Меню Рубрики

Как составить баланс и сделать анализ

Бухгалтерский учет является обязательным для любого предприятия. Он позволяет получить показатели, которые в дальнейшем будут использованы для составления бухгалтерского баланса. Именно этот отчет дает возможность провести анализ работы предприятия в дальнейшем в рамках его финансовой активности и с учетом вида его деятельности. Аналитическое исследование позволяет получить данные, которые будут необходимы для составления прогноза развития будущего компании. Рассмотрим подробнее, как выполняется такое исследование и какие коэффициенты являются обязательными.

По сути, бухгалтерский баланс любого предприятия представляет собой уравновешенное состояние отдельных показателей деятельности компании, обобщенных в соответствии с единым признаком. Это обобщение необходимо предприятию для того, чтобы определить правильность выводов о функционировании предприятия с учетом вида деятельности и конъюнктуры рынка.

Баланс компании предусматривает два раздела. В одном размещается имущество предприятия по источникам его поступления, а в другой состав этого имущества. Составляется данный документ к началу нового квартала.

Внешне баланс представляет собой таблицу с двумя разделами: активом и пассивом. Суммы актива и пассива всегда должны быть равны между собой:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Для проведения анализа важно помнить, что документ имеет определенную структуру и исследовать показатели следует с учетом каждого блока показателей.

Как правило, аналитика предполагает шесть этапов исследования. Каждый этап имеет свои нюансы, которые также следует принимать во внимание. Можно выделить следующие стадии:

  • структура баланса и его динамика;
  • финансовая устойчивость компании;
  • ликвидность баланса, то есть платежеспособность компании;
  • активы и их состояние;
  • деловая активность;
  • финансовое положение компании.

Анализ выполняется на основании бухгалтерского баланса, который составляется с указанием данных на начало и на конец отчетного периода. Рассмотрим каждый этап подробнее, для чего составим специальную таблицу:

Этап анализа

Характеристика

Вертикальный анализ. Проверяются темпы роста отдельных показателей, которые являются наиболее важными и в дальнейшем они сравниваются с полученной выручкой и с темпами ее роста.

Финансовая устойчивость компании

Абсолютными показателями стабильности компании являются оборотные капиталы и собственные средства компании. Коэффициент, полученный при расчетах, определяет относительную стабильность предприятия в сфере финансовых расчетов. Платежеспособность компании определяется с учетом показателя ликвидности. Это коэффициент, в свою очередь, указывает какое количество активов может быть реализовано предприятием в кратчайшие сроки и насколько компания способна отвечать по своим обязательствам. Определяется эффективность использования оборотных и внеоборотных активов с применением показателя рентабельности и оборачиваемости активов. Анализируется уровень эффективного использования ресурсов, а также результаты соотношения темпов возрастания прибыли с увеличением оборачиваемости.

Финансовое положение компании

Анализ возможностей компании и вероятность банкротства данного предприятия в будущем. Для расчетов используется модель Альтмана, которая наилучшим образом подходит для российского рынка.

В качестве примера рассмотрим анализ отдельного предприятия:

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что предприятие имеет стабильное финансовое положение, поскольку увеличилось количество внеоборотных активов и основных средств, а вот долгосрочные финансовые вложения уменьшились.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

источник

Баланс является основным отчетным документом любой организации. Состав его показателей может быть разным у различных компаний, но в основе анализа лежат общие принципы и методики.

Анализ бухгалтерского баланса имеет практическое значение, если он основан на достоверной информации. Чтобы избежать ее искажений (случайных или намеренных), на предприятии должна работать система внутреннего контроля (ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А для внешнего подтверждения достоверности баланса используется аудиторская проверка (п. 3 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ). В отдельных случаях это обязательно (ст. 5 закона № 307-ФЗ). Перечень компаний, попадающих под обязательный аудит отчетности, можно найти на сайте Минфина России (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/).

Все обязательные бухгалтерские отчеты должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям: сопоставимости, непротиворечивости и др.

Подробнее о том, каким требованиям должен соответствовать баланс, см. в материале «Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность?».

Рассмотрим, из каких основных этапов состоит анализ бухгалтерского баланса.

Рассмотрим пример анализа бухгалтерского баланса предприятия. Баланс ООО «Секунда» на 31.12.2018 имеет следующий вид:

Наименование показателя

На 31.12.2018

На 31.12.2017

На 31.12.2016

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Первое прочтение этого отчета можно назвать ознакомительным: по цифрам баланса оценивается общая структура имущества и обязательств, наличие привлеченных средств и др.

В данном случае мы имеем дело с развивающейся компанией: ежегодный рост валюты баланса, появление в структуре активов финансовых вложений, увеличение стоимости ОС (что может свидетельствовать о намерениях компании вкладывать средства в развитие своего производственного потенциала), неуклонное снижение долгов — и всё это без привлечения долгосрочных заемных средств.

Предварительные выводы сделаны — можно приступать к более детальному анализу. Для этого проведем горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса.

При помощи горизонтального анализа сравним показатели бухгалтерского баланса по отчетным датам (для упрощения примера используем данные на начало и конец отчетного периода):

Статья баланса

На 31.12.2018

На 31.12.2017

Отклонение (+/–)

В том числе: внеоборотные (ОС)

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

В том числе: собственный капитал

Источники средств в расчетах

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса показал следующее: за отчетный период внеоборотные активы выросли на 28%, что может свидетельствовать о расширении деятельности и росте экономического потенциала компании. При этом снизились оборотные средства (на 10,65%) — в основном за счет снижения остатков денежных средств (на 42,86%). Произошел рост оборотных средств в запасах на 28,13%, что свидетельствует о снижении ликвидности и может повлиять на платежеспособность компании. Наличие в составе оборотных средств краткосрочных финансовых вложений говорит о желании вкладывать средства с целью получения дополнительной прибыли. Рост валюты баланса также необходимо сопоставлять с темпами инфляции и роста выручки.

С помощью этого вида анализа бухгалтерского баланса исследуем структуру показателей в динамике:

Статья баланса

На 31.12.2018

На 31.12.2017

Сдвиги в структуре, %

Структура имущества

В том числе: внеоборотные активы (ОС)

оборотные активы

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Структура капитала

В том числе: собственный капитал

заемный капитал

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показал, что в отчетном периоде значительных изменений в общей структуре имущества и капитала не происходило.

Рост внеоборотных активов составил 7,92%. В структуре оборотных активов небольшие структурные сдвиги наблюдаются по строкам «Денежные средства и денежные эквиваленты» (12,41%) и запасы (11,38%). Увеличение оборотных средств в запасах снижает их оборачиваемость, что может негативно отразиться на текущей ликвидности. Удельный вес собственного капитала в валюте баланса составил на конец периода 45,66% — в основном за счет доли нераспределенной прибыли в составе собственного капитала (97,47%). Непокрытые убытки в балансе отсутствуют.

Компания обходится без долгосрочных кредитов и займов, то есть объем и структура собственного капитала позволяют организовать производственный процесс и развиваться без внешних заимствований.

С помощью вычисления специальных коэффициентов проводится дальнейший анализ бухгалтерского баланса:

Коэффициент финансовой зависимости.

Валюта баланса / собственный капитал

Коэффициент финансовой независимости.

Собственный капитал / валюта баланса

Коэффициент общей платежеспособности

Валюта баланса / заемный капитал

Заемный капитал / собственный капитал

Коэффициент мгновенной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности

Коэффициент средней ликвидности

(ДС и ДЭ+ КФВ + ДЗ + Запасы) / КО

(120 + 50 + 170 + 205) / 470 = 1,16

Коэффициент промежуточной ликвидности

(ДС и ДЭ + КФВ + ДЗ + Запасы + НДС) / КО

(120 + 50 + 170 + 205) / 470 = 1,16

Коэффициент текущей ликвидности

* (ДС и ДЭ) — денежные средства и денежные эквиваленты.

** КФВ — краткосрочные фин. вложения.

*** КО — краткосрочные обязательства.

Анализ бухгалтерского баланса с помощью финансовых коэффициентов показал: показатели платежеспособности близки к рекомендуемым. Однако коэффициенты мгновенной, быстрой и текущей ликвидности показывают недостаточность оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств на отчетную дату.

Кроме того, необходимо произвести расчет коэффициентов финансовой устойчивости (автономии, маневренности и др.). Сделать это вам помогут наши статьи:

В дополнение к указанным выше этапам анализа баланса можно провести трендовый, факторный и сравнительный виды анализа. Они позволят дополнить и расширить объем аналитических данных для принятия необходимых экономических решений.

Благодаря трендовому анализу можно сформировать мнение об основной тенденции изменений тех или иных показателей (прогнозный анализ).

Например, совместное исследование динамики краткосрочной задолженности и денежных средств:

Показатель баланса

На 31.12.2016

На 31.12.2017

На 31.12.2018

Денежные средства и денежные эквиваленты

Из приведенных цифр следует, что по отчетным датам характер изменений величины краткосрочных долгов соответствует изменению объема денежных средств, однако свободных денег компании недостаточно для погашения этих долгов.

С помощью факторного анализа определяют характер влияния основных факторов на изменение значения исследуемого показателя. Он проводится по определенной методике анализа бухгалтерского баланса.

Для проведения сравнительного анализа нужна дополнительная информация — данных баланса одной компании недостаточно. Это связано с тем, что при проведении такого вида анализа сопоставляются показатели баланса разных компаний с целью определения их рейтинга.

Банки, хотя и относятся к коммерческим компаниям и созданы для извлечения прибыли, обладают специфическими особенностями. Они подчиняются специальным нормам законодательства, ведут особый план счетов и выстраивают иную методологию учетных процессов.

Вместе с тем основные подходы к анализу баланса банка во многом схожи с анализом баланса обычной коммерческой компании. Для банковского баланса также актуальными остаются основные этапы анализа:

  • предварительный (чтение баланса, структурирование его статей и т. д.),
  • аналитический (описание расчетных показателей структуры, динамики, взаимосвязи показателей баланса);
  • заключительный (оценка результатов анализа).

В процессе анализа баланса банка также рассчитываются специальные коэффициенты, но виды их отличаются от рассмотренных ранее:

  • коэффициент надежности банка (коэффициент достаточности капитала),
  • коэффициент доходности активов (показывает эффективность использования активов и качества по их доходности),
  • коэффициент загрузки заемных средств (межбанковские кредиты) и др.

О том, как банки анализируют кредитоспособность своих клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Современные средства обработки информации позволяют значительно упростить процесс комплексного анализа бухгалтерского баланса. Расчеты проводятся как с применением стандартных компьютерных программ (например, с помощью Excel, где можно проводить расчеты, составлять таблицы и диаграммы), так и при помощи специализированных программ, позволяющих проводить финансовый анализ онлайн — через интернет.

Применение специализированных программных средств экономит не только время, но и значительно расширяет виды анализа. Они позволяют проводить анализ рыночной устойчивости, деловой активности, балльную оценку финансовой устойчивости и т. д. Кроме того, разработчики специализированных программ предусматривают возможность адаптации и изменения программы в зависимости от целей и задач анализа с учетом специфики того или иного предприятия.

Анализ показателей бухгалтерского баланса — объемный и многоэтапный процесс. Его результаты позволяют выявить потенциальные риски, выработать финансовую политику предприятия и способствовать эффективным управленческим решениям. Процесс анализа может быть облегчен с помощью применения специализированных программ.

источник

Бухгалтерский баланс — инструкция по составлению и анализу баланса за 5 шагов + профессиональная помощь в составлении бухгалтерского баланса

Дорогие друзья, я, Алла Просюкова, приветствую вас на страницах онлайн-журнала «ХитёрБобёр»!

Предлагаю к прочтению новую статью о порядке составления бухгалтерского баланса предприятия.

Я постаралась максимально просто и понятно на практических примерах раскрыть порядок составления бухбаланса.

Большинство российских компаний составляют и представляют различную бухотчетность.

В основной комплект такой отчетности входят пять форм:

  • форма №1 — «Бухгалтерский баланс;
  • форма №2 — «Отчет о финансовых результатах»;
  • форма №3 — «Отчет об изменении капитала»;
  • форма №4 — «Отчет о движении денежных средств»;
  • форма №5 — «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Предлагаю более пристально рассмотреть форму № 1 – бухбаланс.

Бухгалтерский баланс – это сведения об имуществе компании (активах) и источниках его приобретения (пассивах), сгруппированные на отчетную дату в виде таблицы. Актив всегда равен пассиву!

Давайте ознакомимся с принципами составления баланса на примере бюджета одной российской семьи.

В городе N живет большая, дружная семья Пуговкиных. Семья по меркам города обеспеченная. У них имеется: квартира, машина, бытовая техника, мебель, одежда, продукты, дача. Кроме того, в кошельках и на банковских счетах членов семьи водятся деньги.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

В общем, у Пуговкиных есть все то, что им необходимо для комфортной активной жизни. Это как раз и будут активы семьи Пуговкиных.

Возьмем лист чистой бумаги и напишем все вышеперечисленное в 2 столбца.

Активы семьи Пуговкиных:

Статья Наименование Стоимость, в тыс. рублей
1 Квартира 4 000
2 Дача 1 000
3 Машина 1 100
4 Бытовая техника 300
5 Продукты 50
6 Деньги в кошельках 30
7 Деньги в банке 450
8 Мебель 610
9 Одежда 40
10 Итого 7 580

Чтобы все это приобрести, семье нужны были средства. Поэтому Пуговкины взяли банковский кредит и часть денег заняли у друзей. Кроме того, в настоящее время у семьи Пуговкиных имеются неоплаченные коммунальные услуги и имущественный налог.

Банковский кредит, долг друзьям, неоплаченные коммунальные платежи и налог — это пассивы семьи Пуговкиных.

Пассивы семьи Пуговкиных:

Наименование пассива Стоимость, тыс. руб.
1 Банковский кредит 6 184
2 Долг друзьям 1 200
3 Долг коммунальщикам 11
4 Налоговая задолженность 25
5 Зарплата членов семьи 160
6 Итого 7 580

Актив и пассив бухбаланса подразделяются на несколько частей.

Разделы актива:

  • внеоборотные средства;
  • оборотные средства.

Разделы пассива:

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Бухбаланс бывает востребован различными пользователям.

Внешние пользователи:

Внутренние пользователи:

  • акционеры фирмы;
  • планово-аналитический отдел.

Анализ бухгалтерского баланса проводится различными способами и методами.

Наиболее часто проводится общий анализ, состоящий из 6 этапов.

Этот этап позволит определить наиболее важные для финансово-хозяйственной деятельности компании статьи ее бухбаланса. При этом рассчитывается темп их роста в анализируемом периоде, делаются выводы о динамике этих статей.

Такой анализ проводится на основе статей бухбаланса с помощью целого ряда коэффициентов.

Для лучшего понимания рассмотрим пример.

Формула для расчета коэффициента автономии имеет следующий вид:

Ка= Собственный капитал/Активы

Применительно к бухбалансу эта выражение будет выглядеть следующим образом:

Аналогично может быть представлен расчет всех коэффициентов.

В бухбалансе активы подразделяются на несколько категорий: высоколиквидные (А1), быстрореализуемые (А2), медленнореализуемые (А3) и труднореализуемые (А4).

Пассивы предприятия также подразделяются на несколько категорий: наиболее срочные (П1), среднесрочные (П2), долгосрочные (П3) и постоянные (П4).

Ликвидность бухбаланса определяется сопоставлением его активов и пассивов.

Бухбаланс ликвиден, когда:

  • А1>П1
  • А2>П2
  • А3>П3
  • А4 Этап 4. Анализ состояния активов

Для любой фирмы важно состояние ее активов. Обычно анализируются: состав активов, их структура и эффективность использования.

Во время анализа сопоставляются темпы роста оборотных активов с темпами роста внеоборотных активов. Если, например, оборотные активы растут быстрее, чем внеоборотные, то это значит, что формируется более мобильная структура активов.

В то же время, рост дебиторской задолженности говорит о том, что средства предприятия отвлекаются из оборота на кредитование покупателей продукции.

Эффективность оборотных активов определяется через показатели рентабельности и коэффициент оборачиваемости.

Деловая активность также подлежит анализу.

Оценка деловой активности подразумевает расчет коэффициентов:

  • фондоотдача производственных фондов;
  • оборачиваемость запасов и затрат;
  • общая оборачиваемость капитала;
  • оборачиваемость собственного капитала;
  • оборачиваемость кредиторской задолженности.

Это только малая их часть. Расчетные значения коэффициентов сопоставляются с нормативными по отрасли.

Нередко расчет коэффициентов вызывает у владельцев бизнеса трудности. Решить данную проблему можно, заказав услуги бухгалтера в аутсорсинговой компании.

Одним из методов считается оценка возможности восстановления (утраты) платежеспособности и вероятности банкротства.

Сначала рассчитываются 2 базовых коэффициента:

  • текущей ликвидности;
  • обеспеченности собственными оборотными средствами.

Полученные значения сличаются с утвержденными нормами. Для оценки вероятности банкротства применяется модель Альтмана, с помощью которой рассчитывается коэффициент Z.

Полученное значение коэффициента Z трактуется следующим образом:

  • Z 2.9 вероятность банкротства низкая.

Процесс составления бухбаланса весьма сложен не только для новичков. Некоторые моменты его составления могут вызвать затруднения и у бухгалтеров-профи.

Предлагаю вместе со мной пошагово рассмотреть основные его моменты.

Как правило, заполнение любой отчетной формы начинается с титульного листа. Бухгалтерский баланс не исключение. Для его заполнения применяется унифицированный бланк, утвержденный Минфином.

На первом листе указываются реквизиты компании, составляющей бухбаланс:

  • дата, на которую составляется форма;
  • дата составления;
  • наименование компании;
  • идентификационный номер;
  • вид экономической деятельности;
  • форма собственности;
  • единица измерения;
  • местонахождение компании.

Следующий шаг — это заполнение актива бухбаланса. Все сведения берем из остатков по бухсчетам фирмы (используем оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ)).

Для ООО «Помидорка» 2016 год — это первый период, когда компании необходимо отчитываться, ведь именно в этом году фирма была создана. Представим остатки по данным бухучета в виде таблицы.

Остатки ООО «Помидорка» на 01.01.2017 год:

Наименование Счет Дебет Кредит
1 Основные средства (ОС) 01 500
2 Амортизация ОС 02 26
3 Нематериальные активы (НМА) 04 100
4 Амортизация НМА 05 4
5 Запасы 10 460
6 НДС 19 16
7 Деньги в кассе 50 40
8 Средства на банковском счете 51 120
9 Уставной капитал 80 30
10 Резервный капитал 82 10
11 Нераспределенная прибыль 84 150
12 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60 275
13 Расчеты с покупателями и заказчиками 62 85
14 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 67 300
15 Расчеты по налогам и сборам 68 16
16 Расчеты по соцстрахованию 69 90
17 Расчеты по оплате труда 70 250
18 Итого 1236 1236

При составлении баланса следует помнить, что:

  • остатки по дебету и кредиту в бухбалансе не сворачиваются;
  • ОС и НМА показываются по остаточной стоимости;
  • активы в бухбалансе отражаются по учетной стоимости.

Сведения в бухбалансе подразделяются постатейно (утвержденные Минфином). Напротив каждой статьи ставится сумма, взятая из ОСВ на дату отчета, в 2-х соседних столбцах указывается постатейная стоимость имущества за две предыдущие отчетные даты.

На основании данных бухучета ООО «Помидорка» составим часть бухбаланса, называемую «Актив».

Актив фирмы «Помидорка»:

Показатель Расчет Код на 31.12.2016 на 31.12.2015
АКТИВ
I. Внеоборотные активы
НМА сч04-05 1110 96
ОС сч01-02 1150 474
Итог I раздела 1110+1150 1100 570
II. Оборотные активы
Запасы сч10 1210 460
НДС по приобретенным материальным ценностям сч19 1220 16
Денежные средства и денежные эквиваленты сч50+51 1250 160
Итог II раздела 1210+1220+1250 1200 636
БАЛАНС 1100+1200 1600 1206

Сведения указываются в целых тысячах или миллионах рублей. Пустые строки в таблицу не включены. В реальном бухбалансе все строки должны присутствовать, просто по ним ставится прочерк.

Аналогичным образом поступаем и при заполнении раздела «Пассив». Рассмотрим подробнее на примере ООО «Помидорка».

Заполнение раздела «Пассив» фирмы «Помидорка»:

Показатель Расчет Код на 31.12.2016 на 31.12.2015
ПАССИВ
III. Капитал и резервы
Уставной капитал сч.80 1310 30
Резервный капитал сч.82 1360 10
Нераспределенная прибыль сч.84 1370 150
Итог III раздела 1310+1360+1370 1300 190
IV. Долгосрочные обязательства
Заемные средства сч.67 1410 300
Итог IV раздела 1410 1400 300
V. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность сч.60+62+68+69+70 1520 716
Итог V раздела 1520 1500 716
БАЛАНС 1300+1400+1500 1700 1206

Вы помните, что актив = пассиву? В бухбалансе фирмы «Помидорка» строка 1600 и строка 1700 имеют одинаковый показатель 1206 тысяч руб. Это свидетельствует, что форма составлена верно.

Если по этим строкам имеются расхождения, значит, в учет закралась ошибка, которую нужно обязательно найти.

Сразу скажу, занятие это не из легких. Сначала рекомендую проверить арифметические подсчеты. Если с арифметикой проблем нет, приступайте к проверке бухпроводок в ОСВ.

Анализ бухгалтерского баланса и его показателей — процесс непростой, многоэтапный. Как его проводить, я рассказала выше. Результаты анализа помогают оптимизировать финансовую политику фирмы. Качественно проведенный анализ позволяет принимать грамотные управленческие решения.

Бухгалтерские услуги, в том числе и услуги по составлению бухбаланса, предлагают множество компаний.

Уже по традиции я подготовила для вас, моих читателей, подборку надежных, высокопрофессиональных бухгалтерских фирм.

Интернет-бухгалтерия «Моё дело», несмотря на свой юный возраст (образована в 2009), снискала заслуженное уважение более чем у 50 000 пользователей во всех российских регионах.

Пользователи отмечают ряд преимуществ, которыми обладают услуги сервиса «Моё дело» и которые предопределили выбор данной фирмы.

Преимущества интернет-бухгалтерии «Моё дело»:

  • демократичные цены (абонентская плата от 366 до 2083 руб. в месяц);
  • дружелюбная, быстрая и профессиональная поддержка;
  • широкий спектр услуг и возможностей;
  • понятные обучающие материалы, способные из новичка сделать профессионала;
  • возможность провести регистрацию своего бизнеса онлайн;
  • большая база готовых шаблонов документов для большинства бизнес-процессов;
  • бюро бухгалтера, состоящее из 17 разделов с ответами на более 10 тыс. вопросов пользователей.

Если вы все еще раздумываете, то посетите сайт «Моё дело», почитайте отзывы реальных пользователей, подробнее ознакомьтесь с функционалом этого сервиса.

Приятным бонусом для новых пользователей станет возможность воспользоваться в течение месяца услугами интернет-бухгалтерии совершено бесплатно.

Московская компания Проект-КМ более 9 лет оказывает профессиональные бухгалтерские услуги юрлицам, ИП и физическим лицам.

Для штата высококлассных специалистов компании не составит труда:

  • сформировать Учетную политику;
  • организовать бухучет любой сложности;
  • провести полное или частичное восстановление учета;
  • провести постановку налогового учета;
  • организовать эффективный управленческий учет.

Получить первичную консультацию потенциальный клиент может, подъехав в офис Проект-КМ, позвонив в компанию или проконсультировавшись онлайн на сайте.

Кроме того, на сайте Проект-КМ можно заполнить онлайн-анкету для предварительного расчета стоимости услуг, заказать услуги и оплатить их.

Абак БК — это бухгалтерская компания, имеющая в своем штате профессиональных бухгалтеров с опытом работы более 16 лет. Компанией успешно пройдено более 500 налоговых проверок.

Услуги компании:

  • расчет финрезультатов, налогов и сборов фирмы заказчика;
  • ведение банковских и кассовых операций;
  • составление и сдача отчетности;
  • кадровое делопроизводство и организация расчетов с персоналом.

Клиенты Абак БК получают от сотрудничества ряд преимуществ:

  • экономия на оплату штатного бухгалтера;
  • круглосуточная консультационная профессиональная поддержка;
  • полная конфиденциальность.

Если вы передадите ведение бухгалтерского учета своей фирмы специалистам Абак БК, экономия на затраты по учету составит порядка 32%. Такой результат достигается благодаря тому, что заказчик оплачивает только фактически выполненную работу.

Я уже говорила о том, что баланс составлять нелегко даже профессионалам, особенно, если компания ведет масштабную деятельность.

Чтобы облегчить процесс его составления, воспользуйтесь моими советами.

Бухгалтерский баланс – сложная форма бухотчетности, требующая знаний, опыта и внимательности.

Я рекомендую обращаться за услугами по составлению бухбаланса в случаях, когда:

  • у вас нет в штате бухгалтера, вы самостоятельно ведете бухучет своей фирмы, и составление бухбаланса вызывает затруднение;
  • вы не уверены в правильности данных, необходимых для составления баланса;
  • у вас вызывает проблемы группировка остатков бухсчетов по статьям баланса.

Сотрудники бухфирм имеют большой опыт составления бухгалтерской отчетности, а, значит, они быстро и гарантировано качественно решат ваши проблемы. Это позволит вам избежать искажения отчетности и неприятных последствий в виде штрафных санкций.

Если по каким-либо причинам вы не хотите воспользоваться услугами профессиональных сторонних бухгалтеров и у вас возникли трудности при составлении баланса, рекомендую проконсультироваться со специалистами. Это могут быть более опытные коллеги или знакомые практикующие бухгалтера.

Однако я советую воспользоваться консультационными услугами специализированных бухгалтерских фирм. Это совсем недорого, но гарантировано качественно.

Кроме этого, не следует забывать и о том, что бухфирма несет ответственность за консультации, которые предоставляет своим клиентам.

Формировать бухгалтерский баланс по старинке, ручным способом — занятие сложное и неблагодарное.

Экономьте время и нервы, сведите влияние человеческого фактора в этом процессе к минимуму – составляйте баланс и ведите бухгалтерский учет с помощью специализированных программ.

Подобных программ великое множество. В интернете можно найти и их бесплатные версии. Выбирайте ту, которая подходит для вас лучше всего.

Рекомендую посмотреть видеоролик в продолжение темы статьи.

Подведем итог! Из статьи вы узнали, что такое бухгалтерский баланс, как проводится анализ бухгалтерского баланса, что нужно делать, чтобы облегчить процесс составления этой отчетной формы.

Удачи вам в бизнесе! Жду от вас комментариев на статью! Буду признательна за отзывы по теме!

источник

Для анализа финансовой устойчивости и бесперебойной работы предприятия нужен бухгалтерский баланс. Из каких этапов складывается анализ и какую информацию можно извлечь из показателей баланса читайте в статье.

Основным источником для проведения финансового анализа являются данные двух форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс — форма 1 и отчет о прибылях и убытках — форма 2. Бухгалтерская отчетность показывает сведения о финансовом состоянии организации на определенную дату. Из баланса можно узнать, откуда поступили деньги в бизнес и на что они потрачены на момент составления отчета.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Бухгалтерский баланс включает в себя две взаимосвязанные части, сведенные в таблицу. Левая сторона — актив баланса, он состоит из имущества компании. Это основные средства, нематериальные активы, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и прочие активы. Правая — пассив баланса, он показывает, откуда у организации появились активы. Это может быть собственный капитал — уставный, добавочный и заемные средства. Итоги по активу и пассиву всегда равны.

Образец бухгалтерского баланса

В балансе указывают сведения за текущий отчетный период, а также за два предыдущих года. Эти данные сопоставимы и сформированы по одним правилам. Несопоставимость показателей может возникнуть, если в отчетном периоде были выявлены существенные ошибки прошлых лет или изменилась учетная политика организации.

Для самостоятельного и обобщенного анализа бухгалтерского баланса и динамики развития, предприятие может использовать таблицу.

Признаки положительного баланса

Валюта баланса в конце анализируемого периода увеличилась по сравнению с началом периода

Темп прироста оборотных активов выше темпа прироста внеоборотных активов

Собственный капитал организации в абсолютном выражении превышает заемный и (или) темпы его роста в процентах выше, чем темпы роста заемного капитала

Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы или кредиторской — чуть выше

Доля собственных средств в оборотных активах более 10%

В балансе отсутствует статья «Непокрытый убыток»

При обобщенном анализе баланса следует учитывать изменения в налоговом законодательстве и положения учетной политики организации. За анализом баланса и его основных показателей обычно следит экономический отдел. Специалисты отдела проводят расчеты с помощью современных профильных программ. Если в компании нет экспертов, готовых взять на себя комплексный анализ, советуем поручить эту работу специалистам на аутсорсе. Это удобно, безопасно и выгодно: рассчитать стоимость аутсорсинга бухгалтерии для вашей компании можно по этой ссылке.

Чтобы выполнить анализ, нужно оценить самые важные статьи: итог баланса, чистые активы, заемные средства, собственный капитал в обороте, рабочий капитал. На их основе рассчитывают показатели деятельности и проводят предварительную оценку финансового состояния.

Проанализируем финансовое состояние с помощью бухгалтерского баланса на 31.12.2018 года на примере организации ООО «Аргамак».

Прочие внеоборотные активы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Денежные средства и денежные эквиваленты

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Итог баланса — строки 1600 и 1700 дает общее представление о стоимости имущества. Для развития организации валюта баланса должна расти. В нашем случае за 3 года итог баланса снизился.

Заемные средства — строка 1400 бухгалтерского баланса дает анализ коэффициентов финансовой устойчивости. Заемные средства снизились, значит, организация рассчиталась по долгам.

Капитал — строка 1300 основной показатель для оценки финансовой стабильности. Структура капитала показывает, что уставный капитал ООО «Аргамак» выше минимальной величины — 100 тысяч рублей и отсутствуют непокрытые убытки. Однако по сравнению с предыдущим периодом капитал снизился почти в 2 раза.

Собственные средства в обороте — это разница строк 1300 и 1100. Она позволяет понять, сможет ли компания обеспечивать выполнение своих обязательств. В примере получается отрицательная величина собственных средств в обороте: 174 — 849 = -675 тысяч рублей. Это говорит о том, что ООО «Аргамак» не может существовать без заемных средств.

Чистый рабочий капитал — строка 1200 минус строка 1500 — представляет собой разницу между оборотными активами и текущими обязательствами. Отрицательное значение рабочего капитала: 143 — 818 = — 675 тысяч рублей говорит о низком уровне платежеспособности ООО «Аргамак».

Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса предприятия без привлечения дополнительных документов позволяет проанализировать его платежеспособность и финансовую устойчивость.

Горизонтальный анализ показывает, как изменились статьи баланса относительно предыдущего периода. Вертикальный анализ баланса отражает соотношение между статьями, разделами баланса и определяет структуру имущества, обязательств организации.

Елена Воробьева, руководитель департамента бухгалтерского и юридического консалтинга MCOB

Как владельцу бизнеса или совету директоров понять, что происходит с компанией и в правильном ли направлении ведется деятельность компании? В этом помогает вертикальный и горизонтальный анализ отчетов: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, о движении денежных средств. На основании данных топ-менеджмент компании решает, на что необходимо обратить внимание при планировании бюджета на следующие периоды.

Горизонтальный анализ бух. баланса помогает проследить изменения стоимости отдельных видов имущества и обязательств в течение рассматриваемого периода. Для качественного горизонтального анализа необходимо не менее трех периодов деятельности (в расчете 1 период = 1 квартал бух. отчетности). Аналитики просчитывают показатели в двух эквивалентах измерений: в рублях и в процентах.

Вертикальный — абсолютно противоположный вид анализа. Он предполагает расчет соотношения выбранного показателя к другим подобным показателям за один период. Вертикальный анализ дает представление о доле дебиторки, основных средств, материальных и нематериальных активов и прочее. Когда аналитик получает результаты вертикального анализа в пределах одного периода, он может с этими данными проделать и горизонтальный анализ. Это зависит от поставленной задачи.

Рассмотрим этапы анализа бухгалтерского баланса на конкретном примере. Это данные торговой компании, которая занимается оптовыми продажами импортированных товаров из Китая. Компания на рынке — 7 лет, поэтому достаточно данных для горизонтального анализа. Возьмем последние 2 года деятельности компании.

Как видно из горизонтального анализа, чистая прибыль за 2018 год выросла в 8,8 раз. Это связано с увеличением выручки на 68% и уменьшением коммерческих расходов на 30%, что свидетельствует о положительных изменениях в развитии компании.

Вертикальный анализ отчетности свидетельствует, что наибольший удельный вес активов составляют оборотные активы (на конец 2018 года — 97,8%, на конец 2017 года — 95%). Основную долю оборотных активов составляет дебиторская задолженность и денежные средства. Доля нераспределенной прибыли составляет 26% пассивов компании. Это показывает, что организация повышает свой экономический потенциал.

Бухгалтерский баланс, проанализированный данным методом, позволяет сравнить организацию с конкурентами или другими организациями, работающими в аналогичной сфере деятельности. Дополнительным аспектом оценки платежеспособности является коэффициентный анализ.

Для анализа платежеспособности и устойчивости ООО «Аргамак» на основе бухгалтерского баланса, рассчитаем основные показатели его деятельности.

источник

Основная финансовая задача любой компании: увеличение ее активов. С этой целью фирме необходимо постоянно поддерживать рентабельность при формировании оптимальной структуры балансового отчета. Сравнительный аналитический баланс при этом выступает главной информационной основой для разработки и принятия управленческих решений в части планирования, анализа, контроля, ревизии средств компании и ее ресурсов.

Применение аналитического баланса на современных предприятиях сегодня очень широко. Именно в нем содержатся основные финансовые показатели, которые в дальнейшем используются для расчета различных финансовых коэффициентов, позволяющих охарактеризовать состояние фирмы на данный момент или спрогнозировать его в будущем.

Можно сказать, что, в целом, аналитический баланс является основой принятия ряда управленческих и финансовых решений в компании. По полученным данным проектируется финансовый и экономический курс развития фирмы в будущем.

Использование данных аналитического баланса необходимо также в процессе выявления излишка или недостатка основных источников актива при исследовании обеспеченности собственными и заемными средствами. Также проводится оценка вероятности банкротства и исследование финансового положения фирмы.

Под аналитическим балансом следует понимать агрегированную форму бухгалтерского баланса. В ней производится специальная перегруппировка основных статей формы № 1, посредством которой можно оценить состояние как средств компании, так и основных источников создания имущества. Здесь можно также найти данные о реальной стоимости активов фирмы, участвующих в хозяйственной деятельности.

Есть одно правило: статьи аналитического баланса предприятия необходимо распределить по степени ликвидности активов. Также требуется учитывать срочность обязательств.

Кратко назначение аналитического баланса представим в виде следующих концепций:

  • Исследование показателей как горизонтально, так и вертикально.
  • Аналитика по основным тенденциям статей баланса.
  • Выявление допущенных ошибок в расчетах бухгалтера.

Проведение анализа сравнительного баланса позволяет получить информацию и данные по следующим направлениям:

  1. Расчет величины оборотных и внеоборотных активов, а также источников их финансирования: аналитика динамики и структуры.
  2. Определение статей баланса с опережающими темпами роста.
  3. Структурная доля активов по части дебиторской задолженности и ТМЦ.
  4. Разграничение пассивов по степени срочности выплат.
  5. Расчет доли собственных ресурсов компании

При проведении такого анализа особое внимание уделяют тем элементам, которые занимают максимальную или наибольшую долю в структуре. Особо рассматривают те статьи, которые также резко увеличиваются или сокращаются.

Проведение анализа с применением горизонтальных и вертикальных методик дает возможность оценить и установить размер и динамику имущества компании и отдельных его элементов.

Главная особенность аналитического бухгалтерского баланса (в отличие от простого бухгалтерского) заключается в том, что в нем статьи не надо расшифровывать досконально и подробно, а можно представить их в виде конкретных групп. То есть в нем отсутствует глубокая детализация показателей. На этой особенности и основано представление данного вида отчета.

Более наглядно исследуемую форму можно представить следующей таблицей:

в % к изменению ИТОГО баланса

2.2. Дебиторская задолженность

2.3. Денежные средства и вложения

4. Долгосрочные обязательства

5. Краткосрочные обязательства

В данной таблице должны быть отражены все существующие значения фирмы и просчитаны показатели:

  • Структуры (в % к итогу баланса).
  • Динамики в абсолютных единицах (в тыс. руб.).

Возможен также расчет темпов роста в % к началу года. Такая форма позволяет сделать наиболее понятные и удобные выводы по изменению статей баланса, а также использовать конкретные данные для расчета коэффициентов при финансовом анализе.

Очень часто при проведении финансового анализа и расчете коэффициентов важной исходной информацией является состояние оборотных активов компании и отдельных их элементов. В процессе исследования уделяют внимание именно изучению оборотных активов: их динамике и структуре.

Возможны два варианта проведения аналитики: горизонтальный и вертикальный методы. При проведении анализа финансового состояния предприятия оба эти метода используются одинаково часто.

Его особенность заключается в том, что проводится сравнение показателей отчетного и базового периодов между собой. То есть оценивается динамика ряда показателей и значений по балансу, которые сформировались в текущем временном промежутке, по отношению к прошедшему. При этом периодом сравнения может быть как год, так и полугодие, даже квартал. Для более простого анализа используют два периода: текущий и прошлый. Однако для более углубленного понимания ряда финансовых и экономических процессов можно использовать три года и более. Все зависит от того, с какой целью проводится аналитика.

Такой анализ дает следующие возможности:

  • Тщательное исследование динамических процессов за несколько периодов деятельности фирмы.
  • Определение выводов для дальнейшей успешной работы.
  • Исследование отдельных динамических процессов, например рост или сокращение кредиторской задолженности, показателя прибыли и так далее.

Именно горизонтальный анализ выявляет направления грамотных решений финансистов компании в устранении различных выявленных проблем и отклонений.

Несмотря на то что цель вертикального анализа схожа с целью горизонтального, в методике их проведения есть ряд отличий.

Если горизонтальный анализ оперирует абсолютными показателями, то при проведении вертикального необходимо задействовать относительные показатели. Так, при его проведении рассматриваются отдельные элементы баланса как часть группы, например запасы или дебиторская задолженность в структуре оборотных средств, кредиты в структуре краткосрочных обязательств. В процессе анализа выявляется структурное соотношение между отдельными элементами статей баланса в отношении к итоговой величине актива или пассива.

Далее, по результатам выявленных структурных долей отдельных элементов аналитического баланса, можно применять уже методику горизонтального анализа. Данный момент заключается в отслеживании динамических процессов в структуре. Например, выявив долю кредиторской задолженности в структуре пассива, на следующем этапе можно рассмотреть, как изменялась эта доля на протяжении двух-трех лет в компании.

Как было указано выше, получают данный баланс путем группировки статей аналитического баланса компании. При этом применимы два наиболее популярных в процессе анализа принципа: ликвидности и срочности.

При составлении аналитического баланса принцип ликвидности заключается в том, что все активные средства фирмы подразделяют на четыре крупные группы:

  1. Активы с высокой ликвидностью. К ним относятся те средства, которые являются денежной наличностью или способны очень быстро ею стать.
  2. Активы, которые быстро реализуются. Сюда относят, как правило, всю дебиторскую задолженность, которую можно погасить в короткий период времени, то есть за период до 12 месяцев.
  3. Активы, которые медленно реализуются. Сюда относятся запасы сырья, материалов, товары, а также дебиторская задолженность с высоким сроком возврата, то есть за период свыше 12 месяцев.
  4. Активы, которые нельзя отнести к текущим. Это здания, сооружения, то есть внеоборотные средства.
Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Рассмотрим при формировании аналитического баланса принцип срочности. При его использовании статьи пассива формируют по следующим направлениям:

  • Обязательства, которые являются очень срочными, такие как кредиторская задолженность.
  • Пассивы, которые являются текущими и имеют краткосрочный характер: займы и кредиты сроком до 1 года.
  • Пассивы, которые носят долгосрочный характер: кредиты более 1 года и облигации.
  • Пассивы, относящиеся к категории постоянных: уставной капитал, прибыль и резервы.

Следует отметить важную особенность: сумма всех активов, сформированных по принципу ликвидности, равна сумме всех пассивов, сформированных по принципу срочности.

Главная сложность при формировании сравнительного аналитического баланса заключается в его усложнении. С целью решения данной проблемы в настоящее время предлагается упрощение его структуры и пересмотр группировки средств. В этом и состоит направление его совершенствования.

Характерные черты успешно составленного баланса следующие:

  • Реальность его показателей и их достижения.
  • Наличие информационного обеспечения всех пользователей баланса (внешних и внутренних).

При исследовании понятия реальности аналитического бухгалтерского баланса особо следует отметить факт соответствия оценок его статей объективной действительности. Не следует путать понятия правдивость и реальность баланса. Составленный баланс может быть правдивым, но нереальным. Главный способ достижения правдивости – это возможность обосновать полученные показатели баланса документацией и исходниками (записями бухгалтерских счетов, бухгалтерскими расчетами, инвентаризационными записями). Главный момент при соблюдении правдивости баланса заключается в проведении сверки записей счетов по аналитическому и синтетическому учету в процессе составления.

Важной проблемой составления баланса является низкая степень его аналитичности, что связано с информационной ограниченностью ряда показателей баланса. В нем, как известно, отражен состав имущества фирмы и ее пассивов, однако не найти информации о тех факторах, под действием которых сложилась данная структура. Поэтому для определения последних нужна уже более детальная информация о производственно-сбытовых процессах в компании, ее организационных процессах, структуре и инвестиционной деятельности. Эта информация является зачастую внутренней. Она может быть отнесена к категории «коммерческой тайны» фирмы. Поэтому ее использование ограничено в процессе анализа.

Кроме того, валюта баланса не всегда точно отражает реальную сумму средств фирмы. Это связано с тем фактом, что оценка аналитического баланса построена на балансовой стоимости показателей, а не на рыночной. Например, запасы могут быть отражены в балансе по фактически произведенным расходам на их изготовление и приобретение, а дебиторская задолженность учитывает наценку в цене реализации продукции, что выше ее себестоимости. Отметим и влияние инфляции на разницу между учетной и реальной стоимостью. Такие моменты могут быть устранены при использовании других форм отчетности (кроме баланса), которые также используют в процессе анализа финансового состояния.

Рассмотрим сравнительный аналитический баланс на примере условной торговой фирмы ООО «Орион». Для наглядности представим его в таблице, размещенной ниже.

Пример отчетности ООО «Орион» за 2015-2017 годы. Все показатели представлены в рублях.

источник

Ведение бухгалтерской отчетности является важнейшим аспектом деятельности серьезной коммерческой организации. Но также немаловажно и умение анализировать бухгалтерский баланс, ведь зафиксированные в нем данные могут рассказать эксперту о прошлой и текущей деятельности фирмы, а также прогнозировать развитие предприятия в будущем. В зависимости от того, какой объем сведений необходим аналитику, и какие конкретно цели он преследует, выбирается один из множества существующих методов анализа баланса. Но наиболее популярными являются горизонтальный и вертикальный анализ баланса, т.к. оба метода позволяют:

  • снизить риски кредиторов при инвестировании средств в компании;
  • разработать методы поддержания стабильности производства;
  • увеличить доходы фирмы;
  • провести грамотный анализ финансовой отчетности.

Важно! Горизонтальный и вертикальный анализ баланса могут быть применены одновременно, поскольку они дополняют друг друга и помогают проведению более глубокого исследования бухгалтерских данных, что позволяет увидеть темпы роста компании и динамику ее развития.

Бухгалтерский баланс – ключевой вид отчетности, благодаря ведению которого на фирме управленческий аппарат имеет возможность увидеть динамику развития предприятия в конкретных цифрах, наличие краткосрочных и долгосрочных долгов, происхождение денежных средств, а также объем основных/оборотных средств.

Зачастую баланс называют финансовым лицом, в связи с тем, что содержащиеся в отчетности сведения наглядно демонстрируют управленцам фирмы и аналитикам риски разорения и перспективы развития, а также скорость роста (спада).

Итогами бухгалтерского баланса становятся 2 части, равные между собой (если баланс составлен верно):

  1. АКТИВЫ (деньги, материальные ценности, машины, оборудование, здания и сооружения, запасы, долги контрагентов и потребителей и т.д.) – все, чем владеет и распоряжается фирма с целью осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли.
  2. ПАССИВЫ (краткосрочные обязательства перед контрагентами и клиентами, заемные средства, нераспределенная прибыль, собственный (акционерный) капитал) – сведения об источниках возникновения активов фирмы.

Помочь руководству компаний в поиске слабых мест в деятельности компании и вариантов исправления ошибок могут горизонтальный и вертикальный анализ бизнеса.

Способ анализа, о котором пойдет речь, называется горизонтальным по той причине, что сведения по каждой статье бухгалтерского баланса за несколько периодов располагаются в строке по горизонтали. Чем за большее количество периодов деятельности сравниваются данные, тем больше в таблице анализа столбцов.

Ниже представлен перечень основных сведений, которые необходимо знать о горизонтальном анализе бухгалтерской отчетности:

  1. Данным методом пользуются в случаях, когда требуется исследование временной динамики итогов баланса.
  2. Сравнению подлежат не только значения абсолютных показателей (в руб.), но и относительных (в %):
Абсолютные отклонения
Относительные отклонения
Темпы роста
  1. Чтобы провести анализ, следует выбрать 2-3 квартала или года. Абсолютные (или относительные) величины последовательно сравниваются с аналогичными индикаторами более поздних периодов.
  2. Горизонтальный анализ дает возможность оценить, улучшились или ухудшились производственные показатели в сравнении с позапрошлым и прошлым годом.

При проведении горизонтального анализа в первую очередь смотрят на итог баланса по Активу – если значение увеличивается по столбцам (от предшествующих к будущим периодам), это свидетельствует о благоприятном развитии компании и наличии у нее шансов на дальнейший рост.

Далее, обращается внимание на динамику показателей вне- и оборотных средств: если наблюдается их рост от периода к периоду, значит, фирма ведет активную работу, а управленческий персонал принимает правильные решения на пути к совершенствованию базы.

Следующее, что нужно проверить – платежеспособность компании, наличие у фирмы свободных денег в обороте и, что немаловажно, используются ли они для инвестиций с целью извлечения доп. прибыли. Обо всем об этом можно судить, изучив динамику значений по статьям, непосредственно связанным с деньгами – “Денежные средства”, “Дебиторская задолженность”, “Финансовые вложения”.

И, наконец, изучаются строки по Пассиву. Чтобы понять, откуда у изучаемой компании свободные деньги, следует обратить внимание на изменения в показателях по статьям “Заемные средства” и “Кредиторская задолженность”. Здесь, прежде чем делать какие-либо выводы, нужно тщательно проанализировать политику предприятия по части привлечения стороннего капитала. Поскольку, анализ баланса может демонстрировать рост долга, однако, это может оказаться положительным моментом, если деньги грамотно инвестируются и приносят дополнительный доход.

Основную информацию о вертикальном анализе бухгалтерских данных можно увидеть в приведенном ниже списке:

  1. Структурный анализ заключается в том, чтобы продемонстрировать структуру конечных сведений бух. отчетности в форме относительных показателей, выраженных в процентах. В результате исследования эксперт получает значения всех статей баланса в % к его итогу.
  2. Преимущество вертикального анализа перед горизонтальным заключается в том, что по абсолютным величинам сложно увидеть, положительная или отрицательная динамика наблюдается в работе компании. Относительные же величины, наоборот, позволяют с легкостью оценить, в худшую или лучшую стороны отклонились финансовые показатели, и в какой степени. Полученных выходных данных в относительных величинах не дадут провести некорректные сравнения, обусловленные влиянием различных внешних факторов, таких как инфляционный процесс.
  3. Данный способ анализа отличается от горизонтального тем, что вертикальный анализ сосредоточен на выбранном моменте и дает оценку положения фирмы на день оформления отчета. Метод применяется, когда необходимо:
  • посмотреть, как в сравнении с предшествующими периодами изменились те или иные статьи бух. баланса;
  • сравнить структуры капитала нескольких фирм либо предприятий разных сфер деятельности;
  • узнать состав вне- и оборотного капитала;
  • выяснить, уменьшился или увеличился размер заемного капитала фирмы;
  • проверить, как изменилась структура пассивов и активов.

Суть использования структурного анализа баланса заключается в следующем:

  1. Итоговую сумму выручки при анализе отчета о финансовых результатах фирмы (форма №2) принимают равной 100%. Если исследуется бухгалтерский баланс, за 100% принимается итоговая сумма активов. Вертикальный анализ также пригоден для исследования отчета о движении денежных средств (форма №4) и об изменении капитала (форма №3).
  2. Все статьи баланса по отдельности рассчитываются как %-ная доля от 100% (т.е. от итоговой суммы активов или выручки). Чтобы это реализовать, аналитик должен выбрать период (год) деятельности анализируемой фирмы, после чего поделить каждую в отдельности строку баланса на валюту бух. баланса, а затем умножить результат на сто процентов (поскольку значение должно быть относительным, в %).

Вернемся к п.2 алгоритма, который был приведен над таблицей. Выясним, как были получены значения в таблице на примере оборотных активов:

  1. Для 1 января 2015 года:
  2. Для 1 января 2016 года:
  3. Увеличение активов в 2016 году в сравнении с прошлым годом:

Теперь, когда мы понимаем, как были подсчитаны данные в таблице, проанализируем ее и сделаем выводы:

  • Незначительно снизился размер долгосрочной задолженности анализируемой компании.
  • Величина собственного (акционерного) капитала составляет 50% суммы всего пассива (это свидетельствует о том, что фирма характеризуется средним уровнем стабильности).
  • Краткосрочная задолженность составляет треть размера баланса и практически не меняется.
  • Число объектов ОС уменьшается, т.к. некоторые из них выбывают из оборота.
  • 63% активов приходится на оборотные средства, причем увеличение их доли стало следствием роста дебиторской задолженности (руководству компании следует задуматься о причинах ее роста).

Попробуем провести вертикальный анализ данных за 2 года работы предприятия в абсолютных и относительных величинах:

Вообще, толкованием набора выходных данных бухгалтерского баланса занимаются профессиональные финансовые аналитики и аудиторы, поскольку необходимо уметь видеть общую картину и делать выводы на основании комплексного исследования. Что можно сказать однозначно неспециалисту, глядя на полученную нами таблицу, так это что:

  • у анализируемой фирмы не происходит изменений показателя собственных средств в виде уставного капитала, но объем имеющегося собственного капитала вырос на 8% благодаря наличию нераспределенной прибыли;
  • фирма привлекла достаточно большой объем заемных средств, в Пассиве значится >60% кредиторской задолженности, но положительной стороной является уменьшение уровня займов в динамике;
  • предприятие платежеспособно и достаточно устойчиво в финансовом плане, поскольку наблюдается приличный уровень денежных средств (48,22%);
  • компания неграмотно выбирает контрагентов для сотрудничества, вероятнее всего нынешние партнеры неплатежеспособны, т.к. отмечается высокий уровень дебиторской задолженности;
  • данные из таблицы указывают на то, что уровень дебиторской задолженности и запасов фирмы высокий, а потому внеоборотных активов меньше, чем оборотных (плохо то, что могут возникнуть лишние затраты на хранение запасов (логистику), а хорошо то, что менеджеры заботятся о вложении средств в бесперебойное производство).

Вопрос: В чем преимущества и недостатки использования вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности?

Ответ: Положительной стороной горизонтального анализа является возможность проведения оценки динамики финансовых показателей по годам. Существенным же недостатком становится тот факт, что данный вид анализа мало пригоден для оценки финансового состояния и принятия решений менеджерами – это скорее способ диагностики. Что касается вертикального анализа, он дает возможность отслеживания изменений в структуре А и П фирмы, однако также не позволяет оценивать ее финансовое состояние.

источник