Анализ статей при написании собственных научных работ неправильно проводят не только аспиранты и студенты, но и авторитетные ученые, нередко приводя редакторов в бешенство и заставляя последних разворачивать присланные работы. По этой причине стоит отдельно разобрать, как же правильно проводится анализ научной литературы.
Любая научная статья пишется на основе анализа источников, проблемы и мнений. Однако в большинстве случаев весь анализ проводится следующим образом:
- Автор ознакомляется с подобранной научной литературой;
- Проводит сравнение с собственной точкой зрения;
- Если мнения сходятся – материал добавляется в списки литературы, если расходятся – проводится мысленный спор с автором работы, а текст отправляется в дальний ящик как бесполезный;
- Пишет научную статью.
Основная ошибка в такой ситуации – третий пункт, поскольку именно в нем происходит утеря более половины всей важной и полезной информации, без которой невозможно привести аргументированные контрпримеры. По этой причине во избежание выхода на собственную статью разгромной рецензии многие авторы анализируют научную литературу по другой схеме:
- Внимательно знакомятся со всеми точками зрения, разнящимися с их личными мнениями. Постоянная пристальная работа в одном направлении может приводить к «замыливанию» ума и взгляда, из-за чего можно упустить действительно важную информацию. Как вариант – можно сослаться в статье на иные мнения и взгляды, касающиеся выбранной проблемы, и обосновать преимущество личных решений и выводов;
- Вопросы, которые в литературы затронуты вскользь, требуют не менее пристального изучения: нередко автор не освещает их из-за нехватки времени, возможностей, необходимости в проведении дополнительных исследований. Всегда можно изучить такие нюансы при написании научной статьи;
- Вся информация проверяется на уникальность. Если анализируемая литература основывается на данных 20-30 летней давности, то ее можно освежить и опубликовать на ее основе новое исследовании;
- Незнакомые термины, части текста не пропускаются, а тщательно изучаются – не до конца понятая работа может отрицательно сказаться на доказательной базе и разрушить всю логику научной статьи;
- Большинство работ, анализ которых требуется провести, заканчиваются не полноценными выводами, но новыми вопросами.
Внимательный анализ используемой научной литературы позволит не просто увеличить объем оформляемой научной статьи, но и повысить ее качество.
После сбора материала проводится его сокращение и «расчленение»: выделяются основные тезисы, разбирается биография и библиография автора. Делается это следующим образом:
- После прочтения работы автору желательно пересказать ее основную концепцию и мысль. Если сделать это не получается, литература изучается повторно;
- Методы и результаты исследования, поставленные цели выписываются отдельно. При этом можно все фрагменты комментировать – такие изменения помогут отыскать основные тезисы работы, на которых будет строиться научная статья и проводиться анализ;
- Составляется конспект статьи. Для этого желательно осуществить анализ библиографии автора и его биографии. Это дает возможность для оценки объективности автора и ограничений, наложенных на него в период работы;
- Ясно, четко и понятно формируется цель научной работы. Также выделяются доказательства, выдается характеристика того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.
Последний шаг – внесение автором полученных данных в его научную статью. Сэкономить время на переработке статьи и избежать распространенных ошибок помогут следующие советы:
- Автору желательно заранее определить объем своей работы. Обзорные статьи, доклады, курсовые, кандидатские по количеству страниц разительно отличаются, поэтому текст необходимо составлять согласно предъявляемым требованиям;
- Определяется читательская аудитория. При написании научно-популярной статьи желательно не пользоваться специальной терминологией, а все выкладки делать как можно более понятными;
- Правильно написанная аннотация к научной статье не только привлекает внимание, но и позволяет читателю понять, стоит ли ему изучать статью. По этой причине в ней не должны содержаться факты, цитаты и цифры, хорошо освещенные и без предлагаемой к рассмотрению научной статьи;
- Во введении указываются все материалы, которые связаны с другими авторами. В основном теле статьи такая информация не указывается (за редким исключением – если работы посвящена конкретному тексту либо в этом возникает необходимость по условиям используемого исследовательского метода.
После завершения анализа научной литературы не стоит заканчивать работу – полученные выкладки можно перечитать, проверить их на наличие ошибок и недочетов, отложить на пару дней и заново за них засесть – вероятность получения новых сведений возрастет, если искать их на свежую голову.
База данных Open J-Gate – международный электронный портал, предоставляющий пользователям.
Чтобы издательство опубликовало научную работу, недостаточно просто написать полезную и.
К научным работам предъявляются определенные требования, зависящие от конкретного журнала, в.
База данных ScienceDirect – информационная платформа издательства Elsevier для.
В соответствии с законом Российской Федерации, накануне защиты диссертации соискатель.
Одним из проектов Российского индекса научного цитирования является организация Russian Science.
В зависимости от состава научно-исследовательской группы, области науки и культуры меняется.
Импакт-фактор научных журналов для многих.
Даже хорошо подготовленный диплом может быть испорчен плохим выступлением. Верно и обратное утверждение –.
Рецензируемые научные журналы – издания, публикации в которых перед размещением.
Юриспруденция – одна из наук, играющая огромную роль в жизни современного общества.
Структура научных исследований состоит из 7 наиболее важных этапов. В рамках каждого этапа можно.
источник
Секретом успешной научной работы являются не только глубокие познания в выбранной тематике и наличие собственной позиции относительно рассматриваемой проблемы, но и анализ научных текстов других авторов (будь то книги, статьи, заметки, стенографии выступлений и т.п.).
О том, как правильно сделать анализ научных статей забывают не только студенты, когда пишут курсовые и дипломные, но и маститые ученые, зачастую заставляя редакторов на корню подрезать их « opus magna ». Поэтому уделим достаточное внимание проблеме анализа научной литературы.
Шаг 1. Выборка литературы для анализа: как найти свою тему и сохранить материал?
Ни одна научная статья не появляется на свет без анализа источников, мнений и проблемы. Но обычно процесс анализа происходит примерно так:
- Автор научной статьи знакомится с материалом;
- Сравнивает со своей точкой зрения;
- Если точка зрения совпадает – добавляет материал к списку использованной литературы, если нет – спорит с автором «в уме» (естественно, выигрывая спор) и откладывает текст как не несущий полезной информации;
- Пишет научную статью.
Ошибка заключена в 3 пункте, поскольку именно там теряется до 60% потенциально ценного материала и почти все возможные контрпримеры. Поэтому, если вы не хотите выхода разгромной статьи через месяц-два или полного завала на сдаче курсовой/дипломной немного измените метод работы:
- Внимательнее ознакомьтесь с точкой зрения, не совпадающей с Вашей. Ваш взгляд при долгой работе в одном направлении мог «замылиться» и что-то существенное могло ускользнуть от внимания. В противном случае в научной работе можно сделать ссылки на иные взгляды, связанные с проблемой, а также обосновать преимущество ваших решений или выводов.
- Обращайте внимание на вопросы затронутые «вскользь» – зачастую на полное освещение у автора нет времени или возможностей, ему требуется дополнительное исследование и т.п. Почему бы это дополнительное исследование не провести именно Вам?
- Проверяйте информацию на актуальность. Если научная работа, которую вы читаете, опирается на данные 20-30 давности, то ее наверняка можно «освежить» и опубликовать обновленное исследование, естественно не ущемляя прав автора предыдущей работы.
- Когда вы встречаете незнакомый термин или кусок текста, тяжелый для восприятия, не пробегайте его, а разберитесь до конца. Понятая не до конца работа может здорово навредить доказательной базе.
- Последний совет по предварительному анализу литературы – многие работы заканчиваются не выводами, но вопросами.
Как видите, внимательный анализ научной литературы будет полезен не только для придания работе объемности, но и для улучшения качества работы.
Шаг 2. Написание краткого резюме прочитанного
Материал собран, теперь необходимо сделать его «выжимку» – вычленить тезисы работы, разобраться с биографией и библиографией автора и т.д.
- Проверьте себя. Попробуйте рассказать общую концепцию прочитанного и примерное содержание. Если получилось, идем дальше, если нет – прочитайте работу еще раз.
- Приступаем к выписыванию методов, результатов и целей. При этом поощряется комментирование (естественно, с указанием страницы, к которой относится комментарий). Найдите основные тезисы работы, к ним вы будете возвращаться постоянно, особенно ближе к концу работы, когда будет оцениваться результативность действий автора анализируемой статьи.
- На основании сделанного выше, составляем конспект статьи. При этом полезно провести анализ библиографии автора и, по возможности (особенно если автор – известная историческая личность, например, Нестор, Кант, Эйнштейн) биографии. Это позволит оценить ограничения, налагаемые периодом работы автора и проверить его объективность.
- Четко и ясно сформулируйте цель научной работы, приведенные доказательства, и охарактеризуйте, насколько хорошо автор справился с задачей.
Шаг 3. Интеграция в работу
Остался последний шаг – корректно внести полученный массив данных в научную работу. Своеобразный чек-лист, приведенный ниже, поможет избежать распространенных ошибок и сэкономит время на переработку статьи.
- Определитесь с минимальным/предельно допустимым объемом. Размер курсовой, обзорной статьи в журнале или доклада на конференции никогда не совпадает, поэтому и текст нужно подстраивать под требуемые объемы.
- Определитесь с аудиторией. Если статья научно-популярная, то сложных терминов следует избегать, а хитрые теоретические выкладки сделать понятнее.
- Аннотация помогает читателю понять, стоит ли ему читать статью, поэтому она не должна содержать полемики, цитат и фактов, которые и без вашей статьи достаточно хорошо освещены.
- Материалы, связанные с работами других авторов, должны оседать во введении, никак не в основной части (они там допустимы только при работах, посвященных какому-либо тексту или если возникает необходимость в рамках Вашего, уникального взгляда на проблему осветить иные концепции).
Выполнив анализ, не спешите сдавать работу или делать перерыв. Перечитайте текст, проверьте его на ошибки и логичность, после чего (по возможности) отложите на пару дней и перечитайте на свежую голову.
источник
Анализируя научную статью, целесообразно придерживаться следующего плана:
- 1) Автор, название, выходные данные.
- 2) Внутренняя структура статьи.
- 3) Цель исследования.
- 4) Источниковая база исследования и оценка степени изученности проблемы.
- 5) Методология и методы, использованные при написании статьи.
- 6) Выводы автора.
Приведем несколько примеров анализа статей, выполненных автором и студентами 5 курса исторического факультета МаГУ.
Гринченко Г.Г. Принудительный труд в нацистской Германии: историческая память и проблемы анализа биографических интервью II Вторая мировая война в памяти поколений: Сборник научных статей / Под ред. И.В. Ребровой, Н.А. Чугунцовой: Кубанский гос. Технол. ун-тет. — Краснодар: Эдарт-принт, 2009. С. 9-41.
Статья написана по результатам проекта инициированного фондом «Память, ответственность и будущее» в 2004 г. Цель: сбор документальных свидетельств о судьбах людей, которые в годы Второй мировой войны привлекались к рабскому и принудительному труду на территории Третьего рейха.
Статья состоит из 2-х частей:
- 1) Методика и схема интервьюирования и оформления сопроводительной документации;
- 2) Анализ одного интервью, записанного в рамках этого проекта, с объяснением методики анализа и выводами о том, как этот источник помог пониманию «жизненного мира» отдельного человека.
Цель исследования: как в своем автобиографическом нарративе информант упорядочивает и транслирует собственный опыт, приобретенный во время определенного исторического события, чтобы придать смысл случаям и поступкам собственной жизни. Главное здесь не в том, что рассказал информант, а как и почему именно так построен нарратив.
Источниковая база: Тип интервью, записанных в рамках проекта:
Полуоткрытые нарративные автобиографические интервью продолжительностью 3,5-4 часа и построенные по принципу последовательного чередования частей: открытой, объясняющей, содержащей открытые вопросы, критической.
Структура опросника: семья, образование, преследования и депортации, пребывание на принудительных работах, послевоенная жизнь.
- 1) Установочные встречи;
- 2) Сбор интервью;
- 3) Оформление документации;
- 4) Итоговые публикации и конференции.
Методологический подход: теория исторической памяти. Термин дается в интерпретации Л.П. Репиной, («сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта, и одновременно — продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях»).
Методы: сегодня существует два способа анализа интервью: реконструктивный и нарративный (текстуальный). Автор выбрал последний. Конкретно опора на методику Г. Розенталь, методы «анализа тематического поля», классический качественный анализ, структурный подход В. Лабова. Индукция. Типологизация. Казуальный метод (кейс- стади) исследуется необычный — обычный частный случай жизненного пути простого человека (Зинаиды Ивановны Б.)
Выводы автора: анализируемая биографическая конструкция основывается на тематическом поле отношений и противостояния нашей информантки с советским обществом и советской власти, определяющим фактором для которых стало пребывание на принудительных работах в нацистской Германии, а внешним атрибутивным признаком — конфликтная презентация себя как активного в социальном отношении человека с одновременным дистанцированием себя от социума.
Чернова Н.В. Эволюция смеха вождя в историко- революционном фильме. От великого до смешного. Инструментализация смеха российской истории XX века. Сборник статей / Под ред. Нарского И.В. и др. — Челябинск: Каменный пояс, 2013. С. 92-109.
Цель — проанализировать сложное переплетение идеологических шаблонов, авторского видения сценаристов, режиссеров, актеров и особенностей зрительского восприятия образов Ленина и Сталина, а также показать, как советские историко-революционные фильмы 1930-1940-х гг. способствовали превращению смеха и юмора в узнаваемую черту кинотипажей советских лидеров.
Источниковая база представлена архивными документами (стенограммами, стенографическими отчетами совещаний режиссерских комиссий и обсуждений фильмов), опубликованными сценариями (кино- и литературных версий) и кинодокументами (материалами фильмов, на примере которых проводилось исследование — «Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году», «Оборона Царицына» и др.).
Методы: анализ невербальных коммуникативных знаков (жестов, мимики, пантомимики и др.); метод visual studies (концепции визуальных исследований), оценивающий изображения с разных сторон. На языке данного подхода, можно сказать, что каждая из групп методов «просвечивает» определенный слой в исторической действительности, собираясь воедино, эти фрагменты формируют объемную модель той или иной эпохи. Методы культурной истории, которая во многом «опирается на синтез социокультурной и интеллектуальной истории» и оперирует понятиями ментальные стереотипы, исторические мифы, историческая память и т.д. Данный подход позволяет увидеть в кинематографе, оперирующем образами-мифами источник деформации исторической памяти. Литературный анализ позволяет детально разобрать тексты различных вариантов сценариев, этапы их изменений, вмешательство цензуры и способы подачи образов политических деятелей.
Выводы: несмотря на то, что власть и кинематографисты стремились показать гениальность и масштабность вождей, им в большей степени импонировали более динамичные, не лишенные чувства юмора и одновременно сарказма образы политических лидеров. Некий комизм в образе вождя делал его более привлекательным и понятным для рядового зрителя. Именно поэтому человечность стала неотъемлемой составляющей в вождистском образе.
Макарова Н.Н. Из повседневной жизни магнитогорцев: система здравоохранения в 1929-1935 гг. II Проблемы Российской истории, выпуск IX / Под ред. Н.С. Фроловой: ИРИ РАН; МаГУ. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2009. С. 251-263.
Цель: показать, как развивалась система здравоохранения в г. Магнитогорске в 1929-1935 гг.
Статья состоит из 3-х частей:
- 1) Факторы, повлиявшие на становление системы здравоохранения в городе Магнитогорске в конце 1920-х — начале 1930-х гг.
- 2) Структура и функционирование системы.
- 3) Результаты, достигнутые здравоохранением Магнитогорска к середине 1930-х гг.
Цель исследования: показать, каким образом формировалась система здравоохранения в Магнитогорске в 1929-1935 гг., сравнение ее развития с системой здравоохранения в других городах СССР. Как решались проблемы (антисанитария, нехватка медикаментов, квалифицированных медицинских кадров) в процессе ее развития в обозначенный период.
Источниковая база: При исследовании темы использованы архивные материалы МУ МГА; опубликованные документы и воспоминания.
Методология и методы исследования: статья написана в русле локальной (региональный), история повседневности. Автор применил ретроспективный, историко-сравнительный, историко-типологический методы исследования.
Выводы автора: в анализируемой статье автор делает выводы о том, что в результате активного привлечения медицинских кадров в Магнитогорск, активного строительства больниц, поликлиник, детских яслей и садов в первой половине 1930-х гг., несмотря на все проблемы, к 1935 г. произошли существенные, качественные изменения в сфере развития здравоохранения в Магнитогорске.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
- 1) Предмет, структура и функции методологии истории. Формирование методологии истории в самостоятельную научную дисциплину.
- 2) Предмет истории как науки, ее специфика. Проблема классификации наук: место истории.
- 3) Функции исторической науки
- 4) Язык исторической науки.
- 5) Понятие исторического процесса. Теории исторического процесса.
- 6) Историческое пространство. Всемирная история, «национальная», региональная и местная история
- 7) Историческое время . Эпоха, период, поколение. Хронотоп.
- 8) Исторический факт и исторический источник.
- 9) Закономерность и случайность в историческом процессе. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.
- 10) Историческое познание и его особенности. Современные дискуссии по проблеме исторического познания.
- 11) Проблема объективности исторического знания.
- 12) Классический историцизм и постмодернистские концепции.
- 13) Интеллектуальная история. «Культурная история». История ментальностей.
- 14) Локальная история и микроистория. Биографика.
- 15) Гендерная история. История повседневности.
- 16) Историческая память. Имагология.
- 17) Демографическая и экологическая история. Историческая синергетика.
- 18) Психоистория и историческая психология.
- 19) «Устная история». Методика и техника интервьюирования.
- 20) Виды письменных работ и общие требования к их выполнению.
- 21) Процесс написания и защиты выпускной квалификационной работы.
- 22) Структура письменной работы по специальности «История».
- 23) Методы научного познания: проблемы классификации.
- 24) Методы обработки и анализа исторических источников.
- 25) История и компьютер.
- 26) Характеристика научной деятельности.
источник
Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
Критерий | На что обратить внимание | |
---|---|---|
1. | Авторство, место публикации. |
|
2. | Актуальность. |
|
3. | Новизна. |
|
4. | Жанр. | Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
|
5. | Качество обзора литературы. | Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме. |
6. | Репрезентативность фактов. | Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала. |
7. | Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования. |
|
8. | Обоснованность выводов. | Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи? |
Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.
После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.
Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.
Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.
После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.
В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.
источник
Научно-исследовательская работа студентов является обязательной частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у них навыков научной деятельности, овладение научными методами познания и исследования. В рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин студентов знакомят с навыками библиографической работы, самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации, навыками и умениями планировать и проводить эмпирическое исследование, оформлять результаты своих научных исследований. Вместе с тем в гораздо меньшей степени студентов обучают навыкам оценки научно-исследовательских работ, их критическому анализу.
Цель: сформировать у студентов навыки критического анализа научного текста, оценки качества проведенного эмпирического исследования, понимания логики построения научного исследования.
1-й этап. За одну-две недели до запланированного занятия каждый студент получает научную статью, выбранную преподавателем для всей группы (или как рассылку на электронный ящик всей группы), а также список вопросов к ч. I (п. 1—3) схемы критического анализа статьи. Задача каждого студента — прочитать статью, сделать заметки и ответить на поставленные вопросы.
2-й этап. На занятии вся группа вместе с преподавателем обсуждает анализируемую статью в соответствии с п. 1—3 (ч. I). Студенты корректируют по мере необходимости свои записи. В конце занятия преподаватель выдает им (отправляет по электронной почте) ч. II схемы анализа и предлагает подготовиться к следующему занятию в соответствии с этими пунктами.
3-й этап. На занятии группа под руководством преподавателя обсуждает статью в соответствии с ч. II схемы анализа.
4-й этап. Индивидуальная работа студентов. Преподаватель дает студентам список статей для критического анализа или предлагает провести собственный поиск и выбор статьи. Преподаватель может выдвинуть определенные требования к выбору, например: строго определить список журналов, из которых студенты могут заимствовать статьи для анализа, дату издания статьи (например, только те статьи, что опубликованы за последние три года), определить область и тематику исследования, тип и объем статей (например, не меньше восьми страниц). После выбора студенты обращаются к преподавателю и согласовывают с ним свой выбор (во избежание дублирования анализа статьи двумя или более студентами). Систему оценивания рекомендуем также предложить заранее (например, максимальное количество баллов, которые можно получить за работу, — 70). Далее студенты самостоятельно работают над анализом статьи, опираясь на обе части схемы анализа.
Работа сдается на проверку преподавателю в оговоренные им и может служить итоговой по изучаемому курсу.
Примерная схема критического анализа научной статьи
I часть критического анализа
Автор (авторы), название статьи, выходные данные статьи, номера страниц.
1. Предваряющий анализ статьи.
Кто автор статьи? Знакомы ли вы с другими публикациями этого автора? Каковы были цели, которые автор ставил в предшествующих публикациях?
Целевая аудитория: на какую аудиторию рассчитана статья (начинающего исследователя, практика, широкую научную общественность, зрелых ученых — профессионалов в конкретной области знания)? Необходимы ли специальные знания в конкретной области или достаточно общей эрудированности для понимания этой статьи?
Определите тип статьи: теоретическая или прикладная? Аргументируйте ваш ответ. При определении типа опирайтесь на классификацию статей, принятую в определенной научной области. Например, в педагогике предлагается следующее разделение: теоретических статей — на постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные; прикладных — на экспериментальные и инструментальные1.
Соответствие статьи (стиля написания, поставленных задач) журналу, в котором она опубликована. Соответствует или не соответствует? Почему?
Какое утверждение (идею), по вашему мнению, заложил автор в название статьи?
Какого рода информацию (дискуссию) можно ожидать?
Знаете ли вы что-нибудь об этой теме?
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 5.
2. Рефлексия собственных взглядов и убеждений. Какие представления в отношении рассматриваемого автором предмета у меня уже есть? Могут ли они повлиять на мою оценку статьи, исследовательской позиции автора? (Как правило, наши предшествующие знания, различные жизненные установки, стереотипы и предубеждения влияют на адекватность восприятия и оценку получаемой информации).
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 2.
3. Короткое резюме статьи. Сделайте очень короткое резюме статьи (два-три параграфа), придерживаясь следующей схемы:
• 1-й параграф: определите научную проблему, поставленную автором;
• 2-й параграф: каким образом автор предлагает решить эту проблему (например, предлагает новую модель, концепцию, теорию);
• 3-й параграф: очень коротко обобщите наиболее важные результаты, полученные в исследовании.
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 7.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
источник
Анализ написанной статьи заключается в даче общей оценки ее смысловой нагрузки, содержательности и информативности. Благодаря анализу можно узнать об авторском профессионализме, а также оценить его манеру изложения информации и стиль написания.
— принадлежности для письма.
1. Для написания качественного анализа необходимо отбросить все субъективные суждения о статье. Руководствоваться нужно лишь конкретными критериями. В начале статью читают, после чего стараются оценить, отталкиваясь от степени соответствия написанного в статье ее заголовку, логики представленного материла, смысловой нагрузки, информативности и степени раскрытия поставленной темы. Немаловажен при анализе язык статьи и стилистические особенности. Работа должна быть по смыслу единым целым.
2. Статью внимательно нужно прочесть неоднократно. Только после этого можно приступить к анализу. В самом его начале указывается исходная информация. Далее идет 1-ый пункт – «соответствие названия содержанию». Современная публицистика такова, что заголовки статей привлекают внимание, а само содержание текста абсолютно не соответствует тематике. В связи с этим в анализе подробно освящается этот вопрос.
3. Далее стоит обратиться к анализу уровня информативности. При этом большое внимание нужно уделить присутствию в работе различных научных фактов, экспертного мнения, результатов опросов и прочих аналогичных факторов. Каждое из перечисленных средств в определенной мере поднимает уровень информативности текста, позволяя другим людям в дальнейшем делать ссылки на данный труд.
4. Серьезным аспектом анализа статьи является логика предоставления информации. Серьезным минусом считается случай, когда в рамках одной статьи автор затрагивает 2 или 3 мини-темы и постоянно скачет с одной на другую, так и не раскрывая до конца ни одну из них. В работе должны поэтапно излагаться каждая из поставленных проблем. Соответственно, в конце работы нужно делать краткие выводы по каждой мини-теме.
5. Характеристика статьи по всем перечисленным выше критериям показывает, насколько раскрыта заявленная тематика. В этом пункте могут возникнуть некоторые трудности, так как перед автором статьи стоит задача подтолкнуть читателя на размышления о проблеме. Получается, что отчасти вопрос изначально остается риторическим. Такие статьи не должны раскрываться по теме в полной мере, в них присутствует элемент недосказанности для побуждения читателя к изучению темы в других источниках. Если вы анализировали именно такой вид статьи, то в самом анализе нужно непременно указать на это.
Анализ какого-либо печатного труда, написанного конкретным автором, не только помогает в получении новых знаний по заданной теме, но и помогает не допустить плагиата при написании собственных работ (статей, диссертаций и прочих публикаций). Самое сложное для редакторов — изучать статьи, поступающие в научные издания для публикаций от начинающих ученых.
1. В самом начале важно внимание к актуальности выбранной темы. Опираться стоит не только на теоретическую, но и на практическую значимость вопроса, и на научную новизну темы. Заголовок статьи должен быть конкретным, без воды и без отступления от темы. Громоздкое название ни к чему, оно лишь затруднит работу над проблемой и будет мешать читателю.
2. Все приведенные в статье данные должны быть истинными и достоверными. Анализ этого аспекта базируется на объективности сбора информации для статьи и репрезентативности данных. Если истинность данных, выявленных в результате исследований, доказана, то это может стать основой для научной обоснованности выводов. Перед редактором стоит цель – уточнить, как именно автор статьи регистрировал события, как он их оценивал в динамике, проводилось ли изучение взаимодействия событий с иными явлениями, присутствовал ли при этом субъективизм и догматизм, или же автор пустил в действие творческий подход.
3. Основной текст требует внимательного прочтения. Необходимо акцентировать внимание на том, как изложена научная теория. Как правило, в самом начале статьи автор приводит пару-тройку логических выражений о фактах, после чего рассуждает над ними, выдвигая очередные доводы, отталкиваясь от результатов своих личных экспериментов, исследований и наблюдений. Во всем этом обязательно должно присутствовать соприкосновение ранее сформированных научных знаний с теми знаниями, которые были получены автором статьи.
4. Уточнения требует следующее: может ли автор приводить в своей работе цитаты. Если да, то сколько цитат допустимо на тот объем печатного труда, который предоставил автор. Наличие цитат говорит редактору о том, что должна проверяться их смысловая точность. Полученная информация сверяется со списком использованной автором литературы, который указывается в конце его труда. Тоже самое касается и результатов статистических данных, которые также нужно сверять с источником. По завершению анализу подвергается текст резюме, которое предоставляется автором статьи в двух вариантах (на английском и русском языках). В резюме кратко излагается научная идея статьи.
Творческий анализ статьи, на который все обратят внимание, получится в том случае, если вы проанализируете ее художественные языковые качества. Вам придется акцентировать внимание на задействованных в статье средств выразительности, к примеру, наличие сравнений, метафор, эпитетов и прочего.
источник
Исходный текст:
1) Что же следует понимать под языковой личностью?
2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия?
3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще.
4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями.
5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы.
6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности.
7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности.
8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке.
9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).
Образец анализа:
Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус;общенаучная лексика: понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов: личность, языковая личность и т.д.
Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…» — имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек; «стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени: «в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается» и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких как содержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.
Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова: очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста.
Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):
— между побуждениями и окружением, условиями;
— и социальным и физическим;
— и по определению, и по практике;
— его характеристики и воля;
— в ее картине мира, в ее тезаурусе.
Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:
Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа:
— существительное + существительное в родительном падеже), например, содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей.
В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».
По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8494 — | 7370 — или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
1) Что же следует понимать под языковой личностью? 2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия? 3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще. 4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями. 5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. 6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности. 7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности … 8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке … 9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).
Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус; общенаучная лексика:понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов:личность, языковая личностьи т.д.
Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…»— имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек;«стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени:«в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается»и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких каксодержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.
Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова:очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста. Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):между побуждениями и окружением, условиями; и социальным и физическим; стиль или способ; и по определению, и по практике; при изучении и описании; его характеристики и воля; интеллект и способности; смыслов и ценностей; в ее картине мира, в ее тезаурусе. Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:следует понимать; надо исходить; в итоге получается. Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа: существительное + существительное в родительном падеже), например,содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей. В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».
По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.
источник
Источники о связях Запорожского и Донского казачества в первой половине XVII века (автор статьи к.и.н. Брехуненко Виктор Анатольевич)
Актуальность темы: История запорожского и донского казачества как особых сословий соответственно украинского а русского социумов неизменно привлекала пристальное -вникание исследователей; Видная роль запорожцев в социально-политическом, экономическом, этнокультурном развитии Украины, их значительное влияние на широкий спектр международных отношений в Восточной Европе, существенное воздействие со стороны донских казахов на социально-классовую политику русского правительства и характер антифеодальной борьбы народных масс, взаимоотношения России с Турцией,Крыма, ордой Больших ногаев — все это обусловливало и обусловливает необходимость реконструкции истории как запорожского, так а донского казачества с максимально возможной полнотой.
Между тем далеко не все аспекты данной проблематики изученное с должной обстоятельностью. К числу таковых относятся и многогранные взаимоотношения запорожских и донских казаков, возникшие еще в середине ХVI в. – т.е. на этапе зарождения того и другого казачества. Общность социального, близость этнического происхождения, территориальное соседство, необходимость обоюдного противоборства татаро-турецким агрессорам служили надежной основой дня постоянства запорожско-донских контактов. Вместе с тем им свойственно многообразие конкретных проявлений, различная в отдельно взятые периоды степень интенсивности, существенное влияние на исторические судьбы как запорожского, так и донского казачества, военно-политическую ситуацию в Восточной Европе. Примечателен тот-факт, что запорожско-донские взаимоотношения были неотъемлемой часть украинско-русских связей.
Поэтому очевидно, что актуальность всестороннего изучения рассматриваемой проблемы определяется на только ее недостаточной разработанностью. Такого рода исследования позволят воссоздать содержимое и характер многоаспектных украинско-русских связей, рельефней представить взаимоотношения в четырехугольнике Россия -Турция — Крым — Речь Посполитая.
Выбор хронологических рамок настоящего исследования обусловлен тем, что первая половила ХVII в. занимает особое место в истории и запорожского и донского казачества. Именно в этот период происходит значительное увеличение численности донских казаков, качественно возрастает мощь Войска Донского как военной силы, усиливается его противостояние с турками и татарами, наблюдается активное вмешательство донцев в события в внутренней жизни России, особенно в период Смутного времени. Верхняя граница избрана в связи с началом под влиянием главным образом итогов Освободительной войны украинского народа 1648-1654гг., нового периода в истории как запорожского казачества, так и запорожско-донских связей.
Углубленное исследование взаимоотношений запорожского и донского казачества первой половины ХVII в. прежде всего сопряжено с выявлением, учетом сохранившихся источников по теме, созданием репрезентативной и надежной источниковой базы, комплексным анализом источников с целью извлечения как выраженной, так и скрытой информации.
Краткое содержание статьи: Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены ого объект, предмет, цели и задачи.
В статье показано, что источниковую базу исследования проблемы составляют документы казачьего происхождения, нарративы, источники, выведано из недр делопроизводства управленческих структур не только России и Речи Посполитой, но и Турции, Крыма и, вероятно, других государств, втянутых в орбиту коллизий вокруг польского и турецко-крымского вопросов (Молдавия, Валахия, Иран и т.д.). К настоящему времени не сохранились следующие архивные комплексы, которые могли содержать необходимые источники: архив Правления Войска Донского, архив Старой Сечи, архив Крымского ханства, архивы съезжих изб городов южного и юго-западного пограничья России и др.
Произведен анализ публикаций документальных источников, объектом которого стали издания русских, украинских, польских археографов. Выделены публикации, осуществленные в сериальных и тематических сборниках, в исторических журналах, приложениях к монографиям.
Исследованы отечественные и польские публикации нарративов. Отмечено их активное, в отличие от документальных публикаций, освоение исследователями.
Достоверность и информативный потенциал приказной документации как таковой и источников различных видов и разновидностей в частности выявлялись посредством сопоставления источников между собой, с документальными материалами польского происхождения.
Проблема репрезентативности материалов приказного делопроизводства рассматривалась сквозь призму двух показателей: количественного соотношения исследуемых документальных источников существовавшим и существующим массивом, а также того, в какой мере первые отражают «не отдельные случайные черты изучаемого прошлого, а общую структуру исторического объекта в его существенных свойствах и реальных пропорциях».
Параллельно определены информативные возможности нарративов, польских документальных материалов, иных источников, информационные лакуны в самой приказной документации.
Высокая степень репрезентативности и надежности используемой совокупности источников позволили исследовать взаимосвязи запорожского и донского казачества первой половины XVII в. в их существенных свойствах и эволюции. Установлены предпосылки активизации запорожско-донских контактов, выделены два, отличающиеся по характеру и содержанию периода во взаимосвязях, подвергнуты анализу различные проявления взаимоотношений. При этом определены закономерности миграционных процессов между Донцам и Запорожьем, рассмотрены в комплексе совместные морские и сухопутные походы, показаны их особенности, оттенена роль в боевом союзе тех и других казаков, выделены новые, неизвестные аспекты запорожско-донских связей (содействие со стороны донцев в выходе запорожцев на «государево пия», совместные военные действия на Каспийском море, использование русским правительством донцев для от правки грамот на Сечь и др.). Исследована политика русского правительства относительно взаимоотношений запорожского я донского казачества, определено место проблемы запорожско-донских связей в дипломатических коллизиях России с Турцией, Крымом, Польшей, администрацией Б.Хмельницкого.
В заключении подведены итоги и сформулирован вывод работы.
Приказная документация содержит лишь фрагментарные свидетельства о роли донцев и запорожцев в событиях Смуты, контактах казаков на территории Украины , о реакции Турции, Крыма, Польши на различные проявления запорожско-донских связей.
Нарратлвы, а также используемые польские документальные источники рельефно оттеняют имеющие место в приказной документации информационные лакуны и в ряде случаев заполняют их.
В первой половине ХVII в. по сравнению с предшествующим периодом взаимоотношения запорожского и донского казачества значительно активизировались, стали более устойчивыми и разнообразными. Укрепление и обогащение связей обусловливалось военно-политической ситуацией в регионе, которая предопределила заинтересованность в боевом союзе — ядре запорожско-донских связей и донцев, и запорожцев. Общность социального, относительная общность этнического происхождения, территориальное соседство представляли собой надежную основу для стабильности контактов.
Совместные боевые действия были неотъемлемой частью противостояния запорожских и донских казаков внешним агрессорам. Ведущую роль в подготовке и проведении походов играли запорожцы, участие которых в осуществляемых с территории Дона походах способствовало заметному усилению позиций донских казаков в борьбе с противоборствующей стороной.
Миграционные процессы между Запорожской Сечью и Войском Донским имели волнообразный характер.
В дипломатических сношениях с Турцией и Крымом Росси использовала запорожско-донские связи для обоснования непричастности правительства к морским походам донцев; усматривая в воровстве казаков происки Польши.
Основные положения статьи отражены в следующих публикациях автора:
• I. Донские дела как источники о связях донского и запорожского казачества в первой половине ХУЛ в. 1987.Рукопись Деп. в ИНЙОН АН СССР 17.11.87. 31799.- 77 С. (3,5 п.л.)
2. О классификаций Донских дел как источников о связях донского и запорожского казачества в первой половине ХVII века //Проблемы применения количественных методов анализа » классификации» источников по отечественной истории: Межвуз.сб.науч.тр.- Днепропетровск: ДГУ, 1988.- С.93-97 (0,22 п.л;).
3. Из опыта комплексного анализа источников о связях донского и запорожского казачества первой половины ХУЛ в. //Теория и методика историографических и источниковедческих исследований: Межвуз.сб.науч. тр.- Днепропетровск: ДГУ, 1989.-0.192-197(0,35 п.л.)
4. О связях донского и запорожского казачества в первой половине ХVII века (по документам Разрядного приказа)//Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы: Серия общественные науки.- 1989.-№2.- 3.68-75 (0,36 п.л. )(в соавторстве)
5. О публикации источников по историк связей донского и запорожского казачества XVI — первой половины ХVII в. //Українська археографія: Сучасний стан та перспектива розвитку: Тези доповідей республіканської наради, — Київ, 1988.- С.39-41 (0,13 п.л.) (на укр.яз.)
источник
Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вуза. Проведение научной работы в вузе обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий [20].
Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности специалиста, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки специалиста качественно иного типа: самокритика, автора, творца, исследователя, способного осуществлять профессиональное и человеческое предназначение.
Изучение работ А.Г. Алейникова, А.Г. Асмолова, А.П. Валицкой, Ю.В. Громыко, Ю.С. Давыдова, Г.А. Ягодина, В.А. Якунина и др. позволило не только установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке такого специалиста в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих специалистов от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие — научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества студентов, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая школа при изначально имеющемся потенциале не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания специалиста инновационного типа. Для решения данной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих специалистов и педагогические условия, обеспечивающие воплощения данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической проработки [24, 38, 46, 59, 66, 175, 176].
Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее в полном объеме условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности студентов), способствующих развитию интереса к науке у будущих специалистов. Одной из причин является отсутствие соответствующей целостной педагогической теории и эффективной модели ее реализации в практике образования [49].
Проблема активизации научно-исследовательской деятельности упирается не в отсутствии желания студентов и преподавателей заниматься научным творчеством, а в отсутствии, с одной стороны, системы управления научно-исследовательской работой (НИР), а с другой — в отсутствии педагогических условий развития НИР в вузе.
Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление [65].
Научно-исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку их на основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшее ее развитие. Сюда же можно присовокупит моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверенно на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.
Государственный стандарт регламентирует:
1) степень развития научного потенциала вуза: преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;
2) научную активность преподавательских кадров и степень их вовлеченности в НИР: реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью [61].
Вузам свойственны и установлены законом академические свободы корпорации научно-педагогических работников и студентов, а также коллегиальная структура управления.
Применительно к качеству реализации научно-исследовательской работы в вузе используется система частных критериев [59]: полнота (системность) научного исследования; сформированность системно-деятельностного мышления; глубина исследования проблемы; степень академичности; степень практического использования; степень инвестиционной привлекательности.
Научно-исследовательский проект — это способ организовать деятельность людей, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства достижения цели. Содержание проектирования — это не только технологический шаг, но и акт взаимодействия участников проекта.
Проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Типологические признаки научно-исследовательских проектов, на наш взгляд, целесообразно подразделять: по характеру доминирующей в проекте деятельности; предметно-содержательной области; характеру координации проекта; характеру контактов; количеству участников; продолжительности проекта.
Ю.В. Громыко и В.В. Давыдов отмечают, что в настоящее время формируется новый тип научности — проектно-программный. Его ядро составляют деятельность по проектированию и программированию, в результате которой разрабатываются, формируются и создаются новые, еще не существующие системы практики образования [59, 65].
Изменения в научной деятельности высшей школы концентрированно проявляется в ее основном, первичном звене — высшем учебном заведении. Развитие вуза представляет новые, повышенные требования к управлению подсистемами «Обучение» и «НИР». Научная деятельность органически сочетается с процессами обучения, взаимоувязанное развитие этих процессов обусловливает необходимость системного исследования вуза [80].
Специфика высшего учебного заведения как объекта управления определяется, в первую очередь, качественным своеобразием целей в процессе планирования. Основную цель вуза можно определить как наиболее полное удовлетворение растущих потребностей современного общества.
Соединение в рамках вуза элементов разной природы (учебных, научных, производственных, хозяйственных, экономических) и сложности (одноцелевых или многоцелевых, осуществляющих деятельность в рамках одной или нескольких подсистем), а также связанное с этим разнообразие форм их взаимосвязи и взаимодействия, принципов и способов интеграции — существенная особенность современного высшего учебного заведения.
Состав структурных элементов подсистемы «НИР» зависит от формы финансирования и вида работ. Проведение госбюджетных научно-исследовательских работ — обязательная часть деятельности всех кафедр вуза. Вместе с тем организуются и специальные научные подразделения: НИИ, проблемные лаборатории, научно-прикладные центры и др.
Специфика вуза как объекта управления проявляется в характере потоков, связывающих его с внешней средой. Внешняя среда воздействует на вуз через: потоки специалистов, стажеров, аспирантов и соискателей, руководителей и специалистов производства, проходящих переподготовку и повышающих квалификацию; потоки трудовых ресурсов (кадры работников — профессорско-преподавательский, научный, учебно-научно-вспомогательный, административно-хозяйственный персонал, рабочие); потоки материальных ресурсов (учебное и научное оборудование, литература, объекты недвижимости и др.); информацию о новых достижениях и открытиях; заказы предприятий; спонсорское финансирование [42].
Финансирование должно быть, в свою очередь, согласовано с такими видами работ, как распределение фонда заработной платы по подразделениям, заключение договоров с организациями, оформление на работу в научно-исследовательский сектор, утверждение его штатного расписания, заключение индивидуального договора с исполнителем, оформление командировки по теме, подписание отчета о командировке, оформление зарплаты на выполненный объем работ, подписание отчета о выполненной работе, составление проекта сметы, написание годового отчета о научно-исследовательской работе в вузе [17].
В свою очередь, вуз воздействует на внешнюю среду, как правило, путем выпуска квалифицированных специалистов; подготовки научно-педагогических кадров; переподготовки и повышения квалификации руководителей производства; выполнения научно-исследовательских работ (как через их внедрение в производство, общественную практику, так и путем информационного воздействия).
Активное взаимодействие характерно и для высших учебных заведений, обменивающихся между собой потоками студентов (в порядке перевода) и специалистов (аспиранты, стажеры, докторанты), информацией о достижениях и открытиях.
Все это следует учитывать при проектировании научно-исследовательского сектора работы вуза. Для этого необходима корректировка взаимодействия всех подразделений системы.
Сложность управления и проектирования по отношению к научно-исследовательской деятельности обусловлена присущим науке характером технологического процесса и спецификой применяемых средств. Основными особенностями научного коллектива как объекта управления являются неполная предсказуемость (иногда даже непредсказуемость) результатов деятельности; неповторяемость работ; особая роль научной информации в комплексе потребляемых ресурсов; отсутствие в большинстве случаев точных количественных критериев для измерения результатов труда [92].
Процесс научного труда — это учет информации, имеющейся в накопленных человечеством знаниях, ее творческое развитие и преобразование. Результат исследовательского труда проявляется сначала в фундаментальном исследовании, затем проходит по цепочке цикла через прикладное исследование и разработку, опытный образец, прежде чем воплотиться в готовом продукте. При этом в конце цикла может быть получена информация, о которой исследователи даже не предполагали, начиная работу.
Характерным для научной деятельности является также высокий удельный вес «незавершенного производства» в виде поисковых, теоретических и других работ, по которым нельзя учесть экономический эффект, и более продолжительный цикл, чем в любой отрасли индустрии. В связи с этим получение эффекта от использования законченных работ не всегда совпадает во времени и потому не всегда может служить основой для оценки деятельности научного коллектива в течение некоторого периода (года, квартала и т. д.).
В высшей школе специфика научного труда заключается и в том, что он неразрывно связан с учебным процессом, нуждами (а значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов [95].
Качественная неоднородность характеризует также внутреннюю структуру научной деятельности, которая включает разнообразные элементы: от подготовки кадров до опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
Масштабы развития НИР нередко не согласуются с устаревшими организационными формами. Так, на некоторых факультетах крупных вузов объемы НИР достигают миллиона рублей и более, но выполняются разрозненными небольшими исследовательскими группами; компетенция проблемных и отраслевых лабораторий нередко не согласуется с объемами их деятельности и сложностью их внутренней структуры. Но — и это главное — НИР редко влияет на повышение качества образовательного процесса, являясь, как правило, просто дополнительным источником финансовых средств. В связи с этим конкретизация функций научно-исследовательской работы является актуальной задачей высшего профессионального образования.
Продуктивным методом анализа и оценки основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований вузов является структуризация ее целей и задач. Структуризация целей обеспечивает системное рассмотрение комплекса стоящих перед высшей школой проблем в их взаимосвязи и соподчинении, а распределение задач повышения эффективности НИР по соответствующим уровням позволяет сосредоточить на их решении усилия как органов управления высшим образованием, так и вузов.
Вариант такой системы («дерева») представлен на рис. 2. Он разработан путем декомпозиции генеральной цели и содержит проблемы, которые необходимо решать на уровне вуза для повышения эффективности научных исследований.
Повышение эффективности научных исследований в вузе включает в себя следующие уровни:
1. Совершенствование организации и управления научными исследованиями:
– развитие организационных структур;
– совершенствование планирования и стимулирования научных исследований;
– улучшение координации и укрепление связи с производством и учебным процессом;
– совершенствование информационного обеспечения управления НИР.
2 Улучшение ресурсного обеспечения научных исследований:
– улучшение материально-технического обеспечения;
– улучшение использования кадрового потенциала;
3. Совершенствования процесса планирования НИР:
– совершенствование исследовательских процессов;
– улучшение обслуживания исследовательских процессов.
В английских социологических словарях исследование определяется как критическая и исчерпывающая проверка, ставящая целью пересмотр принятых ранее выводов в свете новых фактов и открытий [135].
Объективная необходимость разработки моделей, характеризующих научно-исследовательскую педагогическую деятельность с системных позиций и являющихся единицами ее анализа и проектирования, в значительной мере стала проявляться в связи с введением в педагогический обиход понятия «педагогическая технология».
Современная трактовка понятия «технология» дана в широко известной работе М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [108]. В своей работе они отмечают, что большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями, машинами, например, полупроводниками и компьютерами, однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на общество, описывает ее как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги.
По нашему мнению педагогическую технологию можно определить как внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функциональной модели научно-исследовательской педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого положительного результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ в условиях адекватных целям образования.
Таким образом, налицо противоречие, в котором, с одной стороны, педагог-исследователь не должен ограничивать себя рамками «технологического пространства» педагогической деятельности, то есть эмпирическими объектами, а с другой — разработка «субъектного пространства» научно-исследовательской деятельности на уровне преобразования абстрактных объектов (при первой же попытке со стороны педагога-исследователя) выявляет серьезные ограничения, которые он не в состоянии преодолеть без посторонней помощи, то есть без помощи менеджера, координирующего исследовательскую работу, связь с социумом и его потребностями.
Поскольку мы определили вуз как особого рода корпорацию, то корпоративный менеджмент — это деятельность профессионалов в ходе проведения деловых операций, то есть менеджмент сосредоточен на механизмах внедрения вузовской корпорации в бизнес-систему общества [109].
Цель корпоративного вузовского менеджмента заключается в повышении качества образования, что обеспечит вузу, как инвестиционную привлекательность, так и свое место в социально-экономическом пространстве.
Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
источник