Меню Рубрики

Как сделать анализ газеты пример

Контент-анализ – это методика исследования, которая применяется не только в журналистике, но и в психологии, социологии, менеджменте и других сферах. Однако целью данной статьи является подробное рассмотрение этого явления в журналистской сфере. Перед Вами план и пример контент-анализа, который поможет Вам разобрать свой объект исследования для курсовых, дипломных, кандидатских и докторских работ.

В качество объекта исследования наши авторы (обладатели высшего журналистского образования) взяли медиа-проект «Дистопия».

«Дистопия – это культовый цифровой глянец в темных тонах. Мы публикуем тексты о последних событиях и вещах из мира культуры и воздвигаем вербальные памятники героям прошлого дня. Здесь все самое главное, что касается искусства и людского быта постнулевых» — так позиционирует себя редакция интернет — журнала.

Название «Дистопия» происходит от древнегреческой приставки «dis», обозначающей нечто трудное, противное, дурное, и обозначает один из модусов утопического мышления и соответствующего ему литературного жанра, как разновидности утопии. Проблема дистопии напрямую связана с той реакцией на бум утопической литературы, характерный для 1960-х годов. Он был спровоцирован чередой громких научно-технических открытий и массовым увлечением западной молодежи и интеллигенции революционными и социал-реформаторскими идеями, нараставшим вплоть до майских событий 1968 года. Поэтому уникальный философско-художественный жанр дистопия (то есть, образ общества, преодолевшего утопизм и превратившегося в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность») стал близок и понятен многим читателям. По мнению исследователя В.А. Чаликовой:

Дистопия ближе к реалистической сатире, всегда обладающей позитивным началом, антиутопия — к модернистской, негативистской и отчужденной, к «черному роману».

Термин «дистопия» восходит к становлению контркультуры, как самостоятельного явления (в 60-х годах прошлого века был придуман термин «контркультура», и многочисленные манифестации и акции протеста, как в университетах, так и непосредственно в искусстве, закрепили за этим явлением право на самобытность), и, как название ресурса, демонстрирует связь интернет– журнала с контркультурой.

Сетевое СМИ «Дистопия» появилось в 2012 году. Оно не имеет бумажной версии и с самого начала было доступно только в интернете. Журналистские материалы есть в свободном доступе, но основная часть контента распределяется по подписке, которую можно оформить на месяц (199 рублей), три месяца (399 рублей) и год (999 рублей).

Помимо сайта, интернет–журнал имеет две популярные группы в социальной сети «ВКонтакте»: «Трикстер», 2.335 подписчиков и «Дистопия», 78.000 подписчиков. «Паблики» популяризируют «Дистопию», используя мультимедийные возможности интернета: к журналистским материалам прикреплены изображения в формате gif, аудиозаписи и видеозаписи.

Применим выбранные нами типологии Лукиной и Костыговой к сетевому СМИ «Дистопия»: это медиапроект, не имеющий офлайновых прототипов. Данное сетевое СМИ сотрудничает как с профессионалами, так и с любителями, большинство авторов работают вне штата, и постоянной редакции в журнале нет, поэтому мы причислим его к любительским.

«Дистопия» относится к группе аналитических СМИ. По контенту это общее СМИ, не специализированное, то есть, предназначенное для широкого круга реципиентов. Однако, учитывая специфику материалов (сложный, насыщенный тропами язык, интеллектуальные, философские темы, большой объем), мы должны отнести этот ресурс к элитарным СМИ. Частично публикации находятся в общем доступе, но основная часть контента – платная, поэтому, ресурс сочетает в себе обе предложенные характеристики.

Создатель, редактор и учредитель интернет — ресурса Никита Кафкианский (настоящая фамилия: Какгазданов) в одном из интервью дал развернутую характеристику своему проекту:

Лобовое столкновение кладовой музея с новейшими идолами слова на виртуальных страницах журнала. Дистопия сегодня – это не та первая, собранная мной из осколков мрачных образов и мыслей, несущая, меж тем, светлые идеи. Сегодня это нечто куда более компетентное и точное в формулировках. Она не ширится, а идет по заданной системе координат – от точки к точке. Но кое-что не меняется. И эпохальный контраст ее содержания – одна из этих вещей.

Именно контраст содержания интернет-журнала «Дистопия», по мнению Никиты Кафкианского, отличает его СМИ от других медиапроектов аналогичной направленности. Контраст содержания является следствием противоречивой природы контркультуры, которую многочисленные авторы воспринимают и репрезентируют субъективно. Очевидно, что контркультура во многом определяет не только то, что транслирует «Дистопия», но и на то, как это происходит. Слияние СМИ с объектом образовательно–просветительской миссии (в данном случае, с контркультурой), на наш взгляд, является основной характеристикой и главной особенностью этого интернет–журнала.

  • «Наши дни» — художественно – аналитические материалы в формате лонгридов об актуальных явлениях в окружающей действительности.
  • «Интервью» — беседы с деятелями контркультуры и представителями маргинальных, закрытых кругов (проститутки, сутенеры, порноактрисы, webcam-модели и т.д.).
  • «О литературе» — литературная критика и литературоведческие статьи.
  • «Библиотека» — художественная литература.
  • «Хроники» — исторические очерки.
  • «Подкасты» — радио-проекты: аудиокниги в уникальном переводе, передачи о музыке и литературе.
  • «Кино» — рецензии на кинофильмы.
  • «Музыка» — рецензии на музыкальные альбомы.
  • «Искусство» — художественно – аналитические материалы, посвященные живописи.
  • «Игры» — журналистские материалы о компьютерных играх.

Все материалы из вышеперечисленных рубрик рассортированы по четырем большим разделам, в которых они сгруппированы по дате публикации:

  1. «Настоящее» — публикации из рубрик «Наши дни», «Интервью», электронные тесты на знание литературных произведений и репертуаров музыкальных групп.
  2. «Культура» — художественная литература, переводы художественной литературы, публикации из рубрики «Библиотека».
  3. «Мнения» — публикации из рубрик «Кино», «Литература», «Музыка», «Искусство», «Хроники», «Игры».
  4. «По подписке» — все публикации, которые изъяты из свободного доступа.

Спектр тем и проблем, которые затронуты в интернет–журнале «Дистопия», очень широк, и чтобы в итоге охарактеризовать особенности этого сетевого СМИ, мы должны выявить общие закономерности формирования контента, а не частные случаи. Поэтому мы изучили все материалы из разделов «Настоящее» и «Мнения» в период с 1.05.2015 года по 1.05.2016 года и выявили ряд тем и проблем, повторяющихся каждый месяц в течение года.

  1. Новинки в области андеграундного искусства (многозначное понятие «андеграунд» используется, как синоним слова «контркультура»): литература, кино, музыка, живопись, фотография.
  2. Социальные и культурные реалии окружающего мира, как предметы критики и философского переосмысления.
  3. Новости индустрии развлечений (андеграундного сегмента).
  4. Мистика и религия, как объекты журналистских исследований.
  5. Табуированные в обществе формы гедонизма (порно, проституция, наркомания и т.д.): взгляд изнутри (интервью, блоги и т.д.).
  6. Научно популярные темы (преимущественно гуманитарные науки).
  7. Маргинальные движения и субкультуры (сталкеры, хакеры, тегеры и т.д.).
  8. Деятели контркультуры (батл-реперы, уличные художники, гонзо журналисты и т.д.).
  • Психологические проблемы и психические расстройства (состояние внутренней конфронтации с внешним миром, отсутствие взаимопонимания с близкими людьми, агорафобия и т.д.)
  • Социальные проблемы (нищета, безработица, низкий уровень жизни, алкоголизм и т.д.)
  • Культурные проблемы (примитивизация сознания через массовые каналы коммуникаций, китчевая подделка культуры и т.д.)

Для того, чтобы сформулировать основные идеи, которые транслирует интернет–журнал «Дистопия», мы провели контент-анализ жанровой природы публикаций в период с 1.05.2015 по 1.05.2016 и выяснили, что самые популярные жанры в этом СМИ – эссе, художественно–публицистическое интервью-портрет и рецензия. Затем мы проанализировали три журналистских текста, каждый из которых соответствует определенному жанру.

Эссе — художественно-публицистическое журналистское произведение в форме непринужденной беседы с читателями на философские, литературные, политические темы, требующее от автора широчайшей эрудиции, оригинальности и глубины мысли.

В нашем исследовании мы рассмотрим философское эссе Антона Крумина «О меланхолии». Автор рассматривает меланхолию, как перманентный болезненный процесс самоуничижения, отравляющий жизнь человека. Он оценивает этот недуг, применяя психиатрические методики и классификации Фрейда и Юнга, и размышляет над генезисом, сущностью и природой меланхолии.

Эту работу отличают высокий публицистический накал и яркая образность. Субъект (меланхолик) и объект (причина неудовлетворенности) автор сравнивает с хтоническим чудовищем, которое проглатывает солнце, «желая присвоить не пищу, но саму функцию насыщения». Но объект обладает слишком большими размерами и «загнивает» в субъекте, который не может ни избавиться от него, ни переварить. Меланхолик – жертва любви к своему страданию, ведь он сделал причину неудовлетворенности частью себя и только потом возненавидел. Злость обращается против него самого, и страдание лишь удваивается. В заключении автор приходит к выводу, что меланхолия – особая подструктура психического аппарата, которая может становиться активной часто или только в исключительных случаях, но у каждого субъекта вне зависимости от темперамента и предрасположенности к пессимизму. «Но не всем это удается пережить, не для всех это сменяется чем-то иным» — заканчивает автор.

Эссеист демонстрирует сюрреалистический подход к художественно -аналитическому освоению психических процессов. Он широко использует аллегории, сравнения, метафоры и олицетворения с мистическими, мифологическими и религиозными образами, взаимодействуя с архетипическими пластами сознания. В целом, повествование носит мрачный характер, и минорный финал, процитированный выше, тому подтверждение. Гнетущее впечатление создают иллюстрации: фотографии старых спальных районов в серых тонах.

Надо отметить, что образ меланхолика в произведении явно поэтизирован, а патология его психики рассматривается, как свойство мировоззрения, духовно возвышающее личность.

Художественно–публицистическое интервью–портрет или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), сфокусировано на одном герое. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

В качестве примера мы разберем интервью Юлии Степ с рэпером Дмитрием Хинтером (Sсhokk) (от 10 марта 2016 года).

В начале интервью журналистка дает краткую биографическую справку, художественно обрамленную комментариями: «о его жизни уже сегодня можно снимать остросюжетную киноленту», «мир – стеклянный зверинец, и Sсhokk живет в нем открыто», «словно по сценарию Интро из последнего альбома, он вытаскивает из шкафа и «трупы», и «чистые рубашки»». Уже в начале автор демонстрирует эрудированность и бережное, доброжелательное отношение к герою, что создает эффект контраста: о скандально известном баттл–рэпере (баттл–рэп – андеграундный жанр, в рамках которого происходит соревнование рэперов) написано в мягкой, почтительной и интеллигентной манере. За счет этого вступления герой вышел из привычного амплуа провокатора и грубияна, рассказав про интимные, личные чувства и переживания. Вопросы были подобраны таким образом, чтобы не провоцировать в нем баттл–рэпера, а узнать человека. Это намерение совпало с желанием музыканта: он выпустил первый в своей карьере лирический альбом. Портрет искусно дополняют иллюстрации: «домашние» фото из личного архива Дмитрия Хинтера.

Однако в интервью–портрете нашлось место для серьезных критических замечаний в адрес других исполнителей рэпа и о состоянии музыкальной культуры в России. В этом смысле материал похож на попытку художественного исследования феномена рэпа, как одного из самых популярных музыкальных течений на сегодняшний день. На системообразующие выводы героя провоцировал журналист объемными тематическими вопросами, в которых автор обнаруживал редкую осведомленность в обсуждаемой теме: Юлия Степ часто употребляла специальные термины (хейт, хайп, принцип input – output) и была в курсе основных новостей в индустрии. Поэтому она могла поддерживать беседу на равных, что является основополагающим условием для качественного интервью–портрета.

В материале выражается иная парадигма мышления, игнорирующая традиционные моральные ориентиры. Герой – маргинал (имеет судимость за сбыт наркотических средств и бандитизм), профессиональный хам (баттл–рэп – искусство хамства и взаимных оскорблений) позиционируется, как глубокомысленный творческий человек, напряженная духовная жизнь которого оправдывает его эксцентричные и даже противозаконные поступки.

Рецензия – анализ, разбор, оценка публикации, произведения или продукта.

В качестве примера рецензии мы исследуем рецензию Гретчен Росс на книгу Нил Хаспер Ли «Убить пересмешника» (от 9 июня 2016 года).

Эта рецензия относится не к аналитической, а к художественно–публицистической группе жанров, так как автор перенес акцент с произведения на свое мнение о нем и добавил рассуждения о смежных явлениях и проблемах. Кроме того, текст написан в ярком и легком публицистическом стиле: автор не стремится обратить внимание на свое мастерство, пишет ясно, скупо, не витиевато, поэтому смысл текста улавливается быстро.

Материал очень информативен, тщательно подобраны факты из жизни писательницы и об издании книги. Они создают необходимые детали в «парадном портрете» романа.

Надо отметить, автор начинает рецензию, подвергая сомнению общепризнанные мерила ценности произведения: премию, место в школьной программе по литературе, традиционные «сильные места» книги. Он настаивает на иной, субъективной и более глубокой форме анализа, пропуская содержание книги через свой экзистенциальный опыт личности и фоновые знания, обеспечивающие качественный и предметный разбор произведения. Построение собственного текста автор начал с отрицания доминирующих смыслов предмета его исследования.

В рамках исследования мы проанализировали более 100 текстов из интернет–журнала «Дистопия», но презентовать все полученные результаты невозможно из–за ограниченного объема нашей работы. Поэтому мы ограничились лишь тремя примерами анализа журналистских материалов, но в следующем пункте мы будем учитывать результаты, полученные в ходе всего исследования.

На основе контент–анализа были выявлены основные идеи, составляющие парадигму мышления и картину мира, которые определяют идейно–тематические особенности интернет–издания «Дистопия».

  • Экзистенциализм, как философская основа мировоззренческой системы. Эта философия была альтернативой рационализму и оптимистическому либерализму, соединив объект и субъект воедино в иррациональной реальности «экзистенция». На данный момент культ успеха и рационального поведения, насаждаемый в обществе, вынуждает оппозиционно настроенных мыслящих людей снова взять на вооружение противоположные идеи.
  • Болезненный эскапизм, как отчаянное бегство от реальности. Одним из отличительных признаков контркультуры является стремление покинуть пределы разума и расширить сознание с помощью психотропных, наркотических и алкогольных средств. Многие «иконы» контркультуры (музыканты Егор Летов и Курт Кобейн, поэты Александр Башлачев и Алексей Никонов, уличный художник Паша 183 и т.д.) использовали эффект опьянения, как метод творчества. С точки зрения «контркультурной» системы ценностей, различные способы освобождения от сознания допустимы и творчеством полностью оправданы.
  • Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.
  • Интеллектуальность, как «членский билет» в элитарное сообщество, и интеллектуальный снобизм. «Дистопия» продает не информацию, а навигацию в культурном пространстве и духовные ориентиры для развития личности. Происходит унификация разрозненных картин мира, формирование сообщества единомышленников, и для того, чтобы успеть за этим процессом и влиться в коллектив, необходимо постоянно и существенно расширять кругозор. Это развитие дает подписчикам право на снобизм, на «установку баррикад» между враждебным, глупым, потребительским миром и собственной личностью.

Мы дали общую характеристику идейно-тематическому содержанию интернет–ресурса «Дистопия», проанализировали журналистские материалы и определили особенности идейно-тематического содержания интернет-ресурса «Дистопия», определив основные идеи и темы данного СМИ.

Можно сказать, что «Дистопия» — апологет контркультуры в современной России. Создателю этого ресурса удалось собрать вокруг СМИ лояльную аудиторию, которая не только покупает платную подписку, но и постепенно приобретает черты единой субкультуры, чему способствует активная работа в социальных сетях. Темы и идеи, которые составляют основу контента, оказались сакральными для человеческой личности, и новая социальная общность формируется за счет того, что обсуждение этих концептов сближает людей и обнажает их духовные сущности. Это тоже можно назвать особенностью «Дистопии».

В ходе исследования мы обнаружили, что читателю, который хочет расширить свои представления о современной культурной жизни общества, стоит ознакомиться с этим ресурсом, чтобы повышать уровень своего развития и расширять кругозор. Вполне возможно, что журнал может дать ориентиры в духовном поиске и стать для реципиента чем–то большим, чем СМИ.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

По итогам нашего исследования мы можем сказать, несмотря на опасения ряда исследователей, что интернет не «размывает» журналистику и не понижает ее качество, ведь вполне реально найти примеры, опровергающие эту точку зрения. Для малобюджетных медиа-стартапов интернет стал реальной возможностью реализоваться. Например, интернет – СМИ «Дистопия» за 4 года работы стала флагманом и законодателем мнений для определенной части общества.

источник

Контент-анализ (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse du contenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.

Другими словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные показатели. Например, такими показателями могут быть:

  • для определения размера публикации — количество слов в тексте;
  • для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей;
  • для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т.д.

Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ.

Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.

Контент-анализ состоит из трех основных этапов:

  • определяются единицы анализа и их машиночитаемый вид;
  • производится подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявляются взаимосвязи между ними, рассчитываются относительные индексы, например, индекс информационного присутствия или пресс-индекс, индекс эмоциональной направленности, индекс тематической активности и другие;
  • интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.

Стандартный отчет по контент-анализу публикаций, в исполнении специалистов ЭКРО, представляет собой ряд таблиц и графиков и может охватывать несколько направлений анализа, например:

  • Анализ торговых марок и фамилий представителей компаний: тип упоминаний, место упоминаний в тексте, характер, роль и т.д.
  • Анализ публикаций, в которых зафиксированы исследуемые торговые марки и представители: название публикаций, ее автор, тема, эмоциональная направленность и т.п.
  • Анализ источников, в которых имеются анализируемые публикации: название и тип источника, дата выхода, тираж и т.п.

Индивидуальный отчет по контент-анализу может производиться специалистами ЭКРО с учетом Ваших задач и пожеланий.

В качестве примера можно привести такую задачу, как анализ упоминаемости компании в СМИ и сравнение участников рынка между собой. Для производства отчета, решающего поставленную задачу, нами будет посчитано количество публикаций, определена их эмоциональная направленность и объем, сделана оценка типа и места упоминаний и т.п.

Результатом данной работы будут разного рода показатели и индексы. Например:

Пресс-индекс компаний и представителей — отношение количества публикаций об одной компании ко всем публикациям. Данный индекс необходим для сравнения pr-активности компаний;

Pr-охват – количество лиц, которые могли ознакомиться с публикацией, пресс-релизом. Этот показатель зависит от количества опубликованных статей и аудитории, тиража опубликовавших их СМИ;

Оценка Pr-бюджетов – это сумма денег, которые потратила на свою pr-компанию та или иная фирма. Рассчитывается на основе рекламных тарифов по каждому СМИ;

Тематика публикаций, пресс-релизов – данный показатель по одной компании или по рынку в целом даст представление о том, кто что продвигает;

Характер публикаций – оценивается как «конфликт», «позитив», либо «другое». Данная оценка позволяет выявить «дружественных» и «враждебных» авторов, СМИ;

Рейтинг СМИ – характеризует популярность СМИ среди участников рынка. Чем больше статей об исследуемом рынке опубликовано в издании, тем выше его место. Данный показатель необходим для медиапланирования своей pr-кампании;

Рейтинг авторов – это распределение авторов по количеству написанных ими публикаций об исследуемом рынке и т.д.;

Прессиндексы

В данном разделе представлены разработанные и составленные специалистами компании Экро рейтинги «Пресс-Индекс».

Тематика рейтинга может быть разнообразной. Сейчас Вашему вниманию представлен «Пресс-Индекс» по двум темам: банки и страны мира. В будущем, возможно, будут составлены рейтинги и по другим интересным темам.

Рейтинг, посвященный автомобильным брендам в 2011 году выпускаться не будет.

Произошли изменения и в выпускаемых рейтингах:

Количество участников рейтинга «Пресс-Индекс. Банки» выросло до 70 банков.

Рейтинг «Пресс-Индекс. Страны мира» теперь будет выходить один раз в квартал. Следовательно новый выпуск рейтинга ожидайте в начале апреля 2011 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8852 — | 7181 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнил(а): Приходько Наталья Владимировна,

Анализ текста газетной статьи

Переводить деньги и гасить счета выгоднее с помощью Интернет-банкинга

Интернет-банкинг – услуга чертовски удобная. Сегодня ее представляют все крупнейшие банки России. Разве что за исключением неповоротливого «сбербанка», но и тот уже объявил о скором введении «электронной кассы». По задумке топ-менеджеров «Сбера», это даст возможность разгрузить очереди в отделениях и филиалах банка. Ведь на самом деле зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров, если все основные платежи и банковские операции можно совершить с помощью компьютера и выхода в Интернет?

Оплати покупку с карманного компьютера

Ритм жизни нарастает. За работой, учебой и встречами все труднее найти время на посещение банка. А как без него? Жировку за коммунальные услуги всем приходится оплачивать. Товары все чаще покупаем в Интернет-магазинах. Но если есть выход в Интернет, то наведываться в банковский офис не стоит.

— Наиболее часто системы «Интернет-банка» используют для оплаты товаров, услуг, начисления зарплаты, для налоговых платежей, страховых взносов, а также для проведения валютных операций, — перечисляет нам служащий одного из банков.

Некоторые системы Интернет-банкинга подключаются как стационарному компьютеру или ноутбуку, так и к карманному персональному компьютеру. Платежи или другие операции проводятся за считанные минуты.

Причем «виртуальная» оплата услуг выгоднее, чем в банковском офисе. Подавляющее большинство услуг в Интернет-банкинге для частных лиц не стоит ни копейки. А другие услуги обходятся значительно дешевле.

Дело в том, что «виртуальная» операция производится автоматически. Клиент самостоятельно заполняет на сайте банка все необходимые данные, что дает возможность финансистам экономить на операционных расходах. А оплачивать приходится лишь те операции, которые подвергаются обработке банковских клерков.

Автор А.Зюзяев. Комсомольская правда. 2007. 30.08-6.09. С.28

1. Тема: появление услуги Интернет-банкинга в российских банках.

Основная мысль: удобство и выгодность данной услуги для проведения различных манипуляций с денежными средствами.

— информационная – сообщение о появлении в России данного вида банковских услуг;

— популяризаторская – доступное объяснение целей и механизма работы Интернет-банкинга, адаптирование терминологии научного языка в понятную для обывателей форму;

— воздействующая – обусловлена ее воздействующей направленность на адресата – описание простоты и доступности этой услуги для пользователей PC и всех заинтересованных.

Адресат – группа людей, владеющих навыками работы на персональном компьютере. Подобный текст можно прочитать в банковских рекламных буклетах, услышать в телепередачах о ноу-хау в компьютерной индустрии, о новейших технологиях в банковском деле, в финансовых новостях.

Речевая выразительность, экспрессия реализуются в стилевом «эффекте новизны», в стремлении к необычности, «свежести» словосочетаний (неповоротливого «сбербанка»), намеренном недопущении повторений одних и тех же слов, кроме терминов (Интернет-банкинг,«электронная касса», системы «Интернет-банка», «виртуальная» оплата услуг).

Лексика текста неоднородна: содержит газетизмы (разгрузить очереди, ритм жизни нарастает, за считанные секунды), терминологию (валютные операции, страховые взносы, налоговые платежи, частные лица, клиент, операционные расходы), неологизмы (интернет-банкинг, топ-менеджер, ноутбук, сайт), и просторечные выражения (услуга чертовски удобная, давиться в очередях, не стоит ни копейки).

Морфологические особенности: изобилие абстрактных существительных, (услуга, возможность, платежи, операции), отглагольные существительные (оплата товаров, начисление зарплаты, налоговые платежи, страховые взносы), количество прилагательных минимальное, преобладание глаголов настоящего времени, характерное для газетной речи употребление настоящего времени с оттенком настоящего прошедшего (системы Интернет-банкинга подключаются , услуги обходятся , клиент самостоятельно заполняет, операции проводятся ), наличие наречий (дешевле, автоматически, самостоятельно)

— использование субстантивных прилагательных (служащий, данные);

— суффиксальное образование в сфере существительного со значением лица, где лицо называется по отношению к роду деятельности (финансисты, гастарбайтеры)

— сокращенное название всем известного учереждения «Сбербанк» до первого корня (по задумке топ-менеджеров «сбера») для исключения возможности появления неоправданного повтора.

3.Стиль речи : жанр газетных публикаций – статья. Задачи автора соответствуют основным функциям газетной речи. Текст подчинен одной теме, имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью, тщательно подобран материал и расположен в определенной последовательности в соответствии с замыслом и планом. Теоретическая направленность содержания, соединение аналитизма и обобщенности, убедительной аргументации приводимых положений находят выражение в разнообразии средств языка, в использовании терминов научной речи (например, операционные расходы) и в экспрессивно-эмоциональных средствах разговорного характера (например, услуга чертовски удобная). На принадлежность к газетной речи указывает и наличие риторических вопросов:

-Ведь на самом деле зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров, если все основные платежи и банковские операции можно совершить с помощью компьютера и выхода в Интернет?

4. Ведущий тип речи : описание с элементами рассуждения (автор дает подробное описание «электронной кассы»: подключение, функционирование, механизм действия. Элемент рассуждения присутствует в начале статьи, где автор подводит к мысли о необходимости этой услуги именно ему — читателю).

5. Особенной экспрессивностью обладает заголовок и зачин статьи, так как выполняет здесь и рекламную функцию (от них зависит заинтересует ли читателя эта статья). В заголовке заключается основная мысль текста. Зачин предназначен разъяснить доступность и выгодность услуги Интернет-банкинга, поэтому автор использует разговорную лексику оценочного характера, стараясь приблизить ее к мышлению обывателей. Завершается зачин риторическим вопросом: Ведь на самом деле, зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров, если все основные платежи и банковские операции можно совершить с помощью компьютера и выхода в Интернет? Здесь риторический вопрос средство убеждающей речи, так как аргументация включает в себя не только основание авторского тезиса, но и опровержение антитезиса, предполагая спор с оппонентом.

В третьем абзаце автор использует нормативную лексику, но сохраняется интонация обиходно-непринужденного общения. Журналист показывает читателю, что тот может оказаться в кругу заинтересованных данным видом банковской услуги (жировку за коммунальные услуги всем приходится оплачивать) и условие при котором есть возможность ею воспользоваться (если есть выход в Интернет). Он также содержит риторический вопрос (А как без него?).

В последующем тексте экспрессивность лексических единиц ослабевает, уступая место синтезу нормативной и научной лексики. В силу аргументированного и терминированного изложения этот отрезок текста отличается нейтральным тоном. Для большей аргументированности изложения перечисление видов банковских операций, для которых использую системы «Интернет-банка» ведется не от лица рассказчика, а от лица специалиста – интервьюированного служащего банка. Для этого автор вводит фрагмент прямой речи, которая изобилует специальной лексикой.

В последних трех абзацах содержится общая информация о предлагаемой услуге и ее неоспоримых плюсах: доступности, быстроте и меньшей трате денег по сравнению с традиционными платежами в банковских офисах.

6. Характеристика строения текста

1) Предоставление услуги Интернет-банкинга банками России.

2) Когда нет времени на походы в банковские офисы, выходом является услуга интернет-банкинга.

3) Виды банковских операций, возможные с данным видом банковской услуги.

4) Как подключаются системы Интернет-банка

5) Выгоды услуги Интернет-банкинга.

Способы и средства связи предложений и частей текста:

Так как первой части статьи свойственна разговорная стихия в ней встречаются обороты и конструкции разговорного синтаксиса: например, «Ведь на самом деле зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров», «По задумке топ-менеджеров «Сбера», это даст возможность разгрузить очереди в отделениях и филиалах банка», «Ритм жизни нарастает», «Жировку за коммунальные услуги всем приходится оплачивать». Эти средства используются в контексте с книжными, в том числе терминологическими («основные платежи и банковские операции»), чем достигается особый стилистический эффект. В зачине статьи используются преимущественно сложные предложения. Далее преимущественно простые. Во второй части, где разъясняется механизм действия систем «Интернет-банка» автор, намеренно избегает осложненных конструкций, иногда допуская однородные члены. К примеру, в тексте встречаются простые предложения, которые могли бы быть составными частями сложного (о чем свидетельствуют союзы а, но, причем, находящиеся в препозиции). Например, Подавляющее большинство услуг в Интернет-банкинге для частных лиц не стоит ни копейки. А другие услуги обходятся значительно дешевле.

Для связи предложений в тексте автор употребляет вводные конструкции: «Разве что за исключением», «Ведь на самом деле », « Дело в том, что» . Также с этой целью используются сочинительные и подчинительные союзы а, но, причем, если…то расположенные в самом начале предложения: «А другие услуги обходятся значительно дешевле», «Причем «виртуальная» оплата услуг выгоднее, чем в банковском офисе», «А оплачивать приходится лишь те операции, которые подвергаются обработке банковских клерков», «Но если есть выход в Интернет, то наведываться в банковский офис не стоит».

Анализ текста научного стиля.

Учитель как субъект педагогической деятельности

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на личностного основе взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое поведение интуицией.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 576с.,С.24

1.Тема: профессиональная и социальная позиция педагога в педагогическом процессе.

Основная мысль: значимость четкой социальной и профессиональной позиции каждого представителя педагогической профессии для его педагогической деятельности.

— раскрыть современное видение значения личных и профессиональных качеств педагога (в частности профессиональной и социальной позиции) для его профессиональной деятельности;

— дать понятие терминам «позиция педагога», «социальная позиция», «профессиональная позиция»;

— проследить пути формирования социальной и профессиональной позиции педагога;

— доказать значимость четкой социальной и профессиональной позиции учителя в процессе личного взаимодействия с учащимися.

Адресатами являются студенты педагогических учебных заведений, учителя школ, руководители системы образования и вообще заинтересованные в получении новейшей информации в области дидактики и образовательных систем.

Подобный текст можно встретить в учебных пособиях по педагогике, услышать на семинарах и диспутах по дидактике, в телепередачах на педагогическую тематику.

Особенности текста отвечают цели научного общения – наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Чертами это научного текста являются отвлеченная-обобщенность и подчеркнутая логичность мышления, которые вытекают из абстрактности (понятийности) и строгой логичности мышления. Они определяют производные, более частные черты: смысловая точность (однозначность), объективность изложения, его строгость, не исключающая, однако, своеобразной экспрессивности, а также специфику речевой системности научного стиля, значения, стилевые окраски и частотность языковых единиц. На основе учета особенностей адресата (предполагается, что читатель обладает базовыми знаниями в области педагогики) текст не обладает общей доступностью.

В тексте прослеживается сочетание нейтральной и терминологической лексики. Отвлеченность и обобщенность сказывается, прежде всего, в преобладании отвлеченной лексики: практически каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета (требование, четкость, позиция, субъект, система, ожидания, возможности, мотивы и прочие). Даже конкретная лексика выступает для обозначения общих понятий (представитель, педагог, учитель). Этот отвлеченно-обобщенный характер подчеркивают и специальные лексические единицы (всегда, далеко не всегда, нередко, вопреки и др).

Большинство глаголов также употребляются не в своих основных конкретных значениях, а в производных, обобщенно-отвлеченной семантики (позиция вырастает, воспитание строится).

Отвлеченность и обобщенность обуславливают замкнутость лексического состава, отсутствие разговорной и просторечной лексики.

Многозначные слова реализуют, как правило, одно значение (позиция, деятельность, мотив, активность), намного реже два значения (характер социальной адаптации – характер педагога).

Н.М.Кожина утверждает, что отвлеченность и обобщенность научной речи не отвергают её особой экспрессивности, специфичной образности. Однако под экспрессивностью научной речи понимаются такие стилистические качества, которые помогают воплотить коммуникативные задачи наилучшим образом. Словесные образы помогают выражению понятийной мысли, выступая во вспомогательной роли. Образ в научной речи схемизирован и обобщен.

В тексте встречаются метафоры, имеющие двуплановый (а не многоплановы, как в художественной речи) характер: «источник активности», «ядро личности педагога». Эти метафоры имеют общеязыковой характер, лишены авторской индивидуальности. Они обозначают не единичный предмет, а общее свойство, тип.

Словообразовательная характеристика: использование существительных на –аний, -ений, -ость, -ность: требования, отношение, влечение, отношение, деятельность, действительность, четкость).

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях функционирования морфологических единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм. При употреблении глагола это выражается:

— в использовании настоящего вневременного: «предъявляет профессия», «является четкость», «учитель выражает», «она определяется», «предъявляет и предоставляет общество»;

— более употребительны глаголы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченные по значению (проявляется, формирует, выражается, являются);

— преобладание наиболее обобщенно-отвлеченных по своему семантическому наполнению глаголы 3 лица: (предъявляет, выражает, поступает)

Категория числа существительных выступает с ослабленным грамматическим значением, поскольку названия отвлеченных понятий нельзя представить как считаемые предметы, они не совместимы с идеей счета. Единственное число существительных служит для обозначения абстрактных понятий (субъект, мировоззрение, отношение, направленность) или неделимой совокупности конкретных по значению имен, так как формы множественного числа от подобных существительных конкретны по значению: Именно в ней учитель (учителя) выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе (школах).

В тексте встречаются формы множественного числа от имен существительных, которые несвойственны русскому языку в других сферах общения: «ценностные ориентации», «система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.

Текст наполнен существительными среднего рода, как наиболее абстрагированных по значению (требование, отношение, общество, мировоззрение, переживание, понимание, воспитание и прочие).

3. Стиль речи учебная литература: текст составляют суждения, ход логических рассуждений особо акцентируется, мысль строго аргументирована. С учетом особенностей адресата в тексте присутствует степень популяризации. Тон повествования – спокойный, информативный.

4. Тип повествования – рассуждение. Формой мысли в области науки является понятие, языковое воплощение его динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим в строгой логической последовательности.

5. Текст характеризуется композиционной однотипностью, хотя и допускаются вариации. Текст имеет условное членение на введение (1 абзац), основную часть (3-6 абзацы) и заключение (7 абзац). Также композиция научного произведения отражает закономерности процесса познания и формирования знания. Смысловая структура текста представляет динамику фаз познания, движения от старого знания к новому путем развития мысли по спирали.

6 Характеристика строения текста.

1) Учитель как субъект педагогической деятельности.

2) Понятие «позиция педагога» и чем оно определяется.

3) Что проявляется в позиции педагога.

4) Из чего формируется социальная позиция.

5) что формирует профессиональную позицию

Способы и средства связи предложений и частей текста.

На синтаксическом и сверхфразовом уровнях выражается подчеркнутая логичность научной речи. Она реализуется:

— связь предложений при помощи повторов существительных (Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы) и повторов словосочетаний (В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя)

— употребление наречий в связующей функции: Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

— сложноподчиненные союзы и союзные слова: который, что, какой, поскольку, если:Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое поведение интуицией.

— в анализируемом тексте частотна замена существительного, в последующем предложении, местоимением, связанным с этим существительным анафористичной связью: «Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.» «Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности».

Точность выражается в употреблении терминов, однозначных слов, нет синонимии.

В синтаксисе анализируемого текста научной речи отмечается широкое употребление сложноподчиненных предложение, которое возникает из необходимости выражения в ней сложных взаимосвязанных явлений и строгой последовательностьи, логичностьи изложения. Преобладание союзной связи над бессоюзием способствует подчеркиванию отношений между частями высказывания. Наблюдается использование развернутых распространенных простых предложений: В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Также в тексте используются усложненные конструкции с разными видами связи: «Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

Широко используются причастные и деепричастные обороты: «направленности, составляющей ядро личности учителя», «чётко осознавая»

1. Введенская Л.А., Пономарев А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для учащихся образовательных школ, студентов и преподавателей педагогических колледжей и училищ. Изд-е 4-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.-384с.

2. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: учеб. Пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк.,1982 – 207с.

3. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. – М.:Просвещение, 1969. – 262с.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. Для студентов пед. Ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Сегодня решил, что пора начать небольшую серию статей про контент-анализ газет, журналов и других текстовых СМИ (ну или печатных, хотя с печатными лучше не путать — сейчас актуальнее работать с электронными СМИ, печатные никто уж не читает почти…)

Поступить решил банальнейшим образом — снова перевести иностранную публикацию по теме. Не всю. Всю лень, да и ни к чему ? Пропущу вступления, приложения и всё остальное лирическое или неактуальное. Итак — публикация носит название «Analysing newspaper content. A how to guide». Авторы Stacy Lynch и Limor Peer. У второго и докторская имеется ? Опубликовано в 2002 году… Это довольно теоретический материал — но, в общем, норм. Язык перевода почти как из под гугл переводчика. Не пугайтесь, я и не писатель ?

Итак ПЕРЕВОД: поехали.

[ладно… переведу микро введение]

Эта инструкция предназначена для тех, кто поставил себе цель объективно проанализировать новости или другую информацию, публикуемую в СМИ, узнать какова она, и в каких объёмах и пропорциях появляется.

Работа актуальна далеко не только в академическом плане, но и при решении бизнес задач. Это хороший способ узнать, что «по данной теме мы публикуем слишком много», а «по этой явно недостаточно». Это отличный способ сравнить свою газету или журнал с изданиями конкурентов.

Контент-анализ СМИ поможет лучше проанализировать распределение ресурсов.

В рамках одного из замеров Readership Institute провёл беспрецедентный по объёму выборки замер — контент-анализ 100 газет, 47000 публикаций на 700 различных тем. Работа над исследованием позволила верифицировать адекватность методик, описанных в данном руководстве.

Контент-анализ не предполагает кропотливой работы по тщательному изучению каждой из единиц анализа (например, заголовка/целой статьи) на протяжении длительного периода времени. Если вы будете следовать указаниям этого руководства, вы легко получите адекватные и валидные данные для принятия взвешенных решений.

Независимо от того, что сама методика проведения контент-анализа не является сложной и заумной, вы должны быть готовы уделить достаточно много времени исследованию и найти людей, способных на протяжении этого времени прилежно выполнять достаточно однообразные действия.

Всем процессом проведения контент-анализа от его продумывания до завершения замера должен заниматься ответственный человек. Руководитель проекта должен максимально ответственно относиться к качеству данных, а также быть очень скрупулёзным исследователем. Самая главная задача руководителя проекта организовать процесс так, чтобы каждый из исследователей обрабатывал данный одинаковым образом, следуя единым правилам и стандартам. В этой работе руководитель проекта должен взять на себя функции контролера, так как даже понимание всех требований участниками проекта не гарантирует их выполнения, при отсутствии надлежащего контроля работы.

Мы рекомендуем собирать команду из 5-10 человек (в зависимости от величины газеты) под руководством руководителя проекта. Контент-анализ — это методика, владение которой совершенствуется только с опытом, поэтому было бы неплохо собрать команду из уже опытных специалистов в области контент-анализа. Чем больше текучка специалистов в рамках одного и того же проекта, тем выше риск получить в итоге не соответствующие реальности результаты. При этом хорошими кодировщиками, интерпретаторами могут быть и студенты, и люди, никак не связанные со СМИ. Не стоит себя ограничивать в данном случае в выборе кадров.

Время, которое необходимо будет затратить на контент-анализ газет зависит от их размера. Чем больше новостей, статей, рекламных материалов опубликовано в газете, тем дольше будет идти анализ. Скорость кодирования увеличивается с получением опыта работы над замером. Другими словами, если кто-то может уделить 10 часов кодированию, оно пройдёт быстрее, чем если бы 2 кодировщика работали по 5 часов.

Прежде всего просто подготовьте сам массив газет — на это может уйти 2-3 часа, и эта работа может показаться даже излишней. Однако, она необходима. Анализ текстовых публикаций в СМИ требует более всего времени. Нормальная скорость кодирования материала — 15 статей за 45 минут без перерыва. Профессиональный кодировщик способен работать быстрее и кодировать по одной статье в минуту, при условии достаточного времени уже потраченного на данный проект.

Анализ оглавления, рекламных материалов, общей структуры газеты требует около 2-3 часов на издание.

Также, потребуется уделить время на первоначальную подготовку кодировщиков. Мы рекомендуем потратить на эту работу около 3 часов. Это, пожалуй, наиболее ценное и ответственное время за весь проект. Дальше мы расскажем, как правильно готовить кодировщиков.

Безусловно, немало времени надо потратить и на общую организацию процесса. Этим, как уже ранее говорилось, должен заниматься руководитель проекта.

В зависимости от степени необходимой точности замера, время, уделяемое на составление таблиц контент-анализа, кодирование и анализ, может сильно варьироваться. Общий анализ может быть реализован приблизительно за 10 часов. При этом проект может длиться и сотни часов, в случае необходимости тщательной детализации анализа.

Прежде чем начать замер, четко определите цели исследования. Что конкретно вы хотите получить в результате вашей работы? Есть ли элементы информационного пространства, на которых вы хотели бы в первую очередь сконцентрировать ваше внимание? Насколько детализированную информацию вы хотите получить? Вас интересуют средние показатели за неделю, или вы хотели бы получить детализированные результаты за конкретный день недели? Вы хотели бы получить аналитику по конкретной теме или по всему разбросу тем в выборке источников? Ответы на эти вопросы в частности будут определять величину выборки, с которой вам предстоит работать.

Следуя инструкциям в этой серии статей вы сможете определить, насколько актуальны материалы, публикуемые вами, по сравнению с материалами других изданий. Данные материалы помогут вам «измерить» информационное пространство в рамках следующих параметров:

  • Тематики публикаций
  • Географические характеристики контента
  • Жанры, стили
  • Источники и формат контента
  • Визуальные характеристики
  • Разнообразие контента
  • Структура газеты (журнала и пр.)
  • Особенности продвижения
  • Перечни материалов (оглавления и пр.)
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

В комплексе ответы на эти вопросы дадут вам информацию о том, насколько активно обсуждается та или иная тема в местных изданиях в сравнении с национальными изданиями, дадут сведения об особенностях размещения визуального контента в изданиях, сводную информацию об источниках публикаций и пр. Вы получите массу полезной информации, анализируя контент так, как описано в данной статье. Если вам потребуется больше информации, вы всегда можете расширить спектр вопросов, выйдя за пределы параметров, описанных в статье. О том, как конкретно создать композицию актуальных для замера вопросов будет описано дальше.

Если цели вашего исследования отличаются от связанных с приведенными выше вопросами, то вы можете расширить спектр вопросов. Вы можете акцентировать внимание на исследовании контента местных СМИ, полностью или частично игнорируя материалы федеральных или международных СМИ. Возможно, актуальная для вас тема заявляется только в местных СМИ. Любые вариации вопросов и площадок возможны.

Прежде чем приступить к исследованию, очень тщательно продумайте, какие СМИ войдут в выборку. Лучше всего применять методики контент-анализа, фокусируясь лишь на нескольких ключевых аспектах, источниках и т.д. Также учтите, что создание списка вопросов для анализа может явиться весьма трудоемкой задачей. Убедитесь, что цель замера максимальна конкретна, вопросы связаны с ней и только с ней. Цель должна быть настолько понятна и проста, что можно объяснить ее в одном предложении. Если сделать этого не представляется возможным, вероятно, вы пошли по ложному пути.

Обязательно надо помнить о том, что интересующие вас параметры должны быть объективно измеримы. В информационном поле может присутствовать множество интересных параметров, работа с которыми может склонить исследователя к весьма субъективным выводам, что недопустимо. Зачастую проблема может заключаться в неверно составленной кодировальной матрице. Хорошим примером является кодирование позитива и негатива. Несмотря на кажущуюся простоту категории, определение позитива и негатива может быть очень сильно детализировано, а детализация может быть весьма «необычной», что может затруднить работу кодировщиков и увеличить стоимость и продолжительность работы.

Также изначально очень важно определить, является ли кодируемый контент видимым или латентным. Видимый контент реально проявляется в тексте — например, вы хотите подсчитать сколько раз встречается то или иное слово в тексте, может быть, чьи-то фамилии. Латентный контент не подразумевает присутствие таких очевидных индикаторов. Его кодирование является более трудоемким процессом, а присутствие категории идентифицируется только при внимательном анализе материала — невозможно, например, автоматизированно закодировать контент, пользуясь простым поиском слов по документу. Латентным контентом может являться, например, стиль изложения — в ходе контент-анализа вы идентифицируете стиль написания документа или стиль изображения, жанр музыки и пр. Если вам необходимо, является ли стиль изложения «живым» (неформализованным), то трудно предположить, какие конкретно слова должны войти в словарь контент-анализа (какие слова вы будете искать в тексте). В целом, чаще всего, латентный контент намного труднее идентифицировать, нежели видимый. При работе с латентным контентом всегда стоит производить проверку полученных результатов.

Намного более трудоемкой задачей является создание категориального аппарата. Этому вопросу посвящено множество книг, [не на русском, увы. В оригинале статьи в приложении D можете посмотреть список] но здесь будет приведено всего несколько ключевых правил создания категориального аппарата:

  1. Категории должны быть взаимоисключающими. Убедитесь в том, что категории не связаны межу собой, не «пересекаются»
  2. Внутри категорий значения должны быть «равнозначными» и однозначно определяемыми. Например, в определении географии работы газеты не должно быть ряда значений вроде «национальная» (газета), «местная», «скорее местная». Кодировщики не поймут, как работать со значением «скорее местная» (газета).
  3. Ваш категориальный аппарат должен включать в себя категории для всех возможных случаев, иначе кодировщики будут вынуждены кодировать контент неверными кодами в силу нехватки корректных.
  4. Создавайте категории только для контента, встречающегося часто. Не надо сразу же создавать новую категорию при появлении, например, новой еженедельной колонки в газете. Ваша цель заключается в кодировании 95% материалов газеты (или другого контента) с помощью имеющегося категориального аппарата. Всегда будет появляться трудноклассифицируемый контент. Для этих 5% нестандартного контента можете создать категорию «другое».

Всегда стоит соблюдать баланс — категорий должно быть минимум, но и не слишком мало, чтобы не включать в категории нерелевантный им контент. Просто дайте прочитать материал 10 людям и закодировать его самостоятельно. Как минимум 75% закодированного материала должно совпадать. Если различия в результатах кодирования выше, вам стоит откорректировать категориальный аппарат — уменьшить количество категорий или напротив — операционализировать имеющиеся. Проверить, взаимоисключаемые ли категории включены в аппарат. Также возможно вы ставите перед собой некорректную задачу — поставленная вами цель в принципе не решается с помощью контент-анализа, и это является причиной неудач в кодировании материалов.

Продолжение в следующих статьях!
Бай ?

источник

Давно думал написать о способах влияния нашей метрополии на культурную жизнь РФ. Вы спросите, можно ли вообще проанализировать какой-либо культурный процесс достоверно и непредвзято? Оказывается, уже давно разработан способ таких оценок: так называемый Contents Analysis. Контент — анализ — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Суть метода заключается в следующем:
1. Любой текст (сборник, книга, журнал) разбивается на так называемые информационные блоки (события, поводы), т.е. смысловые куски, где говорится о каком-то явлении;
2. Каждый блок ранжируется по параметрам:
— О ком или о чем;
-Тональность (хорошо, плохо, нейтрально)
3. Полученные итоги сводятся к общему знаменателю

Примером качественно проведенного контент — анализа может служить статья «Часть правды о Березовском» («Эксперт», 1999, № 6).

Решил и я провести такой анализ на примере газеты «Коммерсант», а точнее приложения к нему — «Weekend». Коммерсант – крупнейшее печатное деловое издание России, делящее пальму первенства с другим изданием – «Ведомости». Поэтому выходящее по пятницам культурное приложение к нему «Weekend» не просто какая-то несущественная макулатура, а важный источник информации, призванный определять культурные и эстетические предпочтения самой продвинутой и богатой части деловой московской публики.

Для анализа был выбран «Weekend» от 15 июля 2011 года № 26 (223). С электронной версией можно ознакомиться здесь: http://www.kommersant.ru/weekend/61691.
По сути, это дайджест, поэтому каждую статью в нем мы и будем рассматривать как отдельный повод. Все поводы отранжируем по тому, о ком говорится в нем и, по возможности, как говорится. Всего 34 повода: 22 основных (статейки на полстранички или даже страницу — две) и 12 маленьких статейки по фильмам, книгам, CD и т.д. Где можно, буду приводить места особо примечательные с точки зрения слога. Отсебятину и выдержки из Википедии привожу, разумеется, без кавычек. Итак, приступим.

1. «Миф и мифотворец» Статья о новом издании книги «Добыча» Дэниела Ергина, основателя Cambridge Energy Research Associates
«Для гуру Ергин выглядит даже избыточно скромным и компанейским англичанином, в огороде которого по чистой случайности обнаружили среднее по размерам нефтегазовое месторождение — так, на пять-шесть десятков миллионов тонн доказанных запасов: солидно, но бывают, конечно, и крупнее.»

2.«Голоса на смотринах» о конкурсе Operalia в Москве
«В конце концов, каждодневный быт молодых пианистов, готовящихся выступать на том же конкурсе Чайковского (или на конкурсе имени Шопена, или на конкурсе королевы Елизаветы — возьмите какое угодно название из обоймы основных международных конкурсов), не намного легче, чем у профессионалов большого спорта.»

3.«Мотоцикл как машина времени» о фильме «Последний мамонт Франции»
Еще один фильм с Депардье! Как сказал ДЕГ: «Депардье неплохой актер, плохо что почти в каждом французском фильме играет Депардье!»

4. «Полный штиль» о фильме «Буря» (У. Шекспир) Джулии Теймор
«Джулия Теймор — режиссер кино и театра, часто выступающая в жанре мюзикла, автор бродвейской адаптации диснеевского мультика «Король Лев» (1997) с музыкой Элтона Джона и необычайно популярного у подростков сентиментального фильма по мотивам песен The Beatles «Через Вселенную» (2007).»
«В роли шута выступает стремительно делающий карьеру в кино английский стэндап-комик Рассел Брэнд, кочующий из фильма в фильм в своем коронном амплуа смешного пьяницы («Побег из Вегаса», «Артур»), а здесь изрядно оживляющий постоянно провисающее действие.»

5. «Два великих в Большом» о балетах Иржи Килиана и Уэйна Макгрегора в Москве
«И — главная новинка: в первый раз в России поставят Уэйна Макгрегора — хореографа, не попадающего в «живые классики» разве что по молодости. Один из самых актуальных авторов современного балетного театра, создатель британской труппы Random Dance Company и хореограф-резидент лондонского Королевского балета переносит в Большой свой спектакль «Chroma» (2006), поставленный на музыку Джоби Талбота и Джека Уайта.»

6. «Смерть в мертвый сезон» об испанской «Персефоне» на Чеховском фестивале

7. «Искусство снимать одежду» о выставке фотографии «Больше, чем мода»

8. «Северные звезды» о выставке «След метеора. Искусство народов Севера» в ГРМ
«Лет тридцать назад Австралия взяла культурно-политический курс на социальную интеграцию аборигенов посредством современного искусства: школы, гранты, музеи, выставки — и вот уже художники-аборигены представляют страну на Венецианской биеннале. Австралийские культуртрегеры выслушали много теплых слов в свой адрес: про неоколониализм и маркетинговые технологии, про бремя белого человека и про то, что из Australian Aboriginal Art делают какой-то непонятный бренд — не то хохлома, не то Young British Artists. Однако теперь аборигены Австралии стали такой же частью всеобщей истории искусства, что и «молодые британцы».»

9. «Воспоминания беспамятного» Лиза Биргер о «Нечего бояться» Джулиана Барнса
«В Англии книга Джулиана Барнса 2008 года, написанная вскоре после смерти обоих родителей, поначалу преподносилась как мемуар, жанр, в котором англичане добились такого совершенства, что не нужно даже быть постмодернистским классиком, чтобы написать скромный томик несомненно приятных для чтения воспоминаний.»

10. «На пыльных тропинках холодной войны» Михаил Трофименков о фильме «Место назначения — Луна»

11. «Что записал черный дрозд» Борис Барабанов о «The Blackbird Diaries» Дэйва А. Стюарта
Дэ́вид А́ллан Стю́арт (англ. David Allan Stewart, более известный как Дэ́йв Стю́арт (англ. Dave Stewart); род. 9 сентября 1952, Сандерленд, Англия) — английский музыкант и музыкальный продюсер, наиболее известен как участник группы «Eurythmics»

12. «Ресторан за базар ответит» Дарья Цивина о ресторане «Антресоль» и Sweet Home Cafe

13. «Чем хуже курага выглядит, тем она лучше»Максим Рыбаков («Мята») о том, какие продукты можно и нужно есть сырыми

14. «Новые вкусы лета» Анна Карманова о новостях в ресторанах China Club, «Маркет», The Most, Soho Rooms и Mon Cafe

15. «Овощ в себе» Еда с Еленой Чекаловой

16. «Правь, Британия!» Александр Воронов о лучших вечеринках недели
«Специально для такого контингента в субботу в санкт-петербургском Туутари-Парке пройдет один из крупнейших электронных опен-эйров — Global Gathering. Этот относительно молодой фест проводится в Англии лишь с 2001 года, но за эти 10 лет его уже дважды признавало лучшим мероприятием Великобритании издание DJ Magazine. К настоящему времени электронный фестиваль оброс 5 франшизами (мероприятия проводятся, среди прочих, в братской Белоруссии и на Украине). Под Питером фестиваль организуется по той же схеме, что и под английским Стрэтфордом-на-Эйвоне. Да и многие артисты, заявленные в Туутари-Парке, выступят через две недели и в Англии.»

17. «Повернутые на часах» Алексей Тарханов о 80-летии Reverso Jaeger-LeCoultre в Париже

18. «Хранители скорости» Екатерина Истомина о выставке Mastering Speed for 150 Years TAG Heuer в ГУМе

19. «Азия идет» Екатерина Истомина о новом отеле Mandarin Oriental в Париже
Mandarin Oriental Group – часть холдинга Jardine Matheson Holdings, который в свою очередь сам входит в структуру HSBC.

20. «Мауизм победит» Ольга Волкова о египетских кошках

21. «Как простить взрослых» Лиза Биргер о «Пучеглазом» Энн Файн
«Британская писательница Энн Файн числится среди самых заметных современных авторов детской и подростковой литературы. Она написала больше 50 книг и дважды получала за них медаль Карнеги (первая — как раз за роман «Пучеглазый»). Как у многих западных детских авторов, большая часть ее книг имеет прикладное терапевтическое применение — заметки для учителей и руководство для родителей прилагаются.»

22. раздел Дети
Легкий рассказ о детях журналистки.

Небольшие вставки и короткие рекламки о книгах и фильмах (всего 12 поводов) рассматривать не будем, а то и так много букв потрачено, тем более что там картина такая же как и с основными информационными поводами.

Теперь разложим все данные в таблицу:

№ Государственная принадлежность повода
(существенное упоминание в тексте) % от повода Тональность
1 Великобритания 100 Восторженно
2 Россия 80 Нейтрально
(Великобритания) (20) (Восторженно)
3 Франция 100 Нейтрально
4 Великобритания 100 Восторженно
5 Чехия 50 Восторженно
Великобритания 50 Восторженно
6 Испания 100 Нейтрально
7 Германия 100 Нейтрально
8 Россия 50 С издевкой
(Великобритания) (50) (Восторженно)
9 Великобритания 100 Восторженно
10 США 100 С издевкой
11 Великобритания 100 Восторженно
12 Россия 100 Нейтрально
13 Россия 100 Нейтрально
14 Россия 100 Нейтрально
15 Франция 100 Восторженно
16 Россия 20 Нейтрально
(Великобритания) (80) (Восторженно)
17 Швейцария 100 Нейтрально
18 Швейцария 100 Нейтрально
19 Франция 10 Нейтрально
(Великобритания) (90) (Восторженно)
20 Не определено 100 Восторженно
21 Великобритания 100 Восторженно
22 Россия 100 Восторженно

Таким образом: из 22 основных информационных поводов 5 полностью посвящены Великобритании, кроме того: в еще 5 поводах доля Великобритании от 20 до 90 %, т.е. в переводе на целые показатели это еще три повода. Всего значит: 8, т.е. 36% от всего материала.
Следующая в списке идет Россия: 4 повода полностью посвящены ей и частично еще полтора повода. Всего 5 с половиной поводов, т.е. 25%
Далее мелочевка.

Пойдем дальше:
Теперь взвесим информационные поводы по тону, где восторженной оценке соответствует коэффициент 2, нейтральной — 1 и издевательской — 0.5. Результаты приведены в таблице:

Страна Валовое количество поводов Суммарная оценка Процент от итога
Великобритания 7,9 1 580 51,5
Россия 5,5 625 20,4
Франция 2,1 310 10,1
Швейцария 2 200 6,5
Германия 1 100 3,3
Испания 1 100 3,3
Чехия 0,5 100 3,3
США 1 50 1,6
Всего 3 065 100

В итоге: одно из главных изданий страны, откуда черпает культурную информацию большая часть «офисного планктона», более чем на половину посвящено Великобритании, рассказывает о британцах и поет гимн британской культуре. С культурными приложениями к другим основным бизнес изданиям, таким как «Как потратить» (Ведомости) ситуация, я вас уверяю, аналогичная. Не говоря уже специализированных «глянцевых» журналах типа Time-Out, OK, CitizenK и т.д. – они почти полностью «британские».
А так с первого взгляда и не скажешь. Учиться надо такой филигранной и «незаметной» работе «товарищей из Лондона».

источник