Меню Рубрики

Как сделать сравнительный анализ конституции

Анализ Конституции Российской Федерации
I.Права и свободы человека и гражданина, их содержание, пути реализации и механизм защиты занимают особое место в Конституции РФ 1993 г., что соответствует одному из основных положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о необходимости обеспечения того, чтобы в каждом государстве «права человека охранялись властью закона», и этот принцип конституирован в качестве одной из основ конституционного строя РФ. Следует отметить, что впервые в отечественной конституционной практике в Основном Законе столь значительное место отведено правам человека. Так, из 138 статей Конституции РФ в 66 статьях прямо или косвенно затрагиваются вопросы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и роль государства в их признании и защите (см. прил.1.1.).
А) Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, то есть являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20-29 Конституции РФ (см. прил.1.2.). Часть 2 ст.17 гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В ч.2 ст.19 указано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина». Провозглашение и юридическое закрепление нормы о «неотъемлемых, неотчуждаемых и равных правах» является величайшим достижением мирового сообщества и отдельных составляющих его государств, положившим конец всевластию государств в этом вопросе. Однако вышеприведенная формулировка ч.2 ст.17 Конституции РФ, заимствованная из международных актов, в контексте норм главы 2 Конституции не совсем корректна. В таком виде эта конституционная норма выступает как абсолютная: «права и свободы неотчуждаемы». Но анализ содержания многих последующих статей Конституции свидетельствует о том, что в них как раз прямо закреплена возможная «отчуждаемость» прав и свобод человека: ст.20: право на жизнь — смертная казнь; ст.22: право на свободу и личную неприкосновенность — арест и заключение под стражу; ст. 23: свобода сообщений — ограничение свободы переписки, переговоров и иных сообщений; ст.25: право на неприкосновенность жилища — проникновение в жилище в установленном законом и судом порядке, и т.п. Следовательно, либо нужно было дополнить рассматриваемую формулировку ч.2 ст.17 указанием «кроме случаев, прямо предусмотренных в законе», либо поместить эту формулировку в преамбулу Конституции как норму программного характера.
Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный характер носят право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства, но все они пользуются равной судебной защитой, то есть гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.). Конституция закрепляет политические права и свободы довольно скупо (см. прил. 1.3.). Они только обозначены без попыток выявления сложность конструкции и указания возможных ограничений. Не отлажен вопрос создания и деятельности политических партий, а между тем их количество достигает огромной цифры – около 2 тысяч, а общественных объединений – свыше 40 тысяч. В Конституции даже нет слов «политические партии», и весь этот важный вопрос укладывается в формулировку права на объединение.
Б) Экономические, социальные и культурные права призваны защитить человека от экономического произвола и социальной несправедливости и дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей (см. прил. 1.4.). Они неотделимы от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. Но прямое действие этих прав оказывается относительным, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Отсутствует конкретный ответчик, и ни один гражданский суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Т.е., экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство.
Нормативно-правовое закрепление прав, даже в рамках Конституции, само по себе еще не обеспечивает их осуществление и, не будучи подкреплено эффективным механизмом защиты, является декларативным намерением. Ст. 8 Всеобщей декларации предусматривает необходимость обеспечения каждым государством эффективной правовой защиты основных прав человека, предоставленных ему Конституцией или законом. Согласно ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах каждое государство-участник (в том числе и Россия) обязалось «принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в. Пакте». Конституцией РФ определен потенциально эффективный механизм защиты прав и свобод человека, основные положения которого соответствуют требованиям Декларации и Пактов о правах человека (см. прил. 1.5.).
Из анализа объема и содержания, предусмотренных Конституцией прав и свобод человека, их соответствия международным стандартам по защите прав человека, а также механизма защиты этих прав видно, что Конституция РФ создала правовую основу для развития гражданского общества и демократического государства. Она стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности, реализация которых преобразило общество и государство. Конституция РФ стала основным мерилом и инструментом взаимоотношений человека с обществом и государством. Свобода совести, мысли, слова, печати, получения и распространения информации и идей, создания политических партий и общественных объединений, проведения митингов, шествий и демонстраций, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, многообразие форм собственности и форм хозяйствования стали наглядным свидетельством произошедших изменений. Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав и свобод человека.
Но ряд несоответствий, неточностей и противоречий, к сожалению, снижают правозащитную силу и потенциал Конституции РФ. В реальной жизни российского общества осуществление конституционных прав и свобод происходит неровно и противоречиво. При относительном торжестве гражданских и политических свобод происходит существенное ухудшение социального и экономического положения значительной части общества.
Кризис, в котором пребывает Российское государство, негативные процессы в развитии его общества, кардинальная и часто болезненная ломка мировоззрения и психологии российского гражданина привели к тяжелым последствиям для фактического осуществления прав и свобод человека, что проявилось наиболее наглядно в целом ряде явлений (см. прил. 1.6.).
Одной из причин подобного положения с защитой прав человека является то, что многие граждане России, зная содержание международных актов по защите прав человека и положения Конституции РФ, не верят в их реальность. Для многих государственных структур, в том числе и правоохранительных органов, характерно отсутствие способности, умения и желания действовать в рамках закона по защите прав человека. Низкая правовая культура ответственных должностных лиц усугубляется отсутствием реальной ответственности за отступление от права. Это приводит к правовому нигилизму и правовой пассивности граждан.
Полная реализация прав и свобод человека и гражданина возможна лишь на основе стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране; демократизации всех сторон общественной и государственной жизни; безусловного соблюдения существующих стандартов в области прав человека всеми органами и должностными лицами; повышении правовой культуры населения России.
В) В условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст.56 Конституции Российской Федерации). Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
Г) — Возмещение ущерба или компенсацию Конституция РФ предусматривает в ст.52, 53, на основе которых созданы законодательные соответствующие подзаконные акты. В ст. 53 подчеркивается, что возмещается ущерб, причинений не только незаконными действиями, но и бездействием. Ущерб, причиненный гражданам незаконным лишением, или ограничением их свободы, возмещается независимо от вины должностных лиц (ст. 1070 ГК). Размер компенсации, например, морального ущерба определяется судом.
— Согласно ст.125 ч.4 в РФ предусмотрена индивидуальная конституционная жалоба на нарушение прав и свобод, и Конституционный суд РФ проверяет конституционность закона.
Согласно ст.32 ч.1 граждане РФ имеют право участвовать в управлении государством. Они могут контролировать парламент, правительство, Президента и Суды РФ через выборы, правосудие, или через референдум, а также с помощью участия в мероприятиях, проводимых СМИ (ст. 29), в собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 31).
Согласно ст. 55 ч.2 запрещено издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, т.е. каталог прав и свобод не может быть уменьшен. Хотя «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55, ч.3).
Ст.14 КРФ указывает на то, что РФ – светское государство. Никакая религия не является обязательной. Религиозные объединения отделены от государства;
Прозрачность власти гарантируют ст.29 ч.5 (Свобода СМИ), ст.15 ч.3 (Публикация законов). В ст.23 ч.1, 2 дано право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки. В ст. 24 ч.1 сбор информации о людях запрещен, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст.19 КРФ все равны перед законом и судом, что соответствует ч.1 ст.26 Пакта о правах человека. Но в Конституции отсутствует очень важное обязательство, которое вытекает для России из той же ч.1 ст.26. Формулировка в ст.26 Пакта следующая: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона». Однако в Конституции воспроизведена только первая часть вышеназванной нормы: о равенстве всех перед законом, но почему-то опущена вторая часть этой нормы, обязывающая государства обеспечить каждому «право без всякой дискриминации на равную защиту закона», что также снижает правозащитную силу Конституции.
II. Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Каталог обязанностей см. в приложении 2.
Принцип равенства обязанностей, установленный в ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (например, защищать Отечество). В соответствии с ч. 2,3 ст. 62 граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство), а также иностранные граждане и лица без гражданства в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. За невыполнение некоторых обязанностей предусмотрена административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность. Однако права и обязанности не должны быть связаны таким образом, что если человек не выполняет свои обязанности, то может быть лишён прав, ведь в соответствии с ч. 2 ст.17 основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
III. Иерархия источников права.
В ч. 1 ст. 15 определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. Под юридической силой акта понимают его обязательность и место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию (ч. 1 ст. 15), федеральные конституционные законы (ч. 1 ст. 108) , федеральные законы (ч. 3 ст. 76) , иные нормативные акты палат Федерального Собрания (ч. 5 ст. 76) , указы Президента (ч. 3 ст. 90), постановления Правительства (ч. 1,3 ст. 115), акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.
Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции, которая обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы. Причём соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. И Конституция, распространяя своё действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
IV. Политическая структура государства.
Органами РФ, осуществляющими государственную власть в соответствии с ч. 1 ст. 11, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
А) С главы 4 «Президент Российской Федерации» в Конституции начинается изложение системы государственных органов РФ, что подчёркивает особое значение Президента в организации государственной власти РФ. Конституция возлагает на Президента задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами, задачу обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, хотя сам Президент непосредственно не принадлежит ни к одной из трёх ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в ст. 80 Конституции положения о том, что Президент, как глава государства «является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства. Ст. 80 является первой в главе «Президент РФ» и определяет содержание всех последующих статей этой главы. В ней определены основные функции Президента РФ, то есть его наиболее важные общие обязанности, как главы государства (см. прил. 4.1.1.).
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента РФ» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». В соответствии с ч. 1 ст. 81 срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, что достаточно распространено в мировой практике. По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы, и Президент может быть выбран на второй четырёхлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается (ч. 3 ст. 81).
Президент РФ избирается путём тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, возникающего у каждого гражданина РФ, по достижении им 18 лет на день выборов. Участие гражданина в выборах является добровольным.
Конституционные требования к Президенту РФ изложены в ч. 2 ст. 81. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет верхнего возрастного ограничения. Такие скупые конституционные требования к Президенту – признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которых может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.
Вступление в должность Президента РФ происходит с момента принесения им присяги, текст которой определён в ч. 1 ст. 82 Конституции. После вступления в должность вновь избранный Президент начинает осуществлять конституционные полномочия главы государства, направленные, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Полномочия Президента РФ закреплены в ст. 83-90 гл.4 и в последующих главах Конституции. По совокупности и значимости функций и полномочий, закреплённых за Президентом Конституцией РФ, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов РФ, осуществляющих государственную власть.
Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91). Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд и т. д. Но Президент, как и любой человек, может оказаться в таком состоянии, когда исполнение им своих обязанностей невозможно. Ч. 2 ст. 92 определяет три случая досрочного прекращения Президентом своих полномочий: его отставка, стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности и отрешение от должности. Несмотря на то, что Президент пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, он несёт ответственность перед Конституционным судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отрешить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 РФ.
Б) Правительство. Новая Конституция существенно изменила статус Правительства и его место в системе федеральных органов власти (гл. 6 КРФ). Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Госдумы (ст.111 ч.1). Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров (ст.112). Председатель Правительства организует его работу (ст. 113). Компетенции Правительства: В случае невозможности исполнения Президентом своих обязанностей их исполняет Председатель Правительства. Разрабатывают бюджет. Проводит единую финансовую политику. Обеспечивает законность, права и свободы граждан (ст.114 КРФ), издает постановления, обеспечивает их исполнение (ст. 115), слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116). Согласно ст.117 ч.2 КРФ Президент может принять решение об отставке Правительства РФ. В ст. 117 ч.3 говорится, что Госдума может выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Госдумы.
В) Парламент. Федеральное Собрание, согласно ст.95 КРФ, состоит из двух палат – Совета Федерации(СФ) и Государственной думы, заседающих отдельно (ст. 100). В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Госдума состоит из 450, избираемых на четыре года (ст. 96), депутатов (ст. 97), обладающих неприкосновенностью (ст. 98). Компетенции Совета Федерации: Изменения границ. Чрезвычайное и военное положение. Использование вооруженных сил за пределами России. Назначение выборов И отрешение от должности Президента РФ. Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора (ст.102). Компетенции Государственной думы (Постоянно действующий орган (ст. 99)): Принятие федеральных законов (ст.105). Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства (ст. 103). Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Назначение председателя Центробанка. Объявление амнистии (ст.103). Президент, контролирует парламент, начиная от права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска Госдумы и назначения внеочередных парламентских выборов (статьи 84, 111, 117).
Г) Суды. Согласно ст.128 КРФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. В РФ действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Систему федеральных судов составляют: 1) Конституционный Суд РФ (ст. 125); 2) Суды общей юрисдикции (ст. 126), возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) Арбитражные суды (ст. 127) во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов РФ — конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Компетенции Конституционного Суда — (19 судей): соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами. Компетенции Верховного Суда: гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Компетенции Высшего Арбитражного Суда: экономические споры. Независимость судьи обеспечивается его несменяемостью (ст. 121), неприкосновенностью (ст. 122), равенством прав судей, законодательно установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Согласно ст.75 КРФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Тем самым, по Конституции суды не контролируются другими ветвями власти.
Д) Другие вопросы:
Согласно ст.75 ч.2 защиту и обеспечение устойчивости рубля осуществляет Центральный банк РФ независимо от других органов государственной власти. Денежной единицей РФ является рубль (ст75 ч.1). Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Конституционным ограничением в области денежной политике государства является то, что «введение и эмиссия других денег в РФ не допускается»
Согласно ст.71 и) «информация и связь» обеспечивают общие интересы РФ, которые в силу своих особенностей не могут быть разделены между субъектами РФ, и находятся в ведении Российской Федерации. Это конституционное положение ограничивает возможности влияния политиков на общественные радио и телеканалы.
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации (ст.93 КРФ). Это не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения. Госдума может быть распущена Президентом (ст.111, 117). Президент может отставить Правительство (ст.117).

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Приложение 1.1.
Особый статус прав и свобод человека в правовой системе России, установленный в Конституции, выражается в следующем:
1. Признание и закрепление уже в ст.2 главы 1 «Основы конституционного строя» в качестве фундаментального конституционного принципа положения о том, что человек, его права и свободы, их соблюдение и защита составляют высшую ценность и обязанность государства. Это принципиальное положение является правовой новеллой отечественной конституционной практики. Во всех предыдущих конституциях страны в триаде «государство — общество — гражданин» государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений, и место в них гражданина. Конституция 1993 г. развернула вышеназванную триаду на 180 градусов — «человек — общество — государство». Во главу угла поставила даже не гражданина, а человека как личность и его права и свободы, не только расширив тем самым круг субъектов государственного внимания и защиты (граждане, лица без гражданства, иностранцы), но изменив сам характер взаимоотношений между ними. Государство отныне не «дарует» человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права
2. Признание и гарантирование (ч.1 ст.17) в Российской Федерации прав и свобод человека согласно общепринятым принципам и нормам международного права, которые в свою очередь в соответствии с ч.4 ст.15 входят составной частью в российскую правовую систему. Это положение радикально изменило направление и характер взаимодействия норм международного права и норм внутригосударственного права России в области обеспечения прав человека. Но одновременно это одно из самых сложных и дискуссионных положений правозащитных статей Конституции. При всей своей внешней привлекательности, благоприятности и демократичности использованная в статье формулировка при ближайшем рассмотрении оказывается довольно расплывчатой, неконкретной, в значительной степени декларативной, вызывающей целый ряд непростых вопросов. Какие конкретно «признанные и гарантированные» права и свободы человека согласно общепризнанным принципам международного права могут применяться в Российской Федерации? И какие вообще принципы и нормы в области прав человека являются общепризнанными в международном праве? Постановка таких вопросов и необходимость поиска ответа на них обусловлены не чисто теоретическим интересом, а, что особенно важно, возникающими потребностями практики, административной и судебной. В соответствии с известным положением ч.4 ст.15 «общепризнанные принципы и нормы международного права . входят составной частью в российскую правовую систему» и, следовательно, должны, могут и будут использоваться при разрешении споров, при принятии управленческих и судебных решений.
3. Выделение в качестве специальной (и самой обширной — 47 статей) главы 2 — «Права и свободы человека и гражданина», анализ содержания которой свидетельствует о соответствии в целом закрепленных в ней правозащитных норм основным международным стандартам в области прав человека. Сравнительный анализ статей Всеобщей декларации 1948 г. и Международных пактов 1966 г. со статьями Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что большинство прав и свобод, закрепленных в этих международных документах, нашли отражение и закрепление в статьях Конституции. Так, в частности, из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и/или закрепленных в соответствующем Международном пакте 1966 г., в Конституции воспринято около 40.
4. Признание прав человека непосредственно действующими в правовой системе России и определяющими как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность всей системы власти в государстве (ст.18).
5. Признание невозможности изменения главы 2 иначе как в особом конституционном порядке (ч.2 ст.55; ст.64), согласно которому (ст.135) ее пересмотр возможен лишь путем созыва Конституционного Собрания.
6. Признание неприменимости законов и любых других нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15).
7. Закрепление невозможности участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина в России (ст.79).
Приложение 1.2.
Личные права и свободы:
1. Право на жизнь (ст. 20 КРФ) не может быть ограничено даже введением чрезвычайного положения (ст. 56). Однако в Конституции это право выражено в лаконичной формуле: «Каждый имеет право на жизнь», тогда как в Пакте уточняется его суть: «как неотъемлемое право. Никто не может быть произвольно лишен жизни». В КРФ говорится о возможности смертной казни, например, лиц, замешанных в терроризме, и для отмены ее необходимо, чтобы с этим согласилось значительное большинство граждан. Нужно заметить, что в последние годы смертная казнь в России не применяется.
2. Право на охрану достоинства личности государством закреплена ст. 21. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) принадлежит к числу важнейших естественных и неотъемлемых прав человека, и может быть ограничено только по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство следит за тем, чтобы эти ограничения соотносились с целями и условиями, при которых они осуществляются. Возможно задержание до судебного решения, но не более 48 часов.
4. Ст. 23, 24 предоставляют право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки. Однако при проведении оперативно-розыскных мероприятий возможно ограничение свободы переписки, переговоров и иных сообщений по решению суда.
5. Ст. 40 и 25 предоставляют право на жилище и его неприкосновенность. Проникновение в жилище возможно в случаях, установленных федеральным законом и в судебном порядке.
6. Ст. 26 предоставляет право на определение и указание своей национальной принадлежности, на свободный выбор языка общения. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
7. Ст. 27 предоставляет право свободного передвижения и выбора места жительства, свободного выезда за пределы РФ и возвращения обратно. По ст.55, 56, при незаконном проживании на данной территории возникают ограничения, но только в той мере, в какой это необходимо. Возможны ограничения в местности, прилегающей к государственной границе, на территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
8. Ст. 28 предоставляет право на свободу совести и вероисповедания. Однако это право связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безопасность, здоровье и мораль общества. В противном случае противоправные действия пресекаются государством. Практика религии не должна наносить ущерба физическому и умственному здоровью детей и их полному развитию.
9. Ст. 29 предоставляет право на свободу мысли и слова, на информацию, в том числе на ее распространение. Ограничения сформулированы в ст.55 Конституции РФ. Однако не всегда удается отследить объективность и правильность распространяемой информации, и иногда неверная информация, например, на сайтах Интернета, может привести к нарушению основных прав человека, вплоть до права на жизнь. Как пример, можно привести неверную информацию о наркотических веществах, из-за которой может умереть подросток.

Приложение 1.3.
Политические права и свободы:
1. Ст. 29 предоставляет право на свободу печати и информации. Данное право может быть
ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
2. Ст. 30 предоставляет право на объединение. Создание и деятельность объединений запрещается по ст. 13 п.5, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушения целостности РФ, подрыв безопасности РФ, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
3. Ст. 31 предоставляет право на мирные собрания и публичные манифестации. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП. Незаконное воспрепятствование проведению собраний и т.п. уголовно наказуемо.
4. Ст. 32 ч. 1 предоставляет право участвовать в управлении делами государства. Данное право может быть ограничено по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
5. Ст. 32 ч. 2, 3 предоставляет право избирать и быть избранным. Это право возникает у граждан с 18 лет при наличии у них дееспособности.
6. Ст. 32 ч. 4 предоставляет право равного доступа к государственной службе. Но государственным служащим запрещено занимать другую должность, в том числе и быть депутатом законодательных органов РФ. Существует и ряд других ограничений.
7. Ст. 32 ч. 5 предоставляет право участвовать в отправлении правосудия, в частности быть присяжным, народным заседателем (при условии достижения 25 лет).
8. Ст. 33 предоставляет гражданам РФ право обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Нет запрета на это право и иностранным гражданам. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. Запрещено направлять жалобы граждан тем органам, действия которых обжалуются.
Приложение 1.4.
Экономические, социальные и культурные права:
1. Ст. 34 ч.1 предоставляет право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность. Существуют ограничения для государственных служащих и для лиц, имеющих запрет на занятие той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания. Ст. 34 ч. 2 не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Ст. 35, 36 предоставляют право частной собственности, право наследования. Оно может быть ограничено лишь в соответствии со ст.55 ч.3 КРФ по решению суда. Есть ограничения на земли, зараженные опасными веществами, земли общего пользования. Землепользование не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права граждан.
3. Ст. 37 предоставляет группу трудовых прав и свобод (свобода труда, право на труд и защита от безработицы, право на забастовку, право на отдых). Согласно международным нормам не считается принудительным трудом военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, при исполнении судебных приговоров.
Ст. 38 предоставляет право на защиту материнства, детства и семьи. Родительские права не могут осуществляться в ущерб интересов детей. В то же время в Конституции не нашли прямого закрепления такие международные нормы, как право детей на защиту при расторжении брака (ст.23 Пакта о гражданских и политических правах); право ребенка без всякой дискриминации на защиту со стороны семьи, общества и государства; право ребенка на имя и на регистрацию сразу после рождения; право ребенка на гражданство (ст.24 Пакта).
4. Ст. 39 гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. К счастью ушла в прошлое практики, когда пенсии и пособия на детей не выплачивались месяцами.
5. Ст. 40 предоставляет право на жилище. В Конституции РФ закреплены новые, не известные Декларации и Пакту права, такие, как право человека на свободу от произвольного лишения жилища (ст.40), право малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище лиц на его бесплатное получение или получение за доступную плату.
6. Ст. 41 предоставляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ограничения допустимы по ст. 56 КРФ в условиях ЧП.
7. Ст. 42 предоставляет право на благоприятную окружающую среду. В Конституции РФ дано новое, не известное Декларации и Пакту право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
8. Ст. 43 предоставляет право на образование. Ограничение прав на профессиональное образование по признакам пола, возраста, здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии закона «Об образовании».
9. Ст. 44 ч.1 предоставляет право на свободу творчества. Запрет на реализацию права на творчество может быть наложен только в соответствии законодательством и осуществлен судом. Ограничение здесь определяется ст.55 КРФ
10. Следует выделить отдельно утверждение ст. 44 ч. 1 о том, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Первая группа прав – права «промышленной собственности». Вторая – авторские. Это – литературные, научные, а также программы ЭВМ и базы данных. Защита этих прав осуществляется в судебном порядке.
11. Ст. 44 ч. 2 гарантирует право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Ограничения определены в ст.56 Конституции РФ.
Приложение 1.5.
Основные положения механизма защиты прав и свобод:
— предоставление всем лицам, законно находящимся на территории РФ, широких возможностей для правовой защиты своих прав;
— запрещение издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);
— закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
— провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ (ч.2 ст.80);
— закрепление права Президента РФ приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.85);
— ограничение возможности участия РФ в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это влечет умаление прав и свобод человека и гражданина (ст.79);
— предоставление каждому человеку права на личную защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45);
— гарантирование предоставления каждому человеку квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной (ч.1 ст.48);
— гарантирование каждому человеку права на государственную (ч.1 ст.45) и судебную (ст.46) защиту его прав и свобод, включая право обжаловать в суде действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
— признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека, что выражается в праве каждого в соответствии с международными договорами РФ на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные правовые средства защиты (ч.3 ст.46).
Приложение 1.6.
Явления, усложняющие фактическое осуществление прав и свобод человека:
— необеспеченность права каждого человека на жизнь в условиях разгула преступности и криминализации общества и государства;
— нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, проявляющееся в условиях углубления социальной и экономической дифференциации общества; имеющая место дискриминация прав человека по национальному, религиозному, имущественному, половому, возрастному и другим признакам;
— неэффективность судебной системы, которая для многих людей труднодоступна: высокие судебные пошлины, обилие законов, часто противоречивых, дороговизна адвокатских услуг, перегруженность судов, неисполнение многих решений и т.п.;
— злоупотребление свободой слова, печати и информации, особенно средствами массовой информации, когда грубо нарушаются права человека на неприкосновенность частной и семейной жизни, на достоверную информацию, когда пропагандируется или поощряется дискриминация, вражда, насилие, безнравственность;
— слабая социальная защищенность людей, когда государство не выполняет в полном объеме свои обязательства по выплате заработной платы, индексации сбережений, социальной компенсации, по своим финансовым и товарным долгам;
— грубое и повсеместное нарушение одного из основополагающих прав человека — права на труд, а также тесно связанного с ним права на справедливые и безопасные условия труда, на равную оплату за равный труд, на вознаграждение, обеспечивающее нормальное существование для самого работника и его семьи;
— нарушение прав каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, медицинское обслуживание, культурные развлечения;
— низкая правовая культура граждан, большинство из которых не привыкли активно отстаивать свои права, используя правовые формы судебной и административной защиты своих прав.
Приложение 2.
Обязанности граждан Российской Федерации.
1. Самая главная обязанность граждан – соблюдать Конституцию РФ и законы – установлена ст. 15 ч.2. Помимо этого, существует прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
2. Ст. 17 ч.3 обязывает уважать права и свободы других лиц, т.е. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Ст. 38 ч. 2 обязывает родителей заботиться о детях и об их воспитании, а в ч. 3 этой же статьи – об обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.
4. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).
5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры отражена в ч. 3 ст. 44.
6. Ст. 57 обязывает платить законно установленные налоги и сборы.
7. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам прописана в ст. 58.
8. Ст. 59 Конституции РФ объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ.
9. Статьей 60 определен возраст (18 лет), начиная с которого гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.
Приложение 4.1.1.
Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства:
1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

источник

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЛЬЯТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Теории Государства

1. Создание и принятие Конституции США 1787 г.

2. Демократические принципы Конституции:

2.2. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах

2.3. Федерализм и суверенитет

2.4. Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Список используемой литературы

Становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка. Все остальное (текущее) законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам конституции. Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включается ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

Объем конституционного регулирования в различных странах был весьма неодинаков в ходе исторического развития и менялся главным образом по двум взаимосвязанным причинам.

Первая (наиболее важная) — фактор политической борьбы; в результате этой борьбы в конституциях появляются и развиваются демократические права и свободы. Под влиянием этого же фактора происходят изменения в отношениях между законодательной и исполнительной властью, парламентом и правительством.

Вторая причина, ведущая к усложнению конституционного

регулирования,— изменение самого экономического базиса, появление новых международных реалий, необходимость разрешения проблем, приобретающих важное внутригосударственное и международное значение. Появление государственно-монополистического капитализма породило проблему национализации, что в свою очередь затронуло дотоле незыблемый принцип «священности и неприкосновенности» частной собственности. В конституциях появляются статьи, оговаривающие возможность отторжения государством частной собственности (национализации). Развитие международных отношений усилило значение проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, а появление региональных или иных замкнутых экономических группировок государств — появление норм, предоставляющих государству право вступать в подобные группировки и ограничивать свой суверенитет в пользу таких сообществ. Проблема охраны окружающей среды, сохранения национального и культурного наследия, урбанизация получают свое закрепление в конституциях последнего времени. В то же время, несмотря на коренные изменения реалий материального мира, многие положения западных конституций остаются неизменными на протяжении уже двух веков их существования. Более того, часто принимаемые «новые» основные

законы таковыми являются лишь формально, но не по содержанию. а заимствование, иногда даже дословное, материала из «старых» конституций не так уж редко, особенно для стран, освободившихся от колониальной зависимости.

Содержание зарубежных конституций весьма обширно. В то же время их нормы могут быть сведены к трем основным блокам регулирования: права и свободы граждан или, точнее, правовое положение личности; закрепление структуры и порядка функционирования органов государственной власти, их взаимоотношений; учет развития региональных и универсальных норм международного права.

Формирование США, как независимого госу­дарства, занимает сравнительно небольшой ис­торический отрезок времени. С момента образо­вания на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государ­ство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа но­мер один в истории Соединенных Штатов Америки — Конституции 1787 года.

Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое госу­дарство. А воплощением в ней традиции закла­дывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных за­седателей и другие прогрессивные правовые ин­ституты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управ­ления. Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось при­знание свободы религии, невмешательство вла­стей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в на­логообложении и т.д.

С течением времени, в процессе укрепления ко­лоний и их борьбы за независимость, зарож­дается и развивается специфическая американ­ская практика компромиссов, сыгравшая впо­следствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года. Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сто­рон (даже если эта “польза” вступала в про­тиворечие соображениям существующей морали).

Например, традиционно республиканский, про­мышленный Север пошел на военный союз с рабо­владельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британ­ским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за неза­висимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную ре­волюцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.

Необходимо отметить, что в этот период были созданы юридические документы, оказавшие влияние не только на ход событий того вре­мени, но и на развитие американских демокра­тических традиций в будущем. Это, прежде всего, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой яв­ляется Т. Джефферсон, а также Статьи Конфеде­рации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударствен­ного союза. Нельзя не вспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 году Б. Франклином.

Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года. Таким образом, заклады­валась ее юридическая база. А тем временем необходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерации стано­вится все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования. Экономические потребности стремительно разви­вающегося капитализма, внутренние и внешнепо­литические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспе­чить единое экономическое пространство, об­легчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, под­нять международный авторитет.

Слабость цент­ральной власти таила в себе и другую опас­ность. Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недо­вольство в армии и народе политикой, проводи­мой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противосто­ять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь.

Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изме­нения государственного устройства объединив­шихся колоний. В этом процессе сыграть ре­шающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны. Осуществление этих планов было поручено Учре­дительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непо­средственное участие в разработке текста Кон­ституции приняли ведущие юристы Америки и об­щественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».

Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует прежде всего для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли последнего.

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части (разделы).

Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и Судебной (Верховный Суд).

Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.

Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль Конституции как « высшего закона страны».

Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее ратификации 9 штатами, т.е. ¾ от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.

Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:

· Верховенство власти народа и закона

· Гарантии прав и свобод человека

· Разделение властей, система сдержек и противовесов

· Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок

Рассмотрим некоторые конституционные основы и критерии американской демократии подробнее.

2. Демократические принципы Конституции:

В американских средних школах все без исключения сдают тест на знание следующего небольшого прозаического отрывка: «We the people of the United States, in order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility, provide for the common defence, promote the general Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States of America ». Вольный перевод на русский язык этой Преамбулы Конституции устанавливает. что именно народ – единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно служить народу, а не народ государству.

Это исходит еще из теорий Просвещения, когда оно являлось передовой идеей в условиях жесткого абсолютизма (гимном последнему служит знаменитое «Государство – это я!» Людовика XIV). Народ, согласно абсолютистам, — это лишь подданные своего короля. «Декларация независимости» отстаивает совершенно иные основы и понятия человека и гражданина.

Прежде всего стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно, именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

Нелегким оказался компромисс об определении численности жителей избирательных округов. Представители северных штатов в Конвенте настаивали на том, что ими являются «все свободные люди», однако делегаты с юга были в корне не согласны с этим. С одной стороны, они соглашались, что рабов нельзя причислить к избирателям. Но с другой стороны, они хотели, чтобы рабов включили в списки населения, определяющие количество депутатов в Палате Представителей. Южные штаты заметно уступали северным по количеству «свободных» людей, но не отставали от них в общей численности. В результате своеобразного политического торга и появилась формула «три пятых всех прочих лиц».

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865 , после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920 г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей, и т.п.. Всего в США в 1990 г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.

2.2. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах.

Идеи неотъемлемых прав личности, построенные на признании достоинства и ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в Билле о правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями американской Конституции, было решение не включать Билль о правах в окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой необходимости во включении Билля о правах нет – правительство остается правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что «Конституция сама является Биллем о правах». Однако народ требовал гарантий, и он их получил в лице первых 10 поправок к основному тексту Конституции, обобщенных под единым названием «Bill of Rights», или «Билль о правах».

Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из 29 прав. I поправка содержит перечень основных свобод: вероисповедания, слова, печати, собраний, обращений с петициями к правительству. В разделе 9 статьи I содержится положение, не допускающее какой-либо приостановки действия Hebeas corpus – почерпнутого из английской практики правила, согласно которому человек может быть арестован только с санкции суда.

В других поправках содержатся основные правила неприкосновенности, противокриминальной защиты и привлечения к ответственности, а также осуществления судебного процесса. Интересно, что эти гарантии прав и свобод имеют целью прежде всего защиту от произвола властей, а уж потом – от иных посягательств. История показала, что это весьма мудро. Для примера стоит лишь вспомнить «расцвет» «холодной войны» и разгул «маккартеизма», или знаменитое дело корреспондента «New York Times» Эллсберга о «разглашении государственной тайны».

2.3. Федерализм и суверенитет.

Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия , кроме специально данных нации ( каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.

Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства- нации. Они опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции ( статьи IV и VI; позже и X поправка ).

Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.

Составители Конституции США четко распределили полномочия, которыми было наделено федеральное правительство, а все «остальные» (без детализации и перечисления) отдали властям штатов. Таким образом, центральному правительству принадлежит исключительное право проведения внешней и оборонной политики, предоставления гражданства США иммигрантам, эмиссии денег и контроля денежного оборота, обеспечения внутренней безопасности, определения национальных приоритетов и ряд других.

В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и уголовное законодательство, организация народного образования, здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д. Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность, принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники поступления в бюджет, тем самым избегая конфликтного дележа.

Важно, что даже при наличии у штатов всех атрибутов суверенитета ( герб, флаг и т.п.), статья IV Конституции недвусмысленно устанавливает полный и истинный суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные законы и договоры союза должны исполняться на всей территории США в любом штате. Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело к Гражданской войне 1861-1865гг, самой кровопролитной из когда-либо ведущихся на территории Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между гражданами страны. Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный камень существования и функционирования американской федерации.

2.4. Разделение властей, система сдержек и противовесов.

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления политических оппонентов.

В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.

Относительная независимость властей связана и с различным способом их формирования: Конгресс — прямым голосованием избирателей ( правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков.; Верховный Суд – пожизненным назначением судей Президентом с согласия Сената

Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает «разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.

Нередко (например, при президентах Рейгане и Буше) большинство в Конгрессе принадлежало оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении оказалась в 1995 г. администрация президента-демократа Клинтона.

Несмотря на многие проблемы, связанные со сложностью механизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Закона об избирателях, который расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградила США от диктатуры ( ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, к примеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основы демократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношении человеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмам являются одним из главных вкладов основателей в образование системы, которая была эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.

Черты американской Конституции, описанные выше, продолжают характеризовать Конституцию и в конце двадцатого столетия. В то же время, с 1787 года произошли серьезные перемены из-за формальных изменений в ней, а также из-за эволюции в интерпретации и применении документа. Это сочетание преемственности и перемен лучше всего продемонстрировано в федеральной системе, созданной Конституцией.

С одной стороны, местные правительства и правительства штатов продолжают играть значительную роль в американской политической системе и берут на себя довольно широкий спектр задач, в то время как центральной прерогативой федерального правительства остаются вопросы международной политики и дел общенациональной важности.

С другой стороны, в нашем веке полномочия федеральной власти интерпретируются настолько широко, что Конгресс в принципе может регулировать все, что он считает проблематичным для всей нации. Хотя и ясно, что идея законной проверки национальной власти значительно уменьшилась, все же в 1994 году Верховный Суд США объявил один федеральный закон неконституционным, так как тот вторгался в сферу полномочия штатов.

Система сдержек и противовесов властей продолжает эффективно действовать, проверять и разделять власть. А Конституция продолжает содержать смешение демократических и антидемократических черт, чтобы установить, а также ограничить народный авторитет. В течение двух веков широко развернулась практика голосований, хотя и претерпела некоторые изменения по сравнению с 1787 годом .

Удивительным образом Конституция США, старейшая и кратчайшая ( содержит 4400 слов не считая текста поправок) из всех писаных конституций правительств, вот уже на протяжении более 200 лет продолжает эффективно действовать. Комментаторы утверждают, что ее секрет – в гибкости и возможности по-разному трактовать различные положения. Но в то же время она является самым стабильным законом, так как формально внести в нее изменения очень сложно. Конституция также необходима для контроля власти правительства, так как эта власть «происходит» от людей. Это представляет контраст с остальными формами права, созданными правительством для контроля за людьми.

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:

1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.

4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.

6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.

8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.

9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Название: Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года
Раздел: Рефераты по праву
Тип: реферат Добавлен 02:49:06 25 сентября 2005 Похожие работы
Просмотров: 16657 Комментариев: 16 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать

Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.

Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта.

Председатели палат — выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.

Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

Чрезвычайное и военное положение

Использование вооруженных сил за пределами России

Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Назначение председателя Центробанка

регулирование внешней торговли

формирование судебных органов, кроме Верховного суда

борьба с нарушениями закона

объявление войны и заключение мира

формирование и содержание армии и флота

разрешение конфликтов между штатами

принятие новых штатов в состав США

Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не более двух сроков подряд.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.

Охрана суверенитета России

Определение основных направлений политики

Представление интересов страны в международных отношениях

Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.

Формирование Совета Безопасности

Главнокомандующий вооруженными силами.

Заключение договоров с иностранными государствами

Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.

Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд — экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.

Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.

ограничивать действие Конституции и власти Президента

устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы

В совместном ведении с Российской Федерацией

соответствие законодательных актов

координация международных и внешнеэкономических связей.

Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

заключения договоров и союзов

Не имеют права без согласия Конгресса

облагать налогами импорт и экспорт

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Граждане любых штатов равны в правах

Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы.

По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием.

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность

Свобода мысли, слова, массовой информации

Труд свободен. Принудительный труд запрещен.

Все равны перед законом и судом

Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища

Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений

Право на медицинское обслуживание

Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности

(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.

(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.

(V поправка)Защита частной собственности.

(XIII поправка)Запрет рабства и принудительного труда

(XIV поправка) Равенство граждан перед законом

(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности

(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола

(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет

Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав

Защита Отечества (военная или альтернативная служба)

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на

основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно-

демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

И все же для американцев Конституция – это больше, чем просто свод законов. Это символ. Мирская библия. В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно отражено в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле о правах, провозглашающем права людей. И весь документ в целом отражает классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мы сейчас многозначительно называем «американской демократией». То, насколько многозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень зависти к их почти фанатичному патриотизму.

Список используемой литературы

1. Американское правительство: единство в многообразии./Под ред. М.Эслера, Б.Браун, Т.Макаффи, В.Федотовой. – М., 1997

2. Конституционное (государственное право) зарубежных стран:в4 т. Тома 1-2. Часть общая:Учебник /Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. – 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: Издательство БЕК. – 1999. – С.784.

3. Конституция Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, — 2000. – С.48.

4. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК. – С.432.

5. Конституция США/Комментарий Л.В.Сморгунова. СПб, 1992

6. Селезнев Л.И. Политическая система США. СПб, 1995

7. The U.S. Constitution And Fascinating Facts About It. Copyright, 1998 by Oak Hill Publishing Company.

8. Peter Woll. Behind the Scenes In American Government. Harpers Collins Publishers, 1991.

9. An Illustrated History Of the USA. Longman Group UK Limited, 1990.

источник

Россия США
Законодательная власть
Законодательный процесс
Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.
Компетенция парламента
Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.
Права граждан