Меню Рубрики

Как составить анализ программы развития доу

Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, о которых говорилось выше.

Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения

Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, о которых говорилось выше.

1. Подготовка к разработке программы развития ДОУ предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • Информирование коллектива ДОУ о целях разработки программы развития, обоснование необходимости и значимости принятого решения, предварительное разъяснение сути задач, решаемых с помощью данного документа;
  • Предварительное обсуждение на коллективных собраниях организационной структуры управления проектом по разработке программы развития, распределение ролей и функциональных обязанностей, выявление потенциальных участников проектной команды, подготовка предложений;
  • Утверждение на очередном собрании коллектива ДОУ предложений по созданию организационной структуры управления проектом, составу проектной команды, распределению ролей и функциональных обязанностей;
  • Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы:

— издание внутреннего распоряжения об утверждении организационной структуры управления проектом, состава проектной команды, распределении ролей и функциональных обязанностей;

— подготовка состава проектной команды к осуществлению совместной деятельности, взаимодействия в проекте (проведение тренингов, семинаров по командообразованию в случае необходимости);

— повышение квалификации членов рабочей группы по направлениям: «Маркетинг проектной деятельности образовательного учреждения», «Стратегическое развитие образовательного учреждения», «Разработка и внедрение программы развития образовательного учреждения», «Разработка и внедрение системы оценки качества менеджмента в образовательном учреждении» т.д. (в случае необходимости);

— разработка структуры сметы бюджета реализации проекта (см. приложение 1).

2. Разработка программы развития ДОУ

Переходя к разработке программы развития ДОУ, члены проектной команды должны учитывать имеющийся в российских образовательных учреждениях опыт разработки и реализации программ развития, который говорит в пользу следующей их структуры:

1) Информационная справка об образовательном учреждении.

3) Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОУ как системы.

4) Стратегия и тактика перехода (перевода) ДОУ в новое состояние.

2.1. Информационная справка о ДОУ

Информационная справка о ДОУ – это необходимая составная часть программы развития образовательного учреждения. Информационная справка выполняет важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к ее внешним экспертам. Разработчики программы развития, собирая материал для справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития ДОУ, а внешние эксперты, читая такую справку, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем образовательного учреждения.

Информационная справка представляет собой информационный текст. Он не носит аналитического характера, т.к. аналитико-прогностическое обоснование программы развития дается в ее тексте после информационной справки. Поэтому в информационной справке необходимо, прежде всего, кратко изложить важнейшую информацию о дошкольном учреждении. В содержании справки рекомендуется:

  • указать наименование и статус ДОУ (для учреждений, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития учреждения) этапы истории ДОУ;
  • дать краткую вводную характеристику социального окружения ДОУ и описать характер его влияния на образовательное учреждение;
  • коротко описать роль ДОУ в социуме, в территориальной образовательной системе;
  • указать важнейшие объемные данные ДОУ (количество воспитанников, их групп, видовое разнообразие групп, наличие вариативных форм работы, их видовое разнообразие);
  • дать характеристику контингента воспитанников;
  • охарактеризовать педагогический персонал ДОУ: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по Единой тарифной сетке, наличия педагогов, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в ДОУ преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);
  • дать характеристику действующего программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • описать подходы к диагностике результатов воспитательно-образовательного процесса;
  • охарактеризовать состояние здания ДОУ, инфраструктуры воспитательно-образовательного процесса, кабинетного фонда, материальной и финансовой базы ДОУ;
  • дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы ДОУ;
  • коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;
  • дать информацию об основных результатах воспитательно-образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в ДОУ. По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.

Всесторонний анализ состояния ДОУ позволяет уточнить миссию образовательного учреждения, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития. Аналитический блок программы развития включает:

Анализ внутренней среды ДОУ:

  • анализ качества реализации воспитательно-образовательного процесса;

— анализ состояния здоровья, физического состояния воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса;

— анализ уровня нервно-психического развития детей раннего возраста, уровня освоения образовательной программы детьми дошкольного возраста и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

— анализ предметно-развивающей среды в ДОУ;

— анализ состояния учебно-методической базы ДОУ.

  • анализ имеющихся в распоряжении ДОУ материально-технических и финансовых ресурсов:

— степень оснащенности ДОУ игровым и учебным оборудованием, хозяйственным оборудованием и инвентарем, необходимыми помещениями;

— соответствие материально-технической базы санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям;

— наличие и качество работы технических средств, позволяющих организовывать для детей интересные познавательные занятия с использованием ИКТ, облегчающих условия труда работников ДОУ;

— средний объем бюджетного финансирования за последние три (пять) лет;

— средний объем внебюджетного финансирования за последние три (пять) лет;

— динамика роста объемов бюджетного и внебюджетного финансирования и их соотношение.

  • анализ кадрового состава и условий труда работников:

— возрастной состав работников;

— уровень образования сотрудников;

— наличие квалификационной категории у педагогических кадров;

— уровень заболеваемости работников;

— условия труда для всех категорий работников,

  • анализ организационной среды ДОУ:

— анализ организационной структуры и функций ДОУ,

— анализ организационных связей и культуры ДОУ (ценностей коллектива, мотивации сотрудников к труду, их сплоченность, работоспособности, творческой активности)

Анализ внешней среды ДОУ должен включать:

  • анализ политических, экономических, социальных событий, происходящих в стране/регионе/муниципалитете, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на работу ДОУ:

— изменения в федеральном, региональном, муниципальном законодательстве;

— изменения на рынке образовательных услуг;

— изменения социальных настроений и т.д.

  • анализ микрорайона/муниципалитета, в котором функционирует ДОУ, его образовательной и социокультурной сферы :

— развитость инфраструктуры микрорайона/муниципалитета;

— ближайшее расположение других дошкольных и общеобразовательных учреждений;

— анализ состояния взаимодействия с другими дошкольными, общеобразовательными учреждениями и учреждениями социокультурной сферы района/муниципалитета.

  • анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников:

— характеристика состава семей;

— характеристика возрастного состава родителей;

— характеристика социального статуса родителей;

— характеристика образовательного уровня родителей;

— уровень психолого-педагогической компетентности родителей

  • анализ адресуемых ДОУ образовательных потребностей, социального заказа (требования, предъявляемые к результатам работы ДОУ, к содержанию воспитания и образования, характеру воспитательно-образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в ДОУ, комфортности воспитательно-образовательной среды ).

Работу над каждым разделом анализа следует завершать выводами о сильных и слабых сторонах ДОУ, возможностях его развития и угрозах, препятствующих этому. Для этих целей целесообразно использовать известную форму SWOT-анализа, где «S» означает сильные стороны (Strengths) образовательного учреждения по отношению к какому-то вопросу или задаче, «W» — его слабые стороны (Weaknesses) , «O» означает те благоприятные для него возможности (Opportunities), которые создает внешняя среда и ее ожидаемые изменения, а «T» – угрозы (Treats), опасности, риски для детского сада , которые несет с собой эта среда.

В нижеприведенной таблице приведен пример оформления SWOT-анализа состояния кадров. Аналогичное оформление должны получить выводы каждого раздела анализа. Их можно объединить в одном месте.

Образец SWOT-анализа состояния кадров ДОУ

— Полная укомплектованность штата ДОУ (42 единицы).

— Наличие в штате логопеда и педагога-дефектолога.

— Старение педагогических кадров ДОУ и их профессиональное выгорание.

— Низкий уровень квалификации (70 % педагогов ДОУ), связанный с отсутствием специального образования по профилю «педагогика дошкольного образования».

— Возможность повышения квалификации педагогических кадров за счет увеличения объема внебюджетного финансирования.

— Возможность профилактики риска неукоплектованности штата и снижения уровня квалификации кадров за счет взаимодействия ДОУ с педагогическим ВУЗом или ССУЗом.

— Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования.

— Реструктуризация сети дошкольных образовательных учреждений может привести к ликвидации ДОУ или сокращению его штата.

— Падение уровня квалификации педагогов из-за снижения мотивации к профессиональному развитию, вызванной задержками с выплатами заработной платы и отсутствием премиального фонда.

SWOT-анализ должен завершиться перекрестным анализом сильных сторон ДОУ и угроз его развитию, а также слабых сторон и возможностей. На основе перекрестного анализа описываются риски, с которыми может столкнуться ДОУ, и возможные способы их компенсации, а также варианты решения имеющихся у ДОУ проблем, то есть способы устранения слабых сторон.

Пример перекрестного анализа.

Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования, а также реструктуризация сети дошкольных образовательных учреждений могут привести к сокращению штатных единиц логопеда и дефектолога, что препятствует реализации планов ДОУ по развитию направлений коррекционной работы.

Предполагаемый способ компенсации риска : привлечение внешних специалистов за счет внебюджетных средств, полученных благодаря активному взаимодействию ДОУ с социальными партнерами.

Старение кадрового состава и его профессиональное выгорание ухудшает качество воспитательно-образовательного процесса.

Возможный способ решения проблемы.

Систематичное взаимодействие ДОУ с педагогическим ВУЗом и участие в подготовке кадров позволит уменьшить уровень профессионального выгорания кадрового состава за счет привлечения молодых специалистов.

При проведении анализа состояния и прогнозировании тенденций изменения внешней и внутренней среды ДОУ большое значение должно быть уделено исследованию социального заказа . При анализе социального заказа полезно обсудить следующие вопросы:

  • Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашему ДОУ; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?
  • Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашему ДОУ, и характер их предъявления?
  • К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы ДОУ (каким именно), к содержанию воспитания и образования, характеру воспитательно-образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в ДОУ, комфортности воспитательно-образовательной среды?
  • Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
  • В какой мере заказчик был удовлетворен работой ДОУ, исполнением заказа?
  • Появились ли у нашего ДОУ в последнее время новые заказчики?
  • Изменился ли за последнее время характер социального заказа ДОУ и если изменился, то как?
  • Как справляется ДОУ с сегодняшним социальным заказом на образование?
  • Как оценивает работу ДОУ сам заказчик?

Для развития образовательного учреждения особо важную роль играет прогнозирование социального заказа , так как его деятельность не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на воспитание и образование. Чтобы ДОУ эффективно развивалось, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа:

  • Как может измениться состав заказчиков нашего учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться?
  • Как может измениться характер предъявляемых ДОУ требований и способ их предъявления?
  • Какие дополнительные ресурсы понадобятся ДОУ для выполнения нового социального заказа?
  • Какие возможности открываются перед ДОУ в связи с выполнением нового заказа?

Итогом прогнозирования должно стать формулирование ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями ДОУ (кадровыми, финансовыми, материально-техническими).

Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого ДОУ, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа (родителей воспитанников, самих воспитанников, педагогов). Для этих целей должны быть разработаны анкеты (опросные листы). Некоторые образцы анкет даны в приложении 2 .

2.3. Концепция желаемого будущего состояния ДОУ 1 (см. приложение 3)

Концепция желаемого будущего состояния ДОУ – представление об ожидаемом результате развития учреждения. Текст, в котором оно изложено, – необходимая составная часть программы развития. Целостное представление концепции желаемого будущего состояния учреждения предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных блоков.

1. Стратегические основания жизнедеятельности ДОУ и главные характеристики его внутренней среды (система ценностей ДОУ, его философия; главные принципы его жизнедеятельности; общая направленность ДОУ; миссия образовательного учреждения; его принадлежность к тому или иному виду или разновидности образовательного учреждения (например, к учреждениям общеразвивающего, комбинированного вида и т.д.); модель (модели) выпускников ДОУ, внутренний стандарт качества воспитания и образования; характеристика организационной культуры нового ДОУ)

2. Концепция воспитательно-образовательной системы нового ДОУ (общий принцип, система организации воспитательно-образовательного процесса; общая структура воспитательно-образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, взаимосвязь и взаимодополнение в воспитательно-образовательной системе ДОУ дидактической подсистемы и подсистемы воспитательной работы; подходы к диагностике и оценке результатов воспитания и образования; общие принципы отбора и структурирования содержания воспитания и образования и их реализация в воспитательно-образовательном плане ДОУ; принципы и способы обеспечения интеграции отдельных воспитательных и образовательных процессов в целостный воспитательно-образовательный процесс; требования к воспитательным и образовательным программам; принципы отбора и использования ведущих развивающих технологий, методов и средств; базовые обобщенные требования к занятию, воспитательному мероприятию)

3. Концепция обеспечивающей системы нового ДОУ (внутренние условия жизнедеятельности ДОУ, необходимые и достаточные для его успешного функционирования и дальнейшего развития (социально-психологические, организационно-педагогические, материально-вещественные, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, эстетические, пространственно-временные и др.), требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования ДОУ и его новой воспитательно-образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности (по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых и проч.); общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние структур ДОУ, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением учреждения всеми необходимыми ресурсами (также по всем видам ресурсов); внешние связи ДОУ и их вклад в ресурсное обеспечение его жизнедеятельности).

4. Концепция желаемого состояния сообщества ДОУ, его коллектива (важнейшие свойства и характеристики, необходимые сообществу ДОУ для решения воспитательно-образовательных и обеспечивающих задач (ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, ответственность, совместимость, стабильность, инновационная мобильность и др.); характер групповой динамики и отношений в коллективе.

5 . Концепция управляющей системы нового ДОУ (характеристика направленности, главных свойств управляющей системы (например, адаптивность, характер управления); основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления (планирования, организации, руководства, контроля), методы и средства управления, основные управленческие технологии; организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления и связей между ними, функциональные обязанности, полномочия, ресурсное обеспечение субъектов образовательной деятельности; организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизированные управленческие подсистемы (аттестации кадров, контроля и т.п.); необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности.

2.4. Стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние (см. приложение 4)

Этот раздел, следующий по логике за концепцией желаемого будущего состояния ДОУ, разрабатывается на базе проблемно-ориентированного анализа его состояния и концепции желаемого будущего состояния ДОУ. Данный раздел может рассматриваться либо как составляющая программы развития ДОУ, либо как относительно самостоятельный текст, не входящий в нее.

В составе этого раздела выделяют такие блоки:

  • формулировка генеральной цели развития;
  • формулировки задач (подцелей) по достижению генеральной цели;
  • ожидаемые результаты.

2. План мероприятий по выполнению задач стратегии развития ДОУ.

  • конкретизация каждой задачи стратегии развития ДОУ мероприятиями, необходимыми для ее выполнения;
  • определение сроков выполнения задач и ответственных лиц.
  • проект сметы расходов на реализацию запланированных мероприятий (приложение 4).
Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

3. Система оценки достижения планируемых результатов реализации стратегии развития ДОУ

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой систему показателей, по которым можно судить о результативности работы по реализации программы развития ДОУ.

Система оценки включает в себя

— систему показателей оценки промежуточных результатов реализации программы развития;

— систему показателей оценки итоговых результатов реализации программы развития.

Промежуточный контроль за ходом реализации программы должен проводиться на протяжении всего периода ее действия в зависимости от сроков выполнения каждого мероприятия (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально). В конце каждого года должны подводиться итоги, анализироваться степень достижения промежуточных задач, успехи и неудачи, их причины. В случае необходимости может быть пересмотрена стратегия и тактика развития ДОУ, внесены коррективы в план реализации стратегии.

Возможный способ оформления системы оценки промежуточных и итоговых результатов реализации программы представлен в приложении 6.

источник

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива — об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам.

2. Методика разработки программы развития ДОУ.

3. Методика разработки образовательной программы ДОУ.

4. Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ).

5. Текущее планирование работы с кадрами на месяц.

1. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.

2. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.

3. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.

4. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М.: АСТ, 1998.

5. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.

6. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27—36.

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.

Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам:

Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность — свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о ДОУ;

2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;

4. Определение этапов реализации программы;

5. Разработка плана действий.

При аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения программа развития является обязательным документом.

Раздел I. Информация-справка о ДОУ.

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить:

во-первых, это анализ достигнутого; и коллективу полезно подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важный инструмент воспитания педколлектива;

во-вторых, это информация для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

в-третьих, это рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов. Сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу. Это требование рынка. И не стоит образовательному учреждению в условиях возрастающей конкуренции этими требованиями пренебрегать.

Начать справку можно с краткого анализа социума. Указать окружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшие культурно-массовые объекты.

Далее следует перейти к информации о дошкольном учреждении: состояние материально-технической базы, характеристика контингента воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса. Достижения педагогического коллектива. Наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходимы также краткие сведения об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.

Раздел II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Однако нередко все сводится к традиционному анализу выполнения разделов программы. «За кадром» остаются такие важные вопросы, как микроклимат в коллективе, рост профессионального мастерства, проблемы комфортности детей, родителей, педагогов в саду, оценка развития детей и т.д.

Существует некий психологический барьер: как в своей программе в открытую сказать о своих недостатках: а вдруг не поймут?

Всякая программа развития дошкольного учреждения в конечном итоге ориентирована на решение одной главной проблемы — повышение качества обучения и воспитания. Но в абстрактном виде проблему не решить. Задача анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать эту общую проблему, представить ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1—2 года включает: уровни здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами; готовности детей к школе. Важно проанализировать научно-методическое обеспечение развивающегося учебно-воспитательного процесса; уровень профессиональной компетенции педагогов. Продолжая анализ проблемы, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков учебно-воспитательного процесса существует расхождение результатов и требований социального заказа?».

Завершая анализ, необходимо выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

Так, актуальной проблемой является повышенная заболеваемость детей и, естественно, снижение посещаемости детского сада. Решение ее предполагает проведение целого ряда мероприятий, связанных с закаливанием дошкольников, введением фитотерапии, физиотерапии, витаминотерапии, организации лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики. В свою очередь, это требует провести обучение кадров, создать условия, приобрести инвентарь, оборудование и т.д.

Раздел III. Концепция и стратегия развития ДОУ.

Концепция (от лат. conceptic) — понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных целей.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Например, это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или «Центр развития ребенка». Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в организации обучения по новым технологиям, поддерживающего постоянную связь со школой и анализирующего процесс адаптации к ней своих воспитанников.

Концепция развития дошкольного учреждения должна состоять из двух частей.

Первая часть — характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

— структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;
— новые или модернизированные программы;
— новые подходы, способы, схемы, организации воспитательно-образовательного процесса;
— описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;
— характеристика дополнительных услуг.

Вторая часть — проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

— новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;
— новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления, перечень всех персональных и коллективных органов управления;
— новые методы управления.

Стратегия — это обобщенный замысел процесса перехода к новому детскому саду. Разработка стратегии начинается с определения ориентировочного времени реализации концепции и этапов преобразования дошкольного образовательного учреждения в новый статус. Например, обозначенные цели и задачи могут быть реализованы за пять лет, в три этапа.

Так как всю концепцию нового детсада сразу реализовать невозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Разработка стратегии начинается с определения ориентировочного времени реализации концепции. Затем выделяются этапы преобразования существующего учреждения, основные действия, реализуемые на каждом этапе.

Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены направления и задачи действий. Сформулировать задачу — значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе программы. Например, если направление связано с обновлением содержания образования, то задачей может стать переход на новую программу с такого-то года.

Он пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины) и затем пишется план действий на следующий этап.

В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1).

источник

Анна Шорина
Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению.

Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы, структура, требования к составлению.

Программа развития является обязательным документом при переходе ДОУ к новому виду. Поэтому ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

— исходное состояние ДОУ;

— образ желаемого будущего (концепция ДОУ);

— последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему.

Такая модель позволяет руководителю знать, какой конечный результат должен быть получен к конкретному времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам.

Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогнозируемость – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиями и условиям, в которых она будет реализовываться.

Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения от реального положения дел, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. При этом, чем выше чувствительность к сбоям, тем более детализирована программа.

При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом.

Структура каждого раздела программы:

I. Информация – справка о ДОУ

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить, что она представляет:

— анализ достигнутого (коллективу следует подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны, это важный инструмент воспитания педколлектива;

— информацию для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

— рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т. е. нынешних и будущих клиентов; сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу, и образовательное учреждение в условиях возрастающей конкуренции не должно этими требованиями пренебрегать.

Начать справку можно с небольшого анализа социума, затем указать окружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшие культурно – массовые объекты. Далее следует перейти к информации о дошкольном учреждении: состоянии материально – технической базы, характеристика воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Фиксируются основные итоги воспитательно-образовательного процесса; достижения педагогического коллектива; наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходима также краткая информация об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Чем тщательнее подготовлен информационный материал, тем успешнее будет проведен проблемный анализ состояния дошкольного учреждения.

II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного

процесса по всем линиям развития (физическое воспитанье и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяются положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, конкретизируются задачи, которые необходимо решить. Обязательно анализируется состояние воспитания в группах раннего возраста и дается характеристика уровня развития будущих первоклассников.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Добротная информационная справка экономит заведующему время в течение всего года, так как служит основной для составления самых разных справок и отчетов.

Всякая программа развития дошкольного учреждения ориентирована на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Но следует решать эту задачу не абстрактно, а конкретно, представляя ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1 – 2 года включает:

— уровень здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами;

Важно проанализировать научно – методическое обеспечение развивающегося учебно–воспитательного процесса и профессиональную компетенцию педагогов. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение между требованиями и результатами и социальным заказом?»

Завершая анализ, целесообразно выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

III. Концепция и стратегия развития ДОУ

Концепция – понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно четко сформулировать вид и характер будущего детского сада, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса с опорой на нормативно-правовые документы; выработать стратегию реализации поставленных целей.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Окончательный, правильный, выбор можно сделать, после коллективного поиска новых идей, способов решения выявленных проблем, изучения регулярно пополняемого педагогами «банка идей», опыта коллег, разработок ученых и т. д. Это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или Центр развития ребенка. Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в их организации обучения по новым технологиям, поддерживает постоянную связь со школой и анализирует процесс адаптации к ней своих воспитанников.

Концепция развития ДОУ должна состоять из двух частей.

1. Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;

— новые или модернизированные программы;

— новые подходы, способы, схемы, организации учебно-воспитательного процесса;

— описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;

— характеристика дополнительных услуг.

2. Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

— новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;

— новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления перечень всех персональных и коллективных органов управления;

Большую помощь в поиске идей для формирования концепции развития детского сада могут оказать справочники, энциклопедии, словари. Существует педагогическая литература, которая содержит систематизированный свод по педагогике, народному образованию и смешанным дисциплинам, в сжатом виде раскрывает общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включает описание систем и состояния образования в разных странах. В них можно найти идеи обновления.

План действий пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения, ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения, и затем составляется план действий на следующий этап.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1).

технические Финансовые Мотива-

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т. п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Направления и задачи (Что) Действия (мероприятия) (Как) Место проведения

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т. е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых.

Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.

Вот как участвовал в подготовке программы педколлектив одного из детских садов г. Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими:

1. Чем наш детский сад привлекает родителей?

2. Что в работе детсада вам не нравится?

3. Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?

4. Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?

Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы.

Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки.

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с. – (Библиотека руководителя ДОУ)

2. Детский сад: книга для заведующих / В. М. Изгаршева, Т. П. Сафонова, Е. А. Лебедева и др. ; Под. ред. Л. П. Тарасовой. – 3-3 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с., ил.

3. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

4. Третьякова П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. / Библиотека руководителя ДОУ. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. – 312с.

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

источник

Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Однако, стабильность не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг. Целенаправленность поиска, его оптимизацию призвана обеспечить Программа развития детского сада. Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Анализ выполнения мероприятий программы

«Развитие муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска

детского сада № 40 «Золотая рыбка» на 2015 – 20 20 годы»

Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Однако, стабильность не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг. Целенаправленность поиска, его оптимизацию призвана обеспечить Программа развития детского сада. Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 40 «Золотая рыбка» — это стратегический документ, разработанный с учётом федеральных, региональных, муниципальных целевых заказов и исходного состояния ДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива.

Программа развития разработана на период 2015-2020гг., принята на собрании трудового коллектива от 14.11.2014г., протокол № 7, принята Советом родителей от 25.11.2014г. и утверждена приказом от 27.11.2014г. № 335. Данная программа является долгосрочным планом со своими целями и задачами.

Цель Программы. Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования физических и волевых качеств у воспитанников.

Создание системы управления качеством образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, путём введения новых образовательных технологий (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.).

3.Создать условия для развития у воспитанников основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

4. Создать условия для организации взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей, формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Общественно — государственное управление.

5.Совершенствование развивающей среды детского сада в соответствии с ФГОС.

6. Создание условий для поддержки инновационной деятельности и развития кадрового потенциала в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

7. Развитие спектра образовательных услуг, современной образовательной среды, обеспечивающей комплексную безопасность и комфортные условия образовательного процесса.

8. Максимальное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, поддержка детской одарённости.

В 2015 – 2016 учебном году дошкольная организация осуществляла деятельность, направленную на достижение цели и задач первого этапа Программы «Развитие МАДОУ города Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» на 2015-2020 гг.». Данный этап должен быть завершен в сентябре 2016 года. В ходе первого этапа реализации Программы Развития осуществляется реализация программных мероприятий, проводится сравнительный мониторинг относительно начала реализации программы в динамике за прошедший год: цели, задач, рационально подобранных мероприятий, проводится корректировка программы, а также конкретизация действий на данном этапе.

Анализ потенциала развития дошкольной образовательной организации

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» в настоящее время реализует Основную образовательную программу дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет.

За период 2015-2016 учебного года деятельность образовательной организации соответствовала законодательству Российской Федерации в области образования. Оснований о приостановлении и/или досрочном прекращении исполнения государственного задания не возникло. Предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования и отчетов об их исполнении за период 2015-2016г. не было. (Управление Роспотребнадзора, Главное управление МЧС России, Отдел надзора, контроля в сфере образования и регламентации деятельности образовательных учреждений).

Государственное задание на оказание государственных услуг соответствует показателям отчетности и реализовано в полном объеме.

Эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и человеческих ресурсов позволили отметить позитивные изменения, а также выделить сильные и слабые стороны при достижении ожидаемых результатов реализации второго этапа программы «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»»:

источник

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей» г. Кандалакша

В учреждении разработана Программа развития (утверждена приказом от 01.01.2001г. № 43), составлена на период 20гг.

Цель создания программы: обеспечение работы ДОУ в режиме непрерывного развития направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников.

— совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

— повысить качество образования воспитанников;

— способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, раскрытиюих их творческого потенциала;

— повысить компетентностьродителей воспитанников по вопросам воспитания и обучения детей;

— укрепить материально – техническую базу с целью создания пространственно-развивающей образовательно-воспитательной среды для воспитания ценностных качеств личности дошкольника.

Эта программа является долгосрочным планом, призвана определить и реализовать стратегические цели организации:

— создать условия для полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями;

— создать условия для социально – ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа.

Определена миссия: под миссией ДОУ мы понимаем констатацию философии педагогической деятельности, предназначения и смысла существования детского сада. В ходе разработки миссии ДОУ, мы пришли к выводу, что воспитание в детском саду является первой и очень важной ступенью образования в России. Мы полагаем, что в основу содержания образовательных ценностей должна быть положена идея, исходящая из самой сущности человеческого бытия в цивилизованном обществе. Эта идея может быть сконцентрирована в двух основных понятиях, двух ключевых словах: нравственность и профессионализм.

Технология нравственного воспитания должна исходить из понимания жизнедеятельности ребенка на всем протяжении его пребывания в детском саду. Мы признаем единственный путь: педагог, воспитай ребенка, воспитай его личным примером, своей личностью, своими убеждениями, своей правдой, своим отношением к многочисленным жизненным реалиям, своей аргументацией в оценках.

Выявлены основные проблемы

— низкий уровень владения начинающими педагогами формами и методами работы по профилактике детской заболеваемости, повышению сопротивляемости детского организма;

— низкая мотивация некоторых педагогов к деятельности в режиме развития ДОУ, ориентирование на традиционные ценности.

— недостаточное количество методической литературы и демонстрационных пособий по разделу «Художественно – творческая деятельность» (ознакомление детей с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, архитектурой), необходимость пополнения методическими пособиями по социально – личностному развитию детей;

— необходимо укрепление материально – технической базы: приобретение новых дидактических пособий и игрушек, установка малых архитектурных форм на участках, приобретение компьютерной техники, обновление посуды на пищеблоке и в группах, замена детской мебели; замена труб горячего и холодного водоснабжения, устаревшей сантехники, замена устаревших светильников.

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Объектом инновационной деятельности является социально — личностное развитие дошкольников и предполагает:

— создание творческой группы педагогов по внедрению инновационной деятельности;

— ведение исследовательской работы по проблемам социально – нравственного развития детей;

— обеспечение профессионального роста педагогов;

— представление опыта педагогов на методических мероприятиях различного уровня;

— включение в инновационную деятельность родителей (законных представителей ребенка).

Основные сферы, требующие инноваций

— структура и содержание образовательного процесса.

Концепция желаемого будущего

Концепция детского сада предполагает построить воспитательно-образовательного процесса как единую структуру и обеспечить единство требований в общественном и семейном воспитании, преемственность в обучении, воспитании и развитии. Детский сад функционирует как первая ступень образования.

Содержание работы составляет совокупность федерального, регионального компонентов и приоритет ДОУ.

1. К первым двум компонентам относится работа по программе воспитания ребенка-дошкольника.

2.Приоритет ДОУ обеспечивает вариативность процесса по социально – нравственномуразвитию детей и позволит детскому саду самостоятельно выбирать и разрабатывать образовательные программы и педагогические технологии в соответствии с миссией ДОУ.

Реализация Программы развития началась с изучения инновационного управленческого опыта , , и др., самоанализа руководителем своей управленческой деятельности, всех элементов управленческого цикла (педагогического анализа, планирования, организации, руководства и контроля), а также анализа деятельности ДОУ: готовы ли сотрудники к работе в режиме развития.

На основе данного анализа разработан план перехода учреждения в режим развития, который включает в себя 3 этапа.

1 этап – организационный (2008 – 2010 гг.):

· освоение современных управленческих технологий административным блоком;

· разработка нормативно — правовой базы;

· отбор содержания и разработка структуры обновления содержания образовательной среды ДОУ;

· организация обучения кадров;

· создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий;

· разработка модели предметно-пространственной среды.

· создание социальных и материальных условий реализации программы развития.

2 этап – внедренческий (2010 – 2012гг.) :

· проецирование личностно-развивающих и социально-адаптивных технологий на содержание образовательных программ;

· определение уровня качества компетентности детей ДОУ;

· формирование банка данных по имеющимся методическим материалам.

· укрепление материально – технической базы и совершенствование развивающей среды;

· промежуточный анализ эффективности внедрения образовательных и здоровьесберегающих технологий и их корректировка (при необходимости)

3 этап – аналитико — результативный (2012 – 2013гг.):

· сопоставление показателей деятельности ДОУ за период реализации;

· анализ влияния инновационных технологий на развитие ДОУ;

· выявить положительные и отрицательные тенденции в реализации;

· трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях.

В ходе реализации первого этапа (2008 – 2010 гг.):

· администрацией ДОУ (заведующий и заместитель по воспитательной и методической работе) введены новые элементы в управленческий цикл: систематическим стал самоанализ управленческой деятельности, изменена система планирования, введена работа творческой группы педагогов по внедрению инновационной деятельности «Роднички Беломорья», которым делегировались заведующим некоторые полномочия, введен в практику работы педагогический мониторинг, разработана система стимулирования сотрудников, внедряющих инновационные технологии.

· разработан пакет локальных актов для организации деятельности учреждения в режиме развития: Устав (утвержден Постановлением и. о. главы администрации муниципального образования Кандалакшский район от 01.01.2001г. № 000, Положение о творческой группе педагогов (утверждено приказом от 01.01.2001г. № 50/2), Положение об оплате труда работников и Положение о премировании работников (утверждены приказом от 01.01.2001г.); Положение о Благодарственном письме администрации ДОУ и Положение о Почетной грамоте администрации ДОУ(утверждены приказом от 01.01.2001г. № 04), Положение о контрольной деятельности (утверждено приказом от 01.01.2001г. № 02), Положение о Родительском собрании (утверждено приказом от 01.01.2001г. № 46/2); Положение о Совете Учреждения (утверждено приказом от 01.01.2001г. №03), Положение о мини – музее народного быта (утверждено приказом от 01.01.2001г. № 15/1) .

· планирование и организация деятельности учреждения стало общим делом. Для реализации Программы развития в учреждении выстроена система планирования: ежегодно составляется годовой план, который является координированной системой решений, рассчитанный на обеспечение эффективной деятельности дошкольного учреждения в течение учебного года. При планировании деятельности педагогического коллектива на год прогнозирую развитие процессов воспитания, образования и развития дошкольников, педагогического коллектива с учетом анализа предшествующей деятельности, диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей.

реализация годового плана является очередной ступенью в достижении стратегических целей. В нем содержатся аналитические материалы по итогам деятельности за прошлый учебный год, ставятся задачи на текущий учебный год и мероприятия по их достижению. Мероприятия отражены в виде циклограмм, которые фиксируют «ритм» работы учреждения. В плане учтены организационно – педагогические мероприятия, методическая работа, воспитательная и оздоровительная работа коллектива, финансово-хозяйственная деятельность, мероприятия по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, а также отражена система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.

· внесены изменения в работу методической службы ДОУ организована работа по изучению передового педагогического опыта (наряду с традиционными формами работы по повышению квалификации педагогов, введены более современные: семинары-практикумы, мастер – классы, педагогические чтения, тренинги, организационно – деятельностные игры), по изучению теоретических основ и практики по внедрению инноваций (АА. Майер, , и др.) Создана медиатека методических материалов, приобретены современные методические издания.

организовано обучение кадров на курсах повышения квалификации по следующим темам: , зам. заведующего по ВМР, обучается на двухгодичных курсах профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», «Развитие качества дошкольного образования» с модулем «Проектная методика с использованием информационно – коммуникативных технологий», «Проектная методика с использованием информационно – коммуникативных технологий»; «Дошкольное образование в условиях модернизации образования» , «Развитие качества дошкольного образования»; «Формирование познавательной деятельности в образовательном пространстве ДОУ», «Формирование познавательной деятельности в образовательном пространстве ДОУ»; «Современные подходы к развитию ребенка в музыкально – ритмической деятельности», в том числе, с использованием ИКТ: , , .

Стимулируются другие формы повышения профессиональной компетентности педагогов:работа в творческой группе творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию новых педагогических технологий, развитие наставничества, участие в методических мероприятиях различного уровня;

основной целью работы методической службы стало содействие развитию педагога как субъекта управленческой, педагогической, инновационной деятельности.

В ноябре 2008г. учреждение, в ходе прохождения процедуры государственной аккредитации, получило новый статус: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей. Установлено превышение Временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в Учреждении по социально-личностному направлению.

С 2009 года учреждение является экспериментальной площадкой по апробации музейно – педагогической программы «Здравствуй, музей!» в рамках Региональной Комплексной программы «Образование и образовательные системы Северо-запада России» Российской Академии образования (Приказ МинОбрНауки Мурманской области от 01.01.2001г. № 000). Деятельность в данном направлении органично влилась в структуру инновационной деятельности по социально – личностному развитию детей, однако потребовалось обновление содержания работы по музейной педагогике: составлен перспективный план, включающий в себя систематизацию имающихся материалов, обогащение предметно – пространственной среды посредством приобретения методическойи художественной литературы, дидактических пособий, обогащение музейной экспозиции в мини-музее народного быта, организации временных выставок народных ремесел, активизацию сотрудничества с организациями социального окружения: образовательными школами №№ 1, 19, библиотекой № 3, Городским Краеведческим музеем.

На основе мониторинга работы с родителями (анкетирование родителей, педагогов, анализ планов работы с семьей, анализ социального паспорта) разработанный план работы с родителями. Его реализация направлена на повышение компетентности родителей по различным вопросам воспитания и развития, в том числе уделяется большое внимание социально – личностному аспекту, привлечению родителей к совместной с детьми продуктивной, трудовой деятельности др. (участие в выставках художественных работ, поделок, субботниках, туристических походах, праздничных утренниках и вечерах развлечений, посещение краеведческого музея, выставок детских художественных работ в городском культурном центре «Нива» и проч.).

В направлении работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, на основе комплексного анализа состояния здоровья, было решено ввести в практику физкультурно – оздоровительной работы индивидуальные программы по работе с часто длительно болеющими детьми, а также с детьми, имеющими проблемы опорно-двигательного аппарата. Составлена картотека комплексов упражнений для профилактики простудных заболеваний и плоскостопия у детей. Проведены семинары-практикумы по повышению эффективности внедряемых здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики , «Психогимнастики» , гимнастики для глаз .

· разработана целостнаямодель предметно-пространственной среды, куда включаются игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование. Продуманно проектирование модели (предметное содержание, пространственная организация и изменение во времени). В зависимости от возраста, опыта детей варьируется наполнение и расположение данных материалов.

Продумано обновление материалов в центрах игры, искусства и творчества, науки (познания), обогащения книжного уголка в центрахграмотности, центр строительно-конструктивных игр, физкультурно-оздорови­тельного центр. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных стеллажей, использования пространствообразующих материалов.

Спланировано обновление малых архитектурных форм на участке: установка новых построек для организации сюжетных игр на прогулке, установка на спортивной площадке стоек для натягивания баскетбольной сетки, оборудования для метания и др, а также приобретение методической литературы и дидактических материалов.

· для создания материальных условий реализации Программы развития в сметурасходования средств ежегодно включается приобретение материалов и услуг в соответствии с планомматериально-технического развития.

Началась поэтапная реализация плана по укреплению материально – технической базы и развитию предметно – развивающей среды: произведена замена отделки путей эвакуации материалами согласно требованиям ППБ, установлена автоматическая пожарная сигнализация, проводится постепенная замена труб горячего и холодного водоснабжения. Приобретены детские стулья (20шт.), автоматическая стиральная машина
.

Для организации воспитательно – образовательного процесса приобретены 2 магнитные доски, методическая литература по духовно – нравственному развитию воспитанников, в том числе учебно – методические пособия » Методика использования русских народных игр в ДОУ», М.: Центр педагогического образования, 2008; , «Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «Детство-Пресс», 2000., «С чего начинается Родина» /Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2005., , «Детский музыкальный фольклор в ДОУ». – М.: Гном-Пресс, 2000., , ОсиповойЛ. Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. и др. «Мини-музей в детском саду». — М.: Линка-Пресс, 2008.. По художественно – эстетическому развитию: «Русские иконописцы». – М.: «Белый город», 2008., «Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи». – М.: «Белый город», 2008., «Детям о книжной графике». – СПб.: «Детство-Пресс», 2004., «Знакомство с натюрмортом». – СПб.: Акцидент, 2006.

— «О портретной живописи –детям». – СПб.: «Детство-Пресс», 2008., «Ознакомление дошкольников с архитектурой». Методическое пособие. Под ред. . – М.: Педагогическое общество России, 2005., «Ознакомление дошкольников со скульптурой.»/ Под ред. . – М.: Педагогическое общество России, 2004. Демонстрационный материал:по математике , , цветочные узоры «Полохов-Майдана», «Каргопольская игрушка».

Для организации физкультурно – оздоровительной работы приобретен сухой бассейн, физкультурное оборудование (обручи – 6 шт, мячи – 20шт, лыжи – 10 пар, изготовлены атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений), обновлены центры игр (приобретены игрушки для организации сюжетных игр), науки экспериментирования, строительно – конструктивных игр (металлические конструкторы – 10шт), математики и грамотности (дидактические игры). Приобретен DVD — проигрыватель, 2 телевизора.

Для реализации плана материально – технического развития, наряду с бюджетными ассигнованиями, привлекаются внебюджетные, в т. ч. спонсоры: индивидуальные предприниматели , , организации ДСУ-3, Кандалакшский торговый порт.

В настоящее время в учреждении проходит второй этап реализации Программы развития (гг.).

Все функции управления (прогнозирование, планирование, организация, контроль, анализ, коррекция, стимулирование) обоснованы содержанием работы учреждения и направлены на достижение повышения качества образования, обеспечение равных стартовых возможности для детей дошкольного возраста.

Происходит постепенное повышение уровня квалификации сотрудников. 12 педагогов (70,6% от общего числа) имеют первую квалификационную категорию. Обучение на курсах повышения квалификации идет согласно графику.

Продолжается самообразование педагогов: наряду с изучением передового педагогического опыта педагогов других учреждений, происходит изучение собственного педагогического опыта. Проводятся заседания Педагогического совета, педагогические чтения, семинары-практикумы, оформляются методические материалы, пополняется медиатека. Педагоги все чаще выступают с опытом инновационной деятельности на методических мероприятиях различного уровня, участвуют в конкурсах педагогического мастерства. Большинство педагогов включено в инновационную деятельность. Плодотворно работает творческая группа педагогов «Роднички Беломорья».

Разработана образовательная программа, учебный план в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Внесены изменения в соответствии с новыми Санитарно-эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.2660-10 от 01.01.2001г.

Инновационным изменениям подверглась сфера управления и содержание образовательного процесса. Происходит развитие и саморазвитие всредствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения.

С 2010 года детский сад является муниципальным опорным учреждением по теме «Гражданское воспитание дошкольников в современных социокультурных условиях» (приказ управления образования от 01.01.2001г. № 000).

На базе учреждения ежегодно проводятся муниципальные методические мероприятия, в том числе посвященные социально – личностному развитию дошкольников:

Единый городской методический день «Современные педагогические технологии в практике ДОУ»

— муниципальный семинар – практикум в рамках методического объединения музыкальных руководителей «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»;

— муниципальное методическое мероприятие «Неделя музейной педагогики»;

–муниципальный семинар в рамках Панорамы педагогических достижений «Инновационное поле образования дошкольных образовательных учреждений»

— совещание руководителей ДОУ «Воспитание гражданина – ключевая цель образования»;

– муниципальный семинар – практикум «Социальное развитие детей раннего возраста средствами этнопедагогики»;

— совещание руководителей ДОУ «Современные подходы к социально –личностному развитию дошкольников».

— муниципальный семинар – практикум «Педагогические инновации в духовно – нравственном воспитании дошкольников»;

– муниципальные Педагогические чтения «Духовно – нравственное воспитание современного дошкольника».

— совещание руководителей ДОУ «Работа МДОУ по единой методической теме в учебном году»; выступление «Гражданское воспитание дошкольников в современных социокультурных условиях»;

— профессиональный клуб «Методист»

презентация программы «Золотые зернышки» по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 лет

— Семинар по итогам работы ДОУ по музейно — педагогической программе г. Мурманск «Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного»; выступление «Развитие интегративных качеств личности дошкольника средствами музейной педагогики»

— VII Трифоновские образовательные чтения г. Заполярный; «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания» — выступление «Особенности формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников» ).

— Окружной этап XX Международных Рождественских чтений, г. Санкт-Петербург; «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» на тему «Система образования и церковь: сотрудничество в духовно-нравственном развитии и воспитании детей» — выступление «Воспитание духовно-нравственных качеств у старших дошкольников»

— XX Международные Рождественские образовательные чтения в г. Москве «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства»

«Наследники великой России» — педагогический Конкурсный проект, номинация: «Потенциал родного языка. Сила, сокрытая в слове…», материал по теме: «Родное слово, как средство формирования нравственных чувств старших дошкольников»

— Конкурсный проект «Наследники великой России» -, номинация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей», материал по теме «Золотые зернышки» духовной нравственности старших дошкольников»

— Педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников» ; выступление «Духовно-нравственное становление личности дошкольников посредством ознакомления с народными календарно-обрядовыми праздниками на Руси»

области «Музыка» — выступление «Фольклорные праздники в детском саду».

созданы условия для обобщения и распространение опыта работы учреждения, педагоги систематически делятся опытом работы с коллегами на методических мероприятиях муниципального уровня:

источник