Меню Рубрики

Как сделать анализ периодического издания

Исследование и анализ особенностей работы издателя. Ознакомление с историей и становлением журнала «Большой город». Рассмотрение современного тиража данного журнала. Характеристика процесса развития советской научно-технической и русской журналистики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»

Институт издательского дела и журналистики

Кафедра истории книги и антикварно-букинистической торговли

По печатным и электронным средствам информации

На тему: «Типологический анализ периодического издания на примере конкретного издания «Большой город»

Руководитель: Куприянова Т. Г.

Главная цель данной работы — осуществление типологического анализа периодического печатного издания на конкретном, определённом примере. Выбор в качестве примера иллюстрированного журнала «Большой Город» обусловлен непосредственно разнообразием его содержания от номера к номеру, располагающим дизайнерским оформлением, любопытной историей создания и становления данного представителя массовых изданий. Несмотря на то, что профиль моего обучения напрямую связан не с периодической печатью, а с книгоизданием, я предпочла поработать с периодикой, так как она представляет немалый производственный интерес и удовлетворяет моему желанию развиваться в разных (пусть и смежных) областях. В конечном итоге, после долгих раздумий и рассмотрения иных изданий мой выбор пал на «Большой Город». Следует отметить, что в выбранном для примера издании привлекает не только графическое оформление, которое, несомненно, на высоте. Совокупность дизайна, качества статей, охват отраженных в каждом выпуске тем и событий делают данный журнал подходящим источником для исследования.

Перед тем, как преступать к выполнению работы, следует составить план и приблизительный ход действий, затронув все аспекты:

Ш В первую очередь нужно оставить план работы, содержащий в себе практическую и теоретическую части;

Ш Следующим шагом будет изучение списка предложенной литературы, прямо или косвенно затрагивающей тему работы;

Ш Далее нужно на основе предложенной выбрать дополнительную литературу, чтобы иметь дополнительные источники информации;

Ш Из изученной литературы нужно выбрать типологии печатных изданий, являющиеся и интересными, и максимально полезными;

Ш В кработе требуется изложить основные черты предпочтенных типологий печатных изданий;

Ш Следующий шаг — анализ их плюсов и минусов, недостатков и преимуществ;

Ш Используя полученные знания как основу и базис, составить собственный анализ выбранного периодического журнала, учитывая все требования, сформулированные в ГОСТе 7.60 — 2003.

Следует понимать, что список полезной литературы по данной теме будет колоссален, а его изучение потребует большого количества времени и сил. Существует огромное количество мнений и точек зрения на типологический анализ. Есть множество различных подходов и методов относительно типологического анализа. Далеко не все совершенны, но со временем они улучшались и модернизировались, что влечёт за собой важность выбора и работы в последующем направлении.

Работа издателя очень сложна и требует ответственности. Нужно уметь делать всё правильно, согласно правилам, но при этом удовлетворять запросы читателей. Так как я считаю журнал «Большой Город» успешным красочным и интеллектуальным изданием, я в высшей степени оцениваю труд редакции и непосредственно результат этого труда. Мне кажется, что это справедливо. Насколько это впечатление верно, выяснится в дальнейшей работе.

1. История и становление журнала «Большой Город»

«Большой город» является иллюстрированным журналом, посвящённым жизни Москвы. Он существует с 2002 года. Что любопытно, изначально журнал был черно-белым, но в последствии, через три года со 127 номера (2 февраля 2005) выходит уже в цвете, что совпало с изменением содержания. Вплоть до 2010 года «Большой Город» издавался издательским домом «Афиша» (холдинг «ПрофМедиа»). В последствии, чтобы избежать конкуренции с другим детищем ИД «Афиша», одноименным журналом «Афиша», было принято решение о смене издателя: «В ИД «Афиша» есть два журнала — «Афиша» и «Большой Город». Поскольку у нашей редакции есть убеждение, что «БГ» нужно делать более городским журналом, а один московский журнал — «Афиша» — в издательском доме уже есть, то возникает ситуация какой-то ненужной конкуренции. Когда разговор зашёл о том, что нужно сменить издателя, было несколько вариантов на место инвестора. А поскольку я уже некоторое время сотрудничаю с «Дождём» и общаюсь с Натальей, было очевидно, что это для нас самый подходящий вариант». Интервью с Филиппом Дзядко, главным редактором «Большого Города». Материал интернет-издания «Частный Корреспондент» от 22 сентября 2010 года.

История становления этого популярного журнала была неспокойной. Менялись главные редакторы, а то и весь редакторский состав. Следует отследить эти перемены.

Ш С 1 по 70 номер (19 сентября 2003 года) — Сергей Мостовщиков;

Ш С номера 71 по 107 (16 июля 2004 года) — Олег Алямов;

Ш С номера 108 (20 августа 2004 года) по 192 (10 октября 2007 года) — Алексей Казаков.

Ш С октября 2007 года по июнь 2012 года — Филипп Дзядко.

Ш С июня 2012 года по июнь 2013 года — Алексей Мунипов.

Ш С 24 июня 2013 года по 12 марта 2014 года — Ксения Чудинова

Смена главных редакторов приводила к тому, что менялся и сам журнал. Например, согласно словам Филиппа Дзядко, журнал ориентирован на аудиторию «от 25—27 лет и до бесконечности», в то время как при Алексее Казакове главной целевой аудиторией являлись студенты. Перефразируя немного слова Дзядко, «Большой Город» ориентирован на людей котором интересен окружающий мир и они сами. Это люди, которые могут позволить себе регулярно путешествовать, часто ходят в кино, покупают новые книги и технические новинки. Такой читатель «не очень доволен тем, что происходит в стране, потому что у него открыты глаза. Он взрослый, приятный, адекватный человек». При этом Филлип Дзядко отмечает, что «конечно, я рисую перед вами несколько абстрактного человека. Я знаю многих людей, которым лет двадцать, и они читают «Большой город», не зря мы распространяемся в тех местах, куда ходят студенты. При этом есть ощущение, что это не студенческий журнал, по крайней мере он для не самых простых студентов».

С 2010 года журнал «Большой город» входит в состав известного медиахолдинга «Дождь», принадлежащим Наталье Синдеевой и Александру Винокурову.

В сентябре 2011 года был перезапущен сайт, журнал стал полноценным интернет-изданием. Главным редактором сайта bg.ru являлась Екатерина Кронгауз. В октябре 2012 сайт снова был перезапущен.

В июне 2012 года был уволен главный редактор «Большого Города» Филипп Дзядко.

В апреле 2013 была уволена редакция сайта журнала во главе с главным редактором (Екатериной Кронгауз).

В июне 2013 в связи с денежными проблемами и резким сокращением финансирования редакция журнала и главный редактор Алексей Мунипов покинули «Большой Город».

В феврале 2014 года инвестор журнала Александр Винокуров принял решение прекратить выпуск печатной версии журнала. По его словам, это решение связано с отключением вещания телеканала «Дождь» кабельными операторами (пусть и отчасти).

В настоящее время издание позиционирует себя так:

«Большой Город» — журнал, выходящий каждые две недели во всех крупных городах России. Журнал рассказывает о самых острых и актуальных темах нашего времени — от войны до цен на недвижимость и улавливает то, что по-настоящему интересно жителям больших городов, — от воспитания детей до новых способов зарабатывать деньги. Информация с официального сайта журнала «Большой Город». http://bg.ru

Тираж журнала — 180 тысяч экземпляров. Важно понимать, что это общероссийские цифры, так как «Большой Город» кроме Москвы распространяется в 11 городах-миллионниках (Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и т.д.).

Журнал распространялся бесплатно в кафе, кинотеатрах, клубах и магазинах. Недавно «Большой Город» стал распространяться по подписке. В настоящее время имеется электронная версия журнала, доступная через приложение «БГ» на различных гаджетах.

Невозможно адекватно выполнять работу, не имея понятия или просто не помня всех терминов. Для того, чтобы упростить поиск и анализ, эти термины нужно выделить из материала и собрать в одном месте. Все они строго соответствуют ГОСТ.

Ш Издание: (Ндп. название; экземпляр; публикация; тираж): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Ш Вид издания: Группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков.

Ш Печатное издание: Издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.

Ш Целевое назначение: Характеристика издания с точки зрения выполняемой им общественной функции.

Ш Характер информации: Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности произведения, содержащегося в издании.

Ш Периодичность: Характеристика регулярности выхода издания, определяемая числом его номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени.

Ш Материальная конструкция издания: Исторически сложившаяся форма издания как предмета, которая характеризуется суммой издательских и полиграфических признаков, не зависящих от содержания издания.

Ш Оформление издания: Выражение содержания произведения и целевого назначения издания в единой и целостной композиции издания с помощью художественно осмысленных полиграфических средств.

Ш Типологические признаки — это свойства, показатели, составляю-щие внутреннюю структуру типа как модели.

Ш Типообразующие признаки — это признаки социального объекта, на основе которых их можно считать носителями различных типов изуча-емого явления. Определения и термины взяты из ГОСТ 7.60-2003

Среди исследователей типологии печати существовало два основных подхода при выделении главного типробразующего признака. Одни считали этим признаком характер аудитории издания, дру-гие — его целевое назначение

Понятие «типообразующий признак» было выделено в качестве одного из основных понятий типологического анализа как исследовательской стратегии.

Исследователи отмечают, что важно выделить как минимум три составные части в совокупности типообразующих признаков в соответствии с приписыванием этим частям трех функциональных ролей. Первая часть играет роль прямых непосредственных характеристик изучаемого явления. Вторая часть описывает всевозможные условия его существования. И наконец, третья часть призвана объяснять существование различных типов этого явления в определенных условиях социальной действительности.

При изучении проблематики вопроса потребовалось вывить плюсы и минусы различных точек зрения специалистов. Это следующие авторы: кандидат филологических наук Марина Игоревна Шостак, профессор и кандидат филологических наук Александр Иванович Акопов, кандидат филологических наук Людмила Леонидовна Реснянская, кандидат исторических наук и доктор политических наук Сергеей Григорьевич Корконосенко.

Самой «общей» точкой зрения является работа М.И. Шостак. В её трудах чётко прослеживается мысль о том, что журнал тематически и аудиторно более сосредоточен, в отличие от газеты. Разумно будет полагать, что журнальная сфера периодической печати имеет свои собственные особенности моделей изданий, учитывает потребности и интересы аудитории. Следует обращать внимание на неоднородность аудитории подобной продукции как в социальном, и в возрастном отношении. Это вносить поправки в ее запросы, корректирует основные интересы. Бесспорны такие направления интересов, как профессиональные, социальные и личные (сюда входят рекреативные, эстетические, образовательные, коммерческие и т.д.).

Ш Социально-ориентированные (разная степень социальной включенности: нейтральные, сбалансированные, политизированные);

Вполне можно выявить и другие закономерности:

Ш Частные интересы в сфере хозяйствования, повседневно-коммерческих забот;

Ш Приватные (здоровье, самообразование, досуг, хобби, мода, кулинария и пр.);

При изменениях в социуме журналы оперативно формируют новые типологические подгруппы. Ориентация на разные потребности и интересы аудитории является разным «целеполаганием» деятельности.

На современном этапе ведущие роли занимают следующие типы журнальной периодики:

Ш Научно-публицистические и культурологические журналы;

Ш Научно-популярные и познавательные издания;

Ш Предметно-специализированные (профессиональные, хобби-журналы);

Ш Общественно-политические и новостные еженедельники;

Ш Справочно-рекомендательные и рекламные журналы;

Ш Журналы с особым адресом (пресса социальных групп: журналы для женщин, молодежные журналы, национальные издания, религиозная журнальная пресса);

Ш Издания смешанного типа.

Очень важно отличать региональные и общенациональные издания:

Ш Специализированные (издания «не для всех и не для каждого», рассчитанные на особые читательские группы). Диапазон информации варьируется с узкого до широкого.

Ш Массовые с узким диапазоном информации («для всех и каждого» — «но только о конкретном»). Предметно-специализированные, часто с объединяющей тематикой: здоровье, семья, автомобили, спорт, дом и сад, домашние животные, компьютер и пр.;

Ш Массовые с широким диапазоном информации («для всех и обо всем»). Как правило, в массе своей это некоторые научно-популярные, общеполитические, и так называемые «пестрые» издания прессы досуга;

Журналы различаются и по другим параметрам, например:

Ш По особенностям методов работы и «языка» (журналы научные, литературные, научно-популярные, «визуализированные», дайджесты и др.);

Ш По периодичности выхода. Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. и др. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009 — с.80-82

По трудам М.И. Шостак другими существенными типологическими признаками являются такие характеристики журналов, как:

Ш Цель/Назначение (общественно-политические, литературно-художественные, публицистические, популярные, познавательные, научные, научно-практические, досуговые, справочно-рекомендательные и др.)

Ш Аудитория (особая, составляющая «группы специального интереса» , профессионально ориентированная, массовая)

Ш Предметная среда (политика — культура — искусство — наука — производство — коммерция — досуг и приватная жизнь)

Критерий характера и содержания информации является ярким и точным, а содержание социально значимой информации, поставляемой журналами, разнообразно и полномерно, оно охватывает все области жизни знаний и жизни:

Ш Познавательная информация

Ш Справочно-рекомендательная информация

Ш Аналитическая информация

Основываясь на проведённом анализе изученного материала, по признакам, которые наиболее близки к журнальной области, предложенном М.И. Шостак: разумно выделить следующую типологическую классификацию:

Ш периодичность выпуска издания;

Данная типология действительно интересно и очень многогранна, но имеет свои неточности. Так же она немного перегружена фактами.

Работа А. И. Акопова является одним из наиболее авторитетных мнений в этой области. Она едва ли не эталонная и очень известная.

А. И. Акопов выводит 10 «основных типоформирующих признаков» на основании исследования советской научно-технической и русской журналистики:

Ш Рубрикация внутри журнала (внутренняя структура);

Ш Среднее количество учетно-издательских листов (объем одного номера);

Ш Тираж (разовый одного экземпляра). Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. С. 36

Каждый признак далее конкретизируется, так как разбивается на несколько других. Ни один признак не будет являться ведущим, так как они все взаимосвязаны. Признаки можно условно поделить на несколько групп:

Ш Непосредственно влияющие на тип издания, предопределяют его;

Ш Исходящие, зависящие от него;

Ш Являющиеся издательской характеристикой.

Данная типология суха, лаконична и очень информативна. Она очень полезна даже несмотря на то, что несколько устарела по причине «перевоплощения» Советского Союза в Российскую Федерацию, что повлекло за собой изменение соотношения видов журналов.

Работа, которую выполнила Людмила Леонидовна Реснянская, тоже крайне интересна. Атвор уделяет много внимания вопросу возникновения, становления и развития во времена СССР СМИ. Так Л.Л. Реснявская много рассказывает об истории их разнообразных реорганизаций вплоть до нашего времени. издатель журналистика тираж

Л. Л. Реснянская отмечает два важнейших для центральных газет признака:

Ш Ареал распространения (совпадает с географическим пространством страны;

Ш Широкая зона информационного внимания (ориентированная на отражение всех сфер общественной жизни).

Для продуктивности типологического анализа его осуществление требует надежных статистических данных, позволяющих характеризовать структуру периодики, изучаемой номенклатуру типологической ниши и сегменты рынка общероссийских изданий Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009 — с.55 .

Л. Л. Реснянская выделяет следующие формальные признаки в качестве основных:

Ш Периодичность («низкая», два или один раз в неделю; «высокая», ежедневная, пять-четыре выпуска в неделю);

Ш Количество полос (вариативно или устойчиво);

Работа Л. Л. Реснянской ценна тем, что автор не только провела исследования в области типологии, но и проследила трансформации в этой области, опираясь на более ранние труды коллег. Данную типологию можно считать одной из самых продуманных, полезных и удачных.

Самая обширная и сложная типология разработана С. Г. Корконосенко. Автор отмечает, что: «Наша задача сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структурировать его, а попутно через призму классификации проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях». Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С.109

Немаловажен акцент на том, что типологические признаки носят не частный и не формальный характер, а типология Средств Массовой Информации находится в сильной зависимости от многих причин и факторов (внешних: технологических, социальных; и внутренних: журналистских).

Параметры типологизации по Корконосенко:

Ш По региону распространения:

Ш Местные (издания, выходящие в районах и городах областного подчинения;

Ш Региональные (издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации);

Ш Национальные (синхронно расходятся по территории страны или по преобладающей ее части);

Ш Транснациональные (зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов);

Ш Специализированные (рассчитаны на аудиторию с более или менее четкими контурами). Группы:

Ш В первую входят социально-демографические характеристики: возраст, пол, национальность, место жительства, язык;

Ш Вторую группу составляют социально-профессиональные характеристики: род занятий, специализация, профессиональное положение и т.п.;

Ш В третьей социокультурные признаки: вероисповедание, образование, формы проведения досуга и др.;

Ш Четвертая группа представлена политико-идеологическими параметрами: взгляды, степень политической активности, пристрастия;

Ш Пятая группа учитывает потребительские характеристики: потребляемые товары и услуги,уровень доходов;

Ш В шестую группу входят психологические качества: особенности восприятия и усвоения материалов, мотивы выбора определенного СМИ, информационные интересы.

Ш По издательским характеристикам:

Ш Нелегитимные (не получившие права на существование);

Ш Квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом);

Ш По содержательному наполнению:

Ш Качественная (солидная, элитарная). Качественной прессе свойственны аналитичность, взвешенность и справедливость оценок, спокойный тон публикаций, надежность фактов и мнений;

Ш Массовая (популярная) — печатные средства информации, в которых больше развлечения, нежели информации, они предназначены менее образованной части населения.

Данная типология крайне обширна, подробна и очень удачна: любое издание можно разобрать на составляющие части буквально по крупицам. Она позволяет посмотреть со всех сторон на издание, отметить все нюансы.

Имея «на вооружению всё полученную и отсортированную в этой части информацию, можно приступать к практической части.

В данной части решено опираться на ГОСТ 7.60-2003, который с 2011 года носит рекомендательный характер. Объектом нашего исследования является журнал «Большой Город», с которым и проведена работа.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Основываясь на сформулированных в ГОСТе положениях, делаем следующие выводы:

Ш Данное издание являлось печатным, так как было полиграфически самостоятельно оформлено и получено печатанием. Однако нужно учесть, что издание имеет электронный эквивалент (который ныне на неизвестный срок является самостоятельным) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ГОСТ 7.83-2001. .

Ш По периодичности данное издание: периодическое. Интервал его выхода составляет две недели.

Ш По составу основного текста — иллюстрированный журнал. Периодическим сборником назвать можно, но это будет отчасти неверно.

Ш По знаковой природе информации — текстовое издание, весомую часть его объема занимает цифровой, словесный, иероглифический, смешанный или формульный текст. В журнале также имеется огромное количество красочных дизайнерских иллюстраций, несущих в себе основную смысловую нагрузку некоторых статей и дополняющих текстовой материал.

Ш По целевому назначению — издание является массово-политическим, так как помимо развлекательных статей содержит произведения общественно-политической тематики. Предназначено для широкого круга читателей.

Ш По читательскому адресу издание является популярным: оно удовлетворяет непрофессиональным интересам широких кругов читателей в разнообразных областях знания (наука, политическая жизнь общества, культура, социология и философия и т.д.).

Ш По оригинальности содержания — оригинальное. Журнал выходит на русском языке.

Ш По способу организации произведений — серия(открытая, так нет постановления о прекращении выпуска номеров). «Большой Город» является примером сериального издания, его выпуски объединены зачастую объединены общей идеей, тематикой, целевым и читательским назначением. Выходят в однотипном оформлении.

Ш По объему — брошюра, так как это издание объемом меньше 48 страниц, но больше 4.

Ш По повторности выпуска — новое издание, поскольку каждый выпуск журнала издается впервые. Следует учитывать так же периодическую смену редакторского состава.

Ш Вид периодического издания — журнал, периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам.

Ш Вид журнала — общественно-политический журнал, то есть журнал, содержащий статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначенный для широких кругов читателей. В некотором роде имеет отношение к научно-популярным журналам.

Ш По материальной конструкции — журнальное издание, которое представлено в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете.

Ш По формату — широкоформатное издание, так как формат издания немногим больше А4, обрезной формат блока 275х345.

Ш По характеру оформления и способу полиграфического исполнения: улучшенное издание, выпущено в улучшенном художественном оформлении и полиграфическом исполнении.

Ш По принадлежности автору, издателю — фирменное издание, выпускается медиа-холдингом «Дождь».

Ш По характеру обращения — нумерованное издание, так как каждый экземпляр имеет свой порядковый номер, напечатанный или отштампованный на титульном листе, его обороте или обложке. Также данное издание можно назвать подписным, поскольку издательство с недавних пор предлагает читателям подписку на журнал.

В результате этого анализа были получены исчерпывающие и точные данные о журнале «Большой Город»

Работа с источниками информации, представленными в работе, их рассмотрение и анализ журнала «Большой Город» оказались для меня важнейшим опытом, который, несомненно пригодится в издательском деле. Вдобавок, от данной работы я получила настоящее удовольствие, хоть труд и был нелёгким.

Я рассматривала периодическое издание, которое удовлетворяет моим политическим и общественным интересам. В ходе этого мне удалось узнать много нового о истории журнала и прочих нюансах.

Я работала с трудами А. И. Акопова, а его типология приводит меня, любящего систематизировать творчество человека, в настоящий восторг. Я открыла для себя труды других важных авторов: М.И. Шостак, Л.Л. Реснянскую, С.Г. Корконосенко, в результате чего смогла обновить и дополнить свои знания и впечатления относительно периодической литературы.

Крайне важной была и работа с ГОСТами. Она позволила мне проникнуться официальной частью вопроса и темы работы.

Так же интересно было применять полученные в ходе обучения в МГУП имени Федорова знания на практике. Это утвердило и усилило моё желание заниматься издательским делом.

В результате я получила важнейшие знания, новые навыки и массу морального наслаждения от умственного труда. Я считаю подобные темы работ прекрасным вариантом для саморазвития и самообучения на нелёгком пути настоящего издателя.

1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. — С. 36

2. Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. и др. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009. — С.55

3. Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. и др. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009. — С.80-82

4. Блохин И.Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ // Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2005. С. 247-249.

5. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт СИБИД. Издания: Основные виды. Термины и определения. — М., 2003.

6. Давыдов А.Г. Типологический анализ газеты // Методы исследования журналистики. Ростов на/Д: Изд-во Ростовского университета, 1984.

7. Засурский Я. Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 252 — 258.

8. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001.

9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов — 2-е изд., переб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С.94 — 114.

10. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1984.

11. Типология журналистики. Вопросы методологии и истории / под ред. Е.А. Корнилова. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1987.

12. Типология периодических изданий / под ред. А.Г. Корнилова. Ростов н/Д, 1983.

13. Типология периодической печати / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1995.

14. Шостак М.И. Журнальная периодика как система / Журнальная периодика России. М., 1996.

Изучение истории основания журнала, а также особенностей его функционирования и развития. Описание учредителей и кадрового состава издания. Аналитические и художественно-публицистические жанры журнала «Дон»; его структура, формат и периодичность выхода.

реферат [16,9 K], добавлен 13.06.2012

Исследование современных профессиональных периодических изданий для журналистов и их характерных особенностей. Рассмотрение структуры периодического издания и состава редакции. Определение прогноза журнала с точки зрения функционирования в будущем.

курсовая работа [71,1 K], добавлен 02.04.2018

Определение границ понятия «корпоративная пресса». Исследование особенностей верстки периодического издания; рассмотрение исторической и государственной классификации шрифтов. Оценка дизайна корпоративных изданий на примере журнала «Саквояж СВ».

курсовая работа [594,9 K], добавлен 16.04.2015

История развития русского литературно-художественного журнала. Анализ специфики регионального литературно-художественного издания. Исследование типологических особенностей, категориальных и дифференциальных признаков журнала «Вологодский Лад» как текста.

дипломная работа [70,7 K], добавлен 21.08.2017

Запуск на информационный рынок периодического издания «Number1», призванного давать полное и объективное освещение событий в мире Формулы 1. Рентабельная финансовая модель издания. Рекламные и подписная компания, PR-акции. Редакция журнала «Number1».

бизнес-план [27,8 K], добавлен 20.05.2012

Глянцевый журнал как тип периодического издания. Появление журнала на рынке печатной продукции. Типология средств массовой информации. Гендерные стереотипы в глянцевых журналах. Журнал «Esquire» как особый тип мужского журнала. История бренда «Esquire».

дипломная работа [391,1 K], добавлен 22.08.2017

История создания журнала «Вестник Европы», его место в жизни и творчестве Карамзина. Оценка состояния русской журналистики XIX века на примере журнала «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. Круг сотрудников и содержание журнала. Основные идеи и жанры журнала.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 25.03.2011

Искусствоведческий журнал на современном медиарынке. Читательская аудитория искусствоведческого издания. Анализ языка издания, его стиля и имиджа на примере одного из номеров журнала «Искусство кино». Специфика редактирования искусствоведческой прессы.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 02.06.2017

Структура журнала. Система публицистических жанров: рецензии, литературно-критические статьи, обозрения, версии, комментарии, письма. Общая стилистика издания. Целевая аудитория. Тематика журнала «Киноэстет». Композиционно-графическая модель издания.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 13.06.2012

Журнал как тип периодического издания. Особенности механизма корпоративной прессы. Анализ журнала «Журналистика и медиарынок». Новый взгляд на дизайн журнала «Формат». Анализ результатов анкетирования и интервью. Проблема современного медиасообщества.

курсовая работа [114,8 K], добавлен 09.08.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Невозможно адекватно выполнять работу, не имея понятия или просто не помня всех терминов. Для того, чтобы упростить поиск и анализ, эти термины нужно выделить из материала и собрать в одном месте. Все они строго соответствуют ГОСТ.

  • Ш Издание: (Ндп. название; экземпляр; публикация; тираж): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
  • Ш Вид издания: Группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков.
  • Ш Печатное издание: Издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.
  • Ш Целевое назначение: Характеристика издания с точки зрения выполняемой им общественной функции.
  • Ш Характер информации: Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности произведения, содержащегося в издании.
  • Ш Периодичность: Характеристика регулярности выхода издания, определяемая числом его номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени.
  • Ш Материальная конструкция издания: Исторически сложившаяся форма издания как предмета, которая характеризуется суммой издательских и полиграфических признаков, не зависящих от содержания издания.
  • Ш Оформление издания: Выражение содержания произведения и целевого назначения издания в единой и целостной композиции издания с помощью художественно осмысленных полиграфических средств.
  • Ш Типологические признаки — это свойства, показатели, составляю-щие внутреннюю структуру типа как модели.
  • Ш Типообразующие признаки — это признаки социального объекта, на основе которых их можно считать носителями различных типов изуча-емого явления. Определения и термины взяты из ГОСТ 7.60-2003

Среди исследователей типологии печати существовало два основных подхода при выделении главного типробразующего признака. Одни считали этим признаком характер аудитории издания, дру-гие — его целевое назначение

Понятие «типообразующий признак» было выделено в качестве одного из основных понятий типологического анализа как исследовательской стратегии.

Исследователи отмечают, что важно выделить как минимум три составные части в совокупности типообразующих признаков в соответствии с приписыванием этим частям трех функциональных ролей. Первая часть играет роль прямых непосредственных характеристик изучаемого явления. Вторая часть описывает всевозможные условия его существования. И наконец, третья часть призвана объяснять существование различных типов этого явления в определенных условиях социальной действительности.

При изучении проблематики вопроса потребовалось вывить плюсы и минусы различных точек зрения специалистов. Это следующие авторы: кандидат филологических наук Марина Игоревна Шостак, профессор и кандидат филологических наук Александр Иванович Акопов, кандидат филологических наук Людмила Леонидовна Реснянская, кандидат исторических наук и доктор политических наук Сергеей Григорьевич Корконосенко.

Самой «общей» точкой зрения является работа М.И. Шостак. В её трудах чётко прослеживается мысль о том, что журнал тематически и аудиторно более сосредоточен, в отличие от газеты. Разумно будет полагать, что журнальная сфера периодической печати имеет свои собственные особенности моделей изданий, учитывает потребности и интересы аудитории. Следует обращать внимание на неоднородность аудитории подобной продукции как в социальном, и в возрастном отношении. Это вносить поправки в ее запросы, корректирует основные интересы. Бесспорны такие направления интересов, как профессиональные, социальные и личные (сюда входят рекреативные, эстетические, образовательные, коммерческие и т.д.).

  • Ш Социально-ориентированные (разная степень социальной включенности: нейтральные, сбалансированные, политизированные);
  • Ш Личностно-ориентированные.

Вполне можно выявить и другие закономерности:

  • Ш Частные интересы в сфере хозяйствования, повседневно-коммерческих забот;
  • Ш Приватные (здоровье, самообразование, досуг, хобби, мода, кулинария и пр.);
  • Ш Профессиональные.
  • Ш Духовные запросы;
  • Ш Социальные.

При изменениях в социуме журналы оперативно формируют новые типологические подгруппы. Ориентация на разные потребности и интересы аудитории является разным «целеполаганием» деятельности.

На современном этапе ведущие роли занимают следующие типы журнальной периодики:

  • Ш Деловая пресса;
  • Ш Научные журналы;
  • Ш Научно-публицистические и культурологические журналы;
  • Ш Научно-популярные и познавательные издания;
  • Ш Предметно-специализированные (профессиональные, хобби-журналы);
  • Ш Общественно-политические и новостные еженедельники;
  • Ш Справочно-рекомендательные и рекламные журналы;
  • Ш Журналы досуга;
  • Ш Журналы с особым адресом (пресса социальных групп: журналы для женщин, молодежные журналы, национальные издания, религиозная журнальная пресса);
  • Ш Издания смешанного типа.

Очень важно отличать региональные и общенациональные издания:

  • Ш Специализированные (издания «не для всех и не для каждого», рассчитанные на особые читательские группы). Диапазон информации варьируется с узкого до широкого.
  • Ш Массовые с узким диапазоном информации («для всех и каждого» — «но только о конкретном»). Предметно-специализированные, часто с объединяющей тематикой: здоровье, семья, автомобили, спорт, дом и сад, домашние животные, компьютер и пр.;
  • Ш Массовые с широким диапазоном информации («для всех и обо всем»). Как правило, в массе своей это некоторые научно-популярные, общеполитические, и так называемые «пестрые» издания прессы досуга;

Журналы различаются и по другим параметрам, например:

  • Ш По особенностям методов работы и «языка» (журналы научные, литературные, научно-популярные, «визуализированные», дайджесты и др.);
  • Ш По периодичности выхода. Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. и др. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009 — с.80-82

По трудам М.И. Шостак другими существенными типологическими признаками являются такие характеристики журналов, как:

  • Ш Цель/Назначение (общественно-политические, литературно-художественные, публицистические, популярные, познавательные, научные, научно-практические, досуговые, справочно-рекомендательные и др.)
  • Ш Аудитория (особая, составляющая «группы специального интереса» , профессионально ориентированная, массовая)
  • Ш Предметная среда (политика — культура — искусство — наука — производство — коммерция — досуг и приватная жизнь)

Критерий характера и содержания информации является ярким и точным, а содержание социально значимой информации, поставляемой журналами, разнообразно и полномерно, оно охватывает все области жизни знаний и жизни:

  • Ш Познавательная информация
  • Ш Новостная информация
  • Ш Справочно-рекомендательная информация
  • Ш Рекламная информация.
  • Ш Аналитическая информация

Основываясь на проведённом анализе изученного материала, по признакам, которые наиболее близки к журнальной области, предложенном М.И. Шостак: разумно выделить следующую типологическую классификацию:

  • Ш аудиторный фактор;
  • Ш характер информации;
  • Ш периодичность выпуска издания;
  • Ш постраничный объем;
  • Ш формат.

Данная типология действительно интересно и очень многогранна, но имеет свои неточности. Так же она немного перегружена фактами.

Работа А. И. Акопова является одним из наиболее авторитетных мнений в этой области. Она едва ли не эталонная и очень известная.

А. И. Акопов выводит 10 «основных типоформирующих признаков» на основании исследования советской научно-технической и русской журналистики:

  • Ш Издающий орган;
  • Ш Задачи и программа;
  • Ш Читательская аудитория;
  • Ш Авторский состав;
  • Ш Жанры публикаций;
  • Ш Рубрикация внутри журнала (внутренняя структура);
  • Ш Периодичность;
  • Ш Среднее количество учетно-издательских листов (объем одного номера);
  • Ш Оформление;
  • Ш Тираж (разовый одного экземпляра). Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. С. 36

Каждый признак далее конкретизируется, так как разбивается на несколько других. Ни один признак не будет являться ведущим, так как они все взаимосвязаны. Признаки можно условно поделить на несколько групп:

  • Ш Непосредственно влияющие на тип издания, предопределяют его;
  • Ш Исходящие, зависящие от него;
  • Ш Являющиеся издательской характеристикой.

Данная типология суха, лаконична и очень информативна. Она очень полезна даже несмотря на то, что несколько устарела по причине «перевоплощения» Советского Союза в Российскую Федерацию, что повлекло за собой изменение соотношения видов журналов.

Работа, которую выполнила Людмила Леонидовна Реснянская, тоже крайне интересна. Атвор уделяет много внимания вопросу возникновения, становления и развития во времена СССР СМИ. Так Л.Л. Реснявская много рассказывает об истории их разнообразных реорганизаций вплоть до нашего времени. издатель журналистика тираж

Л. Л. Реснянская отмечает два важнейших для центральных газет признака:

  • Ш Ареал распространения (совпадает с географическим пространством страны;
  • Ш Широкая зона информационного внимания (ориентированная на отражение всех сфер общественной жизни).

Для продуктивности типологического анализа его осуществление требует надежных статистических данных, позволяющих характеризовать структуру периодики, изучаемой номенклатуру типологической ниши и сегменты рынка общероссийских изданий Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009 — с.55.

Л. Л. Реснянская выделяет следующие формальные признаки в качестве основных:

  • Ш Начало выхода;
  • Ш Объем одного номера;
  • Ш Периодичность («низкая», два или один раз в неделю; «высокая», ежедневная, пять-четыре выпуска в неделю);
  • Ш Формат;
  • Ш Количество полос (вариативно или устойчиво);
  • Ш Ареал распространения;
  • Ш Тираж одного номера;
  • Ш Учредитель.

Работа Л. Л. Реснянской ценна тем, что автор не только провела исследования в области типологии, но и проследила трансформации в этой области, опираясь на более ранние труды коллег. Данную типологию можно считать одной из самых продуманных, полезных и удачных.

Самая обширная и сложная типология разработана С. Г. Корконосенко. Автор отмечает, что: «Наша задача сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структурировать его, а попутно через призму классификации проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях». Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С.109

Немаловажен акцент на том, что типологические признаки носят не частный и не формальный характер, а типология Средств Массовой Информации находится в сильной зависимости от многих причин и факторов (внешних: технологических, социальных; и внутренних: журналистских).

Параметры типологизации по Корконосенко:

  • Ш По региону распространения:
  • Ш Местные (издания, выходящие в районах и городах областного подчинения;
  • Ш Региональные (издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации);
  • Ш Национальные (синхронно расходятся по территории страны или по преобладающей ее части);
  • Ш Транснациональные (зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов);
  • Ш По учредителю:
  • Ш Негосударственные;
  • Ш Государственные;
  • Ш По аудитории:
  • Ш Универсальные;
  • Ш Специализированные (рассчитаны на аудиторию с более или менее четкими контурами). Группы:
  • Ш В первую входят социально-демографические характеристики: возраст, пол, национальность, место жительства, язык;
  • Ш Вторую группу составляют социально-профессиональные характеристики: род занятий, специализация, профессиональное положение и т.п.;
  • Ш В третьей социокультурные признаки: вероисповедание, образование, формы проведения досуга и др.;
  • Ш Четвертая группа представлена политико-идеологическими параметрами: взгляды, степень политической активности, пристрастия;
  • Ш Пятая группа учитывает потребительские характеристики: потребляемые товары и услуги,уровень доходов;
  • Ш В шестую группу входят психологические качества: особенности восприятия и усвоения материалов, мотивы выбора определенного СМИ, информационные интересы.
  • Ш По издательским характеристикам:
  • Ш Формат;
  • Ш Объем;
  • Ш Периодичность;
  • Ш Тираж;
  • Ш Техника производства;
  • Ш Легитимность:
  • Ш Нелегитимные (не получившие права на существование);
  • Ш Квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом);
  • Ш Легитимные;
  • Ш По содержательному наполнению:
  • Ш Качественная (солидная, элитарная). Качественной прессе свойственны аналитичность, взвешенность и справедливость оценок, спокойный тон публикаций, надежность фактов и мнений;
  • Ш Массовая (популярная) — печатные средства информации, в которых больше развлечения, нежели информации, они предназначены менее образованной части населения.
Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Данная типология крайне обширна, подробна и очень удачна: любое издание можно разобрать на составляющие части буквально по крупицам. Она позволяет посмотреть со всех сторон на издание, отметить все нюансы.

Имея «на вооружению всё полученную и отсортированную в этой части информацию, можно приступать к практической части.

источник

Наиболее распространен в научных и научно-практических исследованиях анализ одного периодического издания — газеты, журнала, еженедельника, бюллетеня и т.п. Такое исследование может иметь различные уровни обобщения, масштабы, подходы, цели и задачи. Издание можно рассматривать как часть системы печати, как представителя вида или группы, как тип органа информации. Можно изучить роль и значение издания в развитии данной отрасли знания или сферы культуры, которым оно посвящено. Подлежат изучению многие типологические признаки и элементы, связи внутренние и внешние и многое другое. Но о каком бы аспекте функционирования, о каких бы свойствах ни шла речь, начинаться анализ должен с проникновения в его типологическую сущность. Только такой подход раскроет природу издания и возможности эффективного изучения частных вопросов.

Методологическую основу анализа составляют типологические признаки, перечень и структура которых описаны выше. Далее приводится методика получения сведений по каждому признаку.

1. Издатель.Определив из титульного листа (выходных сведений) издания одну или несколько издающих организаций (государственных, профессиональных, творческих и др.), следует проследить, как с момента его основания издатели менялись (если это имело место) и по какой причине такие изменения происходили. Нужно кратко охарактеризовать статус издателя в профессиональной, общественно-политической или иной иерархии, определить характер его издательской деятельности и место данного издания в системе прессы. Необходимо установить мотивы возникновения издания с помощью соответствующих нормативных документов, установочной редакционной статьи первого номера.

Все это касается старых изданий. Сведения об из издателях можно извлечь из каталогов серии “Летопись периодических изданий СССР” за соответствующие периоды, начиная с 1917 года. Для изданий, возникших в дореволюционное время, используются ретроспективные библиографические указатели: “Русская периодическая печать 1703 — 1900 г.г.” Н. М. Лисовского и “Библиография периодической печати России 1901 — 1916 г.г.”

Следует обратить внимание на определение года основания издания, так как сама редакция часто устанавливает его неверно (есть тенденция необоснованно представить свое издание как можно “древнее”, таких примеров много).

Собранные данные должны быть дополнены сведениями об учредителе как для издающихся, так и, особенно, для новых изданий. При этом важно установить характер отношений издателя и учредителя. К этому нужно добавить состав и характер редакционной коллегии и/или редакционного совета. Эти данные можно получить в Комитете по печати Российской Федерации, в региональных инспекциях, в редакции периодического органа и непосредственно из выходных сведений газеты или журнала (в отдельных случаях имеют место комментарии по вопросу издания учреждения и т.п. в первом после регистрации выпуске).

2. Цели и задачи.Один из основных типоформирующих признаков издания. Для его определения в процессе анализа следует ответить на вопросы:

— какие задачи стоят перед изданием в соответствии с задачами учредителя и издателя (из государственных и отраслевых нормативных документов);

— какова программа периодического издания? (из редакционных статей в первых номерах года и из других источников);

— как издание выполняет свои задачи и программу фактически? (тематика материалов, их содержание, жанры, разделы, рубрики, авторский состав, направленные на решение данной программы; примеры выполнения и невыполнения программы);

— какую роль в выполнении задач и программы играют жанры, структура, читательский и авторский состав и другие признаки? (без подробностей, только в связи с программой, т.к. анализ других типологических признаков будет выполнен отдельно).

Сведения для ответов на эти вопросы можно получить из следующих источников:

а) директивных документов законодательных, правительственных и отраслевых органов;

б) содержания передовых редакционных статей в первых номерах каждого года;

в) материалов читательских конференций;

г) статей к юбилею издания в первых номерах юбилейного года;

д) материалов об этом издании — научных, критических, проблемных (в журнале “Журналист”, в критико-библиографических журналах, в центральных газетах и журналах, других изданиях массовой и профессиональной печати);

е) мнений специалистов-читателей, экспертов.

Необходимо привести достаточное количество примеров, иллюстрирующих тематику, направленную на решение основных задач издания. При этом обязательны точные ссылки на конкретные материалы в журналах.

3. Читательская аудитория.Читательскую аудиторию следует определить из:

а) материалов читательских конференций (если таковые редакцией проводились);

б) редакционных отчетов или передовых статей;

в) по письмам читателей и их обзорам;

г) по характеру материалов.

При этом важно распределить читателей по определенным категориям — по профессиональной принадлежности, возрасту, социальному положению, партийности, месту проживания и т.д., в зависимости от типа издания и задач исследования.

Нужно дать соотношение читательских групп в процентах или в частях. Какие группы явно преобладают? Какие составляют явное меньшинство? Дать оценку этим соотношениям в связи с типом издания. Как связана читательская аудитория с задачами и программой издания?

Исключительно важным является определение потенциальной читательской аудитории (численность жителей данной территории, специалистов данной профессии, сферы деятельности, социального положения, для которых издание предназначено) и сравнения этого показателя с числом подписчиков.

4. Авторский состав.Определяется из материалов читательских конференций, редакционных отчетов и по подписям к публикациям. Разделив авторов на категории (соответствующие читательским по терминологии + профессиональные журналисты), нужно дать соотношение групп(в процентах или хотя бы приблизительно, в частях); отметить, какие группы авторов явно преобладают, каких явно мало. Как часто редакция пользуется услугами внештатных авторов? Как влияет авторский состав на лицо издания, на выполнение им своих задач? Дать оценку подбору авторского актива.

5. Внутренняя структура.Это способ распределения публикуемого материала внутри издания (газетных полос, журнальной книжки), постоянные или временные разделы и рубрики или их отсутствие, специальные выпуски и многое другое, что организует выпуск. Для журнала это выглядит таким образом. Следует выписать все разделы и рубрики из журнальных номеров, отметить их повторяемость, определить физическое и содержательное соотношение между ними. Одни разделы в журнале постоянны, появляются из номера в номер, другие — 2-3 раза в год, третьи, появившись однажды, исчезают совсем, уступив место новым. Нужно рассмотреть, как распределяется обычно объем журнала (число полос) по разделам и рубрикам, какие разделы журнала занимают основной объем. Следует иметь в виду, что в некоторых журналах (это обычно научные) нет никакой рубрикации, то есть издание фактически является сборником статей или сообщений. В таком случае это и надо отметить. Дать оценку внутренней структуре журнала, ее соответствию типу издания и его задачам. Данные по распределению площади журнала по разделам и рубрикам удобнее всего свести в табличную форму, например:

№ Наименование раздела Площадь в полосах по номерам года

№ (рубрики) в журнале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего

При изучении газеты все эти приемы можно сохранить, добавив некоторые специфические формы структуры, присущие этому типу издания. Среди них: специальные выпуски, целевые полосы, тематические и сменные страницы. Все подсчеты лучше сводить в итоговые таблицы, количество и форма которых определяется задачами исследования. Пример одной из них:

№ Наименование спец- Число вы- Площадь Процент от общей

№ выпуска (целевых пусков в в полосах площади газеты в

полос) в газете год(месяц) год (месяц)

Исследователь должен дать описание каждой из таких форм: что она из себя представляет, как часто появляется в газете, какую площадь занимает, какой теме или проблеме посвящается.

Анализ внутренней структуры издания предполагает детальный разбор всего, что составляет форму подачи публикаций на полосе. Оценку ее эффективности, естественно, нужно давать в сочетании с анализом содержания.

6. Жанры.Определить из анализа публикаций в издании. Кроме известных жанров публицистики (статья, корреспонденция, репортаж, очерк, зарисовка, заметка и пр.) имеется ряд специфических жанров, присущих только отдельным изданиям. Среди них, например, для специальных журналов нужно различать (и применять в процессе анализа) следующие: научная статья, сообщение, специальная статья, заметка, информационная специальная статья, рецензия, обзор и т.д.

Данные по распределению жанров следует также (аналогично элементам внутренней структуры) представить в форме таблицы по такой форме (для журнала):

№ Число публ./Площ. в полосах по номерам

№ Жанры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего

Нужно дать соотношение материалов по жанрам (приблизительно в процентах). Отметить, какие жанры преобладают, каких явно мало. Какие цели преследует редакция, применяя те или иные жанры? Как это помогает редакции выполнять свои задачи и программу? Привести примеры из различных номеров издания с конкретными ссылками. Дать свою оценку жанровой структуре издания, ее соответствию с типом издания и его задачами.

7. Оформление. Следует вначале оценить общее состояние оформления издания, какое эмоциональное впечатление оно производит? Определить количество иллюстраций различных типов — цветные и черно-белые фотоснимки, рисунки, диаграммы, схемы и т.п., а также площадь, которую они занимают в общем объеме журнального или газетного номера (например, в переводе на число полос или в процентах). Данные о распределении площади по типам оформления свести в таблицу (форма для журнала):

№ Тип Число илл./Площ. в полосах или в кв.см

№ иллюстраций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего

Нужно рассмотреть также и другие вопросы: каково разнообразие применяемых шрифтов, линеек, полиграфических украшений, какие фотоснимки и рисунки (по тематике, жанру) преобладают в журнале, какую роль они играют? Сделать вывод о том, как оформление служит целям и задачам издания, соответствует его типу.

8. Периодичность.Определить, насколько периодичность издания соответствует его задачам и типу. Сравнить с другими аналогичными изданиями. В какие промежутки времени издание выходит в свет фактически?

9. Объем.Данные по объему берутся из выходных сведений в учетно-издательских и физических листах. Эти данные следует сравнить между собой с целью определения плотности печатного листа. Определить число полос в номере при данном (каком?) формате журнала, газеты. Сопоставить объем издания с другими, аналогичными по типу, отметить изменения этого показателя во времени, если таковые имеют место, и их причины. Для листового издания термин “объем” может быть заменен термином “площадь”.

10. Тираж. Среди разных понятий тиража (годовой, месячный и др.) для исследования обычно применяется понятие разовый тираж одного номера (выпуска). Определяется тираж как средний показатель из выходных сведений по всем номерам года (для журнала) или месяца, недели (для газеты).

Многие рассуждения, связанные с тиражом изданий, касаются определенного промежутка времени, в течение которого тираж постоянен. Однако в исторической ретроспективе тираж одного и того же издания меняется, причем иногда очень значительно. На эти изменения влияют различные социально-исторические, экономические, политические и профессионально-отраслевые факторы — как объективные, так и субъективные. Для изучения периодического издания весьма продуктивно построение графика изменения тиража издания по годам. При этом выявляются зоны характерного состояния показателя — стабилизации, взлета (вялого или динамичного) и падения (стремительного обвала или медленного угасания).

Для примера рассмотрим график изменения тиража “Сельская новь” за 32 года (см. рис. 4). Данные графика должны сочетаться с изучением социальных факторов, влияющих на развитие журнала. Из рисунка видно, как журнал постепенно стремился улучшить свое положение в рамках установленной ему издателем (ведомством) целевой модели зона 1>. Сформулировать её можно так: “Мы издаем журнал для всех работников сельского хозяйства (включая колхозников и рабочих совхозов) в целях повышать его эффективность”. Когда этот ресурс был исчерпан и тираж не изменился в течение 5 лет (1975-1979 г.г.), творческий поиск редакции пошел по пути повышения качества публикаций и оформления. Этот, пока еще не интенсивный, но уверенный рост происходил на фоне реорганизаций в сельском хозяйстве. Продовольственной программы, создания системы Агропрома и т.п., создавших новые возможности и породивших новые надежды. В редакцию поступили журналисты высокой квалификации, в том числе фотокорреспонденты. Появились новые рубрики и разделы. Шло углубленное освоение психологии читателя. Целевое назначение издания в этот период выглядит так: “Мы издаем свой журнал для всех работников Агропрома и членов их семей, поддерживаем инициативу снизу, включая рычаги кооперации и торговли”. Это дало очевидный рост тиража зона 2>, после чего и эти возможности были исчерпаны зона 3>.

Затем курс на демократизацию печати (приказ Председателя Госкомиздата СССР М.Ф.Ненашева “О дальнейшей демократизации издательств”, первые проявления ещё неузаконенной свободы прессы) усилил дальнейший творческий поиск редакции, которая изменила взгляд на своего читателя в принципе. В результате этого родилась новая целевая модель: “Мы издаем журнал не для работника сельского хозяйства, а для любого человека, живущего в сельской местности. Нас интересует прежде всего человек, а не только и не столько результаты его труда” зона 4>.

В это время журналисты редакции достигли таких творческих высот, что их стали переманивать в самые популярные издания (“Огонек” и др.). Спустя некоторое время миграция творческого состава все же произошла, но успех издания продолжался. Поразительно, но факт: во время всеобщего обвального падения тиражей (на 30-50% и больше) “Сельская новь” продолжает увеличивать свой тираж и в течение трех лет (1990-1992 г.г.) держит его на неслыханном уровне — 2,5 млн. экз.! (Зона 5). Можно дать полное и точное объяснение этому факту с помощью анализа тематики, жанров, стиля, оформления, наконец, цены, которую редакция продолжала держать на низком уровне в ущерб своим коммерческим интересам. Но главное здесь — неизменность своего курса: пристальное внимание к своему читателю, интерес к его жизни, гуманитарная позиция. Редакция ни разу не изменила своим читателям, не оставила их в трудные моменты истории, чем вызвала сочувствие и отклик с их стороны. После чего (1993) все же последовал обвал (зона 6). В это время наряду с политико-экономическими сыграли роль и коммерческие: диссонансы рыночного развития привели к тому, что, вследствие чрезвычайно возросшей стоимости бумаги и типографских услуг, рост тиража на определенном этапе приводил к резкому падению прибыли, цена стала неуправляемо повышаться, большой тираж стал не только невыгоден редакции, но и просто неосуществим (то же можно проследить на примере “Огонька” и других изданий).

Разумеется, сказанное выше — лишь схема, научный анализ должен учитывать еще много других факторов, быть более глубоким и доказательным. Здесь нет возможности привести его полностью (это заняло бы примерно в 50 раз больше места). Наша задача была показать возможности, которые открываются перед исследователем, применяющим данный способ изучения периодических изданий. В заключение остается заметить, что анализ изменения тиража может пролить свет и на перспективу развития издания, создать основу для верного прогноза на будущее.

Способ выявления воздействия социальных факторов на судьбу издания с помощью графических зон изменения, тиража, естественно, не является единственным [22].

Сведения по изданию, которое, в обход Закона о печати, размер своего тиража не публикует, можно получить непосредственно в редакции или в Роспечати. При этом есть смысл разделить данные по тиражу на две части — ту, которая идет по подписке, и другую, которая идет в розничную торговлю. Подписку же также надо делить на индивидуальную (для граждан) и коллективную (для учреждений, по безналичному расчету). Соотношение этих данных — также предмет для рассуждений.

Вся вышеописанная схема анализа служит изучению издания как целого, как типа периодической печати, функционирующего в системе средств информации. Такой анализ может быть дополнен лингвистическим, социологическим, проблемно-тематическим исследованиями, которые в данном случае применяются лишь в самом общем виде. Задачи конкретного изучения при этом могут расширяться, но могут и сужаться с целью углубления в один из аспектов анализа. Например, темой исследования может стать лишь один из типологических признаков (жанры, структура, читательская аудитория и т.п.) или группа из двух-трех и более признаков.

Изучение периодического издания обогащается использованием социологических методов. Исследователю печати часто трудно судить о содержании изданий, в особенности специализированных по какому-нибудь признаку, тем более давать оценку качества и эффективности публикаций, выполнению задач и функций издания, структуре и форме подачи материалов. Поэтому при изучении периодических изданий важно мнение читателей о данном издании.

Для этой цели эффективны опросы читателей, например, по общим проблемам издания. Это могут быть беседы, интервью, просто ответы читателей различных категорий на отдельные вопросы. Если это издание специальное, то нужны мнения, главным образом, опытных специалистов с большим стажем работы в данной отрасли. Общение со специалистами дает богатый материал для изучения периодического органа — от мнения о конкретной статье или структуре номера до общего взгляда на место и роль издания.

Наиболее эффективным приемом социологического исследования является анкетирование. Оно дает возможность провести сравнительную оценку взглядов широкого круга читателей на различные проблемы изучаемого издания. Составление вопросника к анкете — дело непростое и требует тщательной, вдумчивой работы исследователя. Вопросы должны соответствовать задачам исследования, формулироваться четко, односложно и допускать краткие, определенные ответы (чаще всего “да” или “нет”). Заполнение анкеты не должно вызывать затруднений и отнимать много времени у опрашиваемого (лучше всего, когда требуется простое подчеркивание избранного варианта). При этом, для тех, кто пожелает высказать мнение по отдельным вопросам подробнее, такая возможность тоже должна быть предоставлена. Лучше, если анкета будет умещаться на одном листе. Опрос может быть почтовый, при рассылке анкет респондентам непосредственно, и массовый, при публикации их в периодическом органе.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

До выбора окончательного варианта анкеты для массового распространения необходимо произвести ряд проб с различным составом вопросов и вариантами их формулировок.

Особое значение имеет обработка заполненных анкет. От этого этапа зависит эффективность всего исследования. Удобнее всего ответы на каждый вопрос сводить в отдельную таблицу с распределением по возрасту, стажу специалистов и т.п. Набор таких таблиц дает исследователю обширный материал для использования в самых различных направлениях.

Имея такой материал, можно сделать обобщения и выводы по различным направлениям, которые пополнят исследования, приведут к конкретным предложениям по организации подготовки и выпуска издания.

Следует подчеркнуть, что разработка анкет при всей кажущейся простоте таит в себе немало потенциальных ошибок, связанных с неминуемым субъективизмом составителя, который ему трудно преодолеть, находясь в плену своих представлений о предмете исследования в данный момент. В дальнейшем, по мере более углубленного проникновения в проблему, эти представления могут меняться. Поэтому социологическое изучение издания с помощью анкетирования должно проходить несколько этапов:

1) составление пробных вариантов с распространением в небольшом количестве среди опытных экспертов;

2) отбор лучшего более обобщенного, четко сформулированного варианта анкеты, адекватно отражающего знание о предмете на данном этапе исследования;

3) расширение знания с помощью других методов анализа;

4) разработка новых анкет на основании обобщения научных материалов по результатам предыдущих анкет и других методов изучения, новых данных о предмете;

5) анализ данных анкетирования на новом этапе и т.п., с повторением этой схемы по мере необходимости.

Естественно, в зависимости от цели исследования может быть использован не один, а несколько типов различных анкет.

Для типологического изучения периодического издания применяется метод, который лучше всего назвать социотипологическим. Его особенности заключаются в том, что он позволяет изучить мнения общественности о различных типологических характеристиках, признаках изучаемого предмета и других элементов модели издания. Очевидно, что такой метод может применяться не только для изучения периодических изданий.

Социотипологический метод — это метод социологического исследования, основанный на изучении общественного мнения относительно типологических аспектов исследуемого явления.

Разумеется, в процессе социотипологических исследований можно учитывать и применять методические рекомендации, разрабатываемые в течение многих лет рядом социологов журналистики [23].

Изучение общественного мнения должно касаться целей и задач издания, его ориентации на читателя, связи его с издателем и влиянием последнего на формирование печатного органа, то есть типоформирующих признаков. Важны также мнения читателей о внутренней структуре, жанрах, оформлении, авторском составе, то есть, о вторичных типологических признаках. Не менее важным является взгляд на тираж, периодичность и объем издания, то есть, формальные признаки. Отношение читателей к типологическим признакам должно выражаться как в оценке современного состояния, так и в предложениях по типологической реорганизации издания.

Среди вопросов, предлагаемых для анкетирования, можно выделить следующие:

1) Удовлетворяет ли Вас издание в целом?

2) Какие недостатки Вы видите в издании? (следует перечень возможных ответов):

— невысок уровень мастерства авторов публикаций

— недостаток информации по стране (области, городу)

— недостаток международной информации и т.д.

3) Какие разделы (в журнале) или рубрики, целевые полосы, спецвыпуски (в газете) Вы считаете наиболее удачными? (следует перечисление всех или наиболее распространенных элементов структуры)

4) Назовите, какие из прочитанных публикаций Вам запомнились?

5) Какие количественные изменения Вы хотели бы видеть в издании:

периодичность УВЕЛИЧИТЬ УМЕНЬШИТЬ НЕ ИЗМЕНЯТЬ

объем УВЕЛИЧИТЬ УМЕНЬШИТЬ НЕ ИЗМЕНЯТЬ

тираж УВЕЛИЧИТЬ УМЕНЬШИТЬ НЕ ИЗМЕНЯТЬ

6) Какие количественные изменения Вы хотели бы предложить:

— повысить уровень публикаций (литературно-художественный, профессиональный, научный и др.)

В зависимости от задач данного исследования характер и количество вопросов могут, естественно, меняться. Для экспресс-анализа одного издания (без глубокого проникновения в существо и причины многочисленных проблем) с целью построения оценочной характеристики, в том числе для письменной студенческой работы, можно предложить следующую схему анализа:

1. Название издания, подзаголовок, тип по определению редакции (издателя)

3. С какого времени выходит

4. Причины создания, предпосылки возникновения

6. Читательская аудитория: категории, соотношение между ними

7. Периодичность, объем номера, формат

8. Способ печати, оформление

10. Внутренняя структура: разделы, рубрики, формы подачи материала. Специальные полосы, спецвыпуски, подборки и пр.

11. Авторский состав по категориям, соотношения, основные имена

12. Жанры: категории, соотношение между ними

13. Тематика, проблематика: основные направления, темы публикаций, соотношения в тематике. Примеры

14. Язык, стиль, редакторский и корректорский уровень.

15. Техническое и художественное редактирование. Уровень верстки, качество печати

16. Заключение: что за издание; кто, для чего, с какой целью издает; его роль и значение, перспектива дальнейшего развития.

Наряду с предложенными типологическими имеют место и другие, самостоятельные научно-методические направления, применяемые в процессе изучения отдельного издания или группы изданий. Тематика таких исследований весьма разнообразна, например: стилистические (языковые) средства [24]; управленческие, организационно-технические, технологические особенности работы редакции [25], [26]; социологические (кроме социотипологических) [27], [28]; контент-аналитические [29].

Эти и другие специфические методы исследования периодических изданий достаточно подробно описаны в ряде учебно-методических пособий (см. список литературы).

Несколько творческих размышлений перед выбором темы

На учебу можно смотреть двояко: как на процесс познания, творческого овладевания профессией и как на печальную необходимость, состоящую из преодоления препятствий, расставленных на пути к получению диплома. Препятствия — это зачеты, экзамены и письменные работы — рефераты, контрольные (для заочников), курсовые и, наконец, дипломная работа. Если студент относится ко второй категории, и ему нужно только отчитаться (преодолеть очередное “препятствие”), он может смело перелистать эту главку, не читая. Схема, изложенная ранее, вполне достаточна для того, чтобы, используя некоторые природные способности и опыт, приобретенный на практике в редакциях, (плюс, конечно немного “общего трепа”, той “пыли в глаза”, которую любят пускать преподавателю студенты-журналисты, благодаря определенной общественной эрудиции) — сделать работу, обреченную быть зачтенной (кислую мину преподавателя при этом вполне можно пережить). Для тех же, кто верно понимает слова министра-реформатора высшего образования — “научить нельзя, можно только научиться” и хочет-таки проникнуть глубже в суть дела — несколько наших рассуждений.

Изучать периодические издания — газеты и журналы, прежде всего, в самом деле очень увлекательное и, главное, очень полезное для будущего журналиста занятие. В этом процессе можно найти приложение буквально всем вашим пристрастиям, удовлетворение — любому интересу и даже любой неосуществленной мечте. Например, Вы любите историю (это же так интересно!), но когда возможно ей посвятить много времени? Ведь идет учебный процесс! И вы выбираете страну и эпоху, место, где родились, словом, объект, близкий по интересу, и изучаете прессу.

Газеты и журналы — это документы, архивные материалы, но это и живая история, написанная современниками для современников, а не интерпретированная критиками последующих времен. Вы ощутите дух общественного сознания, общественных потребностей, интересов мнений. Конечно, для полноты картины одних подшивок прессы мало, вы дополните свои познания обращением к другим источникам — документам, справочной, научной, жизнеописательной литературе. К этому погонит вас опять же интерес, вызванный трепетным перелистыванием старых листов бумаги, шелестящих судьбами великих и простых людей, желанием узнать о чем-либо больше, точнее.

Исторические темы безграничны. Можно взять первые журналы и газеты (в России или, скажем, во Франции), первые научные или первые театральные издания; можно обратиться к истории города Москвы (Ташкента, Смоленска, Томска, Ливерпуля), или какой-либо эпохе (правление Екатерины II, Отечественная война 1812 года), или, например, изданиям одного знаменитого издателя (Новикова, Мейера, Суворина), наконец, проследить освещение какого-либо исторического события в периодических изданиях того времени. Конечно, мы не историки, а журналисты, об этом помнить надо, поэтому нам важны изучаемые издания как продукт творческой деятельности своих давних коллег: как они это делали — по форме и содержанию, почему, какими средствами и приемами.

Когда-то в школе вы мечтали стать юристом, но родители воспротивились (папа говорил,что это не профессия в нашей бесправной стране, мама — о том, что большой конкурс), но теперь профессия выбрана, все улеглось. Однако можно использовать неудовлетворенный интерес в рамках журналистики. И вы выбираете для исследования юридические журналы. Разные — популярные, специальные, научные. Вы пытаетесь проникнуть в существо чужой профессии, которая могла стать вашей, через призму периодического издания, изготовленного вашими коллегами — издателями, журналистами. И запоминаете на будущее, к каким источникам можно обратиться в случае серьезной журналистской разработки юридической темы, если когда-нибудь придется писать проблемную статью или серию статей.

Пойдем дальше. Вы торопитесь жить. Успели жениться, обзавелись детьми, и вот уже им надо читать “Веселые картинки”, а затем “Мурзилку”. Впрочем, легче представить, как ваш младший брат читает “Юный техник” или “Квант”, мама — “Работницу”, отец — “Промышленное строительство”, а бабушка — “Здоровье”. В любой ситуации журналы или газеты дома — это удобно, не надо ходить в библиотеку. А если еще есть интерес. Кстати, а почему ему не быть? Вы же будущий журналист, у вас он должен быть в крови! Что за издание, как оно выглядит, что из себя представляет, какую задачу выполняет, чем достигает популярности, если не достигает, то почему? Всегда, всегда эти вопросы должны вас интересовать. А тут рядом читатель, свой, близкий человек, которого всегда можно расспросить, интересоваться длительный срок о разных сторонах издания. “Детские журналы” — чем не тема? Тем более, довольно подробно исследованная в историческом плане, есть на что опереться. А вы возьмете современные, только что выходящие, никто еще это не изучал.

Любознательность, стремление познавать окружающий мир — отличительная черта homo sapiens. Кто-то из великих, кажется, исследователь Севера Фритьоф Нансен, сказал примерно следующее: “Человек всегда стремится к знанию, а, когда он перестает стремиться к знанию, он перестает быть человеком”. Удивительно живо эта вечная жажда познания описана в рассказе В. Шукшина “Микроскоп”. Но следует все же отличать интерес к предмету массовый и профессиональный, суждение обывателя и взгляд специалиста.

Есть профессии, которые в силу своего непосредственного контакта с жизнью людей и общества в целом, обречены на ежедневные оценки со стороны любого жителя планеты. К таким профессиям относятся, например, медицина и международная политика. “Когда испортятся часы,- говорил с раздражением один опытный врач,- ни одному дураку не приходит в голову самому их чинить, а когда заболевает человек, организм которого в миллионы раз сложнее часов, всякий тут же выдает кучу рецептов”. Таковы же ежедневные оценки текущих политических событий в общественном транспорте и в очередях. Так вот, журналистика, хотим мы этого или не хотим, тоже относится к таким профессиям, постоянно пребывая на гребне общественного внимания. Но если врачи, политики или экономисты относятся к результату своего труда со всей серьезностью, этого нельзя сказать о журналистах.

Трудно найти журналиста, который дает профессиональную оценку периодическому изданию, в том числе, как ни парадоксально, и тому, которое сам редактирует. Возможно, это связано с сиюминутностью описываемых им событий и сфер быстротекущей жизни, с краткостью общественного интереса к его детищу. Что же касается студентов или начинающих специалистов, тут, как правило, преобладают оценки вкусовые, раздаваемые с беспечной легкостью: “неинтересный журнал”, “дрянная газета”, “чепуховое издание”. К этому-то и требуется такое замечание: будущие журналисты должны смотреть на издание не как читатели, а как профессионалы. Нельзя просто отмахнуться — “неинтересно”, нужно добиться: почему?

Разворачивая газетный лист, нужно смотреть с пристальным вниманием на работу творческого коллектива редакции. Вот, например, поднимают журналисты важную тему, но как ее подают? В одном случае это может быть статья с последующими откликами, в другом — выделяется целевая полоса, выходящая, например, один раз в месяц или специальный выпуск с определенной периодичностью и однотипным оформлением, нечто вроде “газеты в газете”. Можно дать обзор высказываний специалистов по данной теме с комментариями редакции, а можно посадить людей за “круглый стол”, провести беседу. Опять же вопрос: кого пригласить? Не так просто правильно выбрать комментатора или автора. В условиях всеобщей депрофессионализации найти профессионала, да еще к тому же смелого и умеющего сказать — чрезвычайно трудно.

Как оформить материал? Какой дать ему заголовок, сопроводить ли рубрикой или анонсом, рисунком или фотографией, какими шрифтами набрать? Вопросы, вопросы.

Студент и должен задуматься: как же это делают другие люди? И потом: а как сделал бы я? Критиковать тоже нелегко, но все-таки легче, чем самому сделать. А вот перед вами чистый лист бумаги: сделайте газету сами! Представьте, что завтра вы — главный редактор периодического издания. С чего начнете? Есть одно распространенное заблуждение: пригласим хороших, пишущих журналистов, опытного ответственного секретаря, художественного редактора и т.д. — и получится хорошее издание. В том-то и дело что нет. То есть профессиональный состав редакции — условие необходимое, но недостаточное. Юрий Тынянов когда-то высказал такую мысль: “каждый материал в журнале может быть хорош, а журнал в целом плох”. Каждый специалист может на самом высоком уровне выполнить свою работу, а издание как целое — не состоится.

И вот держишь в руках газету или журнал: читаешь талантливый очерк, видишь прекрасные иллюстрации, умелую подачу материала на полосе, а издание в целом распадается, не хочется его выписывать, следить за ним регулярно, нет потребности связать с ним свой постоянный интерес. Почему? Для того,чтобы ответить на этот вопрос, и нужно проникнуть в тип издания, в его внешние и внутренние связи, о чем речь шла выше. Тип — это то, что делает издание единым целостным явлением. Развиваясь по законам общества, тип издания трансформируется, видоизменяется, но при этом сохраняет некоторые родовые черты (типологические признаки), изначально ему присущие, как некий природный генетический код. Подобно любому серьезному социальному явлению, тип периодического издания функционирует не произвольно, а в соответствии с объективными закономерностями.

Когда мы говорим о журнале или газете вообще, мы не можем выйти за пределы самых общих представлений. Как только возникает потребность в оценке издания, анализе тех или иных его свойств, особенностей, характеристик, сразу требуется уточнение: какой журнал, какая газета? От этого меняются и критерии оценки. Научному журналу, например, свойственны большой объем, малая периодичность, скупое оформление и небольшой тираж; общественно-политическому, массовому — все наоборот. Молодежной газете присущи одни жанры или приемы оформления, ведомственной — другие, научно-популярной — третьи. То же можно сказать о тематике и проблематике публикаций, читательской аудитории или авторском составе. Оценка периодического издания в отрыве от его типологических свойств приводит к серьезным ошибкам. Критики часто требуют от издания то, что ему не свойственно по природе, и, наоборот, не замечают отсутствия того, что необходимо для данного вида прессы, исходя из его коренных задач и целей,интересов читателей, социальной конъюнктуры.

Знание о периодическом органе как общественном явлении необходимо для выработки четкой концепции издания и особенно наглядно проявляется при его создании. В последние годы возникает много новых изданий. Интересно проследить, как происходит их становление. Не в смысле организации дела, процедуры утверждения и т.д. — с этим более или менее все ясно, а в смысле планируемой издательской стратегии. Сознают ли люди, взявшиеся за это трудное дело, чего они хотят: какие цели перед собой ставят, для какого читателя собираются работать, какими средствами думают реализовать свои замыслы и т.д.? Практика показывает,что, увы, как правило, продуманной концепции, отработанной программы издания попросту нет. Это все равно, что строить здание без проекта или делать машину без чертежей, или пускаться в путешествие без определенного маршрута и карты. Конечно, отдельные, отрывочные представления у каждого человека из команды создателей могут быть, но это теряет смысл, если не сведено в систему.

И вот начинает издание выходить — и начинаются шараханья из стороны в сторону, поиск форм, прощупывание разных методов и приемов. Часто это происходит и с общероссийскими газетами и журналами. Обычно первое (и такое естественное) желание получить популярность толкает на погоню за сенсациями, к искусственной конфронтации с общественными мнениями и взглядами, удовлетворению бытовых и развлекательных интересов. Однако все это должно диктоваться общей концепцией, быть ее составной частью, способом отражения издательской стратегии, исходя опять-таки из типологической природы.

Таким образом, значение студенческой работы может быть значительно повышено, если она выполняется не только для учебных целей, но и для практической пользы. Изучение газеты и журнала желательно провести для редакции, где студент проходил (или будет проходить) производственную практику или куда направляется для работы после получения диплома журналиста. Длительные контакты с сотрудниками редакции, возможность получать необходимые сведения и помощь в процессе работы помогут сделать исследование полезным, с возможным использованием его результатов. Вряд ли какая-либо редакция (в особенности нового издания) откажется от этого, ведь обычно желание такое есть, но нет времени — текучка заедает. Если взаимопонимание в этом деле достигнуто, для выполнения серьезной работы стоит объединить усилия двух или трех студентов под руководством опытного преподавателя и главного редактора. (В учебном плане это может вылиться в совместную дипломную работу, коллективный доклад на научной конференции, публикации). Подобным же способом можно организовать исследовательскую работу для учредителя или издателя по созданию модели учреждаемого периодического органа.

Разумеется, серьезного исследования с хорошим практическим выходом может и не получиться. Не надо в таком случае отчаиваться. Ведь, чего греха таить, хорошие научно-практические разработки не всегда получаются и у опытных специалистов, а вы еще учитесь. В любом случае приобретенный опыт и полученные результаты будут в той или иной степени полезны и для студента, и для редакции. В дальнейшем это обязательно пригодится. Во всяком случае, плох тот студент, который не стремится стать хорошим специалистом.

источник