Меню Рубрики

Как сделать анализ учетной политики предприятия

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется учет. ПБУ 1/98 в части формирования учетной политики распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Пунктом 5 ПБУ 1/98 право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно — распорядительного документа.

При формировании учетной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на методические и организационно-технические.

Методические аспекты — это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.

Организационно — технические аспекты — приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

В новом Положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании политики:

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. «Если такое намерение или необходимость существует, то финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и применяемая основа должна раскрываться» (параграф 23 Принципов международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В случае ожидания прекращения деятельности предприятия, стоимость его активов, как правило, оказывается значительно ниже, чем в случае нормального его функционирования. Поэтому если у бухгалтера есть основания предполагать, что предприятие прекратит свое существование, он должен изменить учетные процедуры. В случае банкротства бухгалтер должен составить отчетность, исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

ѕ Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

ѕ Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности введено ПБУ 1/98);

ѕ Большую готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

ѕ Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

ѕ Торжество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последующий календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

ѕ Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

В части раскрытия учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.

Перечень случаев, когда возможно изменение учетной политики:

ѕ изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

ѕ разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

ѕ существенное изменение условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.д.

Как видно, перечень возможных вариантов изменений условий деятельности, предусмотренных ПБУ 1/98, не является закрытым. Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно — распорядительной документацией, оно должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года (с начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Структура учетной политики.

Учетную политику условно можно разделить на три раздела:

Организационно — технический раздел. В нем нужно предусмотреть:

ѕ рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых ведется учет. Надо отметить, что для учетной политики 2002 года это особенно актуально, ведь с этого года все предприятия должны перейти на новый План счетов (Новый План счетов бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н).

ѕ формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки. В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

ѕ формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;

ѕ правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года № 105);

ѕ порядок контроля за хозяйственными операциями.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить:

ѕ способы амортизации основных средств и нематериальных активов;

ѕ порядок учета и списания в производство сырья и материалов;

ѕ перечень резервов, который будет составлять предприятие;

ѕ порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.

Учетная политика в целях налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, в этом разделе предприятие должно указать, как оно будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.

Но для удобства предприятие может объединить II и III разделы учетной политики. Так, в разделе, касающемся учета основных средств можно сразу указать, какой метод начисления амортизации предприятие применяет в целях бухгалтерского, а какой — в целях налогового учета.

Степень совмещения ведения бухгалтерского и налогового учетов служит причиной существования различных подходов к ведению налогового учета.

источник

Анализ учетной политики (УП) проводится:

  • во время независимой аудиторской проверки бухотчетности фирмы (при проведении процедур обязательного или добровольного аудита или выполнении иных аудиторских заданий);
  • для решения внутренних задач фирмы (при осуществлении налогового планирования, формировании ценовой политики, планировании деятельности компании);
  • в иных ситуациях (при проведении налоговой проверки, при контрольных мероприятиях материнской компании в отношении дочерних фирм).

Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.

Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса анализ УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.

Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая УП не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.

Чтобы провести анализ УП, необходимо:

  • детально изучить информацию о компании (ее структуру, виды деятельности, систему налогообложения, наличие и нюансы ее сегментов и другие важные аспекты);
  • исследовать рабочий план счетов, схему документооборота и применяемые первичные документы;
  • обладать знаниями бухгалтерского и налогового законодательства, знать нормативные документы по отраслевой и производственной специфике деятельности фирмы (методические указания, нормативы, описание технологических процессов).

Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.

К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.

При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:

  • Содержание разделов в УП определяется самой фирмой, но существует обязательно включаемая в УП информация (к примеру, сроки и процедура проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями, график документооборота).
  • Для фирмы, имеющей филиалы, утверждается единая УП. Филиал, даже если он выделен на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет отличные от головной компании операции, не вправе самостоятельно разрабатывать свою УП.
  • Формы применяемых первичных учетных документов не обязательно должны иметь унифицированный вид, утвержденный Госкомстатом или Минфином РФ (кроме отдельных обязательных к применению, например при оформлении кассовых операций). Но УП должна содержать указание на то, какие именно формы первичных учетных документов будут использоваться. И если они разработаны самостоятельно, то их необходимо утвердить в составе УП.
  • Дословное переписывание в УП положений НК РФ или бухгалтерской нормативки не обязательно — достаточно указания в тексте УП ссылок на соответствующие статьи и пункты действующих нормативных документов.
  • УП составляется в разрезе допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:

  • могут содержаться неактуальные (устаревшие) нормативные требования, поскольку внесенные в законодательство поправки зачастую не находят отражения в применяемой УП, что снижает ее актуальность и переводит этот документ в разряд бесполезных;
  • сделаны корректировки – они подлежат исследованию на предмет правомерности и законности.

Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.

Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.

Подробнее о содержании аудиторских процедур читайте в статьях:

Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.

То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.

Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.

Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.

источник

При проведении аудита отчетности аудитор должен провести анализ и оценку учетной политики экономического субъекта. Учетная политика организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика д.б. сформирована в соответствии с нормативными актами, с учетом структуры экономического субъекта, отраслевой принадлежности и др. особенностей деятельности. Она формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации соответствующим организационно-распорядительным документом.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

· рабочий план счетов, содержащий аналитические и синтетические счета, необходимые для ведения бух учета.

· Формы первичных учетных документов, формы отчетности для внутренних пользователей

· Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

· способы оценки активов и обязательств

· Правила документооборота и обработки учетной информации

· Порядок контроля за хозяйственными операциями

· Другая информация, раскрывающая организацию бух учета

Аудитор должен оценить, обеспечивает ли учетная политика экономического субъекта соблюдение требований: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, требование рациональности.

Проверяется, как раскрыты принятые в учетной политике способы бух учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей бух отчетностью.

К способам ведения бух учета относятся:

· Способы амортизации ОС, НМА и иных активов

· Оценки производственных запасов, товара, НЗП, готовой продукции

· Признание доходов, расходов, прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг, прочих операций

Учетная политика д.б. сформирована исходя из допущений: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности принятия учетной политики, времени определения фактов хозяйственной деятельности.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

При выявлении случаев изменения положений в учетной политике аудитор должен проверить их обоснованность. Изменения должны вноситься в следующих случаях:

· При изменениях положений в нормативных актах

· Разработки организацией новых способов ведения бух учета

· Существенные изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственника, изменение вида деятельности).

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении.

Аудитору следует учитывать, что последствия изменения учетной политики могут быть отражены перспективно, ретроспективно (исключение случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью).

Проверяется правильность корректировок входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

При невозможности оценки в денежном выражении последствий изменения учетной политики ретроспективно, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Проверяется соблюдение требования по раскрытию учетной политики, в частности: причина изменения, его содержание и порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности, суммы корректировок по каждой статье баланса и по каждому отчетному периоду, по данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию, факты неприменения опубликованных нормативных актов, которые еще не вступили в силу, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Учётная политика как метод нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учёта организаций в РФ. Порядок формирования учётной политики торговых организаций. Особенности показателей бухгалтерской финансовой отчетности на примере ООО «Транслайт».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    ВВЕДЕНИЕ
  • 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКАТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ
  • 1.1 Учётная политика, как метод нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учёта организаций в РФ
  • 1.2 Порядок формирования учётной политики торговых организаций
  • 2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «ТРАНСЛАЙТ»
  • 2.1 Экономическая характеристика ООО «Транслайт»
  • 2.2 Особенностиучетной политики ООО «Транслайт»
  • 2.3 Влияние учетной политики на бухгалтерскую финансовую отчетность

Актуальность темы исследования объясняется возросшим вниманием руководителей и главных бухгалтеров организаций к порядку и особенностям формирования учетной политики, как основы успешного функционирования финансово-хозяйственной системы. Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.

При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации.

Содержание такого регулирования состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»;

«… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»;

«… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности».

Одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта).

Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений совершенствования учетной политики современной организации на базе всестороннего анализ методологических, нормативно-правовых и практических аспектов формирования учетной политики организации. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

определить содержание и дать определение учетной политики;

проанализировать учётную политику ООО «Транслайт»;

— разработать рекомендации по совершенствованию учетной политики ООО «Транслайт».

Предметом исследования является организация ООО «Транслайт». Данная организация занимается оптовой торговлей.

Объектом исследования является процесс формирования и исполнения учетной политики на данном предприятии.

— анализ законодательно-правовой базы по вопросам формирования и раскрытия учетной политики организации;

— изучение процесса формирования и раскрытия учетной политики ООО «Транслайт»;

— разработка направлений совершенствования учетной политики ООО «Транслайт».

Практическая значимость данной работы заключается в разработке направлений совершенствования учетной политики ООО «Транслайт».

учетный бухгалтерский отчетность торговый

1.1 Учётная политика, как метод нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учёта организаций в РФ

На процесс формирования и становления системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта в переходной экономике влияют, как минимум, следующие объективные факторы:

— во-первых, рыночная среда по определению характеризуется большим многообразием хозяйственной жизни, чем административная экономика, а значит, обусловливает демократизацию экономической и общественной жизни, что в системе регулирования бухгалтерской профессии и бухгалтерской деятельности проявляется в их либерализации, то есть в некоторой предоставленной профессиональной свободе;

— во-вторых, переходная экономика характеризуется, в том числе и незрелостью экономических отношений в стране, отсутствием массового цивилизованного пользователя бухгалтерской отчётности и потребителя финансовой информации, а также тем обстоятельством, что «совершенное» законодательство во многом по определению не может быть создано.

Возникает теоретический и практический вопрос: как законно и грамотно работать в условиях влияния таких факторов, когда такая работа в принципе кажется невозможной?

Рассмотрим место и роль учётной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта.

Учётная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 5 «регулирование бухгалтерского учёта» Федерального закона «О бухгалтерском учёте»: «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Порядок формирования, оформления и раскрытия учётной политики рассмотрен в Положении по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации». В соответствии с п. 9 этого нормативного документа учётная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т. п.).

В части формирования, то есть выбора и обоснования, необходимо помнить, что Положение «Учётная политика организации» распространяется на организации независимо от организационно-правовых форм.

Система внутренних регламентирующих бухгалтерский учёт в организации документов шире, чем только приказ по учётной политике.

Во-первых, эта система содержит собственно учётную политику организации — документ, являющийся связующим звеном, своего рода мостом между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учёту и её внутренним законодательством.

Данный приказ должен быть по возможности краток и содержать чёткие, конкретные решения по ряду групп вопросов, которые будут рассмотрены далее.

Во-вторых, данная система должна содержать положения и инструкции по бухгалтерскому учёту для конкретной организации, носящие в отношении неё обязательный характер.

Название этих документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки, утверждения и актуализации руководство организации определяет самостоятельно.

Чем больше организация, чем сложнее её структура, чем более серьёзные задачи ставит она в своём развитии, тем значимее для неё создание чёткой системы внутреннего нормативного регулирования.

Приказ по учётной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов [12, С. 44]:

— выбранные организацией способы бухгалтерского учёта, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчётности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации);

— способы бухгалтерского учёта, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

— способы бухгалтерского учёта, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования — отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.;

— способы бухгалтерского учёта, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учёту Российской Федерации, но которые не позволяют организации достоверно отразить её имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учёта;

— способы бухгалтерского учёта, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

Поясним приведённые выше положения. При формировании учётной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

По каждому такому способу необходимо приводить его нормативное обоснование, то есть указывать, на основании какого нормативного документа принято то или иное положение по учётной политике.

При этом учётная политика есть совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, и поэтому при их выборе и обосновании должно применяться только бухгалтерское законодательство.

Предприятие не вправе через механизм учётной политики решать те вопросы, которые не входят в его компетенцию.

«Изобретённый» организацией способ бухгалтерского учёта, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации на момент принятия учётной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы.

Необоснованные способы бухгалтерского учёта не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах организации.

При необходимости организация определяет через механизм учётной политики специфику формирования своих активов — основных средств, нематериальных активов и т. п. Или процессов — капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т. п.

Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учёта, используя установленные нормативными документами по бухгалтерскому учёту правила, она вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснениях к бухгалтерской отчётности.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учёте»: «…в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учёта в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием [2, c. 33].

В противном случае неприменение правил бухгалтерского учёта рассматривается как уклонение от их выполнения и признаётся нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте».

Применение иных способов бухгалтерского учёта по сравнению с общеустановленными должно быть аргументировано и обосновано. Согласно п. 16 «Учётная политика организации»: «…применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации».

Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учёта и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учётной политики.

Таким образом, учётная политика организации является уникальным средством, с помощью которого,

во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учёта;

во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчётности;

в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.

Те же объективные трудности и сложности, которые влияют на формирование бухгалтерского законодательства, характерны и для формирующейся системы налогового права.

Первый этап становления данной системы, закончившийся принятием первой части Налогового кодекса РФ, носил явно фискальный характер, который заключался в приоритетной роли государства при решении сложных налоговых вопросов и в отсутствии каких-либо чётких концепций и принципов развития налогового законодательства как отрасли права.

Не случайно в Российской Федерации сложилась фактическая ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Вместе с тем неясность данных норм, отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права (гражданским законодательством, законодательством по бухгалтерскому учёту и т. д.) в условиях ярко выраженной фискальной направленности налоговой политики государства порождало, с одной стороны, волюнтаризм при трактовке норм налогового права, а с другой, полную неопределённость в стратегической, да и тактической реализации финансовой политики коммерческих организаций.

Сказать, что ситуация в настоящее время принципиально изменилась — было бы неверно. Ещё достаточно долго российские предприятия будут находиться в аналогичных экономических условиях, так как причины и факторы, их определяющие, носят объективный характер. Однако, вместе с тем становятся более прозрачными механизмы разрешения противоречий действующего законодательства, что, на мой взгляд, является важнейшей предпосылкой его цивилизованного совершенствования.

Таким образом, если организация, которая использует один из инструментов учётной политики, сможет обосновать применение того или иного способа бухгалтерского учёта (а это будет считаться элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта, и будет выражаться в разработке институтов, понятий и терминов), то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей налогообложения в Налоговом Кодексе, будет и для целей налогообложения действовать бухгалтерский способ. Такая законодательная позиция имеет место в настоящее время.

Следовательно, учётная политика организации, будучи совокупностью способов бухгалтерского учёта, может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

В настоящее время можно говорить уже о некоторой динамике, истории вопроса, связанного с учётной политикой организации, с точки зрения его отражения и раскрытия в нормативных актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации.

Учётная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

В соответствии с ПБУ 1/98 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [5, c. 12].

К способам ведения бухгалтерского учёта относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учёта, системы регистров бухгалтерского учёта, обработки информации и иные соответствующие способы и приёмы.

С другой стороны учётная политика может рассматриваться и в узком смысле, как документ системы ведения бухгалтерского учёта, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учёта, применяемые конкретной организацией.

Несмотря на то, что бухгалтерский учёт регламентируется общими нормативными документами для коммерческих организаций, у каждой из них могут быть различные цели и задачи. Рекомендации, приемлемые для управления одним предприятием и полезные для него, могут быть вредны или бесполезны для другого.

В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к так называемой оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оптимизации его финансовых результатов, основу которой, на мой взгляд, и должна составлять выбранная предприятием учётная политика.

Когда речь заходит об оптимизации, сразу же встаёт вопрос о факторах, влияющих на объект оптимизации. На выбор и обоснование учётной политики организации влияют следующие основные факторы:

— организационно-правовая форма (хозяйственное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие и т. п.);

— отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность и т. д.);

— объёмы деятельности, среднесписочная численность работающих и т. д.);

— соотношение с системой налогообложения (освобождение от различного рода налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению);

— степень свободы в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнёра);

— стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество организации, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

— наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т. д.);

— система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности предприятия направлениям);

— уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;

— система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованию учётной политики и её формированию.

Отдельно хотелось бы остановиться на соотношении учётной политики и налогообложения.

В настоящее время общей тенденцией нормативного регулирования бухгалтерского учёта и налогообложения является отход от принципа полного соответствия бухгалтерской информации данным, используемым для целей налогообложения, и установление правил, предполагающих построение учёта, не ориентированного на потребности исключительно налоговых органов.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике , очень часто (особенно в организациях малого и среднего бизнеса) приводит к чрезмерному «утяжелению» учёта, повышению его трудоёмкости.

И здесь, по моему мнению, бухгалтерам организаций следует обратить внимание на возможности, предоставленные им Федеральным законом «О бухгалтерском учёте». В соответствии со ст. 13 указанного Закона «…в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учёта в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.

В противном случае неприменение правил бухгалтерского учёта рассматривается как уклонение от их выполнения и признаётся нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте».

Эта норма имеет важное значение для практики бухгалтерского учёта в России. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: администрация организации и, прежде всего руководитель и главный бухгалтер могут в своей учётной политике избрать вариант способа бухгалтерского учёта, отвечающий исключительно и главным образом целям налогообложения (формирование объекта налогообложения) и требованиям налоговых органов к формированию информации, и тем самым избежать тех постоянных противоречий, с которыми они сталкиваются на каждом шагу, стараясь отразить факты хозяйственной жизни в соответствии с требованиями, как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства.

Однако во всех этих и подобных случаях в пояснительной записке должны быть раскрыты обстоятельства, заставившие руководителя принять данные решения.

В Положении по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организаций» данная норма конкретизирована, но в более осторожных выражениях и применительно к самому ПБУ. Так, в п. 6 сказано: «если применение указанных правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении в частности, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества), может допустить отступление от этих правил» [12, c. 33].

Кроме того, существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчётности не только с указанием причин, вызвавших эти отступления, но также и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов её деятельности и изменений в её финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учёта и отчётности.

Учетной политикой определяется одна из практикуемых в настоящее время форма организации бухгалтерского учета: централизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная форма предполагает сосредоточение бухгалтерии в одном месте — в едином центре, в котором концентрируется вся учетная документация, ведется бухгалтерский учет по всем статьям бухгалтерского баланса и составляется финансовая отчетность (включая налоговую).

Децентрализованная форма означает передачу ведения бухгалтерского учета представительствам, филиалам, цехам, отделениям и другим подразделениям предприятия; если они выделены на отдельный баланс, обособлены, но не получили статуса юридического лица. Бухгалтерии таких хозяйственных единиц в установленные головным предприятием сроки представляют в главную (центральную) бухгалтерию оборотный или сальдовый баланс, а также внутрихозяйственную отчетность, используемую для составления сводной статистической и финансовой отчетности (например, отчета по труду и заработной плате, бухгалтерского баланса и т.д.). Формы оборотного (сальдового) баланса и другой внутрихозяйственной отчетности устанавливается руководителем главной бухгалтерии.

При смешанной форме ведения бухгалтерского учета отдельных учетных объектов (например, начисления выплат и удержания по заработной плате, расхода материалов в производстве, изготовления и передачи деталей и т.п.) ведется бухгалтериями подразделений, а учет других объектов (например, основных средств, нематериальных активов и других), а также сводный учет и составление финансовой отчетности осуществляются в главной бухгалтерии предприятия. В этом случае первичная документация остается в подразделениях, а затем в установленном порядке направляется в архив. В главную бухгалтерию представляются в определенные сроки учетные регистры, по которым составляются сводные бухгалтерские проводки по предприятию в целом. Взаимоотношения главной бухгалтерии с подразделениями при децентрализованной и смешанной формах бухгалтерского учета оформляются авизо и учитываются на активном или пассивном счете. «Внутрихозяйственные расчеты» (если у подразделения числится дебетовое сальдо, то у главной бухгалтерии — кредитовое, а в заключительном бухгалтерском балансе сальдо отсутствует).

Переход российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предполагает постановку системы трансформации российских стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ). Одной из составляющих этого процесса является разработка учетной политики для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Определение учетной политики, представленное в МСФО (IAS) 8 «Учетные политики, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», аналогично определению, данному в ПБУ 1/98. Учетная политика — конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности. Отличие заключается в том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета. Согласно п. 2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Сравнительный анализ определений учетной политики показывает, что необходима разработка учетной политики по МСФО для целей параллельного учета, с тем чтобы она включала как требования МСФО к представлению информации в финансовой отчетности, так и традиционные для российской практики элементы (рабочий план счетов, график документооборота).

При выработке подхода к отражению в отчетности операции, в отношении которой отсутствует прямое регулирование МСФО, компания должна сначала проанализировать требования международных стандартов к похожим и (или) связанным видам операций. При отсутствии возможности использовать учетный подход «по аналогии» следует обратиться к Принципам подготовки и составления финансовой отчетности (Принципы подготовки и составления финансовой отчетности представляют отдельную составляющую системы МСФО.) для определения, признания и оценки элементов финансовой отчетности (п. 11 МСФО (IAS) 8). Кроме того, п. 12 МСФО (IAS) 8 дает право компаниям, разрабатывающим учетную политику по МСФО, применять положения национальных и отраслевых учетных систем в части, не противоречащей требованиям МСФО и Принципам подготовки и составления финансовой отчетности.

При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учёта, то при формировании учётной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующего положения по бухгалтерскому учёту. Таким образом, чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошее знание действующей нормативной базы как с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства предприятия, так и с той точки зрения, какие вопросы ещё остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учёту.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Право формирования учётной политики предоставляется главному бухгалтеру (бухгалтеру) организации, а утверждает её руководитель организации (ранее право формирования учётной политики предоставлялось только руководителю).

Учётная политика, а также вносимые в неё изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т. п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учётная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

При формировании учётной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения. Данное требование прямо связано с пунктом 33 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, в соответствии с которым бухгалтерская отчётность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы [12, c. 44].

Норма законодательства об учётной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обуславливает необходимость хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учёта, налогообложения, финансов и других вопросов.

К вопросам, подлежащим согласованию учетной политикой организации относятся:

— рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

— формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— методы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учётной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Таким образом, можно сказать, что вся совокупность решаемых методом учётной политики вопросов делится на методологические и организационно-технические.

Методические аспекты — это те аспекты учётной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку её финансового состояния.

Организационно-технические аспекты — приёмы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

В новом Положении сохранён перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учётной политики:

1. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учёта» Федерального закона «О бухгалтерском учёте» [5, c. 6].

Данное допущение означает, что на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. То есть прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов, амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих права данной организации на имущество (материалы, основные средства, нематериальные активы и т. п.). В этой связи возрастает значение Гражданского кодекса РФ, определяющего перечень и основные условия заключения различных сделок.

Очень распространённым нарушением допущения имущественной обособленности предприятия, выявляемым в ходе аудиторских проверок, является также включение в себестоимость так называемых неоплаченных материалов.

Речь идёт не о ситуации, когда у предприятия возникает нормальная непогашенная кредиторская задолженность за материальные ресурсы, уже перешедшие в его собственность, а о ситуации, когда неверно отражены в бухгалтерском учёте особые условия договора поставки при переходе права собственности «по оплате»: если к предприятию право собственности на вещи переходит после оплаты, то оно не вправе приходовать их на баланс в качестве тех или иных товарно-материальных ценностей и использовать в своей производственно-хозяйственной деятельности.

2. Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашены в установленном порядке.

В настоящее время нельзя сказать, что данное допущение выполняется всеми предприятиями: часть предприятий, в основном относящихся к сфере производства, — на грани банкротства, часть предприятий только создаётся для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реальность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

3. Допущение последовательности применения учётной политики означает, что выбранная предприятием учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому.

При реализации данного допущения имеет большое значение определение перспектив развития организации, её стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства.

Учётная политика является инструментом обеспечения достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, которая необходима для анализа и принятия решений.

Анализировать динамику хозяйственной деятельности организации возможно только в условиях сопоставимой финансовой информации, что и обеспечивается, в том числе применением данного допущения.

Однако данное допущение не означает принципиальную невозможность изменения учётной политики в строго определённых случаях, когда измененные правила, регулирующие бухгалтерский учёт позволяет организации более достоверно отразить тот или иной факт хозяйственной деятельности.

4. Допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами.

Это допущение называется по-другому принципом начисления. Принцип начисления применяется в отечественной теории и практике учёта в отношении, главным образом, признания расходов. Начисляется амортизация, начисляется заработная плата, отпускаются в производство материалы, даже если они не оплачены (но только в том случае, если права собственности на них перешли организации).

В отношении же доходов от основной деятельности, вернее, в отношении признания момента выручки от реализации продукции (работ, услуг) могла признаваться либо «по оплате», либо «по отгрузке» в зависимости от принятой на предприятии учётной политики.

Учётная политика организации должна обеспечивать:

1. Полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности(требование полноты).

2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности. Чрезмерная просрочка предоставления информации заинтересованным пользователям может привести к потере её уместности.

Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым предоставить её до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, её надёжности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надёжность информации, но сделать её малополезной заинтересованным пользователям.

3. Большую готовность к бухгалтерскому учёту расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).

«Вложения предприятия, учреждения в акции других предприятий, учреждений, котирующиеся на бирже или внебиржевых рынках, котировка которых регулярно публикуется, а также облигации и другие долговые обязательства, имеющие хождение на вторичном рынке, котировки которых регулярно публикуются, при составлении годового бухгалтерского баланса отражаются на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости, с отнесением разницы на результаты хозяйственной деятельности».

Примером практического применения данного принципа является также возможность создания резервов по сомнительным долгам для предприятий, учитывающих реализацию «по отгрузке».

Значительные сложности в практическом применении принципа осмотрительности вызывает неотрегулированность во взаимодействии бухгалтерского и налогового законодательства, в частности, регулирование сумм резервов счётом 99 «Прибыли и убытки» вызывает проблемы при уменьшении налогооблагаемой базы.

4. Отражение, в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

К сожалению, в современной методологии бухгалтерского учёта в России отсутствует концепция по определению границ функционирования данного принципа. Одной из первых попыток реализации данного принципа в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России является утверждение Положений по бухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» и «Условные факты хозяйственной деятельности».

5. Тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта н последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

6. Рациональное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Хорошей иллюстрацией требования рациональности может стать разумное совмещение функций собственно бухгалтерского (финансового) учёта с функциями управленческого учёта, главной задачей которого является обеспечение руководства информацией для оперативного управления.

Большинство принципов формирования достоверной информации заимствовано нашим законодательством по бухгалтерскому учёту из раздела Принципы Международных стандартов финансовой отчётности.

В российской системе законодательного регулирования бухгалтерского учёта должен иметь место документ, являющийся западным аналогом. Таким нормативным документом может быть, например, Положение по ведению бухгалтерского учёта и составлению бухгалтерской отчётности, которое должно иметь иную структуру и содержание, чем действующее Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.

Общество с ограниченной ответственностью «Транслайт» (далее — Общество, Компания, Предприятие) учреждено Протоколом №1 собрания Участников от 10.02.2001 года и действует в соответствии с Уставом, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными нормативными актами России.


ООО «Транслайт» зарегистрировано 29.03.2012 года Регистрационной палатой города Волгограда (ОГРН 1123460003424). Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №11 по Волгоградской области Общество поставлено на налоговый учет и ему присвоен ИНН 3448007491, а также внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за Основным государственным регистрационным номером 1123460003424. Юридический и почтовый адрес предприятия: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, дом 9.


ООО «Транслайт» является юридическим лицом и создано без ограничения срока действия. Общество имеет круглую печать, содержащую фирменное наименование и указание на место нахождения общества. Компания имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, банковский счет, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак и другие средства индивидуализации. Общество может создавать филиалы и открывать обособленные подразделения, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Предприятие обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта продукции, установления цен на товары и услуги, оплаты труда, распределения прибыли.


Отношения предприятия с гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями и органами государственного управления регламентируются законодательством России.


ООО «Транслайт» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников, в свою очередь, участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.


В соответствии с Уставом Компании, высшим органом управления Общества является общее собрание его участников, которое проводится не реже одного раза в год не позднее трех месяцев с момента окончания финансового года по инициативе исполнительного органа общества (директора). Помимо очередного общего собрания, могут проводиться внеочередные собрания участников общества, если этого требуют интересы общества и его участников. Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием по принципу: «одна доля — один голос».


Руководство текущей деятельностью ООО «Транслайт» осуществляется единоличным исполнительным органом Общества — Генеральным директором, который решает все вопросы по деятельности Общества, за исключением относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников.


В ООО «Транслайт» существует линейно-функциональная структура управления, которая образуется путем создания специальных служб при каждом функциональном руководителе: дирекция по продажам, дирекция по закупкам и дирекция по обеспечению продаж, бухгалтерия, отдел персонала (рис. 2.1).


У всех руководителей Компании высшее образование, в том числе у Генерального директора, директора по продажам и главного бухгалтера — высшее экономическое образование. Кроме того, главный бухгалтер имеет сертификат профессионального бухгалтера.


Основным видом деятельности предприятия являются согласно Устава общества: транспортно-экспедиционные и погрузочно-разгрузочные услуги, перевозка грузов по требованию и заказам населения.


В таблице 1 приведены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Транслайт» за последние три года.

Согласно данным таблицы 2.1 в ООО «Транслайт» наблюдается стабильный рост выручки от реализации продукции, которая в 2011 году увеличилась на 1359 тыс. руб. или 2,98%, а в 2012 году — на 4032 тыс. руб. или 8,59%. Однако, с 2010 года по 2012 год затраты также имели тенденцию к росту: себестоимость в 2011 году выросла на 3,20%, управленческие расходы — на 0,41%, общая сумма затрат — на 2,91%; себестоимость в 2012 году выросла на 11,91%, управленческие расходы — на 2,47%, общая сумма затрат — на 10,93%.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

источник