Меню Рубрики

Как сделать анализ неликвидов на складе

Если у вас есть склад, то перед вами рано или поздно встанет задача оптимизировать складские запасы таким образом, чтобы ликвидные товары были в достаточном количестве для удовлетворения спроса, а неликвидны были без избытка.

Оптимальный товарный запас – запас товаров, которого достаточно для удовлетворения спроса и предотвращения упущенных продаж, но не избыточно и без рисков «закапывания» оборотных средств.

Для расчета ликвидности запасов обычно используют нехитрый расчет:

Ин = (ОбПрод – ОбПост) / ОбПрод, где

ОбПрод – объем продаж за выбранный период.

ОбПост – объем поступлений за выбранный период.

Полученный результат можно интерпретировать следующим образом:

Выделим из списка «мертвый остаток» – товар, который есть на складе, но продажи которого за выбранный период равны нулю.

Общий индекс «используемости» склада (или группы) считается как сумма взвешенных коэффициентов товаров, входящих в данных склад (или группу), согласно стоимостному выражению текущего остатка этих товаров.

Вы можете посчитать это самостоятельно, а можете воспользоваться специальными программными продуктами.

КОРУС | Управление запасами делает оценку в денежном выражении по каждой категории товаров. Вы можете легко оценить тот объем капитала, который был вложен неэффективно: недостаток вложения в активно используемые и дефицитные позиции, излишние затраты на неликвидные товары.

Таким образом, отчет КОРУС | Управление запасами позволяет достаточно быстро оценить ликвидность склада целиком, а так же получить распределение товаров (имеющих остатки) согласно классам ликвидности. Данная информация поможет принять решение по ряду вопросов:

  1. От каких товаров следует избавляться в первую очередь: мертвый остаток и неликвид?
  2. Какие товары не следует закупать ближайшее время, а в какие был вложен лишний оборотный капитал? Что к этому привело: ошибка закупщика или неверно составленный план продаж?
  3. Какие товары следует закупать в первоочередном порядке: активно используемые или дефицитные?
  4. Как задать цели для оптимизации работы склада – KPI, согласно рассчитанному коэффициенту ликвидности по группе или складу целиком. Или с возможностью отследить не только конечный коэффициент, но и состав проблемных позиций, на которые повлияли действия ответственного за закупки или склад.

В системе управления запасами этот отчет реализован в наиболее удобном и доступном для пользователя виде.

Чтобы выбрать этот отчет, слева в панели отчетов выберите пункт «Отчет о ликвидности склада»:

Справа откроется форма отчета:

Форма разделена на два раздела: «Фильтр» и детали по выбранному складу.

Наверху в фильтре вы должны выбрать Фирму (юридическое лицо от лица которой происходят продажи) и тип цен для оценки остатка: закупочные цены (цены указанные в документах поступления) или цены продажи (цены, указанные в документах реализации).

Ниже отображается таблица складов со сводной информацией, на которых есть остатки товаров. В таблице складов указаны следующие колонки:

Индекс используемости – сводный итоговый коэффициент используемости склада, рассчитанный как взвешенная сумма индексов используемости товаров, имеющих остатки на данном складе.

    Позиции – количество различных товаров (ассортимент), которые есть в остатках на данном складе.

% – доля, которую данный тип остатка занимает в общем объеме остатка товара на складе.

Стоимость – оценка объема остатка товаров данного типа в суммовом выражении, в выбранном типе цен.

Для отображения детальных записей оператор должен нажать на конкретный склад. Пользователь может свернуть раздел Фильтр, нажав»»-» справа наверху, получив больше рабочего пространства для работы с детальными записями.

Детальные записи формируются в виде таблицы (или дерева) по позициям, остатки которых есть на данном складе.

Данные выводятся согласно следующим стобцам:

Текущий остаток – текущий остаток на выбранном складе.

Стоимость – текущий остаток, выраженный в выбранных ценах (закупки/продажи), на выбранном складе.

Продажи – объем продаж товара с выбранного Склада для выбранной Фирмы по заданному периоду.

Продажи – объем продаж товара с выбранного Склада для выбранной Фирмы по заданному периоду.

Индекс используемости – показывает расчетное значение индекс используемости выбранной позиции на данном Складе согласно продажам выбранной Фирмы.

Показатель – текстовое представление индекса используемости, согласно приведенным выше интерпретациям.

При работе с детальными записями, пользователю доступен быстрый фильтр, где он может выбрать состав отображаемых товаров:

«Все» – отображаются все товары выбранного склада, без фильтра.

«Мертвый остаток», «Неликвид», «Слабо используемый», «Нормально используемый», «Активно используемый», «Дефицит» – отображаются только товары, которые относятся к соответствующему типу, относящиеся к выбранному складу.

Пользователю доступен выбор отображения товаров. В виде простого дерева товаров:

Дерево товаров, сгруппированное по видам товаров (с расчетом коэффициента обеспеченности по каждому из вида):

Таким образом, пользователь может оценить, насколько у него обеспечен товар того или иного вида (если используется деление товаров по видам).

Доступно отображение по свойствам товаров (вариативный набор параметров товаров; к примеру – цвет или размер), а по кнопке «Группы» пользователь может выбрать отображение информации, согласно рассчитанным группам АВС:

Это поможет ответить на вопросы «Сколько у нас дефицитных позиций в наиболее важной товарной группе? (Группа А)». Для ответа на этот вопрос, достаточно выбрать наверху «Дефицит», выбрать внизу «Группы» и посмотреть на состав позиций.

Простой и удобный сервис для управления запасами предоставляет вам мощные инструменты анализа, с помощью которого вы можете регулярно и быстро классифицировать текущие остатки и определять направление для наиболее эффективного вложения денежных средств в товарные запасы вашей фирмы.

Если вы уже используете сервис КОРУС | Управление запасами, но у вас остались вопросы по настройке интерфейса и отчетов, напишите нам на wms@korusconsuting.ru.

Вы можете ознакомиться с функциональностью решения на примере собственных данных.
Запросите бесплатный тестовый доступ к сервису и начните оптимизацию запасов прямо сейчас!

Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 (495) 877-48-85.

источник

Знакомая проблема? У Вас есть 1С:Предприятие 8, в ней есть вся информация по продажам, закупкам,
остаткам на складах, но при этом никто не владеет информацией:

— «Какой товар лежит на складе и занимает место больше трех месяцев?»
— «Может есть такой товар, который закупили год назад, а он так и лежит на складе?»

Решение этой проблемы: мы разработали больше чем просто отчет, который поможет выявить неликвид с точностью до позиции, нажав одну кнопку! Это целый комплекс анализа неликвидов для 1С и способов их устранения.

В отчете предусмотрен гибкий механизм определения ликвидности товаров и прежде всего стоит разобраться с его настройками и принципом работы.

Отчет получает информацию о товарах, которые есть в наличии на складах компании на определенную дату (указывается в поле «Остатки товаров на дату») и пытается определить сколько времени понадобится, чтобы распродать этот остаток.

Чтобы понять, сколько времени нужно на распродажу текущих остатков, нужно проанализировать историю продаж по этим товарам за предыдущий период. Для этого используется раздел настроек «Анализировать продажи». Здесь указываем, за какой период нужно проанализировать продажи, и по каким подразделениям учитывать продажи. Здесь же можно указать учитывать или нет продажи между собственными организациями (обычно их исключают).

На основании этих данных программа вычислит средние продажи за месяц и за день и рассчитает срок распродажи текущего остатка.

Обратите внимание, что программа при анализе продаж учитывает только те дни, когда товар был на складе, т.е. когда его имели возможность продать. Если же просто поделить количество продаж на количество дней в этом периоде, то это будет неверно (т.к. распродать мы его могли за несколько дней).

Это очень важный момент. Дело в том, что вручную посчитать это проблемно даже для 5 позиций, а здесь отчет это делает автоматически для нескольких наименований!

Обычно товар считается ликвидным, если его можно продать менее чем за 90 дней (конечно, всё это индивидуально и в Вашем случае это срок может быть больше или меньше). Этот срок указывается в полях «Предполагаемое количество дней на распродажу товаров от ____ до ____». Если здесь ничего не указывать, то будет выведен весь товар! Даже если остаток будет распродан за один день.

Таким образом, если указать срок «от 0 до 30», то мы получим список ликвидных товаров. А если нужно выявить товары, которые будут продаваться более 90 дней, то в настройках необходимо указать «от 90 до 0» (в данном случае означает от 90 дней и больше)

Еще один параметр — товар «Находился на складе более указанного количества дней». Дело в том, что если анализировать продажи, например, за год, а товар закупили буквально в последние пару дней этого периода и по нему еще не успела сформироваться история продаж, таким образом товар ошибочно попадёт в неликвидные. Рекомендуется указать в этой настройке минимальное количество дней, которое товар должен находится на складе.

Параметр «Количество на складе больше или равно» задаётся, если хотите вывести только те товары, по которым остаток больше определенного количества. По умолчанию выводятся товары с любым остатком.

«Выводить данные единым списком (без групп)» — по умолчанию результат выводится в виде иерархического списка (с группами товаров). Вы можете изменить эту настройку и вывести товары одним списком.

«Цена реализации» — будет сравниваться средняя закупочная цена (себестоимость) с продажной ценой по указанному типу цен. Здесь нельзя выбирать динамический тип цен.

На закладке «Отбор и сортировка» можно указать номенклатуру и склады, которые нужно анализировать.

После нажатия на кнопку «Выполнить анализ», будет выведен список товаров, соответствующих заданным параметрам ликвидности.

Для удобства данные в колонках выделены разным цветом.

источник

Резкое снижение спроса, увеличение его вариативности, ошибки персонала, стратегические недочёты, просто, условия работы с некоторыми типами продукции – всё это причины образования неликвидов на складах компании. А ведь в этих запасах заморожены так необходимые сейчас всем денежные средства, более того они каждый день требуют дополнительных затрат на их содержание, при этом теряют свой товарный вид и срок годности.

В каждой компании, и даже в разных подразделениях одной и той же компании могут существовать разные критерии для определения неликвидов. Они могут различаться и по качеству: для одних – полное отсутствие продаж, для других – слишком низкие продажи по сравнению с текущими остатками; и по анализируемому периоду: для одних – год, а для других – три месяца. Необходимо чётко определиться с однозначным нормативом, что считать неликвидом, а что нет.

1. Аналитика или составление отчета по товарам, по которым нет движения более определенного периода. Критерий периода может быть выбран произвольно. Отчет представляет собой простой перечень неликвидных товаров с указанием их физического количества и последней даты выдачи склада. Появление в отчете новых, ранее неизвестных неликвидных позиций является сигналом тревоги.

Также необходимо следить за коэффициентом наполнения, уходимостью товаров и другими показателями логистического цикла.

Что относится к отслеживанию неликвидов, то его роль вторична, хотя тоже очень важна. Дело в том, что в отчет по неликвидам не попадут «скрытые неликвиды». Например, по какому-то товару есть реализация, хотя и очень вялая. По формальному признаку такие товары не попадут в отчет по пункту 1 — информационная система их просто не включит. Тем самым отчет позволяет выявить неочевидные неликвиды, ориентируясь на плановые сроки реализации или использования остатков. Образец отчета по оборачиваемости товаров приведен в табл.1

Таблица 1
Образец возможного отчета по оборачиваемости товаров

Идентифицировать неликвиды можно с помощью следующей формулы и таблицы значений коэффициента интенсивности использования запасов:

Таким образом, можно сделать следующий вывод: при существующих темпах продаж срок реализации переходящих остатков составит:

Из таблицы 3 видно, что по четвертой позиции есть реализация в заданном периоде. Поэтому она в отчет о неликвидной продукции (см. выше) не попадет. Однако при существующих темпах поставок и реализации возникает явный избыток данной продукции. Если принять расход товаров в апреле за потребность в товаре о, то коэффициент использования интенсивности товаров составит:

Из таблицы 4 видно, что первые три позиции — активно используемые. В двух случаях расход превышает поступление. При таких темпах движения этих товаров рано или поздно возникнет ситуация «out of stock» («нет на складе»).

Четвертая позиция попадает в неликвиды (значение у нее менее –1). Но учитывая, что по этой позиции все же есть движение, то скорее всего целесообразно рассматривать как «пролеживающую и слабо используемую», обратив на нее особое внимание при формировании заказа на следующий период.

Неликвиды, требующие первостепенного внимания, могут быть выявлены с помощью известного АВС-ХYZ-анализа. Тесно связана с проблемой неликвидов проблема удаления из ассортимента товаров, неинтересных с точки зрения бизнеса компании. В качестве возможного инструмента для принятия решения в этой области также может применяться упомянутый анализ.

Как можно определить неликвиды в QlikView:
1. Провести АВС анализ по выручке.
2. Провести XYZ анализ.
3. Посмотреть структуру продаж (дней продаж/дней в наличии) в группу по %.
4. Посмотреть наценку товара по %.
5. Посмотреть стабильность наличия (дней в наличии/дней периода анализа) по %.
6. Посмотреть на сколько дней запаса с текущим потреблением есть в наличии товара на складах у компании.

В неликвид попадает товар:
1. Малый вклад в выручку или вообще без движения.
2. Нестабильное потребление.
3. Малая наценка.
4. Мало дней продавался по сравнению с днями в наличии.
5. Большую часть времени был в наличии.
6. Отдельно вывести товар, который является излишком (больше запаса чем на N количество дней).

источник

НЕЛИКВИДЫ — излишние, ненужные предприятию товарно-материальные ценности, а также готовые изделия, которые не удалось реализовать.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

НЕЛИКВИДЫ — товары и другие материальные ценности, излишние и ненужные данному предприятию, обычно трудно реализуемые на рынке. Наличие неликвидов отягощает экономические показатели его деятельности.
Энциклопедический словарь экономики и права.

Ликвидность — это одна из ключевых характеристик, характеризующих финансовое состояние предприятия, и смысл ее состоит в оценке способности того или иного актива превращаться в средства платежа (то есть, деньги) в короткие сроки. По сути, ликвидность можно понимать и как вероятность продажи товара за номинальную стоимость, и как реальную цену, выраженную в процентах от номинала, за которую может быть продан товар, лежащий на складе или на полке.

100%-ную ликвидность имеют только наличные деньги, поскольку для любого товара не существует 100% гарантии быть проданным: всегда находятся те или иные остатки, которые не могут быть реализованы и формируют убыток предприятия, то есть неликвид. Поэтому в розничной торговле под неликвидом подразумевается товар, который по каким-либо причинам (например, из-за своего низкого качества, несоответствия моде и т.д.) не может быть реализован в разумные сроки.

Есть и другое, более узкое понимание неликвидности товара, когда к неликвиду относят товар бракованный, просроченный или некондиционный, предполагая, что только такой товар не может быть реализован. Этот подход удобен для бухгалтеров, но в корне неверен с точки зрения руководителя предприятия, поскольку проблема ликвидности товаров прежде всего обусловлена стратегией закупок и продаж компании.

Рассмотрим простейшую задачку: в аптечный пункт, который продает 10 ед. раствора йода в месяц, завезли 500 упаковок этого товара со сроком хранения 3 года. Очевидно, что к концу срока хранения аптечный пункт продаст лишь 360 упаковок поставленного товара, хотя изначально раствор йода был поставлен качественным и годным. То есть 140 упаковок йода уже в момент его завоза, строго говоря, являются не только избыточным запасом, но и неликвидом. Понятно, что это условная задача, однако на практике очень часто именно несовпадение планов по закупкам и планов по продажам является источником формирования неликвида, а вовсе не порча товара при хранении или по другим причинам.

К неликвидным товарам стоит отнести продукцию, которая:

• Внесла небольшой вклад в выручку;

Читайте также:  Как делать анализ на английском

• Характеризуется нестабильным спросом;

• Не продается на протяжении длительного периода времени.

Товары на складе нам необходимы для удовлетворения спроса наших клиентов и получения прибыли — это основные цели хранения товаров на складе. Однако, в силу того, что в результате хранения увеличиваются затраты, себестоимость товаров увеличивается, а значит уменьшается прибыль, которую получает компания. Именно поэтому важно понимать, какие товары уже не приносят прибыли и избавляться от этих товаров. Существует несколько методов выявления неликвидных товаров.

Однозначного правильного ответа на вопрос — Как? не существует – в каждой компании, и даже в разных подразделениях одной и той же компании могут существовать разные критерии для определения неликвидов. Они могут различаться и по качеству: для одних – полное отсутствие продаж, для других – слишком низкие продажи по сравнению с текущими остатками; и по анализируемому периоду: для одних – год, а для других – три месяца. И вы ничего не сможете сделать с вашими неликвидами, пока чётко не определитесь с однозначным нормативом, что считать неликвидом, а что нет. Необходимо формализовать эти нормативы и утвердить в компании.

Обычно, в качестве такого критерия выбирают оборачиваемость номенклатуры, поддерживаемой на складе. Однако, оборачиваемость не в полной мере характеризует эффективность использования рабочего капитала. Действительно, разный товар может иметь разную наценку, а значит, обладая одинаковой оборачиваемостью, вносить разный вклад в прибыль с единицы денежных средств. Поэтому показателем, более соответствующим задаче измерения «неликвидности», является рентабельность инвестиций в товарные запасы (ROI), рассчитываемая по каждой позиции номенклатуры как:

Прибыль за период
———————————————- * 100 %
Средняя стоимость запасов за период

Такой показатель необходимо рассчитывать по каждому товару и выявлять товары с самым низким показателем ROI. Очевидно, что причинами низкого показателя рентабельности инвестиций могут быть и отсутствие продаж, и низкий уровень продаж, а также, низкая прибыль от продаж этого товара.

Хорошей практикой для определения неликвидов является расчет критического срока хранения, который учитывает торговую наценку, отсрочку платежа поставщику, затраты на хранение и возможность получения альтернативной прибыли. В этом случае, рассчитав критический срок хранения по каждому товару, мы можем отслеживать тот момент, когда хранение товара не приносит прибыли компании.

Для расчета такого критического срока хранения рекомендуется использовать следующую формулу:

где M — критический срок хранения товара, месяцы;
R — средняя маржинальная рентабельность продаж по выбранной позиции, %;
Н — альтернативная доходность вложенных в запасы денег, в качестве которой может быть использована средняя доходность организации, % в месяц;
Z — условно-переменные затраты (в месяц) на хранение товара на складе, выраженные в % к себестоимости единицы продукции;
Y — средняя отсрочка платежа покупателям, месяцы;
W — отсрочка платежа по данному товару от поставщика, месяцы.

Обратите внимание, что при использовании данной формулы предельные сроки хранения товара могут быть различными даже для одного и того же товара, полученного от разных поставщиков, и это абсолютно справедливо. Чем больше отсрочка платежа по товару, тем дольше мы работаем на деньги поставщика, а не на свои деньги (хотя, конечно, за склад мы все равно платим). А при возникновении предоплаты ситуация меняется на диаметрально противоположную.

Рассмотрим пример в числах, Аптека Х имеет:

• среднюю маржинальную рентабельность продаж по позиции R =17%;

• при этом альтернативная доходность вложенных в запасы денег Н = 3% в месяц;

• переменные затраты на складское хранение в % от себестоимости продукции Z= 0,1% в месяц;

• отсрочка платежей покупателям не применяется;

• отсрочка платежа, предоставленная по данной позиции поставщиком, W, — 30 суток, т.е. 1 месяц.

Таким образом, М = (17% + 3*(1)/(3+0,1) = 6,45 месяца.

Значит, предельный срок хранения по данной позиции составляет чуть более полугода. При превышении этого норматива товар начинает формировать неликвид.

Недостатком данной формулы, на мой взгляд, является то, что необходимо использовать Z — условно-переменные затраты (в месяц) на хранение товара на складе и в торговом зале, выраженные в % к себестоимости единицы продукции. Зачастую эти данные трудно определить для своих товаров. Но можно и использовать те, которые в примере, они достаточно реальные.

Примечание: Я подготовила пример расчета в Excel критического уровня запаса, с помощью которого можно выявить неликвиды. Оставьте в форме свой электронный адрес и получите шаблон с расчетами.

К неликвидам также можно отнести остатки товаров, которые поставляются только под заказ клиента. Статус товара «под заказ клиента» обычно устанавливается тем товарам, которые обладают специфическими свойствами, которые не востребованы массово, или их продажи так незначительны, что хранить их на складе невыгодно. Поэтому если такой товар находиться на складе, он может считаться неликвидом сразу, потому что продажа его маловероятна. Причиной того,что такой товар оказался на остатках на складе может служит то, что клиент отказался от заказа,которые ранее размещал. И если в компании отсутствует система, при которой такой отказ невозможен или регулируется штрафами, то на складе будет накапливаться значительный объем неликвидов.

Кроме термина неликвиды можно встретить еще термин «излишки товаров». По своей сути, это товары, которых слишком много на складе, а значит в компании низкая оборачиваемость, денежные средства «заморожены», а также складские площади используются не оптимально. В данном случае, критерием определения неликвида является определенный установленный уровень запаса, выше которого товар считается неликвидом.

Одним из таких критериев может выступать — норма оборачиваемости товаров. При использовании этого критерия предприятие устанавливает нормативы (в днях ) оборачиваемости по товарам и далее контролирует, чтобы товарный остаток не превышал нужного количества для определенного срока торговли. При этом необходимо помнить, что единый норматив оборачиваемости текущего остатка для всего ассортимента установлен быть не может, поскольку разные товары имеют разные характеристики (сроки хранения, стоимость, размер, этап жизненного цикла и т.д.), и, например, для новинки норма должна быть больше, чем для уже известного покупателям товара.

Установление норм оборачиваемости текущего товарного остатка — хороший метод прогнозирования неликвида, однако возникает вопрос, как же определить этот норматив. Один из способов расчета нормативной оборачиваемости описан в статье Цена оборачиваемости. Существует еще один метод определения уровня запаса, выше которого запас можно отнести к излишнему запасу. Для выявления излишков мы оцениваем уровень запаса на текущий момент времени и сравниваем с максимальным. Излишком можно считать тот товар, уровень остатка на складе которого равен и выше Максимального.

Максимальный уровень запаса= срок выполнения заказа + 4 периода между поставками

Если период исполнения заказа большой, например 4 месяца, то товарный остаток в 5 или даже 6 месяцев нельзя считать неликвидным. Так как если начать его распродавать, то через месяц возможно придется срочно его заказывать снова. А вот, если товар мы закупаем у у поставщика в нашем городе со сроком выполнения заказа 1 день, да еще и заказываем товар у него через день, то остаток в 5 месяцев будет огромным. Поэтому имеет смысл соизмерять уровень остатка товара с периодичностью размещения заказа и сроком выполнения заказа.

Для определения уровня запаса нам необходимо разделить остаток на складе:

Уровень запаса = остаток на складе/ средние продажи за период

Период может быть и день, и неделя, и месяц. Он должен быть соизмерим с периодичностью планирования. Рассмотрим еще одно определение излишних товаров, это определение используется в Теории ограничения систем (ТОС). В управлении запасами по ТОС разделяют два вида товаров:

  • DTA -товары, которые должны быть в наличии в конкретной точке хранения, так как клиент не готов их ждать;
  • DTO- товары, которые привозятся под заказ клиента, их наличие в точке хранения не приведет к росту продаж;

Для управления запасами используется Динамическое управление буфером. Величину буфера рассчитывают по каждому товару в каждом месте хранения. Запас товара, который превышает буфер, считается излишним товаром. Остаток DTO- товара на складе без заказа клиента является неликвидом. Причин возникновения неликвидов много, рассмотрим их в следующей статье, а также методы борьбы с ними. Хочу сразу же отметить самое главное — важнее не работа по избавлению от неликвидов, важнее — разработка мероприятий по недопущению неликвидов и регулярная работа по их выявлению!

Примечание: Я подготовила пример расчета в Excel критического уровня запаса, с помощью которого можно выявить неликвиды. Также в таблице представила пример расчета максимального уровня запаса для выявления излишков. Оставьте в форме свой электронный адрес и получите шаблон с расчетами.

источник

Запас – это товарно-материальные ценности ожидающие потребления.

  • Управление закупками;
  • Управление запасами сырья и материалов;
  • Управление запасами готовой продукции;
  • Управление сбытом (дистрибуцией).

Обеспечение обслуживания потребителей:

  • поддержание неожиданного роста продаж;
  • обеспечение сезонного колебания спроса;
  • страхование сбоев поставок;
  • экономия на транспортировке;
  • размещение запасов у центров потребления;
  • защита от повышения закупочных цен;
  • экономия на оптовых скидках.
  • Увеличение текущих затрат;
  • Снижение реакции на требования потребителя;
  • Усложнение процесса управления запасами;
  • Снижение прибыли на инвестированный капитал;
  • Увеличение занимаемых площадей;
  • Перепроизводство;
  • Увеличение себестоимости продукции.
  • Если принятая стратегия управления запасами не предусматривает каких-то особых целей (например, создание спекулятивного запаса, обеспечения сезонного колебания спроса и др.) то, в целом, входящий поток по каждой позиции должен быть сбалансирован с выходящим потоком;
  • В противном случае будут возникать дополнительные издержки – издержки дефицита (при неудовлетворенном спросе) или издержки содержания запаса (при затоваривании).

Уровень запасов определяется двумя основными параметрами:

  1. Обеспечение принятого уровня обслуживания потребителей;
  2. Страхование от сбоев поставок.

Причем, первое обеспечивается с учетом уровня неопределенности спроса. Второе, помимо качества закупаемого товара и точности выполнения заказа, определяется неопределенностью циклов поставки, которая тем больше, чем больше расстояние в цепи поставки. Логистика может и должна предлагать уровень обслуживания, но принимает его маркетинг (стандарт обслуживания).

  • Товарный запас должен обеспечивать план реализации;
  • Максимум дохода при оптимальных вложениях;
  • Нормирование ТЗ происходит в той же группировке, что и планирование реализации.
  • Оценка текущего состояния товарного запаса;
  • Расчет суммарной поставки по группе планирования;
  • Формирование заявки по товарным позициям (детализация);
  • Контроль соответствия заявки плану поставок и резервирование;
  • Отгрузка.

Расчет оптимальной поставки:

V(поставки) = НТЗ – ФТЗ

Фактический товарный запас учитывает остаток товара на складе, товар в пути, отложки и резервы.

Что такое неликвид? – это товар со слабой оборачиваемостью или без движения. Другими словами это «замороженный капитал» в товаре, деньги компании выведенные с оборота. Для любой позиции на складе есть срок, дольше которого хранить остатки по ней не выгодно. Неликвид определяется предельным сроком хранения.

Исследование товарного запаса на предмет его ликвидности с точки зрения скорости оборота осуществляется на 2-х уровнях:

  • Анализ ситуации на складе («неликвид», «неликвид без движения») с целью принятия мер по увеличению оборачиваемости ТЗ;
  • Анализ ситуации по каждой конкретной позиции с целью ускорения вывода продукции из ассортимента компании, ликвидации «неудачных» и устаревших рисунков и дизайнов.

источник

Доброго, Дамы и Господа, сегодня музычки не будет, ибо тема, которую Алексей Север задвинет через пару секунд, к музицированию, песнопениям и русским народным тотально не располагает.

Контроль и Управление неликвидами, что может быть прекрасней, ну разве что голой жопой сесть на муравейник. Поэтому крайне важно научиться быстро и эффективно контролировать и управлять этим трешем на своих складах.

А начать это действо я рекомендую с изучения прошлого поста «Как найти неликвиды на своем складе» , а затем применить все увиденное и получить на выходе список неликвидов, которые паразитируют у вас на складах и по которым давно плачет наш дихлофос.

Ну а тем, кто играет с нами по-взрослому и делает все домашки, рад сообщить, что факир трезв, змея здорова, фокусы начинаются. Наша первая миссия — это контроль и управление фактическими и потенциальными неликвидами.

Начнем с Фактических неликвидов , которые уже есть в нашем списке и от которых нужно частично или полностью избавить свой склад.

И первое малоприятное, но фатально необходимое действо на эту тему называется Инвентаризация . То есть нужно взять свой список неликвидов, пойти на склад, найти все позиции из списка, пересчитать их и убедиться, что лежат они там в указанном количестве и надлежащего качества.

Наш целевой результат — сто процентное соответствие учетных данных фактическому наличию товаров на складе.

Потому что низколиквидные, малооборачиваемые и попросту мертвые запасы имеют удивительное свойство таинственно исчезать со склада, превращаться в брак и просрочку, становиться пересортом, о котором никто не знает, ибо товар этот 100 лет никому не нужен, короче, не счесть алмазов в каменных пещерах.

А какой спрашивается смысл контролировать остатки, которых нет или они в таком виде, что их проще бульдозером переехать. Верно? Резюме. Берем ноги в руки, двигаем на склад, что там делать я рассказал.

Вернулись? Посчитали? Респект.

Теперь по итогам проведенной инвентаризации обновите данные в своей Учетной системе и всем товарам из уточненного списка присвойте признак Неликвид .

Я покажу, как это делают наши клиенты. Вы тоже пробуйте вырастить такую репку на своей фазенде. И сделайте это, даже если вам придется взять в рабство на пару месяцев всех своих программистов из ИТ-отдела. Просто помните, что эта дрянь на вашем складе каждый месяц съедает уйму денег, а затем прикиньте, куда бы Вы могли их потратить. Есть мысли? Тогда ускоряемся.

Мы химичим следующим образом. Сначала заливаем полученный список неликвидов в систему ТопКонтроль и минут за 20 настраиваем всю нужную отчетность в модуле Инфостена.

Контроль и управление фактическими неликвидами

Первая задача проста и понятна. Нам нужно видеть общую динамику уменьшения объемов неликвидной продукции на складе . Решение этой задачи на графике, где зеленые столбцы показывают объем запаса неликвидных товаров в рублях на конец месяца, а синий график это их объем продаж за месяц в закупочных ценах. На втором графике та же самая информация с понедельной разбивкой .

Все очень наглядно, и в режиме он-лайн всегда можно увидеть, как обстоят дела со сливом этих бедолаг.

При этом мы должны понимать, что на 100% избавиться от неликвидных заноз маловероятно. Нам необходимо установить некий приемлемый Норматив объема неликвидного запаса , к которому мы будем стремиться.

Таким образом, перед нами всплывает вторая задача — контроль соответствия объема неликвидных запасов установленным нормативам .

Вот такая круговая диаграмма покажет Вам сумму и, главное, долю неликвидов в общем объеме запасов на складе. Именно эта доля и есть тот самый норматив, о котором я говорил выше.

То есть в качестве норматива Вам нужно определить долю супернеликвидных и просто неликвидных остатков от общей стоимости запасов на складах.

Этот норматив можно установить опытным путем, уменьшая его значение каждый месяц, пока оно не дойдет до своего предела ниже которого, как не бейся, а упасть не получается. Сами понимаете, что вещь эта сугубо индивидуальная, и зависит от конкретного бизнеса и товарной специфики, поэтому советовать какое-то конкретное значение я не рискну.

Ну а сейчас пришло время задуматься о том, что редко какой неликвид продается сам по себе без волшебного пенделя, ибо занятие это мягко говоря не веселое.

Так вот, чтобы Ваши неликвиды продавались быстро и с оркестром, на их слив должны быть финансово мотивированны конкретные люди . А мотивировать их можно двумя способами либо платить % от продаж неликвидов, либо премировать и депримировать за выполнение плана продаж неликвидных запасов. Естественно я фанат второй методы, ибо мотивировать людей процентом — это изначально утопическая идея.

Таким образом, генерируем нашу третью задачу — это контроль за выполнением плана продаж неликвидных позиций сотрудниками компании .

А теперь давайте легко и изящно решим ее с помощью вот такого отчета.

Во втором столбце выставлен план продаж неликвидов по каждому Отделу и Менеджеру, в третьем столбце мы контролируем фактические продажи по каждому из них, четвертая и пятая колонки — это нужный нам результат, а именно выполнение нашего плана продаж в процентах и рублях.

Кстати, у нас в ТопКонтроль эта цифра напрямую подтягивается в модуль Мотиватор , где превращается в сумму премии для каждого сотрудника по итогам месяца.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

А теперь внимание. Еще один важный момент в настройке мотивации . На самом деле, гораздо эффективней ставить план не по показателю «Объем продаж», а по показателю «Валовая прибыль от продаж» , дабы ваши парни чесали макушку именно над тем, как продать залежалый хлам хоть с какой-то прибылью, а не тупо слить его в минус.

Подробно о схемах мотивации я планирую рассказать в отдельном видео «Мотиватор для закупщика» . Посему подписывайтесь на рассылку и заказывайте ТопКонтроль , если это Ваша тема.

Резюмируя выше сказанное, можно понять, что на Вашем рабочем столе каждый день должна быть, как минимум, вот такая информация в удобном и наглядном виде:

Ну а последняя информация, к которой у вас должен быть доступ по одному щелчку, это ежедневно обновляемый список неликвидных позиций с объемом запаса и объемом продаж по каждой .

Информация о том, что мы продаем и что висит без движения, понадобится для принятия оперативных точечных решений о списании товара, снижении цен, проведении рекламных и различных промо акций.

В общем, если вы настроены профессионально решить эту проблему, то без вот такого отчета Вам не обойтись.

В нем выведен список всех неликвидных позиций с разбивкой по статусу и складу.

Такой отчет позволит Вам в любой момент по каждой неликвидной позиции увидеть объем запаса в рублях и штуках, объем продаж, глубину остатка, количество дней, которые прошли с момента последней продажи, а также закупочную и отпускную цену каждой позиции.

Информация по ценам нужна здесь для того, чтобы видеть нижнюю границу, до которой можно упасть при ценовом сливе или плановой распродаже.

Естественно, что все эти отчеты должны ежедневно обновляться на автомате, в противном случае толку от них ноль.

Собственно все. Такие отчеты должны быть на Вашем мониторе, если Вы на самом деле хотите вытащить деньги из своих залежалок, минимизировать их объем и держать свои неликвиды под жестким контролем.

Так что, если возникнет желание сделать себе приятное и заполучить такую красоту в собственность, звоните, пишите я на связи. Ибо ТопКонтроль — это не просто молоток, это пипец какая мощная кувалда, в момент разбивающая стены, о которые молотятся башкой 90% закупщиков и продажников в попытках адекватно управлять и контролировать свои неликвиды.

Ну а теперь пару слов о Потенциальных неликвидах. Перед Вами основные причины, почему они появляются на наших складах. Как видите список приличный.

  1. Ошибки в учетных данных.
  2. Появление товаров-аналогов и товаров-заменителей.
  3. Моральное и физическое устаревание.
  4. Забытые резервы.
  5. Брак, за который никто не хочет брать ответственность.
  6. Превышение закупочной цены над рыночной.
  7. Ошибка в объеме закупки.
  8. Прямое указание руководства на закупку товара.
  9. Отказ клиента от заказа или возврат товара.
  10. Использование новых технологий в производстве.
  11. Новинка не пошла.
  12. Резкое снижение спроса.

Так вот, плохая новость в том, что пока в этом мире не придумано таблетки, которая на 100% могла бы вылечить вас от неликвидного вирусняка. Однако, есть и хорошая новость.

Если у Вас появится привычка регулярно, хотя бы раз, а лучше 2 раза в месяц анализировать остатки, проводить поиск и обновлять свой список неликвидных товаров, то процент этих заек на вашем складе будет стремиться к нулю.

Ибо есть золотое правило, которое пока еще никто не отменил, и гласит оно следующее:

«Чем раньше Вы увидите неликвид на складе, тем быстрее Вы от него избавитесь».

Короче, поставьте эту работу на автомат и будет Вам счастье, клянусь своей эрекцией. Точка.

На этом будем считать, что первую миссию я выполнил, и теперь Вы знаете, как контролировать неликвиды на своем складе. Переходим на второй уровень под названием «Слив неликвидов». Но это уже совсем другая лав стори, о которой мы поговорим в следующем уроке нашего курса.

За сим откланиваюсь, хорошего Вам настроения, больших продаж и прочих финансовых ништяков.

Продолжение следует… ВидеоВерсия поста

источник

Неликвиды запчастей весьма распространены: для кого-то это проблема, для других — возможности. Полезная статья для профессиональных участников рынка и заинтересованных частных лиц.

Неликвиды – трудно реализуемая продукция, товарно-материальные ценности, излишние или ненужные компании, фирме. Такое или близкое по формулировкам и смыслу определение можно встретить в профессиональных источниках и справочниках.

Исходя из самого понятия, нужно четко понимать, что неликвиды запчастей не являются браком – они могут быть использованы по прямому назначению. Их проблемность состоит в основном в том, что что данный конкретный владелец испытывает затруднения с их реализацией.

При этом некоторые неликвидные позиции с ограниченным сроком годности со временем могут прийти в состояние, исключающее их применение. В зоне риска резиновые сальники и т.п. Порча создает риск прямых убытков, в дополнение к тому негативному факту, что в излишних запасах заморожены денежные средства. Поэтому для бизнеса важно найти решение вопроса в том, как избавиться от неликвидных запчастей.

Для эффективного решения вопроса исключения не оборачиваемых запасов необходимо понимать суть неликвидных запчастей, причины и механизмы их образования.

Трудности с реализацией возникают у компании по двум основным составляющим неликвидного запаса:

  • невостребованные запчасти, которые не нужны самой компании и ее целевым покупателям в силу фактической специализации;
  • мало оборачиваемые запчасти, количество которых в остатке существенно превышает реализацию покупателям и расход на собственные нужды.

Например, номенклатура для BMW в специализированном автоцентре TOYOTA превратится в неликвидные запчасти из-за не востребованности. В сервисе, специализирующемся на слесарном ремонте и техническом обслуживании, неликвидами станут невостребованные кузовные детали, даже если они профильного бренда. Примеры можно продолжать очень долго, но логика уже понятна.

Ключом к пониманию второй составляющей неликвидных запчастей является анализ расхождения величины запаса, закупок и внешнего спроса (или внутренней потребности компании). Например, рассмотрим запчасть со следующими показателями доступности и востребованности в конкретном магазине или автосервисе:

  • реализация в среднем 1 шт. в 3 мес. (за 1 год 4 шт. и т.д.);
  • для пополнения запаса возможен заказ от 1 до 100 штук в любое время;
  • срок поставки от оптового поставщика или производителя составляет в среднем 2 недели.

Запас в 2 штуки такой запчасти вряд ли станет неликвидным – он может быть распродан за 6 месяцев. А вот заказ и приход на склад этой детали в количестве 8 шт. уже приведет для данного конкретного автомагазина или автосервиса к образованию неликвида, на реализацию которого уйдет около 2-х лет.

С учетом изложенного выше просто понять, что для выделения реального масштаба неликвидов запчастей на складе нужно брать в учет не только те наименования, по которым вообще не было реализации за выбранный период, но и из реализуемых позиций выделять ту часть, которая фактически поступила на склад за пределами выбранного временного порога.

Важнейший момент состоит в том, какой принять допустимый период времени (срок) нахождения на складе, превышение которого дает основание считать запчасти неликвидными.

Для приведенного выше примера ошибочно считать неликвидом только то, что пролежало на складе более 1 года: слишком большой объем денежных средств будет «заморожен» в складском запасе из-за такого подхода совершенно необоснованно. В данном случае, разумно установить срок отнесения к неликвидам в районе 6 месяцев с даты прихода.

Если же реализация происходит ежемесячно, то порог отнесения к неликвидам разумно сократить, например, до 3-х месяцев.

Важнейшие показатели для эффективного управления складскими запасами каждого отдельного наименования запчасти:

  • величина оптимального складского запаса в натуральном выражении (в штуках, метрах, литрах, килограммах и т.д.);
  • количество в закупочной партии;
  • периодичность заказа;
  • величина реализации и ее динамика.

Ошибка в определении обоснованных значений этих показателей отразится на закупочной политике и приведет либо к упущенным продажам, либо к образованию неликвидных остатков запчастей.

Так, в рассмотренном выше примере при реализации 1 шт. в 3 месяца можно принять следующие значения:

  • оптимальный складской запас — 2 единицы;
  • количество в закупочной партии — 1 единица;
  • заказ – по факту реализации одной единицы товара.

Работает это так: держим на складе 2 штуки, купили у нас одну и еще одна осталась. Заказываем еще одну для восполнения запаса. Пока не пришла заказанная запчасть, остаток меньше оптимального запаса, но эта единица нужна на то, чтобы не образовался упущенный спрос – если вдруг появится возможность еще продать кому-либо, пока не пришла на склад вторая единица.

Если же покупатель единственный, берет по стабильному расписанию, вероятность повреждения запчасти при транспортировке исключена, а вероятность обращения другого покупателя стремится к нулю или совсем исключена, то разумнее принять такую схему:

  • оптимальный складской запас – 0;
  • количество в закупочной партии — 1 единица;
  • заказ поставщику – за 3 недели до намеченной даты реализации, из которых 2 недели составляют срок поступления на ваш склад с даты заказа и 1 неделя является запасом на приемку и обработку и компенсацию возможной некоторой задержки в пути (взято для примера, можно немногим более).

Если есть реальный риск повреждения (стекло и т.п.) или утраты груза при доставке (регулярно так бывает в вашем случае), то оптимальный складской запас можно установить 1 ед., а заказ – сразу после реализации. Это даст время на повторную доставку в случае происшествий в пути.

Такой подход позволяет существенно сократить потребность в оборотных средствах и риск образования неликвидов запчастей, однако потребует зрелого профессионального администрирования закупок и реализации.

При малой номенклатуре можно эффективно управлять процессом вручную, но в абсолютном большинстве случаев разумным будет применение настроенного программного обеспечения для анализа продаж, расчётов объема заказа и даты отправки заказа поставщику.

Обратим внимание на то, что чем оперативнее логистика и быстрее можно восполнять запас, тем меньше экономически обоснованный временной порог отнесения к неликвидам. Особая ситуация может быть для уникальных запчастей, изготавливаемых только на заказ и / или поставляемых в течение длительного времени. Если требуется высокая оперативность востребования их из запаса для проведения, например, срочных ремонтных работ, то иногда вынужденно приходится мириться с мало оборачиваемым запасом ради минимизации простоя высопроизводительной дорогостоящей техники. Такие запасы удобнее выделить в учете для повышения эффективности управления.

Как образуются неликвиды запчастей

Неликвидные запчасти образуются в результате следующих основных факторов:

  • закупка непрофильной номенклатуры;
  • закупка слишком большой партии;
  • снижение реализации;
  • изменение специализации компании на фоне нереализованного остатка под прекращенные направления деятельности;
  • внутрифирменные движения ТМЦ (получение остатков с закрываемых филиалов, после объединения складов и др.);
  • изменение номера запчасти, когда в реализацию идет новый номер, а остатки точно таких же изделий под старым номером остаются без движения и превращаются в неликвид;
  • незначительный устранимый дефект или недостоверная (или устаревшая) информация у продавца о наличии дефекта запчасти, в результате чего он перестает продавать эту запчасть.

Заказы непрофильных запчастей или слишком больших партий могут происходить в результате действия одной или нескольких причин:

  • случайная ошибка (чаще — опечатка в заказе в большую сторону или счетная ошибка при определении размера заказа);
  • неверная методика или настройка программного обеспечения по анализу остатков, реализации, расчёту состава и размера заказа;
  • низкая квалификация исполнителя, формирующего заказ;
  • низкая квалификация руководителя, принявшего решение о закупке или утвердившего неоптимальную закупочную политику;
  • необоснованно высокая оценка предстоящей реализации (ошибка в оценке ситуации отделом продаж или руководителем при утверждении планов);
  • погоня за стимулирующей скидкой или иным поощрением оптового поставщика или производителя;
  • поставка дистрибьютором или производителем только набора, включающего как востребованные, так и неликвидные запчасти «в нагрузку», с которой дилер мирится по тем или иным причинам;
  • возможность закупки только в упаковке на фиксированное количество по запчастям, реализуемым штучно.

Снижение реализации с образованием неликвидов запчастей так же может произойти по нескольким причинам:

  • уменьшение спроса на данную позицию на рынке (например, из-за популяризации товаров-заместителей или естественного сокращения парка, доступного для обслуживания);
  • прекращение производства и поставок техники, реализации которой сопутствовали и продажи специализированных только для данной модели техники запчастей, аксессуаров и дополнительного оборудования;
  • ослабление результатов работы продавцов;
  • сокращение интенсивности эксплуатации техники в автопарке компании или полное ее прекращение, если закупка велась на собственные потребности (например, если автомобиль вышел в длительный ремонт, был продан или списан, то закупленные для него расходные материалы останутся на складе и со временем превратятся в запчасти неликвид).

Выбирая путь в том, как бороться с неликвидом запчастей, нужно учитывать все факторы их появления, не оставляя незащищенных мест.

Купить неликвиды запчастей

Купить неликвидные запчасти можно в нескольких случаях:

  • целенаправленно в коммерческих целях, когда их продавец дает хорошую скидку, а они соответствуют вашей специализации и у вас есть на них покупатели (стабильно или периодически, что четко показывает анализ продаж и упущенного спроса), иными словами то, что является неликвидом для продающего, не является неликвидом для вас;
  • целенаправленно для ремонта имеющейся техники (сразу в дело), воспользовавшись предложением по низкой цене;
  • случайно, в порядке обычных закупок, когда покупатель не знает, что именно эти запчасти пролежали на складе продавца долгое время.

Риск в том, чтобы купить неликвидные запчасти, состоит в подверженности некоторых видов материалов порче с течением времени. Если металлическому крепежу, ключам, шестерням и многим другим деталям ничего плохого не придет при надлежащих условиях хранения, то резиновые изделия могут потерять необходимую эластичность, моторное масло может расслоиться и т.п.

Для того чтобы исключить возможные негативные последствия при покупке запчастей необходимо прописать соответствующие условия в договоре для защиты интересов покупателя, надлежащим образом проводить приемку по качеству и проверять даты выпуска по маркировке упаковки и сопроводительным документам.

Купить неликвиды запчастей, как правило, привлекательно в ценовом плане. Либо продавец сам снижает цену в надежде побыстрее избавиться от запасов, либо она на рынке за прошедшее время настолько вырастает, что при стандартном уровне наценки запчасти из давних закупок по стоимости выглядят очень заманчиво в сравнении с текущими.

Как избавиться от неликвида запчастей

Этот вопрос относится к тем, которые заслуживают отдельной статьи в силу множественности детализированных решений. Основные подходы заключаются в следующем:

  • поставить вопрос на регулярный (ежемесячный) контроль;
  • предпринять дополнительные меры мотивационного характера;
  • обеспечить регулярную передачу информации об имеющихся запчастях неликвидах потенциальным покупателям;
  • провести внутренний беспристрастный анализ фактических причин образования неликвидных запчастей и принять меры предотвращения подобного на будущее.

Мотивация на то, чтобы избавиться от неликвида запчастей обязательно должна быть направлена на собственный персонал. При этом мотивации покупателей (например, низкой ценой) может и не быть, поскольку по определению запчасти неликвиды — это не брак, а значит нередко их можно продать с наценкой от закупочной стоимости, найдя заинтересованного покупателя.

Для поиска покупателя совершенно точно надо в дополнение к тем шагам, которые делались ранее, совершить новые. Опора только на старые каналы сбыта скорее не принесет результат, иначе бы эти неликвиды не образовались.

Обязательно размещение информации об остатках неликвидов запчастей там, где они могут заинтересовать потенциальных покупателей:

  • разместить прайс-лист на ЗиСинфо.рф и еще 3-4 профильных интернет-ресурсах с сервисом поиска запчастей (не стоит ограничиваться 1-2 самыми раскрученными, находите и используйте узкоспециализированные нишевые и новые площадки);
  • структурировать остатки по специализации и разослать прайс-листы по профильным автомагазинам и сервисным станциям, выработав вместе с ними действенный механизм регулярного рассмотрения ваших позиций;
  • регулярно направлять предложения компаниям с собственным автопарком, для которого применимы имеющиеся запчасти неликвиды.

Продать неликвиды запчастей можно только системно совершая целенаправленные действия.

Важно помнить, что для редких и мало востребованных запчастей не важен немедленный результат – нужно отбросить завышенные ожидания, рутинно выполнять необходимые шаги и обеспечить постоянное присутствие информации о наличии в зоне видимости потенциальных покупателей. Без этого не существует положительного ответа на вопрос «Как избавиться от неликвидных запчастей?».

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Неликвиды запчастей образуются в результате многих как внутрифирменных, так и внешних причин.

Для исключения образования неликвидных запчастей в остатках необходим квалифицированный менеджмент складского запаса (планирование, организация, мотивация и контроль) и настроенное программное обеспечение.

Без должного внимания и целенаправленных усилий мало оборачиваемые запасы будут только расти. Если бы неликвиды запчастей были простой и легкой темой, то они не были бы столь масштабны в автомагазинах и СТО, на складах компаний и организаций как частного, так и государственного сектора.

Хорошая информация состоит в том, что неликвидные запчасти не являются браком, в большинстве случаев затруднения с их востребованностью характерны только для отдельно взятой точки в силу специализации или малого рыночного охвата, а найдя нужного покупателя продать неликвиды запчастей можно с неплохой наценкой.

источник

В понимании финансиста неликвидами являются все длительно не используемые запасы, как сырья, так и готовой продукции. Бывает так, что качество их очень высокое, но в силу обстоятельств они «зависли» на складе.

Причины возникновения неликвидных запасов могут быть самыми разнообразными :
– потеря качества при длительном хранении;

– неправильное определение объемов закупок – просчеты снабженцев или коммерческого департамента. Классическая причина закупки излишков – завышенный план продаж, составленный в соответствии с пожеланиями генерального директора и заведомо невыполнимый;

– ошибки в складском хранении. Например, из складского оборота выделили страховой запас, который разместили на верхних полках стеллажей.

Страховые случаи редки – вот пусть и не мешается под ногами. Стоит забыть про такой запас, и он вполне может стать неликвидом. Ошибки в складской логистике могут быть не менее плачевными. Например, в производство или на продажу выписывается товар, расположенный ближе к зоне погрузки, независимо от истечения срока его годности;

– несогласие поставщика заменить бракованный товар. Очень характерно для случайных контрагентов или поставщиков-монополистов. На практике они просто игнорируют рекламации. Монополист не боится юридических санкций – клиенту деваться некуда! Случайный поставщик полагает, что вряд ли этот клиент купит что-то еще – зачем же тогда нести дополнительные расходы. К рекламациям он тоже относится спокойно, так как чаще всего сумма ущерба меньше, чем стоимость юридического преследования. Покупателю это будет невыгодно;

– приобретена партия товара, сбыт которого под большим вопросом. Это характерно для товаров-новинок, продажи которых сложно предугадать. Нередко в стремлении угодить клиентам менеджеры отдела продаж настаивают на расширении товарного ассортимента и клянутся, что реализуют все. Но получается так, что продать удается только часть нового товара, остальное же не находит своего покупателя и намертво «заседает» на складе;

– заключена бартерная сделка, в результате которой компания становится счастливым обладателем товара с сомнительной ликвидностью. Такое возможно, когда менеджеры отдела продаж мотивированы, например, на такой целевой показатель, как стоимость отгруженных товаров. Менеджер получит свои проценты, а дальнейшая судьба приобретенного неликвида его не волнует.

Это далеко не исчерпывающий перечень причин возникновения невостребованных складских остатков. Проблемные запасы могут образовываться также из-за падения спроса на товар, запрета генерального директора реализовать залежавшуюся продукцию по сниженной цене, наконец, из-за того, что остатки некратные или немерные (один рулон обоев, отрезок швеллера длиной 38 см и т. д.) или были навязаны поставщиком. Практика компаний знает немало совершенно уникальных случаев появления никому не нужных запасов. Более того, нельзя четко обозначить ответственных за возникновение неликвидов – все подразделения предприятия вносят свой вклад в их появление.

БЫСТРОЕ РЕШЕНИЕ

КОМПАНИЯ ПРИОБРЕЛА ТОВАР ОЧЕНЬ ВЫГОДНО, НО ПОКА ЕГО ПРОДАЖИ НЕ ИДУТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. НУЖНО ЛИ РАСЦЕНИВАТЬ ЭТО КАК НЕЛИКВИД И СТАРАТЬСЯ ОТ НЕГО ИЗБАВИТЬСЯ?

Многое зависит от специфики предприятия. Если обычная практика подразумевает распродажу товара в среднем за месяц, конечно, тот товар, о котором идет речь, – неликвид. В идеале, чтобы принять взвешенное решение, нужно постараться оценить, за какое время гипотетически возможно распродать то, что было куплено задешево. Как только вы определите время, несложно будет посчитать все связанные с этим затраты: хранение, обслуживание запасов на складе, а главное – не забудьте посчитать потери, связанные с обездвиживанием денежных средств в этом запасе. Но на практике товар, который сулил даже 200% рентабельности, но «завис» в компании на несколько лет, вряд ли в итоге будет реализован с прибылью.

Лучше всего своевременно отслеживать ситуацию с запасами на ранних стадиях. На практике это будет означать, что в компании:

– раз в две недели составляется отчет по тем наименованиям, остатки которых не менялись за последние 30 дней. Оговоримся, что возможны случаи, когда наличие таких запасов вполне оправданно. Например, запасные части, которые могут быть не востребованы, но по соображениям обеспечения непрерывности производства вынужденно хранятся на складе. Отчет представляет собой перечень ресурсов с указанием остатка и даты последней выдачи со склада. Это позволяет без усилий выявить явные неликвиды. Появление нового наименования свидетельствует о зарождении новых невостребованных запасов;

– с той же периодичностью должен формироваться отчет по наименованиям, расход которых за последние 30 суток не превышает 5% от остатка (возможны вариации количественного критерия). Он позволяет идентифицировать скрытые неликвиды. Представьте себе, что при остатке товара в 1000 единиц есть вялая реализация порядка 3–4 единиц в месяц. По формальному признаку такой товар не попадает в первый отчет, хотя фактически тоже неликвиден;

– раз в месяц менеджмент компании проводит «мозговой штурм». Основная задача – найти варианты реализации или использования неликвидов. И разумеется, необходимо проконтролировать исполнение принятых на таких встречах решений, в этом поможет отчет по реализации неликвидов. Просматривать его раз в месяц будет достаточно.

Вячеслав Гвоздев , вице-президент по финансам концерна «Катюша»: «Бороться с неликвидами приходится постоянно. Причем мы стараемся сконцентрироваться не столько на утилизации, сколько на мерах, позволяющих избежать запасов, которые будут лежать на складах годами. Для этого постоянно формируем отчеты по неликвидным запасам сырья и материалов на основе натурального и стоимостного анализа коэффициентов оборачиваемости во взаимоувязке с точкой заказа очередной партии. Это находится в компетенции службы снабжения и финансового департамента.

Кроме того, в нашей компании идет работа, направленная на улучшение технологических процессов. Брак – самая распространенная причина возникновения неликвида для многих компаний. Мы регулярно обновляем нормативы по браку и отходам, а также жестко контролируем их исполнение.

Если самое страшное все-таки произошло и компания обзавелась неликвидными запасами, то в течение месяца мы пытаемся их продать или вернуть поставщикам. Не получилось – проводим уценку и пытаемся повторить указанный цикл, что остается – списываем».

Татьяна Цыганкова , финансовый директор ООО «Дана и Ко»: «Наша компания выпускает минеральную воду, лимонад и безалкогольные напитки. Специфика производства пищевой продукции не позволяет накапливать большое количество неликвида. Использовать вторично или перепродавать продукцию с истекшим сроком годности мы не имеем права. Чаще всего в складские остатки попадет продукция, непригодная для продажи, однако невостребованные запасы могут образовываться по не зависящим от нас причинам, например в результате изменений законодательных нормативов. Как раз недавно по этой причине нам пришлось перейти на новый компонент и отказаться от старого, запасы которого мы утилизировали. Часто неликвидными становятся этикетки от товара, выпуск которого прекращен. Использовать их повторно тоже не представляется возможным.

Небольшие размеры складских помещений не позволяют нам превышать уровень запасов, способный привести к образованию неликвидов. Вспомогательное сырье, как правило, продается на сторону ниже себестоимости. Выручка от продажи, конечно, незначительная, но гораздо больше ушло бы на утилизацию».

Прежде чем начинать избавляться от ненужных запасов, важно отказаться от поиска виновных в их возникновении. В противном случае все затянется на неопределенный срок.

Итак, залог успешной продажи залежавшихся запасов – определение их реальной рыночной стоимости, по которой неликвиды купят, причем достаточно быстро. Распродать ненужные запасы по балансовой стоимости вряд ли удастся.

Следующая задача – создать прайс-лист. Чтобы не тратить на это много человеко-часов, стоит придерживаться такой последовательности.

Первый этап. Формируем виртуальный склад неликвидов. Цель – централизовать учет.

Второй этап. Разбиваем запасы на четыре группы:
– «А» – ресурсы, которые можно реализовать на рынке по более низкой, чем балансовая, цене;
– «Б» – ресурсы, которые можно продать по сниженной цене после некоторой незначительной доработки (ремонт, улучшение и др.). Известен случай, когда на торговом предприятии «зависли» елочные шары с надписью: «С Новым годом Собаки!». На каждый шарик нанесли запятую («С Новым годом, Собаки!»), после чего их удалось продать как оригинальные сувениры;
– «В» – ресурсы, реализовать которые на рынке нереально либо стоимость доработки которых соизмерима с их балансовой стоимостью;
– «Г» – ресурсы, которым можно найти применение в собственном производстве или в хозяйственной деятельности предприятия.

Такая дифференциация даст более четкое понимание ситуации.

Третий этап. Далее определим цену реализации по каждой имеющейся позиции. При этом детальное исследование предполагаемого рынка сбыта не проводится. В итоге в кратчайшие сроки и с минимальными трудозатратами мы создаем прайс-лист, с которым уже можно работать. Отметим, что в запущенных случаях, когда число неликвидных позиций значительно, прибегают к общей уценке каждой группы. Например, для группы «А» можно дать скидку в 30%, для «Б» – на 70%, а для запасов группы «В» – на 90%. Неоднозначное решение, но время и деньги сэкономит.

После того как определились с ценами и группой запасов, остается перейти к конкретным способам избавления от них. Сразу оговоримся, что универсальных решений нет, а перечисленные ниже методы могут быть использованы лишь по отдельности.

Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»: В борьбе с неликвидами все средства хороши. Для нас классический способ – распродажи, на которых залежавшиеся товары продаются немногим ниже себестоимости. Главное – вернуть хоть какие-то деньги.

Сложнее всего с сырьем для производства продуктов питания, которое «зависло» на складе. Как вариант можно попробовать создать новую рецептуру, которая будет предполагать использование неликвидных запасов сырья. Но здесь важно выдержать два условия. Первое – на продукцию, выпускаемую по новой рецептуре, есть спрос. Второе – не требуется серьезных затрат, а в наличии достаточное количество складских остатков для производства хотя бы минимальной партии.

С непищевой продукцией все намного проще. Например, мне известен случай, когда одна компания подарила неликвиды сотрудникам к какому-то очередному празднику. Речь шла о бытовой технике, которая несколько устарела морально.

Я знаю, что в практике российских компаний бывали случаи, когда стоимость неликвидных запасов вычиталась из зарплаты виновных в их возникновении. Не самый лучший способ компенсировать потери, тем не менее компании не повредит, если система мотивации ответственных сотрудников будет учитывать факты возникновения невостребованных запасов».

Конкретный сотрудник и конкретные деньги.

Введите дополнительную мотивацию для любого сотрудника фирмы, пожелавшего принять участие в реализации неликвидов. Дополнительные бонусы нередко склоняют какую-то часть коллектива к борьбе с неликвидами в режиме «по совместительству». На это редко идут менеджеры, зато откликаются рабочие и рядовые исполнители.

Специалисты из США полагают, что идеальный вариант избавления от неликвидов – это их продажа по себестоимости. Если такой возможности нет, то ненужные запасы необходимо продать как можно быстрее первому же желающему за любую цену, даже символическую. Предполагается, что затраты времени на поиск более оптимального варианта реализации не окупаются.

Датчане полагают, что каждое производственное предприятие должно иметь непосредственно при заводе точку розничной продажи. Помимо готовой продукции в таких магазинчиках нередко организуется отдел неликвидов, зачастую без продавца, где предлагается некондиция, деловые отходы производства и т. д. Действительно, магазин вряд ли себя окупит, но выделение незначительной площади в уже существующей точке продаж вполне может решить проблему при минимуме затрат.

Поиск нетрадиционных рынков сбыта («перпендикулярный» сбыт).

Его целесообразно вести при значительном количестве неликвидов или при постоянном их притоке по какой-либо товарной позиции. Предполагается искать применение запасам совсем не в том сегменте рынка, для которого они были предназначены изначально. К примеру, фирма получила партию красного вина в стеклянных бутылках. При транспортировке груз был залит водой, в результате этикетки и акцизные марки смылись или потеряли вид. Вино продали мясоком-бинату в качестве пищевой добавки для производства некоторых сортов колбас.

Российское решение проблемы.

Неликвиды рассматриваются как средство оплаты проблемных долгов компании. Как правило, речь идет о кредиторской задолженности, которая недостаточно подкреплена необходимыми документами, суммы долга оспариваются и т. д. Такие долги обычно сопровождаются вялотекущими переговорами, иногда затягивающимися на много лет. При трезвой оценке позиций стороны вполне могут прийти к компромиссу – дебитор избавляется от неликвидов и закрывает проблему, кредитор же удовлетворяется хотя бы таким решением.

На старте предлагается самая высокая цена, на которую теоретически рассчитывает продавец. Если никто из участников торгов не отреагировал на это предложение, цена снижается на один пункт и т. д. Схема вполне применима для реализации неликвидных запасов при условии их большого количества и наличия хотя бы нескольких покупателей.

Передача неликвидов сотрудникам в счет заработной платы.

Естественно, этот способ нельзя применять насильно. На практике нередко бывает так, что сами рабочие или служащие находят какое-то применение неликвидам для семьи и дома, после чего предлагают их забрать «под зарплату».

Продажа в виде премии за покупку.

Характерно для избавления от потенциальных неликвидов, например для товаров с истекающим сроком годности.

Включение неликвидного товара в набор или комплект.

Например, «зависшие» на складе конфеты какого-то определенного сорта можно в незначительном количестве добавлять в подарочные наборы. Все прекрасно помнят продуктовые заказы советского периода – хочешь купить апельсины – получи в нагрузку две банки кабачковой икры.

ЕЩЕ ТРИ СПОСОБА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЛИКВИДОВ

Вернуть поставщику со скидкой.

Не исключено, что наши запасы довольно легко найдут применение у поставщика.

Предложить менеджеру по продажам оплатить заказанный им товар, который «завис» на складе.

Способ довольно жестокий. Но если покупатель по каким-то причинам не приобретает весь заказанный под него товар, то «доедать» его придется кому-то другому. Из опыта: менеджеры отдела продаж часто теряют интерес к подобным остаткам, которые автоматически становятся неликвидами. Задумайтесь над вопросом: почему организация должна терпеть убытки из-за продавца, который решил угодить клиенту.

Накопить определенный объем неликвидов и продать их оптом.

Иногда неликвидные запасы можно реализовать только относительно большой партией, что вызывает необходимость их накопления на складе. Характерным примером будет вторичное сырье.

РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

Нередко борьба с неликвидами проходит бессистемно, носит характер каких-то краткосрочных кампаний – предприятия кидает из крайности в крайность. Вот лишь некоторые примеры распространенных заблуждений.

Неликвиды надо продать с получением хотя бы минимальной прибыли.

К сожалению, это невозможно. Такой подход принесет лишь затраты и дальнейший рост количества невостребованных запасов. Примите за аксиому такой тезис: неважно, сколько вы заплатили за ваши неликвиды – все равно этих денег уже нет. Реально товар стоит столько, сколько за него предлагает рынок, и не больше!

Не тратить время и средства на борьбу с неликвидными запасами, а просто их списать.

Очевидно, что такое решение не является самым рациональным. Все-таки неиспользуемые запасы обладают определенной стоимостью, и какую-то ее часть можно спасти.

В один прекрасный день появится покупатель, который купит весь престарелый запас.

Легенды о подобных продажах весьма живучи. Но даже если такие случаи и имеют место, они настолько редки, что их не стоит принимать всерьез.

Запас карман не тянет и пусть лежит .

К сожалению, все совсем не так. Расходы по содержанию, инфляция и другие причины «съедают» часть стоимости неликвидных ресурсов без всякой надежды на компенсацию. Неликвиды не просто лежат, они постоянно дорожают и к тому же занимают дополнительные складские объемы.

источник