Меню Рубрики

Как вернуть потраченные на анализы деньги

Vladimirxolodok Вчера, 19:29

dmitriipetroff Вчера, 16:42

Полис ОМС позволяет гражданам РФ бесплатно сдавать анализы. Принуждение россиянина к оплате анализов зачастую не имеет под собой законного основания. Лишних трат вполне можно избежать или хотя бы попытаться вернуть деньги за платные анализы.

1)Пост-е Прав-ва РФ от 19.12.2016 г. №1403
2) Федзакон №326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательн. мед. страховании в РФ»

Перечень заболеваний, подлежащих лечению бесплатно, кратко обозначен в п.6 ст.35 Федзакона № 326, а более подробно развернут в Перечне разд.4 Пост-я №1403.

1) лечения патологий (в Перечне)
2) диагностики этих патологий
3) диагностики сопутствующих заболеваний
4) профилактики подозреваемой патологии и сопутствующих ей заболеваний

К примеру, врач подозревает у пациента некую болезнь, обычно сопровождаемую другой патологией. Если исследования на выявление «главного» заболевания бесплатные, то анализы на сопутствующую патологию тоже должны быть оплачены вашим страховщиком.
Врачебные стандарты лечебного процесса можно посмотреть на сайте Минздрава РФ.

1) Анализ крови на сифилис, маркеры, ВИЧ, и др. инфекции
Анализ крови и плазмы на содержание основн. элементов
2) Анализы крови и лимфы (биохимия)
3) Анализ на гормоны
4) Биопсия
5) Исследования тканей и органов (МРТ, КТ)
6) рентген. исследования
7) ультразвук. исследования
8) соскобы, мазки

Оплачивать анализы следует только при подозрении на экзотические аутоиммунные или генетические патологии, встречающиеся всего в 0,01% случаев. Также полис не станет покрывать стоимость исследований для эстетической медицины.

Для выявления законности направления специалиста на платное исследование, следует выяснить, входит ли данный анализ в перечень услуг базовой страховой программы. Этот список услуг может быть дополнен за счет:

а) Программ здоровья сотрудников от работодателя
б) Региональных программ

1) Проверить в Перечне Пост-я № 1403 наличие патологии.
2) Если болезнь там отсутствует, то нужно ознакомиться со списком услуг страховой компании или работодателя пациента.
3) Выяснить перечень бесплатных анализов для диагностики данного заболевания на сайте Минздрава.
4) Региональный перечень бесплатных процедур для населения в Москве находится на сайте Департамента Здравоохранения г.Москвы mosgorzdrav.ru/ru-RU/health/default/card/83.html
5) Об услугах по страховке от работодателя можно прочесть в приложении к трудовому соглашению.
6) Если заболевание есть хотя бы в одной из вышеперечисленных программ, а назначенные врачом анализы входят в стандарт лечения Минздрава РФ, то пациент не обязан оплачивать анализ.

1)При отказе врача государственной поликлиники выдать направление на бесплатный анализ, нужно написать жалобу на имя главврача.
2) Если жалоба не возымела действия, то пациент должен обратиться в свою страховую компанию.
3) Если направление на бесплатный анализ все же получить не удалось, направьте претензию в Московский городской Фонд обязательного медицинского страхования, контролирующего деятельность частных страховщиков.

Сайт Фонда www.mgfoms.ru
Адрес — 117152, г. Москва, Загородное ш.-18а
8(495)952-9321

Возврат производится двумя способами — в кассе поликлиники или в страховой компании.

Если направление на платный анализ было получено в поликлинике, где и было произведено исследование на платной основе, то для возврата денег нужно:

1) Написать заявление на имя главврача о возврате денег
В заявлении указать:
а) ФИО пациента
б) Адрес по прописке
в) Данные паспорта
г) Основание для возврата денег (наличие сданного вами анализа в базовом перечне услуг полиса ОМС)
д) Указать сумму в рублях
е) Номер полиса ОМС
2) Прикрепить к заявке чек об оплате исследований и договор об оказанных медуслугах
3) Получить приказ с решением о компенсации ваших затрат на платный анализ
4) Обратиться со своим паспортом и копией приказа в бухгалтерию медучреждения.

Если пациента направили в частную клинику для сдачи анализов, то деньги обязан вернуть страховщик, выдавший вам полис ОМС.

1) Обратитесь в представительство страховщика и напишите заявку на возврат денег на основании наступления страхового случая, вызванного необходимостью сдачи анализа из базового или доп. перечней.
2) Возврат денег страховая делает в течение нескольких раб. дн.

источник

Анализы всегда нужно делать за свой счёт, а в частных клиниках лечение только платное. Рассказываем, какие ещё заблуждения заставляют нас тратить кучу денег на медуслуги, которые можно получить бесплатно.

В платных медицинских центрах доктора обычно более учтивы. За счёт этого создаётся впечатление, что они — настоящие профессионалы. Но вы пришли в клинику не для того, чтобы вежливо побеседовать с врачом, а чтобы решить свои проблемы со здоровьем, поэтому не судите доктора по его обходительности. В государственных больницах большой поток пациентов и медики часто сталкиваются с разными вариациями течения болезней, нарабатывая огромный опыт. Но у них может не быть времени, чтобы подолгу выслушивать жалобы пациента и вежливо на них отвечать. Кроме того, многие врачи совмещают работу в государственных больницах и частных клиниках. В итоге вас будет лечить один и тот же человек, просто вы либо заплатите за это, либо нет.

Люди, ответственно относящиеся к своему здоровью, не ждут, когда что‑то заболит, а время от времени проходят профилактические осмотры. Но не все знают, что это можно сделать бесплатно в обычной поликлинике. Осмотр в рамках программы диспансеризации населения можно пройти, если вы старше 18 лет. В него входят, например, пап‑тесты, исследования сердечно‑сосудистой системы, измерение уровней холестерина и глюкозы. Подробности перечислены в этом приказе Минздрава.

Многие идут к бесплатному врачу, когда нужно взять справку для больничного из‑за простуды. А для реального лечения — в частный медицинский центр. На самом деле существует много видов медпомощи, которая положена бесплатно по полису ОМС. Они перечислены в документе, который называется Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению. Этот список весьма обширный, в него входит огромное количество заболеваний и расстройств. В разных регионах страны может быть собственная территориальная программа государственных гарантий.

Не зря говорят, что взрослые боятся ходить к стоматологу не из‑за боли, а из‑за суммы, в которую выльется лечение. Но на самом деле с полисом обязательного страхования бесплатно можно вылечить кариес и его последствия (пульпит), удалить зуб (в том числе зубы мудрости), снять зубные отложения, получить помощь при травме челюсти. Материалы для пломбирования и анестезии тоже входят в бесплатное лечение. А вот, например, отбелить зубы и сделать другие косметические процедуры можно только за свой счёт.

Некоторые коммерческие клиники сотрудничают со страховыми, которые компенсируют расходы на лечение, или участвует в государственных программах. В каждом городе есть отдельный реестр таких клиник. Чтобы узнать, где принимают по ОМС, позвоните в свою страховую компанию или поищите информацию на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Вы пришли к частному доктору с лёгким недомоганием, а вышли с пачкой анализов на несколько десятков тысяч рублей. Если у вас возникают сомнения, не стесняйтесь спрашивать у врача:

  • для чего нужно каждое конкретное исследование;
  • какие показания он нашёл у вас, чтобы его назначить;
  • как изменится тактика лечения в зависимости от результатов этого анализа.

Если ответы не убедили, лучше сходите на консультацию к другому специалисту и посмотрите, какие анализы назначит он. Особенно если в клинике вас подгоняют фразами из серии «Вам так повезло! У нас сейчас на это скидка, но сделать нужно сегодня».

источник

Рынок платной медицинской помощи в России расширяется все быстрее. Обусловлено это тем, что в рамках системы ОМС получить качественную и главное своевременную помощь не всегда возможно или удобно. В начале 2000-х годов при упоминании платной медицины на ум в первую очередь приходили услуги стоматологии, пластической хирургии и косметологии. Сегодня наряду с первичной амбулаторной помощью и диагностикой широкое распространение получили и специализированные высокотехнологичные виды медицинской помощи. О том, как вернуть деньги за некачественные медицинские услуги, рассказывает Ольга Нянькина, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро г. Москвы «Нянькин и партнеры».

По официальным данным Росстата с 2005 г. по 2016 г. объем платных медицинских услуг вырос с 109,756 млрд. руб. до 572,445 млрд. руб. – более чем в пять раз. На душу населения прирост за указанный период составил 510%, а уровень медицинских услуг в структуре всех платных услуг в России вырос с 4,8 до 6,6%. Следует отметить, что с 2014 г. по настоящее время их физический объем уменьшается ежегодно, что связано с общим снижением потребительской активности россиян в условиях падения реальных доходов граждан.

Частные клиники, безусловно, имеют определенные преимущества, но важно отметить существующую негативную тенденцию навязывания медицинских услуг. Причина кроется в высокой конкуренции на рынке, влекущей недобросовестное поведение отдельных организаций – максимальное увеличение объема услуг, предоставляемых отдельному пациенту. Злоупотреблениям способствовало и проникновение на рынок доступного потребительского кредитования. В связи с этим с одной стороны, услуги стали доступнее для потребителей, а с другой – финансовая неграмотность пациентов, особенно в вопросах рассрочки, существенно упростила задачи по обогащению горе-менеджеров от мира медицины.

Для того, чтобы понимать, в какой плоскости должны развиваться отношения пациента и платной медицинской организации, необходимо отметить, что они регулируются в первую очередь Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Законом «О защите прав потребителей». Также важно учитывать иные законы и нормативные акты, например, Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и пр.

Платная клиника (врач) – это продавец (исполнитель) услуги, тогда как пациент – это покупатель (заказчик). Обращаясь в клинику, пациент озабочен своими страхами о возможном заболевании, а отсутствие минимальных познаний в области медицины приводит к тому, что чаще всего ему приходиться полагаться на добросовестность врача, назначающего диагностические процедуры, дорогое медикаментозное лечение, а нередко и высокотехнологичную медицинскую помощь на платной основе.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей продавец (изготовитель) обязан «своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Невыполнение этой обязанности дает потребителю право отказаться от исполнения заключенного договора, возврата оплаченных средств и возмещения убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов и штрафа».

Правилами предоставления платных медицинских услуг предусмотрено, что при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

  • порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
  • информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
  • информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
  • другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Так как любая частная клиника работает на основе договора о возмездном оказании услуг, перед оплатой пациенту нужно развеять все возникающие у него сомнения, связанные как с оказанием медицинской услуги, так и с её результатом, в том числе и рисками ухудшения состояния здоровья.

Данные минимальные знания и их демонстрация предостерегут представителей клиники от злоупотреблений. С одной стороны пациент показывает себя как грамотного участника потребительского процесса, а с другой, убеждается в том, что предложенные услуги, это то, что ему нужно.

Необходимо помнить, что пациент имеет право отказаться от медицинских услуг в любой момент, а исполнитель (клиника) вправе удержать денежные средства только в пределах фактически оказанных услуг, предусмотренных договором. Однако, после исполнения договора, взыскать денежные средства получается не всегда. Следовательно, важным является ознакомление с содержанием договора на оказание платных услуг перед его подписанием. Важно понимать, какие именно услуги клиникой будут оказаны, и настаивать на отражении стоимости каждой процедуры. Не нужно стесняться задавать вопросы о целях той или иной манипуляции, диагностического исследования и анализа, требуя чёткого ответа, а в некоторых случаях, и письменного информирования относительно их содержания.

Судебная практика пестрит отказами в удовлетворении исков потребителей-пациентов, пытавшихся взыскать убытки с клиник после исполнения договора. Но защитить себя все-таки можно. Например, решением Центрального районного суда г. Тулы расторгнут договор на оказание платных медицинских услуг с использованием заемных средств с ООО «Мед-Профи», с клиники взысканы уплаченные денежные средства, неустойка, компенсация морального вреда, судебные расходы. Основанием удовлетворения иска послужило то, что пациентке в ходе исполнения договора регулярно меняли врачей, а когда она стала требовать информацию о содержании услуг, выяснилось, что клиника не имеет лицензии на оказываемый вид услуг.

Не следует обращать внимания на клиники, зазывающие рассрочками или большими скидками при оплате. Необходимо понимать, что любая качественная платная услуга не может стоить значительно ниже, чем у конкурентов. А клиника не будет работать себе в убыток, даже и в маркетинговых целях. За рассрочкой же всегда скрывается кредит, который будет представлен банком с процентами (проценты будут включены в стоимость медицинской услуги). Поэтому, выбирая клинику только из соображений экономии, лучше прибегнуть к услугам государственной бесплатной медицины.

Хорошо, если навязанные медицинские услуги просто облегчили карман пациента. Хуже, когда причинен вред здоровью пациента. Что же делать, если пациент после получения медицинской услуги оказался ею недоволен, либо почувствовал себя значительно хуже?

Одна из рекомендаций — в процессе лечения можно делать фото-/ксерокопии карты больного, которая обязательно ведется в клинике с отражением в ней сведений о выполненных манипуляциях. Также, при оплате услуг необходимо требовать квитанции (чеки), подтверждающие оплату, поскольку впоследствии, в случае спора, доказать факт оплаты обязан потребитель.

Если в ходе или после оказания медицинских услуг, здоровье пациента необоснованно ухудшилось, срочно следует обратиться в государственное медицинское учреждение. Там не только дадут оценку состоянию больного, но и зафиксируют результаты платного лечения. Впоследствии, в случае подачи иска о взыскании причиненного ущерба и убытков, эти данные можно будет использовать при рассмотрении дела в суде.

При возникновении угрозы инвалидности либо смерти, обращение в следственный комитет РФ, орган внутренних дел и (или) в прокуратуру, повлечет за собой проведение проверки клиники на предмет оказаний услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и возбуждение уголовного дела.

Если пациент вдумчиво отнесся к вопросам выбора медицинской организации, её проверки на предмет добросовестности при диагностике и проводимом лечении, скорее всего, у него не возникнет претензий относительно качества и объема полученной помощи. Ответственные платные медицинские организации сами заинтересованы в том, чтобы на рынке услуг было как можно меньше мошенников, калечащих и обирающих пациентов, поэтому, на внешне излишнюю придирчивость всегда реагируют нормально и предоставляют всю требуемую информацию.

источник

Тем не менее до сих пор нередки случаи, когда пациента, пришедшего лечиться бесплатно, под разными предлогами отправляют в кассу. Теневые платежи, которыми больные «благодарят» врача, отследить трудно. Но когда деньги вынуждает платить сама клиника, платеж оформляется документально и проходит через кассу — такие случаи можно зафиксировать и даже вернуть неправомерно потраченное. Обязанность контролировать медиков на предмет излишней «увлеченности» платными услугами возложена на страховые медорганизации. Как показал опрос, около трети россиян готовы обратиться к своему страховщику, чтобы выяснить, правильно ли с них брали деньги, и, если обследовать и лечить должны были бесплатно, получить помощь и добиться возмещения затрат.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Россияне до сих пор плохо осведомлены, что именно им полагается в рамках бесплатного оказания медпомощи по ОМС. Многие, например, не знают, что, если в больнице пациенту предлагают купить медикаменты или медизделия, которые назначил врач, — это нарушение. При этом 16 процентов участников опроса вообще не были уверены, что при лечении в стационаре все лекарства больной получает бесплатно, поскольку оплачивает их Фонд ОМС.

Вариантов вымогательства денег у больных много (см. рисунок). Во всех подобных случаях пациенты должны знать: в страховых медорганизациях работают специально обученные люди — страховые представители, которые обязаны им помочь.

«Страховой представитель — это защитник прав пациентов. Если незаконно взимается плата за медицинскую помощь, нарушаются сроки ее предоставления, то следует обращаться именно к нему. Если же клиника нарушает условия предоставления медпомощи, есть страховой поверенный, который отработает такой случай и поможет устранить нарушения», — отмечает вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.

«При наличии любого предложения оплатить помощь в медорганизации, участвующей в программе госгарантий, следует обратиться в страховую медицинскую организацию и проконсультироваться о правомерности оплаты. Если оснований для оплаты нет, то страховой представитель переговорит с главным врачом или заведующим отделением, и вопрос будет решен», — говорит Михаил Пушков, член рабочей группы по развитию ОМС ВСС.

1 Эксперт советует в тех случаях, когда пациент уже заплатил за медицинскую помощь или что-то купил в аптеке, когда находился на лечении в стационаре, сохранить чек, договор на предоставление платных услуг, квитанцию об оплате и обратиться в СМО со всеми этими документами.

2 Далее составляется письменная жалоба. СМО на основе этой жалобы организует проведение экспертизы. Эксперт выясняет, выполнялось ли лечение с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, и устанавливает, проводилось ли финансирование лечения за счет средств ОМС в соответствии с программой госгарантий. Если да, никаких дополнительных платежей с пациента клиника брать не имела права.

3 Составляется и подается претензия в медицинскую организацию, в ней содержится предложение урегулировать конфликт в досудебном порядке и возместить пациенту неправомерно потраченные им деньги.

4 «Обычно все удается решить на этом этапе, но если медорганизация не идет на возмещение средств в досудебном порядке, то приходится обращаться в суд. СМО помогает при подготовке искового заявления и может выступать в суде третьим лицом», — рассказал Михаил Пушков.

«Безусловно, ни одна жалоба и обращение не могут быть проигнорированы. Во всех регионах есть «горячие линии», ни одно обращение не остается без ответа, и по всем жалобам принимаются меры, — говорит глава ФОМС Наталья Стадченко. — Сегодня во всех страховых организациях и территориальных фондах есть кол-центры. Если страховой представитель не подсказал, как поступить в той или иной ситуации, не защитил его нарушенные права, необходимо обращаться в территориальный фонд ОМС».

источник

Если Вам пришлось оплачивать медицинские исследования, то Вы можете получить налоговый вычет за анализы. В статье расскажем, как вернуть деньги за платные анализы, какие документы понадобятся.

Можно ли получить налоговый вычет за анализы

Согласно статье 219 Налогового кодекса РФ при оплате лечения Вы можете получить социальный налоговый вычет на медицинские услуги, а также вернуть часть потраченных денег на медикаменты, ДМС. Среди медицинских услуг, за которые Вы можете оформить возврат налога, указаны услуги по диагностике при оказании медицинской помощи. К социальным вычетам также относится вычет за обучение, страхование жизни.

Итак, Вы можете вернуть 13 % от стоимости различных лабораторных анализов крови, мочи, биологических жидкостей, а также цитологических, гистологических и других исследований.

Возврат налога за анализы: условия

Ответ на вопрос «можно ли вернуть деньги за платные анализы» зависит от следующего:

  • у медицинской организации (платной поликлиники, лаборатории) есть лицензия на осуществление медицинской деятельности, выданная в соответствии с законодательством РФ (вычет на лечение за границей невозможен),
  • у Вас был доход, облагаемый по ставке 13 %, в тот год, когда Вы оплачивали анализы в платной поликлинике (например, официальная заработная плата, доход от сдачи в аренду квартиры). Неработающий пенсионер, женщина в декрете, безработный, неработающий студент на себя оформить вычет не смогут,
  • не прошел срок давности налогового вычета за лабораторные исследования – 3 года,
  • Вы предоставили в ИФНС документы для налогового вычета за анализы.

Можно ли вернуть 13 процентов за анализы родственников

Налоговый вычет за анализы в платной поликлинике можно получить при оплате исследований — медицинских услуг, оказанных следующим родственникам и членам семьи:

Налоговый вычет на анализы: сумма возврата

За анализы можно вернуть 13 % от их стоимости. Но:

  • не удастся вернуть налога больше, чем удержано в бюджет в год оплаты исследований;
  • для медицинских услуг, не относящихся к дорогостоящим, установлен предел для налогового вычета — 120000 руб. (максимальная сумма возврата составит 13 % от 120000 руб. – 15600 руб.). Относится ли лечение к дорогостоящему, можно узнать, заглянув в Перечень дорогостоящих видов лечения (размер расходов здесь роли не играет).

Узнать, какие медицинские услуги (дорогостоящие или нет) Вы оплатили, можно из справки об оплате медицинских услуг:

  • обычному лечению соответствует код услуги 1,
  • дорогостоящему лечению соответствует код услуги 2.

Перенести налоговый вычет за сдачу анализов и проведение исследований на другие периоды не получится. Но у супругов есть возможность распределить сумму вычета между собой.

Как получить налоговый вычет за анализы

Вы можете оформить возврат НДФЛ за анализы, если подтвердите свое право на вычет, предоставив в ИФНС все необходимые документы. Это можно сделать:

  • при посещении налоговой инспекции по месту прописки,
  • почтовым отправлением,
  • через интернет (личный кабинет налогоплательщика).

Порядок предоставления вычета и список необходимых документов будет меняться в зависимости от способа возмещения НДФЛ за анализы:

  • через налоговую инспекцию (вычет предоставляется по окончании года, в котором были оплачены анализы);
  • через работодателя (вычет предоставляется в году, в котором оплачивались исследования).

Подготовьте документы для налогового вычета за медицинские анализы и верните 13 % от их стоимости

Документы для налогового вычета за анализы

Мы выяснили, как вернуть деньги за платные анализы — подать необходимые документы и вернуть 13 % или в налоговой инспекции или у работодателя. Если Вы возвращаете подоходный налог за медицинские исследования в ИФНС, то необходимо подготовить следующие документы:

  • Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога,
  • Декларация 3-НДФЛ,
  • Справка о доходах 2-НДФЛ (оригинал),
  • Справка об оплате медицинских услуг (оригинал),
  • Договор на медицинские услуги(копия),
  • Платежные документы, например, кассовые чеки (копия),
  • Лицензия медицинской организации (копия),
  • Копия свидетельства о браке (в случае оформления вычета за анализы на супруга) и/или копия свидетельства о рождении (в случае получения вычета за исследования родителей и/или детей).

Может понадобиться копия паспорта, ИНН, а также оригиналы некоторых документов (например, договора).

Для возврата НДФЛ за анализы, документы подаются в налоговую инспекцию в определенный срок. Далее начинается камеральная проверка, которая длится максимум 3 месяца. Еще месяц дается на перечисление денег на расчетный счет, указанный в заявлении (подробнее о сроках возврата можно прочитать здесь).

За какие медицинские услуги можно получить налоговый вычет

Вы имеете возможность вернуть 13 % за анализы и исследования, в том числе осуществить возврат налога за анализы для ЭКО, во время беременности, перед операцией и в других случаях.

Кроме того, можно получить вычет за следующие медуслуги:

  • лечение зубов (в том числе за протезирование зубов, установку имплантов, установку брекетов и т.д.),
  • диагностика (МРТ, рентген, УЗИ, КТ и т.д.),
  • приемы, консультирование врачей,
  • ведение беременности,
  • роды,
  • ЭКО,
  • лечение в санатории,
  • различные операции,
  • другие медицинские услуги.

Если Вы или Ваш родственник сдавали платные анализы, Вы имеете возможность оформить налоговый вычет за анализы и вернуть 13 процентов от их стоимости. В статье мы рассказали, как оформить возврат НДФЛ, какие документы придется подать в ИФНС.

источник

Я ненавижу лечиться в государственных поликлиниках.

Мне проще заплатить, чем стоять в очередях к уставшей бабушке-врачу. Поэтому при любом заболевании я иду в платную клинику.

В 2015 году я потратила 18 800 Р на диагностику, консультации и процедуры. В 2016 году я оформила налоговый вычет на лечение и вернула 2500 Р . Расскажу, как сделать так же.

Налоговый вычет — это деньги, которые государство возвращает вам из уплаченного вами же НДФЛ, если вы делаете что-то полезное для государства. Бывают налоговые вычеты за покупку квартиры и обучение. Сегодня поговорим о вычете за платные медицинские услуги.

Под медицинскими услугами налоговый кодекс подразумевает прием у врача, диагностику, медицинскую экспертизу, сдачу анализов, госпитализацию, лечение в дневном стационаре, стоматологию, протезирование. В список попадает всё, с чем обычно сталкивается заболевший человек.

Операции, в том числе пластические, ЭКО, лечение тяжелых заболеваний, относятся к категории дорогостоящего лечения. За них получают другой вычет, но об этом в следующий раз.

Вычет также можно получить за добровольную медицинскую страховку, если вы сами оплатили полис. Если его оплатил работодатель, то вычет не сделают.

Размер вычета зависит от стоимости лечения: чем больше вы потратили, тем больше вам вернут. Но максимальная стоимость лечения, которая учитывается при расчете вычета на лечение, — 120 000 Р . Это общий лимит почти для всех социальных вычетов, в частности по расходам на лечение и обучение (см. п. 2 ст. 219 НК РФ). Даже если вы заплатили в больнице миллион, вы получите вычет будто заплатили 120 тысяч.

Если вы получаете зарплату или имеете доход, с которого платите НДФЛ, вы можете получить вычет. Неработающие пенсионеры, студенты и женщины в декретном отпуске таких доходов не имеют, НДФЛ не платят, поэтому конкретно на этот вычет не претендуют.

Вам также вернут деньги, если вы оплачивали лечение своих родителей, супруга, детей до 18 лет. Для этого нужен документ, подтверждающий родство: свидетельство о браке или свидетельство о рождении. За оплату лечения тещи или тестя вычет вам не дадут.

На кого оформлен договор на лечение — значения не имеет. Но платежный документ должен быть оформлен на того, кто будет получать вычет.

Например, пожилой отец попал в больницу и дочь хочет оформить вычет за его лечение. Договор можно оформлять или на отца, или на дочь, а вот платежные документы — только на дочь. Если платежные документы выпишут на отца, клиника не даст дочери справку для налоговой. Лучше всего, если и в договоре и в платежных бумагах будут данные человека, который будет оформлять вычет. В нашем примере — дочери.

Сумма вычета зависит от размера вашей зарплаты и стоимости лечения. В любом случае налоговая не вернет денег больше, чем уплачено НДФЛ за год. Посмотрим на примере:

Василий работает менеджером и получает 40 000 Р в месяц. За год он заработал 480 000 Р . 13% своей зарплаты он отдает государству в качестве налога (НДФЛ). За год он заплатил 480 000 × 0,13 = 62 400 Р .

В 2015 году он потратил на лечение 80 000 Р . Василий собрал документы и подал заявление на налоговый вычет. После подачи заявления налоговая вычтет сумму лечения из дохода Василия за год и пересчитает его НДФЛ: (480 000 − 80 000) × 0,13 = 52 000 Р .

Получается, что Василий должен был заплатить 52 000 Р , а по факту заплатил 62 400 Р . Налоговая вернет ему переплату: 62 400 − 52 000 = 10 400 Р .

Вычет можно оформить в течение трех лет, следующих за годом оплаты лечения. В 2017 году можно получить вычет за лечение в 2016, 2015 и 2014 годах. Число и месяц не имеют значения.

Чтобы получить деньги, сначала нужно собрать подтверждения, что вы лечились и платили: договоры, чеки и справки из клиники. Потом заполнить декларацию 3-НДФЛ на сайте налоговой и отправить вместе с отсканированными документами на проверку.

После того как декларацию одобрят, надо написать заявление на возврат денег. По закону через месяц после подачи заявления налоговая должна перечислить деньги на ваш счет.

Как забрать свои 260 тысяч у государства

Можно делать всё постепенно. Я никуда не торопилась и готовила документы около трех месяцев.

В кассе или регистратуре клиники вам дадут договор и чек. Сохраните эти документы: только они подтверждают факт оплаты лечения. Прикрепите чек к договору скрепкой или степлером. Потом замучаетесь искать, к какому договору какой чек.

Договор и чек из платной клиники

Подойдите в регистратуру или бухгалтерию и попросите справку для налоговой. Предъявите паспорт, ИНН, договор с клиникой, все чеки.

Рекомендуем еще до подписания договора с клиникой поинтересоваться, есть ли у нее лицензия и даст ли клиника справку для вычета. Проверять лицензию после оплаты лечения поздно.

Паспорт, договор с клиникой и ИНН — возьмите с собой эти документы, когда пойдете получать справку для налоговой

Некоторые клиники не требуют чеки. Они берут сведения об оказанных услугах из своей базы данных. Но так делают не все. Я потеряла несколько чеков, и девушка на ресепшене не включила их в сумму справки.

Если вы оформляете вычет за лечение родственников, вместе с документами принесите свидетельство о браке или свидетельство о рождении и попросите оформить справку на ваше имя.

В клинике, которую я посещала, справку делают максимум за 5—7 дней. Я пришла в безлюдное время, поэтому мне сделали справку за полчаса.

Справка для налоговой. Обратите внимание на код услуги: он должен быть 1 или 001

Если вы сомневаетесь, что справка оформлена правильно, — проверьте, соответствует ли она инструкции Минздрава. Обычно такой проблемы не возникает. Если у клиники есть лицензия, она обязана выдать правильно оформленную справку.

Вместе со справкой вам выдадут копию лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если у клиники нет лицензии или ее срок действия истек, налоговая вам ничего не вернет. Копия лицензии остается у вас, ее не нужно отправлять в налоговую инспекцию.

Проверьте срок действия лицензии. Чаще всего лицензия выдается бессрочно, но лучше перестраховаться

Отсканируйте справку из клиники и договор, чтобы отправить их в налоговую удаленно. Если вы получаете вычет за лечение родителей, супруга, детей до 18 лет, то сделайте скан свидетельства о браке или свидетельства о рождении.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Я рекомендую сканировать документы в многостраничный файл формата пдф. Сначала справку, потом договор. Файл должен быть размером менее 2 Мб, иначе вы не сможете загрузить его на сайте налоговой.

На сайте налоговой принимают файлы формата .txt, .doc, .docx,
.pdf, .gif, .bmp, .jpg, .jpeg, .png,
.tif, .tiff, .zip, .7z, .rar, .arj, .xls, .xlsx

Возьмите справку 2-НДФЛ в бухгалтерии на работе. Данные из этой справки понадобятся для заполнения декларации. Ее сканировать не нужно.

Документы можно подать тремя способами:

  1. лично в ближайшей налоговой;
  2. по почте заказным письмом;
  3. на сайте nalog.ru.

Первые два способа мне не подошли: я не хотела стоять в очередях. Потратила вечер и подала документы на сайте.

Подать документы в налоговую несложно. Общая логика такая: заполнить персональные данные, указать доходы и загрузить доказательства расходов на лечение. Чтобы вы не запутались, мы подготовили инструкцию из шести шагов.

1. Заходим в личный кабинет налогоплательщика и выбираем раздел «Налог на доходы ФЛ» → НДФЛ.

2. Заполняем паспортные данные. Если вы указали ИНН, то дату, место рождения, паспортные данные и гражданство можно не заполнять.

3. Указываем работодателя и доход. Здесь вам понадобится справка 2-НДФЛ. В первом пункте справки указана информация о работодателе (ИНН, КПП и ОКТМО).

4. Выбираем вычет, который хотим получить. Вычет на лечение находится в группе «Социальные налоговые вычеты». Вводим сумму, которую потратили, в окно «Расходы на лечение».

Обратите внимание: расходы на лечение и расходы на дорогостоящее лечение — это разные вещи. Мы говорим только о вычете на лечение.

5. Проверяем цифры и нажимаем красную кнопку «Сформировать файл для отправки».

6. Добавляем отсканированные справки и договоры. Подписываем электронной подписью и нажимаем «Подписать и направить». Если у вас нет электронной подписи, оформите ее в личном кабинете в разделе «Профиль» → «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».

Всё, вы отправили декларацию в налоговую инспекцию. Инспектор обязан ее проверить в течение трех месяцев. Уведомлений о проверке декларации нет, поэтому я проверяла личный кабинет раз в месяц.

Через полтора месяца мою декларацию одобрили.

Даже если вашу декларацию одобрили, без заявления деньги не вернут. Снова идем на сайт ФНС:

В заявлении ФИО, паспортные данные загрузятся автоматически. Вам нужно ввести реквизиты счёта, куда вы хотите получить деньги.

Реквизиты смотрите в личном кабинете на сайте банка. В Тинькофф-банке зайдите в личный кабинет на вкладку «О счете»:

После того как вы отправите заявление, деньги поступят на счет в течение месяца. Об этом вы получите сообщение из банка.

Смс о возврате денег. ​042​202​001 — реквизиты Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области. У вашей налоговой может быть другой код

источник

Возврат денег по медицинскому полису ОМС предусмотрен положениями Федерального Закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья». Статьями нормативно-правового акта зафиксировано право граждан РФ на получение бесплатных медицинских услуг.

Социальная поддержка распространяется не на все виды лечения, но дополнительно предусмотрена возможность возврата денежных средств, которые пользователь самостоятельно внес в счет собственного оздоровления.

Основное назначение полиса медицинского страхования – компенсация расходов граждан на медицинские услуги. В эту категорию сервисов относятся единичные или комплексные мероприятия, направленные на:

  1. плановое и внеплановое обследование;
  2. диагностику заболеваний;
  3. лечение;
  4. профилактику недугов;
  5. оздоровление.

То есть полис должен покрывать все из указанных видов медицинских услуг.

Не все медицинские учреждения уполномочены оказывать бесплатные сервисы в рамках страхования. Кроме наличия лицензии на назначение лекарственных препаратов, учреждения должны пройти дополнительную проверку соответствия требованиям.

На территории Российской Федерации действуют две программы, в рамках которых оказываются медицинские услуги. Базовая действует по всему государству и гарантирована всем участникам программы страхования. Территориальная представлена специальными региональными предложениями, которые фиксируют дополнительные адресные льготы для некоторых категорий населения.

Все клиники, которые уполномочены оказывать безвозмездные услуги пользователям в рамках ОМС, внесены в специальный реестр. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  • наличие лицензии и должного уровня аккредитации;
  • подтверждение материально-технической базы для оказания разных видов услуг;
  • формирование локального учета пациентов и эффективный документооборот (расходование средств полиса требует соответствующих отчетов);
  • соблюдение санитарных и режимных требований;
  • наличие возможности для лечения пациентов в экстремальных условиях (массовые стихийные бедствия, боевые действия);
  • соблюдение требований к госпитализации и оказанию медицинской поддержки.

Законодательством нет ограничений касательно принадлежности клиники. Предоставление бесплатных услуг может организовываться в государственных больницах и в частных центрах.

Как уже отмечалось выше, есть ограничения касательно перечня недугов, устранение которых покрывают средства полиса.

Таблица № 1 «Основания обращения за бесплатной медицинской помощью»

Особенности

Спектр доступных медицинских услуг

Безвозмездно получится воспользоваться следующими категориями сервисов:

  • профилактика недугов;
  • оказание неотложной и первой помощи;
  • вызов на дом;
  • оперативное вмешательство;
  • истребование и проверка анализов;
  • доступ к услугам стоматологов.

Базовая программа покрывает затраты на следующие группы болезней:

  • все инфекционные недуги (кроме половых заболеваний);
  • появление злокачественных и доброкачественных образований;
  • расстройство обмена веществ;
  • недуги нервной и эндокринной систем;
  • нарушение работы сердечнососудистой системы;
  • трудности с органами дыхания;
  • недуги, связанные с половыми органами (кроме инфекционных болезней);
  • механические травмы и повреждения;
  • устранение врожденных дефектов;
  • поддержание детей, пребывающих на грудном вскармливании;
  • наблюдение за беременными женщинами и только родившими мамами.

Все из указанных услуг являются платными, но чтобы воспользоваться ими безвозмездно, нужно пройти предварительный осмотр у лечащего доктора, подтвердить диагноз и необходимость скорого прохождения лечения. Без справки врача придется все услуги оплачивать самостоятельно.

Лечащий доктор может направить пациента на бесплатное лечение только, если воспользоваться бесплатным сервисом в регионе проживания гражданина невозможно.

Вернуть деньги по полису ОМС за платные услуги получится только при соблюдении всех установленных законных требований. Так, пациенту следует помнить о таких правилах:

  1. обязательно наличие заболевания, которое требует врачебного контроля и вмешательства;
  2. предварительное обращение к личному доктору, который назначает первоочередное обследование для подтверждения диагноза;
  3. поиск бесплатных способов лечения;
  4. установление факта, что помочь в ситуации могут только платные услуги;
  5. повторное обращение к врачу, который уполномочен готовить документы на дальнейшее использование денег полиса обязательного медицинского страхования.

Реализация денежных средств может осуществляться только в рамках области, в которой зарегистрирован (постоянно проживает пациент).

К числу недугов, платное лечение которых покрывает ОМС, относятся:

  • диагностика и лечение (в том числе, анонимное обращение в учреждение);
  • надомные услуги (консультация, осмотр, контроль амбулаторного лечения);
  • ЭКО;
  • консультация и помощь логопеда (только для взрослых);
  • помощь сексолога;
  • проведение косметологических процедур;
  • протезирование;
  • оказание специализированной помощи психологами.

Территориальными программами этот перечень может быть дополнен и другими сервисами. В зависимости от вида услуги, есть мероприятия, которые проводятся только в рамках льготной очереди (например, протезирование). В таком случае для реализации безвозмездной поддержки предстоит собрать полный пакет документов и обратиться в локальное отделение МОЗ, где льготника поставят на учет, присвоят регистрационный номер, сообщат клинику, в которой будет проводиться процедура, и обозначат ориентировочную дату осмотра.

Законом предусмотрено два способа возмещения убытков на лечение. И воспользоваться компенсацией можно как за собственное оздоровление, так и за затраты близкого родственника. К числу таких лиц относятся дети, родители, супруги, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Этот способ характеризуется тем, что запросить можно компенсацию полностью всей суммы, которая была потрачена на лечение. Порядок возмещения платных медицинских услуг по полису ОМС предусматривает следующие шаги:

  1. Предварительное заключение договора со страховой фирмой. Гражданин вправе самостоятельно выбрать компанию, с которой будет оформлять соглашение. В контракте прописывается перечень сервисов, за использование которых страховая компания будет компенсировать убытки, а также граничный размер отчислений для покрытия расходов.
  2. Возникновение страхового случая. Это означает, что у клиента возникло заболевание, которое можно покрыть посредством полиса, но состояние здоровья не позволяет ждать очереди. В таком случае гражданин самостоятельно оплачивает все лечение.
  3. Личное обращение в страховую организацию для покрытия убытков. Законодателем неограничен срок, на протяжении которого гражданин может обратиться в фирму за возвратом денежных средств, но лучше делать это сразу после выписки и сбора необходимых документов.
  4. Рассмотрение заявки. У работников инспекции есть только 30 календарных дней для ознакомления с ассортиментом поданных бумаг и для принятия решения о законности получения денег. О том, что страховщик рассмотрел обращение, клиент получает уведомление по телефону.

Необходимые бумаги

Чтобы обращение было принято секретарем страховщика к рассмотрению, предстоит дополнительно представить следующий пакет документов:

  • собственноручное заявление;
  • личный паспорт;
  • полис обязательного медицинского страхования;
  • копию медицинской карты, где содержится подтверждение диагноза;
  • справка лечащего врача о необходимости срочного обращения в медицинский центр;
  • заключение клиники о невозможности предоставления сервисов на безвозмездной основе;
  • список медицинских учреждений, оказывающих конкретные услуги в регионе (с полным списком можно ознакомиться на страницах общедоступного реестра на сайте МОЗ);
  • оригинал договора с больницей на оказание платных услуг;
  • заключение нового врача;
  • справка о проведенных мероприятиях и их результатах;
  • денежная смета о стоимости технического оборудования и рабочей силы, которые были потрачены на конкретного пациента;
  • номер банковского счета, на который следует осуществить перевод денежных средств.

Результаты рассмотрения

По результатам заявления может быть принято одно из двух решений. Если выплата компенсации удовлетворена, то на протяжении 30 суток на банковский счет лица придет обозначенная сумма денежных средств. Если в возврате финансов отказано, то действия пациента могут быть следующими:

  1. Повторная подача заявки. Если причиной отказа стала подача неполного пакета бумаг или нарушение порядка обращения, то после устранения всех недостатков можно оформить обращение повторно.
  2. Подача жалобы в правоохранительные органы. За неисполнение условий договора предусмотрена юридическая ответственность, к которой может привлекаться страховая фирма. Основанием для наказания служит подтверждение законности требования компенсации и необоснованный отказ в предоставлении таковой.
  3. Направление искового заявления в суд. Возврат денег может быть затребован в рамках гражданского делопроизводства. Решение спора находится в ведении районных судов, расположенных по месту регистрации страховой – юридического лица.

При подаче жалобы в любую из инстанций при себе следует иметь письменный отказ страховщика с указанием причин неисполнения условий ранее подписанного контракта.

Этот способ будет доступен только следующим категориям граждан:

  • официальное трудоустройство лица;
  • из дохода гражданина делаются регулярные отчисления НДФЛ в пользу государственного бюджета.

Налоговый вычет покрывает лишь долю расходов, которая не может превышать совокупную сумму ранее оплаченного подоходного налога.

Получение поддержки доступно с учетом следующих требований:

  • компенсация доступна за личное оздоровление, а также за лечение близкого родственника;
  • услуги должны оказываться медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию;
  • оплата расходов покрывалась тем гражданином, который запрашивает налоговый вычет.

Таблица № 2 «Процедура возврата денег»

Особенности

В локальное отделение ФНС, расположенное по месту проживания гражданина.

К работодателю, где официально трудоустроен пациент.

Перевод денежной суммы на банковский счет лица.

Освобождение от оплаты подоходного налога на период, достаточный для компенсации оговоренного размера затрат.

Существуют ограничения по суммам, которые зависят от стоимости лечения. Если это базовые услуги, то вычет будет распространяться только на 120 000 от всего размера затрат (сумма рассчитана на один календарный год). В таком случае размер отчислений составит:

120 000 * 13% = 15 600 рублей.

Если же лечебные процедуры отнесены к разряду дорогих, то гражданин получит 13% от всей суммы затрат, без каких-либо ограничений.

Предстоит принимать во внимание, что размер компенсации не может превышать сумму ранее оплаченного налога (в учет принимается три последних года работы).

Возврат денег по ОМС особенно актуален, когда речь идет о протезировании и оперативном вмешательстве. Предусмотреть срочность таких услуг практически невозможно, поэтому страховые фирмы обязаны компенсировать все затраты клиента. Чтобы не попасть впросак, предстоит внимательно ознакомиться с договором страхования на стадии его подписания. Если право получения компенсации не учтено, то претендовать на поддержку не получится.

источник

Тем не менее до сих пор нередки случаи, когда пациента, пришедшего лечиться бесплатно, под разными предлогами отправляют в кассу. Теневые платежи, которыми больные «благодарят» врача, отследить трудно. Но когда деньги вынуждает платить сама клиника, платеж оформляется документально и проходит через кассу — такие случаи можно зафиксировать и даже вернуть неправомерно потраченное. Обязанность контролировать медиков на предмет излишней «увлеченности» платными услугами возложена на страховые медорганизации. Как показал опрос, около трети россиян готовы обратиться к своему страховщику, чтобы выяснить, правильно ли с них брали деньги, и, если обследовать и лечить должны были бесплатно, получить помощь и добиться возмещения затрат.

Россияне до сих пор плохо осведомлены, что именно им полагается в рамках бесплатного оказания медпомощи по ОМС. Многие, например, не знают, что, если в больнице пациенту предлагают купить медикаменты или медизделия, которые назначил врач, — это нарушение. При этом 16 процентов участников опроса вообще не были уверены, что при лечении в стационаре все лекарства больной получает бесплатно, поскольку оплачивает их Фонд ОМС.

Вариантов вымогательства денег у больных много (см. рисунок). Во всех подобных случаях пациенты должны знать: в страховых медорганизациях работают специально обученные люди — страховые представители, которые обязаны им помочь.

«Страховой представитель — это защитник прав пациентов. Если незаконно взимается плата за медицинскую помощь, нарушаются сроки ее предоставления, то следует обращаться именно к нему. Если же клиника нарушает условия предоставления медпомощи, есть страховой поверенный, который отработает такой случай и поможет устранить нарушения», — отмечает вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.

«При наличии любого предложения оплатить помощь в медорганизации, участвующей в программе госгарантий, следует обратиться в страховую медицинскую организацию и проконсультироваться о правомерности оплаты. Если оснований для оплаты нет, то страховой представитель переговорит с главным врачом или заведующим отделением, и вопрос будет решен», — говорит Михаил Пушков, член рабочей группы по развитию ОМС ВСС.

1 Эксперт советует в тех случаях, когда пациент уже заплатил за медицинскую помощь или что-то купил в аптеке, когда находился на лечении в стационаре, сохранить чек, договор на предоставление платных услуг, квитанцию об оплате и обратиться в СМО со всеми этими документами.

2 Далее составляется письменная жалоба. СМО на основе этой жалобы организует проведение экспертизы. Эксперт выясняет, выполнялось ли лечение с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, и устанавливает, проводилось ли финансирование лечения за счет средств ОМС в соответствии с программой госгарантий. Если да, никаких дополнительных платежей с пациента клиника брать не имела права.

3 Составляется и подается претензия в медицинскую организацию, в ней содержится предложение урегулировать конфликт в досудебном порядке и возместить пациенту неправомерно потраченные им деньги.

4 «Обычно все удается решить на этом этапе, но если медорганизация не идет на возмещение средств в досудебном порядке, то приходится обращаться в суд. СМО помогает при подготовке искового заявления и может выступать в суде третьим лицом», — рассказал Михаил Пушков.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

«Безусловно, ни одна жалоба и обращение не могут быть проигнорированы. Во всех регионах есть «горячие линии», ни одно обращение не остается без ответа, и по всем жалобам принимаются меры, — говорит глава ФОМС Наталья Стадченко. — Сегодня во всех страховых организациях и территориальных фондах есть кол-центры. Если страховой представитель не подсказал, как поступить в той или иной ситуации, не защитил его нарушенные права, необходимо обращаться в территориальный фонд ОМС».

источник

Неверные анализы могут привести к очень серьезным последствиям. Ведь врач, который будет опираться на результаты, будет лечить больного не так как нужно. Анализы позволяют получить частичную картину происходящего. Если же результат неправильный, то и картина в голове у лечащего врача будет складываться ложная. Что закономерно ведет к ухудшению состояния человека, а в отдельных случаях, даже к смерти. Сегодня мы расскажем о том, как бороться с теми, кто делает анализы неправильно. И что делать с клиникой, которая деньги за услуги лаборатории взяла, но работу свою выполнила не так как положено.

На лабораторных анализах строится практически вся медицина. Ведь именно такие исследования позволяют:

  1. Заметить отклонения в работе организма;
  2. Проверить нормы содержания тех или иных веществ;
  3. Найти маркеры определенных болезней и т.д.

Естественно, именно на базе лабораторных анализов и проводится дальнейшее лечение. Одними анализами дело не обходится, поэтому проверяют и другими способами. Но без анализов поставить диагноз не получится. По крайней мере, в рамках привычного здравоохранения.

И заменить этот способ исследований не получится. Просто нечем. Например ультразвуковое исследование, позволяет обнаружить какие-то анатомические (физические) патологии во внутренних органах.

Но что делать с функциональными нарушениями? Использовать биохимические исследования. Но даже они не дают полной картины. Для выявления каких-либо возбудителей используют серологические исследования (тоже анализы).

Поэтому, без анализов не справится ни один врач. Это важная составляющая в работе каждого медика.

Основополагающим документом по медицинской деятельности является ФЗ №323. Там же прописаны моменты, где могут быть описаны платные медицинские услуги.

Если смотреть глобально, то бесплатное здравоохранение в РФ осталось как наследие СССР. Социализм как основная модель, использовался повсеместно. Медицина была бесплатной для населения. С развалом же СССР, многое поменялось. А модель стала более капиталистической.

Естественно, сейчас все идет к тому, что медицина становится условно-бесплатной. А качество такого страхового здравоохранения оставляет желать лучшего. Поэтому появляются:

  1. Стоматологические клиники;
  2. Платные мед.центры;
  3. Коммерческие лаборатории.

Тем у кого нет денег, приходится довольствоваться очередями в больницах, А гражданам обеспеченным, доступна и платная медицина. Это в разы удобнее и быстрее. Преимущества (казалось бы) налицо:

  1. Скорость;
  2. Отсутствие очередей;
  3. Правильное отношение.

Ведь за любую процедуру или анализ берутся деньги. И потребитель закономерно ожидает, что к работе своей отнесутся ответственно. Вот только все это в теории. На практике же приходится постоянно сталкиваться с сотрудниками клиник которые не умеют лечить. И работникам лабораторий, которые спокойненько путают анализы или вовсе делают их неправильно.

А все дело в том, что во главу угла поставлена не точность результата. А потенциальная прибыль. В существующих условиях, даже самый хороший медик начинает уставать и делать свою работу хуже. Чего уж говорить о тех, кто проверяет анализы.

Естественно, в бесплатных больницах все еще в разы хуже. Сотрудники сильно перегружены, но получают зарплаты они еще меньше, чем в платных лабораториях. Поэтому здесь вероятность того, что анализы сделаны неправильно, автоматически увеличивается.

Но нужно понимать, что устраивать скандал по поводу неверного анализа имеет смысл только если:

  1. Это привело к серьезным последствиям;
  2. Больному был нанесен ущерб;
  3. Это повлекло смерть и т.д.

По крайней мере, в бесплатной больнице это именно так и работает. Обычно ничего плохого не происходит, и врач в случае ошибки, просто отправляет своего пациента пересдать анализы. Это нормально, так как на конечный результат может повлиять все что угодно. А не только неосмотрительность лаборанта.

Но бывают ситуации, когда время на счету. И неправильные анализы фактически ставят приговор пациенту. В лучшем случае он будет дольше лечиться, а в худшем получит неправильное лечение или вовсе скончается.

Естественно найдутся и такие пациенты, которые будут пытаться даже заработать на этом. Но это уже к вопросу о том, как минимизировать издержки. А разговор сегодня не о бизнесе.

Основная проблема в том, что нужно доказать последствия, неправильно сделанных анализов. Опять-таки, если мы говорим о стандартной больнице, входящей в систему здравоохранения. Наказать сотрудников в этом случае достаточно сложно.

Аналогичным образом складывается ситуация и с врачебной халатностью. Нужно установить:

  1. Обстоятельства по которым произошла ошибка;
  2. Отсутствие вины пациента;
  3. Квалификацию действий персонала лаборатории и т.д.

Поэтому, если что-то плохое уже случилось, то собирать доказательства придется самостоятельно. Давайте разберем на примере.

У Александра начались проблемы со здоровьем. Плохое самочувствие и какие-то тревожные симптомы. Он решил воспользоваться врачебной помощью и обратился к терапевту. Тот назначил:

  1. Анализы;
  2. Дополнительные исследования.

Александр не стал простаивать очередь в обычной бесплатной поликлинике, и отправился сдавать анализы крови в платную лабораторию.

Сотрудник забирающий кровь допустил много ошибок. Проблемы на этом не закончились, в лаборатории тоже что-то напутали с реактивами . И выдали неверные результаты. Александр отправился к терапевту с готовыми бумагами.

Врач обнаружил признаки какой-то серьезной проблемы. Что подкрепилось дополнительными исследованиями. Действовать нужно было незамедлительно, поэтому начали вводить курс сильнодействующих лекарств.

Пациенту стало только хуже, и впоследствии он потерял очень много времени, чтобы восстановиться. После лечения развилось очередное хроническое заболевание. Которое вылечить уже нельзя.

Кто виноват в этой ситуации:

Если здоровью Александра был нанесен достаточно серьезный вред, то нужно обращаться в прокуратуру и даже в суд. Так как именно платные анализы крови (например) ввели медика в заблуждение.

Но и терапевт со своей стороны, виноват в том, что случилось с пациентом. Так как он не провел повторных анализов, а поспешил начать оперативное лечение. Препаратами которые только ухудшили ситуацию.

А теперь о том, как действовать в ситуации, когда на месте Александра оказывается ваш близкий человек, родственник или вы собственной персоной.

Так как клиника оказывает платные услуги, здесь действует Федеральный закон №2300-1 (Защита прав потребителей). Если анализы были сделаны неправильно, то можно изложить свои требования к клинике или лаборатории (прописаны в ст.29).

  1. О несоответствии услуг;
  2. Об устранении недостатков бесплатно и т.д.

Если не изъясняться юридической терминологией, то клиника обязана провести повторные исследования бесплатно. А в отдельных случаях даже компенсировать убытки, понесенные из-за ошибочного анализа.

Принцип действия здесь достаточно простой. Нужно собрать доказательную базу. Для этого подготовьте:

  1. Заключение, сделанное платной клиникой;
  2. Повторные анализы, подтверждающие неправильность тех. что сделаны клиникой;
  3. Другие документы, подтверждающие ущерб.

Это может быть не только медицинское заключение, но и другая медицинская документация. Естественно, чем больше бумаг вы соберете, тем больше шансов на успех.

В дальнейшем, на клинику или лабораторию отправляется претензия с требованиями. Что именно требовать, решать вам. Но рекомендуем посоветоваться с профессиональным юристом. Он подскажет:

  1. На что обратить внимание;
  2. Как составить претензию.

Кроме того, хороший юрист поможет довести дело до суда, если речь идет не о каком-то небольшом ущербе, а о серьезном вреде здоровью.

Саму же претензию можно попробовать вручить лично представителю клиники или должностному лицу. При этом нужно получить подтверждение о том, что она была передана. Так как в интересах клиники или лаборатории, забрать претензию, но не довести ее до руководства, а просто проигнорировать возмущенного клиента.

Поэтому, мы рекомендуем взять с собой юриста, который сможет обосновать требования о регистрации претензии должностным лицом. Есть и еще один надежный способ. Это почта.

Вы просто отправляете претензию письмом, с уведомлением о вручении. После того, как уведомление будет получено:

  1. Выжидаем 10 дней;
  2. Начинает готовиться к суду.

При этом, можно подать жалобу в прокуратуру. Это может значительно ускорить процесс.

Нередко получается так, что на мировую руководство клиники не соглашается. Как мы уже говорили раньше, вся проблема в том, что идет массовая коммерциализация медицины. Фактически, со временем, бесплатная медицина будет доведена до необходимого минимума. Так как модель развития в РФ все-таки больше капиталистическая, нежели социальная.

А когда во главу угла ставятся денежные средства и прибыль, то:

  1. Качество услуг заметно ухудшается;
  2. Начинается борьба за рабочие места;
  3. Руководство использует все инструменты, для выжимания денег.

Вместе с этим, в клиниках порой работают люди, далекие от медицины в принципе. Стоит ли говорить о том, что контроль со стороны Министерства Здравоохранения не такой уж и жесткий. А суровость наших законов отлично компенсируется их неисполнением. Отсюда и начинаются проблемы с:

  1. Неправильными анализами;
  2. Неверно поставленными диагнозами;
  3. Вредом здоровью;
  4. Летальными исходами среди пациентов.

Чего уж говорить, если руководство платной лаборатории или клиники, зачастую готово экономить в ущерб здравому смыслу. Если у руля клиники стоит не медик, а обычный бизнесмен, он может даже:

  1. Начать ограничивать использование реактивов;
  2. Избегать калибровки и настройки точного оборудования;
  3. Пытаться сэкономить на иголках или дезинфицирующих средствах.

А при работе с анализами или любым другим биоматериалом, требуется:

  1. Точно установленный набор реактивов;
  2. Правильно работающее оборудование;
  3. Стерильность и тотальная чистота.

В конечном счете, если «рационализаторский подход» берет верх, то стоит ждать беды. Скорее всего, количество ошибочных анализов только разрастется. А сотрудники просто начнут разбегаться, так как наказывать за это будут их. А не того «эффективного» управленца, который привел к критической ситуации.

Потом клинику забрасывают отзывами и исками. «Просыпается» министерство здравоохранение, отзывающее лицензию и т.д. Это как раз тот случай, когда свободное рыночное саморегулирование работает на пользу. Но так происходит далеко не всегда.

А здесь ситуация еще и комичная. Все началось достаточно обыденно. Молодая пара решила пожениться. И влюбленные обратились в одну из столичных клиник, чтобы:

  1. Проверить состояние здоровья;
  2. Узнать о наличии проблем, мешающих появлению детей.

Естественно, у них уже была запланирована свадьба. Но все пошло немного не по плану. После сдачи анализов, молодой человек узнал достаточно много нового:

  1. У него 4 венерических заболевания;
  2. У его же девушки, анализы оказались чистыми.

Естественно, это привело к крупной ссоре и пара быстро развалилась. Они провели вместе около 6 лет, но один анализ поставил точку в отношениях.

Но молодой человек сдаваться не собирался. Он обратился в другую медицинскую клинику. Потом еще проверился в сторонней лаборатории. И бумаги полученные из 2 других заведений оказались одинаковыми по содержанию, Никаких венерических заболеваний обнаружить не удалось.

Налицо ошибка персонала клиники. Забегая вперед скажем, что в клинике сотрудник просто перепутал анализы.

Естественно, руководство клиники предложило замять проблему. Достаточно оригинальным способом, они предложили около 150 рублей за потраченный тест. И ничего больше .

Но молодой человек был очень возмущен тем, как повела себя клиника. Ведь на оплату их услуг он потратил в десятки раз больше. Недолго задумываясь он просто подал в суд.

  1. Исковые требования предполагали 250 тыс. рублей компенсации.
  2. Иск был удовлетворён, но только частично.

А именно, взыскали 35 000 рублей. Включая 10 тыс. рублей моральной компенсации.

Естественно, избранница не стала возвращаться к нему, несмотря на то, что анализы были неправильными. Но увы, суд редко адекватно оценивает моральный ущерб. Работать приходится только с тем, что можно посчитать и квалифицировать по требованиям и правилам действующего законодательства.

О неправильных диагнозах, что можно сделать и куда обращаться, можно прочитать: Врач не смог определить диагноз больного и пациент умер

Нужно понимать, что пример указанный выше, это как раз каноничная ситуация. Как мы уже говорили выше, суровость закона компенсируется необязательностью исполнения. Поэтому даже в суде, добиться полной справедливости очень сложно. Да и не стоит у суда задачи такой, восстановить справедливость. Здесь используются только юридические понятия. Которые от моральных очень далеки.

Что до саботажа со стороны клиники, он может быть разным:

  1. Проблемного клиента выталкивает охрана;
  2. Руководство или должностные лица просто отказываются встречаться;
  3. На официальные претензии никакой реакции не происходит.

Более того, судебная практика показывает, что юристы со стороны ответчика, порой нацелены на саботаж заседания. Они находят сотни и тысячи уловок, позволяющих:

  1. Переносить заседание;
  2. Проводить дополнительные экспертизы и исследования.

Иногда разыгрываются целые тактические маневры. Представители клиники изо всех сил пытаются договориться с клиентом. Чтобы он не подавал в суд. После этого он подписывает бумагу об отказе от претензий, а никакой обещанной компенсации не переводится. Это очень распространенный случай, и не всегда эта ситуация может разрешиться в пользу пострадавшего.

Поэтому стоит помнить о том, что платная клиника становится вашим оппонентом уже после первой претензии. Если они допускают такое отношение к своей работе, то становится понятно, какое отношение будет к человеку, который пострадал от их действий и неправильных анализов.

Ситуация иногда доходит до абсурда. Например сторона ответчика может просто не появиться на заседании. Игнорируя все требования и нормы.

Нужно знать о том, что некоторые анализы проводятся на голодный желудок например. А лекарственные средства могут фактически менять объективную картину. Поэтому перед тем, как начать возмущаться неверным результатом, нужно:

  1. Расспросить врача, назначающего анализы о правила сдачи;
  2. Рассказать терапевту обо всех препаратах, которые вы принимаете или принимали по умолчанию.

Это очень важный момент. В теории, врач сам должен предупредить вас об этом. Но уже если и делать анализ платно, то со своей стороны нельзя допустить никаких оплошностей. Иначе винить будет некого, только себя.

При этом, отмалчиваться и идти на поводу у представителей клиники точно не стоит. Особенно, если речь идет о нанесении серьезного вреда здоровью. Или смерти. Здесь нужно задействовать профессионального юриста и привлекать к уголовной и административной ответственности людей, по вине которых начались проблемы. Начиная от лечащего врача и заканчивая клиникой, которая не уследила за своими сотрудниками и допустила неверный результат.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

источник