Меню Рубрики

Как сделать вывод факторного анализа прибыли

Существует несколько способов анализа финансовых итогов деятельности фирмы. Одним из наиболее используемых является факторный анализ прибыли. О нем и пойдет речь в статье.

Проведение факторного анализа фин. итогов осуществляется на основании нескольких показателей:

  • Прибыли от продажи;
  • Чистой прибыли;
  • Валовой прибыли;
  • Прибыли до обложения налогами.

Рассмотрим, как проводится анализ каждого из этих показателей более подробно.

Факторный анализ – это способ комплексного и системного измерения и исследования влияния факторов на размер итоговых показателей. Он осуществляется на основе бух. отчета по второй форме.

Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.

  1. Объем продажи продукции. Чтобы узнать, как он влияет на доходность, нужно перемножить изменение количества реализованных товаров на прибыль прошлого периода отчета.
  2. Разнообразие продаваемых товаров. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить прибыль текущего периода, которая рассчитана на основании себестоимости и цен базисного периода, с базисной прибылью, перерассчитанной на изменение количества проданных продуктов.
  3. Изменение себестоимости. Чтобы узнать ее влияние, требуется сопоставить себестоимость реализации товаров периода отчета с издержками базисного периода, которые пересчитаны на изменение уровня реализации.
  4. Издержки коммерческого и административного характера. Их влияние рассчитывается путем сравнения их размеров в базисном периоде и периоде отчета.
  5. Уровень цен. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить уровень продаж периода отчета и базисного периода.
Показатель Базисный период, тыс. руб. Период отчета Абсолютное изменение Относительное изменение, %
Размер выручки 57700 54200 -3500 -6,2
Себестоимость товара 41800 39800 -2000 -4,9
Коммерческие затраты 2600 1400 -1200 -43,6
Административные издержки 4800 3700 -1100 -21,8
Прибыль 8500 9100 600 7,4
Изменение цен 1,05 1,15 0,10 15
Объем продаж 57800 47100 -10700 -18,5

Перечисленные выше факторы оказали на прибыль следующее влияние:

  1. Объем проданной продукции – -1578 тыс. руб.
  2. Разнообразие продаваемых товаров – -1373 тыс. руб.
  3. Себестоимость – -5679 тыс. руб.
  4. Коммерческие издержки – +1140 тыс. руб.
  5. Административные издержки – +1051 тыс. руб.
  6. Цены – +7068 тыс. руб.
  7. Влияние всех факторов – +630 тыс. руб.

Проведение факторного анализа чистой прибыли происходит в несколько этапов:

  1. Определение изменения прибыли: ЧП = ЧП1 – ЧП0
  2. Расчет прироста уровня продаж: В%= (В1/В0)*100-100
  3. Определение влияния изменения продаж на прибыль: ЧП1= (ЧП0*В%)/100
  4. Расчет влияния изменения цен на прибыль: ЧП1=(В1-В0)/100
  5. Определение влияния изменения себестоимости: ЧП1= (с/с1 – с/с0)/100

Исходные сведения для анализа:

Показатель Размер, тыс. руб.
Базисный период Реальный объем, выраженный в базисных ценах Период отчета
Выручка 43000 32000 41000
Себестоимость 31000 22000 32000
Коммерческие издержки 5600 4700 6300
Управленческие издержки 1100 750 940
Полная себестоимость 37600 27350 39200
Прибыль (убыток) 5000 4650 2000
  1. Прибыль стала меньше на 3000 тыс. руб.
  2. Уровень продаж упал на 25,58%, что составило 1394 тыс. руб.
  3. Влияние изменения уровня цен составило 9000 тыс. руб.
  4. Влияние себестоимости -11850 тыс. руб.

Валовая прибыль – это разность между прибылью от реализации товаров и их себестоимостью. Факторный анализ валовой прибыли проводится на основании бух. отчета по второй форме.

На изменение размера валовой прибыли оказывают влияние:

  • Изменение количества продаваемых товаров;
  • Изменение себестоимости продукции.

Исходные сведения приведены в таблице:

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение
В базисных ценах В рыночных ценах
Выручка от продаж 70600 79100 102000 31400
Себестоимость 56550 62200 79400 22850
Валовая прибыль 14000 16800 22600 8600

Подставив исходные данные в формулу, получим, что воздействие изменения выручки составило 1686 тыс. руб.

Факторы, которые оказывают влияние на размер прибыли до обложения налогами, следующие:

  • Изменение количества реализуемых товаров;
  • Изменение структуры проданных;
  • Изменение цен на проданные товары;
  • Затраты коммерческого и управленческого характера;
  • Себестоимость;
  • Изменение цен на ресурсы, из которых складывается себестоимость.

Рассмотрим пример проведения анализа прибыли до обложения налогами.

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение Размер влияния
Прибыль от реализации 351200 214500 -136700 -136700
Проценты к получению 3500 800 -2700 -2700
Проценты к выплате
Прочие доходы 96600 73700 -22900 -22900
Прочие затраты 112700 107300 -5400 -5400
Прибыль до обложения налогами 338700 181600 -157100 -157100

По таблице можно сделать выводы:

  1. Прибыль до обложения налогами в периоде отчета по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 157047 тыс. руб. В основном, это произошло из-за уменьшения размера прибыли от продажи продукции.
  2. Кроме того, негативно сказалось уменьшение процентов к получению (на 2700 тыс. руб.) и прочих доходов (на 22900 тыс. руб.).
  3. Положительно повлияло на прибыль до обложения налогами только снижение прочих издержек (на 5400 тыс. руб.).

источник

Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние каждого фактора в отдельности на финансовый результат в целом. Читайте, как его провести, а также скачайте методику проведения.

Суть факторного метода в том, чтобы определить влияние каждого фактора в отдельности на результат в целом. Это достаточно сложно сделать, так факторы влияют друг на друга, а если фактор не количественный (например, сервис), то его вес оценивают экспертным путем, что накладывает на весь анализ отпечаток субъективности. Кроме того, когда факторов влияющих на результат становится слишком много, то данные невозможно обрабатывать и рассчитывать без специальных программ математического моделирования.

Скачайте и возьмите в работу:

Одним из самых главных финансовых показателей предприятия является прибыль. В рамках факторного анализа лучше анализировать маржинальную прибыль, где постоянные расходы отсутствуют, либо прибыль от продаж.

Скачайте готовую модель в Excel. Она поможет узнать, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

При факторном анализе экономисты обычно применяют метод цепных подстановок, однако математически данный метод является некорректным и выдает сильно перекошенные результаты, которые значительно различаются в зависимости от того, какие переменные подставляют вначале, а какие после (например, в таблице 1).

Таблица 1. Анализ выручки в зависимости от цены и количества проданной продукции

В первом варианте выручка за счет цены выросла на 500 рублей, а во втором на 600 рублей; выручка за счет количества в первом выросла на 300 рублей, а во втором всего на 200 рублей. Таким образом, результаты значительно разнятся в зависимости от порядка подстановки. Смотрите также, как найти выручку .

Можно более корректно распределять факторы, влияющие на конченый результат в зависимости от наценки (Нац) и количества продаж (Кол) (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Двухфакторная модель

Формула прироста прибыли за счет наценки: Пнац = ∆ Нац * (Кол(тек) + Кол(баз)) / 2

Формула прироста прибыли за счет количества: Пкол = ∆ Кол * (Нац(тек) + Нац(баз)) / 2

Рассмотрим в таблице 2 пример.

Таблица 2. Пример двухфакторного анализа выручки

Получились усредненные величины между вариантами цепных подстановок (см. таблицу 1).

Трехфакторная модель значительно сложнее двухфакторной (рисунок 2).

Рисунок 2. Трехфакторная модель

Формула, по которой определяют влияние каждого фактора в 3-х факторной модели (например, наценка, количество, номенклатура) на общий результат похожа на формулу в двухфакторной, но уже сложнее.

В таблице мы привели пример использования трехфакторной модели.

Таблица 3. Пример расчета выручки по трехфакторной модели

Если посмотреть на полученные результаты анализа выручки факторным методом, то наибольший прирост выручки произошел за счет повышения цен. Цены повысились на (15 / 10 — 1) * 100% = 50%, следующим по значимости оказалось увеличение номенклатуры с 3 до 4 ед.– темп прироста (4 / 3 — 1) * 100% = 33% и на последнем месте «количество», которое возросло всего на (120/100-1)*100% = 20%. Таким образом, факторы влияют на прибыль пропорционально темпу роста.

К сожалению, для функции вида Пр = Kолср * Ном * (Цен — Cеб), не существует простых формул расчета влияния каждого отдельного фактора на показатель.

Kолср – среднее количество на единицу номенклатуры;

Ном – количество номенклатурных позиций;

Есть метод расчета, основанный на теореме Лагранжа о конечных приращениях, с использованием дифференциального и интегрального исчислений, однако он настолько сложный и трудоемкий, что практически не применим в реальной жизни.

Поэтому для вычленения каждого отдельного фактора сначала вычисляются более общие факторы по обычной двухфакторной модели, а затем уже их составляющие тем же способом.

Общая формула прибыли: Пр = Кол * Нац (Нац – наценка на ед. продукции). Соответственно, мы определяем влияние двух факторов: количества и наценки. В свою очередь количество проданной продукции зависит от номенклатуры и количества продаж приходящихся в среднем на единицу номенклатуры.

Получаем Кол = Kолср * Ном. А наценка зависит от цены и себестоимости, т.е. Нац = Цен – Себ. В свою очередь влияние себестоимости на изменение прибыли зависит от количества проданной продукции и от изменения самой себестоимости.

Таким образом, нам надо по отдельности определить влияние 4-х факторов на изменение прибыли: Кол, Цена, Себ, Ном, используя 4 уравнения:

  1. Пр = Кол * Нац
  2. Кол = Kолср * Ном
  3. Затр = Кол * Себ.
  4. Выр = Кол * Цена

Рассмотрим это на примере. Исходные данные и расчеты в таблице

Таблица 4. Пример анализа прибыли по 4-х факторной модели

Прошлый год

Итоговые и средневзвешенные значения

Текущий год

Итоговые и средневзвешенные значения

Влияние фактора на изменение прибыли

Итоговые и средневзвешенные значения

Примечание: цифры в таблице Excel могут на несколько единиц не совпадать с данным в текстовом описании, т.к. в таблице они округлены до десятых.

1. Сначала по двухфакторной модели (описанной в самом начале) раскладываем изменение прибыли на количественный фактор и фактор наценки. Это факторы первого порядка.

Кол = ∆Q * (H1 + H) / 2 = (220 — 180) * (3,9 + 4,7) / 2 = 172

Нац = ∆H * (Q1 + Q) / 2 = (4,7 — 3,9) * (220 + 180) / 2 = 168

Проверка: ∆Пр = Кол+ Нац = 172+168 = 340

2. Вычисляем зависимость от параметра себестоимости. Для этого раскладываем затраты на количество и себестоимость по той же формуле, но со знаком минус, так как себестоимость снижает прибыль.

Себ∆ = — ∆С*(Q1+Q0) / 2 = -(7,2 — 6,4) * (180 + 220) / 2 = -147

3. Вычисляем зависимость от цены. Для этого раскладываем выручку на количество и цену по той же формуле.

Цена∆ = ∆P * (Q1 + Q0) / 2 = (11,9 — 10,3) * (220 + 180) / 2 = 315

Проверка: Нац∆ = Цена∆ — Себ∆ = 315 — 147 = 168

4. Вычисляем влияние номенклатуры на прибыль. Для этого раскладываем количество проданной продукции на число единиц в ассортименте и среднее количество, приходящееся на одну единицу номенклатуры. Так мы определим соотношение фактора количества и номенклатуры в натуральном выражении. После этого умножаем полученные данные на среднегодовую наценку и переводим в рубли.

Ном = ∆N * (Q(ср 0) + Q(ср 1)) / 2 * (H1 + H) / 2 = (3 — 2) (73 + 90) / 2 * (4,7 + 3,9) = 352

Приведенный четырехфакторный анализ показал, что прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет:

  • повышения цен на 315 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры на 352 тыс. руб.
  • роста себестоимости на 147 тыс. руб.;
  • падения количества продаж на 180 тыс. руб.

Казалось бы, парадокс: общее количество единиц проданных в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 40 единиц, но при этом фактор количества показывает отрицательный результат. Это потому что рост продаж произошел за счет увеличения номенклатурных единиц. Если в прошлом году их было всего 2, то в текущем добавилась еще одна. При этом по количеству товар «Б» продали в отчетном году на 20 ед. меньше, чем в предыдущем.

Это говорит о том, что товар «С» введенный в новом году частично заместил товар «Б», но привлек к себе новых покупателей, которых не было у товара «Б». Если в следующем году товар «Б» продолжит утрачивать свои позиции, то его можно выводить из ассортимента.

Что касается цен, то их повышение на (11,9/10,3 – 1)*100% = 15,5% не сильно затронуло продажи в целом. Если судить по товару «А», который не затронули структурные изменения ассортимента, то его продажи выросли на 20%, не смотря на рост цены на 33%. Это означает, что рост цен не является для фирмы критичным.

С себестоимостью все понятно: она выросла и прибыль уменьшилась.

Евгений Шагин, финансовый директор УК «РусЧерМет»

Чтобы провести факторный анализ, необходимо:

  • выбрать базу для анализа – выручка от продаж, прибыль;
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.
Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Рассмотрим на примере. В отчет о финансовых результатах компании «Альфа» за предыдущий период подставим значение объема продаж за текущий период (571 513 512 руб. вместо 488 473 087 руб.), все остальные показатели останутся прежними (см. таблицу 5). Как результат, чистая прибыль увеличилась на 83 040 425 руб. (116 049 828 руб. – 33 009 403 руб.). Это означает, что если бы в предыдущем периоде компании удалось реализовать продукцию на ту же сумму, что и в этом, то ее чистая прибыль выросла бы как раз на эти 83 040 425 руб.

Таблица 5. Факторный анализ прибыли по объему продаж

с подстановкой
значения
фактора из
текущего
периода

источник

Любое коммерческое предприятие, работающее на рынке в достаточно жесткой конкурентной среде, обязано эффективно распоряжаться имеющимися внутренними ресурсами и своевременно реагировать на изменение внешних условий. Эти цели и преследуют соответствующие аналитические мероприятия, о которых пойдет речь в публикации.

Объектом пристального внимания аналитика является прибыль предприятия, поскольку именно она отображает эффективность работы компании, ее ликвидность и платежеспособность. Прибыль выступает индикатором, реагируя на любые изменения внешней среды и внутри фирмы, поэтому важно уметь анализировать этот показатель, правильно оценивая степень воздействия всех критериев.

Факторный анализ чистой прибыли компании рассматривает два влияющих блока: внешние и внутренние.

Внутренними считают факторы, влиять на которые предприятие в состоянии. К примеру, фирма может влиять на прибыль, поскольку степень загруженности мощностей и уровень применяемых технологий сказываются на качестве выпускаемых продуктов. Сложнее с непроизводственными факторами, как то – реакция персонала на изменение трудовых условий, логистика и др.

Под внешними понимают факторы рыночных реалий, контролировать которые компания не может, но принимает во внимание. Например, невозможно воздействовать на рыночную конъюнктуру, уровень инфляции, удаленность от ресурсов, особенности климата, смену гостарифов, нарушение условий соглашений партнерами и др.

Факторный анализ чистой прибыли – составляющая анализа финансовой деятельности компании. Применяется он для определения степени воздействия различных показателей на результат. К примеру, исследуют:

  • динамику изменений величины выручки;
  • прирост объема продаж;
  • влияние на прибыль динамики продаж, изменения цен и себестоимости.

Анализируют показатели, сравнивая итоги двух конкретных периодов. Начинают анализ с группировки влияющих на прибыль факторов. Чистая прибыль определяется как выручка, уменьшенная на себестоимость, налоги, коммерческие, административные и прочие расходы.

В основе факторного анализа лежит исследование изменений каждого фактора, влияющего на величину прибыли, т. е. анализ изменения чистой прибыли в рассматриваемом периоде осуществляется сравнением изменений всех составляющих ее значений.

Рассмотрим детальнее все этапы анализа перечисленных факторов на основе данных таблицы:

Проведем факторный анализ чистой прибыли. Пример наш упрощен и базируется на вычислении (по формулам в таблице):

  • абсолютных величин отклонений данных выручки и себестоимости за отчетный период в сравнении с предыдущим годом;
  • прироста показателей в %.

Вывод: за отчетный год чистая прибыль компании выросла к прошлому году на 1000 тыс. руб. Негативным фактором стало увеличение себестоимости, составившее 11,2% к предыдущему году. Необходимо обратить внимание на рост себестоимости и выявить причины явления, поскольку его увеличение существенно опережает рост прибыли.

Упростив задачу и проанализировав показатели, мы выяснили, что необходимо провести более детальное исследование себестоимости, поскольку в нашем примере она складывается из нескольких показателей и расчет следует провести по группам всех затрат: производственных, коммерческих и управленческих. Расширив блок исходных данных, приступим к факторному анализу прибыли от продаж и определим основные изменяющие критерии.

Объем продаж в сопоставимых ценах

  1. Объема продаж умножением прибыли на изменение объема:
    • 73 451 т.р. (83 000 / 1,13)
    • фактический объем продаж с учетом изменений составил 88,5% (73 451 / 83 000 х 100), т. е. объем продаж снижен на 11,5% (100 – 88,5).
    • из-за этого прибыль от продаж фактически снизилась на 1495 тыс. руб. (13 000 х (– 0,115) = – 1495).
  2. Ассортимента продукции:
    • фактические продажи, рассчитанные по базисной себестоимости 47 790 тыс. руб. (54 000 х 0,885);
    • прибыль отчетного года, вычисленная по базисным себестоимости и ценам (АУР и коммерческие расходы) 16 661 тыс. руб. (73 451 – 47 790 – 4000 – 5000). Т.е. изменение состава ассортимента повлекло изменение прибыли на 5156 тыс. руб. (16 661 – (13 000 х 0,885). Это означает, что увеличился удельный вес продуктов с большей доходностью.
  3. Себестоимости в пересчете по базису:
    • (54 000 х 0,885) – 60 000 = – 12 210 тыс. руб. – себестоимость повысилась, а, значит, прибыль от продаж снизилась на ту же сумму.
  4. АУР и коммерческих расходов, сравнив их абсолютные величины:
    • коммерческие расходы увеличились на 6000 тыс. руб. (10 000 – 4000), т. е. прибыль снизилась;
    • за счет снижения АУР на 1000 тыс. руб. (4000 – 5000) прибыль увеличилась.
  5. Продажных цен, сопоставив объем реализации в базовых и отчетных ценах:
    • 83 000 – 73451 = 9459 тыс. руб.
    • Подсчитаем влияние всех факторов:
    • 1495 + 5156 – 12 210 – 6000 + 1000 + 9459 = – 4090 тыс. руб.

Вывод: Существенный рост себестоимости произошел на фоне повышения цен на сырье и тарифы. Отрицательно сказалось уменьшение объема продаж, хотя фирма обновила ассортимент, выпустив ряд продуктов с большей доходностью. К тому же, значительно увеличились коммерческие расходы. Резервами роста прибыли фирмы являются повышение объема продаж, выпуска рентабельных продуктов и снижение себестоимости и коммерческих расходов.

источник

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели Предыдущий период,
тыс. руб.
Отчетный период,
тыс. руб.
Абсолютное изменение,
тыс. руб.
Относительное
изменение, %
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,2%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,9%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,6%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,8%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 630 7,4%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,0%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122 -10 678 -18,5%

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 — (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) — 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 — 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 — 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 — 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

источник

Для экономического субъекта важно, как распределится полученная прибыль и приведет ли она к росту прибыли предприятия. Выделим два главных направления увеличения прибыльности: возрастание производительности труда, возрастание продаж.

Обычно, существенная часть прибыли направляется в инвестиционный сектор: в основные средства и прирост оборотных активов.

Капитализация прибыли – вложение условленной части прибыли предприятия в обеспечение расширенного воспроизводства. Эта часть прибыли не может быть выплачена акционерам, а идет на увеличение капитала организации.

Деятельность организации имеет возможность расшириться за счет более дешевых собственных средств. Также снижаются финансовые издержки на привлечение сторонних источников на выпуск акций. Капитализация чистой прибыли дает оценку темпам роста капитала организации, запасу прочности на случай непредвиденных обстоятельств.

Рассмотрим основы факторного анализа рентабельности, которые покажут теснейшие связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов.

Отражают продуктивность работы организации в общем контексте. Величина рентабельности – это эффективность и наличные или ресурсы, которые были использованы, в соотношении.

Рассчитаем показатели рентабельности для ОАО «Конус».

Re продаж = Прибыль от продаж Выручка .

R e 0 = 49 759 429 154 880 576 = 0 , 32 , т.е. 32 % – за прошлый период;

R e 1 = 72 438 229 202 102 731 = 0 , 36 , т.е. 36 % – за отчетный период.

Наблюдается увеличение в отчетном периоде на 4 % . Прибыль составила 0 ,36 руб . с руб. продаж. Такая рентабельность является высокой для определенной отрасли, например, металлургии.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Re = Чистая прибыль Выручка .

R e 0 = 40 423 931 154 880 576 = 0 , 26 , т.е. 26 % – за прошлый период;

R e 1 = 71 675 882 202 102 731 = 0 , 35 , т.е. 35 % – за отчетный период.

Наблюдается увеличение чистой рентабельности на 9 % .

Чтобы дать внешнюю оценку деятельности предприятия необходимо произвести анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

Экономическая рентабельность или рентабельность активов:

Re = Чистая прибыль Средняя стоимость имущества · 100% .

Re 0 = 40 423 931 198 779 196 = 20% за прошедший период;

Re 1 = 71 675 882 276 149 402 = 26% за отчетный период.

Наблюдается прибыль организации в расчете на 1 руб . имущества в размере 6 % .

Рентабельность собственного капитала:

Устанавливает соотношение величины инвестируемых собственных ресурсов и прибыли, полученной от их использования.

Re = Чистая прибыль Средняя стоимость собственного капитала · 100% .

Re 0 = 40 423 931 170 502 329 = 24% за прошедший период.
R е 1 = 71 675 882 207 074 247 = 35% за отчетный период.

Наблюдается рост рентабельности собственного капитала на 11 % , что означает увеличение размера прибыли на собственные основные средства, это положительно повлияет на развитие предприятия.

Чтобы достичь прибыльности предприятия, необходимо учитывать множественные факторы. Есть факторы, которые воздействуют напрямую, другие побочно, посредством других показателей. Выделяются внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы предприятие не в состоянии контролировать, внутренние – зависят от предприятия. Это факторы:

  • результатов работы;
  • нарушений хозяйственной дисциплины.

П ч = В — С — К Р — У Р + % п о л — % у п л + Д д р + Д п р — Р п р + О Н А — О Н О — Н П .

УР – управленческие расходы;

% п о л – проценты к получению;

Д др – доходы от участия в других организациях;

ОНА – отложенные налоговые активы;

ОНО – отложенные налоговые обязательства;

НП – текущий налог на прибыль.

Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия поможет дать оценку факторам, влияющим на прибыльность и доходность и наоборот. Представлена факторная модель аддитивного вида.

Полная себестоимость товара и выручка от продаж формируют показатель прибыли от продаж, он будет равен разнице между себестоимостью и выручкой. Выручка – это не только множество качественного товара, но и структура, цена на отдельные виды продукции.

Методика расчета пофакторных влияний на прибыль от деятельности организации проходит несколько стадий.

Рассчитаем влияние этого фактора в два приема. Выручка организации – количество, умноженное на цену продаваемой продукции. В первую очередь логично рассчитать влияние цены на прибыль от продаж. Во вторую очередь рассчитаем влияние изменение физической массы продукции на прибыль.

ОАО «Конус» имеет своей продукцией чугун и сталь. Учитываем инфляционное влияние – 14 % . Учитываем повышение цен на собственную продукцию. В нашем случае используем только данные по инфляции.

Индекс цен n = 100+14 100 =1,14 .

Выручка от продаж в отчетном периоде составит

Где В ′ — выручка от продаж в сопоставимых ценах, В t , — выручка от продаж в отчетном периоде. ОАО имеет выручку в сопоставимых ценах:

В ‘ = 202 102 731 1 , 14 = 177 283 097 т ы с . р у б .

Выручка увеличилась на 24,8 млрд. руб. Рост количества продаваемой продукции увеличил выручку в отчетном периоде на 24, 4 млрд. руб.

∆ B η = В 1 — В 1 J п = В 1 — В ‘ = 202 102 731 — 177 283 097 = = 24 819 633 т ы с . р у б . ;

∆ В к о л = В ‘ — В 0 = 177 283 097 — 154 880 576 = 22 402 521 т ы с . р у б .

Прирост за счет увеличения цены больше, чем за счет увеличения количества. Это говорит о росте качества продукции, положительный показатель для предприятия.

Определяем, как изменение цены влияет на прибыль от продаж.

Где R 0 п – рентабельность продаж в основном периоде, то есть степень прибыли от продаж в процентах к выручке.

∆ П п ( к ) = ∆ В к · R 0 п 100 = 24 819 633 · 32 100 = 7 942 283 т ы с . р у б .

Инфляционное влияние в сравнении с прошлым годом привело к росту прибыли от продаж, и сумма составила 7 942 283 тыс . руб .

Если количество продукции, которая продана меняется, это влияет на прибыль от продаж. Показатель рассчитывается так:

∆ П п ( к ) = ( ( В 1 — В 0 ) — ∆ В к ) · R 0 п 100 = ∆ В к · R 0 п 100 .

Где ∆ П – меняющаяся прибыль продаж;

В и В 0 – выручка от продаж в двух периодах периодах;

∆ В к – изменение выручки, на которую повлияла цена;

R 0 п – процентное соотношение уровня прибыли к выручке.

∆ П п ( к ) = ( ( В 1 — В 0 ) — ∆ В к ) · R 0 п 100 = ∆ В к · R 0 п 100 = = 22 402 521 · 32 100 = 72 168 807 т ы с . р у б .

Наблюдается положительное влияние фактора, потому что рост объема выручки в отчетном периоде дал увеличение прибыли от продаж на 7 168 807 тыс . руб .

∆ П п ( с ) = В 1 · У С 1 — У С 0 100 .

УС 1 и УС 0 – степень себестоимости в отчетном и базисном периодах

∆ П п ( с ) = В 1 · У С 1 — У С 0 100 = = 202 102 731 · 56 , 69 — 60 , 08 100 = — 6 312 702 т ы с . р у б .

Нужно учесть, что расходы влияют на прибыль в обратном порядке. Наблюдается увеличение себестоимости на 22 ,1 млрд . руб . Но в соотношении с выручкой уровень продаж стал ниже на 3 ,13 % . Прибыль от продаж увеличилась на 6 ,3 млрд . руб . за счет экономии.

∆ П п ( р ) = В 1 · У К Р 1 — У К Р 0 100 .

УКР 1 и УКР 0 – степень расходов коммерческого направления в двух периодах.

∆ П п ( р ) = В 1 · У К Р 1 — У К Р 0 100 = = 202 102 731 · 5 , 37 — 5 , 89 100 = — 1 058 047 т ы с . р у б .

Наблюдается увеличение прибыли от продаж на 1 ,06 млрд . руб ., благодаря экономии коммерческих расходов и понижения их уровня по отношению к выручке.

∆ П п ( у у р ) = В 1 · У У Р 1 — У У Р 0 100

УУР 1 , и УУР 0 — степень управленческих расходов в двух периодах.

∆ П п ( у у р ) = В 1 · У У Р 1 — У У Р 0 100 = = 202 102 731 · 1 , 83 — 1 , 9 100 = — 136 699 т ы с . р у б .

Прибыль от продаж увеличилась на 136 699 тыс . руб . за счет снижения УР по отношению к выручке. Их уровень снизился на 0 ,07% .

Факторный анализ прибыли и рентабельности организации позволил сделать вывод о том, что факторы хорошо влияют на прибыль.

Другие факторы не оказывают воздействия на прибыль от продаж так существенно, как хозяйственные. Представим обобщенную информацию факторного анализа рентабельности в таблице:

Мы видим, что факторы прибыль увеличивают. Рассмотрим коэффициент соотношения доходов и расходов: К = Все доходы Все расходы . Если коэффициент больше единицы, деятельность организации можно считать эффективной. Для ОАО «Конус» это 1 ,256 в отчетном и 1 ,212 – в предыдущем периодах.

Показатели рентабельности говорят о продуктивной работе организации. Если применить данные Отчета о прибылях о убытках, можно провести факторный анализ рентабельности организации.

Рентабельность продаж равна:

R п = В — С — К Р — У Р В · 100 % = П п В · 100 %

Эта модель свидетельствует о том, что те же факторы, что влияют на прибыль, оказывают влияние на рентабельность.

  1. Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность.
    ∆ R п ( в ) = В 1 — С 0 — К Р 0 — У Р 0 В 1 — В 0 — С 0 — К Р 0 — У Р 0 В 0 · 100 % .
    Где В 1 и В 0 – выручка двух периодов;
    С 1 , и С 0 – себестоимость двух периодов;
    КР 1 , и КР 0 – коммерческие расходы двух периодов;
    УР 1 , и УР 0 – управленческие расходы двух периодов.
    ∆ R п ( в ) = 202 102 731 — 93 049 605 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 — — 154 880 576 — 94 049 605 — 9 125 318 — 2 964 224 154 880 576 · 100 % = 15 , 86 %
    Рентабельность увеличилась на 15 ,86 % .
  2. Влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж.
    ∆ R п ( с ) = В 1 — С 1 — К Р 0 — У Р 0 В 1 — В 1 — С 0 — К Р 0 — У Р 0 В 1 · 100 % .
    ∆ R п ( с ) = 202 102 731 — 115 107 167 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 — 202 102 731 — 93 049 605 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 · 100 % = — 10 , 91 %
    Себестоимость продукции повысилась в отчетном периоде, за счет этого снизилась рентабельность на 10 ,91% .
  3. Влияние изменения КР на рентабельность продаж.
    ∆ R п ( к р ) = В 1 — С 1 — К Р 1 — У Р 0 В 1 — В 1 — С 1 — К Р 0 — У Р 0 В 1 · 100 % ;
    ∆ R п ( к р ) = 202 102 731 — 115 107 167 — 10 849 525 — 2 964 224 202 102 731 — — 202 102 731 — 115 105 167 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 · 100 % = — 0 , 85 %
    Рентабельность снизилась на 0 ,85 % .
  4. Влияние изменения УР на рентабельность продаж.
    ∆ R п ( у р ) = В 1 — С 1 — К Р 1 — У Р 1 В 1 — В 1 — С 1 — К Р 1 — У Р 0 В 1 · 100 % ; ∆ R п ( у р ) = 202 102 731 — 115 107 167 — 10 849 525 — 3 707 810 202 102 731 — — 202 102 731 — 115 107 167 — 10 849 525 — 2 964 224 202 102 731 · 100 % = — 0 , 38 %
    ∆ R п = ± ∆ R п ( в ) ± ∆ R п ( с ) ± ∆ R п ( к р ) ± ∆ R п ( у р ) ∆ R п = 15 , 86 — 10 , 91 — 0 , 85 — 0 , 38 = + 3 , 72 % .
    Рентабельность увеличилась на 3 ,72% .
    Главное, что оказывает влияние на рентабельность – рост выручки.

источник

Многие показатели работы компании являются многофакторными, поскольку зависят сразу от нескольких параметров, связь между которыми не всегда очевидна. В таких случаях применяют факторный анализ. Это статистический метод анализа параметра на основе обнаружения количественных связей между разными параметрами. Методику и расчетные примеры можно найти в статье.

параметр прошлый период исследуемый период изменение прибыли
в абсолютных значениях в относительных значениях, %
объем продаж 10000 10500 500 5,0
себестоимость единицы 500 450 -50 -10
чистая прибыль 1700 2000 300 17,6
коммерческие издержки 1400 1600 200 15,4
управленческие издержки 700 800 700 14,3
индекс изменения цен 2,00 2,20 0,20 10

Из этих данных можно сделать несколько выводов:

  1. Объем продаж за отчетный период увеличился на 5%.
  2. В том числе этому способствовало снижение себестоимости на 10%.
  3. С другой стороны, выросли и издержки – на 15,4% коммерческие и на 14,3% управленческие.
  4. Поэтому фактор снижения себестоимости на 10% не привел к аналогичному изменению дохода, который увеличился только на 5%.

В этом случае за основу берут 3 показателя – это доход, себестоимость единицы и чистая прибыль.

параметр объем продаж абсолютная разница относительная разница
прошлый период исследуемый период
доход 70000 80000 10000 14,3%
себестоимость единицы 65000 67000 2000 3,1%
чистая прибыль 12000 13000 1000 8,3%

Из этого примера факторного анализа можно сделать несколько выводов:

  1. Себестоимость единицы продукции увеличилась на 3,1%, что явилось негативным фактором.
  2. Однако доход все равно увеличился на 14,3%.
  3. Также увеличилась и чистая прибыль на 8,3%.

Поэтому подобный рост себестоимости оказался приемлемым. Следовательно, действуют другие факторы, которые позволяют расти прибыли компании. Уточнить их степень влияния можно с помощью аналогичных расчетов.

источник

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.
Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

    абсолютное отклонение прибыли (∆П):

где П1, П — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

где i = 0 — базисный период;

где Y1, Y — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
1 2 3 4 5 6 = 5 – 4 7 = 5 / 4 x 100 8 9 10 = 9 – 8
1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2110 245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2120 190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
3 Валовая прибыль 2100 55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
4 Коммерческие расходы 2210
5 Управленческие расходы 2220 89 123 89 123 25,8 25,8
6 Прибыль (убыток) от продаж 2200 55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
7 Доходы от участия в других организациях 2310
8 Проценты к получению 2320
9 Проценты к уплате 2330
10 Прочие доходы 2340 337 2745 2408 814,5 0,1 0,8 0,7
11 Прочие расходы 2350 5500 16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
12 Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
13 Текущий налог на прибыль 2410 12 625 16 268 3643 128,9 5,1 4,7 –0,4
14 В том числе постоянные налоговые обязательства 2421 2800 2800 0,0 0,8 0,8
15 Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 4 14 10 350,0 0,002 0,004 0,002
16 Изменение налоговых активов 2450
17 Прочее 2460
18 Чистая прибыль 2400 37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п
Показатель 2011 г. 2010 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Количество проданной продукции (товаров), шт. q1 69 q 60
2 Цена продукции, тыс. руб. p1 5013 p 4098,3
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В 245 900
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S1 267 468 S 190 234
5 Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. Sед. 1 3876,35 Sед. 0 3170,57
6 Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П 55 666

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В 245 900 В’ q1 x p 282 785 В1 345 897
2 Полная себестоимость, тыс. руб. S 190 234 S 218 769 S1 267 468
3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П 55 666 П’ 64 015,9 П1 78 429

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В’ 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p2 = p x (S‘ / S) – p 8349,9 36,7
Изменение в структуре продукции p3 = p x((В’ / В) – (S? / S)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p4 = S‘ – S1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP5 = S x (В’ / В) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763 100

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В’ = q1 x p — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):

где S‘ — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»


Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P p1 q q1 В В’ В1 S S2 S1
4098,3 5013 60 69 245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж

Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R R1 RВ RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Согласно табл. 6 рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов (экономическая рентабельность) является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

В табл. 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7. Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

источник