сторонам.

И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и, свалившись с трубы, покатился по скату крыши. Ворона досадливо каркнула: хлеб может упасть на землю и даром достанется каким-нибудь бездельникам вроде воробьев, что пристроились в кустах под окном. Она даже слышала, как один из них сказал:

— Чик, не ври, я раньше заметил! — крикнул другой и клюнул Чика в глаз.

Оказывается, хлебный мякиш, катившийся по крыше, видели и другие воробьи, а потому в кустах поднялся отчаянный спор.

Но спорили они преждевременно: хлеб не упал на землю. Он даже не докатился до желоба. Еще на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы.

Ворона приняла решение, которое можно выразить человеческими словами так: «Пусть тот кусок полежит, а я пока управлюсь с этим».

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелегкой задачей. Крыша была довольно крута, и когда большая тяжелая птица попробовала сойти вниз, ей это не удалось. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.

Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на желоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб, карабкаясь снизу вверх. Так оказалось удобнее. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх — крыша пуста!

Вдруг на трубу опустилась голенастая в сером платочке галка и вызывающе щелкнула языком: «Так! Мол, что тут делается?» У вороны от такой наглости даже на загривке ощетинились перья, а глаза сверкнули недобрым блеском. Она подпрыгнула и ринулась на непрошеную гостью.

«Вот старая дура!» — сказал про себя следивший за всей этой историей Чик и первым перемахнул на крышу. Он-то видел, как ворона, перелетев на желоб, начала подниматься вверх не по той полосе, где лежал кусок хлеба, а по соседней. Она была уже совсем близко. У Чика даже сердечко екнуло оттого, что ворона может догадаться перейти на другую полосу и обнаружить добычу. Но уж очень несообразительна эта грязная, лохматая птица. И на ее глупость Чик втайне рассчитывал.

— Чик! — закричали воробьи, пускаясь вслед за ним.— Чик! Это нечестно!

Оказывается, они все видели, как старая ворона заблудилась на крыше.

Хор
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе — высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.

А на лестнице ковёр —
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.

У неё, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах серёжки.

На сапожках —
Лак, лак.
А серёжки —
Бряк-бряк.

Платье новое на ней,
Стоит тысячу рублей.
Да полтысячи тесьма,
Золотая бахрома.

Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку,
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!

Да не так она сама,
Как узорная тесьма,
Как узорная тесьма,
Золотая бахрома.
Да не так её тесьма,
Как угодья и дома.

Про богатый кошкин дом
Мы и сказку поведём.
Посиди да погоди —
Сказка будет впереди!

Рассказчик
Слушайте, дети:
Жила-была кошка на свете,
Заморская,
Ангорская.
Жила она не так, как другие кошки:
Спала не на рогожке,
А в уютной спаленке,
На кроватке маленькой,
Укрывалась алым
Тёплым одеялом
И в подушке пуховомй
Утопала головой.

Тили-тили-тили-бом!
Был у кошки новый дом.

Ставенки резные,
Окна расписные.

А кругом — широкий двор,
С четырёх сторон забор.

Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой.

Вот пришли к богатой тётке
Два племянника-сиротки.
Постучались под окном,
Чтобы их пустили в дом.

Котята
Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!

Кот Василий
Кто там стучится у ворот?
Я — кошкин дворник, старый кот!

Котята
Мы — кошкины племянники!

Кот Василий
Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!

Котята
Скажи ты нашей тётке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели.
Скажи своей хозяйке!

Кот Василий
Пошли вы, попрошайки!
Небось хотите сливок?
Вот я вас за загривок!

Кошка
С кем говорил ты, старый кот,
Привратник мой Василий?

Кот Василий
Котята были у ворот —
Поесть они просили.

Кошка
Какой позор! Была сама
Котёнком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.

Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!

Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!

(Раздается звонок и шум голосов пришедших гостей.)

Кошка
Добро пожаловать, друзья,
Я вам сердечно рада.

Рассказчик
К богатой кошке гость пришёл,
Известный в городе козёл
С женой, седой и строгой,
Козою длиннорогой.
Петух явился боевой,
За ним пришла наседка,
И в мягкой шали пуховомй
Пришла свинья-соседка.

Кошка
Козёл Козлович, как дела?
Я вас давно к себе ждала!

Козёл
М-м-моё почтенье, кошка!
Пром-м-мокли м-мы немножко.
Застиг нас дождик на пути,
Пришлось по лужам нам идти.

Коза
Да, м-мы сегодня с м-мужем
Все время шли по лужам.

Кошка
Привет мой Пете-петушку!

Кошка
А вас, кума-наседка,
Я вижу очень редко.

Курица
Ходить к вам, право, нелегко —
Живёте очень далеко.
Мы, бедные наседки, —
Такие домоседки!

Читайте также:  Как можно сдать анализ на хламидии

Кошка
Здоромво, тетушка свинья.
Как ваша милая семья?

Свинья
Спасибо, кошечка, хрю-хрю,
От всей души благодарю.
Я и семья покуда
Живем совсем не худо.
Своих малюток-поросят
Я посылаю в ближний сад,
Мой муж следит за домом,
А я хожу к знакомым.

Коза
Сейчас пришли мы впятером
Взглянуть на ваш чудесный дом.
О нём весь город говорит.

Кошка
Мой дом для вас всегда открыт!
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул, —
На нем сидят.
Вот это стол, —
За ним едят.

Свинья
Вот это стол, —
На нём сидят.

Коза
Вот это стул, —
Его едят.

Кошка
Вы ошибаетесь, друзья,
Совсем не то сказала я.
Зачем вам стулья наши есть?
На них вы можете присесть.
Хоть мебель несъедобна,
Сидеть на ней удобно.

Коза
Сказать по правде, мы с козлом
Есть не привыкли за столом.
Мы любим на свободе
Обедать в огороде.

Свинья
А посади свинью за стол —
Я ноги положу на стол!

Петух
Вот потому о вас идёт
Весьма дурная слава!
(Кошке.)
В какую комнату ведёт
Вот эта дверь направо?

Кошка
Направо — шкаф, мои друзья, —
Я вешаю в нём платья.
Налево — спаленка моя
С лежанкой и кроватью.

Петух (тихо курице)
Смотри, перина — чистый пух!

Курица (тихо)
Она цыплят крадёт, петух!

Кошка
Обновка —
Стальная мышеловка.
Мышей ловить я не люблю,
Я мышеловкой их ловлю.
Чуть только хлопнет крышка,
В плен попадает мышка.
Коты на родине моей
Не мастера ловить мышей.
Я из семьи заморской.
Мой прадед — Кот Ангорский!
Зажги, Василий, верхний свет
И покажи его портрет!

Кошка
Он на меня чуть-чуть похож.
А здесь моя гостиная,
Ковры и зеркала.
Купила пианино я
У одного осла.
Весною каждый день я
Беру уроки пенья.

Козёл (козе)
Смотри, какие зеркала!
И в каждом вижу я козла.

Коза
Протри как следует глаза!
Здесь в каждом зеркале коза.

Свинья
Вам это кажется, друзья, —
Здесь в каждом зеркале свинья!

Курица
Ах, нет! Какая там свинья!
Здесь только мы: петух и я!

Козёл
Соседи, до каких же пор
Вести мы будем этот спор?
Почтенная хозяйка,
Ты спой нам и сыграй-ка!

Курица
Пускай с тобой споёт петух.
Хвалиться неудобно,
Но у него прекрасный слух,
А голос бесподобный.

Петух
Пою я чаще по утрам,
Проснувшись на насесте.
Но если так угодно вам,
Спою я с вами вместе.

Козёл
Я только этого и жду.
Ах, спойте песню вроде
Старинной песни: «Во саду,
В капустном огороде»!

Кошка (садится за пианино, играет и поёт)
Мяу-мяу! Ночь спустилась.
Блещет первая звезда.

Петух
Ах, куда ты удалилась?
Кукаремку! Куд-куда.

Коза (козлу тихо)
Слушай, дурень, перестань
Есть хозяйскую герань!

Козёл (тихо)
Ты попробуй. Очень вкусно.
Точно лист жуёшь капустный.
Вот ещё один горшок.
Съешь и ты такой цветок!

Петух (поет)
Ах, куда ты удалилась?
Кукаремку! Куд-куда.

Козёл (дожевав цветы)
Бесподобно! Браво, браво!
Право, спели вы на славу!
Спойте что-нибудь опять.

Кошка
Нет, давайте танцевать.
Я сыграть на пианино
Котильон для вас могу.

Козёл
Нет, сыграй галоп козлиный!

Петух
Петушиный танец звонкий
Мне, пожалуйста, сыграй!

Свинья
Мне, дружок, «Три поросенка»!

Курица
Вальс куриный «Де-воляй»!

Кошка
Не могу же я, простите,
Угодить вам всем зараз.
Вы пляшите что хотите,
Лишь бы был веселый пляс.

(Все пляшут. Вдруг музыка резко обрывается и слышатся голоса котят.)

Котята
Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко!
Ты пусти нас ночевать,
Уложи нас на кровать.
Если нет кровати,
Ляжем на полати,
На скамейку или печь,
Или на пол можем лечь,
А укрой рогожкой!
Тётя, тётя кошка!

Кошка
Василий-кот, завесь окно!
Уже становится темно.
Две стеариновых свечи
Зажги для нас в столовой
Да разведи огонь в печи!

Кот Василий
Пожалуйте, готово!

Кошка
Спасибо, Васенька, мой друг!
А вы, друзья, садитесь вкруг.
Найдётся перед печкой
Для каждого местечко.
Пусть дождь и снег стучат в стекло,
У нас уютно и тепло.
Давайте сказку сочиним.
Начнёт козёл, петух — за ним,
Потом — коза. За ней — свинья,
А после — курица и я!

Козёл
. Давным-давно
Жил-был козёл.

Курица
И как-то раз яичко снёс!

Кошка
Вот он мышей ловить пошёл.

Курица
Такая ж курица, как я!

Кошка
Нет, это кошка, кошка, кошка.

Козёл
Друзья, постойте-ка немножко!
Уже темно, пора нам в путь,
Хозяйке надо отдохнуть.

Курица
Какой прекрасный был приём!

Петух
Какой чудесный кошкин дом!

Курица
Уютней в мире нет гнезда!

Петух
О да, курятник хоть куда!

Козёл
Какая вкусная герань!

Коза (тихо)
Ах, что ты, дурень, перестань!

Свинья
Прощай, хозяюшка, хрю-хрю!
Я от души благодарю.
Прошу вас в воскресенье
К себе на день рожденья.

Курица
А я прошу вас в среду
Пожаловать к обеду.
В простом курятнике моём
Пшена мы с вами поклюём,
А после на насесте
Подремлем с вами вместе!

Коза
А мы попросим вас прийти
Во вторник вечером, к шести,
На наш пирог козлиный
С капустой и малиной.
Так не забудьте же, я жду!

Кошка
Я обязательно приду,
Хоть я и домоседка
И в гости езжу редко.
Не забывайте и меня!

Петух
Соседка, с нынешнего дня
Я ваш слуга до смерти.
Пожалуйста, поверьте!

Свинья
Ну, кошечка моя, прощай,
Меня почаще навещай!

Кошка
Прощайте, до свиданья,
Спасибо за компанию.
Я и Василий, старый кот,
Гостей проводим до ворот.

Голоса (с лестницы, а потом со двора)
— Спускайтесь осторожно!
— Здесь оступиться можно!
— Налево здесь канава!
— Пожалуйте направо!
— Друзья, спасибо, что пришли!
— Мы чудно вечер провели!
— Спасибо за компанию!
— Прощайте! До свидания.

Рассказчик
Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.

Словечко за словечком —
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковёр.

Ещё одно мгновенье —
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним —
И вдруг заголосили:
— Пожар! Горим! Горим!

С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.

Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом.

Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросёнок с решетом
И козёл с фонарем.
Тили-бом!
Тили-бом!

Грачи
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.

Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!

Стой, свинья! Постой, коза!
Что таращите глаза?
Воду вёдрами носите.

Свинья
Я несла вам воду в сите,
В новом сите, в решете, —
Расплескала в суете!

Грачи
Чем пожар тушить мы будем?
Где мы воду раздобудем?
Ты не знаешь ли, баран,
Где тут был пожарный кран?
Ты не знаешь ли, овечка,
Где была намедни речка?

Овца
Я сказать вам не могу,
Мы живем на берегу.
А была ли там и речка,
Не видали мы с крылечка!

Грачи
Ну, от этих толку мало —
Прибежали с чем попало.
Эй, работнички-бобры,
Разбирайте топоры,
Балки шаткие крушите,
Пламя жаркое тушите.
Вот уж скоро, как свеча,
Загорится каланча!

Старый бобёр
Мы, бобры, народ рабочий,
Сваи бьем с утра до ночи.
Поработать мы не прочь,
Если можем вам помочь.

Не мешайте, ротозеи,
Расходитесь поскорее!
Что устроили базар?
Тут не ярмарка — пожар!

Бобры
Все заборы мы обрушим,
На земле огонь потушим.
Не позволим мы огню
Расползаться по плетню!

Кошка
Погоди, старик бобёр!
Для чего ломать забор?
Дом от пламени спасите,
Наши вещи выносите,

Кресла, стулья, зеркала —
Все сгорит у нас дотла!
Попроси-ка их, Василий,
Чтобы мебель выносили!

Бобры
Не спасёте вы добра —
Вам себя спасать пора.
Вылезайте, кот и кошка,
Из чердачного окошка,
Становитесь на карниз,
А с карниза — прямо вниз!

Кошка
Мне ковров персидских жалко.

Бобер
Торопись! Ударит балка —
И ковров ты не найдёшь,
И сама ты пропадёшь!

Старый бобёр
Берегитесь! Рухнет крыша!

Свинья
Что такое? Я не слышу!

Бобер
Разбегайтесь кто куда!

Петух
Вот и рухнул кошкин дом!

Козёл
Погорел со всем добром!

Кошка
Где теперь мы будем жить?

Кот Василий
Что я буду сторожить.

Рассказчик
Чёрный дым по ветру стелется.
Плачет кошка-погорелица.
Нет ни дома, ни двора,
Ни подушки, ни ковра!

Кошка
Ах, Василий мой, Василий!
Нас в курятник пригласили.
Не пойти ли к петуху?
Там перина на пуху.
Хоть и жёсток пух куриный,
Все ж перина — как перина!

Кот Василий
Что ж, хозяюшка, пойдём
Ночевать в куриный дом!

Рассказчик
Вот шагает по дороге
Кот Василий хромоногий.
Спотыкаясь, чуть бредёт,
Кошку под руку ведёт,
На огонь в окошке щурится.
— Тут живут петух и курица?
Так и есть — должно быть, тут:
Петушки в сенях поют.

Кошка
Ах, кума моя наседка,
Сердобольная соседка.
Нет теперь у нас жилья.
Где ютиться буду я
И Василий, мой привратник?
Ты пусти нас в свой курятник!

Курица
Я бы рада и сама
Приютить тебя, кума,
Но мой муж дрожит от злости,
Если к нам приходят гости.
Несговорчивый супруг —
Кохинхинский мой петух.
У него такие шпоры,
Что боюсь вступать с ним в споры!

Петух
Ко-ко-ко! Кукарекум!
Нет покоя старику!
Спать ложусь я вместе с вами,
А встаю я с петухами.
Не смыкаю ночью глаз:
В полночь петь мне в первый раз.
Только я глаза закрою,
Надо петь перед зарёю.
На заре опять встаю,
В третий раз для вас пою.
На часах стою я сутки,
А покоя ни минутки!

Курица
Слышишь, злится мой петух.
У него отличный слух.
Если он бывает дома,
Даже с курицей знакомой
Не могу я поболтать,
Чтобы время скоротать.

Кошка
А зачем же в эту среду
Ты звала меня к обеду?

Курица
Я звала не навсегда,
И сегодня не среда.
А живем мы тесновато,
У меня растут цыплята,
Молодые петушки,
Драчуны, озорники,
Горлодёры, забияки,
Целый день проводят в драке,
Ночью спать нам не дают,
Раньше времени поют.
Вот смотри — дерутся снова!

Петушки
— Кукаремку! Бей рябого!
— Темя я ему пробью!
— Кукаремку! Заклюю!

Курица
Ах, разбойники, злодеи!
Уходи, кума, скорее!
Коль у них начнется бой,
Попадет и нам с тобой!

Петушки
Эй, держи кота и кошку!
Дай им проса на дорожку!
Рви у кошки и кота
Пух и перья из хвоста!

Кошка
Что ж, пора нам, милый Вася,
Убираться восвояси.

Курица
Постучись в соседний дом —
Там живут коза с козлом!

Кот Василий
Ох, невесело бездомным
По дворам скитаться тёмным.

Рассказчик
Идёт-бредёт Василий-кот,
Хозяйку помд руку ведёт.
Вот перед ними старый дом
На горке у реки.
Коза с козлом перед окном
Играют в дураки.

Козёл
Ты с ума сошла, коза, —
Бьешь десяткою туза!

Коза
Что ворчишь ты, бестолковый?
Бью десяткою бубновой.
Бубны — козыри у нас.

Козёл
Бубны были в прошлый раз,
А теперь наш козырь — крести!

Коза (зевая)
Пропади ты с ними вместе!
Надоела мне игра,
Да и спать давно пора!
Нынче зам день я устала.

Козёл
Нет, начнем игру сначала!
Кто останется из нас
В дураках на этот раз?

Коза
И без карт я это знаю!

Коза
Борода твоя долга,
Да не выросли рога.
У меня длиннее вдвое, —
Живо справлюсь я с тобою.
Ты уж лучше не шути!

Кошка (стучится у калитки)
Эй, хозяюшка, впусти!
Это — я и Вася-дворник.
Ты звала к себе во вторник.
Долго ждать мы не могли,
Раньше времени пришли!

Коза
Добрый вечер. Я вам рада!
Но чего от нас вам надо?

Кошка
На дворе и дождь и снег,
Ты пусти нас на ночлег.

Коза
Нет кровати в нашем доме.

Кошка
Можем спать и на соломе.
Не жалей для нас угла.

Коза
Вы спросите у козла.
Мой козёл хоть и безрогий,
А хозяин очень строгий!

Кошка
Что ты скажешь нам, сосед?

Коза (тихо)
Говори, что места нет!

Козёл
Мне коза сейчас сказала,
Что у нас тут места мало.
Не могу я спорить с ней —
У нее рога длинней.

Коза
Шутит, видно, бородатый.
Да, у нас здесь тесновато.
Постучитесь вы к свинье —
Место есть в её жилье.
От ворот пойдёте влево
И дойдёте вы до хлева.

Кошка
Что же, Васенька, пойдём,
Постучимся в третий дом.
Ох, как тяжко быть без крова!
До свиданья!

Кошка
Что же делать нам, Василий?
На порог нас не пустили
Наши прежние друзья.
Что-то скажет нам свинья?

Кот Василий
Вот забор её и хата.
Смотрят в окна поросята.
Десять толстых поросят —
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Из лоханочек едят.

Поросята (размахивают ложками и поют)
Я — свинья и ты — свинья,
Все мы, братцы, свиньи.
Нынче дали нам, друзья,
Целый чан ботвиньи.

Мы по лавочкам сидим,
Из лоханочек едим.
Ай-люли,
Ай-люли,
Из лоханочек едим.

Читайте также:  Какие анализы нужны для диагностики диабета

Ешьте, чавкайте дружней,
Братцы-поросята!
Мы похожи на свиней,
Хоть еще ребята.

Наши хвостики крючком,
Наши рыльца пятачком.
Ай-люли,
Ай-люли,
Наши рыльца пятачком.

Вот несут ведёрко нам,
Полное баланды.

Свинья
Поросята, по местам!
Слушаться команды!

В пойло раньше стариков
Пятачком не лезьте.
Тут десяток пятачков,
Сколько это вместе?

Поросята
Ай-люли,
Ай-люли,
Тут полтинник вместе!

Кот Василий
Вот как весело поют!

Кошка
Мы нашли с тобой приют!
Постучимся к ним в окошко.

Кошка
Ты впусти меня, свинья,
Я осталась без жилья.
Буду мыть тебе посуду,
Поросят качать я буду!

Свинья
Не твоя, кума, печаль
Поросят моих качать,
А помойное корыто
Хорошо, хоть и не мыто.
Не могу я вас пустить
В нашем доме погостить.

Нам самим простора мало, —
Повернуться негде стало.
Велика моя семья:
Муж-кабан, да я, свинья,
Да еще у нас десяток
Малолетних поросяток.
Есть просторнее дома,
Постучись туда, кума!

Кошка
Ах, Василий, мой Василий!
И сюда нас не пустили.
Обошли мы целый свет —
Нам нигде приюта нет!

Кот Василий
Вот напротив чья-то хата,
И темна, и тесновата,
И убога, и мала, —
В землю, кажется, вросла.
Кто живёт в той хате с краю,
Я и сам ещё не знаю.
Попытаемся опять
Попроситься ночевать!

Рассказчик
Вот шагает по дороге
Кот Василий хромоногий.
Спотыкаясь, чуть бредёт,
Кошку под руку ведёт.
Вниз спускается дорожка,
А потом бежит на скат.
И не знает тётя кошка,
Что в избушке у окошка —
Двое маленьких котят,
Двое маленьких котят
Под окошечком сидят.
Слышат малые, что кто-то
Постучался к ним в ворота.

Голос одного из котят
Кто там стучится у ворот?

Кот Василий
Я — кошкин дворник, старый кот.
Прошу у вас ночлега,
Укройте нас от снега!

Котята
Ах, кот Василий, это ты?
С тобою тётя кошка?
А мы весь день до темноты
Стучались к вам в окошко.
Ты не открыл для нас вчера
Калитки, старый дворник!

Кот Василий
Какой я дворник без двора!
Я нынче беспризорник.

Кошка
Простите, если я была
Пред вами виновата.

Кот Василий
Теперь наш дом сгорел дотла,
Впустите нас, котята!

1-й котёнок
Я навсегда забыть готов
Обиды и насмешки,
Но для блуждающих котов
Есть в городе ночлежки!

Кошка
Мне до ночлежки не дойти.
Я вся дрожу от ветра!

Кот Василий
Туда окольного пути
Четыре километра.

Кошка
А по короткому пути
Туда и вовсе не дойти!

2-й котёнок
Ну, что ты скажешь, старший брат,
Открыть для них ворота?

Кот Василий
Сказать по совести, назад
Брести нам неохота.

1-й котёнок
Ну, что поделать! В дождь и снег
Нельзя же быть без крова.
Кто сам просился на ночлег, —
Скорей поймет другого.
Кто знает, как мокра вода,
Как страшен холод лютый,
Тот не оставит никогда
Прохожих без приюта!

2-й котёнок
Да ведь у нас убогий дом,
Ни печки нет, ни крыши.
Почти под небом мы живем,
А пол прогрызли мыши.

Кот Василий
А мы, ребята, вчетвером,
Авось починим старый дом.
Я — и печник, и плотник,
И на мышей охотник!

Кошка
Я буду вам вторая мать.
Умею сливки я снимать.
Мышей ловить я буду,
Мыть языком посуду.
Впустите бедную родню!

1-й котёнок
Да я вас, тётя, не гоню!
Хоть у нас и тесно,
Хоть у нас и скудно,
Но найти нам место
Для гостей нетрудно.

2-й котёнок
Нет у нас подушки,
Нет и одеяла.
Жмемся мы друг к дружке,
Чтоб теплее стало.

Кошка
Жмётесь вы друг к дружке?
Бедные котята!
Жаль, мы вам подушки
Нем дали когда-то.

Кот Василий
Нем дали кровати,
Нем дали перины.
Был бы очень кстати
Нынче пух куриный!
Зябнет ваша тётя,
Да и я простужен.
Может быть, найдёте
Хлебца нам на ужин?

1-й котёнок
Вот сухая корка,
Можем поделиться.

2-й котёнок
Вот для вас ведерко,
Полное водицы!

Котята (вместе)
Хоть у нас и тесно,
Хоть у нас и скудно,
Но найти нам место
Для гостей нетрудно!

Кошка
Спать мне хочется — нет мочи!
Наконец нашла я дом.
Ну, друзья, спокойной ночи.
Тили-тили. тили. бом!

Хор
Бим-бом! Тили-бом!
Был на свете кошкин дом.
Справа, слева — крымльца,
Красные перильца,
Ставенки резные,
Окна расписные.

Тили-тили-тили-бом!
Погорел у кошки дом.
Не найти его примет.
То ли был он, то ли нет.

А идёт у нас молва —
Кошка старая жива.
У племянников живёт!
Домоседкою слывёт.
Уж такая домоседка!
Из ворот выходит редко,
Ловит в погребе мышей,
Дома нянчит малышей.

Поумнел и старый кот.
Он совсем уже не тот.
Днём он ходит на работу,
Тёмной ночью — на охоту.
Целый вечер напролёт
Детям песенки поёт.

Скоро вырастут сиротки,
Станут больше старой тётки.
Тесно жить им вчетвером —
Нужно ставить новый дом.

Кот Василий
Непременно ставить нужно.
Ну-ка, сильно! Ну-ка, дружно!
Всей семьёю, вчетвером,
Будем строить новый дом!

Котята
Ряд за рядом брёвна
Мы положим ровно.

Кот Василий
Ну, готово. А теперь
Ставим лесенку и дверь.

Кошка
Окна расписные,
Ставенки резные.

1-й котёнок
Вот и печка
И труба.

2-й котёнок
Для крылечка
Два столба.

1-й котёнок
Чердачок построим.

2-й котёнок
Тёсом дом покроем.

Все (вместе)
И готов наш новый дом!

Кошка
Завтра будет новоселье.

Кот Василий
На всю улицу веселье.

Все (вместе)
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!

источник

Берегите родную природу и живите в согласии с ней. По рассказам Евгения Носова «Тридцать зёрен» и «Как ворона на крыше заблудилась».

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема. Берегите родную природу и живите в согласии с ней. По рассказам Евгения Носова «Тридцать зёрен» и «Как ворона на крыше заблудилась».

Обучающие : посредством анализа рассказов Е.И.Носова совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения;

Развивающи е: развивать логическое мышление, культуру речи;

Воспитательные : прививать бережное отношение к окружающему миру.

Образовательные : уметь давать аргументированные ответы на вопросы, уметь анализировать и оценивать поступки героев рассказа, учить использовать текст с целью доказательства высказанных мыслей;

Развивающи е : развивать связную речь и творческие способности учеников; формировать навыки работы в парах и группах;

игрушки, раздаточный материал для рефлексии.

Воспитательные : прививать ученикам доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю.

Оборудование : ноутбук; экран; портреты и фотографии, выставка книг; иллюстрации учащихся к рассказу; аудиозапись голосов птиц и песни «Раненая птица», мягкие игрушки, раздаточные материал для рефлексии.

1. Рубрика «Поэтическим пером»

Учитель. «…Как воздух чист, как ясен небосклон…» Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину. Упала шишка, скрипнул сук. Ты слышишь голос тишины.

Представьте, что мы находимся в лесу. Мысленно совершим прогулку по лесу, послушаем пение птиц. Взгляните вокруг, полюбуйтесь окружающей средой. Закройте глаза и помечтайте под эти птичьи голоса о чём-то светлом и радостном.

(Аудиозапись звуков леса, голосов птиц. Релаксирующая пауза.)

С какими мыслями, чувствами и настроением вы слушали звуки природы, этот разноголосый гомон птиц? О чём мечтали? ( Ответы учащихся .)

2. Рефлексия «Солнце – тучка»

А теперь покажите своё настроение.

Методический комментарий. У каждого учащегося на парте лежат по 2 рисунка: изображения тучки и солнышка, такие же рисунки, только в увеличенном виде, висят постоянно на магнитной доске. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению.

Вспоминая ваши чувства и мечты после прослушивания голосов птиц, хочется отметить, что вы мечтали о доброте и красоте, о чём следующие поучительные слова словацкого поэта П. Гвездослава

Я сорвал цветок — и он увял.

Я поймал мотылька — и он умер

И тогда я понял, что прикоснуться

II . Постановка проблемного вопроса

Учитель. Давайте прочитаем тему нашего урока вслух, вдумываясь в каждое слово: «Берегите родную природу и живите в согласии с ней». В конце урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»

III . Постановка целей урока

Дома вы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Скажите, а как можно сформулировать цель нашего урока?

(Учащиеся высказывают свои мысли . Учитель помогает сформулировать цель урока.)

IV . Основная часть. Работа над темой урока

Сообщение учителя ( или ученика) о писателе

— На уроках литературы мы уже знакомились с творчеством В. П. Астафьева. В. П. Астафьев — писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево. так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

Сообщение учителя «Очерк жизни и творчества В. П. Астафьева»

Учитель. Послушайте стихотворение, посвящённое В. П. Астафьеву «Последний поклон» ( читает подготовленный ученик).

Был полон зал, все замерли и ждали,

что к нам на встречу выйдет исполин,

Что загремят на пиджаке медали,

и долго будет говорить один.

Но тут с трудом поднялся к нам на сцену

седой, как лунь, сутулый человек.

Сомнений нет, он жизни знает цену,

крутил его, мотал двадцатый век.

Он говорил, и чудилась царь-рыба,

босое детство, белые снега,

Большая жизнь — неписаная книга,

поклон последний — память на века.

3. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка»

Поделитесь своими чувствами, настроением, которые у вас возникли после прочтения произведения.

Прочитайте план рассказа, который вы составили дома.

(Учащиеся зачитывают 2-3 плана рассказа (остальные ученики сдают работы учителю).)

Варианты работы с планами

Сравнение планов учащихся.

2) Рублика «Юные зоологи» (сообщение о кунице подготовленными учеником)

3) Работа в парах (по карточкам)

1-я пара. Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами . Почему?

2-я пара. «Для детей я всегда пишу со светлой радостью,— говорил В. П. Астафьев,— и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течёт не красная, а зелёная кровь. Кто это? ( Растения ) Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?

3-я пара. Белогрудая куница. Почему она выбрала этот косогор? Чем занималась, наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?

* Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?

* Почему Белогрудке были противны запахи деревни? Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни». (Чужие, опасные, неприятные)

* По чему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась»? ( Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась.)

* Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет её самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?

* Что можно сказать о Белогрудке-матери? Какой она была матерью? ( Старательной)

* Подберите синонимы к этому слову. ( Заботливая, внимательная, любящая)

* Справлялась ли она с материнскими обязанностями? Как относилась к своим кунятам? Докажите цитатами из текста.

* Зачитайте отрывок, в котором рассказывается, какими были новорождённые котята. Какое образное средство использует писатель, говоря о детёнышах куницы? ( Сравнение, «маленькие, как бобовые стручки»)

* Какой художественный приём использует автор, чтобы показать нам величину котят? ( Литоту )

Учитель. Найдите на своих рабочих местах

икреплённые листочки с ролями. ( Ученики по очереди изображают своё животное, остальные ученики за ними повторяют.)

(1) пингвинёнка и (2) зайчонка,

(Хором.) Человек природе друг!

* Какой момент в рассказе можно назвать самым напряжённым? (Кража котят)

* Как он называется в произведениях литературы? (. Кульминация )

* Что испытала куница в один из дней, когда вернулась радостная с охоты и увидела, что гнездо пустое? В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? («Если бы Белогрудка умела кричатьзакричала бы». Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знакетире. Оказывается, не только эпитеты, метафоры и другие образные средства передают авторскую мысль, но и знаки препинания тоже.)

* Почему мальчишки похитили котят? (Чтобы превратить их в игрушку.)

(Учитель показывает игрушки.)

Учитель. Вот игрушки! Играйте ими! Помните, что не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, зайчонка, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Непонимание убивает в нём самое лучшее — чувство справедливости, милосердие. Это опустошает его изнутри.

1- я группа. Состояние Белогрудки после того, как её котят похитили.

Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днём стала появляться у домов. Почему?

Поведение куницы. Докажите цитатами из текста.

2-я группа. Месть Белогрудки людям.

Почему такой мирный и скрытный зверёк стал вести себя так жестоко? Можно ли понять жестокость куницы?

(Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Если раньше кунице были противны даже запахи деревни, то теперь она может там находиться часами, днями. Белогрудка мстит за то, что у неё отобрали самое дорогое, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы.)

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

3-я группа. Мы знаем, что Белогрудка погибает, но так ли пессимистичен, печален финал рассказа? Докажите цитатами из текста, к чему призывает писатель, заканчивая произведение на такой жизнеутверждающей ноте. Послужила ли история с куницей уроком для жителей деревень? (Пусть будет больше косогоров и других мест, где животные не прячутся от людей и не боятся их; где человекне хозяин природы, а мудрый друг её и помощник; где люди понимают, что животные тоже могут любить и ненавидеть.)

4. Работа с иллюстрациями к рассказу

Учитель. К уроку вы готовили рисунки. Давайте послушаем их авторов.

Что оказалось в центре вашего внимания?

Какие эпизоды показались вам наиболее яркими?

2 Цитата под рисунком из рассказа.

3. Рецензирование рисунков.

4. Обращение к чувствам детей: почему именно этот эпизод они изобразили и др.

Отзыв учасщегося о рассказе В. Астафьева «Капалуха»

(Один из учеников может прочитать ещё один рассказ Астафьева, например, «Капалуха». Можно попросить его поделиться своими впечатлениями.)

Учитель. Спасибо, очень радует, что рассказ не оставил вас равнодушными. Персидский поэт Саади писал: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания хорошего человека».

V . Систематизация и обобщение изученного

1. Слово учителя с элементами беседы

Учитель. Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них. Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам, с которыми мы встречаемся, будь то красивый цветок или мрачное насекомое. Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга».

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

пусть зовёт не напрасно Красная Книга, Красная Книга!

Охраняется Красной Книгой

столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Учитель. Давайте вспомним отдельные растения, животных и птиц, которые занесены в Красную книгу.

(Отдельные учащиеся могут подготовить небольшие выступления о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.)

Что должен понять человек, чтобы избежать

Воспитывать чувство переживания, сочувствия, доброты; прививать бережное отношение к природе, растениям, «братьям нашим меньшим». Обращаясь к молодым людям, Астафьев говорил: « Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас».

Скажите, какие цитаты подходят к проблеме,

поставленной на нашем уроке?

а) Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев).

б) Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать (В. Бианки).

в) Спешите творить добро, пока вы ещё не устали (Е. Антошкин).

2. Прослушивание песен «раненая птица» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

* О чём призывает задуматься вас эта песня?

Учитель. Опять же хочется процитировать

слова Виктора Петровича Астафьева: «Всё, что окружает нас — от зелёной травинки, малой птахи, солнца, согревающего нас,— всё-всё — есть часть нашей жизни, потому что человек — дитя природы, и нам без неё не прожить».

3. Творческая работа « Недописанный тезис»

«Я благодарен (-на) природе за. ».

(Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.

Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.)

4. Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока

Учитель. Подводя итог урока, давайте еще раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока.

Я сорвал цветок — и он увял.

Я поймал мотылька — и он умер

И тогда я понял, что прикоснуться

«Прикоснуться к красоте можно только сердцем. » Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает.)

Я на кусте у родника не тронул

У них домище – будь здоров!

Я долго по полю шагал и никого

Нигде воды не замутил, в лесу

Учитель. Какие умные и поучительные слова! Мы в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птицами, зверями и всем, что нас окружает. Ещё раз прислушайтесь к тому, что говорил В. П. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

«Сегодняшний урок для меня был полезным, так как…»

3. Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус – интересно» (см.приложение №2)

4. Оценивание работы учащихся на уроке с обязательным комментированием оценки (см. приложение №3,4)

VII . Домашнее задание ( по выбору учащихся)

Написать мини-сочинение (очерк, рассказ, зарисовку) «Моё отношение к природе».

Составить рекламу, слоган «Берегите природу!».

Нарисовать рисунок «Мой любимый уголок природы».

Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы, подготовить его пересказ.

VIII . Подведение итогов уроков

1. Заключительное слово учителя

Видимо, это удивительное авторское умение — понять переживания животного, почувствовать каким-то общим чутьём всё, что с ними происходит, и делает рассказ таким пронзительно искренним, честным, актуальным и любимым многими поколениями.

Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идёт своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в её мир, а только наблюдать за ней и наслаждаться её звуками.

(Учитель включает аудиозапись с голосами птиц.)

Учитель. И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Урок окончен. Большое спасибо за ваш труд и неравнодушие к проблемам природы.

источник

Конспект занятия по читательским умениям. Тема: Евгений Носов «Как ворона на крыше заблудилась».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

-продолжать учить различать жанровые особенности сказки;

-формировать оценочное отношение к героям;

-осмысливать содержание прочитанного;

-связно передавать содержание средствами игры;

-формировать умение следить за развитием действия в произведении.

Конспект занятия по читательским умениям.

Тема: Евгений Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

-продолжать учить различать жанровые особенности сказки.

-формировать оценочное отношение к героям.

-осмысливать содержание прочитанного;

связно передавать содержание средствами игры.

-формировать умение следить за развитием действия в произведении.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение.

Оборудование: текст рассказа, портрет автора, иллюстративный материал (изобразительный образ весны в репродукциях и картинках, изображение вороны на крыше)

-Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым произведением, которое написал Евгений Носов. Это рассказ «Как ворона на крыше заблудилась». Носов Евгений Иванович прозаик. Прозаик пишет прозу. Что такое проза? (рассказы из жизни).

-Готовы ли вы узнать, чем интересен рассказ Евгения Носова?

3. Беседа по содержанию сказки.

— В тексте нам встретилось такое слово «бубенчатый», что оно означает? (это звуки капели). А слово «желоб» вам приходилось когда-нибудь слышать? Предлагаю обратить внимание на иллюстрацию.

-Кто главный персонаж рассказа? Обратили ли вы внимание, как ярко и красочно автор описывает окружающую природу и персонажей рассказа? Как выглядела ворона со слов автора? Как же ворона заблудилась на крыше? Какой эпизод вы запомнили больше всего?

4. Физминутка: речь с движением «Птички»

Машут руками и подпрыгивают.

5. Дидактическая игра «Убери лишнее»

Детям предлагаются цепочки из 4-5 слов, обозначающие сходные предметы, поддающиеся классификации. Одно из этих слов общей классификации не поддаётся, его следует исключить. Усложнить задание можно тем, что предложить группы слов с вариативной классификацией, дети должны выявить несколько вариантов исключения. Побеждает тот, у кого ответов больше. Цепочки слов могут состоять из меньшего количества элементов, непроизвольно подобных.

6. Итог: -Сегодня мы с вами познакомились с рассказом. С каким? Как он называется? А кто его написал?

Цели:· Образовательные:1. познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;2. учить д.

Цель:-знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб.

Цель:- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;- совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;- акцентировать внимание де.

Цель: Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов.

Цель:-познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему привод.

Цель: -продолжать формировать интерес к художественным произведениям и творчеству Н. Н. Носова; -развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмор.

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и.

источник

Наконец-то наступил март! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошёл по земле весёлый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке.

За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком на гребне и только было успокоились, как по скату крыши скользнула тень большой птицы. Воробьи враз свалились за гребень.

Но тревога была напрасной. На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.

Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. Они тоже не дадут спокойно перекусить. Сейчас же слетятся и полезут в драку.

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Воробьи снова набились в бузину и оттуда завистливо посматривали на её кусок хлеба. Но эту скандальную мелюзгу она в расчёт не принимала.

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. Когда отламывался особенно большой кусок, он застревал в горле, ворона вытягивала шею и беспомощно дёргала головой. Проглотив, она на некоторое время снова принималась озираться по сторонам.

И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и, свалившись с трубы, покатился по скату крыши. Ворона досадливо каркнула: хлеб может упасть на землю и даром достанется каким-нибудь бездельникам вроде воробьёв, что пристроились в кустах под окном. Она даже слышала, как один из них сказал:

— Чик, не ври, я раньше заметил! — крикнул другой и клюнул Чика в глаз.

Оказывается, хлебный мякиш, катившийся по крыше, видели и другие воробьи, а потому в кустах поднялся отчаянный спор.

Но спорили они преждевременно: хлеб не упал на землю. Он даже не докатился до жёлоба. Ещё на полпути он зацепился за ребристый шов, какие соединяют кровельные листы.

Ворона приняла решение, которое можно выразить человеческими словами так: «Пусть тот кусок полежит, а я пока управлюсь с этим».

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута, и когда большая тяжёлая птица попробовала сойти вниз, ей это не удалось. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.

Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб, карабкаясь снизу вверх. Так оказалось удобнее. Помогая себе крыльями, она наконец добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх — крыша пуста!

Вдруг на трубу опустилась голенастая в сером платочке галка и вызывающе щёлкнула языком: так! мол, что тут делается? У вороны от такой наглости даже на загривке ощетинились перья, а глаза сверкнули недобрым блеском. Она подпрыгнула и ринулась на непрошеную гостью.

«Вот старая дура!» — сказал про себя следивший за всей этой историей Чик и первым перемахнул на крышу. Он-то видел, как ворона, перелетев на жёлоб, начала подниматься вверх не по той полосе, где лежал кусок хлеба, а по соседней. Она была уже совсем близко. У Чика даже сердечко ёкнуло оттого, что ворона может догадаться перейти на другую полосу и обнаружить добычу. Но уж очень несообразительна эта грязная, лохматая птица. И на её глупость Чик втайне рассчитывал.

— Чик! — закричали воробьи, пускаясь вслед за ним. — Чик! Это нечестно!

Оказывается, они все видели, как старая ворона заблудилась на крыше.

источник