Меню Рубрики

Как составить схему хода анализа

· Логическая схема научного исследования: необходимость, сущность и назначение.

· Процедуры и атрибуты проведения обоснования актуальности выбранной темы исследования. Процессы постановки цели и конкретных задач исследования.

· Определение объекта и предмета исследования. Выбор и обоснование метода исследования.

· Литературное описание процессов, элементов и результатов исследования.

· Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Необходимость апробации научных результатов.

Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рис. 2

Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования.

Рис. 2Логическая схема научного исследования

Основные этапы научного исследования

Курсовая, дипломная работа или проект, диссертация являются квалификационными работами разного профессионального уровня, и то, как их автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, социальной значимости, экономической и коммерческой важности, характеризует его научную зрелость и соответствующий уровень профессиональной подготовленности к практической деятельности.

Освещение актуальности должно быть не многословным, но понятным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Следовательно, формулировка проблемной ситуации является очень важной частью введения квалификационной работы. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» несколько более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых современных задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приобрело развитой формы.

Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего своевременного разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических исследований и представлений, т.е. когда ни одна из современных теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.

Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования.

Таким образом, если во введении студенту в курсовой и дипломной работе, магистранту, аспиранту, соискателю в диссертации удается показать, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее основную суть.

Отдельные исследования квалификационных работ ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности.

Цель подобных работ состоит в решении отдельных частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем исследователи часто избегают брать узкие темы. Это неправильно, поскольку дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными.

Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и исследовать, и писать не о чем, но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает и исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы исследователю весьма логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью в квалификационной работе. Это обычно делается в форме перечисления (например, изучить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, определить зависимость … и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее в соответствии с логической схемой исследования исследователем формулируются объект и предмет исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса познания соотносятся между собой как общее и частное, поскольку в объекте выделяется та часть, которая и служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным следующим этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в извлечении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в научной работе цели.

Описание процесса исследования является основной частью научно-исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника, технологии, операции исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на консультациях с руководителем, заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы.

Заключительным этапом являются выводы, которые содержат все то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.

источник

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Учебной и научной

КАНДИДАТСКАЯ

ДИССЕРТАЦИЯ

Методика написания,

Правила оформления

И порядок защиты

для аспирантов и соискателей

Москва 1997

Диссертация (от лат. — «dissertatio» — рассуждение, исследование) — специальная скорма научного произведения, имеющего квалифика­ционный характер, подготовленная для публичной защиты и полу­чения ученой степени.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук со­гласно п.14 «Положения о порядке присуждения научным и науч­но-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения на­учным работникам ученых званий» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 24 октября 1994 г. за № 1185) «должна быть научной квалификационной работой, в которой со­держится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обосно­ванные технические, экономические или технологические разра­ботки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».

Такая диссертация готовится единолично. В ней должна содер­жаться совокупность новых научных результатов и положений, вы­двигаемых для публичной защиты. Как научное произведение она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.

Новые решения, предложенные соискателем, должны быть стро­го аргументированы и критически оценены но сравнению с извест­ными решениями. В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертациях, имеющих теорети­ческое значение, — рекомендации по использованию научных вы­водов.

Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

В том случае, когда диссертации па соискание ученой степени кандидата наук. представляются в виде рукописи, их основные по­ложения должны быть опубликованы.

Диссертация должна давать научную информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания и детально описывая методику исследования. Полнота научной ин­формации должна находить свое отражение и а том, чтобы приво­дить наиболее детализированный фактический материал, вклю­чающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и параллели.

Основой содержания диссертации должен быть принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей, а также обобщение ранее известных сведений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте. В этой связи такой материал может содержать дискуссионные вопросы, связанные с пересмотром существующих взглядов и представле­ний. Содержание диссертации должно отвечать требованиям ори­гинальности, уникальности и неповторимости приводимых поло­жений.

Форма изложения содержания диссертации должна характеризо­ваться высокой степенью абстрагирования, активным применени­ем математического аппарата и средств логического мышления, а также аргументированностью суждений и точностью приводимых данных. Ориентируясь на читателей, профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, диссертант должен включать в текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (формулы, графики, диаграммы, схемы, таблицы, латинские обо­значения и т.п.), т.е. все то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам. Языково-стилистическое оформле­ние материала должно определяться особенностями научного стиля речи, главной чертой которого является объективность, вы­текающая из специфики научного познания.

Таковы основные типологические характеристики кандидаткой диссертации как особого вида научного произведения. Рассмот­рим теперь, как должна она готовиться, чтобы в полной мере от­вечать всем предъявляемым к ней требованиям как квалификаци­онной работе, подготавливаемой для публичной защиты и получе­ния ученой степени кандидата наук.

Общая методология

Научного творчества

Для начинающих исследователей весьма важно не только хо­рошо знать основные положения, характеризующие диссертацию как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде все­го недостает опыта в организации своей работы, в использо­вании методов научного познания и применении логических за­конов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

Научное изучение как основная форма

Научной работы

Всякое научное исследование от творческого замысла до окон­чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые об­щие методологические подходы к его проведению, которые при­нято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это воз­можно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накоп­ленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь воз­рождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фан­тазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследо­вания. Но в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объ­ективным. Нельзя отбрасывать факты и сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое приме­нение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя вни­мание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на пер­вый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что имен­но такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, по­казать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит за­мысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму от­ражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только от­ражен объект изучения, но и содержится сознание цели, пер­спективы познания и практического преобразования действи­тельности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего ми­ра и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать но­вый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, ко­торую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее «в лоб».

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно соверша­ется как плановый процесс научного исследования. Хотя в на­уке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование на­дежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные за­кономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продол­жения целевой и общеидейной обработки первоначального за­мысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намечен­ной схемы исследования.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результа­тов.

Обоснование актуальности выбранной темы — на­чальный этап любого исследования. В применении к диссер­тации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Диссер­тация, как уже указывалось, является квалификационной ра­ботой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться па понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее науч­ное знание оказывается недостаточным для решения новых за­дач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних те­оретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему — значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

Таким образом, если соискателю[1] удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью раз­витие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже доста­точно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зре­ния той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широ­ким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятель­ными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и деталь­но. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Актуальные научные решения, лежащие в основе диссерта­ционной работы, могут рассматриваться как заявки па изобре­тения и открытия, если они отличаются новизной и дают по­ложительный эффект.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить. описать. установить. выяс­нить. вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав диссертационной работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание дис­сертанта, именно предмет исследования определяет тему диссер­тационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели[2].

Описание процесса исследования — основная часть дис­сертационной работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил[3].

Очень важный этап хода научного исследования — обсуж­дение его результатов, которое ведется на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной дис­сертационной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10148 — | 7558 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис. 2

Рассмотрим эти этапы.

На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений) и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).

Содержание второго этапа — закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом — выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.

На третьем этапенеобходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 844 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Во всех науках исследование производится в одинаковой последовательности, имеющей циклический характер. В самом общем виде это можно представить следующим образом. Начало цикла научного исследования осуществляется с регистрации некоего противоречия и постановки проблемы, часто представленной в форме вопроса. Затем формулируется гипотеза, т.е. предположительный ответ на поставленную проблему. Гипотеза опирается на уже известные факты и носит декларативный характер.

На следующем этапе осуществляется проверка гипотезы, т.е. выявляются факты, которые подтвердили бы или опровергли ее. Эксперимент – это прежде всего организация такого исследования, которое удовлетворяет критериям оценки гипотез с точки зрения подкрепления или отвержения причинно-следственных зависимостей. Установление экспериментальных фактов означает сбор эмпирических данных в контролируемых условиях и возможность сравнения их по отношению к разным условиям. При правильной организации исследования неподтверждение гипотезы также означает его результативность, как и ее подтверждение.

В результате соотнесения полученных данных с существующими теоретическими схемами, концепциями, теориями осуществляется интерпретация результатов. Чаще всего последний этап рождает новые гипотезы, что позволяет подвигать исследование дальше.

Ход исследовательской работы можно представить в виде следующей последовательности шагов:

Выбор темы исследования и определение степени ее актуальности.

Выявление противоречия и постановка проблемы.

Обозначение объекта и предмета исследования.

Формулировка гипотезы исследования.

Определение цели исследования и конкретизация задач исследования.

Выбор методов исследования и подбор конкретных методик.

Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов (научная значимость и практическая ценность).

Выбор темы исследования и определение степени ее актуальности

Это начальный этап любого исследования. Выбор темы для курсовой работы имеет большое значение, поскольку характеризует степень научной зрелости студента. Подобрать тему курсовой работы студент может, ознакомившись:

с направлениями научной работы кафедры;

с выполненными на кафедре курсовыми и дипломными работами;

с новейшими результатами исследований в различных отраслях науки.

Существенную помощь в выборе темы могут оказать аналитические обзоры и статьи в специальной периодике.

Иногда студенты избегают брать для исследования узкие, конкретные темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Актуальность темы психологического исследования определяется теоретическими и практическими ее аспектами.

1. Теоретическая актуальность темы исследования характеризуется наличием проблемы в той или иной области научного знания. Например, в науке накопилось много фактов и возникла необходимость теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, которые бы обобщали эти факты в рамках теоретического построения. Или, наоборот, существует потребность в новых фактах, которые позволили бы расширить теорию и сферу ее применения.

2. Практическая актуальность определяется наличием практических задач в жизни общества, решение которых без дополнительных научных исследований или разработок невозможно. Может существовать потребность в дополнении или переработке психологических теорий с целью более полного использования их как представителями других наук, так и более широкими слоями населения. Может существовать необходимость создания более эффективных психодиагностических и исследовательских методов, способных обеспечить получение новых данных, или необходимость в методах, способах, технологиях, имеющих более широкие возможности психологического воздействия в ситуациях обучения, тренировки, лечения, реабилитации и т.д.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема в науке определяется противоречием в состоянии научного знания. Противоречие в науке может возникнуть в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Оно может быть связано с наличием противоположных теоретических объяснений одних и тех же фактов или порождаться недостаточностью научного знания для решения тех или иных практических задач, т.е. наличием «белых пятен» в науке, а также установлением непригодности прежних методов и средств для объяснения обнаруженных явлений.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Обычно теоретическое построение начинается с некоторой общей постановки вопроса, который затем уточняется в серии более разветвленных формулировок, т.е. происходит конкретизация проблемы.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

возможно более точное разграничение между «проблематичным», противоречивым, искомым или неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;

отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

расчленение общей проблемы на ее элементы и упоминание по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему и сформулировать ее суть.

Проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки интересов некоторого коллектива (групповые, локальные проблемы), другие затрагивают целые регионы, большие социальные группы и общественные институты (региональные и институциональные проблемы). Наконец, на высшем уровне проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом.

Обозначение объекта и предмета исследования

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования – это то, на что направлен процесс познания (исследуемое психологическое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, сознание, особенности личности или деятельности).

Помимо объекта выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие.

Примерами объекта и предмета психологического исследования могут быть следующие формулировки:

Объект: развитие самоотношения как компонента самосознания у дошкольников.

Предмет: влияние оценок родителей на развитие самоотношения у дошкольников.

Объект: психологические особенности младших школьников.

Предмет: Динамика психологических особенностей младших школьников в условиях разных образовательных технологий.

Объект: развитие кратковременной памяти.

Предмет: развитие кратковременной памяти в процессе обучения скорочтению.

Объект и предмет исследования, как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, именно на него и направлено основное внимание. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

В процессе анализа при расчленении на элементы можно преобразовать объект в предмет изучения. Дальнейшее исследование предмета является, по существу, «моделированием» проблемы. Анализ и детализация, в частности, выяснение того, что известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования, и позволяет сформулировать проблему.

Например, приступая к изучению некоторых аспектов поведения личности, мы, прежде всего, обращаемся к литературе в поисках ответа на вопросы: какова структура личности? Каковы объективные (социальные) и субъективные (личностные) механизмы поведения? Какие противоречия обнаруживаются в интерпретации регуляционных механизмов? Каковы возможные объяснения этих противоречий?

Мы находим, например, что, согласно одним научным данным, ценностные ориентации личности рассматриваются как важнейшие регуляторы ее поведения, согласно другим – фиксируется явное противоречие между ориентациями и реальными поступками. Постепенно выявляется проблема.

Уточняя ключевые понятия, в том числе понятие «ценностные ориентации», мы находим далее, что это весьма общий конструкт, который, в сущности, представляет обобщение многообразных, более частных феноменов социально-психологической регуляции. Продолжая следовать такой логике, мы развертываем систему гипотез, которые опираются на имеющиеся теоретические и экспериментальные данные, и в конце концов формулируем общую гипотетическую «модель» изучаемого процесса. Только теперь начинаются поиски подходящего социального объекта для проверки теоретической модели: поведение в какой именно сфере, каких именно социальных групп, в каком именно отношении и т.п. лучше всего обследовать для проверки выдвинутых гипотез?

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез.

Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность или ложность которого неизвестна, но может быть проверена опытным путем (эмпирически). Гипотеза должна содержать утверждение, которое является полным или частичным решением или объяснением проблемной ситуации, возникшей в науке. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения – гипотезы. Таким образом, гипотеза выполняет прогностическую функцию, роль объединяющего звена между известным и неизвестным.

Первоначальные подходы к решению научной проблемы еще не представляют гипотезы, их можно назвать догадками. Не любое предположение может являться гипотезой, а только такое, которое имеет логическое обоснование, опирающееся на уже доказанные положения, законы, факты. В гипотезе имеется ранее известное знание в форме предпосылки и новое знание, связь между которыми осуществляется в виде предположения. Предположение выражается в виде проблематичных суждений, истинность которых еще не доказана, но имеет большую долю вероятности быть подтвержденной в эксперименте. Обычно гипотеза входит в состав некоторой теоретической системы, поэтому в ней должен подразумеваться логический вывод гипотетических предположений именно из такой системы. Автор гипотезы должен быть готовым ответить на вопрос о том, что подтолкнуло его к высказанному предположению.

В психологическом исследовании гипотеза – это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта. Психологические гипотезы – предположения, сформулированные относительно психологических явлений в рамках использования тех или иных теоретических представлений. Поэтому для постановки гипотезы необходимо занять собственную теоретическую позицию, с точки зрения которой будет формулироваться гипотеза, определить основные понятия и сформулировать предположение, а затем операционализировать его. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.

1) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема. Необходимо осуществить выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).

2) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза должна быть согласована с наиболее фундаментальными, хорошо проверенными знаниями, каковыми являются принципы, законы и теории науки.

Например, гипотеза, «чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенности работой», должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным. Известно, что при определенном психофизическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная – нет. Другая гипотеза – «функциональное содержание труда (т.е. включая степень монотонности и разнообразия работы) – детерминирует удовлетворенность работой» не противоречит этим сведениям и может быть принята для проверки.

3) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом всевозможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.

4) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование очевидно, оно нередко нарушается.

5) Гипотеза не может быть оценена как ложная или истинная, поскольку является проблемным утверждением, можно говорить лишь о корректности или некорректности гипотезы по отношению к предмету исследования.

6) Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы в самой ее формулировке можно было найти способ ее проверки в конкретном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов. Четко обозначенная ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей.

Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла, по типу: «Если в чай положить сахар, то чай станет сладким».

И еще один момент. Любой эксперимент можно сравнить с игрой, а в игре всегда есть возможность либо выигрыша, либо проигрыша. Аналогично, если нет возможности сформулировать опровержение, высказав возможность получения противоречащих опытных данных, значит сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы.

Определение цели исследования и конкретизация задач исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат и определяет, что именно будет получено в конце исследования: теоретическая модель, описание нового явления, методика и т.д. Цель работы определяет ее вид (см. Главу 3 «Виды курсовых работ»).

Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска и представить его в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач. Основные и частные задачи логически связаны между собой, при этом частные вытекают из основных и являются средствами решения главных вопросов исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязи цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.

Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач, предусмотреть последовательность которых полностью невозможно. Таким образом, формулировка задач исследования – это не единовременный акт, но скорее процесс, содержащий свои этапы. Первая стадия этого процесса как раз и состоит в том, чтобы ясно формулировать цели и основные, программные задачи исследования.

Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы. Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные – ставятся как бы для «пристрелки», для подготовки будущих исследований, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т.п.

На всех этапах работы необходимо руководствоваться программными целями и задачами исследования. Они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что достигаемые результаты, хотя они могут быть полезными или «интересными», уводят в сторону от того, ради чего предпринималось исследование.

Если основная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Если же цель связана с исследованием новых феноменов, то большее внимание уделяется решению методических задач.

Цели и задачи формулируются обычно в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно.

Выбор методов и методик исследования

В любом научном исследовании выделяют три составляющих: теорию, методологию и практику. Если теория дает представление о том, что изучается, т.е. об объекте и тех особенностях объекта, которые наиболее существенны при решении проблемы (т.е. о предмете), то методология определяет, каким путем идет исследователь в познании. Здесь, во-первых, важно мировоззрение, задающее определенный угол зрения, во-вторых, логика, т.е. последовательность этапов научно-познавательной деятельности и соответствующих им методов и методик.

Методы, как совокупность способов научного познания, принято делить на общие для ряда наук и специальные, или частные. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы в познании, которые применяют в исследованиях. Так, для психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы. Специальные методы обусловлены характером исследуемого объекта, т.е. определяют принципы, применяемые в данной области знания.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Выбор методологических основ исследования связан с присоединением к той или иной теоретической школе. Он определяет, в каких понятиях и терминах будут описаны объект и предмет исследования и его проблема, а также выбор конкретных методов и процедур исследования. В качестве таких методологических оснований психологического исследования могут выступать, например, деятельностный подход к пониманию психики А.Н.Леонтьева, теория деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского, экологический подход к восприятию Г.Гибсона и т.д. В качестве методологических оснований исследования выступают и отдельные принципы психологии, такие, как принцип активности, развития, субъектности и т.д., которые акцентируют те или иные аспекты этих теорий.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сборки, обработки и анализа информации. В отечественной психологии (Б.Г.Ананьев) выделено четыре группы методов:

1 группа – организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный и т.д.);

2 группа – эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методики, психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа, социометрия, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, биографические методы и т.д.);

3 группа – методы обработки данных включают: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К количественным относятся такие виды анализа, как анализ средних значений параметров и степени их вариативности, корреляционный, факторный, дивергентный и конвергентный анализ и др. Качественный анализ подразумевает подробный содержательный анализ отдельных случаев.

4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане выделения отдельных фаз и последовательности его развития) и структурный (установление структурных связей между частями и целым). Сюда относится построение различных типологий, психологических профилей и т.п.

Самая важная задача при выборе конкретных методов исследования – обеспечить соответствие метода организации эксперимента и методов сбора эмпирического материала предмету исследования. Необходимо понимать, что в исследовании можно получить только то, что могут дать использованные методы.

Типичной ошибкой студентов является расширительная трактовка результатов исследования, не учитывающая ограниченность тех методов, которые они использовали. Например, автор в качестве метода использует метод оценки испытуемыми качеств собственной личности и каждое из них оценивает как типично мужское, типично женское или нейтральное. А в выводах автор говорит о различной сформированности половой роли у разных групп испытуемых. Это яркий пример несоответствия метода предмету исследования. Для исследования сформированности половой роли необходимо было использовать методики, позволяющие определять разные пласты этого сложного явления. Поскольку метод мог определить только восприятие испытуемыми своих качеств, то правильные выводы могли касаться только этого пласта половой роли, а именно, полового самосознания и восприятия степени своего соответствия мужским и женским качествам.

Рефлексия методов проведенного исследования и их возможностей позволяет точнее обозначить предмет исследования и уточнить формулировку его темы.

Для осуществления исследования необходимо правильно организовать сбор экспериментального материала и решить ряд технических вопросов.

Во-первых, правильно подобрать контингент испытуемых, которые бы соответствовали по своим психологическим и социально-демографическим параметрам целям исследования.

Во-вторых, обеспечить необходимый уровень и качество мотивации испытуемых к участию в исследовании.

В-третьих, осуществить обоснованный выбор методического инструментария.

В-четвертых, четко определить процедуру сбора материала и сохранять ее стандартной в процессе всего исследования.

В-пятых, продумать формы фиксации эмпирических данных, удобные как для осуществления в процессе сбора материала, так и для дальнейшей обработки данных.

Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов

Обработка данных включает: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К ним относятся такие виды анализа, как корреляционный, факторный, дивергентный и др. При статистической обработке данных необходимо правильно подобрать конкретные методы статистического анализа с тем, чтобы они, во-первых, соответствовали типу данных, которые получены в исследовании (для ранговых данных применяются одни виды статистических процедур, для числовых – другие), во-вторых, статистические методы обработки должны быть адекватны цели исследования и обеспечивать достоверность выводов.

При обратном движении к анализу соответствия выдвинутых гипотез полученным результатам крайне важно еще раз проверить (теперь уже опираясь на опыт, полученный при сборе данных и изучении их связей), насколько семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий исследования были удовлетворительными. То есть, в какой мере возможны прямые соотнесения показателей с теми смыслами и свойствами, к которым они первоначально были «привязаны».

При интерпретации результатов необходимо соотнести полученные данные с исходными предположениями, теоретическими схемами и моделями, уже известными научными фактами. Это позволит оценить степень новизны результатов, их согласованность с теми или иными теоретическими концепциями, найти им место в поле исследований данной темы. Отдельно необходимо обсудить результаты, которые не согласуются с исходными теоретическими предположениями, и найти этому объяснение.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов (научная значимость и практическая ценность)

Обобщение результатов исследования, их содержательная интерпретация и соотнесение с теми или иными теоретическими положениями, выделение главных результатов позволяет сформулировать выводы. Выводы в обобщенной форме содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. При этом выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Число выводов не имеет большого значения, но лучше воспринимается в количестве 5-7.

Распространенной ошибкой студентов является перечисление результатов исследования вместо выводов.

Новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (определение новых моментов и психодиагностическом исследовании, более детальная разработка методик психодиагностики и т.п.). Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развит и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Практическая значимость подробно отражается в практических рекомендациях.

источник

На этом уроке мы на практике разберём: как составлять алгоритмы различных типов, а также как «читать» алгоритм по готовой блок-схеме.

На предыдущих уроках мы узнали, что такое алгоритм, какие бывают виды алгоритмов, и кто их исполняет.

Сегодня мы попрактикуемся в составлении алгоритмов. Это очень важные навыки. Мы уже неоднократно отмечали, что составить алгоритм, то есть объяснить другому, как выполнять те или иные задачи так, чтобы это было понятно каждому, — очень тяжело. Наша задача – научиться составлять алгоритмы для различных примеров, чтобы впоследствии, когда вы столкнётесь с необходимостью составлять алгоритмы для написания различных программ, это не составляло для вас особого труда.

Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.

Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.

Вспомним из курса информатики 5 класса порядок действий для запуска программы Paint.

  1. Войти в меню «Пуск».
  2. Войти в пункт «Все программы».
  3. Войти в пункт «Стандартные».
  4. Выбрать программу «Paint».

Данный алгоритм в виде блок-схемы имеет следующий вид:

Рис. 1. Блок-схема к примеру 1.

Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.

Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.

Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.

Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:

  1. Подойти к светофору.
  2. Посмотреть на его свет.
  3. Если горит зелёный, то перейти дорогу.
  4. Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.

Блок-схема данного алгоритма имеет вид:

Рис. 3. Блок-схема к примеру 2.

Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.

Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.

Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

То есть, алгоритм будет выглядеть так:

  1. Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.
  2. Если число больше 1, то мы делим его на 2.
  3. Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.
  4. Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.
  5. Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).

Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:

Рис. 4. Блок-схема к примеру 3.

Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.

Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.

Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.

  1. a=23
  2. 23+5=28
  3. 28 35
  4. Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая (Источник).

    Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.

    1. Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).
    2. Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.
    3. Затем нужно выкопать сам сундук.
    4. Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.
    5. Теперь уже можно достать зайца.
    6. Из зайца нужно достать утку.
    7. Из утки достать яйцо.
    8. Разбить яйцо и достать иголку.
    9. Иголку поломать.

    Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.

    Его блок-схема выглядит так:

    И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.

    Рис. 8. Богатырь на распутье (Источник).

    «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».

    Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?

    1. Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.
    2. В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.
    3. Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.

    Блок-схема этого алгоритма выглядит так:

    Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».

    Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.

    Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.

    1. Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.
    2. Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.
    3. И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).

    В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:

    Список рекомендованной литературы

    1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
    2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

    1. Интернет портал «Сообщество взаимопомощи учителей» (Источник).
    2. Интернет портал «Nsportal.ru» (Источник).
    3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник).

    Рекомендованное домашнее задание

    1. §3.3, 3.4 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
    2. Постарайся самостоятельно составить линейный алгоритм из 5-6 фигур;
    3. Составь блок-схему циклического алгоритма выполнения домашнего задания;

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник