Меню Рубрики

Как сделать синтаксический анализ сложного предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
  1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое — какой формой глагола;
    • составное глагольное — из чего оно состоит;
    • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

источник

Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.

Однородные сказуемые разделяются запятой.

Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

Обособленные члены выделяются запятыми.

Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье , которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

Вводное словосочетание выделяется запятой.

Предложение с прямой речью.

Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»

Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).

Конспект урока «Образцы синтаксического анализа простого предложения».

Следующая тема: «Синтаксический анализ сложного предложения».

источник

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).
Читайте также:  Как делать анализ на английском
[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

* — выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = — ], и [ = — ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ — = ], и [ — = ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части — двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ — = и = ], (как = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть — придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ — = ], (которую = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[ , (когда = ), = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ — = ], (как , (на котором — = ), — =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ — = ] : [ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда — = ), [ — = ], и [ — ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть — придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ — = ], а [- = ], (что и -, и — — — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть — односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = — ], [ — = ], (потому что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[ , (когда — = ) и ( — = ), — = и = ] : [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть — главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части — придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

источник

В отличие от простого, в сложном предложении не одна, а больше грамматических основ. Каждая из них является смысловым и грамматическим центром одной из частей сложного предложения.

Иногда части сложного предложения называют не частями, а предложениями, поскольку они в значительной мере самостоятельны; но и в том, и в другом случае имеется в виду одно и то же.

Части сложного предложения могут быть связаны с помощью союзов. Тогда они называются союзными, а, в зависимости от того, какой союз (сочинительный или подчинительный), – сложносочиненными или сложноподчиненными. Если же части сложного связаны только по смыслу и интонационно, то предложение бессоюзное.

При разборе предложения необходимо сначала подчеркнуть грамматические основы и определить их состав.

Затем надо найти союз, если он есть, и определить, как части сложного связаны между собой. При желании можно сразу же составить схему, так как вся необходимая для этого информация уже имеется, но можно это сделать и позже.

Подчеркнуть второстепенные члены предложения, не забывая ставить вопросы устно или письменно. Обязательно надо надписать вопрос в том случае, если какое-то слово можно рассматривать как разные члены предложения (например, «куртка с капюшоном» – какая? (определение) или с чем? (дополнение)).

Надписать сверху, какой частью речи выражен тот или иной член предложения; причастные или деепричастные обороты так и подписывают: «причастный оборот» или «деепричастный», – а не определяют все части речи.

После этого можно дать характеристику предложению. При этом необходимо указать следующее:

  • предложение повествовательное, вопросительное или побудительное;
  • восклицательное или невосклицательное;
  • союзное или бессоюзное, а если союзное, то сложноподчиненное или сложносочиненное;
  • если предложение сложноподчиненное, то указать тип придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное; если сложносочиненное, то определить разряд союза: соединительный, разделительный или противительный;
  • затем дается характеристика каждой из частей по плану: односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное; осложнено предложение или нет.
Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Последний штрих – это схема.

Это полный разбор. Иногда делают сокращенный разбор сложного предложения. Тогда достаточно подчеркнуть члены предложения (иногда только грамматические основы) и оставить схему. Можно менять порядок действий, но это замедлит работу и может привести к ошибкам.

Приведем примеры синтаксического разбора сложных предложений.

глаг. сущ. глаг. сущ. глаг. сущ.

Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным (времени) с союзом «когда»; главная часть односоставная безличная, нераспространённая; придаточная часть двусоставная распространённая, осложнена однородными сказуемыми.

Разбор предложения надо начинать с поиска грамматических основ; это позволит понять структуру предложения и определить, какое перед нами предложение: союзное (сложносочиненное или сложноподчиненное) или бессоюзное. Затем надо подчеркнуть второстепенные члены, надписать части речи. В третью очередь надо дать характеристику предложению. Кроме того, необходимо составить схему сложного предложения; это можно сделать в самом конце, а можно – после определения грамматических основ и типа сложного предложения.

источник

Раздел грамматики при изучении русского языка, который называется синтаксисом, изучает различные способы сочетания слов в предложениях. Разбор таких предложений на синтаксические единицы носит название синтаксического. С разбором простых предложений на синтаксические единицы дети сталкиваются уже с третьего класса, а вот с понятием сложных предложений знакомятся уже в среднем звене. В этой статье мы расскажем, какими бывают сложные предложения, и приведем примеры из синтаксического разбора.

Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.

Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.

  1. Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
  2. Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
  3. Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
  4. Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
  5. Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
  6. Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
  7. Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
  8. Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
  9. Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
  10. Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.

Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.

В таких предложениях между несколькими простыми частями нет никаких союзов. Вместо них разделителями являются знаки препинания: двоеточие, тире, запятая.

Смеркалось, во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой запятой, союзов в предложении нет.

Я сижу у окна и вижу: ливень льет, как из ведра. – Здесь тоже две простые части сложного предложения «я сижу у окна и вижу» и «ливень льет, как из ведра» разделяются двоеточием, союза, как и в предыдущем случае, отсутствуют.

Для примера возьмем следующее предложение.
Сегодня учитель домашнего задания не задал, мы классом ходили в театр.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ — сложное, поскольку оно содержит в себе две грамматические основы «учитель не задал» и «мы ходили». По средству связи – бессоюзное, так как не содержит никаких союзов, и соединяется между собой знаком препинания (запятой).

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено дополнительными членами, не осложнено (ни причастными, ни деепричастными оборотами, ни прямой речью и т.д.)

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Бессоюзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Предикативные части сложносочиненного предложения всегда равнозначны по смыслу и независимы по отношению одно к другому. Проверить это легко, достаточно попытаться переставить местами простые предложения и посмотреть, меняется ли смысл сложного.

Для соединения частей предложения могут использоваться три типа союзов: соединительные («и», «тоже», «да», «также», «ни…ни», «не только…но и», «как…так и», «да и»), противительные («но», «а», «однако», «да» в значении «но», «зато», «же») и разделительные («либо», «или», «не то…не то», «то…то», «то ли…то ли»).

Смеркалось и во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой соединительным союзом «и».

Село уснуло, Иван тоже побрел к своей хате. – Здесь две части сложного предложения «село уснуло» и «Иван тоже побрел к своей хате» разделяются между собой соединительным союзом «тоже». Если поменять местами простые части предложения, то смысл не изменится «Иван тоже побрел к своей хате, село уснуло».

Няня хлопотала на кухне, а воспитатель укладывал детей спать. – Здесь две части сложного предложения «няня хлопотала на кухне», «воспитатель укладывал детей спать» разделяются противительным союзом «а» и определяются отношением противопоставления одно другому.

То ли Ивана трясло в лихорадке, то ли просто усталость налилась. – Здесь между простыми частями сложного предложения «то ли Ивана трясло в лихорадке»и «то ли просто усталость налилась» используются разделительные союзы «то ли», повторяющие в обеих простых частях и характеризующиеся отношением взаимоисключения одно к другому.

Весь день то шел дождь, то светило солнце. – При разделении двух простых частей сложного предложения «весь день то шел дождь», «то светило солнце» используются повторяющиеся союзы чередования «то…то».

Для примера возьмем следующее предложение.
Мальчик учился не очень прилежно, но физкультурой интересовался серьезно.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «Мальчик учился» и «но…интересовался», состоит из двух равнозначных предложений «Мальчик учился не очень прилежно» и «физкультурой интересовался серьезно». По средству связи – союзное, соединено между собой противопоставительным союзом «но».

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное, сложносочиненное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

В эту группу сложных предложений относят предложения, в которых одна простая часть зависима от другой, и соединяются они вместе с помощью союзных слов или подчинительных союзов. К союзным словам относят следующие: «который», «какой», «что» в значении местоимения и другие. К подчинительным союзам относятся «когда», «потому что», «если» и прочие.

Сложноподчиненные предложения имеют главную часть и придаточную, т.е. ту, которая находится в зависимости или подчинении от главной. Чтобы определить это, следует попытаться задать вопрос от главной части предложения к придаточной.

Например, «Ольга посмотрела в окно и поняла, что дождь закончился». В этом предложении две грамматические основы «Ольга посмотрела… и поняла» и «дождь закончился». Чтобы понять, к какому типу оно относится, нужно попробовать задать вопрос от главной части предложения к придаточной. «Ольга ….. поняла» – что? – «что дождь закончился».

Расстановка главной и придаточной частей в предложении не имеет значения. Главное может стоять как в первой его части, так и во второй. Смысл сказанного от этого не меняется.

Для примера возьмем следующее предложение.
У него не бывает свободного времени, потому что после школы он занимается в спортивной секции.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «не бывает времени» и «потому что…он занимается». Состоит из главного предложения «У него не бывает свободного времени» и придаточного предложения обстоятельства «потому что после школы он занимается в спортивной секции». По средству связи – союзное, соединено между собой союзным словом «потому что».

Первое предложение – главное, простое, односоставное, полное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – придаточное, простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

В группу сложных предложений с разными видами связей относятся конструкции, в составе которых имеется три и больше предикативных частей. Между собой они могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами, союзными словами или просто знаками препинания. Такие предложения часто встречаются в литературных произведениях. Разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи проводится по общему плану разбора с последовательным анализом отдельных сложных частей.

источник

Тема урока: «Синтаксический разбор сложного предложения». Мы разберем несколько предложений и выполним дополнительное задание.

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и), и первая, и вторая части – нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Порядок разбора, пояснения, необходимая теория, примеры устного и письменного разборов.

Порядок разбора.

1.Тип предложения по цели высказывания.

1. Повествовательное – в нём повествуется о чём-либо.

2. Вопросительное – содержит вопрос.

3. Побудительное – содержит приказ или просьбу, побуждение к действию.

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

1. Восклицательное – произносится с восклицательной интонацией.

2. Невосклицательное – не произносится с восклицательной интонацией.

3. Найти грамматическую основу. Тип предложения по количеству грамматических основ.

Подлежащее обозначает то или того, о чём или о ком идёт речь в предложении.

Сказуемое обозначает то, ЧТО сказано о подлежащем, каков предмет, что это такое.

Простое – имеет одну грамматическую основу.

Сложное – имеет две и более грамматических основ.

Если предложение сложное:

4.Тип сложного предложения.

Типы сложных предложений:

— ССП — сложносочинённое;

СПП — сложноподчинённое;

БСП – бессоюзное сложное;

сложное с разными видами связи.

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

В ССП простые предложения не зависят друг от друга, соединены сочинительным союзами.

В СПП простые предложения соединены подчинительной связью и подчинительными союзами или союзным словами.

Главное – предложение, которому подчинено придаточное, от него задаётся вопрос.

Придаточное – предложение,

В БСП – разные типы связи простых.

Предложения могут не зависеть друг от друга (в этом случае ставится запятая или точка с запятой) или зависеть друг от друга (ставится тире или двоеточие).

Простые соединены в БСП без помощи союзов.

6. Тип предложения по структуре (разбирается каждое простое в составе сложного):

а) по наличию главных членов;

если предложение односоставное, то указать его тип.

1. Двусоставное – в нём есть и подлежащее, и сказуемое.

2. Односоставное – в нём есть или подлежащее, или сказуемое, второй главный член не нужен для понимания смысла.

Типы односоставных предложений:

— назывное – в нём есть только подлежащее;

определённо-личное (сказуемое стоит в форме глагола 1 или 2 лица, настоящего или будущего времени);

неопределённо-личное (сказуемое стоит в форме глагола 3 лица или прошедшего времени);

безличное – в нём нет и не может быть подлежащего, действие происходит само по себе; обозначает состояние природы или человека; сюда же относятся предложения со сказуемыми НЕТ и ДА).

обобщённо- личное – это то же определённо-личное и неопределённо-личное, но в котором речь идёт обо всех, действие происходит или будет происходить со всеми (пословицы, выступления ораторов).

б) по наличию второстепенных членов;

1. Распространённое – в нём есть второстепенные члены.

2. Нераспространённое – в нём нет второстепенных членов.

Второстепенные члены предложения:

Определение – какой? чей? (подчёркивается волнистой линией).

Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме Им.п.) и подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство – где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько? (подчёркивается пунктиром с точкой).

Обращения и вводные слова НЕ являются членами предложения.

в) полное или неполное;

1. Полное – в нём есть все члены предложения, необходимые для понимания смысла.

2. Неполное – нём пропущен один или несколько членов предложения, для понимания смысла предложения необходим контекст.

г) осложнённое или нет; если осложнённое, то чем осложнено.

Предложение может быть осложнено:

однородными членами (указать какими);

обращениями;

вводными словами или предложениями;

обособленным членами (указать какими: определениями, дополнениями, приложениями или обстоятельствами);

уточняющими членами.

7. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

8.Составить схему предложения.

Сложное с разными видам связи.

Образцы синтаксического разбора сложного предложения.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

Быстро закончилось лето, и наступила осень.

Быстро закончилось лето, и наступила осень.

Повеств., невосклиц., сложное, СПП,, двусоставное, 1-ое распростр., 2-ое нераспр, не осложнено.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; невосклицательное, так как не произносится с интонацией восклицания;

сложное, так как в нём две грамматические основы;

сложносочинённое, так как состоит из двух равноправных простых предложений, соединённых сочинительным союзом И;

двусоставное, так как есть оба главных члена (лето закончилось, осень наступила);

1-ое – распространённое, есть второстепенный член — обстоятельство быстро (как?);

2-ое – нераспространённое, так как нет второстепенных членов.

Полное, так как в нём не пропущен и один член предложения.

Не осложнено .

Далее подчёркиваются все члены предложения, надписываются части речи.

Члены предложения выражены частями речи:

[= — ] [= — ].

[= — !] , и [= — ].

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

источник

v синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова)

Схема предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

v синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;
  • вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

1[Мальчишки глядели вслед грузовику], 2(пока тот не отъехал за перекресток).

Схема предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений, первое простое является главным; простые предложения в составе сложного соединены союзным словом ПОКА, это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Между первым и вторым простыми предложениями стоит запятая.

v синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему БСП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – бессоюзное (БСП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать средство связи простых предложений в составе сложного – смысловая или интонационная связь;
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых

Схема предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, связанных между собой по смыслу; в предложении ставится двоеточие, так как вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

источник