Меню Рубрики

Как сделать анализ недоимки по налогам

Методика анализа поступлений налогов и сборов по отдельным видам налогов.

Данная методика применяется при анализе уровня выполнения задания по мобилизации в федеральный бюджет по основным видам налогов: НДС, акцизам, НДПИ, налогу на прибыль организаций и др. Выявляются регионы, за счет которых задание по тому или иному налогу не выполнено, и определяются крупнейшие налогоплательщики, неуплата налогов которыми в значительной степени воздействовала на выполнение задания. Иными словами, проводится пофакторный анализ причин невыполнения задания.

Вначале определяются макроэкономические показатели, оказывающие определяющее влияние на динамику поступления того или иного налога.

Для НДС это — ВВП, ИПЦ, экспортные операции, изменение мировых цен на нефть и газ.

Для НДФЛ это — объемы фонда оплаты труда, ИПЦ и ряд других показателей.

Для НДПИ это — объемы добытых полезных ископаемых и цены на них.

Анализ поступлений по видам налогов осуществляется по следующей схеме:

1. Анализ поступления налога в абсолютном выражении нарастающим итогом за отчетный период. Определение динамики поступлений. Расчет доли поступлений налога в консолидированный бюджет и ее изменения по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Анализ влияния макроэкономических показателей на динамику поступлений.

2. Анализ помесячной динамики поступлений налога в бюджеты различных уровней. Выявление и объяснение фактора сезонности, связанного с установленными Налоговым кодексом РФ сроками предоставления в налоговые органы деклараций и уплаты налогов. Рассмотрение налоговых поступлений в абсолютном и относительном выражении и темпов роста поступлений.

3. Анализ фактического поступления налогов и соответствие темпов роста начислений и поступлений. Анализ цепочки взаимоувязанных показателей: начислено — фактически поступило — изменение недоимки.

4. Расчет уровня собираемости налога (как отношение суммы фактически поступившего налога к начисленной его сумме). Сравнение уровня собираемости с показателем в соответствующем периоде предыдущего года.

Анализ задолженности по конкретному налогу или сбору осуществляется по схеме, аналогичной анализу всей задолженности.

Анализ необходимо проводить как в абсолютном, так и в относительном выражении в целях более объективного отражения ситуации.

1. Анализ задолженности начинается с анализа ее главной составляющей — задолженности по налогам и сборам, данные по которой содержатся в форме статистической налоговой отчетности № 4-НМ. Сравнение состояния задолженности на отчетную дату с ее состоянием с началом отчетного года (а не с объемом задолженности на соответствующую дату предыдущего года, поскольку показатель задолженности формируется нарастающим итогом) в абсолютном и относительном выражении (отношение объема задолженности на отчетную дату к объему задолженности на начало года). Результат выражается в процентах.

Вычисление темпа роста (снижения) задолженности и сравнение его с аналогичным темпом за соответствующий период предыдущего года. При этом при увеличении суммы задолженности темп ее роста может как возрасти, так и сократиться.

2. Рассмотрение изменения задолженности в течение отчетного периода. Выявление месяцев, в которые сумма задолженности росла и сокращалась. Анализ причин выявленной динамики.

3. Рассмотрение макроэкономических показателей, влияющих на изменение объема задолженности по налогам и сборам, таких как показатели финансового положения предприятий реального сектора экономики и состояние платежей и расчетов в экономике.

Так, дисциплинированное с точки зрения финансовых расчетов предприятие может иметь просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность по вине недисциплинированных контрагентов.

4. Выявление круга субъектов (регионов, инспекций ФНС России), в которых произошло снижение задолженности и отдельно тех, в которых произошел ее рост. Определение субъектов с наибольшими отклонениями (в абсолютном выражении и в процентах) как в положительную, так и в отрицательную стороны. Анализ причин выявленной динамики.

5. При выявлении роста задолженности — рассмотрение структуры задолженности. Составляющими этой структуры могут являться: рост недоимки, увеличение объема отсроченных (рассроченных) платежей и наличие приостановленных к взысканию платежей.

6. Анализ изменения структуры задолженности отдельно по каждой составляющей в абсолютном и относительном выражении. Определение удельного веса каждой составляющей и его изменение на текущую дату по сравнению с началом года.

7. Анализ помесячной динамики составляющих задолженности. Определение круга субъектов (инспекций ФНС России), которые снизили объем составляющей задолженности и отдельно тех, в которых произошел ее рост. Анализ причин выявленной динамики.

8. Анализ задолженности по составляющим в разрезе основных налогов.

9. Анализ задолженности по штрафным санкциям и пеням. Определение доли такой задолженности в общем объеме задолженности. Изменение этой доли в динамике в абсолютном и относительном выражении.

10. Анализ мониторинга крупнейших налогоплательщиков (форма налоговой отчетности № 1 — МР) и влияния их задолженности на ее общий объем.

Анализ применяемых методов налогового администрирования в целях принудительного взыскания задолженности или ее реструктурирования является частью оценки вышестоящими налоговыми органами деятельности подчиненных им налоговых органов. Такая оценка осуществляется при помощи различных количественных и качественных критериев, утвержденных ФНС России.

Порядок определения показателей оценки:

1) по данным налоговой отчетности рассчитывается показатель;

2) по результату расчетов, в сравнении с контрольным заданием, установленным вышестоящим налоговым органом, оцениваемому налоговому органу присваивается определенный балл (перевыполнение задания (+1); выполнение задания (0); невыполнение задания (-1));

3) полученный балл умножается на коэффициент значимости (1, 2 или 3 в зависимости от группы показателей, к которой относится оцениваемый показатель);

4) полученные баллы суммируются по всем показателям для получения итогового балла;

5) по итоговому баллу все оцениваемые налоговые органы ранжируются в порядке убывания, каждому присваивается определенное место.

Показатели оценки деятельности налоговых органов формируются ежеквартально по следующим группам показателей:

1. Поступление администрируемых доходов и уровень достижения индикативных показателей.

2. Задолженность и недоимка.

4. Учет налогоплательщиков.

6. Возмещение НДС по налоговой ставке 0% и рассмотрение налоговых споров, связанных с возмещением НДС при экспорте товаров.

При этом следует отметить, что показатели, относящиеся к группе «Задолженность и недоимка» имеют одни из самых высоких коэффициентов значимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9091 — | 7271 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Действующее законодательство в сфере контрактной системы устанавливает, что заказчик обязан организовать контроль всех тех участников госзакупок, которые подали заявки. Причем, требований и принципов проверки довольно много.

Отметим, что полный перечень правил закреплен в 31 статье закона №44-ФЗ. Так, п. 5 ст. 31 гласит, что за участником не может числиться задолженность перед бюджетом по налогам за прошлый отчетный год более чем 25% от общей стоимости его балансового имущества.

Причем, поставщик обязан только задекларировать соответствие данному требованию. То есть компания, подавшая заявку, среди прочей документации должна представить декларацию о соответствии общим требованиям, которая подтверждает полную или частичную оплату задолженности по налогам и отсутствие просрочки. Это позволяет фирме участвовать в госзакупках.

Требовать дополнительное подтверждение данной информации заказчик не вправе. Контрактная служба учреждения, либо, специально назначенный управляющий должны организовать самостоятельную проверку задолженности по налогам.

Разберемся, как узнать, есть ли задолженность по налогам.

В настоящее время доступно несколько вариантов, где посмотреть задолженность по налогам. Рассмотрим подробно каждый из них.

Официальный сайт ФНС проверить задолженность поставщика перед бюджетом позволяет без регистрации. Для этого достаточно перейти по ссылке на сайт, ввести ИНН организации, а также указать проверочный код с картинки. Система позволяет быстро узнать наличие задолженности по налогам, сборам и прочим налоговым обязательствам.

Самый надежный вариант, как проверить есть ли задолженность по налогам у участника закупок — это запросить информацию напрямую в налоговом органе. Для получения документального подтверждения, что поставщик не имеет долгов перед государством, составляется официальный запрос. Причем, документ в налоговую службу (узнать задолженность по налогам) можно направить, как в бумажном, так и в электронном виде. Запрос составляется в произвольном виде, однако, следует указать обязательные реквизиты:

  1. Наименование ТО ИФНС, должность и ФИО руководителя отдела.
  2. Наименование компании-заявителя, ФИО руководителя или контрактного управляющего.
  3. Адрес, телефон и прочую контактную информацию о заявителе.
  4. Сведения об участнике (полное наименование, ИНН, ОГРН, либо иные сведения для идентификации).
  5. Дата составления и подпись заявителя.

Если компания имеет долги, по которым ФНС уже обратилась в суд, то сведения о принятом решении можно проконтролировать на официальном сайте судебных приставов. Отметим, что сервис позволяет узнать о долгах, по которым было инициировано взыскание задолженности по налогам в судебном порядке. К тому же, информационные базы предоставляют сведения только по индивидуальным предпринимателям и физлицам.

Допустим, что справка из налогового органа на руках, как теперь проверить соответствие УГЗ установленным требованиям? Рассмотрим на конкретном примере.

ООО «Весна» является участником госзакупок. По сведениям ИФНС за компанией числится недоимка по налогу на прибыль за 2017 год в сумме 15 000 рублей. В соответствии с п. 5 ст. 31 закона №44-ФЗ, долг не может превышать 25% от общей балансовой стоимости активов.

Выясняем показатель стоимости активов на основании бухгалтерской отчетности, а именно, на основании бухгалтерского баланс за 2017 год. Получить сведения можно на официальном сайте поставщика, в налоговой инспекции, либо по письменному запросу.

Данные бухгалтерского баланса ООО «Весна» за 2017г.:

Анализируем данные строки 1600 «Баланс» по активам. В нашем примере показатель равен 33 083 тысяч. рублей. Следовательно, 25% от этой суммы составит 8 272,75 тысяч рублей, что намного больше 15 000 рублей недоимки по налогу на прибыль.

Делаем вывод, что ООО «Весна» имеет право принимать участие в государственных закупках, даже при наличии долга по налоговым обязательствам (15 000 руб.).

источник

По результатам анализа отчетной формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» можно составить следующую таблицу 12.

Таблица 12 — Анализ недоимки Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области за 2007-2009 гг.

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего

— недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства

— задолженность приостановленная к взысканию в связи с банкротством

Задолженность взыскиваемая судебными приставами

Приостановленные к взысканию платежи

Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

Суммы списанной безнадежной недоимки по федеральным налогам

Суммы списанной безнадежной недоимки по региональным и местным налогам

Таким образом на основании анализа табл. 12 и оценки работы Межрайонной ИФНС №4 можно сделать следующие выводы:

1. Задолженность перед бюджетов за исследуемый период выросла на 1290827 тыс. руб. или в 7,3 раза., при этом более всего выросли суммы задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.

2. Как положительный факт в работе Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области следует отметить уменьшение безнадежной недоимки по федеральным налогам на 849093 тыс. руб. за 2007-2009 гг. и безнадежной недоимки по региональным и местным налогам на 118954 тыс. руб. соответственно. Это свидетельствует о росте эффективности контроля за исчислением и сборов налогов со стороны Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.

3. Как негативный момент следует отметить рост задолженности по предприятиям, находящимся в процедуре банкротства, на 169769 тыс. руб. По результатам процедуры банкротства у предприятий не всегда есть возможность погасить задолженность перед персоналом по заработной плате и государством по налогам и сборам, т.е. в случае этих сумм присутствует высокая степень риска недополучения бюджетом этих средств.

4. Соотношение видов платежей в структуре доначислений по результатам контрольной работы за 2009 год выглядит следующим образом:

— налоги (взносы, сборы) — 95928 тыс. руб. или 59,5%. от общей суммы доначислений. По отношению к 2007 г. их удельный вес увеличился на 0,4%.

— пени по актам — 11346 тыс. руб. или 7,1%, что выше данного показателя 2008 года на 2,0%. Рост в абсолютной величине по отношению к соответствующему периоду 2008 года — 1007 тыс. руб.

— пени, начисленные на текущую задолженность — 28403 тыс. руб. или 17,6%. По отношению к соответствующему периоду прошлого года их доля в общем объеме начислений снизилась на 11,7%. Снижение в абсолютной величине по отношению к соответствующему периоду 2008 г. — 30209 т. руб., основной причиной послужило списание задолженности по предприятиям — банкротам.

— налоговые санкции — 24764 тыс. руб. или 15,4%, что выше данного показателя 2008 года на 9,2%.

Рассмотрим результаты камеральных проверок, проведенных Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области на примере налога на доходы физических лиц.

В Российской Федерации налог на доходы физических лиц введен с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. Порядок налогообложения установлен в главе 23 НК РФ.

В соответствии с действующим законодательством предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах физических лиц по форме утвержденной МНС России (Справка формы №2-НДФЛ), а также суммах начисленных и удержанных налогов. После чего, составляется список налоговых агентов, представивших Справки формы №2-НДФЛ позднее установленного срока, который используется для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ.

Список налоговых агентов, не представивших Справки формы №2-НДФЛ формируется на 01.04.2009, 01.05.2009, 01.08.2009, 01.11.2009, а также на иную дату для целей осуществления оперативного контроля.

Налоговый орган обязан принять меры для получения Справок формы №2-НДФЛ от всех налоговых агентов, обязанных их представить. Кроме этого, налоговым органом должны быть применены меры налоговой (статья 126 НК РФ) и (или) административной ответственности (статья 15.6 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации).

Информация, содержащаяся в «Списках налоговых агентов, распределивших физическим лицам дивиденды», в частности, используется в целях осуществления контроля за полнотой отражения в Справках формы №2-НДФЛ доходов в виде дивидендов, для контроля за полнотой представления налоговыми агентами Справок формы №2-НДФЛ.

Если по данным декларации по налогу на прибыль сумма начисленных дивидендов в пользу физических лиц больше суммы дивидендов в Сводной справке, то налоговому органу следует проверить полноту представления налоговым агентом Справок формы №2-НДФЛ и правильность отражения в них суммы выплаченных дивидендов.

По состоянию на 1 сентября 2009 года количество физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ от продажи недвижимого имущества составило 2570.

Продекларировали свои доходы от продажи недвижимого имущества 2393 физических лица, что составляет 93,1% от количества обязанных представить налоговую декларацию.

Количество физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ от продажи транспортных средств составило 4942. Продекларировали свои доходы от продажи транспортных средств 4413 физических лиц, что составляет 89,3% от количества обязанных представить налоговую декларацию. Количество физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ по доходам от сдачи в аренду или найма любого имущества на основе заключенных договоров гражданско-правового характера составило 352. Продекларировали свои доходы от сдачи в аренду или внаем любого имущества 245 физических лиц, что составляет 69,6% от количества обязанных представить налоговую декларацию.

Таблица 13 — Поступление НДФЛ за 2009 год в Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области

Поступило за январь — декабрь 2008 г., тыс. руб.

Январь — декабрь 2009 года, тыс. рублей

Налог на доходы физических лиц:

Декларировать свои доходы за 2009 год обязаны граждане, которые продали или сдавали в аренду жильё, дачи, автомашины, гаражи, любое имущество, граждане, получившие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.

Читайте также:  Чернышевский господин чичерин как публицист анализ

Декларации о доходах будут представлять в налоговые органы получатели выигрышей в лотереях, тотализаторах, других основанных на риске играх, граждане, с которых налог не был удержан налоговыми агентами. Как всегда, будут отчитываться о доходах индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, другие граждане, занимающиеся частной практикой.

В декларировании доходов за 2009 год есть новшества. Если гражданин продал легковой автомобиль, зарегистрированный на него не менее трёх лет, эти доходы не будут облагаться налогом доходы физических лиц. Также изменения касаются доходов от продажи жилья, дач, садовых домиков или земельных участков, иного имущества, кроме ценных бумаг и имущества, используемого в предпринимательской деятельности, находившихся в собственности граждан три года и более. Они включены в перечень не облагаемых НДФЛ. Поэтому в этих случаях у налогоплательщиков нет необходимости представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ.

Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Срок декларационной кампании в 2010 году — не позднее 30 апреля. При этом граждане, претендующие на социальные и имущественные налоговые вычеты, вправе сдать декларации по форме 3-НДФЛ в любое время в течение трёх лет. В апреле Межрайонная ИФНС №4 по Брянской области будет работать в продлённом режиме.

Общая сумма налога на основе налоговой декларации уплачивается в срок не позднее 15 июля. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Недоимка по уплате налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2008 год в размере более 20 тыс. руб. числится за предприятиями.

На сегодняшний день наличие в Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области информационной базы при проведении камеральных налоговых проверок позволяет отследить всех налоговых агентов по НДФЛ, так как сведения, полученные от состоящих на учете в инспекции налогоплательщиков и налоговых агентов загружаются в базу данных инспекции сразу после сдачи.

Таблица 14 — Результаты камеральных проверок по состоянию на 01.11.2009 г. по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области

из них по проверкам, проведенным с участием органов внутренних дел

Доначислено по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц включая пени по данным карточек «Расчеты с бюджетом», а также штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных ст. 46,60,76,86 НК РФ

доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц

Всего, включая выездные проверки

Таким образом, мероприятия налогового контроля, позволяют погасить сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, перечисленную налоговыми агентами в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.2009 в общей сумме задолженности на 1356759 руб. или 100%.

Рассмотрим общие результаты камеральных проверок, проведенных Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в 2008-2009 гг. в таблице 15. Таким образом, количество проведенных проверок за 2009 год по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 54,5%, в том числе по проверкам организаций — 54,3%, по проверкам физических лиц 55,0%.

Таблица 15 — Результаты камеральных проверок по Межрайонной ИФНС №4 в 2008-2009 гг.

Выездные проверки, ед., в т.ч.:

Принято решений о привлечении к ответственности

Уровень результативности проверок, %

Проверки, проведенные с использованием целенаправленного отбора объектов, ед.

Удельный вес в общем числе проверок, %

— из них связанных с ликвидацией налогоплательщика

— по заданию вышестоящего налогового органа

Удельный вес в общем количестве проверок, %

Тематические камеральные проверки, ед.

Удельный вес в общем количестве проверок, %

Количество сотрудников, осуществляющих проведение выездных налоговых проверок

Количество сотрудников, осуществляющих проведение камеральных проверок

Количество сотрудников, осуществляющих проведение выездных налоговых проверок по физическим лицам

Снижение количества проведенных проверок за 2009 год по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вызвано причинами:

— количество организаций, проверенных в связи с ликвидацией, за 2009 г. снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2008 на 19 проверок;

— снизилось количество инспекторов, проводивших выездные налоговые проверки на 2 человека;

— с целью сбора достаточной доказательной базы проводятся встречные проверки цепочки поставщиков (от продавца до изготовителя), кроме того, с целью выявления «конвертной» схемы оплаты труда, а также для подтверждения фактов нарушений налогового законодательства вызвано 347 свидетелей, проведено 219 опросов, в связи с чем, значительно возросла продолжительность проведения выездных налоговых проверок, средняя продолжительность проверок увеличилась на 29 дней;

— в 2009 году проводились проверки таких организаций как ООО «Ларт» и ОАО «БМК», в ходе проведения которых установлено большое количество участников схем ухода от налогообложения, что также потребовало значительного времени на проведение проверок, решения по указанным проверкам будут приняты в 2009 году. За 2009 год нарушения установлены в 59 проверках, в том числе в 48 организациях и у 11 физических лиц.

Сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку за 2009 год составила 1568,1 тыс. руб., в том числе на одну проверку организаций — 1749,9 тыс. руб., на одну проверку физических лиц — 774,9 тыс. руб. За 2008 год сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку составила 789,3 тыс. руб., в том числе на одну проверку организаций — 822,7 тыс. руб., на одну проверку физических лиц — 651,0 тыс. руб. Сумма доначислений на одну результативную выездную проверку за 2009 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составила 198,7%, в том числе по проверкам организаций 212,7%, по проверкам физических лиц 119,0%. Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку организации в сравнении с соответствующим отчетным периодом 2008 года снизилась на 0,2 тыс, руб.

Сумма доначислений на одну результативную камеральную проверку увеличилась на 15,0 тыс. руб. Так за 2008 год доначисления в расчете на 1 проведенную камеральную проверку составили 1,2 тыс. руб., в то время как за 2009 год указанный показатель составил — 1 тыс. руб. Доначисления на 1 результативную камеральную проверку составили 28,6 тыс. руб., в то время как за 2008 год указанный показатель составлял — 13,6 тыс. руб. Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку физического лица составила 0,88 тыс. руб., в то время как в 2008 году указанный показатель составлял 1,83 тыс. руб.

Минимальная сумма, доначисленная, на одну результативную выездную проверку организаций за 2009 год, составила 0,1 тыс. руб. Минимальная сумма, доначисленная по результатам проведенных камеральных проверок организаций за 2009 год составляет 11 руб. Минимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку физического лица составляет 30 руб. по ЕНВД.

Максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку организации за 2009 год — 8154 тыс. руб. Максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку физического лица за 2009 год составляет 366,9 тыс. руб. по налогу на доходы физических лиц по декларации 3-НДФЛ. Отделом камеральных проверок использованы материалы встречной проверки, направленной отделом выездных проверок, а также материалы встречных проверок, направленных в ходе камеральной налоговой проверки. Причина доначисления — необоснованно заявленные профессиональные расходы в результате отсутствия факта подтверждения понесенных расходов по материалам проверок контрагентов.

Нагрузка на 1 сотрудника отдела выездных налоговых проверок в 2009 г. составляет 2,8 проверки, в 2008 г. — 4,7 проверки. Нагрузка на 1 сотрудника отдела камеральных проверок юридических лиц составляет 224 налоговых деклараций, в 2008 году — 206. Нагрузка на 1 сотрудника отдела камеральных проверок физ. лиц составляет 4711 проверок, в 2008 году — 4007 проверки.

Средняя продолжительность выездной налоговой проверки организации с момента вынесения решения о проведении проверки до даты вынесения решения по результатам проверки за 2009 год составила 110 дней, за соответствующий период прошлого года — 81 день. Минимальная продолжительность проверки за 2009 год — 43 дня, за соответствующий период прошлого года — 6 дней. Максимальная продолжительность проверки за 2009 год — 179 дней, за соответствующий период прошлого года — 217 дней.

источник

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, необходимо перейти к шагу 3.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

  • Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
  • В период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

источник

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

500 руб. и более — требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

менее указанной суммы — в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно — направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках — в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества — в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

источник

Анализ и оценка деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.05.2019 2019-05-07

Статья просмотрена: 955 раз

Васильева А. С. Анализ и оценка деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №19. — С. 109-113. — URL https://moluch.ru/archive/257/58783/ (дата обращения: 11.12.2019).

Данное исследование посвящено анализу динамики уровня задолженности по налогам, сборам, а также страховым взносам в Российской Федерации в период с 2016 по 2018 годы.

Ключевые слова: налоговая задолженность, налогоплательщик, уклонение от уплаты налогов, динамика, структура.

This study is devoted to the analysis of the dynamics of the level of debt on taxes, fees and insurance contributions in the Russian Federation in the period from 2016 to 2018.

Keywords: tax debt, taxpayer, tax evasion, dynamics, structure.

Проблема уклонения от уплаты налогов в Российской Федерации является одной из важнейших проблем государства. Как известно, налоги выполняют несколько функций, одной из которых является фискальная, т. е. налоги призваны обеспечивать государство финансовыми ресурсами, от своевременности и полноты поступления которых зависит функционирование множества сфер жизни государства.

По данным таблицы 1 можно увидеть, что в Российской Федерации существует положительная динамика снижения уровня налоговой задолженности, так в 2018 году по сравнению с 2016 годом задолженность перед бюджетом по налогам и сборам снизилась на 13,46 %, т. е. на 138 853 млн. рублей. Урегулированная задолженность также имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 410 484 млн. руб., а к 2018 году снизилась до 197 976 млн. руб. Кроме того, в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 18,86 % снизилась задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами.

Структура задолженности по налогам исборам вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.

Вид задолженности

Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, в млн. руб.)

Темп роста (2018/2016, в%)

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.:

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

Стабильность данной ситуации можно объяснить постепенным выходом из кризиса, начавшегося в 2014 году, среди причин которого можно назвать падение стоимости нефти, введение санкций против Российской Федерации, высокая доля государства в экономике, низкая конкурентоспособность российских компаний на мировых рынков, чрезмерная зависимость бюджета от экспорта углеводородов, высокий уровень коррупции и т. д.

Кроме того, снижению уровня задолженности способствовало издание Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающего списание задолженности согласно определенным критериям.

В таблице 2 рассмотрена динамика изменения задолженности по видам налогов. Задолженность по налогу на прибыль в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 6,98 %, т. е. на 9 472 млн. рублей. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2016 году составляла 467 871 млн. руб., а к 2018 году она снизилась до 378 076 млн. рублей.

Задолженность по региональным, местным налогам, а также по налогам со специальным налоговым режимом также имеет тенденцию к снижению: на 82,66 %, 80,66 %, 49,06 % соответственно.

Задолженность по видам налогов исборов вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.

Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, вмлн. руб.)

Темп роста (2018/2016, в%)

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.:

Платежи за пользование природными ресурсами

Остальные федеральные налоги и сборы

Региональные налоги и сборы

Налоги со специальным налоговым режимом

Платежи в Государственные внебюджетные фонды

Задолженность по страховым взносам

Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

В таблице 3 приведены данные о задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности.

Задолженность по видам экономической деятельности вбюджетную систему РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.

Вид деятельности

Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, вмлн. руб.)

Темп роста (2018/2016, в%)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Остальные виды экономической деятельности

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД

Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД

Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

Задолженность сельского хозяйства в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 28,06 %, т. е. на 6 333 млн. рублей. Также имеет тенденцию к снижению задолженность по добыче полезных ископаемых, так в 2016 году она составляла 23 695 млн. руб., а к 2018 году достигла 13 158 млн. руб., что меньше на 44,47 %.

Задолженность оптово-розничной торговли, наоборот, возросла: в 2016 году она составляла 216 441 млн. руб., а в 2018 году — 223 859 млн. руб., т. е. больше на 7 418 млн. рублей.

Кроме того, имеет тенденцию к увеличению задолженность в сфере образования и здравоохранения. В 2016 году она составляла 2 318 млн. руб. и 1 453 млн. руб. соответственно, а к 2018 году увеличилась до 8 583 млн. руб. и 5 736 млн. рублей.

Для определения доли задолженности по налогам и сборам в общем объеме налоговых поступлений был проведен анализ показателей, приведенный в таблице 4.

Анализ совокупной задолженности по налоговым платежам, вконсолидированный бюджет РФ за 2016–2018гг.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ, в млн. руб.

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, в млн. руб.

Удельный вес задолженности по налогам и сборам в общей сумме налоговых поступлений, в %

Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

По данным таблицы 4 можно отметить, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличилась на 4 763 942 млн. рублей.

Доля задолженности по налогам и сборам в общей сумме налоговых поступлений имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 7,17 %, а к 2018 году составила 4,66 %, что положительно сказывается на экономической сфере государства.

Для того, чтобы оценить работу налоговых органов по взысканию налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации необходимо рассчитать коэффициент собираемости налогов.

Данный коэффициент рассчитывается как отношение поступившей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов к фактически начисленной сумме налогов и сборов (Кс = П/Н*100 %).

По данным таблицы 5 видно, что нет четкой тенденции к увеличению коэффициента собираемости налогов на протяжении исследуемого периода.

Коэффициент собираемости налогов по РФ за 2016–2018гг.

П, вмлрд. руб.

Н, вмлрд. руб.

Кс, в%

Налог на прибыль организаций

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Таблица составлена автором по данным [3]

По налогу на прибыль организаций коэффициент собираемости в 2016 году составлял 95,95 %, а к 2018 году увеличился до 100,26 %. В отношении коэффициента собираемости по налогу на доходы физических лиц можно отметить, что он имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году он составлял 153,07 %, а к 2018 году снизился до 91,57 %.

По налогу на добавленную стоимость коэффициент собираемости в 2016 году составлял 93,46 %, к 2017 году возрос до 97,34 %, а к 2018 году снизился до 95,23 %. Аналогичная тенденция наблюдается по акцизам: коэффициент собираемости в 2016 году составлял 97,36 %, к 2017 году возрос до 100,60 %, а к 2018 году снизился до 98,21 %.

Коэффициент собираемости по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на протяжении исследуемого периода практически не изменился и колеблется в пределах 100 %.

Необходимо отметить, что по имущественным налогам наблюдается четкая тенденция к увеличению коэффициента собираемости. Это говорит о том, что работа налоговых органов по взиманию имущественных налогов идет в правильном направлении.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на снижение величины задолженности по налогам и сборам, ее уровень остается высоким. Наибольшая доля в общей сумме задолженности принадлежит налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, поэтому работа налоговых органов должна быть в большей степени направлена на взыскание данных налогов.

  1. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  2. О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (отчет по форме № 4-НМ) [Электронный ресурс]: Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 г. № ММВ-7–1/647@ // СПС «КонсультантПлюс».
  3. О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (отчет по форме № 1-НМ) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.nalog.ru. (25.01.2019) Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 г. № ММВ-7–1/647@ // СПС «КонсультантПлюс».
  4. О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (отчет по форме № 4-НОМ) [Электронный ресурс]: Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 г. № ММВ-7–1/647@ // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Вылкова Е. С., Троянская М. А. Оценка показателей налоговой задолженности перед бюджетом и возможные направления их сокращения // Инновационное развитие экономики. — 2016. — №. 3–1. — С. 165–169.
  6. Гнатышина Е. И. Анализ структуры поступлений и задолженности консолидированного бюджета Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. — 2017. — №. 1. — С. 59–63.
Читайте также:  Какие анализы можно сдавать после антибиотиков

Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). В настоящее время роль решения социальных проблем.

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц. консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд.

Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей.

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет.

Задолженность по налоговым обязательствам в консолидированный бюджет Российской Федерации в сравнении с 2005 годом снизилась на

Таблица 1. Удельный вес задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет России по отношению к Валовому.

Россия находится на пути экономического роста, подъема.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ. консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность.

Важнейшее место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система. Основным источником доходов бюджета всех уровней являются налоги и сборы, а их собираемость является одним из основных показателей эффективности налоговой системы.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

Анализ динамики задолженности по налоговым платежам и сборам в РФ (рис.1) позволяет сделать вывод о том, что данная.

Аксенов С. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц.

Ключевые слова: бюджет РФ, консолидированный бюджет РФ, налог на прибыль, доходы и расходы бюджета.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг. представлена в таблице 1.

Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по трем критериям: бюджетной, социальной и экономической.

источник

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

источник