Меню Рубрики

Как сделать сравнительный анализ по труду

Чтобы заинтересовать работников в улучшении трудовых показателей, нужно выплачивать им достойную заработную плату. А для того, чтобы работники были довольны своей зарплатой и могли влиять на ее повышение, добиваясь лучших результатов, необходимо правильно выбрать систему оплаты труда.

Выбор системы оплаты труда — важный шаг для любой организации. Эта система должна быть достаточно простой и ясной, чтобы каждый работник видел зависимость между производительностью, качеством своего труда и получаемой заработной платой.

Наибольшее распространение на предприятиях промышленности получили две системы оплаты труда: сдельная — оплата за единицу произведенной продукции, и повременная — оплата за отработанное нормативное время. Сдельная форма оплаты труда преобладает. По ней оплачивается труд около 60 % рабочих в зависимости от количества изготовленной продукции или объема выполненной работы. Она материально заинтересовывает работника в результатах труда, его производительности, стимулирует рост квалификации, способствует более полному использованию оборудования и рабочего времени [1].

В зависимости от особенностей технико-организационных условий и задач, стоящих перед предприятием, применяются следующие системы сдельной формы: прямая, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, косвенная, коллективная, аккордная.

Сдельная система оплаты труда применяется для тех сотрудников, результаты труда которых могут быть реально посчитаны. В основном это работники, занятые в производстве. Причем речь идет не только о рабочих у станка, но и о работниках интеллектуального труда, например редакторах в издательстве. В последнем случае конечными продуктами будут подготовленные к публикации литературные произведения (книги, статьи и т. п.), объем которых легко просчитать. А за единицу продукции может быть принято определенное количество отредактированных авторских знаков или авторских листов.

Организация, которая решила установить сдельную систему оплаты труда, должна разработать сдельные расценки на каждый вид производимой продукции для всех этапов производства. Далее расчет заработной платы происходит следующим образом. В конце месяца в бухгалтерию передаются сведения о продукции, выработанной каждым сотрудником, труд которого оплачивается сдельно. Количество продукции умножается на соответствующие сдельные расценки [3, c.58].

Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда в зависимости от затраченного времени и уровня квалификации. Она применяется там, где экономически нецелесообразно детально нормировать и учитывать труд, где выработка определяется принятым технологическим режимом и главным является высокое качество продукции. Повременная система оплаты труда подразделяется на два вида:

· повременно-премиальная. Это очень распространенная система оплаты труда. Она применяется практически в любой отрасли. При повременной оплате труда зарплата начисляется пропорционально отработанному времени независимо от результатов работы. Для работников устанавливаются специальные тарифы (оклады, дневные и часовые тарифные ставки). Начислять заработную плату при повременной системе оплаты труда довольно просто. Для этого достаточно табеля учета рабочего времени [1].

Чтобы рассчитать зарплату работника, нужно умножить отработанное им время в днях или часах на соответствующую тарифную ставку.

Для наглядности рассмотрим сравнительные характеристики данных систем оплаты труда в таблице.

Таблица – Сравнительная анализ повременной и сдельной систем оплаты труда

Критерии трудовой деятельности

Сдельная форма оплаты труда

Повременная форма оплаты труда

Количественный результат труда

Отработанное рабочее время

Контроль использования рабочего времени

Зависимость между количеством труда и оплатой

Необходимость выполнять дополнительные работы кроме прямых обязанностей

Прямо противоречит форме оплаты труда

Не противоречит форме оплаты труда

Необходимость прикладывать дополнительные усилия для контроля качества результатов работы

Предполагаемая квалификация работника

Характер трудовых операций

Исходя из данной таблицы видно, что повременная и сдельная системы оплаты труда являются совершенно разными, т.е. противоположными друг к другу.

Сдельная система оплаты труда обладает рядом недостатков: нанимателю бывает сложно учесть факторы, не зависящие от работника, но влияющие на выработку (болезнь, поломка оборудования, погодные условия и т.п.); существует также проблема соотношения усилий работника с целями работодателя; в погоне за количеством продукции работники перестают уделять внимание ее качеству; труда увязывает заработок работника с его индивидуальными результатами, оставляя без внимания работу отдела, подразделения или организации в целом, что отрицательно сказывается на коллективной мотивации и групповой работе; излишняя спешка приводит к поломкам оборудования, нарушению норм техники безопасности, росту травматизма; эффект храповика (опасность снижения ставки заработной платы из-за высокой выработки) [2].

У повременной оплаты труда также имеются свои отрицательные стороны:

· Работник получает деньги фактически за присутствие на рабочем месте — у него отсутствуют стимулы к производительному труду.

· Существует необходимость в «надзирателе», который осуществляет контроль за процессом труда, за выработкой.

· Необходимость контроля за объемом выпуска увеличивает издержки фирмы.

· Работники могут поставить свои собственные интересы выше интересов потребителя, что в долгосрочном периоде может принести ущерб интересам работодателя.

· Работник не может повысить свой заработок путем увеличения трудовых усилий.

· Возможна несправедливость в оплате из-за ее косвенной связи с результатами труда [2].

Анализируя вышеназванные недостатки данных систем оплаты труда и всю их характеристику в целом, видно, что ни одна из них не обладает значительными преимуществами над другой.

Идеальной системы оплаты труда не существует. В каждой из них найдутся свои отрицательные и положительные стороны. Главное для начальника решить, что ему важнее в каком-то определённом деле: качество или быстрота. Из всего разнообразия существующих форм и систем оплаты труда предприятие выбирает те, которые в большей степени соответствуют конкретным условиям производства: характеру выпускаемой продукции, применяемой технологии, уровню управления, рынку сбыта и объему спроса.

1. Масленникова, Л.А., Системы оплаты труда: как сделать выбор / Л.А. Масленникова // Российский налоговый курьер – 2009г. – №6. – С. 16-20.

2. Мазин, А.Л., Сдельная и повременная формы оплаты труда: преимущества и недостатки / А.Л. Мазин // Планово-экономический отдел – 2010г. — №5. – С. 22-25.

3. Самара, Н.А., Экономика и организация труда. — Мн.: БГЭУ, 2008. — 210 с.

источник

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

  • Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
  • Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
  • Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
  • Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
  • Исследовательский – применяется в аналитических науках.
  • Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
  • Общий – базируется на общей теории систем.
  • Структурный – анализируется общая структура явления.
  • Микросистемный – исследуется конкретная система.
  • Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
  • Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
  • Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
  • Другие виды.

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

  • Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
  • Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

  • Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
  • Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
  • Закладывать основы перехода на инновационное развитие.

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

источник

Иногда, для углублённой оценки исторических личностей, процессов, явлений целесообразно использовать метод сравнительного анализа. К примеру- сравнить государственный строй двух стран со схожим менталитетом людей и уровнем развития экономики. В классическую структуру сравнительного анализа входит сравнение нескольких объектов, оценивая объект под разными углами, выявляя особенности и недостатки. Целью автора становится – обнаружить общие черты и характерные различия сопоставляемых объектов.

На данный момент, известно множество способов проведения сравнительного анализа. обратим внимание на основные моменты, по которым строится сравнительный анализ изучаемого объекта. Вот, некоторые из них.

следует найти контекст, главную идею, вокруг которой будет проводиться последующая работа. Проще говоря, контекстом может быть: некая проблема, теория, главная идея, которая имеет отношение к основному объекту исследования. Вот пример, если целью исследования является сравнение двух правовых норм, внешне схожих одна на другую, будет правильно полностью изучить проблематику заданного вопроса, опираясь на те области правовых отношений, в которых реализуются правовые нормы. Для того чтобы добавить работе твёрдости, окончательно убедив читателей в своих выводах, необходимо провести глубокий анализ изучаемых процессов, прокрутить в голове различные суждения, подходы к данному вопросу. после чего выделить главные умозаключения, которые станут основой изложения контекста в сравнительном анализе. При работе желательно использовать авторитетные источники,разместив на них ссылку.Сравнительный анализ нельзя составлять без выверенного контекста, ведь это лишит вас фундамента, необходимого для построения доказательной базы, при сравнении двух объектов.

В процессе исследования обязательно обосновать причину, согласно которой будет проводиться сравнения двух похожих объектов. К примеру, нам нужно сравнить, что более полезно для здоровья: капуста или свекла. Читатель будет искать логику, чем руководствовался исследователь, когда выбирал объекты для сравнения. что при этом нужно сделать исследователю, выдать читателю железные доводы, почему необходимо обратить внимание именно на эти объекты исследования? Оценив правильность вашего выбора и осознав логическую цепочку ваших доводов, читатель поймёт что эта тема возникла не ” с потолка”, значит на неё следует обратить внимание. Итак, следует указать причины выбора темы исследования.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Вы заняты сравнительным анализом, а значит нужно руководствоваться фактами, при объективном сравнении двух объектов. Стоит показать силу своих утверждений, выделив те особенности, при которых объекты взаимодействуют друг с другом. На какие моменты следует обратить внимание? Определить, чем выбранные объекты дополняют,обогащают, противоречат, оспаривают, исключают друг друга? Что является целью чётко выстроенных аргументов? Оценить взаимодействие двух объектов. Факты определяются согласно принятому контексту идеи (проблемы, теории), в которых выносится за скобки сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Для того чтобы акцентировать внимание на взаимодействие объектов следует использовать такие слова: «в то время как», «тогда как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

Отредактировав вводную часть задания: контекст, реальные причины для сравнения, факты и аргументы, определите ещё одно, метод сравнения. Для проведения сравнительного анализа используют следующие методы:
А) описать все преимущества и недостатки объекта Х, а потом объекта Y.
Б) Один за одним, по очереди разобрать похожие элементы сравниваемых объектов.
В) сравнивая X и Y, нужно отчётливо поставить акцент на одном из объектов. Данный метод применяется в единственном случае, когда Х и Y невозможно полностью сопоставить друг с другом. Итак, объект X выступает в роли инструмента используемого для проверки аргументов объекта Y, которые, были рассмотрены в Пункте 3.

Работа должна ощущаться как единый организм, для этого нужно показать взаимосвязь между объектами, составив логическую цепочку фактов характеризующих взаимодействие двух объектов. Без такого построения работы, читателю будет сложно увидеть связи, по которым сравниваемые объекты взаимодействуют с аргументами друг друга.

источник

Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления двух и более объектов исследования (явлений, предметов, идей, результатов и т.п.). В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью классификации. Сравнительный анализ применяется в различных дисциплинах. О значении, видах анализа и примерах говорится в статье.

Сравнение является одним из простейших способов, посредством которых человек познает окружающий его мир. Весь смысл сравнительного метода заключается в выявлении преимуществ и недостатков сопоставляемых объектов. Объекты исследования должны быть однородными, то есть должны относиться к одному роду, разряду. После того как выбраны объекты сравнения (их может быть два и более), выбирается вид сравнения. Например, динамический, пространственный и т.д. Следующий этап — необходимо определиться, по скольким показателям будут оцениваться, сравниваться объекты. И заключительным этапом метода сравнительного анализа является выбор шкалы сравнения.

На сравнительном анализе основан ряд дисциплин, которые относятся к различным сферам жизни человека. Например, сравнительная анатомия, которая является одной из биологических дисциплин, занимается изучением закономерности строения и развития как самих органов, так и их систем. И таких дисциплин, помимо сравнительной анатомии, использующих в качестве основы познания сравнительный метод анализа, достаточно много: сравнительное богословие, сравнительно-историческое языкознание, сравнительное литературоведение, сравнительная мифология, сравнительная политология, сравнительное правоведение, сравнительная психология, сравнительное религиоведение, сравнительное уголовное право, сравнительная философия.

Сравнительный анализ является универсальным, относится к общенаучным методам исследований, это логический прием в познании окружающего мира. Он позволяет выделить общие черты, признаки у анализируемых объектов, определить различия, выявить отличительные черты конкретных объектов из числа общих для всех анализируемых предметов (явлений, идей, результатов и т.д.). Основным недостатком обсуждаемого метода является то, что все полученные результаты могут подвергаться сомнению в связи с их субъективностью: то, что одному кажется отличием, для другого или незаметно, или вовсе не является отличительной чертой. Иными словами, неспособность анализирующего объективно оценить свойства исследуемого объекта, сравнить их со свойствами других объектов и учесть все аспекты процесса выявления общих и различных характеристик является основным недостатком.

Сравнительный анализ можно подразделить на:

  1. Количественный — анализируются количественные характеристики.
  2. Качественный — анализ характеристик, определяющих качество исследуемого объекта, явления, результата.
  3. Ретроспективный — анализируются прошедшие изменения, оказывающие влияние на текущее положение.
  4. Прикладной — исследуется результат деятельности объекта.
  5. Исследовательский — данный вид анализа используется в аналитических науках.
  6. Описательный — изначально исследует структуру объекта (явления), постепенно переходя к анализу функций и целей.
  7. Общий — основан на общей теории систем.
  8. Структурный — данный вид анализа занимается изучением структуру анализируемых объектов.
  9. Микросистемный — используется для исследования конкретной системы.
  10. Макросистемный — анализируется роль конкретных систем в многообразии схожих систем, связанных между собой общими признаками.
  11. Витальный — занимается изучением развития и его основных этапов анализируемой системы.
  12. Генетический — исследуется наследственность, ее механизм, генетические системы.
  13. Другие виды.

Наиболее часто сравнительный анализ используют в качестве способа обработки экономической информации. Для получения достоверных знаний об определенном промежутке времени, для выбора пути дальнейшего развития, выявления наиболее приемлемого варианта и решения многих других экономических задач и вопросов используется данный анализ. Метод сравнительного анализа эффективен и показателен на всех уровнях. Он играет неоценимую роль в оценке потенциала предприятий.

Применительно для исследований в экономической области деятельности бывают следующие виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сравнительный анализ специализируется на определении абсолютного и относительного отклонения между показателями, которые сравнивают между собой. Вертикальный же анализ расчета удельного веса частей позволяет изучать экономические явления, а именно их структуру.
  2. Динамический и статический. Динамический метод еще называют временным, он позволяет изучать изменения анализируемых процессов (явлений, объектов) во времени. Статический, или пространственный, изучает уровень одного и того же показателя в течение определенного времени по разным объектам исследования.
  3. Одномерный и многомерный. Суть одномерного анализа заключается в том, что или по одному показателю анализируются несколько объектов, или один объект анализируют по разным показателям. Многомерный метод позволяет исследовать несколько объектов по нескольким показателям.
  4. По базе сравнения. На этом пункте необходимо остановиться немного подробнее. Дело в том, что этот вид включает в себя несколько подпунктов.
  • Первый из них — сопоставление ожидаемых данных с данными периода, рассматриваемых в качестве эталонных. Иными слова, составляется прогноз результатов, которые должны получиться, далее полученный результат сравнивают с подотчетными данными определенного периода.
  • Сопоставление планируемых показателей с фактически полученными показателями.
  • Сопоставление полученных по факту данных со стандартными значениями показателей, установленными нормами.
  • Когда известны среднеотраслевые значения анализируемых показателей, то производится сопоставление фактически полученных данных со среднеотраслевыми.
  • Сопоставление фактических данных с данными, полученными в предыдущий период (в прошлом году/месяце/полугодие).
  • Сопоставление полученных данных с данными, полученными на ведущих предприятиях, которые являются лидирующими в отрасли.
  • Если изменяли какой-либо фактор или изменена производственная ситуация, то производится сопоставление данных, которые были получены до и после внесения изменений.
  • И, наконец, производится сравнительный анализ разных вариантов решений в области управления.

Результаты сравнительного анализа представляют собой данные, которые получают в процессе сравнения. То есть все отличительные признаки, а также аналогичные, сводятся, как правило, в таблицы. Исходя из значений, внесенных в эти таблицы, делаются выводы о недостатках и преимуществах того или иного анализируемого объекта/эффекта/явления и т. п. Иными словами, выводы, сделанные на основе выявленных отличительных черт, являются результатом сравнительного анализа.

Сравнительный анализ моделей корпоративного управления, применяемых в разных странах мира, складывается из сравнения между собой этих моделей по различным критериям. Одним из важнейших критериев является наем работников. Возможны два варианта: быстрый наем на короткий/длинный промежуток времени и наем длительный на короткий/длинный срок. Во втором случае наем работников, как правило, состоит из нескольких стадий: кандидат на должность проходит собеседование (возможно, не одно), затем приступает к обучению, далее стажируется для закрепления полученных навыков и получения опыта использования знаний на практике, затем сдается экзамен, по результатам которого кандидат получает или не получает желаемую должность. Такой критерий, как принятие решений, также может носить разный характер — или индивидуально принимаются решения, или коллективно. Ответственность, также, как и принятие решений, может быть коллективной и индивидуальной.

Сравнительный анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия начинается с определения этих самых показателей. Выделяют четыре основные большие группы показателей, которые, в свою очередь подразделяются на несколько более мелких. К показателям, характеризующим экономический потенциал предприятия, относятся активы предприятия (т. е. имущество, находящееся в собственности у предприятия, и денежные средства), основной капитал (иными словами, часть капитала, которая не единожды принимает участие в производственной деятельности предприятия) и другие показатели. Общие результаты деятельности предприятия оцениваются по общим расходам, которые включают в себя расходы по содержанию оборудования и его эксплуатации, цеховые расходы. Эффективность деятельности можно оценить по прибыли, рентабельности продаж, активов, собственного капитала. Финансовое положение характеризуют такие параметры, как платежеспособность (общая и текущая), рыночная и финансово-экономическая устойчивость.

Как уже говорилось выше, сравнительный анализ применяется во многих сферах деятельности человека. Не только экономическую эффективность можно оценить данным методом. Пример сравнительного анализа — рассмотрение программ политических, экономических, социальных реформ. Гораздо проще принять правильное решение, сравнив принимаемые проекты с заграничным опытом, опытом предыдущих лет. Изучение методов управления, законодательства, структур государственных систем, а также их сравнение с опытом других государств позволяет перенимать положительный опыт и эффективно внедрять в своей стране как для улучшения жизни граждан, так и для усовершенствования самого государства.

Итак, понятие «сравнительный анализ» относится ко многим наукам. Этот метод является одним из главных логических способов познания окружающего мира. С незапамятных времен человечеством используется сравнение в качестве эффективнейшего способа изучения явлений, результатов, объектов. В связи со своей универсальностью, сравнительный анализ широко применяется в различных сферах деятельности человека.

источник

Екатерина Купрейчик
Анализ трудовой деятельности

Анализ трудовой деятельности.

Дата проведения: 08.11.2018г.

Материал, наглядное пособие, оборудование для трудовой деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Цель: систематизировать знания детей о приемах и последовательности ухода за растениями.

Вводной части решалась задача:

-Воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи:

— Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

— Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

-Развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача:

— Развивать диалогическую речь.

Цель, задачи трудовой деятельности соответствует программным требованиям возрастной группы.

Вводной части трудовой деятельности педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью звонком от Карлсона.

В основной части для создания положительной мотивации использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

В заключительной части — анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

— словесный (для вопросов детям, поощрения);

— практический (в выполнении задания);

— метод контроля анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.

Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведённую деятельность, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей деятельности.

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Развитие речи во время трудовой деятельности В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются.

Фотоотчет о трудовой деятельности на участке Ни для кого не секрет, что труд — важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребенка,.

Итоговое занятие по трудовой деятельности «Черенкование растений» Закрепляется представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дается представление о способах ухода за черенками. Решаются.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.

Материалы и оборудование для трудовой деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Перспективное планирование трудовой деятельности младшей группы I квартал Самообслуживание Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки. Знать свое полотенце и пользоваться.

Фотоотчет о трудовой деятельности в ясельной группе Из всех видов трудовой деятельности в летний период, доступной ребенку — дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду.

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

источник

В процессе учебы или исследовательской деятельности, часто приходится писать работы по сравнительному анализу. Например, сравнивать и сопоставлять две исторические личности, две политические теории, две общественных тенденции, два научных процесса и т.п. Классическая структура сравнительного анализа содержит сравнение нескольких объектов. Цель автора – выявить и сопоставить их сходства и различия.

Существуют различные способы сравнительного анализа. Однако остановимся на ключевых моментах, которые должна содержать работа по сравнительному анализу.

1. Контекст. Определите контекст, на фоне которого вы будете проводить сравнительный анализ. Иными словами, опишите проблему, теорию, идею, содержащие объекты, которые вам надо сравнить. Например, если вы анализируете две похожие правовые нормы, целесообразно затронуть проблематику той области права, в которой они применяются. Для большей убедительности, в основу должны лечь не ваши собственные умозаключения, а ссылка на авторитетные источники. Сравнительный анализ вне контекста лишит вас фундамента, на котором вы будете выстраивать свои аргументы в процессе сравнения выбранных объектов.

2. Основания для сравнения. В исследовании необходимо обосновать причину, по которой вы сравниваете именно выбранные объекты. Например, вы решили сравнить, что полезнее для здорового питания: капуста или свекла. Читателям надо показать логику, которой вы руководствовались при выборе объектов для сравнения. И объяснить, почему вы не сравниваете пищевую пользу морковки и огурца? Это нужно для того, чтобы читатель увидел, что ваш выбор логичный и сознательный, а не навязанный или взятый «с потолка». Итак, укажите причины вашего выбора.

3. Аргументы. Вы пишите сравнительный анализ, поэтому логично оперировать фактами, которые можно и нужно сопоставить при сравнении двух объектов. Ваши утверждения призваны показать, как объекты соотносятся друг с другом. Дополняют, обогащают ли эти объекты друг друга? Противоречат, оспаривают, исключают ли они друг друга? Цель выдвигаемых аргументов – показать соотношение двух объектов. Ваши факты выстраиваются на основе контекста идеи (проблемы, теории), из которых вы вычленили сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Показывая соотношение объектов, можно использовать следующие слова: «тогда как», «в то время как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

4. Методы сравнительного анализа. Написав вводную часть работы: контекст, причины для сравнения и аргументы, определите то, как вы будете сравнивать объекты. Для этого существует три метода:

А) изложить сначала все плюсы и минусы объекта Х, потом – объекта Y .

Б) последовательно поочередно сравнить похожие элементы объектов X и Y .

В) сранивать X и Y , делая больший акцент на одном из объектов. Этот метод рекомендуется в случае, если X и Y не могут быть в полной мере сопоставлены. Так, объект X может выступать инструментом для выявления того, соответствует ли объект Y аргументам, которые вы выдвинули в Пункте 3.

5. Связь сравниваемых объектов с аргументами Пункта 3. Работа будет смотреться как единое целое, если вы покажите взаимосвязь между объектами и ключевыми аргументами Пункта 3. Без такой связи читателю будет сложно увидеть, как очередная часть сравнения объектов соотносится с аргументами.

источник

Проведите сравнительный анализ содержания образовательной области «Труд» в общеобразовательных программах «От рождения до школы», «Детство» (составление таблицы).

Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах

Критерии для сравнения программ «От рождения до школы» «Детство»
Цель и задачи трудового воспитания Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: — Формирование предпосылок трудовой деятельности; — Воспитание положительного отношения к труду взрослых; — Воспитание личности ребенка. Цель: Развиваем ценностное отношение к труду. Задачи: — Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания). — Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Ознакомление с трудом взрослых — Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде) — Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы) — Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации) — Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструмен­тами. — Представление о том, что в процессе создания предметов чело­век использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки. — В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о пред­метах ближайшего окружения как результатах труда взрослых.
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) — Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с по­мощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). — Умение самостоятельно поддер­живать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. — Умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). — Умения по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. — Умение работать с бумагой, умение создавать из бумаги объемные фигуры, умение делать игрушки, сувениры из природ­ного материала, умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, умение экономно и рационально расходовать материалы. — Умение старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Умение выполнения отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д.
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) — самообслуживание; — хозяйственно бытовой труд; — труд в природе; — ручной труд. Самообслуживание и детский труд
Показатели эффективности освоения программ — Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. — Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. — Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. — Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. Достижения ребенка (Что нас радует) — У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. — Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно — бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. — Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. — Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. — По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. — Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. — Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей — Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен. — Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда. — В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным. — Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями. — Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. — Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях.

Анализируя программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы», можно сделать следующие выводы:

— содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;

— в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);

— в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;

Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Анализируя содержание работы по трудовому воспитанию в образовательных программах «От рождения до школы» и «Детство», выделить линии его усложнения по ступеням дошкольного детства.

Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «От рождения до школы»

Критерии анализа Ознакомление с трудом взрослых Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) Самостоятельная трудовая деятельность Задачи воспитания детей в труде(самостоятельность, ответственность и др.)
Возрастной этап
Младший возраст В основном задачи ориентированы на формирование интереса и положительного отношения к труду взрослых Самообслуживание, простейшие наблюдения и помощь взрослому. Первая младшая группа. Первичные навыки самообслуживания. Вторая младшая группа. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. самостоятельность
Средний возраст Идет первичное ознакомление с профессиями. Дети должны уметь выполнять больше трудовых действий; увеличивается самостоятельность детей при выполнении, повышаются требования к качеству результата труда Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Аккуратность, опрятность
Старший возраст Дети знакомятся с разнообразием профессий, результатами труда. Вводится большое разнообразие вариантов ручного труда, повышаются требования к результатам, увеличивается количество трудовых умений и навыков Старшая группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд. Подготовительная к школе группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд (с картоном и бумагой, ткань и природным материалом). Трудолюбие, аккуратность, добросовестность

Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «Детство»

Критерии анализа Ознакомление с трудом взрослых Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) Самостоятельная трудовая деятельность Задачи воспитания детей в труде (самостоятельность, ответственность и др.)
Возрастной этап
Младшая группа Ознакомление только с хозяйственно-бытовым трудом взрослых Формируются первоначальные представления о труде, навыки самообслуживания только самообслуживание. Развитие любознательности, поощрение инициативы и самостоятельности
Средняя группа Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении; содержанием и структурой трудового процесса Формируются умения и навыки самообслуживания, представления о последовательности выполнения заданий самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Формирование положительного отношения к труду
Старшая группа Увеличивается количество видов труда (производственный, обслуживающий), знакомство с профессиями и трудовым процессом Формируются навыки хозяйственно-бытового труда, увеличиваются требования к качеству выполнения трудового задания Все виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, художественно-ручной труд, труд детей в природе. Формирование положительного, ценностного отношения к труду, воспитание разумных потребностей, основ культуры потребления, ценностного отношения к труду

Анализируя линии усложнения трудового воспитания дошкольников образовательных программ «Детство» и «От рождения до школы» можно заметить, что содержание практически совпадает.

В обеих программах начиная с младшего возраста , дети знакомятся с трудом взрослых, у них формируются навыки самообслуживания, развивается интерес к труду, в средней группе — знакомятся с различными профессиями и профессиями ближайшего окружения, продолжают формироваться умения и навыки самообслуживания, увеличивается самостоятельность, формируется положительное отношение к труду, аккуратность, в старшей группе дети продолжают знакомство с разнообразными профессиями и результатами труда, увеличивается количество трудовых умений и навыков, повышаются требования к качеству выполнения трудового задания, формируются трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

2. Проанализируйте специальное оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в природе, ручного и художественного труда, труда по самообслуживанию, заполняя таблицу:

Вид труда Специальное оборудование в разных возрастных группах Каковы особенности использования
II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
хозяйственно – бытового труд Фартуки х/б, тряпочки, ведёрки, Фартуки х/б, тряпочки ,щетка половая, совок для мусора, ведра Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра Уборка групповой комнаты
Деревянная лопатка, грабельки деревянные и металлические, метелочки, совочки Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, движок, скребки металлические, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Уборка участка
труд в природе Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки В уголке природы
ручной и художественный труд Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей. Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, ножницы Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, шило, швейные машинки, ножницы, Подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц, доступный ремонт игрушек
самообслуживание Расчески Щетки для чистки одежды Расчески Щетки для чистки одежды, щетки для обуви расчески Щетки для чистки одежды, щетки для обуви, расчески Направлено на удовлетворение личностных потреблений

От возраста к возрасту виды труда постепенно усложняются, следовательно, и оборудование для занятий трудовой деятельностью также усложняется. Например: дети в младшей группе учатся дежурить по столовой – расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки; помогают убирать пособия после занятий; собирать листочки на участке. А в старшей группе дети уже полностью сервируют стол; готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Требования к оборудованию:

— все инструменты должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, не допускается использование оборудования и инструментов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей;

— должно находиться в рабочем состоянии, быть исправным;

— должно соответствовать росту и силовым возможностям ребенка;

— инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребёнка.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Очень часто многим из нас кажется, что нас недооценивают: слишком мала зарплата, слишком велики и разнообразны обязанности, и вообще, мы давно себя переросли, стали профессиональнее, ответственнее. Следом за осознанием этого неизбежно встает во весь свой долгий рост необходимость перехода на следующий уровень – повысить свой статус в компании и добиться признания руководством своих достоинств, которое выразится в повышении зарплаты.

Достигнуть этого непросто. Но попытаться можно.

Посмотрим, что мы имеем: пока что субъективное чувство, что работы «много», а денег «мало». Чтобы оценить реальную загрузку всего отдела в целом и каждого сотрудника в частности, понадобится качественный и вдумчивый анализ вашей работы, результаты которого нужно будет в доступной и наглядной форме донести до руководства, чтобы убедить его (руководство) прибавить вам зарплату, повысить статус вашего отдела и отдельных должностей, добавить необходимое количество штатных единиц и т.д.

Нам предстоит заняться так называемым анализом содержания труда, который тесно связан с планированием трудовых ресурсов. В нашем случае анализ содержания труда может преследовать следующие цели:

1) совершенствование организации труда канцелярии;

2) оптимизация распределения функций между сотрудниками отдела;

3) определение необходимой и достаточной численности работников канцелярии;

4) создание обоснования для увеличения уровня оплаты труда работников канцелярии.

По каким же критериям можно оценить труд сотрудника канцелярии? Килограммами истраченной бумаги? Километрами испорченных нервов?

Увеличение нагрузки происходит по двум направлениям:

1) увеличение количества – зарегистрированных документов, телефонных звонков, принятых посетителей, созданных документов, отправленных писем и т.д.;

2) расширение функционала – то есть если к содержащимся в должностной инструкции и исполняемым обычно функциям вдруг добавляются новые, многочисленные и разнообразные, часто даже не внесенные в ваш перечень обязанностей.

В обоих случаях нам понадобятся данные «было» и «стало», т.е. будем проводить сравнительный анализ изменения нагрузки.

Вначале я предлагаю провести укрупненный анализ, т.е. выяснить среднюю загрузку каждого сотрудника канцелярии. В случае, если все сотрудники выполняют один и тот же общий набор функции, такой анализ будет и в целом достаточным. Но в случае, если между сотрудниками есть некое распределение функций, укрупненного анализа будет недостаточно, и нужно будет провести его по каждому сотруднику персонально (детальный анализ).

Алгоритм проведения анализа выглядит следующим образом (он будет одинаковым как для укрупненного, так и для детального анализа):

Для наших исследований заготовим таблицу в Excel (см. Таблицу 1).

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

На данном этапе вам нужно вспомнить и перечислить все ваши обязанности. Начните с должностной инструкции.

Собрав информацию, начинаем заносить ее в таблицу (см. Таблицу 2).

Каждую из функций описывайте так, чтобы их исполнение поддавалось количественному учету и сравнению.

Например, функцию «Заказ кулерной воды» нужно преобразовать, внеся два количественных показателя: количество арендных (или собственных) кулеров и количество закупленных бутылей воды.

Это один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Данные нужно будет собрать из всех возможных источников, если в вашем отделе таких количественных показателей вы не имеете. По количеству командировок, например, вам может быть полезен отдел кадров, а по количеству закупленной кулерной воды – бухгалтерия и т.д.

В приведенном примере (см. Таблицу 2) за временной период взят год, и сравнение проводится по нескольким годам. Если же увеличение нагрузки у вас происходило в течение одного календарного года, то можно этот год разбить, например, на месяцы или кварталы, и провести такой же анализ. Словом, действуйте из соображений своей выгоды и реалий вашей организации.

Кроме того, советую не забывать о внедренных у вас программных средствах, призванных облегчить ваш труд, – это могут быть разнообразные СЭДы, автоматические программы для приема и отправки факсовых сообщений, программы по автоматизации работы с архивами предприятия и т.п. Не замалчивайте эти факты облегчения вашего труда! У руководства обычно хорошая память, особенно на те события, которые заставили их раскошелиться. И если вам в процессе защиты презентации будет сделано такое коварное замечание, будьте готовы его качественно отразить, ибо нет ничего хуже, как поперхнуться и не знать что ответить! Это сразу перечеркнет бОльшую часть ваших трудов.

Пусть по каким-то показателям у вас и будет снижение, но одновременно перекрываемое увеличением вашей загруженности по другим параметрам. Кроме того, не секрет, что внедрение программных средств часто

ведет не к уменьшению, а к увеличению работы.

Это тоже очень трудоемкий этап. Если в вашей организации труд секретаря (делопроизводителя) нормирован (что большая редкость), то рекомендую взять оттуда утвержденные нормы на все операции и внести их в столбец «Нормативное время».

Но, скорей всего, ничего подобного у вас нет. В таком случае вооружитесь Межотраслевыми укрупненными нормативами времени на работы по документационному обеспечению управления, утвержденными постановлением Минтруда России от 25.11.1994 № 72. Кроме того, этот документ будет вам полезен и в части дополнения ваших трудовых функций – наверняка вы там встретите многое, о чем забыли упомянуть. Нормативы, содержащиеся в этом документе, рассчитаны на основе результатов измерения затрат рабочего времени в течение рабочего дня продолжительностью 8 часов одним исполнителем.

Для заполнения таблицы я использовала также хронометраж оцифровки документов Государственным архивом Красноярского края, приведенный в Методических рекомендациях по электронному копированию архивных документов и управлению полученным информационным массивом, выпущенных Федеральным архивным агентством (ВНИИДАД) в 2012 году.

Таким образом, с помощью справочников вы сможете узнать нормативное время по каждой производимой операции. Реально же затрачиваемое время определяется путем хронометража.

В справочниках все функции разбиты на более мелкие операции. Нормы по ним нужно будет суммировать.

Заполняем оставшиеся ячейки таблицы (см. Таблицу 2).

После заполнения таблицы проведите первичный беглый визуальный анализ данных и устраните самые явные несоответствия. Например, в нашей таблице фактически затраченное на всю работу время существенно превышает годовой фонд рабочего времени. Сразу возникнет вопрос: как вы умудрились этого добиться, если ваш отдел не работал сверхурочно по субботам, воскресеньям, праздничным дням и не оставался работать по вечерам? Если в вашей организации существует система электронных пропусков, то проверить ваши переработки будет совсем нетрудно. А при наличии системы электронного документооборота легко проверить количество зарегистрированных документов и т.д.

В этом случае советую снизить фактическую трудоемкость по некоторым операциям, установленную с помощью хронометража, т.е. провести повторный, более точный хронометраж.

Но вернемся к нашей таблице и будем считать, что наша воображаемая канцелярия работала по субботам и сверхурочно по вечерам (кстати, в реальности вам за это должны доплачивать).

После устранения недочетов, заметных невооруженным глазом, и проверки формул перейдем к визуализации. Информация, представленная в графическом виде, зачастую воспринимается лучше. Поэтому настоятельно рекомендую представить все полученные данные в виде графиков и диаграмм.

Продумайте, какие именно графики и диаграммы покажут вашу работу в наиболее выгодном свете. Например, по результатам заполнения нашей примерной таблицы можно показать следующее:

  • увеличение трудоемкости год от года;
  • превышение фактической трудоемкости относительно годового фонда рабочего времени;
  • процент загруженности сотрудников канцелярии.

Поэтому при создании презентации рекомендую сделать более мелкие таблицы для каждого слайда на основе общей таблицы. Для построения диаграмм советую воспользоваться инструментом «Построение диаграмм» в MS Excel.

Например, первый слайд будет отражать увеличение трудоемкости год от года. Для построения графика вам нужно создать таблицу с данными в отдельном файле MS Excel, на основе которой будет строиться график (рис. 1).

Далее выделяем значения, на основе которых мы хотим создать график (рис. 2).

Далее идем в меню Вставка → График и выбираем нужный нам вид графического представления (рис. 3).

После этого программа сама нарисует нам картинку. Если ее вид вас не очень устраивает, то выберите подходящий макет диаграммы из предложенных в открывшемся «Конструкторе» (рис. 4).

Впишите нужные вам названия диаграммы и оси координат, поле чего, щелкнув на вставленной картинке правой кнопкой мыши, выберите Переместить диаграмму и Расположить на отдельном листе (рис. 5).

Диаграмма переместится на отдельный лист (рис. 6), при этом таблица, на основе которой она строилась, останется на следующем листе этого же файла.

На втором слайде можно отразить превышение фактической трудоемкости относительно годового фонда

На мой взгляд, эту диаграмму лучше сделать в виде гистограммы.

Теперь покажем руководителям, насколько загружены сотрудники нашего воображаемого отдела (рис. 8).

Если вы уж совсем не надеетесь, что ваши старания будут замечены, можно попробовать составить график роста зарплат сотрудников канцелярии и сравнить его с графиком роста рабочей нагрузки (рис. 9).

Таким же образом можно представить и другие, нужные вам показатели.

Зачем мы все это делали? Конечно, чтобы в конце сформулировать и представить руководству ваши предложения. Например, такие:

1. В связи с уходом в декрет одной сотрудницы канцелярии в 2015 году наблюдается резкий рост нагрузки на оставшихся сотрудников. Прошу дать указание кадровой службе начать подбор кандидата на эту должность.

2. В связи с тем, что объем нагрузки с 2013 года увеличился на 92 %, прошу увеличить оклады сотрудников канцелярии и установить их в размере 25 000 рублей.

3. В связи с качественным изменением выполняемых функций и, как следствие, повышением квалификации сотрудников канцелярии прошу провести реорганизацию с упразднением канцелярии и образованием вместо нее отдела документационного обеспечения.

источник