Меню Рубрики

Как сделать сравнительный анализ коммерческих предложений

Коммерческое предложение, как эффективный бизнес инструмент, в условиях высокой конкуренции на рынке услуг, в последние годы пользуется очень большой популярностью. Для его разработки обычно привлекают маркетологов, дизайнеров, копирайтеров и т.д. Стоит это удовольствие не мало, но есть один хитрый способ, который позволит составить этот документ без особых затрат. Достаточно найти подходящий образец коммерческого предложения и немного его переработать под себя.

Коммерческое предложение является одним из основных способов начала коммуникации с потенциальным клиентом. От того, насколько качественно и профессионально оно составлено, во многом зависит успех продажи товара или услуги.

Любое коммерческое предложение состоит из следующих разделов:

  • Логотип или эмблема компании, которая предлагает товар или услугу. Коммерческое предложение обязательно составляется на фирменном бланке с использованием фирменного стиля организации. Это показатель уровня и серьезности организации бизнеса у компании-поставщика.
  • Описание товара или услуги. В этом разделе необходимо раскрыть, что же, собственно, предлагается приобрести или чем предлагается воспользоваться.
  • Реклама услуг и условий сотрудничества. Здесь следует указать преимущества товара или услуги, обосновать причины, по которым клиенту рекомендуется приобрести товар или услугу, описать, чем они лучше своих аналогов у конкурентов.
  • Преимущества компании. В данном разделе раскрываются достоинства именно компании, описывается ее опыт, реализация успешных проектов и так далее.
  • Контактная информация – после прочтения коммерческого предложения потенциальному клиенту должно быть понятно, к кому, по какому телефону или адресу электронной почты обращаться.
  • Подпись представителя компании.

Классифицировать коммерческие предложения можно по нескольким признакам. Так, в зависимости от качества контакта с потенциальным клиентом, коммерческие предложения бывают «холодными» или «горячими». «Холодные» предложения, как правило, не имеют адресата и в качестве своей цели имеют информирование целевой аудитории о возможностях продукта. Такое предложение не учитывает особенностей бизнеса потенциального клиента и является типовым.

«Горячее» предложение, как правило, направляется после встречи с представителем потенциального клиента. Оно содержит уникальные выгоды и условия, актуальные для конкретного возможного покупателя. Целью данного типа предложения является переход к переговорам об условиях сотрудничества и заключению договора.

Также выделяют такие типы предложений, как презентационное (дающее общее представление о продуктах компании), акционное (приглашает к участию в маркетинговой акции), поздравительное, благодарственное (содержат уникальные условия в честь праздника или в благодарность за длительное сотрудничество), или пригласительное (в нем содержится приглашение к участию в каком-либо мероприятии).

Составляя предложение, необходимо четко понимать и выделять проблемы, которые есть у целевой аудитории. Коммерческое предложение можно считать успешным или правильно составленным, если благодаря ему удалось убедить получателя, что он нуждается в предлагаемом товаре или услуге. Чтобы коммерческое предложение было успешным, рекомендуется, чтобы оно соответствовало определенным требованиям.

Во-первых, в нем не должно быть грамматических и орфографических ошибок. Для написания полезно использовать профессиональные текстовые редакторы. Они автоматически проверяют грамотность и выделяют слова или части предложения, которые рекомендуется изменить. Кроме того, в современных текстовых редакторах существуют специальные шаблоны, которые можно использовать для оформления коммерческого предложения. Поскольку главной задачей такого документа является привлечение внимания, то допускается использование в нем различной инфографики, рисунков, схем, диаграмм и подобных иллюстрирующих материалов, что облегчает восприятие предложения и повышает вероятность его принятия.

Также важную роль играет цветовая гамма, которая используется при оформлении документа. Во-первых, цвета должны соответствовать фирменному стилю компании, а, во-вторых, не должны быть вызывающими или излишне спокойными. Не стоит делать и черно-белые документы. Они выглядят устаревшими и не привлекут внимание читателя (за исключением тех, для кого содержание важнее формы, но таких все меньше). Следует помнить, что в настоящее время на каждого человека ежедневно падает большой поток информации, поэтому обработать ее очень сложно. Именно по этой причине необходимые данные упаковывают в графические материалы.

Большое значение имеет и качество бумаги, на которой распечатано коммерческое предложение. Оно должно демонстрировать солидность компании, которая его изготовила и доставила. Приятные ощущения в руках автоматически добавят привлекательности предложению и повысят вероятность прочтения его до конца.

Доставлять коммерческое предложение следует либо по электронной почте, либо лично. Причем второй способ намного предпочтительнее. Ведь в первом случае высока вероятность, что письмо удалят, не читая, как спам. А при личной доставке существует шанс лично поговорить с получателем и убедить его в полезности товара или услуги.

Шаблоны коммерческих предложений по оказанию услуг

Шаблоны коммерческого предложения для строительных фирм

Шаблоны коммерческого предложения для продажи товаров

Готовое коммерческое предложение о сотрудничестве

Примеры коммерческого предложения для продажи товаров

Образцы коммерческого предложения для оказания услуг

Создавая коммерческое предложение для продажи и поставки товара, необходимо в нем обязательно отразить следующие моменты:

1. Уникальность – чем товар отличается от заменителей и конкурентов, в чем его преимущества, почему он лучше других может удовлетворить какую-либо потребность.

2. Соотношение цены и качества также важный момент в коммерческом предложении товара. Потребитель, как правило, выбирает товар, который позволяет достичь максимума в таком соотношении. Поэтому, предлагая товар, рекомендуется указывать, какие дополнительные бонусы в качестве получит покупатель.

3. Оперативность доставки. Товары приобретаются, когда в них есть необходимость. Покупатель хочет с помощью товара как можно быстрее решить свою проблему, поэтому не готов ждать долгой доставки.

4. Сервис. Если товар технически сложный, необходимо обязательно указать, как действовать покупателю в случае поломки или потребности в техническом обслуживании. При прочих равных условиях, покупатель предпочтет тот товар, который сможет либо сам легко обслужить, либо рядом с ним будет сервисный центр.

При составлении данного типа коммерческого предложения необходимо очень четко и, вместе с тем, ненавязчиво рассказать о преимуществах сотрудничества, какие выгоды оно принесет для партнера, а также описать предлагаемые условия ведения совместной деятельности. Это достаточно сложная работа, поскольку предложение должно быть написано не сухим языком бизнес-плана, но, в то же время, отражать все основные его аспекты. Создать такое коммерческое предложение – целое искусство.

Также необходимо помнить, что предложение о сотрудничестве делается конкретному партнеру. Поэтому очень важно знать потребности этого партнера и в предложении отразить способы и механизмы их удовлетворения.

При создании данного документа необходимо также понимать интересы целевой аудитории. Так, для компаний, которые редко пользуются услугами транспортной компании, самым важным фактором при принятии решения будет наличие скидок или цена.

Торговые организации в первую очередь интересуют сроки доставки и сохранность груза. Поэтому при составлении коммерческого предложения представителям этого сегмента целевой аудитории необходимо указывать, почему компания может предложить минимальные сроки и наличие охраны или сопровождения в пути.

Бюджетные структуры приобретают транспортные услуги с помощью тендеров. Поэтому в коммерческом предложении следует четко указывать возможность соблюдения всех условий, отраженных в тендерной документации.

Потенциального потребителя услуг строительной компании, в первую очередь, интересует цена. Поэтому в коммерческом предложении рекомендуется детально описать возможности ее уменьшения, и причины, почему это возможно (например, из-за использования современных материалов или уникальных технологий и так далее). Также для потребителя важна прозрачность ценообразования, поэтому в конце предложения или в качестве приложения к нему рекомендуется включить таблицу с обоснованием стоимости.

Также большую роль играют сроки строительства. Желательно в предложении указать, как и за счет чего они могут быть сокращены.

Репутация строительной компании также учитывается многими заказчиками при принятии решения. Подтвердить ее можно статьями из газет, рекомендательными письмами, различными наградами, описанием уже завершенных проектов.

Количество поставщиков таких услуг достаточно велико, поэтому конкуренция на этом рынке очень высока.

Помимо цены, привлечь потребителя можно следующими факторами:

  • Высокой вероятностью положительного решения спора клиента в судебных инстанциях (например, демонстрируя свои успеха в подобных делах);
  • Экономия затрат клиента на штатном персонале за счет передачи части функций на аутсорсинг;
  • Полное сопровождение деятельности клиента, решение всех его проблем в определенной области, чтобы он занимался только основной деятельностью;
  • Предложение различных бонусов, которых нет у конкурентов (консультирование по ряду вопросов бесплатно).

Можно сформулировать и другие преимущества, которые позволят клиенту эффективно решить свою проблему, сэкономить или больше заработать.

Документ от такой компании должен демонстрировать ее профессионализм. В коммерческом предложении от рекламной кампании должны присутствовать элементы оригинального дизайна, профессиональная терминология, эффектные слоганы и другие подобные элементы. Это позволяет потенциальному потребителю сразу оценить уровень и технологии работы рекламного агентства. Если оно само умеет себя хорошо продавать, то и товар клиента сможет эффективно разрекламировать. Таким образом, у заказчика возникает элемент доверия к компании, что повышает вероятность того, что он воспользуется ее услугами.

Первая ошибка, которую допускают многие маркетологи – перенасыщают предложение данными. Они искренне считают, что клиенту важно знать все о товаре, чтобы принять взвешенное и рациональное решение. Однако на практике это далеко не так. Поведение покупателя или заказчика редко бывает рациональным, скорее оно эмоциональное. Поэтому в предложении и не стоит давать много информации, гораздо эффективнее создать у потребителя ощущение, что товар или услуга помогут ему удовлетворить потребность. Такое ощущение значительно повышает вероятность последующей покупки.

Вторая часто встречающаяся ошибка – излишнее внимание потенциальному клиенту. Составители предложения рассыпаются в комплементах, описывают все успехи клиента, предполагая, что для него это будет приятно. Однако потенциального покупателя гораздо больше волнует решение его задачи или проблемы, поэтому он, конечно, с удовольствием прочитает о своих успехах, но если не найдет ответа на свои вопросы, то навряд ли обратиться в такую компанию.

Также многие составители ошибочно включают в предложение следующую информацию:

  • Историю компании, описывают, как начинался путь компании, как она развивалась и так далее, но это совершенно не интересно потенциальному покупателю продукции. Это лишь отнимает у него время, а значит, раздражает его и ухудшает восприятие предложения.
  • Историю руководителя, причины, почему он пришел в этот бизнес, что он является экспертом в той или иной деятельности, указывают его достижения и награды. Это также не интересно потенциальному покупателю и ухудшает впечатление от предложения.
  • Описание технологии производства, чтобы убедить, что продукция действительно качественная и обладает заявленными характеристиками. Но необходимо иметь в виду, что покупатель – не специалист в производстве продукции. Ему необходимо понимать, что товар или услуга обладают требуемыми свойствами. Для этого вполне достаточно сертификата качества или описания самой продукции с характеристиками.
  • Указание неактуальных потребностей клиента. При составлении коммерческого предложения важно четко изучить представителей целевой группы и сформулировать потребность, которую они хотят удовлетворить с помощью товара или услуги. Если такой информации нет, высока вероятность, что коммерческое предложение уйдет в пустоту. Покупатель не найдет в нем ответов на волнующие его вопросы и не станет приобретать товар.

Последнее предложение в документе обладает очень большой силой. Потенциальный покупатель, скорее всего, бегло ознакомится с текстом, но задержит внимание на последнем абзаце или фразе. Так устроено сознание человека, и при составлении коммерческого предложения этим необходимо пользоваться.

Содержание последнего абзаца или предложения должно отражать суть всего документа и призвать потенциального клиента совершить необходимое действие – назначить встречу, начать переговоры, приобрести товар или услугу, сделать пробный заказ и так далее.

Чаще всего заканчивают коммерческое предложение фразой «с уважением». Это, конечно, беспроигрышный вариант, но гораздо эффективнее вместо данной фразы текст с предложением получателю документа уникальных условий продажи товара или услуги (например, со значительной скидкой). Это заинтересует клиента гораздо больше, чем выражение ему уважения. Тем более, что уважительное отношение между партнерами подразумевается априори.

Достаточно часто встречающимся вариантом окончания коммерческого предложения является сообщение о том, что на вопросы клиента всегда готовы ответить конкретные менеджеры, и указаны их контактные данные. Как связаться со специалистом, конечно, должно быть в конце коммерческого предложения, но она никак не побуждает потенциального клиента к каким-либо действиям. Итак, коммерческое предложение должно заканчиваться побуждением к действию.

Можно выделить следующие мотивы, которые могут побудить клиента к совершению требуемых действий:

  • Информация о том, что количество товаров или услуг, предлагаемых на условиях данного коммерческого предложения, ограничено;
  • Предложение бонуса – бесплатного образца, возможности протестировать продукт или услугу, наличие товара, скидка на текущую или следующую покупку;
  • Описание личного интереса покупателя (что он в результате получит, какой экономии добьется, какую потребность удовлетворит и так далее);
  • Информация о привлекательности товара или услуги (наличие гарантии, особых условий поставки, качественного сервисного обслуживания).

В рамках каждого типа окончания коммерческого предложения можно сформировать конкретные формулировки, которые будут демонстрировать его актуальность и востребованность для покупателя. Тем самым, бросая взгляд на завершающий абзац предложение, он, возможно, внимательно прочитает весь текст и в последующем обратиться в компанию за товаром или услугой.

Шаблоны сопроводительного письма к коммерческому предложению:

Если коммерческое предложение содержит более одной страницы, или к нему прилагаются различные дополнительные материалы (например, таблицы расчета стоимости, прайс-листы со всем ассортиментом товара, график проведения маркетинговых акций, конференций или выставок), то с ним должно направляться сопроводительное письмо. Оно содержит в очень сжатом виде основные условия и суть предложения.

В первую очередь, сопроводительное письмо должно содержать приветствие адресата, желательно по имени отчеству (адресное обращение привлекает гораздо больше внимания, чем типовые формулы приветствия).

Далее следует представиться и назвать свою должность в компании, чтобы было понятно, по какому вопросу происходит обращение. В случае предварительных встреч, рекомендуется обязательно напомнить об этом получателю письма.

В основном теле письма необходимо проинформировать потенциального клиента о товарах или услугах, которые предлагает компания, а также о выгодах, которые может принести сотрудничество. Сделать это необходимо кратко, чтобы не повторять коммерческое предложение, но, вместе с тем, после прочтения абзаца с преимуществами, у потенциального потребителя должны остаться вопросы и желание найти на них ответы в самом коммерческом предложении. Это побудит его читать документ более внимательно.

Читайте также:  Общество как предмет философского анализа шпаргалка

Далее следует перечислить документы, которые прилагаются к письму. Во-первых, это норма документооборота, а, во-вторых, это позволит адресату оперативно сориентироваться, каким документам уделить внимание в первую очередь, чтобы принять решение.

В завершении письма следует поблагодарить его получателя за оказанное внимание и призвать к действию (позвонить в компанию, задать вопросы по электронной почте и так далее). Правила, завершения сопроводительных писем идентичны рекомендациям относительно финишной фразы коммерческого предложения.

Таким образом, написание коммерческого предложения – вполне технологичный процесс. Если соблюдать все рекомендации, то оно будет успешным и приведет к совершению сделок. Однако каждый составитель должен сам выработать свой уникальный стиль и способ формирования предложения. Это в значительной мере повысить эффективность его работы.

источник

Как часто Вам приходиться выбирать мини-АТС ? Рискнем предположить, что Вы не занимаетесь этим регулярно. Поэтому, скорее всего вопросы подбора нужного оборудования, комплектации его всем необходимым, технические нюансы – все это лежит вне сферы Вашей основной деятельности. В таком случае вполне логично отправить запрос с исходными данными компаниям, профессионально занимающимся продажей и установкой мини-АТС.

В результате у Вас на руках оказывается некий набор документов, как правило это коммерческие предложения от компаний, ответивших на Ваш запрос. И перед Вами встает проблема – как выбрать наиболее подходящий Вам вариант? На что обращать внимание? Как не ошибиться в выборе?

Постараемся помочь Вам в этом и дать несколько рекомендаций по работе с коммерческими предложениями:

  1. Цена в графе ИТОГО может не всегда соответствовать Вашему запросу!
  2. Сравнивайте по позициям . Только точное совпадение по наименованию и количеству, даст Вам правильное сравнение итоговой цены .
  3. Убедитесь, что предложение полностью соответствует Вашему запросу . Иными словами, что в нем есть все необходимое и нет ничего Вам не нужного.
  4. Проверьте , насколько это возможно, наличие ошибок . Хотя бы чисто арифметических. Количество умноженное на цену действительно соответствует указанной сумме?

Казалось бы вполне логично выбрать предложение с минимальной ценой. Зачем платить больше за то же самое?

Но действительно ли вы сравниваете «то же самое» ? Действительно ли цифра в графе «Итого» меньше из-за самых низких цен?

Что за вопрос, спросите Вы, а из-за чего еще она может быть меньше? Как говорится, дьявол в деталях…

Убедитесь сначала, что Вы сравниваете предложения с одинаковым набором оборудования . Прямо по позициям. Если этого оборудования в одном предложении меньше, то вероятно и сумма у него будет меньше. Вопрос в том, почему в этом предложении оборудования меньше? Все ли компоненты необходимые для решения Вашей задачи в него включены?

Далее. Даже если по номенклатуре предложения в целом совпадают, проверьте позиции по количеству . Может оказаться, что по какой-то причине одни и те же компоненты в более дешевом предложении указаны в меньшем количестве.

Следующий момент. Мини-АТС это сложные технические устройства, и один и тот же запрос можно реализовать не только на оборудовании разных производителей, но и зачастую на разном оборудовании одного и того же производтеля. Здесь важно понять, что из предлагаемого наиболее оптимально подходит именно для Вас. Цена, конечно важный фактор, но в данном случае наверное важнее все-таки функциональность и способность решить поставленную задачу .

В результате может получиться, что простое сравнение по итоговым ценам и выбор предложения с минимальной ценой может принести не экономию, а наоборот дополнительные затраты :

  • Затраты на закупку недостающих компонентов
  • Затраты на их установку
  • Затраты времени, сил и нервов на решение этих вопросов

И хорошо еще, если все ограничится только этими затратами. А если в итоге все равно не удасться решить Вашу задачу? Если купленное оборудование просто не способно ее решить? Просто потому, что не умеет. А умеет то, которое было дороже.

Поэтому прежде, чем отдавать на оплату то или иное предложение убедитесь, что это не просто самое дешевое предложение, а РЕШЕНИЕ Вашей проблемы.

источник

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) — один из этапов планирования закупки. Закон о контрактной системе установил требование в первую очередь применять метод анализа рынка. Это приводит к необходимости использовать в процессе определения стоимости объекта в том числе и коммерческие предложения. При этом за ошибки или несоблюдение порядка обоснования НМЦК установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 000 руб., что.является неприятным дополнением.

Для поставщика, сфера деятельности которого связана с потребностью заказчика, коммерческое предложение — официальный документ, который подтверждает стоимость его товара, работы, услуги с определенными характеристиками на конкретный период, но при этом не влечет обязательства по заключению договора.

Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ описывает правила применения метода анализа рынка и указывает, что при обосновании стоимости контракта таким методом необходимо сравнить расценки на товары или услуги, которые аналогичны объекту планируемой закупки. Для этого нужно получить актуальную информацию о рыночных ценах. И самый простой способ сделать это — осуществить запрос коммерческого предложения (образец можно посмотреть ниже) у компаний, которые поставляют такие товары или оказывают подобные услуги.

Разработаны методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567). Чтобы собрать данные о расценках, заказчику рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам, а в определении НМЦК использовать уже не менее трех цен, которые предоставлены различными поставщиками (п. 3.19).

Алгоритм подачи такого запроса следующий:

  1. Составить описание объекта закупки, указав его количественные и качественные характеристики (читайте статью «Как написать техническое задание для тендера»).
  2. Указать существенные условия поставки товаров, выполнения работ, которые влияют на их стоимость: территориальное расположение, сроки доставки, выполнения работ, наличие гарантии, необходимость осуществления наладки, монтажа, обучения лиц и др.
  3. Выбрать целевую аудиторию рассылки. При этом, согласно рекомендациям Минэкономразвития, поставщики должны обладать опытом аналогичных поставок, в том числе иметь в течение последних трех лет опыт исполнения контрактов без применения неустоек. На этом этапе заказчик может воспользоваться информационно-поисковыми системами либо общедоступными справочниками организаций. Проверить, как поставщик исполнял контракты в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно на сайте Единой информационной системы (ЕИС) в реестре контрактов. Для этого нужно ввести наименование или ИНН победителя.
  4. Оформить запрос и разослать его потенциальным партнерам. При этом, по мнению Минэкономразвития (Письмо от 10.05.2016 № Д28и-1308), в целях обоснования НМЦК считается допустимым использовать факсимильную связь или электронную почту для подачи запросов и получения ответов.
  5. Получить ответ, проанализировать данные и составить обоснование.

Необходимо обратить внимание, что срок действия коммерческого предложения по 44-ФЗ не установлен. Эта информация должна быть указана в ответном документе. Это сделано, чтобы исключить обоснование на основе неактуальных цен.

Расценки прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) необходимо приводить к текущему уровню путем применения коэффициента пересчета.

Помимо направления запросов поставщикам, Минэкономразвития рекомендует осуществлять еще несколько процедур: поиск цен в реестре контрактов ЕИС, сбор и анализ общедоступной ценовой информации (реклама, каталоги, статистическая отчетность и др).

Не стоит путать запрос коммерческих предложений, которые собираются в целях определения НМЦК для дальнейшего проведения заказа, и запрос предложений, как конкурентный способ закупки, предусмотренный ст. 83 44-ФЗ или Положением о закупках в рамках 223-ФЗ.

Такой способ закупки аналогичен конкурсу, где присутствуют критерии оценки заявок, а участники в конвертах подают данные о цене и остальных условиях исполнения контракта.

источник

Недавно обсуждал с разными подрядчиками ремонт офиса и столкнулся с проблемой трудного выбора. А всё потому, что цена, названная мне одним подрядчиком, превышала аппетиты другого в три (!) раза. Помещение при этом было одно и то же (ни площадь у него почему-то не менялась, ни толщина стен), да и список работ был примерно одинаков.

Почему я вообще решил об этом написать? Потому что как раз в то время, когда я разбирался с подрядчиками, клиент пожаловался: а вы, бюро “Формлаб”, вы с меня за разработку корпуса запросили на столько-то дороже, чем ваши конкуренты — почему так?!

Иными словами, есть простая (и хитрая) задача: как правильно оценить сложную услугу и понять, дорого ли это или дёшево, и почему за неё просят много или мало.

Решение начнём с того, что приведём всё к общему знаменателю.

Любая услуга обладает такими свойствами, как качество и объём. Качество пока отодвинем в сторону: вы удивитесь, но во многих случаях оно оценивается субъективно. Формальный подход к оценке здесь не прокатит — каждый всё равно увидит своё: кому-то щи жидковаты, а кому и жемчуг мелкий. А вот объём услуг сравнить можно.

Пакет документации — опытный образец — тестовая партия

Но для этого надо прийти к единой терминологии. Называть работы можно по разному: кто-то общается на профессиональном языке, кто-то разжёвывает каждый термин. Поэтому будем оперировать категориями, которые обозначают фактический результат каждого обязательного этапа процесса разработки корпуса, а именно:

Пакет документации для производства (концепт + инжиниринг) → опытный образец → тестовая партия → серийное производство.

Заодно на этой схеме показан процесс разработки корпуса в хронологическом порядке. Жирным шрифтом выделены ключевые моменты разработки. А теперь расшифровываем значения терминов.

Этап №1. Пакет документации для производства. Внутри этого этапа прячутся разработка дизайна, инжиниринг и другие сопутствующие процессы. Но суть, результат этапа, — это получение полного пакета документации для серийного изготовления изделия.

Этап №2. Опытный образец. Результат этапа: получить на руки полнофункциональный опытный образец, идентичный серийному изделию, — чтобы провести его предварительные испытания и понять, годится ли документация для серийного производства. Производство может включать до трёх поколений образцов.

3. Тестовая партия. Результат — это несколько “настоящих” изделий для проверки их реальными пользователями в реальных условиях.

Чтобы было понятно — если разработчик в разговоре с вами обещает, что вы получите какой-то результат, но озвученный им результат не совпадает с любым из этих трёх (пакет документации, опытный образец, тестовая партия), значит, что-то идёт не так, и вы с ним по-разному понимаете с ним и цель проекта, и его нормальный ход.

Пример. Ваш подрядчик обещает, что полностью пройдёт первый этап разработки. В этап №1 у него входят создание дизайна, модели и визуализация. Можно ли с этим идти дальше на завод? Нет. Можно ли изготовить работающий опытный образец? Тоже нет. Можно ли понять себестоимость будущего изделия, начинать искать подрядчика?… Ответ сами знаете. И только пакет документации, как результат, даёт возможность переходить к следующему этапу.

И если кратко: результат этапа должен давать возможность запустить следующий большой этап. Или вам предлагают полуфабрикат, требующий дополнительных работ.

Сравниваем предложения нескольких компаний.

А теперь давайте попробуем сравнить коммерческие предложения (КП) от наших коллег, отталкиваясь от получения результата. Чтобы всё было хорошо видно, включим в рассмотрение цены: сколько всего нужно денег, чтобы пройти цепочку из этих этапов, получить конкретный результат и вывести изделие на серийное производство? То есть сравним все три этапа и по объёму, и по деньгам.

Естественно, все здесь приведённые коммерческие предложения относятся к одному и тому же проекту. Стоимость этапов выделена цветом:

  • оранжевый — это то, что нужно для получения документации,
  • голубой — опытного образца, зелёный — тестовой партии,
  • красным обозначена итоговая сумма.

Предложение №1

Оранжевым здесь обозначены дизайн, компоновка внутренних элементов изделия, трёхмерное моделирование и конструкторская проработка (например, для проектирования используются BIM-технологии). Достаточно для получения “Пакета документации”. А вот стоимость прототипа не указана, тестовой партии тоже в каком-то виде нет, хотя, возможно, её выпуск и подразумевается на следующем этапе общения с производством. Иными словами, в чеке (обозначено красным) проекта не указан серьёзный сегмент работ, без которых на серийное производство не выйти…

Предложение №2

Чек на разработку документации (то есть завершение первого этапа) есть, здесь всё понятно. А вот сколько ещё потребуется денег и времени, чтобы закончить проект и выйти на тираж, неясно, так как оценки производства опытного образца и тестовой партии нет.

Предложение №3

Кстати, отличный пример: по сути, всё, что нужно, коллеги показывают (есть и разработка, и прототипирование, и согласование с производством), но итог опять не даёт возможности увидеть картинку полностью — хватит ли этого всего для начала серийного производства?

Чего греха таить, мы тоже не эталон, вот наше предложение №4.

Предложение №4

Проблемы подобных оценок — в вариативности проекта (например, прототип может изготавливаться по разным технологиям, а значит, и цена этапа будет меняться). Попытки убрать это, по сути, ничем не окончились, но мы для себя решили, что лучше всего показывать главное — сколько денег и времени нужно для запуска изделия на рынок.

Почему цены у подрядчиков отличаются в несколько раз?

Теперь посмотрим на пример с ремонтом из начала статьи. Ни один адекватный человек не будет переплачивать втрое больше за один и тот же результат. После разговора со строителями я тоже так сразу подумал: мол, в три (!) раза. Да как так-то? Итак, вопрос: А почему разница такая большая?

Что в голову приходит сразу? Конечно, то, что тот подрядчик, который ставит самую высокую цену, просто оборзел очень жадный. Тем более что такое сплошь и рядом. Но: если во всём остальном ремонтник выглядит адекватным, тогда, скорее всего, на самом деле он ни разу не борзеет. Он берёт на себя ваши риски, предусматривает дополнительные (но важные) операции и отражает это в цене (риск-менеджмент финансовых процессов).

Читайте также:  Общественная жизнь как предмет философского анализа

Что за риски? Например, те, что покрываются понятием “гарантийное обслуживание”. Вроде бы не критично, но краска может отвалиться, теплый пол — перестать работать, стены придется “выравнивать” мебелью, ламинат пойдёт волной от перепадов температур и т.д.

Чтобы такого не произошло, нужны расчёты, проектирование, узкоспециализированный (и более опытный,) исполнитель, учёт множества особенностей помещения. Нормальному ремонтнику, не однодневке, тоже не хочется постоянно выезжать к вам, когда у вас что-то накроется “по гарантии”. Проще сделать всё сразу так, как следует. Поэтому внимание к мелочам даёт ремонт классом выше, чем “просто ремонт”.

Приблизительно та же схема с ценообразованием работает и в нашей сфере — проектировании корпусов.

Вот пример, который недавно обсуждали с клиентом. Конкурент сделал предложение, цена которого была в 3 раза ниже, чем у нас. Когда начали детально разбирать оба проекта — наш и альтернативный, то поняли, что просто так, с ходу, взять и сравнить результат не получится. Оба подрядчика обещали одно и тоже — выдать продукт, который можно запустить в серийное производство. Но цена-то отличалась, и ещё как.

Тогда мы привели оба предложения к единому знаменателю — по той схеме, которую я описал выше, по критерию получения жизненно важных результатов. Получилась вот такая таблица:

И вот становится уже понятнее, что происходит: на этапе инжиниринга один подрядчик дороже другого на четверть, а на этапе прототипирования — уже вчетверо. Это видно по нескольким поколениям опытных образцов — видимо, первый исполнитель уверен, что сможет отработать всё за один цикл. А проект здесь сложный, то есть одним опытным образцом здесь дело не решить.

Означает ли что первый подрядчик не выполнит проект — нет, не означает. Выше мы договорились, что качество отодвигаем в сторону, так что тут другая причина. Логика подсказывает, что часть проекта первый подрядчик просто перекладывает на следующие этапы — скорее всего, уже на само производство.

Врезка от автора:

Интересный факт: как ни крути, но в “железных” проектах придётся пройти все этапы — и заплатить за каждый. Да, можно немного растянуть оплату, раскидав её по разным подрядчикам, но отвертеться от платежей за какой-то обязательный этап не удастся.

Экономия” обернётся ухудшением качества и увеличением сроков изготовления изделия. Нечто подобное мы видим, когда работаем с Китаем, где на старте всё выглядит существенно дешевле, но потом выясняется, что ты все равно несешь абсолютно те же самые затраты — просто они растянуты во времени.

  • Сравнивать предложения по сложным услугам/проектам только по принципу “дёшево-дорого” нельзя.

Необходимо привести всё к единым знаменателям, причём к тем, которые реально важны для проекта в целом, без которых он не «доедет» до финальной точки — старта продаж вашего продукта. В нашем случае мы сравниваем по критерию “результат”, которым могут быть:

  1. полный пакет документации;
  2. опытный образец;
  3. тестовая партия.
  • Обращайте внимание на случаи, когда описания предложений сильно отличаются друг от друга.

Если посмотреть на Пример №2 выше, то, скорее всего, дело в уменьшенном объеме работ, который не указан намеренно (чтобы заключить сделку и получить оплату, а дальше неважно) или по ошибке (из-за непрофессионализма подрядчика).

  • Разброс в ценах в пределах 15-30% — это нормально, рынок есть рынок. Но разница больше 100% уже означает, что что-то не так — какое-то действие или перенесли на следующий этап, или выкинули вообще.

Как не попасть в такие ситуации, как в примерах выше

  1. Самое действенное — заранее получить о подрядчике отзывы. Просто попросить его прямо: дайте мне контакты ваших недавних клиентов. Потом вы спросите у них, как прошел проект, где споткнулись, запустили ли производство? Ответы на эти вопросы здорово снизят ваши риски.
  2. Поговорите с подрядчиком насчёт дополнительных гарантий — что будет, например, если завод завернёт вашу документацию? Вы останетесь с кучей ненужных файлов и без поддержки? Мы документацию начинаем согласовывать на стадии разработки — это позволяет на самых ранних этапах решать проблемы нетехнологичности изделия, специфики производства и так далее. На этапе прототипирования мы запрашиваем оценку себестоимости производства минимум от двух разных предприятий — так клиент получает на руки не только гарантию качества проработки документации (ведь предприятие не будет оценивать и производить по некачественной КД), затраты на следующем шаге и конкретные предприятия которые беруться за производство вашего изделия, вот, бери и заказывай.
  3. Соберите больше предложений, чтобы видеть реальную картину рынка. Мы сделали для этого вот такой бесплатный сервис zakaz.ist.
  4. Для постоянно сомневающихся (это если подрядчика уже выбрали и начали работу, но сомнения относительно хорошего результата почему-то не уходят): подстраховкой здесь может стать проверка качества проектных услуг с помощью независимых экспертов. То есть проведите аудит разработки “на стороне”. Можете обратиться и к нам за бесплатным аудитом — покажем, откуда ждать проблем.
  • Если совсем упростить — для сравнения “несравнимых” услуг нужно: Определить точки (шаги, этапы), без которых вы не получите нужный вам результат.
  • Привести оценку услуг к этим точкам.
  • Убрать из списка варианты, которые не могут превратиться в нужный результат.
  • Проанализировать КП тех, кто остался, и сделать выбор.
  • Profit!

Автор: Андрей Востриков, руководитель проектного бюро “Формлаб”.

источник

Как создать коммерческое предложение, которое привлекает, внушает доверие и продает? В статье советы, подборка шаблонов и главные принципы успешного КП.

«Пришлите ваше коммерческое предложение. Мы посмотрим и решим» — фраза, на которой отваливается большинство потенциальных клиентов. Так случается, если КП не цепляет, не нравится или даже отталкивает.

Разберем, как составить коммерческое предложение, чтобы его прочитали и захотели работать именно с вами.

  • какие шаги важно пройти до создания КП;
  • что писать;
  • как структурировать и оформлять;
  • каких типовых ошибок избегать;
  • что писать в сопроводительном письме;
  • как побудить адресата ответить.

А также даем шаблоны, с которыми можно оформить коммерческое предложение о сотрудничестве, товаре и услугах.

До того, как создавать презентацию продукта или бизнеса, стоит понять, кому мы адресуем наше предложение, и какие КП до нас сделали конкуренты.

До того как вы спросили своих потенциальных клиентов, что может их интересовать в КП, ваша убежденность в их потребностях — лишь допущения и гипотезы.

Отличный способ узнать, что писать о своем продукте и что стоит включить в КП для клиентов — устроить опрос.

Для опроса выбирайте людей, которые могут быть заинтересованы. Например, если вы делаете коммерческое предложение по грузоперевозкам, то обращайтесь к людям, которые работают в этой сфере. Найдите нужные контакты в профильных группах на Фейсбук или во ВКонтакте, на форумах, попросите контакты среди знакомых или позвоните в контору, где работает ваша целевая аудитория. Лучше всего задавать вопросы лично и не останавливаться на первом вопросе, запрашивать уточнения.

  • На что вы опираетесь, выбирая подрядчика/поставщика/продукт?
  • Почему эти качества важны для вас?
  • На какие особенности в сфере Х вы обращаете больше всего внимания?
  • Когда вы в последний раз получали коммерческое предложение, что подтолкнуло вас его принять? Или что побудило отказаться?
  • Какие иллюстрации вам важно видеть в КП?
  • В каком виде вам удобнее всего получить КП?
  • Есть ли еще что-либо, что вы хотели бы сказать относительно моего продукта/услуги или коммерческого предложения?

Последний вопрос — обязательный. Иногда именно на него люди дают самые полезные ответы.

Проанализировав ответы, вы сможете определиться, на какие преимущества продукта делать акцент и какую информацию включить в предложение.

При составлении опроса придерживайтесь двух правил:

1) Вопросы должны касаться прошлого или настоящего и взывать к эмоциям. То есть вместо вопроса «Что бы вы хотели увидеть в нашем КП?» поставьте вопрос так: «Вспомните коммерческое предложение, которое вы приняли. Что в нем было особенного?».

2) Не подсказывайте респондентам ответ, дайте им возможность высказаться. То есть не задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». И не давайте людям варианты ответа. Вопрос «Что вы считаете важнее — цену или качество» — неудачный, т.к. респондент может считать важнее внешний вид или отзывы о продукте. Лучше спросить: «На что вы опираетесь, выбирая продукт Х?» Так вы можете узнать истинные ценности респондентов. Они могут отличаться от тех, что вы считаете главными.

Чтобы мотивировать респондентов ответить, пообещайте скидку на услуги, небольшой подарок или устройте лотерею среди респондентов.

Наверняка коммерческое предложение в вашей области уже создавал кто-то до вас. Всегда можно посмотреть приемы других, что-то позаимствовать, развить чужую удачную мысль или увидеть, какие ошибки допустили ваше конкуренты.

Два простых способа найти чужие КП — сделать запрос в Google или Яндекс, либо запросить КП, представившись заинтересованным лицом.

Например, вам надо найти коммерческое предложение по аренде. Вы просто вводите это в поисковой системе и начинаете просматривать варианты.

Отрывок из КП от ООО «Югорспецстрой». Здесь можно позаимствовать структуру описания магазина — удобную таблицу, где наглядно видны все главные цифры

Если поисковик не выдает ничего дельного — обращайтесь к конкурентам под видом клиента. Главное — отправляйте письмо с нейтральной почты — Gmail или Mail.ru, где не будет видно вашего доменного и личного имени.

КП должно обязательно ответить клиенту на эти вопросы:

  • Кто вы и что предлагаете
  • Почему ваш продукт / услугу стоит заказать
  • Какие у вас преимущества перед конкурентами
  • Как продукт выглядит
  • Сколько стоит
  • Как и где получить

Желательно, чтобы адресат нашел ответы также и на эти вопросы:

  • В каких ситуациях продукт можно использовать
  • Какие есть гарантии качества
  • Как другие люди отзываются об этом товаре/услуге или где это можно почитать

Коммерческое предложение должно рассказывать об одном продукте, либо представлять линейку схожих. Не пытайтесь перечислить всё, если у вас большой ассортимент. Так велик шанс сбить читателя с толку. Выбирайте что-то одно или объединяйте в группу со схожими качествами. У вас должна быть возможность описать всё, что вы включили в КП, одним предложением.

По логике КП очень походит на продающий текст. Здесь работают те же принципы, уловки и структура.

  • Короткое вступление / содержание. Лаконичное описание сути вашего КП.
  • Оффер. То, что вы предлагаете в конкретном КП.
  • Выгоды. Причины купить ваш продукт / заказать услугу.
  • Подтверждение качества. Факты, отзывы, гарантии.
  • Цены. Сколько ваш продукт будет стоить, и от чего зависит цена.
  • Призыв к действию. Указания, что делать, если продукт заинтересовал, и контакты, по которым связаться.

Как это может выглядеть в жизни? Показываем на примере КП в формате презентации.

Первая страница «здоровается» с адресатом и говорит, кто и о чем будет с ним общаться

Первая страница — брендовая. Здесь мы заявляем о том, кому принадлежит КП. Желательно, чтобы она была оформлена в фирменном стиле и ассоциировалась с вашим продуктом. Подойдут фирменные цвета и фотографии товаров на фоне.

Вторая страница сообщает, что читатель увидит в предложении

Эта страница важна, если ваше КП содержит много пунктов. Так читателю будет легче ориентироваться. Ко всем пунктам в презентации также можно проставить номера страниц, где искать информацию.

На третьей странице мы говорим о функциях и качествах продукта

Здесь мы кратко описываем, что мы хотим продать.

На четвертой странице мы приводим цифры, факты, обзоры, исследования

Здесь мы взываем к логике потенциального клиента и обоснованно подтверждаем, что наш продукт/услуга — хороший выбор.

На пятой описываем выгоды

Страница с выгодами — самая важная. По ней клиент поймет, стоит ли работать именно с вами. Пишите о том, что вас отличает от конкурентов.

Здесь можно написать, что будет, если продукт испортится, или как вы будете действовать, если не сможете оказать услугу в срок.

На седьмой наши клиенты делятся отзывами

Отзывы должны быть реальными. Если вы только начали бизнес, или нет осмысленных рекомендаций — лучше обойтись без них.

Восьмая показывает расценки

Здесь указывают отдельные продукты, комплекты, скидки за объем и аргументацию цены.

На последней странице мы предлагаем читателю выйти на связь

На странице контактов всегда указывайте и номер телефона, и электронный адрес. Дайте человеку выбор и удобное для него средство связи.

Если вам понравились изображения из примера выше, вы можете использовать этот шаблон коммерческого предложения в сервисе Canva. В шаблон можно вставить свой текст и картинки и отправить партнерам. Это бесплатно.

Другие шаблоны и образцы коммерческого предложения в конце статьи.

Свойства и характеристики вместо преимуществ и выгод

Кто-то продает отопительные системы, а кто-то продает теплый дом. Кто-то продает платье из нейлона, а кто-то — платье, которое не мнется и не вытягивается. Клиент понимает и сразу чувствует выгоду, только когда мы показываем, как свойства продукта применяются в реальной жизни.

Вместо того, чтобы называть клиенту ощутимые преимущества, компании часто ограничиваются качествами продукта. Но этого не достаточно. Важно объяснить человеку, что он получит, как это улучшит его жизнь.

Свойства и характеристики Преимущества и выгоды
Белый
Так себе Лучше
У планшета стальной корпус У планшета стальной корпус. Он не разобьется, даже если упадет с пятого этажа.

Команда профессионалов, качественные и выгодные услуги, высокие стандарты — это всё корпоративные штампы. Они не дают читателю ничего кроме вашей личной высокой оценки своей же работы. Подтверждайте фактами.

Так себе Лучше
У нас работает команда профессионалов.

Мы предоставляем качественные услуги по доступной цене.

Делаем со всей ответственностью.

Все наши логисты работают в области не менее 5 лет.

Клиенты оценивают наш дизайн на 5 из 5. Логотипы от 15 000 рублей.

Если велосипед сломался в первые 2 года — отремонтируем или заменим бесплатно.

Дешевый, самый лучший, в топ-10, прочный — еще один пласт неинформативных оценок. Клиент будет думать: если дешевый, то насколько? Если самый лучший — то по мнению кого? Если в топ-10, то наверняка на 9 или 10 месте.

Так себе Лучше
Доставляем грузы быстро и надежно. Груз из Москвы в Санкт-Петербург приходит в течение 24 часов даже в выходные и праздники. Если груз пришел с опозданием, покрываем потери партнера.

Текст в том месте, где лучше просто вставить картинку

Демонстрация — лучшая реклама. Не пытайтесь решить все задачи коммерческого предложения текстом.

Так себе
Часы Daniel Wellington идеально подходят для пар.

Носите их с близким человеком. Часы идеально дополнят ваш образ, и вы будете выглядеть единым целым.

У нас есть комплекты для двоих. В часах отличается только длина и толщина ремешка, остальное — идентично

Представьте ситуацию: вы выбираете телефон в магазине электроники. Перед вами большой ассортимент, но не указаны цены. Это напрягает и затрудняет выбор. Часто цена — решающий фактор для принятия решения.

Когда цены нет, человек может преувеличить стоимость, решить что продукт слишком дорогой, и даже не поинтересуется реальной ценой. Покупатель скорее согласится на предложение другой, более «прозрачной» компании.

Если у вас нет фиксированной цены, стоит указать цену «от» и «до», примеры расценок на типовые услуги и информацию о том, что влияет на итоговую сумму. Например, в коммерческом предложении на поставку товара можно указать, что стоимость поставки одной тонны груза из Санкт-Петербурга в Москву обойдется в 10 тысяч рублей.

КП, где слишком много информации на одном слайде или странице и сплошные полотна текста, читать не хочется.

Такой текст сложно и скучно читать

Для структурирования текста используйте:

  • Заголовки и подзаголовки
  • Списки и таблицы
  • Картинки
  • Рамки и плашки

Хорошая структура: каждый элемент предложения можно прочитать отдельно и понять суть

Неправильно определены потребности целевой аудитории

Можно описать продукт в лучшем виде, но не учесть, что ЦА видит преимущества в другом. Яркий пример — когда B2B сегменту пытаются продать продукт, а не возможность удобно перепродавать этот продукт. Как вариант, торговой точке присылают презентацию продукта, где о нем собрана ключевая информация, которая нужна конечному потребителю. Но при этом ничего про поставки, гарантии, заключение договора и возможную наценку.

Подумайте, что важно знать именно вашему адресату. По типу адресата КП делится на два основных вида:

  • Для конечного клиента (B2C). Здесь нужны преимущества продукта/услуг, фотографии, отзывы, гарантии, цены, контакты, информация по доставке и оплате.
  • Для бизнеса (B2B). Здесь также важны все пункты, что и для B2C. Но также понадобятся сроки и варианты поставки, регулярность, цены и скидки в зависимости от количества, оптовые условия, минимальная закупка, дополнительные услуги и бонусы, возможная наценка, ограничения, маркетинговая стратегия, информация о востребованности, правила хранения и прочее.

Отсутствие контактов и понятного призыва к действию

Люди делают то, что вы им говорите, или используют те инструменты, которые вы им даете. В конце коммерческого предложения всегда указывайте номер телефона и электронный адрес. Можно сделать призыв к действию:

  • Чтобы заказать, пишите на почту . или звоните по номеру . .
  • Отправьте нам запрос ответным письмом, чтобы получить бесплатный аудит сайта.
  • Чтобы получить образцы, пришлите нам свой фактический адрес, и мы пришлем курьера.

Хороший текст не поможет, если оформление будет скучным и непривлекательным. Вот несколько правил, как сделать КП красивым, удобным и выделяющимся.

Текст должен хорошо читаться

На читаемость больше всего влияют:

  • Контраст цвета фона и цвета букв
  • Отступы между строками
  • Шрифт

Самый безопасный вариант — светлый и однотонный фон и темный шрифт. Если вы хотите выделить какую-то особую мысль, можно прописать ее светлым шрифтом на темном фоне. Но не увлекайтесь — такой прием сказывается на читаемости. Наши глаза лучше воспринимают черный текст на белом листе и все, что близко к этому.

Если хочется использовать темный фон и светлый шрифт — выбирайте для фона спокойные цвета: темно-зеленый, синий, серый, а шрифт делайте белым или с едва заметным оттенком.

Текст должен отчетливо читаться, иначе адресату будет некомфортно, и вместо того, чтобы вникать в суть предложения, адресат будет тратить силы на разбор текста.

Вокруг текста и между смысловыми блоками нужен воздух. Между строками должны быть такие отступы, чтобы буквы не сливались. Но нельзя ставить и большие отступы, т.к. они замедляют скорость чтения. Оптимально — 1,2–1,5 строки.

В Canva высота строки меняется в меню «Интервалы». Для этого нужно выделить нужный текст:

Функция «Письмо» регулирует расстояние между буквами, а «Высота строки» — между строками

Шрифт лучше подбирать строгий и понятный. Это деловое предложение, и не стоит использовать рукописные или декоративные шрифты. Потенциальный клиент может посчитать вас несерьезным партнером.

Для электронных КП подходит крупный шрифт без засечек (Roboto, Arimo, Helvetica, Inter), если печатаете — с засечками (Ledger, Times Neue Roman, Free Serif и Georgia). Если у вас есть подходящие корпоративные шрифты, используйте их.

Узнать о том, как подбирать русские шрифты, можно из нашей статьи «Гид по выбору кириллических шрифтов».

Дизайн должен помогать структуре текста

Когда текст разделен на абзацы, структурирован заголовками и списками — важно не перетрудиться с оформлением и не нарушить порядок. С помощью дизайна стоит правильно расставить акценты и добавить идентичность.

В дизайне должен быть виден ваш бренд: лого, цвета, фирменный стиль.

Придерживайтесь на каждом слайде одной цветовой палитры, добавляйте уместные иллюстрации, оформляйте списки оригинальным образом. Выделяйте важные моменты, чтобы клиент их не пропустил:

При раскладке все слайды должны выглядеть как единое целое

Находить хорошие цветовые сочетания сложно. Если перенасытить КП цветами и выбрать устаревший шрифт, КП будет походить на предложение из 90-ых. Выход — делать дизайн минималистичным, не использовать больше трех цветов и избегать сочетаний, которые кажутся непривычными.

Выделяться лучше не разнообразием и яркостью цветов, а наличием понятных мыслей и хорошего дизайна

Другой способ — не рассчитывать на себя, а использовать инструменты или готовые шаблоны. С подбором цветовой гаммы помогут инструменты Color palettes и Color palette generator.

На главной странице Color palettes удачные сочетания цветов:

Если нажать на сочетание, вы попадете на страницу с названиями и кодами этих цветов:

Выделяться лучше не разнообразием и яркостью цветов, а наличием понятных мыслей и хорошего дизайна

Также можно найти комбинации с нужным цветом, если ввести его в поиске. Например, можно ввести цвет своего логотипа:

Если вы используете в КП фотографии, то можно здорово обыграть фото теми же цветами, что и на картинке. Для этого загрузите в Color palette generator свою фотографию. Программа выдаст ее палитру цветов с кодами. Код можно использовать в сервисе Canva.

Больше о сочетаниях цветов и их влиянии на потребителя можно узнать из наших статей:

Нужны качественные фотографии, картинки и инфографика

Чем привлекательнее товар — тем больше его фотографии нужны в презентации. Но даже если вы оказываете услуги, не забудьте вставить пару фотографий с места работы. Это могут быть изображения во время процесса, фотографии вашей дружной команды или результата работы. Фотографии всегда нагляднее и понятнее текста. Когда потенциальные клиенты увидят вас, ваш процесс работы и довольных клиентов, они станут больше вам доверять.

Мы изучили клиентов и конкурентов, сделали хорошее коммерческое предложение и готовы его отправлять. Теперь нужно составить письмо, которое подтолкнет адресата открыть и изучить КП.

Для начала разберем, какому типу адресатов мы шлем предложение. Адресаты делятся на «холодных» и «теплых». «Холодные» ничего не знают о вашей компании и не ждут от вас писем. «Теплые» — это те, кто слышал о вас или уже запросил ваше КП.

Ваше КП для этого типа аудитории — спам. Слать подробную презентацию «холодной» базе контактов бесполезно:

  • часть писем не пройдет контент-фильтр в почтовом сервисе из-за «тяжести письма» — массовые рассылки со вложенным файлом и ссылками часто попадают в «спам»;
  • к вашему файлу не будет доверия, получатель может посчитать его вирусным и не откроет презентацию;
  • слишком длинное первое письмо напрягает — вы вторгаетесь в чужое пространство и тут же пытаетесь заставить адресата прочитать большой объем информации.

От «холодных» нужно сперва получить обратную связь. Для первого контакта подойдет короткое располагающее письмо, звонок или сообщение в соцсетях.

Рассылать спам легко. Неперсонифицированные рассылки отправлять всегда проще, чем заранее обработать базу, но в этом мало смысла. Такой прием может отправить ваше доменное имя или электронную почту в блеклист, вы испортите базу контактов и понизите ценность своей почты. Обязательно переводите базу из «холодной» в «теплую».

Что важно при первом контакте:

  • Придумайте лаконичный информативный заголовок, который даст адресату понять примерное содержание письма. Излагайте суть и не пытайтесь креативить. Не пишите заглавными буквами и не ставьте рядом много одинаковых символов, чтобы привлечь внимание: письма с такими заголовками часто попадают в спам.
  • Назовите имя, должность и ваш бизнес. Это вызывает доверие.
  • Укажите причину, по которой вы отправили письмо. В ней адресат должен увидеть четкую пользу для себя. Подскажите получателю, как ваше предложение может ему помочь.
  • Узнайте, на правильную ли почту вы отправляете предложение. Всегда старайтесь выйти на лицо, принимающее решение.
  • Задайте открытый вопрос в конце письма. Важно, чтобы получатель был заинтересован на него ответить. Можно спросить, какие пункты он хотел бы видеть в КП.

В предварительном письме будьте лаконичны. Уже с первого соприкосновения выстраивайте доверительные отношения.

Во время первого соприкосновения с потенциальным клиентом ваша задача — заинтересовать, стимулировать к ответу. Нужен короткий текст по сути. Не пытайтесь расписать все преимущества товара или услуги. Здесь наша цель — подтолкнуть читателя выйти на связь, дать вам правильный контакт и отправить запрос на подробную информацию. Не рассчитывайте на закрытие сделки с первого письма.

К «теплым» нужно обращаться адресно и сразу переходить к сути.

Если само коммерческое предложение еще можно создать стандартным для всех, то делать общую рассылку по всем потенциальным партнерам не стоит. Люди любят получать личные письма, которые готовились именно для них. Более того, если слать письмо на почту формата «[email protected]», нужный человек может его не получить, и оно застрянет на уровне администратора почты. Отправляйте письмо конкретному человеку — тому, кто принимает решение. Убедитесь, что верно написали имя, фамилию и должность адресата. Сильный ход — напомнить человеку, когда вы пересекались:

Вам пишет Анна, директор рекламного агентства «Трудовые дни». В четверг мы обсуждали возможности сотрудничества, и вы попросили прислать наше коммерческое предложение .

Никому не хочется скачивать файлы по 100 МБ. Постарайтесь максимально облегчить вес КП — отправляйте его в PDF весом до 5 мб. Сжать PDF можно на SmallPdf.com. Если предложение весит больше 10 мб, и совсем нет возможности сократить вес, загрузите документ на файлообменник и пришлите адресату ссылку. Например, через WeTransfer.

Номер телефона и сайт компании должны быть не только в КП, но и в каждом письме, которое вы отправляете. Не заставляйте потенциального клиента открывать документ еще раз, чтобы найти ваши контакты.

В письме можно также продублировать призыв к действию, чтобы у клиента не возникало сомнений в том, что он должен сделать. Уточните, что ему нужно написать / позвонить / отправить запрос через форму и т.п.

Как и письмо для «холодных» адресатов, сопроводительное письмо для «теплых» стоит завершить вопросом, чтобы подтолкнуть человека к контакту. Лучше задавать вопрос, который предполагает развернутый ответ, а не просто «да» или «нет».

Оставлять вопрос без ответа невежливо. Поэтому вопросом вы повышаете свой шанс получить обратную связь.

  • «Скажите, что вы думаете по поводу моего предложения?» — получив ответ на этот вопрос, вы можете посоветовать клиенту дальнейшие действия, если предложение ему интересно. Если предложение не заинтересовало или что-то смутило, то можно поработать над возражениями.
  • «Скажите, какие моменты вам хотелось бы узнать поподробнее?» — вы даете возможность адресату запросить недостающую информацию.
  • «Когда ждать ответ по поводу предложения?» — ответ на этот вопрос дает вам дату или время следующего контакта, когда можно вежливо напомнить о себе.

Можно задавать и другие, но не больше двух. Иначе адресат может ответить выборочно и не всегда на самый важный для вас вопрос.

Если адресат не отвечает, не стесняйтесь отправить ему письмо с напоминанием. Прилично напоминать о себе не раньше, чем через 2-3 рабочих дня. Чтобы человеку не надо было искать старое письмо, продублируйте его содержание в напоминании.

Это Анна из агентства «Трудовые дни», я отправляла вам коммерческое предложение в понедельник, была ли возможность ознакомиться? Когда от вас ждать ответ?

Прикладываю копию письма и коммерческое предложение. (копия)

Чтобы точно помнить, кому и когда отправлять напоминания, стоит завести таблицу с датами и комментариями. Например, в Google Drive → создать → Google таблица.

Если человек не отвечает на почту, стоит ему позвонить: письмо могло попасть в спам или затеряться в почте. При разговоре обязательно договоритесь, когда можно будет еще раз созвониться, чтобы обсудить предложение.

Мы подобрали шаблоны коммерческих предложений, которые лучше всего подходят под определенные типы бизнеса. Вы можете брать за основу их в том виде, в котором мы рекомендуем, или менять слайды на любые другие.

источник