Ведущие мировые бренды инвестируют крупные суммы в маркетинговые исследования, результаты которых во многом влияют на принятие ключевых управленческих решений. Стоимость таких исследований стартует с 60 000 рублей и выше — космические суммы, особенно для малого бизнеса. Однако зная, как анализировать рынок, вы сможете добыть ключевую информацию самостоятельно.
Прежде всего необходимо чётко обозначить цели. От того, какую именно информацию вы хотите получить, зависит предмет исследования. Основными структурными компонентами рынка, анализируемыми предпринимателем, являются:
- состояние рынка (ёмкость, конъюнктура, тенденции, реакция на новые товары);
- доля разных компаний на рынке, их возможности и перспективы;
- целевые сегменты, их особенности поведения и требования к продукту, уровень спроса;
- уровень цен и норма прибыли в отрасли;
- свободные ниши, в которых можно вести бизнес;
- конкуренты, их сильные и слабые стороны.
Говоря о том, как правильно анализировать рынок, стоит подчеркнуть, что конкретная, понятная цель позволяет сократить затраты, не тратить время на обработку бесполезной информации и сразу выбрать наиболее эффективные методы исследования.
Комплексное маркетинговое исследование, как правило, проводится на этапе запуска или расширения бизнеса. Его цель — собрать как можно более подробную и всестороннюю информацию о конкретной нише. Как анализировать рынок?
«Отправная точка» в проведении комплексного анализа — Market Research (собственно, изучение рынка и его перспектив). В идеале необходимо проанализировать информацию за последние 3-5 лет.
Ключевой показатель здесь — ёмкость рынка. Говоря простыми словами, это то количество товаров, которое потребители могут купить за определённый промежуток времени — месяц или год. Для расчётов используется формула:
где: V — размер рынка, A — численность целевой аудитории (тыс. чел), N — норма потребления продукции за период.
На основе этого показателя вычисляют, какого максимального уровня продаж может достичь компания в данном регионе.
Следующий критерий, на который нужно обратить внимание — уровень спроса. Важно учитывать динамику рынка, развивается он или, напротив, сокращается. В первом случае необходимо определить его потенциал и границы роста, а на этапе стагнации — понять, как долго это будет продолжаться.
Дополнительно изучают факторы, влияющие на рынок, долю ключевых конкурентов в общем объёме сбыта, способы реализации продукции.
На основе полученных данных необходимо обозначить основные тенденции и направления развития, а также проанализировать перспективы рынка — что потребители выбирают сейчас и как могут измениться их предпочтения в обозримом будущем.
Совет: Актуальную статистику и результаты исследований отдельных рынков на международном и национальном уровнях можно найти в отраслевых журналах и экономических отчётах.
Итак, мы знаем объём анализируемого рынка в целом. Теперь необходимо определить, какие группы потребителей приносят компании основную прибыль, что их объединяет. Для сегментации аудитории используются разные критерии — пол, возраст, профессия, уровень дохода, социальный статус, интересы и т. д. В зависимости от приоритетов значимость отдельных факторов может отличаться.
Чтобы решить, на какие сегменты ориентироваться в первую очередь, дополнительно анализируют:
- объём каждого сегмента (количество потенциальных клиентов);
- географическое расположение;
- доступность различных групп потребителей;
- ориентировочные затраты времени и финансов для начала деятельности.
Грамотный выбор ЦА в будущем избавит предпринимателя от лишних затрат и позволит направить ресурсы на привлечение самых «прибыльных» покупателей.
Любой рынок постоянно подвергается воздействию извне. Современные маркетологи выделяют 6 видов внешних факторов, которые влияют на организации:
- политические (государственная политика в сферах транспорта, занятости, образования и т. д., налоги);
- экономические (уровень инфляции, ставка ссудного процента);
- социальные (численность населения, мировоззрение, уровень образования);
- технологические;
- правовые (законы, регулирующие создание и работу предприятий);
- экологические.
Некоторые тенденции проявляются медленно, их легко предсказать — например, ещё в 70-х в обществе начали обсуждать проблемы защиты окружающей среды, а сейчас eco-friendly business стал глобальным трендом. В то же время, экономическая ситуация может измениться в любую минуту, а сказать с уверенностью, что будет через 3-5-10 лет, просто невозможно.
Говоря о том, как научиться анализировать рынок, особое внимание следует уделить изучению предприятий, которые уже работают в данной отрасли. Прежде всего нужно узнать как можно больше о самих компаниях и их возможностях:
- технологии, которые используются при производстве товаров и услуг;
- наличие патентов и уникальных технологических преимуществ;
- уровень квалификации персонала;
- доступ к ограниченным, редким ресурсам;
- возможность получения дополнительных инвестиций.
Следующий шаг — изучение товаров и услуг конкурентов. Оценивать нужно «глазами потребителя», учитывая как рациональные, так и эмоциональные факторы.
Остаётся систематизировать данные и объективно сравнить основных игроков рынка. Для удобства предлагаем воспользоваться простым шаблоном.
Компания А | Компания Б | Компания В |
---|---|---|
«Точки пересечения» (в чём именно конкурируете) | ||
ЦА (целевая аудитория) | ||
Доля рынка | ||
Ассортимент и качество продукции | ||
Цены | ||
Маркетинговая стратегия (оффлайн) | ||
Маркетинговая стратегия (в Интернете) | ||
Политика сбыта | ||
Конкурентные преимущества | ||
Сильные стороны конкурента | ||
Недостатки конкурента |
Заполнив таблицу, вы получите базовое представление об основных игроках рынка и их деятельности, а также сможете сравнить их показатели со своими.
Идём дальше. Теперь нужно сосредоточиться на одном из ключевых аспектов, а именно — проанализировать цены основных конкурентов на товары и услуги.
Чтобы увидеть полную картину, необходимо разбить всех игроков рынка на ценовые сегменты — эконом, премиум и т. д. Также важно понимать структуру цены (себестоимость, затраты на продвижение и рекламу, наценка) и приблизительно рассчитать прибыль от каждой продажи.
При этом следует учитывать не только стандартные цены, но и наличие бонусов, промо-акций, специальных предложений, а также условия рассрочки.
Обязательно подумайте, какие причины могут привести к изменению среднерыночных цен в сторону увеличения или уменьшения.
В результате вы должны получить чёткую картину ценовой политики конкурентов, выяснить, в чём причины различий в стоимости, и рассчитать возможную прибыль через N месяцев/лет. Отталкиваясь от этого, можно определить, не слишком ли завышены или занижены цены компании, как лучше позиционировать товар — дорогой, но качественный, или доступный и экономичный.
Маркетологи, которые анализируют ситуацию на рынке и участвуют в разработке бизнес-планов, часто подчёркивают, что этот пункт — один из самых значимых.
Рассматривая действующую систему сбыта, нужно выделить основные элементы — оптовые и розничные сети, отдельные магазины, склады, транспортные компании.
Исследуют как отдельные предприятия, так и работу логистической системы в целом — как продукция движется от производителей к конечным потребителям, через каких посредников проходит, сколько времени это занимает и т. п.
- Какие торговые предприятия работают на определённой территории (специализированные и фирменные магазины, супермаркеты, киоски и т. д.), их соотношение.
- Расположение, размер и уровень продаж основных магазинов.
- Интенсивность дистрибуции — процент точек, в которых можно купить товары конкретного производителя в данном регионе.
- Какой контингент чаще покупает в магазинах того или иного типа (место жительства, средняя сумма чека, процент постоянных клиентов).
- Уровень густоты дистрибуции — отношение общего количества магазинов к плотности населения на исследуемой территории.
Ключевой показатель эффективности системы дистрибуции — уровень расходов. Он рассчитывается по формуле:
где: ВД — затраты на дистрибуцию, Т — расходы на транспорт, Сп — фиксированные складские расходы, С9 — переменные складские расходы, Г — сумма не выполненных в срок заказов (в денежном выражении).
Ещё один аспект, на котором нужно остановиться, обсуждая, как анализировать рынок. Нужно выяснить, какие инструменты используют другие компании, что делают для привлечения и удержания клиентов.
Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций — это:
- реклама (в газетах, журналах, на интернет-ресурсах, ТВ, радио, наружная и т. д.);
- PR/пропаганда — создание позитивного имиджа компании и её продукции за счёт публикации новостей, обзоров, интервью и других материалов в СМИ;
- стимулирование сбыта — особые мероприятия для побуждения к покупке (купоны, конкурсы, бесплатные образцы товара, дисконтные программы);
- личные продажи.
Где конкуренты чаще всего размещают рекламу? Что о них пишут в СМИ? Какие скидки и бонусы они предлагают? Чем больше информации — тем лучше.
На этом этапе особое внимание нужно уделить цифрам:
- Среднее количество контактов потенциального клиента с разными носителями рекламы.
- Эффективность объявлений. Проще всего отслеживать статистику на интернет-площадках — современные сервисы предоставляют информацию о количестве просмотров и переходов по ссылкам, времени, которое пользователь провёл на сайте и его активности.
- Конверсия — процент посетителей сайта/магазина/мероприятия, которые совершили покупку или другое целевое действие, от общего количества посетителей.
- Цена контакта — сколько денег компании понадобилось вложить в рекламу, чтобы 1 человек оставил свои данные или обратился к менеджеру (отношение суммы рекламного бюджета к числу потребителей, с которыми удалось связаться).
Чтобы понять, где и как лучше всего «ловить» потенциальных клиентов в конкретной нише, следует по отдельности исследовать эффективность каждого метода в выбранной нише.
Реклама в традиционных СМИ (ТВ, радио, популярные журналы) отлично работает в B2C-сегменте, но совершенно неэффективна для B2B — серьёзные руководители зачастую даже не тратят на это время. Зато их может заинтересовать статистика, планы с чёткими цифрами, «сухие» факты, доказывающие выгоду для бизнеса — то, что на обычного потребителя лишь навеет скуку.
Для разработки стратегии недостаточно знать общие характеристики типа возраста и дохода. Нужно понимать, как работать с конкретным типом людей, как они принимают решение о покупке, на что обращают внимание и т. п.
Анализ потребителей проводится в нескольких направлениях:
- мотивация, определение потребностей и целей;
- ожидания касательно стандартов обслуживания и цен;
- ключевые критерии (что хочет получить от товара/услуги в первую очередь);
- причины недовольства и претензий (что не устраивает в продукте или сервисе);
- процесс принятия решений (чем руководствуются — логикой или эмоциями, с кем советуются).
Понимание своей целевой аудитории — важный шаг к тому, чтобы построить сильный бренд, которому будут доверять.
Поговорим о том, как анализировать рынок на практике. Современные маркетологи используют несколько основных программ для обработки данных:
- SWOT-анализ. Идеально подходит для разработки стратегии фирмы. Информация заносится в таблицу с 4-мя блоками: сильные стороны (Strength), слабые (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы/риски (Threats). При этом учитываются как внутренние, так и внешние факторы.
- PEST. Позволяет увидеть реальное положение компании в отрасли, а также влияние внешних факторов (экономических, политических, технологических и социальных).
- PESTLE. Расширенный вариант PEST-анализа, где также учитывается влияние климата, геолокация и правовые факторы.
- «Пять сил Портера». Один из мощнейших инструментов для тех, кто хочет знать, как анализировать рынок торговли. Согласно этой методике, нужно выделить 5 ключевых факторов, которые определяют стратегию и тактику компании. Однако есть и минусы — данная методика не учитывает всех исключений и частностей, а разрабатывается под каждое направление бизнеса отдельно.
Формат напрямую зависит от целей исследования и доступности информации. Иногда гораздо нагляднее представить информацию в виде диаграмм и графиков на основе обычных таблиц.
Хотя в сети можно найти готовый анализ любой отрасли, лучше потратить время и провести собственное исследование. Только так можно получить подробную, актуальную информацию конкретно по вашей нише и региону.
Говоря о том, как анализировать рынок торговли или любой другой, можно выделить несколько методов сбора данных:
- опросы и анкеты (открытые или закрытого типа — с вариантами ответов);
- фокус-группы — «круглый стол» с несколькими представителями целевой аудитории для обсуждения товаров и услуг компании;
- эксперименты и A/B тестирование;
- личное интервью с клиентами и партнёрами;
- изучение тематических форумов и групп в социальных сетях;
- работа с отраслевыми экспертами — интервью со специалистами, исследователями, маркетологами, которые могут подтвердить достоверность информации из открытых источников и сделать свои прогнозы касательно развития рынка;
- изучение открытой государственной и региональной статистики;
- документация и отчёты о деятельности различных предприятий.
Чтобы увидеть полную картину состояния рынка, необходимо понимание закономерностей его функционирования и развития, умение анализировать ситуацию на рынке труда. Действовать осознанно и иметь чёткую стратегию — важнейшие условия успеха в XXI веке, когда старая истина «кто владеет информацией — владеет миром» становится ещё более актуальной.
источник
На мой взгляд, при торговле по техническому анализу очень важен подход к нему, ведь теханализ — крайне субъективная вещь. Недаром говорят, что дай нескольким трейдерам график, и каждый увидит в нем что-то свое. Кто-то строит по минимумам/максимумам свечей, кто-то по закрытиям, кто-то с точностью до пункта, кто-то небрежно. Каждому свое. Но, в любом случае, надо придти к структурированной методологии и придерживаться ее.
На мой взгляд, главной ошибкой начинающих, или трейдеров с незначительным опытом торговли на бирже, является догматическое отношение к анализу. Это те трейдеры, которым цена постоянно что-то «должна». Вы часто можете услышать от них: рынок должен, цена должна пойти туда-то, и т.п. У них все точно и безапелляционно. Когда человек на рынке оперирует такими критериями, то с ним, как с трейдером, все ясно. Как правило, эти люди постоянно спорят с рынком, и их участь предопределена. Примеров вагон и тележка. Запомните, цена никому ничего не должна. Ей плевать, как вы там разлиновали график, и где находятся ваши ожидания.
Свою лепту вносит еще и литература, где пишут так, что трейдер воспринимает, что, например, если есть формация, то она должна обязательно реализоваться. Это шаблонное мнение потом очень тяжело ломать. Вы огребете убытков, чтобы избавится от такого мышления. Поэтому, все дело исключительно в отношении. Никогда и ничего не воспринимайте на рынке как догму, кроме прописных истин, что цена пойдет вправо 🙂 Вы можете сказать мне, что это не так, но вы не представляете, сколько людей, которые мыслят и оперируют догматическими понятиями на бирже.
Мы пришли на рынок торговать и зарабатывать, а не спорить и тешить свое эго. Поэтому, надо прислушиваться к рынку, и оставаться очень гибким, к его изменениям. Он сам подсказывает, что надо делать. Просто нужно засунуть свое мнение куда подальше, и следовать подсказкам. Вы пришли спорить, или зарабатывать? Это тяжело сделать людям, которые всегда привыкли быть правы. Если вы такой, то либо меняйтесь, либо огребайте.
Это была вводная. Теперь ближе к делу. Покажу стратегию торговли фигуры технического анализа на примере, и с детальными объяснениями, как это делаю я. Рассмотрим рыночную ситуацию
рис.1
Мы видим, как цена сформировала отличный нисходящий клин. Я продолжил его стороны дальше, чтобы было нагляднее. Стоит сделать небольшое замечание по поводу поведения цены внутри фигуры. Я не рекомендую торговать внутри фигуры. Можно сделать исключение только для тех моментов, когда цена приближается к поддержке или сопротивлению формации. Но, в этот момент не узнаешь, что произойдет, пробой фигуры, или отскок от уровня. Поэтому, при приближении цены к поддержке или сопротивлению лучше перейти на таймфрейм меньшего порядка, и отрабатывать разворотные фигуры там. Но, лучше вообще не лезть в игру внутри формации, если мало опыта в торговле и у вас плохое отношение к принятию убытков. Продолжим.
Далее цена ведет себя так:
рис.2
Произошел пробой фигуры. Вход в сделку осуществляется в самом пробое, а не после закрытия свечи. Так получается войти перед предстоящим импульсом. Открывается покупка, и дальше рынок ведет себя так
рис.3
Цена подходит к пробитому сопротивлению сверху. Это является негативным знаком. Истинные пробои формаций, в подавляющем большинстве, проходят на хорошем импульсе, и, не теряя скорости, идут к цели. И время отработки цели по фигуре, как минимум, в 2 раза меньше времени формирования самой формации. Я предпочитаю выходить, если цена не идет сразу. Всегда, если что, можно перезайти. Дальше события развиваются так
рис.4
Цена уходит внутрь диапазона формации. После этого я считаю фигуру сломанной, и расширяю диапазон (старое сопротивление клина — зеленый пунктир, новое сопротивление — жирная зеленая линия). Ожидаю развития событий вне рынка. А развиваются они так:
рис.5
Вновь пробивается вверх сопротивление клина. На пробое, происходит вход в покупку. Закрытие проходит внутри диапазона формации, что тоже плохо. Поэтому, на закрытии позиция ликвидируется. Ждем, как будут развиваться события далее.
рис.6
Расширяю диапазон клина. Цена продолжает торговаться внутри фигуры. Последняя свечка закрывается внутренней. Теперь все внимание концентрируется на ней. Нужен пробой ее минимума или максимума. Соответственно, если пробивается максимум — покупаем, а если пробивается минимум — продаем. Ждем.
рис.7
Покупаю на пробое внутренней свечи вверх. Ожидаем развития событий. Вероятность пробоя сопротивления фигуры вверх растет.
А вот и пробой! В поведении цены пока что всё хорошо. И пробой на импульсе, и сразу рынок устремился вверх. Продолжаем удерживать покупки, которые открыли еще внутри фигуры.
рис.9
Первый сюрприз — внутренняя свеча, да еще и doji. Серьезный повод задуматься и подтянуть риски. Двигаем стопы к минимуму свечи. Ждем.
рис.10
Прилетает следующая свеча, которая уходит назад, в диапазон клина. Красными линиям отмечена зона фиксации покупки, которая была открыта. На скрине, дневной график. День открывается гэпом. Давайте посмотрим на скрин внутри этого дня, чтобы разобрать варианты фиксации лонга.
рис.11
В рамке я обозначил предыдущий день doji. Вариантов фиксации, после открытия, три (отметил цифрами):
- Поскольку внутренняя свеча doji пробита вниз, то необходимо фиксироваться сразу. Это можно сделать в любом месте первой свечи. Обратите внимание, что это в районе 166-166,5, что идеально, и, практически, является минимумом предыдущей свечи doji, на минимум которой ставиться стоп.
- Следующая свеча внутренняя. Можно закрыться на пробое ее минимума.
- И последний вариант — закрытие позиции на пробое локального минимума.
Это три ближайших возможных ситуации. Если уменьшать таймфрейм до минутки, то наверняка можно закрыться еще выгоднее. Более того. Ничего график, и характер поведения цены вам не напоминает? Верно, это самый натуральный ударный день, с его первоначальными признаками. Поэтому, еще и вшортить хорошо можно. Но, не буду отрываться от контекста статьи, и продолжу разбирать движение, в рамках фигуры и таймфрейма, которые начали рассматривать.
рис.12
С учетом того, что цена вернулась назад в диапазон клина, опять необходимо перерисовывать его верхнюю границу (старое сопротивление — красный пунктир, новое — зеленая линия). Но, тогда, графически, это уже не клин. Зато уже точно есть восходящий локальный минимум, который может стать основой для начертания треугольника. Проводим новые линии (зеленый цвет) и получаем отличный восходящий треугольник. В графическом анализе такое не редкость, когда одна фигура трансформируется в другую. Особо часто это встречается в фигуре «голова и плечи«, которая преобразуется в треугольники и клинья.
Ну что, продолжаем мониторить формацию, и ждать сигналов.
рис.13
Входим в шорт на пробое фигуры. Цель находится в районе 148. Этот пробой может пройти на гэпе с открытия. Поэтому, взглянем внутрь пробойной свечи.
рис.14
На пятиминутном фрейме предоставляется три ближайших варианта для шорта:
- В течение первой свечи (с учетом привязки рисков внутри диапазона формации).
- На закрытии первой черной свечи.
- На пробое локального минимума.
Ожидаем дальнейшего развития событий, находясь в продаже.
рис.15
День закрывается внутренней свечой. При пробое ее максимума, необходимо будет крыть сделку, т.к. может последовать разворот. Дальше рынок двигается так:
рис.16
- Цена пробивает внутреннюю свечу вниз, что усиливает падение.
- Почти ювелирно выполняется цель по треугольнику, после чего следует отскок.
На целевой зоне, можно попробовать брать отскок, т.к. часто это отрабатывается. Естественно, с применением младших фреймов и формаций на них.
рис.17
По клину 3 сделки, из которых:
- Одна «в ноль».
- Вторая — мизерный убыток.
- Третья — прибыль.
Это совсем неплохо для фигуры, которая сломалась.
По треугольнику, имеем одну сделку, которая дошла до цели, и принесла отличный профит. Причем, речь идет всего лишь по отработке фигуры на конкретном таймфрейме, «в лоб». Если бы входили в шорт, с учетом ударного дня (см. рис.10,11), то вход был бы намного точнее — самый максимум формации.
Теперь обобщу правила трейдинга для фигур технического анализа и различных графических паттернов, как это вижу я.
При торговле по техническому анализу важно:
- Оставаться открытым и гибким к рыночным изменениям.
- Рынок и цена ничего никому не должна.
- Поведения и действия толпы отображаются на графике в виде формаций и паттернов. Это имеет свойство повторяться. Поэтому, теханализ будет работать всегда, как бы и чего вам не говорили приверженцы других теорий. Почитайте статьи на тему технического анализа, там множество примеров есть с отработками.
- Всегда существует возможность перезайти в сделку. Это лучше, чем смотреть, как тает твой депозит. Не надо упрямиться и надеяться.
- Не надо спорить с рынком. Рынок всегда прав.
- Для меня любая формация лишь консолидация цены в том или ином виде. Хотя и по классике теханализа формации имеют классификацию, я эти различия не делаю. Мне важен пробой, в какую сторону — наплевать. Если ложный, значит, закроюсь и перезайду. Если цель не отработается и цена развернется, значит, я возьму лишь часть движения, что тоже не плохо (см. пример с ложным пробоем клина рис.8,9,10).Если он окажется истинный, то значит, я получу цель по паттерну. Всё просто. Главное отслеживать формацию шаг за шагом, как это я попытался показать в статье.
- Надежные, если их так можно назвать 🙂 паттерны, отрабатываются быстро. Т.е. цена практически сразу и без откатов устремляется к цели. Как это было в примере выше с восходящим треугольником.
- Использовать младшие фреймы для точности входов выходов.
- Неопытным и новичкам не советую торговать внутри фигуры.
- У каждого трейдера есть лимит по общим потерям, после которого, он получает как бы встряску и пересматривает свою торговлю. Если вы еще не торгуете правильно, значит, просто еще мало потеряли 🙂 Не отчаивайтесь.
- Делайте скриншоты после каждого отторгованного вами дня, и разбирайте. Так вы увидите много всего интересного.
источник
Технический анализ (ТА) закладывает базовые основы для торговли начинающим трейдерам. Ценовое движение отличается от случайного и представляет собой детерминированный процесс, при котором существует зависимость между прошлым и будущим поведением цены. От умения читать график зависит прибыльность трейдинга.
Трейдинг рассматривает различные подходы технического анализа, каждый из которых отличается собственной методикой прогнозирования.
Базовые виды теханализа:
- индикаторный;
- графический;
- свечной;
- определение трендов, ценовых каналов;
- выделение уровней;
- использование коррекций и расширений Фибоначчи;
- волновая теория Эллиотта;
- уровни квадрата Ганна.
Продвинутые виды теханализа:
- кластерный;
- корреляционный (для арбитражной торговли);
- исследование объемов (вертикальных и горизонтальных);
- анализ биржевого стакана и ленты сделок;
- исследование опционных уровней;
- анализ моделей временных рядов.
Особенность ТА — применимость к любым рыночным активам. Форекс, криптовалюты, фондовые индексы трейдеры исследуют, применяя схожие методики. Стратегии торговли могут отличаться (выбор зависит от характера актива), но инструменты ТА, будь то индикаторы Форекс или японские свечи, остаются неизменными.
Рынок Форекс отличатся высокой волатильностью и повышенной чувствительностью к внешним событиям — валюты активно реагируют на новости.
Методы теханализа для Форекса:
- следование трендам, отработка каналов.
- графический;
- индикаторный;
- свечной;
- анализ опционных уровней.
Популярной торговой платформой для Форекса стала MetaTrader, в которой представлен широкий спектр технических инструментов.
Криптовалютные биржи предоставляют возможность совершения сделок между участниками напрямую, без брокера. Рынок криптоактивов отличаются импульсивностью и продолжительными тенденциями.
Методы теханализа для криптовалют:
- торговля по тренду;
- графический;
- анализ с помощью индикаторов.
- объемный;
- корреляционный;
- анализ биржевого стакана и ленты сделок.
Преимущество торговли на криптовалютных биржах: доступ к стакану котировок, появляются дополнительные возможности, например, отслеживание крупных заявок в стакане. Многие биржи (в частности, BitMEX) предлагают кредитное плечо, трейдинг становится схожим по динамике с торговлей Форекс.
Фьючерс — производный финансовый инструмент, который связан с базовым активом.
Фьючерсы могут быть:
- на акции, индексы (например, на акции Сбербанка или на индекс S&P500);
- сырьевые (на нефть, золото);
- товарные (на кофе, говядину, апельсиновый сок);
- валютные (например, на пару USD/RUB, Si).
Особенность фьючерсов заключается в ограниченном действии контрактов. По истечении сроков сделки автоматически закрываются с перерасчетом в основную валюту (процесс называется экспирация). Во время действия по любому инструменту можно проводить неограниченное количество сделок — как на покупку, так и на продажу. Внешне торговля схожа с маржинальной (с плечом), активы имеют высокую динамику и относятся к инструментам с повышенным риском.
На срочном рынке биржи предлагают ETF (Exchange-traded Funds, биржевые инвестиционные фонды), которые имеют схожие с фьючерсами базовые активы, но бессрочные.
Методы теханализа рынка срочного рынка:
- графический;
- свечной;
- следование трендам;
- отработка ценовых каналов;
- исследование уровней;
- учет объемов;
- анализ биржевого стакана и ленты сделок.
Производные инструменты, как правило, отличаются низкой комиссией, чем привлекают спекулянтов (краткосрочных трейдеров).
Три главных постулата ТА гласят:
- в цене заложено все;
- цены склонны к трендообразованию;
- история повторяется.
Суть ТА заключается в прогнозировании курса ценового движения на основе прошлых (исторических) данных.
Первое, что необходимо усвоить новичкам, — научиться читать график. Начинающий трейдер должен разбираться:
- в методах построения графика (линия, свечи, бары);
- таймфреймах (m1, m5, H1, H4, D1, W1, M1);
- в основах построения баров (цены открытия, закрытия, минимум и максимум цены);
- в методах определения тренда;
- в особенностях определения зон поддержек и уровней сопротивления.
Подходящий метод — графический анализ.
Графический анализ (ГА) — разновидность ТА, который заключается в визуальном сравнении ценовых движений с базовыми графическими паттернами.
Выделяют паттерны:
- продолжения движения тренда;
- разворотные.
Трейдер, определяя паттерн на графике, получает прогноз будущего движения.
Модели продолжения:
Модели разворота:
- голова и плечи;
- двуглавая вершина;
- V-образная вершина;
- блюдце (плоское дно).
Фигуры трейдер определяет визуальным способом — таймфрейм не имеет значения.
Самая популярная фигура среди начинающих. Кроме звучного названия (англ. Head&Sholders), фигура голова и плечи имеет высокую вероятность исполнения и хорошо распознается на графиках Форекса и других рынков.
Составляющие фигуры:
- левое плечо;
- правое плечо;
- голова;
- линия шеи;
- возвратный импульс к линии шеи.
Интерпретация модели заключается в следующем. Допустим, на графике сформировалась устойчивая тенденция вверх (повторяющиеся импульсы размерности левого плеча). Кульминацией движения может быть импульс большего размера (голова), подтверждение разворота — слабость быков, выраженная в меньшем импульсе правого плеча и формировании нового движения с пробоем линии шеи.
Дополнительным подтверждением изменения тренда и точкой наилучшего входа будут возврат к линии шеи и обратное тестирование. Ожидаемое движение — вниз, от линии шеи на размер головы, стоп лосс — максимум цены на верхушке паттерна.
Флаг (или наклонный прямоугольник) является одной из явных фигур продолжения тренда.
Составляющие фигуры:
- основание флага;
- полотно флага (консолидация цены).
При формировании направленного движения с импульсами размерности основания флага тенденция продолжится с выходом из консолидации. Потенциал будущего движения — размер основания, стоп лосс — на уровне верхушки основания.
ГА подробно изложен в книге Джона Мэрфи «Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика». Автор простым доступным языком излагает основы теханализа, приводит примеры, рассматривает стратегии торговли.
Другие полезные источники:
- Д. Швагер «Технический анализ. Полный курс».
- Т. Демарк «Технический анализ – новая наука».
- М. Кан «Технический анализ. Просто и ясно».
- С. Б. Акелис «Технический анализ от А до Я».
Особого внимания заслуживают работы Б. Вильямса «Торговый Хаос» и «Новые измерения в биржевой торговле», но тексты рассчитаны на подготовленных трейдеров.
Четыре важных правила для новичков:
- торговать по тренду;
- не забывать ставить стопы;
- не открывать дополнительные объемы;
- взвешивать риски.
Последнее правило наиболее важное. Имея в арсенале кредитное плечо, новички часто злоупотребляют возможностями маржинальной торговли. Следует выработать простую торговую систему с риск-менеджментом, ограничивающим риск на сделку (например, 1 %) и максимальный дневной убыток (например, 5 %).
источник
Мое почтение всем заглянувшим!
Сегодня я расскажу о том, что такое технический анализ фондового рынка. Почему он так популярен? Что изучает этот аналитический метод? Как научиться не только читать фондовые графики, но и грамотно использовать это умение на практике? Как ориентироваться в биржевых стаканах и лавировать свои сделки сквозь постоянный поток ордеров? Какие существуют индикаторы, как с ними работать?
Будет еще масса интересного и полезного как для трейдеров, так и для инвесторов. Приглашаю погрузиться в мир графических моделей и математических закономерностей фондового рынка.
Технический анализ фондового рынка – это изучение динамики биржевых цен. Метод позволяет выявить закономерности, применять эти знания, точно входить в позиции и, соответственно, больше зарабатывать. Принято считать, что технический анализ – это исключительно визуальное восприятие графиков.
Технический анализ фондовых рынков далеко не новая история: используется он уже очень давно. Еще в XVII веке Жозеф де ла Вега применял его для прогнозирования фондового рынка Голландии, а в Японии по этим же принципам проводили анализ цены на рис.
Однако, в том виде, в котором он существует сейчас, технический анализ появился в конце XIX века благодаря Чарльзу Доу и Эдварду Джонсу.
Сейчас, с появлением компьютерных технологий, методы анализа цен фондовых инструментов все время совершенствуются, но базовые принципы остаются прежними.
Используя графические паттерны, объемы торгов, активность участников и прочие моменты, технический аналитик пытается выявить устойчивые тренды, найти уровни реального сопротивления и поддержки, а также возможные точки разворота рыночных тенденций.
Безоговорочная актуальность технического анализа находится под большим вопросом . Но я бы сказал так: для разных периодов работает разный технический анализ. Нужно понимать, что на фондовых рынках все-таки преобладают фундаментальные условия, но технические факторы помогают найти более удачную точку для формирования позиций.
Полагаться исключительно на технический метод изучения рыночных цен я бы не рекомендовал, и это подтверждено статистикой, с которой как раз тесно связан технический анализ. Но есть и другие устоявшиеся мнения на этот счет, о них я расскажу далее.
Приемы технического анализа универсальны, их можно использовать не только на фондовом рынке России, но и для анализа китайских акций, или фьючерсов на концентрат апельсинового сока, или чего бы то ни было еще. Подкупает простота применения: даже если трейдер работает со сложными техническими индикаторами, они все вшиты в торговый софт и абсолютно понятны в использовании.
Действительно, одно из преимуществ технического анализа — универсальность применения для разных рынков — как российского, так и любого другого. Еще один плюс заключается в том, что принципы работы одинаковы для разных таймфремов, т.е. неважно, смотрите вы 5-минутные графики или анализируете недельные данные фондовых рынков.
К недостаткам относится высокая степень субъективности и отсутствие реальных факторов оценки активов. Чемпион по инвестированию, гуру фондовых рынков Уоррен Баффет очень хорошо охарактеризовал проблемы теханализа следующей фразой:
Существуют три основных принципа, которые учитываются при анализе изменений рыночных котировок на фондовом рынке. Первый говорит о рыночной эффективности, второй о трендовой направленности цены, а третий о том, что закономерности обязаны повторятся. Теперь о каждом подробнее.
Смысл этой теории в том, что вся поступающая на фондовый рынок информация моментально учитывается в стоимости актива. Поэтому прогнозировать ее относительно новостных потоков не имеет смысла: нужно абстрагироваться от фундаментальных условий и сосредоточиться на прошлой динамике рыночных цен.
Здесь идея в том, что фондовые рынки двигаются исключительно в рамках трендовых движений. При этом, если на недельном графике трейдер видит растущую тенденцию, значит, она будет превалировать над той, что проявилась на дневном или часовом таймфрейме.
Участники фондового рынка всегда подвержены одним и тем же эмоциональным аспектам, страху и жадности. Поэтому закономерности, которые были выявлены на прошлых периодах, должны повторяться и в будущем, формируя определенные циклы.
Фундаментальный анализ в большей степени сконцентрирован на определении справедливой внутренней стоимости базового актива, и только потом – на сравнении получившегося результата с рыночной ценой. Такой способ больше применим для формирования мнения о долгосрочных перспективах той или иной компании на фондовом рынке.
Технический метод, напротив, более спекулятивен, он использует рыночную цену как базовую характеристику в своем анализе. После чего пытается определить, в какую сторону будут двигаться котировки от конкретной точки.
Методы оценки рыночных котировок могут подразделяться в зависимости от объекта исследования, например стакан заявок, объемы, анализ классических паттернов или свечных итераций. Чтобы убрать кашу из головы, расскажу о каждом конкретном методе отдельно.
Метод базируется на постулате цикличности фондового рынка. Чтобы структурировать визуальные модели, их стали разделять по ценовым формациям, или паттернам. У каждой такой формации на фондовом рынке существуют свои правила формирования. Конечно, амплитуды ценовых колебаний всегда разные и не повторяются в полной идентичности, однако условия определения графических моделей достаточно четко описаны.
При анализе фондового рынка чаще всего используются именно японские свечи. Предмет исследования здесь — формирование различных комбинаций из двух или более японских свечей. При прогнозировании движения цен фондовых рынков используются как простейшие комбинации вроде «поглощения», «Харами» или «утренней звезды», которые встречаются очень часто, так и сложные модели, включающие в себя множество свечей и условий подтверждения.
Их пример — «крепость», «медвежий трехлинейный прорыв», «заканчивающееся бычья или медвежья игра с Гэпом» и др.
По названию понятно, что этот аналитический метод предусматривает использование индикаторов. Сами индикаторы строятся на основании математических и статистических моделей. Они могут учитывать, объемы, продолжительности тенденций, средневзвешенные показатели торгов, количество и резкость совершения сделок, а также многие другие факторы. Все это между собой комбинируется, переплетается и выстраивается в виде некой визуальной модели. По своим свойствам они могут подразделяться на множество групп, о которых я также расскажу отдельно.
Этот анализ технической картины фондовых рынков назван в честь Ральфа Нельсона Эллиотта — основоположника этого направления.
Проанализировав огромное количество графиков, он выделил, что рыночные колебания почти всегда чередуются, принимая форму волн. Эти волны он поделил на коррекционные и движущие. А дальше установил, что большинство тенденций включают в себя 5-волновую модель, где 3 являются движущими, а 2 — коррекционными.
Раньше этот вид технического анализа, по крайней мере, среди участников фондового рынка РФ, обходился стороной, но сейчас получил довольно широкое признание. Объем торгов – это количество совершенных сделок за определенный период. В классическом виде объем торгов исследуется по вертикальному методу, т.е. анализируются сделки относительно момента времени.
Однако встречается кластерный, или горизонтальный метод, когда объемы рассматриваются относительно ценовых уровней.
Вид предполагает аналитическую работу с биржевым стаканом котировок. Стакан представляет собой открытый аукцион, где на условиях анонимности участники фондового рынка предлагают купить и продать отдельные инструменты по конкретным ценам. Трейдеры стараются отследить необычные заявки во время торгов, на основе этого принимая решение о сделке.
Однако, на фондовом рынке стакан котировок не всегда обладает достаточной информативностью, так как многие крупные заявки формируются в виде так называемые айсбергов или через специальные пулы.
Тренд — это устойчивое направление движения рыночных цен. На фондовом графике может существовать различное количество тенденций, но трендом будет именно превалирующая модель движения. Он может быть двух видов: медвежий (нисходящий) или бычий (восходящий). Если преимущественное направление не установлено, то рынок не имеет тренда, а находится в стагнации или консолидации.
Если говорить о принципах формирования волн Эллиота, то как раз сейчас. Тренды на фондовых рынках не развиваются как молния, они движутся в сопровождении постоянных коррекционных движений, причем это могут быть как микродвижения, так и серьезные откаты. Если волнообразная модель нарушается, то технические аналитики говорят о возможной смене тренда.
Технический анализ фондовых рынков в соответствии с теорий Чарльза Доу подразделяет тренды на кратко- , средне- и долгосрочные. Чтобы попасть в первую категорию и при этом считаться трендом, достаточно продержаться несколько недель. Во вторую группу попадают направленные движения от месяца до полугода, долгосрочным признаются те, что существуют на фондовом рынке более 6 месяцев.
Линии тренда — один из самых простых технических инструментов. По сути, это прямая черта, которая проходит по нижним точкам локальных минимумов при восходящем движении и по верхним точкам локальным максимумам при медвежьем тренде.
Это одна из модификаций использования линий трендов. Чтобы очертить канал, необходимо к основной трендовой полосе добавить такую же параллельную линию, но с другой стороны ценового диапазона. Таким образом, ограничиваются уровни возможной волатильности и дается представление о торговом канале.
Технической поддержкой и сопротивлением на фондовом рынке могут признаваться локальные экстремумы или любые другие точки либо диапазоны цен, в которых встречалось давление продавцов или повышение стремление покупателей приобрести инструмент.
Это некие психологические уровни, которые очень быстро бросаются в глаза. Например, уровень в 100 или 200 руб. по акции всегда будет привлекать внимание большего количества трейдеров, чем цена 34 или 67 руб. Статистически доказано, что на таких точках объемы торгов сильно возрастают. Однако будут ли преобладать покупки или продажи — вопрос закрытый, ведь каждый участник фондового рынка преследует свои цели.
Пробитие одного из технически важных уровней, как правило, меняет роль этого уровня на противоположную. Предположим, на графике было круглое сопротивление в 100 руб. за акцию, которое оберегало медвежьи позиции. После его прохождения оно становится поддержкой, которая будет стоять на стороне быков. То же самое относится и к линиям тренда.
Это диапазон ценовой волатильности, который ограничивается линиями поддержки и сопротивления. Многие трейдеры часто выстраивают свою стратегию именно внутри таких технических каналов, покупая от его нижних границ и фиксируясь возле верхних пределов.
Объемы торгов на фондовом рынке — это количество лотов акций, сделки с которыми были совершены за конкретный период времени. Анализ объемов помогает определить, насколько важны те или иные формации технического анализа, сформированные в ходе торговых сессий.
Как правило, объемы помещаются в нижней части графиков. Они представляют собой гистограмму, каждый столбик которой отвечает на отдельный временной промежуток. Т.е. если выбрать 5-минутный таймфрейм графика, то показатель объемов будет учитывать количество акций или лотов за каждые отчетные 5 минут времени. Размер столбиков варьируется от размера сделок: чем больше объем, тем выше полоска. Если объемная шкала располагается на вертикальной части графика, с тем же принципом можно проводить анализ объемов относительно ценовых уровней фондовых инструментов.
Для технического анализа объемов на фондовом рынке можно использовать альтернативные способы получения информации, например ленту сделок. Она дает возможность видеть все потоки сделок и вычленять интересные моменты из общей картины. Сюда же отнесу объемные индикаторы, такие как осциляторы объема и др.
Дивергенция — это расхождение между динамикой объемов и котировок. Чтобы пришло понимание, что это, можно представить простую ситуацию, когда цена обновляет максимум, а показатель объемов нет, т.е. новый экстремум установлен меньшими объемами, чем предыдущий. Это значит, что пик тенденции уже пройден ранее, и с каждым дальнейшим движением переломный момент становится более вероятным.
Связь объемов с графическими формациями довольно просто характеризуется. Объемы частично подтверждают действительность паттернов. Если техническая фигура сформирована на значительно повышенном объеме, то значимость такой формации будет выше, чем у той, которая не сопровождалась увеличением объема.
Существует несколько общепринятых видов визуального восприятия биржевых цен фондовых инструментов. Среди них основными — свечные, линейные, барные графики. Трейдерам без проблем доступны любой из представленных видов, но чаще используются свечные конфигурации. Для полноты картины я расскажу про каждый из способов визуализации цен на фондовом рынке.
Японские графики представляют собой набор свечей. Каждая из них показывает цену открытия и закрытия, а также минимальную и максимальную цену за отчетный период. Для обозначения различий в направлении движения цены свечи окрашиваются в разные цвета. Чаще всего белый у растущих свечей и черный у падающих.
Линейный график знаком большинству обывателей. Это одна линия, которая последовательно соединяет усредненные точки движения биржевых котировок на фондовом рынке. Этот вид графиков признается наименее информативным, однако он более удобен для визуального определения общих тенденций.
Техническая суть барных графиков по своему функционалу идентична свечам, но иллюстрируется немного иначе. Каждый бар отражает биржевые котировки за определенный период. Выглядит он как вертикальная линия, слева отображается фреска, которая говорит, по какой цене было открытие, а справа изображено закрытие. Размер бара — это диапазон цены за временной интервал.
Технический анализ фондовых рынков насчитывает огромное количество различных фигур и формаций. Сейчас я подробно расскажу об основных и наиболее часто используемых из них.
В техническом анализе считается, что появление этой фигуры предшествует развороту рыночной тенденции на фондовом рынке. Выглядит она как три вершины, из которых боковые (плечи) находятся ниже (или выше в зависимости от прошлого направления цены), чем та, что располагается посередине (голова). Линия, проведенная по локальным экстремумам, называется шеей. Она и есть тот уровень, пробитие которого говорит о смене тенденции.
Это трендовая фигура технического анализа. Она может возникать после направленного движения и визуально напоминает чашку с ручкой. Важно, чтобы движение цены при формировании этого паттерна не было резким и на графике сформировалось именно дугообразное основание чаши, после чего происходит небольшая коррекция — ручка, — а дальше пробой верхнего уровня и устремление цены по направлению основного тренда. Как и другие паттерны, этот можно применять в зеркальном виде.
Это разворотный инструмент технического анализа. Очень легко представляется и интерпретируется на графике как две следующих друг за другом вершины в случае восходящего движения или два дна в случае нисходящей тенденции. После завершения формации предполагается, что цена пойдет в противоположном направлении относительно прошлого тренда.
Такие фигуры технического анализа, как треугольники, встречаются на фондовых рынках с завидной регулярностью. Помимо того, что они различаются относительно направления цены, также они бывают симметричного вида. По характеру движения универсальны, т.е. в зависимости от своего типа могут указывать как на продолжение тенденции, так и на ее разворот.
Фигура образуется на пересечении двух линий тренда, а направление пробоя указывает дальнейший предполагаемый путь цены.
Нисходящий треугольник формируется как пересечение линии сопротивления и трендовой линии после медвежьей тенденции.
Восходящий треугольник может образоваться после бычьей тенденции. Его иллюстрация — это состыковка линии сопротивления и тренда.
Такой технический паттерн появляется на фондовом рынке после сильных направленных движений цены: образуется узкое флэтовое движение в сторону коррекционного отката, пробитие которого будет сигнализировать о продолжении основной тенденции.
Еще одна трендовая техническая фигура фондового рынка. Очень похожа по своей структуре и характеристикам на формацию флаг: так же возникает после импульсного движения цены, но в момент коррекция диапазон этой фигуры начинает постепенно сужаться, а после пробития предполагается продолжение основной тенденции. Работает зеркально как в одном, так и в другом направлении.
Визуально похожий паттерн на вымпел и флаг, но клин — разворотный инструмент технического анализа. На графике такая фигура представлена в виде конусообразного движения в сторону основной тенденции с постепенно уменьшающимся диапазоном волатильности. Выход из диапазона в противоположную тренду сторону говорит о смене тенденции.
Я уже говорил о двойной вершине. В принципе, здесь тот же самый случай, но если рынок после второй конфигурации не нарастил движение в противоположном тенденции направлении, то можно дождаться подтверждения в качестве третьей вершины или дна.
Такая формация очень похожа на техническую фигуру чашки, однако та работает по тренду, а этот паттерн, наоборот, помогает определить разворотную точку. Заметить эту модель можно, когда на фондовом рынке есть какая-то преобладающая тенденция, после этого начинается плавный разворот, формируя на графике то самое округлое дно блюдца. Такая конфигурация не имеет четких сигналов перемены тенденции, что несколько затрудняет работу с ней. На практике паттерн встречается довольно редко.
Скользящие средние, или, как их еще называют, мувинги, (от англ. Moving Average) – самый распространенный технический индикатор, применяемый на фондовом рынке. По сути это усредненные показатели рыночных котировок в зависимости от числа периодов. Как правило, они отображаются прямо поверх графика цены в виде линии. С их помощью более точно определяют общую направленность рыночной тенденции, а также находят конкретные точки входа в рынок.
Мувинги подразделяются в зависимости от выбранного коэффициента усреднения, например, они могут быть 15- или 200-дневными, или может быть выбран любой произвольный коэффициент. Также они различаются по параметрам пересечения, сейчас трейдерам доступны: простые, экспоненциальные, сглаженные, линейно-взвешенные. В большем числе случаев участники фондового рынки используют первые два вида.
Если технический индикатор усреднения используется в одиночку, то, как правило, он служит для визуального определения тенденций на фондовом рынке. Но можно использовать мувинги для определения точек разворота котировок, с помощью средних с разными временными коэффициентами. Для этого создаются сразу две скользящие линии, одна из которых отражает короткий интервал усреднения (15–50), а вторая скорректирована на длинном периоде (150–200).
Каждый инвестор либо трейдер подбирает эти показатели для себя. Важно понимать, как происходит расчет: если выбран простой мувинг с периодом 10, то цена в каждой точке скользящей линии усредняется за последние 10 свечей или баров, на последующем периоде 1 свеча сбрасывается из расчета, включается вновь сформированная, и т.д. Такой индикатор теряет информативность анализа в периоды рыночных всплесков, так как обычная скользяшка дает каждой свече одинаковые условия независимо от того, насколько она далеко находится от общего рыночного диапазона.
Технически индикатор фондового рынка – это математический алгоритм, который включает в себя различные статистические данные о ходе биржевых торгов на фондовом рынке и выдает это в понятном визуальном представлении. Индикаторы подразделяются относительно целей, объектов исследования. Сейчас я расскажу о самых распространенных и важных из них.
Технические осцилляторы – это показатели рыночной волатильности, условия по которым могут изменяться с течением времени. Один из самых востребованных на фондовом рынке — индикатор этого типа под названием Rate of change (ROC). Он помогает определить скорость динамики тренда. Главный его плюс в том, что он в некотором роде немного опережают рынок. В практическом смысле это значит, что максимальный уровень индикации инструмента будет достигнут раньше, чем возможный разворот рыночного тренда, а трейдер успеет занять правильную позицию до смены тенденции на фондовом рынке.
Зоны повышенного риска изменения тренда в таком техническом индикаторе принято называть перекупленностью и перепроданностью.
Существуют другие типы осцилляторов, такие как стохастики, но о них я расскажу отдельно.
Я уже касался понятия дивергенции и пересечений скользящих средних немного ранее. Чтобы грамотнее и эффективнее использовать такие рыночные итерации в своем анализе, трейдеру предлагаются специальные технические индикаторы типа MACD (Moving Average Convergence-Divergence). Забегая вперед, скажу, что этот индикатор за счет комбинирования сигналов с дивергенцией дает очень сильные торговые сигналы на фондовом рынке.
На первом месте популярности среди технических индикаторов у участников фондового рынки находятся скользящие средние, причем разных типов, периодов. Они обязательны в арсенале почти каждого трейдера на фондовом рынке. На втором месте располагаются стохастические осцилляторы, они используются немного реже мувингов, но все равно их применяют регулярно. Третье место в сердцах трейдеров и избранных инструментах анализа их терминалов занимает RSI, или технический индикатор относительной силы.
Здесь речь идет о техническом индикаторе накопления / распределения. Его разработал один из успешных деятелей финансовой индустрии Марк Чайкин. Этот инструмент в большей части основан на анализе объемов, его цель — нахождение дисбаланса между продавцами и покупателями. Если говорить о его расчете более подробно, то при вычислении A/D сначала отнимается минимум за день от цены закрытия, потом этот показатель делится на разницу от дневных экстремумов и умножается на дневной объем торгов. Он представлен в виде обычной кривой линии, которая располагается под графиком цен. A/D отлично показывает, когда рыночные тренды подтверждаются объемами, а когда нет. Нужно учитывать, что этот технический индикатор становится неинформативным для анализа, когда на фондовом рынке наблюдается сильная турбулентность в ценах.
Этот технический инструмент пришел к нам из 1978 года, его основатель — Уэллс Уайлдер. ADX создан, чтобы определять силу восходящих и нисходящих тенденций на фондовом рынке. В привычном виде он располагается под графиком цены. Это пересечение нескольких линий разных цветов. В случае, когда линия +DI находится выше –DI, на рынке преобладает сильные покупательские настроения. Если наоборот, то взял власть медвежий тренд.
Этот технический индикатор относится к осцилляторам. Визуально он иллюстрируется в виде двух линий. Используется он также для анализа определения силы тренда на фондовом рынке. Его основателем признается Тушар Ченд, американский изобретатель. Анализ фондового рынка с помощью этого индикатора до боли прост: когда оранжевая линия, характеризующая силу восходящего движения, устремляемся вверх, значит, на рынке преобладают бычьи настроения. Если же синяя линия вырывает первенство и стремится к показателю в 100 единиц, то рынок можно считать медвежьим.
Основателем этого инструмента считается Джаральд Аппель, который многое сделал для технического анализа. Расчет MACD строится на основании двух скользящих средних, с помощью которых можно проводить эффективный анализ рыночных направлений и понимать, где располагаются возможные разворотные точки. Этот технический помощник может представляться в виде системы линий или гистограммы. Если при анализе рынка наблюдается бурный рост цен, а MACD это не подтверждает, то наблюдается дивергенция, и скоро можно ожидать смены направления тренда.
Этот инструмент анализа относительной силы рыночных настроений на фондовом рынке, как и ADX, был разработан Уэллсом Уайлдером. Он показывает отношение усредненного роста цены актива к среднему падению его котировок за выбранный период времени. RSI отличается высоким уровнем информационной емкости. Также трейдеры выбирают его для анализа из-за простоты использования и отсутствия сложных настроек. При этом он может очерчивать зоны перекупленности и перепроданности, а также показывать наличие дивергенции. Визуально выглядит, как одна кривая линия.
Впервые упоминание об этом индикаторе было опубликовано Джо Гранвиллем. Этот индикатор довольно прост в своем алгоритме расчета: OBV суммирует объемы рыночных торгов при росте и вычитает их при падении. Поэтому в ходе его анализа используются как отрицательная, так и положительная область. Считается, что когда OBV растет, а цена актива стоит на месте, то скоро можно ожидать серьезного повышения волатильности на фондовом рынке.
Первым такой технический инструмент в ходе своего анализа начал использовать знаменитый трейдер Джордж Лейн. Цель стохастика — определить силу направления импульса цены и предугадать разворот в котировках с помощью коррекции в силе импульса. Стохастик выглядит как кривая линия, а отражается как процентная величина. Чем он ближе к 100 %, тем больше вероятность смены восходящей тенденции.
Price Action подразумевает анализ свечных комбинаций. При этом каждая из свечей в ряде должна отвечать определенным характеристикам. Этот метод технического анализа может свидетельствовать о смене тренда или формировании определенного паттерна. Наиболее популярны разворотные Пин-бары, молоты, утренние звезды, внутренние бары и т.д. Наряду с этим несколько простых моделей могут кооперироваться между собой и составлять более сложные технические структуры, такие как комбинация пин и внутренного бара.
Это часовой график на акции Сбербанка. С точки зрения технического анализа на этом фондовом инструменте наблюдаются как разные технические фигуры, так и смена направления устойчивой тенденции после формирования двойной вершины. Благодаря техническому индикатору MACD четко прослеживается дивергенция. Наверняка внимательные инвесторы также заметили, что стохастик показывал технические зоны перегретости перед большинством коррекционных движений.
Технический анализ фондовых рынков выглядит довольно заманчиво. Однако его отдельное применение, согласно статистике, не способно приносить прибыль на длинном горизонте использования. Поэтому инвестор или трейдер не должен обвешивать весь монитор индикаторами и разрисовывать весь график разнонаправленными линиями в ожидании чуда. Вместо этого лучше постараться научится совмещать прелести технического анализа с сильными сторонами фундаментального подхода, тогда фондовый рынок заиграет в других красках и предоставит возможности абсолютно иного порядка.
Надеюсь, было интересно, а главное, полезно. Обязательно подписывайтесь на статьи и делитесь ими в соцсетях.
источник