Меню Рубрики

Как сделать анализ результатов исследования

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского


Заглянуть в «копилку»
Оформление результатов исследования

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников
[возврат к плану]

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки — это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы — изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще — нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по. ”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце — конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных — убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “. в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в . году”.

Вообще, при написании “Результатов. ” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы — убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы . Выводы — это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы . Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации . Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать — дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций — лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

источник

Социология использует два ключевых подхода к выявлению сведений о состоянии общества – качественный и количественный методы исследования. В основе количественной методологии лежит представление о систематизированности человеческого сообщества. Принято думать, что полученная с помощью таких методов информация может быть упорядочена. При применении логических правил на ее основании можно объяснить окружающую нас реальность. Наиболее актуальным развитие этого направления было в шестидесятые годы прошлого столетия. В большей степени применение таких методик характерно для западных школ социологии.

Современные социологические подходы предполагают применение жестко структурированных количественных методов исследования. Есть три ключевых класса методик, позволяющих получать данные, ложащиеся в базу для анализа:

Было изобретено много вариантов применения указанных групп методик. В настоящее время отдельные модификации методов проведения исследования уже стали самостоятельными подходами. Именно такова судьба анкетирования, интервьюирования.

Если обратить внимание на весь комплекс количественных методов исследования, доступный современному обществу, можно заметить, что наибольшее значение имеют:

Оба варианта основаны на двух направлениях работы с фактами: фиксирование, обработка с использованием строго оговоренных методик. Эти два процесса протекают параллельно.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Количественный метод исследования – социологический подход, в ходе которого собирают данные для последующего анализа. Такие исследования актуальны, если стоит задача получения максимально точных сведений, данных, все числовые параметры которых выверены предельно скрупулезно. В настоящее время принято применять статистические, математические модели. Такой подход позволил обеспечить точную результативность разработанных методов, корректность получаемых во время расчетов показателей. Значит, эту информацию можно будет применять на практике, не опасаясь ошибок.

Есть строго определенный круг задач, решить которые можно с использованием количественных методов исследования в социологии. В него входят:

  • оценка рыночных объемов, потенциалов (финансовое выражение, натуральное);
  • оценка того, какие процентные доли рынка занимают конкурирующие предприятия;
  • выявление сегментирования сектора потребителей;
  • выявление готовности клиента к покупке товара, тенденции, перспективы конкретной позиции;
  • выявление клиентского портрета с учетом социальных, демографических, психологических факторов;
  • определение заранее сформулированных параметров, позволяющих выявить, как покупатель относится к продукту.

Профессиональная обработка и анализ результатов исследования позволяют получить точное представление о том, какие ниши рынка в настоящее время пустуют. Специалисты могут понять, насколько продукт удовлетворяет условиям, требованиям рынка, а также оценивают результативность рекламы, различных каналов, обеспечивающих коммуникацию производителя и клиента. На основании проводимых исследований можно понять, каков уровень продаж объекта исследования, в какой степени он представлен в точках, работающих непосредственно с потребителем (розничная продажа).

Если была выбрана подходящая к ситуации программа социологического исследования, специалисты смогут корректно сформулировать, как:

  • спланировать систему, чтобы один раз попробовавшие представленный продукт клиенты вернулись к нему еще раз;
  • выбрать оптимальную упаковку;
  • найти подходящую цену.

В результате опросов можно в рамках одного исследования охватить сразу большое количество объектов, интересующих заказчика работ. В некоторых случаях работа предстоит в труднодоступных сегментах. Так, для корректности полученного результата бывает важно сделать выборку только по нижнему общественному слою или по высшему. Чтобы добиться успеха, составляется специфическая программа социологического исследования с задействованием всех возможностей предприятия, предлагающего исследовательские услуги. Впрочем, многие сходятся во мнении, что качественные методики более успешно применимы, когда речь идет о труднодоступных секторах работы.

Рассматривая характеристики количественных методов исследования, особенное внимание принято уделять возможной анонимности участников. Это правило не является обязательным для всех исследований такого рода, но в некоторых случаях только его соблюдение позволяет получить достоверные результаты. Если предварительные оценки доказывают, что анонимность сделает достоверность информации выше, тогда анкету для работы составляют именно таким образом.

Бытует и противоположная точка зрения. Многие считают, что факт анонимности практически не влияет на уровень достоверности информации, передаваемой во время опроса граждан от респондентов исследователям. Практикуется и такой подход: интервьюеры социологического агентства у каждого респондента спрашивают минимальный набор идентификационных сведений – имя, телефон и адрес. На основании этой информации можно понять, насколько качественно работали ответственные за взятие интервью лица.

Проводя опросы граждан, можно прибегать к наглядным материалам. Впрочем, качественные исследования тоже допускают такой метод работы.

Исследовательская работа с использованием количественных методик может строиться с применением разных подходов. Можно останавливаться на разработанных психологами тестах, психографических программах, методиках, позволяющих получить точную фактическую информацию о субъектах, объектах исследовательской работы. Немаловажен факт возможности получения через опросный лист фактуальных данных о личности интервьюируемого.

Чтобы обработка опросных листов дала хороший результат, нужно уметь правильно сформировать выборку интервьюируемых. Если организовать репрезентативный вариант, тогда достаточно просто случайным образом выбирать личностей, соблюдая определенный шаг. Это может быть, скажем, каждый третий человек, проходящий на улице мимо интервьюера.

Альтернативный вариант – формулировка квот, на основании которых опрашиваются граждане. Можно задать, допустим, работу с женщинами в возрасте около 35 лет, раз в месяц и чаще посещающих маникюрные процедуры.

Во время одного проекта можно собрать очень много опросных листов, если этого требуют условия исследования, но многое определяется масштабностью рынка. Обычно достаточно 300-2 000 человек. Если проводится сплошной опрос с задействованием меньшего числа участников, вероятно, информация будет недостоверной, и на основании таких данных принимать управленческие решения рискованно.

Чтобы итоги исследования были корректными, придется заранее составить анкету, содержащую заданное количество вопросов. Они могут быть закрытыми, когда респонденту сразу предоставляется несколько вариантов ответа, или открытыми, когда каждый желающий может развернуто обосновать свою позицию. При составлении анкеты социологи принимают решение в пользу персонификации либо анонимности, отражают это в специальном поле готового документа.

Формирование анкеты и определение правил выборки – ключевые моменты, определяющие качество исследования в целом. Если удалось удачно сформировать опросный лист и выбрать целевую аудиторию для его заполнения, количественные данные окажутся полезными для заказчика.

Для сбора первичных данных применяют следующие подходы:

  • лицом к лицу;
  • телефонные исследования;
  • интервьюирование на улицах;
  • опрос в местах совершения приобретений;
  • интервью по квартирам;
  • тест продукции;
  • аудит товарных позиций;
  • потребительские панели;
  • обзвон юрлиц.

Довольно часто организуется мониторинг, в рамках которого допустимо дополнительно ввести процедуру регистрации ассортиментов, стоимостей. Такая регистрация может быть самостоятельным подходом, предоставляющим данные для количественного исследования.

Один из самых частых способов, используемых в настоящее время – телефонные опросы. Для этого обзванивают сотрудников разных предприятий, выбирая невысокие должности. Это позволяет оперативно получить необходимые для анализа данные. Работая над выборкой, следует иметь в своем распоряжении телефонный список, из которого номера выбираются случайным образом. Чаще всего используется методика равных интервалов.

Если было решено прибегнуть к целевой выборке, тогда предварительно социологи формулируют критерии отбора. Это касается предприятий, работников которых будут опрашивать, а не отдельных лиц. Анализируют обороты компании, многочисленность персонала и область деятельности.

В настоящее время телефонные опросы принято применять в силу экономичности такого подхода. Считается, что данные, передаваемые респондентом интервьюеру, довольно достоверные. С другой стороны, уровень телефонизации относительно невысок. Особенно заметна эта проблема в небольших населенных пунктах, в сельской местности.

Чтобы организовать быстрый сбор данных, можно прибегнуть к услугам call-центра. Благодаря применяемым такими предприятиями технологиям рабочий процесс автоматизируется, удается быстро обзвонить большое число человек. Разработанные методики контроля позволяют быть уверенными, что интервью по телефону были взяты корректно.

Основной важный положительный момент такого подхода – высокая скорость проведения работ, то есть необходимая информация может быть получена действительно оперативно. Кроме того, по телефону удастся получить фактические сведения наравне с теми, из которых составляется характеристика отношения. Многие положительно оценивают возможность организации контроля за рабочим процессом.

Не обойтись и без них. В первую очередь уже упомянутая проблема телефонизации, то есть нельзя в принципе получить мнение от тех, кто телефона не имеет. Также нет возможности показать иллюстрации, опросник респонденту, что существенно сокращает возможности презентации информации.

При выборе телефонного метода общения нужно понимать: максимальная длительность разговора не может превышать четверти часа, и даже такое время согласятся уделить далеко не все. Более того, даже если респондент располагает свободным временем, он быстро теряет интерес к мероприятию и может непредсказуемо оборвать разговор в любой момент. У интервьюера нет возможности выявить глубинное отношение к исследуемому объекту, а также собрать мнения о достаточно обширных, разнообразных вопросах. Да и сами вопросы не могут быть сложными, телефон не позволяет применять ряд методик – таблицы, закрытые вопросы или варианты, требующие составления респондентом ранга.

Если метод телефонного опроса был выбран для исследования юридических лиц, очень сложно добиться правдивых данных по некоторым вопросам. В частности, это связано с доходной составляющей фирмы. Не будут по телефону сотрудники раскрывать информацию и о клиентуре предприятия, поставщиках.

Такой подход предполагает почтовую рассылку адресатам анкет. Ответы от них получаются тем же путем. Подобный опрос требует особенного внимания к формированию выборки. Можно использовать его только в случае, когда социологическое агентство твердо уверено в качестве базы адресов. Необходимо корректно составить сопутствующие материалы, чтобы возбудить у получателя желание развернуто ответить.

Такой метод сравнительно дешев, причем траты в большей степени связаны с почтой, курьерскими услугами (доставка заполненных образцов исследователям). С другой стороны, процент возврата редко превышает одну пятую всех разосланных материалов. Повышения этого процента можно добиться, если использовать электронную почту, а не бумажную, тем не менее отклик все равно довольно низкий. Соблюдение ряда специфических требований позволяет повысить вероятность ответа интервьюируемого.

Говоря о преимуществах, необходимо упомянуть возможность применения иллюстрированных материалов. Также можно охватить все регионы страны, в том числе те, где нет ни телефона, ни доступа к интернету, нет интервьюеров, которых можно привлечь к личной работе. Организовать почтовый опрос просто, не нужно готовить многочисленный персонал, да и контроль результатов представляет собой довольно легкую задачу.

Чтобы повысить эффективность опроса, проводимого через электронную почту, можно за несколько дней до него направить всем адресатам оповещение о запланированном мероприятии и просьбу откликнуться и принять участие. Официальная статистика показала: такая мера дает увеличение частоты откликов на 15%. Еще 18% роста наблюдаются, если при отсутствии ответа на анкету направить пользователю напоминание через пару недель после мероприятия. При отсутствии реакции еще через две недели направляют вторичное оповещение. Это увеличивает ответы на 26%.

источник

В эксперименте приняли участие 100 человек (учащиеся 3-х и 4-х классов). Из них 73 человека девочки, 27 человек мальчики. Возраст участников эксперимента — 10 лет.

На начальном этапе нашего эксперимента перед нами встала задача – отобрать тех детей, которые предположительно подвержены страхам. Мы решили сделать это методом наблюдения и опроса руководителей данных классов. Так было выявлено 45 человек. Затем мы провели с этими учениками методику «Диагностика страхов школьника», и на основе полученных результатов мы сделали выборку – 15 человек. Всё дальнейшее исследование проводилось с этими выбранными учениками.

Исследование проходило следующим образом:

1. Диагностика страхов младших школьников;

2. Оценка достоверности полученных результатов с помощью метода ранговой корреляции К. Пирсона.

3. Составление коррекционной программы.

Наше исследование началось с диагностики страхов младших школьников; методики для этого были перечислены выше, но кроме них мы проводили беседу с педагогами, родителями и наблюдали за детьми.

В ходе беседы педагоги отмечали в первую очередь, то, что эти дети очень эмоционально реагируют на всякого рода замечания, критику в их адрес, они излишне плаксивы, обидчивы, очень ранимы. На первый взгляд, такие дети кажутся замкнутыми, безынициативными, что вызывает проблемы в налаживании контактов с другими детьми, они часто оказываются изгоями в классе, так как ученикам с ними очень трудно найти общий язык. В свою очередь реакцией на такое положение оказывается агрессия.

Действительно, наблюдение показало, что ребёнок, подверженный страхам различного рода, практически не проявляет инициативы: он не поднимает руку с желанием ответить на вопрос, на переменах он не бывает зачинщиком интересной игры. Он в стороне, но рядом, ему хочется быть хорошим учеником, влиться в коллектив других детей, нравиться учителю, — он просто не знает, как это сделать, он боится, его движения и мысли сковывает страх оказаться не тем, каким должен быть хороший ученик, хороший ребёнок.

Анализируя результаты, полученные с помощью метода неоконченных предложений, можно отметить, что для опрошенных учеников очень важна отметка, оценка учителя. Это видно по окончанию первого предложения, 73% детей ответили так: «Когда я думаю о школе – я думаю об отметках», «Когда я думаю о школе, я думаю что получу». Значимость оценки прослеживается во всех ответах, с ней связанны сильные эмоциональные переживания: «Когда я получу двойку, я плачу», «Когда я получу двойку, я думаю, что меня дома будут очень сильно ругать». Дети говорят об отметках практически в каждом предложении: «Когда у нас контрольная, я думаю, что мне за неё поставят», «Когда я иду в школу, я думаю, что я сегодня получу», Так отвечает большинство детей.

Но также в окончаниях предложений можно проследить страх опоздать в школу, на урок; это можно увидеть в таких ответах: «Когда я иду в школу, я боюсь опоздать», «Когда звенит звонок, я бегу быстрее на урок, чтобы не опоздать» и т.д. И еще очень важно отметить значимость учителя для ребенка, авторитетность его мнения. Не было таких ответов, которые бы подчеркивали негативное отношение к учителю, были лишь более теплые эмоциональные высказывания и менее. Например: «Когда я вижу учителя, я здороваюсь», «Когда я вижу учителя, мне становиться радостно». Это наиболее важные общие моменты, которые, на наш взгляд, стоило отметить.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Предложение встречаться 2 раза в неделю для того, чтобы вместе рисовать, вызвало положительную реакцию детей, они проявили заинтересованность. Судя по тому, что дети сели по одному, можно говорить о трудностях в налаживании взаимоотношений со сверстниками.

Пред первым занятием участникам было предложено принести рисунки, нарисованные ранее, те, которые им наиболее нравятся. 85% детей выполнили просьбу, и в начале занятия состоялось всеобщее обсуждение этих продуктов творчества. Каждый начинал своё высказывание и фразы «Больше всего мне нравиться в этом рисунке…». Дети получили огромный заряд положительных эмоций, познакомились друг с другом ближе. Оставшиеся 15% принесли свои рисунки на следующее занятие. После подготовительного этапа мы приступили к тематическому рисованию.

Анализируя полученные рисунки можно выделить наиболее общие черты, характерные для младших школьников, подверженных страхам.

У 95% испытуемых обозначилось наличие тревожности, острой тревоги, страхов. Дети постоянно сомневаются в правильности своих действий, очень много стирают, исправляют, затем снова стирают. Ребенок не уверен, что он хочет нарисовать именно это, что это будет правильно, красиво – даже здесь оценка оказывается наиболее значимой.

87% детей обнаружили трудности в общении с другими детьми, сложности в установлении контактов со сверстниками. Ребенок будто оторван от коллектива, хотя тщательно, с обидой, следит за всеми происходящими событиями. На рисунке «Во дворе» дети часто рисуют играющих сверстников, а себя изображают стоящим неподалёку.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Негативное отношение к школе, невозможность проявить себя с лучшей стороны в её стенах отмечается у 78% испытуемых. На рисунке «В школе» дети изображают очень красивую, цветную школу, но не рисуют себя в ней. Возможно, это говорит и о нежелании посещать школу, стремлении к спокойствию. Но были и другие единичные рисунки на данную тему – мальчик рисует школьную доску. Возможно, это говорит о наличии страха публичного выступления, тревожности при ответе у доски. Или, например, ребёнок рисует вид школы ночью, в серых тонах – здесь можно говорить о явном негативном отношении к школе.

Наиболее информированным считается рисунок на тему «Семья», который отражает семейную ситуацию, а так же установку на её изменение в благоприятную для него сторону.

При анализе рисунков у 40% детей можно отметить наличие эмоционального конфликта, недовольство существующей семейной ситуацией. У 20% наблюдаются конкурирующие отношения с родными братьями и сёстрами, что достаточно часто встречается в детском возрасте. 15% испытуемых «увеличили» состав семьи, что говорит о неудовлетворительных психологических потребностях в семье.

У 80% детей отмечается низкий уровень эмоциональных связей в семье, разобщенность её членов, некоторые из испытуемых желают объединить, сплотить семью. 3% участников эксперимента испытывают чувство невключенности, отчуждённости, а 15% — старательно отвергают, негативно относятся к «приходящему» члену семьи – часто к пожилой бабушке.

У 70% детей наблюдается наиболее сильная эмоциональная связь с матерью, т.е. ребенок рисует себя ближе к ней, на ней красивая одежда, он постоянно возвращается к её рисованию и добавляет новые детали. Отец рисуется большим по размеру, но достаточно схематично – ребенок признает авторитет второго родителя, но положительные эмоциональные отношения, скорее всего, отсутствуют. 15% детей бессознательно оттягивали момент рисования непосредственного членов семьи, отодвигали неприятное им задание во времени, отдавая предпочтение прорисовке различных объектов – мебели, домашних животных и т.д.

2 ребёнка изобразили свою семью со спины – показатель конфликтного отношения в семье.

80% испытуемых настойчиво проводили линию внизу страницы, которая характерна для детей из неустойчивых семей.

Тема «Что мне сниться страшное или чего я боюсь днем» лишь у 15% детей вызвала затруднение, то есть эти дети не сделали рисунка на данную тему. Все остальные без особых размышлений выполнили задание. Рисунки были самые разнообразные: 20% изобразили «Зачарованных», 15% — больничную палату и врачей, 35% — различные аварии и катастрофы, 15% — себя, отвечающим у доски, двойку в дневнике, 5% — темноту.

На тему «Самое плохое и самое хорошее» дети предпочитали изображать приятные события – дни рождения, совместные поездки с семьёй на отдых и т.д.

Последнее занятие с рисунком на тему «Кем я хочу стать» позволило завершить тематическое рисование на оптимистической ноте, способствовало повышению уверенности детей в своих силах.

При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает на очень высокую достоверность выдвинутой гипотезы.

Мы сформировали выборку и провели исследование. Мы приложили максимум усилий для создания оптимальных условий для его проведения.

Нами был проведен анализ полученных результатов и дальнейшая проверка сформулированной ранее гипотезы. В результате наша гипотеза подтвердилась полностью: эффективность снижения уровня различных страхов младших школьников обусловлено воздействием соответствующих методов психокоррекции.

Далее мы составили список рекомендаций для родителей и педагогов по созданию оптимальных условий для эффективного общения с детьми, имеющими страхи.

В своей дипломной работе мы раскрыли лишь наиболее общие положения заданной темы. Поле для её исследования настолько обширно и интересно, значимо для развития психологии, что многие другие вопросы по проблеме требуют дальнейшего изучения. Но результаты нашей работы могут быть полезны исследователям, которые занимаются изучением данных вопросов, а так же могут быть использованы в практических целях: для специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, в частности, педагогов-психологов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Основные этапы обработки первичной информации следующие.

Первый этап. Разрабатывается логическая схема обработки и анализа получаемых данных.

Второй этап. В случае обработки данных компьютерными методами осуществляется разработка математического обеспечения, выясняется, какие необходимы программы для обработки материалов исследования, иногда разрабатывается новое программное обеспечение.

Третий этап. Подготовка данных первичной социологической информации к обработке. Работа эта очень трудоемка. Так, при обработке данных анкетирования открытые вопросы анкет «закрывают» — классифицируют по определенным признакам, систематизируют и кодируют в соответствии с классификацией. Осуществляют проверку анкет на качество заполнения. Эта проверка включает три момента:

— на надежность (определяется отклонение от репрезентативной выборки, с помощью контрольных и фильтрующих вопросов проверяется качество информации, устраняются противоречивые ответы, умышленно недостоверные, отфильтровываются ответы или анкеты лиц, некомпетентных в исследуемых вопросах и т.д.);

— на технологичность (удобство обработки). Все ответы необходимо привести к виду, дающему возможность легко перенести информацию на машинный носитель для обработки.

Далее подсчитывают все документы, входящие в обрабатываемый массив информации, каждому присваивается порядковый номер. Информация кодируется, т.е. категориям документа присваиваются условные обозначения (шифр, код).

Четвертый этап. Обработка информации (расчет средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.).

Рассмотрим некоторые из перечисленных методов.

1. Простые вариационные ряды.Пусть варьируемый признак (варианта) Хi – стаж. Объем анализируемой совокупности – 8 чел. Тогда частота проявления признака – ni, т.е. количество человек из данной совокупности с данным стажем. Вариационный ряд будет выглядеть так:

Таблица 3.1 – Вариационный ряд

Помимо частоты распределения варьируемого признака, можно определить его частость (mi), т.е. долю частоты в общем объеме совокупности. Так, частость 6-й варианты (стаж 10 лет) составит:

2. Интервальные вариационные ряды.Пример интервального вариационного ряда:

Таблица 3.2 – Вариационный ряд

Хi (стаж, лет) До 1 года Свыше 1 до 5 лет Свыше 5 до 8 лет Свыше 8 до 12 лет и т.д.
mi (%) 20,7 10,5 8,4 15,2 и т.д.

Здесь важно выбрать оптимальную величину интервала (более 20 группировочных интервалов делать не рекомендуется). Величина интервала определяется по формуле:

, (3.1)

где Хmax, Xmin – соответственно максимальное и минимальное значения вариантов в исследуемой совокупности;

n – величина анализируемой совокупности;

Пример.Численность работников составляет 1000 чел., максимальный стаж работы на данном предприятии – 40 лет, минимальный – 1 год,

Тогда интервалы могут быть установлены следующим образом:

Могут применяться как равные, так и неравные интервалы.

3. Расчет средних величин.Средняя величина представляет собой абстрактную характеристику всей анализируемой совокупности.

а) Среднеарифметическая величина рассчитывается по формуле:

, (3.2)

где ∑Xi – сумма значений варьируемого признака;

∑ni – сумма всех членов совокупности.

Пример.Если взять за основу данные приведенного выше простого вариационного ряда, то среднеарифметический стаж составит:

.

б) Среднеарифметическая взвешенная величина учитывает частоту проявления признака, последняя выступает в качестве весов. Расчет ведется по формуле:

. (3.3)

Пример.В нашем случае среднеарифметическая взвешенная стажа составит:

в) Для расчета величин по коэффициентам используется среднегеометрическая величина, рассчитываемая как корень n-й степени из произведения n коэффициентов.

Пример. Имеется 4 коэффициента, характеризующих текучесть кадров в четырех подразделениях предприятия: К1=0,85; К2=0,9; К3=0,4; К4=0,6. Тогда средний коэффициент по четырем подразделениям, рассчитанный как среднегеометрическая величина, составит:

г) Определение медианы – значения признака у той единицы совокупности, которая расположена в середине упорядоченного ряда. Если число членов ряда четное, то медиана определяется как среднеарифметическое из двух серединных значений.

Пример.Имеется упорядоченный ряд:

Таблица 3.3 – Упорядоченный ряд

Медиана равна:

Если число членов ряда нечетное, то за медиану принимается значение признака у среднего члена ряда.

Пример. Если в рассмотренном простом вариационном ряду не было бы 8-го работника, медиана была бы равна значению величины стажа 4-го работника, т.е. 8 лет.

д) Определение моды – наиболее часто встречающегося значения признака (варианты с наибольшей частотой).

Пример.На основе приведенного выше простого вариационного ряда можно определить моду как 10 лет (численность работников с данным значением стажа в анализируемой группе наибольшая).

4. Расчет показателей вариации(колеблемости) признака, оценивающих «разброс» его значений в анализируемой совокупности.

а) Среднее линейное отклонение рассчитывается как средняя арифметическая величина из абсолютных величин отклонения значений признака от его среднеарифметического значения:

, (3.4)

где Xi – величина i-го значения признака;

— среднеарифметическое значение признака;

n – общее количество значений признака (единиц совокупности).

в) Коэффициенты вариации (степень рассеяния) признака рассчитываются как отношение среднего линейного или среднего квадратического (дисперсия) отклонения к средней арифметической величине его значения.

5. При анализе данных социологического исследования используются статистические таблицы на основе группировок.Здесь главное – правильный выбор группировочных признаков. Эти таблицы могут быть:

а) простые – перечень всех единиц совокупности с количественной или качественной характеристикой каждой;

б) групповые – единицы совокупности группируются по одному признаку;

в) комбинированные – единицы совокупности группируются по 2-м и более признакам.

6.В ходе анализа могут быть использованы графики, наглядно отражающие распределение исследуемых признаков. Это по существу графическое изображение интервального ряда.

а) Гистограмма на основе данных простого вариационного ряда

Рисунок 3.3 – Гистограмма на основе данных простого вариационного ряда

б) Гистограмма на основе интервального вариационного ряда (общее число единиц совокупности – работников со стажем, входящих в тот или иной интервал, характеризуется площадью прямоугольников).

Рисунок 3.4 – Гистограмма на основе интервального вариационного ряда

Рисунок 3.5 – Полигон распределения

7. Изучение статических зависимостей.Здесь применяется корреляционный анализ (установление формы, направления, плотности взаимосвязи нескольких признаков); регрессионный анализ (анализ изменения значений результирующего признака в зависимости от влияния на него признаков-факторов); факторный анализ (оценивает вариации признаков и внутренние взаимосвязи).

Помимо перечисленных методов статистического анализ, используются и иные методы. Функциональный анализ нацелен на выявление устойчивых взаимосвязей. Структурный анализ определяет внутренние элементы объекта исследования и их сочетания.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 853 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.

Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.

Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.

  • представление результатов практической работы в общем виде графиков, таблиц;
  • цитирование протоколов;
  • описание сложностей, которые возникали в ходе проведения исследования;
  • описание типичных проявлений исследуемого явления.

Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.

  • сравнение информации, полученной автором курсовой, с уже имеющимися в науке данными;
  • выявление психологических особенностей;
  • объяснение полученной информации с точки зрения современных научных психологических теорий из контекста цели исследования.

Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.

Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.

Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем.

Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются.

В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.

При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.

Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:

  1. Таблицы должны быть компактными, наглядными, легко обозримыми. Лучше создать несколько маленьких таблиц, чем одну огромную.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. В названиях строк и граф избегают лишних слов, а также сокращений (по возможности).
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В таблицах всегда указывают единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки.
  6. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  7. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  8. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  9. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше.

В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.

Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Нумерация приложений стандартная. Например, «приложение №1» и далее по порядку. В этом случае ссылки на приложения с номерами нужно обязательно размещать в той части текста, где они должны были располагаться.

Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.

Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи.

источник

Было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выявить тенденции в отношении к рекламе молодежи завода. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было опрошено 10 респондентов.

В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 18 до 30 лет. Из них: 60% составили юноши и 40% — девушки.

Таблицы первичной обработки данных по результатам опроса представлены в Приложении Б.

Результаты анкетного опроса помогли определить отношение молодежи завода к рекламе. 50% опрошенных ответили что реклама из не интересует, 10% — реклама раздражает, и 40% получают из нее нужную информацию (Приложение Б таб.1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Ваше отношение к рекламе»

70% молодежи доверяют рекламе но не любой, 30% вообще не доверяют рекламе (приложение Б таб.2). По половому признаку все девушки ответили что доверяют ей, но не любой, а юноши же разделились 50 на 50 одни не доверяют, другие доверяю но не каждой (приложение Б таб. 15).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Доверяете ли вы рекламе»

На вопрос: «Как на ваш взгляд соотносится качество рекламы и качество товара» 60 % опрошенных ответили что эти два параметра никак не взаимосвязаны, 20 % ответили что профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары (услуги) высокого качества, оставшиеся 20% отметили что профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары (услуги) сомнительного качества (приложение Б таб.3). Однако молодежь в возрасте от 18-25 лет 50% ответили что эти два параметра никак не взаимосвязаны, 25% — профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары (услуги) высокого качества, 25% — профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары (услуги) сомнительного качества. Молодежь в возрасте 25-30 лет 66.6% ответили что эти два параметра никак не взаимосвязаны, 16.7% — профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары (услуги) высокого качества, 16,7% — профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары (услуги) сомнительного качества (приложение Б таб. 26).

По результатам опроса 50% нравится реклама, другим же 50% не нравится. На вопрос: «почему же вам нравится реклама» в основном ответили девушки, что из нее могут получить полезную информацию, а также, потому что есть перерыв при просмотре фильмов, и бывают оригинальные, неожиданные, смешные сюжеты. На вопрос: «почему же не нравится реклама» ответили в основном юноши, что ее много и она на каждом шагу, а также, потому что в ней нет ничего интересного и полезного, мешает просмотру фильмов, и что в нее вложено очень много денежных средств (приложение Б таб. 4).

50% опрошенных предлагают запретить в первую очередь рекламу табачных изделий, на втором месте алкогольные напитки 40%, 10% вызвались против запрета рекламы легальных, сертифицированных товаров (приложение Б таб.5). 75% молодежи в возрасте 18-25 лет выступили за запрет рекламы табачных изделий, 50% молодежи в возрасте 25-30 лет выступили за запрет рекламы всех алкогольных напитков (приложение Б таб.28).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Рекламу каких товаров и услуг, на ваш взгляд, следует запретить в первую очередь»

По результатам опроса 40% молодежи не нравится реклама на ТV. 30% — не нравится реклама на радио. 20% — не нравится реклама на улицах и в транспорте, 10% — в кинотеатрах, перед началом фильма (приложение Б таб. 6). По возрастному фактору от 18-25 лет результаты разделились поровну между рекламой на ТV, радио, в кинотеатрах, на улицах и в транспорте. От 25-30 лет 50% опрошенных не нравиться реклама на ТV, 33,3% — на радио, 16,7% — на улицах и в транспорте(приложение Б таб.29).

80% опрошенных считают что нельзя запрещать рекламу, 20 % — ответили положительно, они считают что следует запретить рекламу. На вопрос почему нельзя запрещать рекламу, большинство ответили что она помогает узнать о новых товарах (услугах), а также были такие ответы как реклама — это доход фирмы представляющие услуги (товары), реклама — это двигатель торговли. На вопрос почему нужно запретить рекламу, респонденты ответили так: рекламу нужно запретить так как она формирует мировоззрение детей, и что в ней нет ничего полезного (приложение Б таб. 7).

На вопрос что, по вашему мнению, наименее желательно прерывать рекламой, варианты ответов разделились таким образом: 20% считаю что нельзя прерывать рекламно художественные фильмы, 30% — передачи для детей, 20% трансляции спортивных соревнований, 20% — передачи в прямом эфире, 10% — концерты (приложение Б таб.8).

По результатам опроса выяснилось что 70% молодежи только изредка просматривают рекламу в прессе. 20% — никогда не просматривают, 10% специально просматривают, так как могут найти в ней что-нибудь новое и интересное (приложение Б таб.9). По половому признаку результаты опроса разделились таким образом: 66,6% юношей ответили что иногда просматривают, 33,4% юношей — никогда не просматривают рекламу в прессе. 75% девушек — изредка просматривают рекламу в прессе, 25% — специально просматривают, так как могут найти что-нибудь новое и интересное (приложение Б таб.22).

40% опрошенных ответили что России есть качественная реклама, 30% ответили что нет а другие 30% ответили нет, но надеются что в скором времени появится (приложение Б таб 10).

По результатам социологического исследования можно сделать следующие обобщенные выводы.

В большинстве молодежи завода безразлична реклама, она их не интересует. Большая часть опрошенных доверяет рекламе но не любой. Девушкам завода реклама нравится, так как в ней они находят что-то новое и интересное. Юноши завода выступи против рекламирования алкогольной продукции и табака. Но все, таки большинство молодежи выступило против запрета рекламы, так как это двигатель торговли.

В ходе исследования гипотеза исследования не подтвердилась. Оказалось что молодежи заводе реклама безразлична, она им попросту не интересует. А на вопрос: нравится ли вам реклама, ответы вообще поделились пополам.

С результатами исследования рекомендуется ознакомится рекламным агентствам, а так же федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий, и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

источник

Методы анализа результатов исследования специфичны в зависимости от отрасли наук, по которой выполняется диссертационная работа, масштабов проведенного исследования, специфики собранного материал, используемых методов сбора информации и т.д.

Для выбора методов анализа результатов исследования аспирант должен изучить специальную литературу, посвященную данной проблеме. В данной же книге автор приводит наиболее распространенные методы анализа, которые позволят создать аспиранту общее представление и направят его в нужное направление.

Для работы с полученной в ходе исследования информацией можно использовать статистические методы анализа результатов исследования. Среди основных показателей, которые можно рассчитать с помощью этих методов анализа, можно отметить следующие:

  • • среднее (средняя арифметическая величина) — частное от деления суммы всех значений признака на их число. Оно определяется как сумма значений, деленное на их количество. Характеризует какую- либо совокупность в целом. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • дисперсия — величина, равная среднему значению квадрата отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • среднее линейное отклонение — величина, равная среднему значению модуля отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • среднее квадратическое отклонение — величина, равная квадратному корню из дисперсии. Это мера разброса измеренных величин. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал;
  • • коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому. Используется только для характеристики метрических шкал;
  • • минимальное значение — наименьшее значение переменной, встретившееся в массиве данных;
  • • максимальное значение — наибольшее значение переменной, встретившееся в массиве данных;
  • • медиана — значение переменной у той единицы совокупности, которая расположена в середине ранжированного ряда частотного распределения. Отсекает половину ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал;
  • • мода — наиболее часто встречающееся значение переменной, т.е. значение, с которым наиболее вероятно можно встретиться в массиве;
  • • частота — численное значение признака (количество ответов респондентов). Используется для всех видов шкал;
  • • валидный процент—доля численного значения признака от общей численности совокупности. Используется для всех видов шкал. Для анализа результатов исследования можно использовать описание корреляционных связей между изучаемыми переменными. Корреляция представляет собой меру зависимости переменных. Существует несколько коэффициентов корреляции, указывающих на тесноту связи между исследуемыми переменными. Коэффициенты корреляции изменяются в пределах от +1 до -1. Если коэффициент корреляции равен — 1, то переменные имеют строгую отрицательную зависимость (чем выше, тем ниже); если коэффициент корреляции равен +1, то переменные имеют строгую положительную зависимость (чем выше, тем выше); если коэффициент равен нулю, то связь между переменными отсутствует. Среди наиболее известных и часто применяемых коэффициентов корреляции можно назвать:
  • • коэффициент корреляции Пирсона;
  • • коэффициент корреляции Спирмена;
  • • коэффициент корреляции Крамера;
  • • коэффициент корреляции Фи.

Проверка выдвинутых исследовательских гипотез производится с помощью корреляционного, дисперсионного или факторного анализов. Вследствие проведенного анализа данных выдвинутая гипотеза подтверждается или отвергается, что в любом случае свидетельствует о полученном результате.

Дисперсионный анализ. С помощью дисперсионного анализа исследуют влияние одной или нескольких независимых переменных на одну зависимую переменную или на несколько зависимых переменных. Метод статистического анализа позволяет определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий (отклонений) распределений (например, можно проверить гипотезу о различиях двух групп потребителей, выделенных при помощи кластеризации). В отличие от корреляционного анализа дисперсионный анализ не дает возможности оценить тесноту связи между переменными.

Регрессионный анализ. Статистический метод установления зависимости между независимыми и зависимыми переменными. Регрессионный анализ на основе построенного уравнения регрессии определяет вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины.

Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом.

Результаты полевых исследований представляют собой значительные массивы переменных, которые достаточно сложны для обработки ручным методом. Как уже указывалось, на сегодняшний день в арсенале исследователей имеется множество программных пакетов, позволяющих оптимизировать и упростить процедуру анализа. Наибольшее распространение получили Vortex, SPSS, Statistica. Программа Vortex предназначена для:

  • • ввода первичной информации, собранной в ходе прикладного маркетингового или социологического исследования;
  • • обработки и анализа этой информации;
  • • представления полученных результатов анализа в виде таблиц, текстов, графиков и диаграмм с возможностью их переноса в Microsoft Word и другие приложения Windows/NT.

Возможности анализа информации:

  • • программа Vortex позволяет производить описательную статистику изучаемых переменных (расчет статистических показателей: среднее, мода, медиана, квартили, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, скос, эксцесс и др.);
  • • позволяет производить сегментирование респондентов по нескольким признакам, а также описание выделенных групп;
  • • при помощи программы Vortex можно проводить корреляционный анализ, позволяющий выявить зависимости изучаемых факторов, влияющих на результат (расчет для таблиц двухмерного распределения коэффициентов корреляции Пирсона, Гамма, Лямбда, Крамера, Юла, Фишера, критериев Х-квадрат, Стьюдента, определение статистической значимости).

SPSS для Windows — это модульный, полностью интегрированный, обладающий всеми необходимыми возможностями программный продукт, предназначенный для всех этапов аналитического процесса — планирования, сбора данных, доступа к данным и управления данными, анализа, создания отчетов и распространения результатов. SPSS для Windows — это лучшее программное обеспечение, позволяющее решать бизнес-проблемы и исследовательские задачи, используя статистические методы.

Программное обеспечение SPSS позволяет проводит частотный анализ, описательную статистику, корреляционный, дисперсионный, кластерный, факторный, а также регрессионный анализ.

При помощи аналитических возможностей программы SPSS можно получить следующие данные:

  • • наиболее выгодные сегменты рынка;
  • • стратегии позиционирования товаров (услуг) относительно аналогичных товаров (услуг) конкурентов;
  • • оценка качества товара (услуги) клиентами;
  • • перспективы развития, новые возможности для роста;
  • • подтверждение или опровержение исследовательских гипотез. Statistica — это универсальная интегрированная система, предназначенная для статистического анализа и визуализации данных, управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий набор процедур анализа для применения в научных исследованиях, технике, бизнесе; это современный пакет статистического анализа, в котором реализованы все новейшие компьютерные и математические методы анализа данных. Опыт многих людей, успешно работающих с пакетом, свидетельствует о том, что возможность доступа к новым, нетрадиционным методам анализа данных (a Statistica предоставляет такие возможности в полной мере) помогает находить новые способы проверки рабочих гипотез и исследования данных.

Программное обеспечение Statistica позволяет проводить следующие процедуры обработки статистических данных:

  • • описательные статистики;
  • • анализ многомерных таблиц;
  • • многомерная регрессия;
  • • дискриминантный анализ;
  • • анализ соответствий;
  • • кластерный анализ;
  • • факторный анализ;
  • • дисперсионный анализ и многое другое.

источник