Меню Рубрики

Как сладко дремлет сад темно зеленый анализ

  • Авиация (132)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (65)
  • Вопрос-Ответ (1939)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (83)
  • Дальние страны (874)
  • ДИНАСТИИ (26)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (477)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (760)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (123)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (529)
  • Истории любви (144)
  • ИСТОРИЯ (1699)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (974)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (204)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (194)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (406)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (42)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (418)
  • Облака (13)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (231)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (180)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (32)
  • Поэзия (721)
  • Праздники (33)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (84)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (973)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (106)
  • Символы (130)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1317)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (325)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (425)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (710)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (212)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины. Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

источник

***
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой.

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

  • 31.05.2019. Борис Садовский Поздний жук, прожужжав, утонул в ф
  • 30.05.2019. Евгений Винокуров И я ещё задумаюсь о том
  • 29.05.2019. Екаетина Полянская И вновь запела скрипка у метро
  • 28.05.2019. Константин Романов Отцветает сирень у меня под окн
  • 27.05.2019. Виктор Генрихович Гофман Играет солнце гаснущим лу
  • 26.05.2019. Ирина Антонова Прикинувшись луною, за окном
  • 25.05.2019. Лариса Васильева Где ветер бабушкина сада
  • 24.05.2019. Максим Замшев Ах, как же рпньше сирень цвела
  • 23.05.2019. Самуил Маршак Ландыш
  • 22.05.2019. Федор Тютчев Как сладко дремлет сад темно-зеленый
  • 21.05.2019. Евгений Винокуров Дайте полночь в мои осторожные р
  • 20.05.2019. Татьяна Вольтская Как мокро за окном, как пусто
  • 19.05.2019. Татьяна Максименко Солнце. Заря вечерняя
  • 18.05.2019. Лариса Зубакова Натюрморт с сиренью
  • 17.05.2019. Самуил Маршак Счастье
  • 16.05.2019. Агния Барто Весення гроза
  • 15.05.2019. Анатолий Тепляшин Весна не предсказуема, как жизнь
  • 14.05.2019. Вадим Шефнер Высокое равенство
  • 13.05.2019. Татьяна Шорохова Ночной кипарис
  • 12.05.2019. Федор Тютчев И в Божьем мире то ж бывает
  • 11.05.2019. Вероника Тушнова Еще шуршат, звенят и шепчут капли
  • 10.05.2019. Владимир Костров Я выхожу из леса и. ни с места
  • 09.05.2019. Илья Фоняков Санкт-Петербург
  • 08.05.2019. Евгений Мартышев Чтоб быть поэтом, надо жить поэто
  • 07.05.2019. Владимир Медведев Черным вороном ночь опускается
  • 06.05.2019. Татьяна Никологорская Как дерево -наивною листвой
  • 05.05.2019. Екатерина Полянская Да, я буду писать о бабочках и
  • 04.05.2019. Владимир Фирсов В весеннем лесу
  • 03.05.2019. Федор Тютчев Первый лист
  • 02.05.2019. Константин Скворцов Первый лист
  • 01.05.2019. Юрий Поляков Железнодорожное сравнение

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Разработка внеклассного мероприятия в 10 классе по литературе

Тема: Читаем, думаем, рассуждаем.

«Чтение и анализ поэтических произведений. Стихотворения Фёдора Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Тени сизые смесились…»

Цель : ознакомить учащихся с содержанием пейзажно-философской поэзии Тютчева; обратить внимание учащихся на приемы передачи при чтении настроения художественного текста.

Задачи: продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста. Развивать навыки осмысленного чтения учащимися поэтического текста. Формирование эстетического вкуса у школьников

Оборудование : портрет Ф.Тютчева, иллюстрации к поэзиям; тексты стихотворений «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Тени сизые смесились…»

Вступительное слово учителя:

— На предыдущих уроках мы с вами начали изучение творчества Ф.Тютчева. О каком произведении шла речь?

— Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.
3. Новый материал :

Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дисгармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.
Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на примере таких стихотворений, как «Тени сизые смесились…», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Сегодня мы попытаемся прочитать стихотворения Тютчева и осмыслить их.

Запишем тему нашего урока : Пейзажно-философская поэзия Ф.Тютчева

Сегодня мы будем анализировать стихотворения поэта о природе.

Цели: Вы должны будете внимательно прочитать их, научиться формулировать тему стихотворения, его основную мысль, найти ключевые слова, исследовать рифму и стихотворный размер и определить настроение стихотворения. Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову «ночь». Вы спросите, как это может соотноситься с тематикой творчества поэта? Ответ найдем в стихотворениях.

Выразительное чтение стихотворений «Тени сизые смесились…», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…».

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Чувства — мглой самозабвенья

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Как видим, в обоих стихотворениях присутствует образ ночи. Что же такое ночь для поэта?

Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах. Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом. Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка. «Тихий, темный, благовонный, все залей и утиши», — просит автор. Он хочет забыться и избавиться от тяжелых мыслей. Ведь именно ему принадлежала идея морского путешествия в Турин, которое стало роковым для всей семьи. В 1835 году семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом и взрослые, и дети остались живы. Однако это происшествие весьма негативно отразилось на здоровье Элеоноры Тютчевой, которая месяцами не вставала с постели и не хотела ни с кем разговаривать.

Днем, когда жизнь была наполнена суетой и всевозможными заботами, поэт не так сильно ощущал душевную боль, хотя и понимал, что вернуть к полноценной жизни красавицу-жену ему не под силу. Однако с наступлением вечера, когда дети укладывались спать, и в доме воцарялась мертвая тишина, Тютчев особенно остро ощущал свое одиночество. В один из таких вечеров и было написано стихотворение «Тени сизые смесились…», наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью. Тютчев понимает, что его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он проявил благоразумие. Поэтому, обращаясь к ночному сумраку, поэт восклицает: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». Он готов поменяться местами со своей супругой и отдать собственную жизнь взамен на то, чтобы помочь возлюбленной. Однако судьба готовит ему новое испытание – в 1838 году Элеонора Тютчева умирает, оставив поэту трех дочерей и завещание, согласно которому он непременно должен жениться снова. Ее просьба была выполнена, и уже через год в доме Тютчевых появилась новая хозяйка, которая смогла вернуть поэту любовь к жизни и фактически спасла его от самоубийства.

В начале мая 1836 г. поэт послал стихотворение «Тени сизые смесились…» Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. Толстой. Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался».

Работа в тетрадях : Работа в группах. (Учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столе):

К какому жанру лирики можем отнести стихотворение? (Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. )

Определите основную тему стихотворения. (Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души).

Какую картину мы видим в первой строфе? (Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой.
Всё во мне, и я во всем. )

В чем оксюморонность созданной поэтом картины? («Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений).

Читайте также:  Как сдавать анализ на пти натощак

Какие особенности второй строфы? (Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое).

Какова композиция стихотворения? (Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем. ». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции).

Определите стихотворный размер, рифмовку. (Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная).

Какие художественные средства использует поэт? ( Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»)).

5. Заслушивание выводов . (учащиеся читают стихотворение вслух и делают вывод)

Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы.

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям.

7. Анализ стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины. Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Давайте их назовем.

— Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой.

— Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Какие знаки препинания подсказывают смену настроения?

— Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену пришли многоточия и риторические вопросы.

— Правильно. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

Почему в третьей строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает?

— Он говорит, что если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь.

— Да. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

8. Заключительное слово учителя. Итак, ребята, сегодня мы попытались с вами заглянуть в творческую лабораторию великого русского поэта Ф.И.Тютчева. Я думаю, что вы вынесете с этого занятия не только какие-то литературные понятия и факты, но и уроки любви к природе, к чарующему слову, которые преподал нам Ф.И.Тютчев.

Д/З Дать развернутый ответ на вопрос: Какие особенности пейзажно-философской поэзии можно отметить в стихотворениях Ф.И.Тютчева?

источник

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый … »

Стихотворение Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый … », без сомнения, можно отнести к романтико-философской лирике, столь характерной для поэта: здесь и борьба дневных и ночных стихий, тема земли и неба, вечные вопросы о вере, месте человека во вселенной, его: одиночестве, смысле бытия.

Структура стихотворения так же типична для философских произведений поэта: первые строфы — это волшебное описание природы, а последние — философские размышления.

В 1-й строфе создана чудесная картина ночного сада. Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой воспевает ее гармонию с пафосом и страстью, и это впечатление усиливает повторяющееся восклицание «как сладко».

Но здесь эпитет «сладко» не кажется приторным, а создает ощущение наслаждения покоем, сном. Картина в высшей степени поэтична, изобилует инверсиями и палитрой цвета. Ее можно было бы сравнить с живописным полотном Куинджи, если бы не голубизна ночи, которая наполня сад воздухом, увеличивает объем, раскрывает замкнутое пространство сада и предопределяет переход к изображению бездонного неба во 2-й строфе.

Во 2-й строфе мы ясно ощущаем, что ночь — это не полный покой: она полна звуков, движения. В этой строфе уж ощущается одиночество лирического героя, оказавшего наедине с таинством ночи. Эта неясность, неизведанность «как в первый день созданья», волнует и тревожит героя.

Загадочность и тревожность ночи противопоставлены у автора ясности и порядку трудового дня. Здесь чувствуется столь характерная для поэзии Тютчева противоречивость, некоторая парадоксальность мысли: с одной стороны, автор показывает, что именно ночью все стремится к покою , замирает.

С другой стороны, жизнь не прекращается, в каких-то проявлениях становится интенсивнее, слышны восклицания, музыка.

В 3-й строфе главной является антитеза: объятие сном, замирание дневного движения, связанного с материальной деятельностью, и освобождение духовной жизни, мыслительной, «бестелесной» энергии, которая была заключена в телесную оболочку днем.

Автор воспринимает эту вырвавшуюся энергию как «чудный, еженощный гул». Возможно, этот образ возникает от напряженного вслушивания в звуки ночи. И этот гул сводил на нет Спокойствие и умиротворение 1-й строфы.

Если во 2-й строфе покой сменяется волнением, то теперь настроение становится тревожным и смятенным, такое впечатление достигается многочисленными ассонирующими «у»: «труд уснул», «проснулся чудный», «еженощный гул», «откуда он, сей гул».

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом. Сон раскрепощает все скованные днем-силы души, не столько светлые, сколько темные. Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, несут угрозу свету и гармонии. И, задав вечные вопросы, автор как бы останавливается на краю обрыва, предлагая читателю заглянуть в бушующую бездну.

Такое умолчание вызывает желание проникнуть в недосказанные мысли автора и найти свой ответ, рождает новые вопросы: зачем думам рваться ввысь, почему им тесно в человеческой оболочке?

Наверное, потому, что такова натура человека: его душа стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.

Тютчев обращается к теме ночи не раз в своих стихотворениях, и ночной гул тоже возникает неоднократно, например:

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул …

Это четверостишие близко по смыслу рассматриваемому, даже рифма « уснул — гул» одинаковая. И еще одно стихотворение, в котором слышится тема гула, — зачем ты воешь, ветр ночной?Любопытно, что все эти три стихотворения были написаны в одном 1836 году.

И все-таки я воспринимаю это стихотворение (и многие другие тютчевские строки) не как гармоничный набор красных рифм, умело скомпонованных эпитетов и метафор и глубоких, выраженных поэтически мыслей, а как чудо, сотворенное гением.

источник

Сопоставительная характеристика стихотворений Тютчева «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый»

Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высокоодаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового философского миропонимания. Поэт отказался от лиро-эпического рода поэзии, у него нет мотивов фантастики, свойственных балладам Жуковского. Тютчев посвятил свою лирику философско-психологическим проблемам. Его понимание жизни вызывало

Истинное величие поэта Тютчева обнаруживается в его философской лирике. И хотя за всю первую половину 1830-х годов в печати появилось лишь пять его стихотворений, именно в произведениях этого периода творчества автор в высшей степени проявляется как гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог, способный говорить о смысле бытия человеческого,

«Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространств», – писал Паскаль, философия которого так поражала воображение Тютчева. Не отсюда ли появились в лирике поэта образы, вызывающие у человека чувство тревоги, особенно обостряющееся ночью, когда исчезает призрачная преграда – видимый мир – между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами»:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул…

У лишенного зрения «ночного» человека обостряется слух, и он слышит «еженочный гул», шум стихии, который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. Это ощущение приближения неизведанного, непостижимого сближает стихотворения «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» по тематике, по общему настрою.

С другой стороны, сам характер переживаний лирического героя в первом стихотворении глубоко отличен от характера переживаний героя второго произведения Тютчева. В первом случае герой чувствует, что он, человек, житель Земли, со всех сторон окружен действительной, настоящей бездной – Вселенной. А что есть Вселенная? Об этом даже страшно помыслить. Во втором же случае лирический герой делает робкую попытку «изведать неизведанное», он даже осмеливается сделать предположение о происхождении, о природе Вселенной:

Откуда он, сей гул непостижимый.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном:

Неизвестность для Тютчева неизменно отождествляется с образом природы, например в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» небытие воплощается в образе океана, разбушевавшейся стихии, а в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» – в образе звездного неба. Такой прием часто в литературе называется одушевлением. Но здесь особый случай. Одушевление как художественный прием есть разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева – это не художественный прием, а философское убеждение, не «красивое словцо», а точное наименование, называние вещей своими именами. Действительно, океан и звездное небо вызывают у читателя неизбежную ассоциацию с бесконечностью, с потусторонним миром, приходящим к человеку только во сне. А образы Земли, сада, яблонь, цветов олицетворяют реальную жизнь, явления, доступные человеку. Отсюда возникающая и в том, и в другом стихотворениях параллель «день – ночь»: день, как и «земная жизнь», понятен, его можно описать и изучить, он светел и ясен, но его сменяет ночь, которая, напротив, воплощает нечто зыбкое, неуловимое, таинственное. Эти две категории, как черное и белое, напоминают о самой сущности природы – борьбе и единстве противоположностей, а значит, и о сущности человека, плывущего по жизни:

И мы плывем, пылающею бездной

На основе сопоставительного анализа двух стихотворений Ф.И. Тютчева можно сделать вывод о том, что в философской лирике поэта пейзаж – это слепок с того, что находится внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, мира и хаоса, и является соединением и объединением этих двух миров. Трудно все это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое – та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный великим поэтом, не может не восхищать своей емкостью и выразительностью. Как сказал в свое время И.С. Тургенев, описывая творческий метод Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникнутая им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

источник

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины.

Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц — золотым, ночь — голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки.

Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа.

У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми.

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад — к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем.

Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта — время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир — мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение.

Читайте также:  Как сдавать анализ на ретроградную эякуляцию

С одной стороны — у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой — как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

Анализ стихотворения Тютчева «Memento» Стихотворение «Memento» Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича. .

Анализ стихотворения Тютчева «Неман» Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с. .

Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…» Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Первый вариант стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» появился на страницах литературно-политической газеты «День» в 1865 году. После публикации Тютчев выразил недовольство. По его словам, текст произведения редакция напечатала. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году. .

Анализ стихотворения Тютчева «День и ночь» Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы. .

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он. .

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на. .

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…» Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а. .

Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес» Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…» Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля. .

Анализ стихотворения Тютчева «Обвеян вещею дремотой…» Стихотворение «Обвеян вещею дремотой…» — настоящая жемчужина пейзажной лирики Тютчева. Лев Толстой пометил его буквой «К. » . Благожелательно отозвался о нем и Иван Аксаков. По его мнению, особенно удалось поэту. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…» Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения Тютчева «День вечереет, ночь близка…» Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну. .

Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви Одной из центральных в творчестве Тютчева стала тема любви. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С. .

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы» В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов». .

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья…» Тютчева Ф. И Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более. .

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»; Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»; . Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого. .

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен. .

Анализ стихотворения Тютчева «Над этой темною толпой…» Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной. .

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…» Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, — тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз. .

Анализ стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» Ночь — важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта — дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера, Танатос, Харон. .

Анализ стихотворения Тютчева «Когда в кругу убийственных забот…» Рутина жизни всегда пугала Тютчева который, оставаясь в душе романтиком, много лет подряд вынужден был занимать высокий дипломатический пост. Быть одним из тех, кто вершит судьбу государства, нравилось поэту. Однако. .

Анализ стихотворения Тютчева «Увы, что нашего незнанья…» Знакомство Федора Тютчева с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой в прям смысле слова перевернуло жизнь 40-летнего поэта. Он вдруг осознал, что все его любовные увлечения являются мимолетными и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина. .

Анализ стихотворения Тютчева «Видение» Тютчев — признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека. Душа теряет память о дневном существовании и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Пейзажная лирика Федора Тютчева — это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие. .

Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы» Точная дата написания стихотворения «Снежные горы» до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы — от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал. .

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро» Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям. .

Анализ стихотворения Тютчева «Какое дикое ущелье!…» Горы — один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе — «Альпы», » Хоть я и свил гнездо в долине…». .

Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825» Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие. .

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес» В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий — «грохот летних бурь», бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался. .

Анализ стихотворения Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…» Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового. .

Стихи Ф. И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без­надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии. .

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи» Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий. Для этого мы выбираем неспешный ритм повествования «от третьего лица». .

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» . Природа в стихо­творении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

источник

Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул.

На изображении изображены представители шведской модели семьи. Уже запланированная жизнь пополнения приюта для пожилых людей не имеет смысла в том, что здесь происходит. Они старались не обманывать любовь своих детей и знали, что их родители не будут обманывать своих детей в старости. Поэтому в стране семейного идиллизма в Италии представители шведской модели включают беспокойство. Это только спасает его от осознания того, что священная семья является основным источником мафии. Несложная и монолитная прочность.

Солидарность в Восточной Европе, Америке, России становится обязательным бременем, к которому люди в обществе были в определенной степени осуждены. Темный костюм, отражающий статус автомобиля, некоторые рестораны, некоторые курорты. Приехав в Италию, твердые люди вскакивают, глядя на своих равных, скажем, на директора филиала банка, который едет на скутере. Или беспокоит, зная, что столовая может иметь место в шумной пиццерии.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Твердая Италия неприемлема, потому что кажется слишком отвлекающей. Лучше не принимать живот, чтобы жить в Италии. Для тех, кто убежден, что модная одежда и отличное вино чисты, ничего не сладкое. Действие — это грех, а наслаждение солнцем — невыносимая лень. Вы ничего не сделаете, Италия имеет много удовольствия, самое худшее, что это совершенно кратковременное удовольствие. По словам виновных, Италия неспокойна. «Дольче Вита» Федерико Феллини — это не что иное, как художественное оформление алого итальянского образа.

Затем отправляйтесь в Сан-Джованни на Латеранскую площадь в Риме в 2 часа ночи. Машины здесь больше, чем второй день. Есть также больше случаев, когда синдром Стенли не работает. Когда Италия вместо «обнимания» отвергает. Например, уличные любовники шокированы шумом на улицах. Неопыленная полихромия — это много ярких цветов. Чувства, которые уже учат контролировать итальянские эмоции, раздражают. Владельцы больших автомобилей сердятся на очень маленькие машины. Гомофобия — откровенно веселый миланский мир моды.

Все права принадлежат авторам, 2000-2017 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Фёдор Тютчев

Не говоря уже о уличной одежде, едой строго в течение нескольких часов, страсти к забастовкам и категорическом отношении к кондиционерам воздуха. Иногда одного из безумия, процитированного здесь, достаточно, и любовь превращается в ненависть. Чары — отвращение. Есть поклонники этого, и они не могут это терпеть. Среди первых обычно чувственные, дезорганизованные, хаотичные, креативные, не вписывающиеся в схемы, равнодушные к эстетике, хорошей кухне и теплым климатом. Итальянцам не нравятся аккуратные, пунктуальные, монолитно твердые, эмоционально подавленные в детстве, рациональные и презренные моменты удовольствия.

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…

В любом случае не следует забывать, что Италия непредсказуема. Невозможно заранее знать, кто станет синдромом Стендаля, когда и когда. Сегодня — учитель, который умер в Венеции, а завтра — это безразличный мастер-мастер в литературе. Однажды во Флоренции мы путешествовали с группой туристов из Литвы. Это говорило два слова: «Феррари Скаглиетти». Он слушал зловоние двигателя. Затем он уставился на работу дизайнера Паоло Пининфарины. Длинные следовали глазами, затем несколько часов застенчиво. Это была не более чем небольшая атака итальянского синдрома.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины. Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

Читайте также:  Как сдавать анализ на простейших собаки

В этой книге описывается классификация чувствительных путешественников, которые «не в курсе» в Италии, и скептики, которые видят только фон мусора из базилика, являются не чем иным, как обобщающими обобщениями. Разве это не форма заблуждения, вызванная синдромом Стенли, независимо от того, передается ли она ностальгией кипарисам, голубое небо и радость жизни. А что такое поздняя, ​​нерегулярная, эстетическая, более этичная, чем Италия, есть? Миссия изучающего итальянца — восхищаться и критически оценивать, но не переусердствовать с обобщениями.

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

Создавать обобщения опасно просто потому, что некоторые из них рано или поздно становятся ментальными стереотипами. Он искрился блюдом спагетти и размашистым револьвером в Пармезане. Это был не более чем разгромный итальянский ритм. Тысяча и одна из них построены настолько, что половину планеты недостаточно, чтобы разместить всех воображаемых, ложных, пораженных любовью или разгневанных итальянцев. Итак, вернемся к вопросу на первой странице этой книги: Вы любите Италию? Какая идиллическая, литературная, мифологизированная?

Ароматичный, вкусный, элегантный? Или вы ненавидите Италию? Если да, то кого вы ненавидите? Те, кто был напуган фильмами о мафии, тот, кто беспокоился, потому что поезд задержался на полчаса, и больше ничего? Или, может быть, те, кто нервничает по поводу аутсайдера мужчин и женщин?

источник

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины.

Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи. когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Фёдор Тютчев

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины. Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

Как сладко дремлет сад темнозеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой.

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в Хаосе ночном.

8 В саду фонтан, смеяся, говорит…

15 Рой бестелесный, слышный, но незримый,

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 7.

Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 7 и 6.

Первая публикация — РА . 1879. Вып. 5. С. 134; тогда же — ННС . С. 40. Затем — Изд. СПб., 1886 . С. 14; Изд. 1900 . С. 86.

Печатается по второму автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 250.

В первом автографе есть название стихотворения — «Ночные голоса». 7-я строка здесь — «Музыки дальной слышны восклицанья», 8-я — «В саду фонтан, смеяся, говорит», 15-я — «Рой бестелесный, слышный, но незримый».

Во втором — название отсутствует, имеются разночтения по сравнению с первой: в 7-й строке — первая буква второго слова напоминает тютчевское «з», и тогда получается слово «зальной», а не «дальной» (ср. с написанием «з» в словах «сквозь», «музыки», «завеса», «изнемогло»), в первом автографе здесь было очевидное «д» и получалось слово «дальной». В 8-й строке второго автографа — «Соседний ключ слышнее говорит», в 15-й — «Мир бестелесный, слышный, но незримый». Все строфы и здесь отчеркнуты. Знаки препинания несколько изменены. Складывается впечатление, будто поэт первоначально не дифференцирует знаки препинания, а обозначает какие-либо остановки, смысловые и интонационные, знаком тире. Все стихотворение как бы строится на эффекте недоговоренности: и восклицания, и вопросы, и утверждения не выражают всего, что можно бы сказать; к тому же тютчевские многоточия здесь не короткие, а длинные: после слова «говорит» стоит пять точек, после «уснул» — четыре, после «гул» (12-я строка) — восемь, до самого края страницы поставлены точки, больше они здесь и не вмещаются; после слова «непостижимый» стоят четыре точки (тоже до самого края страницы), после слов «в хаосе ночном» — пять точек, и опять до самого края. Поэт эстетически переживает мир непознанного, не подлежащего словесному выражению, но он существует, и многоточия о нем напоминают.

Печаталось везде под названием «Ночные голоса», что соответствовало лишь раннему автографу. В первых трех изданиях 7-я строка — «Музыки бальной слышны восклицанья». Но уже в Изд. 1900 — «Музыки дальной слышны восклицанья». Однако в Изд. Маркса снова — «Музыки бальной слышны восклицанья», но в изд. Чулков I и в Лирике I — «Музыки дальной».

Датируется 1830-ми гг.; в начале мая 1836 г. было послано Тютчевым И.С. Гагарину.

«Как сладко дремлет сад темнозеленый…» — это шестое стихотворение с образом хаоса: «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной…», «О чем ты воешь, ветр ночной. », «Сон на море» — во всех, кроме второго и третьего в этом перечне, употреблено и самое слово «хаос». Если в прежних стихотворениях о хаосе были акцентированы чувства тревоги, страха, распада сознания, то в рассматриваемом — выделены идеи и переживания таинственности, непостижимости хаоса, поддерживается мысль о его бестелесности и иррациональности. Впервые именно в этом стихотворении появился характерный для Тютчева образ «завесы»; ею оказывается ночь, опускающаяся на дневной мир как занавес.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый … »

Стихотворение Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый … », без сомнения, можно отнести к романтико-философской лирике, столь характерной для поэта: здесь и борьба дневных и ночных стихий, тема земли и неба, вечные вопросы о вере, месте человека во вселенной, его: одиночестве, смысле бытия. Структура стихотворения так же типична для философских произведений поэта: первые строфы — это волшебное описание природы, а последние — философские размышления.

В 1-й строфе создана чудесная картина ночного сада. Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой воспевает ее гармонию с пафосом и страстью, и это впечатление усиливает повторяющееся восклицание «как сладко». Но здесь эпитет «сладко» не кажется приторным, а создает ощущение наслаждения покоем, сном. Картина в высшей степени поэтична, изобилует инверсиями и палитрой цвета. Ее можно было бы сравнить с живописным полотном Куинджи, если бы не голубизна ночи, которая наполня сад воздухом, увеличивает объем, раскрывает замкнутое пространство сада и предопределяет переход к изображению бездонного неба во 2-й строфе.

Во 2-й строфе мы ясно ощущаем, что ночь — это не полный покой: она полна звуков, движения. В этой строфе уж ощущается одиночество лирического героя, оказавшего наедине с таинством ночи. Эта неясность, неизведанность «как в первый день созданья», волнует и тревожит героя. Загадочность и тревожность ночи противопоставлены у автора ясности и порядку трудового дня. Здесь чувствуется столь характерная для поэзии Тютчева противоречивость, некоторая парадоксальность мысли: с одной стороны, автор показывает, что именно ночью все стремится к покою, замирает. С другой стороны, жизнь не прекращается, в каких-то проявлениях становится интенсивнее, слышны восклицания, музыка.

В 3-й строфе главной является антитеза: объятие сном, замирание дневного движения, связанного с материальной деятельностью, и освобождение духовной жизни, мыслительной, «бестелесной» энергии, которая была заключена в телесную оболочку днем. Автор воспринимает эту вырвавшуюся энергию как «чудный, еженощный гул». Возможно, этот образ возникает от напряженного вслушивания в звуки ночи. И этот гул сводил на нет Спокойствие и умиротворение 1-й строфы. Если во 2-й строфе покой сменяется волнением, то теперь настроение становится тревожным и смятенным, такое впечатление достигается многочисленными ассонирующими «у»: «труд уснул», «проснулся чудный», «еженощный гул», «откуда он, сей гул».

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом. Сон раскрепощает все скованные днем-силы души, не столько светлые, сколько темные. Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, .несут угрозу свету и гармонии. И, задав вечные вопросы, автор как бы останавливается на краю обрыва, предлагая читателю заглянуть в бушующую бездну. Такое умолчание вызывает желание проникнуть в недосказанные мысли автора и найти свой ответ, рождает новые вопросы: зачем думам рваться ввысь, почему им тесно в человеческой оболочке? Наверное, потому, что такова натура человека: его душа стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.

Тютчев обращается к теме ночи не раз в своих стихотворениях, и ночной гул тоже возникает неоднократно, например:

источник