Меню Рубрики

Как сделать swot анализ магазина

(крупный супермаркет сети продуктовых магазинов)

СВОТ -анализ – термин, использующийся для обозначения анализа сильных, слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз.

Под сильными и слабыми сторонами понимаются сильные и слабые стороны предприятия. А под возможностями и угрозами – то, что несет в себе окружающая среда.

Рассмотрим данный анализ SWOT на примере магазина.

Для разработки стратегических выводов СВОТ-анализа в начале необходимо описать все сильные, слабые стороны данного магазина, имеющиеся возможности и угрозы, а потом проранжировать их по степени важности по убыванию, оставив 5-10 наиболее важных из них. В данном примере СВОТ анализа мы приведет уже наиболее важные (по результатам) ранжирования сильные, слабые стороны, возможности и угрозы. Обобщим их в виде таблицы (матрицы СВОТ анализа).

Закрывается крупная сеть продуктовых магазинов и есть возможность приобрести торговую площадь закрывающихся магазинов.

Увеличение цен поставщиками.

Известность и доверие со стороны потребителей.

Действующие договора с поставщиками всех групп товаров.

Наличие алкогольной декларации.

Профессиональные работники в отделе аналитики и закупок.

Какие сильные стороны помогут воспользоваться появляющимися возможностями?

При покупке новой торговой площади станет возможным закупить туда товар благодаря наличию связей с поставщиками Известность и доверие к магазину со стороны потребителей привлечет покупателей и в других районах города в данный магазин.

Какие сильные стороны помогут избежать последствий имеющихся во внешней среде угроз?

Благодаря известности магазина даже при повышении цен на продукцию покупатели будут проявлять интерес к нему. А профессиональные аналитики, работающие в магазине, помогут найти резервы снижения себестоимости продаж, а специалисты в сфере закупок проведут мониторинг рынка в целях подбора других поставщиков. Доверие к фирме и долгий срок работы позволят привлечь банковский кредит на выгодных условиях.

Нехватка денежных средств для своевременной выплаты поставщикам.

Головной офис находится в другом городе, медленная скорость решений.

Какие слабые стороны могут помешать использовать появляющиеся возможности?

Нехватка денежных средств может помешать приобрести новые площади, а также будет мешать вести своевременный учет с поставщиками.

Какие слабые стороны усугубят эффект возможных угроз?

Нехватка денежных средств для текущих выплат может стать причиной отказа поставщиков от работы с магазином, а при повышении ими цен станет сложно вовремя платить по товарным накладным поставщиков.

На основе данного исследования можно сделать следующие стратегические выводы:

Имеется основная возможность: появление новой рыночной ниши для магазина (возможность приобрести торговые площади закрывающейся торговой сети). Однако у наблюдается периодическая нехватка денежных средств. Поэтому следует рассмотреть возможность взять кредит в банке, чтобы исключить возможность несвоевременных выплат поставщикам, а также для покупки новых торговых площадей. В настоящее время целью любой компании считается повышение ее стоимости. Покупая новые торговые площади, и открывая новые магазины, стоимость сети будет расти, что важно с точки зрения стратегических целей.

В данном примере SWOT- анализа основная угроза: нестабильный курс рубля. В связи с этим могут резко варьироваться закупочные цены на продукцию. Однако поиск новых поставщиков с более выгодными условиями поставок (например, с большим сроком отсрочки платежей) позволит найти резерв снижения закупочных цен на продукцию. А банковский кредит позволит вовремя оплачивать поставщикам за поставку продукции.

Таким образом, мы выяснили, на что стоит обратить более пристальное внимание, и что следует делать, чтобы воспользоваться появляющимися на рынке возможностями и избежать угроз.

источник

Каждый шаг в бизнесе нужно тщательно обдумывать, соотносить с различными внутренними, внешними факторами. Только в таком случае стоит рассчитывать на успешный результат. Отличной базой для принятия решений служат данные, получаемые в процессе анализа SWOT. Маркетологи называют его одним из наиболее эффективных методов стратегического планирования.

Swot analysis – методика оценивания текущей ситуации, дальнейших перспектив компании, основывающаяся на раскрытии разносторонних факторов, которые влияют на развитие бизнес-проекта. Подобная форма исследования не требует особой подготовки, наличия обширных баз данных. Сотруднику, занимающемуся анализом, достаточно четко понимать направление деятельности, располагать подробной информацией о компании.

При проведении SWOT имеющуюся информацию обобщают, тщательно анализируют, структурируют. Выявленные аспекты влияния делятся на четыре отдельных категории. Их значение расшифровывает аббревиатуру термина:

  1. S – ключевые преимущества, сильные места (strengths).
  2. W – наиболее слабые, уязвимые точки (weaknesses).
  3. O – потенциальные возможности (opportunities).
  4. T – вероятные риски (threats).

Группа из первых двух факторов S и W отражает внутреннее состояние фирмы – финансирование, местоположение, бизнес-процессы, кадровые ресурсы. Данные нюансы компания может прорабатывать и менять самостоятельно.

Вторая группа O и T выделяет обстоятельства внешней среды – потребности целевой аудитории, экономические тенденции, взаимоотношения с партнерами, поставщиками. Организация зависит от окружения, но не влияет на него напрямую.

Первоэлементом для составления стратегии развития считается комбинация S+O. Сочетание W+T – ограничения, которые предстоит преодолеть.

Появившись в 1965 году благодаря известному профессору К. Эндрюсу, SWOT-анализ успешно используется и сегодня. Методология позволяет получить наглядную структурированную обрисовку ситуации – SWOT-матрицу. На основании выведенных сведений управленцы делают правильные выводы, принимают обдуманные решения, выстраивают максимально продуктивные бизнес-стратегии.

Инструмент универсален, применим практически к любой сфере. В качестве предмета исследования выступают коммерческие фирмы, отдельно взятые продукты, услуги, государственные учреждения, область, город, страна. Часто данный способ используется для самоанализа – оценивания перспективных сторон в профессиональном, личностном развитии.

В случае с интернет-магазином ситуационный анализ помогает справиться со следующими задачами:

  • дать реальную оценку состояния дел на текущий момент;
  • систематизировать информацию, определить взаимосвязь между проблемами и возможностями, уязвимыми и мощными сторонами бизнеса;
  • оценить внутренний потенциал, ресурсы магазина;
  • выявить плюсы, минусы по отношению к фирмам-конкурентам;
  • обозначить главные направления развития, поставить конкретные цели;
  • спрогнозировать возможность негативного/позитивного влияния со стороны окружения;
  • найти способы укрепления слабых точек;
  • сформировать систему защиты от потенциальных угроз;
  • спланировать пошаговую схему реализации бизнес-стратегии;
  • создать логическое, согласованное руководство по расширению, усилению конкурентных преимуществ.

Инструмент используют для комплексного анализа интернет-магазина, товарного ассортимента, отдельных категорий продукции, изучения конкурентов в нише, оценивания уровня квалификации конкретных сотрудников, отделов. В исследовании участвуют организационные, технические, финансовые, маркетинговые группы факторов, имеющие значение в ходе реализации идей.

Популярность рассматриваемого метода в маркетинге и менеджменте связана с множеством преимуществ подобного анализа:

  • эффективность применения;
  • простота выполнения;
  • отсутствие необходимости в специализированной подготовке, профильном образовании;
  • гибкость, универсальность инструмента;
  • свободный выбор анализируемых компонентов, исходя из актуальных целей;
  • быстрое выявление информации для долгосрочного стратегического планирования и оперативной оценки;
  • наглядность показателей.

Ключевая задача методики – дать описание сложившейся ситуации. В дальнейшем справочная информация подталкивает аналитика к выработке полезных рекомендаций, расстановке правильных приоритетов, формированию выводов, ответов на актуальные вопросы.

Swot-анализу характерен ряд недочетов. Следует учесть, что метод:

  • отражает исключительно общие аспекты без учета временных факторов;
  • не показывает развитие компании в динамике, результаты требуют частого пересмотра для отслеживания стремительных изменений рынка;
  • содержит качественные показатели, игнорирует количественные параметры, точные цифры;
  • является достаточно субъективным, зависит от персональной точки зрения, уровня познаний сотрудника, осуществляющего исследование.

SWOT не заменяет отслеживание динамики, временных факторов. Чтобы компенсировать указанные выше недостатки, необходимо сочетать анализ с дополнительными маркетинговыми инструментами, создавать работающие связки.

Для получения более качественных результатов важно прилагать усилия, задействовать максимум разносторонних данных, изучать информационные массивы перекрестных сфер, избегать субъективного мнения, учитывать оценки экспертов отрасли. Выполнять исследование желательно ежегодно.

Составление матричной таблицы SWOT эффективно в таких случаях:

  1. Первоначальная оценка ситуации. Позволяет увидеть тенденции и положение рынка, понять перспективы онлайн-магазина, определить необходимые для развития ресурсы, подобрать оптимальные варианты для достижения целей, предотвратить возможные проблемы.
  2. Исследование окружения. Способствует выяснению доминантных факторов влияния на бизнес.
  3. Стратегическое планирование. Помогает выделить ключевые направления развития компании, наметить продуктивные стратегии продвижения, сформировать план действий на определенный период.
  4. Проведение конкурентной разведки. Оказывает содействие в наиболее полном изучении фирм, составляющих конкуренцию для интернет-магазина.

Применяйте ситуационный анализ, если необходимо собрать максимальное количество фактов, создать статистическую картинку, сделать наброски, набить базовый чек-лист для совершенствования деятельности торговой площадки.

Оперативно отслеживать динамичные изменения в целевом секторе рынка с помощью данного метода не выйдет.

Существует пять правил, предопределяющих эффективность swot-анализа:

  1. Концентрируйтесь на конкретном сегменте. По каждому стратегическому вопросу лучше составлять отдельные swot-матрицы, фокусируясь на мелких деталях.
  2. Акцентируйте внимание на объективности. Поручайте проведение исследовательских мероприятий группе сотрудников, маркетологов, незаинтересованных сторонних наблюдателей. Учитывайте разные мнения, подкрепляйте суждения доказательствами – статистикой, отчетами, данными дилеров, отзывами покупателей.
  3. Выбирайте приоритетные факторы. В итоговую таблицу следует заносить показатели, имеющие первоочередное значение в развитии интернет-магазина.
  4. Ориентируйтесь на покупателя. Убеждайтесь в реальности сформированных позиций. Сильные и слабые стороны называются таковыми на основании мнения потребителя.
  5. Остерегайтесь размытых, неоднозначных формулировок. Анализ будет полезным при условии точных утверждений. Пространственные значения серьезно ослабляют его, ставят под сомнение целесообразность метода.

Ситуационный анализ компании состоит из нескольких последовательных этапов. Рассмотрим их особенности на примере. Приведенные ниже показатели условны и даны для общего понимания принципов метода.

Первый шаг – доскональное исследование сегмента, в котором работает магазин. Главные задачи – собрать мнения покупателей, проанализировать деятельность конкурирующих компаний, реализующих похожие товарные позиции.

Выделяются ключевые факторы для проведения аналитической работы. Например:

  • потребительские свойства;
  • степень узнаваемости продукции;
  • имидж бренда;
  • лояльность ЦА;
  • широта ассортиментной линейки;
  • стоимость товара;
  • качество упаковки;
  • месторасположение компании.

С целью получения наиболее объективной картины подключаются данные о текущих и прогнозируемых трендах, изучаются покупательские привычки, рыночные тенденции, структура сбыта, барьеры на пути к полноценному захвату ниши.

За общими подготовительными мероприятиями следует непосредственная аналитическая часть. Проводится внутренний маркетинговый аудит, опрос клиентов, персонала магазина. Оцениваются аспекты, влияющие на конкурентоспособность товаров. На базе этой информации формируются списки из сильных и слабых точек компании.

Выявленные слабости интернет-магазина:

  • отсутствие системы мотивации, стимулирующей сотрудников;
  • высокая текучка кадров;
  • ограниченный товарный ассортимент;
  • недостаточно качественная обратная связь;
  • нехватка опытных маркетологов в штате.

Сильные стороны:

  • большой опыт, положительная репутация на рынке;
  • известность распространяемых товарных брендов;
  • налаженные регулярные поставки продукции напрямую от производителей;
  • доступные цены;
  • выгодные бонусные программы для постоянных покупателей;
  • отправка продукции в день заказа.

Следующий этап – изучение окружающей среды, выделение внешних факторов, взаимосвязанных с уровнем продаж магазина. Выявляются возможности, за счет которых можно увеличить обороты и прибыль, а также угрозы, препятствующие получению стабильной выручки.

Потенциальные возможности интернет-магазина:

  • пополнение ассортиментного ряда;
  • наем высококвалифицированных кадров, специализирующихся в области маркетинга;
  • введение премиальных и бонусов для сотрудников, превышающих плановые объемы продаж;
  • расширение клиентской базы.

Вероятные угрозы:

  • экономический кризис в стране, ограниченные доходы населения;
  • стремительное увеличение количества конкурентных интернет-магазинов;
  • резкое изменение тенденций потребительского спроса;
  • подорожание курса валют, рост закупочной стоимости товара.

Собранные сведения структурируются. Выделенные параметры заносят в таблицу, состоящую из четырех квадратов. Данные об угрозах, возможностях, силах и слабостях размещают в отдельных ячейках. Последовательность факторов зависит от уровня их важности.

После фиксации стратегически важных сведений приступают к формулировке выводов. В процессе выясняются:

  1. Ключевые преимущества онлайн-магазина.
  2. Методы применения и укрепления сильных сторон.
  3. Способы нейтрализации существующих угроз.
  4. Пути развития возможностей.
  5. Варианты скрытия недостатков, которые на данный момент нельзя устранить.

Вся аналитическая работа, осуществляемая в ходе swot-анализа, направлена на закрепление и улучшение конкурентных качеств продукции, сокращение внешних угроз, выявление эффективных схем повышения продаж.

В представленном примере показатели S, W, O, T балансируют, что говорит о довольно стабильных условиях функционирования компании. Поработав над некоторыми слабостями, магазин сможет легко повысить свои позиции на рынке.

Ситуационный анализ прорисовывает четкую картину действительности. Имея актуальную матричную сводку SWOT, вы увидите сильные места, преимущества интернет-магазина, на которые стоит делать ставки, сможете использовать возможности, благоприятствующие развитию дела.

Понимание слабых точек и вероятных рисков даст отличный шанс вовремя предотвратить связанные с ними проблемы. Однако помните, в отдельности метод мало информативен. Обязательно комбинируйте его с прочими маркетинговыми и управленческими инструментами.

источник

В числе популярных методов исследования, применяемых в широком спектре дисциплин — маркетинге, социологии, экономике, есть SWOT-анализ. Ключевой его признак, предписываемый многими экспертами, — универсальность.

Можно провести СВОТ-анализ ОАО, ООО, а то и вовсе некоммерческого предприятия. Результаты во всех случаях будут весьма полезны с точки зрения перспектив развития учреждения. Как минимум — выявятся «белые пятна», характерные для текущей политики управления бизнесом или некоммерческой организацией.

SWOT-анализ — это исследование какого-либо объекта по четырем основным критериям. S — это его сильные стороны (англ. Strengths), W — слабые (Weaknesses), O — возможности, формируемые окружением (Opportunities), T — возможные угрозы, также определяемые факторами внешней среды (Threats). СВОТ-анализ — это в достаточной мере универсальная методология. Если использовать ее, можно оценивать перспективы развития бизнесов, некоммерческих проектов, а при желании — и отдельных государств.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Рассмотрим основные разновидности, которыми представлен СВОТ-анализ. Эксперты выделяют две наиболее распространенные.

  1. Быстрый СВОТ-анализ. Данный метод исследования объекта ограничивается перечислением ключевых факторов, отражающих его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, которые формируются внешней средой. Практическая ценность такого типа анализа весьма ограничена: его целесообразно задействовать, если, к примеру, стоит задача ознакомить со SWOT-методикой аудиторию, которая о ней ничего не знает.
  2. Углубленный СВОТ-анализ. Этот метод, в свою очередь, отличается гораздо большей по сравнению с предыдущим детальностью изучения свойств объекта. Основное достоинство, которым обладает данный метод СВОТ-анализа, — возможность прогнозирования (моделирования) дальнейших изменений, отражающих каждый из четырех критериев. То есть дается не только оценка слабых и сильных сторон объекта, характерных на текущий момент, но также и расчет возможных изменений в них в будущем.

Возможны попытки объединения этих двух моделей. Более того, как подчеркивают некоторые эксперты, во многих случаях SWOT-методология не представлена в чистом виде «быстрым» или «углубленным» форматом. Она занимает, как правило, какую-то промежуточную позицию, характеристики которой зависят от того, насколько подробно решил изучить стороны объекта сам исследователь.

В числе сфер, в отношении которых применимость SWOT-методики наиболее оправдана, — предпринимательство. Дело в том, что бизнес — это вид деятельности, где все четыре типа критериев, указанные нами выше, прослеживаются, как считают многие эксперты, очень наглядно.

К примеру, каждое предприятие имеет сильные стороны (на фоне конкурентов). Иначе продукт, который производится фирмой, не был бы востребован рынком. Также сильной стороной компании может быть не выпускаемый ею товар, но также, к примеру, некий опыт, экспертиза, квалификация работающих в бизнесе специалистов.

В свою очередь, у всех бизнесов есть слабые стороны. В частности, это может быть недостаточная технологичность процессов или низкая производительность труда.

Бизнесы всегда взаимодействуют со внешней средой — что-то куда-то продают, контактируют с поставщиками, конкурентами, государством. Соответственно, они очень восприимчивы к различного рода угрозам. Таким как, например, внезапное перекрытие важных каналов поставок, изменение налогового режима, политические кризисы и т. д.

Наконец, успех бизнеса практически всегда зависит от возможностей, которые дает внешняя среда. Они могут проявляться в очень многих аспектах. Например, низкая насыщенность какой-либо ниши — это, безусловно, возможность. Невысокие налоги — тоже. Рост зарплаты целевых групп потребителей — аналогично.

СВОТ-анализ организации коммерческого типа очень полезен для ее владельцев с точки зрения формирования правильной бизнес-стратегии, считают эксперты. Такого рода методология поможет компаниям на любой стадии развития, а также при самой разной рыночной конъюнктуре.

SWOT-анализ предприятия — пример методологии, которая всегда даст какое-то руководство к действию — не может быть такого, чтобы у фирмы были только слабые стороны, также маловероятно, что окружение будет нести преимущественно угрозы. Обязательно найдутся какие-то внутренние конкурентные инструменты, а во внешней среде обнаружатся факторы, оказывающие позитивное воздействие на бизнес.

Эксперты, изучающие практическое применение стратегии СВОТ-анализа, рекомендуют как можно более выраженно разграничивать внешние и внутренние критерии. Которые, соответственно, включают в себя угрозы и возможности среды, а также сильные и слабые стороны объекта. Основной разграничивающий признак здесь в том, что внешние критерии отражают процессы, прямо неподконтрольные объекту.

Например, если мы попробуем провести СВОТ-анализ турфирмы, то, допустим, явным внешним фактором будет политика выдачи виз теми государствами, куда компания отправляет своих клиентов. Если же будет очевидно, что фирма все же может влиять на те или иные явления во внешней среде, эта опция автоматически становится ее сильной стороной. И потому данный фактор будет частью внутренних критериев.

Нельзя считать, что какие-то стороны объекта сильные, а другие слабые только лишь в силу субъективного восприятия их таковыми человеком, который проводит SWOT-анализ. Пример: компания «Нарцисс» продает овощи, закупая их у поставщиков в Венгрии по эксклюзивному контракту. Фермеры из этой восточноевропейской страны отправляют в Россию плоды отличного качества по очень низкой цене.

Это позволяет фирме «Нарцисс» хорошо зарабатывать и вести стабильный бизнес. Директор по маркетингу этой компании хвалится перед руководством, говоря, что «Нарцисс» (и показывая при этом документы, в которых излагается SWOT-анализ) — пример успешной, развивающейся фирмы за счет удивительного контракта с венгерскими партнерами. В исследовании этого директора соглашение с европейцами фигурирует как сильная сторона бизнеса.

Спустя полгода ни с того ни с сего выручка компании резко падает. В чем дело? Оказывается, главный конкурент «Нарцисса», например, фирма «Лютик», смогла заключить контракт на поставку овощей из Китая — такого же качества, но по гораздо меньшей цене. Вследствие чего у них получилось выстроить более эффективные бизнес-процессы и снизить отпускную стоимость продукции.

Покупатель пошел в «Лютик». В свою очередь, «Нарцисс» не смог перестроить свои бизнес-процессы так, чтобы стать конкурентоспособным. Оказалось, что контракт с венграми — вовсе не сильная, а слабая сторона компании. Менеджменту нужно было не восхищаться докладом директора, который сделал «любительский» СВОТ-анализ магазина, а срочно находить новых поставщиков.

На примере выше мы убедились, что при проведении SWOT-анализа нужно очень осторожно оценивать принадлежность тех или иных факторов к конкретным критериям. Мы увидели, что между сильной и слабой стороной организации может быть очень тонкая грань. Теперь мы рассмотрим примеры, отражающие SWOT-анализ компании по всем четырем критериям.

Сферу продуктового ритейла мы уже обговорили. Рассмотрим теперь вариант с мебельным сегментом. Пусть это будет, к примеру, небольшая региональная фабрика «Березовая роща» и магазин при ней же.

Эксперты считают правомерным выделить для такого типа бизнеса следующие, наиболее характерные для удачной компании в сегменте мебельного производства и ритейла, сильные стороны:

  • Квалифицированные дизайнеры в штате. Как результат — формируется ресурс для стимулирования спроса на собственную продукцию посредством задания новых модных трендов.
  • Местные поставщики древесины. Следовательно, низкие издержки на доставку сырья для производства мебели.
  • Узнаваемый бренд. Как результат — стабильный спрос без обязательных вложений в рекламу.

В свою очередь, наиболее свойственные мебельным предприятиям слабые стороны могут быть представлены следующей совокупностью:

  • Устаревшее оборудование. Как результат — недостаточно высокая производительность труда.
  • Только один магазин, да и тот располагается на окраине города. Следовательно, многие целевые клиенты недоступны.
  • Основные производственные мощности расположены в арендованных помещениях. Может получиться так, что владельцы запросят за них запредельную цену — и бизнес будет нерентабельным.

В числе примеров, отражающих позитивные факторы внешней среды, характерные для мебельного бизнеса, эксперты выделяют следующие:

  • Отсутствие конкурентов на рынке — перспективы для активного роста бизнеса.
  • Высокие зарплаты у покупателей — готовность рынка к покупке мебели премиум-класса.
  • Дешевая электроэнергия — низкие издержки при производстве.

Факторы, которые могут отражать угрозы со стороны внешней среды для мебельных предприятий, могут быть такими:

  • Фирма работает в провинции. «Крутых» дизайнеров могут переманить на более высокую зарплату столичные мебельные бренды.
  • Дефицит мастеров по мебели в регионе. Это значит отсутствие возможностей для увеличения объемов производства.
  • Неясность позиции государства по вопросу пенсионных отчислений с зарплаты, в любой момент величину выплат в ПФР и ФСС могут поднять — вероятность резкого падения рентабельности выпуска товаров.

Какова практическая польза, которую нам может принести SWOT-анализ предприятия, пример которого мы только что рассмотрели? Это может выражаться в очень многих аспектах. Самое главное — руководство фирмы увидит, за счет устранения каких слабых сторон компания может сделать решительный шаг вперед в своем развитии. Аналогично будут рассмотрены все актуальные негативные факторы внешней среды.

Проведя SWOT-анализ предприятия на примере предприятия по выпуску мебели, мы можем попробовать рассмотреть другие отрасли бизнеса. Например, банковскую сферу. Предположим, что нам надо проанализировать небольшое, также региональное, кредитно-финансовое учреждение АКБ «Северный капитал».

Итак, проводим СВОТ-анализ банка. К наиболее характерным для успешного банка сильным сторонам эксперты относят следующие:

  • Высокий уровень сервиса. Клиенты будут идти в офисы кредитно-финансовой организации с большей охотой, чем к конкурентам (хотя те представлены известнейшими федеральными брендами), приносить больше выручки.
  • Большая клиентская база: больше вкладов, кредитов, активнее пользование сопутствующими услугами.
  • Высококвалифицированный персонал: меньше рисков при выдаче потребительских займов.

К факторам, которые могут характеризовать банк со слабой стороны, эксперты относят следующие:

  • Небольшое количество офисов и банкоматов — недостаточный охват клиентской аудитории.
  • Текучка специалистов, которые предпочитают переезжать в крупные города (выше мы привели, проводя СВОТ-анализ магазина, пример похожего тренда в области кадров, когда квалифицированные дизайнеры переезжают в более крупные города).
  • Недостаточная узнаваемость бренда. Многие приезжающие в город клиенты боятся заходить в неизвестный банк и идут к конкурентам, более популярным на федеральном уровне.

Для небольшого регионального банка могут быть характерны следующие возможности, формируемые внешней средой:

  • Забюрократизированность конкурентов, являющих собой межрегиональные или даже международные сети: лучшая адаптированность к региональным условиям ведения бизнеса.
  • Высокий уровень зарплаты клиентов: больше кредитов, вкладов, приобретений пластиковых карт премиум-класса.
  • Лояльность местных бизнесов: рост выручки за счет расчетно-кассового обслуживания предприятий.

Возможные угрозы для банков, возникающие на уровне внешней среды, могут быть такими:

  • Политическая нестабильность: риски, связанные с ликвидностью, невозможностью брать займы за рубежом.
  • Невыплаты по займам вследствие экономических факторов: нехватка средств для выполнения обязательств перед ЦБ и собственными кредиторами.
  • Возможность ужесточения финансового законодательства — при несоответствии новым критериям ЦБ может отозвать лицензию.

Чем поможет СВОТ-анализ руководству банка? Прежде всего, топ-менеджеры кредитного учреждения поймут, за счет каких деталей ведения бизнеса можно оптимизировать позиционирование финансовой структуры на рынке. Также появится возможность улучшить организационные процессы внутри самого банка.

Проанализировав по четырем критериям финансово-кредитную организацию, рассмотрим другую сферу. В числе самых значимых для экономики России сфер бизнеса — общепит. Проведем СВОТ-анализ кафе. Условимся, что оно тоже провинциальное. Пусть оно называется «Лирика».

В числе сильных сторон, характерных для современного кафе, эксперты называют следующие:

  • Отличное качество блюд, высокий уровень сервиса — это, по сути, все, что нужно клиенту, люди будут идти в это кафе.
  • В организации работают лучшие повара региона, что позволяет формировать новый ассортимент, задействовать эксклюзивные рецепты: больше клиентов разных возрастов, социальной принадлежности.
  • Большая площадь зала: возможность работать не только в обычном формате, но также и проводить праздники, корпоративные вечеринки.

Какие могут быть у кафе «Лирика» слабые стороны:

  • Текучка кадров (как у регионального банка и мебельного магазина, что и показал SWOT-анализ, оформление долговременных трудовых отношений — проблема).
  • Помещение, где организованы производство и прием гостей, арендовано: цены могут вырасти, рентабельность бизнеса — снизиться.
  • Ограниченный круг поставщиков: если кто-то обанкротится, многие блюда будет невозможно приготовить.

В числе факторов рынка, благоприятствующих развитию кафе, могут наблюдаться следующие:

  • Низкий уровень конкуренции в городе: всегда есть клиенты.
  • Высокая зарплата у целевой группы потребителей: большой «средний чек».
  • Строительство в районе кафе новых офисных зданий: рост количества клиентов в дневное время (люди будут приходить обедать).

Возможные угрозы развитию кафе, обусловленные внешней средой:

  • Изменения в санитарно-эпидемиологическом законодательстве: частые проверки, расходы на соответствие нормам.
  • Кризисные явления в банковской системе: затруднения с получением кредитов на развитие бизнеса.
  • Инфляция: подорожание ингредиентов, снижение рентабельности.

Бизнес в сфере общепита — очень конкурентный. СВОТ-анализ имеет все шансы на то, чтобы стать инструментом улучшения ключевых факторов, влияющих на рыночные позиции заведения. Умение находить сильные и слабые стороны в бинес-модели — важнейшее условие, как считают многие эксперты, адаптации предпринимателя к конкурентной среде.

Четырехступенчатая матрица СВОТ-анализа — пример очень универсальной методики изучения объектов. Мы можем исследовать свойства не только бизнесов, но и других организаций. К примеру, вполне реально адаптировать нашу методику к изучению обычного учреждения для получения среднего образования. Сейчас мы проведем СВОТ-анализ школы.

Пусть это будет муниципальное учреждение № 25 с углубленным изучением немецкого языка, расположенное в том же небольшом провинциальном городке, что и магазин «Березовая роща», банк «Северный капитал» и кафе «Лирика». Критерии для школы те же, что мы задействовали, проводя SWOT-анализ предприятия на примере предприятия коммерческого типа. А именно: сильные и слабые стороны, определяемые внутренними факторами, а также возможности и угрозы — их, в свою очередь, определяет внешняя среда.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Какого рода сильные стороны мы могли бы выделить у среднего общеобразовательного учреждения? Эксперты выделяют следующие (характерные для данного аспекта) показатели:

  • Опытные учителя: высокий уровень подготовки учащихся, как следствие — возможный приоритет в финансировании со стороны муниципальных властей.
  • Ресурсы для внеклассного развития (компьютерные курсы, обучение вождению, подготовка к вузу и т. д.): узнаваемость школы по городу, престижность.
  • Позитивные взаимоотношения в коллективе учителей: возможность реализовывать программы любой сложности, координировать выполнение планов (в том числе тех, что задаются вышестоящими управляющими структурами).

Слабые стороны, которые могут быть характерны для школы:

  • Слишком сильный уклон в учебных программах на языковые дисциплины: лингвистами станет сравнительно небольшой процент учащихся, талантливых учеников могло бы быть больше в гуманитарных и прикладных направлениях.
  • Недостаточная сбалансированность расписания: детям не хватает свободного времени для внешкольных занятий в библиотеках, спортклубах, кружках.
  • Неэффективное распределение финансовых ресурсов: закупается много оборудования одного типа, в дефиците — другие предметы, нужные в учебе.

Факторы внешней среды, которые могут играть положительную роль для развития школы:

  • Интенсивное сотрудничество РФ и ФРГ: востребованность людей, знающих немецкий язык.
  • Большое внимание государства к развитию школьного образования, рост зарплат учителей: приток новых кадров.
  • Отсутствие других специализированных языковых учебных заведений в городе: концентрация бюджетных ресурсов, выделяемых муниципалитетом на обучение детей иностранным наречиям.

Факторы внешней среды, которые могут играть негативную роль относительно перспектив школы:

  • Несмотря на рост зарплаты, не хватает кадров: учебные программы из года в год реализуются с трудом.
  • Частые изменения в государственных образовательных стандартах (есть, к примеру, вероятность, что ЕГЭ отменят или рекомендуют не проводить его в специализированных языковых школах): в силу дефицита кадров учебное заведение может не справиться с перестройкой программ обучения.
  • Тенденция к переводу школы на рыночные рельсы посредством наделения ее статусом автономного учреждения: нехватка (а то и вовсе отсутствие) специалистов с предпринимательским опытом может осложнить финансовое положение школы.

Мы только что убедились в том, насколько уникален СВОТ-анализ: области его применения очень широки. Мы поняли, насколько он может быть полезен для предпринимателей. Посмотрели, как можно изучить SWOT-критерии применительно к разным сферам бизнеса.

Вполне можно допустить, что не меньшую пользу способен принести SWOT-анализ сельскохозяйственного предприятия. Пример совместимости этой методики с некоммерческими организациями (такими как школа) мы также рассмотрели.

Ведение подсобного хозяйства — это, конечно, в большей степени бизнес. Четыре критерия, влияние которых на предпринимательские перспективы мы изучили, также вполне актуальны и для сельскохозяйственной отрасли. Имеет место полная совместимость SWOT-методик с исследованием внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие объектов, которые вовлечены в эту сферу деятельности. Это еще раз доказывает универсальность такого инструмента, как СВОТ-анализ.

источник

Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats — четыре этих слова составляют основу SWOT-анализа. Сначала этот инструмент использовали аналитики, теперь его применяет каждый успешный управленец. Хотите научиться? Тогда начните прямо сейчас!

Это способ объективной оценки, который можно применить к любому бизнесу, любой ситуации, любому человеку. Он включает в себя изучение внутренних и внешних особенностей вашего бизнеса: его возможностей (перспектив) и угроз, сильных и слабых сторон. Данные заносятся в таблицу, из которой вы делаете выводы.

Внешние факторы – это возможности и угрозы. Они относятся к неизбежным обстоятельствам, на которые вы как владелец интернет-магазина не можете повлиять. Более того, они могут и не произойти — все зависит от обстоятельств. Ну например, к возможностям относятся новые тенденции на рынке, а к угрозам — конкуренты и недобросовестные поставщики (а иногда и недобросовестные мошенники-клиенты!).

Внутренние факторы — то, что уже сейчас происходит внутри вашего бизнеса и контролируется вами. Например, среди сильных сторон вашего магазина — большой ассортимент, отличная логистика. Среди слабых — недобросовестные работники и капризные партнеры.

Проведение анализа позволяет решить несколько важных задач:

  • позволяет объективно взглянуть на вещи. Главное слово здесь — “объективно”. Основным принципом SWOT-анализа является абсолютная честность перед собой;
  • позволяет провести грамотный аудит. Порой так хочется сесть и разложить все сферы бизнеса по полочкам, но все время что-то мешает. Многие предприниматели платят бизнес-консультантам, меж тем можно сделать SWOT-анализ совершенно бесплатно;
  • позволяет выявить слабые стороны и принять меры по их устранению. А впоследствии не допускать повторения ошибок;
  • помогает выяснить мотивы тех, кто окружает ваш бизнес — как с внутренней, так и с внешней стороны;
  • помогает грамотно отстроиться от конкурентов;
  • помогает провести конкурентную разведку: изучить сильные и слабые стороны конкурентов и сделать ответный выпад. Кстати, при изучении конкурентов SWOT-анализ использует больше половины предпринимателей;
  • помогает бизнесмену действовать не по наитию, не методом тыка, а принимать осознанные решения.

Чтобы анализ принес вам максимум пользы, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Вначале определитесь: будете вы проводить SWOT-анализ бизнеса в целом или какого-то его сегмента. Специалисты рекомендуют делить бизнес на несколько сфер и анализировать каждую. Например, для интернет-магазина можно анализировать отдельно ассортимент, сервис, доставку товаров. А затем сравнить данные по каждому.
  2. Рассматривайте каждую сторону вашего интернет-магазина в динамике. Например, ваша сильная сторона — это безупречная логистика. Задайте себе вопросы: всегда ли так было? Что вы сделали для того, чтобы достичь высокого уровня логистики? Что вы предпримете, если налаженная система даст сбой?
  3. Будьте предельно честны: от этого зависит качество анализа и его результат. Если вы знаете, что работаете с ненадежными поставщиками и порой вынуждены продавать некачественные товары — так и пишите. Никто не увидит — анализ вы составляете для себя. Зато вы сможете объективно оценить последствия и понять, что можно с этим фактором сделать.
  4. Плюсы и минусы оценивайте не со стороны владельца магазина, а так, какими их видит рынок: инвесторы, клиенты, конкуренты. Например, те же некачественные товары можно продавать без убытков для себя и даже сделать хорошую наценку и получить прибыль. Хорошо это для вас — да, безусловно. Но вот если об этом прознают конкуренты или клиенты — быть беде. Значит, с точки зрения рынка этот фактор является вашей слабой стороной.
  5. Формулируйте точно: никаких размытых фраз вроде “мы стараемся дозвониться до каждого клиента, но иногда не получается, иногда менеджеры косячат. ” Так и пишите: плохая обратная связь. Точка!
  6. Учитывайте особенности вашего бизнеса. Даже у двух абсолютно одинаковых интернет-магазинов будут разные данные SWOT-анализа. Слишком много вводных данных и сложившихся обстоятельств придется анализировать.

Мы уже писали про проведение мозгового штурма и другие способы сплочения команды. Подготовка к SWOT-анализу похожа на подготовку к таким мероприятиям. Не пытайтесь провести его в одиночку: лучше привлечь к анализу всех сотрудников и выслушать их мнения. Заодно и поймете, как видят ваш бизнес ваши же работники.

Итак, соберитесь вместе, вооружитесь листом бумаги или офисной доской. Позаботьтесь о комфорте: проветрите помещение, запаситесь водой и стаканчиками. Если ваши сотрудники работают на удаленной основе, проведите анализ по скайпу — устройте видеоконференцию.

Суть проста: вы выслушиваете мнения и идеи каждого сотрудника и записываете все, что пришло в голову. Итак, рисуете таблицу, делите лист бумаги на четыре графы: возможности и угрозы, сильные и слабые стороны. Задаете себе и сотрудникам вопросы и начинаете честно отвечать.

Начнем с внешних факторов — возможностей и угроз. К ним относятся спрос и предложение, основные конкуренты, требования поисковых систем и рекламных сервисов, каналы сбыта и поставщики, каналы взаимодействия с клиентами, каналы доставки, экономические и политические факторы.

1. Ситуация в стране

Оцените динамику цен закупочной стоимости товаров: нет ли тенденций к росту? Ударил ли кризис по карману вашей целевой аудитории? Отметили ли вы снижение спроса на дорогие товары? Влияют ли санкции и рост доллара на ваши продажи?

Насколько ваши товары востребованы на рынке? Проверить это можно с помощью опроса клиентов на сайте или в группе интернет-магазина в соцсетях, а также по количеству запросов пользователей на сервисе “Яндекс.Вордстат”. Есть ли в вашей нише сезонные колебания продаж? Каковы тенденции рынка, какие товары вашей ниши будут популярны в ближайшее время? Какие возможности дают вам эти изменения?

3. Конкуренты

Сколько у вас конкурентов? Какими преимуществами обладают их интернет-магазины в отличие от вашего? Количество конкурентов уменьшается или увеличивается? Почему у некоторых конкурентов не получилось удержать свои позиции, в чем были их ошибки? Как часто на рынке появляются новые имена? Каковы перспективы вашего интернет-магазина в ближайшие годы?

4. Поставщики

Сколько у вас поставщиков, надежны ли они? Что можно сделать, чтобы улучшить качество поставляемых товаров?

5. Платформа и хостинг сайта

Надежен ли ваш сайт? Какой платформой вы пользуетесь, устраивает ли вас ее работа? Есть ли конкретные замечания, связывались ли вы с техподдержкой?

6. Санкции и блокировки

Попадает ли ваш сайт под санкции поисковых систем? Если да — то по какой причине и что вы сделали для исправления ситуации? Сталкивались ли вы с блокировкой паблика интернет-магазина в соцсетях (на вашу группу жаловались, вы публиковали запрещенный или неоригинальный контент)?

7. Каналы трафика

Какие источники трафика вы задействуете? Какие планируется использовать, от каких решили отказаться? Какие каналы приносят больше трафика, какие убыточны?

Какими способами осуществляется доставка интернет-магазина? Надежны ли ваши партнеры? Какой из способов наиболее популярен? От какого способа можно отказаться?

Итак, вы ответили на вопросы и каждый ответ записали в соответствующую графу. Вариантов может быть множество: например, у интернет-магазина К. все отлично со спросом (магазин продает бижутерию и аксессуары, спрос превышает предложение), налажены каналы доставки (все заказы приходят клиентам четко в срок), но вот сайт оставляет желать лучшего. У владельца все руки не доходят заказать качественные тексты — он просто копирует их у конкурентов. В результате сайт пару раз попал под санкции и был понижен в поисковой выдаче. Соответственно, из поиска клиенты почти не приходят — нужно срочно что-то делать!

У интернет-магазина Н. с сайтом все в порядке, с ассортиментом тоже, но есть другая проблема: ненадежные поставщики. Работают они плохо, сроки срывают, зато предлагают самые низкие цены в городе. Тем временем на рынке грядут изменения: есть возможность расширить ассортимент и снять сливочки раньше конкурентов. Но пока Н. будет работать с этими поставщиками, ситуация не изменится. А надо всего-то лишь наступить на горло собственной жадности.

Мы подошли к самому интересному — внутренним факторам, на которые вы можете и должны повлиять. Это стоимость и ассортимент товаров, его качество, работа ваших сотрудников, корпоративная культура интернет-магазина, репутация на рынке.

1. Бизнес-процессы

Насколько отлажены ваши бизнес-процессы? Как осуществляется взаимодействие между отделами, службами и отдельными работниками? Умеете ли вы делегировать полномочия или стремитесь делать все самостоятельно?

2. Финансовая сторона

Каковы годовые обороты и прибыль вашего интернет-магазина? Выходите ли вы в плюс или сводите концы с концами? Есть ли у вашей компании активные ресурсы? Какие расходы являются основными? Есть ли возможность их оптимизировать?

3. Работа сотрудников

Насколько профессиональны ваши работники? Насколько полон ваш штат, каких специалистов не хватает? Достойные ли условия труда у ваших сотрудников? Насколько сплоченная ваша команда? Устраивает ли сотрудников психологический климат в вашем коллективе?

4. Репутация на рынке

Знают ли ваш интернет-магазин как надежный? Что вы делаете для продвижения бренда, как управляете репутацией? Были ли случаи, когда вам приходилось отвечать на критику? Как вы вышли из этой ситуации?

5. Стоимость товаров

Сравните ваши цены со средними на рынке: выше они или ниже? Какую наценку вы ставите на товары и почему? Делаете ли вы скидки, устраиваете распродажи?

6. Ассортимент

Как часто вы обновляете ассортимент, следите ли за новинками? Каких групп товаров у вас недостаточно, а каких — в избытке? Удовлетворяет ли ваш ассортимент запросы пользователей?

7. Сайт и группы в соцсетях

Удобен ли ваш сайт для посетителей? Грамотно ли выстроена структура, разделен ли на категории каталог? Насколько удобно оформлять заказ, оплачивать товар? Какими способами оплаты клиенты пользуются чаще всего, а какие дружно игнорируют? Есть ли у сайта адаптивная верстка — насколько удобно заходить в него с других источников? Есть ли у интернет-магазина группы в соцсетях? Как часто там появляется информация?

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

8. Обратная связь с клиентами

Насколько ваши сотрудники вежливы с покупателями? Всегда ли перезванивают клиенту, который оставил заявку? На что жалуются ваши клиенты? Как вы реагируете на отзывы и критику? Работает ли на сайте техподдержка, в какое время в нее чаще обращаются?

9. Маркетинг

Какими способами вы пользуетесь для продвижения интернет-магазина на рынке? Какова доля рекламного бюджета? Как можно сократить расходы на маркетинг?

Снова подводим итоги и видим наглядно ваши сильные и слабые стороны. Например, интернет-магазин М. много времени уделяет сплочению команды и повышению личной эффективности каждого работника. Корпоративный дух компании на высоте — в этом ее сильная сторона. Одновременно с этим руководство никак не может найти специалиста по контекстной рекламе и тратит бешеные тысячи на рекламные кампании. Это, безусловно, минус.

Теперь вы вооружены знаниями и можете точно сказать, в чем ваши сильные и слабые стороны. Действуйте конкретно: если провисает работа с поставщиками — ищите других поставщиков. Если клиенты жалуются на неудобную структуру сайта — найдите специалиста и приведите завалы в порядок. Если качество обслуживания оставляет желать лучшего — направьте сотрудников на тренинг, где учат правильно общаться с клиентами. Ну и так далее.

Мы рассмотрели SWOT-анализ всего бизнеса электронной коммерции в целом. Вы можете задавать более конкретные вопросы или рассматривать более узкую проблему — например, организацию доставки в вашем магазине: вектор задан. Также можно провести личностный анализ каждого сотрудника — для лучшего понимания своих обязанностей и повышения личной эффективности.

Главное, что вы должны сделать после проведения SWOT-анализа, — честно посмотреть в глаза проблемам и принять все возможные меры, чтобы стать лучше. Превращайте слабые стороны в сильные, не упускайте возможности, правильно оценивайте риски и боритесь с угрозами. Удачи в продвижении!

источник

Для повышения эффективности розничного бизнеса необходимо продавать то, что пользуется спросом и постоянно проводить аналитическую работу: собирать информацию о своей деятельности, о рынке, в котором работает фирма, анализировать, делать выводы и применять их в практической работе. SWOT-анализ магазина является очень эффективным инструментом. Матрица SWOT-анализа наглядно показывает, что из себя представляет бизнес и его перспективы.

SWOT-анализ – это универсальный инструмент элементарной аналитической работы, который не подразумевает наличия каких-то специальных знаний в области маркетинга, финансов и других. Провести такой анализ сможет любой предприниматель, любой специалист фирмы.

Профессиональная автоматизация товароучета в рознице. Наведите порядок в вашем магазине

Возьмите под контроль продажи и отслеживайте показатели по кассирам, точкам и организациям в реальном времени из любого удобного места, где есть интернет. Формируйте потребности точек и закуп товаров в 3 клика, печатайте этикетки и ценники со штрих кодом упрощая жизнь себе и своим сотрудникам. Формируйте базу клиентов с помощью готовой системы лояльности, используйте гибкую систему скидок для привлечения клиентов в не пиковые часы. Работайте как большой магазин, но без затрат на специалистов и серверное оборудование уже сегодня, начиная зарабатывать больше уже завтра.

Суть этого анализа заключается в определении и рассмотрении в комплексе сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и трудностей, с которыми ей придется (приходится сейчас) столкнуться в процессе осуществления коммерческой деятельности.

Аббревиатура SWOT означает следующее:

S – Strengths – Сила. Факторы, аспект бизнеса, которые составляют его сильные стороны, преимущества по сравнению с конкурентами и со среднерыночными оценками.

W – Weaknesses – Слабость. Недостатки фирмы. Идеальных условий ведения бизнеса не бывает и у любой организации есть какие-то слабые стороны.

Определять их, осознавать и работать с тем, чтоб их минимизировать – важная функция предпринимателя и менеджмента фирмы.

O – Opportunities – Возможности. Важно определить возможности и преимущества фирмы с тем, чтоб их грамотно и максимально эффективно использовать.

T – Threats – Угрозы. Они могут как внешними – конкурентная рыночная среда, так и внутренними – например, недостаток финансовых средств для реализации того или иного проекта, недостаток компетентности менеджеров и т. д.

SWOT-анализ, как метод маркетингового исследования, обычно проводят перед началом реализации какого-то проекта.

Это может быть как начало бизнеса, так и его развитие, например, предприниматель решает, открыть ли ему новый магазин, поставить ли еще один ларек в соседнем дворе, арендовать ли помещение в новом торговом комплексе под еще один бутик и т.д.

SWOT-анализ является обязательным элементом бизнес-плана: в разделе «Маркетинговый анализ» он является частью маркетинговых исследований.

Совершенно неважно, для кого этот бизнес-план пишется: для учредителя, для совета директоров, для кредитного комитета банка, если речь идет о кредитовании проекта, SWOT-анализ, как один из методов маркетингового исследования, проводить нужно. Тем более, сделать это на самом деле не трудно.

На основе полученного SWOT-анализа легко разработать и настроить маркетинговые мероприятия. Сделайте это с программой для автоматизации работы Бизнес.Ру. Рассказывайте клиентам о скидках и акциях за считанные минуты, отправляя сообщения прямо из карточки контрагента или документа всего в один клик. Для удобства есть возможность составления шаблонов для сообщений. Попробуйте весь функционал CRM-системы Бизнес.Ру прямо сейчас>>>

Последовательность проведения SWOT-анализа магазина следующая:

  1. Сначала определяется, что за проект предпринимателю необходимо проанализировать, направление (новое) бизнеса;
  2. Далее собирается вся информация в разрезе сильных и слабых сторон, возможностей для проекта и угроз;
  3. После этого, проанализировав состояние дел, предприниматель ставит перед своей фирмой, перед самим собой уже конкретные цели, задачи, задает ориентир с учетом рассмотренных параметров и сделанных выводов.
    Другими словами, проведя SWOT-анализ, предприниматель видит реальные возможности и направление движения.

SWOT-анализ позволит выбрать оптимальный путь развития, максимизировать «выжать» до конца возможности, избежать или минимизировать потери, обойти угрозы.

Даже если предприниматель уверен на сто с лишним процентов и в себе, и в своем проекте, уверен в людях, в окружении, у него достаточно ресурсов и в ближайшей перспективе не предвидится никаких сложностей, когда, казалось бы, можно не задумываясь начать проект и идти вперед, SWOT-анализ все равно нужно сделать.

Для начало нужно заполнить так называемую матрицу SWOT-анализа: таблицу (матрицу), состоящую из четырех ячеек, в которую записываются сильные и слабые стороны фирмы, ее возможности и угрозы.

Это те характеристики бизнеса, которые определяют преимущество магазина по сравнению с другими, с конкурентами – опыт предпринимателя и сотрудников, менеджеров по продажам.

Также к сильным сторонам относится доступ к различным ресурсам, например, возможность взять кредит в банке на открытие новой торговой точки или знакомство и хорошие дружеские отношения предпринимателя с крупными инвесторами.

Современное оборудование, квалифицированный персонал, оригинальное яркое (приятное восприятию) оформление торговой точки, наличие дополнительного сервиса (например, киоски по ремонту, по продаже газет и журналов, цветов и пр.) — все это является сильными сторонами бизнеса.

К ним относится все, что ставит вашу фирму в худшее положение по сравнению с конкурентами, все, что надо вам, но этого у вас нет, зато есть у конкурентов.

Узкий ассортимент, который сформировался в вашем магазине в силу различных причин – это слабость. Дурная репутация, например, много недовольных клиентов, которые свое недовольство открыто высказывают своему окружению, на форумах в Интернете, в социальных сетях – это очень слабая сторона бизнеса.

Комплексная автоматизация торговли при минимуме затрат

Берем обычный компьютер, подключаем любой фискальный регистратор и устанавливаем приложение Бизнес Ру Касса. В итоге получаем экономичный аналог POS-терминала как в большом магазине со всеми его функциями. Заводим товары с ценами в облачный сервис Бизнес.Ру и начинаем работать. На все про все — максимум 1 час и 15-20 тыс. руб. за фискальный регистратор.

Отсутствие дополнительного сервиса, невозможность его организовать по каким-то причинам или слабая его развитость, мало денег для текущих и перспективных проектов – все это примеры слабых сторон.

Это то, что окружает фирму, что можно и нужно использовать в работе для повышения эффективности бизнеса.

Ухудшились какие-то условия работы ваших конкурентов – это ваши возможности. Ваши поставщики стали выпускать новую продукцию, спрос на которую потенциально высок и рост его имеет перспективы – безусловно это ваши возможности, которые обязательно нужно использовать: закупать этот товар и начать его продавать и сделать это первыми. Увеличился спрос на имеющиеся товары, продукты и услуги – то же самое.

Орган статистики и финансовые учреждения констатируют рост доходов населения – это возможность, которую вам необходимо использовать.

Не нужно забывать, что эти макроэкономические возможности – рост доходов населения, новые законы, снижающие налоги, снижение средней ставки банковского кредита – ваши конкурент обязательно будут использовать. Необходимо их опередить и все сделать лучше.

Проводя SWOT-анализ, необходимо учитывать и исследовать, применять только те возможности, которые данная конкретная фирма, конкретно ваш магазин может использовать.

Обратная ситуация с макроэкономическими факторами: повышение налоговой нагрузки, снижение доходов населения, рост кредитной ставки, нестабильная политическая и экономическая ситуация как внутри страны, так и в ближайшем окружении – все это факторы, которые способны отрицательно повлиять на ваш бизнес независимо от того, насколько он крупный и от того, какую предпринимательскую деятельность (торговля, производство, услуги, работы) в вообще ведете. Учитывать эти факторы необходимо.

Также необходимо учитывать следующие угрозы: появление в вашем рыночном сегменте новых игроков, ваших конкурентов, снижение рождаемости, снижение спроса или изменение вкусовых предпочтений потребителей, клиентов и покупателей.

Некоторые факторы для одних бизнесов могут быть в числе благоприятных и в то же время для других в числе нежелательных и неблагоприятных.

Например, рост доходов населения очевидно скажется на увеличении продаж тех магазинов, которые продают товары и продукты среднего и премиум класса.

И наоборот, это скажется на снижении продаж и, соответственно, на снижении эффективности дискаунтеров и другой розницы, которая ориентирована на людей с невысоким доходом.

Повысьте эффективность работы магазина за 1 месяц

Сервис позволит повысить эффективность работы магазина за счет сокращения потерь товарных остатков, значительно ускорить процесс переоценок, печати ценников/этикеток, строго дисциплинировать работу кассира и ограничить его возможности при работе с скидками/продажами по свободной цене.

Повышайте лояльность клиентов с CRM-системой Бизнес.Ру. Вся информация о покупателях в одном месте: день рождения, ФИО, договора, история взаимодействий, телефонных звонков. Отправляйте сообщения покупателям всего в один клик и следите дошло ли послание клиенту. Попробуйте весь функционал CRM-системы Бизнес.Ру прямо сейчас>>>

Сильные стороны

  • Трафик: магазин расположен рядом с проезжей частью, остановками и тропинками для пешеходов;
  • Цены: уровень на многие популярные товары поддерживается средний и ниже;
  • Качество продуктов: высокое.

Возможности

  • Парковка: большая, удобная;
  • Площадь: большой подвал и пристрой, которые можно использовать для расширения бизнеса.

Слабые стороны

  • Цены: по некоторым товарным группам (колбасы, кондитерские изделия) наблюдается незначительное увеличение по сравнению со средними по рынку;
  • Конкуренты: рядом открылась молочная лавка от производителя (молокозавод);
  • Планировка и дистрибуция: есть товар повышенного спроса (хлебные и макаронные изделия, выпечка, напитки), но пока нет возможности расширить площади.
  • Поставщики: много мелких, имеющих частые проблемы с финансами и другими ресурсами;
  • Аренда: магазин арендован у владельца помещения, имеющего финансовые проблемы – возможно увеличение арендной ставки.

Как делать выводы. После того, как матрица для анализа заполнена, необходимо сопоставить все данные и ответить для себя на вопросы:

  1. Как он сможет максимально воспользоваться возможностями, которые ему предоставляет рынок, используя при этом свои преимущества?
  2. Какие факторы слабости ему могут в этом помешать?
  3. Используя какие свои сильные стороны, предприниматель может избежать угроз или минимизировать их негативное воздействие?
  4. Что больше всего ему может угрожать?

Ответив на эти вопросы, предприниматель сформирует видение того, куда и как он должен двигаться, чтоб максимизировать свою прибыль и эффективность, составить детальный и обоснованный план своих действий, следуя которому он может достичь поставленных целей с минимальными убытками.

Почитайте еще на тему развития магазина:

источник