Экономический анализ деятельности предприятия – это исследование результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, проводимое с целью выявления его сильных и слабых сторон. В процессе анализа выявляются «узкие места» хозяйственной деятельности, причины их возникновения и определяются основные пути преодоления «узких мест».
Финансово – хозяйственная деятельность (ФХД) предприятия характеризуется системой финансовых и технико – экономических показателей. Как правило, показатели отчетного периода сопоставляются с показателями базисного периода – определяются приращения, темпы роста анализируемого показателя, либо производится сопоставление плановых и фактических значений показателя в отчетном периоде. Таким образом, в общем случае исследование показателей проводится по цепочке «базисные значения – плановые значения – отчетные (фактические) значения».
Важно подчеркнуть, что анализ – это не просто констатация изменений в значениях отчетных показателей, а вскрытие причин этих изменений и определение наиболее рациональных путей преодоления негативных тенденций и развития позитивных тенденций. Ошибки, допущенные в анализе и диагностике внутренней и внешней среды предприятия, приводят к ошибкам в планировании, а «неудачное планирование – это планирование неудач».
В процессе общего анализа ФХД предприятия в отчетном периоде исследуются:
· Изменения в составе имущества, источниках его формирования, финансовое состояние предприятия и основные итоговые показатели его деятельности:
· производство и сбыт продукции (услуг);
· эффективность использования ресурсов предприятия;
· себестоимость продукции (услуг);
· формирование и распределение прибыли предприятия;
· другие виды деятельности (инвестиционная, внешнеэкономическая и т.д.).
Основными методами, используемыми при анализе и диагностике ФХД предприятия, являются следующие методы и приемы.
1. Горизонтальный анализ – сопоставление значений показателей в отчетном и базисном периодах. Определяются отклонения соответствующих величин, темпы их роста или прироста.
2. Вертикальный анализ – определение структуры (в долях единицы или процентах) некоторого обобщенного показателя.
3. Трендовый анализ – определение тренда, т.е основной закономерности изменения некоторого экономического показателя на протяжении нескольких периодов времени. Сводится к выбору и определению параметров аппроксимирующей функции; параметры функции определяются из условия близости значений функции к соответствующим статистическим значениям показателя. Трендовый анализ служит основой для построения возможных значений показателя в будущем – экстраполяции значений показателя.
4. Факторный анализ – широко используемый инструмент экономического анализа. Производится на основе факторных моделей, в которых некоторый экономический показатель (результативный показатель) рассматривается как функция набора переменных, называемых факторными показателями (факторами). Исследуется влияние изменения каждого из факторных показателей в рассматриваемом периоде на изменение результативного показателя. Связь результативного показателя с факторными может быть как детерминированной, так и стохастической.
5. Сопоставительный анализ (бенчмаркинг) – значения показателей сравниваются (сопоставляются) с соответствующими показателями ближайших конкурентов или среднеотраслевыми показателями.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8491 — | 7369 —
или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Экономический анализ проводится каждым предприятием. Это необходимая процедура, которая позволяет определить эффективность организации основной деятельности. На основе проведенных исследований получается выявить слабые стороны, определить наиболее выгодные пути развития организации. Чтобы понять принцип проведения такой работы, нужно рассмотреть на примере экономический анализ предприятия. Основные методики будут представлены далее.
Экономическая безопасность предприятия во многом зависит от скорости реакции управленцев на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды. Для этого проводится большое количество разных оценок, что позволяет взглянуть на ситуацию, сложившуюся на предприятии, со стороны.
Чтобы выбрать набор методов для анализа, определяют цели и задачи его проведения. Это позволяет оптимизировать затраты на исследовательские работы. Цели выбирают в соответствии со сложившейся ситуацией на предприятии. При их достижении компания должна максимально повысить эффективность своей деятельности.
На основе проведенного анализа предприятие планирует свою деятельность, создает стратегию на отдаленную перспективу. Чтобы отследить изменения, произошедшие в прошлом, сравнивают данные минимум за три последних периода. Это позволяет отследить экономические показатели в динамике.
Пользователями информации, полученной в ходе анализа экономической эффективности предприятия, являются как управленцы, менеджеры организации, так и сторонние инвесторы, кредиторы, акционеры. Потенциальные инвесторы обязательно запрашивают у независимых аудиторов исследование экономических и финансовых показателей компании. Ни один кредитор не предоставит свои временно свободные средства компании, у которой показатели недостаточно высокие.
Информация должна подаваться в доступном для пользователя виде. На основании полученных данных принимается решение о целесообразности расширения производственной деятельности. Инвесторы выбирают наиболее привлекательные проекты.
Существуют разные методы экономического анализа предприятия. Они делятся на общие и конкретные. К первой категории относятся следующие подходы:
- сравнение;
- наблюдение;
- абстрагирование;
- детализация;
- моделирование;
- эксперимент.
Конкретные методики формируются в разрезе конкретных наук. Они позволяют детализировать общие методики.
Одним из наиболее распространенных приемов, который применяют аналитики в своей работе, является сравнение. Это самый ранний метод исследования. Для этого явления соотносят, а потом проводят синтез данных. В явлениях выделяется общее, различное. Сравнивать показатели в экономическом анализе можно с планом, с показателями прошлого периода, со средними данными.
Чтобы выполнить такой анализ, показатели должны быть сопоставимыми. Информативным может быть анализ динамических и параллельных рядов. Это позволяет изучить структуру процессов, явлений, тенденций. Сравнения могут быть также вертикальными. В некоторых случаях аналитикам могут быть интересны многомерные сравнения. При этом сопоставляется широкий спектр коэффициентов сразу по нескольким объектам. Это позволяет выполнить комплексную оценку, сопоставив коэффициенты с конкурентными показателями.
Сравнение позволяет добиться разных результатов:
- выполнения бизнес-плана в текущем и плановом периоде;
- изыскания путей для экономии ресурсов;
- принятия оптимальных решений в существующих условиях;
- оценки степени рисков.
Изучая основы экономического анализа предприятия, метод сравнения нужно рассмотреть первым.
Чтобы оценить экономическое развитие предприятия, применяют метод средних величин. Это позволяет обобщить данные, однородные показатели, перейти от рассмотрения единичных данных к общему. Это помогает выявить закономерности.
Без применения средних величин невозможно провести сравнение данных в ходе изучения того или иного признака. Такой подход дает возможность сопоставить показатели, различные во времени.
Средние показатели позволяют абстрагироваться от случайного результата, отдельных колебаний и значений. При этом средние данные могут быть представлены в таких формах:
- средняя арифметическая;
- мода;
- хронологическая моментного ряда;
- средняя взвешенная гармоническая;
- медиана.
Выбор зависит от конкретных целей анализа и особенностей выборки. Это позволяет выявить общие тенденции, закономерности.
Экономическая безопасность предприятия зависит от правильности действий соответствующих служб организации. Чтобы получить достоверную информацию о состоянии компании, может применяться в ходе исследования метод группировки. Это позволяет систематизировать данные, определить характерные взаимосвязи, типичные процессы. При этом случайные отклонения нивелируются.
- Структурными. Применяются для анализа внутреннего строения показателей, например, в ходе изучения списочного состава по профессиям.
- Типологическими. Это позволяет сгруппировать, например, однородные предприятия по видам собственности.
- Аналитическими. Применяются для исследования взаимосвязей результативных и факторных показателей. Это, например, может быть зависимость между суммой кредита банка и величиной процентов.
Среди подходов, применяемых к упорядочиванию данных, группировки являются основной методикой. Это позволяет выявить взаимосвязи между автономными явлениями, структуру, а также динамику развития исследуемых показателей.
В ходе применения представленной методики классифицируются не только явления, но и причины, обуславливающие их. При этом нужно объединять однородные явления. Они должны быть идентичны по социальной или экономической природе. Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, следует обратить внимание на очередность действий в ходе применения этой методики:
- Предметы или явления подлежат классификации по определяющему признаку.
- Определяются производственные значения.
- Результат подается в виде таблицы.
- Определяется влияние каждого признака на результат.
Для проведения анализа применяется совокупность однотипных объектов. В некоторых случаях делают типологическую выборку. Обоснованная с экономической точки зрения группировка позволяет выявить зависимость между отдельными коэффициентами и показателями. В результате аналитические данные систематизируются.
Те или иные явления при этом изучаются во взаимосвязи, что позволяет определить степень влияния факторов на общий результат.
Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, стоит обратить внимание еще на один подход. Традиционным является балансовый метод. Для этого анализируется структура имущества предприятия и ресурсов, за счет которых оно было приобретено. Он применяется также для определения влияния на результат связанных с ним факторов.
Также балансовый метод применяется при исследовании обеспеченности организации материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. На его основе проводится изучение эффективности их применения. При этом сравниваются такие показатели, как, например, платежные средства и обязательства, а также соответствие этих величин. Этот метод применяется для проверки правильности проведения расчетов. Если баланс не соблюдается, есть отклонения, значит, он составлен неправильно.
В ходе подачи информации управляющему персоналу, а также иным пользователям применяется графический метод. Он широко применяется в ходе исследований различных процессов на производстве.
Так, например, для изучения эффективности работы оборудования строят графики, в том числе на основе множественных факторов. Это позволяет наглядно продемонстрировать работу агрегатов в течение определенного времени.
При монтаже и строительстве промышленных или прочих предприятий высокий экономический эффект дают сетевые графики. Они применяются в математическом анализе, в процессе планирования деятельности организации.
Анализ экономической эффективности предприятия многогранен. Обычно его начинают с исследования организационной структуры предприятия. Чтобы понять, как проводится подобный анализ, нужно рассмотреть его на примере.
Так, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе компании стоит генеральный директор. Его назначает на должность собрание акционеров. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе контракта и Устава акционерного общества. Он руководит текущей деятельностью организации, издает приказы, дает рекомендации и указания. Генеральный директор определяет структуру управленческого аппарата, численность руководителей подразделений. Он нанимает всех работников и открывает счета.
Непосредственно генеральному директору подчиняются финансовый, исполнительный директор, служба безопасности, а также заместитель генерального директора по связям с общественностью.
Заместителю генерального директора подчиняются служба управления персоналом, служба информационного обеспечения, отделы делопроизводства, корпоративного управления.
Финансовый директор управляет планово-экономическим, финансовым отделом и бухгалтерией.
Исполнительному директору подчиняется служба главного инженера, начальник производства (ему подчиняется производственно-диспетчерский отдел, производственные цеха). Также у него в подчинении находятся директор по качеству и одноименная служба.
В ходе анализа экономических показателей работы предприятия было выявлено, что связи между отделами налажены неправильно. Требуется их пересмотр для обеспечения нормальной работы служб. Также необходимо пересмотреть распределение ответственности между руководителями. Информационные потоки нужно организовать в соответствии с потребностями предприятия. Для этого нужно выбирать соответствующие технические средства.
Экономическое управление предприятием предполагает выполнение исследований в области изготовления продукции. Рассмотрим пример. Исследуемое предприятие занимается выпуском двигателей, приборов, прочих машин, которые продаются оптом. Основные группы продукции представлены в таблице далее.
Стоимость продукции, млн руб.
Продукция, зачтенная в выполнение плана, млн руб.
Чтобы определить выполнение плана по ассортименту продукции, применяется простой расчет:
Па = Пф / Пп * 100, где Па – выполнение плана в текущем периоде по ассортименту продукции, Пф – стоимость выпускаемых изделий по факту, которая не превышает плановый выпуск, Пп – выпуск продукции по плану.
В ходе выполнения анализа и оценки экономической деятельности предприятия выполняется простой расчет:
Па = 47734 / 48416 * 100 = 98,6%.
Таким образом, компания не выполнила план по ассортименту на 1,4%.
Анализ экономического потенциала предприятия проводится при помощи исследования доходности и прибыльности организации.
Но есть и прочие обобщающие показатели. С их помощью рассматривают эффективность функционирования отдельных сторон компании. К таким показателям относятся:
- Эффективность использования ресурсов организации. Эту группу коэффициентов еще называют рентабельностью. Компания должна получать больше прибыли, чем она затратила на изготовление продукции ресурсов.
- Правильность применения трудовых ресурсов. Для этого рассчитывается рентабельность персонала, производительность его труда.
- Эффективность основных производственных фондов. К этой категории показателей относятся фондоотдача, фондоемкость.
- Качество распределения материальных ресурсов в ходе производственного цикла. К этим показателям относятся материалоемкость, материалоотдача, а также материальные затраты на рубль прибыли и т. д.
- Эффективность деятельности компании в инвестиционной сфере. Рассчитывается срок окупаемости капвложений, а также прибыль на один рубль финансовых ресурсов.
- Качество организации применения активов компании. Проводится анализ состава и структуры оборотных средств предприятия, оборачиваемость и прибыль на единицу активов организации.
- Эффективность применения капитала. Для этого чистую прибыль делят на каждую акцию, а также определяют дивиденды на одну акцию и т. д.
Фактические показатели сопоставляются с плановыми значениями, а также данными за прошлые периоды. Могут также браться за основу для сравнения данные с других предприятий. Так, проводя экономический анализ предприятия на примере, производительность труда можно определить следующим образом.
источник
В условиях рыночной экономики коренным образом меняются отношения между участниками общественного производства. Взаимозависимость хозяйственных организаций требует, с одной стороны, более детальной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности, а с другой – следует учитывать, что конкурентная борьба требует соблюдения коммерческой тайны и, следовательно, ограничения информации о деятельности необходимым минимумом.
Достоверная и объективная информация о финансовом положении предприятий необходима для инвесторов, желающих выгодно вложить свой капитал; акционеров, получающих дивиденды с дохода; кредиторов и банков, заинтересованных в своевременном погашении займов, возвращении ссуд. Информация о текущем финансовом положении и на перспективу необходима также руководству предприятия (фирмы) для выработки стратегии развития предпринимательской деятельности.
Мировая экономическая наука накопила богатый опыт анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В нашей стране в условиях командно-административной системы управления он был заменен анализом выполнения планов, который в большинстве своем не предусматривал изучение объективных экономических связей между многочисленными показателями.
Предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений требует иного подхода и организации как внутреннего, так и внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности. Выводы по результатам анализа должны обеспечить аргументированное принятие решений и выработку стратегии предпринимательства.
В связи со сложившейся обстановкой в стране резко возрастает значение анализа хозяйственной деятельности предприятия. Результаты анализа представляют интерес для различных категорий аналитиков.
Целью оценки хозяйственной деятельности является проведение анализа производственно-финансовой деятельности предприятий, как в целом, так и отдельных его частей, выявление резервов в деятельности предприятия и предложения по их рациональному использованию.
Экономический анализ включает следующие блоки:
— анализ объемов производства и реализации продукции;
— анализ использования основных фондов;
— анализ обеспеченности предприятия материальными и трудовыми ресурсами;
— анализ издержек производства;
— анализ финансового состояния предприятия.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Цель анализа заключается в выявлении причин и факторов, положительно и отрицательно влияющих на объем выпуска продукции, изыскании резервов роста объема производства, определении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества.
Задачами анализа использования основных фондов являются: изучение состава и движения основных фондов; выявление влияния использования средств труда на объем производства; определение эффективности использования основных фондов; выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов.
Задачами анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов являются: оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели; оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов; выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.
Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на предприятии.
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа предприятия – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
— экспресс-анализ финансового состояния;
— детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа производится расчет различных показателей оценки финансовой деятельности предприятия. Экспресс анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
Смысл экспресс-анализа – отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики.
Целью детализированного анализа финансового состояния является более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
Комплексный анализ состояния предприятия представляет собой систему целевого экономического и финансового анализа, направленного на выявление параметров развития предприятия, осуществляемой на базе данных финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. В условиях, когда большинство российских предприятий находится в нестабильном финансовом состоянии, проведение анализа позволяет достаточно точно определить узкие места и возможности улучшения финансового состояния предприятия.
На рис. 1 представлен алгоритм проведения комплексного экономического анализа состояния предприятия. Блок 1 указанной схемы представляет собой традиционный финансовый анализ.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием.
Рис. 1. Алгоритм проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
На втором блоке комплексного анализа после проведения анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия согласно рис. 5 проводятся рейтинговая и комплексная оценки финансового состояния предприятия.
На третьем блоке подготавливается заключение о финансовом состоянии предприятия на основе критериев устойчивости, разрабатываются рекомендации по улучшению (стабилизации) его деятельности.
При выполнении комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности:
1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
3) собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).
4) проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.
5) выполняется факторный анализ: выделяются факторы, и определяется их влияние на результат.
6) выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.
7) происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. С точки зрения влияния факторов на данное явление или показатель следует различать факторы первого, второго и так далее порядков. Различие понятий показатель и фактор условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка и наоборот.
От объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные пути воздействия на показатели, то есть возможные организационно-технологические решения, с помощью которых можно воздействовать на факторы, определяющие данный показатель.
источник
Анализ основных экономических показателей — это процесс в ходе которого проводятся исследование динамики и структуры показателей, характеризующих эффективность функционирования предприятия за определенный период времени.
История Сибирской Водочной Компании тесно связана с историей производства алкогольных напитков в городе Мариинске. Всё началось в 1867 году с производства спирта на Петровском винокуренном заводе, созданном купцом 2-й гильдии Виктором Петровичем Чердынцевым. В результате казённой винной монополии в 1894 году было принято решение о строительстве 300 винных казённых складов по всей России. По Томской губернии и Семипалатинской области решено было построить 8 казённых складов в уездных городах, в том числе и склад под номером 3 в г. Мариинске.
Строительство винного склада в Мариинске имело административное и экономическое обоснование. Это был уездный центр, расположенный в довольно густонаселенном хлебородном регионе, рядом с действующими винокуренными заводами, через который проходили Сибирский тракт и железная дорога. В 1902 году в Мариинске было начато производство столового вина (водки). В 1937 году построен спиртовой завод, который в дальнейшем стал комбинатом.
Полное название компании на русском языке — Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Водочная Компания», на английском языке — «SIBERIAN VODKA COMPANY Ltd».
Сокращенное название компании на русском языке — ООО «СВК».
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Водочная Компания» было создано на базе структурного подразделения водочного цеха ОАО «Спиртовый комбинат» — крупнейшего производителя спирта в Российской Федерации. Предприятие находится в г. Мариинске, Кемеровской области, на берегу реки Кия. Город окружен вековой сибирской тайгой и находится в экологически чистом уголке России, вдали от крупных промышленных городов.
Юридический адрес: 652152, Российская Федерация, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Юбилейная, д. 2 А.
Основным видом деятельности компании является производство, хранение и поставки произведённых спиртных напитков (водки). Согласно Уставу, ООО «Сибирская Водочная Компания» осуществляет следующие виды деятельности:
— производство дистиллированных алкогольных напитков;
— производство этилового спирта из сброженных материалов;
— оптовая торговля алкогольными напитками, включая пиво;
— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво;
— оптовая торговля безалкогольными напитками;
— розничная торговля безалкогольными напитками;
— оптовая и розничная торговля продуктами питания, иными товарами народного потребления, прочая коммерческая деятельность;
— осуществление иных видов деятельности, не запрещенных и не противоречащих законодательству РФ.
На сегодняшний день Сибирская Водочная Компания входит в структуру предприятий Холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз» — крупнейшей компании на территории Кузбасса, Алтайского края и других регионов России.
Предприятие постоянно совершенствует технологии производства, внедряет инновации, ведет разработки новых оригинальных рецептур, непрерывно и тщательно контролирует на всех этапах качество продукции.
Главная задача Сибирской Водочной Компании – обеспечение потребителей продукцией высокого качества.
Помимо собственного ассортимента компания занимается поставками стороннего ассортимента на территории Кузбасса.
В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «Сибирская водочная компания».
Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности ООО «Сибирская водочная компания» за 2015-2017 гг.
Показатели | 2015г. | 2016г. | 2017г. |
Выручка, тыс.руб. | 267875 | 916460 | 1137511 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. | 222115 | 807629 | 895661 |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 45760 | 108831 | 241850 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 26570 | 55685 | 158756 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 101 | 173 | 208 |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. | 406447 | 609010 | 446569 |
Кредиторская задолженность тыс.руб. | 272466 | 440611 | 413261 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. | 72625,5 | 68790 | 88996,5 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс.руб. | 313818 | 585452 | 655266 |
Чистая прибыль, тыс.руб. | 4117 | 12029 | 64900 |
Фонд оплаты труда работников, тыс.руб./год | 34843 | 55412 | 79954 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс.руб. | 28,75 | 26,69 | 32,03 |
Производительность труда, тыс.руб. / чел. | 2652,2 | 5297,5 | 5468,8 |
Фондоотдача, руб./руб. | 3,69 | 13,32 | 12,78 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, оборотов | 0,85 | 1,57 | 1,74 |
Рентабельность продаж, % | 9,92 | 6,08 | 13,96 |
Рентабельность продукции, % | 11,96 | 6,89 | 17,73 |
На протяжении анализируемого периода, на предприятии наблюдается положительная динамика выручки от продаж алкогольной продукции. Так в 2016 году относительно 2015 года прирост выручки составил 648585 тыс.руб., или 242,12%, а в 2017 году относительно 2016 года данный показатель возрос на 221051 тыс.руб, или на 24,12%. Общая динамика изменения выручки и себестоимости продаж в ООО «Сибирская водочная компания» за 2015-2017 гг. представлена на рисунке.
Рост объемов производства и продаж алкогольной продукции в ООО «Сибирская водочная компания», стал фактором увеличения затрат, а как следствие и росту себестоимости продаж. Данный показатель в 2016 году относительно 2015 года увеличился на 585514 тыс.руб. или на 263,61%, а в 2017 году еще на 88032 тыс.руб. или на 10,9% относительно 2016 года.
Основными показателями, характеризующими производственный эффект и эффективность предприятия, являются показатели его прибыли и рентабельности. В компании величина валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли на протяжении анализируемого периода имеет положительную динамику, что можно еще раз пронаблюдать на рисунке.
Прирост валовой прибыли в 2016 году относительно 2015 года составил 63071 тыс.руб. или 137,83%, а в 2017 году валовая прибыль компании увеличилась еще на 133019 тыс.руб. или на 122,23%. Величина прибыли от продаж в ООО «Сибирская водочная компания» существенно ниже валовой прибыли, что обусловлено наличием высокого уровня коммерческих расходов. При этом величина прибыли от продаж в 2016 году относительно 2015 года увеличилась на 29115 тыс.руб. или на 109,58%, а в 2017 году прирост прибыли от продаж составил 103071 тыс.руб. или 185,1%. Совокупный финансовый результат ООО «Сибирская водочная компания» представлен чистой прибылью, величина которой в 2016 году относительно 2015 года возросла на 7912 тыс.руб. или на 192,18%, а в 2017 году увеличилась на 52871 тыс.руб. или на 439,53%. В итоге за анализируемый период, чистая прибыль предприятия возросла более чем в 15 раз.
Положительная динамика финансовых результатов отразилась и на уровне основных показателей рентабельности, динамика которых графически представлена на рисунке.
Уровень рентабельности продаж, рассчитанный как отношение прибыли от продаж к выручке, в 2016 году относительно 2015 года снизился на 3,84%, а рентабельность продукции (затрат) сократилась на 5,07% причиной чего стало превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки от продаж, а также существенное увеличение коммерческих расходов. В 2017 году эффективность производственно – сбытовой деятельности компании повысилась, о чем свидетельствует повышение уровня рентабельности продаж на 7,88% и рентабельности продукции на 10,83%.
Среднесписочная численность работников на предприятии имеет положительную динамику (рисунок).
Прирост среднесписочной численности работников в 2016 году относительно 2015 года составил 72 чел., а в 2017 году относительно 2016 года еще 35 человек. Необходимо отметить, тот факт, что на предприятии на протяжении анализируемого периода наблюдается повышение производительности труда (рисунок).
Уровень производительности труда работников ООО «Сибирская водочная компания» за анализируемый период возрос на 2816,6 тыс.руб./чел., или на 106,2%.
Величина дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Сибирская водочная компания» в 2016 году имела положительную динамику, а в 2017 году наблюдалось снижение этих показателей, что еще раз можно пронаблюдать на рисунке.
Прирост дебиторской задолженности в 2016 году относительно 2015 года составил 202563 тыс.руб. или 49,84%, при этом за аналогичный период величина кредиторской задолженности возросла на 168145 тыс.руб. или на 61,71%. В 2017 году снижение дебиторской задолженности относительно 2016 года составило 162441 тыс.руб. или 26,67%, а кредиторская задолженность снизилась на 27350 тыс.руб. или на 6,2%.
Как можно заметить, на протяжении всего анализируемого периода в компании в структуре имущества преобладают оборотные активы, величина которых в 2016 году относительно 2015 года возросла на 271634 тыс.руб. или на 86,56%, а в 2017 году относительно 2016 года увеличилась еще на 69813,5 тыс.руб. или на 11,92%.
Эффективность использования основных производственных фондов предприятия, представленная показателем фондоотдачи, в 2016 году относительно 2015 года возросла, что было определено общим снижением среднегодовой величины основных средств, а в 2017 году наблюдалась отрицательная динамика данного показателя (-0,54 руб.), что вызвано превышением темпов роста среднегодовой величины основных средств над темпами роста выручки.
Оборачиваемость оборотных активов на предприятии на протяжении всего анализируемого периода имеет положительную динамику, при том, что их среднегодовая величина также росла, то можно сделать вывод о том, что основным фактором роста оборачиваемости оборотных активов является повышение выручки от продаж.
Таким образом, ООО «Сибирская водочная компания» является прибыльной и рентабельной компанией, имеющей высокие перспективы развития. Оценка эффективности деятельности анализируемого предприятия, позволила определить его высокий потенциал, как в области производства, так и в области реализации продукции.
источник
Название: Экономический анализ Раздел: Рефераты по экономике Тип: шпаргалка Добавлен 20:49:23 20 сентября 2008 Похожие работы Просмотров: 7583 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать |
VРП можно исключить в связи с тем, что большое влияние оказывает скорость
Условная рентабельность – 5 видов:
b) по УД — Rк усл_2 = изменяется УДф
c) по цене — Rк усл_3 = изменяется Цф
d) по с/сти — Rк усл_4 = изменяется Сф
e) по ВФР -Rк усл_5 = изменяется ВФРф
Расчет рентабельности по факторам, где R-условная рентабельность:
12.Анализ себестоимости продукции .
Объектами анализа себестоимости продукции явл-ся следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам
затраты на рубль товарной продукции
себестоимость отдельных изделий
Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, э/э, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ н/а, налоги, включаемые в с/с прод-и, отчисления во ВБФ и др.). Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость. Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном пр-ве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на соц. страхование, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизвод.расходы, общехоз.расходы, потери от брака, прочие произв. расходы, коммерческие расходы.
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с пр-вом определенных видов прод-и (сырье, мат-лы, з/п произв. раб-х и пр.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с пр-вом нескольких видов прод-и и распред-ся по объектам калькуляции пропорционально соответ. базе (основн. и дополн. з/п раб-х или всем прямым расходам, производ-й площади и т.д.).Например, общепроизвод. и общехозяйст.расходы, затраты на сод-е основ, средств В зависимости от объема пр-ва все затраты п/п можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от динамики объема пр-ва и продажи прод-и Переменные затраты зависят от динамики объема пр-ва и продажи прод-и. Анализ затрат на рубль товарной продукции выгоден тем, что может рассчитываться в любой отрасли пр-ва и наглядно показывает прямую связь между с/с и прибылью.
13.Особенности с.-х. производства и анализа хозяйственной деятельности с.-х. предприятий.
Комплексный анализ деятельности предприятия по обобщающим показателям производственно — хозяйственной деятельности.
Важнейшая задача аграрного сектора экономики — обеспечение продовольственной безопасности страны, основы ее суверенитета, экономической и социальной устойчивости. Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать эту отрасль высокоэффективной и конкурентоспособной, существенно повысить надежность обеспечения страны продукцией сельского хозяйства, улучшить ее качество.
Большую роль в решении этих задач играет анализ хозяйственной деятельности предприятий, методика которого направлена на обоснование бизнес-планов и управленческих решений; систематический контроль за их выполнением; изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; поиск резервов повышения эффективности производства и разработку мероприятий по их освоению; оценку деятельности предприятия по использованию возможностей повышения эффективности производства; выработку экономической стратегии развития предприятия и укрепления его рыночных позиций.
По своему содержанию и задачам анализ хозяйственной деятельности в АПК почти не отличается от анализа в других отраслях национальной экономики, однако имеются некоторые особенности в методике его проведения, которые обусловлены спецификой этой отрасли производства.
1. Результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом зависят от природно-климатических условий. Поскольку дожди, засуха, морозы и другие природные явления могут значительно уменьшить сборы урожая, снизить продуктивность труда и другие показатели, при анализе хозяйственной деятельности необходимо учитывать природно-климатические условия каждого года и каждого хозяйства. Для получения правильных выводов о результатах хозяйственной деятельности показатели текущего года должны сопоставляться не с прошедшим годом, как это делается на промышленных предприятиях, а со средними данными за предшествующие 3—5 лет.
2. Для сельского хозяйства характерна сезонность производства. В связи с этим на протяжении года неравномерно используются трудовые ресурсы, техника, материалы, неритмично реализуется продукция, поступает выручка. Так, зерноуборочные комбайны могут быть использованы только 10—20 дней в году, сеялки — 5—10, картофелеуборочные комбайны — 20—30 дней. Эту особенность также необходимо учитывать при анализе хозяйственной деятельности, в частности таких показателей, как обеспеченность и использование основных средств производства, земельных, трудовых и финансовых ресурсов.
3. В сельском хозяйстве процесс производства очень длительный и не совпадает с рабочим периодом. Многие показатели можно рассчитать только в конце года. В связи с этим наиболее полный анализ в растениеводстве можно сделать только по результатам года. В течение года анализируется выполнение плана агротехнических мероприятий по периодам сельскохозяйственных работ; отклонение от нормативных затрат на единицу выполненных работ.
4. Сельскохозяйственное производство имеет дело с живыми организмами. Поэтому на уровень его развития оказывают влияние не только экономические, но и биологические, химические и физические законы, что усложняет измерение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности. В то же время учет действия этих законов имеет исключительное значение при анализе деятельности предприятий.
5. Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля, природные особенности которой неразрывно связаны с климатическими условиями. В отличие от других отраслей народного хозяйства, где точно известна экономическая эффективность и производственная мощность всех фондов, продуктивность земли не поддается точному учету и под влиянием разных факторов меняет природный и экономический характер. Причем земля как главное средство производства не только не изнашивается, но и, наоборот, улучшается, если ее правильно использовать. И наконец, одной из особенностей этого средства производства является то, что земля чрезвычайно универсальна. Известно, что в промышленности на отдельном заводе, как правило, можно осуществлять производство только соответствующего вида продукции. В сельском хозяйстве на одной и той же земле можно производить многочисленные виды продукции. В результате ей свойственны такие особенности, как универсальность производства, слабая концентрация, многоотраслевой характер, более низкий уровень производительности труда. В этой связи анализ хозяйственной деятельности предприятий должен содействовать высокопроизводительному использованию земли, последовательному развитию наиболее полезных в условиях хозяйства направлений деятельности.
6. Сельское хозяйство отличается от других отраслей производства также и тем, что в нем часть продукции используется на собственные цели в качестве средств производства: семена, фураж, животные. Поэтому объем реализованной продукции обычно намного меньше произведенной.
7.С учетом специфики сельского хозяйства для оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий используется много специфических показателей (урожайность, продуктивность скота, жирность молока и др.). Общие показатели, применяемые во всех отраслях народного хозяйства (себестоимость продукции, прибыль, рентабельность, оборачиваемость средств и пр.), отражают специфику сельскохозяйственного производства. Это обусловливает некоторые особенности их анализа.
8.Вместе с тем нужно отметить, что в сельском хозяйстве больше, чем в промышленности, однотипных предприятий, осуществляющих производство примерно в одинаковых природно-климатических условиях. Поэтому в отличие от промышленных предприятий здесь можно более широко применять межхозяйственный сравнительный анализ. Это позволяет точнее оценивать результаты хозяйственной деятельности, выявлять передовой опыт других предприятий.
9. Наличие широкой базы для сравнения как в рамках отдельного предприятия, так и в масштабах района, области позволяет чаще использовать в анализе следующие приемы: сопоставление параллельных и динамических рядов, аналитические группировки, корреляционный анализ, многомерный сравнительный анализ и др.
В целях анализа финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения (СП) предприятия представляется целесообразным рассмотреть специализированную методику экономического анализа.
Оценка выполнения плана по производству продукции за отчетный период производится путем сопоставления планового ВПо и фактического объема производства в плановых ценах ВПплц определения абсолютного и относительного отклонения от планового, и исчисления трендового индекса (Ит), прироста объема производства валовой продукции:
Анализ формирования себестоимости продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) осуществляется путем сравнения плановой, т. е. лимита, Зои фактической Зп сумм себестоимости.
Это сумма затрат на производство продукции, формируемая в СП и определяемая Ит выполнения плана затрат на производство:
Показатель, характеризующий материалоемкость продукции:
где Мео — базовая материалоемкость продукции. Показатель фондовооруженности труда:
где ФТо — базовая вооруженность труда.
Показатель производительности труда:
где ПТо — базовая производительность труда.
ИтME, ИтФТ, ИтПТ определяются как нормативные, или плановые или средние в отрасли, или фактические в предшествующем году. Показатель рентабельности как рентабельность персонала по валовой продукции:
где Рпвпо — базовая рентабельность персонала.
Показатель, характеризующий фондорентабельность по валовой продукции:
где РФвпо — базовая фондорентабельность.
Показатель, характеризующий рентабельность затрат на производство продукции:
где Рзпо- базовая рентабельность затрат на производство продукции.
Показатель, характеризующий рентабельность оборота:
где Ропо — базовая рентабельность оборота.
ИтРФвп, ИтРзп, ИтРоп определяются как плановые или фактические в предшествующем году.
Производится сложение 9 Ит с учетом коэффициентов со своими знаками и определяется значение сводного Ит индекса:
14.Оценка платежеспособности и ликвидности: источники информации и методика проведения.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов — величина, обратная ликв-ти баланса по времени превращения активов в денежные ср-ва Оценка платежесп-ти предприятия производится с помощью коэф-тов платежесп-ти, явл-щихся относительнымими величинами.
Коэффициент абсолютной ликвидности — отношение суммы абсолютно ликвидных активов фирмы к сумме ее текущих пассивов, т.е краткосрочных обязательств. Кал = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочные обязательства ≥ 0,2
Коэффициент текущей ликвидности — отношение суммы оборотных активов к сумме текущих пассивов. Ктл = Оборотные средства/ Краткосрочные обязательства≥2,0
Коэффициент покрытия (быстрой ликвидности) — отношение суммы абсолютно ликвидных активов и дебиторской задолженности к сумме текущих пассивов. Кал= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/ Краткосрочные обязательства≥0,8
Чистые активы — активы, остающиеся в распоряжении предприятия после погашения обязательств.
Уравнение ликвидности: А1>П1, А2>П2, АЗ>ПЗ, А4 П1, А2>П2, АЗ>ПЗ, А4 > 0,5:
Крси = (ОС + С, М + НЗП + Ж) : ВБ,
где Крси — коэффициент реальной стоимости имущества;
ОС — основные средства (строка 120 актива баланса);
С, М — сырье и материалы (строка 211 актива баланса);
НЗП — незавершенное производство (строка 213 актива баланса);
Ж — животные на выращивании и откорме (строка 212 актива баланса);
ВБ — валюта баланса (строка 300 актива или строка 700 пассива баланса);
— коэффициент автономии (финансовой независимости или концентрации собственного капитала) (при нормативном значении >> 0,5) означает, что все обязательства могут быть покрыты собственными средствами:
где Ка — коэффициент автономии;
IIIрП — III раздел пассива баланса;
— коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
где Ксзс — коэффициент соотношения заемных и собственных средств;
источник