Меню Рубрики

Как сделать анализ научных работ

Анализ статей при написании собственных научных работ неправильно проводят не только аспиранты и студенты, но и авторитетные ученые, нередко приводя редакторов в бешенство и заставляя последних разворачивать присланные работы. По этой причине стоит отдельно разобрать, как же правильно проводится анализ научной литературы.

Любая научная статья пишется на основе анализа источников, проблемы и мнений. Однако в большинстве случаев весь анализ проводится следующим образом:

  • Автор ознакомляется с подобранной научной литературой;
  • Проводит сравнение с собственной точкой зрения;
  • Если мнения сходятся – материал добавляется в списки литературы, если расходятся – проводится мысленный спор с автором работы, а текст отправляется в дальний ящик как бесполезный;
  • Пишет научную статью.

Основная ошибка в такой ситуации – третий пункт, поскольку именно в нем происходит утеря более половины всей важной и полезной информации, без которой невозможно привести аргументированные контрпримеры. По этой причине во избежание выхода на собственную статью разгромной рецензии многие авторы анализируют научную литературу по другой схеме:

  • Внимательно знакомятся со всеми точками зрения, разнящимися с их личными мнениями. Постоянная пристальная работа в одном направлении может приводить к «замыливанию» ума и взгляда, из-за чего можно упустить действительно важную информацию. Как вариант – можно сослаться в статье на иные мнения и взгляды, касающиеся выбранной проблемы, и обосновать преимущество личных решений и выводов;
  • Вопросы, которые в литературы затронуты вскользь, требуют не менее пристального изучения: нередко автор не освещает их из-за нехватки времени, возможностей, необходимости в проведении дополнительных исследований. Всегда можно изучить такие нюансы при написании научной статьи;
  • Вся информация проверяется на уникальность. Если анализируемая литература основывается на данных 20-30 летней давности, то ее можно освежить и опубликовать на ее основе новое исследовании;
  • Незнакомые термины, части текста не пропускаются, а тщательно изучаются – не до конца понятая работа может отрицательно сказаться на доказательной базе и разрушить всю логику научной статьи;
  • Большинство работ, анализ которых требуется провести, заканчиваются не полноценными выводами, но новыми вопросами.

Внимательный анализ используемой научной литературы позволит не просто увеличить объем оформляемой научной статьи, но и повысить ее качество.

После сбора материала проводится его сокращение и «расчленение»: выделяются основные тезисы, разбирается биография и библиография автора. Делается это следующим образом:

  • После прочтения работы автору желательно пересказать ее основную концепцию и мысль. Если сделать это не получается, литература изучается повторно;
  • Методы и результаты исследования, поставленные цели выписываются отдельно. При этом можно все фрагменты комментировать – такие изменения помогут отыскать основные тезисы работы, на которых будет строиться научная статья и проводиться анализ;
  • Составляется конспект статьи. Для этого желательно осуществить анализ библиографии автора и его биографии. Это дает возможность для оценки объективности автора и ограничений, наложенных на него в период работы;
  • Ясно, четко и понятно формируется цель научной работы. Также выделяются доказательства, выдается характеристика того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.

Последний шаг – внесение автором полученных данных в его научную статью. Сэкономить время на переработке статьи и избежать распространенных ошибок помогут следующие советы:

  • Автору желательно заранее определить объем своей работы. Обзорные статьи, доклады, курсовые, кандидатские по количеству страниц разительно отличаются, поэтому текст необходимо составлять согласно предъявляемым требованиям;
  • Определяется читательская аудитория. При написании научно-популярной статьи желательно не пользоваться специальной терминологией, а все выкладки делать как можно более понятными;
  • Правильно написанная аннотация к научной статье не только привлекает внимание, но и позволяет читателю понять, стоит ли ему изучать статью. По этой причине в ней не должны содержаться факты, цитаты и цифры, хорошо освещенные и без предлагаемой к рассмотрению научной статьи;
  • Во введении указываются все материалы, которые связаны с другими авторами. В основном теле статьи такая информация не указывается (за редким исключением – если работы посвящена конкретному тексту либо в этом возникает необходимость по условиям используемого исследовательского метода.

После завершения анализа научной литературы не стоит заканчивать работу – полученные выкладки можно перечитать, проверить их на наличие ошибок и недочетов, отложить на пару дней и заново за них засесть – вероятность получения новых сведений возрастет, если искать их на свежую голову.

База данных Open J-Gate – международный электронный портал, предоставляющий пользователям.

Чтобы издательство опубликовало научную работу, недостаточно просто написать полезную и.

К научным работам предъявляются определенные требования, зависящие от конкретного журнала, в.

База данных ScienceDirect – информационная платформа издательства Elsevier для.

В соответствии с законом Российской Федерации, накануне защиты диссертации соискатель.

Одним из проектов Российского индекса научного цитирования является организация Russian Science.

В зависимости от состава научно-исследовательской группы, области науки и культуры меняется.

Импакт-фактор научных журналов для многих.

Даже хорошо подготовленный диплом может быть испорчен плохим выступлением. Верно и обратное утверждение –.

Рецензируемые научные журналы – издания, публикации в которых перед размещением.

Юриспруденция – одна из наук, играющая огромную роль в жизни современного общества.

Структура научных исследований состоит из 7 наиболее важных этапов. В рамках каждого этапа можно.

источник

Секретом успешной научной работы являются не только глубокие познания в выбранной тематике и наличие собственной позиции относительно рассматриваемой проблемы, но и анализ научных текстов других авторов (будь то книги, статьи, заметки, стенографии выступлений и т.п.).

О том, как правильно сделать анализ научных статей забывают не только студенты, когда пишут курсовые и дипломные, но и маститые ученые, зачастую заставляя редакторов на корню подрезать их « opus magna ». Поэтому уделим достаточное внимание проблеме анализа научной литературы.

Шаг 1. Выборка литературы для анализа: как найти свою тему и сохранить материал?

Ни одна научная статья не появляется на свет без анализа источников, мнений и проблемы. Но обычно процесс анализа происходит примерно так:

  1. Автор научной статьи знакомится с материалом;
  2. Сравнивает со своей точкой зрения;
  3. Если точка зрения совпадает – добавляет материал к списку использованной литературы, если нет – спорит с автором «в уме» (естественно, выигрывая спор) и откладывает текст как не несущий полезной информации;
  4. Пишет научную статью.

Ошибка заключена в 3 пункте, поскольку именно там теряется до 60% потенциально ценного материала и почти все возможные контрпримеры. Поэтому, если вы не хотите выхода разгромной статьи через месяц-два или полного завала на сдаче курсовой/дипломной немного измените метод работы:

  • Внимательнее ознакомьтесь с точкой зрения, не совпадающей с Вашей. Ваш взгляд при долгой работе в одном направлении мог «замылиться» и что-то существенное могло ускользнуть от внимания. В противном случае в научной работе можно сделать ссылки на иные взгляды, связанные с проблемой, а также обосновать преимущество ваших решений или выводов.
  • Обращайте внимание на вопросы затронутые «вскользь» – зачастую на полное освещение у автора нет времени или возможностей, ему требуется дополнительное исследование и т.п. Почему бы это дополнительное исследование не провести именно Вам?
  • Проверяйте информацию на актуальность. Если научная работа, которую вы читаете, опирается на данные 20-30 давности, то ее наверняка можно «освежить» и опубликовать обновленное исследование, естественно не ущемляя прав автора предыдущей работы.
  • Когда вы встречаете незнакомый термин или кусок текста, тяжелый для восприятия, не пробегайте его, а разберитесь до конца. Понятая не до конца работа может здорово навредить доказательной базе.
  • Последний совет по предварительному анализу литературы – многие работы заканчиваются не выводами, но вопросами.

Как видите, внимательный анализ научной литературы будет полезен не только для придания работе объемности, но и для улучшения качества работы.

Шаг 2. Написание краткого резюме прочитанного

Материал собран, теперь необходимо сделать его «выжимку» – вычленить тезисы работы, разобраться с биографией и библиографией автора и т.д.

  1. Проверьте себя. Попробуйте рассказать общую концепцию прочитанного и примерное содержание. Если получилось, идем дальше, если нет – прочитайте работу еще раз.
  2. Приступаем к выписыванию методов, результатов и целей. При этом поощряется комментирование (естественно, с указанием страницы, к которой относится комментарий). Найдите основные тезисы работы, к ним вы будете возвращаться постоянно, особенно ближе к концу работы, когда будет оцениваться результативность действий автора анализируемой статьи.
  3. На основании сделанного выше, составляем конспект статьи. При этом полезно провести анализ библиографии автора и, по возможности (особенно если автор – известная историческая личность, например, Нестор, Кант, Эйнштейн) биографии. Это позволит оценить ограничения, налагаемые периодом работы автора и проверить его объективность.
  4. Четко и ясно сформулируйте цель научной работы, приведенные доказательства, и охарактеризуйте, насколько хорошо автор справился с задачей.

Шаг 3. Интеграция в работу

Остался последний шаг – корректно внести полученный массив данных в научную работу. Своеобразный чек-лист, приведенный ниже, поможет избежать распространенных ошибок и сэкономит время на переработку статьи.

  • Определитесь с минимальным/предельно допустимым объемом. Размер курсовой, обзорной статьи в журнале или доклада на конференции никогда не совпадает, поэтому и текст нужно подстраивать под требуемые объемы.
  • Определитесь с аудиторией. Если статья научно-популярная, то сложных терминов следует избегать, а хитрые теоретические выкладки сделать понятнее.
  • Аннотация помогает читателю понять, стоит ли ему читать статью, поэтому она не должна содержать полемики, цитат и фактов, которые и без вашей статьи достаточно хорошо освещены.
  • Материалы, связанные с работами других авторов, должны оседать во введении, никак не в основной части (они там допустимы только при работах, посвященных какому-либо тексту или если возникает необходимость в рамках Вашего, уникального взгляда на проблему осветить иные концепции).

Выполнив анализ, не спешите сдавать работу или делать перерыв. Перечитайте текст, проверьте его на ошибки и логичность, после чего (по возможности) отложите на пару дней и перечитайте на свежую голову.

источник

Анализируя научную статью, целесообразно придерживаться следующего плана:

  • 1) Автор, название, выходные данные.
  • 2) Внутренняя структура статьи.
  • 3) Цель исследования.
  • 4) Источниковая база исследования и оценка степени изученности проблемы.
  • 5) Методология и методы, использованные при написании статьи.
  • 6) Выводы автора.

Приведем несколько примеров анализа статей, выполненных автором и студентами 5 курса исторического факультета МаГУ.

Гринченко Г.Г. Принудительный труд в нацистской Германии: историческая память и проблемы анализа биографических интервью II Вторая мировая война в памяти поколений: Сборник научных статей / Под ред. И.В. Ребровой, Н.А. Чугунцовой: Кубанский гос. Технол. ун-тет. — Краснодар: Эдарт-принт, 2009. С. 9-41.

Статья написана по результатам проекта инициированного фондом «Память, ответственность и будущее» в 2004 г. Цель: сбор документальных свидетельств о судьбах людей, которые в годы Второй мировой войны привлекались к рабскому и принудительному труду на территории Третьего рейха.

Статья состоит из 2-х частей:

  • 1) Методика и схема интервьюирования и оформления сопроводительной документации;
  • 2) Анализ одного интервью, записанного в рамках этого проекта, с объяснением методики анализа и выводами о том, как этот источник помог пониманию «жизненного мира» отдельного человека.

Цель исследования: как в своем автобиографическом нарративе информант упорядочивает и транслирует собственный опыт, приобретенный во время определенного исторического события, чтобы придать смысл случаям и поступкам собственной жизни. Главное здесь не в том, что рассказал информант, а как и почему именно так построен нарратив.

Источниковая база: Тип интервью, записанных в рамках проекта:

Полуоткрытые нарративные автобиографические интервью продолжительностью 3,5-4 часа и построенные по принципу последовательного чередования частей: открытой, объясняющей, содержащей открытые вопросы, критической.

Структура опросника: семья, образование, преследования и депортации, пребывание на принудительных работах, послевоенная жизнь.

  • 1) Установочные встречи;
  • 2) Сбор интервью;
  • 3) Оформление документации;
  • 4) Итоговые публикации и конференции.

Методологический подход: теория исторической памяти. Термин дается в интерпретации Л.П. Репиной, («сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта, и одновременно — продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях»).

Методы: сегодня существует два способа анализа интервью: реконструктивный и нарративный (текстуальный). Автор выбрал последний. Конкретно опора на методику Г. Розенталь, методы «анализа тематического поля», классический качественный анализ, структурный подход В. Лабова. Индукция. Типологизация. Казуальный метод (кейс- стади) исследуется необычный — обычный частный случай жизненного пути простого человека (Зинаиды Ивановны Б.)

Выводы автора: анализируемая биографическая конструкция основывается на тематическом поле отношений и противостояния нашей информантки с советским обществом и советской власти, определяющим фактором для которых стало пребывание на принудительных работах в нацистской Германии, а внешним атрибутивным признаком — конфликтная презентация себя как активного в социальном отношении человека с одновременным дистанцированием себя от социума.

Чернова Н.В. Эволюция смеха вождя в историко- революционном фильме. От великого до смешного. Инструментализация смеха российской истории XX века. Сборник статей / Под ред. Нарского И.В. и др. — Челябинск: Каменный пояс, 2013. С. 92-109.

Цель — проанализировать сложное переплетение идеологических шаблонов, авторского видения сценаристов, режиссеров, актеров и особенностей зрительского восприятия образов Ленина и Сталина, а также показать, как советские историко-революционные фильмы 1930-1940-х гг. способствовали превращению смеха и юмора в узнаваемую черту кинотипажей советских лидеров.

Источниковая база представлена архивными документами (стенограммами, стенографическими отчетами совещаний режиссерских комиссий и обсуждений фильмов), опубликованными сценариями (кино- и литературных версий) и кинодокументами (материалами фильмов, на примере которых проводилось исследование — «Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году», «Оборона Царицына» и др.).

Методы: анализ невербальных коммуникативных знаков (жестов, мимики, пантомимики и др.); метод visual studies (концепции визуальных исследований), оценивающий изображения с разных сторон. На языке данного подхода, можно сказать, что каждая из групп методов «просвечивает» определенный слой в исторической действительности, собираясь воедино, эти фрагменты формируют объемную модель той или иной эпохи. Методы культурной истории, которая во многом «опирается на синтез социокультурной и интеллектуальной истории» и оперирует понятиями ментальные стереотипы, исторические мифы, историческая память и т.д. Данный подход позволяет увидеть в кинематографе, оперирующем образами-мифами источник деформации исторической памяти. Литературный анализ позволяет детально разобрать тексты различных вариантов сценариев, этапы их изменений, вмешательство цензуры и способы подачи образов политических деятелей.

Выводы: несмотря на то, что власть и кинематографисты стремились показать гениальность и масштабность вождей, им в большей степени импонировали более динамичные, не лишенные чувства юмора и одновременно сарказма образы политических лидеров. Некий комизм в образе вождя делал его более привлекательным и понятным для рядового зрителя. Именно поэтому человечность стала неотъемлемой составляющей в вождистском образе.

Макарова Н.Н. Из повседневной жизни магнитогорцев: система здравоохранения в 1929-1935 гг. II Проблемы Российской истории, выпуск IX / Под ред. Н.С. Фроловой: ИРИ РАН; МаГУ. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2009. С. 251-263.

Цель: показать, как развивалась система здравоохранения в г. Магнитогорске в 1929-1935 гг.

Статья состоит из 3-х частей:

  • 1) Факторы, повлиявшие на становление системы здравоохранения в городе Магнитогорске в конце 1920-х — начале 1930-х гг.
  • 2) Структура и функционирование системы.
  • 3) Результаты, достигнутые здравоохранением Магнитогорска к середине 1930-х гг.

Цель исследования: показать, каким образом формировалась система здравоохранения в Магнитогорске в 1929-1935 гг., сравнение ее развития с системой здравоохранения в других городах СССР. Как решались проблемы (антисанитария, нехватка медикаментов, квалифицированных медицинских кадров) в процессе ее развития в обозначенный период.

Источниковая база: При исследовании темы использованы архивные материалы МУ МГА; опубликованные документы и воспоминания.

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Методология и методы исследования: статья написана в русле локальной (региональный), история повседневности. Автор применил ретроспективный, историко-сравнительный, историко-типологический методы исследования.

Выводы автора: в анализируемой статье автор делает выводы о том, что в результате активного привлечения медицинских кадров в Магнитогорск, активного строительства больниц, поликлиник, детских яслей и садов в первой половине 1930-х гг., несмотря на все проблемы, к 1935 г. произошли существенные, качественные изменения в сфере развития здравоохранения в Магнитогорске.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

  • 1) Предмет, структура и функции методологии истории. Формирование методологии истории в самостоятельную научную дисциплину.
  • 2) Предмет истории как науки, ее специфика. Проблема классификации наук: место истории.
  • 3) Функции исторической науки
  • 4) Язык исторической науки.
  • 5) Понятие исторического процесса. Теории исторического процесса.
  • 6) Историческое пространство. Всемирная история, «национальная», региональная и местная история
  • 7) Историческое время . Эпоха, период, поколение. Хронотоп.
  • 8) Исторический факт и исторический источник.
  • 9) Закономерность и случайность в историческом процессе. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.
  • 10) Историческое познание и его особенности. Современные дискуссии по проблеме исторического познания.
  • 11) Проблема объективности исторического знания.
  • 12) Классический историцизм и постмодернистские концепции.
  • 13) Интеллектуальная история. «Культурная история». История ментальностей.
  • 14) Локальная история и микроистория. Биографика.
  • 15) Гендерная история. История повседневности.
  • 16) Историческая память. Имагология.
  • 17) Демографическая и экологическая история. Историческая синергетика.
  • 18) Психоистория и историческая психология.
  • 19) «Устная история». Методика и техника интервьюирования.
  • 20) Виды письменных работ и общие требования к их выполнению.
  • 21) Процесс написания и защиты выпускной квалификационной работы.
  • 22) Структура письменной работы по специальности «История».
  • 23) Методы научного познания: проблемы классификации.
  • 24) Методы обработки и анализа исторических источников.
  • 25) История и компьютер.
  • 26) Характеристика научной деятельности.

источник

Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.

Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.

Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:

Критерий На что обратить внимание
1. Авторство, место публикации.
  • Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
  • Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
  • Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.
2. Актуальность.
  • Насколько тема исследования востребована в обществе или науке.
  • Давность опубликования статьи.
3. Новизна.
  • Содержатся ли новые данные, которые можно расценить как вклад в науку.
4. Жанр. Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
  • Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования).
  • Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент).
  • Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте.
  • Целостность структуры статьи.
5. Качество обзора литературы. Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме.
6. Репрезентативность фактов. Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
  • опросов;
  • результатов экспериментов;
  • отчетов об испытаниях;
  • экспертных мнений;
  • документально или официально подтвержденных сведений и т. д.

Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.

7. Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования.
  • Дает ли новые знания?
  • Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать?
  • Проводилась ли апробация?
8. Обоснованность выводов. Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?

Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.

После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.

Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.

Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.

После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.

В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.

источник

Научно-исследовательская работа студентов является обязатель­ной частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у них навыков научной деятельности, овладение научными методами познания и исследования. В рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин студентов знакомят с навыками библиографической работы, самостоятельной ра­боты с книгой и другими источниками информации, навыками и уме­ниями планировать и проводить эмпирическое исследование, оформ­лять результаты своих научных исследований. Вместе с тем в гораздо меньшей степени студентов обучают навыкам оценки научно-исследо­вательских работ, их критическому анализу.

Цель: сформировать у студентов навыки критического анализа на­учного текста, оценки качества проведенного эмпирического исследо­вания, понимания логики построения научного исследования.

1-й этап. За одну-две недели до запланированного занятия каж­дый студент получает научную статью, выбранную преподавателем для всей группы (или как рассылку на электронный ящик всей группы), а также список вопросов к ч. I (п. 1—3) схемы критического анализа статьи. Задача каждого студента — прочитать статью, сделать заметки и ответить на поставленные вопросы.

2-й этап. На занятии вся группа вместе с преподавателем обсуж­дает анализируемую статью в соответствии с п. 1—3 (ч. I). Студенты корректируют по мере необходимости свои записи. В конце занятия преподаватель выдает им (отправляет по электронной почте) ч. II схе­мы анализа и предлагает подготовиться к следующему занятию в соот­ветствии с этими пунктами.

3-й этап. На занятии группа под руководством преподавателя об­суждает статью в соответствии с ч. II схемы анализа.

4-й этап. Индивидуальная работа студентов. Преподаватель дает студентам список статей для критического анализа или предлагает провести собственный поиск и выбор статьи. Преподаватель может выдвинуть определенные требования к выбору, например: строго оп­ределить список журналов, из которых студенты могут заимствовать статьи для анализа, дату издания статьи (например, только те статьи, что опубликованы за последние три года), определить область и тема­тику исследования, тип и объем статей (например, не меньше восьми страниц). После выбора студенты обращаются к преподавателю и согла­совывают с ним свой выбор (во избежание дублирования анализа статьи двумя или более студентами). Систему оценивания рекомендуем также предложить заранее (например, максимальное количество баллов, кото­рые можно получить за работу, — 70). Далее студенты самостоятельно работают над анализом статьи, опираясь на обе части схемы анализа.

Работа сдается на проверку преподавателю в оговоренные им и может служить итоговой по изучаемому курсу.

Примерная схема критического анализа научной статьи

I часть критического анализа

Автор (авторы), название статьи, выходные данные статьи, номера страниц.

1. Предваряющий анализ статьи.

Кто автор статьи? Знакомы ли вы с другими публикациями этого автора? Каковы были цели, которые автор ставил в предшествующих публикациях?

Целевая аудитория: на какую аудиторию рассчитана статья (начи­нающего исследователя, практика, широкую научную общественность, зрелых ученых — профессионалов в конкретной области знания)? Не­обходимы ли специальные знания в конкретной области или достаточ­но общей эрудированности для понимания этой статьи?

Определите тип статьи: теоретическая или прикладная? Аргумен­тируйте ваш ответ. При определении типа опирайтесь на классифика­цию статей, принятую в определенной научной области. Например, в педагогике предлагается следующее разделение: теоретических ста­тей — на постановочные, аналитические, обобщающие, концептуаль­ные; прикладных — на экспериментальные и инструментальные1.

Соответствие статьи (стиля написания, поставленных задач) жур­налу, в котором она опубликована. Соответствует или не соответству­ет? Почему?

Какое утверждение (идею), по вашему мнению, заложил автор в название статьи?

Какого рода информацию (дискуссию) можно ожидать?

Знаете ли вы что-нибудь об этой теме?

Оценка: максимальное количество баллов, которые можно полу­чить по этому пункту, — 5.

2. Рефлексия собственных взглядов и убеждений. Какие представ­ления в отношении рассматриваемого автором предмета у меня уже есть? Могут ли они повлиять на мою оценку статьи, исследователь­ской позиции автора? (Как правило, наши предшествующие знания, различные жизненные установки, стереотипы и предубеждения влия­ют на адекватность восприятия и оценку получаемой информации).

Оценка: максимальное количество баллов, которые можно полу­чить по этому пункту, — 2.

3. Короткое резюме статьи. Сделайте очень короткое резюме ста­тьи (два-три параграфа), придерживаясь следующей схемы:

• 1-й параграф: определите научную проблему, поставленную ав­тором;

• 2-й параграф: каким образом автор предлагает решить эту про­блему (например, предлагает новую модель, концепцию, теорию);

• 3-й параграф: очень коротко обобщите наиболее важные резуль­таты, полученные в исследовании.

Оценка: максимальное количество баллов, которые можно полу­чить по этому пункту, — 7.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Анализ написанной статьи заключается в даче общей оценки ее смысловой нагрузки, содержательности и информативности. Благодаря анализу можно узнать об авторском профессионализме, а также оценить его манеру изложения информации и стиль написания.

— принадлежности для письма.

1. Для написания качественного анализа необходимо отбросить все субъективные суждения о статье. Руководствоваться нужно лишь конкретными критериями. В начале статью читают, после чего стараются оценить, отталкиваясь от степени соответствия написанного в статье ее заголовку, логики представленного материла, смысловой нагрузки, информативности и степени раскрытия поставленной темы. Немаловажен при анализе язык статьи и стилистические особенности. Работа должна быть по смыслу единым целым.

2. Статью внимательно нужно прочесть неоднократно. Только после этого можно приступить к анализу. В самом его начале указывается исходная информация. Далее идет 1-ый пункт – «соответствие названия содержанию». Современная публицистика такова, что заголовки статей привлекают внимание, а само содержание текста абсолютно не соответствует тематике. В связи с этим в анализе подробно освящается этот вопрос.

3. Далее стоит обратиться к анализу уровня информативности. При этом большое внимание нужно уделить присутствию в работе различных научных фактов, экспертного мнения, результатов опросов и прочих аналогичных факторов. Каждое из перечисленных средств в определенной мере поднимает уровень информативности текста, позволяя другим людям в дальнейшем делать ссылки на данный труд.

4. Серьезным аспектом анализа статьи является логика предоставления информации. Серьезным минусом считается случай, когда в рамках одной статьи автор затрагивает 2 или 3 мини-темы и постоянно скачет с одной на другую, так и не раскрывая до конца ни одну из них. В работе должны поэтапно излагаться каждая из поставленных проблем. Соответственно, в конце работы нужно делать краткие выводы по каждой мини-теме.

5. Характеристика статьи по всем перечисленным выше критериям показывает, насколько раскрыта заявленная тематика. В этом пункте могут возникнуть некоторые трудности, так как перед автором статьи стоит задача подтолкнуть читателя на размышления о проблеме. Получается, что отчасти вопрос изначально остается риторическим. Такие статьи не должны раскрываться по теме в полной мере, в них присутствует элемент недосказанности для побуждения читателя к изучению темы в других источниках. Если вы анализировали именно такой вид статьи, то в самом анализе нужно непременно указать на это.

Анализ какого-либо печатного труда, написанного конкретным автором, не только помогает в получении новых знаний по заданной теме, но и помогает не допустить плагиата при написании собственных работ (статей, диссертаций и прочих публикаций). Самое сложное для редакторов — изучать статьи, поступающие в научные издания для публикаций от начинающих ученых.

1. В самом начале важно внимание к актуальности выбранной темы. Опираться стоит не только на теоретическую, но и на практическую значимость вопроса, и на научную новизну темы. Заголовок статьи должен быть конкретным, без воды и без отступления от темы. Громоздкое название ни к чему, оно лишь затруднит работу над проблемой и будет мешать читателю.

2. Все приведенные в статье данные должны быть истинными и достоверными. Анализ этого аспекта базируется на объективности сбора информации для статьи и репрезентативности данных. Если истинность данных, выявленных в результате исследований, доказана, то это может стать основой для научной обоснованности выводов. Перед редактором стоит цель – уточнить, как именно автор статьи регистрировал события, как он их оценивал в динамике, проводилось ли изучение взаимодействия событий с иными явлениями, присутствовал ли при этом субъективизм и догматизм, или же автор пустил в действие творческий подход.

3. Основной текст требует внимательного прочтения. Необходимо акцентировать внимание на том, как изложена научная теория. Как правило, в самом начале статьи автор приводит пару-тройку логических выражений о фактах, после чего рассуждает над ними, выдвигая очередные доводы, отталкиваясь от результатов своих личных экспериментов, исследований и наблюдений. Во всем этом обязательно должно присутствовать соприкосновение ранее сформированных научных знаний с теми знаниями, которые были получены автором статьи.

4. Уточнения требует следующее: может ли автор приводить в своей работе цитаты. Если да, то сколько цитат допустимо на тот объем печатного труда, который предоставил автор. Наличие цитат говорит редактору о том, что должна проверяться их смысловая точность. Полученная информация сверяется со списком использованной автором литературы, который указывается в конце его труда. Тоже самое касается и результатов статистических данных, которые также нужно сверять с источником. По завершению анализу подвергается текст резюме, которое предоставляется автором статьи в двух вариантах (на английском и русском языках). В резюме кратко излагается научная идея статьи.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Творческий анализ статьи, на который все обратят внимание, получится в том случае, если вы проанализируете ее художественные языковые качества. Вам придется акцентировать внимание на задействованных в статье средств выразительности, к примеру, наличие сравнений, метафор, эпитетов и прочего.

источник

Исходный текст:

1) Что же следует понимать под языковой личностью?

2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия?

3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще.

4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями.

5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы.

6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности.

7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности.

8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке.

9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).

Образец анализа:

Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус;общенаучная лексика: понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов: личность, языковая личность и т.д.

Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…» — имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек; «стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени: «в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается» и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких как содержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.

Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова: очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста.

Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):

— между побуждениями и окружением, условиями;

— и социальным и физическим;

— и по определению, и по практике;

— его характеристики и воля;

— в ее картине мира, в ее тезаурусе.

Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:

Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа:

— существительное + существительное в родительном падеже), например, содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей.

В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».

По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8494 — | 7370 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

1) Что же следует понимать под языковой личностью? 2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия? 3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще. 4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями. 5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. 6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности. 7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности … 8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке … 9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).

Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус; общенаучная лексика:понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов:личность, языковая личностьи т.д.

Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…»— имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек;«стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени:«в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается»и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких каксодержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.

Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова:очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста. Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):между побуждениями и окружением, условиями; и социальным и физическим; стиль или способ; и по определению, и по практике; при изучении и описании; его характеристики и воля; интеллект и способности; смыслов и ценностей; в ее картине мира, в ее тезаурусе. Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:следует понимать; надо исходить; в итоге получается. Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа: существительное + существительное в родительном падеже), например,содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей. В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».

По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.

источник

Источники о связях Запорожского и Донского казачества в первой половине XVII века (автор статьи к.и.н. Брехуненко Виктор Анатольевич)

Актуальность темы: История запорожского и донского казачества как особых сословий соответственно украинского а русского социумов неизменно привлекала пристальное -вникание исследователей; Видная роль запорожцев в социально-политическом, экономическом, этнокультурном развитии Украины, их значительное влияние на широкий спектр международных отношений в Восточной Европе, существенное воздействие со стороны донских казахов на социально-классовую политику русского правительства и характер антифеодальной борьбы народных масс, взаимоотношения России с Турцией,Крыма, ордой Больших ногаев — все это обусловливало и обусловливает необходимость реконструкции истории как запорожского, так а донского казачества с максимально возможной полнотой.

Между тем далеко не все аспекты данной проблематики изученное с должной обстоятельностью. К числу таковых относятся и многогранные взаимоотношения запорожских и донских казаков, возникшие еще в середине ХVI в. – т.е. на этапе зарождения того и другого казачества. Общность социального, близость этнического происхождения, территориальное соседство, необходимость обоюдного противоборства татаро-турецким агрессорам служили надежной основой дня постоянства запорожско-донских контактов. Вместе с тем им свойственно многообразие конкретных проявлений, различная в отдельно взятые периоды степень интенсивности, существенное влияние на исторические судьбы как запорожского, так и донского казачества, военно-политическую ситуацию в Восточной Европе. Примечателен тот-факт, что запорожско-донские взаимоотношения были неотъемлемой часть украинско-русских связей.

Поэтому очевидно, что актуальность всестороннего изучения рассматриваемой проблемы определяется на только ее недостаточной разработанностью. Такого рода исследования позволят воссоздать содержимое и характер многоаспектных украинско-русских связей, рельефней представить взаимоотношения в четырехугольнике Россия -Турция — Крым — Речь Посполитая.

Выбор хронологических рамок настоящего исследования обусловлен тем, что первая половила ХVII в. занимает особое место в истории и запорожского и донского казачества. Именно в этот период происходит значительное увеличение численности донских казаков, качественно возрастает мощь Войска Донского как военной силы, усиливается его противостояние с турками и татарами, наблюдается активное вмешательство донцев в события в внутренней жизни России, особенно в период Смутного времени. Верхняя граница избрана в связи с началом под влиянием главным образом итогов Освободительной войны украинского народа 1648-1654гг., нового периода в истории как запорожского казачества, так и запорожско-донских связей.
Углубленное исследование взаимоотношений запорожского и донского казачества первой половины ХVII в. прежде всего сопряжено с выявлением, учетом сохранившихся источников по теме, созданием репрезентативной и надежной источниковой базы, комплексным анализом источников с целью извлечения как выраженной, так и скрытой информации.

Краткое содержание статьи: Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены ого объект, предмет, цели и задачи.
В статье показано, что источниковую базу исследования проблемы составляют документы казачьего происхождения, нарративы, источники, выведано из недр делопроизводства управленческих структур не только России и Речи Посполитой, но и Турции, Крыма и, вероятно, других государств, втянутых в орбиту коллизий вокруг польского и турецко-крымского вопросов (Молдавия, Валахия, Иран и т.д.). К настоящему времени не сохранились следующие архивные комплексы, которые могли содержать необходимые источники: архив Правления Войска Донского, архив Старой Сечи, архив Крымского ханства, архивы съезжих изб городов южного и юго-западного пограничья России и др.

Произведен анализ публикаций документальных источников, объектом которого стали издания русских, украинских, польских археографов. Выделены публикации, осуществленные в сериальных и тематических сборниках, в исторических журналах, приложениях к монографиям.

Исследованы отечественные и польские публикации нарративов. Отмечено их активное, в отличие от документальных публикаций, освоение исследователями.
Достоверность и информативный потенциал приказной документации как таковой и источников различных видов и разновидностей в частности выявлялись посредством сопоставления источников между собой, с документальными материалами польского происхождения.

Проблема репрезентативности материалов приказного делопроизводства рассматривалась сквозь призму двух показателей: количественного соотношения исследуемых документальных источников существовавшим и существующим массивом, а также того, в какой мере первые отражают «не отдельные случайные черты изучаемого прошлого, а общую структуру исторического объекта в его существенных свойствах и реальных пропорциях».

Параллельно определены информативные возможности нарративов, польских документальных материалов, иных источников, информационные лакуны в самой приказной документации.

Высокая степень репрезентативности и надежности используемой совокупности источников позволили исследовать взаимосвязи запорожского и донского казачества первой половины XVII в. в их существенных свойствах и эволюции. Установлены предпосылки активизации запорожско-донских контактов, выделены два, отличающиеся по характеру и содержанию периода во взаимосвязях, подвергнуты анализу различные проявления взаимоотношений. При этом определены закономерности миграционных процессов между Донцам и Запорожьем, рассмотрены в комплексе совместные морские и сухопутные походы, показаны их особенности, оттенена роль в боевом союзе тех и других казаков, выделены новые, неизвестные аспекты запорожско-донских связей (содействие со стороны донцев в выходе запорожцев на «государево пия», совместные военные действия на Каспийском море, использование русским правительством донцев для от правки грамот на Сечь и др.). Исследована политика русского правительства относительно взаимоотношений запорожского я донского казачества, определено место проблемы запорожско-донских связей в дипломатических коллизиях России с Турцией, Крымом, Польшей, администрацией Б.Хмельницкого.

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

В заключении подведены итоги и сформулирован вывод работы.
Приказная документация содержит лишь фрагментарные свидетельства о роли донцев и запорожцев в событиях Смуты, контактах казаков на территории Украины , о реакции Турции, Крыма, Польши на различные проявления запорожско-донских связей.
Нарратлвы, а также используемые польские документальные источники рельефно оттеняют имеющие место в приказной документации информационные лакуны и в ряде случаев заполняют их.

В первой половине ХVII в. по сравнению с предшествующим периодом взаимоотношения запорожского и донского казачества значительно активизировались, стали более устойчивыми и разнообразными. Укрепление и обогащение связей обусловливалось военно-политической ситуацией в регионе, которая предопределила заинтересованность в боевом союзе — ядре запорожско-донских связей и донцев, и запорожцев. Общность социального, относительная общность этнического происхождения, территориальное соседство представляли собой надежную основу для стабильности контактов.

Совместные боевые действия были неотъемлемой частью противостояния запорожских и донских казаков внешним агрессорам. Ведущую роль в подготовке и проведении походов играли запорожцы, участие которых в осуществляемых с территории Дона походах способствовало заметному усилению позиций донских казаков в борьбе с противоборствующей стороной.

Миграционные процессы между Запорожской Сечью и Войском Донским имели волнообразный характер.

В дипломатических сношениях с Турцией и Крымом Росси использовала запорожско-донские связи для обоснования непричастности правительства к морским походам донцев; усматривая в воровстве казаков происки Польши.

Основные положения статьи отражены в следующих публикациях автора:
• I. Донские дела как источники о связях донского и запорожского казачества в первой половине ХУЛ в. 1987.Рукопись Деп. в ИНЙОН АН СССР 17.11.87. 31799.- 77 С. (3,5 п.л.)

2. О классификаций Донских дел как источников о связях донского и запорожского казачества в первой половине ХVII века //Проблемы применения количественных методов анализа » классификации» источников по отечественной истории: Межвуз.сб.науч.тр.- Днепропетровск: ДГУ, 1988.- С.93-97 (0,22 п.л;).

3. Из опыта комплексного анализа источников о связях донского и запорожского казачества первой половины ХУЛ в. //Теория и методика историографических и источниковедческих исследований: Межвуз.сб.науч. тр.- Днепропетровск: ДГУ, 1989.-0.192-197(0,35 п.л.)

4. О связях донского и запорожского казачества в первой половине ХVII века (по документам Разрядного приказа)//Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы: Серия общественные науки.- 1989.-№2.- 3.68-75 (0,36 п.л. )(в соавторстве)
5. О публикации источников по историк связей донского и запорожского казачества XVI — первой половины ХVII в. //Українська археографія: Сучасний стан та перспектива розвитку: Тези доповідей республіканської наради, — Київ, 1988.- С.39-41 (0,13 п.л.) (на укр.яз.)

источник

Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вуза. Проведение научной работы в вузе обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий [20].

Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности специалиста, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки специалиста качественно иного типа: самокритика, автора, творца, исследователя, способного осуществлять профессиональное и человеческое предназначение.

Изучение работ А.Г. Алейникова, А.Г. Асмолова, А.П. Валицкой, Ю.В. Громыко, Ю.С. Давыдова, Г.А. Ягодина, В.А. Якунина и др. позволило не только установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке такого специалиста в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих специалистов от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие — научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества студентов, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая школа при изначально имеющемся потенциале не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания специалиста инновационного типа. Для решения данной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих специалистов и педагогические условия, обеспечивающие воплощения данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической проработки [24, 38, 46, 59, 66, 175, 176].

Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее в полном объеме условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности студентов), способствующих развитию интереса к науке у будущих специалистов. Одной из причин является отсутствие соответствующей целостной педагогической теории и эффективной модели ее реализации в практике образования [49].

Проблема активизации научно-исследовательской деятельности упирается не в отсутствии желания студентов и преподавателей заниматься научным творчеством, а в отсутствии, с одной стороны, системы управления научно-исследовательской работой (НИР), а с другой — в отсутствии педагогических условий развития НИР в вузе.

Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление [65].

Научно-исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку их на основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшее ее развитие. Сюда же можно присовокупит моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверенно на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

Государственный стандарт регламентирует:

1) степень развития научного потенциала вуза: преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;

2) научную активность преподавательских кадров и степень их вовлеченности в НИР: реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью [61].

Вузам свойственны и установлены законом академические свободы корпорации научно-педагогических работников и студентов, а также коллегиальная структура управления.

Применительно к качеству реализации научно-исследовательской работы в вузе используется система частных критериев [59]: полнота (системность) научного исследования; сформированность системно-деятельностного мышления; глубина исследования проблемы; степень академичности; степень практического использования; степень инвестиционной привлекательности.

Научно-исследовательский проект — это способ организовать деятельность людей, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства достижения цели. Содержание проектирования — это не только технологический шаг, но и акт взаимодействия участников проекта.

Проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Типологические признаки научно-исследовательских проектов, на наш взгляд, целесообразно подразделять: по характеру доминирующей в проекте деятельности; предметно-содержательной области; характеру координации проекта; характеру контактов; количеству участников; продолжительности проекта.

Ю.В. Громыко и В.В. Давыдов отмечают, что в настоящее время формируется новый тип научности — проектно-программный. Его ядро составляют деятельность по проектированию и программированию, в результате которой разрабатываются, формируются и создаются новые, еще не существующие системы практики образования [59, 65].

Изменения в научной деятельности высшей школы концентрированно проявляется в ее основном, первичном звене — высшем учебном заведении. Развитие вуза представляет новые, повышенные требования к управлению подсистемами «Обучение» и «НИР». Научная деятельность органически сочетается с процессами обучения, взаимоувязанное развитие этих процессов обусловливает необходимость системного исследования вуза [80].

Специфика высшего учебного заведения как объекта управления определяется, в первую очередь, качественным своеобразием целей в процессе планирования. Основную цель вуза можно определить как наиболее полное удовлетворение растущих потребностей современного общества.

Соединение в рамках вуза элементов разной природы (учебных, научных, производственных, хозяйственных, экономических) и сложности (одноцелевых или многоцелевых, осуществляющих деятельность в рамках одной или нескольких подсистем), а также связанное с этим разнообразие форм их взаимосвязи и взаимодействия, принципов и способов интеграции — существенная особенность современного высшего учебного заведения.

Состав структурных элементов подсистемы «НИР» зависит от формы финансирования и вида работ. Проведение госбюджетных научно-исследовательских работ — обязательная часть деятельности всех кафедр вуза. Вместе с тем организуются и специальные научные подразделения: НИИ, проблемные лаборатории, научно-прикладные центры и др.

Специфика вуза как объекта управления проявляется в характере потоков, связывающих его с внешней средой. Внешняя среда воздействует на вуз через: потоки специалистов, стажеров, аспирантов и соискателей, руководителей и специалистов производства, проходящих переподготовку и повышающих квалификацию; потоки трудовых ресурсов (кадры работников — профессорско-преподавательский, научный, учебно-научно-вспомогательный, административно-хозяйственный персонал, рабочие); потоки материальных ресурсов (учебное и научное оборудование, литература, объекты недвижимости и др.); информацию о новых достижениях и открытиях; заказы предприятий; спонсорское финансирование [42].

Финансирование должно быть, в свою очередь, согласовано с такими видами работ, как распределение фонда заработной платы по подразделениям, заключение договоров с организациями, оформление на работу в научно-исследовательский сектор, утверждение его штатного расписания, заключение индивидуального договора с исполнителем, оформление командировки по теме, подписание отчета о командировке, оформление зарплаты на выполненный объем работ, подписание отчета о выполненной работе, составление проекта сметы, написание годового отчета о научно-исследовательской работе в вузе [17].

В свою очередь, вуз воздействует на внешнюю среду, как правило, путем выпуска квалифицированных специалистов; подготовки научно-педагогических кадров; переподготовки и повышения квалификации руководителей производства; выполнения научно-исследовательских работ (как через их внедрение в производство, общественную практику, так и путем информационного воздействия).

Активное взаимодействие характерно и для высших учебных заведений, обменивающихся между собой потоками студентов (в порядке перевода) и специалистов (аспиранты, стажеры, докторанты), информацией о достижениях и открытиях.

Все это следует учитывать при проектировании научно-исследовательского сектора работы вуза. Для этого необходима корректировка взаимодействия всех подразделений системы.

Сложность управления и проектирования по отношению к научно-исследовательской деятельности обусловлена присущим науке характером технологического процесса и спецификой применяемых средств. Основными особенностями научного коллектива как объекта управления являются неполная предсказуемость (иногда даже непредсказуемость) результатов деятельности; неповторяемость работ; особая роль научной информации в комплексе потребляемых ресурсов; отсутствие в большинстве случаев точных количественных критериев для измерения результатов труда [92].

Процесс научного труда — это учет информации, имеющейся в накопленных человечеством знаниях, ее творческое развитие и преобразование. Результат исследовательского труда проявляется сначала в фундаментальном исследовании, затем проходит по цепочке цикла через прикладное исследование и разработку, опытный образец, прежде чем воплотиться в готовом продукте. При этом в конце цикла может быть получена информация, о которой исследователи даже не предполагали, начиная работу.

Характерным для научной деятельности является также высокий удельный вес «незавершенного производства» в виде поисковых, теоретических и других работ, по которым нельзя учесть экономический эффект, и более продолжительный цикл, чем в любой отрасли индустрии. В связи с этим получение эффекта от использования законченных работ не всегда совпадает во времени и потому не всегда может служить основой для оценки деятельности научного коллектива в течение некоторого периода (года, квартала и т. д.).

В высшей школе специфика научного труда заключается и в том, что он неразрывно связан с учебным процессом, нуждами (а значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов [95].

Качественная неоднородность характеризует также внутреннюю структуру научной деятельности, которая включает разнообразные элементы: от подготовки кадров до опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Масштабы развития НИР нередко не согласуются с устаревшими организационными формами. Так, на некоторых факультетах крупных вузов объемы НИР достигают миллиона рублей и более, но выполняются разрозненными небольшими исследовательскими группами; компетенция проблемных и отраслевых лабораторий нередко не согласуется с объемами их деятельности и сложностью их внутренней структуры. Но — и это главное — НИР редко влияет на повышение качества образовательного процесса, являясь, как правило, просто дополнительным источником финансовых средств. В связи с этим конкретизация функций научно-исследовательской работы является актуальной задачей высшего профессионального образования.

Продуктивным методом анализа и оценки основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований вузов является структуризация ее целей и задач. Структуризация целей обеспечивает системное рассмотрение комплекса стоящих перед высшей школой проблем в их взаимосвязи и соподчинении, а распределение задач повышения эффективности НИР по соответствующим уровням позволяет сосредоточить на их решении усилия как органов управления высшим образованием, так и вузов.

Вариант такой системы («дерева») представлен на рис. 2. Он разработан путем декомпозиции генеральной цели и содержит проблемы, которые необходимо решать на уровне вуза для повышения эффективности научных исследований.

Повышение эффективности научных исследований в вузе включает в себя следующие уровни:

1. Совершенствование организации и управления научными исследованиями:

– развитие организационных структур;

– совершенствование планирования и стимулирования научных исследований;

– улучшение координации и укрепление связи с производством и учебным процессом;

– совершенствование информационного обеспечения управления НИР.

2 Улучшение ресурсного обеспечения научных исследований:

– улучшение материально-технического обеспечения;

– улучшение использования кадрового потенциала;

3. Совершенствования процесса планирования НИР:

– совершенствование исследовательских процессов;

– улучшение обслуживания исследовательских процессов.

В английских социологических словарях исследование определяется как критическая и исчерпывающая проверка, ставящая целью пересмотр принятых ранее выводов в свете новых фактов и открытий [135].

Объективная необходимость разработки моделей, характеризующих научно-исследовательскую педагогическую деятельность с системных позиций и являющихся единицами ее анализа и проектирования, в значительной мере стала проявляться в связи с введением в педагогический обиход понятия «педагогическая технология».

Современная трактовка понятия «технология» дана в широко известной работе М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [108]. В своей работе они отмечают, что большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями, машинами, например, полупроводниками и компьютерами, однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на общество, описывает ее как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги.

По нашему мнению педагогическую технологию можно определить как внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функциональной модели научно-исследовательской педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого положительного результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ в условиях адекватных целям образования.

Таким образом, налицо противоречие, в котором, с одной стороны, педагог-исследователь не должен ограничивать себя рамками «технологического пространства» педагогической деятельности, то есть эмпирическими объектами, а с другой — разработка «субъектного пространства» научно-исследовательской деятельности на уровне преобразования абстрактных объектов (при первой же попытке со стороны педагога-исследователя) выявляет серьезные ограничения, которые он не в состоянии преодолеть без посторонней помощи, то есть без помощи менеджера, координирующего исследовательскую работу, связь с социумом и его потребностями.

Поскольку мы определили вуз как особого рода корпорацию, то корпоративный менеджмент — это деятельность профессионалов в ходе проведения деловых операций, то есть менеджмент сосредоточен на механизмах внедрения вузовской корпорации в бизнес-систему общества [109].

Цель корпоративного вузовского менеджмента заключается в повышении качества образования, что обеспечит вузу, как инвестиционную привлекательность, так и свое место в социально-экономическом пространстве.

Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

источник