Меню Рубрики

Как у наших у ворот анализ

«Р.н.п. «Как у наших у ворот» в обработке А.Шалова. Исполнительский анализ и методический комментарий. (В помощь преподавателю музыкальной . »

Р.н.п. «Как у наших у ворот» в обработке А.Шалова.

Исполнительский анализ и методический комментарий. (В помощь

преподавателю музыкальной школы по классу балалайки)

Педагогический репертуар для балалайки в музыкальных школах за прошедшие два

десятилетия значительно обогатился. Появилось достаточное количество новых

сборников, содержащих в себе массу великолепно выполненных обработок и переложений

для балалайки. Но, несмотря на этот отрадный факт, основу педагогического

репертуарного багажа должны составлять произведения, входящие в золотой фонд исполнителя на этом замечательном инструменте. Одно из таких произведений будет рассмотрено ниже через призму накопленного педагогического и исполнительского опыта.

Обработка русской народной песни «Как у наших у ворот» сделана выдающимся исполнителем и педагогом Александром Борисовичем Шаловым (1927-2001). Взяв за основу характерный народный материал А.Б. Шалов создал концертное произведение содержащее несколько образно-эмоциональных состояний. Широкую известность эта обработка получила благодаря тому, что была напечатана в «Школе игры на балалайке»

(П.Нечепоренко, В.Мельников). Текст песни достаточно прост и незатейлив:

Как у наших у ворот, Как у наших у ворот, Ай, люли, у ворот, Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт, Муха песенки поёт, Ай, люли, вот поёт, Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт, Комар музыку ведёт, Ай, люли, вот ведёт, Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой звала.

Ай, люли, всё звала, Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной.

Ай, люли, вот со мной, Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал, Да уж очень я устал.

Ай, люли, я устал, Ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот, Как у наших у ворот, Ай, люли, у ворот, Ай, люли, у ворот.

Произведение рассчитано на ученика старших классов музыкальной школы. В первую очередь, преподаватель должен проанализировать, готов ли его ученик к исполнению этой пьесы. Необходимо исполнить это произведение для ученика или дать послушать аудиозапись на любом из современных носителей. Следующим важным моментом можно считать обсуждение с учеником услышанного. Поинтересоваться, какие эпизоды в обработке вызывают у него вопросы, каково образно-эмоциональное содержание пьесы в целом. Можно прослушать аудио несколько раз, останавливаясь на отдельных тактах.

Следует также обратить внимание ученика на партию фортепиано, обсудить, насколько важную роль здесь играет аккомпанемент.

Обработка сделана в виде темы с вариациями различными по характеру, но объединенными единой смысловой линией между собой.

Четыре такта вступления фортепиано позволяют ученику достаточно уверенно вступить в нужном темпе:

Следует обязательно обратить внимание ученика на спокойный характер изложения тематического материала. Используемый прием игры в теме — бряцание, должно быть однородным по силе удара вниз и вверх. При этом амплитуда движения правой руки достаточно широкая. Этот немаловажный момент даже внешне будет подчеркивать размеренность и неторопливость звучания. Фразировка предельно проста и не должна вызывать затруднений.

Первая вариация зачастую вызывает вопросы не только у учащихся, но и у начинающих педагогов. Все дело в необычном, несколько «неудобном» способе звукоизвлечения в правой руке. За основу взят гитарный способ игры, при котором большой палец движется вниз, а указательный и средний палец подцепляют первую и вторую струны снизу (ун-цаун-ца).

В партии балалайки одновременно звучит тема песни и аккомпанемент:

Нужно заострить внимание ученика именно на нижнем, в данном случае мелодическом голосе. Следовательно, нужно выделять именно эти ноты, но в контексте общего звучания, тем более, что партия фортепиано приобретает новый, вариативный материал. Движение большого пальца правой руки при игре мелодического голоса (ноты «Ми») на первой струне в первом такте следует отработать отдельно, сохраняя при этом «гитарную»

постановку. Вариация требует скрупулезной работы вместе с преподавателем в классе и в самостоятельных занятиях.

Следующий эпизод является контрастным.

Достигается это путем смены тонального плана (переход из мажора в минор) и исполнения приемом игры vibrato указательным пальцем:

Также, следует отдельно отработать сдергивания на первой струне. При этом ноты, звучащие с помощью сдергивания должны быть достаточно озвучены. В третьем такте вариации на вторую долю звучит Фа#. Необходимо отработать с учеником легатное соединение этого звука с предыдущей нотой До. (Во время исполнения ноты До четвертый палец уже начинает тянуться к Фа#, при этом кисть совершает минимальное движение, насколько позволяет рука ученика.) Исполнение vibrato на балалайке требует равномерного колебательного давления кисти сначала на подставку, затем на струну.

Очень часто можно слышать как начинающий исполнитель сосредотачивает внимание на давлении только на струну. В результате, звук неоправданно завышается и балалайка начинает «подвывать». Преподавателю необходимо подкорректировать этот недочет.

Далее в пьесе появляется важнейшая трехтактовая связка с быстрой частью.

Исполнение возможно приемом tremolo или бряцанием:

Главное – сделать ровное, сохраняющее пульсацию accelerando. На первоначальном этапе ученику легче будет сохранить метро-ритмическую устойчивость в этих, достаточно непростых тактах, с помощью бряцания.

С allegretto начинается следующий, финальный раздел обработки. Необходимо прийти в это allegretto именно за счет ровного ускорения в предыдущих трех тактах. Теперь тема звучит мощно, весело, жизнерадостно, громко. Возвращаемся в Ля-мажор.

Рекомендуется начинать работу с этой частью в медленном темпе, при этом педагог должен следить за ровностью бряцания:

Зачастую юные балалаечники «пробалтывают» эту часть. Другими словами, им не хватает четкой ритмической устойчивости и бряцание достаточно поверхностное. Задача преподавателя вовремя заметить эту тенденцию и обратить внимание ученика на степень погружения указательного пальца в струны и кистевой разворот при подцепе. При этом, желательно избежать появления болевых ощущений у ученика при игре подцепом.

Достигается это путем переключения внимания на другую часть пьесы, чтобы палец успел восстановиться.

Следующая вариация является, своего рода, лакмусовой бумажкой в проверке технической оснащенности учащегося:

Ученик должен уметь уверенно исполнять гаммообразные восходящие и нисходящие пассажи. Смена позиций должна быть предельно незаметной, иначе невозможно будет добиться единой, ровной (без дырок) музыкальной ткани. Позиционная игра на балалайке не носит такого же ярко выраженного характера как, например, на гитаре. Все дело в том, что балалаечник даже на уровне музыкальной школы сталкивается с пьесами, где невозможно точно проследить в какой позиции находится рука. Поэтому гораздо важней научиться при помощи постоянного слухового контроля преподавателя и ученика переносить руку по грифу «дослушивая» все ноты. Каким образом этого достичь должен подсказать педагог. Одни меняют позицию с помощью подворачивания кисти к грифу при восходящем движении и наоборот, при нисходящем движении кисть, как бы выгибается от грифа. При этом локоть движется или к корпусу или от корпуса, в зависимости от направления пассажа. Получается, что кисть начинает движение и передает поступательную энергию предплечью.

При другом способе кисть и предплечье составляют единое целое и перемещаются вдоль грифа одновременно. Целесообразно начинать разбор этой вариации с помощью pizz БП.

Затем, убедившись, что ученик уверенно меняет позиции можно перейти к двойному и одинарному pizz. Аккорд ля-мажор и нисходящее glissando, завершающее вариацию, требует от учащегося умения надежно фиксировать балалайку в нужном положении, т.к.

при достаточно озвученном glissando инструмент требуется удерживать с дополнительным физическим усилием.

Финал обработки звучит ярко, громко:

Внимание сосредотачивается на точном выполнении указанных штрихов. Преподавателю следует обратить на это особое внимание, т.к. именно направление движения правой руки при игре бряцанием будет создавать характерное «балалаечное» звучание.

Подводя итог данной работы, хочется напомнить, что техника игры на любом музыкальном инструменте не должна являться самоцелью. Техника это лишь средство для раскрытия образно-эмоционального содержания произведения, творческого замысла композитора. Преподавателю в классе по специальности нужно в первую очередь стремиться раскрыть и обогатить внутренний, духовный мир ученика, его творческое мышление.

Использованные источники:

П. Нечепоренко, В.Мельников «Школа игры на балалайке» — М.: Музыка 2004г.

А.Шалов «Основы игры на балалайке» М.: Музыка 1969г.

источник

Елена Карягина
Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»

Программное содержание:

Создать радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствующей творческой самореализации. Развивать память через прослушивание и заучивание песни.

Интеграция образовательных областей

1. Развивать эмоциональную выразительность речи посредствам песни.

1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

2. Прививать любовь к музыке.

3. Формировать умение выполнять принятую роль из песни, доброжелательность, готовность оказать помощь через инсценировку.

1. Совершенствовать музыкально-ритмические и вокально-хоровые навыки детей.

Словарная работа: оркестр, музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты: трещетка и т. д.

Предшествующая работа: прослушивание музыкальных сопровождений исполнение детских оркестров; прослушивание народных песен; чтение произведений К. И Чуковского, рассматривание иллюстраций, беседы о насекомых, заучивание отрывков.

Материал: выставка книг К. И. Чуковского, портрет писателя, маски насекомых для инсценировки, музыкальные инструменты.

Инсценировка русской народной песни

Музыкальное сопровождение-оркестр детских музыкальных инструментов.

Роли: Муха, Комар, Стрекоза и Муравей, часть детей — хор, часть — оркестр

Оркестр исполняет под музыку – импровизацию на детских инструментах.

Муха песенки поет. (Поют дети)

Ай, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.)

Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим). Из ворот выходит и останавливает Муравей.

Муравья с собой зовет (Стрекоза машет рукой Муравью.)

Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна.)

Ай, люли, ты со мной. (Поют все дети, а Муравей отказывается, покачивая головой.)

Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном темпе, присаживаясь на корточки.)

Да устал я – мне не встать,

Ай, люли, мне не встать 2 раза

Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, кто как хочет и умеет.

Фотоотчет праздника во 2-й младшей группе «Как у наших, у ворот» Представляю Вашему вниманию фотоотчет с народного праздника»Как у наших, у ворот». Праздник посвящен весне,яркому солнцу,народным играм.

Инсценировка песни «Дылда» Видео Сложной и важной задачей для деятельности музыкального руководителя в детском саду является работа с родителями. Задача музыкального руководителя.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Репка» для показа детям других групп Воспитатель: Барскова Надежда Николаевна Цель: приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Задачи: способствовать.

Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц» в стихотворной форме Русскую народную сказку я сочинила по сказке «Лиса и заяц» и теперь дети её смогут поставить для малышей,ведь им легче её выучить и маленьким.

Инсценировка русской народной сказки «Репка» старшими дошкольниками Играет русская народная музыка. Выходит сказочница. Посидите тихо детки Да послушайте про репку Сказка может и мала Да про добрые дела Сказка.

Инсценировка военно-патриотической песни «Нам дороги эти позабыть нельзя» В честь месячника посвященного 23 февраля, а так же дню освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, в нашем садике.

НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом» (вторая младшая группа) НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом. » для детей второй младшей группы. Цели: — воспитывать.

Посиделки «Как у наших у ворот собирается народ» Посиделки. Хозяйка: просим в избу к красному гостью, красное место. Милости просим. а хлеб соль по-старинному. За хлебом и солью всякая.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Развлечение «Как у наших у ворот…» «Как у наших у ворот»Цель: Приобщить детей к устному народному творчеству. Задачи: 1. Повторить и закрепить знание детьми фольклорных произведений;.

источник

Цель: Развивать речь детей через совместную игровую деятельность.

  • Формировать звонкий, сильный голос;
  • Формировать плавность и слитность произношения;
  • Формировать правильное дыхание;
  • Развивать интонационную сторону речи;
  • Развивать слуховой контроль.

Оборудование: денежка; вывеска – «Базар»; балалайки; барабаны; баранки; чашки; скатерть; бочонок – «Мёд»; карточки для игры – «Варенье».

(Дети входят в зал, под русскую народную музыку «Как у наших у ворот», встают полукругом. Воспитатель обращает внимание, что сегодня в зале много гостей.)

Воспитатель: — Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся.

Дети: — Здравствуйте!

(В зал влетает Муха-Цокотуха, здоровается с детьми и гостями.)

— Ах, как чудесно всё вокруг, какой прекрасный дивный луг.

(На ширме написано большими буквами – Базар, рядом прилавок с товарами, на нём лежат: барабаны, ложки, самовар, баранки.)

Читайте также:  Как сдавать анализ на вич женщине

(Дети «Продавцы», стоят у стола с товарами и предлагают Мухе купить товары.)

— Продавец: Бубны, ложки, балалайки.

(Муха подходит к прилавку, рассматривает, выбирает товар.)

Дети: — Балалайка!

Балалайка, балалайка (Имитируют игру на балалайке.)

Барабань-ка барабан! (Имитируют игру на барабане.)

Разверни бока, баян! (Имитируют игру на баяне.)

К небу поднимаем трубы, (Имитируют игру на трубе.)

Громко, громко мы в них дуем! (Дуют.)

Потому что, День рожденья, буду нынче я справлять,

Всех букашек, таракашек сладким чаем угощать!

(Муха покупает самовар, ставит себе на стол, ставит угощение, садится на стул ждать гостей.)

Пчела: Вас поздравить я жжжелаю,

С днём рожжжденьем поздравляю!

Все остальные насекомые (дети):

(Дети встают в круг, Муха берёт баян и исполняет аккомпанемент песни, дети водят хоровод «Каравай» вокруг Мухи и поют.)

Как у Мухи на День рожденья

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

Муха-Цокотуха:

Друзья, прошу Вас, всех к столу, отведайте варенья!

Дети: — А какое у тебя варенье?

Д/И: «Варенье» (Муха-Цокотуха показывает карточки с ягодой, дети называют варенье. Яблоко-Яблочное, Персик-персиковое, Клубника – клубничное и т. п.)

Поиграем в мою самую любимую игру:

Мы на карусели сели, (Дети держась за руки кружатсяпарами.)

Присели на качели (Присели в парах.)

То вниз, то вверх летели. (Держась за руки, качаются: вправо — влево, вперёд — назад.)

Дружно вёслами гребём! (Держатся за руки, делая круговые взмахи.)

Только надо нам размяться.

(Одна рука прямая поднята вверх, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо – влево наклонились,

И вперед – назад прогнулись.

(Наклоны влево – вправо, вперед – назад.)

— Чик-чирик! (наклоняем голову влево, затем вправо)

— Фур-р-р! (имитируем руками движение крыльев)

— Ш-ш-ш! (подняв руки, покачиваем ими)

(прячем кисть одной руки в другую, резко прижимаем к себе)

— Жу-жу! (машем только кистями рук)

— Шу — шу!(«Полощем» кистями рук)

— Трень — брень! (имитируем игру на гитаре)

(поднимаем руки высоко, раскрываем ладошки навстречу солнышку)

(Дети показывают «Имитируют» зайца, лягушку, лису, мышь, медведя, а Муха отгадывает, если правильный ответ, то дети издают звук –Ж-Ж-Ж и мотают вперёд головой, если – нет, то продолжают имитировать кого то из животных.)

В хоровод скорей вставайте,

(Дети встают в круг, и поют хороводную песню «Как у наших у ворот».)

(Дети и Муха потягиваются, зевают и приседают на корточки, засыпают.)

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

преподаватель по классу народное пение

МБУ ДО ДШИ Тамалинского района

Тема урока. Интонационно-смысловая работа в народной песне «Как у наших у ворот».

Цель урока: отработать вокальные и интонационные приёмы исполнения песни.

а) Закрепить единую позицию пения на расслабленных голосовых связках;

б) Сформировать представление о роли интонации в раскрытии художественного образа;

в) Научить правильному восприятию образа в песне «Как у наших у ворот».

а) Воспитывать чувство естественного состояния голоса при пении;

б) Воспитывать уважение и любовь к истокам русской культуры..

а) Развить эмоциональную отзывчивость к языку музыки через активное прочувствованное и осознанное восприятие;

б) Развить образное мышление исполнительницы в песне «Как у наших у ворот».

в) Развить ритмические навыки в сочетании голоса с движением.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: диалогический, аналитический.

Оборудование: баян, компьютер, диски с записями, фортепиано.

I . Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы, цели, эмоциональный настрой.

II . Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания, данного на предыдущем уроке. Ученица пропевает песню, повторяя материал, над которым работала дома.

Учитель поправляет и показывает правильное исполнение песни.

III . Основная часть урока.

Повторяется понятия природного голоса, диафрагмального дыхания. Даётся определение интонации, которое имеет многозначное понятие. Для исполнителя, интонация это не только музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков, а средство передачи слушателю смыслового значения произносимых слов.

— А какой характер нашей песни «Как у наших у ворот»? Весёлый, игривый, шутливый.

Верно, весёлый и шутливый характер придаёт песне «Как у наших у ворот» светлую и радостную интонацию.

Вся работа над песней «Как у наших у ворот» должна строиться с учётом правильного определения характера песни и нужной интонации исполнения.

Работа над русской народной песней «Как у наших у ворот».

Учитель предлагает ученику начать урок с подготовки голосового аппарата к певческой деятельности. Даются учебно-тренировочные упражнения и распевания:

а) Упражнения на расслабление голосовых связок – («Зевок», «Баюканье», «Мама»);

б) Упражнения на развитие диафрагмального дыхания – («Кошечки», «Дуть на огонь», «Цветок»);

в) Упражнения на развитие дикции – (проговаривание скороговорок, речевое проговаривание с звуковысотным интонированием на одном звуке, в терцовом сочетании, например, «От топота копыт пыль по полю летит»);

г) Упражнения на расслабление и подвижность артикуляционного аппарата – (распевки: «Плыла лебедь», «Уж, ты, вёснушка-весна», «Травушка-муравушка», «Ой, дороженька моя», «Зеленые луга», «Долинушка-долина»).

После подготовки голосового аппарата к пению, ученик исполняет песню «Как у наших у ворот».

Прослушав исполнение песни полностью, учитель ставит записи народных песен на компьютере, комментируя услышанное, и даёт характеристику песни «Как у наших у ворот». Песня записана в Пензенской области, по жанру плясовая, исполняется в любое время, строение куплетное. Перед ученицей ставится задача проанализировать и отработать каждый куплет отдельно.

В ходе анализа мы выявляем общую идею песни и идейно-эмоциональные задачи отдельных фраз. Песня построена на двух простейших речевых интонациях – вопроса и утверждения. И вопрос, и утверждение имеют неизмеримое количество различных эмоциональных оттенков. Ритм ровный, мелодика развивается плавно, без больших скачков.

— С какой же интонацией мы будем исполнять все куплеты песни, с одинаковой или разной? С разной, потому что текст куплетов различен.

— Верно, структурно схожие мелодические попевки каждого куплета воспринимаются совершенно по-разному, из-за различного комплекса выразительных средств в тексте.

Таким образом, комплексный анализ песни помогает исполнителю прожить песню во всей её первозданности, искренности.

Работа над песней ведётся путём показа учителем правильного исполнения и нужной интонации каждого куплета отдельно с последующим повторением ученика за ним.

Песня «Как у наших у ворот» по жанру плясовая, поэтому работа ведётся над правильным ритмом и акцентировкой во фразах, для облегчения исполнения песни с движением.

Корректируются все трудные моменты.

Песня «Как у наших у ворот» исполняется целиком с учётом всех замечаний и исправлений под аккомпанемент баяна..

В ходе работы над русской народной песней «Как у наших у ворот» было отработано правильное дыхание, дикция, вокальные и интонационные приёмы исполнения. Выяснилось, что определяющим моментом в создании образа песни является интонация, которая имеет непосредственное влияние на художественное восприятие песни. В сочетании с движениями, усаоилась ритмическая сторона песни. Ученица познакомилась с истоками народной культуры, прослушала записи исполнения народных песен, что способствует более полному развитию духовно-нравственного мира ученицы и умению воплощать прочувствованное в собственном исполнении.

Выставляется оценка, исходя из выполнения поставленных целей и задач, умения анализировать и эмоционально претворять намеченное (задуманное), но на более высоком, качественном уровне.

Домашнее задание строится на основе сделанного в классе, на более качественном уровне: уверенного, эмоционального, выразительного исполнения.

источник

Цель: Развивать речь детей через совместную игровую деятельность.

  • Формировать звонкий, сильный голос;
  • Формировать плавность и слитность произношения;
  • Формировать правильное дыхание;
  • Развивать интонационную сторону речи;
  • Развивать слуховой контроль.

Оборудование: денежка; вывеска – «Базар»; балалайки; барабаны; баранки; чашки; скатерть; бочонок – «Мёд»; карточки для игры – «Варенье».

(Дети входят в зал, под русскую народную музыку «Как у наших у ворот», встают полукругом. Воспитатель обращает внимание, что сегодня в зале много гостей.)

Воспитатель: — Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся.

Дети: — Здравствуйте!

(В зал влетает Муха-Цокотуха, здоровается с детьми и гостями.)

— Ах, как чудесно всё вокруг, какой прекрасный дивный луг.

(На ширме написано большими буквами – Базар, рядом прилавок с товарами, на нём лежат: барабаны, ложки, самовар, баранки.)

(Дети «Продавцы», стоят у стола с товарами и предлагают Мухе купить товары.)

— Продавец: Бубны, ложки, балалайки.

(Муха подходит к прилавку, рассматривает, выбирает товар.)

Дети: — Балалайка!

Балалайка, балалайка (Имитируют игру на балалайке.)

Барабань-ка барабан! (Имитируют игру на барабане.)

Разверни бока, баян! (Имитируют игру на баяне.)

К небу поднимаем трубы, (Имитируют игру на трубе.)

Громко, громко мы в них дуем! (Дуют.)

Потому что, День рожденья, буду нынче я справлять,

Всех букашек, таракашек сладким чаем угощать!

(Муха покупает самовар, ставит себе на стол, ставит угощение, садится на стул ждать гостей.)

Пчела: Вас поздравить я жжжелаю,

С днём рожжжденьем поздравляю!

Все остальные насекомые (дети):

(Дети встают в круг, Муха берёт баян и исполняет аккомпанемент песни, дети водят хоровод «Каравай» вокруг Мухи и поют.)

Как у Мухи на День рожденья

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

Муха-Цокотуха:

Друзья, прошу Вас, всех к столу, отведайте варенья!

Дети: — А какое у тебя варенье?

Д/И: «Варенье» (Муха-Цокотуха показывает карточки с ягодой, дети называют варенье. Яблоко-Яблочное, Персик-персиковое, Клубника – клубничное и т. п.)

Поиграем в мою самую любимую игру:

Мы на карусели сели, (Дети держась за руки кружатсяпарами.)

Присели на качели (Присели в парах.)

То вниз, то вверх летели. (Держась за руки, качаются: вправо — влево, вперёд — назад.)

Дружно вёслами гребём! (Держатся за руки, делая круговые взмахи.)

Только надо нам размяться.

(Одна рука прямая поднята вверх, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо – влево наклонились,

И вперед – назад прогнулись.

(Наклоны влево – вправо, вперед – назад.)

— Чик-чирик! (наклоняем голову влево, затем вправо)

— Фур-р-р! (имитируем руками движение крыльев)

— Ш-ш-ш! (подняв руки, покачиваем ими)

(прячем кисть одной руки в другую, резко прижимаем к себе)

— Жу-жу! (машем только кистями рук)

— Шу — шу!(«Полощем» кистями рук)

— Трень — брень! (имитируем игру на гитаре)

(поднимаем руки высоко, раскрываем ладошки навстречу солнышку)

(Дети показывают «Имитируют» зайца, лягушку, лису, мышь, медведя, а Муха отгадывает, если правильный ответ, то дети издают звук –Ж-Ж-Ж и мотают вперёд головой, если – нет, то продолжают имитировать кого то из животных.)

В хоровод скорей вставайте,

(Дети встают в круг, и поют хороводную песню «Как у наших у ворот».)

(Дети и Муха потягиваются, зевают и приседают на корточки, засыпают.)

источник

Ноты к хоровым произведениям в сопровождении и без. Тексты песен


Всероссийское музыкальное общество
Песни России
составители С.Браз, В.Попиков

ПРЕДИСЛОВИЕ
В основу сборника «Песни России» положены подлинные фольклорные записи, сделанные преподавателями и студентами кафедры народного хорового и сольного пения Российской академии музыки. Сборник охватывает основные песенные пласты России: южнорусский, севернорусский, западнорусский, а также средней полосы России и Поволжья.

Все песенные образцы, а их в сборнике 32, записаны в последнее десятилетие. Они достаточно убедительно воспроизводят типичные черты местных традиций, проявляющиеся как в отношении фактуры, так и в интонационно-ладовом строении и в ритмическом строении стиха.
Не секрет, что в фольклорных экспедициях не всегда удается записать песни с полным «набором» певческих голосов. Из-за отсутствия некоторых из них иногда записываются песни в неполной фактуре. Например, в северных образцах может отсутствовать «тонкий голос», а в донских — «басок» или средний голос (основной). Руководитель хора, пользующийся такой неполной записью, может в своем коллективе «распеть» ее на голоса, дополнив при этом недостающие партии.

Мы сочли возможным включить в сборник ряд образцов, распетых в северной традиции с сохранением характерных для данного региона функционального соотношения голосов. Это протяжные лирические песни: «Из-под ели река протекла», «Между речками, между быстрым а»; круговые: «На реке было, на реценьке», «По зорюшке, по заре», «Хожу я по травке плясовая «Распашу я садовую гору». Прекрасно владея традициями местного распева, мастера творческой группы Северного хора под руководством Вячеслава Погшкова распели эти песни на голоса, воспроизведя исконно северную многоярусность партитуры, опирающуюся на реальное двухголосие.
Подобные примеры распевания могут дать руководителям народно-хоровых коллективов творческий импульс, стимулировать их к изучению традиций, к проявлению изобретательности как в подборе, так и в интерпретации фольклорных произведений.

Многожанровость песен сборника, разный уровень их вокально-технической сложности обеспечат достаточно широкий выбор репертуара для коллективов разной степени подвинутости.
Сборник предназначен для использования его в художественной самодеятельности, а также в любительских коллективах. Он ставит своей целью расширить репертуар фольклорных ансамблей и хоров и обогатит представления участников народно-хоровых коллективов о многоголосных стилях России.
С.Браз.
Кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки.

Произведения для фольклорных ансамблей

  • Песни южной России
    • Воронежская область
      • Воробьёвские горы.
      • Орёл сизокрылый.
      • Уж я нынче угорела.
      • Ой, будя, будя вам, ребята, чужо пиво пити.
      • Молодая канарейка из садику вылетала.
      • Ой, Марьюшка воду нося
      • Ой, вспомни, милый, вспомни, мои друг.
    • Белгородская область
      • В нас да на улице.
      • У наших ворот.
      • Кумушки-то шьют.
  • Песни русского севера
    • Архангельская область
      • Из-под ели река протекла.
      • Между речками, между быстрыма.
      • Что ты, гуленика, да сизый воркуноцек.
      • Напади-ко, роса, на темны леса.
      • На реке было, на реценьке.
      • По зорюшке, по заре.
      • Хожу я по травке.
      • Все девушки да по ягоды пошли.
      • Распашу я садовую гору.
    • Костромская область
      • Кого нет, того мне больно жаль
      • Пошёл молодец на гулянье
  • Тексты песен
Читайте также:  Как сдавать анализ на вич девушкам

Скачать ноты


Всероссийское музыкальное общество
Зоренька-зарница
составитель Л.Антипова

  • СЕВЕР
    • Кари глазки
    • Уж вы не вейте-тко, ветры буйные
    • Тпрунды, тпрундай
    • Пряди, пряди, пряшка
    • Выбегали-вылетали
    • Прироздвиньтесь
    • Размолоденькие вы молодчики
    • Жалко-то, жалко
    • Вольнее, безуёмное
  • СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
    • Коши
    • Подуй ветер с глубокого яру
    • Закатилось красно солнышко
    • Сгубили меня кари очи
    • Уж ты, бабочка-бабёночка
    • Ой да, канареечка
    • Полно вам, снежочки
  • ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ.
    • Светит месяц
    • Ты воспой, жаворонушка
    • Заплакала наша Марусенька
    • Как со вечеру дождь
    • Пролегала шлях-дорожка
  • РОСТОВСКАЯ ОБЛ.
    • Зоренка-зарница
    • В амбар за мукой
    • Параня
    • Ой, где ж ты была
    • Здравствуй, чёрнай-чернобровай
  • Тексты песен

Скачать ноты


Всероссийское музыкальное общество
Ты живи, Россия, здравствуй
составитель З.Литвиненко

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ АНСАМБЛЕЙ

Ты живи, Россия, здравствуй.
Родина любимая.
Приезжал в деревню Ленин.
Мы сражались в родном Сталинграде.
Над Кубанью солнце догорает.
На реке на Одере.
Расступился народ.
Вспомним, братцы, конармейцы.
В тёмной роще густой.
Ой вы, плотничкн, вы работнички.
Яровая солома.
Перекиньте жёрдочку.
Ой, весна-красна.
А в печечке цве щепочки.
Только доли.
За Кубанью огонь горит.
Кругом хаты тёрень.
Ой, соловей.
Посидите, мои гости.
Дунай-речка.
Скрылось солнышко из глаз.
В поле ягода горела.
Как у нашей у Дуняши.
Что Василий-господин.
Синтетюриха.
Приезжал в деревню Ленин
Тексты песен

Скачать ноты


Всероссийское музыкальное общество
Как у наших у ворот
составитель С.Браз
Москва, 1988г.

источник

В нашем городе есть свои народные приметы. Они появились в результате многолетних наблюдений за жизнью города.
Вот, к примеру, такие:
а) Если на улицах города проложили новый асфальт, то значит, в скором времени здесь начнётся ремонт теплотрассы и асфальт прикажет долго жить.



Вот как выглядит наша улица после ремонтных работ, а ведь совсем недавно на этом месте были новые асфальтовые дорожки и газоны.

б) Если отопительный сезон в разгаре, выпал снег, начались морозы, значит, наступило время для ремонта теплотрассы и скоро весь город перекопают, украсив его огромными ямами-траншеями.
Вот и у нас на улице уже появились четыре таких траншеи. А ведь не прошло и года, как на дороге и тротуарах нашей улицы проложили новый асфальт. И это не разовый случай, это повторяется систематически из года в год в одно и то же время.

в) Если наступила поздняя осень с её проливными дождями, сырым снегом, холодными ветрами и даже морозами, значит, пришёл срок для многих ремонтных работ: ремонт дорог и укладка асфальта, ремонт крыш и фасадов зданий, благоустройство газонов и многое другое.

Год назад я, рискуя нарваться на «комплимент», обратилась к рабочим, которые асфальтировали дорожки в соседнем дворе, со словами: « Что, ребята, всё, как в анекдоте, пришла зима – начинаем асфальт прокладывать?». Люди оказались не лишёнными чувства юмора и ответили мне со смехом, что вины их в этом нет, они всего лишь выполняют приказ.

Удивительная это пора – ОСЕНЬ! Она вдохновляет не только поэтов и всех творческих людей, но и тружеников сферы ЖКХ и благоустройства города. Такая активность, энтузиазм и рвение к работе просто восхищают!

Наша улица считается самой широкой в городе. По центру улицы тянется бульвар, или, как называют его жители города, аллея. Эта аллея всегда была не только местом отдыха для горожан, но и украшением нашей улицы. Но в течение многих лет благоустройству аллеи перестали уделять внимание, и она стала выглядеть довольно печально: выбитые дорожки, убогие сломанные скамейки. Из всей красоты остались только фонари, которые тянутся вдоль дорожек, да цветы на газонах, вот их высаживают регулярно каждую весну.

А это наша аллея до ремонтных работ

Но этим летом на аллее появилась строительная техника и начались ремонтные работы. Как были рады все жители нашей улицы! Наконец-то нашей аллее вернут её былую красоту. Но радость оказалась недолгой. Работы закончились, не успев начаться.
Всё перекопали, разворотили, превратив аллею в непроходимый грязный полигон, при этом поломав много кустов и деревьев, и исчезли.
Стояли прекрасные солнечные дни, август и сентябрь радовали своей тёплой погодой. А на аллее – никого: ни рабочих, ни техники. Но вот в последние дни сентября хлынули проливные дожди, и с этого дня возобновилась активная работа.
Под дождём и сырым снегом начался ремонт дорожек, а когда пошёл снег и пришли первые морозы, стали укладывать асфальт. О качестве думать уже не было времени, всё делали кое — как, лишь бы сделать. Конечно, полностью работы закончить не успели, всё осталось, видимо, до весны, или вообще до лучших времён. А несколько дней назад, когда морозы доходили до -15, самосвал стал возить грунт на аллею, а трактор – погрузчик уже распределял этот грунт по всем газонам аллеи, то есть началось благоустройство газонов.
Забавно было наблюдать, как рабочие долбят лопатами замёрзшую землю. На помощь пришёл погрузчик, пытаясь ковшом распределить более-менее равномерно эти огромные куски земли по газонам.

Не судьба нашей аллее стать снова украшением улицы. Вид её стал ещё более печальным, чем раньше. А что будет весной, покажет только время.
И каждый год, наблюдая за всем этим, задаёшься лишь одним вопросом: « ПОЧЕМУ?»

Но не хочется думать о грустном. Именно поэтому я пришла к выводу, что причиной всему — наш суровый уральский народ. Он не ищет лёгких путей! Трудности ему нужны, как воздух, они только закаляют силу воли. Ну, вот какой интерес проводить ремонты в тёплую солнечную летнюю погоду? Никакой романтики! Совсем другое дело, когда хлещут холодные ливни, когда метели с сырым снегом сбивают с ног, а ледяной ветер пронизывает до костей! Именно в такое время возникает непреодолимое желание бороться со стихией и побеждать вопреки всему! Сколько энергии, задора, романтики и драйва возрождает такая погода. А когда морозы нагрянут – это вообще ЗДОРОВО! Какую бодрость и прилив сил ощущаешь в организме! А свежесть морозного воздуха опьяняет, как вино! Как же я их понимаю! ДА Я ПРОСТО ГОРЖУСЬ СВОИМ НАРОДОМ.
И всё же в результате моих размышлений родились вот такие незамысловатые стихи.

***
Поздней осени дожди,
Для зимы приходит срок —
Это значит, пришло время
начинать ремонт дорог.
***
Отопительный сезон в разгаре.
Мороз крепчает, снег давно лежит.
И вот тогда ремонтники в ударе –
Траншеями весь город перерыт
***
И качество работ не беспокоит,
Хоть кое-как, но сделать надо в срок.
Из года в год всё это происходит,
Лишь только зимушка приходит на порог.
***
Когда в лицо бьёт снег, холодный ветер
И вымок мир под проливным дождём,
Вот в эти дни мы с радостью, поверьте
Дорожки асфальтировать начнём!
***
Нам не нужна хорошая погода!
Мы любим трудности, такой уж мы народ!
Поэтому в любое время года
ИДЁТ ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ У НАС НАОБОРОТ.
***
Если осень на пороге,
Срок начать ремонт дороги.
В гости к нам зима пришла –
План работ нам принесла.
Нужно крыши починить,
чтоб народ не замочить.
Осень щедро лила слёзы,
Но спасли опять морозы.
Да и мы – служба спасенья
Всё исправим, без сомненья!
Вас весной в дожди спасёт
Наше «качество» работ.
Наступил желанный срок
Для ремонта всех дорог.
Ну и пусть мороз крепчает!
Это нас не испугает!
И асфальт для вас проложим,
И газоны преумножим!
Вот такая есть братва,
Всё для них, как трын-трава.
***
Самосвал вот учудил-
Горы грунта навозил!
Хоть на улице мороз,
Но работают всерьёз!
Землю мёрзлую лопатой
Долбят бравые ребята.
Тёплые ушли сезоны.
Делают зимой газоны.
Им морозы не страшны –
Всё оставят до весны.
И быть может через год
Свой доделают ремонт,
Или даже через два,
А вернее – НИКОГДА.
Нас не радуют прогнозы.
На дворе стоят морозы.
И аллея от ремонта,
Как передовая фронта.
Всю аллею перерыли,
Всё кругом разворотили.
Перекопаны дорожки,
Словно здесь была бомбёжка.
А асфальт – он как насмешка.
Качество украла спешка.
***
АХ, ОСЕНЬ! ТЫ НАРОД ВЕСЬ ВДОХНОВЛЯЕШЬ:
ОДНИХ – НА ТВОРЧЕСТВО, ДРУГИХ – НА ТЯЖКИЙ ТРУД!
И ВСЁ, ЧТО ЛЕТОМ СДЕЛАТЬ ЗАБЫВАЮТ,
ПОРОЙ НЕНАСТНОЙ В СПЕШКЕ ПРОВЕДУТ.

Рейтинг работы: 36
Количество рецензий: 9
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 80
© 27.11.2018 София Зирина
Свидетельство о публикации: izba-2018-2424751

ЛЮБОВЬ НЕЛЕН 04.12.2018 23:12:18
Отзыв: положительный
ЛЕТОМ НАЧАЛЬСТВО В ОТПУСКАХ НА МОРЯХ И НА ДАЧАХ. ОНИ ЖЕ ЛЮДИ . ИМ ХОЧЕТСЯ, КАК ВСЕМ, ОТДОХНУТЬ, ПОТОМ РАСКАЧИВАЮТСЯ МЕСЯЦ, А ТО И ДВА, А В КОНЦЕ ГОДА ОСВАИВАЮТ ДЕНЬГИ ДАННЫЕ ГОСУДАРСТВОМ, ИНАЧЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ НЕ ДАДУТ. ВОТ С ОКТЯБРЯ И РАБОТА НАЧИНАЕТ КИПЕТЬ. ОТЛИЧНО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ. СОФИЯ. ВСЕ ВСЁ ЗНАЮТ, А МЕНЯТЬ НИЧЕГО НЕ ХОТЯТ. ЭТО НЕ КОММУНИСТЫ, КОТОРЫЕ НОЧАМИ НЕ СПАЛИ, ПОДНИМАЛИ КОЛХОЗЫ, ВОССТАНАВЛИВАЛИ ЗАВОДЫ И СТРОИЛИ ГЭСЫ, ЭТО УЖЕ ДРУГОЙ НАРОД. ЧТО ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ВОР НА ВОРЕ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОРЮГ ПОКАЗЫВАЮТ, А МЕНЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ. В ПИТЕРЕ ЛЕПНИНУ ДОМОВ ДЕЛАЛИ В МОРОЗЫ, А ВЕСНОЙ ОНА ОТВАЛИЛАСЬ. ЗАНОВО БУДУТ ДЕНЬГИ ВКЛАДЫВАТЬ. ЭТО ЖЕ НЕ СВОИ _ НАРОДНЫЕ, НАРОД ЕЩЕ ПОДНАТУЖИТСЯ. Ох и тема. бесконечная. СПОКОЙНОЙ НОЧИ, ГОСПОДА, СПОКОЙНОЙ НОЧИ. СПОКОЙНОЙ НОЧИ, СОФИЯ, СПАСИБО ЗА ВЕЛИКОЛЕПНУЮ РАБОТУ.

Спасибо Вам за понимание и поддержку, Любаша. Швыряют народные деньги куда попало: на сомнительные цели, на ненужные объекты, на бесполезные работы, на войны и бесчисленные силовые структуры для защиты себя любимых, прощают миллиарды долгов другим странам, бесконечная гуманитарная помощь, воровство, не знающее границ и так далее и так далее. Безумное расточительство денежных средств куда попало, только не на благо России. Такое впечатление, что в стране денег столько, что просто некуда девать, вот только на социальные нужды — денег, как всегда, нет и не будет. Зачем на народ их тратить! Народ их только раздражает со своими проблемами. Мы для них, как и наша страна — только источник обогащения.

Наш народ терпеливый. но до поры. прочла недавно стихи Леонида Алексеева , в интернете есть подборка его.

По русской, в кровь изорванной дороге,
Где в гнили колея и ось наперекос,
Шли поколенья в боли и тревоге,
Смерть неустанно делала укос.
Леонид Алексеев
В пучине лихолетья и упадка
Росли невзгоды и мужицкие горбы,
И чернь жила не жирно и не сладко,
В награду лишь побои, да гробы.

Хрипело все, трещало все, но плыло
В разруху, в безвременье, в никуда.
Зубами скрежетала Русь и выла
Под гнетом запредельного труда.

Терзали душу вековые цепи,
И день ни в день, и жизнь не в моготу!
И рык пошел — ни шепот и ни лепет,
И вырвал люд заветную мечту!

Все разом лопнуло и задышало кровью,
Схватилась чернь за ружья и ножи,
И брызнул мир неслыханною новью!
Сто лет прошло, но отзвуки свежи.

Мы терпеливы, но готовы к драке,
Ведь тяга к воле высока и велика!
Судьба и ныне подает нам знаки,
Как и тогда, в зловещие века.

Ирина Прищепова 02.12.2018 15:24:14
Отзыв: положительный
София, спасибо за прекрасную работу, за неравнодушие к беспорядкам и за умение рассказать о них с юмором!
И наши сибирские города не исключение. Всё шиворот навыворот. Наверное, всё же власти хотят как лучше.
Так что твоя работа не только о твоём городе. Кстати, не знаю, в каком городе ты живёшь.

Читайте также:  Как сдавать анализ на вич натощак или

Вот это и печально, что везде так же. Спасибо, Ирина. Всегда рада твоей поддержке и взаимопониманию.

источник

Фольклорное занятие для детей старшей группы.

Цель : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству .

1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

2. Развивать представления детей о быте и жизни народа.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

4. 5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

6. Формировать певческий голос и выразительность движений.

7. Воспитывать любовь и интерес к музыке .

— проведение беседы о обычаях и традициях русского народа.

— слушание рус. народных музыкальных произведений.

Словарная работа: (разъяснение слов) хоровод, обычай, коромысло, амбар, поленница и др.

Дети входят в зал под муз. «АХ, ВЫ, СЕНИ», их встречает Хозяйка.

Хозяйка : ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ПОСМОТРИ! ВЫГЛЯНИ В ОКОШКО –

БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ ЛЕС ВДАЛИ, БЕЛАЯ ДОРОЖКА,

КРЫШИ БЕЛЫЕ ДОМОВ И ВЕРХУШКИ У СТОЛБОВ,

И ДОЩЕЧКИ НА ЗАБОРЕ В ГОЛОВНОМ СТОЯТ УБОРЕ.

ВСЕ ПРИГОРКИ ПОБЕЛЕЛИ, ВСЕ ДВОРЫ И ВСЕ ПОЛЯ…

КАК В БОЛЬШОЙ-БОЛЬШОЙ ПОСТЕЛИ, СПИТ УСТАЛАЯ ЗЕМЛЯ.

Хозяйка: О КАКОМ ВРЕМЕНИ ГОДА ГОВОРИТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ? (ОТВЕТЫ) СОБРАЛИСЬ МЫ С ВАМИ, ЧТОБЫ ЕЩЁ РАЗ ПОРАДОВАТЬСЯ ПРИХОДУ ЗИМУШКИ-ЗИМЫ. ЗИМА ПРИХОДИТ К НАМ СО СНЕЖКОМ, С ВЕСЁЛЫМИ ШУМНЫМИ ИГРАМИ И ЗАБАВАМИ, С ПОДАРКАМИ.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Хозяйка : РЕБЯТА, А ЗА ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ ЗИМУ? (ОТВЕТЫ). ЗИМА БОГАТА ПРАЗДНИКАМИ. КАКИЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ ВЫ ЗНАЕТЕ?

В НАРОДНОМ КАЛЕНДАРЕ ЗИМА – САМОЕ «БОГАТОЕ» ПРАЗДНИКАМИ ВРЕМЯ ГОДА. КОГДА УРОЖАЙ УЖЕ УБРАН, НАСТУПАЕТ ПЕРИОД РАЗВЛЕЧЕНИЙ. КАКИЕ ЖЕ БЫЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЯ? ИГРАЛИ СВАДЬБЫ, УСТРАИВАЛИ ВЕЧЕРИНКИ, ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД, РОЖДЕСТВО. ВЕЧЕРАМИ В ИЗБАХ ПАРНИ И ДЕВЧАТА СОБИРАЛИСЬ НА ПОСИДЕЛКИ. ВОТ И МЫ С ВАМИ ПОВЕСЕЛИМСЯ. ХОРОВОД ЗАВЕДЁМ, ДРУЖНО ВСЕ ЗАПОЁМ!

ХОРОВОД «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Хозяйка: А я сегодня собралась хлебушек печь. Посмотрите в амбаре – мука есть, яиц курочка Ряба снесла, а вот как же печку истопить?! Дрова-то не колоты. Может быть вы мне поможете дрова наколоть?

Пальчиковая игра «Я колю, колю дрова» .

Хозяйка: Ну вот, дрова наколоты, муки я припасла, яичко курочка Ряба снесла, а воды-то у нас нет. Как же тесто замесить? Вёдра пустые стоят. Помощницы мои выходите, на коромыслах водицы принесите. Танец «Пошла млада за водой» (танец девочек)

Хозяйка: Вот какие молодцы! Пока тесто поднимается, мы повеселимся. Будем ждать да частушки запевать!

1.Начинаю я припевку, 6. На окошке 2 цветочка –

Первую, начальную. Голубой да аленький.

Я хочу развеселить Я мальчишка боевой,

Публику печальную. Хоть и ростом маленький.

2. Ах, топну ногой 7. Вышивала сарафанчик,

Да притопну другой! Уколола пальчики.

Устоять я не могу: Не ходите вы за мною

Характер такой. Озорные мальчики.

3. Ты играй повеселее 8. Захотелось мне матрёшку

Балалайка три струны. В полный рост нарисовать.

Подпевайте, кто умеет, Есть ли ножки у матрёшки?

Не стесняйтесь плясуны. Не могу никак понять.

4.Ем я кашу и сметану 9. Здорово, здорово,

У меня силёнка есть. У ворот Егорова,

Всё же драться я не стану, А у наших у ворот

Только ты ко мне не лезь! Развесёлый хоровод!

5. Я сирени наломаю, 10. Мы пропели,что хотели,

Разбросаю у ворот. Поплясали от души.

Заплету я русу косу, Выходи на круг, кто смелый,

Чтоб завидовал народ. Пой позвонче и пляши!

Хозяйка: А вот послушайте, что я нынче слыхала:

Гуси — в гусли, утки – в дудки,

Играют, играют, всех потешают.

А вы, ребята, хотите поиграть на музыкальных инструментах? Музыканты, выходите и гостей повеселите!

З. Роот песня «Ложки деревенские»

Хозяйка : Раньше очень любили принимать гостей. И даже был такой обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. А ещё был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали когда их попросят о помощи. А сейчас давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте .

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, всё на стол мечи.

Много гостей – много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живёт.

С миру по нитке – голому рубаха.

Добра желаешь – добро и делай.

Как аукнется, так и откликнется.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Хозяйка: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными.

Хозяйка: Веселиться хорошо, только хлебушек наш поспел.

источник

«Как у наших у ворот» для детей старших группы Составила: Музыкальный руководитель Балашиха 2017 «Посиделки» фольклорное развлечение для детей старших групп.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53 «Лесная полянка»

Составила: Музыкальный руководитель

«Посиделки» фольклорное развлечение для детей старших групп.

Цель: приобщение детей к народной культуре и традициям.

Задачи: Формировать у детей представление о посиделках.

Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями.

Поддерживать и развивать интерес детей к песням, играм, устному народному творчеству.

Воспитывать уважение и любовь к русским традициям.

Оборудование: домик, скамейка, русские народные костюмы для хозяйки и детей, деревянные ложки, пряники.

Предварительная работа: рассказ о народных традициях, разучивание хороводов, игр, игра на ложках.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Давно вас поджидаем, праздник не начинаем. Садитесь гости, будьте, как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Хозяйка – Ой, вы красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите, да не говорите,

Что слыхом не слыхали и видом не видали.

Приглашаю вас на посиделки,

Очень часто за событиями и сутолокой дней,

Старины своей не помним, забываем мы о ней,

Хоть и более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали люди свою работу, коротали вечера вместе: устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть и себя показать. Вязали, вышивали, шили, а молодёжь поёт, да танцует. Ну что ж, девицы – красавицы да добры молодцы, предлагаю и нам хоровод завести.

Хоровод «Земелюшка – чернозём» русская народная песня.

Хозяйка: Желанными гостями на посиделках были скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание. Важно было произнести скороговорку не только быстро, но и чисто и красиво. Итак, кто смелый?

-Говорит попугай попугаю, я тебя попугаю.

— На болоте на лугу стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, поклевали улетели.

Хозяйка: А теперь давайте вспомним русские пословицы. Я начинаю пословицы, а вы ее закончите.

-Не красна изба углами, а красна пирогами.

— Не будет скуки, коль заняты руки.

Хозяйка: Я вижу к нам Иванушка пожаловал, спросим у него где он был.

Песня «Где был, Иванушка?» русская народная песня

в обработке М. Иорданского

Хозяйка: Как у наших у ворот, каждый песни поёт! Прилетели к нам и муха, и стрекоза, вот комар, да и муравей тут. Всем хочется поплясать. Выходите, хоровод свой заводите.

Хоровод «Как у наших у ворот» русская народная песня

Хозяйка: В старину, каких только песен не пели, небылиц не рассказывали, я предлагаю вам спеть песню о непослушном козлике.

Песня «Жил был у бабушки серенький козлик»

Хозяйка: Отгадайте мою загадку:

«Деревянные, резные, они очень расписные.

Ими кашу едят и на празднике стучат» (ложки)

Подходите , мальчики ко мне, получайте ложки. Со мной играйте, ребят всех потешайте.

Хозяйка: Настало время в игры поиграть. У меня вот золотое колечко, да с камушком красивым, сейчас с ним и поиграем. Усаживайтесь на лавочку.

Я вдоль лавочки иду, золот перстень хороню.

В матушкин теремок, под батюшкин замок.

Вам не отгадать, мне не сказать!

Хозяйка: А теперь, господа, проходите в ворота!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Золотые ворота! Проходите господа!

Первой мать пройдет всех детей проведет.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Хозяйка: Когда посиделки подходили к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником. А назывался этот пряник «Пряник – разгоняй». И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам. Примите и вы, гости дорогие от меня это угощение.

Звучит народная песня «Будьте здоровы, живите богато»

Хозяйка: Посиделки-вечеринки, у кого ты не спроси,

Это русские картинки нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями, мы желали вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями, говорим: «До новых встреч!»

источник

МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область

Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!»

(конспект НОД для детей 5-7 лет)

Иванова Елена Николаевна,

музыкальный руководитель

  1. Введение ………………………………………………………..…………..3
  2. Конспект непосредственно – образовательной деятельности………….5
  3. Список использованной литературы…………………………………….11
  4. Приложение 1. Слайдпрезентация «Хоровод»………………………….12

РАЗДЕЛ 1. Введение

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию предков воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нашем островном регионе при количественном доминировании славянских национальностей знакомство с русской национальной культурой является одной из главных задач дошкольного воспитания. Ведь не зная своих национальных корней, истории своего народа дошкольник не научится понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов, быть толерантным.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Ведь именно национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Актуальность данного вопроса заключается ещё и в следующем:

  • в возрождении интереса к народному творчеству;
  • в необходимости переосмысления духовно-нравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов;
  • в острой постановке вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации;
  • в многонациональности социума в условиях островного региона (воспитание толерантности).

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их полной реализации на практике во время отведённое для музыкальной НОД (в связи с недостатком времени);

большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия дали толчок к поиску психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Одним из таких условий явилось тематическое планирование НОД. Наряду с традиционными, в тематический план были внесены занятия, основанные на фольклорном материале: «Песня – душа народа», «Деревянное чудо», «Звучащее дерево», «Оркестр русских народных инструментов» и др..

Материалы одного из таких занятий мы и предлагаем в данной методической разработке.

РАЗДЕЛ 2. Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Цель: улучшение межличностного общения в коллективе сверстников посредством приобщения к русскому народному музыкальному творчеству (на примере хоровода).

Интегрируемые области: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

  1. Обогащать знания детей о русском народном творчестве.
  2. Воспитывать любовь к русской народной песне, желание петь, играть в русские народные игры.
  3. Изменять эмоциональное состояние музыкальными средствами; снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения.
  4. Укреплять взаимопонимание и доверие, сближать, сплачивать коллектив детей; актуализировать сопричастность, защищенность через древнейшую форму танца – танец в кругу (хоровод).
  5. Тренировать у старших дошкольников устойчивое внимание с помощью упражнений игрового характера с постепенным усложнением, развивать произвольное внимание.

Предварительная работа: разучивание музыкального и речевого материала, рассматривание тематических иллюстраций, слушание образцов русского фольклорного искусства, изготовление атрибутов к танцам и играм, подготовка слайдпрезентации «Хоровод».

Материалы и оборудование: шапочки для драматизации «Воробей», «Искорки»; 3 косынки; 3 картуза; медиаоборудование, слайдпрезентация «Хоровод».

Под русскую народную мелодию дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал. Выстраиваются в круг

источник