Меню Рубрики

Как составить анализ предприятия для курсовой

Любая научная работа, в том числе курсовая, является исследованием со структурированной подачей предварительно собранного, обработанного и систематизированного материала. Важное место при этом отводится методологии. Так называют представление набора методов, которыми автор пользовался в процессе написания своей работы. Базовыми и самыми используемыми являются общелогические методы, среди которых выделяется анализ. Аналитический подход необходим при работе с любыми видами информации, часто его применяют, даже не подозревая об этом. Рассмотрим нюансы и особенности метода анализа.

Словарная формулировка такого понятия как «метод анализа» предполагает фактическое или умозрительное разложение исследуемого объекта (процесса, предмета, явления) на его структурные части для изучения всех возможных функциональных особенностей, физико-технических характеристик и свойств. При написании научной работы можно говорить о делении материала на структурные единицы для индивидуального изучения каждой. Если рассматриваются системы, возникшие в процессе эволюции, то метод получает название «исторический анализ», а объект изучается во временном разрезе.

Аналитический метод – это ключевой компонент любой научной работы, а потому стоит уделять ему более пристальное внимание. Затрагивая вскользь такой этап исследования как анализ, студент указывают на свой малый уровень знаний и теоретическую неподготовленность даже в рамках написанной работы.

Часто аналитический метод упоминается в курсовых лишь потому, что так «надо» в рамках методических рекомендациях, но на деле автор не осознаёт сути написанного. Ввиду этого возникает много вопросов со стороны преподавателя, который считает подход к изучению вопроса в корне неверным или вовсе не понимает студента.

Основываясь исключительно на аналитическом методе, студент, в первую очередь, может судить о степени изученности тех или иных аспектов, касающихся рассматриваемого в курсовой работе вопроса. Тот блок введения научной работы, в котором рассматриваются литературные источники и труды специалистов, изучавших профильную тему, полностью строится на методе анализа.

В число наиболее значимых источников для формирования материала при этом входят:

  • научные труды, выпущенные авторитетным учеными, работавшими в сфере, к которой относится тема работы;
  • монографии, представленные группами специалистов;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т.д.

Чем больше источников информации по теме работы рассматривается в процессе описания исследования, тем глубже автор погружается в материал, указывая на максимальную изученность рассматриваемого предмета или явления. Особенно ценным считается, когда работа строится на детальном изучении архивных источников информации.

Ранее говорилось о том, что аналитически подход относят к общелогическим методам. Сам же анализ может быть индивидуализирован в зависимости от профильного направления исследования. Именно так появляются частно-научные виды анализа:

  • системно-структурный;
  • конкретно-социологический;
  • технико-юридический;
  • сравнительное правоведение и т.п.

Каждый из вышеперечисленных методов, а также их аналоги, позволяют автору изучать какой-либо объект в мельчайших деталях, проверяя, как его взаимосвязи с окружением, так и взаимосвязь его структурных компонентов. Это позволяет сделать любое исследование более целостным, всесторонним и объективным.

Чтобы в научной работе при описании методологии анализ не был затронут лишь парой строк, необходимо четко понимать особенности использования этого подхода к изучению той или иной темы. Существует два основных способа применения аналитического метода:

  • При формировании теоретической базы, когда анализом называют процесс обработки всей собранной информации. В этом случае студент систематизирует и рассматривает различные данные с определенного ракурса.
  • В практической части исследования, когда, к примеру, решение одной и той же задачи может быть реализовано по-разному. В таком случае возникает необходимость сравнения полученных результатов и определения оптимальной схемы, в рамках которой можно получить максимальный выигрыш (прибыль, прирост эффективности и т.д.). Весь набор процедур в совокупности являет собой метод анализа.

Если в первом случае достаточно интеллектуальных способностей студента и умения систематизировать изучаемый материал, выделяя лишь важные для работы моменты, то на практике метод анализа требует реальных знаний. При наличии пробелов в знаниях по дисциплине, в рамках которой пишется курсовая работа, привести разносторонние способы решения задачи и сравнить полученные результаты с выделением оптимального пути дальнейшего развития будет крайне затруднительно.

источник

При выполнении курсовой работы очень часто приходится прибегать к методу анализа.

Самым первым этапом является собор и анализ информации. Прежде чем приступить к написанию теоретической части, необходимо изучить огромное количество материала по теме. Зачем это нужно? В курсовой работе не допускается плагиат, а соответственно, переписывание информацию в свою работу недопустимо, поэтому следует ответственно подойти к этому вопросу. После сбора информации по своей теме, ее необходимо прочитать. Затем необходимо проанализировать литературу, которая содержит мнения различных ученых на поставленную проблему. Это очень важно, поскольку курсовая работа заключается в демонстрации умения на примере различных высказываний, продемонстрировать свою точку зрения, отличную от уже существующих. Поэтому метод анализа в этом случае играет главную роль.

В зависимости от темы курсовой анализу подлежит объект исследования. Исходя из выбранного объекта, это может быть промышленное предприятие, сфера услуг или развлечений, работа гостиничного комплекса или бара, сети ресторанов, осуществляется анализ в соответствии с поставленными задачами курсовой работы. Например, объект исследования может анализироваться по следующим основным показателям:

  1. Основные особенности функционирования объекта, его местоположение, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, ликвидность активов.
  2. Приводится общая характеристика объекта, и рассчитываются основные показатели, связанные с его деятельностью. Можно рассмотреть текучесть кадров, иерархию подчинения, зависимость от заемных средств – набор показателей зависит от названия курсового проекта.
  3. Если анализу подлежит целая сфера деятельности, то обязательно нужно сравнить с зарубежным опытом ведения дел.
  4. Приводится пример описания применяемого метода исследования, который указан во введении. Если курсовая работа связана с маркетинговыми исследованиями, то в качестве методики может быть предложена подробная схема введения нового продукта в продажу, оценку покупателей, спрос, возможные прибыли или убытки от нового вида деятельности. Обязательно необходимо сделать вывод об эффективности применяемого метода, привести примеры, как бы сложилась ситуация без использования методики. Если приводится пример зарубежной практики, то обязательно нужно указать ссылку на источник используемой литературы.
  5. Выводы, которые формулируются после проведения анализа, связанные с будущей перспективой развития объекта исследования.

Анализ объекта исследования в курсовой работе является основополагающим разделом, потому как именно на его основе будут формулироваться дальнейшие рекомендации и мероприятия по улучшению деятельности. Без анализа невозможно предложить какие-либо этапы, потому как неизвестно существующее положение дел. Во время защиты курсовой работы члены комиссии обязательно обратят внимание на то, какие показатели анализировались в разделе, и с какой целью, что удалось выяснить и к какому результату это может привести. Разрабатываемые мероприятия на основе полученных в результате анализа данных и будут являться научной деятельностью студента, который сможет показать умение использовать теоретические знания на практике. В конце нужно обязательно указать практическую значимость исследования и приведенных рекомендаций, объяснить, что без исследования объект потерял бы долю прибыли или ценные кадры, в зависимости от темы курсовой работы.

На докладе, представленном на защиту комиссии, нужно использовать выражения: « В ходе проведенного анализа», «Анализ показателей привел к…», чтобы продемонстрировать самостоятельность выполнения работы и свою заинтересованность в теме исследования.

источник

Курсовая работа является самостоятельной работой студентов, при выполнении которой студенты смогут систематизировать, закрепить и углубить полученные теоретические знания по дисциплине «Финансовый менеджмент», а также приобретут практические навыков самостоятельного решения конкретных задач в области управления финансовыми ресурсами предприятия.

Основная цель выполнения данной курсовой работы – на основе проведения различных расчетных и аналитических процедур оценить состояние дел в области управления финансовыми ресурсами конкретного предприятия и разработать комплекс мероприятий по его совершенствованию, направленный в конечном итоге на улучшение финансовых результатов.

В соответствии с поставленной целью при выполнении курсовой работы студентам необходимо решить следующие задачи:

провести экспресс-анализ финансового состояния предприятия, проанализировать влияние различных факторов на рентабельность собственного капитала;

оценить на основе операционного анализа состояние производственной деятельности и предпринимательский риск предприятия;

составить отчет о движении денежных средств предприятия;

определить потребность в дополнительном финансировании;

выбрать источники финансирования;

оценить эффективность инвестиционного проекта;

разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен показать достаточно высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых хозяйственной практикой.

Основными требованиями при подготовке работы выступают: творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, формулировать объективные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений.

Для подробного изучения требований, правил и особенностей написания курсовых работ по экономическим специальностям студентам следует ознакомиться с литературными источниками [17].

Источниками информации для выполнения курсовой работы являются:

– форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

– форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Дополнительно в качестве источников студентами могут использоваться форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 3 «Отчет о движении капитала», Приложения к бухгалтерскому балансу, а также другая статистическая, экономическая и финансовая информация предприятия.

Все используемые информационные источники обязательно должны быть представлены в приложениях, без этого курсовая работа к проверке приниматься не будет.

Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами на завершающем этапе обучения, когда весьма актуальной является подготовка к выпускной квалификационной работе специалиста (дипломному проекту). Поэтому структура курсовой работы близка к структуре диплома, за исключением того, что теоретические аспекты освещаются в проектной части. Это связано с ориентацией представленного в данных методических указаниях материала на раскрытие содержания и последовательности выполнения аналитической части. Проектная часть выполняется студентом самостоятельно.

Курсовая работа выполняется в соответствии со следующей структурой:

аналитическая часть (20–25 страниц);

проектная часть (10–12 страниц);

Титульный лист является первой страницей и оформляется по стандартному образцу (приложение 1).

Содержание курсовой работы включает название разделов с указанием страниц, с которых они начинаются. Названия разделов должны полностью соответствовать заголовкам в тексте курсовой работы.

Во введении следует раскрыть значение управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов в условиях рынка с учетом особенностей экономики России, обосновать ее актуальность, указать цели и задачи, которые будут решены в ходе выполнения курсовой работы. Кратко охарактеризовать исследуемое предприятие.

Аналитическая часть содержит материал, позволяющий дать достаточно полную оценку основных элементов системы управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия по следующим разделам:

1. Экспресс-анализ финансового состояния

3. Отчет о движении денежных средств

4. Рациональная заемная политика предприятия

5. Определение эффективности инвестиционного проекта

Проектная часть содержит теоретические вопросы и практические предложения по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами предприятия.

Заключение содержит изложение в тезисной форме основных результатов, полученных в курсовой работе, и предложения по возможности организации их внедрения на исследуемом предприятии.

Список литературы включает упорядоченный по алфавиту перечень использованных при выполнении курсовой работы литературных и других информационных источников (включая ресурсы Интернета). Список литературы оформляется в соответствии с общепринятыми стандартами и должен содержать не менее 10-ти источников. В список включаются только те источники, которые действительно использовались при написании курсовой работы, соответственно, на них обязательно должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Приложения содержат информационные источники расчетов («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и др.), а также вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, графики и т.д.)

источник

Основные сложности при написании курсовой или дипломной работы для большинства студентов начинаются в аналитической части работы, где студент должен проявить свои теоретические знания, практические навыки и творческие способности в проведении анализа исследуемого процесса. Если по некоторым дисциплинам (к примеру, по курсам французского языка) такой анализ и вовсе не требуется, то по экономическим – он является наиболее важным в структуре всей работы. Как показывает практика, в большей степени оценка курсовой или дипломной работы руководителем напрямую связана с качеством проведенного анализа экономических процессов.

Как правило, аналитическая часть курсовой или дипломной работы по экономике предприятия заключена во втором разделе и всегда требует обязательного присутствия анализа основных финансово-экономических показателей деятельности субъекта хозяйствования. При этом студент должен составить таблицу с такими показателями и провести подробный анализ ее данных. Каждый уважающий себя студент должен знать, как правильно составить и проанализировать такую таблицу, владеть такими понятиями, как темп роста, темп прироста, относительное изменение, абсолютное изменение, сопоставимые цены, действующие цены, индекс цен, уровень или удельный вес показателя и др.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

В целях обучения навыкам и принципам построения и анализа таблицы основных финансово-экономических показателей предприятия, предлагаем изучить следующий пример.

Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности предприятия (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели финансово-экономической деятельности предприятия в 2009-2010 гг.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки

Выручка от реализации (за минусом налогов и сборов, уплачиваемых из нее)

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

Прибыль за отчетный период

Налог на прибыль и другие платежи из прибыли

Среднесписочная численность работников

Среднемесячная заработная плата

Чистая прибыль на одного работника

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Данные таблицы 1 позволяют проследить следующие тенденции в развитии предприятия. Так, по итогам 2010 г. предприятием получена выручка от реализации продукции, работ, услуг в объеме 136483 млн р., что стало ниже показателя предыдущего года на 109110 млн р., или на 44,4%. Ухудшение результата производственно-сбытовой деятельности предприятия в рассматриваемом периоде было обусловлено резким снижением спроса на продукцию предприятия со стороны основных потребителей, финансовое положение которых в 2010 г. сильно ухудшилось в связи с влиянием последствий кризисных явлений в экономике Республики Беларусь.

С отрицательной стороны характеризуется рост налоговой нагрузки на выручку, которая в рассматриваемый период возросла на 0,723 процентных пункта, с 14,248% в 2009 г. до 14,970% в 2010 г.

Ухудшение произошло также в связи с ростом уровня себестоимости реализованной продукции на 4,140 процентных пункта, с 77,714% в 2009 г. до 81,854% в 2010 г., а также уровня расходов на реализацию – на 0,113 процентных пункта, с 0,171% в 2009 г. до 0,284% в 2010 г.

В совокупности вышеуказанные факторы оказали отрицательное влияние на формирование прибыли от реализации продукции предприятия, объем которой по результатам 2010 г. составил 3947 млн р. и снизился по отношению к результату предыдущего года на 15374 млн р., или на 79,4%.

В результате произошло снижение показателей рентабельности продаж и реализованной продукции на 4,975 и 6,590 процентных пункта соответственно.

С учетом результатов операционной и внереализационной деятельности предприятие в 2010 г. сформировало прибыль отчетного периода в размере 2049 млн р., что стало ниже показателя предыдущего года на 14095 млн р., или на 87,3%.

Размер чистой прибыли в 2010 г., оставшейся в распоряжении предприятия, составил 3 млн р. против 10183 млн р. в 2009 г.

В рассматриваемый период предприятие проводило политику снижения численности работников. Так, за 2009-2010 г. среднесписочная численность работников предприятия снизилась на 70 чел. и составила 1615 чел.

Недостаточная загруженность производства в 2010 г. не позволила повысить уровень производительности труда работников предприятия, который снизился в рассматриваемый период на 61,2 млн р., или на 42,0%. В то же время доведенные «сверху» показатели по росту среднемесячной заработной платы в промышленности обусловили значительный ее рост по предприятию в 2010 г. – 27,2%. В результате сложилась негативная тенденция опережения темпов роста заработной платы (127,2%) над темпами роста производительности труда (58,0%), что характеризует крайне неэффективное использование трудовых ресурсов на предприятии.

источник

Курсовая работа является самостоятельной работой студентов, при выполнении которой студенты смогут систематизировать, закрепить и углубить полученные теоретические знания по дисциплине «Финансовый менеджмент», а также приобретут практические навыков самостоятельного решения конкретных задач в области управления финансовыми ресурсами предприятия.

Основная цель выполнения данной курсовой работы – на основе проведения различных расчетных и аналитических процедур оценить состояние дел в области управления финансовыми ресурсами конкретного предприятия и разработать комплекс мероприятий по его совершенствованию, направленный в конечном итоге на улучшение финансовых результатов.

В соответствии с поставленной целью при выполнении курсовой работы студентам необходимо решить следующие задачи:

провести экспресс-анализ финансового состояния предприятия, проанализировать влияние различных факторов на рентабельность собственного капитала;

оценить на основе операционного анализа состояние производственной деятельности и предпринимательский риск предприятия;

составить отчет о движении денежных средств предприятия;

определить потребность в дополнительном финансировании;

выбрать источники финансирования;

оценить эффективность инвестиционного проекта;

разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен показать достаточно высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых хозяйственной практикой.

Основными требованиями при подготовке работы выступают: творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, формулировать объективные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений.

Для подробного изучения требований, правил и особенностей написания курсовых работ по экономическим специальностям студентам следует ознакомиться с литературными источниками [17].

Источниками информации для выполнения курсовой работы являются:

– форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

– форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Дополнительно в качестве источников студентами могут использоваться форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 3 «Отчет о движении капитала», Приложения к бухгалтерскому балансу, а также другая статистическая, экономическая и финансовая информация предприятия.

Все используемые информационные источники обязательно должны быть представлены в приложениях, без этого курсовая работа к проверке приниматься не будет.

Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами на завершающем этапе обучения, когда весьма актуальной является подготовка к выпускной квалификационной работе специалиста (дипломному проекту). Поэтому структура курсовой работы близка к структуре диплома, за исключением того, что теоретические аспекты освещаются в проектной части. Это связано с ориентацией представленного в данных методических указаниях материала на раскрытие содержания и последовательности выполнения аналитической части. Проектная часть выполняется студентом самостоятельно.

Курсовая работа выполняется в соответствии со следующей структурой:

аналитическая часть (20–25 страниц);

проектная часть (10–12 страниц);

Титульный лист является первой страницей и оформляется по стандартному образцу (приложение 1).

Содержание курсовой работы включает название разделов с указанием страниц, с которых они начинаются. Названия разделов должны полностью соответствовать заголовкам в тексте курсовой работы.

Во введении следует раскрыть значение управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов в условиях рынка с учетом особенностей экономики России, обосновать ее актуальность, указать цели и задачи, которые будут решены в ходе выполнения курсовой работы. Кратко охарактеризовать исследуемое предприятие.

Аналитическая часть содержит материал, позволяющий дать достаточно полную оценку основных элементов системы управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия по следующим разделам:

1. Экспресс-анализ финансового состояния

3. Отчет о движении денежных средств

4. Рациональная заемная политика предприятия

5. Определение эффективности инвестиционного проекта

Проектная часть содержит теоретические вопросы и практические предложения по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами предприятия.

Заключение содержит изложение в тезисной форме основных результатов, полученных в курсовой работе, и предложения по возможности организации их внедрения на исследуемом предприятии.

Список литературы включает упорядоченный по алфавиту перечень использованных при выполнении курсовой работы литературных и других информационных источников (включая ресурсы Интернета). Список литературы оформляется в соответствии с общепринятыми стандартами и должен содержать не менее 10-ти источников. В список включаются только те источники, которые действительно использовались при написании курсовой работы, соответственно, на них обязательно должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Приложения содержат информационные источники расчетов («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и др.), а также вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, графики и т.д.)

источник

Студентам высших и средних специальных учебных заведений нередко приходится писать научные работы разных видов: рефераты, дипломы, исследования и курсовые. Последние представляют собой углубленное изучение выбранного предмета или темы под руководством преподавателя. Курсовая работа, образец-макет которой можно найти в свободном доступе, должна быть оформлена по шаблону. Отсутствие правильного оформления может значительно повлиять на оценку.

Курсовая является исследованием, которое студент проводит самостоятельно на выбранную или данную ему тему по основным предметами специальности. Обычно работа является одним из вариантов итоговой работы и пишется каждый год. Написание курсовой готовит учащегося к итоговой работе за все время обучения — диплому.

Курсовая состоит из двух частей:

  1. Теория: позиции и подходы, которые приняты в науке на данный момент.
  2. Практика: анализ вопроса или проблемы на примере конкретной фирмы (предприятия, социальной группы, автора).

Важным отличием курсовой от реферата является присутствие самостоятельности. Студент должен не просто осветить проблему и возможные решения, но и высказать свое мнение, основанное на изученной информации.

Курсовые бывают следующих видов:

  • Расчетно-графическая (или курсовой проект) — наиболее распространенный вариант. Представляет собой выполненное задание и пояснительную записку. При выполнении студент должен применить полученные навыки и закрепить их. На написание дается от недели до 4 месяцев, в зависимости от сложности темы.
  • Научно-исследовательская — наиболее сложный вариант. Студент должен не только применить знания, но и исследовать тему, проявить инициативу.
  • Отчет — представляет собой отчет после прохождения практики или изучения определенного материала.

Независимо от выбранного вида, курсовая пишется по определенному шаблону. Чтобы понять, как правильно оформить курсовую работу, образец можно скачать или получить у научного руководителя, если у последнего отличаются требования.

В иных ситуациях оформление должно соответствовать ГОСТам. Студенты Казахстана также могут воспользоваться ими.

За них отвечает ГОСТ 7 .32−2001. В нем указаны рекомендуемые размеры шрифта, интервалов и отступов, требования к листам и другие общие положения. Если преподаватель или само учебное заведение придерживаются других правил, ориентироваться нужно на них.

Правила оформления курсовой работы следующие:

  • Работа печатается на листах формата А4, только с одной стороны. Больший размер допускается для крупных таблиц, иллюстраций или приложений.
  • Объем курсовой должен составлять 20−60 листов, в зависимости от сложности темы и требований научного руководителя. Объем может быть больше при согласовании. Обычно на первых курсах пишут работы в 25−30 страниц, на более старших — 30−35 страниц.
  • Ширина полей слева 3 см, справа — 1−1,5 см, сверху и снизу — по 2 см.
  • Шрифт — Times New Roman, размер — 14 (допускается 12-й кегль).
  • Межстрочный интервал — 1,5, обязателен отступ первой строки на 1−1,3 см.
  • В сносках используют 12-й кегль и одинарный интервал между строками.
  • Выравнивание всего текста по ширине. Исключение — титульный лист.
  • Нумерация страниц производится арабскими цифрами. Она начинается с первой (титульной) страницы, но первая и вторая (оглавление) страницы не нумеруются: номер ставится только на третьей странице, с которой начинается сам текст.
  • Стиль изложения должен быть «сухим», научным, лаконичным. Допускается и приветствуется использование «штампов» и определенных оборотов, типичных для научных работ.

В работу можно вносить исправление от руки. Это делается при помощи корректора и черной ручки. Однако, если на одной странице будет больше двух исправлений, курсовая может быть отправлена на доработку.

По таким же правилам пишутся формулы — черными чернилами и от руки. К каждой должны быть даны номер и пояснение.

Кроме требований к оформлению, студентам необходимо правильно написать каждый раздел. Сама курсовая состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Помимо этого, студенту необходимо оформить титульный лист, содержание, список используемой литературы. По желанию и при необходимости добавляются страницы с приложениями и списком сокращений и аббревиатур, а также страница, на которой отмечено данное студенту курсовое задание.

Это самая первая страница работы. В ее задачи входит ознакомить проверяющего с темой курсовой и автором. Зачастую найти образец титульника можно на сайте самого учебного заведения или на любом сайте, предлагающем материал студентам.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Оформлять титульный лист нужно по следующим критериям:

  • Сверху листа по центру пишется «Министерство образования и науки Российской Федерации», на следующей строке — полное наименование вуза. Ниже отмечают факультет и кафедру учащегося.
  • Ниже по центру пишут «Курсовая работа» (можно выделить эти слова верхним регистром), на следующей строке «по дисциплине (название) на тему (название)».
  • Через 7−9 строк в правой половине указывают «Выполнил студент (Ф. И. О.) группы N курса N». Ниже — «Проверил (ученая степень, звание, Ф. И. О.)». Эти сведения выравнивают по правой стороне, но их первые буквы должны находиться друг под другом. Для этого используют кнопку Tab в Ворде.
  • В самом низу в центре пишут город и год.

Иногда между пунктами 1 и 2 вставляют небольшой блок с текстом «Работа защищена с оценкой (место для написания от руки) в ХХ году. Научный руководитель (место для подписи)».

Весь текст пишут одним шрифтом и одного размера. Допускается выделение темы курсовой и самого слова «Курсовая работа» более крупным шрифтом.

Это вторая, но не менее важная страница работы. В ней учащийся указывает, на каких страницах расположены разделы его проекта.

ГОСТ не дает каких-либо ограничений или рекомендаций к оглавлению. Оно начинается с третьей страницы (на ней расположено введение) и может быть простым (пункты 1, 2, 3) или сложным (пункты и подпункты 1; 2, 2.1, 2.2; 3, 3.1), относиться только к основному тексту или захватывать введение и заключение (заключение может идти под пунктом «1» или быть вынесенным).

Единственным важным условием является обозначение всех частей работы. Приложения, списки литературы и сокращений также должны быть отмечены. Не указывают только титульный лист и само оглавление.

Введение на первый взгляд выглядит довольно простым в написании, но многие студенты на этом этапе сталкиваются с определенными трудностями. Обычно преподаватели рекомендуют писать его в конце работы, когда готова основная часть.

В этой части необходимо коротко ознакомить проверяющего с темой работы и ее содержанием. Введение состоит из следующих пунктов:

  • Цели и задачи, которые решает это исследование. Обязательно необходимо указать, к какой цели стремится сам учащийся.
  • Какой объект будет исследован и какой конкретно предмет: например, объект — организация «ООО», предмет — бухгалтерская отчетность.
  • Актуальность темы. Студент должен объяснить, что выбранная им тема актуальна на сегодняшний день и почему исследование по ней должно быть проведено.
  • Какие научные деятели уже рассматривали эту тему, какие выводы по ней были сделаны. Необходима краткая справка.
  • Новизна: что нового студент планирует открыть в своей работе.
  • Какие методы были использованы в курсовой.
  • Проведение практической проверки теории.

По объему введение должно занимать не больше 1−2 страницы. Для более полного понимания принципов написания введения и стиля изложения рекомендуется прочитать несколько примеров из уже сданных работ.

Основной текст занимает большую часть курсовой. Он условно делится на 2 половины: теорию и практику. Каких-либо определенных требований к оформлению ГОСТ не предъявляет.

Необходимо четко и внятно изложить сперва теорию, после подкрепить ее практическим материалом. Каждая глава должна начинаться с новой страницы, подглавы могут продолжаться там же. Ставить подзаголовок в конце страницы можно, только если после него следует не менее трех строк текста. Это можно поправить, немного изменив шрифт на странице или содержание.

Если в тексте много сокращений, стоит вынести их на отдельный лист в конце работы. Это же относится к графикам, иллюстрациям и таблицам: все они должны быть вынесены в приложение.

Заключение не менее важно, чем введение. В нем студент обобщает изложенный материал и еще раз повторяет основные вопросы, затронутые в работе, отмечает, какие задачи перед ним стояли и были ли они выполнены (были ли подтверждены выбранные теории). Также учащийся может дать определенные советы по своей работе: например, если курсовая касается внедрения новых методов расчета на заводе.

При этом заключение не должно копировать введение: оно может быть похоже, но переписывать его не стоит. Объем заключения не должен превышать 2−3 страниц.

При необходимости после заключения или списка литературы могут следовать приложения: графики, таблицы, иллюстрации и все дополнительные материалы. Они могут располагаться на листах большего формата или быть цветными, но все дополнительные материалы должны быть достаточно полезны и наглядны.

Перечень используемой литературы часто вызывает проблему из-за сложностей в правильном оформлении. Оформление раздела производится по ГОСТу 7.05−2008, если не даны иные инструкции от руководителя или вуза.

Правила оформления курсовой будут следующими:

  • Все источники пишутся по алфавиту. Примерный порядок внутри может быть различным.
  • Сперва перечисляют используемые законы и правовые акты (если они использовались), затем источники на русском языке, потом — на иностранном. В конце перечисляются электронные источники.
  • Сперва перечисляются книги и монографии, потом — журналы и другие периодические издания.
  • Оформление конкретного книжного источника может различаться в зависимости от количества авторов, вхождения книги в серию, наличия перевода и необходимости указать страницу с информацией. Но в основном применяется следующий образец: Автор. Заголовок (при необходимости перечень авторов, данные о переводчике или редакторе). — Сведения об издании (номер или указание на переиздание). — Город, в котором издана книга: Издательство, Год. — Объем. В конце можно указать серию (если есть) или номер страницы (если требуется).
  • Для источников на иностранном языке правила остаются такими же.

Посмотреть конкретный пример оформления можно на библиографических сайтах. Скачанный образец готовой курсовой работы также может подсказать, как должна оформляться глава.

Курсовая работа пишется всеми студентами 1−2 раза в год по определенным предметам, обычно по основным для специальности. Она представляет собой научную работу по выбранной теме, в которой студент не только описывает проблему и чужие варианты решения, но и предлагает свое решение на основе проведенного исследования.

Правильное оформление курсовой работы по ГОСТу, пример которой легко найти, является обязательным условием для ее принятия руководителем. Курсовую необходимо оформлять грамотно, поскольку руководитель может снизить балл или вовсе не принять работу.

источник

Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.

Метод – это научный инструмент, используемый для получения, обработки и фиксации информации, необходимой для данного исследования.

Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.

Традиционно принято подразделять методы на две основные группы: теоретические и практические.

К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.

Проведение параллели в явлениях, схожих по исходным данным

Выявление критериев и последующая систематизация информации по ним

Изучение явления через разделение его составляющих

Соединение данных в общую концепцию

Выведение закономерностей из первоначального материала

Научный постулат, основанный на предположении

К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.

Получение информации через пассивное восприятие познаваемых явлений

Фиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата

Испытание научных предположений в реальных условиях с целью получения объективного результата

Сопоставление данных по выбранным параметрам

Интервью, анкетирование, опрос

Сбор данных путем получения информации по определенной тематике у контрольной группы

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.

Лингвистика:

В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.

Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.

Юриспруденция:

В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Экономика и финансы:

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.

Математические специальности:

Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.

Информационные технологии:

В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.

Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.

источник

Источник: составлено автором по данным БИКИ.-2005.- №20.- С.2-3 и Внешнеэкономический бюллетень.-2004.- №4г.- С 52-55.

2001 г.
2002 г. 2001 г. 2002 г.
Экспорт, всего 10267,6 11352,5 100 100
Продовольственные товары и сельхозсырье 972,9 889,9 9,5 9,5
Минеральное сырье 39,8 56,3 0,4 0,5
Топливно-энергетические товары 29,7 46,9 0,3 0,4
Продукция химической промышленности, каучук 1569,8 1686,8 15,3 14,9
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 33,3 34,9 0,3 0,3
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 395,1 405,2 3,9 3,6
Текстиль, текстильные изделия и обувь 423,4 479,3 4,1 4,3
Драгоценные камни и металлы, изделия из них 10,3 10,3 0,1 0,1
Металлы и изделия из них 615,4 637,0 6,0 5,6
Машины, оборудование и транспортные средства 5548,7 6335,2 54,0 55,8
Прочие товары 659,8 817,6 6,4 7,2

Источник: Андреев В.Д. Российско-германские экономические отношения: движение к стратегическому партнерству// БИКИ.-2003.- №89.- С.3:

Рис. 1. Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе-апреле 2005 г . (в январе-апреле 2004 г .), %

К работе также предъявляются следующие требования:

  1. Выравнивание в работе — по ширине. Единый стиль в оформлении!
  2. грамотно оформленный титульный лист (см. методичку)
  3. план с указанием страниц. Нумеруются главы (Глава 1, Глава 2, Глава 3) и подпункты глав (1.1, 1.2, 2.1, 2.2, …) Введение, заключение, литература, приложения в плане не нумеруются.
  4. наличие введения и заключения
  5. страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист является 1-ой страницей, но номер на ней не ставится. Каждая глава, заключение, список литературы пишутся с новой страницы
  6. заголовки, а также основные определения, названия, основные понятия должны быть выделены шрифтом (жирный, курсив). Также желательно использовать средства Microsoft Word (нумерованные/маркированные списки)
  7. все сокращения должны быть единожды расшифрованы. В заголовках лучше писать полностью.
  8. в работе должны быть постраничные сноски на источники с указанием страниц
  9. в работе должны быть таблицы и рисунки (диаграммы, схемы, графики). Небольшие — в тексте работы, объемом более ½ страницы – помещаются в Приложение. В работе идет сквозная нумерация таблиц (таблица 1, таблица 2, …) и рисунков (рисунок 1, рисунок 2, …) Каждая таблица/рисунок должна иметь название, должны быть указаны единицы измерения, годы; в графиках должны быть подписаны координатные оси; должен быть указан источник!
  10. приложения следуют после списка литературы. Страницы приложения не нумеруются. Каждое приложение печатается на отдельной странице. В каждом приложении содержится 1 таблица (или другой материал). Причем слово таблица/диаграмма/… не пишутся. Нумерация – Приложение 1, Приложение 2, …
  11. список литературы должен содержать не менее 10-15 наименований различных источников:
    • официальные документы – Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства
    • учебная литература (в т.ч. написанная преподавателями Финансовой академии)
    • научная литература
    • справочники, энциклопедии
    • статьи из периодической печати (научные журналы, газеты)
    • интернет-ресурсы (в первую очередь официальные сайты, Правительства РФ, Президента, министерств, различных экономических организаций; интернет-издания)
    • желательно использовать литературу на иностранных языках
  12. работа должна быть написана на основе новой литературы (изданной за последние 5 лет). Также необходимо знание новейшей литературы (за последние 6 месяцев)
  13. в работе обязательно должна быть статистика – цифровые данные. Это таблицы, диаграммы, показатели. Причем на каждую таблицу/диаграмму должна быть ссылка по тексту работы и каждая таблица/диаграмма должна быть проанализирована. Также необходимо знание новейшей статистики (за последние 6 месяцев)
  14. язык работы — научный, нейтральный, сдержанный. (Работа состоит из…В работе рассматриваются… Важно изучить… Нужно заметить, что… Автор пришел к выводу, что…) Резких суждений в работе быть не должно. Стиль научной работы отличается от стиля газеты или популярного журнала!
  15. работа должна быть написана логично. План должен раскрывать тему. Разделы работы должны быть сбалансированными и логически связанными между собой. Содержание работы должно соответствовать теме, а содержание разделов — их названию.
  16. важна связь работы с российской проблематикой. При рассмотрении тем, напрямую связанных с Россией, необходимо использовать нормативные акты РФ.
  17. оценивается степень самостоятельности в изложении материала. Не допускается переписывание подряд больших фрагментов из какого-либо источника.
  18. наличие элементов научной новизны является достоинством работы.
Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

СНОСКИ! Их должно быть много – около 30-35 на всю работу!

Используйте выделение шрифтом!

А также списки – нумерованный, маркированный!

источник

За несколько лет обучения в ВУЗах или СУЗах студентам не единожды приходится писать курсовые работы. В этой статье будут раскрыты основные методы исследования, которые применяются при написании курсовых работ в учебных заведениях.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).
  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

источник