Меню Рубрики

Как сделать анализ слов по составу

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

источник

Разбор слова по составу (или же морфемный — от термина «морфема», что обозначает минимальный значимый компонент слова) — это вид лингвистического анализа. Цель его — определить структурный состав лексемы. То есть, чтобы сделать правильный разбор слова по составу, нужно найти и выделить все составляющие, из которых построена определённая словоформа. Такой анализ (не следует путать с морфологическим, где рассматривается слово с точки зрения принадлежности к определённой части речи) и называется морфемным.

Разбор слова по составу следует начать с установления границ каждой морфемы, то есть нужно верно определить приставку, корень, суффикс, окончание, основу. Но стоит помнить, что не каждая словоформа обязательно содержит все существующие морфемы: например, «школьный» состоит из корня (-школ-), суффикса (-н-) и окончания (-ый). Но, в свою очередь (и это не редкость для современного русского языка), бывают слова, которые включают в себя несколько корней, приставок или суффиксов. Так, «пароходный» имеет два корня (-пар- и -ход-), один суффикс (-н-) и окончание (-ый). А «слушатель» состоит из корня (-слуш-) и двух суффиксов (-а- и -тел-), но зато не имеет приставки, а окончание в этом слове будет нулевым (формально не выражено на письме буквами).

Итак, чтобы сделать верный разбор слова по составу, необходимо вспомнить определение всех основных минимально значимых единиц языка. Главная морфема, которая несёт в себе лексическое значение (то есть выражает смысл) и является общей частью всех однокоренных слов — корень.

Например, в качестве такового у следующего родственного ряда: «водяной», «водянистый», «подводник», «водичка» — будет выступать -вод. Слов без корней в русском языке не существует. А вот состоящих только лишь из него — множество: «бег», «кино», «очень», «конь», «дом».

Морфема, которая занимает своё место в слове перед корнем, называется приставкой, а стоящая после него — суффиксом. Вполне понятно, что невозможно придумать такую лексему, которая будет содержать в себе только приставку либо же только суффикс.

Нужно обязательно учитывать порядок определения морфем, делая морфемный разбор слова по составу. Корень, приставку и суффикс учёные-лингвисты относят к словообразовательным морфемам. То есть к таким, с помощью которых образуются новые слова в языке. Кроме словообразовательных, выделяют формообразующие. Они существуют для того, чтобы образовывать ряд форм в пределах одной лексемы, а также для выражения грамматического значения. К такого рода морфемам относятся окончание и некоторые суффиксы.

Окончание — это такой вид морфемы, который образует различные формы одного и того же слова, а также являющийся грамматическим показателем рода, числа, падежа, времени и т. д. Его можно выделить только у изменяемых частей речи.

Однако необходимо различать слова, не имеющие окончаний, и с нулевым окончанием. Как уже говорилось, его не имеют те словоформы, которые не изменяются — деепричастия, наречия, несклоняемые имена существительные, прилагательные, стоящие в сравнительной степени. А нулевое окончание — это формально не выделенный показатель грамматического значения изменяемого слова. Примерами формообразующих суффиксов может быть -л-, который используется для образования прошедшего времени у глаголов (ходи-ть + суффикс -л), -е-, с помощью которого образуются степени сравнения у наречий и прилагательных (громкий — громче).

И наконец, слово имеет основу — все его компоненты без окончания. Выходя за рамки школьной программы, можно определять основу как часть лексемы не только без окончания, но и без формообразующих суффиксов.

Нужно обязательно учитывать порядок определения морфем, делая разбор слова по составу. Примеры морфемного анализа:

  1. Окончание — «ой»
  2. Основа — «лесн»
  3. Корень — «лес»
  4. Суффикс — «н»
  1. Окончание — «и»
  2. Основа — «сотрудник»
  3. Корень — «труд»
  4. Приставка — «со»
  5. Суффикс — «ник»

Таким образом, подводя итоги по теме «Разбор слова по составу», надо отметить, что, только следуя определённому порядку: найти окончание (если оно имеется), обозначить основу, установить, где корень (путём подбора однокоренных слов), выделить суффикс, приставку (если таковые есть), можно не допустить ошибок.

источник

Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.

Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.

Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:

  1. Выделение окончания
  2. Определение основы
  3. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
  4. В последнюю очередь выделение приставок и суффиксов

Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.

Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

  1. Изменяем форму слова: настенная. Окончание –ый.
  2. Основа настенн-.
  3. Подбираем однокоренные слова: стена, пристенок. Находим корень: -стен-
  4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку на-, суффикс –н-.
  5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: на-поль-н-ый, на-столь-н-ый.
  1. Изменяем форму слова: сползают. Окончание –ет.
  2. Основа сполза-.
  3. Подбираем однокоренные слова: ползёт, заползал, ползание. Находим корень: -полз-
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку с-, суффикс –а-.
  5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: с-бивают, с-пис-а-ть, прочит-а-ть.
  1. Изменяем форму слова: запеваю. Окончание –ет.
  2. Основа запева-.
  3. Подбираем однокоренные слова: петь, пение, запевала. Находим корень: -пе-
  4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку за-, суффикс –ва-.
  1. Изменяем форму слова: повторяли. Окончание –а.
  2. Основа повторя-.
  3. Подбираем однокоренные слова: вторить, второй. Находим корень: -втор-
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку по-, суффикс –я-.

Разбор слова Преподаватель

  1. Изменяем форму слова: преподавателю. Окончание нулевое.
  2. Основа преподаватель.
  3. Подбираем однокоренные слова: преподавать, подавать, давать (знания), дать. Находим корень: -да-.
  4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставки пре-, по-, суффикс –ва-.
  1. Это наречие. Неизменяемое слово. У неизменяемых слов вообще нет окончания.
  2. Основа всё слово вверху.
  3. Подбираем однокоренные слова: наверху, верховный, верх. Находим корень: -верх-.
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку в-, суффикс –у.

Разбор слова Разноцветный

  1. Изменяем форму слова: разноцветное. Окончание -ый.
  2. Основа разноцветн-.
  3. Подбираем однокоренные слова: разный, разница, различие, цветной, цвет. Находим два корня: разн-, -цвет-. Это сложное прилагательное.
  4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим соединительную гласную –о-, суффикс –н-.

Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.

Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.

  • слова оканчиваются на -чик-, –щик-, -ист, -ушк.

В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

Анализируя состав слова «каменщик», находим существительное, от которого оно образовано: камень; «плащик» — это небольшой плащ. Соответственно видим в словах суффиксы –щик, -ик.

Необходимо обучить детей разграничению понятий «оканчивается на…» и «окончание». Слово «автобус» оканчивается на –бус (-ус, -с), но окончание нулевое.

Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

Рассмотрим –ть как окончание неопределённой формы. Слово «ускорять» оканчивается на –ять (это важно при определении спряжения глагола), здесь –я- — суффикс и окончание –ть. «Побороть» оканчивается на –оть: -о- — суффикс, окончание –ть.

Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.

источник

Морфемный разбор слова или разбор по составу — это нахождение всех необходимых частей слова (корень, суффикс, окончание и т. д). Данный принцип является одним из основных в русскоязычной грамматике, поэтому морфемный разбор имеет немаловажное значение. Например, для того, чтобы определить, какая буква пишется в том или ином слове, нужно сначала узнать, в какой части слова она находится. И в зависимости от этого, использовать нужное написание. Грамотный разбор слова является основой правописания. Для осуществления разбора нужно иметь общее представление о морфемах, а также знать определённый порядок действий.

Приставка. Это морфема, при помощи которой образовываются новые слова. Приставка находится перед корнем. При помощи приставочного способа образования слов чаще всего получаются одинаковые части речи. Например: ставить — переставить. На примере видно, что от глагола при помощи приставки пере- образовался новый глагол. В русском языке также присутствуют заимствованные от других языков приставки. Например: анти-, де-, суб- и так далее.

Корень слова. Корень считается основной частью любого слова. В нем закладывается общее его значение, а также значение однокоренных слов (тех, у которых одинаковый корень). Однокоренных слова не обязательно должны относиться к одной части речи, они могут быть различными (от существительного образовываться в прилагательные и т. д.). Однако встречаются слова, которые имеют созвучные и похожие корни, но в то же время имеют отличные друг от друга значения. В таких случаях слова не считаются однокоренными, а называются омонимами. Для того, чтобы выявить корень слова, необходимо попытаться подобрать к нему однокоренные слова и найти ту общую часть, которая присутствует в каждом слове и остаётся неизменной. Обязательное условие: слова должны иметь похожее лексическое обозначение, а не просто созвучный корень. Например: дом — домик — домашний. Данные слова имеют одинаковую часть слова дом-, а значит она и является корнем.

Игра — игровой — играть. В этой цепочке слов общей частью является игр-, значит она также является корнем.

Суффикс. Это также одна из части слов, которая помогает образовывать новые слова. Морфема находит свое расположение после корня слова. Кроме того, суффикс помогает менять саму форму того или иного слова, а также образовывать новые части речи. Чаще всего существительное и прилагательные. Например: лес — лесник. Благодаря суффиксу -ник- образовалось новое существительное. Море — морской. При помощи суффикса -ск- от существительного образовалось новое прилагательное. Стоит заметить, что морфема не считается основной частью слова, суффикса попросту может не быть в составе. Чтобы найти данную морфему, нужно для начала определить корень и окончание слова. То, что останется между ними, и будет суффиксом. Важно знать, что оставшаяся часть слова не всегда является цельным суффиксом. Их может быть и несколько.

Окончание слова. Окончание является изменяем ой частью слова, которая зависит от рода слова, числа и падежа. Данная морфема обычно идёт после корня либо суффикса. Окончание несёт роль связывание слов в предложениях. Как же его определить? Нужно просто просклонять нужное слово и понять, какой части присуще меняться. Это и будет окончанием слова. Например: трава, травы, траве. Просклоняв слово в разных падежах, можно увидеть, что изменяется только последняя буква, а значит она и является окончанием.

Окончание также может иметь и нулевую форму. Для того, чтобы его определить, нужно также просклонять нужное слово по падежам. Если в падежных формах появляются новые буквы, значит начальная форма слова имеет нулевое окончание. Например: дом, дома, дому. В падежных формах слово приобрело окончание, значит изначально оно являлось нулевым.

Соединительные буквы. Это буквы, которые соединяют несколько корней в сложнообразованных словах. Наиболее распространены сединительные гласные -о- и -е-. Например: птицелов, кровожадный, самолёт.

Основа. Это часть слова, не входящая в состав окончания и остающаяся неизменной.

Определить, с какой частью речи придётся работать. Это можно сделать путем подбора вопроса к слову.

Теперь нужно определить окончание имеющегося слова. Для этого стоит просклонять его по числам и падежам. Та часть, которая изменилась, обводится в квадрат. Так обозначается окончание. Первоначальный поиск окончания является обязательным правилом для всех школьников. Ведь некоторые из них начинают морфемный разбор именно с выделения корня. Это является одним из самых ошибочных заблуждений, потому что в некоторых словах определить корень довольно сложно, а где-то его и вовсе нет.

Следующее действие — найти основу. Сделать это несложно. Часть слова, оставшаяся после выделения окончания, и является основой. Подчёркивается она одной горизонтальной линией, которая немного приподнимается перед окончанием.

Определить корень слова. Чтобы это осуществить, нужно подобрать однокоренные слова к нужному слову. Они должны быть похожи по лексическому значению, то есть быть похожими по смыслу, а не только по звучанию. Та неизменная часть, которая присутствует во всех словах и будет являться корнем. Обозначается он специальной дугой над нужной буквенной частью.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Выделить суффиксы. Для этого нужно сопоставить конкретное слово с его прочими формами. А затем создать словообразовательную цепочку, чтобы понять, какое слово было первоначальным, и какой суффикс использовался в процессе. Обозначается морфема формой полуромба над нужной частью слова.

Найти приставку. К конкретному слову нужно попытаться подобрать другие приставки. Также можно использовать другие слова с применением имеющейся приставки. Если смысл слова не коверкается, значит эта часть слова является приставкой. Выделяется она горизонтальной линией над словом, которая загинается перед корнем.

источник

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень — самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов — общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень —«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня — «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два — «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три — не стоит пугаться — «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс — значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» — это корень, «ник» — это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два — например, в слове «подберезовик»;
  • приставка — еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса — с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» — это корень, «под» — это приставка;
  • Окончание — изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа — часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз — «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть — «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова — «поезд», «переезд». Сравним эти слова — не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова — «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап — это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, ссаживаться, склоняться, денационализироваться, спрягаться, умыкаться, малодушествовать, стираться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

источник

На этом уроке вы познакомитесь со способом действия при разборе слова по составу. Узнаете, что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу. Потренируетесь в разборе слов по составу.

1. Измени слово по числам или по команде одного-двух вопросов, выдели изменяемую часть – окончание. Отметь основу слова (это часть слова без окончания).

2. Объясни значение слова с помощью слова-родственника, подбери ещё одно-два однокоренных, выдели их общую часть – корень.

3. Определи и укажи часть слова перед корнем – приставку, постарайся объяснить её работу.

4. Определи и укажи часть слова после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе.

5. Проверь, все ли части слова выделены.

Укажем состав имени существительного подставка.

1. Изменю слово по числам: подставки – подставка (изменилось -а, это окончание). Основа подставк-

2. Объясню значение слова: подставка – подставляют, ставят под что-то; подставить. Корень –став.

4. -к- – суффикс (называет существительное со значением действия) (см. Рис. 1).

Разберём по составу имя прилагательное радостный.

1. радостныйрадостная, радостные (изменилось -ый, это окончание)

2. радостный – полный радости, радуюсь, рад

3. суффиксы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Укажем состав глагола подумаем.

1. подумаем – подумаю (изменилось -ем, это окончание)

2. однокоренные слова – дума, раздумье, думать

Составьте и запишите слова по схемам с корнем -мор-.

Вам помогут приставка при-, суффикс -ск-.

Море, морской, приморский, приморье.

  1. Основа может состоять только из корня: мор-е.
  2. В основу может входить, кроме корня, суффикс: мор-ск-ой.
  3. В основу могут входить, кроме корня, приставка и суффикс: при-мор-ск-ий.
  4. В основу может входить, кроме корня, приставка: при-морь-е.

Разберём слово по составу. Затем среди пар слов найдём слово с таким же строением.

1. сахарок – листок, мешок

Разберём слова по составу.

Окончание нулевое, изменим слова: нет сахарка, листка, мешка, появилось окончание -а.

Основа сахарок-, листок-, мешок-.

Сахарок – маленький сахар, корень -сахар-, листок – маленький лист, корень -лист-, мешок – корень -мешок-.

Суффикс -ок- у слов сахарок, листок (см. Рис. 4).

2. местный – красный, лимонный

Разберём слова по составу.

Окончание -ый, изменим слова: местная, красная, лимонная, изменилось -ый.

Основа местн-, красн-, лимонн-.

Местный – относящийся к определённому месту, корень -мест-, красный – краснота, краснеть, корень -красн-, лимонная – имеющая отношение к лимону, корень -лимон-.

Суффикс -н- у слов местный, лимонный (см. Рис. 5).

3. пододеяльник – подорожник, подстаканник

Разберём слова по составу.

Окончание нулевое, изменим слова: пододеяльники, подорожники, подстаканники, появилось окончание -и.

Основапододеяльник-, подорожник-, подстаканник-.

Пододеяльник – специальный чехол, надеваемый на одеяло, корень -одеял-. Подорожник – луговая трава, обычно растущая у дороги, корень -дорог-. Подстаканник – подставка с ручкой, в которую вставляется стакан, корень -стакан-.

Приставка под- у слов пододеяльник и подстаканник, приставка по- у слова подорожник.

Суффикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

4. берёзоньки – огоньки, глазоньки

Разберём слова по составу.

Окончание -и, изменим слова: берёзонькам, огонькам, глазонькам, изменилось -и.

Основа берёзоньк-, огоньк-, глазоньк-.

Берёзоньки – ласково называют берёзы, корень -берёз-. Огоньки – маленькие огни, корень -огонь -, -огн-, в корне есть беглый гласный. Глазоньки – ласково называют глаза, корень -глаз-.

Суффикс -оньк- у слов берёзоньки, глазоньки, у слова огоньки суффикс -к (см. Рис. 7).

Под каждой схемой подпишем подходящее слово.

Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.

Это однокоренные слова, одинаковая часть -рук-, -руч-, в корне есть чередование согласных к-ч.

Рука – окончание -а, изменим слово по числам: рука – руки, изменилось -а. 2 схема.

Ручка – окончание -а, изменим слово по числам: ручка – ручки, суффикс -к. 1 схема.

Ручной – окончание -ой, изменим слово: ручная, ручные, суффикс -н-. 1 схема.

Поручни – окончание -и, изменим слово: поручням, приставка -по, суффикс -н-. 4 схема.

Безрукий – окончание -ий, изменим слово: безрукая, приставка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

На первый взгляд в них есть одинаковые части.

Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение части слова.

Окончание нулевое, основа лётчик-, мячик-.

В существительном мячик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (мячик – это маленький мяч).

А существительное лётчик не имеет значения «маленький». В этом слове другой суффикс -чик-. Существительное обозначает профессию человека. Такое значение придаёт суффикс -чик- (см. Рис. 9).

Окончание нулевое, основа дружок-, урок-.

В существительном дружок выделяем суффикс -ок-, который имеет уменьшительно-ласкательное значение (друг – дружок).

А существительное урок не имеет такого значения, потому что в нём нет такого суффикса. Корень -урок- (родственное слово урочный) (см. Рис. 10).

Побегу – окончание -у, изменим слово: побегут. Основа побег-.

Победа – окончание -а, изменим слово: победы. Основа побед-.

В глаголе побегу приставка по- указывает на начало движения. Корень -бег-.

В существительном победа нет такой приставки, корень -побед- (однокоренные слова: победить, победитель) (см. Рис. 11).

Сделаю – сделаем, окончание -ю. Основа сдела-.

Однокоренные слова: дело, поделка. Корень -дел-, приставка с-, суффикс -а-.

Смешу – смешим, окончание -у. Основа смеш-.

Смешу – вызываю смех, корень -смеш-, -смех-, в корне есть чередование согласных х//ш (см. Рис. 12).

Листики – листика, окончание -и. Основа листик-.

Листики – это маленькие листы. Корень -лист-, суффикс -ик-.

Ластики – ластикам, окончание -и. Основа ластик-.

В этом существительном нет суффикса -ик-, корень -ластик- (однокоренное слово ластиковый) (см. Рис. 13).

Ухожу – уходим, окончание -у. Основа ухож-.

Ухо – уха, окончание -о, основа ух-.

В глаголе ухожу выделяем приставку у-, которая имеет значение «удаляться». Корень -хож- (родственные слова: ход, ходьба, чередование д//ж в корне).

В существительном ухо нет приставки у-. Однокоренные слова: ушастый, ушки, корень -ух-, -уш-, чередование х//ш (см. Рис. 14).

Попробуйте самостоятельно разобрать слова по составу: касса, рассада, рассольник, рассказ.

Чем одно слово отличается от других?

В словах рассказ, рассада и рассольник последняя буква приставки и первая буква корня одинаковые.

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

В слове кассаудвоенные согласные в корне (см. Рис. 15).

На уроке вы познакомились со способом действия при разборе слова по составу.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Выбирайте из справочного бюро подходящие по смыслу слова и вписывайте. Покажите строение однокоренных слов.
    …девочка
    …торт
    …платки
    …коты
    …болезнь
    …пляж
    …обезьяны
    …перья
    Справочное бюро: глазная, глазастая; песочный, песчаный; носатые, носовые; пуховые, пушистые.
  2. Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник

    Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:

    Корень − главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
    Однокоренные слова с корнем — лес- : лес , лес ной, лес ник, про лес ок, без лес ный.

    Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
    Лететьвы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.

    Суффикс − значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
    Домдом ик , дом ишк о, дом ищ е.

    Окончание − изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова.
    Трудная задач а , решать задач у , две задач и .
    Не следует путать понятия «однокоренные слова» и «формы слова». Например: книг а и книг у − не однокоренные слова, а формы одного слова, которое стоит в разных падежах и поэтому имеет разные окончания.

    Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).

    Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.

    Разбор слова по составу называют также морфемным разбором. Слово, заданное для морфемного разбора, обозначается в тексте цифрой 2 .

    Порядок разбора слова по составу

      Определить, к какой части речи относится разбираемое слово:

    а) задать вопрос;
    б) определить, что означает слово.

    Найти окончание:

    а) изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи;
    б) сравнить изменения слова;
    в) отделить изменяющуюся часть. Это окончание. Обвести его рамочкой: —.

  3. Выделить часть слова без окончания: . Это основа слова.
  4. Найти корень:

    а) подобрать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова;
    б) сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначить его дужкой: —-.

    Найти приставку:

    а) отделить часть слова перед корнем;
    б) образовать другие слова с этой частью;
    в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
    г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.

    Найти суффикс:

    а) выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием;
    б) подобрать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом;
    в) проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметить суффикс условным значком: —-.

    Образец устного разбора слова по составу

    На придорожной 2 траве блестят росинки.

    1. Определяю, к какой части речи относится слово придорожный: задаю вопрос какой?, слово обозначает признак по месту. Это прилагательное.
    2. Найду в слове окончание: изменю слово по числу — придорожные, по падежу — придорожную, по роду — придорожное. Сравниваю: меняется -ой на -ые, на -ую и -ое. Значит, -ой — это окончание. Обвожу его рамочкой: — ой .
    3. Найду в слове основу. Часть слова без окончания и есть основа — придорожн — . Обозначаю основу слова условным значком.
    4. Ищу корень. Слово придорожный можно объяснить словом дорога. Тем же словом объясняются слова дорожка, бездорожье, дорожный. Все эти слова по значению связаны со словом дорога, все имеют одинаковую часть -дорог- (-дорож-) — чередуются г–ж. Это корень. Обозначаю дужкой: — дорож — .
    5. Ищу приставку. Перед корнем часть при-, значит, в этом слове есть приставка при-. Без этой приставки остаётся слово дорожный. Подбираю другие слова с приставкой при-: пришкольный, пригородный, приморский. Отмечаю приставку значком: при — .
    6. Ищу суффикс. Между корнем и окончанием в слове есть часть -н-. Это суффикс. Слово придорожный обозначает признак. Ищу другие слова, обозначающие признак, с той же частью: дальний, холодный, книжный. Суффикс -н- встречается в словах, отвечающих на вопрос какой? и обозначающих признак. Отмечаю суффикс значком: — н — .
    7. Слово придорожной состоит из четырёх частей: окончания -ой , корня -дорож- , приставки при- и суффикса -н- :
      .
      Основа слова придорожн — .

    Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:

    источник

    Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

    При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

    • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
    • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
      • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
      • имеет ли оно формообразующий суффикс?
    • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
    • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
    • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
    • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
    • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
    • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
    • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
    • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

    В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

    * Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

    Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

    • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
    • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
    • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
    • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
    • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
    • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

    Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

    • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
    • основа форы — «проспал»;
    • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
    • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
    • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
    • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

    источник

    Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы. Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания. Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.

    К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.

    Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа

    1. найти окончание;
    2. найти основу;
    3. найти приставки;
    4. найти суффиксы;
    5. выделить корень;
    6. обозначить все части графически;
    7. найти слова с таким же составом и привести примеры.

    Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).

    Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:

    1. Поиск окончания. Нужно найти окончание у изменяемых слов, для этого слово нужно изменить: чайник — чайника, окончание – а, основа – чайник; многие школьники пробуют разобрать по составу слово, выделяя сразу корень. Это ошибочный путь, потому что есть слова, у которых корень найти сложно (снять, съем, подъем) или где его нет (вы-ну-ть – есть только приставка, суффикс, окончание). Если смотреть глубже, в слове вынуть корень –н- спрятался под суффикс – ну, наложился на него и слился с ним, ведь есть же однокоренное слово – вы- ним-а-ть, где корень -ним. Чтобы не ошибиться, можно в сложных случаях проводить разбор по составу слова онлайн на нашем ресурсе, а также заглянуть в морфемный словарь, его еще иногда называют словарь морфем.
    2. Выделение основы. Все, что у слова осталось после того, как выделили окончание, называется основой: чайник – основа чайник (чайник-а, чайник-у, о чайник-е); если слово не изменяется (наречие, деепричастие), то все слово составит его основу: тихо, издали, делая. Если есть проблема в выделении окончания и основы, можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Нужно учитывать, что есть разные школы русского языка, и разные авторы учебников и программ придерживаются той или иной школы. По одной точке зрения, к примеру, в слове плы-ть выделяют окончание глагола -ть, а по другой теории это суффикс. На морфемный словарь русского языка можно ориентироваться, учитывая эти тонкости. Существенно и то, на каком уровне обучения находится пользователь: ученик начальной школы он или студент университета. Для студента важна этимология. Морфемный разбор слова онлайн позволит провести разбор с учетом этимологии (происхождения) слова. К примеру, существительного с учетом его этимологии покажет, что у слов червь, червленый, червонный, червонец один и тот же корень – червь-червл, где есть чередование в//вл.
    3. Поиск суффиксов. Сначала выделяют формообразующие суффиксы, для этого данное слово сравнивают с другими его формами – суффикс -л- прошедшего времени глагола (сдела-л, сдела-ю). Потом находят словообразовательные суффиксы, ищут цепочку, чтобы увидеть, от какого слова и с помощью какого суффикса образовалось данное слово и убедиться, что такой суффикс есть в других словах: учи – тель – от слова учить с помощью суффикса -тель, еще такой же суффикс можно найти в слове воспита – тель. Словарь морфем русского языка позволит не ошибиться в поиске суффиксов, увидеть их смысл, понять законы словообразования в русском языке.
    4. Выделение приставки. Для этого нужно попытаться поменять одну приставку на другую, привести слова с такой же точно приставкой, можно разобрать слово по составу онлайн, чтобы избежать ошибок.
    5. Нахождение корня. Чтобы выделить корень слова, подобрать однокоренные слова и убедиться в правильности найденной морфемы (грибной – гриб, грибок).
    6. Все найденные части слова обозначают графически условными обозначениями. Убедиться в правильности разбора поможет морфемный словарь. Стоит подобрать еще одно слово с точно таким же составом.

    При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.

    На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.

    источник

    В мире словообразования нас встречают то сложность и многоликость на первый взгляд, казалось бы, весьма простых и удручающе одинаковых значимых частей слова, то захватывающие дух и поражающие самое смелое воображение метаморфозы словесной „архитектуры», то почти сказочные биографии целого ряда самых обычных с виду лексических единиц, то становящийся нередко настоящим детективным поиском разбор слова по составу. Вместе с тем здесь, в этой словообразовательной „вселенной», мы находим математически строгие правила образования слов, распределения морфем и реализации чередований, свободно укладывающихся в прокрустово ложе точных и стройных формул и схем, разряды, типы и модели строения слов, непреложные законы языка и точные, как дважды два четыре, формулировки научного анализа.

    Именно поэтому, оказываясь „внутри слова», ученики познают, из чего оно скроено, как сделано, и приобретают — при умелом преподавании — твердые языковые навыки и приверженность к лингвистической точности, узнают немало полезного и нужного не только по русскому словообразованию, но и по лингвистике в целом. Вот почему в методическом арсенале преподавателя русского языка — как при изучений многих грамматических тем, так и в разнообразной работе по развитию речи — разбор слова по составу занимает почетное место. Ведь он позволяет не только очень наглядно и глубоко раскрыть многие конкретные языковые факты и теоретические положения русской грамматики, но и развить у учащихся чутье языка (а иногда и несомненные лингвистические способности), выработать у них умение видеть и анализировать языковую материю, пробудить у них живой интерес к лингвистике как науке, любовь к родной речи.

    Правда, достигнуть всего этого возможно только в том случае, если словообразовательная работа в целом ведется учителем верно, разбор слова по составу осуществляется лингвистически грамотно и методически продуманно и учащиеся приучаются сознательно анализировать языковые явления, неуклонно следуя выработанным наукой правилам и приемам разбора слова по составу. К сожалению, следует отметить, что в школьной практике до сих пор наблюдаются ошибки в проведении морфемного анализа даже у хороших учителей. Попробуем дать краткую лингвистическую консультацию по наиболее важным вопросам морфемного анализа слов, которая, однако, будет содержать не только изложение общей теории, но и краткий комментарий некоторых сложных и каверзных случаев.

    В средней школе разбором слова по составу называется членение слова на морфемы, т. е. составляющие его как определенное структурное целое значимые части.

    Разбор слова по составу — значит установить, что является у данного слова основой (а если слово склоняется или спрягается, то нужно найти у него и окончание), а затем — какова по своему характеру основа — членимая или нечленимая. Если основа производная, то необходимо также определить, на какие значимые части она распадается. Практически разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, четче и точнее представить себе его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова.

    Однако, для того чтобы разбор слова по составу приводил к правильным выводам и решениям, необходимо, как уже упоминалось, проводить его, соблюдая правила и процедуру морфемного анализа.

    В связи с этим прежде всего следует коснуться того, в какой последовательности надо членить слово на значимые части, каков порядок выделения в слове значимых частей, морфем.

    Прежде чем разбирать слово по составу, необходимо определить (это самое первое и необходимое требование), с каким конкретно словом вы имеете дело, какое слово подвергается морфемному анализу, т. е. что оно значит и к какой части речи относится. Итак, в первую очередь надо установить, „кто есть кто».

    Знание значения анализируемого слова является самым важным для правильного определения характера основы и значения служебных морфем (т. е. приставок, суффиксов, соединительных гласных о, в и окончаний).

    Слово просто с точки зрения морфемного состава оправдывает свое название: оно действительно простое. Однако, чтобы правильно определить его морфемный состав, надо знать, с каким словом мы здесь имеем дело. Ведь одно слово просто — это краткое (именное) прилагательное, а другое — уже наречие. Так, в контексте Все было просто используется краткая форма прилагательного, в предложении же Писал on очень просто и ясно мы видим уже наречие. Разбор прилагательного просто надо будет начинать с выделения — по соотношению с формами прост, проста, просты — окончания, а затем уже переходить к определению характера (в данном случае нечленимой) основы.

    В наречии просто морфемный анализ сразу же начинается с установления характера основы, так как наречие окончания не имеет (в этом случае основа членимая, здесь о- суффикс, а не окончание).

    Другой пример иного рода. Представим себе, что нужно установить морфемный состав прилагательного розовый. Первый вопрос, который должен возникнуть у всякого, кто анализирует это слово: а какое, собственно говоря, прилагательное розовый является предметом нашего рассмотрения? Прилагательное розовый в цветовом значении (розовый закат, розовое платье) или же прилагательное розовый, имеющее значение „из роз» (розовое варенье, розовый куст)?

    Окончание ый выделяется одинаково свободно в обоих прилагательных. А вот характер основ у них разный, можно сказать — принципиально различный.

    Относительное прилагательное розовый (розовый куст, розовое варенье), прямо и непосредственно соотносительное со словом роза, имеет основу, членимую на корень роз- и суффикс ов.

    Что же касается качественного прилагательного цветовой семантики (розовый закат, розовое платье), то оно является уже словом с неделимой на значимые части основой. И понятно почему. Ведь розовый в данном случае не значит „цвета розы» (последняя может быть и желтой, и белой, и красной, и даже черной).

    Таким образом, прежде всего надо установить, какое слово мы разбираем по составу и к какой части речи оно относится (а значит, также и является ли анализируемое слово изменяемым или оно принадлежит к словам, форм словоизменения не имеющим). Если перед нами изменяемое слово, имеющее парадигму склонения или спряжения (т. е. существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие), то разбор его по составу начинается с установления в слове основы и окончания. Если морфемному анализу подвергается неизменяемое слово, которое форм словоизменения не имеет и в связи с этим состоит из одной так называемой чистой основы (т. е. наречие, деепричастие, служебные слова, междометия), то разбор слова по составу сразу же будет выступать как установление характера основы.

    Как при разборе по составу изменяемых слов, так и при морфемном анализе неизменяемых слов они должны обязательно рассматриваться, во-первых, на фоне родственных им в настоящее время слов, а во-вторых, в сравнении с идентичными или аналогичными по своему строению словами. Это является основным, исходным, важнейшим правилом словообразовательного анализа вообще и разбора по составу в частности.

    Как было уже сказано, членение изменяемого слова на морфемы „открывается» определением в нем основы и окончания. В подавляющем большинстве случаев определение в слове окончания (а затем и его конкретного значения) является делом довольно легким.

    Для того чтобы вычленить в том или ином слове окончание, вполне достаточно „поместить» это слово рядом, с его другими грамматическими формами, т. е. поставить его в свойственную ему парадигму склонения или спряжения.

    Так, падежный ряд розовый, розового, розовому и т. д. с необходимостью требует выделения окончаний -ый, -ого, тому и пр. Парадигма вода, воды, воде и т. д. заставляет нас вычленить после основы вод окончания а, ы, е и др.

    Соотношения форм иду, идешь, идет и пр. определяют в них и основу настоящего времени ид, и окончания у, ешь, ет и т. д.

    Однако даже при определении окончания, как свидетельствует школьная практика, наблюдаются в ряде случаев затруднения и ошибки.

    Чаще всего ошибки в определении окончания (и соответственно основы) связаны с тем, что при разборе слова пo составу не учитывают того обстоятельства, что звуки современного русского языка изображаются буквами по-разному, что прямых и обязательных, так сказать, зеркальных соответствий между звуком и буквой у нас нет.

    Между тем, чтобы правильно провести границу между основой и окончанием, надо хорошо знать звуковое значение букв, не забывать, что отдельные буквы нашего алфавита обозначают то один, то два звука.

    На это обстоятельство акад. Ф. Ф. Фортунатов указывал еще в 1903 г., на первом съезде преподавателей русского языка военных учебных заведений: „Если учитель говорит, что в слове удовольствие основа имеет суффикс стви … [он] не только расходится со свидетельством современного русского языка, но, вследствие смешения букв со звуками, неправильно определяет и самую основу в слове удовольствие, равно как и тот суффикс, который некогда выделялся из нее: в слове удовольствие, удовольствия и т. д. основа оканчивается не на и, но на неслоговой звук j (удоволъствиj-е), для которого наша азбука не имеет особой буквы» (Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды, т. 2. М., 1957, с. 444).

    Так, для правильного выделения окончания в словах мечтаю, змея и т. п. (оно будет одновременно и верным определением основы) важно (собственно говоря — совершенно обязательно) учитывать, что буква го после гласной (буквы а) обозначает два звука й(j) и у, а буква я после буквы е — звуки й(j) и а. Слова мечтаю, змея соответственно делятся на основу и окончание таким образом: мечтай-у, змей-а, и окончания в них, следовательно, точно такие же, как в словах типа иду, вода и т. д.

    Чтобы безошибочно провести границу между основой и окончанием в словах свинья, соловьи, пью, надо помнить, что мягкий знак перед гласной буквой является сигналом того, что следующая далее гласная буква обозначает не только соответствующий гласный звук (в данном случае а и и), но также и согласный звук й (j).

    Если мы не будем учитывать только что отмеченного обстоятельства, мы не сможем определить верно, где в слове пью основа, а где в нем окончание.

    Во всех перечисленных здесь словах основа будет заканчиваться согласным звуком „йот», а далее будут идти окончания: (свин-й)-а, (солов-й)-и, пй-у.

    Заметим попутно, что членимый характер основ двух первых слов становится ясен при сравнении с родственными словами свиной, соловушка.

    Одной из распространенных ошибок в определении основы и окончания является также забвение того, что все формы любого изменяемого слова являются формами с окончанием. Если слово склоняется или спрягается, то у него не может быть формы без окончания. При этом надо учитывать, что окончания могут быть не только материально выраженными, но и нулевыми.

    Так, выделенная нами основа змей в слове змея и форма род. над. мн. числа змей неравноценны не только с точки зрения самостоятельности функционирования (ведь первая, т. е. основа змей-, известна лишь внутри слова, тогда как вторая образует целое слово, ср. много змей, змей не было и т. д.).

    Эти слова разнятся между собой и в морфемном отношении. Их совпадение (змей и змей) носит чисто внешний, звуковой характер, поскольку род. пад. мн. числа змей по морфемному составу является, как и всякая другая форма склоняемого слова, соединением основы и окончания. Она распадается на основу змей» и нулевое окончание: змей( ), так же как на основу и окончания распадаются соотносительные падежные формы: змей(а), змей(у), змей(ами) и т. д.

    Соотношение стол, стола, столу и т. д. — наглядное свидетельство двуморфемности формы им. пад. ед. числа, состоящей из основы стол и нулевого окончания.

    То же нулевое окончание, указывающее на муж. род и ед. число, находим мы в слове писал. Достаточно лишь сопоставить его с формами писала, писало, писали.

    Наконец, затруднения при членении слова на основу и окончание Могут быть обусловлены тем, что анализу подвергаются формы, имеющие нерегулярные и редкие окончания.

    Не представляет, например, никаких трудностей выделение окончания в глаголах несу, везу, пишу и т. д., в местоимениях всякий, каждый, любой и пр., поскольку имеющиеся у них окончания (у, ий, ый, ой) известны нам во многих словах и совершенно четко ощущаются как окончания.

    Совсем иное дело — окончания в словах типа ем или кто. Вопрос о том, где здесь окончание, ставит иногда спрашиваемого в тупик. Однако и здесь надо руководствоваться общим правилом определения окончания: чтобы отделить окончание от основы, нужно поставить данную форму в ряд других, ей соотносительных. И неважно, если в результате этого приходится выделять на первый взгляд очень странные окончания-„единоличники».

    В слове ем по соотношению с формами ешь, ест (ср. несу, несешь, несет) выделяется корень е и нерегулярное окончание м, которое мы найдем еще лишь в словах дам и создам.

    В слове кто по соотношению с формами кого, кому, о ком и т. д. (ср. такой, такого, такому, о таком и т. д.) выделяется корень к и нерегулярное окончание то, известное, кроме этого местоимения, лишь в слове что.

    В числительном две по соотношению с числительным два и формами двух, двум, двумя приходится за корнем дв выделить единственное в своем роде окончание е указывающее в им. пад. на женский род.

    Имея в виду определение границ между основой и окончанием, надо учитывать также и то обстоятельство, что в отдельных (правда, не очень многочисленных) случаях, для того чтобы верно определить окончание, недостаточно сравнить данную форму с другими формами того же слова. Приходится прибегать к сравнению с соответствующими формами других (в той или иной степени однотипных) слов.

    Хорошим примером, демонстрирующим важность учета не только соотносительных форм, но и постановки анализируемого слова в ряд аналогичных ему по структуре, является прилагательное лисий и ему подобные.

    Определить окончание в этом слове невозможно без рассмотрения его на фоне притяжательных прилагатель ных вообще. В нем выделяется в качестве окончания не ий, как может вначале показаться, а нулевое окончание; что же касается морфемы ий, то она является суффиксом, выступающим то как ий, то как й(ср. лисийлисья — лисьи и сестрин — сестрина — сестрины, но синий — синяя — синее и т. д.).

    На членение лис-ий( ), а не лис(ий) в определенной степени указывают уже формы жен. и ср. рода, а также мн. числа. В этом ряду, например, форма лисья распадается на лис-й(а), с суффиксальной основой и окончанием -а. Наличие нулевого окончания в слове лисий подтверждается таким же и, кстати, еще более ясным соотношением сестр-ин( )сестр-ин(а).

    Сравнение анализируемого слова с другими родственными и в известной степени однотипными словами необходимо иногда и для определения разницы, существующей между, казалось бы, одинаковыми окончаниями.

    Так, в словосочетании молодой портной в обоих словах выделяется внешне одно и то же окончание ой. Однако на самом деле морфема ой в этих словах разная. В прилагательном молодой — это чистое окончание, указывающее только на синтаксические отношения этого слова к другим. В существительном портной — это не только окончание им. пад. ед. числа, но и суффикс, указывающий (по отношению с суффиксом их в парном существительном портниха) на мужской пол обозначаемого лица.

    Подобное окончание-суффикс а наблюдается в имени Александра, где оно, помимо функции флексии им. пад. ед. числа, выполняет также роль суффикса, указывающего на женский пол (ср. Александр).

    Заметим, что этого уже нет в соотносительном интимном имени Саша, одинаково приложимом как к мужчине, так и к женщине. Поэтому а в слове Саша является таким же чистым окончанием, как и в словах типа вода.

    Но вот основа и окончание в слове определены. Что делать дальше? Следующим и еще более сложным и важным этапом в разборе слова по составу будет определение членимого или нечленимого характера основы с выделением — в составе членимой основы — корня, суффикса, приставки и соединительной гласной (последней в составе сложных слов).

    Разбирая слово по составу и привлекая в связи с этим родственные ему в настоящее время образования, нельзя это делать произвольно, путем простого его сопоставления с какими попало однокоренными словами. Правильное членение слова на значимые части невозможно без последовательного выделения в нем значимых частей в соответствии с тем, как в его строении отражен словообразовательный процесс, т. е. без учета связей и соотношений, существующих между членимой и производящей основами, иначе говоря — между анализируемым словом и его „родителем» или ближайшим „родственником».

    Это является одним из наиболее важных правил разбора слова по составу. Только этот принцип дает возможность избежать в морфемном членении слова ошибок, выделить в нем реально существующие в данный момент значимые части слова и установить их связи и взаимоотношения, а тем самым также и современную структуру слова.

    Так, правильное определение морфемного состава в словах марочка, ленточка fa жилочка, содержащих, по первому впечатлению, как будто одинаковый суффикс очк, возможно лишь тогда, когда мы опираемся на непосредственные связи и соотношения этих существительных с их производящими марка, лента, жилка (в свою очередь образованным от жила). Показания ближайшего родства свидетельствуют, что в слове марочка выделяется суффикс к (при чередовании в корне марк, марок, мароч), в слове ленточка — суффикс очк, а в слове жилочка — два суффикса к (в виде оч и к; ср. жилажилка — жилочка).

    Верное членение внешне идентичных по своим приставкам глаголов обесценить и обеспокоить оказывается возможным только при условии сравнения их с производящими словами- цена и беспокоить (обесценить — „лишить цены,» обеспокоить — форма совершенного вида от беспокоить). В первом слове выделяется в соответствии с этим приставка обес, во втором — сначала приставка о, а затем и приставка бес (ср. покой).

    Правило обязательного учета связей и соотношений разбираемой и производящей основ требует отказаться от методики разбора слова по составу начиная с корня. Разбирая слово по составу, нельзя сразу „зреть в корень». Слово надо членить „с конца», в нем надо снимать один слой за другим, в порядке, обратном словообразовательному процессу. Это не только позволяет выделять в слове значимые части и определять их действительное значение, но и различать похожие, но различные значимые части и структурные типы слов, т. е. является гарантией правильного вычленения значимых частей в слове. Это в то же время дает возможность определить взаимоотношения морфем в пределах слова, представить себе структурную формулу слова.

    Принцип последовательного выделения морфем в слове с опорой на отношения ближайшего родства, когда эта процедура заканчивается, а не начинается выделением корня, должен быть определяющим. Ведь, как нельзя в матрешке сразу достать ту, последнюю и самую маленькую, которая далее не делится, не содержит в себе еще более крохотной, так же нельзя во всех случаях правильно уже „с первого захода» извлечь из многоморфемного слова корень.

    Слово писательница обозначает писателя женского пола, писатель — человек, который пишет художественные произведения, писать — неопределенная форма, рядом с которой наблюдаются формы писал, пишу и т. д. (без ть и а), употребляются родственные слова писец, писарь и др.

    Процесс словообразования, результатом которого явилось слово писательница, шел следующим образом: пис-(пиш)писать (пишу, писал и т. д.) → писательписательница. При разборе слова по составу мы идем в обратном направлении: писательницаписательписатьписалпишу.

    С учетом последовательности присоединения морфем формулу структуры слова писательница можно представить в таком виде:

    Разбирая в соответствии с „принципом матрешки» слово увлекательность, мы (после выделения в нем нулевого окончания, ср.: род. пад. ед. числа увлекательности) соотносим его с образующим прилагательным увлекательный и выделяем суффикс ость. Затем прилагательное увлекательный соотносим с производящим глаголом увлекать и вычленяем суффикс тельн, далее глагол увлекать соотносим с формой совершенного вида увлечь (увлеку, увлечет и т. д.) и выделяем суффикс (несовершен ного вида) а, потом соотносим глагол увлечь с производящим бесприставочным глаголом влечь (влеку, влечешь и др.) и вычленяем приставку у, а вместе с ней, наконец, и корень влек.

    В формуле порядок присоединения морфем в процессе словопроизводства (мы шли опять „с конца») здесь выражается таким образом:

    Было бы неправильным считать, что метод установления соотносительности членимой и производящей основ является единственным при установлении структуры слова. Уже говорилось о необходимости также учитывать грамматические формы слова и одноструктурные слова.

    В том случае, если разбираются слова, имеющие в своем составе связанные нечленимые основы, сопоставление родственных слов поможет обнаружить их общий корень, который известен в настоящее время лишь в связанном виде.

    Так, при членении слова переобуваться прием установления соотносительности членимой и производящей основ, после того как мы дойдем до обуть (переобуватьсяпереобувать (переобуваю, переобувал) → переобутьобуть), сменится приемом сопоставления соотносительных между собой родственных слов: рядом с обуть употребляется антонимическое разуть, что позволяет выделить в первом, кроме инфинитивного ть (ср. обувь), приставку об и корень у.

    Структурная формула слова переобуваться в соответствии с атим будет иметь такой вид:

    Во избежание недоразумения заметим, что изложенная процедура последовательного членения слова не обязательно должна быть во всех абсолютно случаях словесно выраженной или даже письменно зафиксированной, хотя несколько слов на установочном уроке таким образом разобрать обязательно надо. Эта процедура может быть проведена учеником и „в уме». Здесь все зависит от конкретно поставленной учителем методической задачи.

    Следует иметь в виду, что все изложенные выше правила и приемы разбора слова по составу будут эффектив ны только тогда, когда мы будем помнить ту простую ис тину, что о членимой основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа нечленимая. Осуществляя последнюю операцию в процедуре деления слова на морфемы, т. е. вычленяя в нем нечленимую основу, особенно важно не смешивать словообразовательный анализ с языковым чутьем, свойственным всякому носителю языка (и даже изучающему неродную для него языковую систему).

    Основа не может быть членимой, если то, что мы хотим выделить в данном слове в качестве корня, не является корнем в каком-либо другом слове. Слово может быть охарактеризовано как слово с членимой основой только в том случае, если рядом есть хоть одно родственное слово с той же точно нечленимой основой.

    Именно поэтому, например в относительном прилагательном розовый основа будет членимой, а в качественном прилагательном розовый со значением цвета она уже будет выступать как нечленимая (см. выше). В слове голубика основа является членимой и членится на корень голуб и суффикс ик, а в слове брусника она должна быть охарактеризована как нечленимая.

    Именно в силу зависимого характера членимой основы (от обязательного наличия соответствующей ей нечленимой основы) в слове смородина нельзя выделить суффикс ин, а в слове громадина (ср. громада, громадный) можно, в слове бодрый мы не имеем никакого права сейчас выделять суффикс р, а в слове мокрый (ср. мокнуть) должны выделить и корень мок, и суффикс р, и т. д.

    Имеете с тем следует иметь в виду, что при членении слова на морфемы необходимо сопоставлять его с родственными ему словами, но вовсе не всегда обязательно сопоставлять со словами одноструктурными. Производных слов с изолированными, единичными, только в них выделяющимися и существующими корнями нет и быть не может, но есть производные слова, в которых выделяются аффиксы живые и существующие сейчас только в их составе.

    Примеры таких нерегулярных служебных морфем среди окончаний выше уже приводились. В качестве единичных, экзотических суффиксов и приставок можно назвать суффикс ичок в слове новичок (ср. новенький; в слове старичок — по соотношению со словами старик и ста рый — выделяются два суффикса — суффикс ик и суффикс ок), суффикс овизн в слове дороговизна (ср. дорогой), суффикс ёл в слове козёл (ср. коза), приставку ку в слове кумекать (ср. смекать, смекалка), приставку ба в слове бахвалиться (ср. хвалиться) и т. д.

    Исторический характер морфемного состава слова заставляет при его разборе по составу особенно осторожно определять существующую в настоящее время у слова нечленимую основу. Современный корень (нечленимая основа) и этимологический корень в слове далеко не одно и то же. В задачи морфемного анализа входит лишь определение в слове того корня, который оно имеет сейчас с точки зрения современной языковой системы.

    Разбор слова по составу устанавливает лишь то, что данное слово представляет собой в словообразовательном отношении в настоящее время. Ответ на то, как данное слово возникло в действительности, словообразовательный анализ дает только в том случае, если рассматриваемое слово и сейчас имеет ту же структуру, какую оно имело в момент своего рождения. Этим обусловливается еще одно правило разбора слова по составу: анализируя структуру слова, ни в коем случае нельзя факты прошлого и других языковых систем отождествлять или даже смешивать с тем, что существует в русском литературном языке сейчас.

    Так, нельзя выделять в слове отец корень от и суффикс ец, известные в древнерусском языке, так как рядом употреблялось и прилагательное отьнии „отцовский»; неверно выделять в слове митинг корень мит и суффикс инг, хотя в английском языке они в этом существительном четко выделяются, так как там рядом с meeting „собрание» существует и meet „собираться», и т. д. Ср. слова борец (бороться, борьба), кроссинг (кросс, кроссмен), в которых суффиксы ец и инг выделяются и в современном русском языке. В заключение следует отметить еще одно очень важное обстоятельство. Для того чтобы правильно устанавливать морфемный состав слова, надо хорошо представлять себе специфические особенности русского слова. Особенно важно здесь учитывать разные способы соединения морфем внутри слова друг с другом.

    В частности, членя слово на морфемы, следует иметь в виду, что значимые части слова могут располагаться в

    нем не только в порядке линейной последовательное одна за другой, но и накладываясь (частично или полностью) одна на другую.

    Поскольку соответствующие факты неоднократно уже разбирались (см., например, заметку „Какой суффикс участвует в образовании глагола участвовать?»), остановимся здесь лишь на двух глагольных примерах и разберем по составу слова приду и пнуть.

    В слове приду прежде всего выделяется окончание у (ср. придешь — придет и т. д.). Затем по соотношению с иду в нем следует выделить (ср. принесу — несу) приставку при. Проведенное далее сравнение глагола иду с приставочным инфинитивом прийти устанавливает, с одной стороны, что д не является корнем, а представляет собой суффикс основы настоящего времени (этот суффикс содержится, например, и в глаголе еду, ср. ехать), а с другой стороны, оно свидетельствует о том, что корнем в иду и соответственно приду является и. В нашем приду это корневое и „спряталось» под приставкой при. Таким образом, глагол приду делится на при-и-д-у, но приставка при- в нем наложилась частично на корень и. Между прочим, ранее, в древнерусском языке, этого не было и говорили и писали прииду; потом произошло стяжение гласных ии в и и на месте линейного расположения морфем возникло аппликативное.

    То же явление мы наблюдаем и в глаголе пнуть, в котором на корень пн (ср. пинать) наложился суффикс н (ср. пну, пнешь, пнет и т. д.). Морфемный состав этого слова таков: корень пн, суффикс однократности н, суффикс у, указывающий на класс глагола, и инфинитивное ть.

    Наконец, разбирая слово по составу, следует не упускать из виду и того очень важного обстоятельства, что морфемный анализ слова не ограничивается одним правильным его делением на значимые части, не сводится к одному (хотя бы и правильному) членению лексической единицы на морфемы. В его задачи обязательно входит также и установление значения выделенных морфем, определение конкретной роли и функции каждой из них в разбираемом слове (ср. например, суффикс ш, являющийся соответственно: суффиксом жены в слове генеральша, женского пола в слове лифтерша и действующего лица в слове маникюрша; разные приставки с в слове слететь, где с указывает на движение сверху вниз, и в слове сформировать, где она лишь образует глагол совершенного вида, и т. д.).

    Подводя итоги всему изложенному выше, хотелось бы порекомендовать при разборе слова по составу всегда обращаться с ним внимательно, бережно и „вежливо», не спеша, шаг за шагом выделяя в нем значимые части. Ведь „смотреть в корень» при разборе слова по составу — значит не только и не столько уметь извлечь его корень. Это значит уметь вскрыть внутреннее строение слова, правильно определить и охарактеризовать все составляющие его значимые части, показать, из чего и как оно „скроено», в отличие от других слов.

    Для этого не надо сразу же бросаться выделять корень. Надо установить прежде всего конкретное значение слова и его принадлежность к той или иной части речи, а затем уже начинать членить на морфемы, учитывая его ближайшие и, конечно, реально существующие сейчас родственные связи, а также все свойственные ему грамматические формы, привлекая в необходимых случаях для сравнения и проверки также подобные или аналогичные по структуре слова.

    При этом членение слова на значимые части следует проводить с учетом последовательности словообразовательного процесса, результатом которого в современном плане выступает данное слово; разбирать его как матрешку, т. е. идя снаружи внутрь, заканчивая, а не начиная выделением корня. И главное — никогда не стоит спешить свое языковое чутье опрометчиво выдавать за научный разбор слова по составу. Здесь нужны только факты и факты.

    Особенно осторожным следует быть на заключительном этапе разбора, т. е. при определении в слове нечленимой основы, иначе говоря — присущего ему в данный момент корня. Будет совершенно неправильным выделение чего-то в качестве непроизводной основы, если выделяемое нами известно в настоящее время только в данном слове и ни в каком другом не встречается. Членя на морфемы слова, основа которых на первый взгляд, по подсказке нашего языкового чутья, является явно членимой, за этим нужно следить неукоснительно. Раз современное значение слова не складывается из значений предполагаемых в нем морфем, не ладит с семантикой предполагаемого исходно го, значит, оно является уже корневым словом, словом с нечленимой основой и членимым только кажется.

    Для того чтобы что-то можно было выделить в слове в качестве корня, надо, чтобы это „что-то» было (с абсолютно таким же значением) хотя бы в одном родственном слове, причем в таком, родственность которого анализируемому несомненна и ясна, так сказать, лежит на поверхности и опирается на современные (а не бывшие ранее) словообразовательные и смысловые связи и соотношения данной (а не какой-либо другой) языковой системы.

    В заключение несколько слов о значении морфемного анализа слова для научного изучения словообразовательной системы языка в целом.

    Морфемный анализ — это первая ступенька в познании структурных особенностей слова, это элементарное членение словесного целого на составляющие его морфемы. Морфемный анализ ограничен пределами данного слова. Словообразовательное „место» этого слова среди других слов определяет уже словообразовательный анализ. Он выступает всегда как промежуточное, но ключевое звено, объединяя в себе морфемный анализ наличных слов и изучение реальных процессов образования новых, т. е. разбор слова по составу и словообразование. Что касается определения родословной, происхождения и генетических связей слов, фразеологических оборотов и морфем, то этим занимается уже анализ этимологический.

    Статья на тему Разбор слова по составу

    источник