Меню Рубрики

Как сделать анализ книжного фонда библиотеки

Одним из важнейших аспектов управления деятельностью по формированию документного фонда является проблема обеспе­чения качества документного фонда как ее конечного результата.

В библиотечной практике анализ качества документного фонда проводится давно. Его принято называть «изучением библиотечного фонда». В ходе изучения фонда осуществляется сбор и анализ информации о его состоянии и использовании, и на этой основе дается оценка оптимальности состава документного фонда, выявляются отклонения и принимаются решения по их регулированию.

Для изучения документных фондов принято использовать следующие методы:

— повседневное наблюдение при работе с фондом;

Повседневное наблюдение является наименее затратным методом изучения фонда. Его осуществляют сотрудники, работающие с фондом на разных технологических участках — в подразделениях комплектования и обработки документов, в хранилищах на обслуживании пользователей.

Метод предполагает:

— быстрое ознакомление с содержанием документа при обработке поступлений, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов. Это позволяет работнику лучше знать состав фонда, свободно ориентироваться в фонде, быстро находить документ по запросу, рекомендовать документы из фонда в ответ на неопределенный запрос пользователя. На основе такого ознакомления принимается множество оперативных решений по корректировке размещения и по продвижению документа пользователю;

— наблюдение за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отделы документы. Благодаря этому можно выявить документы повышенного спроса, недостаточную или избыточную экземплярность документов, малоспрашиваемые и незаслуженно забытые издания, чтобы отрегулировать процессы пополнения фонда, вторичного отбора и перераспределения фондов. Кроме того, сотрудники, осуществляющие выдачу документов из фонда, могут персонифицировать спрос на отдельные документы, отслеживать, какие группы пользователей имеют интерес к той или иной части документного фонда. Все это дает важную информацию для корректировки состава фонда;

— наблюдение за отказами по различным причинам (выдано, нет на месте, нет в фонде и т. п.). Повседневное наблюдение помогает отслеживать различные ситуации, приводящие к отказам, выявлять типичные сбои и ошибки на различных этапах формирования фонда, приводящие к отказам на отдельные документы, а также оперативно исправлять их, своевременно диагностировать и снимать неудовлетворенность пользователя;

— наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов, которое позволяет своевременно принимать меры по реставрации ветхих или испорченных документов ментов, по замене документов, пришедших в негодность. Кроме того, оно помогает оперативно выявлять возникающие проблемы сохранности документов в фонде, чтобы пресекать действия вредоносных факторов.

Метод повседневного наблюдения прост и эффективен, поскольку при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Однако его непременным условием становится желание сотрудников осуществлять наблюдения и корректировки, стремиться к повышению качества документного фонда. Поэтому результативность данного метода напрямую зависит от профессионализма и мотивированности сотрудников. Его недостатком является субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности. Для снижения субъективности необходимо одновременно применять и другие методы оценки качества фонда.

Значительно большей объективностью обладает метод статистического анализа, который базируется на количественных данных о состоянии и использовании документного фонда, собранных в результате сплошного учета фонда и фактов его использования.

Количественные данные, полученные в результате суммирования данных учета, называются абсолютными (базовыми) показателями.

К абсолютным показателям относятся все количественные данные, регистрируемые в Книге суммарного учета фонда:

— объем фонда в экземплярах, или общее количество документов в фонде;

— объем фонда в названиях, который характеризует информационное разнообразие фонда;

— объемы подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам и др.;

— объем новых поступлений, т. е. количество документов, поступивших в фонд в течение определенного периода, а также объемы поступлений по отдельным видам документов, по отраслям, по языкам, источникам комплектования и др.;

— количество выбывших из фонда документов, в том числе по видам документов, по отраслям, по языкам, причинам выбытия и др.

К абсолютным показателям относятся и статистические данные, полученные в результате учета фактов использования документов из фонда. Основным показателем использования документного фонда является выдача (книговыдача, документо-выдача) — это количество документов, выданных из фонда пользователям. Объемы выдачи также разделяют по видам документов, по отраслям, по языкам и другим признакам (частная книговыдача) — по аналогии с объемами подфондов. Это позволяет анализировать состояние и использование отдельных подфондов и производить более тонкую настройку каждого раздела фонда.

В анализе документного фонда и его использования применяется также показатель количества пользователей, характеризующий диапазон его востребованности. Кроме общего количества пользователей, желательно количественно отслеживать потоки потребителей, обращающихся в отдельные подфонды. Благодаря этому можно оценивать востребованность каждого подфонда. Дифференциация данных показателей по различным признакам (полу, возрасту, уровню образования, категориям специалистов и пр.) помогает выявить соотношение пользовательских групп, предпочитающих те или иные разделы фонда.

Абсолютные показатели одного вида можно сравнивать друг с другом, выстраивать на их основе графики, выявляя тенденции роста или спада в показателях фонда и его использования. Однако оценить качество фонда и оптимальность его состава непосредственно по абсолютным показателям невозможно. Поэтому в статистическом анализе используются и относительные показатели.

Относительные показатели рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам, поэтому иногда их называют «расчетными». «Относительными» их называют потому, что в них количественно выражаются отношения двух сравниваемых между собой показателей, например, объема фонда и количества пользователей или объема фонда и объема новых поступлений и т. д. Как правило, относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения, и выражаются в коэффициентах (кратных отношениях) или процентах, а в некоторых случаях — именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя).

Их преимущество перед абсолютными показателями состоит в том, что они устанавливают соотношение между различными явлениями и позволяют наблюдать и сравнивать их соотносительность в разных фондах или подфондах. При значительных различиях в абсолютных показателях (ситуация несопоставимости) относительные показатели могут оказаться близкими по значению. Например, в одном из документных фондов при объеме 2 тыс. экз. выдается в год 4 тыс. экз., в другом фонде объем составляет 100 тыс. экз., и в год выдается 200 тыс. экз. — какой из этих фондов оптимальнее? При всем различии абсолютных величин, характеризующих фонд и выдачу документов (в 50 раз!), соотношение величин в каждом из них оказывается одинаковым: объем книговыдачи в 2 раза превышает объем фонда. Это означает, что каждый документ из фонда был выдан в течение года в среднем 2 раза (показатель обращаемости фонда).

Таким образом, относительные показатели не только помогают увидеть зависимость между объемом фонда и книговыдачи (либо другими показателями), но и позволяют сопоставлять состояние и использование различных фондов. Для многих из них разрабатываются нормативы, которые устанавливают приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствует об имеющихся проблемах в фонде. Так, если показатель обращаемости фонда ниже нормативного, то это говорит о том, что фонд имеет низкую востребованность, значительная часть документов в нем не пользуется спросом.

Если же показатель обращаемости фонда оказывается выше нормативного, то это свидетельствует о сверхактивном использовании фонда. Такая ситуация не только приводит к быстрому изнашиванию документов, но и побуждает работников строго ограничивать сроки пользования документом. В конечном итоге это сигнал о том, что документов недостаточно для полноценного обслуживания потребителей. Различают относительные показатели состава (состояния), развития и использования документного фонда.

Состав документного фонда характеризуют книгообеспеченность, показатели удельного веса каждого подфонда и коэффициент полноты комплектования. Книгообеспеченность показывает, сколько в среднем документов из фонда приходится на одного пользователя. Если этот показатель низок, то вводятся ограничения на пользование документами в связи с тем, что их недостаточно для удовлетворения поступающих запросов. Все это снижает удовлетворенность потребителя и, соответственно, качественные свойства фонда. Значительное превышение норматива книгообеспеченности снижает эффективность формирования документного фонда, поскольку большая доля пассивного фонда не приносит пользы, но требует затрат на ее содержание.

Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Расчет удельного веса каждого из подфондов позволяет получить представление о структуре фонда, о количественном соотношении между подфондами, предусматривает сравнение строения разных подфондов. При сопоставлении с удельным весом книговыдачи из данного фонда становится возможным оценка его укомплектованности, способности удовлетворять запросы по своему профилю. Благодаря такому анализу выявляются наиболее проблемные и наиболее качественные разделы данного документного фонда. Расчет удельного веса поступлений/выбытий по отраслям, типам документов или другим основаниям структурирования позволит изучать структуру новых поступлений или анализировать потоки выбывающих документов. Структуру новых поступлений и/или структурное распределение выбывающих документов по различным признакам сопоставляют между собой или со структурой документного фонда в целом, что позволяет наблюдать пропорциональность развития разных подфондов.

Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. Как известно, лишь ограниченное число документных фондов/подфондов стремится к исчерпывающей полноте, и соответственно данный показатель в них должен составлять 100%. В других фондах степень полноты колеблется от справочной (20%) до максимально релевантной (75%). В соответствии с особенностями профиля можно рассчитывать этот показатель по отдельным видам/типам документов и даже отдельным темам, поскольку в разных фондах/под фондах акценты полноты могут расставляться со значительной долей детализации.

Для получения количественных показателей документопотока производят его статистическое мониторинговое исследование на основе текущих библиографических изданий по профилю фонда. Для сопоставимости показателей фонда и документопотока следует выбирать один и тот же период для изучения. Наиболее актуальными считаются новые документы, вышедшие в течение последних 3-5 лет, которые и следует выявить в фонде и в документном потоке. Но при желании хронологические границы исследования можно расширить.

Для статистической оценки качества документного фонда большое значение имеют относительные показатели использования фонда.

Как уже известно, одним из показателей полноты фонда является удовлетворенный пользовательский спрос. Для оценки оптимальности полноты как важного потребительского свойства документного фонда рассчитывается удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов). В соответствии с критерием оптимальности Парето соотношение удовлетворенных запросов и отказов должно составлять 80% : 20%. Если в документном фонде такое соотношение поддерживается, то он является оптимально качественным.

Показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования документного фонда, а, следовательно, его востребованность. В этом смысле могут быть отнесены к показателям качества фонда.

Относительные показатели развития документного фонда характеризуют темпы и пропорции обновления его состава. Документный фонд должен изменяться в соответствии с развитием информационных потребностей и тенденциями спроса. Поэтому оценка полученных показателей производится в сравнении с динамикой изменений других показателей — прежде всего с количеством пользователей. Большое значение придается равномерной поступательности роста, отсутствию резких колебаний в темпах роста и прироста, которые служат свидетельством того, что все возникающие ситуации находятся под контролем, являются управляемыми.

Потребительские свойства документного фонда отражает показатель обновляемости фонда. Традиционный подход к пониманию обновляемости трактует ее как удельный вес (долю) новых поступлений в общем объеме фонда. Этот показатель позволят контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться. Другой подход к определению обновляемости рассматривает период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет. Но данный подход неприменим к фондам, в составе которого имеются документы «вечного хранения».

Качество документного фонда характеризует и уровень представленности в фонде новых документов. В Модельном стандарте публичной библиотеки определяется доля новых документов в составе фонда, которая должна быть не менее 50% от объема фонда. Однако этот норматив также может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей профиля.

Таким образом, почти все нормативы относительных показателей документного фонда в настоящее время носят рекомендательный, ориентирующий характер. При выборе имеющихся нормативов следует иметь в виду ограниченность их действия. Прежде всего, они разрабатываются для документных фондов определенного типа. Наибольшее распространение получили нормативы для публичных (ранее — массовых библиотек). Это связано с их численным преобладанием и широкой аудиторией их пользователей. Нормативы для фондов массовых библиотек ориентировались в первую очередь на эффективность использования фондов. Для современных публичных библиотек актуальны задачи существенного улучшения их материально-технической базы и увеличения объемов финансирования со стороны государственных и муниципальных органов. Поэтому новые нормативы задают повышенные требования, прежде всего, к ресурсной стороне формирования документных фондов. В этой связи наблюдается тенденция к росту некоторых нормативных показателей, например, норматива книгообеспеченности.

Для других документных фондов нормативы публичных библиотек могут быть неприемлемы. К примеру, книгообеспеченность учебных фондов рассчитывается исходя из других оснований (количество учебников на 1 учащегося), поэтому традиционно рассчитанная книгообеспеченность здесь будет во много раз превышена. В справочно-библиографическом фонде показатель книгообеспеченности не имеет принципиального значения, потому что использование документов в них кратковременно. Для оценки его качества важнее коэффициент полноты комплектования.

Показатель обращаемости в научном фонде объективно ниже, чем в публичной библиотеке, поскольку спрос на документы в них более индивидуализирован; здесь меньше типовых запросов, и при этом они не отличается массовостью. В фонде периодических изданий читаемость всегда выше, чем в книжном фонде или в фонотеке. При использовании сетевых ресурсов она увеличивается многократно в связи с высоким уровнем информационного шума при поиске по запросу.

Все сказанное приводит к выводу, что для каждого отдельного фонда может разрабатываться собственный стандарт оценки качества, в котором должны быть учтены целевые особенности фонда, его профиль и требования пользователей данного фонда.

Метод статистического анализа предусматривает сравнение показателей документного фонда, полученных в результате учета и/или расчета, с другими, принятыми в качестве эталона: базового уровня. В результате выявляются отклонения от оптимального состояния и функционирования фонда.

В качестве эталона сравнения обычно служат нормативные показатели, которые становятся идеальными количественными моделями фонда. Поэтому в первую очередь оценка качества фонда производится путем сопоставления реальных показателей со стандартами и нормативами.

Значительное распространение получил сравнительный анализ текущих показателей и аналогичных показателей данного фонда за предыдущие периоды (год, квартал, месяц и пр.). Он позволяет делать выводы о том, какие изменения происходят в фонде в последние годы. Если эти изменения позитивны, то необходимо их поддерживать и усиливать; если же наблюдаются негативные тенденции в развитии фонда, то требуются решения по противодействию им.

Интересную информацию дает сравнение статистических показателей данного фонда с аналогичными показателями фонда других библиотек и информационных служб. При сравнении с показателями однотипных фондов выявляются возможности повышения эффективности деятельности по формированию использованию фонда. Сравнение с показателями фондов, имеющих другие задачи и состав, способствует более глубокому пониманию происходящих процессов и механизмов востребованности документных фондов.

Однако наиболее глубокие выводы позволяет сделать комплексный анализ документного фонда. Для этого сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели фонда. В результате выявляются наиболее влиятельные факторы, определяющие ситуацию.

Особенно показательно сопоставление величин обращаемости (Об), читаемости (Ч) и книгообеспеченности (Ко). Например, в результате расчетов получено следующее соотношение данных показателей: Об = 6,5; Ч = 16; Ко = 8,4. Как видим, уровень книгообеспеченности соответствует минимальной норме, читаемость тоже отвечает нормативным требованиям, однако высок показатель обращаемости. Очевидно, что в данном фонде катастрофически не хватает документов и при использовании применяются сдерживающие ограничения по количеству выдаваемых документов и по срокам пользования ими. Вывод: требуется докомплектование данного фонда.

Другой пример: Об = 0,7; Ч = 21; Ко = 31. Как видим, читательская активность достаточно высока, но фонд явно перенасыщен (высокая книгообеспеченность и низкий уровень обращаемости фонда). Можно говорить о том, что значительная часть фонда пассивна. Такая ситуация обычно характерна для научных фондов. Главной проблемой в данном фонде является дефицит помещений для хранения фонда.

Читайте также:  Как выявить цистит у женщин анализы

Таким образом, статистический анализ является средством распознавания проблемных ситуаций в фонде, которые снижают его качественные свойства.

С помощью статистического анализа можно диагностировать следующие проблемы:

— несоответствие фонда/подфонда запросам пользователей (масштабы неудовлетворенного спроса);

— наличие пассивных частей фонда;

— несоответствие отраслевой структуры фонда структуре спроса;

— нарушения в нормальном развитии фонда и др.

Кроме того, статистический анализ может служить обоснованием для определения плановых показателей деятельности и выявления скрытых резервов для повышения эффективности использования фонда.

В оценке качества документного фонда все большее значение приобретают социологические методы. Они предполагают изучение мнений пользователей о данном фонде, служат для выявления их удовлетворенности документным фондом. Благодаря этим методам выявляется уникальная информация, которую невозможно получить другими способами, но без нее понимание проблем качества документного фонда оказалось бы неполным.

Самыми распространенными из социологических методов являются опросы — анкетирование, интервьюирование. Их достоинством является то, что потребитель имеет возможность непосредственно высказать свое мнение о том, что ему нравится или не нравится. Однако требуется большое мастерство для того, чтобы побудить его это сделать откровенно и по существу. Принято считать, что главным недостатком результатов опросов является субъективность суждений, которую в социологии снижают через расширение круга респондентов, когда статистические погрешности становятся не слишком значительными.

При оценке качества фонда единичные мнения столь же значимы, как ответы большинства, поскольку, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, лишь немногие пользователи готовы формулировать причины своей неудовлетворенности. Большая же часть респондентов скрывает теневые стороны своих мнений за стандартными и вежливыми ответами или отговорками. Поэтому очень распространена ситуация, когда статистика ответов рисует позитивную картину удовлетворенности пользователей, но реальная оценка качества, оставаясь за границами опросов, определяет нежелательное поведение потребителей по отношению к данному фонду.

Другой формой узнать мнение пользователей о фонде является предоставление им возможности вносить свои предложения по комплектованию. В некоторых автоматизированных информационных системах для библиотек и информационных служб создается специальный модуль в электронном каталоге, где пользователи могут записать название тех документов на разных носителях, которые им необходимы, но которые отсутствуют в фонде. Такой подход к выявлению отказов дает более объективную картину неудовлетворенного спроса, чем их учет работниками.

Разновидностью опроса является экспертный опрос, в котором респондентами и субъектами оценивания выступают эксперты. т. е. высококвалифицированные специалисты, компетентные в области, связанной с профилем данного документного фонда. Как правило, к экспертному оцениванию прибегают в том случае, когда невозможно непосредственное измерение процессов или явлений либо когда пользователи не могут быть достаточное компетентны для оценки документного фонда. Например, для оценки фонда детской литературы в качестве экспертов могут быть привлечены руководители детского чтения; для оценки учебного фонда — преподаватели данных предметов. Экспертные оценки содержания документа позволяют принимать решение о включении или, напротив, исключении того или иного документа из фонда. Данный метод целесообразно использовать также для оценки качества ядра фонда или его моделирования.

Процедура экспертной оценки предусматривает заполнение оценочного листа, в котором перечислены документы и/или некоторые важнейшие параметры для оценки данного фонда/подфонда: например, удобство расстановки документов, удобочитаемость документов, частота спроса на тот или иной документ, культура обслуживания пользователей, эстетичность среды и др.

Для оценки степени выраженности качественных свойств по данным параметрам могут использоваться различные оценочные шкалы:

— дихотомическая шкала, фиксирующая наличие или отсутствие того или иного свойства и предусматривающая выбор вариантов — «да/нет»,«+/-». Например, «удобно/неудобно», «соответствует/не соответствует»;

— ранговая шкала, применяемая в тех случаях, когда некоторый признак не может быть измерен, но объекты могут сравниваться между собой и упорядочиваться от более качественного к менее качественным. В этом случае эксперту предлагается упорядочить предложенный список объектов, понятий или суждений по определенному критерию — например, документов по степени ценности;

— сферическая шкала, в которой качественные свойства оцениваются по степени их выраженности у объекта. Например, при оценке интенсивности спроса на конкретный документ эксперт выбирает один из вариантов, характеризующих данный параметр: «постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Каждому варианту может быть присвоено определенное количество баллов, которые впоследствии суммируются. Благодаря этому, появляется возможность определить, насколько данный признак, по мнению экспертов, более или менее выражен у одного объекта по сравнению с другим. Разновидностью сферической шкалы является 5-10-100-балльная оценка свойств фонда.

Экспертные оценки основываются на суждениях отдельных людей, хотя и высокопрофессиональных, поэтому они в значительной степени субъективны. Объективность экспертного оценивания достигается путем специальных методов формирован групп экспертов, продуманных форм вопросов и ответов, компьютерной обработки результатов и пр.

Электронные каталоги открывают новые возможности ведения наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей. Для совершенствования качества фонда можно проследить, сколько и каких документов реально может найти в каталоге пользователь по той или иной рубрике. Аналогично можно выявлять лидеров спроса среди отдельных документов, которые были выбраны при поиске по запросу, и оценивать соответствие их экземплярности реальному спросу.

В некоторых ситуациях целесообразно использовать метод выборочного наблюдения. Например, в течение определенного периода учитывать запросы и книговыдачу по определенной теме, которая не включена в параметры сплошного учета выдачи. Полученная информация прояснит положение дел в той или иной нетипичной ситуации и поможет принять обоснованное решение по ее исправлению.

Аналогичные цели достигаются с помощью анализа формуляров пользователей, поскольку это позволяет выявить выдачу по отдельным темам или видам документов и при этом соотнести ее с отдельными группами пользователей. Благодаря этому появляется возможность выявлять предпочтения тех или иных групп пользователей и частоту спроса на отдельные документы, если не используется других способов его учета. Преимущество анализа формуляров перед методом выборочного наблюдения состоит в том, что доступны более длительные периоды наблюдения, позволяющие выявлять тенденции и делать надежны выводы.

В выявлении пользовательских предпочтений можно использовать метод эксперимента. В науке данный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) применяется для выявления причинно-следственных связей или проверки гипотезы путем пробного воспроизведения объекта или ситуации. В качестве эксперимента можно использовать перестановку, выделение временного подфонда, организацию выставки с документами определенного типа или содержания для того, чтобы понаблюдать за информационным поведением пользователей, а после этого принимать решения по совершенствованию фонда. Надежность выводов обеспечивается учетом наблюдаемых фактов до и после введения изменений либо на основе сравнения поведения экспериментальной и контрольной групп.

Библиографический метод изучения фонда состоит в том, что состав фонда сверяется с внешним профильным документопотоком и выявляются лакуны и дезидераты. На практике происходит сопоставление текущих библиографических указателей (в том числе государственных, научно-вспомогательных, издательских и книготорговых), в которых отображаются документы по профилю фонда, с каталогом, отражающим состав фонда. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный недостаток — в его трудоемкости. Некоторые документопотоки недостаточно полно регистрируются и отражаются библиографически. Зачастую такая информация бывает труднодоступна. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Таким образом, все рассмотренные методы решают более широкий спектр задач, помимо оценки качества фонда. Их эффективность повышается, если они, помимо выполнения контролирующей функции, ориентированы также и на своевременные корректирующие действия. Однако ограничения, свойственные каждому из методов, обусловливают необходимость использования их в комплексе, а относительный характер качества фонда требует систематичности в их применении.

1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 270-285.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

При количественном изучении библиотечного фонда ещё определяется структура фонда по отраслям знаний в процентном отношении.

Тема 2. 3 Изучение библиотечного фонда

1. Статистический метод изучения библиотечного фонда.

2.Библиографический метод изучения библиотечного фонда.

3.Социологический метод изучения библиотечного фонда.

Статистический метод изучения библиотечного фонда.

Для управления комплектованием необходимо изучать библиотечный фонд. Изучение фонда ведётся по содержанию, по видам изданий, исходя из опыта работы библиотекарей, а также используют специальные методы: статистический, библиографический, социологический.

Статистический методанализ данных статистической отчетности библиотек. Статистический анализ даёт возможность изучать фонд для нескольких целей:

1.Определение базовых показателей при планировании.

2. Определение соответствия фонда потребностям читателей.

3.Регулирование отраслевой структуры фонда.

4. Выявление частей фонда, пассивно используемых читателями.

5.Выявление резервов повышения эффективности использования фонда.

Количественное изучение библиотечного фонда проводится с помощью «Книги суммарного учёта библиотечного фонда…», «Дневника библиотеки». Из «Книги суммарного учёта библиотечного фонда…» можно установить общее количество документов в фонде, их распределение по видам изданий, по отраслям знаний, по языкам.

Из «Дневника библиотеки» можно установить количество читателей, книговыдачу, число посещений.

Исходя из имеющихся данных, можно вычислить книгообеспеченность в целом и по отраслям, обращаемость, читаемость, процентный состав фонда и процент книговыдачи каждой отрасли знания.

1. Книгообеспеченность — сколько книг приходится на одного читателя или жителя.

Общая книгообеспеченность = ————————— = книг

читателей Число читателей

Книгообеспеченность читателей Фонд отраслевого отдела

по данной отрасли знаний = ————————————— = книг

Книгообеспеченность Весь фонд

жителей (района, города, села) = ———————————— = книг

Полученные данные сравнивают с нормами книгообеспеченности.

Если книгообеспеченность ниже нормы, значит надо пополнить фонд библиотеки

НОРМЫ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ :

Средняя книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации 4-9 томов, из них : в городе 5-7 томов, на селе 7-9 томов.

на читателя сельской библиотеки — 7 -8 книг,

на читателя городской библиотеки — 10 – 12 книг,

на читателя детской библиотеки — 12 – 14 книг.

  1. ЧИТАЕМОСТЬчисло книг, выданных одному читателю за год.

НОРМЫ ЧИТАЕМОСТИ :

в сельском филиале — 12 – 15 книг,

в районной библиотеке — 15 -18 книг,

в городской библиотеке — 20 -22 книг,

в детской библиотеке — 24 – 25 книг.

Если показатель низкий, возможно в библиотеке мало интересных, нужных читателям книг, то есть плохо укомплектован фонд, редко посещают библиотеку.

  1. ОБРАЩАЕМОСТЬсколько раз одна книга в течение года была

Выдана читателям.

ОбращаемостьОбщая книговыдача

Обращаемость отрасли Книговыдача отдела

НОРМЫ ОБРАЩАЕМОСТИ :

в сельском филиале — 1,5 раза,

в районной библиотеке — 2 раза,

в городской библиотеке — 2, 2 — 2, 5 раза,

в детской библиотеке — 3 раза.

Низкая обращаемость может быть, если фонд имеет много устаревших, дублетных изданий, плохо рекламируется, или мало читателей, а фонд большой и читатели не успевают брать для чтения все интересные книги.

Можно рассчитать конкретную обращаемость каждой книги в любом отраслевом отделе. Сведения берут с контрольного листка сроков возврата или книжного формуляра.

Конкретная обращаемость Количество выдач конкретной книги

Время её пребывания в фонде (лет)

Если полученные данные совпадают со средними показателями, использование издания считают активным.

Если выше нормы — это говорит о сверхактивном пользовании изданием, а понижение – отнести к малоспрашиваемым документам.

Если книга не выдавалась ни разу, её причисляют к неиспользуемым, что является данными для вторичного отбора.

По листкам сроков возврата (книжный формуляр) подсчитав общее количество выдач, определяют также, что физический износ книги является естественным, и она может быть списана по ветхости. Естественный износ также определяют визуально.

При количественном изучении библиотечного фонда ещё определяется структура фонда по отраслям знаний в процентном отношении.

В зависимости от типа библиотеки структура фонда бывает разная. Фонд централизованной библиотечной системы универсальный по содержанию.

Весь фонд библиотеки — 100%,

а фонд определённой отрасли знания – часть единого фонда – Х%.

Ориентируясь на эту формулу, можно узнать, сколько % составляет отрасль знания (отдел).

Весь фонд – 100% Х = Фонд ОПЛ х 100 = %

Полученные проценты сравниваем с нормами и при комплектовании обращаем внимание на пополнение того раздела, который не соответствует норме.

СОСТАВ ФОНДА В ПРОЦЕНТАХ В УНИВЕРСАЛЬНЫХ МАССОВЫХ БИБЛИОТЕКАХ :

Общественно-политическая литература – 15 — 17 %

Естественнонаучная и медицинская литература – 8 %

Техническая литература — 6 – 7 %

Сельскохозяйственная литература – 6 – 7 %

Литературоведение, Языкознание – 3,5 %

Художественная литература – 50 — 55 %

Статистический метод изучения не даёт возможности определить, какие конкретные документы следует приобрести для библиотеки (кроме данных об обращаемости конкретной книги), а какие списать. Поэтому используют другие методы изучения библиотечного фонда.

источник

Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.

Работу выполняйте в следующей последовательности.

1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.

2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отрасле­вой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количе­ство книг по данной отрасли, количество названий, литература ка­ких лет издания преимущественно представлена в фонде.

Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).

Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Коли­чество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читате­лей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики — абсолют­ный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Ха­рактеристика единого комплекса показателей: обращаемость, чи­таемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектова­ны хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их исполь­зования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.

3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.

4. Дайте рекомендации по совершенствованию состава и использования фонда библиотеки:

а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?

б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?

в) Ваши рекомендации по экземплярности изданий;

г) рекомендации по неиспользуемой литературе;

Условные обозначения и формулы:

Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. . – фонды отраслевых отделов.

А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. . – выдача отраслевых отделов фонда.

Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.

Ф = К х А ; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;

Ар = У1 – Уо ; (Уо – начальный уровень, У1 – текущий уровень)

Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)

Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)

Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)

Рекомендуемая литература:

1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790

2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда : утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond — dok.html

Читайте также:  Как выявить трихомонаду по анализу мочи

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).

4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).

5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.

6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд : учеб. для студентов библ. фак.

ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.

Тематика курсовых работ:

1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.

таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы

библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

В последние годы актуализируется проблема библиотечного

обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.

4. Сохранность библиотечного фонда.

В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на

современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и

сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.

В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.

Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.

Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:

  1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

4. Сохранность библиотечного фонда.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

9. Сохранность библиотечного фонда.

10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

Требования к выпускной квалификационной работе:

— полное и правильное раскрытие темы;

— теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;

— умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;

— освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;

— проведение и обобщение результатов конкретного исследования;

— разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности

— оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Галактионова Светлана Алексеевна,

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Библиотечный фонд (БФ) — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям.

Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры. В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонически развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства. Наконец, фонд генерирует документы для отдыха читателей, для организации умного интересного досуга, развлечения и т. п. Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.

Важнейшие функции фонда:
• кумулятивная (собранные в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами)
• мемориальная (сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям)
• коммуникационная (обеспечение доступа к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями).

Библиотечный фонд как самостоятельная целостная и открытая система обладает рядом свойств:
информативностью, характеризующейся разнообразием, глубиной и полнотой подбора документов;
динамичностью, так как фонд постоянно находится в движении — идет как поступление, так и выбытие документов;
статичностью, проявляющейся в сохранении устойчивости, которая обеспечивается четким профилированием комплектования, принятой системой расстановки документов, учетной документацией и т. д.;
надежностью, т. е. способностью фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов читателей.

Изучение фонда

Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

Процесс повседневного изучения библиотечного фонда осуществляется:
• при обработке новых поступлений;
• расстановке документов на полки;
• организации выставок;
• проведении бесед и библиографических обзоров.

Комплекс специальных методов изучения фонда включает:

  • статистические
  • библиографические
  • социологические методы

1. Представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:
величина документного фонда (Ф), Фонд абонемента составляет – 46390 экз. книг (сиглы АБ в ЭК).

объем новых поступлений (Фh), Новые поступления за год составляют около 2000 экз.
объем выбытия (Фb), Списание фонда составляет 2000 экз. в год.
книговыдача (В) — составляет 140 000 экз. по плану, за 2015 г. – 142 846 экз., из них около 36 000 экз. книговыдача на массовых мероприятиях и выездных выставках, остальные 107 000 выданы и продлены в отделе.

число читателей (А), Число зарегистрированных читателей — 4200 человек.
обращаемость (О), высчитывается как отношение книговыдачи к величине документного фонда. Обращаемость фонда абонемента составляет – 2.3, при оптимальной цифре от 2 до 3, это хороший показатель.

читаемость (Ч) — высчитывается как отношение книговыдачи к числу читателей; Читаемость на абонементе составляет 25, при среднем показателе читаемости 21,5–24, это выше нормы.

*обновляемость (Н): обновляемость (Н) за определенный период (t) отражает отношение объема поступлений (П) к объему фонда на конец исследуемого периода в процентах. Обновляемость фонда абонемента за 2015 г. Составляет 4.3 %.

2. Библиографические методы.

Благодаря возможностям системы MARK SQL, можно составить «Таблицу фонда отдела по ББК». В соответствии с ней фонд абонемента делится на:

  • фонд художественной литературы, он составляет 28259 экз. документов (61%)
  • отраслевой фонд, который составляет 18132 ед. хранения (39%)

Основные отрасли знания, представленные на абонементе:

  • Литературоведение и языкознание – 4755 экз. (10 %)
  • История и правоведение – 4399 экз. (10 %)
  • Психология, религия, философия – 3822 экз. (8%)
  • Педагогическая литература — 2191 экз. (5 %)
  • Медицина – 1202 экз. (3%)
  • Остальные отрасли занимают – 3% от общей части фонда.

При библиографическом изучении фонда также выявляются лакуны, пробелы. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Это необходимо для совершенствования состава фонда, его ядра.

Сотрудники абонемента, регулярно изучают закрепленные за ними разделы фонда на наличие недостающих изданий, просматривают записи в «тетради отказов», составляют списки литературы, которые поступают в отдел комплектования.

3. Социологические методы.

Дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношении к собранным в библиотеке изданиям.

Отдел абонемента в 2015 году посетили 32 694 читателя, среди них:

  • Специалисты различных отраслей хозяйства (экономисты, медицинские работники, юристы, инженеры, военные, работники культуры и искусства, педагоги) – 13 857 чел. (42%)
  • Учащиеся ВУЗов, СCУЗов, школ – 6477 чел. (20%)
  • Пенсионеры – 8037 чел. (25 %)
  • Работники сферы обслуживания, рабочие, прочие читатели – 4323 чел. (13%)

Книговыдача в отделе за 2015 г. по разделам ББК представлена следующим образом: За год было выдано и продлено 107 000 экз.

  • Наиболее спрашиваемая — художественная литература, литературоведение, языкознание – 91 %
  • Историческая литература, правоведение — 2,5 %
  • Психология, философия, религия – 2.5 %
  • Педагогика – 1 %
  • Остальные разделы составляют – 3 % от выдачи в отделе.

Основной читательский спрос приходится на художественную литературу, и он увеличился. В 2012 г. фонд абонемента анализировался в связи с передачей разделов фонда: естествознание и экономика в другие отделы библиотеки. В 2012 г. на художественную литературу приходилось 80 % выдачи, на разделы «история, психология, педагогика и другие» приходилось по 5% от общей книговыдачи.

Связано это с тем, что за эти годы уменьшилось количество новых поступлений отраслевой литературы. В основном отдел комплектуется художественной литературой, из которой значительная часть приходится на дары читателей, а это в основном современное чтиво. Из 2000 тысяч экз. комплектования за 2015 г. — 500 экз. – книги, пожертвованные читателями (25%).

Электронные каталоги открывают новые возможности наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей.

Статистика спроса литературы на абонементе за 2015 г. показала, что за год было выдано 13 636 наименований (названий) книг.

  • 91 % из них – художественная литература
  • 2.5 % наименований по истории
  • 2.5 % — по психологии и философии
  • 1% — по педагогике
  • 3% наименований приходятся на другие разделы фонда

Конечно, преобладает художественная литература, а не отраслевая. По моему мнению, связано это с тем, что за последние годы все отраслевые отделы стали выдавать книги на дом. У читателей появилась возможность взять интересную новую отраслевую литературу в других отделах или заказать необходимое издание в отделе книгохранения и читать дома.

Анализ рейтинга книг, выданных читателям абонемента в 2015 г. тоже показывает преобладание художественной литературы. Из 100 самых читаемых книг преобладают книги современных российских и зарубежных авторов (Маринина, Метлицкая, Берсенева, Рой, Прилепин, Ричмонд, Рэндел, Ден Браун и др.)

Лидеры прошлого года: Устинова Т.В. «Ковчег Марка» и Трауб М. «Семейная кухня». Эти книги были выданы по 59 раз.

Из классической русской литературы в сотню лидеров попал А.С. Грибоедов «Горе от ума», произведение было выдано 25 раз.

Чтобы увидеть фонд глазами читателя и узнать читательский спрос пользователей абонемента, было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 146 респондентов. Из них 106 женщин (72%) и 40 мужчин (28%). Образовательный статус участников исследования высокий (с высшим образованием — 72%, среднее специальное имеют 13%, среднее — 15%). Профессиональный состав респондентов:

  • Специалисты – 42 %
  • Пенсионеры – 35%
  • Учащиеся – 13%
  • Прочие читатели – 10%

Среди мотивов посещения библиотеки:

  • В целом преобладает прагматический мотив (72 %), т.е. выполнение
    учебного задания, повышение профессионального мастерства.
  • Затем следует познавательный мотив, его отметили 70 % респондентов.
  • 3-е место занимает релаксационный мотив (58 %), с целью отвлечения от неприятной ситуации, для отдыха.
  • Получить эстетическое удовлетворение от прочитанного произведения хотят 42 % респондентов.
  • Каждый десятый приходит в библиотеку для общения (10 %).

На вопросы: «Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилась?» и «Что вы читаете сейчас?» ответило по 72% респондентов. В основном художественная литература, среди книг лидируют произведения современной отечественной литературы: Акунин Б. Нефритовые четки, Аксенов В. Московская сага, Улицкая Л. В Священный мусор, Рубина Д. Русская канарейка, Прилепин З. Восьмерка) и книги популярные на протяжении нескольких десятилетий (Булгаков М. Мастер и Маргарита, Ильф И., Петров Е. 12 стульев, Пикуль В. Честь имею).

На вопрос «Что для Вас является определяющим при выборе изданий?»

Абсолютное большинство (80%) определяющим в выборе книг считают автора. На 2-м месте — аннотация (67%), 3-м — заглавие издания (47%).
28% респондентов берут книги с выставок. На этот же вопрос респонденты отметили также содержание, рекомендации, отзывы, рецензии, жанр, известность, беглый просмотр, настроение.

На вопрос «Вы берете книги только для себя или для своих родных, друзей» получилось, что читатели берут литературу не только для себя, но и для детей, школьников и студентов, пожилых родителей, друзей. Доля таких «скрытых» читателей составила 22%.
Чаще всего читатели обращаются в библиотеку:

  • с конкретными запросами – 53 %
  • с тематическими запросами – 30 %
  • с неопределенными запросами – 17 %

Большинство читателей выбирают издания в отделе абонемента:

  • самостоятельно – 40%
  • обращаются за помощью к библиотекарю – 35%
  • среди книг, сданных другими читателями – 15 %
  • на выставках, тематических полках – 10%

Всегда найти нужные книги в отделе абонемента удается:

  • 17% респондентов
  • часто — 64%, иногда — 18%, не находят вообще — 1%

На вопрос «Какие разделы фонда нуждаются в обновлении?» (можно было выбрать 3 варианта) были получены следующие результаты:

  • история, право, педагогика – 86 %
  • художественная отечественная литература – 81%
  • издания по философии, психологии – 67%
  • литературоведческие работы, языкознание – 62%
  • художественная зарубежная литература – 54 %
  • медицинские издания – 31 %

На вопрос: «Каких изданий не хватает в отделе абонемента?» респонденты отметили следующее: Более всего читателям абонемента не хватает научно-популярных изданий (65%), художественных книг (50%), учебников (37%), научных изданий (монографий) (18%).

На вопрос: «Какой интересующей Вас книги, не оказалось в отделе абонемента?» — ответила половина (50%) респондентов.
Как показали данные исследования в большинстве случаев, книга есть в отделе, но в данный момент выдана другому читателю. Разрешить эту проблему помогает бронирование изданий (постановка на очередь). Если издание требуется срочно — читатель обращается к фонду отдела гуманитарной литературы или отделу книгохранения.
Не найденные в фонде абонемента издания можно объединить в две группы:
1) современная отечественная и зарубежная проза
2) научные издания последних лет, учебники по различным дисциплинам.

Изучая фонд абонемента по различным параметрам можно сделать следующие выводы:
1. Изучив обновляемость фонда, сопоставив с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью можно сделать вывод – фонд абонемента достаточно эффективно используется, данные показатели выше средних значений, необходимо поддерживать показатели на данном уровне и повышать эффективность использования фонда, посредством выставок, бесед, рекомендаций читателям.

Читайте также:  Как выявить хламидиоз по анализу мочи

2. Изучив отраслевую структуру фонда и книговыдачу, выявлены наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды, что позволяет продолжать работу по докомплектованию фонда и очистке от малоспрашиваемого, малоиспользуемого фонда.

3. Социологическое изучение фонда помогло выявить проблемы, связанные с запросами пользователей, использование нового ресурса Литрес поможет нашим читателям в поиске необходимой литературы.

источник

В 2014 году совокупный фонд для детей до 14 лет всех муниципальных образований Самарской области (за исключением м. р. Сызранский, который не ведет учет детского фонда) составил 5 147,7 тыс. экз. документов. Книгообеспеченность на 1 жителя-ребенка составляет 10,8 экз. По сравнению с прошлым годом она сократилась на 1,8 %, но в целом соответствует принятому уровню средней книгообеспеченности на 1 жителя-ребенка России. Средняя книгообеспеченность на 1 жителя-ребенка городских округов Самарской области (8,6 экз.) также соответствует принятому уровню средней книгообеспеченности на 1 жителя-ребенка городского округа России. Средняя книгообеспеченность на 1 жителя-ребенка муниципальных районов Самарской области (17,9 экз.) выше уровня средней книгообеспеченности на 1 жителя-ребенка муниципального района России на 63 %, что дает право утверждать, что детские фонды муниципальных районов Самарской области переполнены ветхой, устаревшей и неиспользуемой литературой. Доля детского фонда от общего объема фонда по библиотечным системам Самарской области составляет 35,3 %. По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение доли детского фонда на 6,3 %. Данный средний показатель по библиотекам муниципальных районов равен 33,2 %, по библиотекам городских округов составляет лишь 28,6 %. Следует обратить внимание на процентное соотношение фонда для детей и общего фонда библиотечной системы м. р. Алексеевский, м. р. Похвистневский, м. р. Шенталинский, м. р. Шигонский, г. о. Чапаевск, г. о. Жигулевск, г. о. Сызрань и г. о. Похвистнево, где данный показатель колеблется от 16,9 % до 29,8 %.

В 2014 году общий фонд детских библиотек муниципальных образований Самарской области составил 3 121,7 тыс. экз. По сравнению с 2013 годом в 2014 году общий фонд детских библиотек муниципальных образований Самарской области сократился на 26,6 тыс. экз. (0,8 %). Уменьшение общего фонда детских библиотек муниципальных образований Самарской области наблюдается как в городских округах – на 12,2 тыс. экз. (0,5 %), так и в муниципальных районах – на 14,4 тыс. экз. (2,7 %) (Приложение № 1).

В 2014 году осталась и укрепилась тенденция сокращения новых поступлений в фонды детских библиотек муниципальных образований Самарской области. За последние 3 года новые поступления сократились на 7,6 %. Данный процесс наблюдается как в детских библиотеках городских округов (5,6 %), так и муниципальных районов (17,6 %). (Приложение № 2). Особенно это заметно на примере м. р. Волжский, где новые поступления по сравнению с прошлым годом уменьшились в 3,3 раза. Не первый год процесс уменьшения новых поступлений по сравнению с прошлым годом наблюдается в м. р. Пестравский, м. р. Шигонский, м. р. Безенчукский, м. р. Сергиевский, м. р. Похвистневский, МБУК «ОДБ» г. о. Тольятти и г. о. Похвистнево, где данный показатель колеблется от 5 % до 36,4 %. Смягчает ситуацию то, что доля детских новых поступлений по отношению к общим поступления по библиотечным системам остается на прежнем уровне и составляет примерно 32 %.

Еще одна отрицательная тенденция, связанная с поступлениями в фонды детских библиотек муниципальных образований Самарской области: в 2014 году в среднем 62,5 % всех новых поступлений составили перераспределения внутри системы, пожертвования, дары и книги, полученные взамен утерянных. В муниципальные районы Алексеевский, Исаклинский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Пестравский и Похвистневский не было закуплено ни одной детской книги.

Показатель объема новых поступлений муниципальных образований Самарской области по сравнению с прошлым годом сократился и составил 2,6 %, что значительно ниже рекомендуемого. Объем новых поступлений в детские библиотеки муниципальных районов области равен 2,3 % (2013 г. – 2,4 %), городских округов – 2,7 % (2013 г. – 2,8 %). Следует обратить внимание на показатель объема новых поступлений в м. р. Похвистневский (0,5 %), м. р. Исаклинский (0,8 %), г. о. Похвистнево (0,9 %), м. р. Челно-Вершинском (1 %) и г. о. Октябрьск (1,1 %). Положительная динамика наблюдается в м. р. Красноярский (2013 г. – 4 %, 2014 г. – 5,3 %) и м. р. Ставропольский (2013 г. – 5,5 %, 2014 г. – 8,8 %).

Количество новых поступлений, как в городских, так и в районных муниципальных детских библиотеках области в несколько раз ниже, рекомендованных нормативов по методике расчета РНБ. Особенно это заметно на примере м. р. Исаклинский, где данный показатель в 9 раз меньше рекомендованного, в м. р. Безенчукский (в 6 раз меньше), в м. р. Челно-Вершинский (в 5,5 раз меньше) и в г. о. Жигулевск (примерно в 5 раз меньше).

Показатель обеспеченности новыми поступлениями на 1 000 жителей в детских библиотеках муниципальных образований России, введенный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 927-р, должен составлять 250 изданий для детей и подростков. На данный момент, данный показатель по Самарской области равен 128 экз. (51,2 % от нормы). В муниципальных образованиях (м. р. Богатовский, г. о. Самара и м. р. Кошкинский) данный показатель выше нормы: от 265 экз. до 375 экз. соответственно. Следует обратить внимание на следующие муниципальные образования области, где показатель обеспеченности новыми поступлениями на 1 000 жителей-детей значительно ниже не только нормы, но и среднего показателя по области – это м. р. Волжский – 28 экз., г. о. Похвистнево – 50 экз., г. о. Жигулевск – 56 экз., м. р. Исаклинский – 57 экз., м. р. Челно-Вершинский – 73 экз., г. о. Чапаевск – 76 экз., м. р. Борский и Сергиевский – по 83 экз.

По-прежнему многие библиотеки области указывают на то, что в целях расширения репертуара детской литературы, вынуждены снижать экземплярность приобретаемых документов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению обращаемости и, как следствие, к более быстрой изнашиваемости поступивших изданий, что в свою очередь увеличивает количество ветхой литературы.

По сравнению с 2013 годом выбытие из фондов муниципальных детских библиотек области снизилось на 12 891 экз. (14,6 %) (Приложение № 3). На это есть две причины: во-первых, сокращение новых поступлений, во-вторых, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1077 от 08.10.2012 г. «Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» (п. 5.14). В 2014 году процесс выбытия искусственно сдерживался в м. р. Алексеевский и Безенчукский и г. о. Новокуйбышевск и Жигулевск. В таких муниципальных образованиях, как м. р. Большеглушицкий, м. р. Камышлинский, м. р. Пестравский и г. о. Чапаевск, списания не было несколько лет подряд.

Процесс выбытия напрямую связан с показателем обновляемости фонда. По сравнению с прошлым годом он уменьшился в городских округах до 2,5 % и остался на прежнем уровне (2,1 %) в муниципальных районах. Средний показатель обновляемости фонда сократился и равен 2,4 %. В муниципальных районах Шенталинский, Приволжский, Кошкинский и Шигонский данный показатель максимально приближен к норме, а в м. р. Хворостянский ей равен. Следует обратить внимание на показатель обновляемости м. р. Безенчукский (0,1 %), м. р. Алексеевский (0,2 %), г. о. Жигулевск и Новокуйбышевск (0,3 %), м. р. Нефтегорский (0,4 %), г. о. Похвистнево (0,7 %), м. р. Борский и г. о. Октябрьск (0,9 %) и м. р. Исаклинский (1,1 %).

Отраслевой состав фонда детских библиотек области за последние 3 года не изменился. Все также доминирует художественная и детская литература, которая составляет примерно 70 % от общего фонда, научно-познавательная же литература всех отраслей знания составляет лишь 30 %. Т. е. в отраслевом аспекте книжные фонды библиотек области еще недостаточно укомплектованы. Рекомендуется в детской библиотеке иметь долю отраслевой литературы в общем фонде 35-40 % при равномерном развитии отраслевых разделов.

Библиотекари указывают на нехватку литературы по таким отраслям знания, как экология, право, здоровый образ жизни, спорт, профориентация, краеведение. Очень мало литературы по воспитанию, справочной и научно-популярной литературы для дошкольников и младших школьников, отечественной и зарубежной современной художественной литературы для подростков. Участились отказы на произведения по школьной программе и внеклассному чтению.

Остается положительной тенденция увеличения фонда муниципальных детских библиотек области электронными документами на локальных машиночитаемых носителях. За истекший год количество электронных изданий увеличилось на 11,2 % (по городским округам – на 11,6 %, по муниципальным районам – на 6,4 %) (Приложение № 4). Фонды документов на нетрадиционных носителях информации в детских библиотеках Самарской области по сравнению с прошлым годом сократились и, оставаясь незначительными, составили 1,1 % от общего фонда.

Ситуация с подпиской на периодические издания для детских библиотек муниципальных образований Самарской области была и остается актуальной. На сокращение подписки на периодические издания по сравнению с 2013 годом указали 16 районных библиотек области и 6 городских, на увеличение – 5 районных и 2 городские библиотеки. Библиотечные специалисты отмечают неравномерность осуществления подписки на периодические издания по подписным периодам, на сокращения комплектов подписных изданий с целью сохранения количества названий.

Основной проблемой на пути эффективного комплектования остается недостаточное финансирование. В 2014 году были отменены трансферты из федерального бюджета. Средства из местного бюджета в основном идут на оформление подписки на периодические издания. По сравнению с прошлым годом финансирование на комплектование фонда для детей в муниципальных образованиях Самарской области сократилось и составило 30,4 % от общего финансирования комплектования библиотечной системы. Следует обратить внимание на м. р. Борский, м. р. Шигонский и г. о. Октябрьск, где процент финансирования поступлений детской литературы слишком мал и составляет 11,9 %, 16,3 % и 22,5 % соответственно.

Объем израсходованных средств за год на 1 читателя незначительно сократился и в 2014 году в среднем составил 32,97 руб. (31,38 руб. на ребенка).

В 2014 году средняя цена детского издания выросла до 113,58 руб.

Список источников комплектования продолжает пополняться. Детские библиотеки области работают не только с крупнейшими книготорговыми фирмами Самарского региона (ООО «Сафо», ООО «Новая книга», ООО «Метида»), но продолжают комплектоваться непосредственно через издательства (ООО «РДЦ-Самара – региональное представительство издательства «Эксмо» в Самаре, ИД «Равновесие», ИЦ «ЮРАЙТ», ГК «Гранд» «Питер» и «Феникс»), а также с помощью агрегатора электронного контента ООО «ЛитРес». Появились новые игроки – это, издательства «Розовый жираф» и «Рипол классик».

Детские библиотеки области продолжают работу по ликвидации пробелов в фондах и пытаются найти дополнительные источники финансирования. В этих целях используются денежные средства от платных услуг, оказываемых библиотекой, штрафы, спонсорские средства. Уже ежегодными стали акции: «Подари книгу библиотеке», «Подари библиотеке новую книгу» и другие акции дарения, в том числе организованная в 2014 году акция «Кинель, время читать!». Библиотечные специалисты отделов комплектования и обработки всех муниципальных образований Самарской области приняли участие в областной акции «БукРивер!», организованной ГБУК «СОУНБ» и ГБУК «СОДБ». В 2014 году Самарская областная детская библиотека передала в фонды муниципальных детских библиотек около 2 500 экз. новых книг, полученных в дар от Русского географического общества, Самарского областного отделения Российского детского фонда и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС).

Продолжают оставаться хорошим источником дополнительного финансирования разрабатываемые библиотеками области разнообразные проекты и программы, участие в издательских проектах: «Международный день чтения» (издательство «Розовый жираф»), «Международный день точки» (ИД «КомпасГид») и т. д. Стоит отметить работу МБУК «ОДБ» г. о. Тольятти по привлечению внебюджетных средств для комплектования библиотечного фонда: участие в Международном дне дарения книг 14 февраля, работа с Городским благотворительным фондом «Фонд Тольятти» в рамках проекта «Книжные хиты», участие в проектах издательств «Настя и Никита» и «Издательство Марины Волковой», а также в акциях «Час Кода» и «Выходи в Интернет!» и т. д.

Оценивая развитие и состояние фондов для детей в муниципальных образованиях Самарской области нужно обратить внимание на более эффективную поддержку комплектования со стороны местных властей, а также возврат трансфертов из федерального бюджета. Уже сейчас библиотечные специалисты указывают на то, что доля библиотечного фонда, востребованного читателями-детьми, составляет 30-45 %, а при таких низких показателях объема новых поступлений и обновляемости, при большой обращаемости детские фонды в скором времени в основном будут состоять из устаревшей и ветхой литературы, не способной удовлетворить запросы и потребности подрастающего поколения.

1. В целях ликвидации пробелов в фонде и улучшения качества обслуживания читателей-детей активно использовать межбиблиотечный абонемент (МБА), передвижные выставки, организуемые ГБУК «Самарская областная детская библиотека» и тематические выставки на базе библиобуса ЕОМСБ.

2. С целью привлечения дополнительных финансовых средств на комплектование фондов для детей участвовать в проектах и акциях, организованных благотворительными и другими организациями (благотворительный фонд «Созидание» в рамках программы поддержки библиотек «Читающая Россия» на своем сайте опубликовал перечень грантов на 2015 год).

3. Необходимо наладить баланс между выбытием и поступлением в фонды муниципальных детских библиотек Самарской области, руководствуясь,

· во-первых, п. 5.14 «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», запрещающего количеству выбывающих документов превышать количество вновь поступающих документов в библиотечный фонд,

· во-вторых, опираясь на мировой опыт, который показывает, что библиотека уже на этапе планирования закупки новой книги, выясняет, какую из имеющихся в фондах на эту тему книг сможет списать.

4. 30 октября 2014 года Министром культуры Российской Федерации утвержден новый «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» как рекомендательный документ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. В разделе 6 «Законодательная и нормативная правовая база» указан ряд документов, которые необходимо использовать при составлении планов работы и при изучении качества оказываемых библиотечно-информационных услуг и работ:

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 927-р: 250 книг на 1 000 жителей в детских библиотеках муниципальных образований Российской Федерации;

· Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, принятый Конференцией Российской библиотечной ассоциацией, XIII Ежегодной сессией,
22 мая 2008, г. Ульяновск: «3.5. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п. Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей для детей должен включать лучшие образцы отечественной и зарубежной детской музыкальной классики и киноклассики. В фонде библиотеки должны быть также представлены «говорящие книги», включающие произведения современной и классической русской и зарубежной литературы».

5. В целях эффективного комплектования детского фонда, необходимо учитывать рекомендации, представленные в Руководстве для детских библиотек России, принятом Конференцией Российской библиотечной ассоциацией, XIV Ежегодной сессией, 21 мая 2009 г., г. Вологда (п. 7.1 Фонды).

6. При составлении годового отчета в разделе «Фонды: состояние, комплектование, развитие, сохранность» не только заполнять предлагаемые таблицы, но и анализировать полученные результаты, подробно описывая деятельность отдела комплектования и обработки и других структурных подразделений библиотеки по формированию фондов для детей и подростков.

Панкова С. М., заведующая ОКиК ГБУК «СОДБ»

источник