Меню Рубрики

Как сделать анализ карты по истории

В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой.

Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с картой можно заработать (или потерять?) 5 первичных баллов из 55.

Очевидно, что для успешного решения заданий 13-16 необходимо ориентироваться в школьном курсе истории и уметь анализировать исторические карты. Как этому научиться?

Шаг 1. Формула «Учебник + Атлас».

Изучая определенный исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам.

Этим вы достигните двойного положительного эффекта:

1) Воспринимать материал учебника вам будет легче, потому что карты дополняют и визуализируют его.

2) Вы будете учиться пользоваться картой — постепенно и последовательно. Это сформирует и укрепит ваши навыки работы с картографическим материалом, и задания ЕГЭ перестанут казаться столь сложными и невыполнимыми.

Если вы изучаете внешнюю политику, то обращение к карте является обязательным. Очень важно представлять себе географию событий, схемы движения войск и т.д. – без исторической карты это сложно визуализировать.

Однако имейте в виду, что в ЕГЭ по истории встречаются не только военные карты. Возможны и другие – например, социально-экономические. По кодификатору нет никаких ограничений.

Но не стоит этого бояться — составители вариантов ЕГЭ берут карты для заданий из школьных учебников и атласов (но могут поменять масштаб, например).

Если вы добросовестно работаете с историческими картами, которые встречаете на страницах школьного учебника или атласа, то никакая карта на ЕГЭ не останется для вас непонятной.

Для работы с картами вы можете использовать, например:

А) Школьные учебники Данилова – в них содержится большое количество как иллюстративного, так и картографического материала.

  • 6 класс – до конца XVI века
  • 7 класс – конец XVI – XVIII вв.
  • 8 класс – XIX век
  • 9 класс – XX – начало XXI вв.

На мой взгляд, удобнее всего работать именно с атласами, а точнее – с их бумажной (а не электронной!) версией.

Шаг 2. Тренировка, тренировка, и еще раз тренировка.

Если в шаге 1 речь шла о том, чтобы сформировать фундаментальный, общий навык работы с историческими картами, то здесь будем говорить непосредственно о решении заданий в формате ЕГЭ, т.е. о практике.

Можно выделить два ключевых сборника заданий ЕГЭ с картами:

1) Картографический тренинг С.А. Маркина.

В этом сборнике содержится самая большая коллекция заданий с картами, однако качество изображений в электронной версии оставляет желать лучшего – половину карт вообще не разобрать. Так что лучше приобрести бумажный вариант или воспользоваться аналогичным пособием автора для 9 класса (ОГЭ).

2) Сборник типовых экзаменационных заданий с картами и иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака.

Если вам срочно нужно хотя бы немного попрактиковаться в решении заданий на карты и иллюстрации, этот сборник – идеальный вариант.

Еще два плюса в пользу этого издания: в конце сборника есть описание (наименование) всех изображений, использующихся в заданиях, а также небольшая подборка исторических карт.

3) Подборка заданий с картами из открытого банка ФИПИ.

Если времени на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то как минимум стоит ознакомиться с тем, что размещено в официальном открытом банке. Чтобы не искать задания на работу с картой на сайте ФИПИ, вы можете воспользоваться готовой pdf-подборкой. Эти три файла включают в себя все карты, которые мне удалось вытащить из открытого банка ФИПИ.

Также для тренировки можно пользоваться сайтами:

На этих сайтах можно создать подборку заданий определенного типа – например, только задания 13-16.

источник

Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ
статья по истории (11 класс) на тему

Как работать с картой при подготовке к ЕГЭ по истории

Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ

учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №87» Евсеева Ирина Николаевна

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Поэтому лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Локализация исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, исторические карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Согласно Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории КИМ ЕГЭ по истории разрабатываются с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) [1] .

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ содержат умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Работа с исторической картой представлена в заданиях №13-16.

И.А. Артасов в Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории, обращает внимание, на тот факт, что из заданий на работу с исторической картой (13, 14, 15 и 16) хуже остальных выполнено задание 14, предполагающее работу с картографическим материалом (35,5%). Остальные задания на работу с картой выполнены в диапазоне 40–50%, что соответствует уровню 2016 г [2] . По его мнению, выпускники недостаточно работают с легендой карты.

Первое, что необходимо сделать обучающемуся при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т. е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события. В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т. д.) [3] .

Исходя из всего вышесказанного, еще в начале изучения школьного курса истории очень важно обратить внимание учащихся на значение легенды карты и особенности условных обозначений, свойственных именно для исторических карт. Карта должна присутствовать практически на каждом уроке истории. В ходе изучения истории необходимо локализировать в пространстве те события, явления, процессы, о которых идет речь на уроке. Другими словами, называя объект (страну, город, памятник архитектуры и т.д.) учитель показывает на карте его местонахождение.

Отдельные уроки предполагают более серьезную работу с картой в целях формирования соответствующих умений. Безусловно, эта работа имеет свои особенности в зависимости от периода обучения, типа карты (обзорная историческая карта, тематическая историческая карта, карта-план). Но, не смотря на это, работа с картой включает в себя следующие виды деятельности учащихся: самостоятельное выполнение учащимися заданий по локализации отдельных исторических событий, объектов; чтение исторической карты; выполнение заданий, предполагающих использование исторической карты как источника знаний; заполнение контурной карты. Если ученики только рассмотрят схему сражения в учебнике или на экране, то они запоминают ее зрительно. Если же они сами перерисуют эту схему с составлением собственной легенды, то будут задействованы и зрительная, и моторная, и смысловая память. Последняя форма работы более эффективна в том случае, если учащиеся (прежде всего, старших классов) при заполнении контурной карты не пользуются атласом, который находится перед ними, а заполняют контурную карту по памяти.

Преобладающими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте практически невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Необходимо помнить, что исторические карты являются для учащихся источниками информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. На сегодняшний день это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «привязать» в представлении учащихся к реке, морю, другими городами. Например, не только найти на карте город Астрахань, а сразу определить реку Волгу, на берегах которой он расположен, и море, в которое впадает эта река. Ну а затем, перейти от общей карты к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте.

В итоге, в ходе систематической работы на уроках и при выполнении домашних заданий у учащихся вырабатывается алгоритм чтения исторической карты. В сжатом виде его можно представить следующим образом. Алгоритм чтения исторической карты:

1.Внимательно посмотрите на легенду карты (это условные знаки, которые позволяют прочитать информацию, изображённую на карте) и с её помощью определите ключевые моменты (например, княжества);

2. Прочитайте информацию на карте: начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайтесь к более мелким;

3.Найдите (если есть) на карте даты;

4. Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи, названия городов (например, Санкт-Петербург) – это поможет с определением периода истории;

5. Определите деятельность человека, отображённую на карте (война, походы, торговые пути). Помните, что движение на карте всегда обозначается стрелкой;

6.В случае изображения на карте войны (похода, любых иных перемещений) обратите внимание на «ключевые точки» для определения события.

1. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории // http://www.fipi.ru/

2.Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории // http://www.fipi.ru/

3. Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе, 2016. – № 5. – С. 65-69.

[1] Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории // http://www.fipi.ru/ [2] Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории // http://www.fipi.ru/ [3] Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе, 2016. – № 5. – С. 65-69.

источник

Подготовка к ЕГЭ. Задание 13-16. Получаем 5 баллов. Как работать с исторической картой, контурной картой, с хронотопом.Подготовка в ЕГЭ по истории, как и подготовка к другим экзаменам в первую очередь требует ответственности, организованности, грамотного распределения времени и сил.

Подготовка к ЕГЭ. Как работать с исторической картой. Задания № 13-16

История в 2019 году является экзаменом по выбору. Подготовка в ЕГЭ по истории, как и подготовка к другим экзаменам в первую очередь требует ответственности, организованности, грамотного распределения времени и сил.

Готовиться к экзамену начинай уже с 10 класса. Чтобы за два года к экзамену иметь хорошую базу знаний.

Историческая карта — пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Цель исторической карты: с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике.

ЗАДАНИЕ 13. Анализ исторических карт, схем

ЗАДАНИЕ 14. Анализ исторических карт, схем

ЗАДАНИЕ 15. Анализ исторических карт, схем

ЗАДАНИЕ 16. Анализ исторических карт, схем

Полный правильный ответ на задания 13–15 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 16 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Таким образом можно получить целых 5 баллов.

Для начала рекомендуем проанализировать свои знания географии и определить уровень топографического кретинизма , для этого рекомендуем обратить внимание на этот документ:

Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяток этих карт, находите в Интернете САМИ местоположение каждого объекта, зарисовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее. Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку

Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как. для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:

1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?

Здесь показана Русь в период раздробленности, т.к. ключевое слово — КНЯЖЕСТВА

Границы нам пока ничего не дают.

А вот на осаду городов обратим внимание, осадили города:

Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))

Пункт 2. Попробуем найти на карте даты. облом, такого нет ? Печально, идем дальше((

Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы. шучу ? С Востока конечно!

Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

Здесь Вам поможет только лишь знание тех самых контурных карт. Суздаль входил во Владимиро-Суздальское кн-во, которого так на карте и нет. Логично, что под «1» скрывается Владимир.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­на сто­ли­ца земли, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

Тут чисто знание карты и самого курса прошлых уроков с нашего сайта, толковые дети сразу назовут Новгород и по знанию контурной карты определят точку «2»

Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.

Профильное задание с картой

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.
1) за­во­е­ва­те­ли вторг­лись в пре­де­лы Руси в зим­ний пе­ри­од — это тоже может натолкнуть на мысль ?
2) ни один из го­ро­дов, за­хва­чен­ных за­во­е­ва­те­ля­ми, не вы­дер­жал осады более одной не­де­ли
3) поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми, длил­ся около трёх лет — как бы тоже никак :/
4) одним из по­след­ствий со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, было на­ча­ло раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства — ну тут нам ничего не поможет :/
5) в ре­зуль­та­те со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, рус­ские земли по­па­ли в за­ви­си­мость — это может навести на мысль ?
6) пол­ко­во­дец, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем го­су­дар­ства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет

Процесс формирования у учащихся картографических умений по нахождению историко-географического объекта и его показу на карте состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения , разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение тренировочных упражнений для овладения этим умением. На первых двух этапах используются демонстрационные карты.Но для закрепления умения необходимы либо контурные карты, либо карты-тренинги.

Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте

Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий, их место, участников, итоги. Для развития у школьников таких смысловых связок лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить двумя графами: участники события и результат (итоги).

Изучение исторических событий и явлений на уроке с использованием исторической карты способствует лучшему усвоению и пониманию исторического процесса и его закономерностей, формированию пространственных представлений на основе межпредметных связей с географией. Карты и схемы служат зрительной опорой для учащихся при усвоении теоретического материала, помогают систематизировать и обобщить изученный материал.

источник

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовится к ЕГЭ по истории и сегодня мы отойдем от каких-то теоретических материалов и задач и начнем говорить на тему обязательных для самоподготовки к ЕГЭ материалов, сторонних знаний, а также я научу Вас решать задания по истории с картой) Сразу скажу, что материал данной статьи и собственно следующих будет основан на самых часто задаваемых вопросах, поэтому возможно в некоторых моментах Вы сможете узнать себя.

Часто, мне пишут люди с вопросом: «Иван Сергеевич, начал (-а) учить XX век и в учебниках вижу подобную картину, что мне учить чтобы тест написать, потому что кроме прошлого столетия есть еще периоды, которые требуют внимания и бросать все силы на работу чисто с советской историей я не могу?!».

Так вот, отвечаю для всех) Фактически несколько лет назад ФИПИ публиковал обязательный перечень дат и событий к ним, необходимых для написания экзаменационной работы. Сейчас данные материалы по каким-то причинам из пакетов с демоверсией не прикладывают из-за чего и возникает подобная шумиха, но пытливые и любопытные дети =) при условии что залезут в материалы прошлых лет для экспертных комиссий, этот перечень найдут. В этом году на КПК этот документ как дидактический материал нам посоветовали и соответственно я делюсь им с Вами, вот он:

Там есть практически все, что необходимо знать по хронологии событий. касаемо дат, исключение, как мне кажется, составляют лишь революции 1905—1907 / 1917 гг., в остальном же эта таблица полная и отражает все события, которые необходимо учитывать для успешного выполнения тестов ЕГЭ по истории.

Также «больная тема», хоть материал в виде карт у меня и выложен в открытом доступе, дети недоумевают: «Как с этим вообще работать?». Объясняю ?

Первым делом топаете к этой статье и скачиваете себе пакет карт на компьютер. Затем, если лень копаться в справочниках ЕГЭ прошлых лет и тонне информации с этим связанной, качаете вот эту подборку:

Банк заданий по исторической карте: 1200 заданий:

Как с этим работать? Предупреждаю, приступать к данной «процедуре» рекомендуется только тем, кто уже что-то шарит в истории, а ребятам кто идет по нашим урокам, дальше этот пункт читать не стоит, а тем, кто уже как бы в теме, загружаете себе документ, в нем содержатся все задания с картой вариантов ЕГЭ прошлых лет. Заданий около 1200, с телефона не качайте, все повиснет ?

Для начала рекомендую проанализировать свои знания географии и определить уровень топографического кретинизма :/, для этого рекомендую обратить внимание на этот документ:

Здесь Вам представлена контурная карта, которую необходимо распечатать и соответственно заполнить, если это для Вас не составляет труда, переходите к карте №2. При успешном выполнении всех карт и заполнении на них примерно 70% информации, можно начинать работу с самим банком, при условии, повторюсь, что знания курса в голове так же имеются.

Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяяяток этих карт, находите в Интернееете САААМИ местоположение каждого объекта, зарисооовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее. Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку

Clear strategy and solutions for business leadership symbol with a straight path to success as a journey choosing the right strategic path for business with blank yellow traffic signs cutting through a maze of tangled roads and highways.

Что делать с ним? Берете себе 4 первые карты — 20 заданий, берете бумажку и решаете исходя из своих знаний (я предупреждал)

Как решать такие задания?? Инструкция «для самых маленьких» на примере реального задания КИМ ?

Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как. для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:

1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?

  • Здесь показана Русь в период раздробленности, т.к. ключевое слово — КНЯЖЕСТВА
  • Границы нам пока ничего не дают.
  • А вот на осаду городов обратим внимание, осадили города:

Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))

Пункт 2. Попробуем найти на карте даты. облом, такого нет ? Печально, идем дальше((

Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы. шучу ? С Востока конечно!

Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

  • Здесь Вам поможет только лишь знание тех самых контурных карт. Суздаль входил во Владимиро-Суздальское кн-во, которого так на карте и нет. Логично, что под «1» скрывается Владимир.

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­на сто­ли­ца земли, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

  • Тут чисто знание карты и самого курса прошлых уроков с нашего сайта, толковые дети сразу назовут Новгород и по знанию контурной карты определят точку «2»

Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.
1) за­во­е­ва­те­ли вторг­лись в пре­де­лы Руси в зим­ний пе­ри­од — это тоже может натолкнуть на мысль ?
2) ни один из го­ро­дов, за­хва­чен­ных за­во­е­ва­те­ля­ми, не вы­дер­жал осады более одной не­де­ли
3) поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми, длил­ся около трёх лет — как бы тоже никак :/
4) одним из по­след­ствий со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, было на­ча­ло раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства — ну тут нам ничего не поможет :/
5) в ре­зуль­та­те со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, рус­ские земли по­па­ли в за­ви­си­мость — это может навести на мысль ?
6) пол­ко­во­дец, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем го­су­дар­ства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет

Как Вы видите стыкуются под одно время здесь только 3 события, остальные как-то хаотично разбросаны по истории, что быть не должно, так что вариант «спасательного круга» №32 так же имейте ввиду

Думаю на сегодня все, работой Вас завалил, миссия выполнена

Подписывайтесь на обновления блога, ждите новых статей, вот наш инстаграм, ВК, твиттер, комментируйте, предлагайте идеи для новых статей, скоро опубликую вторую часть, если на пост соберет более 20+ лайков, поэтому если Вам эта тема интересна, раскрою тайну, внизу есть кнопочки «Поделиться»

А я с Вами прощаюсь, всем пока.

С уважением, Иван Некрасов

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

источник

Четыре вопроса из заданий ЕГЭ по истории посвящены работе с картой. Часто ученики, с легкостью справившиеся с предыдущими задачами, «застревают» на этих пунктах. Как правило, ответом на вопрос этого раздела является имя деятеля, связанное с изображенными историческими фактами, географическое название или соответствующий временной период.

Школьный курс истории не может изучаться в отрыве от географии, ведь у каждого случая, повлиявшего на человечество, есть не только свое время, но и место. Вопрос о сути события «что?» не имеет смысла без сопутствующего «где?». Задача школьника – с помощью схемы своими глазами «увидеть» события на местности.

1. Изображения исторических событий позволяют наглядно проследить перемещения людей. К ним относятся миграции, исследовательские походы, экспедиции. Сюда же относятся войны: мы видим перемещения войск, расположения противоборствующих сил, направления атак, раздел территорий.

2. Здесь наглядно прослеживаются единые причины, последствия и механизмы происходящих исторических явлений.

3. Выводы, сделанные после изучения карт различных эпох, помогают составить общую картину развития человечества или его отдельной части: возникновение, угасание государств, смена цивилизаций.

  • по пространственному признаку: схематические изображения городов, районов, государств, мира;
  • по временным периодам, эпохам.
  • археологические – отображают места расселения, маршруты миграций первобытных племен;
  • историко-этнографические – схемы расселения народов по земному шару,
  • историко-политические – с изображениями границ государств различных эпох;
  • военно-исторические – отображают ход военных действий любых масштабов.

Помните, что в заданиях ЕГЭ встречаются все виды перечисленных карт, а не только военно-исторические.

Одиннадцатикласснику предстоит проанализировать изображение и ответить на четыре вопроса, посвященных истории России определенного периода. Главная сложность заключается в том, что на ней могут отсутствовать названия основных населенных пунктов, но изображены ключевые точки какого-то события. Выпускник должен по условным изображениям понять, какой эпохе она посвящена.

У каждой карты есть легенда – список условных обозначений с расшифровкой их значения. Обычно ее нужно искать в углах, где нет риска закрыть основные точки, либо на последних страницах атласов. Информация из легенды тоже может подсказать школьнику, с каким периодом он имеет дело – об этом намекнут названия территориальных единиц (например, княжества вместо областей), населенных пунктов, которые менялись со временем.

Разберемся, как работать с картами по истории на ЕГЭ, проанализировав итальянский и швейцарский походы Суворова.

1) Итак, перед нами схематическое изображение без названий ключевых пунктов. Анализируем легенду, географию участка, фиксируем внимание на основных объектах – больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинаем с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек. Обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде какого региона идет речь.

2) Чтобы не ошибиться, проверяем себя по соседним объектам. Любой историко-географический пункт нужно соотносить с другими объектами. Например, опознав какой-то город, связываем его с рекой, морем, другими городами. Здесь ученик должен не только найти Милан, Брешиа, но идентифицировать реку Адда, на берегах которой развернулись ожесточенные бои.

3) Определяем вид деятельности человека – война, походы, торговые миграции. Помните, движение всегда обозначается стрелкой;

4) Соотносим свои исторические знания с изображенной территорией. Вспомним, что 16 апреля 1799 года под городом Кассано около Милана произошел бой, в котором Суворов захватил более 5000 французов. После этого события командующему северной французской армией Моро пришлось отступить за реку Адда, очистить Милан и прикрыться крепостями городов Тортона, Алессандрия. Обозначаем все эти точки.

5) Мы выяснили главное – какому противостоянию посвящена карта. Теперь возвращаемся к заданиям, вспоминая ключевые даты, точки, поворотные моменты походов Суворова.

Важно помнить, что обозначенная тема может затрагивать множество соседних или удаленных друга от друга территорий, связанных между собой единой нитью событий.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Экзаменаторы отмечают, что школьники не приучены выходить за рамки одного предмета и использовать свои знания из других областей – например, математики или химии в физике и биологии. Однако, на практике это мешает выпускнику: выполнить задание по истории невозможно, если знаний географии недостаточно. Фактически такой «симбиоз» выручает учеников: географическая эрудированность помогает, если в исторических знаниях есть пробел.

Вторая ошибка – спешка и невнимательность. Экзаменующиеся пытаются делать выводы по очень ограниченному количеству информации, игнорируют детали. В некоторых вопросах детали определяют его сущность. Обратите внимание на направление стрелок атаки, расположение войск или последовательность осад городов. Не упускайте из вида ни одно из условий, которое авторы предусмотрительно отметили на карте, чтоб паззл сложился в целую, а главное, верную картину.

Чтобы вам было легче ориентироваться, перечислим основные территории, чаще всего попадающие в списки экзаменационных задач:

  • европейская часть России – от Баренцева моря на севере до Черного и Каспийского на юге, от Уральских гор до границ с Польшей;
  • в частности, Владимиро-Суздальское княжество, Ростово-Суздальское княжество. Здесь запоминаем расположения столиц, а также Дмитрова, Юрьев-Польского, Переславль-Залесского;
  • Северо-Запад России и Прибалтика: эти пункты легче всего опознать по расположению Балтийского моря и Финского залива. Запоминаем расположение Ладожского, Чудского озер, оз. Ильмень и Ловать. Эти места в разное время были отмечены походами Александра Невского, боевыми действиями двух войн, революцией 1917 года. Повторяем год основания Санкт-Петербурга, запоминаем даты, когда он менял название – это поможет опознать эпоху;
  • Южная часть страны: Азов, Черное море, Крымский полуостров, дельты и устье Дуная. Здесь же запоминаем границы Османской и Византийской империи, расположение Стамбула-Константинополя, даты его переименований;
  • очертания и прилегающие территории Волги.

При подготовке к ЕГЭ по истории работе с картой стоит посвятить чуть больше времени, нежели стандартным вопросам. Когда школьник поймет алгоритм и «набьет руку», эти вопросы перестанут его пугать. Найти всю нужную информацию и потренироваться можно с помощью сборников карт для ЕГЭ по истории и атласов, которые можно найти на профильных сайтах или в печатных вариантах.

Среди них экзаменаторы выделяют три варианта тренировочных сборников:

  • тренинг С.А. Маркина для подготовки к ОГЭ 9 класса. В бумажном варианте этого пособия собрана крупная коллекция заданий с качественными подробными изображениями;
  • сборник типовых экзаменационных заданий с иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака. Эти материалы подойдут для тренировки в условиях жесткого цейтнота. Бонусом стала подборка исторических карт и описание всех схем в конце сборника;
  • подборка заданий ФИПИ. Если времени на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то вам стоит познакомиться с материалом, размещенном в открытом доступе официального сайта Федерального института педагогических измерений.

Также школьнику понадобятся контурные карты, любые атласы, в том числе географические, а также методические пособия по вопросам, как выучить карты по истории для успешной сдачи ЕГЭ.

Исторические карты – помощники в анализе политических, экономических, общественных событий.

Они помогают оценить их в тесной связи с географией, дать более точную оценку, представить динамику и механику процессов. Схематические изображения способствуют лучшему пониманию сценариев и сюжетов, и освобождает выпускников от бездумной зубрежки.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рассмотрите схему и выполните задания Напишите название военного плана, изображенного на карте На карте изображены события начального периода Великой Отечественной войны. На карте изображена стратегическая линия Архангельск — Астрахань, куда предполагали выйти фашистские войска по плану Барбаросса.

Рассмотрите схему и выполните задания Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун». Операция «Тайфун» — стратегический план наступления немцев на Москву.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Карта относится к начальному этапу войны. 2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г. 3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны. 4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин. 5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига». 6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.

Пояснение: На карте изображены события начального периода Великой Отечественной войны. Руководителем в этот период страны был И. В. Сталин. Сражение под Смоленском остановило безостановочное продвижение немцев к Москве и стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига». Операция «Барбаросса» предполагала собой продолжительность основных боевых действий 2—3 месяца при начале операции в июне, т. е. должны была быть закончена летом 1941 года.

Рассмотрите схему и выполните задания Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте. Карта гражданской войны 1918 — 1920 гг. На ней изображены события завершающего этапа войны — война с Польшей и разгром Врангеля в Крыму.

Рассмотрите схему и выполните задания Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название. На карте показаны события завершающего этапа гражданской войны: военные действия Красной армии против Врангеля в Крыму. Войска Красной армии штурмовали Перекоп.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На карте изображены события завершающего этапа войны. 2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне. 3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш. 4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича. 5) Война завершилась подписанием Брестского мира. 6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе

На карте гражданской войны изображены события завершающего этапа войны: — советско-польская война 1920 г. и разгром войск генерала П. Врангеля в Крыму. Осенью 1920 г. войска Красной армии перешли через залив Сиваш. Командование войсками Красной армии осуществлял М. В. Фрунзе.

Рассмотрите схему и выполните задания Укажите название военно-политического блока, в который в середине 1960-х гг. входили страны, заштрихованные на схеме. Заштрихованные страны входили в блок НАТО.

Рассмотрите схему и выполните задания Укажите фамилию руководителя СССР, при котором в страну, обозначенную на схеме цифрой «3», были введены советские войска. Войска были введены в Чехословакию в 1968 г. когда СССР руководил Брежнев.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Испания в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков. 2) На данной схеме отражён раскол Германии на два государства. 3) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг. 4) Все страны, обозначенные на схеме цифрами, в годы Великой Отечественной войны были освобождены Красной армией или при её активном участии. 5) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, показанный на схеме. 6) Данная схема характеризует международное положение, сложившееся в период «холодной войны».

Германия раскололась на два государства ГДР, цифра 2; Все страны обозначенные цифрами были освобождены от фашизма при помощи Красной армии; Данная схема показывает раскол Европы на два лагеря в годы «холодной войны».

Рассмотрите схему и выполните задания Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме. На схеме обозначены события русско-японской войны 1904−1905 гг. Николай Второй

Рассмотрите схему и выполните задания Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2». Это морское сражение у Цусимы. Правильный ответ: Цусимское.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С. О. Макаров. 2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России. 3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте. 4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге. 5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории. 6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.

Пояснение: 1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С. О. Макаров. (ДА, верно. Он командовал I Тихоокеанской эскадрой) 2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России. (ДА, верно. Корабли Балтийского флота были отправлены царем на Дальний Восток) 3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте. (НЕТ, мирный договор подписали в Портсмуте) 4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге. (ДА, частично, но часть ее еще не достроили) 5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории. (НЕТ, Россия наоборот потеряла территории, так как войну проиграла) 6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия. (НЕТ, у России не было союзников в этой войне)

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». Это наступление Красной армии зимой 1942−1943 гг. 1 Сталинград

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме. Сталинградская битва переломила ход войны. Ответ: коренной перелом

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г. 2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны. 3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран». 4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский. 5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат. 6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.

Пояснение: 1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.(НЕТ, к концу 1943г мы уже освободили Харьков, Киев и Днепропетровск) 2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.(НЕТ, первое наступление было раньше еще в 1941г) 3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».(Да, верно) 4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.(ДА, он командовал Донским фронтом) 5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат. (НЕТ, окружили всего 300 тыс) 6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г. (ДА, наше наступление началось 19 ноября)

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2». Летом 1919 г. Добровольческая армия Деникина взяла Воронеж, Орел и приблизилась к Туле.

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме. Цель похода — взятие Москвы.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. П. Махно. 2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России. 3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику. 4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России. 5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты. 6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. П. Махно. (ДА, верно) 2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России. (ДА, верно) 3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику. (НЕТ, в это время проводили политику «военного коммунизма») 4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России. (НЕТ, этот титул носил адмирал Колчак) 5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты. (ДА, верно) 6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу. (НЕТ, на подступах к городу враг был остановлен и отброшен назад)

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот ______________ году». Это Белорусская операция. Проходила летом 1944 г.

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «2». Цифрой два обозначена Польша. Столица Варшава.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе 3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран». 4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме. 5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион». 6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Пояснение: 1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. (НЕТ, коренной перелом завершился в ходе Курской битвы) 2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе (ДА, верно, союзники открыли второй фронт 6 июня 1944 г. Белорусская операция началась 23 июня) 3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран». (НЕТ, «Уран» называлась лперация в ходе Сталинградской битвы) 4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме. (НЕТ, Кенегсберг был освобожден позже) 5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион». (ДА, верно) 6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков. (ДА, верно)

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе 3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран». 4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме. 5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион». 6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

Пояснение: 1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Неверно. коренной перелом завершился ранее в 1943 г. 2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе. Да. верно Второй фронт союзники открыли 6 июня 1944 г. 3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран». нет. неверно. 4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме. Нет. неверно 5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион». Да. верно. 6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков. да. верно.

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Назовите месяц 1945 г., когда на­ча­лись боевые действия, обо­зна­чен­ные на карте стрелками. На карте по­ка­за­на завершающая опе­ра­ция Великой Оте­че­ствен­ной — Берлинская. 15 апреля -2 мая 1945г

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2». На карте показана завершающая операция Великой Отечественной — Берлинская. Река Эльба

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион». 2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму. 3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода. 5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена. 6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.

Пояснение: 1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион». (НЕТ, неверно, операция Багратион была в 1944 г). 2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму. (ДА, верно) 3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. (НЕТ, неверно. Это завершение войны, коренной перелом завершился в 1943 г.) 4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода. (НЕТ, неверно Берлинская операция длилась менее месяца) 5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена. (ДА, верно, надо было еще разгромить Японию.) 6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков. (Да, верно Жуков командовал 1-м Белорусским фронтом).

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите аббревиатуру, обозначающую название военной организации (военного блока), противостоявшей военно-политическому блоку, включавшему страны, заштрихованные на схеме Заштрихованные страны — это Северо-Атлантический военный блок, созданный в 1949 г. Противостоял ему блок Организация Варшавского Договора (ОВД).

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите фа­ми­лию руководителя СССР, при котором было создано государство, обозначенное на схеме цифрой «2» Цифрой 2 обозначена ГДР. Это государство было создано в 1949 г, когда руководителем СССР был Сталин.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В страну, обозначенную на схеме цифрой «7», в 1950-х гг. были введены советские войска. 2) Турция в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков. 3) США в период, к которому относится схема, входили в военно-политический блок, включающий страны, заштрихованные на схеме. 4) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, к которому относится схема. 5) Страна, обозначенная на схеме цифрой «4», в годы Великой Отечественной войны была освобождена от фашистов советскими войсками. 6) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.

Пояснение: 1) В страну, обозначенную на схеме цифрой «7», в 1950-х гг. были введены советские войска. (НЕТ, в Болгарию войска не вводились) 2) Турция в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков. (ДА, Турция входила в НАТО) 3) США в период, к которому относится схема, входили в военно-политический блок, включающий страны, заштрихованные на схеме. (ДА, США были одним из организаторов этого блока) 4) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, к которому относится схема. (НЕТ, Варшавский Договор распался в 1991г) 5) Страна, обозначенная на схеме цифрой «4», в годы Великой Отечественной войны была освобождена от фашистов советскими войсками. (ДА, Венгрию освободили советские войска) 6) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг. (НЕТ, были еще и азиатские страны, и Куба)

Рассмотрите схему и выполните задание. Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР. Боевые действия направлены против Финляндии. Хельсинки, Турку — финские города.

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название указанной под цифрой 3 военно-морской базы, полученной в аренду СССР по итогам данной войны. Это военно-морская база на полуострове Ханко.

Какие суждения, относящиеся к войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в цифры, под которыми они указаны. 1) начало войны относится к 1939 г. 2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания 3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом 4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период 5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений 6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления

Пояснение: 1) начало войны относится к 1939 г. ДА, верно. 1939−1940гг. — советско-финская война. 2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания. НЕТ, неверно. у нас не было союзников. 3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом. ДА, верно. 4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период. ДА, верно. 5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений. НЕТ, неверно. 6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления. НЕТ, неверно. Фины оказали серьёзное сопротивление.

Рассмотрите схему и выполните задание. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». Это Курск. Он еще до начала сражения Курской битвы был в наших руках.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В период боевых действий, обозначенных на схеме, в тылу противника проводилась партизанская операция «Рельсовая война». 2) В течение всей битвы осуществлялось наступление Красной Армии. 3) В результате битвы были освобождены города, обозначенные цифрами «2» и «4». 4) Близ населённого пункта, обозначенного цифрой «3», произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны. 5) Немецкими войсками в этом сражении командовал генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. 6) Битва, события которой обозначены на схеме, проходила на берегах реки Волги.

Пояснение: 1) В период боевых действий, обозначенных на схеме, в тылу противника проводилась партизанская операция «Рельсовая война». ДА. верно. 2) В течение всей битвы осуществлялось наступление Красной Армии. НЕТ, наша армия сначала заняла стратегическую оборону 3) В результате битвы были освобождены города, обозначенные цифрами «2» и «4». ДА. в один день. 4) Близ населённого пункта, обозначенного цифрой «3», произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны. ДА. верно под Прохоровкой свыше 1000 машин танков и САУ сошлись в ожесточенном бою. 5) Немецкими войсками в этом сражении командовал генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. НЕТ, Паулюс сдался еще в Сталинграде. 6) Битва, события которой обозначены на схеме, проходила на берегах реки Волги. НЕТ, неверно Правильный ответ:134

Рассмотрите схему и выполните задание. Закончите предложение: «Боевые действия, обозначенные на схеме стрелками, проходили в тысяча девятьсот _____ году». Ответ запишите в виде слова (словосочетания) Это карта Висло-Одерской операции январь-февраль 1945г.

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название столицы современного государства, обозначенной на схеме цифрой «1». Это карта Висло-Одерской операции январь февраль 1945г. Варшава

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой «2» Это карта Висло-Одерской операции январь февраль 1945г. Правильный ответ : Одер

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Цифрой «3» на схеме обозначена территория Германии. 2) Военная операция, обозначенная на схеме стрелками, длилась более трёх месяцев. 3) Одним из советских фронтов, действия которого обозначены на схеме стрелками, в данный период командовал Г. К. Жуков. 4) В период, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками, государственная граница СССР уже была восстановлена на всём её протяжении. 5) В период, когда проходили боевые действия, обозначенные на схеме, ещё не был открыт Второй фронт во Франции. 6) В ходе операции, обозначенной на схеме, советскими войсками была освобождена территория Чехословакии.

Пояснение: Это карта Висло-Одерской операции январь февраль 1945г. 1) Цифрой «3» на схеме обозначена территория Германии. ДА. верно 2) Военная операция, обозначенная на схеме стрелками, длилась более трёх месяцев. НЕТ. неверно 3) Одним из советских фронтов, действия которого обозначены на схеме стрелками, в данный период командовал Г. К. Жуков. ДА. верно 4) В период, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками, государственная граница СССР уже была восстановлена на всём её протяжении. ДА. верно 5) В период, когда проходили боевые действия, обозначенные на схеме, ещё не был открыт Второй фронт во Франции. НЕТ. неверно. Уже открыли. 6) В ходе операции, обозначенной на схеме, советскими войсками была освобождена территория Чехословакии. НЕТ. неверно, нет освободят только в мае 45 Правильный ответ:134

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме цифрой «1». Карта боевых действий в ходе Великой Отечественной войны. На карте события с ноября 1942 по декабрь 1943гг. Операция «Кольцо», составная часть операции «Уран»

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период. 2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме цифрой «5». 3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами. 4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось в 1930-е гг. 5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия. 6) На данной схеме обозначена территория Польши.

Пояснение: Карта боевых действий в ходе Великой Отечественной войны. На карте события с ноября 1942 по декабрь 1943гг. 7 — это Минск, освобожден в 1944 1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период. ДА, верно, это Киев, освобожден в ноябре 1943г 2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме циф­рой «5». НЕТ, неверно, это Ленинград, только в январе 1944г 3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами. НЕТ, неверно, это Москва 4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось в 1930-е гг. ДА, верно, это канал Москва-Волга 5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия. ДА, верно, Ворошиловоград, Сталино. Орджиникидзе 6) На данной схеме обозначена территория Польши. НЕТ, неверно, Польши здесь нет. Правильный ответ:145

Рассмотрите схему и выполните задание. Напишите название битвы Великой Отечественной войны, события которой изображены на схеме. Правильный ответ: Московская Битва за Москву Битва под Москвой.

источник