Меню Рубрики

Как сделать факторный анализ рентабельности активов

Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее.

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований.

  1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.
  2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.
  3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:

где, P — прибыль от реализации продукции, N — выручка от реализации, Sps — производственная себестоимость реализованной продукции, KP — коммерческие расходы, YP — управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

где, Ra — рентабельность активов, Rn = P/N — рентабельность продаж, FO = N/A — фондоотдача активов, A — средняя стоимость активов организации за отчетный год.

3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели:

Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

где, N/CK — оборачиваемость собственного капитала организации, CK/A — коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации, CK — средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

А теперь рассмотрим следующую факторную модель рентабельности активов:

= (N/S – 1 ) * OA/A * Q/OA * S/Q; (X – 1) * Y *Z * L

где, X = N/S — доля выручки, приходящейся на 1 рубль полной себестоимости продукции, Y = OA/A — доля оборотных активов в формировании активов, Z = Q/OA — доля запасов в формировании оборотных активов, L = S/Q — оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит о эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом:




где, Ri — влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).

Рассмотрим пример факторного анализа рентабельности активов. Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из 1 и 2 формы бухгалтерского баланса.

Представим исходные и расчетные данные в таблицу 1. Для примера использованы данные одного из российских промышленных предприятий.

Таблица 1. Факторный анализ и оценка рентабельности активов ЗАО «МЭМТЗ» в 1995-1999гг.

Показатель, тыс. руб. 1995 1996 1997 1998 1999
Исходные данные
1. Прибыль от реализации, Р 551 -1583 -315 82 5421
2. Выручка от продаж, N 15 566 18 103 15 735 17 923 52 628
3. Полная себестоимость реализованной продукции, S 15 015 19 686 16 050 17 841 47 207
4. Средние остатки запасов включая НДС, Q 5 160 8 646,5 11 864 14 344 16 106,5
5. Средние остатки оборотных активов, ОА 5 922 10 147 13 278,5 15 357 17 644,5
6. Средние остатки активов, А 3 3610 56 046,5 72 578,5 58 764 51 983,5
Расчетные данные – факторы
7. Выручка на 1 руб. себестоимости, п.2 : п.3 (Х) 1,0367 0,9196 0,9804 1,0046 1,1148
8. Доля оборотных активов в формировании активов, п.5 : п.6 (У) 0,1762 0,1810 0,1830 0,2613 0,3394
9. Доля запасов в формировании оборотных активов, п.4 : п.5 (Z) 0,8713 0,8521 0,8935 0,9340 0,9128
10. Оборачиваемость запасов в оборотах, п.3 : п.4 (L) 2,9099 2,2768 1,3528 1,2438 2,9309
11. Рентабельность активов, Ra 0,0164 -0,0282 -0,0043 0,0014 0,1043
12. Изменение рентабельности активов к переменной базе Х -0,0446 0,0239 0,0057 0,1029
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов
13. Выручка на 1 руб. себестоимости, Х Х -0,0523 0,0213 0,0053 0,0335
14. Доля оборотных активов в формировании активов, У Х -0,0010 -0,0001 0,0004 0,0104
15. Доля запасов в формировании оборотных активов, Z Х 0,0008 -0,0003 0,0001 -0,0010
16. Оборачиваемость запасов в оборотах, L Х 0,0079 0,0030 -0,0001 0,0600
Совокупное влияние всех факторов Х -0,0446 0,0239 0,0057 0,1029

Результаты произведенных вычислений позволяют сказать, что в 1996 и 1997 гг. выручка от реализации была ниже себестоимости. Это было связано с тем, что большая доля продукции шла на экспорт, внутренние цены на сырье и материалы росли, курс рубля был искусственно заморожен, и соответственно цена реализации, выраженная в иностранной валюте, была стабильна. В результате этого исследуемое предприятие вынуждено было реализовывать свою продукцию по рыночной цене, которая была ниже полной себестоимости. Уже в следующем 98 году благодаря экономическому кризису курс рубля упал, и конкурентоспособность продукции выросла, в результате отставания роста внутренних цен от темпа роста курса иностранных валют предприятие получает прибыль. Еще большую прибыль ЗАО «МЭМТЗ» получило в следующем периоде.

Доля оборотных активов в формировании активов на протяжении всего исследуемого периода постоянно и неуклонно растет и в течение пяти лет выросла почти вдвое, с 0,1762 до 0,3394. Это связано, с одной стороны, с тем, что на протяжении этих лет падает доля внеоборотных активов в результате постепенного выбытия основных средств, увеличения суммы начисленного износа и низкого обновления оборудования. С другой стороны, это связано с увеличением абсолютной оценки оборотных активов в результате инфляции с одной стороны, и в результате роста остатков запасов на складе – с другой стороны. Надо отметить, что этот процесс не является эффективным с точки зрения роста эффективности производства, потому что в результате происходящих процессов не всегда обоснованно растет оборотный капитал, оборачиваемость активов падает, происходит дополнительное вовлечение средств в оборот, и они замораживаются в виде остатков запасов и готовой продукции на складе предприятия.

Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов говорит о том, что в течение пяти исследуемых лет происходит постепенное увеличение этой доли с 0,8713 до 0,9128. Максимума этот показатель достиг в 1998 году и составил 0,9340. Если предположить, что инфляция влияет на все составляющие оборотных активов одинаково, то рост доли запасов в формировании оборотных активов говорит о том, что происходит замораживание оборотного капитала в запасах, что нельзя охарактеризовать как положительный момент. Это говорит о низком качестве управления структурой оборотного капитала, что влечет за собой дополнительные издержки и снижение общей эффективности производства.

Четвертый показатель нашей четырехфакторной модели это оборачиваемость запасов. Он показывает, сколько оборотов в течение отчетного года запасы совершают в процессе производства и реализации продукции. Чем больше этот показатель, тем лучше для предприятия, так как он свидетельствует о эффективности использования оборотного капитала, а запасы в нашем случае составляют более 90% общей суммы оборотного капитала. Динамика этого показателя говорит о том, что в 1996-1998 гг. был достаточно сильный провал в эффективности использования оборотных средств. Это и понятно, если посмотреть на динамику показателя выручки и запасов. Выручка почти не растет, в 1997 г. она даже падает, а запасы все равно растут. И только в 1999 г. показатель оборачиваемости запасов значительно вырос и составил 2,9309 оборотов в год, т.е. приблизительно 4 месяца. Следует заметить, что почти такое же значение этот показатель имел в 1995 г. – 2,9099.

Для того чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов предприятия, был проведен факторный анализ. Результаты этого анализа представлены в заключительной части табл. 1. Полученные данные можно прокомментировать следующим образом.

В 1996 г., по сравнению с 1995 г., основным фактором, который повлиял на снижение рентабельности активов, был ценовой фактор — доля выручки на 1 руб. себестоимости, в результате его влияния рентабельность активов упала на 5.23%. Влияние других факторов было на порядок меньше и не изменило существенно результат. Однако надо заметить, что изменение оборачиваемости запасов в такой ситуации оказало некоторое положительное влияние на рентабельность активов и составило +0,79%.

В 1997 г. фактор доли выручки на 1 руб. себестоимости продолжает играть решающую роль на влияние результирующего показателя. В результате его увеличения рентабельность активов возросла на 2,13%. Изменение оборачиваемости активов также имеет положительное влияние и составляет 0,30%. Изменения в структуре оборотных активов и всех активов имеет несущественное отрицательное влияние на рентабельность активов предприятия.

В 1998 г. рентабельность активов меняет знак с «минуса» на «плюс». Т.е. наше исследуемое предприятие начинает получать прибыль. Основным фактором, вызвавшим это улучшение, был ценовой фактор, который составил 0,53%. Это произошло, как мы уже говорили ранее, благодаря увеличению рублевых цен на реализуемую продукцию в результате кризиса 1998 г. Влияние остальных факторов носит незначительный характер. Однако следует заметить, что изменение оборачиваемости запасов дало некоторое отрицательное влияние, а изменение в структуре активов и оборотных активов имело несущественное, но положительное влияние.

В 1999 г. ситуация в деятельности нашей организации в корне меняется, что видно по результатам расчетов. На первое место по влиянию на рентабельность активов выходит оборачиваемость запасов, она составляет 6,00%. Этот факт говорит о том, что возросла эффективность использования внутренних ресурсов организации. Ценовой фактор продолжает играть достаточно существенную роль и составляет 3,35% в общей массе увеличения рентабельности активов. Также достаточно сильное положительное влияние оказало изменение доли оборотных активов в формировании активов – оно составило 1,04%. А вот изменение доли запасов в формировании оборотных активов оказало хотя и не существенное, но отрицательное влияние и составило -0,10%.

В результате проведенного анализа хочется сказать, что ощущается большое влияние на эффективность производства внешних факторов: курс валюты, инфляция и т.д. Но и, в тоже время, нельзя сказать, что нет внутренних резервов роста эффективности производства, например, оптимизация структуры активов, рост оборачиваемости активов и т.д. А так как администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, то с еще большей энергией необходимо использовать внутренние ресурсы.

В теории экономического анализа существует огромное количество экономических коэффициентов, характеризующих финансовое состояние организации, устойчивость его развития, платежеспособность, ликвидность, структуру пассивов и активов, эффективность использования ресурсов. Широкий набор показателей экономической деятельности организации позволяет проанализировать деятельность с различных точек зрения, используя для этого различные факторы.

Например, можно проанализировать влияние на эффективность деятельности организации, используя показатели не только активной части баланса, но и пассивной, которые в совокупности будут давать представление о финансовой устойчивости организации.

Для более глубокого исследования влияния показателей устойчивости возьмем за исследуемый показатель рентабельность чистых активов. Показатель чистых активов определяется как разница суммы активов, принимаемых к расчету, и суммы обязательств, принимаемых к расчету. В данной статье мы не будем останавливаться на методике расчета показателя чистых активов, только заметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу, его динамика и абсолютное значение характеризует устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ является одним из основных показателей деятельности организации.

Читайте также:  Как сделать анализ кала на дисбактериоз

Произведем следующее моделирование показателя рентабельности чистых активов:

a = P/N — рентабельность продаж, данный коэффициент характеризует эффективность продаж организации. Этот показатель характеризует влияние ценовой политики и показателя объема продаж.

b = N/OA — оборачиваемость оборотных активов в оборотах, данный фактор показывает, сколько оборотов в течение отчетного года совершает оборотный капитал в процессе производственно–сбытовой и заготовительной деятельности. Он характеризует эффективность использования оборотных активов.

c = OA/KO — данный фактор называется коэффициентом текущей ликвидности. Он характеризует платежеспособность организации при условии реализации всех запасов и возврата дебиторской задолженности. Следует заметить, что нормальное ограничение, принятое в экономической литературе, равно 2.

d = KO/DZ — отношение краткосрочных обязательств организации к дебиторской задолженности. Данный коэффициент характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств организации дебиторской задолженностью. Он характеризует финансовую устойчивость организации.

k = DZ/KZ — коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности. Этот фактор показывает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской. Он характеризует зависимость организации от кредиторов и дебиторов. Этот показатель также может служить оценкой защищенности организации от инфляции: чем меньше данный показатель, тем степень защиты больше.

I = KZ/ZK — коэффициент отношения кредиторской задолженности организации к заемному капиталу. Этот фактор характеризует структуру пассивов. Кредиторская задолженность – это не весь заемный капитал, хотя, как правило, она является главной его составляющей.

m = ZK/SA — коэффициент отношения заемного капитал к чистым активам организации. Этот фактор глобально характеризует финансовую устойчивость деятельности организации. Он показывает соотношение собственных и заемных источников финансирования деятельности организации.

Таким образом, мы получили семифакторную мультипликативную модель рентабельности чистых активов организации, состоящую из достаточно разносторонних и разнообразных факторов, характеризующих как степень использования активов организации, так и степень его финансовой устойчивости.

Полученную факторную модель будем решать, как и в предыдущем примере, методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом:







где, Ri — влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности чистых активов, как и в предыдущем примере, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).

Для проведения факторного анализа показателей рентабельности активов необходимо использовать информацию из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Все данные, необходимые для проведения факторного анализа, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Анализ и оценка рентабельности чистых активов ЗАО «МЭМТЗ» в 1995-1999 гг.

Показатель, тыс. руб. 1995 1996 1997 1998 1999
Исходные данные
1. Прибыль от реализации, Р 551 -1583 -315 82 5421
2. Выручка от продаж, N 15 566 18 103 15 735 17 923 52 628
3. Средняя стоимость оборотных активов, ОА 5 922 10 147 13 278,5 15 357 17 644,5
4. Средняя величина краткосрочных обязательств, КО = стр.610+620+630+660+670 5 106 8 473,5 10 257,5 11 157 13 098,5
5. Средняя величина дебиторской задолженности, DZ = стр.220+240 641 1 029,5 1 204 987 1 507,5
6. Средняя величина кредиторской задолженности, KZ = стр.620 4 824 7&nbsp232 9 094 11 116,5 12 985,5
7. Средняя величина заемного капитала, ZK 5 870 8 971 10 424 11 321,5 13 088
8. Средняя величина чистых активов, SA 2 7570,5 46 030 60 500,5 45 4815 36 636
Расчетные данные – факторы
9. Рентабельность продаж, п.1 : п.2 (а) 0,0354 -0,0874 0,0200 0,0046 0,1030
10. Оборачиваемость оборотных активов, п.2 : п.3 (в) 2,6285 1,7841 1,1850 1,1671 2,9827
11. Коэффициент текущей ликвидности, п.4 : п.3 (с) 1,1598 1,1975 1,2945 1,3764 1,3471
12. Коэффициент отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности, п.5 : п.4 (d) 7,9657 7,0058 8,5195 11,3040 8,6899
13. Коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской, п.6 :п.5 (k) 0,1329 0,1672 0,1324 0,0888 0,1161
14. Коэффициент отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу, п.7 :п.6 (l) 0,8218 0,8062 0,8724 0,9819 0,9922
15. Коэффициент отношения заемного капитала к чистым активам, п.7 :п.6 (m) 0,2129 0,1949 0,1723 0,2489 0,3572
16. Рентабельность чистых активов, RSA 0,200 -0,0344 -0,0052 0,0018 0,1480
17. Изменение рентабельности чистых активов к переменной базе Х -0,0544 0,0292 0,0070 0,1462
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов
18. Рентабельность продаж, а Х -0,0694 0,0265 0,0063 0,0388
19. Оборачиваемость оборотных активов, в Х 0,0159 0,0026 0,0000 0,0631
20. Коэффициент текущей ликвидности, с Х -0,0011 -0,0004 0,0001 -0,0022
21. Коэффициент отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности, d Х 0,0042 -0,0012 0,0004 -0,0235
22. Коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской, k Х -0,0079 0,0014 -0,0005 0,0240
23. Коэффициент отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу, l Х 0,0007 -0,0004 0,0001 0,0011
24. Коэффициент отношения заемного капитала к чистым активам, m Х 0,0032 0,0007 0,0006 0,0449
Совокупное влияние всех факторов Х -0,0544 0,0292 0,0070 0,1462

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. На протяжении 1996-1998 гг. основным фактором, оказывающим влияние на общую рентабельность чистых активов организации, была рентабельность продаж. В связи с тем, что в 1996-1997 гг. исследуемое предприятие вынуждено было реализовывать продукцию ниже себестоимости, рентабельность продаж имеет отрицательный знак.

В 1996 г. она оказала резко негативное воздействие, в последующие годы влияние данного фактора уже имеет положительную направленность. Такое положение вещей говорит о том, что главным регламентирующим фактором был ценовой фактор, фактор выручки от реализации продукции.

В 1999 г. рентабельность продаж также оказывает значительное положительное влияние на рентабельность чистых активов, но основным фактором, влияющим на эффективность деятельности организации, становится оборачиваемость оборотных активов. Это говорит о том, что основные сдвиги в повышении эффективности производства произошли в результате более эффективного использования активов организации.

На протяжении исследуемого периода вы видите, что в 1995-1998 гг. оборачиваемость оборотных активов падает, и в 1998 г. оборотные активы совершают чуть более одного оборота в год. В 1999 г. этот фактор увеличился более чем в 2,5 раза, достиг значения 2,9827 оборота в год. В результате такого более эффективного использования активов организация смогла значительно увеличить общий экономический результат деятельности в 1999 году: рентабельность чистых активов возросла на 6.31%.

Коэффициент текущей ликвидности на протяжении 1995-1999 гг. имеет значение ниже нормального значения, равного 2. Это говорит о трудностях организации с платежеспособностью. Однако на протяжении всего исследуемого периода имеется устойчивая положительная динамика этого показателя: с 1.1598 в 1995 г. до 1.3471 в 1999 г. Влияние этого фактора на общее изменение рентабельности чистых активов по абсолютной величине значительно меньше двух рассмотренных ранее факторов, однако, на протяжении 1995-1999 гг. влияние коэффициента текущей ликвидности имеет отрицательное направление.

Такие результаты анализа можно объяснить тем, что укрепление устойчивости состояния организации ведет к снижению эффективности экономической деятельности организации, т.е. меньше риск и соответственно меньше прибыль.

Результаты расчета коэффициента отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности показывают, что краткосрочные обязательства намного превосходят по своему значению дебиторскую задолженность. Это говорит о том, что организация имеет большую зависимость от внешних кредиторов с одной стороны, но и неплохую инфляционную защиту с другой стороны. Влияние этого фактора на изменение рентабельности чистых активов организации в течение 1996-1998 годов не имело большого значения, но в 1999 г. влияние этого фактора составило -2,35%. Следует заметить, что влияние это со знаком «минус». Т.е. некоторое уменьшение этого фактора с 11.3040 до 8,6889 в 1998-1999 гг. дало в итоге отрицательное воздействие на эффективность производства.

Величина коэффициента отношения дебиторской задолженности к кредиторской говорит о том, что дебиторская задолженность меньше кредиторской на протяжении всего исследуемого периода в 6-10 раз. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что нет большой зависимости от покупателей, с другой стороны, о том, что есть значительная зависимость от кредиторов – поставщиков. Влияние этого фактора на изменение рентабельности чистых активов в течение всего исследуемого периода незначительное, и только в 1999 г. благодаря некоторому увеличению этого коэффициента с 0,0888 до 0,1161 произошло увеличение результирующего показателя на 2,40%.

Коэффициент отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу на протяжении 1995-1999 гг. неуклонно рос с 0,8218 в 1995 г. до 0.9922 в 1999 г. Это говорит о том, что на остальные, кроме кредиторской задолженности, составные части заемного капитала приходится в 1999 г. менее одного процента. Это связано с отказом руководства нашей организации от долгосрочного и краткосрочного кредитования и переводом финансирования деятельности организации за счет текущей кредиторской задолженности. Влияние этого фактора на изменение рентабельности чистых активов на протяжении исследуемого периода незначительное, самое большое в 1999 г. – 0,11%.

Коэффициент отношения заемного капитала к чистым активам, который, по сути, является отношением реального собственного капитала к заемному, имеет тенденцию к увеличению до 0,3572 в 1999 г. Падение этого коэффициента в 1996-1997 гг. связано с переоценкой основных фондов, состоявшейся на 01 января 1997 г. В дальнейшем рост этого фактора объясняется выбытием основных фондов, большой степенью износа, низкой прибыльностью организации, инфляцией. Влияние этого фактора на рентабельность чистых активов на протяжении всего исследуемого периода имеет положительное направление, в 1996-1998 гг. – незначительное, а в 1999 г. оно составило 4,49%. Это говорит о том, что за счет финансирования деятельности организации при помощи заемного капитала произошло увеличение эффективности производства. Хотя, с другой стороны, финансовая устойчивость и независимость организации ухудшилась. Эти выводы опять же подтверждают мнение о том, что за счет увеличения риска можно получить большую прибыль.

В результате суммарного влияния всех факторов рентабельность чистых активов в 1999 г. увеличилась на 14,62% и составила 14,80%.

В итоге мы достаточно полно проанализировали влияние различных факторов на изменение уровня рентабельности основной производственной деятельности организации. Теперь администрации необходимо предусмотреть и предотвратить влияние негативных тенденций на будущее, наиболее полно использовать выявленные резервы.

На современном уровне развития производства и экономики не бывает случайных и продолжительных успехов. Если успех был достигнут случайно, на интуитивном уровне, то он не может быть продолжительным, так как найдутся люди, которые подойдут к проблеме с экономически правильным решением, и конкурентную борьбу выиграют они. Успех должен быть обоснован комплексным и всесторонним анализом хозяйственной деятельности организации, рациональным планированием, знанием и максимальным использованием своих преимуществ, нивелированием и скрытием своих недостатков.

В этой статье мы провели достаточно полный анализ всего лишь одного, хотя и достаточно важного показателя эффективности деятельности организации – рентабельности. Этот показатель отражает, какую прибыль получает организация на 1 руб. стоимости активов или чистых активов организации, т.е. эффективность использования всего имущества, принадлежащего данной организации, или реального собственного капитала, т.е. чистых активов.

Показатель рентабельности имеет, как мы показали ранее, математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.

Комплексный анализ финансового состояния организации на этом не оканчивается и может быть продолжен анализом эффективности использования трудовых ресурсов, материальных ресурсов, основных средств. Детальная проработка по каждому из этих направлений позволит выявить конкретные механизмы влияния на конечный финансовый результат деятельности организации.

Анализ финансового состояния организации и выявление резервов ее дальнейшего устойчивого роста необходимо продолжать также анализом коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов, анализом кредиторской и дебиторской задолженности, анализом денежных потоков, анализом эффективности использования чистых активов, собственного капитала и т.д.

Комплексный анализ финансового состояния предполагает широкое и полное исследование всех факторов, влияющих или могущих влиять на конечные финансовые результаты деятельности организации, которые, в конечном счете, и являются основной целью деятельности организации.

Результаты проведенного анализа должны быть использованы для принятия правильных управленческих решений администрацией организации и обоснованных инвестиционных решений акционерами-собственниками.

Авторы: Гиляровская Л.Т., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Всероссийского заочного финансово-экономического института; Соболев А.В., главный бухгалтер ООО «Кондитерская фабрика «Конвент»
Источник: Аудит и финансовый анализ 2000’4

Читайте также:  Как сделать анализ кала на рак

источник

Рентабельность представляет собой характеристику эффективности хозяйственной деятельности, которая отражается в виде относительных величин – показателей. На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных и коммерческих факторов: уровень организации производства и управления; структура активов и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и продажу; конъюнктура рынка, а также другие факторы.

Особенность показателей рентабельности в том, что в качестве результата хозяйственной деятельности в расчет принимается прибыль: валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Величина прибыли может соотноситься с величиной активов, собственного капитала, доходов и расходов организации.

Для исчисления рентабельности активов организации может использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, а также чистая прибыль (см. таблицу 3.5).

Таблица 3.5 – Показатели рентабельности активов

Формула для расчета коэффициента рентабельности активов организации Условные обозначения Экономическое содержание
Ra = Пв / Аср Пв – валовая прибыль Аср – среднегодовая стоимость имущества (активов) Сколько валовой прибыли приходится на один рубль активов организации
Ra = Пп / Аср Пв – прибыль от продаж Сколько прибыли от продаж приходится на один рубль активов
Ra = Пч / Аср Пв – чистая прибыль Сколько чистой прибыли приходится на один рубль активов

Коэффициент рентабельности собственного капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала организации.

Коэффициент рентабельности собственного капитала важен при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже. Рентабельность может выражаться не только в виде коэффициента, но и в виде процентов. В этом случае необходимо значение коэффициента умножить на 100%.

Формула расчета рентабельности активов отличается от рентабельности собственного капитала величиной знаменателя. В первом случае оцениваются все источники финансирования, в том числе заемные, а во втором случае – лишь собственные источники средств. Если заемный капитал приносит больше прибыли, чем уплата процентов за эти заемные средства, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Когда рентабельность активов меньше, чем проценты, уплаченные по счетам заемных средств, то деятельность организации по привлечению денежных ресурсов оценивается отрицательно.

Прибыль организации, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля прибыли в выручке от продажи, т.е. имеется прямая связь между рентабельностью продаж и коэффициентом оборачиваемости активов.

Где, Rпр – коэффициент рентабельности продаж, исчисляемый как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж (Rпр = Пп / Вп);

Коб – коэффициент оборачиваемости, исчисляемый как отношение выручки от продаж к среднегодовой стоимости активов (Коб = Вп / Аср).

Приведенная формула зависимости указанных показателей прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота хозяйственных средств. В свою очередь оборачиваемость активов зависит от того, насколько рациональна структура имущества, имеются ли сверхнормативные запасы, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и т.п. Рассмотрим на конкретном примере (см. таблицу 3.6).

Таблица 3.6 – Сведения для факторного анализа активов организации

Наименование показателей Прошлый год Отчетный год Отклонение (+, -)
1. Выручка от продаж (нетто), т.р. + 12355
2.Прибыль от продаж, т.р. + 1890
3. Среднегодовая стоимость активов, т.р.
4. Рентабельность продаж, % (2:1*100) 9,844 11,196 + 1,352
5. Коэффициент оборачиваемости активов (1:3) 1,102 1,110 + 0,008
6. Рентабельность активов, % (2:3*100) 10,843 12,425 + 1,582

Данные таблицы свидетельствуют о том, что рентабельность активов организации повысилась по сравнению с прошлым годом на 1,582 процентных пункта. Это произошло в результате воздействия двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Степень влияния каждого фактора определим следующими расчетами.

1. Влияние изменения рентабельности продаж

∆1 Ra = (Rпр1 — Rпр0) * Коб0 = (11,196 – 9,844) 1,102 = 1,490 %

2. Влияние изменения оборачиваемости активов

∆2 Ra = Rпр1 (Коб1 – Коб0) = 11,196 (1.110 – 1.102) = 0,092 %

3. Проверка: общая сумма влияния двух факторов составляет:

Таким образом, увеличение рентабельности продаж привело к росту рентабельности активов на 1,490 %. Ускорение оборачиваемости средств также привело к росту уровня рентабельности активов на 0.092 %. Суммарное увеличение рентабельности активов составило 1, 582%.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9091 — | 7271 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

По данным бухгалтерской отчетности исследовать уровень и динамику рентабельности активов организации с учетом факторов, её определяющих. Результаты расчетов представить в таблице 6.

Факторный анализ рентабельности активов (по данным ф. № 1 и № 2)

1. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

2. Среднегодовые остатки активов, тыс. руб.

3. Средние остатки собственного капитала, тыс. руб.

4. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, тыс. руб.

6. Коэффициент автономии (независимости)

7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

9. Влияние факторов на изменение рентабельности активов — всего В том числе: а) коэффициента автономии (независимости) б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала в) рентабельности продаж, %

Рассчитаем необходимые коэффициенты:

В показателе рентабельности активов (R A ) результат теку­щей деятельности сопоставляется с величиной активов орга­низации, представляющих собой основной и оборотный капитал, использование которого в будущем может приносить экономические выгоды. Рентабельность активов показывает, насколько эффективно используется имущество, и определя­ется как отношение прибыли к средней величине активов.

Определяется по формуле: , где Р — прибыль, А – средняя величина активов.

Рентабельность активов показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого 1 руб., вложенного в совокупные активы. Прибыль, как правило, указывают до налогообложения. Данный показатель называют нормой прибыли, или эконо­мической рентабельностью. Уровень рентабельности активов должен быть достаточен, чтобы обеспечить ожидаемую рента­бельность собственного капитала, оплату процентов за кредит и налоги.

В нашем же примере рентабельность активов уменьшилась на 0,8 %.

Коэффициент автономии (независимости) определяется как отношение средних остатков собственного капитала к среднегодовым остаткам активов.

Данный коэффициент указывает, насколько организация может уменьшить величину активов без нанесения ущерба интересам кредиторов. Норма коэффициента 0,5 — 0,7.

В нашем примере этот коэффициент в текущем году снизился на 0,02, но продолжает находиться в пределах нормы.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует интенсивность использования средств организации и ее деловой активности. Рассчитывается как отношение выручки от продажи товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг) к средним остаткам собственного капитала.

В нашем примере этот коэффициент уменьшился на 1.

Рентабельность продаж ( R пр ) — это процентное отношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции (товаров).

Rпр = P/N, где Р — прибыль от продаж, а N – выручка от продажи продукции (товаров).

Этот показатель характеризует долю прибыли в ры­ночной цене. Чем он выше, тем лучше результат от основной деятельности организации. На рентабельность продаж вли­яют объем продажи продукции и себестоимость продукции.

В нашем примере этот коэффициент увеличился на 0,9 %.

Используя модель Дюпона, можно построить мультипликарную зависимость рентабельности активов от трех качественных показателей:

p = R прод. * К об. ск * К авт.

В приведенной формуле рентабельность активов прямо пропорциональна изменению рентабельности продаж, оборачиваемости собственного капитала и коэффициента автономии (независимости) организации.

Определим влияние каждого отдельного фактора на изменение рентабельности активов:

∆Р А(коэф.авт.) = 0,502 * 6 * 5 = 15,06

∆Р А(коэф.авт.) — Р А1 = 15,06 — 15,6 = — 0,54

∆Р А(коэф.обор.) = 0,502 * 5 * 5 = 12,55

∆Р А(коэф.обор.) — Р А1 = 12,55 — 15,06 = — 2,51

Определим рентабельность активов под влиянием 3-х факторов:

Совокупное влияние = — 0,54 — 2,51 + 2,27 = — 0,78

Приведенные выше расчеты показывают, что рентабельность активов в отчетном году снизилась на 0,78% по сравнению с предыдущим годом. Это негативно сказывается на деятельности предприятия и говорит о том, что имущество используется неэффективно.

Рентабельность продаж же, напротив, увеличилась на 0.9% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует об увеличении доли прибыли предприятия и улучшении результата от основной деятельности организации.

По данным приложения к бухгалтерскому балансу проанализировать состав и динамику расходов по обычным видам деятельности. Результаты расчетов представить в таблице 7.

Горизонтально-вертикальный анализ расходов по обычным

источник

Фактическая рентабельность по данным вашей организации оказалась ниже запланированной или среднеотраслевой. Что делать? Для начала провести факторный анализ и узнать причины сложившейся ситуации. О том, как он проводится, читайте в статье.

Факторный анализ рентабельности – это метод, который позволит увидеть причины изменения прибыльности/убыточности через оцифровку влияющих на них показателей.

По сути, все сводится к двум этапам:

  1. Понять, что воздействует на результат;
  2. рассчитать сумму такого воздействия.

Для первого шага понадобятся знания в области построения финансовых моделей или набор уже готовых (дальше в статье мы поделимся некоторыми из них). Для второго – умение применять способы цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц (если нет времени в этом разбираться, то просто скачайте Excel-файл, и он сам все посчитает).

В чем цель факторного анализа рентабельности? В том, чтобы понять глубинные причины:

  • почему прибыльность деятельности не растет или растет не так быстро, как планировалось;
  • на какую «педаль» давить эффективнее всего, чтобы изменения в динамике происходили в нужном направлении и с большей интенсивностью;
  • что именно тянет вниз. Это информационная база для поиска способов, как упразднить отрицательное влияние.

В самом начале надо определиться со следующим:

  1. какой именно показатель рентабельности вы хотите углубленно проанализировать;
  2. какая факторная модель (формула зависимости между этим видом рентабельности и какими-то другими показателями) будет взята за основу;
  3. как вы оцените влияние факторов на результат.

С первым моментом трудностей обычно не возникает. Намного сложнее со вторым и третьим этапами, поэтому на них остановимся подробнее.

Как провести факторный анализ рентабельности собственного капитала в Excel

Чтобы оценить, насколько эффективно управляете собственными средствами, вложенными в компанию, воспользуйтесь комбинированной моделью в Excel

Самыми распространенными являются показатели рентабельности:

  • активов;
  • собственного капитала;
  • продаж;
  • заемного капитала;
  • продукции.

У каждого из них есть своя расчетная формула. Ее разумно считать самой простой первичной факторной моделью. Например, рентабельность активов (РА) определяется так:

А – среднегодовая стоимость активов.

Чистая прибыль и среднегодовая величина активов – два фактора, оказывающие воздействие на результат. Выходит, уже на данном этапе можно оценить их вклад в изменение рентабельности активов.

Если эти показатели чем-то не устраивают или кажется, что такой подход слишком тривиален, то правильно поискать уже готовые факторные модели, либо даже создать свою.

Например, для тех же рентабельности активов и собственного капитала (РСК) больше ста лет назад специалисты фирмы Дюпон разработали две модели. Напомним их формулы:

Рпродаж – рентабельность продаж;

КОА – коэффициент оборачиваемости активов;

СК – среднегодовая стоимость собственного капитала;

МК – мультипликатор собственного капитала.

Заметьте, как в них достигается равенство между левой и правой формульными частями: за счет введения дополнительных показателей. В первом случае выручки, во втором – активов. Они:

  • с одной стороны не нарушают равенства;
  • с другой, – позволяют получить новые коэффициенты, а, значит, расширяют горизонт факторного анализа рентабельности организации.

Такой подход, как был реализован в моделях Дюпона, в теории экономического анализа называется метод расширения. Но он не единственный. Можно получить новые показатели в факторной модели не с помощью введения дополнительного показателя, а за счет разложения какого-либо фактора на составляющие. Это метод удлинения.

Классический пример – преобразование исходной формулы рентабельности продаж, исчисляемой не по чистому финансовому результату, а по прибыли от продаж. Если числитель представить как разницу между доходами и расходами по обычным видам деятельности, то получим расширенную модель не с двумя, а уже с пятью факторами:

Читайте также:  Как сделать анализ кала на копрологию

где ПП – прибыль от продаж (строка 2200 ОФР);

СП – себестоимость продаж (строка 2120 ОФР);

КР – коммерческие расходы (строка 2210 ОФР);

УР – управленческие расходы (строка 2220 ОФР).

Рентабельность заемного капитала ЗК) вычисляют как отношение чистой прибыли и среднегодового значения совокупных обязательств компании. Путем несложных преобразований можно перейти от изначальной формулы с двумя факторами к трехфакторной модели с иным набором показателей. Ниже приведены сразу два возможных варианта:

где ЗК – среднегодовая стоимость заемного капитала;

КОСК – коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

ККЗК – коэффициент концентрации заемного капитала.

Чуть сложнее в построении модель для проведения факторного анализа рентабельности продукции (Рпродукции). Однако эта сложность с лихвой компенсируется открывшимися на ее основе возможностями углубленно оценить ситуацию. Итак, чтобы рассчитать рентабельность продукции, нужно прибыль от продаж разделить на совокупную величину расходов по обычным видам деятельности. Зная, что прибыль от продаж – это разница между выручкой и данными расходами, получим следующее:

где РОД – расходы по обычным видам деятельности;

ОТ – расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

Ам – амортизация основных средств и нематериальных активов;

НР – прочие накладные расходы по обычной деятельности;

Рассмотренные выше модели факторного анализа рентабельности мы обобщили на схеме.

Факторный анализ рентабельности предприятия

Есть два основных метода – цепных подстановок и абсолютных разниц. Первый – универсален и подойдет для моделей любого типа. Второй – только для тех, где факторы сочетаются промеж собой посредством умножения и алгебраической суммы.

Поскольку в данной статье нет цели – подробно описать технику применения названных методов, то мы поделимся готовыми формулами, составленными с их помощью. Они – в таблице ниже. Значком ∆ обозначено изменение фактора. Индексы 0 и 1 соответствуют значениям показателей в базовом и отчетном периодах.

Таблица 1 – Оценка влияния факторов на показатели рентабельности

Формула для оценки его влияния

1.2 Коэффициент оборачиваемости активов

2 Рентабельность собственного капитала

2.2 Коэффициент оборачиваемости активов

2.3 Мультипликатор капитала

3.4 Управленческие расходы

4 Рентабельность заемного капитала – I модель

4.2 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

5 Рентабельность заемного капитала – II модель

5.2 Коэффициент оборачиваемости активов

5.3 Коэффициент концентрации заемного капитала

6 Рентабельность продукции

∆ рассчитывается как разница между значениями в отчетном и базовом периодах, например, ∆Рпродаж = Рпродаж 1 – Рпродаж 0

Проводя факторный анализ рентабельности, важно учитывать следующее:

  1. Потребуются данные за два периода. Это так, потому что идет оценка в динамике. Нельзя сказать, каким было влияние показателя, если вы анализируете данные только за один год, полугодие или квартал;
  2. Проверка правильности проведенных расчетов проста. Сложите все полученные суммы влияний. В итоге должно получиться общее изменение рентабельности за период. Из-за округлений равенство не обязательно окажется абсолютным, однако и значительных отклонений быть не может;
  3. Получаемые результаты зависят от последовательности проводимых расчетов. Чуть измените очередность подстановки факторов, и получите другие величины влияний. Но это не ошибка, а воздействие так называемого неразложимого остатка;
  4. Самое главное в факторном анализе – корректные выводы по итогам его проведения. Ценен не сам анализ и не цифры, которые он выдаст, а то, как они будут обработаны и интерпретированы. А в разы ценнее – грамотные управленческие решения, принимаемые на его основе.

Расчет и факторный анализ показателей рентабельности покажем по данным ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (далее – ПАО «НЛМК»). В таблицах последовательно проанализируем рентабельность по приведенным выше моделям.

Таблица 2 – Факторный анализ рентабельности активов

источник

Рентабельность активов (ROA) характеризует эффективность имущества организации.

1) классическая рентабельность активов (ROA = Прибыль / Среднегодовую величину активов);

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами. Таким образом, цель факторного анализа состоит в подробной оценке влияния каждого фактора на рентабельность активов компании.

При моделировании факторных систем необходимо соблюдать ряд требований.

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.

2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель, которая широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», и в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

Мультипликативная модель рентабельности активов:

R a = П ч = S – C = (S / C – 1) = ( S — 1)* Oа * Z * C =
Ac Ac (Ac /OA * (Oа/Z) * (Z/ C) C Ac Oа Z

= (Х -1) * Y * H * L,

где R a – рентабельность активов;

П ч – чистая прибыль от продажи товаров;

S– объем продаж (выручка);

C–себестоимость проданных товаров;

Ac– средняя стоимость активов организации за отчетный год;

Оа – оборотные активы;

Х = S / C – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;

Y = Oa / A – доля оборотных активов в формировании активов;

H = Z / Oa – доля запасов в формировании оборотных активов;

L = C / Z – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации; он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов; физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем факторный анализ данной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Математически ϶ᴛᴏ выглядит следующим образом:

где ΔRi – влияние i–го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к текущему периоду, факторы с индексом 0 – к предыдущему.

Для проведения факторного анализа по представленной четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах.

17. Факторный анализ прибыли от продаж

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

· изменение ассортимента реализованной продукции;

· изменение себестоимости продукции;

· изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж (пример)

Показатели Предыдущий период, тыс. руб. Отчетный период, тыс. руб. Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение, %
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,2%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,9%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,6%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,8%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 7,4%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,0%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122 -10 678 -18,5%

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

· выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;

· фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;

· коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;

· управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;

· прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 — (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) — 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 — 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 — 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 — 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

1. влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;

2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;

3. влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;

4. влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;

5. влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;

6. влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;

7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

источник