Меню Рубрики

Как сделать вывод по факторному анализу

Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.

Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.

Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:

  • Обнаружение существующих значений.
  • Подбор параметров для полноценного анализа значений.
  • Классификация показателей для системной работы.
  • Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
  • Определение степени влияния каждого из факторов.
  • Анализ роли каждого из значений.
  • Применение факторной модели.

Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.

Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.

Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.

Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.

Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.

Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.

  1. Установление цели проведения расчетов.
  2. Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
  3. Классификации факторов для комплексного исследования.
  4. Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
  5. Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
  6. Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
  7. Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.

ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.

ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:

  • постоянные издержки;
  • переменные издержки;
  • прибыль.

Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.

Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:

Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:

ВТ – выручка за нынешний период;

СБ – себестоимость за нынешний период;

КРБ – коммерческие траты за нынешний период;

УРБ – управленческие траты за предшествующий период;

ВБ – выручка за предшествующий период;

КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.

Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:

Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.

Формула для расчета влияния управленческих трат:

Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

УРот – это управленческие траты.

Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:

Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,

КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.

Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:

Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.

ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.

Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:

R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14

Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.

Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:

РР – прибыль от реализации;

РФ – результаты финансовой деятельности;

РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.

Затем нужно определить результат от продажи товаров:

N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;

S1 – себестоимость проданной продукции;

S2 – коммерческие и управленческие траты.

Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.

К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.

источник

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели Предыдущий период,
тыс. руб.
Отчетный период,
тыс. руб.
Абсолютное изменение,
тыс. руб.
Относительное
изменение, %
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,2%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,9%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,6%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,8%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 630 7,4%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,0%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122 -10 678 -18,5%

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 — (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) — 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 — 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 — 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 — 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

источник

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:

Подробный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на “узкие” места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.

При анализе финансовых результатов деятельности предприятия должны быть оценены чистая выручка, прибыли или убытки, полученные предприятием в анализируемом периоде.

Анализ и выводы о финансовых результатах деятельности предприятия должны содержать подробные ответы на следующие вопросы:

Как изменилась чистая выручка Предприятия за анализируемый период?

Основная деятельность, ради осуществления которой было создано Предприятие, за анализируемый период была прибыльной, убыточной или безубыточной?

От какого вида деятельности Предприятие получило основной доход за анализируемый период?

основной или инвестиционной и прочей видов деятельности

Какую прибыль (убыток) до налогообложения получило Предприятие в результате осуществления всех видов деятельности на конец анализируемого периода?

О чем свидетельствует отсутствие Предприятия нераспределенной прибыли ?

Об отсутствии возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.

Эффективно или неэффективно действовало предприятие — надо сравнить темп роста выручки и себестоимости.

При анализе активов Предприятия нужно отразить абсолютные изменения в имуществе предприятия, сделать выводы об улучшении или ухудшении структуры активов.

При анализе активов Предприятия нужно отразить следующие моменты:

На какие составляющие приходился наибольший удельный вес в структуре совокупных активов ?

Если на оборотные активы, то это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств Предприятия.

В целом, как изменилось имущество (сумма внеоборотных и оборотных активов) Предприятия?

Уменьшение имущества свидетельствует о сокращении Предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь его неплатежеспособность и наоборот.

Рост имущества Предприятия может свидетельствовать о позитивном изменении баланса.

Что произошло с составляющими внеоборотных активов?

увеличение незавершенного строительства может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия (необходимо дополнительно проанализировать целесообразность и эффективность вложений),

увеличение долгосрочных финансовых вложений указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности, а снижение способствует вовлечению финансовых средств в основную деятельность предприятия и улучшению его финансового состояния

Как изменялась структура внеоборотных активов?

Какова доля основных средств в совокупных активах на конец анализируемого периода?

Предприятие имеет «тяжелую» или «легкую» структуру активов?

Если она составила менее 40 %, Предприятие имеет «легкую» структуру активов, что свидетельствует о мобильности имущества Предприятия. Если она составила более 40 %, Предприятие имеет «тяжелую» структуру активов, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменениям выручки.

Как изменилась величина оборотных активов предприятия за анализируемый период?

Какие статьи внесли основной вклад в формирование оборотных активов?

2) дебиторскую задолженность

3) краткосрочные финансовые вложения

О каких проблемах может свидетельствовать такая структура оборотных активов?

Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг Предприятия, а также о преимущественно не денежном характере расчетов и наоборот структура с низкой долей задолженности и высоким уровнем денежных средств может свидетельствовать о благополучном состоянии расчетов предприятия с потребителями.

Как изменилась стоимость запасов за анализируемый период, является ли это изменение позитивным и о чем свидетельствует?

Если стоимость запасов увеличились, а длительность оборота запасов снизилась, это является негативным фактором

Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности?

1) выросли, что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) Предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.

2) снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции Предприятия и о выборе подходящей политики продаж.

На какой вид дебиторов приходилась наибольшая доля в общей сумме задолженности?

долгосрочных (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) дебиторов. Что показывает длительное выведение средств из оборота.

Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное или пассивное сальдо задолженности ?

Сопоставление сумм дебиторской и коммерческой кредиторской задолженностей может показывать, что Предприятие на протяжении анализируемого периода имело:

1) активное сальдо (дебиторская задолженность превышает кредиторскую)

2) пассивное сальдо (кредиторская задолженность превышает дебиторскую)

Если предприятие имеет активное сальдо, то оно предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам,

если пассивное — финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.)

Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов Предприятия за анализируемый период?

Отсутствие денежных средств в оборотных активах может быть следствием бартерного характера расчетов.

При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.

При анализе источников формирования имущества Предприятия нужно определить:

Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования совокупных активов Предприятия? Как изменяется собственный капитал (фактический, за вычетом убытков и задолженностей учредителей) в доле в балансе за анализируемый период?

1) Увеличение способствует росту финансовой устойчивости Предприятия

2) Снижение способствует снижению финансовой устойчивости Предприятия

Как изменилась доля заемных средств в совокупных источниках образования активов, о чем это свидетельствует?

увеличилась, что может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков.

уменьшилась, что может свидетельствовать о повышении финансовой независимости предприятия.

О чем может свидетельствовать сокращение (увеличение) величины резервов , фондов и прибыли Предприятия?

В целом, увеличение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может являться результатом эффективной работы Предприятия.

В целом, сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может свидетельствовать о падении деловой активности Предприятия.

Как за анализируемый период изменилась структура собственного капитала (объявленного), на какие составляющие приходился наибольший удельный вес?

Какие обязательства преобладают в структуре заемного капитала? Как изменились долгосрочные обязательства за анализируемый период?

Анализ структуры финансовых обязательств дает ответ на вопрос повысился или снизился риск утраты финансовой устойчивости предприятия.

Преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.

Преобладание долгосрочных источников в структуре заемных средств является позитивным фактом, который характеризует улучшение структуры баланса и уменьшение риска утраты финансовой устойчивости.

Какие обязательства преобладают в структуре коммерческой кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода?

перед поставщиками и подрядчиками

по социальному страхованию и обеспечению

перед дочерними и зависимыми обществами

перед прочими кредиторами

Как изменились за анализируемый период краткосрочные обязательства перед бюджетом, перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, по авансам полученным?

Увеличение суммы полученных авансов может являться положительным моментом.

Уменьшение суммы полученных авансов может являться отрицательным моментом.

Какие виды краткосрочной задолженности в анализируемом периоде характеризуются наибольшими темпами роста ?

Негативным моментом является высокая доля задолженности (более 60 %) перед бюджетом, поскольку задержки соответствующих платежей вызывают начисление пеней, процентные ставки по которым достаточно высоки. Кроме того, повышается вероятность попадания Предприятия под действие статьи3. Закона о банкротствазакона. Возникает необходимость в дополнительном анализе данных бухгалтерского учета.

Негативным моментом является высокая доля (более 60%) задолженности перед внебюджетными фондами.

Эффективность деятельности

При оценке эффективности деятельности Предприятия следует оценить показатели рентабельности и оборачиваемости, сделать обоснованные выводы о доходности основной и прочих видов деятельности предприятия.

Получало Предприятие прибыль или убыток, с каждого рубля, вложенного в активы ? Какова степень доходности вложений в имущество и эффективность использования активов Предприятия?

Как изменилась рентабельность активов по прибыли до налогообложения ?

эффективность использования имущества в целом была высокой (при значении > 0,3)

эффективность использования имущества в целом была средней (при значении от 0,1до 0,3)

эффективность использования имущества в целом была низкой (при значении меньше 0,1)

Из какого уровня оборачиваемости активов Предприятия и степени доходности всех операций складывается уровень рентабельности активов?

Связаны проблемы Предприятия с трудностями в реализации продукции, с высокими затратами на ее производство или неэффективным управлением оборотным капиталом?

Одновременное снижение показателей рентабельности и оборачиваемости активов является «диагнозом» наличия проблем, связанных, например, с реализацией продукции и работой отдела маркетинга (темпы роста выручки замедляются).

Какова эффективность привлечения инвестиционных вложений в Предприятие?

Рентабельность собственного капитала (фактического) Предприятия

возросла, что свидетельствует о возможности и достаточной эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие

снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие.

на протяжении всего анализируемого периода была отрицательной, что свидетельствует об абсолютной невыгодности вложений в Предприятие

Является положительной или отрицательной тенденция изменений в структуре оборотного капитала с точки зрения длительности оборота чистого производственного оборотного капитала?

Значение показателя меньше 0, с одной стороны, говорит о положительной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие финансирует коммерческий кредит, предоставляемый своим покупателям, а также свои запасы за счет отсрочки платежей кредиторам.

С другой стороны, этот факт связан с риском потери финансовой устойчивости и платежеспособности.

Значение показателя больше 0, с одной стороны, говорит о негативной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие “замораживает” средства в виде запасов или коммерческого кредита, предоставленного покупателям, что финансируется либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения платного банковского кредита. С другой стороны, это обстоятельство является положительным, т.к. риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности при этом уменьшается.

Анализ финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.

О каком запасе прочности свидетельствует уровень собственного капитала Предприятия?

значительным запасе прочности (> 0,5)

незначительным запасе прочности (0 0,5)

ограниченные возможности привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости (0 0,4 позволяет отнести Предприятие к низкой группе “риска потери платежеспособности”, т.е. уровень его платежеспособности достаточно высок.

Сколько дней составляет интервал самофинансирования Предприятия?

Каков уровень резервов Предприятия для финансирования своих затрат и прочих издержек?

Интервал самофинансирования (или платежеспособности) Предприятия может свидетельствовать

о высоком уровне резервов (> = 90)

о низком уровне резервов у Предприятия для финансирования своих затрат в составе себестоимости (

Первая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Вторая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Третья группа — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Четвертая группа — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

— На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития. — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода. — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском. — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

источник

Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние каждого фактора в отдельности на финансовый результат в целом. Читайте, как его провести, а также скачайте методику проведения.

Суть факторного метода в том, чтобы определить влияние каждого фактора в отдельности на результат в целом. Это достаточно сложно сделать, так факторы влияют друг на друга, а если фактор не количественный (например, сервис), то его вес оценивают экспертным путем, что накладывает на весь анализ отпечаток субъективности. Кроме того, когда факторов влияющих на результат становится слишком много, то данные невозможно обрабатывать и рассчитывать без специальных программ математического моделирования.

Скачайте и возьмите в работу:

Одним из самых главных финансовых показателей предприятия является прибыль. В рамках факторного анализа лучше анализировать маржинальную прибыль, где постоянные расходы отсутствуют, либо прибыль от продаж.

Скачайте готовую модель в Excel. Она поможет узнать, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

При факторном анализе экономисты обычно применяют метод цепных подстановок, однако математически данный метод является некорректным и выдает сильно перекошенные результаты, которые значительно различаются в зависимости от того, какие переменные подставляют вначале, а какие после (например, в таблице 1).

Таблица 1. Анализ выручки в зависимости от цены и количества проданной продукции

В первом варианте выручка за счет цены выросла на 500 рублей, а во втором на 600 рублей; выручка за счет количества в первом выросла на 300 рублей, а во втором всего на 200 рублей. Таким образом, результаты значительно разнятся в зависимости от порядка подстановки. Смотрите также, как найти выручку .

Можно более корректно распределять факторы, влияющие на конченый результат в зависимости от наценки (Нац) и количества продаж (Кол) (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Двухфакторная модель

Формула прироста прибыли за счет наценки: Пнац = ∆ Нац * (Кол(тек) + Кол(баз)) / 2

Формула прироста прибыли за счет количества: Пкол = ∆ Кол * (Нац(тек) + Нац(баз)) / 2

Рассмотрим в таблице 2 пример.

Таблица 2. Пример двухфакторного анализа выручки

Получились усредненные величины между вариантами цепных подстановок (см. таблицу 1).

Трехфакторная модель значительно сложнее двухфакторной (рисунок 2).

Рисунок 2. Трехфакторная модель

Формула, по которой определяют влияние каждого фактора в 3-х факторной модели (например, наценка, количество, номенклатура) на общий результат похожа на формулу в двухфакторной, но уже сложнее.

В таблице мы привели пример использования трехфакторной модели.

Таблица 3. Пример расчета выручки по трехфакторной модели

Если посмотреть на полученные результаты анализа выручки факторным методом, то наибольший прирост выручки произошел за счет повышения цен. Цены повысились на (15 / 10 — 1) * 100% = 50%, следующим по значимости оказалось увеличение номенклатуры с 3 до 4 ед.– темп прироста (4 / 3 — 1) * 100% = 33% и на последнем месте «количество», которое возросло всего на (120/100-1)*100% = 20%. Таким образом, факторы влияют на прибыль пропорционально темпу роста.

К сожалению, для функции вида Пр = Kолср * Ном * (Цен — Cеб), не существует простых формул расчета влияния каждого отдельного фактора на показатель.

Kолср – среднее количество на единицу номенклатуры;

Ном – количество номенклатурных позиций;

Есть метод расчета, основанный на теореме Лагранжа о конечных приращениях, с использованием дифференциального и интегрального исчислений, однако он настолько сложный и трудоемкий, что практически не применим в реальной жизни.

Поэтому для вычленения каждого отдельного фактора сначала вычисляются более общие факторы по обычной двухфакторной модели, а затем уже их составляющие тем же способом.

Общая формула прибыли: Пр = Кол * Нац (Нац – наценка на ед. продукции). Соответственно, мы определяем влияние двух факторов: количества и наценки. В свою очередь количество проданной продукции зависит от номенклатуры и количества продаж приходящихся в среднем на единицу номенклатуры.

Получаем Кол = Kолср * Ном. А наценка зависит от цены и себестоимости, т.е. Нац = Цен – Себ. В свою очередь влияние себестоимости на изменение прибыли зависит от количества проданной продукции и от изменения самой себестоимости.

Таким образом, нам надо по отдельности определить влияние 4-х факторов на изменение прибыли: Кол, Цена, Себ, Ном, используя 4 уравнения:

  1. Пр = Кол * Нац
  2. Кол = Kолср * Ном
  3. Затр = Кол * Себ.
  4. Выр = Кол * Цена

Рассмотрим это на примере. Исходные данные и расчеты в таблице

Таблица 4. Пример анализа прибыли по 4-х факторной модели

Прошлый год

Итоговые и средневзвешенные значения

Текущий год

Итоговые и средневзвешенные значения

Влияние фактора на изменение прибыли

Итоговые и средневзвешенные значения

Примечание: цифры в таблице Excel могут на несколько единиц не совпадать с данным в текстовом описании, т.к. в таблице они округлены до десятых.

1. Сначала по двухфакторной модели (описанной в самом начале) раскладываем изменение прибыли на количественный фактор и фактор наценки. Это факторы первого порядка.

Кол = ∆Q * (H1 + H) / 2 = (220 — 180) * (3,9 + 4,7) / 2 = 172

Нац = ∆H * (Q1 + Q) / 2 = (4,7 — 3,9) * (220 + 180) / 2 = 168

Проверка: ∆Пр = Кол+ Нац = 172+168 = 340

2. Вычисляем зависимость от параметра себестоимости. Для этого раскладываем затраты на количество и себестоимость по той же формуле, но со знаком минус, так как себестоимость снижает прибыль.

Себ∆ = — ∆С*(Q1+Q0) / 2 = -(7,2 — 6,4) * (180 + 220) / 2 = -147

3. Вычисляем зависимость от цены. Для этого раскладываем выручку на количество и цену по той же формуле.

Цена∆ = ∆P * (Q1 + Q0) / 2 = (11,9 — 10,3) * (220 + 180) / 2 = 315

Проверка: Нац∆ = Цена∆ — Себ∆ = 315 — 147 = 168

4. Вычисляем влияние номенклатуры на прибыль. Для этого раскладываем количество проданной продукции на число единиц в ассортименте и среднее количество, приходящееся на одну единицу номенклатуры. Так мы определим соотношение фактора количества и номенклатуры в натуральном выражении. После этого умножаем полученные данные на среднегодовую наценку и переводим в рубли.

Ном = ∆N * (Q(ср 0) + Q(ср 1)) / 2 * (H1 + H) / 2 = (3 — 2) (73 + 90) / 2 * (4,7 + 3,9) = 352

Приведенный четырехфакторный анализ показал, что прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет:

  • повышения цен на 315 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры на 352 тыс. руб.
  • роста себестоимости на 147 тыс. руб.;
  • падения количества продаж на 180 тыс. руб.

Казалось бы, парадокс: общее количество единиц проданных в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 40 единиц, но при этом фактор количества показывает отрицательный результат. Это потому что рост продаж произошел за счет увеличения номенклатурных единиц. Если в прошлом году их было всего 2, то в текущем добавилась еще одна. При этом по количеству товар «Б» продали в отчетном году на 20 ед. меньше, чем в предыдущем.

Это говорит о том, что товар «С» введенный в новом году частично заместил товар «Б», но привлек к себе новых покупателей, которых не было у товара «Б». Если в следующем году товар «Б» продолжит утрачивать свои позиции, то его можно выводить из ассортимента.

Что касается цен, то их повышение на (11,9/10,3 – 1)*100% = 15,5% не сильно затронуло продажи в целом. Если судить по товару «А», который не затронули структурные изменения ассортимента, то его продажи выросли на 20%, не смотря на рост цены на 33%. Это означает, что рост цен не является для фирмы критичным.

С себестоимостью все понятно: она выросла и прибыль уменьшилась.

Евгений Шагин, финансовый директор УК «РусЧерМет»

Чтобы провести факторный анализ, необходимо:

  • выбрать базу для анализа – выручка от продаж, прибыль;
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.

Рассмотрим на примере. В отчет о финансовых результатах компании «Альфа» за предыдущий период подставим значение объема продаж за текущий период (571 513 512 руб. вместо 488 473 087 руб.), все остальные показатели останутся прежними (см. таблицу 5). Как результат, чистая прибыль увеличилась на 83 040 425 руб. (116 049 828 руб. – 33 009 403 руб.). Это означает, что если бы в предыдущем периоде компании удалось реализовать продукцию на ту же сумму, что и в этом, то ее чистая прибыль выросла бы как раз на эти 83 040 425 руб.

Таблица 5. Факторный анализ прибыли по объему продаж

с подстановкой
значения
фактора из
текущего
периода

источник

Прибыль предприятия зависит от многих факторов. Факторный анализ прибыли поможет подсчитать уровень влияния каждого и сделать правильные выводы для роста.

Факторный анализ прибыли — это исследование, которое помогает определить, от чего зависит выручка компании. Факторный анализ необходим для того, чтобы разобраться, какие показатели (факторы) влияют на прибыльность предприятия, и сделать выводы, как их улучшать.

В зависимости от количества факторов бывает двухфакторная, трехфакторная, четырехфакторная модели анализа прибыли. Основой для анализа служат сведения из бухгалтерской отчетности.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Факторный анализ прибыли в определенной степени субъективен, так как посчитать в цифрах некоторые показатели, влияющие на продажи, сложно. Например, если вы оцениваете уровень сервиса. Также сложно и отделИть один фактор от другого для оценки, потому что они оказывают влияние друг на друга.

Но, несмотря на эти особенности, факторный анализ — эффективный инструмент для повышения уровня продаж, который не стоит игнорировать. Если самостоятельно разбираться с формулами и принципами у вас нет времени, поручите задачи по аналитике специалистам на аутсорсинге. Аутсорсинг — удобный и экономичный инструмент ведения бизнеса, он помогает решать насущные вопросы, не раздувая штат компании. Подробнее о том, как работает аутсорсинг, мы рассказываем здесь.

Анализируются в первую очередь объем продаж, себестоимость, цены и ассортимент.

Кроме того, на прибыль влияют: курс валюты, наценка и затраты, налоги, проценты за кредит. Анализируется также среднее количество на единицу номенклатуры и общее количество номенклатурных позиций.

Проведя факторный анализ выручки от продаж, можно назначить ту цену и тот объем продаж, которые помогут расти прибыли. Можно повлиять на себестоимость. Факторный анализ ассортимента поможет определить, какой товар каким спросом пользуется, и подтянуть нужные позиции.

Самая общая формула расчета прибыли проста и учитывает основные показатели:

ПР = Vпрод × (Ц – Sед) или ПР = Vпрод × Нац, где

  • ПР — прибыль;
  • Vпрод — объем продаж;
  • Ц — цена единицы товара;
  • Sед — себестоимость единицы товара,
  • Нац — наценка.

Чтобы считать отдельные показатели, нужны дополнительные формулы.

  • Kол ср – среднее количество на единицу номенклатуры;
  • Ном – количество номенклатурных позиций;
  • Затр — затраты.

Обычно для факторного анализа проводят сравнение прибыли в нынешний и предшествующий периоды, либо сравнивают цифры с планом. То же делается и по каждому фактору.

Чаще всего используют метод цепных подстановок — это когда последовательно анализируется влияние сперва одного фактора (а остальные неизменны), затем второго, третьего и так далее.

Итак, на продажи влияет множество показателей (факторов) и работают с ними уже целые программы.

Посмотрим, как менялась прибыль в зависимости от разных факторов. Используем для этого модель в Exсel.

Сравниваем показатели выручки с прошлым периодом.

Для этого вводим исходные данные — объем продаж и прибыль за каждый месяц (Рис.1). Для анализа прибыли в январе учитываем данные за декабрь и т.д.

Если же необходимо анализировать информацию за кварталы или годы, нужно изменить в таблице детализацию данных, указать новые периоды и новые исходные данные.

Модель в Exсel высчитывает изменения прибыли автоматически. При этом берутся во внимание объем продаж и цены (Рис.2):

Дополнительно модель считает, как меняются цены и объем относительно предыдущих периодов (столбцы G и H).

К примеру, размер прибыли в январе на 14 300 рублей меньше, чем в декабре. Это получилось из-за влияния показателей цен и объемов продаж. Цена поднялась на 1%, что подняло прибыль на 3408 рублей, а вот объем продаж уменьшился на 7%, что уменьшило прибыль на 17 708 рублей.

Теперь посмотрим, как сравнить прибыль и факторы, на нее влияющие, относительно плановых цифр. Оцениваются показатели объема продаж, цены и структуры продаж (соотношения количества разных товаров, в процентах).

Вводим данные: перечисляем номенклатурные единицы, указываем по каждому продукту объем продаж и прибыль, указываем плановые цифры (Рис.3). Они берутся из плана продаж.

Модель самостоятельно считает данные по структуре продаж (Рис.4, столбцы С и F), определяет изменение размера прибыли (столбец H) и влияние факторов.

Приведем пример: прибыль от реализации товара А оказалась на 1741 рубль выше плана. Одновременно известно, что изменение структуры продаж снизило прибыль на 542 рубля, а рост цен и объема продаж способствовали повышению прибыли на 1013 и 1270 рублей.

Прибыль от продажи всех товаров выше планируемой на 5568 рублей, что получилось из-за роста объема продаж. Повышение цен также помогли росту прибыли, а изменение структуры продаж — наоборот, немного ее снизило.

Какие выводы можно делать из данных анализа?

Факторный анализ дает информацию, как планировать бизнес, на какие показатели обращать внимание, как работать с ассортиментом, ценами и объемом продаж.

После того, как сделан анализ и он показал значительное влияние объемов продаж и цен, можно обратить внимание на рынок и делать вывод о востребованности товара и наличии или отсутствии конкурентов.

Все зависит от целей компании. Анализ можно проводить для сравнения с показателями за предыдущий период, с планами, с конкурентами. При этом не всегда правильно делать положительные выводы, если прибыль значительно выросла. Что, если конкуренты в это время переоборудовали свои цеха?

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

источник

Многие показатели работы компании являются многофакторными, поскольку зависят сразу от нескольких параметров, связь между которыми не всегда очевидна. В таких случаях применяют факторный анализ. Это статистический метод анализа параметра на основе обнаружения количественных связей между разными параметрами. Методику и расчетные примеры можно найти в статье.

параметр прошлый период исследуемый период изменение прибыли
в абсолютных значениях в относительных значениях, %
объем продаж 10000 10500 500 5,0
себестоимость единицы 500 450 -50 -10
чистая прибыль 1700 2000 300 17,6
коммерческие издержки 1400 1600 200 15,4
управленческие издержки 700 800 700 14,3
индекс изменения цен 2,00 2,20 0,20 10

Из этих данных можно сделать несколько выводов:

  1. Объем продаж за отчетный период увеличился на 5%.
  2. В том числе этому способствовало снижение себестоимости на 10%.
  3. С другой стороны, выросли и издержки – на 15,4% коммерческие и на 14,3% управленческие.
  4. Поэтому фактор снижения себестоимости на 10% не привел к аналогичному изменению дохода, который увеличился только на 5%.

В этом случае за основу берут 3 показателя – это доход, себестоимость единицы и чистая прибыль.

параметр объем продаж абсолютная разница относительная разница
прошлый период исследуемый период
доход 70000 80000 10000 14,3%
себестоимость единицы 65000 67000 2000 3,1%
чистая прибыль 12000 13000 1000 8,3%

Из этого примера факторного анализа можно сделать несколько выводов:

  1. Себестоимость единицы продукции увеличилась на 3,1%, что явилось негативным фактором.
  2. Однако доход все равно увеличился на 14,3%.
  3. Также увеличилась и чистая прибыль на 8,3%.

Поэтому подобный рост себестоимости оказался приемлемым. Следовательно, действуют другие факторы, которые позволяют расти прибыли компании. Уточнить их степень влияния можно с помощью аналогичных расчетов.

источник

Существует несколько способов анализа финансовых итогов деятельности фирмы. Одним из наиболее используемых является факторный анализ прибыли. О нем и пойдет речь в статье.

Проведение факторного анализа фин. итогов осуществляется на основании нескольких показателей:

  • Прибыли от продажи;
  • Чистой прибыли;
  • Валовой прибыли;
  • Прибыли до обложения налогами.

Рассмотрим, как проводится анализ каждого из этих показателей более подробно.

Факторный анализ – это способ комплексного и системного измерения и исследования влияния факторов на размер итоговых показателей. Он осуществляется на основе бух. отчета по второй форме.

Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.

  1. Объем продажи продукции. Чтобы узнать, как он влияет на доходность, нужно перемножить изменение количества реализованных товаров на прибыль прошлого периода отчета.
  2. Разнообразие продаваемых товаров. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить прибыль текущего периода, которая рассчитана на основании себестоимости и цен базисного периода, с базисной прибылью, перерассчитанной на изменение количества проданных продуктов.
  3. Изменение себестоимости. Чтобы узнать ее влияние, требуется сопоставить себестоимость реализации товаров периода отчета с издержками базисного периода, которые пересчитаны на изменение уровня реализации.
  4. Издержки коммерческого и административного характера. Их влияние рассчитывается путем сравнения их размеров в базисном периоде и периоде отчета.
  5. Уровень цен. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить уровень продаж периода отчета и базисного периода.
Показатель Базисный период, тыс. руб. Период отчета Абсолютное изменение Относительное изменение, %
Размер выручки 57700 54200 -3500 -6,2
Себестоимость товара 41800 39800 -2000 -4,9
Коммерческие затраты 2600 1400 -1200 -43,6
Административные издержки 4800 3700 -1100 -21,8
Прибыль 8500 9100 600 7,4
Изменение цен 1,05 1,15 0,10 15
Объем продаж 57800 47100 -10700 -18,5

Перечисленные выше факторы оказали на прибыль следующее влияние:

  1. Объем проданной продукции – -1578 тыс. руб.
  2. Разнообразие продаваемых товаров – -1373 тыс. руб.
  3. Себестоимость – -5679 тыс. руб.
  4. Коммерческие издержки – +1140 тыс. руб.
  5. Административные издержки – +1051 тыс. руб.
  6. Цены – +7068 тыс. руб.
  7. Влияние всех факторов – +630 тыс. руб.

Проведение факторного анализа чистой прибыли происходит в несколько этапов:

  1. Определение изменения прибыли: ЧП = ЧП1 – ЧП0
  2. Расчет прироста уровня продаж: В%= (В1/В0)*100-100
  3. Определение влияния изменения продаж на прибыль: ЧП1= (ЧП0*В%)/100
  4. Расчет влияния изменения цен на прибыль: ЧП1=(В1-В0)/100
  5. Определение влияния изменения себестоимости: ЧП1= (с/с1 – с/с0)/100

Исходные сведения для анализа:

Показатель Размер, тыс. руб.
Базисный период Реальный объем, выраженный в базисных ценах Период отчета
Выручка 43000 32000 41000
Себестоимость 31000 22000 32000
Коммерческие издержки 5600 4700 6300
Управленческие издержки 1100 750 940
Полная себестоимость 37600 27350 39200
Прибыль (убыток) 5000 4650 2000
  1. Прибыль стала меньше на 3000 тыс. руб.
  2. Уровень продаж упал на 25,58%, что составило 1394 тыс. руб.
  3. Влияние изменения уровня цен составило 9000 тыс. руб.
  4. Влияние себестоимости -11850 тыс. руб.

Валовая прибыль – это разность между прибылью от реализации товаров и их себестоимостью. Факторный анализ валовой прибыли проводится на основании бух. отчета по второй форме.

На изменение размера валовой прибыли оказывают влияние:

  • Изменение количества продаваемых товаров;
  • Изменение себестоимости продукции.

Исходные сведения приведены в таблице:

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение
В базисных ценах В рыночных ценах
Выручка от продаж 70600 79100 102000 31400
Себестоимость 56550 62200 79400 22850
Валовая прибыль 14000 16800 22600 8600

Подставив исходные данные в формулу, получим, что воздействие изменения выручки составило 1686 тыс. руб.

Факторы, которые оказывают влияние на размер прибыли до обложения налогами, следующие:

  • Изменение количества реализуемых товаров;
  • Изменение структуры проданных;
  • Изменение цен на проданные товары;
  • Затраты коммерческого и управленческого характера;
  • Себестоимость;
  • Изменение цен на ресурсы, из которых складывается себестоимость.

Рассмотрим пример проведения анализа прибыли до обложения налогами.

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение Размер влияния
Прибыль от реализации 351200 214500 -136700 -136700
Проценты к получению 3500 800 -2700 -2700
Проценты к выплате
Прочие доходы 96600 73700 -22900 -22900
Прочие затраты 112700 107300 -5400 -5400
Прибыль до обложения налогами 338700 181600 -157100 -157100

По таблице можно сделать выводы:

  1. Прибыль до обложения налогами в периоде отчета по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 157047 тыс. руб. В основном, это произошло из-за уменьшения размера прибыли от продажи продукции.
  2. Кроме того, негативно сказалось уменьшение процентов к получению (на 2700 тыс. руб.) и прочих доходов (на 22900 тыс. руб.).
  3. Положительно повлияло на прибыль до обложения налогами только снижение прочих издержек (на 5400 тыс. руб.).

источник