Меню Рубрики

Как сделать политический анализ ситуации

Политическая ситуация схватывает особо значимые явления, процессы, события политической жизни страны, региона, мира в определенный отрезок времени их развития.

Структурными компонентами политической ситуации выступают: а) условия и обстоятельства политической жизни (объективная ситуация); б) количественные и качественные характеристики субъектов-участников; в) масштаб действия, временной интервал, социальное пространство, которое она охватывает; г) отражение ситуации в общественном сознании и психологии людей через призму потребностей, интересов, концепций и программ (“понимаемая” ситуация как непосредственная социально-психологическая основа ориентации субъектов); д) уровень решаемых задач, степень их влияния на функционирование политической системы; е) результаты политической деятельности по решению этих проблем (1).

Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно, проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из “веера вариантов”, сценариев поведения, одного из способов решения проблем. Этот выбор может быть сделан на однозначной или компромиссной основе. Однозначный выбор – это безусловный выбор одного варианта одного сценария из серии противоречивых вариантов. Противоречивость между вариантами может достигать в своем развитии альтернативности, требующей выбирать одну из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей по принципу “или – или”. Компромиссный выбор – это действие на основе соединения позитивных моментов ряда близких или даже альтернативных вариантов, позволяющее найти оптимальный выход из ситуации, альтернативное решение которой грозит существованию целого.

Любая ситуация на уровне политической системы выражает противоречие между стабильными и динамическими тенденциями в ее границах. Ее хронологическими рамками выступают политические события, означающие начало или конец данного состояния системы,

Политическая ситуация есть прежде всего всякое новое по сравнению с предшествующим состоянием [c.805] политической системы, представляющее в то же время этап в ее движении. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный “шаг” политического процесса.

Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий – это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, области политики, социальных отношений и т.п.

Следует заметить, что рассматриваемый метод является в нынешних условиях наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна – “Седьмой сценарий”; Института социально-политических исследований РАН – “Реформирование России: мифы и реальность”; русских теологов, например, “Сценарии смуты” в книге “Выбор судьбы”; Л.И. Абалкина “К самопознанию России” М., 1995 и др.

В сценарии описание обычно совершается во временных координатах. Значение сценария – определение основной цели развития объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период времени.

Поэтому сценариями и называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающих из них событий, которые могут произойти в будущем с исследуемой ситуацией. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния различаются все сильнее, что и приводит к проблеме выбора.

Как же конкретно выглядит анализ политической ситуации и составление сценариев? [c.806]

Для примера возьмем оценку политической ситуации внутри страны к 1997 г. Назовем факты и факторы, описывающие формирующуюся на наших глазах новую политическую реальность.

Анализ многочисленных документов (послания Президента РФ Федеральному собранию, выступления депутатов Государственной Думы, предвыборные программы кандидатов в президенты РФ и др.) позволяет сделать вывод о том, что цена рыночных преобразований оказалась для общества слишком велика.

• Российская промышленность становится рыночной, но примитивной и малоэффективной.

• В ряде отраслей идет настоящая деградация и разрушение производства.

• Качественные показатели состояния здоровья населения в последние 10 лет неуклонно снижаются.

• Негативно развиваются демографические процессы.

• Сокращается ожидаемая продолжительность жизни, увеличивается смертность.

• Безудержный рост преступности создает серьезную угрозу для государства и общества, жизни, здоровья и имущества граждан.

• Воспроизводится экономическая база коррупции.

• Тревожат проявления дезинтеграции страны, внутренние тенденции, угрожающие ее территориальной целостности.

• Демократические принципы организации власти все больше и больше дискредитируются.

• Неспособность Президента активно участвовать в управлении страной в связи с болезнью вызывает усиление напряженности между центром и региональной элитой.

• В общественном сознании крепнет мысль, что демократическая власть не в состоянии навести порядок.

• В повестку дня поставлен вопрос об исламском факторе в российских делах.

Эти оценки ситуации свидетельствуют о том, что вследствие реформирования российское общество достигло предельного порога “социального шока”.[c.807]

В то же время несмотря на очевидный провал выбранного варианта преобразований, 1994-1996 гг. были относительно спокойным периодом социально-политического и экономического реформирования России. Отличительной особенностью его стало повышение устойчивости формируемой в стране политической системы. Усилился режим президентской власти. Принятие новой Конституции, избрание Государственной Думы, Совета Федерации создали политико-правовые предпосылки для стабилизации ситуации. Прекращение конфронтационного противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти объективно укрепило политические позиции Центра. Наметился отход от насильственных форм борьбы к политическим. Национально-патриотические лозунги стали чаще встречаться в заявлениях партий и лидеров самых разных политических ориентаций. В экономической сфере удалось снизить темпы инфляции, завершить чековую приватизацию.

Однако, эти позитивные изменения носят крайне противоречивый характер. Внесение президентскими структурами и правительством некоторых корректив в курс реформ не смогло переломить ситуацию к лучшему. Системный кризис социума неуклонно углублялся. Продолжали расти разочарование и протест основных социальных групп результатами реформирования.

Внешне, в социально-политической жизни страны в 1994-96 гг. наблюдалось временное затишье, некое тактическое перемирие политических сил при латентном усилении социально-политических факторов их стратегического противоборства в дальнейшем.

Движение к хаосу замедлилось, но оно не остановлено и тем более не изменено на противоположное направление. Во второй половине 1996 г. в основном завершилась перегруппировка политических сил.

Социально-политическая ситуация в ближайшем будущем может развиваться по нескольким сценариям. Вероятность осуществления того или иного варианта развития будет зависеть от степени обострения ситуации и ответной реакции на него руководства страны, а также от выбора политической элитой той или иной тактики.

1. Реформаторы могут сделать ставку на насильственные методы решения противоречий. Это наиболее [c.808] рискованный и наименее предсказуемый вариант развития ситуации. Возможно использование нескольких форм закрепления авторитарного режима. Во-первых, через реставрацию монархии. Во-вторых, путем введения чрезвычайного положения в отдельных регионах, объясняемого борьбой с сепаратизмом или мафией. В-третьих, через укрепление “указного” порядка управления государством и придание ему абсолютистского характера, игнорирующего принцип разделения властей. Тотальная криминализация общественных отношений делает возможным установление режима криминократии, когда политическое руководство страной мафиозными структурами сделается открытым и достаточным.

Существующий политический режим не устраивает большинство россиян. Реформаторам, стоящим у власти, если они не хотят уходить в отставку и не могут изменить курс реформ, остается действовать, все в большей мере опираясь на силовые структуры и авторитарные формы управления. Важным фактором успеха подобных действий является разочарование многих граждан в демократических способах управления и усиление стихийного стремления к порядку.

2. Руководство страны, вынужденное реагировать на настроение электората, еще раз попытается скорректировать курс реформ для придания ему социальной привлекательности. Поскольку в политической, экономической, социальной сферах добиться серьезных улучшений в ближайшие годы представляется затруднительным, то основные изменения политического курса коснутся кадров и идеологического обеспечения. В результате торгов с оппозицией правительство будет постепенно обновляться за счет привлечения новых людей, не запятнавших себя шоковой терапией. В официальной пропаганде усилятся популистские обещания и патриотические призывы.

3. Существует вариант проведения досрочных президентских выборов, но это было бы реальным только в случае экстремального ухудшения ситуации к середине года. Оппозиционность россиян политическому режиму не имеет единого основания. Общественное мнение расколото по вопросу выбора радикальной или эволюционной смены стратегии реформ. Учитывая скептическое отношение к политическим партиям, лидерам, институтам [c.809] демократии, непоследовательность социально-политических ориентаций массового сознания, единое организационное оформление потенциала оппозиции вызывает сомнение. Сложилась ситуация неустойчивого равновесия, которая обычно носит кратковременный характер. Ее развитие во многом зависит от того, продолжится ли процесс делегитимации власти, или властные структуры найдут способ расширения своей социальной базы.

4. Шанс социально-политического примирения общества к 1997 году не был использован. Вероятная дестабилизация социальной и социально-политической ситуации в 1997 году будет стимулировать принятие жестких, авторитарных решений. Однако, опыт политического конфликта 1993 года, возможно, поможет противоборствующим сторонам удержаться в рамках правоприемлемых акций протеста и политического диалога в “единой лодке”.

Вектор социально-политических ориентаций населения, сместившийся от правых радикал-демократов к правым национал-демократам, в 1994 году продвинулся к правоцентризму, и, возможно, к концу 1997 года перейдет в сторону левоцентризма. Однако, дальнейшее снижение уровня и качества жизни большинства граждан сохранит социальную базу для правых и левых радикалов. Политический центр будет вынужден искать тактического объединения с крайними силами.

5. Политики, думающие о своем будущем, попытаются остановить социальную компрометацию реформ. При смене стратегии реформ следует учесть социальную цену преобразований. Применение метода “проб и ошибок” при социальном реформировании представляется преступным.

Реализация корпоративных интересов возможна только радикальными средствами, которые дестабилизируют социально-политическую ситуацию. Но парадокс заключается в том, что поиск врага и потребность в дестабилизации не могут стать постоянной доминантой политических действий устойчивого общества. Между тем, статистические и социологические данные показывают, что общество, напротив, поляризовалось и приняло крайне неустойчивую социостратификаиионную структуру.

Радикально-корпоративный реформизм продолжает создавать объективные условия для социальной конфронтации. Размышления о том, что после передела [c.810] собственности его новые владельцы установят эффективный и справедливый социально-экономический порядок, представляется, по крайней мере, наивными. Если не найдется обобщающий вектор интересов большинства населения, то у российского общества впереди или диктатура, или всеобщий конфликт. Эти варианты развития политической ситуации никому в России не нужны.

Такова суть внутриполитической ситуации и возможных сценариев ее развития.

Другой пример касается внешнеполитической ситуации, сложившейся к 1991 году. На этом примере читатель может убедиться насколько верно эксперты оценили и составили варианты (сценарии) ее развития.

Геополитическая ситуация (1991 г.) и возможные сценарии ее развития (по материалам экспертной группы С. Кургиняна). На протяжении нескольких лет говорилось о том, что события в нашей стране имеют самое серьезное значение для судеб мира. Теперь это уже очевидно, и нам хотелось бы знать, где находится сегодня пресловутая стрелка часов, так трагически демонстрировавшаяся в предшествующую эпоху специалистами Римского клуба?

Мы говорим также о том, что процессы, порождаемые в СССР (речь идет о 1991 года) могут создавать своеобразные геополитические волны, которые, распространяясь, окажут воздействие не в той точке, где они создавались, а совсем в других узлах геополитической сетки. И с этой точки зрения мы рассматривали и рассматриваем процессы в СССР как некий фактор глобальности, искусственно вызываемой нестабильности.

В связи с этим мы рассматриваем окончательное отделение стран Прибалтики, обострение обстановки в Грузии, Молдавии, Нагорном Карабахе, Средней Азии, Татарстане, Чечне и других регионах именно с точки зрения их роли в сложном раскладе геополитических сил.

В соответствии с этим мы называем новые факты и факторы, описывающие формирующуюся на наших глазах новую геополитическую реальность. Политикам различных ориентаций необходимо учесть, что даже в отсутствие прямой связи между этими факторами и так называемой злобой дня при внимательном рассмотрении именно эти факторы уже сегодня определяют очень многое в [c.811] судьбе страны и, практически все, будут определять в самом ближайшем будущем.

Фактор первый. Дальневосточный. Речь должна идти о неблагоприятной для нас оценке КНР того, что происходит в СССР после 21 августа, и, главное, об изменении взаимоотношений Японии и Китая. Эксперты считают, что в скором будущем мы будем иметь мощный геополитический узел на Дальнем Востоке, в рамках которого резко возрастут вложения Японии в китайскую экономику, и прежде всего в военный сектор.

Фактор второй. Исламский или тюркский, или исламо-тюркский. В геополитике всегда приходится выбирать наименьшее из двух зол. Этим она отличается от прекраснодушных разговоров на интеллигентских кухнях. Поставка оружия в Афганистан – это зло? Безусловно. А прекращение этих поставок? Еще большее зло в том случае, если за этим последует исламский пожар на юге СССР, а то и в центре России. В любом случае с юга уже начинает “припекать”, и, между прочим, вполне ощутимо.

Фактор третий. Кавказский. Получен мощный толчок к эскалации северокавказской и закавказской напряженности. Возникла новая геополитическая “воронка”. Эксперты не исключают, что в ближайшее время (год, максимум – два) в эту “воронку” окажется втянут весь ближневосточный мир, включая Иран, Турцию и Ирак.

Фактор четвертый. “Балканский”. Югославский вопрос, напрямую увязываемый экспертами с теми геополитическими сдвигами, которые вызвало разрушение СССР, по сути, развязывает “Балканский мешок”. Эксперты считают, что эта “развязка” обнажила углубление американо-европейских противоречий, что станет, по-видимому, новым суперфактором, определяющим геополитику на все ближайшее десятилетие.

Фактор пятый. “Балтийский”, в котором собственные вопросы Прибалтики, как это ни парадоксально звучит, сами по себе сегодня никого не интересуют. Вопрос – в ориентации Балтийских государств, в типе их интеграции в поле чьих-либо политических интересов. На первый план выдвигаются в связи с этим проблемы Кенигсберга и Восточной Пруссии, Карелии угро-финский вопрос, вопрос о статусе Санкт-Петербурга. В этом плане геополитический контекст достаточно определен.[c.812]

Фактор шестой. Мировым сообществом осознана принципиальная нереформируемость советской экономики либеральными методами и масштаб затруднений, связанных с осуществлением после путча модернизационных проектов.

Фактор седьмой. Негативные сдвиги в общемировой финансово-экономической ситуации, дальнейшее развитие которой приведет к тому, что “им” вскоре будет окончательно не до нас.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Фактор восьмой. Стремительный рост сепаратистских тенденций в самых различных регионах земного шара, находящихся далеко за пределами СССР.

Рассматривая все это в совокупности, как системный процесс, мы вновь констатируем, что речь идет о последовательном выполнении той стратегической установки, которая всегда была нацелена на создание “Срединной Европы”, которая всегда строила свою политику на противостоянии двум супердержавам – СССР и США, как ялтинским хищникам”.

Хорватско-сербский конфликт не имеет иной цели, кроме как обеспечить выход к теплым морям европейского гиганта – объединенной Германии. Модель объединенной Европы, по Тэтчер, можно считать уже принадлежащей истории. На повестке дня только “Срединная Европа” под руководством германских народов. Таким образом, мы движемся в сторону становления новых супердержав, которые способны разрешить свои новые геополитические противоречия лишь в ходе третьей мировой войны. Это – первый сценарий снятия новых геополитических антагонистических противоречий, порожденных распадом СССР.

Вторым сценарием является снятие демократических режимов в Западной Европе под воздействием нестабильности и “варваризации” народов, проживающих на территории бывшего СССР. Как бы мы ни называли этот новый мировой порядок, нетрудно убедиться в том, что он будет далек от демократии, и крайне трудно предположить, что он будет основан на полной гегемонии США.

Скорее всего, “Миддл Юэроп” вынудит США встать на позиции американского изоляционизма, которые сейчас начинают активно прорабатываться в этой стране [c.813] впервые за многие десятилетия, т.е. в каком-то смысле отказаться от статуса сверхдержавы.

Но к чему мы идем в ситуации, если такой политический субъект будет и дальше наращивать поле геополитических притязаний? Мы идем к реализации югославского сценария уже на территории шестой части земного шара, начиненной ядерными боеприпасами, и, через серию геостратегических и технологических катастроф, – к реализации наихудших сценариев развития событий для демократии далеко за пределами СССР.

Третий сценарий, альтернативный тирании и мировой войне, является сценарием, осуществимым лишь в случае наличия мощного государства на территории бывшего СССР. Лишь в случае наличия супердержавы. Этой супердержавой может стать Россия, и в этом случае она в очередной раз сыграет роль стабилизатора глобальных процессов. Этот единственный приемлемый для народов СССР и для России геополитический вариант блокируется. По его поводу нет однозначного мнения даже в лагере победивших демократических сил. Для нас этот сценарий – императивен. Все остальное следует расценивать по тому, способствует это его реализации или нет.

У России нет постоянных друзей. У нее есть лишь постоянные интересы. И эти ее интересы пока что совпадают с интересами мирового сообщества и будут совпадать с ними столь долго, сколь долго Россия будет иметь шанс на существование в виде великой державы (2).

Это первый вариант сценариев. Другие эксперты в ином плане дают развитие политических ситуаций.

После анализа политической ситуации, сложившейся к 1991 году, авторы работы “Выбор судьбы” пришли к выводу, что события будут развиваться по следующим двум сценариям (3).

Сценарий первый. Эпиграфом к нему могут послужить два высказывания видных мировых политиков. Одно принадлежит Генри Киссинджеру, бывшему государственному секретарю США, заявившему в прошлом году: “Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее народов в единое, крепкое, централизованное государство”. Автором другого является Збигнев Бжезинский, бывший помощник президента США по национальной безопасности. Он так определил [c.814] цель русской политики мирового сообщества: “Россия будет раздробленной и под опекой”.

Этот сценарий можно назвать жестким, силовым или революционным. Он предполагает поэтапный развал Советского Союза, затем – России (возможно, по югославскому варианту), провоцирование экономического и политического хаоса, межнациональных конфликтов, социальных столкновений и гражданских войн. Давно разрабатываемая теория “вялотекущих социальных катастроф” в сочетании с изощренной политической практикой должна при этом обеспечить сценаристам стратегический контроль над ситуацией, исключающий перерастание локальных конфликтов в ядерные столкновения. Но в оптимальном варианте Россия должна выгореть дотла, так и не взорвавшись. То, что от нее останется, будет легко встроено в объединенную всемирную политическую конструкцию.

Именно по такому сценарию развивались события в России после Октябрьской революции. То, что он тогда не сработал до конца, не меняет дела. Вспомните экономические, политические и духовные последствия революционного хаоса – возможно, это хоть немного поколеблет наше безмерное благодушие, дав понять, что нас ждет в случае успешной реализации жесткого варианта антирусской политики.

Сценарий второй. В сравнении с предыдущим его можно назвать мягким или эволюционным. Он предполагает захват политической власти в стране сторонниками “интегрирования в мировое сообщество” и последующее активное реформирование государственной, экономической, военной и демографической структуры общества с целью внутреннего перерождения России, ее полного и окончательного отрыва от своей духовной и культурной исторической традиции. В конечном итоге это должно привести к превращению страны в плацдарм “нового мирового порядка”, когда весь ее сохранившийся потенциал будет направлен на ускорение международных интеграционных процессов под негласным руководством мирового правительства.

Историческим аналогом такого сценария является осуществление Февральской революции. Его развитие было прервано радикальным Октябрем.[c.815]

Надо, конечно, отдавать себе отчет, что эти гипотетические сценарии – всего лишь грубая схема. Действительность всегда много сложней и разнообразней. На практике обе вышеописанные стратегии могут осуществляться одновременно, причудливо переплетаясь и дополняя друг друга. Возможно, что “мягкий” вариант служит всего лишь прелюдией для “жесткого” продолжения, как это случилось в России в начале века. В любом случае, их рассмотрение дает обильную пищу для размышлений и хотя бы приблизительно показывает степень реальной опасности, нависшей ныне над нашей Родиной.

Конечно, даже краткий анализ современного положения с этой точки зрения выходит далеко за рамки данной темы. И все же, говоря о событиях последних лет, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что по отношению к России параллельно реализуются оба сценария ее устранения с геополитической арены. Оба они не новы и уже применялись при разрушении Российской империи в начале века.[c.816]

источник

Представлены методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу «Политология». Разработку можно использовать при проведении политинформаций среди старших школьников

Вложение Размер
tesis.doc 44.5 КБ
metodicheskie_ukazaniya.doc 27.5 КБ

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Студенты в силу возраста, как правило, уже обладают определенным политическим опытом, достаточно информированы. Они хотят знать не на уровне конспекта лекций, а глубже: понять, что происходит в стране и мире; разобраться в политике государства, гражданами которого они являются; найти ответы на сложные вопросы своего политического бытия, прояснить свою политическую позицию; принять какое-либо (лично для себя) политическое решение. Помочь им в этом наша задача.

На преподавании политологии сказывается и влияние сугубо обыденных, зачастую негативно окрашенных представлений («политика – это зло», «не для средних умов», «демократия – власть народа» и т.п.) и то и дело раздающихся сентенций, вроде: «я вне политики». Эти особенности политической социализации студентов требуют от преподавателя организации не пассивного усвоения готового знания, а активной поисковой учебной деятельности на уровне отработки уже имеющихся у большинства слушателей в результате повседневного опыта навыков политического анализа.

Перед ними ставится задача: при содействии со стороны преподавателя постараться соединить теорию и практику, усвоить навыки политического анализа, без чего не обойтись ни профессиональному политику, ни рядовому избирателю, собирающемуся на выборы.

Эта задача решается сначала лектором при раскрытии такого «политикообразующего» понятия как «социальный интерес». С ним студенты уже сталкиваются на социологии при изучении темы «Социальная стратификация». Да и на основании своих жизненных наблюдений могут выявить сущностные интересы различных социальных групп, вытекающие из их положения в социально-классовой структуре общества. То что политика – это борьба интересов, студенты понимают может быть еще только на интуитивном уровне; приводя примеры из реальной политической практики прошлого и настоящего они в состоянии дополнить рассказ преподавателя. Так делается первый шаг к освоению навыков политического анализа. Важно уже на первой лекции показать, что любое политическое явление затрагивает реальные интересы людей. Быть вне политики – значит, не осознавать свои интересы и не уметь их отстаивать.

Семинарское занятие позволяет в какой-то мере отработать и закрепить этот навык. Для этих целей, как нам представляется, лучше всего подходит метод анализа конкретных политических ситуаций (кейс-стади). Не повторяя характеристики этой технологии обучения, известные по методической литературе, отметим особенности ее применения на семинарском занятии по политологии.

1. Само понятие «политическая ситуация» является одним из основных в политической науке. Политическая ситуация – это некое фиксированное текущее событие, обстановка, явление. Изменение политической ситуации составляет суть политических процессов. Анализ политических ситуаций в развитии, причем достаточно долговременном, их сопоставление, обобщение дает основу для построения политических прогнозов и практических рекомендаций.

Политическую ситуацию составляют порядок (соотношение) расстановки социально-политических сил в обществе с учетом их реального веса, характер их взаимодействия, а также внешние по отношению к политической борьбе факторы – экономические показатели, внешняя политика, даже природные явления и катаклизмы.

2. Для анализа политической ситуации студентам предлагается следующий план (к нему студенты подводятся по ходу чтения лекций).

1) Выявить все социальные группы, организации, политические силы, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются данным событием;

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки (если речь идет о политических партиях и общественных движениях);

3) определить их политический вес, то есть объем и качество ресурсов политического влияния, находящихся в их распоряжении, по отношению к существующей политической системе;

4) выявить, кто с кем блокируется и ради чего;

5) определить влияние всех внешних факторов;

6) понять, кому могут быть выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать политические последствия этого события, то есть, к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом, иначе говоря, выработать собственное политическое решение, которое могло бы лечь в основу реального политического поведения студента, когда он станет одним из участников политического события.

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

3. Выбор ситуации для анализа студенты осуществляют самостоятельно либо по подсказке преподавателя. При этом не следует предоставлять студентам уже готовый материал (иметь кейсы на все случаи жизни). Почему? Во-первых, политическая жизнь динамична. Гораздо более интересно будет происходить обсуждение текущих событий, затрагивающих повседневные интересы людей, в том числе самих студентов. Во-вторых поиск и сбор максимально возможного объема информации о событии становится хорошей формой самостоятельной работы студентов, позволяет им оперировать различными источниками и средствами такой информации. В-третьих, преподаватель всегда имеет определенный набор кейсов, которые он приводит на лекциях, что облегчает для студента анализ собственных примеров по предложенной схеме. «Задача студента или слушателя – настроиться на работу с информацией в проектном, а не в текущем режиме хроникера,- отмечает Сащенко Н.П.- Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим объемом информации… увидеть тенденцию, уловить направление, почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий (1,485).

4. Иногда студенты выбирают для анализа историческое событие. Это оправданно с разных точек зрения. Во-первых, студенты сами устанавливают межпредметные связи; во-вторых, вспоминают и расширяют свои познания по истории; в-третьих, в их распоряжении всегда достаточный объем информации; в-четвертых, имеются уже устоявшиеся оценки этого события и в науке и в общественном сознании. Однако, таким выбором не стоит злоупотреблять, чтобы не ускользала специфика собственно политологического подхода.

5. Иногда, чтобы задать тон и придать интригу обсуждению, преподаватель позволяет студентам анализировать «придуманное» событие, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы сами студенты (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.). Подобные события, как показывает практика, обсуждаются более оживленно, да и они помогают студентам лучше понять и сформулировать «свой» интерес. Таким образом уже в учебной аудитории происходит процесс политической социализации студента.

6. Для анализа лучше брать не любое событие (отпуск президента страны – тоже политическое событие), а то, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта. Во-первых, так студенты начинают понимать преходящий, социально обусловленный характер права, что любой закон есть результирующая интересов, сталкивающихся в политической борьбе, учатся распознавать эти интересы; во-вторых, для политологов большую практическую и эвристическую ценность имеют те политические ситуации, отношения, которые возникают в результате реализации тех или иных политических решений.

7. Преподаватель может обратить внимание на актуальность политических прогнозов. При этом, учитывая познания студентов по истории, полезно использовать метод исторических аналогий при ответе на п.7 плана анализа политического события. Так, студентов может заинтересовать сообщение преподавателя о том, что кровавые события в Москве в октябре 1993 г. и последовавший за ними роспуск советов можно было бы предположить еще в 1988 г., сопоставив лозунги «перестройки» с лозунгами «демократической контрреволюции» начала 1920-х г.г. После этого студенты самостоятельно находят исторические аналогии для объяснения современных политических событий (обычно связывают Кавказскую войну 19 века и ввод российских войск в Чечню в 1994 г.).

8. Хотя метод кейс-стади не является игровым, элементы игры в нем присутствуют. Преподаватель может при соответствующей подготовке студентов предложить им в процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделировать работу парламентского комитета, а общегрупповую дискуссию мы иногда представляем как парламентские слушания. В таком случае студенты в своих микрогруппах могут взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

Все это позволяет воссоздать в условиях учебного занятия атмосферу настоящей политической борьбы со столкновением интересов с той лишь разницей, что если политические решения становятся законом для всех, то в учебной аудитории рождается личный выбор, с которым студент вступит в мир политики.

Освоение элементарных навыков политического анализа помогает студентам занять активную жизненную позицию, без чего немыслимо становление гражданского общества в России.

1. Политология. М., РАГС. 2004.

Опубликовано: Метод кейс-стади в курсе политологии //Наука – агропромышленному производству и образованию: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию УГАВМ — 16-17 марта 2005: Сб. науч. тр. — г. Троицк: УГАВМ, 2005. С.203-206

источник

Возможность адекватной оценки кон­кретной ситуации определяется преж­де всего правильностью выбора ана­литиком соответствующих проблеме средств и приемов познания. А сде­лать это тем более важно, что в содержании политического анализа имеют место три основных уровня исследовательских подходов.

Первый отражает наличие основополагающих теоретических уста­новок, на базе которых формулируются исследовательские гипотезы или, иными словами, определяются наиболее широкие рамки поста­новки конкретных задач и целей, выявляются принципиальные огра­ничения в определении необходимых для этого средств, методов и ресурсов. Такие подходы позволяют выявить наиболее общие параметры ситуации, понять связь конкретных политических явлений с природ­ной и социальной средой, «встроить» представления о политически значимой проблеме в картину мира, окружающего аналитика.

Такие макротеоретические подходы могут основываться на прин­ципах формулировки идеальных типов явлений, на признании устой­чивых тенденций и закономерностей политического развития, на ос­новополагающих идеях теории рационального выбора и т.д. Однако, несмотря на свое принципиальное значение для политического ана­лиза текущей ситуации, такие теоретические подходы, как правило, специально не рефлексируются, существуют как бы латентно, испод­воль предопределяя основные методы анализа конкретной проблемы.

В логическом разрезе макротеоретические модели, концептуаль­ная основа видения ситуации последовательно дополняются критери­ямивторого уровня, которые фиксируют уровень и тип той области властных (управленческих) отношений, в рамках которой и форми­руется данная ситуация. Например, она может относиться к сфере межнациональных или социальных конфликтов и при этом быть фраг­ментом процесса регионального или, скажем, локального уровня. В этом же контексте оцениваются и некоторые другие показатели и свойства ситуации: стабильна она или нестабильна, включена в среднесрочные или долгосрочные планы субъекта и т.д. Такой ракурс видения ситуа­ции предполагает наличие у исследователя воззрений, характеризую­щих его приверженность тем или иным подходам к оценке понятий «изменение» и «развитие», раскрывающих понимание им источников и механизмов политической динамики. Как правило, такая модель политической динамики формируется на основе синтеза различных теоретических концептов среднего уровня.

В целом речь на данном этапе анализа идет об определении как бы отраслевой специфики политического процесса, предусматривающей выработку соответствующих технологий. Учет этого уровня показателей политического процесса дает возможность лучше понять специфику из­менений в его определенной сфере (например, связанной с особенно­стями протекания межнациональных или конфессиональных конфлик­тов), а следовательно, и более конкретно определить такие задачи, ко­торые более предметно ориентируют деятельность актора. Скажем, при организации избирательных кампаний разработка политических техно­логий может касаться установления очередности таких действий в по­литической сфере, как формирование рабочих команд, проведение пред­варительного маркетинга политического рынка с целью установления политических пристрастий электората, выдвижение кандидатуры депу­тата, опубликование его программы, проведение рекламных мероприя­тий и т.д. Но даже в этом случае политические технологии могут разра­батываться применительно к каждой из поставленных конкретных за­дач, переходя, к примеру, на уровень детализации действий по сбору средств на избирательную кампанию или определения тех или иных технических процедур и приемов, способствующих формированию в общественном мнении публичного облика кандидата.

В дальнейшем на данной теоретической основе осуществляется и микроприкладной ситуационный анализ, являющийся основным сред­ством «расколдовывания» ситуации. Именно он обладает самым высо­ким удельным весом при осуществлении исследовательских опера­ций, отводя макротеоретическим и отраслевым конструкциям роль предпосылочного знания. Микроаналитическое исследование окон­чательно локализует ситуацию и при этом синхронизирует ее оценку с видением политического процесса в целом. На уровне микроанализа решается и одна из самых трудных задач в формировании техноло­гий – обеспечение адекватного перехода от общетеоретических кон­струкций к их операционализации и выражению в практических ре­комендациях.

Данный уровень анализа связан уже с непосредственным отраже­нием сложившихся реалий в рамках конкретной ситуации. Независи­мо от применяемых на этом уровне конкретных методик, анализ по­литических событий основан на использовании дискретного подхода, предполагающего рассмотрение ситуации как определенного фраг­мента в цепи политических событий и изменений. При этом акцент делается на анализе (мыслительных и практических) действий конк­ретного (индивидуального, группового) субъекта, на изучении моти­вов, установок, форм его поведения. Поскольку основное внимание уделяется раскрытию психологических мотивов деятельности челове­ка, постольку политический анализ рассматривается в качестве раз­новидности поведенческих исследований.

Применяемые исследовательские подходы, как правило, несут на себе печать определенных фаз и этапов политического анализа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Политический анализ включает в себя три основополагающих компонента: анализ сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее развития и принятие компетентных политических решений. Они составляют структуру политического анализа. В совокупности эти три этапа, позволяют определить текущее состояние политической системы.

Ситуационный анализ составляет основу политического анализа. Без анализа текущего положения вещей в политическом мире невозможно конструировать прогнозы и принимать политические решения.

Ситуационный анализ сложился во второй половине XX в., когда созрела современная политическая инфраструктура. Важными субъектами политики стали экономические корпорации, общественные организации и СМИ, а их взаимоотношения с властными структурами стали более насыщенными, многообразными. Все это привело к резкому увеличению факторов, которые подлежали учету при анализе политической ситуации.

Под политической ситуацией понимается комплекс взаимодействий между субъектами политической системы в определенный период времени, определяющий ее состояние. Анализ политической ситуации должен охватывать взаимодействия всех политических акторов в текущий момент. Отличительная черта ситуационного анализа – направленность на исследование актуальных проблем. В зависимости от полноты анализ политической ситуации может быть двух типов: общий и фрагментарный.

Общий анализ политической ситуации предполагает детальное исследование состояния всей политической системы. При этом он подразделяется на два вида: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный вид предполагает расчленение политической системы на основные политические институты (правительство, органы президентской власти, парламент, политические партии, общественно-политические организации, финансово-промышленные группировки в аспекте их участия в политической жизни, СМИ, отдельные социальные группы), рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности, а затем и системы их взаимодействий друг с другом. Несмотря на его относительную подробность, из данного анализа выпадают некоторые политические институты, например СМИ, промышленные компании и т.д. Кроме того, политические институты представляют собой неоднородные образования, в них могут наличествовать конкурирующие группировки, которые по ряду вопросов будут действовать как самостоятельные и даже конкурирующие политические акторы. Зачастую, поскольку право принятия основных решений в той или иной структуре принадлежит конкретным лицам, которые возглавляют отдельные политические институты, возникают попытки подменить анализ действий институтов анализом действий конкретных фигур, их возглавляющих. Это, однако, представляется не совсем справедливым – ведь сила отдельных фигур определяется именно мощью институтов, во главе которых они стоят, и способностью данных институтов решать серьезные задачи. При этом собственно институты являются механизмами реализации решений основных политических персон, которые вне институтов не представляют значения. Институты же предоставляют им необходимые властные ресурсы.

Горизонтальный вид направлен на описание действий заинтересованных групп, состоящих из лиц, входящих в различные институты власти. Несмотря на латентный (скрытый) характер функционирования, группы интересов играют важную роль в политическом процессе.

В современных условиях динамика событий столь высока, что приводит к неизбежному изменению самого объекта к моменту окончания анализа. В связи с этим полный анализ ситуации требует концентрации значительных аналитических ресурсов в короткий временной промежуток. Вследствие этого проведение общего ситуационного анализа требует особых аналитических ресурсов, которыми располагают далеко не все субъекты политического анализа. На практике большее распространение получил фрагментарный анализ какой-либо части политической ситуации. Он, как и общий анализ, также может быть двух типов, причем первый весьма напоминает институциональный анализ – он также рассматривает деятельность отдельных политических институтов, однако его объектом является лишь один из них. Например, можно рассматривать исключительно состояние президентской власти, функционирования парламента или отдельных его палат, деятельность правительства, политических партий, СМИ.

Для решения какой-либо конкретной, локальной задачи необходим фрагментарный ситуационный анализ. В этом случае нет необходимости в проведении детального анализа всей политической ситуации – ведь заказчика интересует только фрагмент политической ситуации, который относится к поставленной им задаче. Например, в условиях глобального кризиса правительство ощущает необходимость коррекции государственной социальной политики. В этом случае необходим анализ деятельности государственных институтов, занятых в этой сфере, изучение ожиданий населения, его предпочтений и пожеланий, программных установок наиболее популярных оппозиционных партий, финансовых возможностей государства.

Далеко не всегда ситуационный анализ связан с конкретной проблемой, требующей немедленного решения. В этом случае типология анализа может проводиться не по объектам, а по целям и задачам ситуационного анализа. По этому основанию выделяются два типа ситуационного политического анализа: проблемный и диагностический.

Проблемный анализ жестко связан с определенной проблемой, его результатом является выработка оптимального решения. Весь цикл политического анализа (и анализ проблемы, и разработка путей ее решения, и прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения) осуществляется одними и теми же экспертами.

Диагностический анализ связан с выявлением потенциальных рисков и событий наступления риска. Диагностический анализ не занимается рассмотрением уже появившихся перед актором проблем, но позволяет выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций, а также прозондировать возможность оптимизации деятельности политического субъекта на ряде направлений [1] .

  • [1] Подробнее см.: Симонов К. В. Политический анализ. М., 2002. С. 31–45.

источник

Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.

Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.

Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.

Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.

Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.

Субъектами представленной аналитической деятельности являются:

  • подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
  • аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
  • частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
  • СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.

Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:

  • Особенности существующих стратегических проблем.
  • Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере.
  • Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем.
  • Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия.
  • Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.

    Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:

    • Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
    • Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
    • Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
    • Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
    • Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
    • Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
    • Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.

    Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.

    Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.

    На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.

    Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

    Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.

    В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.

    На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.

    Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:

    • Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
    • Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
    • Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
    • Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.

    Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.

    Эти принципы нужно применять в ходе анализа:

  • Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи.
  • Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.

    Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:

    • диахронный;
    • данных;
    • дисперсионный;
    • документов;
    • кластерный;
    • когорты;
    • контекстуальный;
    • корреляционный;
    • многомерный;
    • многофакторный;
    • синхронный;
    • системный;
    • структурный.

    Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.

    Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.

    Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.

    Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.

    Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.

    Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.

    Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.

    Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:

  • Исследование реально сложившейся ситуации в политике.
  • Прогноз дальнейшего развития этой ситуации.
  • Принятие решений на основе проведенного анализа.

    Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.

    В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.

    В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.

    Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.

    В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.

    При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:

    • Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
    • Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.

    Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.

    источник

    Как уже говорилось, под политическими технологиями понимаются совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для воздействия на людей с целью достижения политических целей. Среди распространенных политических технологий:

    • • технологии создания политического имиджа;
    • • технологии управления политическими конфликтами;
    • • технологии оценки соотношения политических сил и оппозиции;
    • • политическое консультирование;
    • • мониторинги социально-политической ситуации;
    • • организация и проведение PR-кампаний;
    • • технологии формирования общественного мнения;
    • • технологии лоббирования законопроектов.

    Считается, что эффективность политического менеджмента напрямую зависит от того, сможет ли управляющий субъект получить достоверную, достаточно полную информацию об объекте своего воздействия. Понимание важности информации нередко толкает политических технологов в крайность. Они стремятся собрать огромный массив информации, который затем в значительной своей части оказывается невостребованным. Как избежать этой ошибки? Для этого необходимо вести направленный поиск информации, подчиняя его решению важной методологической задачи — аналитическому конструированию ситуации.

    Ситуация всегда конкретна, она включает ожидания, настроения, интересы людей, живущих в определенном месте и в конкретное время. Ситуация всегда уникальна, неповторима. Подвижность, изменчивость ситуации составляет главную проблему для политических технологов, которым каждый раз необходимо заново ее исследовать, изучать. Эффективный способ отслеживать ситуацию, “держать руку на пульсе” -— вести мониторинг.

    Вопрос о необходимости мониторинга за состоянием общества активно и давно обсуждается в социальных и управленческих науках, предлагаются различные модели и схемы проведения мониторинга. Большинство авторов считают, что сердцевиной этой системы должны быть социологические исследования, направленные на отслеживание социального самочувствия граждан, их социальных установок и ориентаций, отношения к органам власти, удовлетворенности качеством государственных и социальных услуг. Такая информация позволяет оперативно реагировать на изменения в обществе, учитывать состояние общественного мнения при тактическом и стратегическом планировании, эффективно контролировать исполнение социально-экономических планов и программ.

    Сбор информации при аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов. Эмпирия (греч. empeiria — опыт) — это очевидность, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатленные в памяти и соответствующим образом описанные. Эмпирические методы принято подразделять на количественные (“жесткие”) и качественные (“мягкие”). К первым относятся наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ; ко вторым — глубинные интервью, работа с фокус-группами.

    Метод наблюдения — это направленное восприятие какого-либо явления или процесса, черты и свойства которого фиксируются (например, наблюдение в ходе избирательной кампании за действиями соперников). Научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене, выявлять степень повторяемости событий, определять их характер.

    Анкетный опрос позволяет узнать о процессах, происходящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Значение анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения.

    Контент-анализ — числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Метод позволяет выявить, какая информация по определенной тематике и в каком объеме содержится в газетах, на плакатах, в заявлениях политика, отражают ли эти документы состояние общественного мнения. Метод хорош, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной организации или лидера.

    Глубинное интервью — это опрос, когда исследователь непосредственно беседует с респондентом, предлагая последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. Политтехнологи прибегают к этому способу при подготовке анкетного опроса или в условиях, когда нет возможности подготовить и качественно провести анкетный опрос.

    Метод фокус-группы или групповой дискуссии используется для выявления отношения различных групп к тому или иному событию, лицу. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют люди, подобранные на основе обоснованной выборки.

    Аналитическое конструирование ситуации — необходимое условие для принятия решений. Только зная реальные настроения людей, их установки, ценностные ориентации, стереотипы, можно влиять на мотивацию и поведение этих людей. Знание о ситуации является главным ресурсом субъекта управления. Широко известна поговорка: “Кто имеет информацию — тот владеет ситуацией”.

    В качестве примера посмотрим, как можно провести анализ ситуации в избирательной кампании по выборам мэра города. Выборную кампанию кандидата технологически принято делить на два этапа: первый — до разработки предвыборной стратегии, второй включает разработку стратегии и ее реализацию.

    Первый этап реализуется исключительно силами привлекаемой социологической службы. Его главной целью является сбор необходимой фоновой социальной информации о городе. Конечный успех кампании не в последнюю очередь зависит от того, насколько точными и объективными были данные, полученные аналитическим центром на первом этапе.

    Нередко первый этап реализуется силами самих политических консультантов или к нему привлекаются социологи, чьи услуги имеют в глазах клиента финансовые преимущества. Такой подход подразумевает создание импровизированных бригад интервьюеров, он опасен тем, что, как правило, это непрофессиональная, плохо структурированная команда, которую трудно контролировать. Наименее эффективными интервьюерами являются столь часто привлекаемые к опросам студенты.

    Оптимально, если этим делом заняты специалисты, обязательным критерием участия в такой команде является опыт участия интервьюеров в 5-6 исследованиях. Недопустима ситуация, когда интервьюер пытается навязать респонденту свою точку зрения, “подсказать” ответ. Особое внимание следует обратить на разработку анкеты, она обязательно должна осуществляться специалистами-социологами, владеющими специальной технологией построения анкет и шкалами для минимизации субъективного воздействия. Известно, к примеру, что вопросы особенной важности и сложности необходимо помещать в середину анкеты. Шкалы при этом используются в соответствии со статистическими программами обработки данных, чтобы избежать проблем на этапе анализа. Исключительное значение имеет и профессионализм в построении репрезентативной выборки.

    Итак, на первом этапе предвыборной кампании единый центр осуществляет следующие виды работ.

    • • Сбор фоновой социальной информации в городе, определение электоральных настроений в отдельных его округах.
    • • Выяснение иррациональных факторов, определяющих психологический настрой избирателей.
    • • Анализ ожиданий электората.
    • • Измерение рейтинга текущей известности кандидата и его основных конкурентов.
    • • Оценка восприятия кандидата электоратом.
    • • Анализ текущего имиджа кандидата.
    • • Выявление возможных “целевых групп” воздействия.
    • • Сегментация электората в рамках муниципального образования.
    • • Выявление сильных и слабых сторон конкурентов.

    Во время проведения исследований первого этапа используются как количественные, так и качественные методы, однако предпочтение отдается количественным, потому что практика установила их максимальную эффективность в условиях временного цейтнота предварительной диагностики.

    Основными задачами политических консультантов на этапе разработки и реализации выборной кампании являются:

    • • Разработка модели выборной кампании кандидата в соответствии с официальными периодами избирательной кампании.
    • • Координация деятельности консультантов.
    • • Коррекция имиджа кандидата в соответствии с базовыми ценностями и ожиданиями электората города.
    • • Психологическое сопровождение кандидата: коммуникация, речь, невербальная коммуникация, стиль.
    • • Работа со средствами массовой информации в соответствии с медиаконцепцией и медиапланом.
    • • Создание позитивных информационных поводов, связанных с кандидатом.
    • • Разработка и запуск политической рекламы кандидата.
    • • Разработка и распространение всей полиграфической продукции.
    • • Организация встреч с избирателями по намеченному плану.
    • • Определение круга “реальных дел”, которые должны выполняться кандидатом во время кампании.
    • • Отслеживание деятельности конкурентов и ее эффективности.
    • • Организация контрпропагандистских мероприятий.
    • • Оперативное реагирование на все возможные неожиданные ситуации.

    На втором этапе социологическая служба контролирует эффективность хода кампании, оценивает деятельность отдельных мероприятий, оценивает кампании основных конкурентов, что дает возможность избирательному штабу оперативно реагировать на происходящие события. Это значит, что из второстепенного по важности и нерегулярно используемого инструмента социологические исследования становятся интегрированной частью предвыборной кампании, активно задействованной на всех стадиях ее планирования и осуществления. Именно такой подход признан мировой практикой политического консультирования как наиболее результативный.

    источник