Меню Рубрики

Как улучшить анализ финансовых результатов

  • Запольских Юлия Альфредовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • Мухаметьянова Гульназ Валериковна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
  • ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • ПРЕДПРИЯТИЕ

Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие — работают менее успешно.

Многие успех деятельности предприятия связывают с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в рыночной экономики. Удачное планировании хозяйственной деятельности предприятия бесспорно зависит от правильной начальной ориентации и благоприятных исходных условий его деятельности — обеспеченности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами Управление в широком смысле как сложный социально-экономический процесс означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.

В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни субъектов.

Эффективная деятельность предприятий, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансовыми результатами,стремятся повысить их. .

Каждое предприятие самостоятельно выбирает способы и совокупности способов повышения финансовых результатов своей деятельности, в зависимости от своих производственных и технологических возможностей, размера капитала, скорости достижения желаемых результатов, возможности привлечения в свой производственный процесс дополнительных средств и техники.

Для увеличения финансовых результатов прибыли предприятия необходимо:

  • стремиться увеличить объем производства на основе повышения качества продукции (товаров, работ, услуг) совершенствовать маркетинговую деятельность
  • рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;
  • осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;
  • совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
  • повышать квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;
  • разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;
  • разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение морального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
  • осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции;
  • осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей, которая будет обеспечивать оптимальное сочетание отпускных цен и объем продаж и способствовать росту объема продаж и прибыли.

Таким образом, финансовый результат деятельности предприятия представляет собой экономический результат финансово-хозяйственной деятельности и выражается в форме полученной прибыли или убытка, который определяется как разница между доходами и расходами предприятия, а также непосредственно воздействующий на величину ее собственного капитала. Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с приобретением и реализацией товаров и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности.

  1. Волков, В. П.Экономика предприятия: учеб пособие / В. П.Волков, А. И.Ильин, В. И Станкевич. – М.: Новое знание, 2009. – 677 с.
  2. Юдина, Д.Н. Анализ финансовых результатов деятельности убыточных организаций / Д.Н. Юдина, Д.А. Филатов // Экономический анализ. — 2009.- №17. — С. 21-27. .
  3. Табурчак, П.П. Экономика предприятия: учебник / П.П. Табурчак. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -226 с.
  4. Толпегина, О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание / О.А. Толпегина // Экономический анализ. — 2008.- №20. — С. 10-21.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Роль и значение анализа финансового состояния компании растет каждый год. Любое коммерческое предприятие несет полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности перед акционерами, инвесторами, банковскими организациями и персоналом.

Под финансовым состоянием компании понимают комплекс показателей, которые демонстрируют способность погасить долговые обязательства. В связи с этим предприятие обязано владеть необходимыми достаточными денежными средствами для обеспечения нормального функционирования, эффективно их использовать и размещать, а также строить финансовые взаимоотношения с другими организациями и физическими лицами.

Выделяют три финансовых состояния компании:

  • устойчивое;
  • неустойчивое или предкризисное;
  • кризисное.

Устойчивое финансовое состояние – это способность компании успешно развиваться и действовать на рынке, сохранять сбалансированность своих активов и пассивов, поддерживать платежеспособность и инвестиционную привлекательность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Оценка финансового состояния проводится посредством различных методов и приемов. На практике применятся следующие методы анализа финансовой отчетности:

  1. горизонтальный;
  2. вертикальный или структурный;
  3. трендовый;
  4. сравнительный;
  5. факторный.

Первая методика предполагает сравнение каждой позиции финансового отчета с прошлым периодом для выявления динамики показателей, а также оценки динамики структуры финансовых показателей.

Второй прием заключается в установлении структуры финансовых показателей и определение степени воздействия каждой статьи финансовой отчетности на результаты деятельности компании, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности.

Трендовый анализ – это сравнение каждого элемента отчетности с рядом предшествующих периодов с дальнейшим выявлением основной тенденции динамики показателей.

Четвертый тип анализа подразделяется на внутрихозяйственный (сравнение основных показателей предприятия, дочерних компаний и структурных подразделений) и межотраслевой (сравнительный анализ с показателями конкурирующих организаций и средними по отрасли).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Факторный анализ – это оценка влияния отдельных факторов на изучаемый итоговый финансовый показатель.

Для более полной картины многие компании применяют комбинацию методов оценки и улучшения финансовых показателей. Комплексный анализ позволяет обеспечить высокую точность полученных результатов.

В ходе реализации финансовой стратегии организации на первом месте стоит улучшение финансового состояния, а также повышение ликвидности, платежеспособности и устойчивости компании на рынке.

Выделяют следующие способы улучшения финансового состояния и финансовых показателей деятельности компании:

  1. оптимизация или минимизация расходов;
  2. привлечение дополнительных денежных средств от применения основных фондов;
  3. требование погасить задолженности для ускорения оборачиваемости денежных средств;
  4. изменение структуры долговых обязательств;
  5. дифференциация выплат кредиторам по приоритетности для снижения убывания денежных средств;
  6. улучшение методов управления оборотными средствами предприятия;
  7. преобразование инвентарных запасов;
  8. переоценка планов капитальных вложений;
  9. повышение поступления денежных средств от заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей;
  10. рост объема производства и продаж;
  11. прогнозирование финансового состояния предприятия;
  12. внедрение эффективной системы прогнозирования движения денежных средств.

Финансовая устойчивость и платежеспособность – важнейшие характеристики финансово-экономической деятельности компании. Финансово устойчивое предприятие имеет преимущества перед конкурирующими организациями внутри отрасли в сфере привлечения инвестиций, кредитования, выбора контрагентов, а также квалифицированного персонала.

Ухудшение показателей устойчивости и платёжеспособности приводит к поиску путей улучшения финансовых показателей деятельности компании. Многие предприятия предпринимают в этом случае следующие действия: оптимизация структуры запасов и пополнение источников их формирования; активизация деятельности по возврату дебиторской задолженности.

Главный способ выхода из кризисного и неустойчивого финансового состояния –оптимизация структуры запасов и увеличение источников их формирования. Это достигается следующими действиями:

  • рост реального собственного капитала за счет повышения величины уставного капитала и накоплений нераспределенной прибыли. Эта стратегия позволит повысить финансовую устойчивость благодаря приросту собственных оборотных средств;
  • создание эффективной финансовой стратегии, позволяющей привлекать краткосрочные и долгосрочные заемные средства и поддерживать оптимальные пропорции между собственным и заемным капиталом.

В результате усиления работы по взысканию дебиторской задолженности происходит: увеличение доли денежных средств; рост оборачиваемости оборотных средств; повышение обеспеченности собственными оборотными средствами; ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности; повышение «запаса прочности» по показателям платёжеспособности.

Улучшение финансового состояния компании зависит от того, насколько оно способно сократить и эффективно управлять дебиторской и кредиторской задолженностью. Следует минимизировать дебиторскую задолженность и полученную сумму вложить на погашение кредиторской задолженности. Этому способствует разработка политики снижения дебиторской задолженности, которая необходима для роста прибыли предприятия, ускорения расчетов и уменьшения рисков неплатежей.

Рассмотренные мероприятия позволят компании улучшить финансовые показатели и поправить финансовое положение, что положительно скажется на росте выручки и прибыли.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Принципы, цели и методы организации финансового анализа, его информационная база. Структура и характеристика финансовых показателей компании. Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли. Задачи, функции и права отдела по маркетингу предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Оценка финансовых результатов и пути их улучшения»

Глава 1. Теоретические и методологические основы финансового анализа предприятия

1.1 Информационная база финансового анализа

Глава 2. Анализ и пути улучшения финансовых результатов предприятия

2.1 Источники для финансового анализа

2.2 Основные направления улучшения финансовых результатов

2.3 Оптимизация затрат как фактор для увеличения прибыли

2.4 Развитие маркетинговой деятельности

Список использованной литературы

Каждое предприятие строит свой финансовый (рыночный) механизм, стремясь к получению как можно большей суммы доходов — основного источника прибыли.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшей формой деловой активности и финансового состояния предприятия является величина текущих финансовых результатов. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность.

Прибыль — важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности.

В отличие от других форм реализации денежных накоплений темпы роста прибыли зависят не только от эффективности затрат живого труда, но и от размера экономии овеществленного труда. Улучшение использования производственных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии означает увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции. Прибыль является одним из основных финансовых ресурсов предприятия для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и социальному развитию.

Предприятия, финансовым результатом деятельности которых является прибыль, приносят доход не только своим собственникам, но и вносят существенный вклад в развитие экономики, социальной сферы.

Необходимость внедрения технологий улучшения финансовых результатов, определения путей и способов вывода предприятия из состояния неплатежеспособности и обретения финансовой устойчивости с помощью обобщения опыта по преодолению финансовой неустойчивости предопределили актуальность темы курсовой работы и ее структуру.

Целью написания курсовой работы является изучение путей улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области финансового анализа, финансового менеджмента, экономики и управления предприятиями.

Глава 1. Теоретические и методологические основы финансового анализа предприятия

1.1 Информационная база финансового анализа

Содержание и основная целевая установка финансового анализа — оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Так, в частности профессор П.П. Табурчак считает, что финансовый анализ — глубокое, научно-обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе.[2]

Известный финансист-аналитик И.А. Бланк также точно определяет сущность финансового анализа, как процесса исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения его эффективного развития.[7]

По мнению профессора Л.В. Прыкина финансовый анализ — это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.[18]

Профессор А.А. Канке так интерпретирует это понятие: финансовый анализ — это исследовательский процесс, главной целью которого является выработка наиболее обоснованных предположений и прогнозов изменения финансовых условий функционирования субъекта хозяйствования.[10]

Нельзя не согласиться с вышеизложенными мнениями о сущности финансового анализа, как процесса, главной целью которого является выработка прогнозов и предположений и что финансовый анализ — это и исследование, и процесс, которые помогают ответить на вопросы, поставленные в процессе управления.

Из выше сказанного следует, что анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

— определение финансового положения;

— выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

— выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

— прогноз основных тенденций финансового состояния.

Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.[4]

Читайте также:  Как расшифровать анализы на микрофлору влагалища

Основное требование к информации, представленной в отчетности, заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

— уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.

— достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

— информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

— нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

— понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

— сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

— оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

-принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

— конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.[12]

Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры.[12]

Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:

— отчёта о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности;

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году.

1.2 Принципы, цели и методы организации финансового анализа

Принципами финансового анализа являются непрерывность наблюдения за состоянием и развитием финансовых процессов, преемственность, объективность, научность, динамичность, комплексность, системность, практическая значимость, существенность, надежность, согласованность и взаимоувязка данных форм бухгалтерской отчетности, ясность в интерпретации результатов финансового анализа, обоснованность и оперативность в принятии управленческих решений. Для проведения финансового анализа применяется широкий спектр его видов, методов и приемов: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы, как абсолютное сравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений «долевого участия», детализация показателей на его сопоставляющие, группировка, дисконтирование и др.[4]

Следует различать типы моделей финансового анализа. К важнейшим из них относятся дескриптивные, предикативные и нормативные. Дескриптивные модели чаще всего описательного характера. Они построены на использовании бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней. Для такой модели финансового анализа широко используется структурный, структурно-динамический и коэффициентный анализ. Предикативные модели, как правило, прогностического характера. Их используют для построения прогнозных оценок текущего и перспективного характера о прибылях и доходах, платежеспособности, финансовой устойчивости.[20]

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы — с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки — для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики — для своевременного получения платежей; налоговые инспекции — для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний (рисунок 1).

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель — обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.[5]

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Внешний финансовый анализ по данным публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности

Внутрихозяйственный финансовый анализ по данным бухгалтерского учета и отчетности

Внутрихозяйственный производственный анализ по данным управленческого учета

Рисунок 1 Направления анализа хозяйственной деятельности

Внешний анализ имеет следующие особенности:

— множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

— наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

— ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

— ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

— максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Как известно, предприятие — сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия — страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.[9]

Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования.

Получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, является основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа выявляются изменения в составе имущества хозяйствующего субъекта и в источниках его формирования, в финансовых результатах деятельности (его прибылей и убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Одним из важнейших приемов является чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. Однако данная информация, несмотря на ее значимость для принятия управленческих решений, не достаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий, что актуально в условиях конкурентной борьбы.

Это достигается с помощью:

— составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и относительного отклонения;

— исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса);

— исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к базисному году.

Наряду с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния, используются и финансовые коэффициенты.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности.

Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение позиции с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т. е. основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем. [15]

Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей.

Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т. е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.[15]

Финансово-экономический анализ может осуществляться разными методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы и т. д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования и факторного анализа, исследование операции и т. д.). Каждый из экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в аналитической работе.[17]

1.3 Общий анализ финансовых результатов

Результатом общего анализа является предварительная оценка финансового состояния предприятия:

— динамики валюты баланса (суммы значений показателей актива и пассива баланса). Нормой считается увеличение валюты баланса. Уменьшение, как правило, сигнализирует о снижении объемов производства и может служить одной из причин неплатежеспособности предприятия;

— структуры активов. Определение долей иммобилизованных (внеоборотных) и мобильных (оборотных) активов, установление стоимости материальных оборотных активов (необоснованное превышение приводит к затовариванию, а недостача — к невозможности нормального функционирования производства). Определение величины дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и больше года, просроченной дебиторской задолженности, величины свободных денежных средств предприятия в наличной (касса) и безналичной (расчетный счет) формах и краткосрочных финансовых вложений;

— структуры пассивов. Анализ проводится во взаимосвязи с анализом источников формирования оборотных средств. При этом долгосрочные заемные средства в силу своего преимущества использования для формирования основного фонда, прочие источники формирования оборотных средств (доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей) также могут учитываться в составе собственных источников средств. При анализе структуры пассивов определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия (значительный удельный вес заемных источников — больше 50% — свидетельствует о рискованной деятельности предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности), динамика и структура кредиторской задолженности предприятия и ее удельный вес в пассивах;

— структуры финансовых результатов деятельности предприятия. В ходе анализа дается оценка динамики показателей выручки и прибыли (выявление и измерения действия различных факторов).[7]

Для проведения общего анализа рассчитываются:

1. Удельные веса абсолютных значений показателей баланса, которые характеризуют активы, пассивы;

2. Изменения в абсолютных величинах (разница в абсолютных значениях на конец и на начало периода), характеризующие прирост или уменьшение той или иной статьи баланса;

3. Изменения в удельных весах (разница в удельных весах на конец и на начало периода), показывающие динамику структуры актива и пассива баланса;

4. Темп прироста показателей баланса за рассматриваемый период;

5. Удельный вес изменений показателей баланса в изменении валюты за анализируемый период.[12]

При проведении общего анализа финансового состояния предприятия в условиях инфляции и частых переоценках основных фондов основное внимание целесообразно уделять относительным величинам.

Практику финансового анализа, позволяющую выявить основные методы чтения финансовой отчетности, мы рассмотрим во второй главе.

Глава 2. Пути улучшения финансовых результатов предприятия

2.1 Источники для финансового анализа

Как уже говорилось, балансовый отчет и отчет о результатах хозяйственной деятельности являются основными источниками показателей, используемыми компаниями. Балансовый отчет — это отчет, показывающий, чем владеет компания (активы) и что она должна (обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Некоторые аналитики называют балансовый отчет «фотографией финансового здоровья компании» на конкретный момент времени.

Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности компании, — порядка двухсот. Обычно используется лишь небольшое число основных коэффициентов и показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать. С целью более упорядоченного рассмотрения и анализа финансовые показатели принято подразделять на группы, чаще всего, на группы, отражающие интересы определенных заинтересованных лиц. К основным группам таких лиц относятся: владельцы, руководство предприятия, кредиторы. При этом важно понимать, что деление условное и показатели для каждой группы могут использоваться различными заинтересованными сторонами.[11]

Читайте также:  Как расшифровать анализы на гормоны репродуктивной

Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента; прибыльность (рентабельность) деятельности.

Разделение финансовых показателей на группы, характеризующие особенности деятельности предприятия приведено на следующем рисунке:

Рисунок 2. Структура финансовых показателей компании

Подразделение финансовых коэффициентов на группы, характеризующие деятельность компании

— коэффициент изменения валовых продаж

— коэффициент валового дохода

— коэффициент операционной прибыли

-коэффициент чистой прибыли

5. Показатели прибыльности (рентабельности)

— рентабельность оборотных средств

— рентабельность собственного капитала

— рентабельность использования капитала (рентабельность чистых активов)

2. Анализ операционных издержек:

— коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции

— коэффициент издержек по реализации

— коэффициент общих и административных издержек

— коэффициент процентных платежей

6. Показатели структуры капитала:

— отношение задолженности к активам

— отношение задолженности к капитализацией

— отношение заемного и собственного капитала

— отношение задолженности к собственному капиталу

— Оборачиваемость постоянных активов

— Оборачиваемость чистых активов

— Оборачиваемость дебиторской задолженности

— Средний период погашения дебиторской задолженности

— Оборачиваемость товарно-материальных запасов

— Оборачиваемость товарно-материальных запасов по себестоимости

— Оборачиваемость кредиторской задолженности

— Средний срок погашения кредиторской задолженности

7. Показатели обслуживания долга

— Показатель обеспечения процентов

— Показатель обеспечения процентов и основной части долга

— коэффициент текущей ликвидности

— коэффициент быстрой ликвидности

— коэффициент абсолютной ликвидности

— общая доходность обыкновенных акций

— коэффициент цена/прибыль на 1 акцию

Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.

Показатели операционных издержек: Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.

Показатели эффективного управления активами: Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.

Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.

Показатели ликвидности: Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.

Показатели прибыльности (рентабельности): Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.

Показатели структуры капитала: С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.

Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.

Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.

Показатели обслуживания долга: Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из описывающих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.

Рыночные показатели: Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника — держателя акций — интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно — обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.[11]

Анализ финансового состояния предприятия заканчивается комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния.

2.2 Основные направления улучшения финансовых результатов

Финансово-экономический анализ предприятия должен завершаться рекомендациями по улучшению его финансового состояния.

Предлагаю ряд мероприятий по предотвращению кризиса:

— Оптимизация затрат (Рассмотрим далее);

— Оптимизация численности работающих. Целью оптимизации численности организации является достижение поставленных перед организацией целей — повышение эффективности работы. Оптимизация как раз и происходит в процессе отбора и набора персонала, целью которого является отбор наиболее подходящих работников;

— Режим жесткой экономии материалов, снижение энергозатрат. Энергоемкость производства и динамика ее снижения — это один из основных показателей технического развития промышленного предприятия, повышения его энергетической и экономической эффективности.[7]

— Маркетинговые исследования, быстрая реакция на спрос. Маркетинговые исследования проводится с целью сбора и обработки анализа информации, с целью уменьшения неопределенности при принятии исследовательских решений. (Рассмотрим далее)[5]

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно изыскивать резервы ее увеличения.

Резервы роста прибыли — это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов.

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли — увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышения качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 1).

Рисунок 1 — Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от продаж

Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности побуждает предприятие искать способы максимизации прибыли.

Правильное использование методов учета затрат и методов расчета себестоимости дает фирме преимущества в анализе, определении своих целей, закономерностей развития предприятия и его особенностей. Себестоимость напрямую связана с ценой на продукцию, поэтому предприятие постоянно должно анализировать ее изменения, стремиться снизить себестоимость в соответствии со спецификой производимых товаров, иначе оно не сможет правильно оценить и анализировать ситуацию [21].

Себестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий.

Целью анализа себестоимости является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами, то есть максимальной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Традиционно основными направлениями анализа затрат на производство и реализацию являются три следующие:

а) анализ затрат на производство по экономическим элементам;

б) анализ затрат на одну денежную единицу;

в) анализ себестоимости отдельных изделий.

Анализ динамики состава и структуры себестоимости продукции по элементам затрат

Отчисления на социальные нужды

Итого по элементам затрат:

На основании расчетов, проведенных в таблице 6, можно сделать следующие выводы. Анализ состава себестоимости продукции по элементам затрат показал, что наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают материальные затраты, так как за исследуемый период их величина колеблется в пределах 70-78%.

Приходим к тому, что необходимости сконцентрировать свои усилия на дальнейшем анализе материальных затрат и уделить им особое внимание при предложении путей снижения себестоимости продукции анализируемого структурного подразделения. Снизить материальную составляющую себестоимости продукции можно либо путем приобретения более дешевых сырья и материалов, либо снижая материалоемкость продукции.[9]

2.3 Оптимизация затрат как фактор для увеличения прибыли

Решающим условием снижения издержек производства и обращения служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения издержек производства и обращения является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение издержек производства и обращения обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает издержки производства и обращения. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.[11]

Резервы сокращения расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

В целом непосредственно затраты влияют на прибыль предприятия. В данном случае необходимо соразмерять вложенные затраты с получаемой прибылью. При увлечении объема реализации услуг происходит снижение затрат на их производство. Следовательно, чтобы планировать поступление прибыли, необходимо рассчитать тот минимум оказываемых услуг, при которых вложенные средства будут безубыточны, иными словами рассчитать точку безубыточности.[9]

Точка безубыточности важна прежде всего при планировании прибыли предприятия. Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли является неотъемлемой частью проектирования деятельности. Этот тип анализа показывает принципиальную выполнимость проекта и одновременно позволяет выяснить основные узкие места предприятия в смысле достижения заданного значения прибыли, которая обеспечивает требуемую эффективность деятельности.

Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, в которых производство функционируют на уровне близком к уровню полной мощности. Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, доходы не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности.[9]

Читайте также:  Как расшифровать анализы на гормоны прогестерон

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства, как его иногда называют — это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства. Этот анализ полезен для текущего управления, так как он обеспечивает информацией для принятия решения путем анализа влияния изменений в цене продукции, производстве и объемах продаж и издержках, а так же прогнозирования прибылей, убытков и потоков денежных средств.

В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные

В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, а не чистая прибыль.

Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.

В рамках анализа безубыточности издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные. Переменные издержки — это такие издержки, которые меняются (в целом) приблизительно прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). Фиксированные издержки — это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства за какой-то определенный период времени (например, год). К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которое по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.[12]

Некоторые из этих издержек, например, заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их отдельно. Следует также заметить, что в анализе безубыточности рассматриваются операции за определенный конкретный период времени, например, операции, которые ожидаются в следующем году или в определенном году в будущем. Они также могут быть и за месяц или за любой другой период времени. Так например, величина платы за аренду офиса или производственного помещения может быть фиксирована в течение одного или нескольких лет, но может изменяться в долгосрочной перспективе.

Также используя промежуточные отчеты о прибылях и убытках, можно проанализировать внутригодовую динамику изменения прибыли и рентабельности организации. Как уже говорилось, рентабельность организации это важнейший показатель, отражающий эффективность достигнутых финансовых результатов деятельности предприятия.

2.4 Развитие маркетинговой деятельности

финансовый прибыль затрата маркетинг

Маркетинг в настоящее время является одной из составляющих увеличения прибыли любого предприятия. В связи с чем предлагается создать отдел маркетинга, который бы занимался продвижением услуг на рынок, осваивал новые рыночные сегмента и т.д., то есть способствовал бы увеличению прибыли.[15]

Отдел по маркетингу создается постановлением администрации и является его структурным подразделением

Задачами отдела по маркетингу являются:

1. Создание условий для реализации всех проектов и программ, связанных с развитием его деятельности, укреплению рыночных связей;

2. Проведение целенаправленной работы, связанной с развитием основных и неосновных видов деятельности и с реализацией программы по продвижению имиджа.

Функции отдела по маркетингу:

1. Анализ и определение приоритетных направлений развития деятельности, связанных с продвижением имиджа

2. Участие в реализации целевых программ в сфере хозяйственных связей и продвижения имиджа в целях привлечения инвестиций.

3. Практическая организация непосредственных хозяйственных связей.

4. Обобщение и анализ итогов хозяйственных связей, участие в определении приоритетных направлений и в организации и разработке целевых программ, направленных на продвижение услуг.

5. Содействие установлению, развитию, укреплению связей предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, общественных объединений города, оказание помощи в развитии таких связей и повышении их эффективности.

6. Участие в разработке стратегии оптимальных путей развития, формирование концепции и основных направлений деятельности; Обеспечение деятельности отдела по маркетингу

Отдел по маркетингу для осуществления своих функций имеет право:

1. Пользоваться информационными банками данных, имеющимися в распоряжении, его управлений, отделов.

2. Устанавливать контакты с информационными службами и организациями, располагающими необходимой для осуществления деятельности управления информацией.

3. Вносить на рассмотрение предложения, проекты распоряжений и приказов директора, входящим в компетенцию отдела.

3. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений все необходимые материалы по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

4. Привлекать для консультаций, подготовки и рассмотрения соответствующих вопросов специалистов и экспертов на договорной и контрактной основе, формировать временные рабочие коллективы и рабочие группы.[15]

Главная цель производственного предприятия в современных условиях — получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Проведенное теоретическое исследование и практический анализ позволили сделать следующие основные выводы:

В курсовой работе рассмотрены сущность, содержание и задачи анализа финансового состояния предприятия, а также изучена информационная база, необходимая для анализа финансового состояния. Рассмотрена методика проведения и оценки анализа финансового состояния, которая включает в себя анализ имущественного положения предприятия, расчет и коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности предприятия, оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Необходимо прогнозировать вероятность банкротства для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.

Применительно к вполне благополучному предприятию методы и приемы финансового анализа имеют профилактическое значение, так как позволяют выявить возможную опасность для экономического «здоровья» этого предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения по преодолению возникшего кризисного состояния.

Благодаря анализу, деятельность предприятия находится под постоянным наблюдением и контролем со стороны акционеров, кредиторов, поставщиков, реальных и потенциальных инвесторов и т.п. Для проведения такого анализа обычно привлекаются компетентные специалисты из аудиторских и консультационных фирм, гарантирующие независимую и профессиональную экспертизу сведений о предприятии. Предприятия, находящиеся в трудном финансовом положении, не должны скрывать свои проблемы и тем более «подправлять» или вуалировать отчетные показатели. Организация внешней независимой экспертизы для них особенно важна, чтобы сложности предприятия не обрастали слухами и не становились предметом различных спекуляций со стороны недобросовестных конкурентов. Это является также залогом поддержания доверия к предприятию со стороны постоянных партнеров.

Таким образом, только комплексный анализ финансовых показателей может своевременно указать на негативные тенденции и возможное ухудшение положения предприятия.

Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики.

Финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов (особенно применительно к российской промышленности) практически не являлось до последнего времени предметом специального научного исследования и не нашло отражения в теориях предприятия.

Производственные компании в российской экономике играют ведущую роль, так же, как и в развитых зарубежных хозяйственных системах.

Следует подчеркнуть, что финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности промышленных предприятий совсем не обязательно связывать с их несостоятельностью (банкротством) и принимать соответствующие меры, когда хозяйствующий субъект входит в предбанкротное состояние.

Определим финансовое оздоровление предприятия как комплекс форм и методов приведения хозяйственных обязательств и требований данного юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно исполнять денежные обязательства и обязательные платежи, обеспечивать надлежащий оборот финансовых потоков, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности. Ключом для достижения положительного результата финансового оздоровления — восстановление платежеспособности — является своевременное начало и системный характер соответствующих мероприятий.

Для стабилизации финансового состояния предприятия предлагается провести следующие мероприятия:

— необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению собственным капиталом, увеличить собственный оборотный капитал;

— активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия; осваивать новые методы и технику управления,

— усовершенствовать структуру управления,

— самосовершенствоваться и обучать персонал,

— совершенствовать кадровую политику,

— стремиться к ускорению оборота активов и их элементов;

— снижению задолженности предприятия, в первую очередь перед поставщиками.

Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.

Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

Список использованной литературы

1. Алексеев К.С. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ К.С. Алексеев // Справочник экономиста. — 2012. — № 1. — С.14-25 : табл.

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 352 с.

3. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов — М.: Финансы и статистика,2011. — 416 с.

4. Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. — М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, — 344 с.

5. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. Год: 2011 Издатель — Питер

6. Васильева Л. C. Финансовый анализ: учебник / Л. C. Васильева, MB. Петровская. — М.: КНОССРТ, 2009. — 544 с.

7. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник для вузов. Гриф МО Год: 2013 Издатель — Юрайт

8. Епишин А.В. Методика самостоятельной оценки кредитоспособности организации/ А. В. Епишин; рец. И.В. Ишиной // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 2. — С.362-364

9. Жиляков Д.И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания). Учебное пособие. 2012 год

10. Канке А.А Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.А Канке, И.П Кошевая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.

11. Кирьянова З.В. Анализ финансовой отчетности. Учебник для бакалавров Год: 2013 Издатель — Юрайт

12. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. — M.: OOO «ТК Велби», 2010. — 424 с.

13. Комплексный экономический анализ предприятия: [учебник/ проф. А.П. Калинина и др.]; под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Лидер, 2010. — c. 569

14. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга Год: 2011 Издатель — Дашков и К°

15. Любушин Н.П. Экономический анализ. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит». Год: 2013

16. Парушина, Н.В. Основные направления анализа и прогнозирования финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций/ Н.В. Парушина // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 2. — С.55-63. — Библиогр.: с. 63

17. Подъяблонская Л.М. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий /Л.М. Подъяблонская//Финансы. — 2010. — №12. — С. 18 — 20.

18. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л.В. Прыкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 306 с

19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник./ Г.В. Савицкая — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 512 с.

источник