Меню Рубрики

Как сделать системный анализ объекта исследования

Допустим, исследуется трудовая деятельность молодых рабочих. Цель исследования — выявление мотивов трудовой деятельности, отношения к труду в зависимости от содержания труда и уровня запросов личности работника. Элементами данного объекта являются факторы, детерминирующие отношение к труду. Их можно разделить на три группы.

Первая группа — общие и специфические факторы. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Эти факторы, будучи равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности, являются постоянными. К специфическим факторам относятся функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения в коллективе, особенности внетрудовой деятельности рабочего, личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая группа факторов — прямые и косвенные. Прямые факторы непосредственно фиксируются и поддаются контролю в объекте исследования: условия, организация, функциональное содержание, система оплаты труда, отношения в коллективе и отношения рабочих с руководством. Косвенные факторы прямой регистрации не поддаются; семейное воспитание, обучение, воздействие средств массовой информации.

Третья группа — факторы объективные и субъективные. К объективным относятся условия и обстоятельства, образующие независимые от субъекта предпосылки его деятельности, к субъективным — связанные с переработкой внешних условий в сознании и психике индивида Объективные факторы являются стимулами, внешними побуждениями к деятельности, субъективные — мотивами, внутренними побуждениями.

Элементы и связи объекта могут быть изображены графически, с помощью математических моделей или в форме описания. Часть определенных элементов и связей включается в сферу исследования и образует его предмет.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

системный анализ — Совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера. Он опирается на системный подход, а также на ряд математических методов и современных методов управления. Основная … Справочник технического переводчика

Системный анализ — [system analysis] 1. Научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования сложных объектов с учетом их системного характера. 2. Методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Как … Экономико-математический словарь

Системный анализ — [system analysis] 1. Научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования сложных объектов с учетом их системного характера. 2. Методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Как … Экономико-математический словарь

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

системный подход — СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление философии и методологии науки, специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Системный подход — Системный подход направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский,… … Википедия

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — совокупность способов рассмотрения связей и целостности сложных систем. С. п. является предметом специальной научной дисциплины общей теории систем. Управление может быть определено как упорядочение системы. С. п. (или системный анализ) появился… … Российская энциклопедия по охране труда

Системный подход — направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (См. Система). С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке… … Большая советская энциклопедия

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ — научн. процедура, в основе к рой лежит принцип системности (системный подход) представление изучаемого объекта в виде системы. В социологии системный подход обычно используется на стадии предварительного теоретич. анализа объекта исследования с… … Российская социологическая энциклопедия

анализ — 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Примечание Анализ может также включать определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

источник

Метод и методология в социологическом исследовании. Техника, методика, процедуры.

Методы – набор компетенций и инструментов, обеспечивающие корректность сбора и анализа данных

Методология – последовательность процедур, реализация которых направлена на решение основной задачи (социального заказа), достижение основной цели исследования (исправление социальной проблемы)

Метод-отдельная процедура,которая требует обоснованности на каждом этапе. Методология отображает в себе уникальный опыт исследователей по конкретным содержательным направлениям.

Методология решения социальной проблемы

1. Методы разработки инструментария

2. Методы построения выборки

3. Методы сбора информации

4. Методы проведения анализа

в первом случае возникает проблема выбора инструментария.

во втором в зависимости от фин. возможностей, спецификиисследования объекта, развитой сети интервьюеров проектируются разные типы выборок. Если есть возможность получить данные об генеральной совокупности от властных структур нас. пункта, постарайтесь это сделать.

в третьем Методы сбора инф. 1) количественный:анкетирование, формализ. интервью 2) качественный: глубинки фокус-группы.

в четвертом. методы проведения анализа разнообразные от описательной статистики до сплошных видов статистического анализа.

Методологические функции теории

· ориентирующая- направляет усилия в отборе данных

· предсказательная- опирается на восстановление казуальных зависимостей в спец. области

· классифицирующая- помогает систематизировать факты, путем выявления их существенных свойств и связей.

Методы,техника,процедуры

В отличие от методологии методы и процедуры ис­следования — это система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации

Метод — основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.

можно добавить еще! из Ядова

Методологиейназывают систему принципов науч­ного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

С формальной точки зрения, методология не связа­на с сущностью знания о реальном мире, но скорее име­ет дело с операциями, при помощи которых конструиру­ется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поиско­вая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь по­стольку, поскольку она не только описывает и объясня­ет некоторую предметную область, но одновременно яв­ляется инструментом поиска нового знания.

Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования.

Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последователь­ности операций для их проверки.

· Теоретико-прикладные- содействие решению соц.проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению.

· Прикладные- направлены на решение четкоочерченных соц. проблем, с тем, чтобы предложить контретные способы действия на определенные сроки.

Программа социологического исследования

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследования.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

4. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования.

Объект и предмет исследования

Объект социологии, как и других общественных наук, — социальная реальность, и потому социология — наука об обществе.

Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию.

Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез

Цели и задачи исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования программные задачи ис­следования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические.

Цели и задачи исследования образуют взаимосвя­занные цепочки, в которых каждое звено служит сред­ством удержания других звеньев. 2

2 Конечная цель исследования может быть названа его общей за­дачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения ос­новной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка. В интересах однозначности терминологии мы будем разли­чать цели, и задачи исследования в указанном смысле.

Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное вни­мание уделяется изучению научной литературы по дан­ному вопросу, построению гипотетической общей кон­цепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабо­чих гипотез.

из рабочей книги социолога!

Объект социологи­ческого исследования — деятельность людей, занимающих опреде­ленное социальное положение, и условия, в которых эта деятель­ность осуществляется.

При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограничен­ность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т. д.), временные границы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы, пространственные границы конкретизи­руют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.

Временные границы конкретизируют сроки проведения иссле­дования, связанные с особенностями производства, с его сезонным, характером (рыболовецкое, сельскохозяйственное и т. д.). При этом определяется период социологического исследования, связанный с циклами производства (рабочая смена, рабочий, день, рабочая не­деля, месяц).

Если объектами социологического исследования являются дея­тельность людей и условия этой деятельности, то единицами на­блюдения, как правило, выступают носители этой деятельности — люди.

Единицей наблюдения в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информа­ция (единицы сбора).

Социологическое исследование может включать различные no-своим характеристикам единицы наблюдения. Так, в исследовании текучести рабочей силы на

промышленном предприятии можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие рабочие», «вновь поступившие рабочие», «работающие в настоящее время на предприятии». Первые социологические исследования по текучести рабочей силы, проведенные в СССР, концентрировали свое внима­ние только на «совокупности выбывших рабочих». Позднее в поле внимания социологов оказались и другие единицы наблюдения, изучение которых позволило углубить представление о факторах, влияющих на текучесть рабочей силы, и выявить так называемую потенциальную текучесть.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содер­жанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отра­жает, с какой целью, а главное — для решения какой социальной проблемы выбран. Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования является население различных территори­альных единиц: республики, области, района, отдельного населен­ного пункта. Предметом является миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных про­цессов в некотором районе. Задачи (то, что делается ради достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного иссле­дования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретически ориентированного исследования).

Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупно­сти закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом стано­вятся те стороны, которые содержат эти характеристики.

Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследовании различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т. д. Эти факторы подразделяют­ся на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т. д. Представление предмета исследования в ви­де конечного набора взаимосвязанных факторов, безусловно, явля­ется известным упрощением.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или, структуру предмета исследования. Структура означает организо­ванность элементов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют се иерархию. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и раз­вития.

Один и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется социальной проблемой и целями социологического исследования. А от того, какие будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

5. Наблюдения и конструкты. Проведение операционализации. Гипотезы и переменные. Латентные переменные.

Из статьи Градосельской!

Гипотеза либо система гипотез является основным элементом социологического

исследования, своего рода стержнем, на который «нанизываются» все остальные ана-

литические процедуры. «Гипотеза с полным основанием может быть названа универ-

сальной формой развития науки, предвестником великих открытий, необходимым

этапом становления глобальных научных концепций» [1]. Независимо от того, явно или

неявно формулируется гипотеза, она представляет собой предположение о связях двух

переменных в определенном контексте.

Обычно гипотезы формулируются до проведения полевого исследования. Это

позволяет преобразовать концептуальную модель в систему переменных и выработать

теоретически обоснованные объяснения. Если же переменные «придумываются» на

стадии разработки вопросника, исследователь сталкивается с гипотезами уже при

анализе данных и вынужден принимать их такими, каковы они есть. В данной статье

предлагается метод транзитивного конструирования гипотез на основе аккумули-

рованного знания о зависимостях между релевантными переменными. Иными словами,

развивая определенную исследовательскую программу, социолог может оперировать

не только содержащимися в банках социологической информации сведениями о частот-

ных распределениях, но и устойчивыми сетевыми «модулями» (цепью взаимосвязанных

переменных), представляющими собой фрагменты объяснений. В определенной

степени это метод вторичного анализа данных, однако, суть дела заключается в

«достройке» и генерализации объяснительной модели на основе готового материала —

некоторого множества установленных зависимостей, которые могут быть упорядочены

таким образом, что сформируется новое, генерализированное предположение. «Гене-

рализация освобождает исследователя от текучего многообразия впечатлений и

развертывает перед ним мир идей — социолог начинает работать не с единичными

фактами, а с идеальными классами событий» [2]. Гипотеза должна «работать» на буду-

щие исследования. Только так можно создать эмпирический базис для новых теорий.

Генерализация не только помогает избежать лишних затрат на промежуточные

эмпирические исследования, но и позволяет учесть значимые независимые перемен-

ные. В принципе, любая исследовательская работа на «переднем крае» является, как

писал Д. Прайс, некоторым дополнением к работе предшественников. Эта идея может

быть реализована в сетевой модели на основе принципа транзитивности, который в

самом общем виде формулируется следующим образом: (aRb, & bRc) -^(aRc), где a, h,

с — переменные, R — мера взаимосвязи.

П. Лазарсфельд называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования. Идея заключается в том, что развитие науки обусловлено критическим анализом не просто фактов, попадающих в поле зрения исследователя, а языка, используемого для создания некоторой — пусть маленькой — картины мира. Идея Лазарсфельда заключается в понимании методологии как структуры языка исследования. Переменная – это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значения.

Первая задача, возникающая при проектировании социологического исследования, заключается в построении системы концептуальных переменных, через которую мы начинаем смотреть на мир. Она образуется из некоторого количества идеальных континуумов, характеризующих какое-либо свойство изучаемого объекта. Эти переменные впоследствии должны быть эмпирически проинтерпретированы и приобрести форму операциональных определений.

Переменные — латентные

Описание человеческих действий — их мотивов, целей и внешних контекстов — нацелено на постижение внутренних черт, которые недоступны непосредственному наблюдению. Иначе говоря, эти черты являются латентными. Действительно, «политические убеждения» можно с большим или меньшим успехом распознать в высказываниях, манере поведения, членстве в партиях, в некоторых внешних знаках (например, в свастике). Но сами «убеждения» себя не обнаруживают. «Интеллигентность», «предприимчивость», «рассудительность» также имеют латентную природу.

Латентны не только личностные, но и социетальные характеристики, описывающие группы, сообщества, социальные институты, образцы культуры и «ментальности».

Дата добавления: 2016-03-25 ; просмотров: 874 | Нарушение авторских прав

источник

В процессе интерпретаций основных понятий мы наметили эмпирическую область, соответствующую вы­деленному ранее предмету исследования (отношение к труду в нашем примере), который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной зада­чи элементы. Мы выделили, например, различные уров­ни отношения к труду и работе (в системе ценностей жизни, в системе потребностей, как они удовлетворяются в работе), признаки отношения к работе по продуктам деятельности, по субъективным состояниям рабочего и другие. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опирают­ся на некоторое более или менее систематическое пред­ставление о предмете в целом.

Последующий анализ должен «проявить» образ предмета,- сделать его ясно выраженным (эксплициро­ванным), более четким и определенным. Предмет дол­жен быть подвергнут своего рода системному анализу 8 .

8 В этом случае понятие «системный анализ» — синоним всесто­роннего подхода к объекту. Иногда говорят также о «сракторной операционализации» предмета исследования, т. е. о выделении влияющих на объект изучения факторов и условий (10в. С. 43—45].

В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на эле­менты мы преобразуем его в предмет целенаправленно­го изучения.

Итак, какие же элементы и связи следует выделить в нашем объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования.

Наша цель — выявить мотивационное ядро трудо­вой деятельности в той мере, как оно обусловлено со­держанием труда и другими его особенностями. Мы да­лее намерены определить основные факторы, влияющие на отношение к труду по объективным и субъектив­ным признакам, и попытаться проследить тенденцию изменения этого отношения в зависимости от функцио­нального содержания труда и уровня запросов личности работника.

Сформулированная таким образом теоретико-прик­ладная цель исследования подсказывает определенный способ расчленения объекта.

К факторам, влияющим на отношение к труду, отнесем некоторую совокупность социальных условий или обстоя­тельств, которые благодаря их особому сочетанию и взаимо­действию образуют существенную причину того или иного типа отношения к труду, в частности мотиваций.

Вспомним, что любое социальное явление следует рассмат­ривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (фак­торы в нашей терминологии), описывающие ситуацию. Наибо­лее общими факторами, детерминирующими отношение к тру­ду, являются социально-экономические и другие общесоциаль­ные, социокультурные условия трудовой деятельности и цело­стного образа жизни людей. Они оказываются общими в отношении к предмету нашего исследования. Эти факторы — равнодействующие по отношению к любым специальным ви­дам труда и любым типам личности рабочего. Их влияние на отношение к труду может быть зафиксировано не прямо, но в преломлении через специфические условия труда и инди­видуально-типические особенности личности работника.

Если бы задача нашего исследования была сформулирова­на иначе, если бы мы стремились, например, определить влия­ние социокультурной среды на отношение к труду, то перечис­ленные в группе «общие» факторы превратятся в «специфичес­кие». Общими относительно их окажутся как раз функцио­нальные особенности трудовой деятельности. В таком случае мы станем изучать отношение к труду рабочих, занятых в одинаковых сферах функционального содержания труда (на­пример, станочники общего типа), но в разных общесоциаль­ных условиях. И тогда влияние функционального содержания труда будет зафиксировало в донных наблюдения не прямо, a через опосредующее воздействие общесоциальных условий на трудовую деятельность рабочего в разных странах или социо­культурных регионах [219].

По отношению к общим социальным условиям факторы, характеризующие особый вид трудовой деятельности, будут специфическими. В нашей схеме к ним отнесены функцио­нальное содержание труда, условия труда, взаимоотношения на производстве, особенности внепроиз вод огненной жизнедеятель­ности рабочего. К специфическим факторам относятся также личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая группа факторов — явные и латентные. Под яв­ными факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые не­посредственно поддаются контролю в объекте исследования. Это те условия трудовой деятельности, которые можно зареги­стрировать в производственной ситуации. Прочие факторы, влияющие на отношение к труду, но не поддающиеся прямой регистрации в данном исследовании, назовем латентными. 9

9 Латентные свойства, т. е. не выявленные в гипотезе, по мере ис­следования могут фиксироваться как явные (о диагностике явных и латентных свойств, переменных [С. 37—60]).

Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объективные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют не зависимые от субъекта предпо­сылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения (осознанные пот­ребности и мотивы: неосознаваемые побуждения мы здесь не фиксируем, так как не предусмотрены соответствующие психо­логические методики). Между ними предполагается опреде­ленная связь, показанная на схеме 3.

Блок А — объективные факторы, которые включают: al — общие, равнодействующие во всех специфических видах трудовой деятельности социальные условия и обстоятельства, как-то: экономическая ситуация; социальные и политические отношения; состояние массового сознания, включая систему ценностных ориентации и норм; а2 — специфические факто­ры, связанные с формой собственности, особым видом трудо­вой деятельности, включая прямые (наемный труд или труд собственника средств производства, условия, организация, функциональное содержание, системы оплаты труда, социаль­но-бытовая инфраструктура производства, трудовые отноше­ния) и латентные (система семейного воспитания, школьного и трудового обучения, воздействие средств массовой информа­ции, культурная среда и др.).

Блок В — индивидуальные особенности рабочего, где в! — функциональные или ролевые характеристики (пол, воз­раст, семейное положение, уровень общего образования, квали­фикация, участие в управлении, принадлежность к обще­ственным организациям и т.п.); в2 — личностные характери­стики (интересы и потребности, социальные установки, ценнос­тные ориентации, идеалы, наконец, концепция образа жизни).

Блок С — отношение к труду, где с1 — субъективные ас­пекты отношения, как-то: восприятие общественной и личност­ной значимости труда, степень удовлетворенности работой и специальностью и иерархия мотивов трудовой деятельности; с2 — объективные аспекты отношения к труду, т. е. результаты работы: производительность и качество работы, инициативность, уровень ответственности, дисциплинированности и т. п.

Связки а — стимулы (внешние побуждения к деятельнос­ти), β — восприятие, усвоение общественных функций (ролей) и социальных, в частности, производственных, нормативных требований субъектом; у — мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Если объект исследования не индивиды, но целые группы и коллективы, то в соответствующих блоках фиксируются ус­ловия деятельности этих групп (А), объективные параметры са­мих групп (В), т. е. содержание деятельности, структура ее организации, характер разделения функций между членами, нормы, принятые для регуляции совместной деятельности, и санкции, используемые для поддержания этих норм и для на­казания за уклонение от них, а также субъективные компонен­ты групповой деятельности как особенности интересов, целей, разделяемых группой, или их различие в рамках отдельных подгрупп, состояние социально-психологического климата и т. д. В результативном блоке (С) фиксируются опять-таки объекти­вированные и субъективированные результаты деятельности, но уже в групповых показателях.

Теперь объект изучения представлен как расчленен­ный на качественно различные элементы, связанные во­едино в некоторую гипотетическую систему. Предметом исследования будут не все элементы и связи, показан­ные на схеме, но лишь некоторые из них. В каком именно направлении будем мы вести анализ эмпириче­ских данных, определяется в следующем разделе про­граммы — в рабочих гипотезах исследования.

Конечно, вовсе не обязательно резюмировать предва­рительный анализ предмета в виде графической схемы. Последняя просто удобна как наглядное отображение элементов, подсистем и связей. Некоторые авторы пред­почитают завершать такой анализ в логических симво­лах и моделях, другие пользуются обстоятельными сло­весными описаниями. Дело здесь не в форме, а в суще­стве: мы пытаемся систематизировать имеющееся зна­ние о предмете изучения, чтобы обосновать путь поиска нового знания.

Предварительный системный анализ предмета ис­следованияэто, по существу, «моделирование» иссле­довательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное Расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы ис­следования [210. С. 33—38].

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Системный анализ объекта исследования — это одна из стадий процесса разработки программы социологического исследования.

Суть системного анализа состоит в том, что объект исследования рассматривается в качестве системы. Иначе говоря, объект исследования рассматривают в виде совокупности элементов и связей, которые в процессе взаимодействия образуют органическое целое. В органическом целом могут происходить фактические или планируемые изменения одного из элементов. А изменение одного из элементов приводит к деформации других элементов и всей системы в целом.

Системный анализ объекта исследования характеризуется принципом циклической взаимосвязи его истории, функций и структуры, т. е. принципом гомеостазиса.

Стоит отметить, что принцип взаимосвязи генезиса, функций и структуры того или иного объекта направлен на изучение структуры определенного объекта при помощи выделения элементов, их структуры и взаимосвязи. Он направлен и на объяснение и описание эволюции системы. Не менее важно, что данный принцип способен выявлять, как тот или иной объект функционирует.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принцип гомеостазиса связан с определением тех механизмов, которые способны обеспечить устойчивость и равновесие всей системы.

В процессе социологических исследований системный анализ объекта применяется не в виде алгоритмов, а в качестве общих методологических установок исследования.

Например, исследуется работа (трудовая деятельность) молодых работников. Исследование направлено на выяснение мотивов осуществления трудовой деятельности, уровня запросов работников и их отношения к трудовой деятельности. Элементами этого исследования считаются определенные факторы. В этом случае – факторы, детерминирующие отношение к труду.

Такие факторы можно разделить на:

  • общие и специфические;
  • прямые и косвенные;
  • объективные и субъективные.

Общими факторами считаются социальные, экономические и многие другие условия трудовой деятельности. Важно, что такие факторы считаются постоянными. А специфическими факторами являются условия труда, личностные характеристики работника, содержание труда, ролевые характеристики работника, взаимоотношения в рабочем коллективе, специфика внетрудовой деятельности работника.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Прямые факторы фиксируются и контролируются в объекте исследования. К таким факторам относят условия, систему, организацию, содержание оплаты труда, взаимоотношения работников с руководством, взаимоотношения в рабочем коллективе. Косвенные факторы не регистрируются. К ним относят влияние средств массовой информации, воспитание в семье, обучение.

Объективными факторами являются те условия и обстоятельства, которые формируют независимые от субъекта предпосылки его функционирования. А к субъективным факторам относят такие условия и обстоятельства, которые связаны с переработкой внешних условий. Причем эта переработка должна происходить в сознании и психике человека.

Вообще, объективные факторы можно считать стимулами, которые побуждают к деятельности. А субъективные факторы можно назвать мотивами. Иначе говоря, объективные факторы — это внешние побуждения, а субъективные — внутренние.

Все связи и элементы объекта можно изобразить графически. Это можно осуществить с помощью математических моделей или в виде описания. Некоторые связи и элементы входят в область исследования и формируют его предмет.

К этапам социологического исследования относят:

  • разработка программы исследования;
  • указание цели исследования;
  • нахождение объекта исследования;
  • нахождение предмета исследования.

В процессе подготовки социологического исследования разрабатывается его программа. Такая программа считается обязательным документом социологического исследования. Целью программы является формирование общей схемы мои плана предстоящего мероприятия. К тому же, программа направлена на изложение концепции самого исследования, описание средств и способов изучения какого-то конкретного явления или процесса.

Данная программа состоит из методологического и методического раздела. Она содержит в себе довольно подробное, четкое и достоверное описание этих разделов.

Методологический раздел программы состоит из формулировки и объяснения проблемы, формирования цели исследования, нахождения предмета и объекта исследования, толкования гипотез.

В методический раздел входит формирование изучаемой совокупности, описание применяемых способов сбора первичной информации, структура инструментария, пути обработки данных.

Стоит отметить, что формирование методологической части программы всегда начинается именно с постановки проблемы. Вообще, социальной проблемой считают реально существующую в жизни людей ситуацию, которая носит массовый характер и затрагивает интересы социальных институтов или социальных групп.

Еще одним важным этапом является указание цели исследования. Причем целью является модель ожидаемого результата. Ожидаемый результат или решение проблемы могут быть достигнуты только с помощью реализации исследования. Очень важным является наличие ориентации на установленную цель. Это является довольно важным критерием эффективности осуществляемых организационных, методологических и методических процедур.

Целью исследования может стать:

  • получение полного описания какой-то определенной проблемной ситуации, а также сбор социальной статистики;
  • проведение анализа причин образования той или иной проблемной ситуации, а также формирование прогнозов ее развития, оценка осуществляемых воздействий на проблемную ситуацию;
  • формирование рекомендаций по управленческому воздействию на исследуемую ситуацию;
  • разработка различных предложений по формированию специализированных функциональных подразделений.

Нахождение объекта и предмета исследования является одним из главных этапов в процессе подготовки к исследованию, ведь без них просто невозможно будет осуществить все остальные этапы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание со­циального объекта как целостной системы. Это требует предварительной — осуществляемой в начале исследования — фиксации определенных элементов и связен, характерных для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон — как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он яв­ляется элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. Во втором случае он характеризуется внутренними связями.

Специфика научного исследования состоит в построении гипо­тетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элемен­ты, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть пред­ставлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.Например, «Схематическое представление о механизме индивидуального акта добровольной миграции из села в город» рас­крывает сложное взаимодействие следующих факторов, влияющих на принятие индивидом решения относительно миграции из села в город: внешних стимулов миграции, внешних стимулов стабилиза­ции, объективных возможностей, внешнего идеологического воздей­ствия на индивида, его информированность, миграционного поведе­ния других представителей сельского населения, структуры лично­сти индивида, внутренних побуждений (или мотивов) миграции или стабилизации, отношения к миграции и, наконец, жизненной ситу­ации индивида 1 .

Учитывая, что при построении указанной модели используются социологические понятия, а также то, что сама она имеет опреде­ленную категориально-логическую структуру, данную модель назы­вают также концептуальной.

Путь эмпи­рического исследования от гипотетической модели изучаемого объ­екта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной, «переконструирован­ной» в соответствии с результатами наблюдения и измерения явля­ется реальным воплощением в практике эмпирических исследова­ний всеобщего метода построения научного знания — метода вос­хождения от абстрактного к конкретному.

Краткое описание этого метода применительно к эмпирическим исследованиям может прояснить их общую логическую структуру.

Понятия «абстрактное» и «конкретное» имеют здесь специфи­ческое содержание. Абстрактное — это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое. Конкретное — это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, раз­витое, развернутое. Абстрактное так же, как и конкретное, может быть как мысленным, так и чувственным. Чувственно конкрет­ное — это мир чувственно данного. В нашем случае — это изучае­мый социальный объект, исходный пункт социологического иссле­дования. Оно дано в созерцании, в образе «живого целого». Имен­но с «образа целого» и начинает исследователь. Это начало движе­ния от конкретного к абстрактному,— движения, которое является обязательным условием дальнейшего перехода от абстрактного к конкретному. Здесь осуществляется переход от чувственно конкрет­ного, данного в созерцавши, в образе целого, к мысленным абстрак­циям,

Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретацииили, говоря иначе, перевести в эмпирические пока­затели.С гносеологической точки зрения эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных.Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и об­ратно. Система эмпирических показателей очерчивает ту эмпирическую область, область чувственно конкретного, которая является объектом исследования. Эмпирические показатели являются как бы представителями социальной реальности, недоступной непосредст­венному наблюдению и измерению, скрытой за чувственными данными. Эта реальность «схватывается» опосредованно через наблю­дение и намерение.

Эмпирические данные, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. Это знание является ре­зультатом осуществляемого в процессе исследования взаимодейст­вия чувственности и мышления. Эмпирические данные осмыслива­ются, подвергаются теоретической интерпретациипутем их вклю­чения в специальную, а затем и общую социологическую теорию. Таким образом, осуществляется переход от эмпирического знания к теоретическому.

Мысленные операции социолог совершает, ориентируясь на тот образ целого, который он сформировал в начале исследования. Бла­годаря этому образу и осуществляется связь мысленных абстрак­ций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта, в единое многостороннее целое, мысленно конкретное во всем богатстве его определений. Мысленно конкретное в отличие от чувственно кон­кретного является не исходным пунктом исследования, а его ре­зультатом. Процесс познания, таким образом, осуществляется дву­мя взаимосвязанными путями: «На первом пути полное представ­ление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкрет­ного посредством мышления» 2 .

В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной ги­потетической модели изучаемому объекту.

источник

Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание объекта как целостной системы. Социальный объект рассматривается с двух сторон:

· как целое, состоящее из частей.

В первом случае объект является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями.

Во втором случае объект сам является системой и характеризуется внутренними связями.

Специфика научного социологического исследования состоит в создании гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.

Существуют различные факторы, влияющие на системный анализ объекта исследования:

· внешние (исходят от окружающей среды),

· внутренние (содержатся в самом объекте),

· функциональные (обуславливают функциональные связи элементов объекта),

· структурные(обуславливают способ связи элементов объекта),

· генетические (обуславливают последовательность состояний объекта ),

· общие(присущи всему классу подобных объектов),

· специфические (проявляются во всем классе подобных объектов),

· объективные(предпосылки действий субъекта, которые не зависят от него),

· субъективные (зависят от сознательного отношения субъекта к условиям деятельности),

· прямые (результаты их действия проявляются непосредственно),

· косвенные(действуют опосредованно через другие факторы),

· факторы индивидуальнойдеятельности отдельных участников,

· факторы совместной деятельности социальной организации, группы, коллектива и т.д.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Путь эмпирического исследования от гипотетической модели изучаемого объекта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной – суть метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Абстрактное – это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое.

Конкретное – это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, развитое, развернутое. Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. Эмпирические знания, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.

Важным элементом программы социологического исследования является интерпретация и операционализация понятий (см. табл. 1.).

Уровни и виды интерпретации

Этап предварительной интерпретации понятий Интерпретация опорных понятий социологического исследования Интерпретация данных исследования
Построение рабочих понятий в ходе анализа проблемных ситуаций Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в ходе уточнения цели, задач, объекта, предмета исследования. Выделение состава опорных понятий Интерпретация данных (индексов, показателей) в ходе проверки эмпирических гипотез
Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность проблем исследования Теоретическая интерпретация понятий в ходе выдвижения и концептуального обоснования основных (теоретических) гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий (построение эмпирических гипотез) Теоретическая интерпретация, эмпирически проверяемых гипотез, фактов исследования
Предварительная системная характеристика модели объекта исследования в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация основных системных характеристик объекта Операциональнализация основных понятий, составляющих эмпирические гипотезы исследования. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета Теоретическая интерпретация понятий в ходе обобщения и построения выводов исследования
Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Выделяют теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Кроме этого, необходимо сопоставлять теоретические положения и эмпирические данные для дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции:

· теоретическая интерпретация – это сопоставление данного понятия с другими понятиями;

· эмпирическая интерпретация – это сопоставление понятия с эмпирическими данными,

· операциональная интерпретация – это определение понятия через фиксированные эмпирические признаки.

В свою очередь, теоретическая интерпретация может быть трех видов:

· интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями социологии, философскими категориями и других наук как изучаемой предметной сферы исследования;

· интерпретация основных понятий исследования через понятия меньшей степени общности;

· теоретическая интерпретация эмпирически установленных признаков, фактов.

Эмпирическая интерпретация возможна в двух вариантах:

· прямая эмпирическая интерпретация (установление эмпирических признаков, репрезентирующих содержание теоретических понятий);

· косвенная эмпирическая интерпретация (интерпретация, осуществляемая на основе логических связей установленных эмпирических признаков).

Операциональная интерпретация представляет собой установление операций, с помощью которых может быть произведено: измерение, поиск, регистрация и логическая связь эмпирического признака и с содержанием основных (опорных) понятий исследования.

Операциональная интерпретация не тождественна операционализации. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Операционализация – это перевод научных понятий в форму переменных.

Переменными понятиями называют свойства объекта исследования, включенные в систему социальных связей и изменяющиеся во времени. Переменные понятия представляют собой ряд эмпирических показателей, которые перекрывают содержание данного понятия.

Существует несколько видов переменных:

· дискретные– величины, представленные целыми числами;

· непрерывные– величины, принимающие дробное или целое значение;

· экзогенные – переменные, не входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внешние» факторы;

· эндогенные – переменные, входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внутренние» факторы;

· независимые – переменные, влияющие на другие переменные.

Кроме переменных, характеристиками понятия являются индикаторыили показатели. Индикатор это доступная измерению характеристика изучаемого объекта. Комбинация индикаторов составляет индекс.

Выделим ряд возможных ошибок при расчленении понятия на индексы:

· индикатор не охватывает понятие,

· индикатор охватывает часть понятия.

Следующий этап программы социологического исследования – выдвижение и проверка гипотез.

В самом широком смысле под гипотезой подразумевается всякое предположение, догадка, основанная либо на предшествующем знании, либо на фактах. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой.

В социологическом исследование гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Предварительный анализ объекта социологического исследования содержит ряд этапов:

· рассмотрение объекта исследования в качестве целостной системы;

· выявление составляющих элементов данной системы;

· описание функций элементов системы;

· описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;

· рассмотрение условий функционирования всей системы.

Предварительный анализ объекта социологического исследования представляет собой средство построения гипотезы.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Научно обоснованная гипотеза в социологическом исследовании должна соответствовать ряду требований:

· гипотеза не должна содержать не утонченных понятий;

· гипотеза не должна содержать ценностных суждений;

· гипотеза не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки;

· гипотеза не должна включать много ограничений и допущений;

· гипотеза должна быть проверяемой.

Гипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе прежних научных исследований, на основе представлений о предмете исследования, на основе наблюдений, на основе здравого смысла. Трудности при построении гипотезы могут возникнуть при многообразии и сложности объекта исследования.

Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: необходимо выдвигать возможно большее число взаимосвязанных гипотез и стремиться указать возможно большее число эмпирических показателей переменных изучаемого объекта.

Существует классификация гипотез по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта. Различают описательные и объяснительные гипотезы.

Описательные гипотезы содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта.

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно – следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют основные и не основные гипотезы.

Основныегипотезы отражают основную задачу (цель) социологического исследования.

Не основныегипотезы отражают второстепенные задачи социологического исследования.

Кроме этого, гипотезы делят на первичные и вторичные.

Первичнымисчитаются гипотезы, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте.

Вторичныегипотезы формулируют после получения дополнительной информации об объекте.

На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Виды и свойства гипотез отражены в таблицах 2, 3.

Виды гипотез в социологическом исследовании

Отношение к центральным задачам исследования Место в логической структуре доказательства Степень научной обоснованности
Основные гипотезы. Указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования Гипотезы-основания. Гипотезы, которые доказываются с помощью выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпирических признаков Первичные гипотезы. Выдвигаются на начальных этапах анализа
Неосновные гипотезы. Характеризуют побочные, но достаточно нужные для решения основных проблем связи объекта Гипотезы-следствия. Гипотезы, выводимые из основных и служащие средством доказательства. Обязательно предполагают наличие эмпирических признаков, которые проверяются посредством измерения Вторичные гипотезы. Выдвигаются на основе проверки, уточнения первичных гипотез

Виды гипотез в социологическом исследовании

Содержание предположения Уровень анализа данных
Описательные гипотезы. Предположения о фактическом состоянии объекта, функциях Теоретические гипотезы. Предположения о характере связей идеализированных объектов. Формируются в качестве теоретических понятий
Объяснительные гипотезы. Ориентированы на определение причинно-следственных связей, выявление причин, фактов, установленных вследствие подтверждения описательных гипотез Статистические гипотезы. Предположения о характере статистических взаимосвязей объекта. Формулируются в системе показателей и индексов статистики
Прогнозные гипотезы. Помогают раскрыть объективные тенденции о функционировании и развитии изучаемых объектов Эмпирические гипотезы. Предположения о характере взаимосвязи эмпирических признаков. Формируются в системе операциональных понятий, индексов, показателей

Социологическое исследование, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку, является идеальным.

В зависимости от целей и задач исследования, объема знания об изучаемом объекте и других факторов, разрабатывается стратегический план исследовательского поиска, определяется последовательность операций, осуществляемых исследователем. Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер стратегического плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования направлен на формулировку проблемы исследования и применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Поисковый план состоит из трех этапов: анализ документов, опрос экспертов и наблюдение. Анализ документов предполагает изучение литературы по данной теме и составление библиографии. Опрос экспертов (специалистов – ученых и специалистов – практиков) дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом объекте и сформулировать первичные гипотезы. Завершает поиск неформализованное наблюдение. Результатом поискового плана социологического исследования является формулировка проблемы и выдвижение гипотез.

Описательный план социологического исследования направлен на подтверждение гипотезы, сформулированной на предыдущем этапе. Цель описательного плана – проверить гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные количественные и качественные характеристики. Для этого используются выборочное обследование, опрос, статистический анализ данных и др.

Причинно – следственные связи в изучаемом объекте, его структуру, причины его функционирования и развития, раскрывает экспериментальный план социологического исследования.

Помимо основных стратегических планов существуют специфические исследовательские стратегии:

· трендовое (повторное) исследование,

Монографическоеисследование представляет собой изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Цель сравнительногоисследования заключается в сравнении и сопоставлении социальных явлений и процессов.

Панельноеисследование применяется при изучении изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности.

Трендовое (повторное) исследование ориентированно на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности.

Когортноеисследование изучает специфические совокупности (когорты) в течении времени.

Завершающий этап программы социологического исследования – описание метода сбора и анализа данных, то есть методический план исследования.

Методический план исследования организует инструментарий исследования: методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Методический план социологического исследования должен обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки.

Методический план также включает в себя процедурный раздел: описание методов и техника сбора информации. Процедура – это характеристика общей системы действий исследователя, способа организации применения различных методик.

Неотъемлемым атрибутом процедуры является качество социологической информации. Качество – это существенное определение, видовое отличие объекта исследования.

Социологическое исследование состоит из следующих компонентов: объект исследования, субъект исследования и окружающая среда. Качество социологической информации заключается в исследовании всех компонентов исследования и выражается в выявлении характеристик данных элементов:

· характеристики субъекта исследования,

· умение взаимодействовать с объектом,

· умение использовать исследовательские средства,

· характеристики объекта исследования (сложность, социальная значимость изучения данного объекта, разработанность данного объекта),

· характеристики окружающей среды (рамки социума, ограничивающие объект и субъект исследования).

Социологическое исследование, представляя собой вид познавательной деятельности, включает четыре компонента: цель, средства, процесс, результат.

Средством является все, что служит достижению цели: теории, методики, методы, методология и т.д.

Процесс – это реализация средств исследования.

Итогом социологического исследования, объективно достигнутым состоянием в результате процесса исследования, является результат – полученное новое знание об исследуемом объекте.

Качественное или достоверное новое знание об объекте может быть получено при отсутствии ошибок исследования. Существуют три вида ошибок:

· промах (результат низкой квалификации исследователя),

· систематические (регулярное, повторяющееся смещение при количественной оценке объекта исследования),

· случайные (полностью устранить невозможно, можно свести к минимуму при многократных замерах).

При выборе методов сбора и анализа информации необходимо учитывать все факторы, влияющие на объект исследования.

После завершения составления программы социологического исследования необходимо подготовить рабочий план исследования. По своему назначению рабочий план исследования призван упорядочить основные этапы исследования.

Рабочий план состоит из следующих этапов:

1. Пилотажное исследование (проба) методик сбора первичной информации,

2. Полевое обследование (массовый сбор данных на объекте),

3. Подготовка первичных данных для обработки,

4. Анализ и интерпретация данных (обработка),

5. Изложение результатов исследования (отчет).

Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также внести необходимые коррективы и изменения. По итогам пилотажных исследований составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организация сбора исходных данных.

Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных.

Подготовка данных для обработки включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ.

Обработка данныхпланируется с учетом имеющихся средств: в ручную, с применением малой механизации или ЭВМ. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами. Итоги исследования оформляются в виде отчета.

Отчет – это определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования. Отчет содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 4561 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник