Меню Рубрики

Как сделать анализ рисунка моя семья

Всем привет! Сегодня мы хотим рассказать вам о том, как происходит анализ детского рисунка. Думаю вам будет интересно узнать, что волнует вашего малыша по изображению, которое он нарисовал. На самом деле это не так и трудно, просто нужно внимательно посмотреть на то, что ребенок нарисовал и проанализировать.

Конечно же ребеночку, которому еще не исполнилось три годика очень трудно нарисовать, то что его волнует. Детские осмысленные выражения начинаются примерно с четырех лет. И самое первое, что он рисует, это конечно же свою семью (маму, папу и себя)

Если ваш ребенок в четыре или пять лет уже может легко нарисовать человечка, изображенного во всех деталях, то это значит ваше чадо очень хорошо гармонично развит.

Возьмите в руки чистый лист бумаги и цветные карандаши и дайте их своему ребенку и попросите, чтобы он нарисовал свою семью. Только не в коем случаи не торопите его и не комментируйте, до тех пор пока он полностью не закончит свои рисунок. А уже после, спросите его, кто есть кто и чем этот человек занимается, именно на рисунке.

Для того чтобы прочитать рисунок, вам необходимо довериться своим чувствам, а именно понять какие эмоции испытываете глядя на него. Вы должны понять то, что ребенок пытается до вас донести. Что именно вы испытываете, когда смотрите на рисунок: тревогу, спокойствие, агрессивность или доброту. В первую очередь обратите свой взгляд на то, как расположена семья на изображении: все дружно держатся за ручку, либо семья разбросана по всему листу бумаги.

Если же вы все таки затрудняетесь, то можете обратиться кдетскому психологу. Особенно настораживает то, если на рисунке четко выражена агрессия и кровь.

Исходя из практики, на своем рисунке дети особо сильно выражают своего любимого персонажа, это мама и папа. Именно этот человек самый значимый в его жизни. По словам психологов, если ребенок рисует людей спиной или в профиль, то это говорит о том, что данный человек у него вызывает антипатию.

  • Ребенок нарисовал семью где все ее члены занимаются общим занятием — это говорит о том, что в семье все хорошо и семья очень дружная;
  • Ребенок рисует себя в стороне от мамы и папы — это свидетельствует тому, что ребенок одинок и ему не хватает внимание;
  • Если ребенок не нарисовал себя — задумайтесь. В семье что-то не так;
  • Если малыш часто вносит изменения в свой рисунок — это значит его что-то тревожит. Так же обратите внимание на мелкие, не уверенные линии на рисунке, это тоже является признаком тревожности.
  • Если ребенок рисует медленно, на его рисунке очень мало деталей и слабо нажимает на карандаш — это говорит о том, что он быстро утомляется и психологически не устойчив;
  • Если же все на оборот, то есть ребенок рисует резкими линиями — то он импульсивный;
  • Если ребенок рисует своих персонажей слишком крупными, что они не помещаются на листе бумаги — сильно энергичный ребенок с присутствием агрессии.
  • Если нарисованные персонажи очень мелкие, либо смещены в самый край листа — это говорит о неуверенности;
  • Люди на изображении вооружены, видны зубы и когти — разберитесь почему ребенок выражает в своем рисунки такую большую агрессию.

Далее разберем цвета рисунка.

Как правило, при рисовании ребенок использует не более пяти цветов. Если же более это говорит о том, что ребенок чувствительный к детской натуре, если менее пяти, то ребенок сдержанный и скованный.

  • Красный — если его в рисунке очень много, то это говорит о том, что ребенок возбудим и эксцентричный;
  • Зеленый — ребенок уравновешенный и спокойный;
  • Синий — ребенок самокритичный и мнительный;
  • Желтый — любознательный, вызывает только положительные эмоции;
  • Фиолетовый — очень сильно развита интуиция и фантазия;
  • Серый — много отрицательности и безразличия ко всему;
  • Коричневый — отрицательные эмоции;
  • Черный — подавленность ребенка.

Исходя из этого, трудно сказать про душевное состояние вашего ребенка, проанализировав только лишь один рисунок. Если Вы постоянно замечаете, что-то подозрительное в рисунках своих любимых детишек, то не откладывайте эту проблему на потом, а решайте ее как можно скорее.

источник

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

источник

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

источник

Тест «Рисунок семьи» — одна из самых популярных проективных методик, которую используют психологи в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.

Для ребенка весь мир — это семья. Каким видит себя ребёнок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».

Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.

До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками, применять тест рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать методику.

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

  • Порядок заполнения свободного пространства.
  • Порядок появления персонажей рисунка.
  • Время начала и окончания работы.
  • Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
  • Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
  • Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
  • По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

  • Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
  • Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
  • Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
  • Кто в семье самый хороший и почему?
  • Кто самый счастливый и почему?
  • Кто самый грустный и почему?
  • Кто больше всех нравится ребенку и почему?
  • Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
  • Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».

Попросите автора подписать всех персонажей . Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке . Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.

Если на рисунке много предметов и мало людей , то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности.

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

  • Члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
  • Два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
  • Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.
  • Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
  • Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.
  • Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

  • привлекательный персонаж изображается первым и помещается на переднем плане;
    выполнен с большей любовью и тщательностью;
  • он выше и крупнее остальных персонажей;
  • остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок , какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру , рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигура , изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей , оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи и детали

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных . Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи , которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее . Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

Расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

Папа изображен в виде удочки или компьютера . К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диван е, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша . Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

Обычно родители изображаются вместе , отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя , с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных , то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга , может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом , например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера , часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим братом/сестрой , независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами , не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи , то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок отсутствует на рисунке , то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего брата/сестру . Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший брат/сестра просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего брата/сестру, но исключить самого себя из состава семьи , таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи.

Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите ребенка, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ — «Чтобы слышать»! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Рот для ребенка — символ нападения — чтобы кусаться, кричать, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это не означает, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки , не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться.

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу.

Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). На рисунке появляется шея тогда, когда у ребенка появляется способность контролировать и управлять своими чувствами.

Тот персонаж, у которого шея есть , способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.

Встречаются рисунки, где у папы и мамы шея отсутствует , а сам автор изображен с шеей . Но это, конечно же, не значит, что ребёнок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!

Длинная и тонкая шея , говорит о конфликте в сознании автора между разумом и чувствами, который решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая , то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее.

Если в рисунке что-то будет совсем непонятным (например, ребенок может изобразить так называемый «римский бюст» — фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.

источник

Новая серия рисунков выполнена школьниками 1 класса. Рисунок девочки указывает на хорошие графические навыки, но самое главное — на хорошую, гармоничную семью. Ребенок изобразил себя в центре, между родителями. цвета выбраны яркие, правда, гамма холодновата. Говорит о спокойном характере и потребности в мирной обстановке вокруг.

Рисунок принадлежит девочке с явным художественным талантом. Ребенок в центре картины, между мамой и учительницей, которых держит за руку. Это говорит о высоком уровне доверия к учителю. На рисунке домашние питомцы, которых девочка воспринимает как членов семьи. Семья девочки изображена в виде эльфов и отличается по стилю от фигуры учителя. Значит, в семье своя атмосфера, особенная, утонченная, которой девочка дорожит. Папа изображен особняком и держит в руках ветку осенних красных листьев. Их цвет контрастирует с синим платьем учительницы. Прекрасный гармоничный рисунок. отражающий мир в семье и в душе ребенка.

Пример 1. Мальчик, 6 лет.

Мальчик изобразил себя между отцом и братом, мама стоит чуть поодаль. Рядом с ней красивый, яркий цветок. Судя по размеру, брат авторитетнее и важнее для автора, чем мама и, тем более, папа, который изображен на краю листа и совсем маленьким.

Цветовая гамма яркая, солнечная, значит, ребенок воспринимает свою семью как гармоничную, счастливую.

Справа, в зоне будущего, мама и чудесный цветок. Может быть, ребенок надеется на большую душевную близость с мамой.

В рисунке много красного цвета: тревога, эмоциональное напряжение, которое испытывает в настоящий момент ребенок.

Пример 2. Мальчик, 6 лет.

В рисунке использованы преимущественно красный, черный и коричневый цвета. Черный — цвет депрессии. Красный — агрессии. Синий, холодный цвет, использован один раз при изображении «комнаты бабушки». Ребенок стоит у стола, между ним и остальными членами семьи довольно большое расстояние. Это говорит о разобщенности, одиночестве мальчика в семье. Отец нарисован спящим, мальчик как бы постарался обезвредить его, поместив подальше, на диване. На вопрос, что такое черное нарисовано на голове у двух членов семьи, ответил: «это шлемы». Видимо, чтобы защищаться от вербальной агрессии. Сперва ребенок не хотел рисовать себя, оговариваясь, что он «в комнате у бабушки», потом все-таки нарисовал. Это снова указывает на конфликт, как в восприятии себя, так и в семейных отношениях. Все фигуры людей нарисованы без пальцев, которые символизируют способность вступать во взаимодействие с людьми.

Рисунок оставляет ощущение тревоги, неблагополучия.

Пример 3. Девочка, 6 лет.

Первое, что бросается в глаза — слабые графические навыки. Изображена многчисленная семья девочки, сама она справа. Между ней и фигурой мамы — высокое треугольное существо. При расспросах выяснилось, что это — кузнечик, которого зовут Лось. Он ловит людей и относит их к великану в нору, который их поедает. Сам кузнечик больше человека и поедает автомобили. Вот такой «фантом» проявился при рисовании обычной семьи.

О чем это говорит? Ребенок чувствует себя отвергнутым, недостойным своей семьи. Его лицо и руки заштрихованы черным. Руки — способности. Возможно, планка притязаний, выставленная родителями, слишком высока для ребенка.

Страшный кузнечик — проекция внутренних страхов. В какой-то мере эти страхи естественны: происходит нелегкая адаптация к новой группе детского сада.

Почему именно кузнечик? Неужели атавистический страх перед насекомыми дремлет в каждом человеке?

Пример 4. Девочка, 5 лет.

Прекрасный рисунок семьи. Яркие, сочные цвета радуют глаз. Все члены семьи стоят близко друг к другу, детали лица и тела хорошо прорисованы, под ногами твердая опора. Домик тоже добротен, с окнами на каждого члена семьи и дверью (видна ручка).

Пример 5. Мальчик, 6 лет.

Обращают на себя внимание две детали: синее и зеленое лица родителей, и фигура ребенка, который, по словам автора, «другой». Где находится «семья», неизвестно, сверху висят гирлянды. Может быть. это музыкальный зал, украшенный к празднику. Ребенок не отождествляет себя с мальчиком на рисунке. Может быть, потому, что родители — в разводе. Нарисованная семья — идеальная, когда папа и мама вместе. Но этого нет, мальчик осознает это, поэтому рисует «другую семью», где все хорошо.

Пример 6. Мальчик, 6 лет.

На рисунке изображена кухня: холодильник, мальчик подметает, помогая маме. Выразительнее всего, конечно, фигура отца в черной одежде, с пистолетом и красным горящим глазом. Голова его не слишком похожа на человеческую. Комментарии здесь излишни.

Мне подумалось, может быть, в тот день у мальчика такое было настроение, отразившееся в рисунке? Но нет, через несколько дней он снова нарисовал отца схожим образом. Поединок с зомби. С первого взгляда трудно разобраться, чем отличаются две фигуры на рисунке. Оказывается, папа — тот, который больше и с двумя пистолетами.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

источник

Понять своего ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит в их голове. Рисуночная методика «Моя семья» помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

В тихой и спокойной обстановке предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по желанию. При этом не следует пристально смотреть за тем, что малыш будет делать. Наблюдайте за ним со стороны. Очень важно заметить последовательность, в которой он будет рисовать. По окончании можно также задать вопросы по рисунку.

Рисуночная методика «Моя семья» помогает выявить самые различные проблемы, а поэтому каждая деталь, каждая нарисованная палочка и точечка очень важны. Стоит обратить внимание на то, как расположены люди на рисунке, каким цветом они раскрашены. Немаловажно проанализировать и размер каждого члена семьи.

Если ребенок живет в спокойной и дружной обстановке, он сразу же примется рисовать задание. И начнет он именно с членов семьи. Если же малыш начал рисовать дополняющие детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Вероятно, в семье сейчас не самый лучший период, и ему совсем не хочется там находиться. Если кого-то он и вовсе забыл нарисовать, значит, с этим человеком у маленького художника нет контакта. Если же на рисунке присутствуют посторонние люди – ребенку не хватает заботы и любви. Наиболее сложный случай, если самого художника нет на изображении. Это означает, что ребенок не чувствует себя членом семьи. Он не связан с нею эмоционально.

Перед тем как приступить к расшифровке рисуночной методики «Моя семья», обязательно спросите ребенка о том, что нарисовано. Без маленького художника толковать изображение будет очень сложно. Например, девочка нарисовала следующий рисунок.

На нем есть только сама художница. А из взрослых – никого. Она объяснила, что родители в доме с маленькой сестричкой. Такой рисунок – это настоящий крик о помощи. Ребенок не чувствует себя нужным и важным. Скорее всего, с появлением сестры родители стали уделять ей меньше внимания и заботы. Темные деревья, дымарь и дым из трубы свидетельствуют о депрессивном состоянии девочки.

В данном случае методика «Моя семья» помогла выявить, что ребенок закрыт от общения. Девочка чувствует себя одинокой и ненужной. То, что она нарисовала себя над домом, говорит о том, что она всеми силами пытается обратить на себя внимание. Девочка словно взывает к родителям: «Вот же я, посмотрите на меня!», но ее никто не слышит. Возможно, в последнее время такой ребенок станет еще более непослушным и капризным. И все это только способ привлечь внимание близких.

Очень важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым. Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним у него налажен контакт. Если же первым он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье. Если при этом фигура еще и большого размера — возможно, ребенок растет эгоистом.

Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя. Иногда на детском рисунке семьи малыш изображает всех и сразу. Он рисует три головы, три туловища, каждому руки, ноги, глаза. В таком случае это будет означать, что он не выделяет никого и для него все равны. Но такое бывает крайне редко.

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву — маленькой и обиженной. Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее.

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут. Кошечки и собаки – не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть.

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него – пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

В рисуночных тестах важна каждая деталь. То, как ребенок рисует себя и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части тела есть у членов семьи и каких они размеров.

Так, например, отсутствие ушей говорит о том, что эта фигура никого не слышит кроме себя или, возможно, не хочет слышать. В семьях, где между родителями постоянные ссоры и конфликты, дети часто изображают себя без ушей. Таким образом они показывают, что не хотят постоянно этого слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.

Рот – это символ нападения. Им выражают весь спектр эмоций, от злости до счастья. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Если же художник присвоил себе такой, значит, у него проявляются деспотические задатки. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.

Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее нет, значит, в понятии ребенка именно этот человек не умеет управлять своими эмоциями.

Руки в рисуночных тестах символизируют силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке и вовсе они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию. Длина рук и детальная прорисовка кистей говорит об общительности. А вот короткие могут быть символом слабохарактерности.

Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, – неуверенность в себе и в своих силах.

При проведении теста «Моя семья» ребенку предлагают использовать цветные карандаши или фломастеры. Это необходимо, чтобы детально изучить палитру чувств, которая излучается ребенком, когда он вспоминает о близких и родных. Любимых родственников он раскрасит яркими и красочными цветами. И наоборот, люди, которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут «одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета. Часто дети пытаются оправдаться и говорят, что фигура нарисована так, потому что это ее любимый цвет. Но на самом деле подсознательно ребенок считает совершенно по-другому.

Чаще всего самыми красивыми дети изображают матерей. Они одеты в яркие платья, имеют неимоверные прически. Неестественный цвет волос (синий, розовый) также говорит о любви к матери. Чем больше ребенок привязан к тому или иному члену семьи, тем красочнее он его изобразит.

Бывает и наоборот, весь рисунок достаточно невзрачный, и только какая-то деталь выделена цветом. Это неспроста. Обратите внимание на нее. Именно эта деталь на данный момент больше всего близка вашему ребенку. В семье, где малыш чувствует себя одиноким, часто яркие цвета достаются котикам, собачкам или каким-то предметам: качелям, машинам.

В тесте «Моя семья» особое внимание следует уделить черному цвету. Чем больше его на рисунке, тем депрессивнее чувствует себя ребенок. Если любимого родственника малыш рисует черным, значит, между ними существует явная проблема.

Проективная методика «Моя семья» позволяет точно определить, по какому принципу воспитывают ребенка в семье. В психологии выделяют 5 основных типов. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его при помощи рисуночной методики «Моя семья».

  • Кумир. Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Скорей всего, ребенок будет нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
  • Гипоопека. Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания. Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Такой тип воспитания юный художник может изображать по-разному. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя. Выполняя анализ методики «Моя семья» и задавая ребенку наводящие вопросы, можно получить ответ, что родители на работе или ушли в гости. Но на самом деле это самые обыденные версии. В глубине души ребенок не воспринимает себя и родителей как одну семью.
  • Проявления ревности, или «как Золушка». Этот тип воспитания встречается в семьях, где несколько детей. Чаще всего один из них считает себя кумиром, а другой, наоборот, лишен внимания и заботы. Родители выделяют его брата и сестру, и он чувствует себя одиноким и никому не нужным. В рисунке это все также проявляется. Брат или сестра будут нарисованы первыми. Возле них родители. Чаще всего их взгляд также обращен на второго ребенка. Сам же художник рисует себя маленьким и невзрачным где-то в уголке. Если вы получили такие результаты методики «Моя семья», следует обязательно пересмотреть ваши семейные взаимоотношения. Ребенок должен чувствовать себя важным и нужным.
  • Воспитание «в культе болезни». Очень часто родители слишком опекают своих чад. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок всего боится, закрывается в себе. Рисунок, который будет показывать такой тип воспитания, пронизан эгоцентризмом. Маленький художник будет находиться в центре, а вокруг него все члены семьи, которые стараются ему угодить. Достаточно часто на рисунке взрослые держат такого ребенка за руки или очень крепко обнимают. Это символизирует их гиперопеку. Методика «Моя семья» для младших школьников позволяет определить, кто именно слишком заботится о малыше. Этот человек будет находиться на рисунке к нему ближе всего. Кроме того, и сами фигуры ребенка и человека, который его опекает, будут очень похожи между собой (одинаковые глаза, руки, губы, цвет одежды). Чем больше похожи родители и ребенок на рисунке, тем больше они опекают его.
  • «Ежовые рукавицы». Этот тип воспитания подразумевает, что кто-то из родителей, а может, и оба часто наказывают и ругают ребенка. Юный художник обязательно изобразит это на рисунке. Агрессор будет выглядеть злым, взъерошенным, раскрашенным в темные оттенки, с большим ртом. Методика «Моя семья» для дошкольников помогает понять и отношение ребенка к этому члену семьи. Если он рисует его слишком напряженно, сильно придавливает карандаш, делает грубые штрихи, значит, он чувствует злость по отношению к этому человеку. Если малыш боится агрессора, он нарисует его очень тоненькими кривыми линиями.

Изначально может показаться, что толковать результаты теста очень сложно. Множество мелких деталей просто сбивают с толку. На самом деле, немного приноровившись, вы сможете с легкостью расшифровать рисунок своего ребенка.

Рисунок № 1 со стороны кажется весьма положительным. Первым ребенок нарисовал себя, затем папу, старшую на два года сестру, а также маму. Следует обратить внимание, что самый маленький на рисунке сам художник. Мама, папа и сестра – все почти одного роста. Скорее всего, малыш лучше всего взаимодействует с папой, так как нарисовал себя рядом. А вот с мамой и сестрой отношения у него складываются непросто. Во-первых, они дальше всего к нему стоят, а во-вторых, раскрашены в яркие и холодные цвета.

Второй рисунок нарисовала девочка 11 лет. С первого взгляда кажется, что семья очень дружная, ведь все держатся за руки. Но в данном случае это показывает, что родители слишком опекают своих детей. Кроме того, сестра отвернулась от художницы, вероятно, в их отношениях не все так гладко, как кажется.

Третье изображение явно демонстрирует принцип воспитания «кумир». Здесь юная художница изобразила себя очень большой и красочной. Родители на ее фоне выглядят совсем невзрачно.

Четвертый рисунок явно указывает на семейные конфликты и неприятности. Между мамой и папой расположена бабушка. Видимо, именно она является источником ссор и конфликтов (во всяком случае, так думает художник). Маленький рост бабушки указывает на то, что ребенок не считает ее авторитетом. Между тем дети очень дружны и знают свое место в семье.

На последнем, пятом рисунке можно увидеть дружную семью, где дети подражают своими родителям. Об этом свидетельствует цвет одежды. Папины руки намного короче и прижаты к телу, что говорит о том, что он бесхарактерный, и, скорее всего, именно мама является в доме главной.

Подводя итог, можно сказать, что цель методики «Моя семья» – выявить проблемы и общее психоэмоциональное состояние в определенной ячейке общества. Очень важно, чтобы ребенок выполнял это задание в спокойной обстановке. Перед этим не должно быть ссор и конфликтов. Тест можно проводить много раз. Допустим, вы выявили конкретные проблемы, постарались их решить. Через месяц рекомендуется повторить тест. Таким образом, можно отслеживать динамику изменений в семье, состояние ребенка, его переживания и проблемы.

источник