Меню Рубрики

Как вести анализ материалов на предприятии

Бухгалтерия предприятия состоит из бухгалтера и заведующим складом (материально — ответственное лицо). С кладовщиком заключен по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

ООО «Январь» ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета в ООО «Январь» утверждены приказом об учетной политике. Приказ разработан на основе положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

В ООО «Январь» бухгалтерский учет ведется непрерывно, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, учет ведется с применения бухгалтерских программ «1С: Предприятие. Комплексная конфигурация версии 7.7. Компьютеры подразделений (в том числе на складе и в бухгалтерии) объединены в локальную вычислительную сеть. При автоматизированной форме данные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей, отражающих движение материально — производственных запасов, обобщаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных и др.). Применение в ООО «Январь» автоматизированной программы учетных работ позволяет обеспечивать формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материальных ресурсов.

Учетная политика Общества составлена в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете и утверждена приказом Генерального директора № 385 от 12.12.2004 г. Рассмотрим основные составляющие учетной политики. Учетная политика в целях бухгалтерского учета:

  • 1) Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.
  • 2) Материально — производственные запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения (изготовления) [8,п.5].
  • 3) При приобретении их за плату фактической себестоимостью считать сумму фактических затрат на приобретение (без НДС).
  • 4) При изготовлении собственными силами фактическую себестоимость определять исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
  • 5) При товарообменных операциях фактическую себестоимость определять исходя из стоимости обмениваемого имущества.
  • 6) При получении безвозмездно фактическую себестоимость определять исходя из рыночной стоимости на дату оприходования.
  • 7) Расходы по изготовлению и доставке материально-производственных запасов учитывать с применением счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» с последующим их списанием по направлениям использования материалов.
  • 8) Отпуск материально — производственных запасов в производство и другие цели производить по средней стоимости, которую нужно определять как частное от деления общей стоимости вида запасов на их количество по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.
  • 9) Обеспечить ведение регистров налогового учета товарно-материальных ценностей, стоимость которых не совпадает для целей налогового и бухгалтерского учета.

Учетная политика в целях налогового учета:

  • а) Доходами от обычных видов деятельности признавать:
    • 1) доходы от продажи продукции и товаров, поступления связанные с выполнением работ, оказанием услуг;
    • 2) руководствуясь главой 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли доходы определять по методу начисления; в целях исчисления налога

на добавленную стоимость доходы определять по мере оплаты.

  • б) Прочими доходами признавать:
    • 1) поступления, связанные с представлением за плату во временное пользование своих активов по договору аренды;
    • 2) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
    • 3) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств, а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счете в банке;
    • 4) прочие доходы, которые необходимо признавать по методу начисления.
  • в) Прочими доходами считать:
    • 1) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;
    • 2) поступления в возмещение причиненных убытков;
    • 3) прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
    • 4) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
    • 5) курсовые разницы и суммовые разницы;
    • 6) поступления, возникшие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственных деятельности (стихийные бедствия, пожара, аварии и т.п.), страховые возмещения, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
  • г) Расходами по обычным видам деятельности признавать:
    • 1) расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров;
    • 2) возмещение стоимости основных средств, средств в обороте, нематериальных активов и иных амортизируемых активов. При формировании расходов по обычным видам деятельности обеспечить их группировку по следующим элементам: материальные затраты, расходы на оплату труда, расходы на социальное страхование, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
  • д) Вести регистры налогового учета. В этих регистрах отражать объекты и операции, размер и период признания, которых не совпадает для целей бухгалтерского и налогового учета, по правилам установленным главой 25 Налогового Кодекса России [3].
  • е) Порядок формирования отчетности по налогу на прибыль.

При анализе учетной политики, можно сделать вывод о том, что необходима корректировка отдельных положений. Согласно ПБУ 1/08, п.10 «Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету». В нашем случае учетная политика составлена исходя из ПБУ 1/98. На исследуемом предприятии в учетной политике не отражено:

  • — стоимостной лимит отнесения актива к основным средствам или материальным запасам;
  • — вариант синтетического учета материалов;
  • — порядка учета и распределения транспортно — заготовительных расходов;
  • — порядок формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
  • — формы первичной учетной документации, используемые в организации.

Материалы поступают в ООО «Январь» путем: приобретения материальных запасов за плату, изготовления полуфабрикатов самой организацией, принятия материалов на ответственное хранение.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации менеджеру по снабжению ООО «Январь» выдаются доверенность на получение материальных ресурсов, платежные документы, подтверждающие факт оплаты, в некоторых случаях договорные копии договоров.

Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность (форма № М-2) выдается за подписью руководителя, главного бухгалтера с печатью организации. Доверенность выдается под расписку. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Поступающие в ООО «Январь» материалы направляются на склад. На материально — производственные запасы, поступающие по договорам поставки, ООО «Январь» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. Расчетные документы (счета — фактуры, платежные поручения, и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются на склад, как основание для приемки и принятия к бухгалтерскому учету материальных ресурсов.

При приемке материалов документы на складе:

  • — регистрируются в журнале учета поступающих грузов;
  • — проверяются на соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
  • — проверяется правильность расчетов;
  • — устанавливается соответствие формы оплаты договорным условиям;
  • — далее передаются документы в бухгалтерию в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортимента, количества и качества требованиям, предъявляемым к данному виду материальных ресурсов.

На складе приемка и оприходование поступающих в ООО «Январь» материалов по сопроводительным документам оформляется путем составления приходных ордеров формы № М — 4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы № М — 4 в одном экземпляре составляет материально-ответственное лицо (заведующий складом) в день поступления материально-производственных запасов на склад. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество материалов. После приемки материальных ресурсов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают в бухгалтерию ООО «Январь» для учета движения материалов.

Если производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции, а также сдача брака, или осуществляется возврат материалов подразделениями организации на склад, то оформляется накладная на внутреннее перемещение материальных ресурсов.

Документы на поступившие материалы содержат сведения о количестве и стоимости материальных ресурсов, если же такие данные в документах отсутствуют, то такие документы не принимаются к учету.

На основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по учетным ценам. Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения материалов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

На основании рабочего плана счетов организации к счету 10 «Материалы» открываются следующие субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-3 «Топливо»;

10-4 «Тара и тарные материалы»; 10-6 «Прочие материалы»;10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Накопленные на этом счете 16 разницы в стоимости материалов, начисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство.

Остаток по счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости материальных ресурсов с отражением по статье «сырье, материалы и другие аналогичные ценности» строки 211 актива бухгалтерского баланса.

В ООО «Январь» хозяйственные операции приобретения и поступления материалов в бухгалтерском учете отражаются на следующих счетах, представленных в таблицах 2.4 — 2.5.

Таблица 2.4 — Записи на счетах учета приобретения материалов за плату у поставщиков за ноябрь 2009 г.

источник

Движение товаров и материалов с момента приемки на склад до момента выбытия со склада предприятия должно документироваться и своевременно отражаться в бухгалтерском учете. Бухгалтерия предприятия отвечает за общее руководство и контроль за правильностью ведения документов. Учет ТМЦ в бухгалтерии, проводки и документы, используемые при оформлении операций, должны соответствовать законодательным нормам и принятой на предприятии учетной политике.

Документооборот на предприятии может производиться по унифицированным формам или в соответствии с ФЗ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. от 23.05.2016 с использованием собственных форм документации при условии наличия в них всех требуемых реквизитов.

Документы по оформлению операций движения ТМЦ на предприятии

Операция для материалов для товаров по готовой продукции
Поступление ТМЦ товарные накладные (унифицированная форма ТОРГ-12), счета, железнодорожные накладные, счета-фактуры, доверенности на получение ТМЦ (ф. ф. М-2, М-2а) накладные на передачу готовой продукции (ф. МХ-18)
Приемка ТМЦ приходный ордер (М-4), акт о приемке материалов (М-7) в случае наличия расхождений фактического поступления с данными товарной накладной акт о приеме товаров (ф. ТОРГ-1), заполняется товарный ярлык (ф. ТОРГ-11) журнал учета поступления продукции (МХ-5), данные вносятся в карточки складского учета (М-17)
Внутреннее перемещение ТМЦ требование-накладная для материалов (М-11) накладная на внутреннее перемещение товаров (ТОРГ-13)
Выбытие ТМЦ наряд на производство, распоряжение на выдачу со склада или лимитно-заборная карта (М-8) при использовании лимитов отпуска, накладная на отпуск на сторону (М-15) счет-фактура, товарно-транспортная накладная, товарная накладная (ф. ТОРГ-12) счет-фактура, товарно-транспортная накладная, товарная накладная (ф. ТОРГ-12), накладная на отпуск на сторону (М-15)
Списание ТМЦ акты по списанию пришедших в негодность материалов, акты выявления недостач акты по списанию (ТОРГ-15, ТОРГ-16) акты по списанию пришедшей в негодность продукции, акты выявления недостач
Любая операция отметка в карточке складского учета (М-17) отметка в журнале складского учета (ТОРГ-18) отметка в журнале складского учета (ТОРГ-18)
Контроль наличия, сверка с данными б/у ведомости по учету материально-производственных и товарных запасов (МХ-19), акты о выборочной проверке наличия материалов (МХ-14), отчеты о движении ТМЦ в местах хранения (МХ-20, 20а), товарные отчеты (ТОРГ-29)

Бухгалтерские проводки по учету поступления ТМЦ

Операция Дт Кт Комментарий
поступили материалы от поставщика (проводка) Дт 10 Кт 60 по приходуемым материалам
Дт 19 Кт 60 по сумме НДС по счету-фактуре
Дт 68 Кт 19 по сумме НДС к возмещению
поступила готовая продукция (учет по фактической себестоимости) Дт 43 Кт 20
(23, 29)
при учете по фактической себ-ти по сумме поступившей готовой продукции
поступила готовая продукция (метод учетной стоимости) Дт 43 Кт 40 при учете по учетной стоимости по сумме поступившей готовой продукции
Дт 40 Кт 20 на сумму фактической себестоимости
Дт 90-2 Кт 40 на сумму расхождений себестоимости с учетной стоимостью (прямая или сторнирующая в конце месяца)
поступили товары от поставщика Дт 41 Кт 60 по стоимости приобретения товаров
Дт 19 Кт 60 по сумме НДС по счету-фактуре
Дт 68 Кт 19 по сумме НДС к возмещению
Дт 41 Кт 42 по суммам наценки для торговых организаций

Движение ТМЦ между складами отображается корреспонденцией счетов аналитического учета внутри соответствующего балансового счета.

Выбытие товаров и материалов при их передаче в производство, отпуске покупателям отражается проводками:

Операция Дт Кт Комментарий
отпущены материалы в производство (проводка) Дт 20
(23,29)
Кт 10 по сумме средней себестоимости данного вида материалов
Дт 20
(23,29)
Кт 10 при исп-и ФИФО по стоимости в порядке от старых к новым партиям на складе
отпущены ТМЦ на управленченские, общехозяйственные расходы Дт 25 Кт 10 по сумме отпущенного инвентаря
Дт 26 Кт 10 по сумме выданных МБП
Дт 44 Кт 10 по сумме тары и упаковки, выданных для реализуемых товаров
отпущены товары покупателям Дт 90 Кт 41 при признании выручки в б/у по сумме отпущенных товаров
Дт 45 Кт 41 до момента признания выручки от продажи по сумме отпущенных товаров
отпущена готовая продукция покупателям Дт 90 Кт 43 при признании выручки в б/у по сумме отпущенной готовой продукции
Дт 45 Кт 43 до момента признания выручки от продажи по сумме готовой пр-и
переданы ТМЦ в филиал Дт 79 Кт 10
(43, 41)
по сумме отгруженных обособл. подразделению ТМЦ
Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

Списание товарно-материальных ценностей, пришедших в негодность, испорченных, устаревших, или по выявленной недостаче производится с обязательным оформлением оправдательных документов.

Проводки отражают списание со складов утраченных предприятием ценностей:

источник

Вне зависимости от типа деятельности и вида производимых товаров, руководство любой компании сталкивается с правильным устройством хозяйства. Поэтому крайне важно знать правила ведения и организации складского учета материалов на предприятии, так как это позволит точно контролировать товарное передвижение и всегда быть в курсе любых изменений. Правильный подход к решению этого вопроса поможет предотвратить денежные потери и даже приумножить прибыль. Более того, это благотворно влияет на конкурентоспособность и привлекает новых партнеров или инвесторов.

Этот термин необходим для уточнения постоянного и количественного учета, осуществляемого в помещениях, созданных для хранения товаров. Для реализации привлекаются специальные учетные карты, которые утверждены законом РФ и позволяют свободно фиксировать различные материалы в кладовой. Их заполнением занимается МОЛ (заведующий или кладовщик), подписывающийся составленный договор о трудоустройстве. В этом контракте сразу указываются объемы выполняемой работы и уровень ответственности, который накладывается на работника при появлении потерь хранящихся объектов.

Главным документом, регулирующим этот вопрос, является распоряжение Министерства финансов РФ от 09.06.2001 №44н. Однако кредитные и бюджетные фирмы не пополняют список тех, кто ему подчиняется. Основываясь на этом акте, проводить учет складов может только специально назначенное материально ответственное физическое лицо. Это постановление дополнительно вносит уточнения в перечень ценностей, относящихся к МПЗ и нуждающихся в хранении.

Учет складских операций: что это такое, как его вести, какие у него нюансы, требования, регулирующие факторы и особенности? Это далеко не полный список вопросов, которые необходимо знать любой фирме, планирующей осуществлять успешную деятельность на современном рынке. Но перед тем как разобрать такие моменты, необходимо уяснить следующие термины, составляющие основу этой отрасли:

  • Склад – это помещение, созданное и эксплуатируемое для временного или постоянного хранения МПЗ и их подготовки к дальнейшему применению в промышленных целях или отправлению заказчику.
  • Материально-производственные запасы – это ценные объекты, числящиеся такими на основании пункта 2 ПБУ 5/01.

В качестве МПЗ могут выступать:

  • Предметы, сырьё или полуфабрикаты, выполняющие роль базиса для создания реализованных товаров или других направлений компании.
  • Ценности, готовые для сбыта.
  • Финансовые ресурсы, используемые для поддержания бытовых и управленческих нужд предприятия.
  • Активы, предназначенные для применения на длительном сроке (они расцениваются как основное средство)».
  • Незавершенные товары.

Организация складского учета товарно-материальных ценностей нужна для контролирования таких параметров:

  • Остаточный объем и номенклатура продуктов, находящихся в кладовой или в торговом зале.
  • Показатель продаж.
  • Срок хранения.
  • Расчетные периоды.
  • Групповой оборот товара.

Помимо этого, учет позволяет предотвратить потери, убытки и порчу имущества. Любые финансовые вложения, потраченные на создание автоматизированных систем, окупаются уже в первые дни внедрения.

Грамотные организационные мероприятия – это залог успешной деятельности любого предприятия. Для долговременной стабильности и эффективности работы используются партионные и сортовые учетные системы. Сегодня существует несколько способов создания максимально удобных условий для хранения, благодаря чему удается сэкономить время и повысить производительность.

Если основу учета складов составляют оборотные ведомости, то одновременно привлекаются две вышеуказанные стратегии. Первая подразумевает под собой применение карточки, открывающейся на любую разновидность ТМЦ. Она отображает количественно-суммовую информацию, где заполняется наименование первичной учетной документации. Применение карточек также необходимо для указания остатков на первое число и оборотный месячный расчет. Это дает возможность составить ведомости по обороту и сверить карточные данные с тем, что предоставляет бухгалтерия.

Ее отличительной чертой является отсутствие необходимости привлечения бухгалтеров и составления оборотных бумаг. Она реализуется в разрезе субрасчетов, товарных групп и балансных счетов, применяемых в денежном эквиваленте. Все манипуляции осуществляются МОЛ, которое заполняет учетную книгу или журнал. Бух. отдел отвечает за прием первичной документации и сопоставление полученных сведений.

Ее отличие – это обособленное хранение каждой партии, имеющей собственную карту в 2 экземплярах. Одна из них высылается в бухгалтерию, а вторая остаётся в кладовой и расценивается как учитывающий регистр. Заполняя этот акт, работник обязан указать дату и время, его номер, тип перевозки, реквизиты поставщика, имя продукта, место отправки, вес и сорт. При израсходовании всех партийных запасов заведующий и товаровед оставляют личные подписи на карточке и отправляют ее бухгалтеру для дальнейшей проверки. Если будет найдена недостача, она спишется на издержки обращения (только если ее показатель не превысил норму допустимой убыли).

Склад нужен для хранения и реализации подготовительных мероприятий к отправлению в производственный цикл или потребительскому сбыту. Как правило, он используется для сбережения на протяжении определенного времени:

  • Товар для сбыта.
  • Готовые продукты, предназначение которых еще не установлено.
  • Производственное сырьё.
  • Запасные детали, используемые для ремонтных работ или прочих целей.
  • Спецодежда или форма.

Сегодня выделяют 3 основных типа складского хозяйства. Первый основывается на функционировании:

  • Материальные – нужны для сохранения ценностей, которые используются для промышленного процесса.
  • Внутрипроизводственные – внецеховые и внутрицеховые, в которых хранятся активы, нужные для поддержания стабильного функционирования предприятия.

Исходя из вида хранящихся ресурсов они бывают следующих типов:

  • Универсальные – актуальны практически для всех МПЗ.
  • Узконаправленные – «заточены» под определенные объекты.

Последняя классификация основана на месте расположения:

  • Централизованные.
  • «Промежуточные» – кладовые располагаются на территории предприятия.

Обязательный рабочий штат включает в себя следующие квалифицированные специальности:

  • Заведующий – отвечает за организацию процесса среди подчиненных, несет ответственность за целостность материальных ценностей.
  • Кладовщик – учитывает имеющиеся продукты.
  • Грузчики – перемещают МПЗ в пределах кладовой, предприятия или загружают в транспортное средство.
  • Младший рабочий персонал – поддерживает чистоту территории и соответствие гигиеническим нормам.

Для обеспечения стабильности и правильности работы необходимо учитывать множество важных моментов, среди которых:

  • Обязательное наличие устройств хранения МПЗ.
  • Сохранение всех типов, марок, сортов и партий осуществляется в обособленных ячейках.
  • Привлечение измерительных приборов.
  • Закладка активов для хранения осуществляется с одной стороны, а для выпуска – с противоположной.
  • Рациональное распределители свободной площади.
  • Инновационная автоматизация работ и процессов, осуществляемых на складском помещении.
  • Однородные активы выдаются в определенной последовательности («старые» получают первоочередно).

Выделить единственный и универсальный способ практически невозможно. Это зависит от объема номенклатуры и ассортимента товаров. Сегодня применяются следующие методики:

  • Номенклатурная – не предусматривает деление на группы (вся продукция имеет индивидуальную карточку). Подходит для маленького ассортимента.
  • Сортовая – проводится групповое и подгрупповое объединение, учитывая отдельные товарные позиции.
  • Партийная – одновременно может быть как главным, так и вспомогательным методом. Отличается удобством в проведении расчетов с поставщиками.
  • Партийно-сортовая – принятые товары учитываются попартийно, после чего все поставки разделяются сортовыми методами.

Главные процессы, проводимые в компании, включают в себя:

  • Товарное оприходование от поставщиков с дальнейшим пересчетом.
  • Проверка сопроводительного документооборота.
  • Введение данных в установленные формы (на бумаге или при помощи компьютерных технологий).
  • Отправление продукции в торговый зал или сразу заказчику.
  • Введение сведений про отгруженный товар в специальную форму.
  • Инвентаризация.
  • Постановка бухгалтерии в известность при возникновении изменений.
  • Проведение списания при подтверждении порчи или недостачи.
  • Внесение коррективов в товарные параметры.

Все манипуляции, проводимые в кладовых с МПЗ, обязаны верно отображаться в соответствующих ведомостях. Первичная документация нужна для подтверждения всех процедур, которые проводятся с активами. Она регулируется законом РФ и, при неправильном заполнении приводит к серьёзным последствиям.

  • накладная от поставщика;
  • М-4. Приходной складской ордер;
  • товарно-транспортная накладная;
  • М-7. Акт приемки продукции;
  • приходная накладная;
  • Торг-1. Акт приемки материалов;
  • Торг-2. Акт о расхождении по качеству и количеству при приемке ТМЦ.
  • Торг-11. Товарный ярлык;
  • М-17. Карточка учета материалов;
  • М-11. Требование-накладная;
  • Торг-13. Документ на внутреннее движение и передачу товаров;
  • М-15. Бумаги на отпуск материалов;
  • Торг-12. Товарная накладная;
  • Торг-16. Списание продукции.

Любая фирма заинтересована в продвижении своей деятельности на рынке. Чтобы избежать финансовых потерь, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Поставщик доставляет продукцию вместе со всей необходимой документацией.
  • Проверка ТСД и сравнение фактических данных с написанной на бумаге информацией.
  • Заполнение журнала регистрации.
  • Отправление товара на склад и подготовка приходной накладной.
  • Оформление внутренней документации ТОРГ-12 (при транспортировке с кладовой).
  • Создание кассового ордера.
  • Распечатывание инвентаризационных сведений и ревизия.

Технологический процесс позволяет значительно ускорить современное производство и облегчить человеческий труд. Внедрение автоматизированных систем даёт возможность на только заметно сократить время на подготовку и заполнение документации, но и контролировать все проводимые операции в удаленном режиме через интернет. Посредством автоматизации можно проводить анализ остатков, распределять объекты по зонам хранения, управлять резервированием, облегчить инвентаризацию и сильно увеличить эффективную площадь помещения. Компания «Клеверенс» на протяжении многих лет занимается успешной реализацией высококачественной продукции, которая сможет обеспечить долгий срок службы оборудования при помощи современного программного обеспечения.

МПЗ – это весомая доля активов фирмы, поэтому уполномоченные лица обязательно ответственны за возникновение проблем или нарушений. Эти нюансы всегда указаны в договоре о трудоустройстве, который заключается с сотрудниками. Основными регулирующими статьями выступают номера 120 НК, 232, 241, и 243 ТК РФ.

Внедрение в рабочий процесс этого метода предусматривает открытие кладовщиком одной или нескольких страниц в товарном журнале на все сорта и названия продуктов. Их количество зависит от операционного объема. Заголовок такой карты содержит артикул, имя, сорт и прочие сведения, выполняющие роль отличительных особенностей. Свободное на бумаге место заполняется информацией про приход, расход и остатки. Законодательство РФ разрешает применять несколько журнальных форм, поэтому можно подобрать оптимальный для себя вариант.

Даже зная, как вести учет материалов на складе, не получиться предотвратить снижение стоимости. Чтобы правильно ее оформить, потребуется заполнить соответствующий акт, оформляющийся в двух экземплярах (первый направляется бухгалтерам, а второй – заведующему). Его пописывает только ответственное лицо, которое представляет комиссию. В отдельных случаях допускается прикрепление одного экземпляра к товарной накладной.

Для улучшения работы компании руководство привлекает специальную программу. Она бывает нескольких видов и структур, но обладает сходными функциями. Среди них:

  • Распределение материалов по ячейкам хранения, партиям и МОЛ.
  • Динамический перерасчет остаточной продукции.
  • Контроль груза при его транспортировке.
  • Привлечение нескольких методов формирования товарных цен.
  • Инвентаризация с последующим созданием отчетов.
  • Подготовка приходно-складских ордеров.
  • Товарная переоценка.

Несмотря на существование множества различных программных обеспечений наибольшей популярностью пользуется одноименная «1С». Данный софт позволяет одновременно захватить не одно направление хозяйственной деятельности организации. Это контроль за продажными правилами, ресурсами, финансовыми средствами, закупкой и доставкой. Главным достоинствами «2С» можно смело назвать простоту в эксплуатации, идеальное соответствие законам России и возможность вносить коррективы с учётом индивидуальных требований.

Организация стабильной и эффективной работы на любом предприятии – это кропотливый труд, требующий ответственного подхода со стороны руководства и рабочего персонала. Однако верное ведение документации и изучение всех производственных нюансов позволит значительно облегчить эти процессы и приумножить прибыль. Одной из главных составляющих деятельности фирмы является понимание того, как вести учет ТМЦ на складе. Эти знания помогут увеличить качество сервиса, ускорить доставку и повысить показатель продаж. Любая организация, заинтересованная в личностном развитии и увеличении своей конкурентоспособности, обязана владеть навыками учётных манипуляций.

источник

Понятие, классификация и оценка материальных ресурсов предприятия. Обоснование и выбор способов и приемов анализа материалов. Анализ действующей системы учета на предприятии ООО «Январь». Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На предприятии возможны два варианта взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Первый вариант возникает при параллельном ведении обоих видов учета. Общими для них будут лишь первичные документы организации, а взаимодействие двух систем учета сведется к минимуму: данные бухгалтерского учета становятся малополезными для налогового учета, а может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового. Бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. При этом на промышленном предприятии в структуре бухгалтерско — финансовой службы учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Данный вариант взаимодействия двух систем учета в целом нерационален уже потому, что в любом случае реализация на практике такого варианта неизбежно приведет к росту расходов предприятия [36].

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

При втором варианте взаимодействия предприятию следует пойти по пути максимального сближения двух систем учета. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Инструментом такого сближения должна стать учетная политика организации, взаимоувязанная с налоговой учетной политикой.

Рассмотрим способы, предусмотренные бухгалтерским и налоговым законодательством в части учета материальных запасов на примере категории «материалы». При этом необходимо обратить внимание на совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, которые представлены в таблице 1А приложения А. Как видно, не все способы учета, предписываемые нормативами, совпадают в бухгалтерском и налоговом учете, однако по несовпадающим моментам можно найти компромиссное решение.

В налоговом кодексе отсутствует понятие «материалы», которое содержится в нормативных актах по бухгалтерскому учету, однако имеется определение материальных расходов, которые по своей сути соответствуют понятию материальных запасов.

Состав расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов по некоторым моментам, не совпадает с перечнем затрат, включаемых в состав материальных расходов для целей налогового учета. Это касается суммовых разниц и процентов по заемным средствам. Такие расходы (доходы) по правилам бухгалтерского учета могут включаться в фактическую себестоимость материальных запасов при условии, что они были произведены до принятия материалов к учету. В противном случае они включаются в состав прочих доходов (расходов). В свою очередь, налоговый кодекс не предполагает увеличения (уменьшения) материальных расходов на эти суммы, по правилам налогового учета они включаются в состав текущих расходов отчетного периода — во внереализационные доходы (расходы) [36]. Для обеспечения сближения по этим вопросам правил бухгалтерского и налогового учета, в учетной и налоговой политике необходимо отметить, что данные виды доходов (расходов) не включаются в себестоимость материальных запасов, а относятся к прочим доходам и расходам. Это практически не будет противоречить правилам бухгалтерского учета, в нормативной базе которого имеется требование относить такие расходы к прочим.

Что касается порядка учета снижения стоимости материалов до их рыночной цены, то по сути противоречий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, так как в любом случае сумма снижения стоимости материальных запасов будет отражена как прочие (внереализационные) расходы. Затруднения могут проявиться лишь в случае, когда в следующем отчетном периоде рыночная стоимость этих материальных запасов возрастет и возникнет проблема их до оценки (восстановления начисленного резерва). В налоговом кодексе в отношении прочих видов резервов предусмотрен такой порядок для резервов по сомнительным долгам, а по материальным запасам не предусмотрен. Данное положение можно признать справедливым, так как если материальные запасы, которые входят в состав оборотных активов, не использовались на предприятии в течение двух лет (в первый год — уценка, во второй год — прирост рыночной стоимости), то их, по сути, некорректно относить к категории оборотных активов, и необходимо проанализировать структуру запасов по критерию эффективности и способности приносить доход для предприятия.

Таким образом, рассмотрев способы, предусмотренные бухгалтерским и налоговым законодательством в части учета материальных запасов на примере категории «материалы», можно обратить внимание на совпадающие методы бухгалтерского и налогового учета, которые обеспечивают максимальное сближение двух систем учета.

1.4 Обоснование и выбор способов и приемов анализа материалов

Для предприятий любых организационно — правовых форм свойственно стремление работать с максимальной экономической отдачей, что заставляет внедрять наиболее эффективные методы управления бизнесом. Управление предполагает анализ хода и результатов финансово — хозяйственной деятельности, анализ запасов организации, которые отражаются на финансовом состоянии организации.

Динамичный характер материальных запасов как элемента экономического потенциала предприятия затрудняет процесс управления ими. Решить данную проблему поможет своевременно доведенная до управляющей системы аналитическая информация о состоянии материалов на предприятии.

Совершенствование хозяйственного механизма управления материальными ресурсами — комплексный процесс, все элементы которого должны быть увязаны между собой. Недостаточное внимание к одному из них ослабляет цепь хозяйственных мероприятий и может существенно снизить их эффективность. Поэтому поиск путей такого совершенствования должен отличаться комплексностью и полнотой.

В ходе дипломной работы результаты анализа излагаются в виде аналитических таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых экономических явлениях. Показатели в таблицах можно расположить в более логичной и последовательной форме, а также они занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Например, для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей — таблица 1.3.

Таблица 1.3 — Показатели эффективности материальных ресурсов

источник

Для обеспечения непрерывности производственного процесса организации вынуждены создавать запасы материальных ресурсов, что связано с дополнительными затратами на их доставку и хранение. Создание запасов с финансовой точки зрения означает отвлечение средств из оборота, поэтому оптимизация их размеров и ускорение оборачиваемости способствуют повышению ликвидности и финансовой устойчивости.

Цели и задачи анализа материальных ресурсов направлены на совершенствование управления ими.

К задачам анализа материальных ресурсов относятся:

  • — определение уровня обеспеченности организации материальными ресурсами в целом и по видам;
  • — анализ состояния запасов сырья и материалов;
  • — оценка эффективности использования материальных ресурсов по обобщающим и частным показателям;
  • — выявление резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Для организации рационального управления материальными ресурсами необходима следующая информация:

  • — текущая потребность в отдельных видах сырья, материалов и других видах материальных ресурсов;
  • — размер и состояние запасов материальных ресурсов;
  • — объем незавершенного производства;
  • — конъюнктура рынков сырья и материалов;
  • — сроки выполнения договоров на поставку продукции;
  • — формы и сроки отгрузки и оплаты продукции, работ, услуг.

Источники информации для анализа материальных ресурсов следующие:

  • — план материально-технического снабжения;
  • — договоры и заявки на поставку;
  • — формы статистической отчетности о наличии и использовании материалов;
  • — данные аналитического учета о поступлении, расходовании и остатках материальных ресурсов;
  • — оперативные данные отдела материально-технического снабжения.

Кроме этого, в соответствии с приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. №66-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в табличной форме предусмотрен раздел, в котором подробно отражается информация о наличии и движении запасов всего и по видам за два последних года. Это будет дополнительным источником аналитической информации.

Анализ материальных ресурсов осуществляется по следующим направлениям:

  • — анализ выполнения плана материально-технического снабжения и обеспеченности производства материальными ресурсами;
  • — анализ использования материальных ресурсов в производстве;
  • — анализ направлений экономии материальных ресурсов;
  • — анализ материалоемкости продукции, работ, услуг.

Система показателей анализа материальных ресурсов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Система показателей анализа материальных ресурсов

Уровень обеспеченности организации материальными ресурсами определяется путем сравнения фактически закупленных ресурсов с плановой потребностью. Следует отметить, что анализ обеспеченности материальными ресурсами достаточно трудоемок, так как оценку необходимо проводить по каждому виду сырья и материалов, любая ошибка может привести к нарушению графика выпуска продукции, возникновению остатков незавершенного производства, замедлению оборачиваемости ресурсов и, как следствие, к потере прибыли и снижению платежеспособности.

Плановую потребность по каждому виду сырья и материалов определяют исходя из следующих условий:

Общая потребность = Плановая потребность по нормам + + Плановые запасы на конец периода — Ожидаемый запас на начало периода.

Материальные ресурсы могут поступать из разных источников (рис. 2. приложение Б).

Анализ выполнения плана материально-технического снабжения осуществляется по видам материалов, источникам поступления, отдельным поставщикам, отдельным договорам. В ходе анализа договоров поставок проверяется их выполнение по объему, срокам, ассортименту и качеству поставляемых сырья и материалов.

Уровень обеспеченности плановой потребности в материальных ресурсах исходя из заключенных договоров определяется так:

Особое внимание отводится анализу запасов материальных ресурсов. В практике управления различают виды запасов, классификация которых приведена на рис. 3.

Рис. 3. Классификация запасов материальных ресурсов

Величина запасов определяется по каждому виду, дни:

В ходе анализа фактические размеры запасов по каждому виду материальных ресурсов сопоставляются с нормативами или плановыми запасами, определяют отклонения. Такое сопоставление позволяет выявить как недостаток, так и излишек запасов.

Эффективное управление запасами позволяет исключить негативные последствия, связанные с недостатками материально-технического снабжения.

Задачи управления материальными запасами:

  • — оптимизация размера и структуры запасов;
  • — минимизация затрат по обслуживанию запасов;
  • — обеспечение контроля их движения.

Особое внимание уделяется управлению текущими запасами. В мировой практике используются различные оптимизационные модели. Наиболее распространенной считается модель экономически обоснованного размера заказа (Economic Ordering Quantity, EOQ).

Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов в организации.

Затраты разделяют на две группы:

  • а) по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке сырья и материалов);
  • б) по хранению на складе (включая содержание складских помещений и оборудования, расходы на оплату труда персонала, финансовые расходы по обслуживанию капитала, вложенного в запасы).

Сумма затрат по размещению заказа:

где ОПП — объем производственного потребления (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде, в натуральном выражении; РПП — средний размер одной партии поставки, в натуральном выражении; — средняя стоимость размещения одного заказа.

При неизменных значениях ОПП и Срз с ростом РПП сумма затрат Зрз будет уменьшаться, и наоборот, т.е. более выгодно завозить сырье и материалы большими партиями. Но большой размер партии приведет к соответствующему росту затрат по хранению запасов, так как при этом увеличится размер запаса в днях.

С учетом этого сумма затрат по хранению запасов рассчитывается следующим образом:

где Сх — стоимость хранения единицы материалов в рассматриваемом периоде.

Графически взаимосвязь между показателями представлена на рис. 4.

Рис. 4. График минимизации совокупных затрат при оптимальном размере партии поставки (EOQ)

Оптимальный средний размер партии поставки материалов определяется по формуле

Оптимальный средний размер производственного запаса исчисляется как

Исходя из рассмотренных соотношений, можно найти еще ряд параметров, которые будут полезны в управлении запасами. Интервал времени между двумя поставками

где Тр — количество рабочих дней в году.

При условии соблюдения оптимального размера партии поставки и запаса материалов общая сумма затрат будет минимальной:

Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов, можно разделить на две группы (рис. 5).

Рис. 5. Система показателей эффективности использования материальных ресурсов

Прибыль на 1 руб. материальных затрат составит

где П — прибыль от продаж, тыс. руб.; МЗ — материальные затраты, тыс. руб.

Показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. материальных затрат. Положительно оценивается рост показателя в динамике. Для углубления анализа, используя факторное моделирование, можно определить, какие факторы, характеризуют динамику данного показателя:

где 5 — выручка от продаж, тыс.руб.; Яп — рентабельность продаж, доли ед.; Мо — материалоотдача, доли ед.

Важнейший из обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов — показатель материалоемкости продукции, работ, услуг

Характеризует размер материальных затрат на 1 руб. выпущенной или проданной продукции.

Факторная модель общей материалоемкости (рис. 6) имеет следующий вид:

Рис. 6. Структурная модель факторного анализа общей материалоемкости

Влияние факторов можно определить с помощью метода цепной подстановки.

Еще одним важным показателем эффективности использования материальных ресурсов является материалоотдача

характеризует размер выпуска продукции на 1 руб. материальных затрат. Положительно оценивается рост показателя в динамике.

Поскольку материальные затраты относятся к одному из элементов затрат, то для анализа важен показатель удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции

Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Для оценки соблюдения норм расхода материальных ресурсов используется коэффициент материальных затрат

где М31 — фактическая сумма материальных затрат; М31пересч — материальные затраты, пересчитанные по плановым нормам на фактический объем и ассортимент продукции.

Если Кмз > 1, то произошел перерасход материалов; если Кмз

источник

Учёт и контроль материалов в строительстве – область проблемная. Связано это с рядом аспектов: низким уровнем дисциплины, отсутствием чёткого планирования в проведении работ, а, соответственно, и отсутствием чёткой поставки ресурсов, постоянными авралами, которыми сопровождается закупка ресурсов. Проблемной областью выступают и складские, и бухгалтерские программы, которые нередко пытаются использовать для учёта материалов в строительстве. Между тем, функционал данных программ рассчитан не на строительные компании, а на торговые предприятия. В этих программах есть масса плюсов, но, всё-таки, они не позволяют полностью свести на «нет» ряд негативных моментов. Проблем немало. Это и нецелевые затраты, и закупки по неадекватным ценам, и приобретение ненужных материалов, и авральные ситуации. Отсюда вытекает и затоваривание складов, и «замораживание» денежных средств и, наоборот, простои в работе из-за срыва сроков поставки. Для строительных предприятий отсутствие упорядоченного учёта материалов особенно опасно, т.к. доля затрат на материалы велика, и ошибки, в итоге, обходятся дорого.

Интернет-семинар: ««Автоматизация планирования и контроля снабжения объектов в строительстве».

Читайте также:  Как выглядит анализ на маркеры гепатита

Во вторник, 7 июня 2016 года в 11.00 по московскому времени компания «АЛТИУС СОФТ» проведёт очередной бесплатный интернет-семинар для специалистов ОМТС.

Если внести немного конкретики и рассмотреть пример, когда смета каким-то образом попадает в складскую службу, то в ней всё равно не учитываются данные ПТО о сроках выполнения работ, об оперативных датах, о стадиях выполнения работ. Соответственно, если какая-то дата изменилась, возможно перенести закупку на более поздний срок (чтобы оптимизировать использование оборотных средств) или, наоборот, нужно срочно закупить необходимые материалы. Если эти данные всё-таки есть у складских служб, то связь материалов и работ, как правило, потеряна. У снабженца нет информации о том, для чего нужен тот или иной материал, для каких работ он будет использован. А прорабу, в свою очередь, материалы в полном объёме на определённом этапе выполнения строительных работ могут и не понадобиться. К примеру, одна часть кирпича нужна для выполнения работ «сегодня», а другая часть кирпича «завтра». Соответственно, «завтрашний» кирпич будет бесхозно находиться на строительной площадке, на складе, да где угодно, но по прямому назначению использоваться не будет.

Далее составляются договоры покупки с автоматическим заполнением номенклатуры материалов (исходя из «подбора поставщиков» и плановых дат поставки), а позже – приходные накладные по этим договорам. При этом приходные накладные кладовщику не нужно набивать вручную. Можно сделать автоматическое заполнение из «Договора покупки», и кладовщику останется только исключить те материалы, которые отсутствуют в данной поставке (также можно исправить их количество и цену). Таким образом, сотруднику не нужно выполнять ручную работу — достаточно удалить ненужные данные. Таким образом, можно увидеть, какие из нужных материалов уже заказаны или получены на склад. Сопоставление сметных (договорных) расходов на материалы с реально существующими, как по приходным накладным от поставщиков, так и по авансовым отчётам осуществляется автоматически.

Программа контролирует и поставщиков, и прорабов: даже 1 кг гвоздей, проводку которого прораб мог осуществить по двум разным авансовым отчётам, в программе отобразится, как перерасход. Когда материалы отпускаются на объекты (для выполнения работ собственными силами или подрядчикам как давальческие), программа контролирует, требуются ли они для этого этапа договора. При этом материалы могут поставляться по заявкам прорабов, в том числе, и сверх лимита, т.е. если они отсутствуют в смете. Позже, когда в модулях «Прораб» и «СтройЗаказчик» будут введены данные о фактическом выполнении работ, программа покажет отклонения фактического расхода материалов от нормативного. Оперативный контроль затрат на материалы можно вести в любой момент времени по конкретным объектам или работам, группам материалов.

Переходя к обсуждению учёта материалов силами бухгалтерских служб, стоит сказать, что в бухгалтерии он осуществляется по наименованиям (кодам) поставщика. В результате, в бухгалтерской программе может оказаться несколько разных товаров с названием «гвозди», которые имеют разные номенклатурные номера, т.к. приходили от разных поставщиков, но, по сути, являются одними и теми же «гвоздями». В связи с этим, бухгалтерия имеет нечёткие представления о том, какой код соответствует тому или иному материалу из сметы. Собственно, бухгалтерия и не обязана этого знать. У неё совсем другие цели и задачи. Бухгалтерские службы списывают материалы, а вот дать сводные данные о том, сколько «гвоздей» купили, сколько на них потратили, и вообще, нужно ли это было, не могут. Особенно, если учесть то, что «гвозди» могут покупаться у разных поставщиков. Иными словами, бухгалтерия не может отличить, где, какие «гвозди» имели место быть и «гвозди» ли это вообще. В итоге, такая «мелочёвка» учитывается неточно. Естественно, это провоцирует нецелевые затраты, которые, из, казалось бы, копеечных значений вырастают в довольно внушительные цифры. В программе «АЛТИУС — Управление строительством» можно сгруппировать «гвозди» одной марки разных поставщиков под одной номенклатурной записью и иметь чёткое представление о том, какие материалы и в каком количестве израсходованы. Бухгалтерия имеет сведения о списании материалов в конце месяца по актам выполненных работ и обычно списывает материалы формально, опираясь на ведомость, составленную по сметным нормативам. Фактический расход и остаток материалов становится известен только по окончании выполнения работ. В программе «АЛТИУС — Управление строительством» все затраты, в том числе и на материалы, можно отследить в любой момент времени, что позволяет вести оперативный контроль затрат по конкретным объектам или работам.

Кроме того, в модуле «СтройАналитик» можно заблаговременно контролировать превышение фактической стоимости поставки над плановой. Пользователь может автоматически анализировать важные именно для него показатели. Он задаёт критерии оценки, и программа сообщает ему, в каком случае наблюдается отклонение от них. Например, программа сообщает о превышении лимитов по ресурсам. В случае превышения заданных значений, программа автоматически укажет на это, выделив тот или иной договор, этап договора, работу красным цветом. Важно то, что пользователь не будет поставлен перед фактом, а сможет заблаговременно узнать о том, что наблюдается какое-то отклонение. Для этого нужно задать некоторое критическое значение, при приближении к которому программа сообщит о том, что пришло время решать проблему (например, выделить дополнительное финансирование на закупку материалов в случае изменения рыночных условий). Модуль «СтройАналитик» может работать с любым модулем ПК «АЛТИУС — Управление строительством». Например, при работе с модулем «СтройЛогистик», можно увидеть перерасход материалов и ресурсов (в процентном или денежном выражении).

Даже в рамках одного модуля для пользователя задаются индивидуальные критерии оценки. Руководитель же сможет оценить работу всех отделов компании. В программе будет показано, когда сотрудник был уведомлён о проблеме (скрыть это ему не удастся). Т.е., руководитель получает важные рычаги и для управления компанией, и для контроля подчинённых.

источник

Для обеспечения непрерывности производственного процесса организации вынуждены создавать запасы материальных ресурсов, что связано с дополнительными затратами на их доставку и хранение. Создание запасов с финансовой точки зрения означает отвлечение средств из оборота, поэтому оптимизация их размеров и ускорение оборачиваемости способствуют повышению ликвидности и финансовой устойчивости.

Цели и задачи анализа материальных ресурсов направлены на совершенствование управления ими.

К задачам анализа материальных ресурсов относятся:

  • — определение уровня обеспеченности организации материальными ресурсами в целом и по видам;
  • — анализ состояния запасов сырья и материалов;
  • — оценка эффективности использования материальных ресурсов по обобщающим и частным показателям;
  • — выявление резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Для организации рационального управления материальными ресурсами необходима следующая информация:

  • — текущая потребность в отдельных видах сырья, материалов и других видах материальных ресурсов;
  • — размер и состояние запасов материальных ресурсов;
  • — объем незавершенного производства;
  • — конъюнктура рынков сырья и материалов;
  • — сроки выполнения договоров на поставку продукции;
  • — формы и сроки отгрузки и оплаты продукции, работ, услуг.

Источники информации для анализа материальных ресурсов следующие:

  • — план материально-технического снабжения;
  • — договоры и заявки на поставку;
  • — формы статистической отчетности о наличии и использовании материалов;
  • — данные аналитического учета о поступлении, расходовании и остатках материальных ресурсов;
  • — оперативные данные отдела материально-технического снабжения.

Кроме этого, в соответствии с приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. №66-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в табличной форме предусмотрен раздел, в котором подробно отражается информация о наличии и движении запасов всего и по видам за два последних года. Это будет дополнительным источником аналитической информации.

Анализ материальных ресурсов осуществляется по следующим направлениям:

  • — анализ выполнения плана материально-технического снабжения и обеспеченности производства материальными ресурсами;
  • — анализ использования материальных ресурсов в производстве;
  • — анализ направлений экономии материальных ресурсов;
  • — анализ материалоемкости продукции, работ, услуг.

Система показателей анализа материальных ресурсов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Система показателей анализа материальных ресурсов

Уровень обеспеченности организации материальными ресурсами определяется путем сравнения фактически закупленных ресурсов с плановой потребностью. Следует отметить, что анализ обеспеченности материальными ресурсами достаточно трудоемок, так как оценку необходимо проводить по каждому виду сырья и материалов, любая ошибка может привести к нарушению графика выпуска продукции, возникновению остатков незавершенного производства, замедлению оборачиваемости ресурсов и, как следствие, к потере прибыли и снижению платежеспособности.

Плановую потребность по каждому виду сырья и материалов определяют исходя из следующих условий:

Общая потребность = Плановая потребность по нормам + + Плановые запасы на конец периода — Ожидаемый запас на начало периода.

Материальные ресурсы могут поступать из разных источников (рис. 2. приложение Б).

Анализ выполнения плана материально-технического снабжения осуществляется по видам материалов, источникам поступления, отдельным поставщикам, отдельным договорам. В ходе анализа договоров поставок проверяется их выполнение по объему, срокам, ассортименту и качеству поставляемых сырья и материалов.

Уровень обеспеченности плановой потребности в материальных ресурсах исходя из заключенных договоров определяется так:

Особое внимание отводится анализу запасов материальных ресурсов. В практике управления различают виды запасов, классификация которых приведена на рис. 3.

Рис. 3. Классификация запасов материальных ресурсов

Величина запасов определяется по каждому виду, дни:

В ходе анализа фактические размеры запасов по каждому виду материальных ресурсов сопоставляются с нормативами или плановыми запасами, определяют отклонения. Такое сопоставление позволяет выявить как недостаток, так и излишек запасов.

Эффективное управление запасами позволяет исключить негативные последствия, связанные с недостатками материально-технического снабжения.

Задачи управления материальными запасами:

  • — оптимизация размера и структуры запасов;
  • — минимизация затрат по обслуживанию запасов;
  • — обеспечение контроля их движения.

Особое внимание уделяется управлению текущими запасами. В мировой практике используются различные оптимизационные модели. Наиболее распространенной считается модель экономически обоснованного размера заказа (Economic Ordering Quantity, EOQ).

Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов в организации.

Затраты разделяют на две группы:

  • а) по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке сырья и материалов);
  • б) по хранению на складе (включая содержание складских помещений и оборудования, расходы на оплату труда персонала, финансовые расходы по обслуживанию капитала, вложенного в запасы).

Сумма затрат по размещению заказа:

где ОПП — объем производственного потребления (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде, в натуральном выражении; РПП — средний размер одной партии поставки, в натуральном выражении; — средняя стоимость размещения одного заказа.

При неизменных значениях ОПП и Срз с ростом РПП сумма затрат Зрз будет уменьшаться, и наоборот, т.е. более выгодно завозить сырье и материалы большими партиями. Но большой размер партии приведет к соответствующему росту затрат по хранению запасов, так как при этом увеличится размер запаса в днях.

С учетом этого сумма затрат по хранению запасов рассчитывается следующим образом:

где Сх — стоимость хранения единицы материалов в рассматриваемом периоде.

Графически взаимосвязь между показателями представлена на рис. 4.

Рис. 4. График минимизации совокупных затрат при оптимальном размере партии поставки (EOQ)

Оптимальный средний размер партии поставки материалов определяется по формуле

Оптимальный средний размер производственного запаса исчисляется как

Исходя из рассмотренных соотношений, можно найти еще ряд параметров, которые будут полезны в управлении запасами. Интервал времени между двумя поставками

где Тр — количество рабочих дней в году.

При условии соблюдения оптимального размера партии поставки и запаса материалов общая сумма затрат будет минимальной:

Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов, можно разделить на две группы (рис. 5).

Рис. 5. Система показателей эффективности использования материальных ресурсов

Прибыль на 1 руб. материальных затрат составит

где П — прибыль от продаж, тыс. руб.; МЗ — материальные затраты, тыс. руб.

Показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. материальных затрат. Положительно оценивается рост показателя в динамике. Для углубления анализа, используя факторное моделирование, можно определить, какие факторы, характеризуют динамику данного показателя:

где 5 — выручка от продаж, тыс.руб.; Яп — рентабельность продаж, доли ед.; Мо — материалоотдача, доли ед.

Важнейший из обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов — показатель материалоемкости продукции, работ, услуг

Характеризует размер материальных затрат на 1 руб. выпущенной или проданной продукции.

Факторная модель общей материалоемкости (рис. 6) имеет следующий вид:

Рис. 6. Структурная модель факторного анализа общей материалоемкости

Влияние факторов можно определить с помощью метода цепной подстановки.

Еще одним важным показателем эффективности использования материальных ресурсов является материалоотдача

характеризует размер выпуска продукции на 1 руб. материальных затрат. Положительно оценивается рост показателя в динамике.

Поскольку материальные затраты относятся к одному из элементов затрат, то для анализа важен показатель удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции

Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Для оценки соблюдения норм расхода материальных ресурсов используется коэффициент материальных затрат

где М31 — фактическая сумма материальных затрат; М31пересч — материальные затраты, пересчитанные по плановым нормам на фактический объем и ассортимент продукции.

Если Кмз > 1, то произошел перерасход материалов; если Кмз

источник