Меню Рубрики

Как сделать анализ финансового результата предприятия

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Также важным показателем финансового результата деятельности предприятия являются показатели рентабельности его деятельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т. к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.[4] Таким образом, в данной работе будет проведен анализ прибыли и рентабельности на примере конкретной организации.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Серпуховский завод «Металлист».

На протяжении всей своей истории завод «Металлист» – приборостроительное предприятие, специализирующее на выпуске гиромоторов, гироблоков, различных точных электромеханических датчиков и устройств.

В настоящее время основными видами деятельности завода является производство частей приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля, испытаний и прочих целей и др.

Уставный капитал ОАО «Серпуховский завод «Металлист» на начало 2014 года составлял 146 тыс. руб. В результате дополнительного выпуска акций на сумму 33 тыс. руб. уставный капитал на конец 2014 года составляет 179 тыс. руб.

Первым шагом анализа финансовых результатов является анализ динамики прибыли. Анализ динамики прибыли позволяет оценить рост (или спад) показателей прибыли, таких как валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль, за анализируемый период, а также отметить положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов.

Для анализа динамики финансовых результатов воспользуемся данными Отчета о финансовых результатах ОАО «Серпуховский завод «Металлист» за 2014 год (приложение 2) и проведем горизонтальный анализ.

В результате проведенного анализа получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Анализ динамики финансовых результатов

Предыдущий период, тыс. руб.

Доходы от участия в других организациях

Прибыль до налогообложения

Отложенные налоговые обязательства

Отложенные налоговые активы

Для наглядности построим гистограмму, отражающую основные показатели прибыли

Рис. 1. Динамика основных показателей прибыли за 2013-2014 гг.

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что основные показатели финансовых результатов в отчетном периоде значительно увеличились. Так, валовая прибыль возросла на 28563 тыс. руб. или на 36,74%. Этому способствовало увеличение выручки на 644810 тыс. руб. или на 109,51%. Увеличение себестоимости на 616247 тыс. руб. или на 120,59% оказало отрицательное влияние на показатель валовой прибыли.

Прибыль от продаж увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 28673 тыс. руб. или на 37,97%. Данному увеличению способствовало также повышение выручки и снижение коммерческих расходов. Коммерческие расходы снизились на 110 тыс. руб. или на 4,93%. Рост себестоимости оказал негативное влияние на прибыль от продаж.

Прибыль до налогообложения по сравнению с предыдущим годом возросла на 35228 тыс. руб. или на 59,08%. Данное увеличение вызвано ростом прибыли от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению и прочих доходов, а также снижением процентов к уплате.

Чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом возросла на 27188 тыс. руб. или на 56,16%. Данное увеличение вызвано ростом прибыли до налогообложения. Отрицательно повлиял на чистую прибыль такой показатель, как текущий налог на прибыль.

Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж. Поэтому далее проведем анализ прибыли от продаж, а также оценим структуру выручки от продаж, т.к. она включает в себя и себестоимость, и прибыль, а после этого проведем факторный анализ прибыли от реализации, чтобы определить влияние основных факторов на прибыль от продаж.

Анализ прибыли от реализации представлен в таблице 2.

Валовая прибыль от продаж

По данным таблицы, наблюдается рост прибыли от продаж, что уже было отмечено ранее. К этому привело увеличение выручки на 644810 тыс. руб. или на 109,51% и снижение коммерческих расходов на 110 тыс. руб. или на 4,93%. Себестоимость оказывает негативное влияние на прибыль от реализации в связи со значительным увеличением в отчетном году. Также при оценке структуры выручки видно, что основная доля в объеме выручки принадлежит себестоимости и составляет 91,38%. Что касается доли прибыли от продаж в объеме выручки, то данное значение составляет в отчетном году 8,45% и является показателем рентабельности, т.к. рентабельность продаж определяется отношением прибыли от продаж к выручке от продаж. Таким образом, рентабельность продаж в отчетном году составила 8,45%. Подробно показатель рентабельности продаж и факторы, на него влияющие, будут рассмотрены далее.

Основными факторами, влияющими на прибыль от продаж, являются объем реализации продукции, ее структура, себестоимость и цена.

Факторная модель выглядит следующим образом:

где ПР – сумма прибыли от продажи; ВР – выручка от продажи; К – количество реализованной продукции; Ц – цена реализации единицы продукции; С – себестоимость единицы продукции.

Для проведения факторного анализа воспользуемся данными по инфляции, которая за отчетный год составила 11,4%, для определения индекса цен, необходимого для расчета показателей в сопоставимых ценах. Таким образом, индекс цен Ip = 1,114.

В таблице 3, расположенной ниже, представлены данные необходимые для дальнейшего расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи продукции.

Анализ прибыли по факторам

На начало периода, тыс. руб.

Для дальнейшего анализа необходимо рассчитать коэффициент роста, который определяется делением выручки от продаж в сопоставимых ценах на выручку от продаж на начало периода. Таким образом, Кр = 1,881.

В таблице 4 представлен расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи продукции способом цепных подстановок, где 0 обозначает данные начала периода, а 1 – данные конца периода. Факторы в таблице обозначены следующими символами:

V – объем реализации продукции;

Влияние факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок

Таким образом, изменение суммы прибыли:

  • · за счет объема реализации продукции составило 66511,46 тыс. руб.;
  • · за счет структуры составило -48500,84 тыс. руб.;
  • · за счет повышения цен составило 126240,06 тыс. руб.;
  • · за счет себестоимости реализованной продукции составило -115577,68 тыс. руб.

Общее изменение прибыли, которое находится суммированием данных изменений, составляет 28673 тыс. руб.

По результатам факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод о том, что негативное влияние на прибыль от реализации оказало изменение структуры продукции и повышение себестоимости, а увеличение объема реализации и повышение цен оказало положительное влияние на прибыль от продаж.

Для анализа рентабельности воспользуемся Бухгалтерским балансом ОАО «Серпуховский завод «Металлист» (приложение 1) и Отчетом о финансовых результатах ОАО «Серпуховский завод «Металлист» (приложение 2) и рассчитаем основные показатели рентабельности:

  • · рентабельность продаж;
  • · рентабельность затрат на производство;
  • · рентабельность собственного капитала.

Используя формулу рентабельности продажрассчитаем показатель рентабельности продаж предприятия и проведем анализ. Анализ представлен в таблице 5.

Анализ и оценка рентабельности продаж

Выручка от продаж, тыс. руб.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

Управленческие расходы, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

По данным таблицы видно, что в отчетном году рентабельность снизилась по сравнению с предыдущим годом на 4,38% и составила 8,45%. Снижение рентабельности продаж произошло в результате значительного увеличения себестоимости, темп роста которой составляет 220,59% и превышает темп роста выручки, который составляет 209,51%.

На анализе рентабельности продаж остановимся более подробно и проведем факторный анализ, чтобы определить влияние факторов на изменение рентабельности продаж.

Факторная модель выглядит следующим образом:

где ПР – прибыль от продаж; ВР – выручка от продаж; С – себестоимость; КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы.

Далее, используя данные таблицы 6, определим влияние каждого фактора на рентабельность продаж, применяя метод цепных подстановок:

1.Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность составляет 45,56%.

2.Влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж составляет -49,95%.

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж составляет 0,01%.

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж составляет0%.

Совокупное влияние факторов составило:

∆Рентабельность продаж = 45,56 + (-49,95) + 0,01 + 0 = – 4,38%.

Таким образом, увеличение выручки от продаж привело к росту рентабельности продаж на 45,56%, повышение себестоимости привело к снижению рентабельности на 49,95%, снижение коммерческих расходов привело к незначительному росту рентабельности на 0,01%, а управленческие расходы никакого влияния на рентабельность не оказали, т.к. данный показатель, и в отчетном, и в предыдущем периодах равен 0.

По результатам факторного анализа, можно сделать вывод о том, что основным фактором, который оказал отрицательное влияние и привел к снижению рентабельности продаж в отчетном периоде, является себестоимость.

Следующим основным показателем рентабельности является рентабельность затрат на производство. Используя формулу рентабельности затрат на производство рассчитаем данный показатель и проведем анализ рентабельности затрат на производство. Анализ представлен в таблице 6.

Анализ и оценка рентабельности затрат на производство

Себестоимость продаж, тыс. руб.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

Управленческие расходы, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Рентабельность затрат на производство, %

По данным таблицы, видно, что рентабельность затрат на производство в отчетном году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 5,49% и составила 9,23%. Снижение рентабельности произошло в результате значительного увеличения полной себестоимости продукции на 120,04%. При этом темп роста полной себестоимости превышает темп роста выручки.

В связи с тем, что рентабельность затрат на производство также как и рентабельность продаж потерпела значительное снижение, то следует провести факторный анализ и определить влияние факторов на рентабельность затрат на производство.

Факторная модель выглядит следующим образом:

Воспользуемся данными таблицы 6 и определим влияние каждого фактора на рентабельность затрат на производство, используя метод цепных подстановок:

1. Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность затрат на производство составляет 125,63%.

2. Влияние изменения себестоимости на рентабельность затрат на производство составляет -131,13%.

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность затрат на производство составляет 0,01%.

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность затрат на производство составляет 0%.

Совокупное влияние факторов составило:

∆Рентабельность затрат на производство = 125,63 + (-131,13) + 0,01 + 0 = 5,49.

По результатам факторного анализа рентабельности затрат на производство, можно сделать вывод о том, что повышение выручки способствовало увеличению рентабельности на 125,63%, рост себестоимости привел к снижению рентабельности затрат на производство на 131,13%, снижение коммерческих расходов увеличило рентабельность на 0,01, управленческие расходы также не оказали никакого влияния, т.к. данный показатель равен 0 и в отчетном, и в предыдущем периодах. Таким образом, основным фактором, который оказал негативное влияние на рентабельность затрат на производство и снизил данный показатель, является себестоимость.

Следующим основным показателем рентабельности является рентабельность собственного капитала. Рассчитаем данный показатель, используя формулу рентабельности собственного капитала и проведем анализ. Анализ представлен в таблице 7.

Анализ и оценка рентабельности собственного капитала

Средняя величина собственного капитала, тыс. руб.

Рентабельность собственного капитала, %

По результатам анализа рентабельности собственного капитала можно сказать, что рентабельность в отчетном году возросла по сравнению с предыдущим годом на 2,51% и составила 17,54%. Увеличение рентабельности в отчетном году произошло в результате увеличения чистой прибыли на 27188 тыс. руб. или на 56,16%, что превышает темп роста средней величины собственного капитала, который составляет 133,81%.

После проведенного анализа всех основных показателей рентабельности для наглядности построим гистограмму (рис.2), отражающую динамику данных показателей.

Рис. 2. Динамика основных показателей рентабельности за 2013-2014 гг.

Таким образом, по графику видно, что в отчетном периоде вырос только показатель рентабельности собственного капитала, остальные основные показатели рентабельности снизились по сравнению с предыдущим годом.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что негативное влияние на многие показатели оказало значительное повышение себестоимости. Так, при оценке структуры выручки было определено, что основная доля в объеме выручки принадлежит себестоимости и составляет 91,38%. При факторном анализе прибыли от продаж было установлено, что повышение себестоимости снизило прибыль от реализации на 115577,68 тыс. руб. В результате проведения факторного анализа рентабельности продаж было выявлено, что повышение себестоимости привело к снижению рентабельности на 49,95%. По результатам факторного анализа рентабельности затрат на производство было установлено, что рост себестоимости привел к снижению рентабельности затрат на производство на 131,13%.

Как видно, это значительные цифры, к которым привело увеличение себестоимости и тем самым способствовало снижению финансовых результатов организации. В связи с этим следует проанализировать себестоимость по элементам затрат, чтобы определить на какой элемент предприятию следует обратить особое внимание. Анализ себестоимости по элементам затрат представлен в таблице 8.

Анализ себестоимости по элементам затрат

Отчисления на социальные нужды

Для наглядности построим диаграммы, отражающие структуру себестоимости по элементам затрат в отчетном (рис. 4) и предыдущем (рис. 3) периодах.

Рис. 3. Структура себестоимости по элементам затрат в 2013 г.

Рис. 4. Структура себестоимости по элементам затрат в 2014 г.

Сравнивая две диаграммы, видно насколько изменилась структура себестоимости за год. Если в 2013 году основным элементом расходов были расходы на оплату труда, то в 2014 году наибольшие расходы приходятся на материальные затраты, доля которых составляет 65,78% от всей себестоимости. По сравнению с предыдущим периодом материальные затраты возросли на 662825 тыс. руб. или на 841,75% и составили в отчетном году 741569 тыс. руб.

Таким образом, основная доля расходов приходится на материальные затраты, следовательно, именно данному элементу необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.

К тому же для дальнейшего роста финансовых результатов необходимо увеличение объема реализации продукции, тогда если предприятие найдет резервы снижения себестоимости, то при увеличении объема продаж, прибыль будет только возрастать, что положительно отразиться на всем финансовом состоянии организации.

Таким образом, для улучшения финансовых результатов деятельности могут быть предложены следующие рекомендации:

1) Определение резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации продукции. Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

2) Снижение себестоимости продукции.

Себестоимость может быть снижена, исходя из анализа себестоимости по элементам затрат (таблица 8), за счет снижения материальных затрат.

Таким образом, в данной работе был проведен анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Серпуховский завод «Металлист» и предложены основные пути увеличения показателей финансовых результатов на предприятии.

Научный руководитель:
Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г . В . Плеханова , г . Тула , Россия

1. 1. Кирьянова, З.В. Анализ финансовой отчетности: учебник для бакалавров / З.В. Кирьянова, Е.И. Седова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 428 с.

2. Шадрина, Г.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.В. Шадрина, Л.И. Егорова. – М.: Юрайт, 2015. – 429 с.

3. Шадрина, Г.В. Экономический анализ. Теория и практика: учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. – М.: Юрайт, 2014. – 515 с.

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Читайте также:  Как построить диаграмму по факторному анализу

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Для того чтобы принимать верные управленческие решения, понимать финансовую устойчивость бизнеса, оценивать работу подразделений, стоимость бизнеса, кредитоспособность необходимо периодически проводить анализ финансовых показателей деятельности предприятия, таких как: прибыль, рентабельность, оборачиваемость запасов и продукции, производительность труда, ликвидность, дебиторская и кредиторская задолженность, коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельность инвестиций и другие.

Из статьи вы узнаете, как анализировать такие финансовые показатели деятельности предприятия, как:

  • прибыль;
  • рентабельность продаж;
  • рентабельность собственного капитала;
  • оборачиваемость;
  • финансовая устойчивость;
  • ликвидность.

Наиболее важным показателем работы предприятия является прибыль. Обычно ее текущее значение сравнивают с предыдущим показателем. И если прибыль растет, то все хорошо – предприятие развивается нормально. Однако это не совсем так. Необходимо сравнить темп роста прибыли с темпом роста за предшествующие периоды. Если темп роста замедлился и продолжает снижаться, то одно из двух: либо у предприятия серьезные проблемы и нужно быть тревогу, либо компания входит в стадию зрелости и превращается в «дойную корову».

Исходя из этого понимания у руководства возникает альтернатива прямо противоположных действий: в случае проблем срочно что-то менять и инвестировать в предприятие (либо, наоборот, поскорей продать). В случае если все нормально, «расслабиться и получать удовольствие».

Скачайте полезные документы:

Зеленым обозначено увеличение показателей доходности; синим – расходы и обязательства; красным – ухудшение показателей.

Таблица 1. Динамика прибыли

Значение показателя, тыс. руб.

Расходы по обычным видам деятельности

Прибыль (убыток) от продаж (1-2)

Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

Как видно из таблицы, в 2014 году величина прибыли увеличилась по сравнению с 2013 годом на 34%, в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, на 18% и в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, на 3%, т.е. прибыль год от года растет. И если сравнивать текущий показатель прибыли с предшествующим периодом, то все, вроде, развивается нормально. Но если мы сравним между собой показатели темпа роста прибыли, то они резко падают в течение последних трех лет. Это падение прекрасно иллюстрирует диаграмма.

Диаграмма 1. Падение темпа прироста прибыли

Как я уже писал выше, падение темпов прироста прибыли не означает, что у бизнеса проблемы. Это зависит от «жизненного цикла» самого предприятия и определяется с помощью маркетингового анализа рынка и позиционирования на нем данного предприятия.

Что еще можно сказать, глядя на данную таблицу, проводя анализ финансовых показателей деятельности предприятия? В 2015 году значительно упали продажи, выручка уменьшилась на 12%, но зато прочие доходы увеличились на 39%, по сравнению с 2014 годом. Вероятно, это значит, что часть своих ресурсов предприятие перекинуло с основной деятельности на побочную. Предположим, решило поиграть на фондовой бирже. В следующем году, видя какой мощный прирост прибыли дает игра на бирже, решило продолжить в том же духе, в результате чего прибыль от продаж основной продукции упала на 22%. Правильно ли поступает данная компания, отвлекая средства от основной деятельности? Отрицательный темп прироста чистой прибыли показывает, что нет (см. также, как посчитать чистую прибыль: формула ).

Для более подробного исследования влияния разных факторов на прибыль можно провести факторный анализ .

Читайте также:

В следующей таблице приведены показатели рентабельности предприятия, рассчитанные исходя из данных таблицы 1. Они нужны для анализа рентабельности предприятия.

Таблица 2. Показатели рентабельности предприятия

источник

Виды и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ финансового состояния ООО «Инком Сервис». Оценка показателей рентабельности и деловой активности деятельности предприятия. Механизм повышения финансовой результативности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особое значение в хозяйственной деятельности предприятия имеют финансовые отношения, которые возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т. е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

В рыночной экономике прибыль — цель, конечный результат, по которому можно судить о состоянии хозяйственной деятельности любой коммерческой фирмы. Прибыльная деятельность становится обязательным требованием для предприятий всех форм собственности.

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель — уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность — тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций — как объективно-экономическую категорию и как количественный и качественный показатель. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д ); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Данная тема «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия» актуальна в настоящее время, так как финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Целью данной работы является исследование механизма формирования финансовых результатов деятельности организации для выявления резервов роста показателей прибыли и рентабельности.

Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2) Проанализировать финансовые результаты деятельности ООО «Инком Сервис»;

3) Разработать мероприятия, направленные на улучшение финансовых результатов на предприятии.

Предмет исследования — это финансовый результат деятельности предприятия, полученный в процессе финансово-хозяйственной отношений.

Объект исследования — результат финансовой деятельности ООО «Инком Сервис».

При написании работы применены следующие методы исследования: теоретический, расчетный, графический, аналитический, метод абсолютных разниц, метод относительных величин.

Источники информации: кодексы, законодательные акты, литература по экономике, финансам и экономическому анализу, а также периодические издания экономико-финансового направления.

Структура работы: Введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа финансовых результатов: сущность финансовых результатов; виды и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия; методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Во второй главе проведен анализ финансовых результатов деятельности ООО «Инком Сервис»: анализ имущественного состояния предприятия; анализ ликвидности и платежеспособности; анализ финансового состояния и финансовой устойчивости; анализ показателей прибыли и рентабельности; анализ деловой активности предприятия.

В третьей главе представлены мероприятия, направленные на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия: разработан механизм повышения финансовой результативности в ООО «Инком Сервис»; представлены рекомендации по повышению прибыли и рентабельности на предприятии.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность финансовых результатов

Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения [23, с. 44].

Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов предприятий (потребления, накопления и резервного).

Важное значение имеет структура источников формирования финансовых ресурсов, в первую очередь доля собственных средств в их общем объеме, удельный вес заемных средств (свыше 50%) усложняет финансовую деятельность предприятия за счет дополнительных выплат банкам (заимодавцам), акционерам и пайщикам (дивидендов, процентов и др.) и часто делает баланс неликвидным.

Поэтому финансисты предприятий обязаны каждый раз рассчитывать выгодность привлечения в оборот заемных средств.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие предприятия, т. е. его финансовую устойчивость и платежеспособность в любой период года.

По источникам формирования финансовые ресурсы делятся на собственные и заемные. Собственные — это средства предприятия, сформированные в момент его создания в виде уставного капитала. Данные средства находятся в распоряжении предприятия на всем протяжении его существования. Собственными источниками пополнения финансовых ресурсов предприятия является нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет, фонды специального назначения, эмиссионный доход, а также средства новых инвесторов (собственников). Источниками пополнения, приравненными к собственным, является кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия (устойчивые пассивы), целевое финансирование из бюджета и вышестоящих организаций [41, с. 98].

В случае недостатка средств собственных источников предприятия могут привлекать заемные средства в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и ссуд банков, бюджетных ссуд и займов юридических и физических лиц.

Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:

— финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

— реальные и финансовые инвестиции;

— образование денежных фондов специального назначения;

— платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

— погашение кредитов и ссуд.

Финансовые отношения, возникающие в процессе, образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что, в свою очередь, опосредуется денежными потоками по различным видам его деятельности.

Текущая деятельность — движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платой, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью, уплатой процентов по указанным кредитам и займам и т. п.

Инвестиционная деятельность — движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

Финансовая деятельность — движение денежных средств, связанных с формированием и использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями, продажей корпоративных ценных бумаг, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов, погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (перемены лиц в обязательстве, новация, отступное и т. п) и т. д.

Читайте также:  Как поставить диагноз кошке без анализов

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде трех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы и его финансовую устойчивость [44, с. 169].

Финансовый поток — это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятия), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов.

Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия.

Выручка от реализации продукции — сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.

Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.)

Важным моментом в поступлении выручки является своевременность поступления средств. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, формы расчетов и др.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов [16, с. 179].

При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами — при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.

При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, чем при исчислении по моменту отгрузки, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет отличаться в зависимости от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого способа может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции, реализованной, для целей налогообложения, означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов на прибыль, НДС и целый ряд других платежей.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) — процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком; на нее большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т. е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т. е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [23, с. 148].

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли:

Маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);

Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

Общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль, или балансовая прибыль) — включает в себя, в соответствии с рисунком 1, финансовые результаты от реализации продукции, работ, и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, доходы и расходы от внереализационных операций и чрезвычайные доходы и расходы.

Чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

Капитализированная (нераспределенная) прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

Потребляемая прибыль — та часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

В процессе анализа необходимо проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

На рисунке 1 представлена Блок-схема факторного анализа балансовой прибыли.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1 — Блок-схема факторного анализа балансовой прибыли

Общий финансовый результат отражается в отчетности в развернутом виде и является алгебраической суммой прибыли (убытка) от продаж, продажи иного имущества и результатов от прочей финансовой деятельности, а также прочих внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т. д.). Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

1.2 Виды и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа [23, с. 215].

Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе бухгалтерской отчетности.

Дедуктивный метод (изучение от общего к частному) является основным при чтении (анализе) финансовых отчетов. Он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового анализа выработала следующие шесть основных правил чтения (методику анализа) финансовых отчетов.

Правило 1. Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

Правило 2. Вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

Правило 3. Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, и, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

Правило 4. Анализ относительных показателей — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Правило 5. Сравнительный анализ — анализ, который включает как межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, так и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений и пр.;

Правило 6. Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов:

— финансового анализа и управленческого (производственного) анализа.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

— множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

— наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

— ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

— ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

— максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы [16, с. 189].

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия, по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

— анализ абсолютных показателей прибыли;

— анализ относительных показателей рентабельности;

— анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

— анализ эффективности использования заемного капитала;

— экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.

Внутренний (внутрихозяйственный) финансовый анализ использует в качестве источника информации данные бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления:

— анализ эффективности авансирования капитала,

— анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

В системе управленческого (производственного) анализа появляется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности за счет привлечения данных управленческого производственного учета [8, с. 201].

Особенностями управленческого анализа являются:

— ориентация результатов анализа на свое руководство;

— использование всех источников информации для анализа;

— отсутствие регламентации анализа со стороны;

— комплектность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

— интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

— максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

К наиболее важным показателям финансовых результатов деятельности организации относятся:

— прибыль (убыток) от реализации продукции;

— прибыль (убыток) от прочей реализации;

Данные показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Основные задачи анализа финансовых результатов:

— оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и его внутренним структурным подразделениям;

— определение плановых и фактических темпов роста показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли к уровню предыдущего периода. Определение плановых темпов позволяет оценить напряженность плановых заданий. Определение фактических темпов роста дает возможность наблюдать за динамикой показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли;

— анализ факторов, обуславливающих степень выполнения бизнес-плана и показатели динамики прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли;

— выявление влияния результатов деятельности отдельных внутренних структурных подразделений на показатели выполнения бизнес-плана организации, а также на показатели динамики прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли;

— выявление возможных резервов увеличения сумм прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли;

— выявление и организация использования внутренних резервов повышения эффективности производства, подготовка управленческих решений. Экономический анализ призван организовать работу по использованию внутренних резервов производства, для этого нужно дать им экономическую оценку, после чего можно приступать к стадии подготовки управленческих решений. Экономист, занимающийся анализом, обязан подготовить варианты решений задач по управлению производством. Для этого нужно знать, какие произошли отклонения и какой характер эти отклонения имеют. Необходимо также следить за тенденцией отклонений. Отклонения могут быть положительные и нарастающие, такую тенденцию надо поддержать. Отклонения могут быть отрицательные и нарастающие. В этом случае нужно вырабатывать меры, которые препятствовали бы нарастанию этих тенденций и в конечном счете привели к погашению таких отклонений. Могут быть отклонения, которые носят отрицательный, но затухающий характер. Это значит, что в ходе управления производством, ранее принятые меры действуют положительно, выправляют положение на производстве. Надо оставить в действии эти мероприятия, поддержать или усилить их влияние [32, с. 235, 236].

Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций [42, с. 182].

Основные задачи анализа показателей рентабельности:

— оценка выполнения плана по показателям рентабельности продукции и по системе показателей рентабельности коммерческих организаций;

— анализ динамики показателей рентабельности продукции и рентабельности коммерческой организации;

— анализ факторов, обуславливающих динамику показателей рентабельности продукции и рентабельности коммерческой организации;

— выявление возможных резервов повышения рентабельности продукции и рентабельности коммерческой организации.

Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие:

— рентабельность текущих активов;

— рентабельность собственного капитала;

— рентабельность основных производственных фондов;

— рентабельность продаж (реализации);

— рентабельность долгосрочных финансовых вложений.

Рентабельность активов представляет собой процентное соотношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам), показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

Рентабельность текущих активов показывает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия. Показывает сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия. Определяется как отношение прибыли к величине собственного капитала [42, с. 182, 183].

Рентабельность основных производственных фондов показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность продаж (реализации) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к полной себестоимости продукции (отечественная методика) или к выручке от реализации (зарубежная методика). При расчете по валовой прибыли отражаются изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализации продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений показывает эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций. Рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов [42, с. 183].

Вышеперечисленные показатели зависят от многих факторов, и их значения существенно варьируются по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Первоочередными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются оценки:

— динамики показателей прибыли (обоснованности образования и распределения ее фактической величины, выявление и измерение действия различных факторов на прибыль, оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли);

— деловой активности и рентабельности предприятия.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия в основном базируется на финансовой (внешней) бухгалтерской отчетности предприятия.

Финансовая бухгалтерская отчетность состоит из нескольких образующих единое целое отчетных документов:

— бухгалтерского баланса, форма № 1;

— отчета о прибылях и убытках, форма № 2;

— отчета о движении капитала, форма № 3;

Читайте также:  Как поставить диагноз по результатам анализов

— отчета о движении денежных средств, форма № 4;

— приложение к бухгалтерскому балансу, форма № 5.

Баланс предприятия отражает финансовое положение предприятия на начало и конец отчетного года и на конец предшествующего отчетному году. Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг за предшествующий год с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за текущий год. Результатом данного сравнения является чистая (нераспределенная) прибыль или убыток за отчетный период. Приложение к балансу содержит расшифровку отдельных показателей баланса.

Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов предприятие достигло в течении года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности. Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем [8, с. 136].

Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия, и др. Количественная оценка делается по двум направлениям: степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
уровень эффективности использования ресурсов предприятия [44, с. 207].

Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:

где Тпб> Тр-, Так — соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала (Бд).

Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал предприятия возрастает; б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т. е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т. п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться.

Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них — выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.

При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.

Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются: для производственных запасов затраты на производство реализованной продукции; для дебиторской задолженности — реализация продукции по безналичному расчету (поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем выручки от реализации).

Дадим экономическую интерпретацию показателей оборачиваемости:

— оборачиваемость в оборотах указывает среднее число оборотов средств, вложенных в активы данного вида, в анализируемый период;

— оборачиваемость в днях указывает продолжительность (в днях) одного оборота средств, вложенных в активы данного вида.

Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показатель продолжительности операционного цикла, т. е. того, сколько дней в среднем проходит с момента вложения денежных средств в текущую производственную деятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет. Этот показатель в значительной степени зависит от характера производственной деятельности; его снижение — одна из основных внутрихозяйственных задач предприятия [42, с. 210].

Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях оборота собственного капитала и оборачиваемости основного капитала, характеризующих соответственно отдачу вложенных в предприятие: а) средств собственника; б) всех средств, включая привлеченные. Различие между этими коэффициентами обусловлено степенью привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности.

К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.

Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т. п.

К основным показателям рентабельности, используемым в странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала [44, с. 301].

Анализ состава и динамики прибыли.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализ.

1) систематический контроль за формированием финансовых результатов;

2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

3) выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

4) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

5) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

1) маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затраты по реализованной продукции);

2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

3) общий финансовый результат до налогообложения (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы);

4) налогооблагаемая прибыль (разность между брутто-прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается);

5) чистая прибыль — это та часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

6) капитализированная (нераспределенная) прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

7) потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на приобретенные ресурсы за анализируемый период [44, с. 215].

Следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.

Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен [44, с. 216].

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится [44, с. 217].

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.

Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен.

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т. д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров [44, с. 220].

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы [44, с. 221].

Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.

Анализ прочих финансовых доходов и расходов.

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставленные организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации, депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения [44, с. 223].

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг.

Доходы от акций могут изменяться за счет:

1) количества акций, имеющихся в портфеле предприятия;

3) уровня дивидендной доходности (отношение суммы полученных дивидендов к сумме инвестированных средств в данный вид активов).

Сумма полученных процентов по облигациям также зависит от количества облигаций, их стоимости и среднего уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов.

Средний уровень дивидендного дохода по акциям и средний уровень процентного дохода по облигациям зависят не только от доходности каждого вида акций или облигаций, но и от структуры портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность.

Процентный доход по депозитам зависит от среднегодовой суммы депозитных вкладов и среднего уровня депозитного процента (отношение суммы полученных процентов по депозитам к среднегодовой сумме депозитных вкладов.

Анализ прочих внереализационных доходов и расходов также следует проводить по каждому виду.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для их предотвращения.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствует о недостатках бухгалтерского баланса.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений [44, с. 226].

Анализ рентабельности предприятия.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [44, с. 226].

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации, или чистой прибыли от основной деятельности, или суммы чистого денежного потока, включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисленной амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

источник