Меню Рубрики

Как сделать контент анализ образец

Контент-анализ — метод количественно-качественного изучения содержания для измерения или выявления определенных тенденций и фактов, которые отражены в предлагаемых к изучению текстах. Принципиальное отличие данного вида аналитического обзора от остальных методов в том, что источники исследуются с учетом социального контекста. Давайте подробнее рассмотрим тонкости данного вида исследования.

Первые примеры контент-анализа в социологии начали появляться в социальных дисциплинах начиная с 30-х гг. прошлого века в США. Изначально контент-анализ использовался в изучении литературы и журналистике. Значительный вклад в развитие этого метода сделали ученые X. Лассуэлл и Б. Берелсон.

Г. Лассуэлл применял контент-анализ в конце 1930-х годов для изучения политики и пропаганды. Он привнес различные новшества в этот вид исследования, появились новые процедуры и категории, а также такое понятие, как квантификация данных.

С масштабным развитием массовых коммуникаций увеличилось количество контент-аналитических исследований в области медиа. Государственные учреждения США и Англии применяли контент-анализ во время Второй мировой войны для того, чтобы изучить эффективность пропагандистской деятельности, а также в разведывательных целях.

За двадцать лет активного изучения и применения накопилось достаточно материала для написания Б. Берелсоном книги «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».

В различных методах контент-анализа примерами смысловых единиц являются:

  • понятия, определенные термины;
  • темы, выраженные в различных смысловых частях, радиопередачах;
  • фамилии и имена людей;
  • различные события и факты;
  • значение обращений.

Составляющие этого вида анализа определяются в зависимости от целей и задач конкретного вида исследований.

Единицы счета могут как совпасть, так и не совпасть с единицами анализа. В первом случае подсчитывается частота упоминаний конкретной смысловой единицы, а во втором единицы счета выдвигаются на основе анализируемого материала. Это может быть:

  • фактическая длина текста;
  • количество текста, заполненное смысловыми единицами;
  • число элементов текста;
  • общая продолжительность объекта контент-анализа;
  • метраж пленки с аудио- и видеоматериалами,
  • рисунки, схемы и графики.

Результаты подсчетов в контент-анализе схожи с обыкновенной классификацией по заданным параметрам. Составляются специальные таблицы, применяются определенные компьютерные программы, а также различные формулы подсчетов, к примеру формула расчета общего количества смысловых категорий во всем тексте, статистические данные аттрактивности и понятности объекта контент-анализа.

Методы контент-анализа активно используются как средство помощи в психологии, социологии и многих других областях, когда необходим анализ анкет, наблюдений, результатов тестирования в проектных методиках, а также результатов исследований в фокус-группах.

Областью применения данных методов являются массовые коммуникации, а также всевозможные маркетинговые исследования.

Примеры качественного контент-анализа могут использоваться для изучения всевозможных документальных источников, но наиболее эффективен этот вид анализа при большом количестве однопорядковых данных.

Контент-анализ применим не ко всем документам. Содержание оцениваемых источников должно позволять применение однозначного правила для точной фиксации необходимых характеристик (принцип формализации) и отличаться достаточным наличием исследуемого материала (принцип статистической значимости). Примером контент-анализа в документах может выступать обзор сообщений печати, эфиров радио, телетрансляций, протоколов собраний, писем, приказов, распоряжений, а также разбор данных интервью, находящихся в свободном доступе, и результатов социологических исследований.

К основным объектам применения данного способа исследования можно отнести выявление и изучение первоисточника, существовавшего до текста, и оценку непосредственного отражения его сути. Иными словами, примером контент-анализа является обзор материала, высвечивающего определенные стороны исследуемого объекта. Его образцом может стать окружающая действительность, а также адресат или автор изучаемого труда.

Контент-обзор определяет составляющие, существующие лишь в определенном тексте. Это могут быть такие его компоненты, как язык, структура, жанр; а в аудиозаписи, подвергающейся рассмотрению, объектами изучения могут являться тон и ритм речи.

Контент-анализ выявляет предметы и явления, существование которых будет возможно после использования текста и восприятия его адресатом. Это определяется как оценка всевозможных эффектов воздействия.

В практическом использовании и разработке контент-оценки существует несколько этапов.

Изначально стоит сформулировать гипотезы и задачи исследования. Затем необходимо определить категории анализа — это самые общие, ключевые понятия, которые соответствуют задачам разбора материала. Система категорий выполняет функцию анкетирования и помогает найти ответы на поставленные в тексте вопросы.

Отечественную систему аналитического исследования отличают присущие исключительно ей понятия: знаки, ценности и цели, герой, автор, тема, жанр и т. д. Все чаще встречаются примеры контент-анализа сообщений СМИ, которые основываются на парадигматическом подходе, изучающем отличительные признаки текстов как единую систему. К этим признакам относятся: содержание и суть задачи, причины, из-за которых она возникла, объект, образовавший проблему, а также уровень напряженности и пути решения возникших в ходе обзора материала вопросов.

Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования. Все виды исследования должны быть взаимоисключающими, то есть одинаковые компоненты не являются частями разных категорий. Они должны быть надежными, исключать разногласия по поводу принадлежности определенной составляющей содержания к той или иной категории, и, разумеется, уместными, то есть соответствующими поставленной задаче и содержанию аналитического обзора.

Анализируя примеры контент-анализа статей, можно сделать вывод, что некоторые крайности в этой сфере неблагоприятны для конечного результата, например выбор излишне дробных и многочисленных включений, детально повторяющих текст. Нежелательно использование избыточно обширных категорий, приводящих к примитивному и неполному анализу. Необходимо принять к сведению отсутствующие элементы материала, имеющие важное значение для контент-анализа.

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы. Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.

Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить два журнала. С этой целью он выделяет смысловые единицы, отражающие негативные настроения авторов статей, публикуемых в этих изданиях. Социолог вычитывает журналы, выделяя фразы вроде «нетрадиционные браки недопустимы». В результате он получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом издании. В конечном счете он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии.

Важнейшим этапом проведения контент-анализа можно назвать разработку и внедрение инструкции кодировщика. Это система правил и пояснений для человека, занимающегося сбором эмпирической информации путем регистрации заданных единиц анализа. В инструкции детально изложен порядок действий кодировщика, дано точное определение категорий и единиц анализа, общие правила их кодировки, приведены примеры контент-анализа текстов, которые являются объектом для изучения, оговаривается решение спорных ситуаций и т.д.

Процесс расчета при количественном контент-анализе очень схож со стандартными техниками сортировки по определенным параметрам разделения и измерения ассоциации.

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе! В этой статье мне бы хотелось привести пример использования метода контент-анализа. Для читателей не знакомых с базовыми принципами метода этот материал будет весьма полезен. Я решил описать алгоритм работы в рамках проведения простейшего классического качественного контент-анализа.

Безусловно, сегодня замер можно реализовать с использованием компьютера и специализированного или массового софта. Раньше же, несколько десятилетий назад, качественный контент-анализ проводился с использованием листов бумаги с отпечатанным текстом, ножниц и клея. Изначально надо было разбить (разрезать) тексты на приблизительно равные фрагменты, содержащие законченные мысли. После этого выстроить тематическую структуру, охватывающую разброс тем в рамках выбранного массива текстов. Далее требовалось закодировать (дать короткие имена) эти тексты, после чего собрать закодированные едиными терминами фрагменты текстов вместе. Разбиение на фрагменты может происходить и одновременно с кодированием.

Далее следовала качественная интерпретация материалов каждой из тематических групп — исследователь должен был выяснить причины, по которым тот или иной образ, предмет, явление, процесс и т.д. преподносятся именно в таком, а не ином свете, для чего они именно так преподносятся. По сути, качественный анализ также часто сводился и сводится просто к перечислению всех возможных эпитетов, метафор и более развёрнутых характеристик изучаемых предметов. Получение относительно полного перечня таких характеристик ставит точку над исследовательской работой. Я полагаю, что этот подход несколько неполон, и помимо перечисления характеристик, важно акцентировать внимание на поиске причин такого преподнесения информации, пытаться понять мотивы автора текста. Также часто исследователь акцентирует внимание на поиске уникальной составляющей, выделяющейся из общей совокупности деталей. Думаю, этот подход также должен быть ЧАСТЬЮ набора методик анализа, а не единственным его средством.

Очень важно понять, что в случае с количественным анализом исследователь главным образом отвечает на вопрос СКОЛЬКО? В случае же с качественным анализом он старается ответить на вопросы КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? В СВЯЗИ С ЧЕМ? и аналогичные. При этом подчеркну — качественной стадии может предшествовать и количественная, так как исследователь может заинтересоваться и тем КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? В СВЯЗИ С ЧЕМ? автор (авторы) высказываний НАИБОЛЕЕ ЧАСТО излагают свои мысли. В нашем примере, который последует ниже, как раз и используется синтез обоих подходов. Мне кажется, такая триангуляция (в данном случае совмещение количественного и качественного контент-анализа) оптимальна. Даже проводя качественный анализ (здесь приведён только лишь один подход к реализации качественного контент-анализа — в действительности их больше, и они могут иметь совсем разную форму реализации), не стоит забывать и об актуальности выборочных деталей в их генеральной совокупности.

Сразу предупреждаю: классический контент-анализ — довольно трудоёмкое занятие, требующее массу времени. И вместе с тем, даже будучи уже мало используемым, он остаётся актуальным как средство овладения более сложными методиками анализа текста. В этой связи, если Вы планируете освоить метод контент-анализа достаточно профессионально, рекомендую не игнорировать классические каноны контент-анализа, представленные в этой статье.

Итак, с чем же мы будем работать? В рамках данного показательного микрозамера вполне возможно обойтись совсем небольшой выборкой и опять же небольшим набором параметров. Причина такой минималистичности довольно проста — не хочется делать полноценное исследование только ради написания этого поста ? Очень надеюсь на Ваше понимание. Метод очень простой, поэтому трудностей никаких опять же с Вашим пониманием (на сей раз самого метода) возникнуть не должно.

Сразу подчеркну — чтобы лучше понять суть метода (или даже чтобы просто его понять), пожалуйста, прочитайте какие-либо статьи или хотя бы статью о качественных методах исследований — мне довольно непросто передать их суть в рамках небольшого поста здесь на блоге, а дублировать ранее многократно описанное желания не возникает ?

Во-первых, нам необходимо решить задачу сбора самого текстового массива, который мы будем анализировать. В данном примере мы будем работать с результатами глубинных интервью на тему наркомании и наркоугрозы в России (при этом никакой конкретики не будет — тема и непосредственно содержание интервью здесь для нас не играют роли, и также это довольно проблематично наглядно преподнести в формате скриншотов). Также стоит отметить, что это могли быть и иные тексты — например, результаты фокус групп, публикации в СМИ и т.д.

Предположим, Вы составили гайд (или его ещё называют топик-гайд), содержащий набор тем и подтем, на которые будет опираться Ваше общение с респондентами. Далее Вы благополучно взяли интервью и набрали высказывания респондентов в текстовом формате. Поместили каждое из интервью в отдельном текстовом документе. Настоятельно рекомендую кодировать названия документов следующим образом (или аналогичным) — например, 1petrov25m. Расшифровывается так: цифра 1 в начале кода говорит о том, что это первое интервью, взятое интервьюером Петровым (petrov). Респонденту 25 лет и он мужчина (буква m в конце кода). Соответственно кодом 3sidorov45w будет назван документ, в котором содержится третье интервью (то есть Сидоров взял их несколько, и это ЕГО третье интервью), взятое Сидоровым у женщины 45 лет. Так нужно закодировать каждое интервью и разместить в отдельном документе.

Теперь Вам надо открыть Excel либо аналог и приступить к достаточно кропотливой и долгой работе разбиения текста на отдельные фрагменты, коды и непосредственно текст которых помещается в таблицу. Ниже показан образец таблицы для размещения всех фрагментов каждого из интервью.

Работать с такой системой кодов текстовых фрагментов удобно, и это станет понятно уже в процессе анализа материала. Как Вы видит, созданная таблица содержит ряд столбцов «параметр 1», «параметр 2» и т.д.. Дело в том, что для реализации нашего замера нам потребуется ввести ещё одну систему кодов. Под словом параметр в данном случае подразумевается та или иная микротема, микросюжет, фигурирующий в рамках информационного пространства анализируемого материала. Этот набор параметров должен охватывать наиболее важные составляющие тематического поля материала, то есть их совокупность должна полно передавать набор тем и микротем, затрагиваемых респондентами в рамках интервью. Для того, чтобы ввести такие параметры, прежде всего достаточно будет просто попытаться представить себе их, в частности, опираясь на гайд, и записать в соответствующие ячейки таблицы. Далее имеет смысл открыть тексты интервью и, бегло прочитывая их, дополнить набор параметров. Это можно сделать также опираясь на нюансы конкретного ТЗ. Таким образом, это должны быть наиболее весомые параметры. Ориентировочно у Вас должно получиться 20-35 параметров. Их число зависит от объёма текстового массива, от самого потенциала вариативности темы, глубины гайда и качества интервьюирования. Всё — закончили наполнять таблицу и получили следующее:

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Наверное, нетрудно догадаться, что теперь самое время приступить непосредственно к кодированию материала. Строится оно следующим образом: в том случае если в текстовом фрагменте присутствует упоминание параметра Вы ставите 1, если отсутствует — ставите 0. Шкала может быть и порядковой, например, 1 — нейтрально выраженный параметр, 2 — несколько эмоционально выраженный параметр, 3 — ярко эмоционально выраженный параметр. В данном примере рассмотрим простейшую количественную шкалу, просто чтобы не усложнять себе задачу. На основе такой шкалы нам необходимо обработать весь текстовый массив — применить каждый из параметров к каждому из текстовых фрагментов. Задача, мягко говоря, непростая и кропотливая. Вот что мы должны получить на выходе:

Полученная таблица также носит название матрицы контент анализа. Она поможет Вам произвести анализ текстового массива и также даст возможность совершить простейшую квантификацию представленности микротем в изучаемом информационном пространстве, то есть узнать насколько активно заявляется та или иная микротема, насколько она популярна. Однако об этом мы с Вами поговорим во второй — аналитической части этой статьи. Это будет уже следующий пост на блоге. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТУТ.

источник

Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Само слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа.

Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

  • уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  1. Классификатор контент-анализа,
  2. Протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  3. Регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  4. Инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  5. Каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

  1. Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.
  2. Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).
  3. Не проверена подлинность документа.
  4. Не уточнено его авторство.
  5. Неполно учтено его предназначение.
  6. Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.
  7. Категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования.
  8. Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа.
  9. Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.
  10. Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.
  11. Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.
  12. Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.
  13. Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.
  14. Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.
  15. Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами

С.И. Григорьев. Основы современной социологии. Изд. Алтайского гос. ун-та. 2001.

источник

Уже неоднократно повторяли, что контент является одним из значимых способов ранжирования как в Яндексе, так и в Google. И чтобы продвинуть свой сайт, стоит огромное внимание уделить его наполнению. При этом учесть и технические характеристики, и пользу, которую извлечет для себя потенциальный клиент, посетив ваш ресурс.

Если вы хотите, чтобы ваше «детище» радовало хорошими позициями, отличным трафиком и притоком клиентов, проведите контент-анализ сайта. Благодаря ему вы выявите ошибки (может, и незначительные), которые мешают вашему ресурсу покорить заветный топ. Ну что, давайте разбираться?

Условно контент-анализ можно разделить на 3 части:

Ох, сколько на свете существует сайтов, наполненных ненужными, неинтересными и просто «несваримыми» текстами, после прочтения которых остается легкое (а порой и не совсем) чувство сожаления о потраченном времени. Помните, наполнять сайт контентом нужно не «от балды», а постоянно держа в голове мысль: важно ли это будет моему потенциальному клиенту или я вставил этот абзац для красного словца? Итак, о чем всегда нужно помнить.

Даже если вам кажется, что вы ничем не отличаетесь от конкурентов, всегда можно найти фишечку, которая выделит вас среди «серой массы». Причем не только можно, но и нужно! Ведь если вы сами не знаете, почему именно в вашу компанию стоит обратиться за определенным продуктом, то как это поймет сам клиент? Люди всегда ищут что-то лучше/дешевле/красивее – это аксиома. Вот лучшее/красивое/недорогое и есть уникальное торговое предложение.

Про виды УТП, а также про то, как его составить, мы уже писали ранее – советуем ознакомиться. Главное помнить, что уникальное торговое предложение не должно быть обманкой, а то лишитесь доверия клиента как по мановению волшебной палочки: вжух, и его нет. Ведь вряд ли вашим заказчикам будет приятно узнать, что громкий лозунг «на нашем сайте цены ниже на 50%, чем у конкурентов» – всего лишь маркетинговый ход. Кроме того, запомните, что фразы «высокое качество», «высококвалифицированные специалисты», «оперативная доставка» – это не УТП, а заезженные штампы, от которых давно стоит избавиться. А если у нас и правда оперативная доставка? – возмущенно можете заявить вы. Прекрасно, тогда подтвердите это цифрами и извлеките для клиента пользу. Например: Доставим изделие в течение 2 часов после оформления заказа. Вуаля – клишированная, потерявшая ценность фраза превратилась в отличное торговое предложение.

Ловите еще один пример неплохого УТП, подходящего для B2B сферы.

Вы все еще думаете, что разместив огромное «полотно» пусть и полезного текста, пользователь с готовностью потратит добрых полчаса, чтобы это прочесть? А вот как бы не так. Количество – далеко не синоним качества. Как показывает практика, пользователи чаще всего покидают сайт в первые 10 секунд просмотра, когда понимают, что не осилят громоздкий текст. Соответственно, все это негативно отражается не только на настроении клиента, ведь он не нашел для себя ничего ценного, но и на поведенческих факторах.

Позаботьтесь о своих потенциальных клиентах, уделите особое внимание структуре текста. Чем проще будет изложена информация, тем быстрее в мозг потенциальных заказчиков поступит сигнал «о, это именно то, что я ищу». И не нужно быть дальним родственником Пабло Пикассо или иметь дизайнерское образование, чтобы красиво оформить текст. Иконки, подчеркивания, выделения, шрифты – поэкспериментируйте и найдите свой стиль. Только не переборщите, буйство красок и объемов – тоже отнюдь не лучший вариант.

Пример эстетичного и привлекательного размещения:

И это отнюдь не все секреты по правильному оформлению текста. Подробные иллюстрированные советы, как сделать текст читабельным для пользователей, вы найдете здесь.

Нет, сейчас не о той уникальности, которую можно проверить через специальные сервисы – о ней поговорим позже. Мы имеем в виду добавочную ценность. То, что делает вас непохожим на сотни других сайтов с похожей тематикой. Помимо проработки хорошего УТП, можно использовать и другие приемы. Например, быть ориентированными на определенную целевую аудиторию. Допустим, пока ваши конкуренты пытаются продвинуть свой музыкальный портал, направленный на всех меломанов, вы можете «нацелиться» только на любителей джаза. Да, мы резко ограничили ЦА, но фанаты Эллы Фицджеральд, Рэя Чарльза и других культовых личностей могут сделать вам такой трафик (если найдут для себя что-то интересное), который вашим конкурентам с широкой целевой аудиторией даже и не снился. Чтобы узнать о других способах вычленить добавочную ценность, добро пожаловать сюда.

Наивно полагаете, что наличие опечаток и орфографических/грамматических/стилистических ошибок ни на что не влияет? Придется вас разочаровать – еще как влияет. Вы даже не представляете, насколько дотошно большинство пользователей читают тексты, а, найдя элементарные недочеты, ярые фанаты русского языка трагически морщатся, тут же закрывают страницу и больше никогда не возвращаются на сайт. Вроде бы незначительная оплошность, но авторитет компании может подорвать. Да и на показателе отказов тоже отразится негативно. Поэтому обязательно проверяйте ваши тексты, используя сервисы glvrd.ru, orfogrammka.ru и палочку-выручалочку, знающую ответы на все вопросы – сайт Грамота.ru. А если хотите на 100% быть уверены в качестве своего контента, обращайтесь к профессиональным копирайтерам.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Итак, о «возвышенном» поговорили – время перейти к статистическим данным, без которых о хороших позициях сайта можно забыть. Тут также важна комплексная работа – порой даже за маленький промах можно «схлопотать ремня» от поисковиков. Но отложим философию до лучших времен, приступим к делу.

Чтобы страница хорошо индексировалась, необходим текст объемом не менее 500 символов. Но ориентироваться на это значение стоит далеко не всегда – все зависит от сферы бизнеса и типа ресурса. К примеру, для карточки товара интернет-магазина 500 знаков будет более чем достаточно.

Но для главной страницы такого объема хватит лишь для описания деятельности вашей компании. Оптимальным показателем считается текст размером в 1500-2500 символов. Но и тут нужно держать руку на пульсе: если у ваших конкурентов, которые уже в ТОПе объем информации превышает 4000 знаков, то стоит увеличить и ваш текст, а то есть риск потеряться.

Из статьи в статью мы повторяем, как мантру, что тексты должны быть уникальными. Для проверки рекомендуем использовать сервисы TEXT.RU или CONTENT-WATCH.

Однако даже если к вашему контенту не придерешься, стоит защитить себя от воровства. Да-да, поверьте, существуют не только воры-карманники: признали конкуренты вашу статью шедевром копирайтерского мастерства и «позаимствовали» себе. Но самое обидное, что поисковики могут посчитать неуникальным текст именно на вашем ресурсе и исключить страницу из индекса. Чтобы уберечь свой контент, обязательно закрепите права в Яндекс.Вебмастер. О том, как это сделать, мы уже писали здесь.

Скоро страшилка о Баден-Бадене встанет в один ряд с историями о Пиковой даме и «черном-черном городе». О том, что сейчас речь идет об алгоритме и соответственно санкциях Яндекса, а не об известном немецком курорте, не поймет только пещерный человек. Но шутки в сторону: прежде чем размещать текст, обязательно проверьте тошноту по сервису Advego. Оптимальный показатель составляет 9-11%.

Превышение значения уже грозит переспамом и мелькающим на горизонте поездом до Баден-Бадена. После размещения текста на сайте мы также рекомендуем отследить тошноту и количество ключевых слов через сайт pr-cy.ru.

Нормой является показатель от 4 до 8%. Если значение меньше, стоит добавить ключевых запросов в текст, а то мечта о заветном топе так и останется мечтой. При переоптимизации, наоборот, удалите несколько ключевиков, иначе последующая борьба с фильтрами отнимет много времени и сил.

Только теперь уже об изображениях. Оригинальные и уникальные картинки способны принести вам дополнительный трафик: поисковики проиндексируют изображения и будут отражать их в выдаче. О пользе фотографий и правильной работе с ними мы рассказывали в одной из наших статей, поэтому сегодня акцентировать на этом внимание не будем.

Один из важнейших тегов, ведь именно он отражается в поисковой выдаче, формируя часть сниппета. Глядя на заголовок, люди решают, стоит ли им заходить на этот сайт или лучше еще полазить по просторам Интернета. Поэтому к созданию title стоит отнестись очень внимательно.

  1. Максимальная длина – не более 70 символов. Поисковики индексируют и длинные заголовки, однако в выдаче он получается обрезанным, что выглядит неэстетично и непривлекательно.
  2. Использование ключевых слов. Если вы все еще думаете, что нашпиговав title ключами сразу попадете на топ-10, то мы сейчас вас сильно-сильно разочаруем. Поверьте, чем меньше ключевиков используется в заголовке, тем больший вес они приобретают. Поэтому используйте 1-2 важных запроса.
  3. Релевантность. Заголовок должен отражать содержимое страницы. Поэтому если у вас в title содержится ключевой запрос «цены» или «услуги», а в тексте этой информации нет, то потенциальный клиент покинет сайт спустя 7-10 секунд, недовольно бурча себе под нос. А оно вам надо?
  4. Цельная фраза. Помните, что вы ориентируетесь (чаще всего) на человека, владеющего русским языком, поэтому и заголовки должны представлять из себя цельную цепляющую фразу. А набор слов в стиле «купить зеленая корсет красивый и недорого» лучше оставить для Ali Express.

И это далеко не все рекомендации по созданию качественного title. Уделите полчаса своего времени и поработайте на формированием заголовка и сниппета в целом. А наша статья вам в помощь.

Ну и заключительный блок, который очень часто оставляют без внимания. И напрасно. Чтобы сайт не упал в выдаче, не следует забывать о 3 важных моментах.

Напомним, что релевантность – это соответствие страницы ключевому запросу. Размытие релевантности может привести к потере веса страницы, ухудшению поведенческих факторов и, как результат, к снижению трафика. Поэтому к проверке стоит отнестись со всей серьезностью. Да, это трудоемкий процесс, требующий времени и терпения, но кто сказал, что продвижение сайта – это быстро, весело и легко?

Определение релевантности страницы можно провести вручную, вбив запрос в поисковую систему и нажав «Искать на сайте».

Видите первую появившуюся страницу? Она и есть релевантная. Чтобы не запутаться в ключевиках, все данные отражаем в табличке. Да, в этом случае стоит быть педантом. =)

Ручной метод, пожалуй, самый надежный. Но если темперамент не позволяет вам скрупулезно проверять каждый запрос, то на ваше счастье есть несколько сервисов, которые проверят релевантность страниц за пару минут: Топвизор, All Positions или Анализсайта.com.

Выглядит это примерно так:

Точно так же формируем отчет, только теперь на его подготовку уйдет не 2 часа, а максимум 20 минут. Если умная машина нашла релевантные страницы не для всех запросов, рекомендуем не полениться и проверить их вручную.

Секундочка ликбеза: посадочной страницей называют ту, на которую пользователь попадает прямиком из поиска. И если релевантность страницы определяют Его Величества поисковики, то ответственным за «посадочность» являетесь вы сами. Но не зря же мы столько мучились с составлением таблички – применяем результаты на практике.

Однако нередки случаи, когда Яндекс и Google не совпадают во мнениях и для одного и того же ключевого запроса определяют разные релевантные страницы. Вот яркий пример:

Естественно, продвигать две страницы по одному и тому же ключевику мы не можем, поэтому отталкиваемся от позиций в выдаче. По запросу «стрижка в салоне красоты» в Яндексе сайт занимает 192 позицию, а в Google – 213. Логично, что в качестве посадочной мы выберем страницу /strizhka/. Уверены, что вы захотите подняться в поиске, поэтому бросите все силы на продвижение этой статьи. И со временем Google сжалится и примет эту страницу в качестве релевантной.

Решили, что раз разобрались с релевантными и посадочными страницами, то дело в шляпе? Не тут-то было, все может измениться. Причем не в лучшую для вас сторону. Отсматривать смену релевантных страниц нужно обязательно – в этом вам помогут сервисы, которые мы уже сегодня называли – Топвизор и All Positions. После каждой проверки они будут предоставлять вам данные и сообщать, насколько часто позиции меняются.

Постоянные скачки могут привести к каннибализации ключевых запросов, и тогда с мечтами о тысячах заказчиках придется распрощаться. Как этого не допустить, мы уже рассказывали здесь.

В статье мы осветили алгоритм проведения контент-анализа сайта, с которым вы без труда сможете справиться собственными силами. Но, как говорится, одной теорией сыт не будешь =). Предлагаем вам рассмотреть пример подробного анализа контента для главной страницы от А до Я.

Однако если вы не уверены, что осилите продвижение сайта самостоятельно, а идея о потоке клиентов не дает вам спокойно спать по ночам, то добро пожаловать к нам. Проведем аудит сайта, выявим ошибки и устраним их. Ведь в нашей сфере, как в университете: сначала владелец работает на сайт, а потом сайт платит владельцу золотой монетой. Или приходите к нам на комплексный контент-маркетинг, тарифы можно посмотреть тут.

источник

Исследования газеты «Вечерний Ростов». Интерпретация результатов контент-анализа тематики журналистских материалов. Анализ содержания газеты с помощью кодификатора. Жанр, вид и формы публикаций. Конкурентные преимущества газеты «Вечерний Ростов».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по теме: «Контент-анализ на примере исследования газеты «Вечерний Ростов»»

1.1 Методологический раздел

2. Интерпретация результатов контент-анализа

2.1 Тематическая направленность материалов

4. Список использованной литературы

газета журналистский кодификатор публикация

1.1 Методологический раздел

Объектом исследования является газета «Вечерний Ростов». Газета выходит четыре раза в неделю. Объем газеты — 6 полос, в некоторые дни газета выходит на 8 полосах, по пятницам — на 16 полосах. В газете можно выделить следующие рубрики:

«Утренние новости» — рассказ о городских событиях и происшествиях;

«Отовсюду обо всем» — рассказ о событиях, происшедших в стране и в мире;

«Советы и секреты» — советы на кулинарные темы, темы домашнего быта.

«Вечерний клуб» — новости культуры, искусства, светской жизни.

«Здоровье» — медицинская рубрика.

«Вечерний видеогид» — анализ видеофильмов, поступивших в продажу.

«Вот, помню, был случай» — рассказы читателей о забавных ситуациях из жизни.

Тираж газеты — порядка 32000 экземпляров. Газета распространяется на территории г. Ростова-на-Дону. Способы распространения: розничная продажа, подписка, подписка через редакцию с вечерней доставкой по системе «Вечерка — к вечернему чаю».

Предметом исследования является содержание номеров газеты, выходившей в июне — августе 2007 года.

Проблемой исследования является увеличение тиража газеты. Несмотря на ведущий тираж среди местных газет г. Ростова-на-Дону газета нуждается в дальнейшем увеличении тиража и расширении читательской аудитории.

Задачей исследования является анализ содержания газеты с помощью кодификатора, приведенного в Приложении 1.

Целью исследования является подтверждение или опровержение гипотезы исследования.

Гипотезой исследования является утверждение, что газета «Вечерний Ростов» освящает городскую жизнь во всех ее деталях и аспектах и поэтому является популярной среди большинства ростовчан. (Рекламный слоган газеты: «День без Вечерки — жизнь без новостей»).

Генеральной совокупностью является 75 номеров газеты (общее количество номеров с 1 июня по 15 августа 2007 г.).

Выборочной совокупностью является 12 номеров газеты.

Метод выборки — механический, с шагом 2 или 3.

Единицей измерения являются квадратные сантиметры и (или) число статей. Всего было проанализировано 522 статьи.

Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью отдельных карточек на каждый анализируемый номер газеты с отметками закодированных категорий и позиций анализа (см. Приложение 2).

2. Интерпретация результатов контент-анализа

2.1 Тематическая направленность материалов

Проведенный контент-анализ показал, что в среднем нежурналистские материалы занимают 22% от общей площади материалов, размещенных в исследуемых номерах. Среди нежурналистских материалов, размещаемых в газете, можно выделить:

1. Анонсы статей на 1-й полосе газеты.

2. Рекламу системы доставки газеты «Вечерка — к вечернему чаю».

3. Рекламу. Подавляющее большинство, порядка 80% от общей площади рекламы, составляют рекламные модули и объявления, остальное — рекламные статьи.

4. Сводки погоды и неблагоприятных дней по геомагнитным условиям.

Одну полосу в каждом исследуемом номере составил дайджест — перепечатка материалов из других российских газет, как правило, общефедерального масштаба. Метод отбора материалов в эту рубрику аналогичен отбору материала в рубрику «Отовсюду обо всем».

Результаты исследования журналистских материалов представлены в таблице 1.

Тематическая направленность материалов

Промышленность, экономика, строительство

Деятельность правоохранительных органов

Общественные движения, партии

Культура, литература, искусство

Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство

История, краеведение, воспоминания о войне

Армия, допризывная подготовка

Данные таблицы 1 показывают некоторую однобокость в освещении газетой «Вечерний Ростов» городской жизни. Наибольшее внимание уделяется торговле, бытовому обслуживанию, общественному транспорту и городскому хозяйству (16%). В исследуемый период газетой в частности всесторонне освещалась такая проблема как переход на посадку в городской транспорт через переднюю дверь. Значительное внимание уделяется деятельности правоохранительных органов (13%), происшествиям (13%), а также новостям культуры, литературы и искусства (12%). В газете достаточно подробно освещается такая тематика как физкультура и спорт (8%), в первую очередь здесь подробно описываются новости футбольной жизни и в частности игровая деятельность футбольного клуба «Ростов». 6% статей посвящены деятельности городской и областной администрации, при этом их деятельность освещается в описательном ключе, глубокий анализ не проводится, официальные указы и распоряжения практически не публикуются. Столько же, 6% материалов, посвящены отдыху и досугу. В то же время газетой практически не анализируется финансовая жизнь города (здесь можно выделить разве что описание курсов валют в различных банках), его промышленность и экономика. Мало также материалов по социальному обеспечению, политической жизни города (в этой рубрики материалов немного и посвящены они, в основном, партии «Единая Россия»). Всего 1% материала было опубликовано на тему семьи, столько же — на тему церкви, а также образования и просвещения.

Данные по аспектам темы в исследуемых материалах приведены в таблице 2.

Данные таблице 2 свидетельствуют, что наибольшее количество материалов в газете представлено в информационном аспекте (39%). Таким образом, можно сделать вывод, что основной своей задачей редакция газеты считает информирование читателей о различных городских событиях. В нравственном ключе представлено 23% публикуемых материалов. В газете также выражены научно-культурологический аспект (10%), развлекательно-юмористический аспект (10%) и криминально-уголовный аспект (8%).

Жанры и виды публикации исследуемых материалов представлены в таблице 3.

Заметка, хроникальные сообщения

Корреспонденция, статья, комментарий

Круглый стол, дискуссия, прямая линия

Анализ данных таблицы 3 показывает, что подавляющее большинство материалов газеты (70%) создается в виде заметок. (Площадь большинства статей газеты меньше 100 кв.см.). Такая форма подачи информации используется как для облегчения ее восприятия со стороны читателей, так и для увеличения числа материалов и повышения информативности газеты.

11% материалов представлены в виде статей. Отметим также, что газета использует такой редкий ныне вид жанра, как письма читателей (1%). Как правило, данные письма посвящены неполадкам в деятельности городских коммунальных служб.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Проведенный анализ показал, что газета почти не использует в своей деятельности такие жанровые виды, как отчет, репортаж и интервью.

Формы публикации газеты отображены в таблице 4.

Текст с фото или рисунком

Данные таблицы 4 свидетельствуют, что примерно треть материалов газеты в целях наглядности снабжены фотографиями или рисунками.

Характеры публикаций газеты представлены в таблице 5.

Положительный, с элементами критики

Анализ данных таблицы 5 показывает, что наибольшее количество материалов (40%) подается в фактографическом ключе, что является позитивным фактором в деятельности газеты, свидетельствующим об объективности и беспристрастности работающих в ней журналистов. 37% материалов написаны в позитивном ключе, 2% — в позитивном, но с элементами критики. Отметим, что газета описывает деятельность городской и областной администрации либо в позитивном, либо в фактографическом ключе: из 31 материала, посвященного деятельности администрации, 13 написаны в позитивном ключе и 18 в фактографическом. 5 из 6 материалов положительно характеризуют работу выборных органов. В тоже время только 10 из 66 опубликованных материалов характеризуют работу правоохранительных органов с положительной стороны, 19 — с фактографической. Материалы о происшествиях подаются в газете только в фактографическом стиле.

54 материала из 61 описывают в позитивном ключе культурные события из жизни города. 5 материалов описывают культурные события в фактографическом стиле.

17 материалов из 83 позитивно характеризуют торговлю, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство. 28 материалов этой рубрики написаны в стиле «только факты».

Из 33 материалов, посвященных здравоохранению 9 позитивных материалов и 19 фактографических.

Позитивные материалы преобладают среди статей, посвященных отдыху и досугу. Из 29 материалов 16 написано в позитивном ключе.

Более половины позитивных статей (22 из 43) написано по теме «Физкультура и спорт». 15 статей на эту тему написаны в фактографическом характере.

Среди негативных материалов преобладают критические. Журналисты газеты всего лишь указывают различные проблемы, но не предлагают пути их решения. Среди критических материалов большинство — 37 посвящены деятельности правоохранительных органов. 33 критических материала опубликовано на тему торговли, бытового обслуживания, общественного транспорта и городского хозяйства. Особой критике газета подвергала работу маршрутных такси.

Локальность материалов газеты отображена в таблице 6.

Города, села и поселки Ростовской области

Локальность трудно определить

Из таблицы 6 видно, что подавляющее большинство материалов (83%), описывает события, происходящие в Ростове-на-Дону.

В таблице 7 приведены данные, характеризующие героев публикации газеты:

Представители партий, общественных организаций

Рабочие, ИТР, служащие материального производства

Интеллигенция, не занятая в сфере материального производства

Работники правоохранительных органов

Работники банков, бирж и т.д.

Работники сельского хозяйства, крестьяне, фермеры

Представители искусства, культуры, литературы

Работники сферы обслуживания

Пенсионеры, домохозяйки, инвалиды

Анализ данных таблицы 7 показывает, что большинство общественных групп в газете представлено недостаточно. В газетных материалах практически не встречаются бизнесмены, экономисты, сотрудники производства. Почти десятая часть героев статей (9%) — криминальные элементы.

Проведенный контент-анализ газеты позволяет сделать следующие выводы:

1. Газета «Вечерний Ростов» имеет наибольший тираж среди местных газет Ростова. Газета достигает конкурентные преимущества перед другими изданиями формой подачи материала: большинство статей в газете публикуются в жанре небольших заметок. Статьи написаны простым, понятным языком, доступным широкой аудитории. В статьях активно используются иллюстративные материалы (фотографии, рисунки). Большинство материалов имеют местную локальность и подаются в информационном аспекте.

2. Материалы, публикуемые в газете, имеют однобокую тематическую направленность. Подробно освещаются такие темы как торговля, общественный транспорт, городское хозяйство, деятельность правоохранительных органов, происшествия, новости культуры и искусства. В тоже время в газете практически не представлены темы экономики, финансов, промышленности. В газетных материалах практически не встречаются такие герои, как бизнесмены, экономисты, сотрудники производства.

3. Большинство материалов газеты имеют фактографическую и позитивную направленность. С положительной стороны показана деятельность городской и областной администрации, выборных органов власти, новости культуры, литературы и искусства. Большинство негативных материалов посвящено правоохранительным органам, торговле, городскому хозяйству. При этом доля проблемных материалов в газете невелика, что свидетельствует о некоторой неконструктивности критики.

Таким образом, проведенная проверка гипотезы исследования показывает, что, несмотря на популярность газеты, новости городской жизни освещаются ей недостаточно полно с точки зрения тематической направленности.

На основании вышеизложенных выводов, можно вывести следующие рекомендации:

1. Газете необходимо давать больше материалов на темы экономики, финансов, промышленности. Следует также увеличить количество позитивных материалов на тему торговли.

2. Газете следует увеличить количество проблемных материалов.

3. Деятельность администрации следует описывать более объективно, не только в позитивном ключе. В этом случае возможно привлечение дополнительных читателей, критично относящихся к деятельности администрации.

4. Газете следует больше использовать такие жанры статей как интервью и репортажи.

Список использованной литературы

1. Аверьянов Л.А. Контент-анализ. — М., 2007.

2. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. — М., 2006.

II. Тематическая направленность материалов.

17. Работа выборных органов.

18. Деятельность администрации.

19. Финансово-коммерческая деятельность.

20. Промышленность, экономика, строительство.

22. Деятельность правоохранительных органов.

23. Общественные движения, партии.

25. Культура, литература, искусство.

26. Образование, просвещение.

27. Социальное обеспечение.

28. Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство.

29. Здравоохранение, целительство.

32. История, краеведение, воспоминания о войне.

33. Личная жизнь, семья, быт.

37. Армия, допризывная подготовка.

38. Литературно-художественные материалы.

39. Нежурналистские материалы.

49. Научно-познавательный, культурологический.

51. Нравственный, семейно-бытовой.

Измеряется в квадратных сантиметрах.

57. Заметка, хроникальные сообщения.

61. Корреспонденция, статья, комментарий.

69. Круглый стол, дискуссия, прямая линия.

70. Жанр трудно определить.

73. Текст с фото или рисунком

76. Положительный, с элементами критики.

84. Города Ростовской области.

85. Села и поселки Ростовской области.

86. Локальность трудно определить.

87. Представители партий, общественных организаций.

88. Представители администрации.

89. Кандидаты в депутаты, депутаты.

90. Рабочие, ИТР, служащие материального производства.

91. Интеллигенция, не занятая в сфере материального производства.

92. Работники правоохранительных органов.

93. Работники банков, бирж и т.д.

94. Работники сельского хозяйства, крестьяне, фермеры.

95. Представители искусства, культуры, литературы.

источник

Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

  • фиксация определенных единиц содержания,
  • изучает документы в их социальном контексте,
  • может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
  • документы, исследуемое содержание которых, позволяет задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, интересующие исследователя элементы содержания встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
  • чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
  • выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата);
  • определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
  • выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
  • формулируются тема, задачи и гипотезы исследования
  • определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

Таким образом, категории анализа должны быть:

  • уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

За единицу анализа может быть принято:

  • слово,
  • предложение,
  • тема,
  • идея,
  • автор,
  • персонаж,
  • социальная ситуация,
  • часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа – контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица – «предложение».

Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.

Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации – 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т.п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • классификатор контент-анализа,
  • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  • регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  • каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

источник