Меню Рубрики

Как сделать анализ главы по психологии

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

источник

Содержание теоретической главы любой работы по психологии ( курсовой , диплома , ВКР, магистерской ) предполагает анализ литературы по выбранной теме.

Логика дипломной или курсовой по психологии как научного исследования такая:

  • Сначала нужно изучить, что сделали другие до тебя по данной проблеме.
  • Затем можно провести исследование и добавить к уже существующему знанию что-то новое.

Теоретическая глава диплома по психологии содержит результаты знакомства студента-психолога с работами других авторов. Выглядит это как изложение своими словами чужих теорий и результатов с незначительным цитированием первоисточников.

Теоретическая глава курсовой, дипломной, магистерской работы по психологии – это не сочинение и не эссе . В ней практически нет собственных мыслей. Здесь, как правило, не нужно выдумывать ничего «из головы». Нужно изложить чужие мысли, чужие взгляды, теории и модели.

В идеале нужно проанализировать все эти чужие теории и модели. Это означает, что нужно, например, выделить «плюсы» и минусы» различных психологических теорий. Или выявить сходства и различия различных психологических подходов к рассмотрению одного и того же психологического феномена или явления.

Однако, практика написания дипломных по психологии показывает, что глубокого анализа от теоретической главы диплома, курсовой или магистерской работы научные руководители не ждут. Оказывается, достаточно, если различные психологические подходы просто последовательно изложены.

В идеале предполагается, что исследователь (студент, магистрант, аспирант) штудирует книги, монографии, статьи, диссертации по психологии. У него формируется представление о теме исследования, проблемах, с ней связанных, и пр. При этом он обобщает прочитанное (делает выводы о взглядах исследователей) и подбирает цитаты.

Это самый трудный, но и самый полезный и интересный путь. Однако, к сожалению, на практике редко кто читает все книги, приведенные в списке литературы. Большинство психологических тем и проблем, которые рассматриваются в учебных работах по психологии (курсовых, дипломах и магистерских работах), уже исследовались кем-то. Следовательно, всегда есть возможность найти уже существующий анализ теорий и моделей и использовать его в своей дипломной или курсовой.

Таким образом, можно собрать теоретическую главу диплома из разных кусочков, как конструктор Лего. При этом важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. все-таки важно разобраться в психологических теориях, которые приводите;
  2. связать разные части теоретической главы диплома по психологии в логически связное целое;
  3. излагать чужие взгляды своими словами;
  4. сделать грамотные обобщающие выводы.

Обязательная часть курсовой , дипломной или магистерской работы по психологии – это обзор литературы, оформленный в виде теоретической главы. Что представляет собой эта глава? Фактически, она выглядит как собранная из элементов конструктора модель. Мы берем мнения различных ученых по интересующей нас теме и последовательно описываем, в соответствии со структурой первой главы дипломной по психологии.

Таким образом, для написания теоретической главы диплома, курсовой или магистерской диссертации по психологии нужно сделать следующее:

  • подобрать литературные источники;
  • выбрать из них необходимую информацию;
  • сформулировать эту информацию своими словами;
  • расположить согласно структуре теоретической главы, связав логическими переходами;
  • сформулировать выводы.

Как же подобрать литературу для написания выпускной работы по психологии?

Подбор литературы для научного анализа существенно изменился за последние годы. Еще 15-20 лет практически единственным источником знания была книга в ее печатном варианте. Сейчас ее все больше теснит ее электронная копия и в целом ресурсы Интернет.

Действительно, практически вся печатная научная литература по психологии есть в сети Интернет. Исключение составляют лишь совсем недавно изданные книги и материалы некоторых конференций.

Начинать подбор литературы по теме вашего исследования нужно с поиска статей и диссертаций по данной проблеме. Именно в этих источниках содержится наиболее актуальная информация. К тому же в них вы найдете ссылки на классические исследования.

Важно ознакомиться, пусть даже и бегло, с работами классиков по проблеме. Для этого не обязательно читать их трудны, можно ограничиться переложениями. Однако тех авторов, которые вам нравятся, нужно читать, что называется, в подлиннике.

Важную информацию для дипломной или магистерской работы по психологии дают материалы конференций. Такого рода конференции проводятся в каждом ВУЗе, существует много и межвузовских конференций. Не все материалы в такого рода конференциях заслуживают внимания, но среди них можно найти данные по какой-нибудь специфической теме или достаточно узкой психологической проблеме.

Таким образом, поиск литературы для написания теоретической главы по сути мало чем отличается от поиска любой другой информации в интернете. Забиваете в поисковик вашу тему, бегло смотрите сайты, идете по ссылкам, и т.д; после общего погружения в тему можно копировать важные куски текста в некий черновик. Сохраняйте ссылки на полезные сайты.

Одно из самых заметных мест курсовой , дипломной или магистерской работы по психологии, которое «бросается в глаза», — «Содержание», или « Оглавление ». Опытный взгляд именно по структуре оглавления теоретической главы сразу может оценить уровень дипломной работы по психологии. Какие же разделы теоретической главы выделить и как их озаглавить?

Направляющий стержень любой дипломной по психологии – это тема , если, конечно, она хорошо сформулирована. Из формулировки темы должны вытекать и формулировки параграфов теоретической главы. Здесь действует такое правило: «Названия параграфов теоретической главы работы по психологии должны раскрывать ключевые термины, включенные в название темы дипломной работы по психологии».

Ключевые термины названия диплома или курсовой по психологии – это:

  1. понятия, связанные с характеристикой выборки (подростки, сотрудники организации, младшие школьники, любители помечтать при луне и др.);
  2. понятия, определяющие психологические феномены (память, внимание, эмоциональный интеллект, злость, наивность и пр.)

Например, имеем тему: «Исследование взаимосвязи социального интеллекта и удовлетворенности браком у менеджеров по продажам». Выделяем ключевые психологические термины: связанные с выборкой – менеджеры по продажам; связанные с психологическими понятиями – социальный интеллект, удовлетворённость браком. Формулируем тему, выстраивая очередность параграфов так, как понятия расположены в названии темы:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социального интеллекта и удовлетворенности браком у менеджеров по продажам

1.1. Подходы к проблеме социального интеллекта в психологии

1.2. Удовлетворенность браком как психологический феномен

1.3. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджеров по продажам

В идеале результатом анализа литературы в первой главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии должен стать закономерный переход к эмпирическому исследованию. Так происходит в некоторых хороших кандидатских диссертациях, где в ходе анализа чужих теорий диссертант создает свою модель некоторого психологического явления.

Например, в результате написания теоретической главы по теме «Особенности готовности старшеклассников к выбору ВУЗа» может быть создана модель этой самой готовности. Она будет изображена графически и будет включать конкретные компоненты, критерии, признаки. Затем в эмпирической части работы будут подобраны диагностические методики выявления этих компонентов. Таким образом, эта модель, разработанная диссертантом, является мостиком между теоретической частью кандидатской диссертации по психологии и эмпирическим исследованием.

Однако, в курсовых, дипломных и даже магистерских работах по психологии такого, как правило, не требуется. То есть, в методичках ВУЗов об этом пишут, но, как показывает опыт, таких оригинальных моделей или чего-то подобного от студентов-психологов не ждут.

Таким образом, для написания теоретической главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии достаточно:

  1. Подобрать литературу, в которой проводится анализ ключевых понятий, указанных в теме работы.
  2. Изложить своими словами чужие теории и модели. Можно привести цитаты.
  3. Сделать выводы, показав, что вы поняли суть излагаемых проблем. Примерно по 1-2 абзаца на каждый параграф теоретической главы.

Выводы по теоретической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии обобщают результаты анализа литературы.

Названия параграфов теоретической главы и выводы по ней должны соответствовать теоретическим задачам. В идеале на каждую задачу один вывод. Но так получается не всегда, и в этом случае выводов больше, чем задач.

Пример. Теоретическая глава называется: «Теоретические подходы к проблеме тревожности в старшем дошкольном возрасте» и имеет следующую структуру:

1.2. Особенности проявления тревожности у старших дошкольников

1.3. Факторы тревожности в старшем дошкольном возрасте

В выводах по теоретической главе указываем следующее:

• наиболее общее определение тревожности и сущность основных теорий тревожности;

• перечисляем особенности проявлений тревожности у старших дошкольников (виды детских страхов и пр.);

• указываем факторы, то есть возможные причины тревожности у старших дошкольников (индивидуально-психологические особенности детей, родительское воспитание, социальная ситуация в ДОУ и пр.)

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

источник

Первая часть ВКР по психологии – это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.
Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики – тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования, как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования, как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования – это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования – это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования – это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования – это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования – это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий. Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап – качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап – статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика — Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни, который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Уровень статистической значимости (p)

Поиск социальной поддержке

Планирование решение проблемы

* — различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим – в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

Если внимательно прочитать текст под таблицей с результатами статистического анализа, то можно увидеть, что анализ результатов статистического расчета включает следующие блоки:

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования – исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования.

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии – это контрольное исследование. Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Далее проводится сравнительный анализ интересующего исследователя качества до и после проведения корректирующей программы или тренинга.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

Вы пишите курсовую, дипломную, магистерскую или любую другую работу по психологии.

Возможно, у вас возникли сложности с:

  • подбором и анализом литературы,
  • выбором опросников,
  • проведением тестирования,
  • статистическими расчетами,
  • формулировкой выводов;
  • созданием презентации и пр.

Мы вам поможем написать работу по психологии качественно и быстро!

Принимает и сопровождает заказы Андрей — психолог, опытный автор. Он поможет вам разобраться в любом вопросе, связанном с работой по психологии – от выбора темы, до подготовки к защите.

источник

Глава 1. Теоретические подходы к анализу нарциссизма в психоанализе. 5

1.1. Проблема нарциссизма в трудах З.Фрейда. 5

2.2. Теория нарциссизма Э.Фромма. 11

2.3. Проблема нарциссизма в «Я-психологии» Х.Кохута. 14

2.4. Анализ нарциссизма О.Кернбергом. 20

2.5. Генезис нарциссизма в рамках комплексного подхода Д.Холмса. 23

Выводы по первой главе. 27

Глава 2. Психоаналитические подходы к терапии нарциссических расстройств. 30

2.1. Особенности переноса и контрпереноса при работе с нарциссическими пациентами. 30

2.2. Особенности психотерапии нарциссических клиентов. 33

Выводы по второй главе. 38

Глава 1. Принципы работы психолога консультанта гуманистической ориентации. 6

1.1 Принципы терапии центрированной на клиенте (К.Роджерс). 6

1.2 Принципы работы психолога-консультанта в рамках рационально-эмотивного направления. 10

1.3 Безоценочность, эмпатия и аутентичность – важнейшие принципы деятельности психолога-консультанта гуманистической ориентации. 14

Глава 2. Основные принципы работы психолога-консультанта в рамках экзистенциально-гуманистического направления. 21

2.1 Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 21

2.2 Категория «субъективность» в практике консультирования. 23

2.3 Принципы работы психолога консультанта, ориентированного на работу с субъективным. 33

Глава 3. Эмпирическое исследование различных представлений о принципах работы психолога-консультанат. 41

3.1 Процедура исследования. 41

3.2 Результаты исследования и их анализ. 42

Список использованной литературы. 53

Глава 1. Особенности одиночества женщин ранней взрослости: теоретический анализ проблемы. 6

1.1 Психологические подходы к анализу одиночества. 6

1.2 Период ранней взрослости и проблема женского одиночества. 31

Глава 2. Эмпирическое исследование одиночества женщин ранней взрослости. 45

2.1 Процедура исследования. 45

2.2 Результаты исследования и их анализ. 49

Глава 1. Межличностное взаимопонимание: подходы к анализу вопроса. 5

1.1 Сущность межличностного восприятия и понимания. 5

1.2 Влияние особенностей субъекта познания на процесс межличностного понимания. 7

1.3 Влияние на процесс межличностного понимания особенностей воспринимаемой личности. 11

1.4 Характеристика процесса взаимопонимания. 15

Глава 2. Использование ролевой игры как формы контекстного обучения для развития способностей взаимопонимания. 23

2.1 Деловые игры: общая характеристика. 23

2.2 Деловая игра как форма контекстного обучения. 32

2.3 Развитие навыков взаимопонимания в деловой игре. 36

Глава 3. Эмпирическое исследование возможностей использования деловой игры для развития навыков взаимопонимания. 42

3.1 Разработка программы эмпирического исследования. 42

3.2 Методика исследования. 43

3.3 Результаты исследования их обработка и анализ. 50

Глава 1. Стресс как фактор неврозов: теоретический анализ. 6

1.1 Стресс: понятие, сущность, основные теории. 6

1.2 Условия возникновения и особенности проявления психологического стресса. 18

1.3 Влияния личностных особенностей на развитие психологического стресса. 23

1.4 Неврозы и их причины. 32

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей индивидов на уровень их невротизации в условиях стрессовой нагрузки. 42

2.1 Цель и гипотеза исследования. 42

2.2 Методика исследования. 43

2.2 Результаты исследования и их анализ. 48

Глава 1. Проблема изучения влияния психологических факторов на возникновение соматических заболеваний в отечественной и зарубежной науке. 7

1.1 Сущность и основные характеристики психосоматического подхода. 7

1.2 Социально-психологические факторы возникновения соматических заболеваний. 13

1.3 Роль психологических факторов в формировании язвенной болезни. 23

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей язвенных больных. 36

2.1 Программа исследования. 36

2.2 Результаты исследования и их обработка. 43

2.3 Обсуждения и анализ результатов исследования. 49

Глава 1. Подходы к изучению супружеских конфликтов. 8

1.1 Семья: функции, структура, этапы развития. 8

1.2 Сущность и причины супружеских конфликтов. 19

1.3 Факторы конфликтности между супругами. 33

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов возникновения супружеских конфликтов. 44

2.1 Программа и методики исследования. 44

2.2 Результаты исследования и их анализ. 50

Глава 1. Мотивация достижений менеджера: подходы к анализу проблемы. 6

1.1 Современное состояние психологии мотивации. 6

1.2 Трудовая мотивация: обзор моделей. 11

1.3 Мотивация достижений и ее роль в профессиональной деятельности менеджера. 30

1.4 Мотивация достижения и субъективный локус контроля. 36

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мотивации достижения менеджера на уровень эффективности его профессиональной деятельности. 46

2.1 Цель и программа исследования. 46

2.2 Методика исследования. 47

2.3 Полученные результаты и их обсуждение. 51

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ. 6

1.1 Исследование межличностных отношений в психологии. 6

1.2 Типы межличностных отношений. Специфика деструктивных отношений в малых группах. 18

1.3 Конфликтные отношения в коллективе. 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 39

2.1 Процедура исследования. 39

2.2 Анализ и интерпретация результатов. 43

Глава 1. Акцентуации характера и конфликтность у подростков: теоретический анализ проблемы. 6

1.1. Понятие акцентуации характера. 6

1.2. Особенности подросткового возраста. 9

1.3. Общие положения о конфликтах и конфликтности и их специфике в школьной жизни. 15

1.4. Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте и их связь с конфликтностью. 23

Выводы по первой главе. 54

Глава 2. Эмпирическое исследование акцентуации характера и типов поведения в конфликте у подростков. 55

источник

В этом параграфе Вы познакомитесь с тем, как правильно провести теоретический анализ научной литературы и написать теоретическую главу исследования. На конкретных примерах Вы увидите, как делать обобщения и переходить от мнения автора научного источника к проблеме своей работы.

Формулировка научного аппарата исследования закончена. Теперь преступим к написанию 1 главы магистерской диссертации, в которой Вам необходимо раскрыть все ключевые понятия, проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой проблеме, сравнить существующие в психологии мнения и взгляды, дать им оценку, аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, показать степень ее разработанности и наметить возможные направления ее дальнейшего исследования, сформулировать обобщающие выводы по главе, раскрывающие основные теоретические положения проблемы исследования.

Заголовок главы должен отражать ее содержание, ее предмет. Например: «Представления о взаимодействии личности и среды в психологической науке»; «Проблема стиля учебной активности в отечественной психологии» и т.п. Глава может содержать несколько параграфов в соответствии с выделенными вопросами обозначенной проблемы.

Работа с литературой включает следующие методы:

  • — составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании работы;
  • — реферирование: сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по одной теме;
  • — конспектирование: детальное изложение главных положений и идей работы;

— цитирование: дословная запись высказываний автора.

Включенную в текст цитату следует оформить ссылкой с обязательным указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике. Если приводится не цитата, а излагаемая мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делается ссылка на источник.

Любой источник, на который ссылается автор работы, должен быть включен в библиографический список. Примеры оформления более подробно приведены в Приложении 3.

Целесообразно в конце каждого параграфа теоретической части сделать краткое резюме.

«Таким образом, рассмотрев теоретические основы по проблеме эмоционального выгорания, можно сделать следующий вывод: его профилактика это совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и синдрома. Такая профилактика включает в себя меры психологического и организационно-управленческого, воспитательного характера».

«Таким образом, рассмотрев различные модели эмоционального выгорания, можно сделать следующий вывод: в настоящее время

протекание процесса выгорания исследовано учеными с разных сторон и подробно представлено в моделях разного типа — факторных и процессуальных, каждая из которых является отражением внутренней структуры и динамики феномена».

«Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы. Поэтому, для того чтобы наиболее полно рассмотреть описываемый процесс, необходимо обратиться к характеристике выше упомянутого понятия».

Существуют две основные формы изложения материала, теоретической части:

Литературный аналитический обзор должен полно и систематизировано, на основе современных научных источников раскрыть состояние вопроса, которому посвящена магистерская диссертация.

Предметом анализа в литературном обзоре должен стать анализ достижений в исследуемой области. Литературный обзор заключается в изложении концепций различных авторов, касающихся предмета исследования. Литературный обзор может включать:

перечень основных вопросов, которые рассматривались исследователями при изучении данной проблемы;

информацию о том, кто и когда занимался данной проблемой; описание основных концепций;

общую характеристику основных методов исследования проблемы; обзор основных эмпирических исследований, посвященных данной проблеме.

Важно не просто перечислить различные теории и концепции, необходимо их проанализировать.

«. Конфликт как социальное явление впервые рассмотрен в работе А. Смыта «Исследование о природе и причинах богатства народов». По мнению ученого, в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними.

Понятие «конфликт» ассоциируется с разрушительным началом, но, главное, он вызывает интегративный эффект, усиливая внутригрупповое единство, облегчая согласие в понимании жизненно важных проблем и способов их решения, повышает инновационный потенциал конфликтующего субъекта (малой группы, подразделения или предприятия в целом).

Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.п., откуда мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.

А.Г. Здравомыслов стал одним из первых российских ученых, приступивших к углубленному освоению конфликтологической проблематики. Он трактует конфликт как «нормальное явление общественной жизни», «это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых, обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

«. Эмоции трудно исследуются, так как они противоречивы, преходящи и часто мгновенно исчезают. Эмоциональность в психологии XX века исследуется как орган восприятия (Р.У. Липер, П.В. Симонов), как защитный механизм (Р.С. Лазарус), как побуждающая сила или субъективный аспект мотивации (В. Вундт, С.Л. Рубинштейн). С появлением феноменологии и экзистенциальной философии отношение к человеческой эмоциональности изменилось. В экзистенциальном анализе человеческая эмоциональность выступает как движущая сила личности, побуждающая составляющая его мотивации. Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей проблемы акцентируется та или иная сторона этой сферы. Эмоциональная сторона регуляции подробно рассматривается в работах В. К. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, О.А. Черниковой. ».

Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу.

Хронологический принцип предполагает последовательное изложение материала в порядке возникновения теорий и концепций. Хронологический принцип может быть полезен, когда важно провести исторический анализ проблемы, проследить особенности ее развития в науке. Особенно важно это в случае историко-психологического исследования. В этом случае можно опираться на следующий ряд вопросов:

  • 1. Кто впервые обратился к изучению данной проблемы?
  • 2. Какие проблемные вопросы ставили перед собой исследователи? Как изменялся круг вопросов с течением времени?
  • 3. Как развивались эмпирические исследования в данной области? (Проследить линию развития исследований с опорой на классиков и ведущие психологические школы).
  • 4. Какие категории использовали исследователи для описания явления? Изменялся ли категориальный аппарат с течением времени?
  • 5. Какие противоречия существовали во взглядах представителей различных школ или у отдельных исследователей и как они разрешались?
  • 6. Состояние проблемы на настоящий момент времени.

Хронологическая форма изложения материала также может быть

удобна, когда проблема мало разработана и существует ограниченное число исследований по интересующей Вас теме.

Пример: «. Первые работы по проблеме эмоционального выгорания личности появились в США. Американский психиатр Фрейденбергер в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег. Он назвал его «выгоранием» («burn out»), подразумевая под этим истощение, потерю мотивации и ответственности. Данное определение применяюсь для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». В соответствии с утверждением

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Фрейденбергера, синдром эмоционального выгорания — это специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Социальный психолог К. Маслам в 1976 году определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. ».

Однако хронологический метод не рекомендуется, если тема, выбранная для работы, представлена многочисленными исследованиями, которые сконцентрированы в ограниченном временном промежутке, если существует множество частных взглядов на проблему и противоречивых подходов к ее исследованию. В этом случае предпочтителен логический метод изложения материала, который позволит систематизировать разнообразную и разрозненную информацию.

Логический принцип построения литературного обзора заключается в группировке подходов, концепций, эмпирических исследований различных авторов в соответствии с основными вопросами, характеризующими исследуемую область. Полезно выделить и прописать эти основные вопросы уже в начале первой главы, чтобы обозначить линию теоретического анализа.

В качестве таких вопросов могут выступать:

  • 1. Определение основных понятий, существенных для понимания явления.
  • 2. Феноменология явления (проявления, внешние отличительные признаки).
  • 3. Структура явления (составляющие элементы и связи между ними).
  • 4. Функции явления (назначение, для чего служит).
  • 5. Динамические аспекты явления (формирование и развитие).
  • 6. Виды, формы явления (существующие классификации).
  • 7. Место среди других психических явлений.

8. Прикладной аспект (практические технологии, касающиеся изучаемого явления).

Вы можете остановиться на тех вопросах, которые больше Вас интересуют, наиболее актуальны, согласуются с целью исследования. По каждому из выбранных для анализа вопросов излагаются, независимо от времени их возникновения, подходы, концепции и, при необходимости, эмпирические исследования. Позиции разных авторов сравниваются, сопоставляются, отмечаются общие тенденции, точки рассогласования, противоречия во взглядах.

Обзор литературы заканчивается и оформляется в виде отдельного параграфа постановкой проблемы, формулировкой цели, гипотез, задач и методов исследования.

Основу теоретического исследования составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. Теоретическое исследование может представлять собой:

теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия эмоциональный интеллект и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

создание новой классификации явлений; классификацию методов исследования по теме; разработку и обоснование структуры диагностической модели (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обучающей программы.

Теоретическое исследование начинается с постановки проблемы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце которого уже обозначены основные проблемы; теперь выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

существуют неизученные или мало изученные вопросы; имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании явления, противоречивые эмпирические данные;

существуют методологические сложности при изучении

отсутствует необходимый диагностический инструментарий; исследования не имеют практического выхода.

Далее следует разработка нового способа решения проблемы и его обоснование. Это описание занимает большую часть теоретической главы работы. При построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема работы «Проблема посттравматического стресса», целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изучению феномена стресса, а затем перейти к специфике посттравматического стресса.

Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.

Пример: «Проблема стресса впервые стала изучаться . »; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало . »; «В конце 2010 года главной темой исследований было . ».

В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей.

Пример: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на . »; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на . »; «Представители когнитивной психологии анализировали преимущественно . ».

В четвертом случае в проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению данного психического явления. Например, могут рассматриваться условия формирования самооценки, факторы, ее определяющие, поведение человека с разными типами самооценки, следствия низкой самооценки и т.п.

В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании понятия стресса; причин стресса; последствий стресса.

Все рассмотренные варианты построения теоретической части диссертационного исследования могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.

Теоретическое исследование должно претендовать на новизну, которая может проявляться в следующем:

  • 1) углубляет, расширяет теоретические знания;
  • 2) дает более простое объяснение известному явлению;
  • 3) позволяет построить теоретическую модель явления;
  • 4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;
  • 5) открывает возможности для дальнейших исследований в этом направлении.

«Подробно рассмотрев теоретические основы по проблеме эмоционального выгорания личности, можно сделать следующие выводы. В настоящее время проблема эмоционального выгорания достаточно хорошо исследована отечественными и зарубежными учеными. Разработан диагностический инструментарий для выявления уровней, аспектов выгорания, а также система мер по психопрофилактике и психокоррекции синдрома эмоционального выгорания, в основе которых лежит развитие эмоциональной стабильности, оптимизация межличностных взаимодействий и технологии повышения профессиональной успешности.

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает, насыщен разнообразными проблемными ситуациями, конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса.

Не достаточно разработанной, на наш взгляд, остается проблема взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности (и в частности, типов темперамента) и подверженности эмоциональному выгоранию у специалистов юридических профессий, что и определило тему, цель и задачи нашего исследования».

«Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования показал, что агрессивность представляет собой сложное психологическое явление, для исследования которого применяется множество различных подходов, что отражается в разноплановости используемого категориального аппарата. В нашей работе за основу принимается субъектно-личностный, системный и структурно- функциональный подходы, которые позволяют комплексно подойти к изучению данной проблемы. ».

Теоретическая часть работы — основа части эмпирической. Важно, чтобы понятия и концепции, рассматриваемые в теоретической части, были полностью согласованы с результатами эмпирического исследования, использовались в их интерпретации.

В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика.

источник

Понять, о чем думает человек, ощутить его чувства и настроение, может быть действительно непросто. Без определенных знаний и навыков, скорее всего, у вас не получиться этого сделать. Но, есть некоторые действенные методы, которые помогут вам понять, как научиться анализировать людей, понимать их и видеть человека в целом, как личность.

Во-первых, вы должны начать с самого себя. Вы должны осознать, кем являетесь на самом деле. Это может быть самым сложным для человека — понять себя. Чего вы хотите от жизни? К чему стремитесь и чего хотите достигнуть? Какие у вас есть положительные стороны, а над чем еще нужно работать? Если вы сможете понять себя, вы уже сделаете большой шаг к тому, как научиться анализировать людей.

Мы все социальные существа, и у каждого есть основные потребности. Это безопасность, потребность в общении, самореализация, физиологическая потребность и социальная — кем мы являемся в обществе. Как только вы поймете основные потребности человека, вы сможете лучше его понять. Далее обратите внимание на его характер. Какова природа человека, которого вы пытаетесь проанализировать? Как это определить? Обратите внимание на то, что он делает. По тому, что человек делает, можно многое рассказать о его характере. Чтобы проанализировать человека, вы должны задать себе пару вопросов:

  • Что побуждает человека заниматься его деятельностью?
  • Имеет ли он или она активную общественную жизнь?
  • Что нужно этому человеку, и в чем он нуждается?

Когда вы зададите себе эти вопросы, то сможете прийти к определенному выводу. Если человек активен в обществе, это может означать, что он заботится о других людях, и является социально активным. Например, у меня есть знакомый, который поддерживает несколько благотворительных организаций и помогает людям. Его социальная жизнь вращается вокруг помощи другим людям. У него много друзей и очень активная общественная жизнь. Делает он все искренне и от чистого сердца. Значит у этого человека добрая душа. Он всегда готов прийти на помощь, и является достаточно осознанной личностью. Он понимает, что в нашем мире важны не только деньги, власть и признание, а и много других человеческих ценностей.

Для того, чтобы научиться анализировать людей, нужно обращать внимание на некоторые мелочи. О чем говорит человек, которого вы хотите прочитать? Он рассказывает о своих проблемах или пытается больше узнать о вас и искренне интересуется вами? Следите за его манерой общения. Он ведет себя уверенно и общается открыто, либо ему не комфортно вести с вами диалог, и он не знает что сказать? По тому, как человек общается, можно многое сказать о его личности. Уверенные и самодостаточные люди говорят спокойно и осмысленно. А если человек торопится и перепрыгивает с фразы на фразу, значит что-то скрывает, либо ему с вами просто не интересно.

Следующий способ, как научиться анализировать людей — это обращать внимание на язык тела человека. Это поможет вам увидеть его внутреннее настроение и состояние. Люди, у которых в жизни все хорошо, они радостны и счастливы, как правило, ходят и ведут себя достаточно бодро. Они очень активны и просто излучают энергию. Противоположность этому, люди, которые ходят с поникшим взглядом и опущенной головой. Они ведут себя застенчиво и скрытно. У таких людей, как правило, нет своего собственного мнения и они являются интровертами.

Если человек кажется вам негативным, значит он не смог чего-то достигнуть и его жизнь складывается не лучшим образом. Когда наши основные потребности не удовлетворяются, мы можем реагировать на это различными способами. Один из них — это становится злым и агрессивным человеком. Проследите за тем, является ли этот человек одиночкой или у него есть определенный круг общения? Если человек общается с двумя-тремя знакомыми, есть вероятность, что он чувствует себя комфортно с ними по определенной причине. У нас есть склонность любить людей, которые больше похожи на нас.

Когда человек общается с большим количеством людей, можно предположить, что он открытый и коммуникабельный. А если он находится внутри себя и мало общается, есть вероятность, что он не чувствует необходимости коммуницировать с другими людьми. Почему человек не хочет общаться с кем-то? Для этого может быть несколько причин. Одна из них заключается в том, что человек может не чувствовать, что принадлежит к этим людям. Другая причина может быть из-за его социального страха.

Есть некоторые причины, из-за которых человек ведет себя определенным образом или делает что-то. Вы сможете больше узнать о человеке, если будете искренне им интересоваться. Когда вы поймете, каковы мотивы и цели человека, вам будет намного проще его анализировать. Да, не все люди будут открытыми с вами. Но даже в том случае, когда человек будет уходить от вопросов, можно будет сделать вывод, что он является скрытным и боится показать свое истинное я.

Для того, чтобы научиться анализировать людей, нужно знать и понимать их культуру. Человек может вести себя определенным образом, потому что его культура отличается от вашей. Когда вы пытаетесь проанализировать кого-то, важно обратить внимание на то, где он родился. Когда вы немного больше узнаете о том, откуда человек, вы сможете иметь некое представление о его личности, манере общения и поведении.

Больше общайтесь с человеком, задавайте вопросы и следите за его поведением. После того, как вы поймете, почему он так общается и ведет себя, вы сможете собрать все это и сделать предположение о его характере и личности. Как только вы поймете характер и мотивы человека, вы сможете предсказать его поведение в будущем. Конечно, вы не сможете анализировать людей, как психологи или психиатры. Тем не менее, вы будете иметь общее представление о человеке, и поймете для себя, стоит с ним поддерживать связь или нет. Главное не судите людей слишком строго. Когда вы пытаетесь понять человека, делайте это с открытым сердцем и благими намерениями.

источник