Меню Рубрики

Как составить анализ налоговой отчетности предприятия

На первом этапе выполнения аналитической части работы рассмотрим коэффициенты прироста имущества, выручки и от реализации и прибыли предприятия за период 2012-2013 гг., являющихся налогооблагаемой базой для основных налогов предприятия: налога на имущество, НДС и налога на прибыль. Данные отразим в таблице 1.

Проводя анализ полученных данных, можно отметить, что среднегодовая стоимость имущества за анализируемый период возросла и составила 20015 тыс.руб., коэффициент прироста составил 1,03, что можно интерпретировать как рост на 3 %.

Выручка от реализации продукции также имела тенденцию к росту и составила в 2013 г. 7 % от аналогичного показателя в 2012 г.

Прибыль, полученная предприятием в 2013 г., возросла в абсолютном выражении на 271 тыс.руб., что составляет 47 % от аналогичного показателя в предыдущем году, то есть можно высказать мнение о значительном росте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Анализ налогового поля ООО «Старт»

Для того, чтобы проанализировать налоговое поле предприятия, составим таблицу 2, в которой отразим такие данные по налогам как:

Отметим, что составляемое нами налоговое поле включает налоги, уплачиваемые предприятием ООО «Старт» в 2013 г.

Отметим, что налоговое поле предприятия не является постоянным. Ввиду постоянных изменений в части налогового законодательства могут происходить значительные изменения в части исчисления и уплаты налога.

Анализ налоговой нагрузки на предприятие

Одним из показателем эффективной работы предприятия, и в том числе оптимизации налогов, является размер налоговой нагрузки на предприятие.

Для определения уровня совокупной налоговой нагрузки нам необходимо рассчитать отношение суммы всех налогов, уплаченных предприятием, к общей сумме доходов, полученной предприятием.

Данные отразим в таблице 3.

При анализе данной таблицы следует учесть, что как правило, размер налоговой нагрузки на российские предприятия и организации( за исключением мелкого предпринимательства) значительно выше оптимального значения и составляет 35-40 %, в то время как оптимальный размер — не более 25 %. Поэтому важность расчета и анализа данного показателя для ООО «Старт» не вызывает сомнений.

Отметим, что такой показатель как общая величина доходов предприятия мы определяли как сумму выручки от реализации с учетом НДС и прочих налогов, а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском счете «Прибыли и убытки».

Анализируя представленные в таблице 3 данные, следует отметить что за анализируемый период уровень налоговой нагрузки на наше предприятие имел тенденцию к росту и составил в 2013 г. 26,2 %, что на 0,7 % больше аналогичного показателя в 2012 г.

Отметим также, что исчисленный показатель налоговой нагрузки превышает предельный уровень (25 %), то есть с можно сделать вывод, что предприятие нуждается в мерах по налоговой оптимизации и необходимые регулярные, своевременные мероприятия в части налогового планирования.

Данные таблицы 3 позволяют оценить влияние общей величины доходов предприятия и суммы налоговых платежей на уровень совокупной налоговой нагрузки. Так, учитывая, что темп роста доходов составил 108,3 %, а темп роста налоговых платежей — 113,5 %, можно сделать вывод о том, что причиной уменьшения налоговой нагрузки стал менее быстрый рост общих доходов предприятия в сравнении с резким ростом размера налоговых платежей.

В таблице 4 конкретизируем показатели налоговой нагрузки и проведем их анализ.

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что практически все показатели налоговой нагрузки имели тенденцию к росту, за исключением налоговой нагрузки на чистую прибыль(снижение на 0,7 тыс.руб.) и налоговой нагрузки на финансовый ресурсы (снижение на 0,5 %), а это достаточно важные и существенные показатели. Интерпретируя их, можно отметить, что рост налоговой нагрузки был менее значительным, чем рост чистой прибыли и финансовых ресурсов предприятия.

Что касается сравнительного анализа динамики показателей, то можно сделать вывод о том, что наиболее значительно возросла налоговая нагрузка на по отношению к реализации — рост на 2,5 %.

Далее перейдем к рассмотрению структуры налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.

Для оценки структуры налоговых платежей рассмотрим таблицу 5.

Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних двух лет в ООО «Старт» наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей приходился на НДС (более 39,1 % в 2013 г.).

Отметим, что сложившаяся в ООО «Старт» структура налоговых платежей является типичной для российских предприятий, высокий удельный вес налога на добавленную стоимость — не редкость.

3.3 Предложения по оптимизации налогообложения ООО «Старт»

Для оптимизации налогообложения ООО «Старт» необходимо вести налоговое планирование.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства [10].

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в «налоговых воротах» и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

НН — налоги начисленные за отчетный период

ОРП — объем реализованной продукции

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация — процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

Таблица 6. Уровни и необходимость налогового планирования

Уровень налогового планирования

четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот уровень профессионального бухгалтера разовыми консультациями внешнего налогового консультанта

минимальна, разовые мероприятия

налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании

необходимо, регулярные мероприятия

важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

жизненно необходимо, ежедневные мероприятия

смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.

Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?

Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.

В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.

При резком изменении или значительном и постоянно несоответствии указанным параметрам Вы рискуете подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, — только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Налоговое планирование на уровне предприятия — это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

— придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

— свести к минимуму налоговые обязательства;

— максимально увеличить прибыль;

— разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

— эффективно руководить денежными потоками;

— избегать штрафных санкций [10].

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

Классификация видов налогового планирования

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане — субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, — производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

Представляется, что традиционную систему индикаторов необходимо дополнить (табл. 7).

Таблица 7. Система индикаторов предлагаемых для оценки оптимальности налоговой политики ООО «Старт»

источник

Состав финансовой и налоговой отчетности, порядок составления и требования к ним. Значение, функции бухгалтерского баланса в оценке финансового положения. Анализ имущества организации, источников его формирования. Финансовый результат и рентабельность.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Состав финансовой и налоговой отчетности, порядок составления и требования к ним

2. Подготовительные мероприятия перед составлением отчетности

3. Значение, функции бухгалтерского баланса в оценке финансового положения

4. Анализ имущества организации

5. Анализ источников формирования имущества

6. Финансовый результат и рентабельность

Список используемой литературы

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа и составления финансовой и налоговой отчетности изучаются тенденция развития предприятия, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатываются экономическая стратегия его развития. Эффективность управления предприятием в значительной степени определяется качеством информационной базы и качеством ее обработки .

Анализ финансовой и налоговой отчетности позволяет специалисту предприятия принимать обоснованные решения о дальнейших действиях руководства. Чтобы обосновать какое-либо свое решение не нужно стремиться к абсолютной точности, важно выделить общие тенденции.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности — это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Согласно российскому законодательству, а также принятой правительством программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предприятия должны публиковать информацию о своем имущественном и финансовом положении, причем публикуемая отчетность уже в значительной степени унифицирована и стабильна по составу показателей и способам их представления. Это дает возможность разработки достаточно стандартизованных методик анализа, основные понятия которых соответствуют аналогичным методикам стран международного содружества.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты должны хорошо владеть методами экономических исследований, комплексного микроэкономического анализа. На основании данных финансовой и налоговой они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы

Необходимо понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их анализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия,

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Комплексный анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет всю экономику.

В данной курсовой работе будет рассмотрен круг вопросов:

Характеристика состава финансовой и налоговой отчетности, порядок составления и требования к ним;

Подготовительные мероприятия перед составлением отчетности;

Характеристика, значение, функции и роли бухгалтерского баланса в оценке финансового положения;

Анализ имущества организации;

Источники формирования имущества;

Финансовый результат и рентабельность.

1. Состав финансовой и налоговой отчетности, порядок составления и требования к ним

Финансовая (бухгалтерская) отчетность является информационной базой финансового анализа, потому что в классическом понимании финансовый анализ — это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Анализ финансовой отчетности представляет собой процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования. Так же представляет собой систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Финансовое состояние — уровень сбалансированности отдельных структурных элементов активов и капитала организации, а также уровень эффективности их использования. Оптимизация финансового состояния предприятия является одним из основных условий успешного ее развития в предстоящей перспективе. В то же время кризисное финансовое состояние организации создает серьезную угрозу ее банкротства.

Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную оценку и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач [10].

Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

В сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д.

Основным источником информации для проведения анализа служит отчетность предприятия (организации). Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. В Концепции предусматривается формирование следующих видов отчетности хозяйствующих субъектов:

индивидуальная бухгалтерская отчетность;

консолидированная финансовая отчетность;

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции:

С одной стороны она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта.

С другой стороны она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для :

выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;

представления в надзорные органы;

выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов;

формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы, хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна быть одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

Консолидированная финансовая отчетность главным образом должна обеспечивать гарантированный доступ заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимы составление консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО), а также проведение обязательного аудита и публикации его результатов.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта ее использования в управлении хозяйствующим субъектом.

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Согласно российским стандартам бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал отчетного года нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99, а также Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, в состав стандартной годовой отчетности включаются:

Бухгалтерский баланс (форма №1)

Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Отчет об изменениях капитала (форма №3)

Отчет о движении денежных средств (форма №4)

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)

Аудиторское заключение (если данная организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту);

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)

Отчёт об изменениях капитала — отчёт, в котором отражается информация о движении капиталов (уставного, резервного, дополнительного), величина нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, суммы резервов.

Отчет о движении денежных средств дает полную информация об источниках формирования денежных средств и направлении из использования.

В приложении к бухгалтерскому балансу расшифровываются показатели бухгалтерского баланса, эта форма сдается в налоговую инспекцию по итогам года деятельности организации.

Пояснительная записка содержит пояснения и раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивает пользователей отчетности данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности.

Аудиторское заключение это официальный документ, содержащий мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отчет о целевом использовании полученных средств — показывает источники получения целевых средств и направления их использования а так же их остатки на начало и конец отчетного периода.

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за 1 квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только Бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Организация имеет право расширить этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного квартального (полугодового, 9-ти месячного) отчета помимо двух обязательных любые другие формы, по общему правилу включаемые в состав годовой отчетности.

В финансовую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в финансовой отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей финансовой отчетности относительно других. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной.

Данные финансовой отчетности организации должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в финансовой отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатах ее деятельности.

Каждый существенный показатель должен представляться в финансовой отчетности. Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Показатель считается существенным, если его нераскрытые может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Как минимум, организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

Расшифровка соответствующих показателей групп статей бухгалтерского баланса или статей отчета о прибылях и убытках с учетом размера и характеристики данных, включенных в группу статей бухгалтерского баланса или статью отчета о прибылях и убытках, может приводиться организацией непосредственно в вышеуказанных формах (как «в том числе» или «из них» к соответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Организация может принять решение о применении для целей отражения в финансовой отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного .

Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм финансовой отчетности от одного отчетного года к другому. При этом в случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в принятой организацией форме, ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

По каждому числовому показателю финансовой отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если организация принимает решение в представляемой финансовой отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то организацией должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.

Сравнительная информация по каждому числовому показателю может включаться непосредственно в принятые организацией формы отчетности (в том числе в виде отдельных таблиц, включенных непосредственно в формы бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках после показателей, в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), в формы, разработанные и принятые организацией самостоятельно) или в пояснительную записку.

В финансовой отчетности организации должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» ПБУ 1/98, законодательных и иных нормативных актов, с учетом произведенной реорганизации и пр.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

При составлении финансовой отчетности следует иметь в виду, что учетный процесс в организациях осуществляется исходя из принимаемой ими в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 учетной политики, предполагающей имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика также должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) в финансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая это, в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах приводятся по остаточной стоимости (за исключением материальных активов, основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

В случае образования в конце отчетного года организацией, имеющей вложения в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов организации в годовом бухгалтерском балансе остатки соответствующих финансовых вложений отражаются по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги и учтенного на соответствующем счете отдельно не отражается.

В случае создания организацией в установленном порядке резервов сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации числящаяся в бухгалтерском учете дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в бухгалтерском балансе показывает в сумме за минусом образованного резерва. При этом сумма образованного и отраженного в бухгалтерском учете резерва в пассиве бухгалтерского баланса отдельно не отражается .

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

При составлении финансовой отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в финансовой отчетности информации об изменениях в учетной политике, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в финансовой отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы финансовой отчетности или в пояснительной записке.

При отражении данных в финансовой отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель вычитается из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в финансовой отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, использование средств фондов (резервов), уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Заголовочная часть форм заполняется в следующем порядке:

наименование составляющей части бухгалтерской отчетности (например, «Бухгалтерский баланс»);

отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;

полное наименование организации (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (присвоенный налоговым органом в установленном порядке)

вид деятельности (который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов Госкомитета России)

организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС)

единица измерения (формат представления числовых показателей:

тыс.руб. — код по ОКЕИ 384; млн.руб. — код по ОКЕИ 385)

местонахождение (адрес) (полный фактический адрес организации)

дата утверждения (установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности (для промежуточной отчетности этот реквизит не заполняется);

дата отправки/принятия (дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Составление и представление финансовой отчетности производятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

Финансовая отчетность должна быть составлена на русском языке.

Финансовая отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, изменяющую государственную форму собственности на иную в отчетном году, представляет отчет по типовым формам годовой финансовой отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).

Вновь созданная организация показывает в отчетности средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного года, а организация, созданная после 1 октября отчетного года, включая 1 октября — по 31 декабря следующего года включительно (указанный порядок не распространяется на организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных организаций, их структурных подразделений).

Организация, передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года [10].

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» устанавливают правила отражения указанных событий и фактов в финансовой отчетности. При этом событии после отчетной даты и условные факты отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от их существенности (значимости). Существенность фактов и событий определяется организацией самостоятельно исходя из требований положений по бухгалтерскому учету.

Последствия событий после отчетной даты и условных фактов оцениваются в денежном выражении в специальном расчете и показываются в финансовой отчетности либо путем отражения в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой финансовой отчетности, либо путем раскрытия соответствующей информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. При этом условная прибыль как финансовый результат условного факта раскрывается только в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках за отчетный период, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода записи об условной прибыли не производятся.

Порядок расчета и отражения в бухгалтерском учете и отчетности событий после отчетной даты и условных фактов устанавливается отдельным положением по бухгалтерскому учету.

В отдельных случаях, когда раскрытие информации по условным фактам хозяйственной деятельности может отрицательно повлиять на вероятность наступления этих фактов, организация может не раскрывать информацию в полном объеме, а указать в пояснениях к отчету о прибылях и убытках лишь общий характер условного факта и причину, из-за которой более подробная информация не раскрывается. Вопросы, регулируемые ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», тесно связаны с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» .

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначены для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

Налоговая декларация — официальное письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и их источниках, подлежащих налогообложению за определенный период времени. Так же в декларации налогоплательщик указывает налоговые скидки и льготы, причитающиеся ему. Декларация служит одной из форм установления величины налога, подлежащего уплате в бюджет и контроля за уплатой налогов со стороны налоговой инспекции.

2. Подготовительные мероприятия перед составлением отчетности

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежащих оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учете капитальных вложений, определяется финансовый результат по деятельности организации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки» .

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, изложенных в приказе Минфина РФ № 67-н (13).

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производится в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

3. Значение, функции и роль бухгалтерского баланса в оценке финансового положения

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшим является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.

Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам — для оценки финансовой устойчивости. налоговый отчетность бухгалтерский рентабельность

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей — актива и пассива. В западной практике пассив представлен в виде собственного капитала и обязательств, т.е.

Актив = Обязательства + Собственный капитал.

Бухгалтерский баланс — это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве группируется одно и то же имущество по разным направлениям.

Обычно баланс представляется в виде двусторонней таблицы, которая наиболее распространена. Однако баланс можно представить и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива.

В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер. Организации могут дополнять, сокращать и видоизменять рекомендуемую форму баланса.

В рекомендуемой форме бухгалтерского баланса актив баланса состоит из двух разделов:

В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:

V. Краткосрочные обязательства.

В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды имущества и источники их формирования, указанные в классификациях имущества по составу и функциональной роли и по источникам образования и целевому финансированию. Данные об имуществе и обязательствах в балансах отражаются обычно в тысячах рублях.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Это контролируемые предприятием экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности.

Активы Внеоборотные (долгосрочные) — совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе его хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.

Активы оборотные (текущие) — совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущий хозяйственный процесс и полностью потребляемых в течение одного операционного (производственно-коммерческого) цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования менее одного года.

Активы материальные — группа активов предприятия, имеющих вещественную (материальную) форму. В группу материальных активов входят: основные средства; незавершенное строительство; оборудование, предназначенное к монтажу; производственные запасы сырья и материалов; запасы товаров; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.

Активы финансовые — группа активов предприятия, находящихся в форме наличных денежных средств и различных финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К этой группе активов относят: денежные активы и их эквиваленты в национальной и иностранной валюте; дебиторскую задолженность; краткосрочные и долгосрочные финансовые инвестиции предприятия.

Денежные активы — совокупная сумма денежных средств предприятия находящихся в его распоряжении на определенную дату и представляющих собой его активы в форме готовых средств платежа (т.е. в форме абсолютной ликвидности).

Капитал — накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его владельцами в экономический процесс, как инвестиционный ресурс и фактор производства, с целью получения дохода. Это вложения собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации.

Капитализация — перевод вновь сформированных доходов (или определенной их части) в капитал. Наиболее распространенными операциями капитализации доходов являются: капитализация чистой прибыли (направление определенной ее части на производственное развитие); капитализация чистого денежного потока от инвестиций (его реинвестирование); капитализация суммы депозитного процента (его направление на прирост депозитного вклада); капитализация дивидендов (путем осуществления дивидендных выплат в форме новых акций) и другие.

Заемный капитал, заемные финансовые средства — привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Заемный капитал классифицируется по видам, срокам использования и другим признакам. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны быть представлены с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, кредиторская задолженность) и долгосрочные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, превышающей 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной (балансовой) и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Анализ активов, обязательств и капитала организации проводится по балансу (форма № 1) с помощью одного из следующих способов:

анализа непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

формирования уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Анализ непосредственно по балансу — дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.

Один из создателей балансоведения Н.А.Блатов рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а также расчетами динамики.

Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. В число исследуемых показателей обязательно нужно включать следующие:

Общая стоимость активов организации, равная сумме первого и второго разделов баланса.

Стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества.

Стоимость мобильных (оборотных) средств.

Стоимость материальных оборотных средств.

Величина собственного капитала организации.

Величина заемного капитала.

Величина собственных средств в обороте.

Величина финансово-эксплуатационных потребностей (ФЭП), равная разнице между запасами, НДС, дебиторской задолженностью и суммой кредиторской задолженности.

Величина устойчивого капитала, равная сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами.

Текущие обязательства равны сумме краткосрочных кредитов и займов, задолженности и прочих краткосрочных обязательств.

Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости активов, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей должны уравновешивать друг друга.

4. Анализ имущества организации

Анализ динамики и структуры имущества предприятия состоит в общей характеристике состава и структуры актива баланса. Анализ актива баланса дает возможность установить основные показатели, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия:

Стоимость имущества предприятия.

Стоимость оборотных средств.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления ее текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Исследование изменения структуры активов организации позволяет получить важную информацию. Так, например, увеличение доли оборотных активов в имуществе (активах) может свидетельствовать о:

формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации;

отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей готовой продукции, товаров, работ и услуг организации, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса;

сворачивании производственной базы и т.д.

Для того чтобы сделать точные выводы о причинах изменения данной пропорции в структуре активов, необходимо провести более детальный анализ разделов и отдельных статей актива баланса, в частности, оценить состояние производственного потенциала организации, эффективность использования основных средств и нематериальных активов, скорость оборота текущих активов и др.

Для характеристики динамики имущества предприятия необходимо использовать сравнительный анализ, т.е. рассчитывать абсолютные и относительные отклонения каждой статьи актива. Для изучения структуры имущества используют анализ, который состоит в определении удельного веса каждой статьи актива в итоге баланса.

Абсолютные отклонения = Пк.г. — Пн.г. (1)

Относительные отклонения = Обс.отклонение / Пн.г.*100% (2)

Отклонения от удельного веса = Уд.весПк.г. — Уд. весПн.г (3)

Удельный вес = статья баланса*100% / итог баланса (4)

где Пк.г. — показатель конца года; Пн.г. — показатель начала года; Уд.вес — удельный вес.

Анализ динамики и структуры актива представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ динамики и структуры актива баланса

источник

Анализ налоговых обязательств как составная часть анализа финансовой отчетности организации позволяет уточнить комплексную оценку ее финансового положения и результатов деятельности. Сведения о начислении, оплате, а также наличии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам содержатся в налоговой отчетности, которая наряду с бухгалтерской и статистической входит в состав внешней финансовой отчетности организации. Сравнительная характеристика указанных видов отчетности дана далее вгл. 11 (см. табл. 11.1).

Налоговая отчетность — это совокупность налоговых деклараций, передаваемых налогоплательщиком в налоговые органы, которые содержат данные об объектах налогообложения, налоговых базах, применяемых ставках и суммах налогов и сборов (далее — налоги), подлежащих уплате в бюджеты всех уровней или возмещению налогоплательщику.

Информация о налогах, плательщиком которых является организация, формируется в бухгалтерском учете, при этом налоги, установленные действующим законодательством, представляют собой сложную учетную категорию. В настоящее время Налоговым кодексом РФ для организаций установлено 7 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, а также 4 специальных налоговых режима. Каждая организация самостоятельно определяет, плательщиком каких налогов она является, в зависимости от наличия у организации объекта налогообложения, которым может быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. В отношении юридических лиц НК РФ предусмотрено более 30 возможных объектов налогообложения, из которых у крупнейших налогоплательщиков одновременно может подлежать учету до 25 объектов. Кроме того, любая организация может являться налоговым агентом — выполнять обязательства по расчету, удержанию и перечислению в бюджет налога за другое лицо, что, в свою очередь, приводит к необходимости дополнительно определять еще три объекта налогообложения: налогом на прибыль организаций, налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Как правило, идентификация объекта налогообложения предусматривает несколько последовательных шагов, связанных с его выявлением и конкретизацией. Например, одним из объектов налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в то же время п. 2 ст. 333.9 НК РФ установлено 7 случаев, когда забор воды не приводит к возникновению объекта налогообложения. Значит, организация должна не только выявить операции, удовлетворяющие критерию объекта налогообложения, но и проверить, имели ли место случаи забора воды в условиях, при которых он не будет признаваться объектом налогообложения.

Налог считается установленным, когда законодательно определены налогоплательщики и установлены все элементы налогообложения, к которым, кроме объекта налогообложения, относятся:

  • • налоговая база;
  • • налоговая ставка;
  • • налоговый период;
  • • порядок исчисления налога;
  • • порядок и сроки уплаты налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. По каждому налогу НК РФ устанавливаются налоговая база и порядок ее определения. Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы; отсюда, сумма налога, начисляемая к уплате в бюджет, рассчитывается как произведение налоговой базы на налоговую ставку. Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.

Порядок исчисления налога включает методику расчета суммы налога к перечислению в соответствующий бюджет с учетом налоговых льгот, вычетов и условий применения конкретных налоговых ставок, а также сроки уплаты налога и подачи налоговой декларации.

В тех случаях, когда налоговая база по какому-либо налогу представляет собой результат расчета объекта налогообложения, состоящего из многих компонентов, а сами эти компоненты не регистрируются в системе бухгалтерского и оперативно-технического учета, НК РФ устанавливает обязанность для организаций-налогоплатель- щиков вести налоговый учет. В современной России данная обязанность впервые возникла в 2002 г. в связи с введением в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ. Тем не менее сам термин «налоговый учет» значительно старше и был распространен в нашей стране в 20—40-х гг. XX в. Согласно определению, содержащемуся в ст. 313 НК РФ, налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных, содержащихся в первичных документах, сгруппированных в установленном порядке.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом руководителя. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых налоговым законодательством способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Данные, необходимые для расчета налога, подтверждаются:

  • • первичными учетными документами (включая справку бухгалтера);
  • • аналитическими регистрами налогового учета 1 ;
  • • расчетом налоговой базы.

На их основании по каждому подлежащему уплате организацией налогу составляется отдельная налоговая декларация — основной документ налоговой отчетности [1] [2] .

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения,

0 полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган в установленные НК РФ сроки за подписью налогоплательщика или его представителя, чем подтверждаются достоверность и полнота указанных в ней сведений.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения разрабатываются и утверждаются Минфином России на основе действующих с 2002 г. Единых требований к формам налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов и порядков заполнения (в ред.

от 20.12.2010 № ММВ-7-6/741@). Указанным нормативным актом установлено, что налоговая декларация включает:

  • • титульный лист, содержащий информацию о виде налоговой декларации; дате подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в декларации; налоговом периоде, за который она представлена; об основных учетных данных налогоплательщика и иные сведения общего характера;
  • • раздел (разделы) декларации с информацией о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика (с разбивкой по кодам бюджетной классификации), а также основные показатели, используемые для исчисления налога и формирования статистической отчетности налоговых органов;
  • • приложения, содержащие дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

Налоговая отчетность составляется с использованием балансового принципа: задолженность (переплата) по налогу на конец отчетного периода равна остатку задолженности (переплаты) на начало периода, увеличенному на величину задолженности, начисленной за период, и уменьшенному на величину погашенной и зачтенной за отчетный период налоговой задолженности.

В отечественной практике существует четыре способа формирования налоговых деклараций в зависимости от использования информации, создаваемой в системе определенного вида учета (рис. 10.1).

Первый способ (последовательность его реализации обозначена пунктирной линией и литерой «А») предполагает заполнение налоговой декларации без участия показателей бухгалтерского и налогового учета на основе данных первичных документов или регистров оперативно-технического учета. Таким способом формируется, например, налоговая декларация по транспортному налогу. Далее налоговая декларация, в свою очередь, служит первичным документом для записи о начислении данного налога в регистр бухгалтерского учета (жирная стрелка на рисунке).

Основой второго способа является информация, получаемая в системе налогового учета (штрихпунктирная линия, литера «Б») без использования данных бухгалтерского учета. Примером применения данного способа могут служить налоговая отчетность по акцизам, а также налоговые декларации по налогу на прибыль организаций в случае, если налогоплательщиком организовано параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Третий способ (мелкая пунктирная линия, литера «В») предполагает расчет показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерской информации. К декларациям, составляемым этим

Рис. 10.1. Способы формирования налоговых деклараций

способом, относятся отчетность большинства организаций по налогу на прибыль, а также налоговые декларации по НДС.

К четвертому способу (сплошная линия, литера «Г»), не предусматривающему создания системы налогового учета для исчисления налогов, относится последовательность заполнения деклараций по налогу на имущество организаций.

Следует отметить, что бухгалтерская отчетность организации содержит весьма ограниченный набор показателей о состоянии расчетов по налогам и сборам, который приведен в табл. 10.1. Это объясняется тем, что бухгалтерская отчетность охватывает всю финансовохозяйственную деятельность организации, в то время как налоговая отчетность — только ту ее часть, которая связана с формированием налоговых баз, начислением налогов и расчетами с бюджетом.

Налоговые показатели, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой)

источник