Меню Рубрики

Как тяжко мертвецу среди живых анализ

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
№ 4 Скрывая для карьеры лязг костей.

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
№ 8 И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
№ 12 Сенатору скабрезный анекдот.

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор.
А мертвеца — к другому безобразью
№ 16 Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
№ 20 Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон.
Он крепко жмет приятельские руки —
№ 24 Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
№ 28 Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
№ 32 На вальс NN. Она в вас влюблена. »

А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови.
В ее лице, девически прекрасном,
№ 36 Бессмысленный восторг живой любви.

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
№ 40 Как на плечо склонилась голова.

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он.
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

№ 44 В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

Kak tyazhko mertvetsu sredi lyudey
Zhivym i strastnym pritvoryatsya!
No nado, nado v obshchestvo vtiratsya,
Skryvaya dlya karyery lyazg kostey.

Zhivye spyat. Mertvets vstayet iz groba,
I v bank idet, i v sud idet, v senat.
Chem noch beleye, tem cherneye zloba,
I perya torzhestvuyushche skripyat.

Mertvets ves den truditsya nad dokladom.
Prisutstviye konchayetsya. I vot —
Nasheptyvayet on, vilyaya zadom,
Senatoru skabrezny anekdot.

Uzh vecher. Melky dozhd zashlepal gryazyu
Prokhozhikh, i doma, i prochy vzdor.
A mertvetsa — k drugomu bezobrazyu
Skrezheshchushchy neset taksomotor.

V zal mnogolyudny i mnogokolonny
Speshit mertvets. Na nem — izyashchny frak.
Yego daryat ulybkoy blagosklonnoy
Khozyayka — dura i suprug — durak.

On iznemog ot dnya chinovnoy skuki,
No lyazg kostey muzykoy zaglushon.
On krepko zhmet priatelskiye ruki —
Zhivym, zhivym kazatsya dolzhen on!

Lish u kolonny vstretitsya ochami
S podrugoyu — ona, kak on, mertva.
Za ikh uslovno-svetskimi rechami
Ty slyshish nastoyashchiye slova:

«Ustaly drug, mne stranno v etom zale». —
«Ustaly drug, mogila kholodna». —
«Uzh polnoch». — «Da, no vy ne priglashali
Na vals NN. Ona v vas vlyublena. »

A tam — NN uzh ishchet vzorom strastnym
Yego, yego — s volneniyem v krovi.
V yee litse, devicheski prekrasnom,
Bessmyslenny vostorg zhivoy lyubvi.

On shepchet yey neznachashchiye rechi,
Plenitelnye dlya zhivykh slova,
I smotrit on, kak rozoveyut plechi,
Kak na plecho sklonilas golova.

I ostry yad privychno-svetskoy zlosti
S nezdeshney zlostyu rastochayet on.
«Kak on umen! Kak on v menya vlyublen!»

V yee ushakh — nezdeshny, stranny zvon:
To kosti lyazgayut o kosti.

Rfr nz;rj vthndtwe chtlb k/ltq
;bdsv b cnhfcnysv ghbndjhznmcz!
Yj yflj, yflj d j,otcndj dnbhfnmcz,
Crhsdfz lkz rfhmths kzpu rjcntq///

;bdst cgzn/ Vthndtw dcnftn bp uhj,f,
B d ,fyr bltn, b d cel bltn, d ctyfn///
Xtv yjxm ,tktt, ntv xthytt pkj,f,
B gthmz njh;tcnde/ot crhbgzn/

Vthndtw dtcm ltym nhelbncz yfl ljrkfljv/
Ghbcencndbt rjyxftncz/ B djn —
Yfitgnsdftn jy, dbkzz pfljv,
Ctyfnjhe crf,htpysq fytrljn///

E; dtxth/ Vtkrbq lj;lm pfiktgfk uhzpm/
Ghj[j;b[, b ljvf, b ghjxbq dpljh///
F vthndtwf — r lheujve ,tpj,hfpm/
Crht;toeobq ytctn nfrcjvjnjh/

D pfk vyjujk/lysq b vyjujrjkjyysq
Cgtibn vthndtw/ Yf ytv — bpzoysq ahfr/
Tuj lfhzn eks,rjq ,kfujcrkjyyjq
[jpzqrf — lehf b cegheu — lehfr/

Jy bpytvju jn lyz xbyjdyjq crerb,
Yj kzpu rjcntq vepsrjq pfukeijy///
Jy rhtgrj ;vtn ghbzntkmcrbt herb —
;bdsv, ;bdsv rfpfnmcz ljk;ty jy!

Kbim e rjkjyys dcnhtnbncz jxfvb
C gjlheuj/ — jyf, rfr jy, vthndf/
Pf b[ eckjdyj-cdtncrbvb htxfvb
Ns cksibim yfcnjzobt ckjdf:

«Ecnfksq lheu, vyt cnhfyyj d ‘njv pfkt»/ —
«Ecnfksq lheu, vjubkf [jkjlyf»/ —
«E; gjkyjxm»/ — «Lf, yj ds yt ghbukfifkb
Yf dfkmc NN/ Jyf d dfc dk/,ktyf///»

F nfv — NN e; botn dpjhjv cnhfcnysv
Tuj, tuj — c djkytybtv d rhjdb///
D tt kbwt, ltdbxtcrb ghtrhfcyjv,
,tccvscktyysq djcnjhu ;bdjq k/,db///

Jy itgxtn tq ytpyfxfobt htxb,
Gktybntkmyst lkz ;bds[ ckjdf,
B cvjnhbn jy, rfr hjpjdt/n gktxb,
Rfr yf gktxj crkjybkfcm ujkjdf///

B jcnhsq zl ghbdsxyj-cdtncrjq pkjcnb
C ytpltiytq pkjcnm/ hfcnjxftn jy///
«Rfr jy evty! Rfr jy d vtyz dk/,kty!»

D tt eif[ — ytpltiybq, cnhfyysq pdjy:
Nj rjcnb kzpuf/n j rjcnb/

источник

«Пляски смерти» Александр Блок

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»

А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он…
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Venena,*
Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом…

Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,
И череп повернул… Аптекарь крякнул,

Привстал — и на другой свалился бок…
А гость меж тем — заветный пузырек

Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.

Старый, старый сон. Из мрака
Фонари бегут — куда?
Там — лишь черная вода,
Там — забвенье навсегда.

Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака.

Тень вторая — стройный латник,
Иль невеста от венца?
Шлем и перья. Нет лица.
Неподвижность мертвеца.

В воротах гремит звонок,
Глухо щелкает замок.
Переходят за порог
Проститутка и развратник…

Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.

Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.
Третий призрак. Ты куда,
Ты, из тени в тень скользящий?

Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,

Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов…

Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.

Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.

Он — с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.

Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.

К олицетворенному образу Смерти, увлекающей за собой людей разных возрастов и сословий, обращались многие писатели, художники, музыканты. Известный аллегорический сюжет, особенно популярный в немецкой и французской традициях, подчеркивает бренность человеческого существования. За два года до появления блоковской версии Макабра, или Пляски смерти, к этой теме обращается Брюсов. Подобно неизвестным средневековым авторам он составляет стихотворные комментарии к старинным гравюрам, иллюстрирующим земные похождения коварной Смерти.

Макабрическая тема в цикле, созданном в 1912—1914 гг., становится поводом для горьких философских размышлений о бессмысленности жизненных путей, глубоком духовном кризисе общества. Сатирические образы и гневные интонации порождены печалью и отчаянием разочарованного лирического «я».

Помимо танатологических мотивов, пять коротких главок небольшого цикла связывают гротескные урбанистические картины, пространство которых населено зловещими образами. Открывает галерею фантасмагорических персонажей мертвец, вынужденный играть роль живого. Движимый «нездешней» черной злобой, он стремится отравить существование, развратить глуповатых обывателей. Для этих целей мертвецу приходится озаботиться земными делами: карьерным продвижением, светским флиртом. Главный персонаж не одинок. На балу он встречает подругу, своего двойника в женском обличье. Фрагмент заканчивается кульминационной сценой вальса. Юную партнершу героя захватывает любовное переживание, которое кажется нелепым ее циничному кавалеру.

Содержание остальных эпизодов в основном посвящено уличным зарисовкам. Знаменитый ночной пейзаж, изображенный во второй главке, построен по принципу цикличности. При помощи кольцевой композиции автор стремится передать пессимистичное ощущение тупика, от которого не избавит даже гибель.

Художественное пространство последних фрагментов организуют мистические мотивы. На темных и тихих улицах гуляет ледяной ветер, черная речная вода похожа на свинец, бледный свет месяца не побеждает мглу, а лишь «оттеняет» мрачные детали окружающего. В зловещем антураже появляются фантастические персонажи: скелет, безносые женщины, неясные тени, франт во фраке. Особенно мрачен гротескный образ «тени второй», у которой «нет лица». По этой причине субъект речи затрудняется дать ей точную характеристику, предлагая читателю варианты трактовки: молодой рыцарь, невеста, проститутка.

В финальной главке присутствуют указания на социальные стороны всеобщего духовного кризиса, однако приоритетная позиция остается за символико-философским содержанием.

источник

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»

А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он…
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Venena (*Яд),
Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом…

Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,
И череп повернул… Аптекарь крякнул,

Привстал — и на другой свалился бок…
А гость меж тем — заветный пузырек

Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.

Старый, старый сон. Из мрака
Фонари бегут — куда?
Там — лишь черная вода,
Там — забвенье навсегда.

Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака.

Тень вторая — стройный латник,
Иль невеста от венца?
Шлем и перья. Нет лица.
Неподвижность мертвеца.

В воротах гремит звонок,
Глухо щелкает замок.
Переходят за порог
Проститутка и развратник…

Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.

Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.
Третий призрак. Ты куда,
Ты, из тени в тень скользящий?

Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,

Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов…

Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.

Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.

Он — с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.

Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.

Произведение из 5 стихотворений «Пляски смерти» Александра Александровича Блока входит в цикл «Страшный мир».

Квинтет создавался в период с 1912 по 1914 год. Его автору исполнилось 34 года, он женат, много пишет и путешествует. Это время отмечено душевным разладом, творческим кризисом, проблемами в семье. Поэт пересматривает основы своего творчества, происходит ломка мировоззрения. По жанру – аллегория, макабр, по размеру – ямб и хорей с охватной и перекрестной рифмой, в 3 стихе – рифма смежная. «Как тяжко мертвецу среди людей»: лирический герой – мертвый чиновник. Не только душой, но и телом. Навязчивый образ «лязга костей», который заглушается суетой повседневности. На самом деле, его нельзя не различить – но и «живым» нет до этого дела, они находятся в пограничном состоянии. Да и живы ли они? Грязь марает живое и неживое, как единое целое. Город – сквозной образ всего цикла. «Страстным притворяться»: игра страстей, амбиции – тяжкое бремя для того, кому нет покоя в могиле. А ведь его жизнь прошла, как у всех. Что же гонит его из могилы? «Могила холодна». С себе подобной подругой он забыться не может. Нужен обманчивый свет пестрых человеческих занятий. Суета пожирает его и после смерти. В этом стихотворении, его лексике, чувствуется пушкинская интонация.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

«Ночь, улица, фонарь, аптека»: лирический герой – сам автор. «Все будет так»: уже спустя 5 лет жизнь в России страшно переменилась, однако, прошло время, и все встало на свои места: опять аптека, ночь, и вроде бы «исхода нет». Мотив переселения душ: повторится все, как встарь.

«Пустая улица. Один огонь в окне»: здесь наиболее традиционный для средневекового макабра сюжет. Скелет в плаще, еврей-аптекарь, шкаф с ядами. Подозрительное место! Аптекарь спит, но чутко отзывается на движения скелета у шкафа: крякнул, привстал. Скелет таится, как человек. Но разве он боится аптекаря? «Женщинам безносым»: и саму смерть зовут безносой, курносой, однако здесь, возможно, две сифилитички…

«Старый, старый сон. Из мрака»: и вновь готический сюжет. Кольцевая композиция. Встреча двух теней. Наблюдатель не может различить даже их пол. «Латник, невеста?» Опять «грудь бела» (белеют кости) и «нет лица»: это не просто тени, а призраки. «Шлем и перья»: атрибуты смерти в средневековом искусстве. По А. Блоку, мир безнадежно болен. «Проститутка и развратник» — его символы. Сквозной образ «горящего окна». «Ты куда?»: третий призрак – самоубийца, утопленник.

«Вновь богатый зол и рад»: гротескная история в духе средневековых пародий. А. Блок, такой далекий от социальных и близкий общечеловеческим проблемам, показывает Россию как перевернутый, мертвый, сумасшедший мир. Порядок и незыблемость – только видимость, утверждает он. Что ж, вскоре сам поэт мог в этом убедиться. Сравнения: как свинец. Анафора: вновь, усталый друг. Инверсия: гремит звонок, спешит мертвец. Риторические вопросы и восклицания.

Рубеж веков породил в творчестве А. Блока возврат к средневековому жанру плясок смерти. Фантастика прорастает в обыденности, смерть и абсурд торжествуют.

источник

  • Авиация (132)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (65)
  • Вопрос-Ответ (1924)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (82)
  • Дальние страны (874)
  • ДИНАСТИИ (26)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (477)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (760)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (123)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (529)
  • Истории любви (144)
  • ИСТОРИЯ (1699)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (974)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (204)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (194)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (406)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (42)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (418)
  • Облака (13)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (231)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (180)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (31)
  • Поэзия (721)
  • Праздники (33)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (84)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (973)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (106)
  • Символы (130)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1317)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (325)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (425)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (710)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (212)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Александр Александрович Блок

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»

А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он…
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Venena,*
Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом…

Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,
И череп повернул… Аптекарь крякнул,

Привстал — и на другой свалился бок…
А гость меж тем — заветный пузырек

Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.

Старый, старый сон. Из мрака
Фонари бегут — куда?
Там — лишь черная вода,
Там — забвенье навсегда.

Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака.

Тень вторая — стройный латник,
Иль невеста от венца?
Шлем и перья. Нет лица.
Неподвижность мертвеца.

В воротах гремит звонок,
Глухо щелкает замок.
Переходят за порог
Проститутка и развратник…

Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.

Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.
Третий призрак. Ты куда,
Ты, из тени в тень скользящий?

Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,

Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов…

Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.

Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.

Он — с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.

Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.

Рисунок. Пляски смерти на ножнах кинжала, Амстердам, Государственный музей

К олицетворенному образу Смерти, увлекающей за собой людей разных возрастов и сословий, обращались многие писатели, художники, музыканты. Известный аллегорический сюжет, особенно популярный в немецкой и французской традициях, подчеркивает бренность человеческого существования. За два года до появления блоковской версии Макабра, или Пляски смерти, к этой теме обращается Брюсов. Подобно неизвестным средневековым авторам он составляет стихотворные комментарии к старинным гравюрам, иллюстрирующим земные похождения коварной Смерти.

Макабрическая тема в цикле, созданном в 1912—1914 гг., становится поводом для горьких философских размышлений о бессмысленности жизненных путей, глубоком духовном кризисе общества. Сатирические образы и гневные интонации порождены печалью и отчаянием разочарованного лирического «я».

Помимо танатологических мотивов, пять коротких главок небольшого цикла связывают гротескные урбанистические картины, пространство которых населено зловещими образами. Открывает галерею фантасмагорических персонажей мертвец, вынужденный играть роль живого. Движимый «нездешней» черной злобой, он стремится отравить существование, развратить глуповатых обывателей. Для этих целей мертвецу приходится озаботиться земными делами: карьерным продвижением, светским флиртом. Главный персонаж не одинок. На балу он встречает подругу, своего двойника в женском обличье. Фрагмент заканчивается кульминационной сценой вальса. Юную партнершу героя захватывает любовное переживание, которое кажется нелепым ее циничному кавалеру.

Содержание остальных эпизодов в основном посвящено уличным зарисовкам. Знаменитый ночной пейзаж, изображенный во второй главке, построен по принципу цикличности. При помощи кольцевой композиции автор стремится передать пессимистичное ощущение тупика, от которого не избавит даже гибель.

Художественное пространство последних фрагментов организуют мистические мотивы. На темных и тихих улицах гуляет ледяной ветер, черная речная вода похожа на свинец, бледный свет месяца не побеждает мглу, а лишь «оттеняет» мрачные детали окружающего. В зловещем антураже появляются фантастические персонажи: скелет, безносые женщины, неясные тени, франт во фраке. Особенно мрачен гротескный образ «тени второй», у которой «нет лица». По этой причине субъект речи затрудняется дать ей точную характеристику, предлагая читателю варианты трактовки: молодой рыцарь, невеста, проститутка.

В финальной главке присутствуют указания на социальные стороны всеобщего духовного кризиса, однако приоритетная позиция остается за символико-философским содержанием.

источник

У Блока в стихотворении “Как тяжко мертвецу среди людей” появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.

Кольцевая композиция стихотворения “Ночь, улица, фонарь аптека” подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе. Стихотворение Блока – выражение боли, иногда – скепсиса, трагедии, но отождествлять мир героя с самим поэтом нельзя, т. к. у Блока всегда была вера в любовь, в Россию, таким образом, лирический герой выражает лишь одну грань мировоззрения поэта.

Поэты в одноименном стихотворении Блока противопоставлены обывателям. Новаторство в том, что мир поэтов изображен дисгармонично. Автор пишет, что поэты посвящают свою жизнь вину и усердной работе,

Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. И единственное, что остается, вера в то, что он “расчищает путь для наших далеких сынов”.

Рецензия на рассказ И. Бабеля “Соль” Рассказ “Соль” входит в цикл рассказов И. Бабеля “Конармия” . “Конармия” имеет фрагментарную, разорванную композицию, что позволяет автору показать объект своего художественного исследования с разных сторон. А этим объектом является.

“Евгений Онегин” – детище Пушкина Роман “Евгений Онегин” – любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил.

Слагаем стихи Однажды, несколько лет назад, мне показалось, что, размышляя о важности поэтического воспитания душ, я сделал открытие, которое остается человечеству по-прежнему неведомым. Застолбить патент на свое открытие мне, очевидно, все равно.

Урок Доброти і Милосердя ЛОЗЯНСЬКА ЗОШ І-ІІ ст. № 2 Доброта все переможе. Класний керівник : Шегда В. І. 2012/ 2013 рік Краса врятує світ. Бути добрим до кожної травинки ніжної… Добро : –.

Вокруг памятника Урок – заочная экскурсия Слово учителя. Мы в родном городе Лескова Орле, основанном у слияния рек Оки и Орлик еще в XVI столетии Иваном Грозным в самом сердце России как.

Лекция на тему: “Общая характеристика эпохи Возрождения” Тема: “Особенности культуры и искусства эпохи европейского Возрождения” Цель : познакомиться с основными чертами искусства Возрождения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся деятелей эпохи и их произведений, усвоить.

Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” Итогом творческих поисков Б. Л. Пастернака стал роман “Доктор Живаго”. Это произведение было написано в сложное для автора время. Поэтому он насыщен философскими раздумьями и обобщениями о смысле жизни, о.

Рецензия на текст В. Я. Лакшина про книги в нашей жизни Книга – важнейший источник информации, огромный сгусток энергии и источник человеческого наслаждения. Об этом пишет В. Я. Лакшин в рецензируемой работе. В работе автора все предложения связаны между собой грамматически.

Легко или тяжело быть молодым? Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослым, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем.

“Поэзия – плуг, взрывающий время…” Опыт внимательного чтения стихотворения О. Мандельштама “Золотистого меда струя из бутылки текла…” В высшей степени сложное, но любимое многими, завораживающее стихотворение О. Мандельштама “Золотистого меда струя из бутылки текла…” было.

Эстафета насекомых ЭСТАФЕТА НАСЕКОМЫХ У ч а с т в у ю т: Ведущий и две команды детей. П р и м е ч а н и е: Если детей оказывается больше.

Конспект урока “Культура и религия” 4-5 класс МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Факультет международного образования Кафедра ЮНЕСКО Лаборатория истории и культуры религий мира Конспект урока Культура и религия Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55 Матвеева Наталья Владимировна ГБОУ.

Велимир Хлебников – поэт крайностей Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы на целое столетие… О. Мандельштам При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу литераторов. После его трагической.

Анализ стихотворения “Дума” М. Ю. Лермонтова Лермонтов “бичевал” не только людей “завистливого и душного” света, но и часть дворянской интеллигенции, не способную служить обществу. “Дума” – поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Стихотворение написано ямбом, по большей.

Возвращенная литература Термины “возвращенная литература”, “возвращенные писатели”, “скрытая”, даже “потаенная” литература появились в начале 90-х годов ХХ века, когда в результате начавшейся перестройки рухнул “железный занавес”, прочно отделявший нашу страну от западного.

Стихотворение Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” Конец 1850-1860 годов – время идейной и художественной зрелости Некрасова, отмеченное его сближением с революционной демократией и разрывом с либералами. В обстановке назревавшей революционной ситуации вышла в 1856 году книга.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Сценарій останнього уроку. 11 клас МЕТА: створити емоційно – психологічний клімат; сприяти розвитку естетичного смаку; формувати в учнів моральні чесноти: взаємодопомогу, взаєморозуміння, дружелюбність, виховувати дружелюбні стосунки між однокласниками, батьками. ОБЛАДНАННЯ: святково прикрашений клас, музичне оформлення.

Причины преступления Раскольникова План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа.

Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных.

Образ Понтия Пилата и проблема совести Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” Блока

источник

У Блока в стихотворении “Как тяжко мертвецу среди людей” появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.
Кольцевая композиция стихотворения “Ночь, улица, фонарь аптека” подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего

Сочинение по литературе на тему: Анализ стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” Блока

Анализ стихотворений “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” Блока Кольцевая композиция стихотворения “Ночь, улица, фонарь аптека” подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе. Стихотворение Блока – выражение боли, иногда – скепсиса, трагедии, но отождествлять мир героя с Read More .

Анализ стихотворения А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” “Ночь, улица, фонарь, аптека…”Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности “Бессмысленный и тусклый свет” и “Все будет так. Исхода нет” Присутсвие символов усугубляет эти чувства: “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Эти символы Read More .

Анализ Стихотворения А. А. Блока “Как тяжело ходить среди людей” Стихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…”, написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк. Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, Read More .

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка” и “В ресторане” Стихотворение “В ресторане” написано поэтом почти ровно на 4 года позже “Незнакомки”. Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и Read More .

Анализ цикла стихотворений Блока “На поле Куликовом” При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и исторический “оптимизм” стихов “На поле Куликовом” двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: “И вечный бой!”, но Read More .

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью Свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о Возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к Восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то Теперь Read More .

Анализ стихотворений из цикла А. Блока. “Россия” Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времен золотых и кончая далеким будущим, скрывающимся за горизонтом. А. Read More .

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений в творчестве А. А. Блока По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл “Родина” ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического Read More .

источник

Стихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…” , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.

Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, ко­гда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье.

Для Блока в контексте его стихотворения “человек сгорел” – это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустоше­ния, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в “игре трагических страстей”. У него осталась только способность рас­сказать о своей бурной жизни “еще не жившим”, то есть тем, кто не испытал подобного.

Искусство поэзии обладает способностью переплавить лич­ностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отра­жают всей полноты и глубины чувств (“бледное зарево искусст­ва”), но лишь они доносят, передают их “нестройный вихрь”, во­площают в звуках опыт трагического мироощущения.

Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам

Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить…
(“О, нет! не расколдуешь сердца ты…”, 1913)

– можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст воз­можность ощутить те же энергии и понять те же истины, что бы­ло суждено чувствовать ему. Его стихи при этом – не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; не­даром речь идет о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.

Анализ стихотворения Блока “Как тяжело ходить среди людей…”Стихотворение “Как тяжело ходить среди людей…”, написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием “Страшный мир”. Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения ” Когда читала ты мучительные строки…”: “Там человек сгорел”. Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней […].

Анализ стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” БлокаУ Блока в стихотворении “Как тяжко мертвецу среди людей” появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в […].

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙПотеряла Россия В России Россию, – пишет Евгений Евтушенко в стихотворении “Потеря”. Как актуальны эти строки! Не надо дока- зывать, что общество наше больно, что оно испытывает духовное голодание. И человек ищет пути самовыражения, форму проявле- ния собственного “я”. Во все времена люди стремились познать себя, найти свое место в жизни, несмотря на всевозможные общест- […].

Cтихотворения М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” и А. С. Пушкина “Желание славы” (Сравнительный анализ)В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” и А. С. Пушкина “Желание славы” общая тема: потерянная любовь. Но все же их содержание различается: у Лермонтова выражается разочарование в любви. Лирический герой Лермонтова решил сам прекратить отношения, он устал от обещаний, волнений и вранья. А у Пушкина чистая любовь не выдержала давления со […].

Анализ стихотворения Фета “Среди звезд”Произведение “Среди звезд” датировано ноябрем 1876 года. В это время Фет активно работал над первым переводом на русский язык главного труда философа Артура Шопенгауэра “Мир как воля и представление”. Взгляды великого немецкого мыслителя оказали огромное влияние на поэта. Фету импонировала концепция воли к жизни как причины постоянной борьбы всех против всех. Также он поддерживал взгляд […].

Высшее счастье жить среди людей и быть им нужнымЭту тему сочинения я выбрал сразу. С одной стороны, она мне показалась наиболее легкой, а с другой, я согласен с этим высказыванием, и у меня, как мне кажется, есть что сказать. И вот передо мной раскрытая тетрадь. Столь близкое и в то же время чужое для нас высказывание: “Высшее счастье – жить среди людей”. Хочется […].

Анализ стихотворения Блока “Она молода и прекрасна была…”Около восьмидесяти стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл “Ante Lucem”. Некоторые из произведений посвящены первой любви поэта – Ксении Михайловне Садовской, с которой он познакомился во время пребывания на немецком курорте Бад-Наугейм. Часть лирики адресована Любови Дмитриевне Менделеевой – будущей супруге Александра Александровича. Молодые люди были знакомы с […].

Есть ли среди людей место ангелам? Сочинение по рассказу Г. Маркеса “Старик с крыльями”В рассказе колумбийского писателя Рафаэля Гарсиа Маркеса “Старик с крыльями” изображен маленький городок – безрадостная серая местность. Вокруг грязь, дождь, морские моллюски, которые гниют на березе. Именно к бедным, обездоленных жизням жителей заброшенного городка, приходит ангел. Этого ангела очень тяжело распознать; это не прекрасное небесное существо с белыми крыльями. Этот ангел похож на обнищавшего старика […].

Анализ стихотворения “Ветер принес издалека…” БлокаСтихотворение “Ветер принес издалека…” написано 29 янва­ря 1901 года – это одно из ранних стихотворений, в котором от­ражены юношеские мечтания: “песни весенней намек”, “бездон­ная лазурь”, “звездный сны”. Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: “Как тяжело ходить среди людей…”. Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые […].

Анализ стихотворения Блока На лугу 2Стихотворение Блока “На лугу” было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг, прекрасное зеленое поле, на котором весело прыгают и играют дети, которые кажутся невинными, и ничего еще не понимающими в своей жизни. В […].

Анализ стихотворения “Сольвейг” Блока“Сольвейг” (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена “Пер Гюнт”, которая по­строена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по – норвежски – солнечный путь) – олицетворение чистоты, све­жести, самопожертвования. Стихотворение А. Блока написано от имени уединенно живущего человека: Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без огней. Образ […].

Анализ стихотворения “Да. Так диктует вдохновенье…” Блока“Да. Так диктует вдохновенье…” (1911-1914). В стихотво­рении выражено неприятие Блоком “ужасов жизни”, “страшного мира”, в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет! По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое не­согласие существующему миропорядку, стереть “румяна жир­ные” лживой жизни: На непроглядный ужас жизни […].

Анализ стихотворения Блока “О доблестях”Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя сказать, что это стихотворение о любви (любви неразделенной, горькой), и только. 496 А. Блок Это стихотворение о родине “горестной”, где так живет и так страдает человек. И здесь понятие “горестной земли” приобретает характер всемирный, а […].

Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока“Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворе­ние А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, ми­лосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, не­возможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […].

Анализ стихотворения Блока “Плачет ребенок. Под лунным серпомСтихотворение А. Блока “Плачет ребенок под лунным серпом…” , написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу “Стихи о Прекрасной Даме”. Стихотворение можно отнести к раннему периоду творчества Блока. Молодой Блок был погружен в изучение идеалистической философии, в частности древнегреческого философа Платона. В его учениях говорилось о то, что кроме реального мира, есть еще […].

Обломов среди “лишних” людей (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)Центральным персонажем романа И. А. Гончарова “Обломов” является Илья Ильич Обломов – барин “тридцати двух лет от роду”. Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение. Основные черты характера Обломова – апатия, лень, бездеятельность. Он целыми днями лежит на диване, абсолютно ничем не интересуясь. Но такое положение дел совершенно не беспокоит героя: […].

Анализ стихотворения Блока “Я, отрок, зажигаю свечи…”Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая “позером с повадками фата”. Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в […].

Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока“Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувст­во радости земной жизни. Лирический герой счастлив от созна­ния того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […].

Анализ стихотворения Блока “Смятение”Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой, которая стала его музой и вдохновительницей. Даже после того, как семья Блоков фактически перестала существовать, поэт по-прежнему вел мысленные диалоги со своей избранницей и посвящал ей стихи, полные боли и […].

Анализ стиха “Осенняя воля” Блока А. А“Осенняя воля” Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…”. Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас — свободных, […].

Стихотворение Блока “Россия” (анализ)Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое […].

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Анализ стихотворения Блока “Запевающий сон, зацветающий цвет…”В 1905 году была издана дебютная книга Блока – “Стихи о Прекрасной Даме”. Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник Менделеевой – возлюбленной поэта, которая в 1903-м сочеталась с ним законным браком. Именно Любовь Дмитриевна – прототип Прекрасной Дамы, символа Вечной Женственности. Первая книга Александра Александровича представляет собой своеобразный поэтический […].

Анализ стихотворения Блока А. А. “Осенняя воля”Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…”. Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, статных […].

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воляСтихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви (“Много нас – свободных, юных, […].

Анализ стихотворения Блока “Потемнели, поблекли залы…”Стихотворение “Потемнели, поблекли залы…” датируется февралем 1903 года. Сложно точно обозначить время, когда происходит описанная в тексте история. Блок помещает героев в декорации условного Средневековья, что можно понять по косвенным признакам, – в частности, речь идет о персонажах произведения, среди которых упоминаются вассалы, пажи, король и королева. Сюжет стихотворения очень прост. Умирает венценосная правительница государства. […].

Анализ стихотворения Блока “В фантазии рождаются порою…”Сборник “Ante Lucem” включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще не до конца сформировались. В некоторых текстах нашла отражение увлеченность лирикой Фета и Жуковского. Кроме того, в ранних опытах Блока видно влияние творчества Лермонтова, Пушкина, […].

Поэзия, живопись и музыка в лирике А. А. БлокаВ лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам и фразам характера плавно льющегося потока. “Его стихи как бы просят музыки”, – сказал Валерий Брюсов. И, действительно, многие стихотворения Блока положены на музыку. Это и семь романсов Дмитрия Шостаковича, и симфония “На поле Куликовом” […].

Анализ “Стихи о Прекрасной Даме” Блока А. АРомантический мир раннего Блока. “Семейные традиции и моя замкнутая жизнь, – говорится в автобиографии поэта, – способствовали тому, что ни строки так называемой “новой поэзии” я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева”. Это не выглядит неожиданным, потому что первые […].

ТВОРЧЕСТВО А. А. БЛОКА. ОБРАЗ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКАКраткий очерк жизни и творчества А. А. Блока: увлечение поэзией В. Жуковского, возникновение желания пересоздать реальный мир; знакомство с русской символистской поэзией; служба в армии и т. д. Влияние идей В. Соловьева на творчество А. А. Блока. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. 1 том “Трилогии вочеловеченья” А. А. Блока (“Ante lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, […].

Анализ стихотворения “Звезда дрожит среди вселенной…” Бунин“Звезда дрожит среди вселенной…”. Бунин отмечает свою особую расположенность к звездам. Поэт сопоставляет своего лирического героя, влюбленного в небо, знатока звезд, со “звез­дой пылающей”, с сосудом, вмещающим в себя и “земные скор­би”;, и “небесные слезы”. Лирический герой пытается понять смысл своего бытия: Звездой пылающей, потиром Земных скорбей, небесных слез Зачем, о Господи, над миром Ты […].

Анализ стихотворения “Ты – отзвук забытого гимна…” Блока“Ты – отзвук забытого гимна…” (1914). Данное стихотво­рение входит в цикл стихотворений А. Блока “Кармен”, посвя­щенный артистке Любови Александровне Дельмас, которая ис­полняла в Петербурге в 1913-1914 годах роль цыганки Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Образ Кармен в стихотворении причудливо слит с образом реальной женщины: Внешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И […].

Анализ стихотворения Блока “Мой остров чудесный”Семейная жизнь Александра Блока складывалась весьма непросто, так как поэт считал – любить супругу можно и на расстоянии. Он жил под одной крышей с Любовью Менделеевой несколько лет, но при этом отказывался от супружеской близости, считая такие отношения верхом пошлости. При этом поэт действительно боготворил свою супругу и считал ее музой, она вдохновляла его на […].

Анализ стихотворения Блока “Песня Офелии”“Гамлет”, созданный Шекспиром в начале семнадцатого столетия, по сей день остается одной из наиболее популярных трагедий в мире. Русские писатели часто обращались к образам, выведенным в пьесе. Они осмысляются в творчестве Фета, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой и других авторов. Согласно воспоминаниям родственников Блока, поэт шекспировской трагедией увлекся еще в юности. В 1897 году, заполняя анкету, он […].

Анализ стихотворения Блока “Похоронят, зароют глубокоВ 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока, потеряла ребенка, рожденного от другого мужчины. Этот год стал переломным в судьбе поэта, который вдруг остро почувствовал, что юность с ее безрассудными поступками осталась в […].

“Осенний день” анализ стихотворения БлокаПроизведение А. А. Блока “Осенний день” написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России. В “Осеннем дне”, как и в одном из наиболее известных стихотворений Блока “Россия”, появляется образ бедной, угнетенной страны. Лирический герой делится с товарищем своим восприятием […].

Анализ стихотворения О, как безумно за окном БлокаОдно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны, чувствительный и восприимчивый человек предстает перед нами. Стихотворение “О, как безумно за окном…” написано в 1899 году, когда Блок еще не был символистом, оно входит в […].

Анализ стихотворения Блока “Старик”В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой – дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902 гг. Александр Александрович работал над первым серьезным циклом – “Стихи о Прекрасной Даме”. Посвящен он был Менделеевой. Стихотворения, в него вошедшие, создавались под влиянием идей […].

Анализ стихотворения Блока “Моей матери”Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что он периодически посвящал ей стихи, в которых советовался с близким человеком или же делился своими душевными переживаниями. В ноябре 1899 года Блок, разочарованный в любви, […].

Анализ стихотворения Блока “Ты, может быть, не хочешь угадать…”После смерти Блока свет увидел цикл “Отроческие стихи”, в который вошла ранняя лирика поэта. Некоторые произведения были посвящены Ксении Михайловне Садовской – первой любви Александра Александровича. С замужней женщиной, матерью троих детей юный гимназист познакомился в городке Бад-Наугейм в 1897 году. Отдыхать на немецкий курорт он прибыл вместе с теткой и матушкой. Разница в возрасте […].

Анализ стихотворения Блока “Я смотрел на слепое людское строениеПоэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник стал предметом пересудов во многих литературных салонах. Впрочем, еще задолго до столь печальных событий Блок и Белый считали себя духовными братьями. Оба поэта проповедовали символизм, […].

источник

У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он — порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.
Кольцевая композиция стихотворения «Ночь, улица, фонарь аптека» подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего

Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»«Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный.

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете…» и Б. Пастернака «Ночь»Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его.

Анализ стихотворения «Россия» А. БлокаАлександр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую.

Высшее счастье жить среди людей и быть им нужнымЭту тему сочинения я выбрал сразу. С одной стороны, она мне показалась наиболее легкой, а с другой, я согласен с.

Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. НекрасоваСтихотворения А. Блока «Россия» и Н. А. Некрасова «Родина» посвящены одной теме — описанию родной земли, места, с которым лирические.

Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день»Стихотворение А. Блока «Осенний день» имеет точную датировку — 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на.

Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь»Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих.

Обломов среди «лишних» людей (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)Центральным персонажем романа И. А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов — барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его.

Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров»Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. ТютчеваВ стихотворении «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фет уходит от злобы дня. Он погружается в мир романтики. Фет.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…»Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать все.

Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую.

Анализ стихотворения «День и ночь» Ф. И. ТютчеваФедор Иванович Тютчев — великолепный поэт, романтик и не менее великий философ. В своих произведениях он отводит большую роль философским.

Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» ПастернакаРусская осень — совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и.

Анализ стихотворения А. Блока «Предчувствую Тебя…»Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы. В 1898-1904.

Анализ стихотворения А. Блока «Мне страшно с тобою встречаться»Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки «нездешних надежд» на вселенское «непостижимое.

Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Ф. И. Тютчева и О. Э. МандельштамаСтихотворение Тютчева (1830 год). Ведущий троп в этом стихотворении — метафора (в основном, одушевления): «встают и заходят оне», «сердцу высказать.

Анализ стихотворения А. Блока «Сытые»Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал.

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния.

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Деревня» и «Вновь я посетил…»В одном и другом стихотворениях описывается тот же пейзаж, и в обоих стихотворениях этот пейзаж рождает глубокие размышления у лирического.

Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка»В первой книге Блока «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства, непостижимым образом.

Анализ стихотворения А. Блока «Скифы»Стихотворение А. Блока «Скифы» датировано 30 января 1918 года. Известно, что этот период в жизни России, да и всего мира.

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал.

Анализ стихотворения «Незнакомка» А. А. БлокаСамое известное стихотворение Блока, относящееся ко второму периоду творчества, — «Незнакомка». Вся первая строфа этого стихотворения — фактически развернутая метафора.

Сравнительный анализ стихов о любви Блока и АхматовойТема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты.

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»Стихотворения Блока «В ресторане» было написано в 1910 году. Оно вошло в цикл стихов «Страшный мир». Это уже более позднее.

Сопоставительный анализ стихотворений «Поэтам» и «Поэт и Гражданин»Стихотворение Некрасова «Поэт и Гражданин», открывшее сборник 1856 г и стихотворение «Поэтам» А. Фета, написанное в 1890 году, поднимают проблему.

Анализ стихотворения А. Блока «Россия»В стихотворении «Русь» образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В.

Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в.

Для чего пишут поэтыПоэт — человек, раскрывающий перед всеми свою душу. Акутагава Рюноске. Поэтический процесс — явление широкое, сложное, неоднозначное. Русская поэзия —.

источник