Меню Рубрики

Как сделать pest анализ с примером

PEST анализ используется для оценки влияния рыночных и потребительских трендов на продажи и прибыль компании. В данной статье мы расскажем, как сделать PEST анализ предприятия с нуля. В статье вы найдете удобный шаблон в Excel и подробный пример составления PEST анализа по данному шаблону. Если вам необходима теоретические основы метода, то рекомендуем статью «PEST анализ: подробный обзор»

Давая оценку политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим факторам, необходимо учитывать не только их фактическое состояние, но и прогнозировать возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Именно поэтому так важно, чтобы в проведении PEST анализа принимали участие эксперты отрасли или персонал компании, который уже давно взаимодействует с рынком.

Весь процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на следующие этапы:

  1. Определение факторов, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании
  2. Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора
  3. Анализ значимости и степени влияния каждого фактора
  4. Составление сводной таблицы PEST анализа

Информация и понимание ситуации — самый важный этап любого анализа. Для получение реалистичной картины об изменении рыночных факторов опросите людей, которые с разных точек зрения смотрят на рынок: независимые эксперты рынка, менеджеры по продажам, продавцы (напрямую взаимодействующие с конечными покупателями), собственники бизнеса, руководители разных отделов, топ-менеджмент компании, маркетологи смежных отраслей. Изучите всю открытую информацию по рынку в интернет и печатных изданиях. Посмотрите, какого развития достигла ваша отрасль в более развитых странах, с какими проблемами столкнулась на рынках схожих стран.

Первым шагом составьте перечень факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Разбейте эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.


Рис. 1 Пример таблицы для группировки PEST факторов

Мы составили максимально подробный список PEST факторов, которые обычно рассматриваются компаниями:

(P) POLITICAL — политические факторы внешней среды

Факторы влияния политической среды на рынок
Устойчивость политической власти и существующего правительства
Бюрократизация и уровень коррупции
Налоговая политика (тарифы и льготы)
Свобода информации и независимость СМИ
Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли
Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика
Стремление к протекционизму отрасли, наличие государственных компаний в отрасли
Степень защиты интеллектуальной собственности и закон об авторском праве
Антимонопольное и трудовое законодательство
Законодательство по охране окружающей среды
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли
Вероятность развития военных действий в стране

(E) ECONOMICAL — экономические факторы внешней среды

Факторы влияния экономической среды на рынок
Темпы роста экономики
Уровень инфляции и процентные ставки
Курсы основных валют
Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны
Уровень располагаемых доходов населения
Степень глобализации и открытости экономики
Уровень развития банковской сферы

(S) SOCIO-CULTURAL — социально-культурные факторы внешней среды

Факторы влияния социально-культурной среды на рынок
Уровень здравоохранения и образования
Отношение к импортным товарам и услугам
Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию
Требования к качеству продукции и уровню сервиса
Культура формирования накоплений и кредитования в обществе
Образ жизни и привычки потребления
Развитие религии и прочих верований
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам
Темпы роста населения
Уровень миграции и иммиграционные настроения
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни
Социальная стратификация в обществе, меньшинства
Размер и структура семьи

(T) TECHNOLOGICAL — технологические факторы внешней среды

Факторы влияния технологической среды на рынок
Уровень инноваций и технологического развития отрасли
Расходы на исследования и разработки
Законодательство в области технологического оснащения отрасли
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств
Доступ к новейшим технологиям
Степень использования, внедрения и передачи технологий

После того, как все факторы, способные оказать влияние на продажи и прибыль компании выбраны, необходимо оценить силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:

  • 1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании
  • 2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании
  • 3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Факторы, которые совсем не влияют на деятельность компании, просто не включаются в таблицу. Оценка силы влияния фактора — это субъективная экспертная оценка.


Рис.2 Пример оценки значимости факторов PEST анализа

Вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку лучше проводить не индивидуально, а среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы.


Рис.3 Пример оценки вероятности колебаний PEST — факторов

После выставления всех оценок в отдельном столбце рассчитывается среднее арифметическое по ним.

Следующим шагом уже можно рассчитать реальную значимость каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на деятельность компании.


Рис.4 Пример оценки реальной значимости PEST — факторов

Чем выше реальная значимость фактора (в табл. это столбец «Оценка с поправкой на вес»), тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на бизнес.

Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности размещаются в следующей таблице:


Рис.5 Сводная таблица PEST анализа

Таблица PEST анализа — промежуточный вариант. Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании.


Рис.6 Финальная форма для анализа

Например, снижение реальных располагаемых доходов населения приведет к изменению корзины потребляемых продуктов в отрасли, отказу от части продуктов, росту спроса на более дешевые товары. Для компании это может означать, например, увеличение продаж более дешевых товаров. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель товаров, снизить линейки дорогих продуктов и ввести новые экономичные предложения. также следует отказаться от повышения цен на дешевый ассортимент.

Данный пример упрощенного PEST анализа предприятия поможет закрепить прочитанный материал и понять, как сделать анализ на практике.

Политические факторы Экономические факторы
Принят новый закон, регламентирующий рекламную деятельность, ужесточяющий требования к рекламным текстам и запрещающий использовать в рекламе докторов.
В этом году увеличатся ограничения на ввоз ____ сырья и войдут в силу более высокие таможенный пошлины на ввоз.
Рост напряжения в отношениях между нашей страной и страной главного экспортера.
В следующем году прогноз по росту ВВП страны 3%.
Доступность кредитов будет расти.
Инфляция прогнозируется на уровне 7%, снижение безработицы до 10%,
Уровень располагаемых доходов населения снизится.
Курсы основных валют будут продолжать расти.
Социально-культурные факторы Технологические факторы
В обществе растет положительное отношение к натуральным продуктам.
Люди более склонны покупать импортные товары.
Увеличивается количество покупок через интернет и использование мобильного интернета в возрастной категории до 35 лет.
Снижается страх перед кредитованием.
Люди предпочитают тратить свой доход и не настроены на формирование долгосрочных накоплений.
Растет средняя продолжительность жизни и возрастная группа 35+ увеличивается.
Технологического порыва в отрасли не наблюдается.
Игроки не спешат ввозить технологии, использующиеся на более развитых рынках.
Ны рынке больше ценится дизайн, чем технологические свойства продукта.
Исследования и новые разработки ведутся только в области улучшения сенсорики.
В ароматизаторах разрабатывается технология, позволяющая снизить стоимость сырья на 15%.

Вы можете скачать шаблон для проведения PEST анализа предприятия в разделе «Готовые шаблоны по маркетингу».

источник

Стратегический менеджмент – это работа с неопределенностью во внутренней и, особенно, во внешней среде компании. Однако решения, принимаемые на верхнем уровне, не должны быть только интуитивными, иначе вероятность ошибки высока. Для большей формализации принятия решений и помощи топ-менеджерам в стратегическом управлении компанией существует действенный инструмент – это PEST-анализ. О практическом применении PEST-анализа расскажем в статье.

PEST-анализ – это инструмент для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Иногда его также называют STEP-анализом, но суть от этого не меняется. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Аббревиатура PEST складывается из английских слов:

Politics (политика) – политическое окружение компании.

Economics (экономика) – экономическое окружение компании.

Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурное окружение.

Technology (технологии) – технологическое окружение компании.

Все четыре фактора являются факторами макросреды не случайно. Пест-анализ ориентирован на получение результатов верхнего уровня. Он дает так называемый helicopter view – взгляд сверху на внешнее окружение компании и место компании на рынке.

Методика PEST схожа с выполнением более привычного всем SWOT-анализа и заключается в:

  1. Составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, наиболее влияющие на компанию.
  2. Выработке стратегии компании, наиболее полно отвечающей прогнозам по динамике факторов внешней среды.

Рассмотрим наиболее часто используемые факторы.

Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании.

Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы:

  • общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций;
  • внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
  • вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
  • внутренняя политика на государственном уровне;
  • налоговая политика;
  • уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;
  • отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;
  • субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
  • внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
  • различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д.

Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно.

  • динамика ВПП,
  • уровень инфляции,
  • ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере,
  • изменение курса рубля,
  • уровень безработицы,
  • динамика доходов населения,
  • цены на нефть,
  • рост и насыщенность отраслевых рынков,
  • уровень конкуренции,
  • динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании,
  • уровень использования налоговых схем в отрасли.

Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании.

  • демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика;
  • уровень жизни населения, зарплатные ожидания;
  • обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы;
  • уровень образованности, квалификация кадров;
  • трудоспособность и производительность населения.

Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается.

К технологическим факторам относятся:

  • научные открытия, новые технологии,
  • изменения в патентном законодательстве и индустрии,
  • влияние интернета и мобильных технологий на отрасль,
  • расходы конкурентов на R&D.

Важно, что влияние факторов на различные компании из разных отраслей не одинаково и поэтому список ключевых факторов компания всегда должна вырабатывать самостоятельно.

Во-первых, для того, чтобы лучше понимать внешнюю среду компании, ее возможности и угрозы. Ведение бизнеса вслепую, на основании ограниченной информации и субъективных ощущений возможно в стартап-проектах, в малом бизнесе, но недопустимо для средних и крупных бизнесов и серьезных инвестиционных проектов. Понимая возможности и угрозы внешней среды, компания защищает себя от критичных ошибок.

Во-вторых, для определения стратегии компании. Не секрет, что компании с разработанной стратегией выигрывают конкурентные войны, потому что не принимают разрозненных и противоречащих одно другому решений. Стратегия представляет собой:

  • действия, которые компания будет совершать в ближайшие годы;
  • продукты, которые она будет выпускать;
  • регионы, в которых она будет увеличивать или уменьшать присутствие;
  • инвестиции, которые она будет совершать или, наоборот, внешнее финансирование, которое она будет привлекать.

Чтобы выбрать правильную стратегию, нужно понимать, какие возможности вам дает рынок.

В-третьих, Пест-анализ дает исходные данные для выстраивания управления рисками в компании, фактически описывая макроэкономические риски. Как известно, составляющие управления рисками – это их определение, оценка и разработка мер по минимизации их воздействия. Проследим, как работает в этом случае ПЕСТ.

Как и любой другой, PEST-анализ начинается со сбора первичной информации о внешней среде компании. Чем эта информация будет шире, многостороннее и объективнее, тем лучших результатов можно добиться с помощью PEST.

Для сбора информации можно использовать специализированную литературу по геополитике, обзоры макрорегионов и рынков на них, аналитические отчеты по отраслям, данные статистики, отчеты и прогнозы крупных аналитических агентств. Неплохо быть членом отраслевых ассоциаций, общаться на международных выставках и конференциях, для того чтобы узнавать новости точки зрения разных игроков, находящихся по разные стороны рынка: производителей, поставщиков, потребителей, дилеров и так далее. Не нужно забывать и про инсайдерскую информацию, получаемую на переговорах, и про узкоспециализированные сайты, размещающие новости на рынках и в отраслях.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Обратите внимание! Поскольку PEST-анализ составляется на долгосрочную перспективу, вас должен интересовать прогноз по значимым изменениям внешней среды в дополнение к состоянию на сегодняшний день.

Итак, первым шагом к составлению PEST будет определение на основании собранной информации факторов, влияющих на компанию, и их отнесение по четырем группам: политические, экономические, социально-культурные, технологические.

Перед советом директоров российского угледобывающего предприятия, расположенного в Кузбассе, поставлена задача – определить стратегию предприятия на 5 лет с тем, чтобы увеличить добычу и реализацию угля на 50%. Было решено провести сначала PEST-анализ, обновить свои знания об отрасли. Предприятие заказало несколько обзоров угольной отрасли в мире и маркетинговое исследование об угольном рынке в РФ. Также были опрошены несколько контрагентов и ключевые сотрудники на предприятии. Все они сделали свои прогнозы по развитию рынка, уровням потребления и месте предприятия на угольном рынке.

На основании проведенных исследований исполнители выделили факторы, оказывающие влияние на предприятие. Ранее в статье мы приводили основные факторы из каждой группы, для примера возьмем по три фактора.

Факторы PEST
Политические
1 Государственные программы поддержки угольной отрасли
2 Сложности в районе Донбасского угольного бассейна
3 Все более жесткие экологические нормативы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1 Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий
2 Падение внешних и внутренних цен на уголь
3 Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений и санкционной политики
Социально-культурные
1 Снижение численности населения
2 Снижение уровня жизни
3 Повышение образованности населения
Технологические
1 Ускоренное развитие альтернативной энергетики
2 Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами
3 Повышение точности контроля и сертификации угля

Вторым шагом будет определение степени влияния каждого фактора на компанию. Для этого пригласите экспертов (желательно не менее пяти) и попросите их оценить:

  1. Влияние каждого фактора по пятибалльной шкале,
    где 1 – минимальное влияние,
    5 – максимальное влияние фактора,
  2. Вероятность изменения каждого фактора по трехбалльной шкале,
    где 0 – в будущем фактор перестанет существовать,
    1 – фактор не изменится в ближайшее время,
    2 – фактор усилится в ближайшее время.

Рассчитайте среднее значение по влиянию факторов и средневзвешенное значение по каждому фактору с учетом прогноза изменений.

В качестве экспертов угольнодобывающий завод представил трех членов совета директоров, отвечающих за добычу, реализацию и финансирование, а также аудитора предприятия, имеющего опыт аудита других угольных заводов и председателя Ассоциации предприятий угольной отрасли. После того, как эксперты проставили свои оценки, была подготовлена сводная таблица (кликните, чтобы увеличить).

Итоговая таблица представляется в знакомом матричном виде, факторы в каждой ячейке которой проставлены по убыванию влияния.

Политические Экономические
Все более жесткие экологические нормативы 4,2 Падение внешних и внутренних цен на уголь 3,36
Сложности в районе Донбасского угольного бассейна 3,84 Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий 3,36
Государственные программы поддержки угольной отрасли 1,52 Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений 1,92
Социально-культурные Технологические
Снижение численности населения 4,48 Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами 8
Снижение уровня жизни 1,92 Повышение точности контроля и сертификации угля 2,72
Повышение образованности населения 1,44 Ускоренное развитие альтернативной энергетики 2,64

Третьим шагом в проведении PEST-анализа будет выработка стратегии, включающей в себя наиболее «выигрышные» ответные действия на сигналы внешней среды.

В этом поможет таблица, в которой на каждый фактор внешней среды прописано наиболее выгодное для компании ответное решение. Из совокупности таких решений и будет состоять стратегия.

Совет директоров проанализировал матрицу факторов PEST-анализа и разработал решения – ответы на возможности и риски внешней среды.

Факторы PEST Средневзвешенная Действия
Политические
1 Все более жесткие экологические нормативы 4,2 Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
2 Сложности в районе Донбасского угольного бассейна 3,84 В период сниженной конкуренции занимать более активную позицию на рынке сбыта, увеличивать объем добычи
3 Государственные программы поддержки угольной отрасли 1,52 Использовать возможности поддержки, осваивать субсидии, входить в ассоциации
Экономические
1 Падение внешних и внутренних цен на уголь 3,36 Снижать себестоимость добычи угля, лоббировать свои интересы на рынке ж/д поставок
2 Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий 3,36 Увеличивать экспортную составляющую
3 Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений 1,92 Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
Социально-культурные
1 Снижение численности населения 4,48 Запустить программу рабочей миграции квалифицированных кадров из соседних регионов
2 Снижение уровня жизни 1,92 Оптимизировать фонд оплаты труда, использовать повышенные премии за действительно высокое качество работы
3 Повышение образованности населения 1,44 Привлекать молодых специалистов по программам стажировок
Технологические
1 Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами 8 Закупать передовое оборудование с тем, чтобы снизить стоимость добычи
2 Повышение точности контроля и сертификации угля 2,72 Использовать тесты качества угля на разных стадиях добычи для снижения имиджевых потерь
3 Ускоренное развитие альтернативной энергетики 2,64 Инвестиции в проекты по альтернативной энергетике.

В итоге у руководства заводом появился черновик стратегии:

  • использовать возможности экспорта, особенно в Азиатский и Латиноамериканский регионы, а также на Ближний Восток;
  • поддерживать конкурентную цену за счет оптимизации затрат на добычу (оборудование и ФОТ) и на транспортные расходы (лоббирование интересов в отрасли ж/д перевозок);
  • использовать заведомо более высокое качество продукции для построения долгосрочных отношений с крупными зарубежными заказчиками;
  • привлекать квалифицированные кадры в регион посредством различных программ, самостоятельно и совместно с государством.

Мы наглядно рассмотрели проведение PEST-анализа, чтобы вы смогли сделать его самостоятельно и убедиться, какие значимые результаты может он принести. Конечно, у этого инструмента есть свои преимущества и недостатки. Помните, что сделанный однажды PEST-анализ должен обновляться раз в год, так как внешняя среда постоянно меняется. Но на его обновление, а также на то, чтобы тактически быть в курсе событий, вам понадобится не так много времени. Ведь вы уже будете знать, куда смотреть и у вас будет готовый шаблон пест-анализа!

источник

PEST-анализ — один из базовых методов анализа внешней среды организации, зачастую предваряющий SWOT-анализ. Используется в основном для определения трендов рынка, общей динамики отрасли. Результаты ПЕСТ-анализа важны для оценки потенциальных угроз и возможностей среды, в которой действует компания.


ПЕСТ-анализ факторов внешней среды организации

Отсюда первое правило — при проведении PEST-анализа необходимо в первую очередь определить стратегический срок: мы исследуем то, что есть сейчас, или то, что будет через несколько (сколько?) лет.

Сейчас в России большое количество автодилеров, и они, откровенно говоря, все еще неплохо себя ощущают. Но если мы посмотрим на 5 лет вперед, в нашем PEST-анализе возникнет тренд — автопроизводители будут налаживать прямые поставки от заводов к потребителям с помощью интернет-заказов, т.е. есть тренд D2C (Direct to Customer).

PEST (ПЕСТ) —акроним, образованный словами Political (Политические), Economical (Экономические), Social (Социальные, социокультурные), Technical (Технические). Т.е. описание некоторых (основных) факторов внешней среды.
Как вы видите на картинке, факторов внешней среды может быть существенно больше. Отсюда возникают всякие модификации Пест-анализа, о которых я упомяну ниже.

P (Political, Политические) — опишите законодательные, правовые и политические факторы внешней среды. Точнее, если вы делаете анализ на будущее — какими они будут, тенденции, заявленные, но не вступившие в действие регулирующие и законодательные механизмы.
Что изменится с этой точки зрения в вашей стране, рынке, отрасли, в которой обитает и действует ваша организация? Как это на вас может повлиять? Что с сертификацией и лицензированием?
Насколько государственные регулирующие органы вмешиваются в деятельность компаний? Планируются ли изменения? Высок ли уровень коррумпированности?
А также обратите внимание на взаимодействие вашего государства с соседними странами и политическими оппонентами. Не навредит ли это вашему бизнесу.

На российском онлайн-рынке торговли продуктами питания в ближайшие годы ожидаются послабления в дистанционной торговле и доставке алкоголя. Или, к примеру, в сфере здравоохранения ожидаются изменения в области дистанционной диагностики и телемедицины.
Или печальные примеры, когда после событий 2014 года вынуждены были закрыться и прекратить свою деятельность компании, поставляющие продукты питания из-за рубежа.

E (Economical, Экономические) — опишите экономические факторы окружающей среды. Это факторы, которые имеют прямое и наиболее важное влияние на ваш проект. На что надо обратить внимание?

  • Инфляция
  • Курс валют
  • Налоговые ставки и льготы
  • Динамика ВВП на душу населения
  • Безработица
  • Банковское регулирование
  • Доступность кредитов
  • Цены на нефть и прочее сырье
  • Цены на аренду и продажу недвижимости

S (Social, Социокультурные) факторы внешней среды. О чем идет речь?

  • Убеждения в обществе
  • Количество браков и детей
  • Средний возраст населения
  • Общие демографические показатели
  • Образованность, наличие квалифицированных кадров
  • Процент населения за чертой бедности
  • Тренды в обществе
  • Религиозные нормы
  • Миграционные показатели
  • Доминирующие вакансии
  • Востребованность у абитуриентов тех или иных факультетов

Почти всем своим клиентам из Татарстана я предлагаю очевидную идею, которая поможет снизить конкуренцию в разы и при этом поднять цены — делайте халяль продукты или услуги.
Халяль косметика.
Халяль рекламное агентство.
Халяль что угодно!

T (Technological, Технологические) факторы, но я в своей практике добавляю сюда еще и общие тенденции, не вписывающиеся в другие блоки. Данный блок требует более подробного анализа, так как внезапная смена технологий может существенно ударить по позициям компании.
Когда-то, в последние годы своего существования, компании Нокиа и Кодак были весьма прибыльными организациями, но недостаточное внимание к технологическим трендам привело эти компании к исчезновению. Или вспомните, как исчезли из городов многочисленные копировальные центры с удешевлением копировальной техники и развитием компьютерных периферийных устройств.
На что обращать внимание?

• Ключевые технологические изменения
• Инновационные тренды
• Влияние digital-технологий
• В целом технологическая скорость реагирования среды
• Средние затраты государства и компаний на научные исследования
• Динамика спроса на технических специалистов

Специалистам хочется охватить больше факторов внешней среды, чем предоставляют вышеперечисленные четыре блока. В целом, неплохо бы описать все факторы макро- и микросреды, представленные выше на картинке. Но т.к. объем работы, возможно, окажется избыточным, специалисты добавляют отдельные, наиболее важные блоки.

В частности, существует модель PESTEL-анализа. Окончание EL обозначает дополнительное внимание к факторам E (Ecological, Экологические) и L (Legal, Правовые), обозначающим дополнительное внимание к правовым факторам.

PESTELI — это анализ, дополненный отраслевым анализом рыночной среды. I (Industry, Индустрия). Здесь уделяется более глубокое внимание конкурентной среде и косвенным рынкам.

STEEP анализ дополняет ПЕСТ еще и факторами этического характера

Как я уже писал выше, ПЕСТ может выступать в качестве описания внешней среды в СВОТ-анализе, т.е. используется для описания Возможностей (O) и Угроз (Т) в заданном стратегическом периоде. Единственное, в классическом ПЕСТ-анализе не уделяется внимание конкурентной среде.
Как определить, относится ли фактор к внешней или к внутренней среде компании? Это можно сделать с помощью вопроса “Может ли компания на это повлиять? ”. Если да — то это фактор внутренней среды, если нет — фактор внешней. Но бывают и такие случаи, когда один и тот же фактор может относиться и к внутренней среде SW, и одновременно к внешней OT.
Еще раз подчеркну, что грамотный анализ внешней среды в SWOT-анализе и является, по сути, подробным PEST-анализом.

Для чего необходимо описывать факторы внешней среды, и что с этим делать в дальнейшем?
На следующем этапе, после сбора факторов, составляется таблица, где описываются действия компании в ответ на изменения окружающей среды, как воспользоваться положительными факторами и как нивелировать отрицательные. Для чего? Для достижения целей компании.
Приведу пример подобной таблицы, которую я составлял для одного из своих клиентов, технологической компании, разрабатывающей CMS (движок сайта) для интернет-магазинов.
Пример приведен в сокращенном варианте.

Полититические Описание Влияние на компанию Ответные действия организаци
Санкции к России Не будет расти количество магазинов-экспортеров. низкое

Фокус на потребности внутреннего рынка.
ФЗ 152 о Персональных данных Ужесточение требования к хранению персональных данных. высокое Требуется доработать безопасность движка и блок работы ритейлера с персональными данными клиентов.
Экономические
Стагнация Не будет расти количество интернет-магазинов. высокое Необходимо разработать новый продукт, или провести агрессивную конкурентную маркетинговую кампанию.
Сбербанк, Яндекс, Мейл.ру объявляют о крупных инвестициях в собственные маркетплейсы. Количество действующих магазинов в стране сократится, произойдет консолидация рынка, магазины просто выложат товары на эти маркетплейсы. Движки будут не нужны. высокое Разработать продукт по интеграции торговых данных на всех маркетплейсах разом.
Падение доходов населения Падение доходов и маржи у ритейлера. среднее Ориентир на недорогие модификации продукта с регулярной оплатой за аренду. Без сложных наворотов и модулей.
Социокультурные
Спрос на обучение на программистов Продолжается нехватка квалифицированных, опытных программистов. низкое Ориентир на программные продукты, не требующие излишней квалификации программистов.
Китайские интернет-магазины Люди предпочитают недорогие покупки на китайских маркетплейсах. высокое Разработка интеграций с китайскими магазинами.
Технологические
Рост маркетплейсов Рынок консолидируется. Останутся единичные игроки с моделью маркетплейс. Не будет потребности в CMS для маркетплейсов, т.к. их будет немного. высокое Необходимо разрабатывать продукт, помогающий увеличивать продажи на маркетплейсах и интегрирующий деятельность на всех маркетплейсах.
Облачные решения Растет спрос на облачные технологии. среднее Необходимо добавить SAAS модель продаж.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Итак, мы с вами рассмотрели модель ПЕСТ-анализа, его взаимосвязь со СВОТ-анализом, а также с описательным методом по оценке и разработке программы действий в ответ на изменение внешней среды.
Обращу ваше внимание, что если компания функционирует на разных рынках с различными продуктами, то анализ необходимо проводить для каждого рынка/продукта.

источник

Давая оценку политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим факторам, нужно учесть не только лишь их фактическое состояние, да и предсказывать вероятные конфигурации каждого фактора на пару лет вперед. Вот поэтому так принципиально, чтоб в проведении PEST анализа учавствовали специалисты отрасли либо персонал компании, который уже издавна ведет взаимодействие с рынком.

Весь процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на последующие этапы:

  1. Определение причин, которые могут повлиять на реализации и прибыль компании
  2. Сбор инфы по динамике и нраву конфигурации каждого фактора
  3. Анализ значимости и степени воздействия каждого фактора
  4. Составление сводной таблицы PEST анализа

Информация и осознание ситуации — важнейший шаг хоть какого анализа. Для получение близкой к реальности картины об изменении рыночных причин опросите людей, которые с различных точек зрения глядят на рынок: независящие специалисты рынка, менеджеры по продажам, торговцы (впрямую взаимодействующие с конечными покупателями), собственники бизнеса, руководители различных отделов, топ-менеджмент компании, рекламщики смежных отраслей. Изучите всю открытую информацию по рынку в веб и печатных изданиях. Поглядите, какого развития достигнула ваша ветвь в более продвинутых странах, с какими неуввязками столкнулась на рынках похожих государств.

Первым шагом составьте список причин, которые могут воздействовать на реализации и прибыль компании в длительной перспективе (3-5 лет). Разбейте эти причины на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.

Мы составили очень подробный перечень PEST причин, которые обычно рассматриваются компаниями:

(P) POLITICAL — политические причины наружной среды

Причины воздействия политической среды на рынок
Устойчивость политической власти и имеющегося правительства
Бюрократизация и уровень коррупции
Налоговая политика (тарифы и льготы)
Свобода инфы и независимость СМИ
Тенденции к регулированию либо дерегулированию отрасли
Количественные и высококачественные ограничения на импорт, торговая политика
Рвение к протекционизму отрасли, наличие муниципальных компаний в отрасли
Степень защиты умственной принадлежности и закон об авторском праве
Антимонопольное и трудовое законодательство
Законодательство по охране среды
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли
Возможность развития военных действий в стране

(E) ECONOMICAL — экономические причины наружной среды

Причины воздействия экономической среды на рынок
Темпы роста экономики
Уровень инфляции и процентные ставки
Курсы главных валют
Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны
Уровень располагаемых доходов населения
Степень глобализации и открытости экономики
Уровень развития банковской сферы

(S) SOCIO-CULTURAL — социально-культурные причины наружной среды

Причины воздействия социально-культурной среды на рынок
Уровень здравоохранения и образования
Отношение к ввезенным товарам и услугам
Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию
Требования к качеству продукции и уровню сервиса
Культура формирования скоплений и кредитования в обществе
Стиль жизни и привычки употребления
Развитие религии и иных верований
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам
Темпы роста населения
Уровень передвижения и иммиграционные настроения
Поло-возрастная структура населения и длительность жизни
Соц стратификация в обществе, меньшинства
Размер и структура семьи

(T) TECHNOLOGICAL — технологические причины наружной среды

Причины воздействия технологической среды на рынок
Уровень нововведений и технологического развития отрасли
Расходы на исследования и разработки
Законодательство в области технологического оснащения отрасли
Развитие и проникновение веба, развитие мобильных устройств
Доступ к новым технологиям
Степень использования, внедрения и передачи технологий

После того, как все причины, способные повлиять на реализации и прибыль компании выбраны, нужно оценить силу воздействия каждого фактора. Сила воздействия фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:

  • 1 — воздействие фактора не много, хоть какое изменение фактора фактически не оказывает влияние на деятельность компании
  • 2 — только важное изменение фактора оказывают влияние на реализации и прибыль компании
  • 3 — воздействие фактора высоко, любые колебания вызывают важные конфигурации в продажах и прибыли компании

Направьте внимание! Причины, которые совершенно не оказывают влияние на деятельность компании, просто не врубаются в таблицу. Оценка силы воздействия фактора — это личная экспертная оценка.

Возможность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 значит наименьшую возможность конфигурации фактора наружной среды, а 5 — наивысшую возможность. Оценку лучше проводить не персонально, а посреди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы.

После выставления всех оценок в отдельном столбце рассчитывается среднее арифметическое по ним.

Последующим шагом уже можно высчитать реальную значимость каждого фактора. Настоящая значимость позволяет оценить, как компании следует уделять свое внимание и держать под контролем фактор конфигурации наружный среды, и рассчитывается как возможность конфигурации фактора, взвешенная на силу воздействия этого фактора на деятельность компании.

Чем выше настоящая значимость фактора, тем больше внимания и усилий следует уделять для понижения негативного воздействия фактора на бизнес.

Последним этапом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все причины в порядке убывания собственной значимости располагаются в последующей таблице:

Таблица PEST анализа — промежный вариант. Для того, чтоб окончить анализ, нужно сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на ветвь, на компанию и спланировать программки, которые нужно провести, чтоб понизить негативное воздействие фактора и очень использовать положительное воздействие фактора на деятельность компании.

К примеру, понижение реальных располагаемых доходов населения приведет к изменению корзины потребляемых товаров в отрасли, отказу от части товаров, росту спроса на более дешевенькие продукты. Для компании это может означать, к примеру, повышение продаж более дешевеньких продуктов. Для того, чтоб минимизировать воздействие данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель продуктов, понизить линейки дорогих товаров и ввести новые экономные предложения. также следует отрешиться от увеличения цен на дешевенький ассортимент.

Данный пример облегченного PEST анализа предприятия поможет закрепить прочитанный материал и осознать, как сделать анализ на практике.

источник

  • В чем разница между SWOT и PEST-анализом.
  • Как проводить PEST-анализ.
  • Какие подводные камни могут ждать при составлении PEST-анализа

PEST-анализ – это инструмент по стратегическому долгосрочному планированию. PEST-анализ внешней среды предприятия составляют с перспективой на три-пять лет, ежегодно обновляя данные. PEST-анализ часто выполняют как матрицу в виде таблицы или четырех квадратов.

Результаты PEST-анализа применяют, чтобы определить угрозы и возможности в процессе составления SWOT-анализа на предприятии.

Суть PEST-анализа в вопросе изучения экономики заключается в необходимости выявить, как на государственном уровне распределяются ресурсы. Получение этих сведений важно для работы любой организации. Что касается социальных аспектов, они также важны для PEST-анализа. Технологические факторы – это тенденции, появляющиеся в процессе технологического развития. Часто именно они выступают в роли причин, по которым рынок меняется и несет потери. Вследствие этих аспектов иногда появляются и новые продукты.

Данные анализируются в соответствии со схемой «фактор – предприятие». Результаты PEST-анализа оформляют как матрицу, главные составляющие которой – факторы, присутствующие в микросреде. Далее по значимости выделяют силу воздействия этих факторов с присвоением баллов, рангов и иных единиц измерения. Выводы и результаты позволяют провести адекватную оценку внешней экономической ситуации, которая складывается в производственной и коммерческой среде.

Поскольку PEST-анализ затрагивает внешние факторы, влияющие на работу организации, деление внешней среды производится по определенной схеме. В ней выделяется:

  • Макросреда (речь идет здесь о правительстве, экономике, социально-демографической среде, научно-техническом прогрессе и природных факторах).
  • Микросреда (речь идет о поставщиках, акционерах, покупателях, кредиторах, профсоюзах, конкурентах).

Как правило, PEST-анализ предприятия изучает только макросреду, включающую в себя различные факторы. В связи с этим из всего количества факторов внимание заостряют на 4 ключевых направлениях, более всего влияющих на работу предприятия.

Например, предприятие А занимается производством и продажей товаров. Оно работает на высококонкурентном рынке, на котором отсутствует явный лидер (монополист). Емкость рынка составляет 100 тыс. тонн и имеет динамику роста — 5% в год. В ходе анализа мы установили:

Блок 1 — наши силы и слабости

Блок 3 — возможности и угрозы

Наши сильные стороны: товары предлагаем по доступным ценам, у нас большой ассортимент, используем современные формы и методы продаж, предприятие имеет хороший имидж на рынке.

Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

Наши слабости: отсталость информационных технологий внутреннего пользования, низкая зарплата персонала, слабая мотивация и бедный набор средств системы стимулирования, неуклонный рост издержек из-за малых объемов производства.

Угрозы: увеличение цен на теплоснабжение, электроэнергию, газ, сырье, материалы, комплектующие и транспортные услуги; приход на рынок крупного западного производителя; неблагоприятная налоговая политика государства.

В статье электронного журнала «Генерального Директора» ваши коллеги делятся опытом, как они действуют, когда надо принять ответственное решение и как им в этом помогает SWOT-анализ.

Речь идет о факторах в политико-правовом окружении организации. Рассматривая политико-правовое окружение сферы, проводя PEST-анализ рынка или государства, нужно дать ответы на ряд вопросов, затрагивающих ключевые изменения в правовом регулировании и стабильной политической ситуации.

Следует определить, могут ли в ближайшем будущем произойти изменения в законодательной базе государства, рыночной среде, сфере, в которой работает предприятие, способно то или иное изменение повлиять на работу фирмы (касается это, прежде всего, вопросов, связанных с доходом).

Эти и другие факторы позволяют провести PEST-анализ. Пример: планируется ли введение закона, ограничивающего вероятность наценки на продукцию; меняется ли налогообложение в сфере, где работает компания, вводятся ли новые тарифы; вводится ли закон, согласно которому будет ограничена реклама или распространение продукции; будут ли ужесточены требования по сертификации продукта.

Далее следует определить, насколько государство вмешивается в бизнес-процессы организации, насколько значительна степень заинтересованности, может ли ситуация измениться в ближайшее время. Важно выяснить, насколько коррумпирована отрасль, и как этот фактор влияет на работу организации.

И, наконец, важно, в каких отношениях состоит страна с другими государствами и международными компаниями. Планируется ли изменение, упрощение или усложнение взаимоотношений?

Ведется рассмотрение факторов экономической ситуации на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа, входящие в данную группу, следует выделить 6 основных параметров, по которым можно судить о текущем экономическом состоянии государства/рыночной среды, в которой работает организация.

Итак, рассматривать необходимо:

  • динамику развития экономической сферы (упадок, рост, стагнацию);
  • изменения в курсах валют, цены на капитал;
  • изменения в уровне безработицы;
  • изменения в уровне инфляции;
  • изменения в располагаемом доходе на душу населения;
  • ряд тенденций в банковской отрасли.

Стоит заострить внимание и на факторах культурной и социальной обстановки на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа данной группы, следует сосредоточиться на 5 ключевых параметрах:

  • изменениях в демографическом состоянии: уровне роста или убыли населения – движении, половозрастной структуре рынка, изменениях в расовых принадлежностях;
  • уровне образованности общества, квалификации, которую имеют кадры;
  • особенностях в менталитете, важных культурных ценностях;
  • изменениях в социальных слоях населения;
  • изменениях во вкусах и предпочтениях общества, устоявшихся предубеждениях и мифах.

Эти факторы PEST-анализа позволяют отследить изменения в технологическом прогрессе в той или иной области. Составляющие данной группы нуждаются в детальном анализе, поскольку в период, когда технологический процесс особенно важен, именно технологические изменения могут внести серьезные поправки в устоявшуюся ситуацию на рынке.

Анализируя технологические факторы, следует заострить внимание на 4 параметрах, а именно:

  • возможных изменениях в основных технологиях, которыми пользуются в рыночной среде (инновациях в оборудовании, материалах, определенной бизнес-модели, способах организовывать и вести бизнес);
  • влиянии интернета на развитие рыночной среды;
  • влиянии мобильных технологий на развитие рыночной среды;
  • инновациях в информационных технологиях, обеспечивающих эффективную конкуренцию в рыночной сфере.

Шаг 1. Определите факторы для анализа.

Составьте перечень факторов, которые с большей вероятностью повлияют на продажи и прибыль бизнеса в ближайшие 3-5 лет. Ряд выявленных факторов следует разбить по 4 группам, отнеся их к политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

К примеру, (Р) РOLITICAL – политические факторы во внешней среде. Речь в данном случае идет о следующих составляющих:

  • устойчивости власти и действующего политического правления;
  • бюрократизации и коррупционном уровне;
  • налоговой политике (льготах и тарифах);
  • информационной свободе и независимости СМИ;
  • тенденциях к урегулированию или дерегулированию сферы;
  • торговой политике, количественных и качественных ограничениях на импорт;
  • стремлении к протекционизму сферы, наличии госкомпаний в данной отрасли;
  • уровне защищенности собственности интеллектуального характера и законе об авторстве;
  • антимонопольном и трудовом законодательстве;
  • законодательстве в области охраны окружающей среды;
  • будущем и текущем законодательстве, регулирующем правила в сфере деятельности;
  • вероятности возникновения нестабильной военной обстановки на территории страны.

(Е) ЕCONOMICAL. Речь идет об экономических составляющих PEST-анализа внешней среды предприятия, в частности:

  • о темпах роста в экономике;
  • уровне инфляции и процентных ставках;
  • курсах ключевой валюты;
  • уровне безработицы, размере и условиях оплаты трудовой деятельности;
  • уровне развития предпринимательской деятельности и сферы бизнеса;
  • кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике в государстве;
  • уровне располагаемой гражданами прибыли;
  • степени глобализации, открытости экономической среды;
  • уровне развития банковской отрасли.

(S) SOCIО-CULTURAL. Говоря о социально-культурных факторах во внешней среде, следует упомянуть:

  • об уровне развития образовательной и здравоохранительной сфер;
  • отношении к продукции и услугам импортного производства;
  • отношении к трудовой деятельности, карьерному росту, отдыху, процессу выхода на пенсию;
  • требованиях к качеству продуктов и сервиса;
  • культуре формирования сбережений и кредитованию в общественной среде;
  • образе жизни и привычках покупателей;
  • развитии религиозных и иных верований;
  • отношении к экологически чистой продукции натурального, природного происхождения;
  • темпах прироста населения;
  • уровне миграции и иммиграционных настроениях;
  • половозрастной структуре населения и продолжительности жизни;
  • меньшинствах, социальной стратификации в обществе;
  • размере и структуре семей.
  • степень развития инноваций и технологий в вашей сфере деятельности;
  • затраты на проведение исследований и разработок;
  • законодательное урегулирование вопросов по технологическому оснащению сферы;
  • уровень развития и проникновения сети интернет и мобильных гаджетов в отрасль;
  • степень доступа к инновационным технологиям;
  • уровень пользования, введения и передачи технологических процессов.

Шаг 2. Определите степень влияния факторов.

Следует оценить, как каждый фактор воздействует на бизнес-процесс. Силу воздействия можно оценить в соответствии со шкалой от 1 до 3:

Цифрой 1 обозначают малый уровень влияния фактора; работа организации почти не меняется при воздействии фактора;

2 – показатель, который говорит о том, что на уровень продаж и доход фирмы могут повлиять лишь значительные изменения в факторе;

3 – балл, свидетельствующий о том, что фактор способен оказать значительное воздействие на работу организации; при любых колебаниях продажи и прибыль фирмы могут изменяться.

Следует учитывать, что факторы, не сильно влияющие на работу фирмы, не должны быть в таблице. Оценивать, насколько сильно влияет фактор – значит, давать субъективную экспертную оценку.

Шаг 3. Проведите оценку вероятности изменения фактора.

Уровень вероятности колебаний оценивают в соответствии с пятибалльной шкалой. К примеру, 1 в данном случае – минимальная степень вероятности того, что фактор может претерпеть изменения, а 5 – соответственно, максимальный уровень вероятности.

Хорошо, если оценка будет проводиться не в индивидуальном порядке, а совместно со специалистами, обладающими определенным опытом работы в данной сфере и проведении экспертиз в любом направлении деятельности. После того, как все оценки выставлены в отдельной колонке, можно перейти к расчету среднего арифметического по ним.

Шаг 4. Оцените реальную значимость факторов.

Следующий шаг – расчет реальной значимости всех факторов в отдельном порядке. Если Вы располагаете информацией о реальной значимости, можно оценить, как организация должна контролировать факторы внешней среды. PEST-анализ в этом вопросе значительно упрощает работу. Расчет значимости ведется как возможность изменений в факторе, взвешенная на степень воздействия данного фактора и работу организации. От того, насколько высок уровень реальной значимости фактора, зависит, стоит ли уделять внимание и прикладывать усилия к тому, чтобы снижать негативное влияние фактора на бизнес-процесс. Если значимость высока, следует прикладывать достаточно усилий для изменения ситуации и уделять фактору повышенное внимание.

Шаг 5. Составьте сводную таблицу PEST-анализа.

Следует сделать завершающий шаг в анализе – привести все расчеты в матричный формат. Матрица PEST-анализа должна содержать в себе все факторы по убыванию важности.

Шаг 6. Подведите итоги.

РEST-анализ и таблица, составленные по ряду показателей, являются промежуточным вариантом. Для завершения анализа нужны выводы. Следует определить, как каждый из факторов воздействует на сферу деятельности, предприятие, а также провести планирование, выявив, какие из программ требуется проводить в целях снижения негативного влияния фактора и максимального использования его положительного влияния на работу фирмы. Это одна из задач, которую должен решить РEST-анализ.

источник

PEST-анализ часто используется бизнесменами, маркетологами и управляющими. Данный метод позволяет проанализировать условия, не зависящие от человека напрямую. Также он дает понять, стоит принимать решение или нет.

Люди далеко не всегда могут оценить все проблемы адекватно. И это нормально – все-таки человеческий мозг отличается от компьютерных программ, поэтому нередко «подтасовывает» результаты. Но ошибки и недооцененные угрозы могут дорого обойтись большим компаниям и маленьким предприятиям, которые много ставят на кон.

Чтобы как можно более объективно оценить внешние угрозы, положение и возможности развития, был придуман PEST-анализ.

Название «PEST» представляет собой аббревиатуру из следующих слов:

  • Политическая сфера (Political). Стоит на первом месте, поскольку является определяющим фактором для развития продукта или компании.
  • Экономическая сфера (Economics). На этом уровне рассматривается текущее положение на рынке и способности компании.
  • Социальная сфера (Social). Конечными потребителями товара или услуги почти всегда становятся люди. А это значит, что перед запуском продукта лучше выяснить, как они к нему относятся.
  • Технологическая (Technological). Данная сфера анализа определяет следующие вопросы: какие шансы у компании достигнуть успеха при использовании текущих технологий? Что изменится, если изменить условия?

Pest analysis – хороший инструмент для первоначального планирования деятельности по новому проекту. Он не может заменить полноценный SWOT-анализ, но станет хорошим подспорьем при принятии решения. Кроме того, внедрение такого инструмента позволит более четко увидеть картину того, что ждет продукт или компанию в дальнейшем.

SWOT-анализ используется в бизнесе не менее часто, чем PEST. Но чем они отличаются? Оба этих метода направлены на изучение основных факторов среды. Вот только PEST анализ изучает макрофакторы, а SWOT – микрофакторы. Говоря простым языком, первый анализ позволяет изучить особенности внешней среды, которые от нас никак не зависят. А второй метод дает представление о сильных и слабых сторонах компании и о том, какие угрозы и возможности для нее существуют.

Два метода дополняют и влияют друг на друга, поэтому чаще всего их проводят для принятия окончательного решения. Вот небольшой образец матрицы SWOT-анализа: существует строительный магазин «Стройка». Что может ждать его в будущем?

Сильные и слабые стороны Благоприятные возможности для развития в будущем Возможные угрозы
Сильные стороны: хорошее местоположение, высокий спрос, качественная продукция. Предприятие находится в развивающемся районе Санкт-Петербурга, который активно застраивается. Это значит, что его население в ближайшее время будет только увеличиваться. Высокая конкуренция: в том же районе открыто еще два подобных магазина.
Слабые стороны: отсутствие репутации, отсутствие начального капитала.

PEST-анализ как часть бизнес-плана

У СТЕП анализа есть большой плюс – он идеально подходит для начального планирования деятельности по проекту. Естественно, его часто включают в бизнес-план, поскольку с помощью данного метода можно понять, на что стоит направить основные усилия. Если же речь идет об инвестировании, то именно у ПЭСТ анализа есть шанс убедить инвестора в том, что проект стоящий.

К преимуществам Pест-анализа можно отнести то, что он позволяет выделить обстоятельства, которые будут способствовать успешному развитию проекта. А это значит, что при помощи данного инструмента маркетинговая стратегия будет построена более правильно.

PEST-анализ в бизнес-плане часто идет бок о бок со SWOT-анализом. Вместе эти два метода дают полную и четкую картину внутренних и внешних угроз и возможностей компании.

Если возникли затруднения с проведением PEST-анализа, то можно взять за основу готовый бизнес-план. Так будет понятнее, что именно делать и какие факторы анализировать. После нескольких сделанных проектов изучение внешних сфер уже не должно вызывать затруднение.

Pest анализ предполагает анализ основных базовых сфер.

Такой комплексный подход позволяет представить ясную картину того, как и каким образом внешняя среда влияет на деятельность компании.

В этот аспект входит политическая ситуация в стране, выборы, новые и старые законы, которые могут повлиять на деятельность организации, государственное влияние. Так как политика – это очень обширная сфера, начать список факторов лучше с самых значимых факторов, постепенно переходя к не таким важным.

Например, в условиях политической нестабильности новый проект начинать неразумно. Также не имеет смысла открывать направление, в отношении которого собираются ввести законодательное ограничение. Вот несколько примеров политических факторов:

  • Вступление государства в международные объединения.
  • Регулирование конкуренции (например, антимонопольные программы).
  • Выборы.
  • Разработка и внедрение новых законов.
  • Поправки в уже существующие законы.

На втором месте стоят экономические факторы, и нетрудно догадаться, почему. Именно от состояния экономики зависит покупательская способность, состояние самой компании, стоимость сырья. Например, сельскохозяйственные компании закупают иностранные удобрения. За счет роста доллара и евро их стоимость значительно увеличилась, что повлекло за собой подорожание фруктов и овощей.

Экономическая ситуация в стране всегда влияет на деятельность организации, поэтому лучше заранее выявить такие проблемы, как:

  • инфляция;
  • нестабильность основной валюты;
  • колебания иностранной валюты;
  • увеличение безработицы;
  • динамика ставки Центробанка.

Не меньший вес имеют и неформальные правила и нормы, которые господствуют в обществе. Они могут как улучшить репутацию компании, так и полностью уничтожить новый продукт. Среди социальных факторов можно выделить следующие:

  • Базовые ценности.
  • Религиозные факторы.
  • Менталитет.
  • Убеждения и нормы.
  • Влияние в СМИ.

Состав PEST

К примеру, в последнее время много внимания уделяется экологической ответственности компаний. Если фирма покажет себя как активный участник переработки продуктов, то покупатели будут больше ей доверять.

Технологии постоянно улучшают жизнь, поэтому важно следить за тем, чтобы услуги и продукты соответствовали последним тенденциям. К примеру, после появления смартфонов появился рынок платных приложений. Технические факторы могут не оказывать влияние на компанию в текущий момент, но в долгосрочной перспективе они выходят на первый план.

В последнее время к привычным сферам прибавились еще две:

  • Экологическая – определяет тренды, связанные с погодой и климатической ситуацией.
  • Юридическая – тенденции законодательной сферы.

Pestel-анализ позволяет более точно определить диапазон внешних возможностей и угроз.

Для того, чтобы получить объективный взгляд на макросреду, нужно уметь посмотреть на проблемы с разных точек зрения. Ниже приведен пример Pestel-анализа компании, которая занимается продажей микросхем.

Факторы Значение фактора Влияние факторы на стратегию
Политические: ограничения на ввоз импортных продуктов 1 3
Экономические: рост иностранной валюты 0,5 1
Социальные: отсутствие квалифицированных специалистов 0,1 1
Технологические: развитие науки и техники, которое повлечет за собой отказ от старых моделей микросхем 1 5
Экологические: подорожание исходных материалов за счет того, что они сделаны из пластика 1 1
Юридические: отношение местной бюрократии

По такому же пособию можно составить PEST-анализ салона, производства и любой другой компании.

У Pestle-анализа есть несколько этапов:

  • Сначала выделяются внешние факторы, которые обладают высокой вероятностью реализации. Среди них особого внимания заслуживают события, которые будут воздействовать на предприятие или продукт. Например, люди вряд ли перестанут пользоваться пластиком. Но существует вероятность того, что они будут отдавать предпочтение переработанным материалам.
  • После этого каждому из выписанных факторов нужно присвоить значение от нуля до единицы. Цифра «1» ставится в случае высокой значимости для предприятия, а «0» оставляется для незначительных событий.
  • Оценивается влияние каждого фактора на стратегию по пятибалльной шкале.
  • Дальше расчет осуществляется по следующей формуле: оценка факторы умножается на степень его воздействия. К примеру, если снижение активности потребителей значительно влияет на компанию, этому событию присваивается цифра «1». Если люди перестанут покупать товар, это окажет сильное воздействие на стратегию предприятия. Количественная оценка в пять баллов показывает, что стратегия целиком зависит от внешних факторов и нуждается в корректировке.

  • Для успеха предприятия важно, чтобы PEST-анализ был проведен на основании полной информации. Поэтому лучше избегать кратких исследований, если на их основании принимается решение.
  • Чтобы получить взгляд разных сторон, лучше попросить помощи у экспертов в нескольких областях: это даст более объективную картину.
  • Не стоит формировать PEST-анализ на краткосрочную перспективу. Специалист при составлении проекта должен составлять долгосрочную стратегию.

макрофакторы

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Пест-анализ является удобным маркетинговым инструментом, который позволяет подробно изучить внешнюю макросреду. К недостаткам этого метода можно отнести его сложность. Неправильное проведение исследования может привести к катастрофичным последствиям.

источник